Цитаты из акеруса. Сопротивление Трага Высокогорца

Способности

Фаза 1 (100% - 70%)

Фаза 2 (70% - 40%)

  • Призыв Валь"киры Стража Тьмы - призывает на помощь 1 Валь"киру Стража Тьмы. Валь"кира хватает случайного игрока и медленно тянет его за пределы платформы. Если ее быстро не убить, цель будет сброшена вниз и разобьется.

Фаза 3 (40% - 10%)

Переход между фазами

Тактика

Бой с Королем-личем - очень сложное испытание даже для хорошо одетых игроков, что уж говорить о тех, кто до сих пор не сменил т9 на т10. Ошибка всего лишь одного из членов рейда может запросто привести к вайпу. Король-лич, как ему и положено, владеет богатым арсеналом заклинаний, способных лишить жизней еще десяток незадачливых рейдеров. Знание этих способностей позволит немного облегчить вашу задачу, поэтому для начала внимательно прочитайте все, что написано выше.

Рейд состоит из 2 танков и 3 хилеров в версии на 10 игроков, и 2 танка и 6 хилеров в версии на 25. Бой начинается, как только вы поговорите с Тирионом Фордрингом.

Достаточно затяжной бой состоит из 4 фаз. Три из них сменяют друг друга на определенных процентах жизни Короля-лича, а четвертая наступает каждый раз при смене очередной фазы. В начале боя рейд располагается полукругом с одной стороны платформы, а главный танк с Артасом остаются в центре. Позади Короля-лича должно оставаться достаточно места для танкования появляющихся во время этой фазы врайкулов.

Ключевая составляющая 1 фазы - постоянно появляющиеся адды. Это троица из вурдалаков-приспешников - Артас призывает их каждые 20 секунд, и мертвец-врайкул - он появляется примерно раз в минуту. Вурдалаки не являются чем-то особенным, а их урон в ближнем бою незначительный. Гораздо большую опасность представляет Шаркающий ужас. У этого создания очень много жизней (2 млн. хп в версии на 10 игроков) и одна единственная способность - Ударная волна. Офф-танк должен забрать этого моба на себя и развернуть таким образом, что бы минимум людей были задеты оглушением. Особенно следует следить за тем, что бы под Ударную волну не попал главный танк, иначе Король-лич сложит его за считанные секунды.

Помимо аддов на этой фазе Артас используется 2 способности - Заражение и Мертвящая чума. Заражение - очень опасное AoE по рейду, которое нужно максимально быстро вылечить.

Игроки, подвергшиеся заражению Мертвящей чумой, должны за 5 секунд добежать до ОТ, где дебафф должен быть мгновенно снят (болезнь переходит либо на ОТ, либо на мобов). Внимание! Описание абилки на данный момент в русской версии ошибочно - вот оригинальная версия Necrotic Plague.

На 70% (а так же на 40%) Король-лич входит в промежуточную фазу, заходя в центр платформы и взывая к Беспощадности зимы. Вокруг него в центре образуется сильнейшая снежная буря. Единственное место, где вы можете от нее спастись - края платформы за пределами очерченного круга. Минуту Артас стоит на месте в середине и призывает Гневных духов и Ледяные сферы. Основная сложность тут заключается в очень быстром убийстве духов, ведь их Пронзительный визг не только наносит большой урон, но так же вызывает немоту. На ледяные сферы достаточно выделить одного-двух человек, их нужно убить до того, как они дойдут от Короля-лича до края платформы и не начнут применять свои вредоносные заклинания.

Не стоит забывать так же о Боли и страдании. Заклинание выглядит как несколько черных лучей, направленных в сторону игроков. Во избежание суммирования эффекта рейд должен расположиться равномерно по краю платформы.

Спустя 60 секунд от начала этой фазы, Артас вызывает Сотрясение. Длится прочтение 1.5 секунды. Рейд должен сбежаться ближе к центру платформы, поскольку ее края (там где вы стояли до этого) обваляться.

