Что необходимо знать.

Задание ОГЭ № 8

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

1. Выпишите грамматическую основу предложения «Что, мальчик, болен?»

2. Выпишите грамматическую основу предложения «На дворе светает»

Ответ:_______________________________________________

3. Выпишите грамматическую основу предложения «Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух»

Ответ:_______________________________________________

4. Выпишите грамматическую основу предложения «От батареи отопления тянуло теплом»

Ответ:_______________________________________________

5. Выпишите грамматическую основу предложения «Никто так не обидит старую, больную женщину…»

Ответ:_______________________________________________

6. Выпишите грамматическую основу предложения «А ее никак не пересаживали»

Ответ:_______________________________________________

7. Выпишите грамматическую основу предложения «Кто тут полегче?»

Ответ:_______________________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения «Весь луг был в цветах»

Ответ:_______________________________________________

9. Выпишите грамматическую основу предложения «Только через полгода мне удалось добиться назначения на Север»

Ответ:_______________________________________________

10. Выпишите грамматическую основу предложения «Мое решение было тайной для всех»

Ответ:_______________________________________________

11. Выпишите грамматическую основу предложения «Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь»

Ответ:_______________________________________________

12. Выпишите грамматическую основу предложения «Он у нас коновал»

Ответ:_______________________________________________

13. Выпишите грамматическую основу предложения «Мне стало страшно за дедушку»

Ответ:_______________________________________________

14. Выпишите грамматическую основу предложения «Матвеев приказал всем построиться»

Ответ:_______________________________________________

15. Выпишите грамматическую основу предложения «Автобуса опять нет»

Ответ:_______________________________________________

16. Выпишите грамматическую основу предложения «Книга – источник знаний»

Ответ:_______________________________________________

17. Выпишите грамматическую основу предложения «За окном быстро стемнело»

Ответ:_______________________________________________

18. Выпишите грамматическую основу предложения «Вчера на весь день отключили свет»

Ответ:_______________________________________________

19. Выпишите грамматическую основу предложения «Никто не хотел умирать»

Ответ:_______________________________________________

20. Выпишите грамматическую основу предложения «Лучший из учеников решил эту задачу»

Ответ:_______________________________________________

21. Выпишите грамматическую основу предложения «У князя собралось множество народа»

Ответ:_______________________________________________

22. Выпишите грамматическую основу предложения «Она показалась мне смешной»

Ответ:_______________________________________________

23. Выпишите грамматическую основу предложения «Учитель был строгим»

Ответ:_______________________________________________

24. Выпишите грамматическую основу предложения «Мне необходимо сойти на этой остановке»

Ответ:_______________________________________________

25. Выпишите грамматическую основу предложения «Им всем нужны были книги»

Ответ:_______________________________________________

26. Выпишите грамматическую основу предложения «Завтра утром встану, побегу в сад»

Ответ:_______________________________________________

27. Выпишите грамматическую основу предложения «С часу на час можно было и нам ожидать нападения Пугачева»

Ответ:_______________________________________________

28. Выпишите грамматическую основу предложения «Магнит находят в земле с железной рудой»

Ответ:_______________________________________________

29. Выпишите грамматическую основу предложения «На клумбе росли анютины глазки»

Ответ:_______________________________________________

30. Выпишите грамматическую основу предложения «Этому можно научиться»

Ответ:_______________________________________________

Ответы к заданию 8

    болен

    светает

    клапан был заткнут

    тянуло

    никто не обидит

    не пересаживали

    кто полегче

    луг был в цветах

    удалось добиться

    решение было тайной

    хотелось помочь

    он коновал

    стало страшно

    Матвеев приказал

16 книга источник

17 стемнело

18 отключили

19 никто не хотел умирать

20 лучший из учеников решил

21 собралось множество народа

22 она показалась смешной

23 учитель был строгим

24 необходимо сойти

25 нужны были книги

26 встану, побегу

27 можно было ожидать

28 находят

29 росли анютины глазки

30 можно научиться

Выпишите грамматическую основу предложения 7.


(1)В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города. (2)Я оставался с бабушкой - маминой мамой.

(3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю - мы с бабушкой получали письма каждый день. (4)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо - от отца, другое - от мамы. (5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7)Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.

– (8)Фантастика! - сказала однажды бабушка. - (9)Хоть бы раз перепутали очередь!..

