Артистизм исполнения. Паттерны добродетелей

- [Словарь иностранных слов русского языка

См. мастерство 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. артистизм сущ., кол во синонимов: 6 … Словарь синонимов

артистизм - а, м. artistisme m. 1. Выдающиеся способности, художественная одаренность. БАС 2. || Об особой умении держать себя, изяществе манер, грациозности движений, обычно свойственных артистам. БАС 2. 2. Высокое мастерство, достигнутое в области… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АРТИСТИЗМ, а, муж. (книжн.). Тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе. Высокий а. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

артистизм - а, только ед., м., книжн. 1) Художественная одаренность. Природный артистизм. 2) Высокое и тонкое мастерство в исполнении чего л. Отличаться артистизмом. Синонимы: виртуо/зность, иску/сство/ 3) Особое изящество манер, грациозность движений.… … Популярный словарь русского языка

М. 1. Художественная одарённость. отт. перен. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком либо деле. 2. перен. Особое изящество манер, грациозность движений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Артистизм, артистизмы, артистизма, артистизмов, артистизму, артистизмам, артистизм, артистизмы, артистизмом, артистизмами, артистизме, артистизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

артистизм - артист изм, а … Русский орфографический словарь

артистизм - (2 м) … Орфографический словарь русского языка

артистизм - у, ч. Висока майстерність, віртуозність … Український тлумачний словник

Книги

  • Ангелина Степанова , Вульф Виталий Яковлевич. У Ангелины Степановой от природы были вкус и артистизм, но ей был свойствен еще один, не менее важный положительный заряд - умение работать: ради любой крошечной роли она умела отказываться…
  • Живут во мне воспоминания , Муслим Магомаев. Трудно представлять такого всенародно любимого певца, как автор этой книги. Но лучше всех это получилось у Святослава Бэлзы. "Звездно сейчас на нашей эстраде. Но, как известно с незапамятных…

Харизма, обаяние, артистизм – это для многих лишь красивые слова, которые не означают ничего конкретного. При слове «артистичный» человек представляет себе кого-то вроде Леонардо ДиКаприо в роли «Волка с Уолл Стрит», но ни в коем случае не своего коллегу, босса, старшего брата или кого бы то ни было из ближайшего окружения. Мы не замечаем, что коллега способен продать кому угодно что угодно благодаря умению показать товар лицом, что босс даже в самой безнадежной ситуации может внушить коллективу веру в свои силы, что старший брат без проблем становится душой любой компании. Или замечаем, но слово «артистизм» не приходит к нам в голову: они же обычные люди, а не какие-нибудь там кинозвезды.

ЗАПОМНИТЕ! Артистизм – умение превращать в искусство самые обыденные и даже рутинные дела. Актер обязан быть артистичным, но это не значит, что врожденный артистизм свойственен только актерам!

Где пригождается артистичность в повседневной жизни:

  1. В личной жизни. Как произвести впечатление на девушку или парня и показать себя с выгодной стороны.
  2. В карьерном росте. Как выделиться в коллективе, суметь взять инициативу в руки и проявить лидерские качества.
  3. В быту. Как вызывать расположение у незнакомых людей быстро и в любых обстоятельствах.
  4. В сложных, неприятных и опасных ситуациях. Как не потерять лицо, не выказать страх, не выдать истинные чувства.
  5. В саморазвитии. Как улучшить самовосприятие и навсегда застраховать себя от комплекса неудачника.
  6. В отношениях с семьей. Как научиться ладить со всеми сразу.
  7. В общении с друзьями. Как стать центром внимания и притяжения в кругу ближайших друзей.

Зачем развивать артистизм

Вы не задавались вопросом, почему в школе заставляли читать стихи с выражением, а не как попало? Правильный ответ: потому что выразительное чтение лучше доносит суть написанного, причем не только до слушателя, но и до самого чтеца. Это и есть элемент актерского мастерства : максимум нужной информации минимальными средствами. Вы можете сказать слово «привет» с каменным лицом и без интонации, адресат поймет, что с ним поздоровались, но ничего при этом не почувствует. Или же вы можете немного растянуть слово в восклицательной интонации – «привеееет!» и улыбнуться в 32 зуба. Адресат также поймет, что с ним поздоровались, но еще он отметит, что это сделали с удовольствием, что ему рады, что к нему хорошо относятся. А хорошее отношение, по мнению психологов, порождает взаимность, так завязывается дружба, так рушатся барьеры между людьми.