Начинается вторая фаза, которая продлится вплоть до 40%. Король-лич начинает пользоваться заклинанием Жнец душ, бьющем танка на 50000. Помимо громадного урона, это заклинание увеличивает силу ударов Короля-лича в два раза на 5 секунд. Будьте бдительны и старайтесь сохранять свои сберегающие способности на этот удар. Касается как танков, так и хилеров. Король-лич продолжает использовать способности из 1 фазы, с той лишь разницей, что вместо вурдалаков и врайкулов, Артас начнет призывать себе на помощь Валь"кир (1 в версии на 10 игроков, и 3 в версии на 25 игроков). Валь"киры не сразу атакуют, поэтому после их призыва следует подбежать к середине платформы. Спустя какое-то время она поднимает случайного игрока в воздух и начинает медленно вытягивать его к обрыву. Дамагерам следует быть готовыми максимально быстро отбивать своего игроков из лап Валь"кир, пока они не сбросят их вниз. Адды не замедляется (они и так движутся очень медленно), зато прекрасно станятся.

На этой же фазе появляется новое и особенно опасное заклинание - Осквернение. Когда босс готовится применить его, по середине экрана возникает соответствующее оповещение. Заклинание бросается под случайного игрока в рейде (в том числе - под МТ), и все должны быть готовы моментально (это нисколько не преувеличение - МОМЕНТАЛЬНО) убегать из образовавшейся черной воронки, иначе она грозит разрастись на огромную территорию.

На 40% повторяется промежуточная фаза со всеми присущими ей особенностями.

Далее вступает в силу третья и последняя. На этой фазе сохраняются способности двух предыдущих, а вызывает на этот раз Король-лич 10 зловещих духов. У них не так уж много жизней, и убить их следует менее чем за 30 секунд, что бы избежать взрыва. Сами по себе духи первые 30 секунд ничего не делают.

В это же время Король-лич задействует силу своего клинка. Жатва душ вытягивает силы из выбранного игрока, и, если он остался жив, перемещает его в Ледяную Скорбь. Игрок, попавший в "комнату" Ледяной Скорби, должен убить Хранителя Души (порядка 250 000 хп в версии на 10 человек). Его танчит душа Теренаса Менетила, а все что вам нужно сделать - быстро убить Хранителя и вернуться в бой с Артасом.

Доведя босса до 10% считайте дело сделанным. Начинается эпичное действо с участием Тириона, Артаса и короля Теренаса. По его завершении Артас умирает.

Добыча

10-игроков

10-игроков Тип 10-игроков героич
Проклятье Трогга, секира зиморожденного короля Одноручный топор Танк Проклятье Трогга, секира зиморожденного короля (героический)
Пронзатель сердец Ветрокрылых Арбалет Пронзатель сердец Ветрокрылых (героический)
Тель"тас, кинжал Кровавого короля Кинжал Кастер Тель"тас, кинжал Кровавого короля (героический)
Ярость Шторма, черный клинок Предателя Кинжал Ловкость Ярость Шторма, черный клинок Предателя (героический)
Пугиус, боевая перчатка неповиновения Кистевое Пугиус, боевая перчатка неповиновения (героический)
Валий, молот Светоносного Одноручное дробящее Хилер Валий, молот Светоносного (героический)
Боевая палица Менетила Двуручное дробящее ДД Боевая палица Менетила (героический)
[ Халион, посох забытой любви] Посох Кастер Халион, посох забытой любви (героический)
Оскверненная ветвь Нордрассила Посох Ловкость Оскверненная ветвь Нордрассила (героический)
23 Валюта 23

25-игроков

25-игроков Тип 25-игроков героический
Зов хаоса, топор королей Лордерона Одноручный топор ДД Зов хаоса, топор королей Лордерона (героический)
Фал"инраш, Защитник Кель"Таласа Арбалет Фал"инраш, Защитник Кель"Таласа (героический)
Падение Небес, крис тысячи неправд Кинжал Ловкость Падение Небес, крис тысячи неправд (героический)
Королевский скипетр Теренаса II Одноручное дробящее Кастер Королевский скипетр Теренаса II (героический)
Митриос, наследие Бронзоборода Одноручное дробящее Танк Митриос, наследие Бронзоборода (героический)
Хранитель клятв, копье предводителя следопытов Древковое Хранитель клятв, копье предводителя следопытов (героический)
Аркус, большой посох Антонидаса Посох Кастер Аркус, большой посох Антонидаса (героический)
Прилив Крови, клинок агонии Кел"Тузада Одноручный меч Кастер Прилив Крови, клинок агонии Кел"Тузада (героический)
Глоренцельг, священный клинок Серебряной Длани Двуручный меч ДД Глоренцельг, священный клинок Серебряной Длани (героический)
23 Валюта 23

