Державин лебедь краткое. Анализ стихотворения Державина «Лебедь

Стихотворение "Лебедь" , как и "Памятник", было особо выделено Белинским. Критик считал, что в них Державин наиболее полно "выразил сознание высокого своего призвания". Он называл "Лебедь" "странной пьесой" и еще "прелюдией к “Памятнику”". Критик, думается, ошибался в этом определении. Прелюдия, как известно, предвосхищает дальнейшее развитие темы в музыкальном или поэтическом произведениях. Однако "Лебедь" не предвосхищал мысль "Памятника", а продолжал и развивал ее. И делал это художественно и в высшей степени оригинально, используя удивительную сюжетную картину - метафору, растянувшуюся на пространстве целого стихотворения. "Лебедь" и создан спустя восемь лет после "Памятника". Создан на ту же тему: бессмертия поэзии и ее творца. Но в совершенно иной и, действительно, необычной тональности и манере.

Лебедь Необычайным я пареньем От тленна мира отделюсь, С душой бессмертною и пеньем, Как лебедь, в воздух подымусь. В двояком образе нетленный, Не задержусь в вратах мытарств; Над завистью превознесенный, Оставлю под собой блеск царств. Да, так! Хоть родом я не славен, Но, будучи любимец муз, Другим вельможам я не равен, И самой смертью предпочтусь. Не заключит меня гробница, Средь звезд не превращусь я в прах, Но, будто некая цевница, С небес раздамся в голосах. И се уж кожа, зрю, перната Вкруг стан обтягивает мой; Пух на груди, спина крылата, Лебяжьей лоснюсь белизной. Лечу, парю, - и под собою Моря, леса, мир вижу весь; Как холм, он высится главою, Чтобы услышать Богу песнь. С Курильских островов до Буга, От Белых до Каспийских вод Народы, света с полукруга, Составившие россов род, Со временем о мне узнают: Славяне, гунны, скифы, чудь, И все, что бранью днесь пылают, Покажут перстом, - и рекут: "Вот тот летит, что, строя лиру, Языком сердца говорил, И, проповедуя мир миру, Себя всех счастьем веселил". Прочь с пышным, славным погребеньем, Друзья мои! Хор Муз, не пой! Супруга! облекись терпеньем: Над мнимым мертвецом не вой.

Поэт уподобляется Лебедю, способному подняться ввысь и воспарить над "тленным миром". Именно это высокое парение делает и его душу, и его пение бессмертными. Однако Державин остается Державиным: он не может только "парить" над землей. Даже в метафорически преображенном образе поэта-лебедя мы узнаем конкретные черты Державина-человека. Даже в этой "странной пьесе", где автор всю композицию стиха подчинил задаче создания символического образа, он не может обойтись без бытовых деталей, без намеков вполне материального и земного характера. Читатель узнает о поэте, что "родом он не славен", зато "любимец Муз". Что он "не равен другим вельможам", зависть которых сумел преодолеть ("Над завистью превознесенный") и т.д.

Четвертая строфа стихотворения содержит в себе прямую перекличку со строками "Памятника". В "Памятнике":

Так! - весь я не умру; но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить.

В "Лебеде":

Не заключит меня гробница, Средь звезд не превращусь я в прах, Но, будто некая цевница, С небес раздамся в голосах.

Однако в "Лебеде" Державин пошел дальше: поставил перед собой немыслимую цель показать земные контуры бессмертия, перевести символ в конкретное действо. Потому уже первая строфа заканчивается сюжетной сценкой: "Как лебедь, в воздух подымусь". Начиная с пятой строфы, эта сюжетная линия приобретает материальные очертания. Смелый и непредсказуемый в использовании художественных приемов, Державин решается даже на то, чтобы запечатлеть процесс превращения поэта в крылатую птицу:

И се уж кожа, зрю, перната Вкруг стан отбтягивает мой; Пух на груди, спина крылата, Лебяжьей лоснюсь белизной.

Автор втягивает в картину полета поэта-лебедя пространства российских морей, лесов, островов, равнинных земель, над которыми проплывает эта странная могучая птица. И вот уже россияне поднимают головы и "указывают перстом" на нее:

"Вот тот летит, что, строя лиру, Языком сердца говорил, И, проповедуя мир миру, Сея всех счастьем веселил".

Таким образом Державин попытался одическому строю стиха придать сюжетно-живописный и психологический характер. Соединить то, что раньше представлялось несоединимым: условность символики и наглядность конкретики. Удалось ли ему это? Белинский считал, что не очень. Он писал с некоторым недоумением: "Странная и невыдержанная в целом пьеса “Лебедь” <…>". Мысль стихотворения критик называет "изысканной и неловко выраженной". Действительно, стихотворение похоже на поэтический эксперимент. Но какой интересный! Согласимся с критиком: эксперимент не вполне выдержан в едином эстетическом ключе. В первой строфе к созданию образа Лебедя, возносящегося от земной юдоли, привлечена высокая и строго упорядоченная лексика. В финальной же строфе, при сохраненной высоте и образа, и тематики, - лексика разговорная и даже сниженная ("прочь погребенье!", "воющая супруга", "мнимый мертвец").

