Старт в науке. Древнегреческая ионийская десятеричная алфавитная

планета Узнавайка

У. –Мы приземляемся на первой планете Узнавайка. Слайд 5

У. - Жаркая планета. Приготовьте числовые веры.

Покажите на числовом веере число, следующее за числом 5. (7, 2, 6)

Как получить следующее число?

Покажите на числовом веере число, идущее перед числом 8. (4, 3, 7)

Как получить предыдущее число?

Молодцы! Вы хорошо поработали. Надо ли нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё знаем? (Надо)

А хотите ли вы узнать что-то новое? (Хотим!)

а) Знакомство с цифрой 9.

Слайд 6

У. - Смотрите, мы пролетаем по нашей Галактике. Кто знает, что это такое?

Сколько планет движется вокруг нас? А можете их назвать?

У. - Существует ли цифра, с помощью которой можно записать это число? Можете ли вы записать число 9 красиво и правильно.

У. - Догадались, какая будет тема урока?

У. – Откройте учебник, стр.16 . Прочитайте тему урока.

Правильно вы догадались?

У.- А что вы хотите узнать о числе 9?

Слайд 7

У. - Внимание на экран.

Слайд 8

У. - На что похожа цифра 9? (Ответы детей.)

У. А ещё есть стихотворение про эту цифру, прочитайте стихотворение С.Я. Маршака в учебнике на с. 16.

У. – Умеете ли вы писать цифру 9?

У. Чему будем сейчас учиться?

Физкультминутка

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – чуть присесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

б) Письмо цифры 9.

У. - Из каких элементов состоит цифра 9? Откуда начнем писать цифру 9?

Слайд 9

У. – Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру 9.

У. -Напишите цифру 9 на ладошке пальчиком.

У. - А теперь по образцу пропишите цифру 9 в полетном задании, отступая каждый раз одну клеточку вправо. Обведите свою самую красивую цифру.

У. –Что учились делать?

У:- Для чего научились?

У. - Запишите номер на нашей ракете.

в) Соотношение между числом и количеством предметов.

У. - Мы уже знаем, что каждое число обозначает свое количество предметов.

У. - В полетном задании обведите столько клеточек, чтобы это соответствовало числу 9.

У. -Сколько клеток обвели?

Запишите рядом цифру 9.

г) Место числа 9 на числовом луче.

- Что будем делать?

У. - Найдите место числа 9 на числовом луче.

У. - Покажите стрелочкой на числовом луче, как вы получите число 9.

Слайд 10

У. – Почему стрелка направлена вправо?

У. -Чтобы найти место числу 9 на числовом отрезке, надо к 8 прибавить 1.

У. - А как записать наше действие в виде равенства?

У. - Как называется число 9 по отношению к числу 8?

У. - А число 8 по отношению к числу 9?

Итог: - Что вы узнали на планете Узнавайка?

Физкультминутка.

Слайд 11

Планета Запоминайка Слайд 12

е) Состав числа 9.

Задание № 3 с. 16 учебника

Ребята, жители этой планеты вырастили цветик “девятицветик. Слайд 13

У. - Сколько лепестков у этого цветка?

Оторвем 1 лепесток. Сколько осталось? (8)

9 – это 1 и 8.

Оторвем 2 лепестка. Сколько осталось? (7)

9 – это 2 и 7.

Аналогично 9 – это 3 и 6

9 – это 4 и 5

У. - Итак, из каких частей состоит число 9?

У. -Для чего необходимо знать состав числа?

У. -Состав числа нужно быстрее выучить наизусть.

Срочно пора отправляться в путь. Садимся в нашу ракету под номером 9 Повторяем снова состав 9, вставляем числа.

Слайд 14 с составом числа

Итог: - Что вы запомнили на планете Запоминайка?

Покидаем эту замечательную планету и летим дальше.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Тема: Число и цифра 9.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель : закреплять у обучающихся представления о цифре и числе 9, счет в пределах 9.

Задачи:

Образовательные : уточнить представление о числе 9, понимание отношений между числами натурального ряда (больше - меньше на один); закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; закрепить навыки ориентирования в пространстве.

Коррекционные : способствовать развитию слухового и зрительного восприятия и внимания; стимулировать речевую активность обучающихся; развивать графомоторные навыки.

Воспитательные : воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Оборудование: иллюстрация Айболит, предметные картинки (животные, баночки с лекарствами, конфеты), карточки с цифрами, проволока для конструирования цифры 9, счетные палочки, индивидуальные карточки с заданиями.

I.Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Актуализация опорных знаний.