Он разорвал тело старого шамана на куски, но сохранил его душу. Нер"зул умолял о смерти, но эредар сказал, что он должен продолжить служение Легиону. Кил"джеден сделал шаману предложение – стать верным слугой или испытывать вечные муки. Бывший орк торопливо согласился, и эредар пленил его душу в глыбе твердого льда из удаленных частей Круговерти Пустоты . Нерзул, получивший от Кил"джедена особые силы, почувствовал, что его сознание расширилось в тысячи раз, и сам он превратился в бестелесное существо невиданной силы – Короля-лича.

Создание Плети

Король-лич был отправлен в Азерот через Великую запредельную тьму, и глыба льда, пленившая его, рухнула на северном материке Нордсколе и приняла форму трону. Здесь он начал создание Плети, которая должна была ослабить этот мир перед вторжением демонов. Эта армия нежити не могла бы проиграть войну, как это сделали орки. Сюда также были отправлены натрезимы , который возглавлял Тихондрий . Они должны были проследить, чтобы Король-лич выполнял приказ Кил"джедена. Скрываясь внутри Ледяного Трона, Король-лич познавал свои возможности и поработил множество коренных обитателей Нордскола. Чума нежити, выпущенная троном, превратила каждого из них в верного слугу. Используя свои ментальные способности и некромантию, Король-лич смог захватить большую часть материка. Его силы продолжали расти вместе с каждой поглощенной душой, и натрезимы знали об этом.

Повелитель Плети начал войну с древним государством Азжол-Неруб , жители которого оказались неуязвимы к его чуме. Несмотря на это, их мертвые тела всё равно было воскресить в виде нежити. Десятилетнее противостояние, позже названное Войной пауков, закончилось первой крупной победой Короля-лича. Впрочем, он был впечатлен силой своего противника и в знак уважения к упорству нерубов повторил их архитектурный стиль в строениях, возводимых Плетью.

Теперь Плеть завладела почти всем Нордсколом, и натрезимы приказали Нер"зулу приступить к исполнению плана, который подготовит мир к вторжению демонов. Король-лич применил свои ментальные способности и отправил свой зов по всему Азероту, обращаясь к душам, в глубине которых зрела тьма. Кел"Тузад , могущественный маг из Кирин-Тора , ответил на призыв и, вскоре попав под влияние Короля-лича, стал первым представителем Культа Проклятых . В этом культе объединялись смертные, которые поклонялись повелителю нежити, считая его божеством, и занимались изучением некромантии , чтобы ещё больше усилить армию Плети. Кел"Тузад и повелитель ужаса Мал"Ганис получили свои приказы, направленные на выполнение плана, а сам Нер"зул тайно начал искать способ, который поможет ему покинуть Ледяной Трон.

Падение Лордерона

Warcraft III или дополнение к ней.

После долгих месяцев подготовки Кел"Тузад и его Культ Проклятых наконец нанесли первый удар, выпустив чуму на земли Лордерона . Принц Артас Менетил и леди Джайна Праудмур , которых сопровождал капитан Фалрик , начали поиски по королевству, пытаясь найти источник этой новой угрозы. Северные поселения Лордерона первыми пали перед чумой.

Когда нежить начала нападать на жителей королевства, Артас, единственный сын короля Теренаса , возглавил борьбу против них. Действуя по хитрому плану Короля-лича, Артас убил некроманта Кел"Тузада, но количество нежити продолжало расти, ведь каждый павший солдат переходил на сторону врага. Артас, разочарованный и загнанный в угол, пытался остановить нежить и решался на всё более спорные шаги. В конце концов он приказал уничтожить всех жителей зараженного Стратхольма , чтобы не позволить им воскреснуть на стороне Мал"Ганиса . Однако, Артасу не удалось победить натрезима, который сбежал в Нордскол. Друзья принца предупредили, что с каждым поступком он теряет свою человечность.