(10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны.

(13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.

(14)Например, мама и отец старались закалить нас. (15)Но мы с бабушкой не желали обливаться ледяной водой и вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику.

(17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко соблюдали режим дня.

(18)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне.

– (22)Ну-с, сколько денег откладываем на кино? - спрашивала бабушка.

– (23)Побольше! - говорил я.

(24)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а деньги потом экономились на обедах.

(25)По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и дру­гие, по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

(7)Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное - это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты - зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. Г. Ветвицкого.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

15.1 У каждой части речи свои достоинства. Интересна, по мнению российского лингвиста В. Г. Ветвицкого, роль существительных в нашей речи. Неслучайно он утверждал: «Имя существительное - это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты - зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Попробуем доказать это на примере текста Анатолия Алексина.

Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в опре-делённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Именно в этом роль существительного трудно переоценить. Имена существительные являются подлежащими в большинстве предложений текста (предложения 1, 3, 4, 5 и другие), а значит определяют их основное содержание. Имена существительные являются главными в словосочетаниях, построенных на основе согласования (предложение 2: «маминой мамой») или управления (предложение 6: «в конце письма», предложение 17: «режим дня»), поэтому именно от них зависит форма зависимого слова.

Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам Ветвицкого о роли существительных и их важности в нашей речи.

15.2 Герой текста Анатолия Алексина очень похож на свою бабушку. Это неслучайно, ведь они много времени проводят вместе, когда родители уезжают в длительные командировки. Жизненные ценности бабушки и родителей мальчика отличаются, об этом и говорится в финале текста.

В предложении 13 (Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить) говорится об отношении бабушки к ценностям родителей. Она несколько иронизирует над «правильностью» их жизненных ориентиров.

Сама бабушка готова на авантюрные поступки. В предложении 24 об одном из таких поступков идёт речь: бабушка с внуком откладывают деньги на кино, но при этом экономят на обедах. Почему она так не по-взрослому поступает? Просто бабушка понимает, что нельзя загнать любовь и открытость отношений между ею и внуком в определённые рамки, нельзя все делать по правилам.

Таким образом, нам удалось подтвердить примерами текста раз-мышления героя А. Алексина о том, что доверие между бабушкой и внуком возникает из-за общности их интересов, это их объединяет и делает совместную жизнь радостной.

15.3 Жизненные ценности - это идеалы, убеждения, принципы, кото-рые для нас наиболее значимы. Эти ценности служат ориентирами, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий. У каждого человека ценности разные. Для многих людей самое ценное - это семья, дети.

Герой текста Анатолия Алексина очень похож на свою бабушку. Это неслучайно, ведь они много времени проводят вместе, когда родители уезжают в длительные командировки. Бабушка готова даже на авантюрные поступки. В предложении 24 об одном из таких поступков идёт речь: вместе с внуком они откладывают деньги на кино, но при этом экономят на обедах. Почему она так не по-взрослому поступает? Просто бабушка понимает, что нельзя загнать любовь и открытость отношений между ею и внуком в определённые рамки, нельзя все делать по правилам.

Примером правильных семейных ценностей может стать семья Ростовых из романа Толстого «Война и мир». В ней царят любовь, взаимопонимание, поэтому дети Ростовых вырастают хорошими людьми, впитавшими семейные устои, которые будут нести в свои семьи.

При выполнении восьмого задания ОГЭ по русскому языку экзаменуемый должен найти и указать в предложении грамматическую основу. Это испытание обычно не вызывает трудностей, для его выполнения достаточно базовых знаний по предмету, полученных в рамках школьного курса.

Что необходимо знать?

Для выполнения задания 8 основного государственного экзамена необходимо произвести анализ представленного текста, найти подлежащие и сказуемые. Первое отвечает на вопросы именительного падежа – кто? что? Второе – отображает совершаемое действие.

Чтобы справиться с этим испытанием, нужно знать виды предложений и хорошо ориентироваться в их видах. Они могут быть двусоставными (содержать и подлежащее, и сказуемое) и делиться на полные и неполные. Или составленными только из подлежащего или только из сказуемого, то есть односоставными.

Односоставные в свою очередь подразделяются на:

  • определенно-личные;
  • назывные;
  • неопределенно-личные;
  • безличные;
  • обобщенно-личные.