ВАЖНО! Артистизм помогает добиваться желаемого от других людей. Развить артистичность следует, если в этом направлении возникают сложности. Не получается познакомиться с девушкой или договориться с клиентом? Тогда это то, что вам нужно.

Профессия актер

Выше мы попытались разобраться с абстрактным понятием, превратив его в конкретное, жизненное. Мы выяснили, что каждый человек в той или иной мере артистичен или вполне может развить артистизм. Но теперь не очень понятно, почему такое рядовое явление прочно ассоциируют с актерским мастерством и, собственно, с артистами сцены.

Дело в том, что театр – это всегда эмоциональное воздействие на зрителя. В театр не ходят за фактами, только за впечатлениями. И даже мораль, которая есть в каждой пьесе, если не откровенно вторична, то воспринимается зрителем только через сочувствие героям.

Цель актера в театре – заставить зрителя сопереживать.

А теперь представьте себе, как Отелло с каменным лицом, без эмоций и интонаций произносит: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?». Будете вы ему сопереживать, волноваться, замирать в ожидании? Придете ли еще раз на такой спектакль? Нет. Вот почему все, что делает актер, должно быть артистично, то есть эмоционально выразительно. По этой же причине артистизм получил свое название, ведь именно артисты превратили умение увлекать в настоящую науку, ставшую основой актерского мастерства .

Упражнения на развитие артистизма

Хорошая новость заключается в том, что развивать артистичность в полном смысле слова не придется. Эмоциональная выразительность – это природное качество, которым обладает каждый человек, оно бессознательно используется в процессе общения. Если понаблюдать за детьми, которых еще не успели загнать в рамки «приличного поведения», то станет ясно, что они выражают свои эмоции свободно и открыто, и получается это у них обворожительно. Вы тоже были непосредственным и милым ребенком, а значит, обладали всем тем, чего вам так не хватает сейчас. Главная задача – вспомнить, каково это.

  1. Учитесь отпускать себя. Отпускать – значит получать удовольствие от того, что вы делаете, без оглядки на «как это выглядит». Например, человек, который танцует, не умея танцевать, потому что ему «в кайф» двигаться под музыку, выполняет упражнение на артистизм.
  2. Учитесь подражать. Подражание – это суть любого искусства. Развитие артистизма начинается с простого копирования повадок людей и животных. Пробуйте делать обычные вещи в чужой манере, реагировать, как интересные люди, за которыми вы наблюдали, вести себя, как они, говорить, как они, и т. п.
  3. Возьмите за правило каждый день один раз оказываться в центре внимания. То есть в ситуации, когда все вокруг смотрят только на вас.

Если вам трудно работать над собой самостоятельно или нужен опытный взгляд со стороны, придутся в пору уроки артистизма, которые можно взять в театральных школах или на курсах актерского мастерства.

Чтобы добиться продвижения по службе, быть в числе официальных представителей кампании, выступать перед аудиторией, общаться с прессой и партнерами по бизнесу на высоком уровне, вам понадобятся курсы делового общения и речи в Москве . На них вы также избавитесь от барьеров в общении, научитесь искусству красноречия.

Современные тенденции развития образования, возросшие требования к личности учащегося, усилили потребность в формировании творческой индивидуальности каждого ребенка, реализации его творческих способностей, развитии творческой деятельности. На сегодняшний день важными качествами личности становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и эмоции, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое начало, во взаимодействии с высокохудожественными образцами музыкальной и танцевальной культур. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет такое понятие, как артистизм.

Для выявления сущности и специфики формирования артистизма у детей в процессе обучения хореографии необходимо уточнить понимание понятия артистизм.

Артистизм - умение передавать эмоциональную информацию с помощью движений, мимики, выражения глаз и голоса. Артистизм - это искусство перевоплощения, позволяющее человеку надевать определенную «маску». Вживаясь в роль, человек временно меняет свою личность, не изменяя при этом глубинные личностные установки. Согласно словарю Ожегова С.И., артистизм - тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе, не только непреложный атрибут творческой деятельности, но и критерий свободы, компетентности человека. Человек, обладающий артистическими данными, по С.И. Ожегову, - виртуоз, мастер своего дела.