Страх и решимость Артаса привели его к погибели. Он отследил, что источником чумы является северный материк, и отправился туда, чтобы раз и навсегда остановить угрозу нежити, уничтожив Мал"Ганиса, которого он считал причиной всех бед. По пути он встретил своего наставника Мурадина Бронзоборода , который был братом короля Магни , и дворф привел его к легендарному оружию, способному помочь им в борьбе со злом. Но Артас стал жертвой Короля-лича. Желая сохранить свой народ, он взял в руки проклятый рунический меч, известный как Ледяная Скорбь. Хотя меч и наделил Артаса могуществом, оно обошлось дорогой ценой – Мурадин пал мёртвым, а Артас начал терять свою душу, обращаясь в первого и величайшего из рыцарей смерти Короля-лича. Принц нашел Мал"Ганиса и наконец отомстил ему, тем самым убрав с дороги самого опасного тюремщика Нер"зура и завершив своё преображение. Артас, лишенный души и разума, возглавил поход Плети против собственного королевства и первым делом убил своего отца.

Путь проклятых

Источник информации в этой секции – игра Warcraft III или дополнение к ней.

С Артасом в роли командира нежити Нер"зул распространил чуму по всему Лордерону. Остатки паладинов из ордена Серебряной Длани пытались противостоять ему, но даже могучий Утер Светоносный пал от руки рыцаря смерти. При приказу Тихондрия Артас направил Плеть на север, где находился Кель"Талас – государство высших эльфов . Они не смогли защититься от орд нежити, и Луносвет , столица государства, был разрушен. Солнечный Колодец , который тысячи лет служил источником магической силы для эльфов, был осквернен и использован для воскрешения Кел"Тузада в виде лича. Позже Плеть, ведомая Тихондрием, вернулась в Лордерон и начала осаду Даларана , чтобы раздобыть книгу заклинаний Медива , необходимую некроманту для вызова Архимонда .

Недалеко от Даларана Кел"Тузад провел ритуал и призвал Архимонда, который сразу же дал контроль над Плетью Тихондрию и другим натрезимам. Однако, он не убрал с дороги Короля-лича. Архимонд мог бы лишить Нер"зула его контроля над нежитью, но слишком сильно стремился отомстить ночным эльфам и забыл вернуть Ледяной Трон Кил"джедену. Возможно, Король-лич уже тогда прозрел, что Архимонда и Пылающий Легион ждет поражение. Кел"Тузад рассказал Артасу, удивленному быстрой смене правителя Плети, что Король-лич знал о своей незначительности после прихода Архимонда, а Артас всё ещё может сыграть свою роль в его великом плане.

Во время вторжения демонов в Ясеневый лес Иллидан Ярость Бури был освобожден из пленения, продлившегося десять тысяч лет. Зная о зависимости к магии, которую испытывал Иллидан, и помня о своём использовании черепа Гул"дана в прошлом, Король-лич направил Артаса в Калимдор. Там Артас поведал Иллидану о возможностях черепа Гул"дана, и тот, впечатленный силой артефакта, поглотил его энергию. Это наделило Иллидана демонической внешностью и значительно увеличило его возможности. Ночной эльф, действуя в точности по плану Короля-лича, убил Тихондрия и освободил Оскверненный лес. Вскоре войска демонов напали на Хиджал , где объединившимся смертным народам удалось победить их и уничтожить Архимонда.

Наследие проклятых

Источник информации в этой секции – игра Warcraft III или дополнение к ней.

Иллидан, наделенный могуществом и свободой, начал скитаться по миру в поисках своего места. Однако, с ним связался Кил"джеден, сделавший предложение, от которого нельзя было отказаться. Кил"джеден был возмущен поражением Архимонда у горы Хиджал, но сейчас его больше беспокоили проблемы, чем возмездие. Чувствуя, что созданный им Король-лич перестал повиноваться, Кил"джеден приказал Иллидану отправиться на север и уничтожить Нер"зула, чтобы раз и навсегда забыть о Плети. За это Иллидану было обещано еще больше могущества и место среди оставшихся правителей Пылающего Легиона.

Иллидан дал согласие и немедленно отправился к Ледяному Трону, в котором был заключен дух Нер"зула. Ночной эльф знал, что ему потребуется сильный артефакт для уничтожения ледяного кристалла. Используя знания, полученные из черепа Гул"дана, Иллидан решил найти гробницу Саргераса и завладеть останками темного титана. С помощью своей демонической магии он призвал наг из глубин океана. Наги, ведомые леди Вайш , помогли Иллидану добраться до Расколотых островов, где, по слухам, была сокрыта гробница.

