Блок добывания знаний и умений. Блок добывания знаний и умений Вопросы к семинару

Задание 1. Заполните пропуски в следующих предложениях:

1. Северная Америка в составе США и Канады занимает территорию 19,6 млн. км² с населением 348 млн. чел.

2. По размерам территории США занимают среди стран мира 4 место. В их состав входят 3 части.

3. Выгодность ЭГП США объясняется прежде всего наличием большой протяжённости морских границ, расположением между двумя океанами. Наличие сухопутной границы с Канадой и Мексикой способствует развитию торгово-экономических связей. США прекрасно обеспечены практически всеми природными ресурсами .

4. По государственному строю США — федеративная республика.

Задание 2. Приведите примеры полезных ископаемых, которыми США обеспечены:

1) с избытком - каменный уголь, газ, нефть

2) с некоторым недостатком - железная руда

3) совсем не обеспечены - алюминиевые руды, поваренная соль

Задание 3. Подчеркните название крупного региона мира, на который в течение последних трех-четырех десятилетий приходится преобладающая часть мигрантов в США:

4) Латинская Америка.

Обоснуйте свой вывод.

США является самым развитым государством в Северной Америке. Латиноамериканцев привлекает уровень жизни (социально-экономический фактор), возможность найти подходящую работу.

Задание 4. Сравните США по уровню урбанизации с другими развитыми странами Запада, используя форму следующей таблицы:

Сделайте выводы.

США является одной из самых урбанизированных стран мира.

Задание 5. На картосхеме (рис. 25) даны контуры трех мегаполисов США. Нанесите их названия и крупнейшие города, расположенные в пределах каждого из них. На основе полученной картосхемы сделайте выводы.

Самые крупные города США расположены на прибрежной территории.

Задание 6. Заполните пропуски в следующих предложениях:

1. Металлургические комбинаты в районе Чикаго работают на железной руде из района озера Верхнее и каменном угле из .

2. Металлургические комбинаты на Атлантическом побережье США работают на железной руде из Бразилии и Венесуэлы и каменном угле из Аппалачского угольного бассейна .

3. Главный район нефтяной промышленности США расположен на юго-западе (Оклахома, Луизиана, Техас, Нью-Мексико ).

4. Главный район текстильной промышленности США расположен в южно-атлантических штатах .

Задание 7. Укажите (подчеркните), какие из перечисленных ниже штатов США выделяются по размерам добычи нефти:

2) Аляска;

5) Калифорния;

8) Оклахома;

Задание 8. Составьте таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

Сделайте выводы.

Промышленные пояса выделены по наличию в них полезных ископаемых, которые служат материалами для развития основных отраслей производства в этих регионах.

Задание 9. Укажите, подчеркнув разными линиями или цветами, какие из перечисленных ниже штатов США выделяются по сборам:

а) пшеницы - 5) Канзас; 7) Небраска; 8) Северная Дакота;

б) кукурузы - 1) Айова; 3) Иллинойс;

в) южных фруктов и цитрусовых - 4) Калифорния; 9) Флорида;

г) хлопка-волокна - 6) Миссисипи; 10) Южная Дакота

д) по производству молочных продуктов - 2) Висконсин.

Объясните такую специализацию штатов.

США обладает большими земельными ресурсами и выгодной структурой земельного фонда; достаточным увлажнением; температурные условия позволяют выращивать здесь все с/х культуры умеренного и субтропического поясов, а на юге Флориды и на Гавайях - тропические.

Задание 10. Приведите примеры постадийной специализации в сельском хозяйстве США.

Рассаду помидоров выращивают фермеры юго-восточных штатов. Затем рассаду самолётами доставляют в Калифорнию, где из неё выращивают столовые сорта помидоров, и в Техасе, где производят томатный сок.

Задание 11. Заполните таблицу «Главные морские порты США» по следующей форме:

Задание 12. Укажите, верны ли приведенные ниже утверждения:

1. Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений. - (Да .)

2. Самый крупный транспортный узел США — Лос-Анджелес. - (Нет .)

3. США ежегодно посещают 45—50 млн. иностранных туристов. - (Нет .)

4. Состояние окружающей среды в США в последнее время улучшилось. - (Да .)

Задание 13. Закончите следующие предложения:

1. По сравнению с Западной Европой США представляют собой страну с либеральной, нерегулируемой государством открытой экономикой.

2. По размерам внешнеторгового оборота США занимают 1 место в мире.

3. США экспортируют примерно 1/2 всей собираемой в стране пшеницы.

4. Главные торговые партнеры США — Мексика, Канада, Япония, ФРГ, Великобритания .

Задание 14. Ниже приведены по три разных утверждения, относящиеся к каждому из четырех макро регионов США. Выберите из них то, которое верно для данного макро региона, и обозначьте его соответствующей цифрой в квадратике.

Задание 15. Дайте сравнительную характеристику Нью-Йорка и Лос-Анджелеса по следующей форме:

Задание 16. Канада занимает первое место в мире по добыче урана, кобальта, калийных солей и асбеста, второе — цинковых руд и серы, третье — природного газа и платиноидов, четвертое — медной руды и золота, пятое — свинцовых руд, седьмое — серебра. По добыче угля, нефти, железной руды она стоит на 8— 11-м местах.

Нанесите главные месторождения этих полезных ископаемых на контурную карту (рис. 26). Определите, какие из них находятся в пределах главной полосы расселения, а какие — на Канадском Севере.

В пределах главной полосы расселения: каменный уголь, медные руды, калийные соли, платина, асбест, урановые руды. На Канадском севере: природный газ, нефть, железные руды, серебро.

Задание 17. Закончите следующие предложения:

1. Канада имеет сухопутную границу только с США .

2. Канада стала доминионом Великобритании в 1867 году .

3. Главой государства в Канаде официально считается генерал-губернатор, назначаемый королевой Великобритании по совету премьер-министра .

4. В Канаде исторически сложились две основные нации: англо-канадцы и франко-канадцы .

Подробное решение тема Тема 9 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

Задание 1. Используя текст учебника и карты атласа, дайте характеристику ЭГП США. Действительно ли оно является выгодным? Почему вы так думаете? Примените типовой план характеристики ЭГП страны (региона) на с. 233.

Задание 2. Используя текст учебника и рис. 78-81, дайте характеристику крупнейших городских агломераций и мегалополисов США. Рассчитайте долю трёх мегалополисов в площади и населении страны, сравните показатели плотности населения в мегалополисах со средним по стране, сделайте выводы.

Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод, что самой густонаселенной агломераций США является Нью-Йорк, также она лидирует по показателю средней плотности населения. Средний показатель плотности населения по стране приблизительно 35 чел/км2. Таким образом плотность агломерации Нью-Йорка приблизительно в 20 раз больше, чем средняя плотность по стране. Самой большой по площади является агломерация Лос-Анджелеса.

Задание 3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 9 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые расчёты, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции. Проанализируйте их.

Задание 4. Используя рис. 82, назовите семь главных «нефтяных» штатов США. Определите, в каких из них добыча нефти ведётся и на континентальном шельфе. Попробуйте объяснить конфигурацию сложившейся системы нефтепроводов, причины сооружения Трансаляскинского нефтепровода. По рис. 22 определите, откуда США импортируют нефть и нефтепродукты. Чем это объясняется? Примените типовой план характеристики отрасли промышленности страны (региона).

К главным нефтяным штатам США относят: Техас, Луизиану, Оклахому, Нью-Мексико, которые поставляют свыше 70% добываемой в стране нефти, также нефть добывается на Аляске, в Калифорнии, Канзасе и Миссисипи. В Луизиане и Калифорнии добыча нефти ведется и на континентальном шельфе. Сеть нефтепроводов характеризуется направленностью от мест добычи нефти и крупных морских портов до промышленных центров (крупные города с развитой нефтепереработкой). Трансаляскинский нефтепровод предназначен для перекачивания нефти, добываемой на месторождении Прадхо-Бей на севере Аляски, в порт города Валдиз на её юге, длина нефтепровода 1288 км. Строительство нефтепровода началось после энергетического кризиса 1973 года. Подорожание нефти сделало экономически выгодным её добычу в Прадхо-Бей, и стало одной из основных причин постройки нефтепровода. Несмотря на собственную добычу нефти, США является одним из крупнейших ее импортеров на мировом рынке. Треть ввозимой нефти в США поставляется из стран Персидского залива. Также США импортирует нефть из Венесуэлы, Мексики, Нигерии.

Задание 5. Используя рис. 83, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы чёрной металлургии США». По рис. 25 определите, из каких стран США ввозят железную руду. Чем это вызвано?

США импортирует железную руду из Канады, Бразилии, Венесуэлы, Чили, Австралии.

Задание 6. Используйте экономическую карту США и карту машиностроения мира в атласе для конкретизации характеристики машиностроения, содержащейся в тексте учебника. Определите по ним крупнейшие центры этой отрасли. Проиллюстрируйте положение учебника о том, что главные машиностроительные районы совпадают с мегалополисами США.

Машиностроение одна из главных отраслей промышленности США. Лидирующее положение в ее структуре занимает автомобилестроение. Автомобильные заводы имеются в 125 городах, расположенных в 26 штатах страны. Однако больше всего автомобилей производится в пределах Приозёрного мегалополиса. Здесь находятся главный «автомобильный штат» Мичиган и «автомобильная столица» США - Детройт. Также высоким уровнем развития выделяется авиа-ракетно-космическая отрасль. По уровню развития передовых технологий, масштабам и объёму производства, номенклатуре выпускаемой продукции и числу занятых в производстве занимает одно из лидирующих мест в мире. Основные производства данной отрасли сконцентрированы в Тихоокеанских штатах, и прежде всего в Калифорнии, где находится «авиаракетно- космическая столица» США - Лос-Анджелес. Большую роль играет и Сиэтл - родина компании «Боинг», производящей почти 1/2 всех авиалайнеров в мире. Размещение машиностроения в основных чертах совпадает с размещением городов и агломераций. В ещё большей мере это относится к трём мегалополисам США, которые фактически образуют три главных маши-ностроительных района страны. Первый мегаполис – Босваш, в котором производится примерно половина промышленной продукции США. Другой мегалополис - Чипиттс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на побережье Великих озер. Наиболее молодой мегалополис на западе страны Сан-Сан протянулся от Сан-Франциско до Лос-Анджелеса.

Задание 7. Пользуясь текстом, рис. 84 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме. Сформулируйте и запишите выводы.

Промышленные пояса выделены на основе преобладания определённых отраслей в промышленности различных регионов США.

Задание 8. По рис. 85 опишите размещение растениеводства США. Способом наложения рис. 85 и карты административно-территориального деления США в атласе определите: 1) два главных «пшеничных» штата (один по яровой, другой по озимой пшенице); 2) главный «кукурузный» штат.

Основные объемы сельскохозяйственных земель сконцентрированы в Центральных штатах, на Востоке и Юго-Востоке страны. В США районы, специализирующиеся на выращивании преимущественно одной культуры принято называть сельскохозяйственными поясами. Например кукурузный пояс, возникший на севере Центральных равнин, где почвенно-климатические условия исключительно благоприятны для выращивания данной культуры. Основной район выращивания озимой пшеницы - Канзас, яровой – Миннеаполис, кукурузы – Айова.

Задание 9. С помощью учебника и дополнительных источников информации разработайте индивидуальные проекты путешествия по США, предусматривающие знакомство с наиболее интересными природно-рекреационными и культурно-историческими достопримечательностями страны. Проведите коллективную презентацию подготовленных проектов и выберите лучший из них.

США - ежегодно привлекает множество туристов. Здесь представлен проект путешествия по западному побережью США с посещением главных достопримечательностей этого региона.

Начать путешествие можно с г. Сиэтла. Главным символом города является башня Спейс Нидл, которая была построена для Всемирной выставки 1962 года. Башня расположена на территории выставочного комплекса, который является местом проведения городских и культурных мероприятий. Также визитной карточкой города является Пайк-Плейс-маркет (рынок), который ежегодно посещает до 10 млн человек. Данный рынок был открыт в 1907 году и является старейшим рынком на континенте. В городе много музеев: Музей научной фантастики, Азиатский музей Винг Люка (посвящен истории азиатских иммигрантов), Музей Авиации (является одним из самых популярных музеев в США, был открыт в 1965 году в здании компании «Боинг») и пр. Среди нетипичных туристических достопримечательностей стоит выделить Стену жевательной резинки. Она представляет собой стену, которая заклеена тысячью прожеванных жвачек. Также Сиэтл является родиной сети кофеен Старбакс. В городе находится одна из первых кофеен Старбакса, которая является одним из мест привлекающих туристов.

Далее можно посетить Йеллоустонский национальный парк, который является международным биосферным заповедником, включенным в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Также он является первым в мире национальным парком (основан 1 марта 1872 года). Парк знаменит многочисленными гейзерами и другими геотермическими объектами, богатой живой природой, живописными ландшафтами.

Следующим пунктом маршрута будет город Солт-Лейк-Сити. Город расположен близ Большого Солёного озера. Данное озеро является крупнейшей бессточной областью Северной Америки. Озеро служит источником глауберовой и поваренной соли. Вода озера содержит примерно в восемь раз больше соли, чем морская. Такой уровень солености (от 140 до 300%о) дает возможность использовать его ресурсы в лечебных целях. Также стоит посетить сам город Солт-Лейк-Сити. Центральной достопримечательность города считается Темпл-сквер, на которой находятся храм Солт-Лейк-Сити. На площади также располагается историческое здание Табернакля, где выступает знаменитый во всём мире Мормонский хор. В окрестностях Солт-Лейк-Сити находятся несколько курортов мирового класса для зимнего и летнего отдыха. В 2002 год город принимал Олимпийские игры.

После маршрут проходит через город Сан-Франциско. Город считается одним из красивейших мест США. Символ города считает мост Золотые Ворота, который является одним из самых больших подвесных мостов в мире. Длина моста составляет чуть менее 2 километров, высота над уровнем воды – 67 метров. Важными достопримечательностями города считаются Музей современного искусства, Музей Академии наук Калифорнии (естественно-научный музей), а также знаменитые контактные трамвайчики. Интерес туристов также привелкает улица Ломбард-стрит, которая является самой «кривой» улицей в США. Она проложена в виде восьми крутых поворотов на участке холма длиной 400 метров и уклон поверхности почти до 30 градусов.

Между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом располагается два знаменитых национальных парка США, это парк Секвойя и парк Долина Смерти.

Национальный парк Секвойя известен своими гигантскими секвойями, включая экземпляр под названием Генерал Шерман - самое большое (по объёму древесины) дерево на Земле.

Долина Смерти является наиболее засушливым национальным парком в США. В территорию парка входит знаменитая Долина Смерти, которая является межгорной впадиной в районе пустыни Мохаве. В северо-западной части национального парка находится высохшее озеро Рейстрек-Плайя, которое известно интересным геологическим феноменом - движущимися по высохшему дну камнями (Движущиеся камни). Камни медленно двигаются по глинистому дну озера, о чём свидетельствуют длинные следы, остающиеся за ними. Камни передвигаются самостоятельно без помощи живых существ. Причиной движения стали большие (десятки метров), но тонкие (3-6 мм) участки льда, образующиеся после замерзания в предшествующие морозные ночи. Этот плавающий лёд, увлекаемый ветром и подлёдным течением, перемещал камни со скоростью 2-5 м/мин.

Последним пунктом путешествия будет город Лос-Анджелес. Город является центром Большого Лос-Анджелеса - агломерации с населением выше 17 млн человек.

Сегодня Лос-Анджелес это крупнейший мировой культурный, научный, экономический и образовательный центр США и всего мира. Этот город знаменит своим районом Голливуд, который является центром американской киноиндустрии.

Задание 10. На основе текста и рисунков учебника и карт атласа дайте краткое письменное описание одного из макрорайонов США (по собственному выбору).

Северо-восток - самый небольшой по площади макрорайон, но несмотря на это он играет важнейшую роль в экономике США. Регион обладит выходом в Атлантический океан, благодаря чему здесь расположены крупные морские порты США - Бостон, Балтимор. На территории региона расположен Аппалачский каменного-угольный бассейн, также присутствуют месторождения полиметаллических и алюминиевых руд. Регион характеризуется благоприятными почвенными и агроклиматическими ресурсами, что способствуем ведению сельского хозяйства. В с/х региона преобладает молочное животноводство, садоводство. Центром региона является Нью-Йорк. Это самый большой финансовый, промышленный, торговый и культурный центр США. Среди отраслей промышленности наиболее развиты такие отрасли как машиностроение, черная и цветная металлургия, текстильная промышленность. Также представлена химическая нефтеперерабатывающая и химическая промышленность основанная на привозном сырье (предприятия смещены к морским портам).

Задание 11. Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и таблицы «Приложений». Выберите из них всё, относящееся к Канаде. Используйте карты атласа по Канаде. На основе этих материалов дополните краткую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике. Примените типовой план характеристики отдельной страны на с. 337.

Задание 12 (Работа в тетради.)

12.1. Пользуясь материалами темы 9, назовите основные типологические черты населения и хозяйства США и Канады. Представьте их в виде таблицы.

12.2. Нанесите на контурную карту Северной Америки (по выбору): 1) наиболее крупные города; 2) главные морские порты; 3) трансконтинентальные железные дороги.

12.3. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении данной темы. Какие из них явились для вас новыми?

При изучении темы использовалась физическая карте Северной Америки. Также использовалась карта плотности населения, карта хозяйства региона, карта месторождений полезных ископаемых, социально-географические карты, отображающие маршруты транспорта, расположение социально-значимых объектов.

12.4. По тексту учебника и рис. 75 дайте описание Центрального делового района американского города.

Для американских городов характерна чёткая прямоугольная планировка. Обычно выделяется центральный деловой район, или «даунтаун», где концентрируются органы управления, банки, средства массовой информации и обслуживания. В больших городах его облик обычно определяют здания-небоскрёбы.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Объясните почему:

1. Северо-Восток США получил наименование «мастерская нации».

Северо-Восток долгое время являлся главным промышленным, политическим и культурным центром всей страны. Даже на сегодняшний момент, когда отрасли промышленности размещены по территории страны относительно равномерно, Нью-Йорк продолжает играть роль значимого экономического центра не только США, но и всего мири.

2. Значительная часть тяжёлой промышленности США и Канады концентрируется в районе Великих озёр.

Ответ: Тяжелая промышленность включает в себя черную и цветную металлургию, машиностроение и химическую промышленность. Все эти отрасли являются большими потребителями воды, что объясняет их тяготение в источнику воды (в данном случае Великие озера). Также в районе этих озер сконцентрировано большое количество ТЭС, АЭС, что решает вопрос с электроэнергией для производства металлов и пр. Великие озера являются важной частью транспортной системы США, они позволяют вывозить производимые товары из этих регионов в другие регионы США и мира.

3. Алюминиевые заводы США находятся в долинах рек Теннесси и Колумбия.

Ответ: Для производства алюминия требуется большое количество электроэнергии. Гидроэлектроэнергия является одной из самых дешевых, в связи с чем заводы по производству алюминия располагаются рядом с ними. В США на реках Теннесси и Колумбия распложены ГЭС.

4. Специализация сельского хозяйства США и Канады изменяется по мере продвижения с востока на запад.

На специализацию сельского хозяйства большое влияние оказывают агроклиматические условия. Так восточные регионы США и Канады имеют более благоприятные условия: больше осадков, отсутствие крайне низких и крайне высоких температур, эти регионы обеспечены водными ресурсами. Западные регионы имеют гористый рельеф, более засушливый климат, меньше осадков, что не позволяет выращивать такой же набор с/х культур как на востоке.

5. Флорида, Калифорния и Гавайи привлекают наибольшее число туристов.

Ответ: Эти штаты характеризуются благоприятным для туристической сферы климатом. Так температура в этих штатах практически не опускается ниже нуля, выпадает среднее количество осадков. Также эти штаты имеют обширное морское побережье, что способствует развитию пляжного отдыха.

6. В США и Канаде в последние десятилетия повысился интерес к освоению районов Севера.

Северные регионы богаты минеральными ресурсами (Аляска у США, северные территории у Канада). В свете постоянного роста объемов промышленности, страны заинтересованы в открытии новых месторождений.

Какие проблемы возникают:

1. В связи с ускоренной индустриализацией Юга и Запада США?

В связи с высокими темпами индустриализации увеличивает количество экологических проблем: увеличивается количество выбросов в атмосферу углекислого газа и частиц металлов, происходит загрязнение поверхностных вод, почв, также увеличивается количество земель, которые стали непригодны для использования в результате непродуманной деятельности человека. Также усиливаются количество социальных проблем: быстрый рост численности населения, увеличение потока мигрантов.

2. В связи с тем, что экономика США начинает всё более зависеть от импорта нефти, железной руды и других видов сырья и топлива?

Данная зависимость приводит к увеличению стоимости продукции, в след за увеличением стоимости сырья.

Согласны ли вы со следующими утверждениями:

1. Мегалополис «Босваш» - самая большая урбанизированная зона в США.

Ответ: Утверждение верно, так как Босваш представляет собой агломерацию, которая растянулась от Бостона через Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимор до Вашингтона. В ней проживает более 45 млн чел (14% населения США).

2. В последнее время Аляска стала важным районом добычи нефти в США.

Ответ: Утверждение верно, так как с середины 20 века на Аляске были открыты новые месторождения нефти.

3. В США и Канаде господствует фермерский тип сельского хозяйства.

Ответ: Утверждение верно.

4. Транспортная система США относится к тому же типу, что и транспортная система зарубежной Европы.

Нет. Транспортная система США вместе с Канадой образует североамериканский тип транспортной системы. Для этого типа характерно развитие всех видов транспорта, большой объем и дальность перевозок, относительно небольшая густота дорог и большая роль автомобильного транспорта. Каркас этой сети образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направления.

5. Река Св. Лаврентия соединяет Великие озёра с Нью-Йорком.

Ответ: Неверно. Река Св. Лаврентия соединяет Великие озёра с Атлантическим океаном.

6. В Атланте находится крупнейший аэропорт мира.

Ответ: Верно. Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон (Атланта) является самым крупным аэропортом мира по пассажирообороту.

7. Население Канады составляет 1/2 населения США.

Ответ: Неверно. Население США составляет 323 млн чел (данные 2016 г), население Канады 36 млн чел (данные 2016г). Таким образом население США почти в 9 раз больше населения Канады.

Можете ли вы:

1. Найти на карте города США, упоминаемые в основном тексте темы 9, и по памяти расположить их с востока на запад?

Ответ: Бостон, Нью-Йорк, Вашингтон, Питсбург, Кливленд, Детройт, Чикаго, Сан-Диего, Лос-Анджелес, Сан-Франциско.

2. Привести примеры «молочного», «кукурузного», «пшеничного», «апельсинового», «ананасового», «яблочного», «хлопкового» штатов США?

Ответ: Пшеничный пояс сформировался на Великих равнинах, главными «пшеничными» штатами являются Северная и Южная Дакота, Канзас. Кукурузный пояс возник на севере Центральных равнин, где почвенно-климатические условия исключительно благоприятны для выращивания данной культуры. Штатами-лидерами по выращиваю кукурузы являются Айова (называют «кукурузный» штата), Иллинойс, Индиана. Молочный пояс сформировался в Приозёрье и штатах Северо-Востока. «Молочными» штатами принято считать Висконсин, Мичиган, Миннесота. Хлопковый пояс сформировался по нижнему течению Миссисипи. Главным «хлопковым» штатом считается Миссисипи. Ведущим штатом по выращиванию цитрусовых (апельсинов) является Флорида. «Ананасовым» штатом считаются Гавайи. Больше половины яблок в США выращивается в штате Вашингтон, что позволяет его назвать главным «яблочным» штатом.

3. Сказать, какой из приведённых ниже показателей характеризует долю Запада в площади всей страны (в %): 20, 36, 49, 64?

Ответ: 64%.

4. Назвать четыре основные черты ЭГП США?

ЭГП США на всех этапах благоприятствовало развитию страны. Это объясняется наличием широкого фронта морских границ (12 тыс. км), прекрасных естественных гаваней и особенно положением основной территории между двумя океанами. Сухопутные границы с Канадой и Мексикой проходят по условным линиям, рекам и озёрам, способствуя развитию торгово-экономических связей.

5. Из приведённого ниже перечня выбрать штаты США, выходящие к побережью Тихого океана: 1) Монтана, 2) Аризона, 3) Вайоминг, 4) Юта, 5) Калифорния, 6) Нью-Мексико, 7) Вашингтон, 8) Орегон?

Ответ: Калифорния, Вашингтон, Орегон.

6. Указать, какие три этнические группы выделяются в составе населения США?

Ответ: Три группы: американцы США, переходные иммигрантские группы (люди, которые сравнительно недавно переехали в США), жители-аборигены (индейцы, эскимосы и пр.)

7. Расположить по убывающей пять крупнейших городских агломераций США по численности населения: 1) Чикаго, 2) Лос-Анджелес, 3) Нью-Йорк, 4) Даллас, 5) Майами?

Ответ: 1 место по количестве населения – агломерация Нью-Йорка, 2 место – Лос-Анджелес, 3 место – Чикаго, 4 место – Даллас, 5 место – Майами.

8. Объяснить, что означает выражение «вторая экономика США»?

«Второй экономикой США» называют сеть международных производств и коммерческой деятельности, созданную корпорациями США посредством прямых инвестиций в другие страны. По суммарному производству товаров и услуг она значительно превосходит другие развитые страны.

9. Назвать четыре группы отраслей, которые характеризуют лицо Канады в международном географическом разделении труда?

Ответ: 1 – горнодобывающая промышленность, 2 – цветная металлургия, 3 – деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, 4 – сельское хозяйство и пищевая промышленность.

10. Перечислить виды минерального сырья, по которым Канада является мировым производителем и экспортёром?

Ответ: Канада является мировым лидером по добыче кобальта, калийных солей, асбеста. Также она занимает лидирующие позиции по добыче урана, цинковых руд и серы (2-е место), 3-е место по добыче природного газа и платиноидов, 4-е место по добыче медной руды и золота, 5-е по свинцовым рудам, 7-е место по добыче серебра. К ведущим отраслям горнодобывающей промышленности страны относится также нефтегазовая.

Используйте текст учебника и карты для ответа на вопросы:

1. В каких частях США наиболее вероятна занятость людей в: 1) добыче нефти, 2) авиаракетно-космической промышленности, 3) выращивании цыплят-бройлеров?

Ответ: 1 - Тихоокеанское побережье (Калифорния), штаты побережья Мексиканского залива (Техас, Луизиана), Аляска; 2 - Тихоокеанское побережья (Калифорния с «авиаракетно-космической столицей» США - Лос-Анджелесом, штат Вашингтон (Сиэтл); 3 - Северо-Восток страны (штаты Джорджия и Арканзас).

2. По каким трансконтинентальным железным дорогам можно пересечь США и Канаду в широтном направлении?

Ответ: Канаду можно пересечь по Канадской тихоокеанской железной дороге, которая соединяет Ванкувер (на западе Канады) и Монреаль (на востоке), а также присутствует в крупнейших городах США, таких как Миннеаполис, Чикаго и Нью-Йорк. По территории США проходит Первая трансконтинентальная дорога США, которая строилась в 1860-х годах и связала между собой центральные и западные штаты страны с калифорнийским побережьем Тихого океана.

3. Какие природные, социально-экономические и исторические причины способствовали развитию Северо-Востока США?

Ответ: Штаты Северо-Восточного региона находятся в умеренном климате, для которого характерно умеренное количество осадков, отсутствие слишком низких и высоких температур. Также именно с территории этих штатов началось заселение Америки. Сегодня на развитие этих штатов влияет нахождение в этом регионе крупной агломерации Босваш, которая включает в себя «экономический» центр США – Нью-Йорк.

Представьте себе:

1. Что вы посетили один из больших городов США или Канады. Опишите его.

Оттава - столица Канады. Расположена в восточной части провинции Онтарио на берегу реки Оттавы, по которой проходит граница между провинциями Онтарио и Квебек. Город был основан в 1820-е годы как лагерь солдат и ремесленников, строивших канал Ридо, а в 1850 году получил официальный статус города лесорубов и лесосплавщиков. С 31 декабря 1857 года Оттава - столица объединённой провинции Канада, с 1867 года - столица государства Канада. В дальнейшем город развивался как транспортный и промышленный центр, а во второй половине XX века пережил масштабную перестройку, направленную на улучшение городской экологии. Оттава - молодой город и не располагает большим числом архитектурных памятников. Самое старое здание в городе - Музей Байтауна, расположенный в бывшем военном складе. Историческую ценность представляют дома середины XIX века в центральной части города. В историческом центре города находится главная достопримечательность города - Парламентский холм. На нём расположился комплекс парламентских зданий, выполненных в готическом стиле. Комплекс был построен в 1922 году. В утренние часы на Парламентском холме происходит церемония смены почётного караула. В зимнее время на участке канала протяжённостью 7,8 км, проходящего по историческому центру Оттавы, открывается каток. Это самый длинный каток в мире. Южнее Парламентского холма расположен Канадский музей природы - главный музей естествознания в стране. Здесь представлены разнообразные виды растений и животных со всего мира, как современных, так и древних, а также геологические коллекции.

2. Что вы захотели познакомиться с промышленностью США. Какие города вам нужно посетить, чтобы побывать на: 1) авиационном заводе, 2) крупном предприятии по производству электронных изделий, 3) автомобильном заводе, 4) нефтехимическом комбинате, 5) комбинате чёрной металлургии?

Ответ: 1 - города востока США (Цинциннати, Индианаполис, Нью-Йорк, Буффало) и города на западе США (Сакраменто, Финикс, Сиэтл); 2 – предприятия по производству электронных изделий размещены по территории страны более равномерно, чем предприятия других отраслей промышленности, но наиболее выделяются такие города как Лос-Анджелес, Чикаго, Нью-Йорк, Бостон; 3 – Детройт и окрестные города; 4 – города таких штатов как Техас (Бомонт, Одесса, Хьюстон), Луизиана (Батон-Руж), Оклахома; 5 – города Северо-Востока США: Питтсбург, Янгстаун, Кливленд, Детройт и пр.

3. Что у вас появилась возможность поработать на: 1) скотоводческом ранчо, 2) табачной плантации, 3) лесопильном заводе. В какие штаты США или провинции Канады вам следовало бы для этого направиться?

1 – в США мы посетим штат Висконсин, Миннесота, Иллинойс, в Канаде провинцию Альберта,

2 - в США мы посетим штаты Вирджиния, Джорджия, Кентукки, а в Канаде провинцию Онтарио,

3 – в США мы Северо-Западные штаты (Вашингтон, Орегон), а в Канаде такие провинции как Британская Колумбия, Квебек, Онтарио.

Заполните пропуски в следующих фразах:

1. Экономической столицей США считается..., но с ним всё более конкурирует...

Ответ: считается Нью-Йорк, конкурирует Лос-Анджелес.

2. Большая часть территории Среднего Запада выходит к... и..., двум главным водным артериям Северной Америки.

Ответ: выходит к Миссисипи и Миссури.

3. К числу важных сельскохозяйственных культур Юга США относится...

Ответ: относится хлопок.

4. В канадской провинции... большинство жителей говорят по-французски.

Тема 2.4. Северная Америка
Цель. Дать представление о сходствах и различиях в экономике США и Канады; влиянии политики США на соседние регионы.

К региону Северная Америка обычно относят только США и Канаду. В таких пределах регион занимает территорию 19,4 млн кв км с населением 325 млн человек (2003г).страны имеют исключительно выгодное географическое положение, богатейшую природу. США и Канада входят в «большую семерку» стран Запада, вместе они образуют важнейший центр мирового хозяйства.

Вопросы к семинару

1. Объясните, почему значительная часть тяжелой промышленности США и Канады концентрируется в районе Великих озер?

2. Объясните, почему специализация сельского хозяйства США и Канады изменяется по мере продвижения с востока на запад?

3. В каких частях США наиболее вероятна занятость людей в добыче нефти.
Практическая работа

1. Пользуясь картами атласа, текстом учебника дайте характеристику экономико-географического положения США. Действительно ли оно является выгодным? Почему вы так думаете? Примените типовой план характеристики ЭГП страны.

2. Определите крупнейшие центры машиностроения США

3. Опишите размещение растениеводства США.

4. Пользуясь материалами данной темы, назовите основные типологические черты населения и хозяйства США и Канады. Представьте их в виде следующей таблицы:

Таблица 4

5. Составьте кроссворд «Штаты и города США».
Тестовые задания по теме

1. Какие страны относятся к Северной Америке в экономической и социальной географии:

а) все страны, входящие в организацию НАФТА;

б) все страны материка Северная Америка;

в) Мексика и США;

США и Канаду.
2. С какими из перечисленных стран США имеет сухопутную границу:

б) Бразилия;

в) Мексика;

г) Россия.
3. Самый близкий заморский сосед США:

а) Мексика;

б) Япония;

в) Багамские ос-ва;

г) нет правильного ответа.
4. Причина импорта минеральных ресурсов в США:

а) чтобы поддержать экономику других стран;

б) полезных ископаемых недостаточно;

в) импорт обходится дешевле собственной добычи;

г) добывающая промышленность испытывает нехватку рабочих рук.
5. Рекреационные ресурсы в большей степени представлены:

а) древней архитектурой городов;

б) памятниками природы;

в) историческими памятниками;

г) нет правильного ответа.
6. Доля афроамериканцев в населении США составляет:

г) 36%.
7. В каком из американских мегаполисов сосредоточена автомобильная промышленность США:

а) Босваш;

б) Чипитс;

в) Сансан;

г) Калифорнийский.
8. Первые поселения в Северной Америке основали:

а) викинги;

б) европейцы;

в) афроамериканцы;

г) французы.
9. Население Канады размещено:

а) на северо-западе;

б) на юго-востоке;

в) на северо-востоке;

г) на юго-западе.
10. Главное направление сельского хозяйства Канады:

а) земледелие;

б) разведение КРС;

в) овцеводство;

г) оленеводство.
Тема 2.5. Латинская Америка
Цель. Сформировать представление у студентов о странах Латинской Америки, их особенностях, специфики экономики региона.

Регион Латинская Америка включает все страны к югу от США. К нему относятся 46 стран и территорий, треть из которых колониальные владения или страны находящиеся в иных формах владения от Европейских стран. На территории региона 33 суверенных государства, которые относятся к числу развивающихся. Регион занимает 21 млн кв км с населением 543млн человек(2003г). Латинская Америка выделяется относительно более высоким уровнем развития, занимая как бы промежуточное положение между развивающимися странами и экономически развитыми.
Вопросы к семинару

1. Чем вызвано возникновение географического термина «Латинская Америка»?

2. Укажите, в каких из следующих стран государственным языком является испанский: Куба, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Чили?

3. Назовите по одной стране в регионе Латинской Америки, в экспорте которых важную роль играют: медь, бокситы, олово, нефть, кофе, мясо, шерсть, рыба?
Практическая работа

1. По «визитной карточке» на форзаце учебника определите формы правления и административно-территориального устройства стран Латинской Америки. Сравните эти страны со странами зарубежной Азии и Африки и попытайтесь объяснить различия.

2. Используя карту минеральных ресурсов мира и экономическую карту Латинской Америки в атласе, дайте характеристику состава полезных ископаемых в отдельных ее субрегионах. Попытайтесь объяснить черты сходства и различия.

3. Используя карту плотности населения мира в атласе, конкретизируйте основные черты расселения населения Латинской Америки.

4. Используя текст учебника, дополнительные источники информации, подготовьте сообщение на тему «Освоение Амазонии». Объясните, какие проблемы возникают в связи с этим для Бразилии, для Латинской Америки, для всего мира.

5. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, дайте краткую сравнительную характеристику двух (по выбору) из следующих городов: Мехико, Гавана, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Бразилиа, Буэнос-Айрес.

Тестовые задания по теме

1. Из государств Латинской Америки не имеют выхода к морю:

а) Уругвай;

б) Парагвай;

г) Гайана.
2. Основной язык большинства стран Латинской Америки:

а) английский;

б) латынь;

в) испанский;

г) португальский.
3. Наиболее распространенной в латиноамериканских странах религией является:

а) протестантизм;

б) католицизм;

г) иудаизм.
4. Какие три страны относятся к числу наиболее экономически развитых стран Латинской Америки:

б) Уругвай;

в) Бразилия;

г) Аргентина;

д) Коста-Рика;

е) Мексика;

ж) Венесуэла.
5. Определите страну по характерным для неё словам: федерация, «Фольксваген», «Итайпу», сельва, кофе.

а) Колумбия;

б) Бразилия;

в) Парагвай;

г) Мексика;

д) Аргентина.
6. Главное богатство Латинской Америки:

в) драгоценные металлы;

д) медные руды.
7. Ведущая отрасль сельского хозяйства в Латинской Америке:

а) растениеводство;

б) рыболовство;

в) овцеводство;

г) разведение крупного рогатого скота.
8. Ведущую роль во внешних экономических связях играет вид транспорта:

а) железнодорожный;

б) морской;

в) автомобильный;

г) авиационный.
9. В интеграционную группировку НАФТА входит латиноамериканская страна:

а) Аргентина;

б) Бразилия;

г) Мексика.
10.Какие из указанных стран не являются суверенными:

а) Гайана

б) Гвиана

в) Коста-Рика

г) Пуэрто-Рико

д) Гватемала
6 Вопросы к дифференцированному зачету
1. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.

2. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.

3. Основные формы государственного правления и государственно-территориального устройства стран мира.

4. Международные экономические отношения.

5. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

6. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.

7. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.

8. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности.

9. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

10. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира.

11. Лесные ресурсы мира, их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.

12. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.

13. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.

14. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.

15. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

16. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны - производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.

17. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.

18. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменения народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.

19. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы перспективы развития.

20. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.

21. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным показателям и душевым показателям производства электроэнергии.

22. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.

23. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

24. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.

25. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых странах и развивающихся. Сельское хозяйство и окружающая среда.

26. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.

27. Состав и структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху НТР.

28. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.

29. Географическая среда и ее роль в жизни человечества.

30. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

31. Экономико-географическое положение по картам страны (по выбору преподавателя).

32. ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов мирового океана.

33. Экономико-географическая характеристика США.

34. Экономико-географическая характеристика Япония.

35. Экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы.

36. Экономико-географическая характеристика Латинской Америки.

37. Экономико-географическая характеристика КНР.

38. Экономико-географическая характеристика Африки.

39. Экономико-географическая характеристика Азии.

40. Экономико-географическая характеристика одной из стран Африки.

41. Экономико-географическая характеристика одной из стран латинской Америки.

42. Экономико-географическая характеристика одной их стран Азии.

43. Экономико-географическая характеристика Австралии.

44. Растениеводство.

45. Животноводство.
7 Основная литература
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. – М., Просвещение, 2007-2009.

8 Дополнительная литература
1.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11кл. – М.,2007.

2.Кузнецова А.П. География. Население и хозяйство мира. 10кл. - М.,2007.

3.Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10кл. - М.,2007

4.Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10кл. - М.,2007

5.Петрова Н.Н.География мира. Экспериментальное ученое пособие. ИРПО. - М.,2008.

6. Петрова Н.Н.География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.,2008.

7. Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М.,2007.

8.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2ч. Учебник для10-11кл. – М.,2007.

9.Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч.1 и ч.2. – М.,2007.

10.Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. справочник школьника. География. 6-10кл. – М., 1997.

11.Большая школьная энциклопедия. Том 1. – М.,2007.

12.Электронные учебники по географии.

9 Периодические издания
Журналы:

«География в школе»

«Природа»

«Наука и жизнь»

«Вокруг света»

«GEO»
Газеты:

Методическая газета «География»

«Первое сентября»
Интернет – ресурсы.


Зачёт № 9.

^ СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА.

1. Используя текст учебника и карты в атласе, охарактеризуйте ЭГП США. Примените типовой план характеристики ЭГП страны (региона) на с.222.
2. Используя рисунок 87 учебника, запишите пять главных «нефтяных» штатов США.
3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые расчёты, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции. Проанализируйте их.
4. Используя рисунок 88 учебника, составьте таблицу «Главные районы чёрной металлургии США»:

По рисунку 28 определите, из каких стран США ввозят железную руду. Чем это вызвано?
5. Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте таблицу «Промышленные пояса США»:

6. Способом наложения рисунка 90 в учебнике и карты административно-территориального деления США в атласе определите:

А) два главных «пшеничных» штата;

Б) главный «кукурузный» штат.
7. Пользуясь материалами темы 9, определите основные типологические черты населения и хозяйства США и Канады. Представьте их в виде таблицы:


Страны

Тип воспроизводства населения

Национальный состав населения

Уровень урбанизации

Уровень развития хозяйства

Отраслевая структура хозяйства

Территориальная структура хозяйства

США

Канада

8. Нанесите на контурную карту Северной Америки:

А) Наиболее крупные города;

Б) Главные морские порты;

В) Трансконтинентальные железные дороги
9. Перечислите группы отраслей промышленности и виды минерального сырья, по которым Канада является мировым производителем и экспортёром.
10. Подготовьте сообщения (на выбор): «Статуя Свободы», «Флаг США».

Зачёт № 10.

^ ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА.

1. По «визитной карточке» на форзаце учебника составьте таблицу «Страны Латинской Америки»:

2. Используя текст, рисунки 12-14 учебника и карты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в атласе, дайте характеристику воспроизводству населения Латинской Америки.
3. Используя рисунки 17, 18, таблицы 3 и 9 учебника и таблицы 16, 17 «Приложений», а также карту урбанизации в атласе, определите наиболее и наименее урбанизированные страны Латинской Америки. Составьте таблицу «Уровень урбанизации стран Латинской Америки»:

4. Используя текст учебника и экономическую карту Латинской Америки в атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте:

Железной руды;

Медной руды;

Бокситов;

Оловянных руд;

Селитры.
5. Используя текст учебника, физическую и экономическую карты Латинской Америки в атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на производстве:

Какао-бобов;

Бананов;

Пшеницы;

Кукурузы;

Мяса.
6. Используя текст и рисунки учебника, а также карты атласа, установите черты сходства и различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной. Результаты оформите в виде таблицы:

Зачёт № 11.

^ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

1. Ознакомьтесь с содержанием темы 11 учебника. Запишите в тетрадь понятия «глобализация», «глобальные проблемы».
2. Составьте план-схему классификации глобальных проблем человечества (с. 352).
3. На основе приобретённых знаний составьте конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества» по следующей форме:


^ Глобальная проблема

Сущность проблемы

Причины возникновения

Пути решения проблемы

1. Мира и разоружения

2. Экологическая

3. Демографическая

4. Энергетическая и сырьевая

5. Мирного освоения космоса

6. Преодоление отставания развивающихся стран

7. Использование мирового океана

8. Продовольственная

4. Используя содержание учебника, материалы периодической печати и другие источники информации, подготовьте письменный реферат (сообщение) на одну из тем:


  • «На пути к безъядерному и безопасному миру».

  • «Проблемы здоровья и долголетия человека».

  • «Космическая угроза – угроза всему человечеству».

  • «Демографическая ситуация в России».

  • «Энергетическая и сырьевая проблемы: пути решения».

  • «Проблема продовольствия – проблема каждого из нас».

1 Для удобства поиска необходимой информации в скобках указаны номера страниц учебника. В случае использования учебников, изданных ранее 2004 года, номера страниц, указанных в скобках, могут не совпадать.

2 В некоторых заданиях допускается несколько (более одного) вариантов правильного ответа.


Зачёт № 9.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА.

1. Используя текст учебника и карты в атласе, охарактеризуйте ЭГП США. Примените типовой план характеристики ЭГП страны (региона) на с.222.
2. Используя рисунок 87 учебника, запишите пять главных «нефтяных» штатов США.
3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые расчёты, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции. Проанализируйте их.
4. Используя рисунок 88 учебника, составьте таблицу «Главные районы чёрной металлургии США»:

По рисунку 28 определите, из каких стран США ввозят железную руду. Чем это вызвано?
5. Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте таблицу «Промышленные пояса США»:

6. Способом наложения рисунка 90 в учебнике и карты административно-территориального деления США в атласе определите:

А) два главных «пшеничных» штата;

Б) главный «кукурузный» штат.
7. Пользуясь материалами темы 9, определите основные типологические черты населения и хозяйства США и Канады. Представьте их в виде таблицы:


Страны

Тип воспроизводства населения

Национальный состав населения

Уровень урбанизации

Уровень развития хозяйства

Отраслевая структура хозяйства

Территориальная структура хозяйства

США

Канада

8. Нанесите на контурную карту Северной Америки:

А) Наиболее крупные города;

Б) Главные морские порты;

В) Трансконтинентальные железные дороги
9. Перечислите группы отраслей промышленности и виды минерального сырья, по которым Канада является мировым производителем и экспортёром.
10. Подготовьте сообщения (на выбор): «Статуя Свободы», «Флаг США».

Зачёт № 10.

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА.

1. По «визитной карточке» на форзаце учебника составьте таблицу «Страны Латинской Америки»:

2. Используя текст, рисунки 12-14 учебника и карты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в атласе, дайте характеристику воспроизводству населения Латинской Америки.
3. Используя рисунки 17, 18, таблицы 3 и 9 учебника и таблицы 16, 17 «Приложений», а также карту урбанизации в атласе, определите наиболее и наименее урбанизированные страны Латинской Америки. Составьте таблицу «Уровень урбанизации стран Латинской Америки»:

4. Используя текст учебника и экономическую карту Латинской Америки в атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте:

Железной руды;

Медной руды;

Бокситов;

Оловянных руд;

Селитры.
5. Используя текст учебника, физическую и экономическую карты Латинской Америки в атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на производстве:

Какао-бобов;

Бананов;

Пшеницы;

Кукурузы;

Мяса.
6. Используя текст и рисунки учебника, а также карты атласа, установите черты сходства и различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной. Результаты оформите в виде таблицы:

Зачёт № 11.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

1. Ознакомьтесь с содержанием темы 11 учебника. Запишите в тетрадь понятия «глобализация», «глобальные проблемы».
2. Составьте план-схему классификации глобальных проблем человечества (с. 352).
3. На основе приобретённых знаний составьте конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества» по следующей форме:


Глобальная проблема

Сущность проблемы

Причины возникновения

Пути решения проблемы

1. Мира и разоружения

2. Экологическая

3. Демографическая

4. Энергетическая и сырьевая

5. Мирного освоения космоса

6. Преодоление отставания развивающихся стран

7. Использование мирового океана

8. Продовольственная

4. Используя содержание учебника, материалы периодической печати и другие источники информации, подготовьте письменный реферат (сообщение) на одну из тем:


  • «На пути к безъядерному и безопасному миру».

  • «Проблемы здоровья и долголетия человека».

  • «Космическая угроза – угроза всему человечеству».

  • «Демографическая ситуация в России».

  • «Энергетическая и сырьевая проблемы: пути решения».

  • «Проблема продовольствия – проблема каждого из нас».

1 Для удобства поиска необходимой информации в скобках указаны номера страниц учебника. В случае использования учебников, изданных ранее 2004 года, номера страниц, указанных в скобках, могут не совпадать.

2 В некоторых заданиях допускается несколько (более одного) вариантов правильного ответа.