Артистизм как объект исследования многосторонен. В изучении данной проблемы участвуют представители различных наук: философы, социологи, психологи, педагоги, искусствоведы и т.д. Принципиальное значение для данного исследования имеют взгляды деятелей, работавших в области искусства. Они использовали приемы и методы работы, с помощью которых наиболее эффективно можно овладеть артистизмом, а именно процессами восприятия, воображения, развить творческое мышление, эмоциональную гибкость, способность к импровизации (К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд, Е.Б. И.А. Моисеев и А.Я. Ваганова). К.С. Станиславский, раскрывая специфику актерской профессии, основное внимание сосредотачивал на специфических качествах, которыми должен обладать актер, на понимании мастерства как силы личного обаяния, воздействия на аудиторию, заразительности и притяжения актера. Актер не себя должен любить в образе, а образ в себе, и выходя на сцену не демонстрировать себя, а свой образ. В.Э. Мейерхольд считал, что артистическое воздействие - это способность воздействовать и заражать зал.

Все вышесказанное можно в равной степени отнести и к артистизму в хореографии. По мнению А.Я. Вагановой основная задача танцора в том, чтобы средствами танца создавать содержательные хореографические образы, отвечающие задачам балетмейстера. Один из величайших русских балетмейстеров и педагогов Михаил Фокин отступил от отточенной техники взамен яркой образности и артистичности и этим произвел революцию в балете. А великий хореограф Игорь Моисеев писал о том что «танец как вид искусства всегда выполнял определенные задачи, и, по-видимому, танец в жизни человека просто необходим, как одно из средств самовыражения человека, через которое он передает свои эмоции и чувства и понимание красоты. И по мере развития этого вида искусства он в состоянии передавать какие-то свои духовные богатства. Мы знаем, чем богаче внутренний мир человека, тем богаче средства его выражения - в любом виде искусства». Великий балетмейстер Ростислав Захаров неоднократно подчеркивал, что «танец всегда должен быть содержательным, иначе он превратится в абстрактное, холодное сочетание телодвижений. Состояние человека, образ которого воплощает исполнитель, выражается в танцевальных движениях определенного характера, благодаря чему зритель воспринимает мысль и чувство, которые были вложены в танец. Только при подлинном мастерстве и артистизме танцовщика мысли и чувства, наполняющие его, овладевают зрительным залом» .

Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела, которые свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, своеобразие личности. Хореография основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обогащаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора в единое целое. И здесь исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения.

Хореография - искусство изначально синтетическое, и вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, дающей ей эмоциональную и ритмическую основу, оно не может существовать. Вместе с тем хореография - зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда - роль костюма, декоративного оформления и др.).

Как же добиться яркости и выразительности? Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу.

Все серьезные педагоги-балетмейстеры работают по школе хореографического училища. Кто-то в большем, кто-то в меньшем объеме, но школа классического, да и народного танца одна, с небольшими нюансами у каждого педагога. На эту тему написано много учебников, пособий. Однако о том, какова роль артистизма в искусстве хореографии не уделяется должного внимания. Специфика хореографического искусства - выразительность, красноречие человеческого тела. Оно связано с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть связана с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Макаренко сказал, что «труд ради труда ещё не сделал ничего положительного. Только труд через эмоциональное состояние дает потрясающие результаты».

Артистизм является полезным человеческим качеством, которое сопровождает нас в повседневной жизни. В первую очередь артистизм необходим актерам, но немаловажен он и в других сферах деятельности. По сути, актерское мастерство - это умение быть самим собой, играя какую-то роль. К этому умению добавляется обладание и другими, не менее важными навыками. Сюда можно отнести внутреннее раскрепощение, управление мышцами лица и тела, дыхание, внимание, взаимодействие с партнером, преодоление психологических барьеров, страхов и волнения, развитие и улучшение пластики и памяти. И все они обязательно нужны человеку.

Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что артистизм - достаточно сложное понятие, объединяющее целый ряд как физиологических так и психологических характеристик. Для исполнителя артистизм становится ключевым условием развития творческих способностей, овладения учеником умениями и навыками художественно-образного воплощения средствами танцевального, музыкального и театрального искусства. Опираясь на анализ литературы по проблеме исследования, можно сделать вывод, что формирование артистических способностей у учащихся является возможностью раскрыть творческий потенциал ребенка и воспитать творчески-направленную личность.

Сущность понятия «артистизм»

Феномен артистизма привлекает внимание различных ученых, занимающихся проблемами философии, эстетики, психологии, педагогики, и педагогики музыкального образования в том числе.