Плеть, усиленная победой над Алым орденом, атаковала Часовню Последней Надежды, чтобы уничтожить Серебряный Рассвет. Несмотря на значительный перевес сил, паладины смогли победить армию нежити, во многом благодаря прибытию Тириона Фордринга . Призрак Александроса Могрейна , первого владельца Испепелителя , появился, чтобы поговорить со своем поверженным сыном Дарионом. Но на поле битвы ступил сам Король-лич, который поглотил душу Александроса своим мечом.

Понимая, что Артас предал их орден, Дарион атаковал его, но Король-лич с легкостью отбросил противника в сторону. Тирион начал готовиться в битве против Артаса, который заявил, что пожертвовал армией рыцарей смерти, чтобы заставить Фордринга покинуть укрытие. Лорд Максвелл Тиросс приказывает оставшимся паладинам атаковать, и Король-лич легко одолевает их.

Услышав от самого Артаса, что рыцари смерти Акеруса были всего лишь приманкой, Дарион бросил оскверненный Испепелитель Тириону, плененному заклинанием Короля-лича. Пламенная вера Фордринга и священная земля часовни очистили Испепелитель, вернув легендарному клинку его былое сияние. Получив новую силу, Тирион освободился от заклинаниями и ударил Артаса Испепелителем. Король-лич, не ожидавший такого поворота событий, отступил, напоследок пообещав Тириону, что следующая их встреча произойдет не на священной земле.

Сражение у Часовни Последней Надежды привело к появлению двух величайших врагов Короля-лича – Серебряного Авангарда , в котором Тирион объединил Серебряный Рассвет и Серебряную Длань, и ордена Рыцарей Черного Клинка , который образовался из рыцарей смерти Акеруса, преданных Артасом.

Сопротивление Трага Высокогорца

Источник информации в этой секции – комиксы и манга по вселенной Warcraft.

Король-лич получил контроль над тауреном по имени Траг Высокогорец, который восстал в виде нежити, и приказал ему убить сперва таурена Суламма , а затем и Тралла . Траг отказаться выполнять это задание. Он отправился в Цитадель Ледяной Короны и напал на Короля-лича, но замешкался, чувствуя внутреннюю связь между ними. Правитель мертвых объяснил ему, что темная магия, поднявшая таурена, пришла из сферы Нер"зула, который был частью нынешнего Короля-лича. Траг проклял имя Нер"зула, но противник сказал, что Нер"зула больше не существует, потому что он поглощен Артасом, которому таурен вечно будет служить. Траг пытался сопротивляться, но Король-лич применил свою магию, чтобы управлять им. Таурен получил доспехи рыцаря смерти и должен был убить группу таунка, оказавших его помощь в путешествии. С величайшим трудом Траг смог противостоять приказу и ударил своим топором по нагруднику Артаса. Хотя броня и восстановила сама себя, Король-лич был возмущен дерзостью таурена и сбросил его с цитадели. Тело Трага, изломанное при падении, вскоре было восстановлено поднимавшей нежить магией, и он больше никогда не слышал голос Короля-лича в своей голове.

Битва у Ангратара, Врат Гнева

Воины Альянса и Орды объединились во время осады Ангратара, Врат Гнева, и вместе сражались против нежити. С помощью драконов, которые обеспечивали поддержку с воздуха, они смогли отбить врата у Плети, и два командира, Болвар Фордрагон и Дранош Саурфанг , воззвали к Королю-личу, требуя, чтобы он сам пришел на поле боя вместо нежити. Артас вышел к ним и одним ударом убил Саурфанга, после чего поглотил его душу. Прежде чем Болвар напал на противника, объявился верховный аптекарь Гнилесс , лидер Королевского фармацептического общества и создатель Новой Чумы. Он предал Орду и высвободил своё творение на всех, кто сражался на поле битвы. Чума уничтожила не только Плеть, но и воинов Альянса и Орды, включая Болвара Фордрагона. Король-лич, ослабленный ею, был вынужден отступить.