Все эти виды были изучены в рамках школьного курса. Зная особенности каждого типа предложений, можно легко справиться с заданием и получить за него максимально возможный балл.

Алгоритм действий на экзамене

  • Вдумчиво прочитать предложение. Выделить объект, который совершает какие-либо действия (отвечающий на вопрос кто или что?);
  • Найти в тексте какое именно действие совершается (что делает? каков? и прочее);
  • Определить, нет ли у сказуемого модальных слов. Если эти слова есть, то оно будет являться составным;
  • У односоставных предложений следует также указать тип;
  • Проверить наличие или отсутствие однородных подлежащих и сказуемых;
  • Выписать грамматическую основу.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЗАДАНИЕ 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения

Выпишите грамматическую основу предложения 32. (32)Всё было в порядке.

Выпишите грамматическую основу предложения 45. (45)Это будет мой тебе подарок.

Выпишите грамматическую основу предложения 13. (13)Случилось это в Англии.

Выпишите грамматическую основу предложения 3. (3)Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант.

Выпишите грамматическую основу предложения 20. (20)Во всеобщей одинаковости тоже есть законы роста от нуля до ста, к примеру.

Выпишите грамматическую основу предложения 2. (2)Мы с папой зашли в цветочный магазин.

Выпишите грамматическую основу предложения 21. (21)Сыграйте, Яков Ильич.

Выпишите грамматическую основу предложения 26. (26)Лучше нашей нигде не сыщешь.

Выпишите грамматическую основу предложения 27. (27)Ждём вот уже десять лет.

Выпишите грамматическую основу предложения 17. 17)В милицию надо позвонить...

Выпишите грамматическую основу предложения 36. (36)Два года назад мне удаляли гланды.

Выпишите грамматическую основу предложения 8. (8)Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода.

Выпишите грамматическую основу предложения 11. (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая.

Выпишите грамматическую основу предложения 29. (29)Никакой войны для них нет.

Выпишите грамматическую основу предложения 35. (35)Это понимать надо!

Выпишите грамматическую основу предложения 20. (20)Облака точно густой, чёрный дым.

Выпишите грамматическую основу предложения 5. (5)Приятно пахнет ночной влагой, растениями, сырой землёй.

Выпишите грамматическую основу предложения 36. (36)Я боялся на них отвечать.

Выпишите грамматическую основу предложения 19. (19)Шкатулку поставили на стол и в конце концов забыли о ней.

Выпишите грамматическую основу предложения 53. (53)Летом на стройку можно смотреть и с другого места.

Выпишите грамматическую основу предложения 4. (4)Я прошёлся по комнатам, вышел во двор.

Выпишите грамматическую основу предложения 7. (7)Значит, отец и мама писа л и после своей утренней пробежки и перед работой.

Выпишите грамматическую основу предложения 8. (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?

Выпишите грамматическую основу предложения 18. (18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи.

Выпишите грамматическую основу предложения 37. (37)Когда-нибудь надо уйти.

Выпишите грамматическую основу предложения 5. 5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

Выпишите грамматическую основу предложения 2. (2)От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой.

Выпишите грамматическую основу предложения 40. (40)До сих пор помнят в деревне Белогрудку.

Выпишите грамматическую основу предложения 1. (1)Во двор вошли трое ребят.

Выпишите грамматическую основу предложения 44. (44)Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая Дагни, дочери лесника, по случаю её восемнадцатилетия.

Выпишите грамматическую основу предложения 20. (20)Мне ничего не сулили.

Выпишите грамматическую основу предложения 22. – (22)Потому что у нас в школе создают музей ко дню великой Победы.

Выпишите грамматическую основу предложения 14. (14)«Диктант напишем завтра».

Выпишите грамматическую основу предложения 9. (9)Вот скажите мне, Ваня.

Выпишите грамматическую основу предложения 26. (26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей.

Выпишите грамматическую основу предложения 35. (35)С появлением Ларисы многое изменилось.

Выпишите грамматическую основу предложения 17. 17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия.

Выпишите грамматическую основу предложения 1. (1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно.

Выпишите грамматическую основу предложения 20. (20)Вострепещи, тиран!

Выпишите грамматическую основу предложения 21. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире.

Выпишите грамматическую основу предложения 31. (31)Погаси-ка свет!

Выпишите грамматическую основу предложения 14. – (14)Вот скажите мне, Ваня.