Начинаем урок с математической разминки.

1. Восстановить числовой ряд.

Что можете сказать? (Числа стоят не по порядку, потеряли свои места.)

Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, кто пришел к нам в гости на урок.

Как будем расставлять? (От самого маленького до самого большого.)

Кто же наш сегодняшний гость? (Айболит)

А чем занимается Айболит?

Вы все любите животных? Многие из них беззащитны, а некоторых видов на Земле осталось очень мало. И поэтому людям нужно заботиться о них, беречь их.

2. Ориентация в числовом ряду.

Айболит просит вас помочь ему подготовиться к приему больных. Расставить лекарства на свои места .(педагог расставляет лекарства на доске)

Назовите цифры от 1 до 8. Какой это счет?(прямой)

Обратный счет от 8 до 1.

Какая первая цифра?

Какая последняя цифра?

Назовите число, которое стоит между 3 и 5.

Назовите число, которое следует за числом 5.

Назовите предыдущее число для числа 4.

Какое число стоит слева от 3.

Какое число стоит справа от 6.

3. Итог

Эти знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке.

III. Постановка проблемы .

Мы знаем, что к доктору приходят лечиться различные животные. Мы с вами должны посчитать животных, которые пришли на прием к Айболиту. Я буду читать стихотворение, а вы откладывать счетные палочки у себя на столе в ряд.

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица.
Прибежали три мартышки
И уселись возле мышки.
Сколько же всего животных,
Посчитайте поскорей! (9 животных.)

(педагог прикрепляет животных на магнитную доску).

Итак, их 9. А знакомы мы с числом 9? (Нет.)

А как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

(Мы узнаем все о числе 9)

IV. Ознакомление с новым материалом и «открытие» обучающимися новых знаний.

а) Анализ графического образца цифры .

Цифра написанная на доске.

Карточки с цифрой 9 у обучающихся.

Проволока для конструирования цифры 9.

Существует цифра, с помощью которой можно записать это число. (Показываю печатную цифру)

На что она похожа? (Ответы детей.)

Обведите цифру 9 пальчиком.

Покажите 5 пальцев на левой руке и 3 пальца на правой руке. Добавь к ним еще 1 палец правой руки. Сколько стало пальцев?

9 как и 6, вглядись,

Только хвост не вверх, а вниз. (педагог показывает цифру 6 и 9) )

Сконструируйте из проволоки цифру 9.

Пальчиковая гимнастика

Ребята, прежде чем начать писать, Айболит рекомендует сделать гимнастику для наших пальчиков.

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

Раз, два, три, четыре, пять,

б) Письменная цифра 9.

Работа по карточкам. Найдите среди знаков цифру 9 и обведите ее в кружок.

1 4 3 5 6 9 8 7 9 3 6 8 9 2 8

Сколько раз вам встретилась цифра 9?

Мы уже познакомились с цифрой 9, а писать мы ее еще не умеем.

Рассмотрите, как пишут цифру 9, обозначающую число 9.

(После показа письменной цифры 9,обучающиеся пишут в тетради.)

Объяснение: Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого полуовала.

Начинаем писать овал немного ниже вершины правого верхнего угла клетки.

Закругляем, ведем вниз до середины клетки. Опять закругляем и ведем вверх к началу овала и затем ведем вниз; закругляем на середине нижней линии клетки; закругляем влево чуть выше нижней стороны клетки.

Давайте все вместе напишем цифру 9 в воздухе.

Откройте тетради, возьмите ручки и напишите сначала по точкам, а потом строчку до конца.

Закройте тетради и положите ручки на край стола.

в ) Соотношение между числом и количеством предметов.

Мы уже знаем, что каждое число обозначает свое количество предметов. Доктор хочет проверить ваши знания и просит найти соотношение между числами и рисунками.

(Обучающиеся работают самостоятельно по карточкам. При проверке располагают числа на доске в порядке возрастания.)

Ребята кого у нас 5?8?9?

V. Физкультминутка .

Чтобы не болеть, Айболит советует не только есть витамины, но и заниматься спортом.

Чтоб расти нам сильными,

Ловкими и смелыми,

Ежедневно по утрам

Мы зарядку делаем.

К солнцу руки поднимаем,

Дружно, весело шагаем,

Приседаем и встаем

И ничуть не устаем.

г) Место числа 9 на числовом отрезке.

Звери часто не выполняют советов Айболита и начинают болеть. Чем лечит Айболит? (лекарствами) Ребята, вы знаете, что лекарства очень горькие. Что часто дают после лекарств?(конфеты)

А сейчас мы узнаем, сколько у Айболита конфет.