Вероятно, нужно уметь замечать просчеты поэта. Но при этом не упустить главное. Державин в "Лебеде" осуществлял новую и очень сложную поэтическую установку: от персонифицированного образа и красочной метафоры перейти к символическому изображению Поэзии и одновременно сохранить конкретные земные очертания образа. Позже в полной мере это удастся Пушкину в его "Пророке", где на пространстве стиха Поэт органично воплощен в шестикрылого Серафима. Но ведь Пушкин многому учился у Державина и, наверное, и на просчетах учителя.

– подражание оде Горация «К Меценату» (кн. II, ода 20). Лебедь – символ поэзии и света. Державин писал об этом стихотворении: «Непростительно бы было так самохвальствовать; но как Гораций и прочие древние поэты присвоили себе сие преимущество, то и автор тем пользуется, не думая быть осужденным за то своими соотечественниками, тем паче что поэзия его – истинная картина натуры».

Лебедь

Державин. Лебедь. Стихотворение в движении

Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь, в воздух поднимусь.

В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств ;
Над завистью превознесенный,
Оставлю под собой блеск царств.

Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен
И самой смертью предпочтусь.

Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах;
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.

И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.

Лечу, парю – и под собою
Моря, леса, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать богу песнь .

С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод,
Народы, света с полукруга,
Составившие россов род,

Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны , скифы , чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом – и рекут:

«Вот тот летит, что, строя лиру,
Языком сердца говорил,
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил» .

Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз , не пой!
Супруга! облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.

Не задержусь в вратах мытарств. – «Как у католиков признается чистилище, – в греко-российской церкви мытарства, или заставы, из духов состоящие, где умершие души должны дать отчет в злых и добрых своих делах добрым и злым духам по имеющимся у них записным тетрадям».

Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь, в воздух поднимусь.
В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью превознесенный,
Оставлю под собой блеск царств.
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен,
И самой смертью предпочтусь.
Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах,
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.
Лечу, парю — и под собою
Моря, леса, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать богу песнь.
С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод
Народы, света с полукруга,
Составившие россов род.
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом — и рекут:
«Вот тот летит, что, строя лиру,
Языком сердца говорил
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил».
Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Да, скифы мы!.. А. Блок Когда враги теснили скифов, А их еще не взял задор. Они, детей на седла вскинув, — Скакали прочь в степной простор… Ох, широки степные дали!...
  2. Когда в челе своих дружин, Победу празднуя заране, Стоял Аксаков Константин, — Мужали духом все славяне. «Маяк», дремавший столько лет, Вновь проявил свой голос смелый, И «Москвитянина» скелет Забыл в...
  3. «Послушай совета Свенельда младого И шумным Днепром ты, о князь, не ходи; Не верь обещаньям коварного грека: Не может быть другом отчаянный враг. Теперь для похода удобное время: Днепровские воды...
  4. Пусть полудикие скифы, с глазами, налитыми кровью, Бьются, безумные, кубками пьяного пира,- Други! оставимте им, дикарям кровожадным, обычай Сладкие Вакховы вина румянить пирующих кровью… Бранные копья средь кубков и факелов...
  5. Что я вижу? Вижу – Рай. Как обтягивает, о, боже, мякоть яблочную – кожура. Ева – тоже в змеиной коже. Кто ты? Куколка? Или личинка? Недотыкомка? Недостижимка? Обмани меня, полусонного,...
  6. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье — все готовы: Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены, И...
  7. Виталию Севастьянову Светловолосы и голубоглазы, в плечах крепки и ростом высоки, с душой не для дешевого показа, грядущие орловцы, туляки — сарматы мы! Живем в домах, как люди, а что...
  8. Она стояла молчаливо Среди толпы — и я молчал; Лишь взор спросил я боязливо, И понял я, что он сказал. Я прихожу, приют ветвистый, К пустынной тишине твоей: Под зеленью...
  9. Я из-за Волги, из-за бурной. Лелеясь на ее струях, Видал я часто свод лазурный, Потопленный в ее водах; Я помню, как она, бывало, На волны вскинувши ладью, Меня качала и...

Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь, в воздух поднимусь.

В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью превознесенный,
Оставлю под собой блеск царств.

Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен,
И самой смертью предпочтусь.

Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах,
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.

И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.

Лечу, парю - и под собою
Моря, леса, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать богу песнь.

С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод
Народы, света с полукруга,
Составившие россов род.

Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом - и рекут:

«Вот тот летит, что, строя лиру,
Языком сердца говорил
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил».

Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.

Анализ стихотворения «Лебедь» Державина

Произведение, написанное Державиным в 1804 году, завершает второй сборник стихотворений, опубликованный четыре года спустя после его написания. Это время характеризуется тем, что императрица перевела неуступчивого поэта в Сенат, лишив государственной деятельности. Г.Р.Державин вынужден уйти в отставку, занялся литературой.

Тема, идея

Стихотворение, состоящее из десяти строф, относится к гражданской поэзии и поднимает тему поэта. Оно отличается стройностью композиции. В первой строфе, которая начинается державинским «я», создан образ поэта, метафорически воплощенного в лебедя. Употребление в первой — второй строфах эпитетов «тленна», «нетленный» создает контраст между конечностью жизни и вечностью поэзии.

Мысль о независимости поэта раскрывается сознательно «приземленно» — через использование конкретных существительных, указывающих на земной характер жизни человека: «над завистью превознесенный», «оставлю блеск царств». Автобиографичность ярко выражена в третьей строфе: «родом не славен», «любимец муз», «другим вельможам не равен». Сравнение лирического героя со свирелью («цевница») подводит читателя к идее вечности творчества поэта.

Необычность сюжета

Во второй половине стиха показан процесс – превращение лирического героя в лебедя. Г.Р.Державин решил две проблемы: создал сюжетное единство лирического произведения, показал свою аудиторию и географически ее охват: «С Курильских островов до Буга, от Белых до Каспийских вод». Использованные в стихотворении старославянизмы: «днесь», «россы», «брань», «рекут», — создают атмосферу торжественности происходящего.

Высокое и низкое

Если в первой части стиха автор использовал высокий стиль: «врата», «нетленный», «мытарства», то во второй половине — общеупотребительная, разговорная лексика: «супруга», «вой», «мертвец». В последней строфе использованы риторические обращения. Это составляющая высокого стиля, что является признаком подлинной поэзии.

Предпоследняя строфа произведения – это своеобразное обозначение средства языка поэта и его основной задачи: «язык сердца», «проповедуя мир миру». Читатель догадывается, что первое – это разум, правда. Второе – мир, достигающийся за счет миролюбивых правил третейского совестного суда, которые так и не были приняты императором Александром при жизни самого поэта.

Финал произведения – обращение к друзьям, жене, музе. Державин утверждает мысль, что созданное им сохранится на века.

Стихотворение "Лебедь" 1804 года- одно из поздних стихотворений Державина.

Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь в воздух поднимусь.

Внутренне оно перекликается с "Памятником". "Лебедь" создан спустя восемь лет после него и на ту же тему: бессмертия поэзии и ее творца. Если памятник - нечто застывшее, окаменевшее, то здесь продолжением жизни становится ещё более динамичная жизнь.

В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью превознесенный
Оставлю под собой блеск царств.
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен,
И самой смертью предпочтусь

Размышляя о жизни и смерти, поэт обращается к чудесной метафоре.
Державин заметил, что в старости человек становится седым, его тело сжимается, теряет вес. Кожа становится похожа на птичью (есть такой вид старости - "божий одуванчик": белая голова, лёгкое бесплотное тело. И это, по мысли автора, не предвестие близкой кончины,... а превращения в прекрасного лебедя.

Не заключит меня гробница,
Средь звёзд не превращусь я в прах,
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
И сё уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.

За порогом смерти последует новая ступень бытия, восхождение в небеса, откуда жизнь откроется уже в новом масштабе, с высоты птичьего полёта.

Лечу, парю - и под собою
Моря, лес, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать Богу песнь.
С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод
Народы, света полукруга,
Составившие россов род.
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом - и рекут:
«Вот тот летит, что, строя лиру,
ЯзЫком сердца говорил
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил».

Душа поэта и душа России, со всеми населяющими её народами, едины. Эта такая связь, которая не оборвётся вместе с уходом поэта из жизни. Даже больше, поэт, для которого при жизни общее счастье было намного дороже личного, после смерти сам будет той живой связью, которая соединяет Россию и её народы с Богом. Благодаря ему, связь России и Бога окрепнет.
Вспомним не только "Памятник", но также и стихотворение Державина "Кузнечик" - яркий пример анакреонтической лирики, то есть поэзии беспечного, весёлого бытия, где герой и мир едины, где не существует разницы между мгновением и вечностью, где нет места для печали и забот, а ничтожное насекомое, благодаря чистоте своей души, в чём-то подобно Богу. Так и здесь, только герой -не кузнечик, а пиит, полностью исполнивший своё высокое предназначение. Сознание выполненного долга для него - духовная опора перед уходом в Вечность.

Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! Облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.

"Лебедь" - это редкое по красоте стихотворение, в котором с необычайной силой воплощена вера в божественную природу мира и человека.

В размышлениях над творчеством Державина помогли следующие источники информации: http://www.licey.net/lit/poet18/lebed ; http://derzhavin.ouc.ru/