Джо ОуэнКак управлять людьми. Способы воздействия на окружающих

Название: Скрытое управление человеком - Психология манипулирования.

Книга посвящена приемам воздействия на людей. В ней исследованы предпосылки и изучена технология скрытого управления и манипулирования. Даны многочисленные примеры применения этой технологии в отношениях между руководителями и подчиненными, женщинами и мужчинами, детьми и родителями, учителями и учениками и т. д.
Книга помогает освоить данный способ управления людьми и учит защищаться от манипуляторов.
Адресуется тем, кто желает добиться многого, опираясь на силу своего интеллекта.

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Козьма Прутков
Попытки управлять человеком, группой людей и иными человеческими общностями нередко натыкаются на сопротивление последних. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути:
попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, то есть сломить сопротивление (открытое управление);
замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызвало возражения (скрытое управление).
Понятно, что применить второй способ после провала первого невозможно - намерение разгадано и адресат настороже.
Ко второму способу прибегают тогда, когда предвидят сопротивление и потому сразу делают ставку на скрытость воздействия.
Фактически в каждой группе людей есть лицо, которое влияет на других, причем часто незаметно, и другие бессознательно подчиняются ему.
Скрытое управление производится помимо воли адресата и допускает возможное несогласие последнего с тем, что предлагается (иначе инициатору нет оснований скрывать свои намерения).

Содержание
Введение
ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 1. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Виды потребностей
1.2. Физиологические потребности
1.3. Потребность в безопасности
1.4. Потребность принадлежать общности
1.5. Потребность в уважении, признании
1.6. Потребность в самореализации
1.7. Потребность в положительных эмоциях
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СЛАБОСТЕЙ
2.1. Слабости, присущие каждому
2.2. Слабости, присущие некоторым
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИКИ
3.1. Психологическое заражение
3.2. Отождествление
3.3. Шаблоны
3.4. Чувства
3.5. Общение
3.6. Восприятие
3.7. Воздействие первого впечатления
Глава 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ
4.1. Ритуалы
4.2. Стандарты поведения
4.3. Господствующие стереотипы
4.4. Традиции и ритуалы
ЧАСТЬ II. ТЕХНОЛОГИЯ СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ
Введение
Глава 5. ПОЛУЧЕНИЕ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ АДРЕСАТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
5.1. Обнаружение и использование индивидуальных особенностей адресата
5.2. "Чтение" лица и голоса
5.3. Пантомимика
Глава 6. МИШЕНИ И ПРИМАНКИ
6.1. Мишени воздействия
6.2. Выбор мишеней
6.3. Приманки для адресата
Глава 7. АТТРАКЦИЯ
7.1. Психологическое содержание аттракции
7.2. Искусство комплимента
7.3. Тонкости слушания
7.4. Средства достижения аттракции
Глава 8. ПОНУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ
8.1. Сознание и подсознание
8.2. Внушение
8.3. Манипулирование информацией
8.4. Уловки
8.5. Риторические методы
8.6. Методы нейролингвистического программирования (НЛП)
ЧАСТЬ III. ЗАЩИТА ОТ СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ И МАНИПУЛИРОВАНИЯ
Глава 9. ЗАЩИТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

9.1. Алгоритм защиты
9.2. Не давайте информацию
9.3. Осознайте, что вами управляют
9.4. Пассивная защита
9.5. Активная защита
9.6. Защита "Расставьте точки над i"
9.7. От бегства до управления
Глава 10. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ОБЩЕНИЯ
10.1. Анализ взаимодействий
10.2. Трансактный анализ скрытого управления
10.3. Трансактный анализ манипуляцией
ЧАСТЬ IV. СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Глава 11. СЛУЖЕБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