Уловка Тириона

Тирион обнаружил, что замороженное сердце Артаса было извлечено из глубин под Цитаделью Ледяной Короны и доставлено в Собор Тьмы . Считая, что сердце сохранило последние крупицы человечности Короля-лича, Тирион переоделся в послушника Культа Проклятых и направился туда, чтобы самому увидеть сердце. Артас почувствовал приближение врагов и лишил Тириона маскировки, но паладин, уверившийся, что сердце сохранило лишь тени прошлого, уничтожил его ударом Испепелителя. Случился взрыв магической энергии, который убил верховного призывателя духов Базалета, лишил Тириона сознания и ранил Короля-лича. Сразу же появились Дарион Могрейн и другие Рыцари Черного Клинка, которые победили оставшихся культистов и унесли Тириона в безопасное место, прежде чем Артас успел восстановиться.

Когда разведка доложила, что найден способ пробраться в личные покои Короля-лича, Джайна Праудмур и Сильвана Ветрокрылая отправились туда в разных отрядах, к которым также присоединились герои Альянса и Орды. Джайна хотела найти хотя бы частичку Артаса, оставшуюся внутри Короля-лича, а Сильвана собиралась просто пробраться туда, пока он был занят Пепельным союзом, и свершить свою месть. Оказавшись внутри, они обнаружили, что Король-лич оставил свой легендарный меч в Залах Отражений. Джайна и Сильвана пытались поговорить с душами, поглощенными мечом, чтобы найти слабое место своего врага, и им явился призрак Утера Светоносного. Он предупредил, что Король-лич видит всё, что находится вблизи Ледяной Скорби, и он уже направляется сюда. Утер рассказал, что следы Артаса в разуме Короля-лича незначительны, и он может быть побежден только там, где Артас слился с Нер"зулом – у Ледяного Трона. Под конец призрак паладина сообщил, что после убийства Короля-лича кто-то должен занять его место, так как гигантские армии нежити, которой никто не управляет, уничтожат всё живое на Азероте.

Прибыв в Залы Отражений, Король-лич втянул призрак Утера обратно в Ледяную Скорбь и призвал двух своих лучших капитанов – Фалрика и Марвина , чтобы они разделались со смертными, посмевшими войти в его личные покои. Отряды Альянса и Орды смогли расправиться с капитанами и погнались за Королем-личем, но Джайна и Сильвана не смогли причинить ему хоть какой-то значительный вред. Прозвучал приказ к отступлению, и оба отряда с большим трудом смогли сбежать от Короля-лича.

Смерть Артаса и жертва Болвара

Сильвана Ветрокрылая вскоре посетила Ледяной Трон, чтобы лично убедиться в гибели Артаса. Обнаружив, что его просто заменили на Болвара, она впала в ярость, что Король-лич продолжает своё существование. Сильвана была уверена, что однажды король-марионетка вновь направит орды нежити на этот мир. Она ударила кулаком по льду, в который был закован Болвар, и по нему проскочила трещина.

Среди множества видений Велена был мир будущего, в котором наследник Короля-лича оказался еще более ужасным и зловещим, чем Артас и Нер"зул. Его приспешники-скелеты лавиной прошлись по миру, не оставив в живых никого. Спустя некоторое время в этот мир вернулся и Легион, но истреблять там было уже некого. Тогда демоны стали глумиться над дренеями-нежитью, чтобы хоть так отомстить Велену за то, что тот заставил их гоняться за ним по Вселенной.

Когда открылся доступ в альтернативный Дренор , Дарион Могрейн отправился туда, чтобы познакомиться с темной магией, которую использует местный Нер"зул для поднятия нежити в Некрополе Призрачной Луны. Этот Нер"зул в будущем мог бы стать Королем-личем. Дарион сказал, что Ледяной Трон и его возможности до сих пор являются загадкой для Рыцарей Черного Клинка, но он надеется когда-нибудь найти способ освободить Болвара от его судьбы.

Легион

Источник информации в этой секции – дополнение Legion к World of Warcraft.

За несколько лет до нового вторжения Пылающего Легиона Лиандра Солнечный Скиталец прибыла в Цитадель Ледяной Короны, чтобы завладеть Фело"мелорном . Она убита войсками Плети, которые оставались здесь. Когда вторжение началось, Этас Похититель Солнца отправил героя за Лиандрой и клинком. Болвар проник в разум героя, заговорив с ним и сообщив, что он может попытаться заполучить Фело"мелорн, но присоединится к Плети, если падёт в бою с местной нежитью.