Давайте решим задачу.

У Айболита было 8 конфет маленьких для маленьких зверят и 1 конфета для большого зверя. Сколько всего конфет было у Айболита?

О чем говорится в задаче?

Сколько было маленьких конфет? Какой цифрой обозначим количество конфет?( 8)

(педагог пишет на доске цифру 8)

Сколько было больших конфет? Какой цифрой обозначим большую конфету? (1) (педагог пишет на доске цифру 1)

Какой вопрос задачи?

Конфет стало больше или меньше у Айболита?

Какое арифметическое действие мы выберем для решения задачи?

При сложении между числами ставим какой знак? С числами, что мы делаем?

8к.+1к.=9к.

Что означает цифра 8? Что означает цифра 1?Какой ответ задачи?

Мы теперь знаем сколько конфет у Айболита.

Давайте откроем тетради и запишем решение нашей задачи.

2 клеточки вниз отступите и запишите решение нашей задачи.

Положите ручки и посмотрите на числовой ряд.

VI. Закрепление нового материала.

А как найти число 9 на числовом отрезке?

(От числа 8 сделать 1 шаг вправо.)

А как записать наше действие в виде примера? (8+1 =9)

Давайте вместе прочтем пример. 8 + 1 =9 (2 раза - 8 плюс 1 равно 9)

Прочитаем этот пример по разному: восемь плюс один – равно девять, к восьми прибавить один –получится девять.


Отступите 2 клеточки вниз и запишите этот пример.

Отступите 2 клеточки вниз.

Запишите в строчку числовой ряд 1 до 9, пропуская одну клеточку. Закройте тетради и положите на край стола.

VII. Итог урока.

Ребята, с каким числом, цифрой познакомились на уроке?

После какого числа следует число 9?

На каком по счету месте стоит число 9?

Между какими числами стоит число 8?

Айболиту очень понравилось как вы работали на уроке, помогли ему посчитать зверей, которые пришли на прием, по порядку расставить лекарства, выполняли его советы, делали зарядку, помогли посчитать конфеты. Вы настоящие помощники!

Урок окончен! Спасибо за внимание!


Класс: 1 «Г»

Учитель: .

Тема: Число и цифра 9. Наглядная модель, состав числа 9.

Цели: 1) Сформировать представление о числе 9, его составе, умение их записывать, умение определять место числа 9 на числовом отрезке, складывать и вычитать в пределах 9.

2) Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Оборудование: Учебник, математика 1 класс , часть 2, демонстрационный материал, раздаточный материал, домик для состава числа 9.

Ход урока:

I . Мотивационный момент.

Цель: 1) Организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;

2) Зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.

Какова была цель вашего путешествия? (Мы должны были научиться писать цифру 9, узнать состав числа 9.)

Достигли ли вы цели? (Да)

Чем воспользовались на уроке для образования нового числа? (Числовым отрезком.)

Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

Тема: Число и цифра 9

Цель:

Создать условия для знакомства с числом и цифрой 9.Познакомить с числом и цифрой 9, научить соотносить количество предметов с цифрой.Развивать математическую речь, навык устного счета в пределах 10, умение работать самостоятельно.Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Оборудование : ноутбук, мультимедийная установка, учебник «Математика» М.В. Богданович, Г.П.Л ышенко, презентация, рабочие тетради, раздаточный материал, касса цифр, набор букв.

Ход урока

І. Организационный момент. Психологический настрой. Слайд 2

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас -
Математика сейчас. (1 слайд)

    Мы отправляемся в путешествие, а куда узнаете, в ыполнив следующие задания.

ІІ. Контроль, коррекция и закрепление знаний.

! 1.Индивидуальное опрос: проверить в паре

    Соедини число и количество предметов:

2.Фронтальная работа Слайд 3

а) Разминка «Блиц-опрос»

    назови четвёртый день недели (четверг);

    какой день перед вторником? (понедельник)

    какой день после среды? (четверг);

    назови второй месяц осени (октябрь);

    сколько глаз у мартишки?

    а у двух мартышек?

    Сколько ног у кролика? 4

    А у паучка? 8

    на сколько ног у паучка больше? На 4

б) Найди пропущенное число: Слайд 4

Жил – был паучок – цифроед.

Ел он цифры на обед.

Вот и наши съел за чаем.

И каких там не хватает?

1...3…5…7…

Назовите наибольшее число? 8

Назовите наименьшее число? 1

На сколько наименьшее число менше наибольшего? На 7

в) составление выражений: Слайд 5

паучок связал носочки, натянул себе на ножки

если четверо носков, сколько пар босых ног?