Артистизм в эстетике и искусствознании рассматривается как особое выразительное качество, проявляющее себя в разных видах и жанрах искусства. Предметом анализа становится многогранность понятия «артистизм», его разнообразные эстетические профили: от доминирования виртуозности, игрового начала, импровизации, до утверждения ценности сиюминутного переживания, способности парадоксального снятия антиномической напряженности элементов художественной формы, обнаружения граней внутреннего, скрытого артистизма произведения (О.А. Кривцун, О. Семенов, А.К. Якимович).

Философы осмысляют вариации артистического начала как важнейшую онтологическую составляющую искусства, порождающую «смысл поверх смысла», вносящую новое измерение в художественное содержание. Б.М. Берштейн отмечает, что особенности проявления артистизма исследованы как в классическом искусстве, так и в приемах неклассической выразительности, в особых формах жизнетворчества, в разных художественных течениях и стилях, на материале живописи, литературы, архитектуры, рекламы, истории костюма, музыки.

Теоретическая и практическая разработка проблемы развития артистизма стала предметом тщательного исследования К.С. Станиславского. «Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою как личностью и своим волнением». Первая ступень в овладении искусством актера заключается, по утверждению К.С. Станиславского, в умении привести себя на сцене в «правильное, почти совершенно естественное человеческое самочувствие», вопреки всем условностям сценического представления. Это «правильное, естественное» самочувствие актера К.С. Станиславский называет творческим самочувствием и одной из наиболее важных составляющих артистизма. К.С. Станиславский различает внутреннее, внешнее и общее сценическое самочувствие.

Проблема формирования артистизма занимает весьма существенное место в системе К.С. Станиславского. Он настойчиво подчеркивает естественный, органичный характер творческого (сценического) самочувствия. «К удивлению, то, что так хорошо нам известно, что в подлинной жизни происходит естественно, само собой, то бесследно исчезает или уродуется, лишь только артист выходит на подмостки. Нужна большая работа... для того чтобы вернуть на сцену то, что в жизни так нормально для каждого человека».

Наиболее существенным моментом, противодействующим проявлению артистизма, является публичность творчества. Самочувствие артиста характеризуется, прежде всего, потерей самообладания, ощущением «зависимости от толпы». «Когда человек-артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, конфуза, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать, ходить, действовать».

Таким образом, артистизм -- достаточно сложное понятие, объединяющее целый ряд разноуровневых (как физиологических, так и психологических) характеристик. В физиологическом плане артистизм-- это не превышающий определенных пределов уровень активации в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки. В психологическом плане -- это определенный характерологический уровень тревожности, под которой принято понимать отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, «горячки», взбудораженности, переходящих в ажиотацию возбуждения непродуктивного, демобилизующего характера.

Результаты предпринятого анализа позволяют выделить три группы разноуровневых характеристик, связанных со способностью проявления артистизма в специфических условиях творчества:

  • 1. Характеристики, обеспечивающие возможность быстрого и динамичного угашения «эмоциональных помех», «выбивающих» актера из оптимального творческого состояния.
  • 2. Характеристики, обеспечивающие возможность активного (произвольного) сосредоточения актера на сценическом действии, формирующем «сценическую доминанту» -- устойчивый очаг возбуждения, подавляющий влияние отвлекающих, дезорганизующих творческий процесс факторов.
  • 3. Характеристики, обеспечивающие возможность реализации направленности «вовне», на перспективу роли, главную цель персонажа (сверхзадачу), тем самым «отвлекающие» актера от своих собственных не связанных с «жизнью роли» переживаний отрицательного характера, не в меньшей мере чем сама по себе публичность творческого процесса, способных дезорганизовать сценическое поведение .

Для музыканта артистизм становится ключевым условием развития интерпретационных способностей, умения быстрой смены персонажных состояний и самочувствий, настройки на тот или иной эмоциональный модус, присвоения характера, мышления героя произведения и действования в русле его логики. Здесь возникает вопрос о владении музыканта специальной психотехникой, которая побуждает певца к актерскому самовыражению. Чтобы явить на сцене персонаж, исполнителю необходимо силой воображения, ума и воли создать его в своей душе, а затем отчасти подчинить ему свое психофизическое существо. Ф.И. Шаляпин выразил суть перевоплощения в формуле, подразумевающей объективацию сознания персонажа посредством психофизического аппарата исполнителя: «Правда актера, но независимо от него. Через актера-творца независимо от актера-человека» .