Из-за вторжения демонов Король-лич и Рыцари Черного Клинка заключили соглашение – рыцари смерти послужат дланью его возмездия Легиону, а он предоставит им могущественное оружие, способное противостоять вторжению. Болвар рассказал о существовании Проклятого Пожирателя и Апокалипсиса и отправил рыцарей смерти добывать их.

Он активно участвовал в возрождении Ледяной Скорби в качестве Клинков падшего принца . Болвар приказал чемпиону рыцарей смерти заняться поисками осколков Ледяной Скорби и одержать победы над проклятыми душами, которые оставались внутри осколков. Финальным испытанием для чемпиона стало вхождение внутрь перекованных клинков и сражение с тьмой, скрывавшейся там – отголосками Артаса и Нер"зула.

Когда все три артефакта были получены, Болвар созвал рыцарей смерти к Ледяному Трону и возложил на них своё благословение. Рыцари Черного Клинка теперь должны были следовать приказам тех героев, которые владели артефактами.

Добрейшей души ДК (с)

Вообще мысль пробежаться по Акерусу и поприставать к местному населению на предмет выяснения разных о нём подробностей зрела давно, но тут и случай подвернулся удачный: идейный пираточник пошел всё-таки осваивать офф и докачался наконец до рыцаря смерти.
Первым делом новоиспеченный дк занялся чем? Прааавильно, начал тыкать палочкой Короля-Лича . Его Величество выдавало в ответ следующее (в порядке выслушивания):
«Склонись перед своим повелителем.» («Bow to your master.»)*
«Твоя воля принадлежит мне.» («Your will is not your own.»)
«Говори.» («Speak.»)
«Вся жизнь должна исчезнуть.» («All life must end.»)
«Помни об истинном владельце твоей души, рыцарь смерти!» («Remember who owns your soul, death knight!») - эта цитата была последней, а на воввики помечена как "irritated" - сердитая. Как-то очень... сдержанно, я бы сказала, он сердится =)
*Здесь и далее в скобочках приведены стыренные с англоязычных ресурсов английские цитаты

А так Король прощается после выдачи квестов:
«Ступай и оскверни эти земли.» («Go forth and defile these lands.»)
«Все. Должны. Умереть.» («All. Must. Die.»)
«Уничтожь всех, кто противостоит нам!» («Slay all who oppose us!»)
«Ты знаешь, что надо делать» («You know what to do.»)
«Покоряй во имя меня!» («Conquer in my name!»)

Позже, уже стоя на трибуне в Разломе Смерти, Король толкает пафосные речи, обращаясь то к своим, то к алоорденцам. Впрочем, алоорденцам, надо признать, достаётся куда больше королевского пафоса (ну ещё бы! Новая аудитория, которая слышит его впервые...)


Следующей жертвой папарацци стал Разувий . Общается он довольно-таки банально, его реплики что встречи, что прощания те же самые, что и у стандартного рыцаря смерти, зато если не лезть к нему с разговорами, можно застукать его за интересным занятием: именно он руководит, гм, производством новых рыцарей смерти и оценивает результат. А результат получается разный.



Это - не единственные возможные реплики: даже в пределах одной "генеральной линии" и Разувий, и новоиспеченные рыцари смерти говорят по-разному. Помимо приведенных на скриншоте вариантов возможны ещё такие диалоги (Р - Разувий, РС - рыцарь смерти, некр - соответственно, некромант):
Р: Этого...
РС: Перерождённый, я стану орудием смерти...
Р: Ещё один вестник смерти пришёл в этот мир...
Р: Возложите на него одеяния, приличествующие вестнику Артаса.
некр: Будет сделано, инструктор.
Р: Слушай, рыцарь смерти... Внемли голосу своего повелителя! Он зовёт тебя! Твоя судьба решена! Встань, ибо повелитель ждёт твоего прибытия. Ступай же!
РС: Как прикажете, инструктор!