Какое выражение можно составить? 2+2

- Почитайте выражение разными способами

(к 2 прибавить 2;

2 увеличить на 2;

первое слагаемое – 2, второе слагаемое -2 найти сумму

сумма чисел 2 и 2)

3. Зарядка для глаз Слайд 6-8

Паучок сплёл паутинку но не простую

    Отгадали: куда мы отправляемся?

    Молодцы! Отправляемся в цирк Слайд 9

4. Числовой ряд Слайд 10

У нас гость,клоун принёс вам задание:

    Назовите предыдущее число 8 (7), 5(4) …… -1

    Назовите последующее число 2 (3) ……+1

    Назовите число больше 6, но менше 8 …..7

    Назовите соседей числа 8………7 и 9

    Какое число стоит слева от 10 и справа от 8……9

    Молодцы! Хорошо справились с заданиями клоуна.

    А тепер жонглёр решил проверить ваши знания:

5. «Ловушка» Слайд 11

На доске записаны примеры с ошибками. Детям предлагается справить эти ошибки:

3+2=6 (5) 8-4=5 (4) 10-1=?

7-1=5 (6) 6+2 = 7 (8)

Вывод: Называя предыдущее мы вычитаем 1, получим 9

ІІІ. Сообщение темы урока

    Какая цифра нам нужна? (Цифра 9, но мы не изучали число и цифру 9.)

    Какова цель сегодняшнего урока? (Изучение числа 9, цифры 9)
    Назовите тему урока. (Число 9. Цифра 9)

ІV. Изучение нового материала. Создание проблемы

    Формирование понятия про число 9. Обозначение цифрой 9.

    Дрессировщик привёл своих питомцев. Из каких геометрических фигур они составлены?

Послушайте задание: ? Слайд 12

На арене цирка выступало 8 жёлтых цыплят и один чёрный.

Сколько их было?

Как получили число 9?

Какое равенство можно составить? 8-1=6?

Как исправить это равенство?

Существует цифра, с помощью которой можно записать это число Слайд 13

    Определение места числа 9 в ряду натуральних чисел. Способы получения числа 9.

    Число «девять» на письме обозначают цифрой 9

    Акробат вас решил развлечь

    Встречаем нашу именинницу. Таблица 9 доска

    На что похожа цифра 9. Слайд 14

Где мы встречаем цифру 9? Номер, на часах, девятый месяц сентябрь, 9 мая День Победы. А бывает 9-ый день недели?

Как можно показать цифру 9? Написать, нарисовать, выложить из палочек, вылепить из пластилина. Перевернем цифру 6 и получится 9.

9 как и 6, вглядись, Цифра девять - колобок?

Только хвост не вверх, а вниз. Или, может быть, клубок?

Это котик Барсик спит,
И крючочком хвост лежит.

4. Пальчиковая гимнастика (про семью)

Принимаем её в семью цифр?

Число 9 не знает, где её место

Какое место ей занять на числовом луче?

Почему так думаете? Слайд 15

Сколько нужно сделать шагов от начала луча?

Вывод: Она занимает 9 место в натуральном ряду

Как получить число 9 из предыдущего? Значить 9, это 8 + 1

Назовите последующее число 9? 10

Как получить число 9 из последующего? Значить 9, это 10 -1

Вывод делают дети:

(Число 9 стоит в натуральном ряду чисел на девятом месте. Оно больше предыдущего числа 8 на 1 и меньше последующего числа 10 на 1. Чтобы получить число 9, надо к 8 прибавить 1 или из 10 вычесть1.)

5. Письмо цифры в тетради Слайд 16-17 Обведите цифру пальчиком. Запомните написание цифры 9. Прописывание на ладошке, в тетрадке.

(Пишу цифру 9. Пишу сверху овал и вниз – закругление.)

6.Соотнесение цифры и числа объектов. Задание от фокусника Слайд 18

- Помогите фокуснику собрать в корзинку фрукты для любимца.

V. Закрепление изученного. Формирование умений и навыков (в практической деятельности)

1.Дифференцированное задание : Слайд 24

1 группа – Самостоятельно решить примеры, которые принес силач.

2 группа –Сравнить числа, которые написал силач< > =

2. Проверка выполнения заданий

Молодцы, кто затруднялся при выполнении? Поднимите руку

Кому было легко?

3. Слайд 25


VI. Итоговая рефлексия: Слайд 26

С какой цифрой мы познакомились?

Сколько предметов обозначается этой цифрой?

За каким числом следует 9?

Как можно получить 9? (5 и 4, 3 и 6, 7 и2, 8 и 1)

Что можно сказать о числе 9 по сравнению с ранее изученными числами? (больше всех)

Что было трудным? Есть над чем работать!

Кто считает, что потрудился хорошо. Встаньте.

Активными были :

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подтянуться

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 1 класса
Тренажер по Петерсон Л.Г. Пособие по Петерсон Л.Г.

Число 9 и цифра 9, знакомимся!

Дзинь-дзинь, прозвенел звонок!
А это значит, начинается урок.
Поудобнее садитесь,
И учиться не ленитесь.
Тетрадку, ручку, карандаш, учебник
и линейку с собою захватите.
Мы отправляемся в поход.
Вперёд, весёлый мой народ!
На Планете знаний
есть удивительная страна "Математика".
Туда сегодня поспешим.

А с нами вместе отправляются в поход маленький Лисёнок и умный Гном. Они тоже хотят познакомиться с жителями страны "Математики".

Маленький Лисёнок пришёл к своему учителю умному Гному и сказал, что забыл все числа, которые учил. Поможем Лисёнку и вспомним вместе с ним числа, которые мы уже знаем. Кто быстрее всех назовёт числа?


Молодцы! Все числа назвали. А теперь посмотрите на следующую картинку и скажите, какие цифры заблудились и не в свой домик попали?


Расставьте цифры в свои домики. Вы заметили, что один домик пустой? Как вы думаете, почему?

Как пишется цифра 9

Мы сегодня с вами отправляемся в гости к очень интересному жителю страны "Математики" к цифре

Из всех цифр я самая важная.
Самая смелая и отважная.
Ведь если я перевернусь
Цифрою другою окажусь.



Посмотрите на числовую линейку, и скажите, можно ли назвать порядок чисел, который вы записали, числовым рядом? Почему?


Посмотрите, где находится числа 9 на числовой линейке? Все числа, которые находятся справа от числа 9, меньше, а слева от числа 9, больше.

Назовите соседей чисел

Какое число идёт за цифрой ВОСЕМЬ?

Чтобы получить число 9, надо


Как мы различаем понятия число и цифра?
Для обозначения количества
Мы используем число, его величество!
Цифра - значок для написания,
Быстро справимся с заданием!

Любой рыбак Вам скажет,
Что рыболовный крючок и девятка
Ну прям как родные братья.

Сосчитай: сколько рыбок изображено на этой картинке?


Червячок свернулся
Иль большой удав.
Цифрою девяткою ненароком став.

Важный кит перевернулся.
Встал на хвост
И в самую большую цифру 9 превратился.

Цифра шесть, как обезьянка
Кувыркалась спозаранку.
Что за чудо приключилось:
Цифра девять получилась!


Две девятки и дощечка.
На санях мы мчимся к речке.

И шарик воздушный
Похож на девятку.
Когда с облаками в небе
Играет в прятки.

А какие поговорки и пословицы вы знаете, где присутствует число ДЕВЯТЬ:

  • За тридевять земель, в тридевятом царстве.
  • Девятый вал.
  • Добрая земля назём раз примет да девять лет помнит.
  • Квас молодой, да налит девятой водой.
  • Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.
  • Охотника девятая заря кормит.

Посмотрите на следующую картинку и скажите, каким по счёту приземлится каждый парашютист.


В каком порядке вы расставили числа? Вспомните, как называется этот порядок?

Решаем задачки на 9

А теперь попробуем вместе с маленьким Лисёнком решить несколько задач. Кто первый?

У Тани в коробке было 5 карандашей. Саша дал ей ещё 4 карандаша. Сколько карандашей стало у Тани?

Девять спелых жёлтых груш

На веточке тихо качались
Три сорвал Петя.
Одну дали Свете.
А пять положили в пирог.
А ну посчитай и скажи:
На дереве груши остались?
Какой твой итог?

Ребята сорвали с дерева 7 красных яблок и 2 зелёных. Сколько яблок сорвали дети?

На одной веточке висело три вишенки,
а на другой – шесть.
Посчитай скорее:
сколько вишенок на дереве есть?


Молодцы, задачи все решили. А цифры, что учили, не забыли? Давайте повторим сейчас.

Сегодня в стране "Математики"
Славно мы ходили.
Задачи все решили
И цифры не забыли.
Нам математика дала
Задачи на закалку,
С ней развиваем мы всегда
И волю и смекалку.


Ну, вот опять звенит звонок.
Так быстро кончился урок.
Мы немного отдохнём
И учиться вновь начнём.