Силантьева И.И., исследуя проблему перевоплощения музыканта -в вокально-сценическом искусстве, отмечает, что в процессе перевоплощения в исполнителе постепенно реализуется «художественный тип». Среди значимых психологических препятствий к проявлению свойств художественного типа личности видятся неведенье возможностей собственной эмоциональной природы, а также боязнь сильных переживаний, склонность к щадящему душевному режиму, нежелание эмоциональных затрат. Агрессия культуры «видео», невостребованность мирового литературного наследия и связанное с этими факторами ослабление функции воображения снижают потенциал сопереживания миру и рефлексии как залога самовыражения в искусстве. В этом, по мнению Силантьевой И.И., заключается один из важнейших аспектов психолого-педагогической проблемы развития артистизма .

Говоря о проблеме развития артистизма Н.В. Суслова отмечает, что полиперсонализм сознания, присущий исполнителю-объективисту, подразумевает множественность Я в одной личности. Многогранность личности как результат многовариантности сознания проявляется в разнообразии персонажных жизней.

Несмотря на различные взгляды ученых на рассматриваемую нами проблему, объединяющим все теории моментом является признание того факта, что способность к перевоплощению во многом определяет фактор памяти. В период работы над ролью от замысла до сценического воплощения память непрерывно и емко заполняется разнообразными впечатлениями, из элементов которых строится личность персонажа. В результате непрерывного процесса присвоения персонажных содержаний складывается суммарное Я эволюционирующей личности исполнителя .

Важная особенность артистической памяти - уметь «помнить, забыв»: она обусловливает возможность исполнителя не допустить к процессу персонажного существования собственную память о будущем своего героя, так чтобы персонаж, во всеведущем исполнителе мог каждое мгновение своего виртуального бытия проживать и переживать экзистенциально - «здесь и сейчас», в соответствии с правдой сценической жизни.

Память, в которой продолжают жить впечатления и переживания человека, обеспечивает исполнителя в условиях персонажного существования аффективными чувствами, которые «профильтрованы» временем, очищены от бытового привкуса и утратили болевую остроту, в силу их вторичности и осознанности творческой задачи сценического переживания. Содержания памяти, облекая их в образы, реорганизует и синтезирует воображение.

Воображение в контексте проблемы перевоплощения рассматривается учеными, работающими в области музыкальной психологии прежде всего как инструмент создания виртуальной реальности: оно направляет, сосредоточивает и удерживает психическую энергию в сфере персонажного сознания. Детальное, интенсивное и долговременное воображение дает содержание и саму жизнь персонажу, потому что его сценическое бытие это непрерывное воображание исполнителем умственного и душевного состояния персонажа в каждое текущее мгновение. Даром природы исполнителю является способность процессуального внутреннего видения, не уступающего в яркости восприятию реального мира, а также чувственное воображение, призрачное прикосновение которого вызывает физиологическую реакцию у певца, вплоть до влияния на фактуру голоса.

Яржемский Г.Л. говоря о психологических механизмах развития артистизма отмечает, что многие, обусловливающие перевоплощение, факторы опираются на скрытые в бессознательном механизмы психологической защиты: актуализацию одной из латентных личностей, проекцию, конгениальность или дополняющую контрастность; потребность забыться в созерцании или переживании чужой душевной жизни; исповедальность под маской героя; альтруистическую любовь к душевным качествам иного Я; потребность правдиво изобразить прекрасную душу как идеал. Среди глубоко скрытых импульсов, приводящих в активное состояние творческую энергию, упоминается и сублимация .

Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что артистизм как качество представляет собой системное образование, включающее такие компоненты как понимание содержания, музыкальная память, воображение, эмпатия.

Можно ли развить способности естественно выражать эмоции, владеть голосом, мимикой, жестами, быть пластичным и лучше понимать партнера? Преподаватели актерского и ораторского мастерства отвечают, что развитие артистизма у взрослых возможно, только нужно чуть больше времени и усилий. А главное – настойчивости.

Что значит артистизм?

В определении понятия «артистизм» часто встречается краткое, лаконичное толкование: художественная одаренность, склонность к искусству, мастерство. Когда мы смотрим кино или спектакль, то обращаем внимание, насколько искренне передана эмоция, создана атмосфера, ограничен актер с персонажем. Получилось или нет? Так значит, у актеров не все решает природный талант. И как развить в себе артистизм?

Иногда кажется, люди ходят на спектакли, потому что забыли, как играли в детстве, наблюдают чужую игру, чтобы почувствовать себя естественными, получить эстетическое удовольствие, освободиться от эмоций. Во время действия зритель становится пассивным участником всего происходящего на сцене. А если попробовать поиграть? Для этого существуют упражнения, развивающие навык перевоплощения.

Вспомните, какими вы были в детстве: активными, напористыми или скромными и стеснительными. В течение десяти-пятнадцати минут побудьте полным своим антиподом. Часто противоположности не вызывают симпатии. Развитие артистизма помогает лучше узнать окружающих людей, наладить социальные связи.

Дикция и не только

Артист должен четко, внятно произносить слова. Это нужно взять на вооружение. К концу предложения многие говорят приглушенно, собеседник может не расслышать концовку фразы. Некоторые слова настолько похожи по звучанию, что могут сбивать с толку, если их комкать. В таких случаях помогают скороговорки. Важно четкое отделение, «упругость» произносимых слов.

Можно взять диск с любым произведением, попробовать подражать чтецу на записи. Войдя в роль, вы почувствуете точку опоры, основание, которое позволяет голосу литься легко, звонко, свободно. Точка опоры находится в животе, который нужно подобрать, а плечи, по возможности, расслабить.

Тренировка мастерства

Голос, интонация, речь – необходимо развивать людям разных профессий. Чтобы вас слушали, важно говорить не монотонно, а живо. Изучить разные интонации позволяют многие произведения, где присутствует насыщенный диалог. Представьте персонажей, манеру речи – изобразите в небольшом отрывке.

Подражание детским голосам в актерской разминке похоже на подражание героям мультфильмов. Как происходит озвучивание? Актер смотрит на действие и произносит слова по листочку. В доме обязательно где-то лежат детские книжки, например, про Винни-Пуха. Попытайтесь озвучить его, Пяточка и Ослика. На всех — не больше одной минуты. В этой скорости чередования образов есть определенный смысл: сознание не успевает сковывать действия.

Для тренировки хорошо включить мультфильм и произносить фразы за героями. Играя, вы освобождаетесь от негатива. Здесь артистизм помогает необыкновенно.

В актерской разминке присутствует смена образов:

  • Скучный профессор;
  • Зазывала;
  • Ворчащий бюрократ;
  • Ведущий дискотеки.

Пребывание в каждом образе не дольше одной минуты развивает искусство перевоплощения. Высвобождается положительная энергия, развивая творческие способности.

Смена ролей: выберите одну фразу и произнесите ее с позиций разных героев (девочка, мама, бизнесмен, руководитель). Добавьте смену эмоций.

Мимика и пластика

Выражение лица – самый мощный, красноречивый инструмент для передачи внутреннего состояния человека. Лицо передает больше, чем тысячи слов. Актеры, преподаватели, бизнесмены, руководители, дипломаты, родители иногда вынуждены сдерживать проявление эмоций.

Но чрезмерная сдержанность приводит к противоположному результату: общение сильно беднеет из-за скованных жестов, мимики, интонаций.

К определенному возрасту характер человека читается по его застывшим мимическим морщинам. Поэтому полезна зарядка для лица, как развить артистизм упражнения:

  • Произносить протяжно звуки: а, о, ы;
  • Усиленно поднимать и опускать брови;
  • Широко улыбнуться, затем сложить и вытянуть губы вперед;
  • Жмуриться и широко открывать глаза.

Перед зеркалом попытайтесь изобразить радость, удивление, печаль, возмущение, гнев, восторг, задумчивость.

Пластика развивает способность расслаблять зажимы тела. Сбрасывать лишнее напряжение можно прыжками, танцевальными движениями. Пластику развивают упражнениями «волна» — вытянуть в стороны руки, пустить волну через плечи, «стена» — ладонями перебирать по невидимой стене, «покраска забора» — движения кистью, «гребля» — имитация гребли на веслах.

Новые возможности

Преподаватели актерского мастерства рекомендуют перед сценой делать упражнение на напряжение-расслабление. Встаньте прямо, поднимите руки, посмотрите на них, поднимитесь на носочки и потянитесь вверх в течение десяти секунд, а затем расслабьтесь. Упражнение снимает скованность. Если представится возможность сыграть роль на вечеринке у друзей – не отказывайтесь. Вы можете себя приятно удивить.