11.1. Скрытое управление и манипулирование в коллективе
11.2. Подчиненные управляют руководителями
11.3. Скрытое управление подчиненными
11.4. Манипулирование подчиненными
Глава 12. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. ПЕРЕГОВОРЫ
12.1. Создание желаемой обстановки
12.2. Техника самоподачи
12.3. Скрытое управление и манипулирование партнером
12.4. Манипулирование участников переговоров
Глава 13. ПРОДАВЦЫ И ПОКУПАТЕЛИ
13.1. Скрытое управление покупателем
13.2. Памятка продавца
13.3. Манипулирование покупателями и продавцами
13.4. Базар в нашей жизни
Глава 14. ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ
14.1. Манипуляции супругов
14.2. Секс как средство манипулирования
14.3. Манипулирование по-женски
14.4. Скрытое управление в романтических отношениях
Глава 15. ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ
15.1. Скрытое управление детьми в семье
15.2. Манипулирование детьми в семье
15.3. Дети манипулируют родителями
15.4. Ученики манипулируют учителями
15.5. Скрытое управление и манипулирование учениками
Глава 16. ПОЛИТИКА
16.1. Гениальный манипулятор
16.2. Манипуляция на службе пропаганды
16.3. Серые пятна нашей истории
16.4. Скрытое управление - оружие знаменитых политиков
16.5. Манипулирование избирателями
Глава 17. РЕКЛАМА
17.1. Скрытое управление - основа эффективной рекламы
17.2. Приемы скрытого воздействия на потребителя
17.3. Неэффективная реклама
17.4. Манипулирование избирателями
Глава 18. МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЯМИ
18.1. Артисты-манипуляторы
18.2. Аттракция по-актерски
18.3. Скрытое управление на службе мастеров сцены
Заключение

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Скрытое управление человеком - Психология манипулирования - Шейнов В.П. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Искусство управлять людьми может быть полезным не только для тех, кто занимает руководящие должности на работе, но также и для всех, кто контактирует с социумом ежедневно. Простой набор психологических техник и умений поможет вам в случае спора убедить оппонента в вашей правоте, избежать конфликта, не поддаться на провокации извне, наладить отношения с близкими людьми.

Психология – полноценная отрасль науки, в которой есть раздел, изучающий прямое и скрытое воздействие на сознание коллектива и отдельной личности. Иными словами, тактика контроля над человеком даст вам возможность обрести гармонию с окружающими. Работает она практически с каждым вне зависимости от пола, возраста, социального статуса и взглядов. Если вы хотите узнать, как научиться управлять людьми, то наша статья специально для Вас.

Что такое манипуляция?

Манипуляция — скрытое управление личностью, то есть побуждение к принятию решений, выполнению каких-либо действий, которые необходимы манипулятору для осуществления собственных целей (зачастую корыстных).

Жертва ни в коем случае не должна понимать, что мысли и поступки, совершаемые под влиянием «кукловода» навязаны кем-то извне. В этом и заключается искусство управлять людьми. Такой навык даёт достаточно серьёзные возможности, которые могут воплотиться в качестве материального или морального удовлетворения.

С одной стороны, работа манипулятора зачастую воспринимается в глазах окружающих как негативное воздействие, но всегда у медали две стороны: так, реверс в этом вопросе – манипуляция учителя или родителя в отношении ученика или ребенка в воспитательных и образовательных целях.

Главное отличие манипуляции от добровольного выбора – очевидное отсутствие выбора. Человек поступает не в соответствии со своими интересами, а после осознания факта влияния чувствует себя использованным, что весьма неприятно. Но не с рождения человек имеет такой навык.

Что нужно знать

  1. Психика человека очень индивидуальна. Если один приём работает для одного, нет гарантии, что сработает и для другого. Свои умения следует применять с осторожностью.
  2. Любой навык нужно оттачивать. Одной теорией довольствоваться не стоит, в каждом деле необходима практика, никакое умение не приходит из ниоткуда.
  3. Воздействовать на человека возможно только в том случае, если он расположен к вам.
  4. Прежде чем пытаться убедить в чём-либо собеседника, узнайте о нём как можно больше, будь то место работы или личностные качества.
  5. Вы должны быть уверены в своих словах.

Точки воздействия

  1. Влияние на личность посредством её потребностей. Каждый человек стремится удовлетворить свои потребности или амбиции, будь то потребность в безопасности, физиология, желание занимать ту или иную должность, получить определённую услугу. На этом зачастую концентрируется внимание манипулятора. В основном этот навык используют СМИ. Самый яркий пример – реклама в интернете, на телевидении. Уловки маркетологов, умение правильно подать информацию, приглашение знаменитостей… Всё это заставляет массы скупать то, что предлагается с экранов.
  2. Манипулирование посредством слабости. Этот метод подразумевает навык игры на человеческих слабостях, к которым относятся неуверенность в себе, глупость, азарт, любопытство, внушаемость, суеверность, страх и прочее.
  3. Управление чувством вины. Зачастую, допустив малую провинность, жертва ищет способа искупить вину, чем и пользуется манипулятор. Этот навык чаще всего используют неопытные манипуляторы.
  4. Игра на тщеславии. Так же, как и неуверенностью в себе, можно воспользоваться и самоуверенностью: лестью и одобрительными речами управленец добивается своего.

Маскированное манипулирование

Также психология разделяет несколько главных методов влияния, которые значительно упрощают достижение цели в любых сферах человеческой жизни: работе, общественной деятельности, семье. Главными являются такие основы:

  1. Умение заинтересовать объект влияния. Будь то обещанная услуга или предоставление необходимой человеку информации, главное, чтобы мотивация была достаточно сильной для побуждения к активным действиям. Тут большим навыком обладать не нужно. Классический пример, который довольно часто применяется в семьях по отношению к детям: «давай ты выполнишь работу, а взамен получишь конфетку». Это происходит и с взрослыми, только «конфеткой» может быть повышение по должности, материальное поощрение. Психология одна.
  2. Уловки – способы манипуляции, заключающиеся в постановке управляемого в неловкое положение. Зачастую такая техника используется в спорах, дебатах.
  3. Управление людьми, находящимися в состоянии стресса. Один из самых простых методов, не требующих навыков в области психологии. Человек, который находится в состоянии глубокой депрессии, страха или стресса, легко внушаем. Ему не столь важно, во что верить. Цель такого человека – уцепиться хоть за что-то. Зачастую этим пользуются мошенники. Вспомните цыганок-гадалок, которые, видя, что человек находится не в лучшем расположении духа, пользуются этим.

Все способы манипуляции так или иначе раскрываются через приведённые выше основы. Некоторые из них применимы для толпы, иные вполне подходят для бытового применения.

Ещё несколько способов

  1. Влияние через стереотипы. В данном случае влияние оказывается через образы, укоренившиеся в сознании человека, традиции, элементы менталитета.
  2. Аттракция – один из методов, помогающий управлять людьми ещё более незаметно. Аттракция как таковая не есть способ манипулирования. Она лишь почва и является привлечением внимания человека, созданием интереса и должного расположения. Психология аттракции – стремление и умение добиться положительных эмоций.
  3. Внушение. Попросту вмешательство в психику человека. К таким методам относятся гипноз, нейролингвистическое программирование (НЛП). Воздействие преимущественно оказывается на эмоции, но такой метод требует особого навыка. Эту работу должен выполнять профессионал, точно знающий, как управлять людьми без вреда для психического здоровья.

Иначе действуют приманки, позволяющие манипулятору возможность привлечь и удержать внимание управляемого или социума к определенной части всего дела, отвлекая от основной цели. Этот способ можно назвать практически идеальным, потому что человек даже после того, как манипулятор получил своё, не замечает влияния.

Описанные техники являются разноплановыми и подходят как для бытового применения, так и для управления людьми на работе. Управление людьми — весьма полезный навык в наше время. Однако следует помнить, что применять данные способы в массах целесообразно только в том случае, если точки, на которые Вы намерены «давить», у большинства управляемых одинаковы или, по крайней мере, близки. Другие же методы являются пригодными только для персонального влияния на бытовом уровне, зачастую осуществляемом неосознанно.

В заключение следует сказать, что наука не стоит на месте и довольно быстро развиваются, появляются новые сведения, данные, методики по теме управления людьми, но главные пункты, существующие на данный момент и приведённые выше, не потеряют своей актуальности и с течением времени.

В процессе детального изучения темы управления людьми имеют особое значение книги Пола Экмана. Для совершенствования навыка манипулирования начните с них.

Психология человека , в большинстве своем — «рабско-властная» — она такова, что почти всем, с дисгармонией в душе, хочется знать как управлять людьми , и в то же время — они хотят, чтобы управляли ими (парадокс).
Фраза «управлять людьми» — здесь интерпретирована как влияние на человека, манипулирование им — его мыслями, эмоциями (чувствами) и главное — поведением, а не в смысле профессионального руководства на производстве или командования в армии…хотя и в последних найдутся самодуры и манипуляторы…

Сколько уже написано научных и полунаучно-популярных книг по психологии человека (и по «околопсихологии») на тему: «Как управлять людьми» , многие из них действительно полезные и практичные, но все равно часто становятся чтивом для неудачников , наполняя их полки или файлы в компьютере бесполезным, но вселяющим надежду на улучшение своей жизни, грузом с многообещающими заголовками — своеобразная защита психики от саморазрушения.


А все дело в том, что если человек неудачник по сценарию жизни , то ты хоть подари ему «Ленинскую библиотеку» (в смысле по объему) «умных» книг по тому, как управлять человеком или как достичь успеха в жизни — не важно, он все равно останется неудачником — априори…

Как управлять людьми, изменив психологию человека

Исходя из того, что в психологии человека изначально заложена психическая энергия «Физис» , являющаяся той жизненной силой, которая направлена на свободу, достижение успехов и улучшение качества жизни и здоровья, получения удовольствия от жизни (для чего человек живет) — каждый индивид подсознательно тянется к управлению собой и своей жизнью, и автоматически может управлять другими, но мы все же рассмотрим некие практические примеры как управлять людьми, не с целью манипуляции, а с целью улучшения взаимоотношений, и главное — чтобы самому перестать быть «властным-рабом».

Психология человека: как управлять людьми

Чтобы лучше познакомиться с темой: Психология человека: как управлять людьми , вам предстоит узнать свою собственную психику и личность, т.е. их глубинные, подсознательные структуры (см.) .
Чтобы легко управлять другими людьми, будь то детьми, родителями, мужем или женой, друзьями и партнерами, подчиненными или начальством — не важно, нужно начать не с изучения психологии другого человека, а с познания себя, своего «Я» — желательно, осознав свой жизненный сценарий (см.) — свои собственные «кнопки управления» мыслями, эмоциями и поведением в тех или иных, обычно стрессовых или кризисных ситуациях, в том числе — надуманных (нафантазированных).

Словом, совершенно невозможно научиться управлять другим человеком, не умея управлять самим собой («Владеющий собой — владеет миром» -Сенека-)

Искусство управлять людьми

Подсознательно управлять человеком, в том числе самим собой — это некая наука, но в большей степени — искусство. Т.е. в большинстве своем само управление: влияние и некоторые манипуляции происходят неосознанно (на подсознательном уровне), как со стороны управляющего, так и управляемого, хотя первый может манипулировать вполне осознанно, например информация рекламодателей, телевидение (др. СМИ), родители и учителя, профессиональные управленцы-начальники, маркетологи, продавцы, пиарщики, политики и, конечно, «лохотронщики» , аферисты и мошенники всех мастей…

Искусство управлять людьми, конечно, основано на понимании основной психологии человека, не каждого, естественно, но многих…а именно, у многих людей есть такие «кнопки управления», как желание халявы , дармовщинки, жадность , алчность, тщеславие, амбиции… — это, скорее, пороки, а также, эмоционально-психологические аспекты — стеснительность , излишняя скромность, робость, нерешительность, боязнь сказать «Нет», неуверенность в себе, низкая самооценка и отрицательная жизненная Я-позиция — все это приводит к тому, что такими людьми, знающие, могут легко управлять…мало того, эти люди, как ни странно, подсознательно сами хотят, чтобы ими управляли, манипулировали и даже обманывали …

Именно такие люди, которыми уже «по-управляли», почувствовав себя «жертвой» в этой психологической игре , переключаются, согласно треугольника Карпмана , в «преследователя», с вполне естественным желанием — «отомстить», не важно кому, главное теперь самому по-управлять другим человеком. Отсюда и возникает «рабско-властная» психология человека.

Как научиться управлять людьми

Итак, как же научиться управлять людьми, научившись управлять собой? Здесь понадобится практика, практика и еще раз практика, кроме изучения теории.
Т.к. управление происходит в основном подсознательно, то за основу вы можете взять некоторые техники НЛП (нейролингвистическое программирование). Ваша цель — как вы помните — не манипуляции, а налаживание гармоничных взаимоотношений — иначе, снова сыграв в психологическую игру (см.) , вы окажетесь опять в роли «жертвы».
Ко всему прочему, желательно осознать свои собственные «кнопки» и нивелировать их, а также, занявшись психотренингом самостоятельно или пройдя курс психотерапии , воспользовавшись услугами психолога, создать гармонию внутри своей личности — стать более уверенным , решительным и удачливым …

На этих страницах вы подробно узнаете, как управлять человеком , применяя методику НЛП, используя язык тела и определенный словесный язык.

Высокомерие – это личностное качество, проявляющееся в безразличии человека к мнению и чувствам окружающих, тенденции ставить себя выше всех остальных и их потребностей. Важный момент в определении высокомерия – демонстрация своего презрительного отношения, позиции, без уважения других, что проявляется как на вербальном уровне (насмешками и унизительными замечаниями), так и на невербальном (выражением лица или игнорированием).

Психология рассматривает качество личности высокомерие, как категорию, формирующуюся в процессе развития, под воздействием воспитательных и социальных факторов, но также иногда к этому приводят особенности психологического развития и полученных психологических травм. Отражает высокомерие процессы, происходящие в эго, и формируется на основании самооценки, восприятии своих личностных качеств, но, к сожалению, не в объективной перспективе.

Что это такое

Высокомерие людей появляется вследствие искаженного восприятия собственной личности, когда малейшие заслуги или достижения воспринимаются сверхважными или актуальными. Призма восприятия собственного вклада нарушена настолько, что выполнение будничных дел и даже заданий среднего уровня сложности человек расписывает, как достижение, оценить которое должен весь окружающий мир.

Неадекватность самооценки и оценки уровня окружающих приводит к тому, что высокомерный человек считает себя значительно более успешным, достойным, умным и красивым, чем в реальности. В сравнении с другими высокомерие рождает установку на то, что все являются недостойными и ущербными, даже если объективные показатели говорят обратное. На глазах человека находится своеобразная пелена, не позволяющая адекватно реагировать на происходящее, что актуализирует другие негативные проявления личности, такие, как склонность к хамству, надменности и тщеславию, а при более тонкой душевной организации – к обидчивости, стремлению манипулировать.

Несмотря на то, что главными характеристиками высокомерия является нарушение самооценки и поведенческого аспекта реагирования на социальные происшествия, причиной возникновения высокомерного взгляда на мир является воспитание. Родительские поощрения, безусловно, должны присутствовать в любом воспитании, поскольку формируют уверенность и способность справляться с дальнейшими жизненными трудностями, но при избыточной похвале формируется обратная реакция.

Тот ребенок, которого часто хвалят, причем используя формулировку, где он называется самым лучшим или сравнивается с другими, то формируется уверенность в собственной личностной исключительности, особенно, когда родители пытаются похвалой подбодрить кроху или заменить ею какие-то другие функции общения. Чем дальше благоприятные замечания старших от реальности, тем менее адекватной будет , так с детства человек приучается воспринимать окружающих изначально недостойными или ниже уровнем. Чтобы избежать подобного развития, хвалить или ругать ребенка необходимо только за совершенные поступки, четко выделяя его действия, при этом, никак не оценивая личность.

Благоприятно данное качество только для ошибочного собственного восприятия человека, для окружающих это по большей части негативный опыт. Негативное действие оказывает высокомерие также на уровень общего развития человека, его личности и когнитивной сферы. Практически полностью исчезает мотивация, ведь нет смысла чего-то добиваться, считая себя и так самым успешным. Чем дольше человек живет в состоянии высокомерия, тем вероятнее наступление скорейшего эмоционального потрясения, поскольку реальность всегда восстанавливает естественный ход вещей. В такие моменты люди сталкиваются с собственным бессилием, ничтожностью, недостаточным развитием и прочими характеристиками недостаточного развития и ошибочного мнения о себе. Приходится реорганизовывать свою модель взаимодействия и обращаться за помощью к тем, кого считали недостойными даже приветствия. Человек может вовремя изменить ситуацию, если будет ориентироваться в признаках высокомерия.

Признаки высокомерия

Проявление высокомерия заключается в отсутствии способности у человека замечать таланты, достижения и достойные качества других людей. Также страдает способность к замечанию совершаемых для него окружающими поступков, помощи, благоприятных отзывов или прощения ошибок.

Возможно повышение и обидчивости, что связано с тем, что окружающие люди начинают делать замечания относительно заносчивости или неадекватности оценки. Чем больше растет уровень высокомерия, тем чаще человеку начинает казаться, что социум его недооценивает – это порождает не только обиду с уходом в себя и изоляцию, но также провоцирует множественные конфликты. Неспособность выдерживать критику и ответственность – главные черты высокомерных личностей. Во всех проблемах виноваты окружающие, для оправдания собственных оплошностей всегда находятся объяснения.

Высокомерные люди избегают вопросов, считая, что это является признаком незнания и демонстрацией своей нуждаемости в чужой помощи. Потребность оставлять репутацию непогрешимости остается настолько высока, что человек выбирает оставаться без необходимой информации, даже если от этого испытывает ощутимый вред. Доходит до смешных вариантов, когда отсутствует внутренняя возможность спросить дорогу в незнакомом месте или попросить официанта рассказать об особенностях блюда в новом ресторане. Мотивация при этом единственная – чтобы даже посторонние люди не заподозрили некомпетентность в ситуации, где нормально явление отсутствия ориентации в неизвестной области.

Рядом со страхом показать свою неосведомленность ходит неумение признавать ошибки, принимать чужую точку зрения. Порой упорство в отстаивании своего мнения оборачивается катастрофическими последствиями, если человек занимает руководящую должность или его деятельность связана с работой с людьми. Упрямство и уверенность в собственной правоте не позволяют произнести слова извинения. Даже если человек согласится под серьезным давлением с чужой позицией, то внешне продемонстрирует недовольство и промолчит в признании своих ошибок.

Повышенный эгоизм и любовь к вниманию проявляются к активизации на общих собраниях и конференциях или даже в кругу друзей. Такой человек стремится к тому, чтобы говорил только он, не учитывая уровень заинтересованности других в его речах и с гипертрофированной обидчивостью на перебивания или замечания. Сам человек не способен дослушать говорящего, вся информация кажется ему незначительной, глупой или не стоящей внимания, поэтому часты перебивания и простое неумение погрузиться в рассказ собеседника.

Общение с людьми явно не своего круга вызывает излишнюю раздражительность, показываемую всеми доступными способами. Толерантность отсутствует, как и мнение, что любой человек является уникальной личностью. Тут возможны даже прямые оскорбления, жестокие шутки и издевательства.

Чувство собственного превосходства провоцирует такие проявления гордости, как отсутствие элементарных знаков вежливости и воспитания, например, поздороваться с человеком при встрече первым или подать руку. Складывается внутреннее ощущение, что собственная личность настолько значима и исключительна, что все остальные должны замечать его и здороваться первыми, в противном случае повышенная собственная значимость создается за счет игнорирования других.

Проблема проявления высокомерия

Проблемы высокомерности остро касается не только самого человека, но является общесоциальной, ведь общение в подобном ключе не приносит пользы, удовольствия, развития, а наоборот только ухудшает психологическое самосознание ближайшего социума. От таких личностей быстро отворачиваются не только друзья, но также поверхностные знакомые начинают делать вид, что впервые его видят. Профессионального понимания, поддержки и товарищеской атмосферы так же не может быть в присутствии человека, относящегося снисходительно, а порой и уничижительно к другим. Личная жизнь может напоминать хождение по «минному полю» или отсутствовать полностью.

Высокомерие препятствует нормальному равноправному общению, и пока сам человек с неадекватной самооценкой не поймет свои ошибки, в его ближнем кругу будут только виктимные личности. Склонность к жертвенности, сниженная самооценка заставляют людей искать подтверждение своей ущербности вовне и тогда тот, кто мнит себя божеством, полностью реализует их картину мира. При этом данный союз нельзя назвать ни гармоничным, ни продуктивным, но только укрепляет деструктивные особенности каждого.

Внутриличностная проблематика высокомерия в том, что человек все же пытается обмануть себя в своей исключительности. На самом деле подсознательные механизмы оценки действительности работают довольно хорошо, и внутренний голос всегда напоминает человеку о его недостатках. Чем чаще и сильнее подобные напоминания, тем интенсивнее человек выносит свое презрение окружающим, поскольку это единственный способ изменения действительности, доступный ему. Пока гармоничная личность будет замечать свои недостатки, и искать пути их преодоления, развития новых качеств, высокомерный человек будет искать изъяны в других или заведомо порочить чью-то репутацию иллюзорно возвышаясь.

В ситуации, когда жизнь сталкивает высокомерного человека с реальностью, его реальной беспомощностью, то он очень сильно фрустрируется, в такие моменты возможно падение в другую крайность. Человек резко осознает, что все его достижения и хорошие качества были лишь плодом его фантазии и начинает принижать себя, опять не видя реальности. Если же ситуация не разворачивается так, чтобы показать ему реальное положение дел, то возрастает риск переоценки своих моральных, физических и прочих возможностей. За этим следуют проваленные проекты, разорванные отношения, общее истощение организма, внутриличностный кризис.

Примеры из литературы и жизни

Тема высокомерия часто присутствует в жизни, поэтому неизбежно стала сюжетом для литературы и кино. Существует высокомерие, основанное на социальном разделении, и проявляется оно соответствующими примерами. Например, на совещании мужчина может вызваться на сложный и оплачиваемый проект, мотивируя тем, что справится лучше присутствующих женщин, которые заранее глупее. Классовое высокомерие проявляется в нежелание посещать какие-либо заведения. Например, человек, причисляющий себя к элите, может брезгливо относиться к лофтовым кофейням, предпочитая рестораны, а бедный художник может избегать дорогих и пафосных клубов, аргументируя это недостойностью и низким духовным развитием завсегдатаев этих мест.

Высокомерное отношение встречается у учителя по отношению к ученикам, когда вместо того, чтобы выслушать точку зрения младшего, разобраться в проблеме и разнице взглядов, учитель выбирает продавить свою позицию авторитетом.
У начальников крупных организаций, особенно недавно назначенных встречается высокомерие, направленное на всех. Сотрудники, десятилетиями выполнявшие свою работу прекрасно, становятся некомпетентны, а родственники и дети вдруг должны подчиняться любой воле.

Высокомерие может встречаться и там, где для этого, кажется, нет повода. Парикмахер будет смотреть осуждающе на клиентку, не разбирающуюся в принципах стрижки, не смотря на то, что успешна в других областях. Продавец на рынке может критиковать вкус аристократической дамы, и ставить в пример себя, без учета ее мнения и потребности в совете. Чем уже кругозор человека, ниже уровень его общей осведомленности, тем вероятнее развитие высокомерного отношения и позиционирования своего пути исключительно верным.

Подобные социальные проблемы широко рассматриваются в классической литературе, особенно у Чехова и Достоевского. Реакции персонажей не всегда описываются высокомерием, но могут присутствовать описания надменного взгляда, нетерпения в спорах, упорности в своей позиции, отсутствием чуткости к чужому мнению, положению, состоянию.


Управление людьми является настоящим искусством. Чтобы подчинять себе людей, заставлять делать их то, что хотите вы, направлять в свое «русло», необходимо научиться некоторым психологическим методам воздействия на человека. Читайте в этой статье о 10 способах, как управлять людьми и добиваться своего.

Как управлять людьми — 10 способов

Правильный взгляд

Есть особенный взгляд, который заставляет людей считаться с вами, признавать в вас сильного противника на уровне подсознания.

Этот взгляд может пригодиться в любой спорной ситуации, когда вы хотите заявить, что с вами стоит считаться и решения здесь принимаете вы.

Нужно смотреть в глаза, но не на поверхность глаза, а как бы сквозь неё, заглядывая в душу. Получается пронзительный взгляд, который заявляет о вашем решительном настрое. И люди чувствуют это.

Энергетическая пауза

Чтобы добиться желаемого, люди иногда применяют метод бестактного вопроса в окружении других людей. Наедине вы без колебаний отказались бы отвечать или ответили бы отрицательно, но на людях вы растеряны и можете согласиться или ответить, чтобы не показаться жадным, скрытным и так далее.

Чтобы не попасться на эту удочку, можно применять метод энергетической паузы. Вы смотрите в глаза человеку так, как будто собираетесь ответить. Он готовится принять ваш ответ, но вы не отвечаете.

Вы продолжаете смотреть на него, но ничего не говорите. Он растерянно отводит взгляд, и тогда вы начинаете говорить о чём-нибудь другом. После такого случая он больше не будет пытаться вынудить вас отвечать при людях.

Пауза и поощрение

Иногда люди пытаются требовать что-то, уповая исключительно на интенсивность своего требования. То есть человек в принципе понимает, что его требование безосновательно, и вы это понимаете.

Тем не менее он активно и очень эмоционально требует что-то, рассчитывая, что вы уступите, опасаясь конфликта. Если вы поддержите его тон или начнёте возражать, конфликт состоится.

Вместо этого держите паузу и дружелюбно поощряйте человека продолжать разговор. Чувствуя поддержку, человек перестанет горячиться, начнёт говорить спокойнее.

Но и после этого не прекращайте молчания, кивайте и поощряйте его говорить дальше. Человек начнёт объяснять, потом - оправдываться и, наконец, извиняться.

Защита от взгляда

Конечно, какие-то приёмы применяете не только вы и не только сознательно. Бывает, что люди бессознательно чувствуют, как надо поступить, чтобы добиться желаемого, и ведут себя так.

Если вы заметили пристальный взгляд собеседника, он может применять к вам какой-то приём психологического воздействия, неважно, сознательно или нет.

Помните: вы не обязаны играть с ним в гляделки, принимая правила его игры. Посмотрите ему в глаза, улыбнитесь, давая понять, что вы заметили его взгляд и вам всё равно, и смотрите на другие объекты.

Побороть неприязнь

Жизнь нередко сталкивает нас с неприятными людьми, с которыми мы просто вынуждены общаться и сохранять хорошие отношения.

Чтобы поддержать нормальное общение или получить что-то от этого человека, придётся действительно побороть неприязнь к нему. И не просто натянув фальшивую улыбку, а проникнувшись сочувствием и добротой.

Как это сделать, если перед вами скандальный мерзкий тип?

Представить его маленьким ребёнком. Если ребёнок ведёт себя плохо, значит, он озлобленный, несчастный или избалованный. В любом случае в этом виновата среда окружения.

В принципе, это правда, так что вы даже не обманываете себя. Когда вы увидите этого человека ребёнком, не сможете злиться на него, а люди всегда чувствуют доброту и сочувствие, и это их обезоруживает.

Давление

Многие люди для получения желаемого оказывают давление на своих сотрудников, родственников и друзей. Как это выглядит со стороны: многократное повторение одних и тех же требований - то мягкое, то жёсткое, то настойчивое и эмоциональное, то ненавязчивое.
Человек даёт вам понять, что у вас просто не получится сделать по-другому, он будет стоять на своём до самого конца.

Что можно сделать с этим? Хорошо помогает называть вещи своими именами. Например, вы можете сразу спросить человека: «Вы на меня давите?». Как правило, человек после этого теряется. Не менее важно и умение твёрдо говорить «нет».

Умение говорить «нет»

Вы должны научиться говорить «нет», это сильно пригодится в борьбе с разного рода манипуляторами, среди которых могут оказаться не только навязчивые партнёры, но и ваши друзья или родные.

Вы должны научиться говорить именно это слово - «нет». Не «не получится», или «не знаю», или «посмотрим», а именно твёрдое «нет».

Не объяснять свой отказ

Это тоже большое умение, которое приобретается с опытом. Если вы отказали кому-то, сказали своё твёрдое «нет», сумейте обойтись без объяснений и уж тем более без оправданий.

При этом нельзя испытывать чувство вины за то, что вы отказываете без объяснений. Люди чувствуют внутренний настрой, и если вы будете колебаться внутри себя, то от вас добьются комментариев и, может быть, даже уговорят.

И опять же, не всегда стоит отказывать без объяснений, но бывают случаи, когда это необходимо.

Позиция без доказательств

В переговорах доказательства правоты часто играют отрицательную роль. Правота - это состояние, которое передаётся на уровне ощущений. Вы чувствуете свою правоту, и другие люди соглашаются с вами.

Если же вы начинаете доказывать свою позицию аргументами, это может разрушить уверенность в правоте.

Допустим, вы приводите один аргумент, и ваш собеседник опровергает его. Если после этого вы приведёте второй аргумент, значит, вы соглашаетесь с тем, что первый был неудачным, а это потеря своих позиций и непоколебимой веры в свою правоту.

Зафиксировать новую роль

Если вы вступаете в какую-то новую роль - начальника отдела, капитана команды или какую-то другую - нужно сразу же зафиксировать её, обозначив свои полномочия. Как можно скорее сделайте в новой роли то, что вы не могли бы сделать в прежней.

Отдайте какое-то распоряжение, примите решение, спросите ответ от подчинённых и так далее. Чем дольше вы тянете со вступлением в новую роль, тем больше могут урезать ваши права.