Собственно, выделенные выше курсивом реплики и варьируются. Варианты фраз, помимо вышеприведённых:
-для рыцаря смерти:
«Этот голос... какое величие... Артас... Мой король...» (отчасти понимаю его: на такую озвучку не грех и позалипать =))
«Я восстала из мёртвых, чтобы исполнить волю повелителя.»
-для Разувия:
«Наконец-то мы нашли настоящего бойца среди этих отбросов.»
«Король-Лич будет доволен этим посвященным.»
-для рыцаря смерти, финальные фразы:
«Моя жизнь - в служении Королю-Личу!»
«Победа будет за Плетью.»
«Смерть всем, кто противостоит нам!»
Это всё, что удалось подслушать, потом они стали повторяться. Похоже, для каждой фразы существует четыре варианта, которые произвольно комбинируются. Ичсх, большая часть лозунгов в целом универсальны: выкинь из них упоминание Плети, Короля и так и они проканают для солдат на любой войне в почти любой вселенной. Почти - потому что с учётом хотя бы относительной цивилизованности: дикарей а-ля "моя крушить" и всяких роевых жукозоидов, которым и говорить-то ничего не надо, не берём. Интересно, случайность это или реплики специально подбирались именно так?

А вот вариантов для рыцарей-неудачников, похоже, два (потому что потом они, опять-таки, начали повторяться). Первый был выше, а вот второй:


Наводит, однако, на размышления. "Жалкое зрелище" - говорит Разувий... а на деле, похоже, наоборот, у бедняги, на свою беду, хватило воли противостоять промыванию мозгов. Или кто-то при этом промывании сбракодельничал, интересно, кстати, кто: некроманты или сам величество уже тянет такое количество подопечных с трудом?
А нет, проходя цепочку новым дк, нашлись ещё два варианта реплик разочарованного Разувия:
"Ещё одна ошибка..."
И, самое интересное - "Пробуждение произошло слишком рано. чувства и воспоминания всё ещё властны над этим телом"

Дальше - больше: в процессе выполнения квеста на убийство недостойного ученика этот самый ученик выдает очень интересную фразу: "Я разорю это змеиное гнездо!" Гм-м-м-м? Похоже, несмотря на присутствие самого Короля, разброда и шатания в Акерусе хватает прямо с начала, просто до поры до времени получается их давить.

Дальше неуёмный орк начал приставать к Дариону Могрейну . А что, после Короля - кто нам страшен? =)
Пунктуация, вообще говоря, слизана из английских текстов, но русская озвучка такова, что восклицательные знаки хочется расставить во всех предложениях. Или это и есть тот самый периодически поминаемый "командирский голос"? =)
Итак, его приветствия:
«Мы живём только чтобы служить ему.» («We exist only to serve him.»)
«Наше дело - не задавать вопросы, а исполнять команды.» («Ours is not to question, only to act.»)
«Его взгляд всегда следует за тобой!» («His eyes are upon you, at all times!»)
«Наша прежняя жизнь была бессмысленна.» («The life we had before is meaningless.»)
«Повинуйся или будешь уничтожен.» («Obey, or be eliminated.»)
И прощания:
«Его воля исполнится.» («It will be done.») вот тут перевод подобран просто методом исключения. Переводчики, вы это специально или вы надмозги?
«По его повелению.» («By his command.»)
«Никто не усомнится в силе Плети!» («The might of the Scourge will not be challenged!»)
«Вперёд! Мы сеем (посеем? Непонятно на слух..) смерть и опустошение!» («Go forth and wreak havoc!»)
«Мы очистим мир от всего живого.» («We will scour the living from this world.»)

Ещё из интересного: на верхнем этаже Акеруса рядом с кузней рун валяется книжка с названием "Рыцари смерти Акеруса". Что интересно, содержание книжки меняется со временем - и по ней можно проследить историю некоторых сослуживцев =) Всего есть четыре версии, в хронологическом порядке: раз , два , три и последняя . Что занятно, помянутые выше разброд и шатание видны и тут, самые яркие примеры - это Гармония и Миниталис (интересно, где Миниталис теперь...), но наличествуют в том числе и не бунтари, а обычные раздолбаи категории "солдат тупит - служба идёт". Любопытный, в общем, списочек. Наводит на размышления о соотношении канона и некоторых фанонов =)

А когда идёшь по голову и душу записи мэра Квимби, около его дома натыкаешься на натуральный митинг. Эти, гм, граждане, вместо того чтоб сражаться или спасаться бегством... ну, словом, делать хоть что-то, стоят и возмущаются:

К слову, занятный разговор происходит в таверне между Орбазом и Тассарианом, когда последний послал меня вытаскивать Кольтиру из неприятностей: