Глагол. Основные залоги

«Вся Россия прославляла победу, одержанную русской армией на Бородинском поле» глагол «прославляла», будучи сказуемым, связан с подлежащим - словом «Россия». А причастие «одержанную» (причастие - тоже форма глагола , а следовательно, всегда имеет и залог ) относится к слову «победу».

Ответьте на вопрос - какое именно действие обозначает наш глагол? Идет ли речь о чем-то таком, что совершил тот, кого (или что) обозначает существительное? Или же это действие кто-то другой совершил с ним? «Россия прославляла победу» - именно Россия представляет здесь действующее лицо. Следовательно, глагол «прославляла» находится в действительном залог е. «Победа, одержанная армией» - здесь действующее лицо уже « », а причастие «одержанная» обозначает то, что армия сделала с этой победой. Поэтому оно находится в страдательном залог е.

Отдельный разговор - глаголы, то есть те, которые оканчиваются на «-ся». Иногда считают, что все такие глаголы - непременно страдательного залог а. Но это ошибка. Есть множество возвратных действительного залог а. Различить их можно так. Попробуйте перефразировать предложение так, чтобы «-ся» отпало. Например, «Статья сейчас» легко превращается в «Кто-то пишет статью сейчас». Значит, «пишется» - глагол страдательного залог а. Но возьмем фразу «Хозяйка запасается овощами на зиму». Перефразировав ее, мы получим «Овощи запасают хозяйку на зиму». Очевидно, изначально предложение говорило совсем о другом. Точно так же невозможно переделать фразу «Собака ». «Кто-то кусает собаку» - предложение с совершенно другим смыслом. «Запасается» и «кусается» - глаголы действительного залог а.

К действительному залог у относятся и те возвратные глаголы, которые обозначают действие над самим собой. Отличить их можно, попробовав заменить окончание «-ся» на отдельное слово «себя». «Он спасается от опасности» превращается таким образом в «Он себя от опасности». Действительный залог этого глагола уже очевиден.

Обратите внимание

Обычно выделяют два основных залога. Прямой залог выражает прямую диатезу - то есть объект является дополнением, а субъект - подлежащим. Косвенный же (или производный) залог (точнее группа залогов) отражает грамматически в предложении какую-либо иную схему диатезы. (Аналогом в русском могут служить конструкции с глаголами «ругаться», «кусаться» и пр.). Этот залог есть в древнегреческом языке.

Полезный совет

Вопрос о категории залога глагола является одним из самых сложных вопросов грамматики современного русского языка. Общепринятого определения категории залога в языкознании нет, хотя термин "залог" употреблялся уже в древнейших грамматиках древнеславянского, а затем и русского языков. В истории разработки теории залогов существовали разные точки зрения: I точка зрения: формы залога выражают отношение действия только к объекту.

Глагол – это часть речи с постоянными и непостоянными признаками. Лицо глагола является его непостоянным признаком, причем оно есть лишь у глаголов в настоящем и будущем временах. Не все его могут сразу определить. Для этого мы и приведем небольшую инструкцию, как определить лицо глагола.

Инструкция

Итак, дано , в котором нужно определить лицо , или глагол в отдельности.

Во-первых, нужно выписать глагол отдельно (на этапе изучения определения лица глагола это обязательно). Будем рассматривать на примере глагола «смотрят».

Во-вторых, нужно выделить окончание у глагола, например, у глагола «смотрят» окончание «–ят».

Далее надо посмотреть на окончание и местоимение. Если к глаголу подходит местоимение «я» или «мы», то у вас глагол первого лица, и указывает он на . Если к глаголу подходит местоимение «ты» или «вы», то это глагол второго лица, а указывает он на собеседника говорящего. Если глагол сочетается с одним из этих : он, она, оно, они, то это глагол лица. У нашего примера окончание «-ят» и местоимение «они», значит глагол третьего лица.

Но, как и в любом правиле, есть исключения. В этом правиле исключением являются безличные . К таким глаголам невозможно подобрать местоимение, привязать действие к какому-либо предмету, человеку, животному и прочему тоже нельзя. Эти глаголы показывают то, что они само собой, без чьей либо помощи. Например, это глагол «смеркается».
Некоторые глаголы могут не иметь форм во всех лицах, эти глаголы недостаточными. Примером может служить глагол «победить», этот глагол не может употребляться в 1 лице единственного , в данном случае говорят «одержу победу», а не «побежу».

Видео по теме

Лицо - это такая грамматическая категория в русском языке, которая выражает в речи отношение действия к различным участникам речевого акта (то есть кем/чем совершается и к кому/чему относится действие). Эта категория свойственна только глаголам и личным местоимениям.

Чтобы определить лицо, нужно понять, к кому или чему относится действие в предложении. Действие может относиться:
- к самому говорящему (это первое лицо);
- к тому, к кому он обращается (второе лицо);
- или же к постороннему лицу/предмету (третье лицо).

В каждом из лиц есть формы единственного и множественного числа.

Первое лицо

Форма первого лица единственного числа показывает, что действие производит сам говорящий (то есть субъект речи): иду, . Этой форме соответствует местоимение «я».

Форма первого лица множественного числа говорит о том, что действие совершается несколькими лицами, включая говорящего: идем, говорим, интересуемся. Соответственно, местоимение первого лица множественного числа - «мы».

Второе лицо

Форма второго лица выражает действие, относящееся к собеседнику (в единственном числе) или группе лиц, включая собеседника (во множественном числе). Местоимениями второго лица будут: «ты» и «вы». Например: (ты) , говоришь, интересуешься; (вы) идете, говорите, интересуетесь.

Третье лицо

Форма третьего лица указывает на то, что действие относится к постороннему лицу или предмету, не участвующему в речи - в единственном числе, и к группе лиц или предметов - во множественном. Соответствующими местоимениями являются: «он», «она», «оно» - единственное число, «они» - множественное. Например: (он/она/оно) идет, говорит, интересуется; (они) идут, говорят, интересуются.

Следует также помнить, что лицо определяется не у всех глаголов.

Категорией лица обладают: глаголы изъявительного наклонения в настоящем и будущем времени (улыбаюсь - улыбаемся - - улыбаетесь - - улыбаются, улыбнусь - улыбнемся - - улыбнетесь - улыбнется - улыбнутся) и формы повелительного наклонения (здесь лицо определяется не во всех случаях).

Категорией лица не обладают:
- глаголы изъявительного наклонения в прошедшем времени (формы совпадают: я шел = ты шел = он шел, мы шли = вы шли = они шли);
- глаголы условного (сослагательного) наклонения (хотел бы, пошел бы);
- глаголы-инфинитивы (начальная форма глагола, на -ть/-ться: ходить, петь, рисовать);
- безличные глаголы (смеркается, хочется, хватает и др.);
- причастия и деепричастия (пришедший, радуясь). По некоторым системам грамматики, эти части речи относят к глаголам, по другим - нет. В любом случае, эти части речи не имеют категории лица.

Видео по теме

Источники:

  • Категория лица в 2019

Залог - глагольная категория, выражающая отношение процесса к его субъекту (производителю действия или носителю состояния) и к объекту (предмету, на к-рый направлен процесс). Эта категория строится как противопоставление двух рядов форм -действительного и страдательного 3. Действительный 3. представляет действие как исходящее от субъекта, страдательный 3.- как пассивный признак объекта. Конструкции с глаголами действительного 3. называются активными (см. Активная конструкция), а конструкции с глаголами страдательного 3.- пассивными (см. Пассивная конструкция). В активной конструкции в позиции подлежащего стоит название действующего субъекта, а объект выражен формой вин. п.: Студенты сдают экзамен; Комиссия утвердила проект. В пассивной конструкции подлежащим выражен объект, испытывающий воздействие, а название действующего субъекта стоит в форме твор. п.: Экзамены сдаются студентами; Проект утверждён комиссией (субъектные формы тв. п. могут и отсутствовать). Обе конструкции описывают одну и ту же ситуацию, но представляют её по-разному: активная конструкция имеет значение "субъект производит действие, направленное на объект", а пассивная - "объект подвергается воздействию со стороны субъекта" (см. Диатеза).
Значение действительного 3. не имеет собственных регулярных средств выражения. Значение страдательного 3. выражается: 1) формами страдательных причастий: а) у глаголов несов. вида - формами страдательных причастий наст, времени (любить - любим, любимый; читать - читаем, читаемый) и редко - формами страдательных причастий прош. времени (читать - читан, читанный; звать - зван, званный); 6) у глаголов сов. вида - формами страдательных причастий прош. времени: прочитать - прочитан, прочитанный; строить - построен, построенный; 2) глаголами с постфиксом -ся, стоящими в пассивной конструкции и мотивированными глаголами действительного 3. без -ся; образование глаголов страдательного 3. с помощью постфикса -ся характерно в основном для глаголов несов. вида: читать - читаться, анализировать - анализироваться, демонстрировать - демонстрироваться, хотя возможны образования от глаголов сов. вида: «Но и это не конец рассказа! Пусть же он допишется победой* (Антокольский).
Т.о., категория 3. имеет смешанный характер: она выражается как словоизменительными средствами (причастиями), так и несловоизменительными (глаголами страдательного 3. с постфиксом -ся).
Глаголы страдательного 3. с постфиксом -ся употребляются преим. в формах 3-го лица ед. и мн. ч. и причастий (читается, читаются, читающийся, читавшийся), но возможны и формы 1-го и 2-го лица, инфинитива и деепричастия, напр.:
«Каждый день я ослепляюсь солнцем и подхожу к окну, чтобы любоваться его лучами* (Гладков); «Вы обвиняетесь в злостном саботаже* (Федин); «С шумом и торжествующим грохотом вагоны начали живо заполняться* (Федин); «Теперь наступили сумерки; даль начинала уже пропадать, заслоняясь густым, сизым мраком* (Григорович).
Все глаголы с постфиксом -ся, не имеющие страдательного значения, называются возвратными (см. Возвратные глаголы) и относятся к действительному 3., напр.: умываться, целоваться, кусаться (собака кусается), сердиться, уложиться (в значении "уложить свои вещи"), хотеться, разбрестись, переговариваться.
Один и тот же глагол с постфиксом -ся может в одном из своих значений относиться к страдательному 3., а в других - к действительному. Эти значения различаются в контексте, напр. глагол строиться в предложении Дом строится рабочи ми имеет значение страдательного 3., а в предложении «Я вот строиться люблю. Строение украшает землю* (М. Горький) - значение действительного 3. ("строить себе дом или другую постройку").
Глаголы страдательного 3. с постфиксом -ся и формы страдательных причастий образуются гл. обр. от перех. глаголов (см. Переходность - непереходность): строить - строиться, построить -построен, читать - читаемый, исключение составляют образования от нек-рых неперех. глаголов, управляющих падежной формой с объектным значением: управлять чем - управляться, управляемый; руководить кем-чем - руководимый; предводительствовать кем-чем - предводительствуемый; предшествовать кому-чему - предшествуемый; командовать кем-чем - командуемый.

А)Переходность и непереходность глаголов.

А) Переходные глаголы –обозначают действие непосредственно и обязательно направленное на какой-либо предмет, например: строить- кого? Что? Дом, любить – Кого? Что? Мать, действие направленно на предмет. Непереходные глаголы – называют действие ненаправленное на предмет, например: веселиться, беседовать. Переходными или непереходными бывают целые лексико-семантические группы глаголов, так глаголы созидания: возводить, строить, и т.д., разрушения – сжечь, ломать, разрушить и т.д., говорения – говорить, сообщить и т.д., чувственного восприятия - слышать, видеть, чувствовать, обычно являются переходными. К непереходным относятся глаголы движения, например: бегать, прыгать и т.д., положения в пространстве - стоять, лежать; звучания – греметь, гудеть, звонить; состояния – дремать, болеть; изменения состояния - худеть, белеть. Следует помнить, что многозначные глаголы в одних своих значениях могут быть переходными а в других непереходными. (Ребенок читает (что?) книгу. Ребенок хорошо читает).

Грамматические различия.

Переходные глаголы сочетаются (управляют) с существительными в Винительном падеже без предлога, например: решить (кого? Что?) задачу. Вместо винительного падежа прямой объект в двух случаях выражается формой родительного падежа. 1.Если действие охватывает не весь предмет, а только часть его. Например: выпить (кого?чего?) воды, форма родительного падежа, потому что окончание ы, у винительного- у, выпить воду.

2. Если при глаголе есть отрицание. Например: Не купил (чего?) хлеба, родительный падеж существительного, купил (кого? Что?) хлеб, заменим отрицание на утверждение и будет Винительный падеж.

Основы учения о залоге были заложены в 18-19 веках, работами Ломоносова, Востокова и других. Из современных исследователей вклад в изучение залога внесли исследователи Мучник И.П., Моисеев А.И., Булавин Л.Л., и.другие.

S (субъект) Д (действие) О (объект)

В вузовской практике традиционно сложилась такое понимание залога, которая полностью опирается на переходность непереходность глаголов. Только переходные глаголы и образованные от них непереходные глаголы с постфиксом –ся, обладают категорией залога, все остальные непереходные глаголы, находятся вне залога. По одной из классификаций выделяют: действительный, страдательный, и средневозвратный залоги.

Действительный залог- обозначает активное действие, которое совершается субъектом, и которое переходит на объект.



Субъект – совершает действие – и переходит на объект. Эти глаголы всегда невозвратные и переходные, Например: самолет доставляет почту, мама мыла раму.

Страдательный залог – обозначает пассивное действие, которое выполняется субъектом в форме Творительного падежа и которое направлено на объект.

Самолет доставляет почту- ПОЧТА ДОСТАВЛЯЕТСЯ САМОЛЕТОМ (Тв.п) , возвратный, непереходный, но образован от переходного глагола.

Средневозвратный залог – обозначает действие субъекта, которое направлено «на себя», как бы возвращается к самому себе. Например: Ребенок (субъект) одевался (действие) очень медленно. Действие возвращается на себя – субъект=объекту.

Глаголы данного залога делятся на следующие группы: 1. Глаголы с общевозвратным значением: обозначают замкнутость действия в субъекте с определительным местоимением САМ, например: подняться, удивиться, и т.д. Поднялся по лестнице (не кого то, а сам поднялся) . 2. Глаголы с собственно-возвратным значением, обозначают возврат действия на самого деятеля. (Постфикс –ся, близок по значению, к значению имения себя) Укройся хорошо – укрой себя хорошо. (Глагол укройся возврат неперех, образ от перех глагола). Мыться, купаться, одеваться. 3 Глаголы с косвенно-возвратным значением, показывают что действие совершается субъектом в собственных интересах (постфикс –ся = для себя, укладываться, строиться для себя). 4. Глаголы с взаимно- возвратным значением, показывает что действие выполняется двумя и более лицами, каждое из которых выступает и как субъект и как объект (постфикс – ся =друг друга, обниматься, целоваться, ругаться). 5. Глаголы с активно-безобъектным значением, субъект характеризуется тем, что имеет постоянную способность активно проявлять себя в процессе названного действия. Объект обычно не называется, например: собака кусается, пчела жалится, корова бодается. 6. Глаголы с пассивно-качественным значением, обозначают способность пассивного субъекта. Подвергаться названному действию. Действие характеризует предмет как его постоянный качественный признак. Например: Воск плавится.

Она румянилась (значение средневозвратного залога) . Щёки румянятся (страдательный залог, мороз румянит щёки) морозом.

Алгоритм определения смотрите в методичке по Морфологии!

Внезалоговые глаголы

1. Невозвратные непереходные глаголы. Например: ходить.

2. Глаголы образованные с помощью постфикса – ся от непереходных глаголов, постфикс ся он только усиливает непереходность, например – плакать-плакаться, смотреть-смотреться.

3. Глаголы образованные префиксально-постфиксальным способом: расплакаться, разъехаться и т.д.

4. Глаголы не употребляющиеся без – ся: любоваться, усмехнуться, улыбаться. Здороваться, ручаться.

5. Возвратные глаголы которые разошлись по значению с соответствующими невозвратными глаголами, например: пытать и пытаться, расправить (крылья) и расправиться (с кем-нибудь) .

Понятие глагола

Павлов Виктор.

Часто дают такое определение глаголу .
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делает? что сделает? что делал? что сделал?

Но рассматривая все определения слова «действие», мы приходим к пониманию, что глагол это не только «действие». Глаголы, характеризуются разными словами: действие, бездействие, деятельность, движения, явления, ситуация, состояния, события, акты, поступки, свойства, отношения, чувства, явления природы. Эти все слова не синонимы, но их объединяет глагол. Рассматривая все слова характеризующие глаголы, приходим к выводу, что глаголы лучше всего объединяются по содержанию признаков, связанных со словом «процесс» и типами процесса.

Проце́сс (лат. processus — «течение», «ход», «продвижение»)

Значение слова Процесс по Ефремовой:

Процесс - 1. Протекание, ход какого-л. явления. Совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (например, производственный процесс).

Признак процесса (глагола) это изменение.

Даются следующие определения слову «изменение».

ИЗМЕНЕНИЕ— превращение в нечто другое. И. характеризуется направлением, интенсивностью, скоростью и длительностью.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

ИЗМЕНЕНИЕ — категория философского дискурса, которая характеризует состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, смену содержания во времени. В соответствии с локализацией изменений в пространстве и времени выделяют изменения в пространстве (механическое движение) и изменения во времени.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

ИЗМЕНЕНИЕ — ИЗМЕНЕНИЕ, изменения, ср. (книжн.). Действие по гл. изменить изменять в 1 знач. и измениться изменяться. Изменение функций. Изменение голоса. Подвергнуть коренному изменению что нибудь. Изменение слова по падежам и числам. В изменение… … Толковый словарь Ушакова

ИЗМЕНЕНИЕ — Изменение ♦ Changement Становление или потенция в действии; переход из) одного места в другое (пространственное движение, по Аристотелю); из одного состояния в другое; от одной формы или величины к другой и т. д. «Все проходит, ничто не… … Философский словарь Спонвиля

ИЗМЕНЕНИЕ — направленное соответствие состояний объекта; различие в существовании объекта; отношение, последовательность состояний; одно изменение вызывается другим; связь объекта с самим собой (происходят #. произошли #. вызывать #). переход. вз...… … Идеографический словарь русского языка

Изменение — ИЗМЕНЕНИЕ, видоизменение, перемена, преобразование, книжн. варьирование, книжн. модификация, книжн. трансформация, книжн. трансформирование ИЗМЕНЯТЬ/ИЗМЕНИТЬ, видоизменять/ видоизменить, менять, переменять/переменить,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ИЗМЕНЕНИЕ — ИЗМЕНЕНИЕ, я, ср. 1. см. изменить 1, ся. 2. Поправка, перемена, изменяющая что н. прежнее. Внести изменения в закон. Коренные изменения в жизни общества. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ИЗМЕНЕНИЕ— англ. change; нем. Veranderung; Wandel. Процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений. см. КАЧЕСТВО, КОЛИЧЕСТВО. Antinazi. Энциклопедия социологии … Энциклопедия социологии

Изменение — колебание отклонение от номинальной величины разброс параметров вариация — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы колебание отклонение от… … Справочник технического переводчика

ИЗМЕНЕНИЕ — внести изменения. действие внести некоторые изменения. действие внести необходимые изменения. действие внести соответствующие изменения. действие внести существенные изменения. действие вносить изменения. действие вносить соответствующие… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

ИЗМЕНЕНИЕ — 2.2.7 изменение: изменение в конструкции электрооборудования, которое влияет на части (элементы), компоновку или функцию электрооборудования. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации (словарь академик.ру)

Изменение как признак более всего подходит к характеристике глагола, как процесса. Например. Надо любить жизнь. Что делать? Глагол любить это чувство, но никак не действие и даже не состояние. Чувство это процесс, происходящий внутри человека, в его мозгу. Действие - это тоже процесс. Процесс воздействия и взаимодействия во внешнем пространстве. Для более точного понимания содержания конкретного глагола, можно указывать тип процесса.

Глагол — часть речи, обозначающая процессы, которые характеризуют отношения между лицами, предметами и явлениями в предложении.

Процесс это изменение пространства во времени.

Глагол часть речи, которая выражает процессы связанных с изменением признаков пространства и времени.

Процесс подразумевает изменения в пространстве и во времени. Глагол - это процессы скорости и времени. Глагольный признак «изменение» дается в отнесенности к субъекту процесса и предполагает временную характеристику. Движение, являясь всеобъемлющей категорией и предполагая определенное изменение, охватывает многие рубрики глагольного значения. Это SxT=V и Т.

Время (Т) дает направленность. Движение - залог.

Глагол как часть речи имеет признак процесса - изменение с временной направленностью.

Глагол - часть речи, объединяющая слова с признаком - изменение и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Если кого-то не устраивает характеристика глагола как процесса, то можно дать определение глагола по признакам. Тогда необходимо будет перевести на признаки все части речи.

Слово - это сложное единство лексического и грамматического значений.

Одни из них - вид, залог, наклонение, время, лицо - есть только в глаголе. Вот они и определяют признак глагола - изменение.

Глагол выражается в признаках процессуальных, в признаках вида, залога, наклонения, времени, лица, числа и рода и т.д.

Признаки возвратных и невозвратных глаголов, деление по приставкам, суффиксам и т.д. - признаки пространства - форма (внешние отношения). Управляют чувства.

Признаки залога, переходность, спряжения, времени, числа, рода лица, наклонение - признаки времени - содержание, смысл (внутренние отношения). Управляет мышление. Разум человека старается все классифицировать. И глаголы тоже.

Классификацию (типизацию) глаголов можно осуществлять по форме - внешнему написанию слова (грамматически) и по смыслу - внутреннему содержанию слова (лексически). Деление глаголов по форме: по приставкам, суффиксам, корням и т.д. позволяет внешне разделить глаголы между собой. Более сложно деление глаголов по смысловым признакам. Связывая признаки формы с признаками содержания, мы сможем по форме определять содержание. Так и работает мышление.

Базу разделения слов по форме подготовил еще Михаил Васильевич Ломоносов. И уже в отдельных параграфах он дал указание и на смысловые понятия слов.

В залогах М. В. Ломоносов видел полную классификацию глаголов по процессу. Поэтому все глаголы он разделил на шесть групп. Действительные, страдательные, возвратные, средние, общие и взаимные. Далее каждую группу можно разделить на подгруппы по признакам.

Со временем залог приобрел более узкое и глубокое значение. В современном понимании, по трех залоговой теории, все глаголы делятся на залоговые и вне залоговые. Залог — чисто синтаксическая категория, синтаксические обороты. "Залог, — по определению А. А. Потебни, — есть отношение субъекта к объекту, точнее: отношение сказуемого к подлежащему и дополнению". Можно выделить три основные формы залога - действительную, страдательную и возвратную. И несколько (три) залоговых формы, переходящие друг в друга в синтаксисе. Есть формы залога, и есть залоговые формы.

Глагол часть речи с внутренним содержанием отношений субъекта и объекта.

В содержание синтаксиса глагола - слова, вовлекается представление о том, кто или что совершает действие (субъект действия), а также то, на кого или на что оно направлено. Кого? Что? Признак - направленность. Переходность - непереходность. В содержание морфологии глагола - слова, вовлекается представление о том, кому или чему принадлежит действие, а также то, кем или чем оно совершается. Кем? Чем? Признак принадлежности, прибавляется постфикс -ся. Возвратность - невозвратность. Если процесс принадлежит субъекту действия (связано с ним) и совершается самим субъектом процесса, то вопросы кем? чем? отпадают.

Глагол это признаки лиц, предметов и явлений. Признаки формы и содержания, внешние признаки и признаки внутренние. Основные признаки глагола для мышления - смысловые. Любое слово состоит из внешней оболочки - формы (слово написанное) и внутреннего содержания (смысловой оболочки). Внутреннее содержание слова состоит из признаков пространства и времени. Разбор слова по признакам позволяет понять работу мозга, особенно его центральных отделов анализаторов. Они работают с признаками предметов и явлений. И по ним строится восприятие объектов, как частей речи. Например, слово «сидеть» мы воспринимаем как сумма различных признаков. Это морфологически - смысловой разбор слова. И слово «сидеть» воспринимается как часть речи и отношения с другими частями речи. Это синтаксически - смысловой разбор части речи. Слово в мышлении уже связано отношениями с несуществующим предложением. И не обязательно строить с этим словом предложения, что бы понять эти отношения. Слово, как часть речи уже несет в себе эти отношения субъекта, объекта (и внутренние и внешние). Например, слово «сломать» связано признаками с таким процессом: кто-то воздействовал на что-то и это что-то, потеряло свою ценность, свои признаки (испортилось), и кто-то это что-то разделил на части (две или более). Прослеживается агрессивная активность субъекта процесса и пассивность объекта. Мышление субъекта связывает действие с субъектом, которому мышление и принадлежит, иначе слово «сломать» человек, который говорит или читает это слово, связывает, прежде всего, с собой. И все признаки, которые содержатся в памяти с этим словом, участвуют в анализе. Слово требует дополнительной информации. Возникают вопросы. Будем отвечать на них. Попробуйте. И чем больше мы отвечаем на вопросы, тем больше их возникает для получения абсолютного знания о процессе.

Дать - субъект процесса совершает действие не зависимо от отношения к нему субъекта, объекта. Предлагать - субъект процесса совершает действие и «ложит» что-то с ожиданием выбора субъекта. Субъект процесса совершает действие и ждет. Признак «выбор» - главный из признаков данного слова. Разложение слова по признакам позволяет точно разделять слова между собой по содержанию. Это выльется и в разделение слов по форме.

Слово в сознании связано с признаками, закрепленными в рефлексах. Эти признаки взаимодействуют между собой. В психики проявляется взаимодействие между рефлексами. В синтаксисе реально проявляются эти отношения. Слово содержит в себе не только понятие, но и признаки процесса. Одинаковая работа мышления объединяет всех людей между собой, объединяет одинаковым взаимодействием рефлексов. Потому, что мышление любого человека работает с признаками. Зная признаки рода, можно объяснить, почему слова: стол, врач - мужского рода, а слова: змея, машина - женского. Деление глаголов на залоги это не «школярство», а основа деления глаголов по признакам.

Составляем дерево классификации глагола по процессам, по процессуальным признакам.

Морфологически - смысловой разбор части речи - глагола - процессуальный.

Глаголы это понятия в изменении. Понятие несет в себе различные признаки чувств и мышления. Из понятий можно выделить все признаки, с которыми оперирует психика человека. Понятия, и их признаки. Это основа языка. Имя существительное.

С определенными признаками глагола работают чувства. Страдать. Понятие - страдание, основано на ощущении - боль неудовольствие.

С определенными признаками глагола работает мышление. Приходить - понятие идти, шагать и все ощущения связанные с ним.

Глаголы характеризуют все типы процессов происходящих в окружающей среде (включая человека). Хотя есть процессы, у которых нет названия. Часто употребляемых глаголов около 4000 слов. Что бы понять все процессы, конечно, их надо типизировать и анализировать. Слов для компьютерного века немного. Изменений слов много. Каждое слово это признаки процессов. Их надо сгруппировать. Типизировать можно по внешности и по содержанию.

Деление глаголов по возвратности, виду, приставкам, суффиксам и т.д. Это внешнее деление по форме. Формальный разбор. Грамматический.

Например. Выписываем все глаголы с приставками: при, на, у и другими. С суффиксами, с корнями и т.д. Отдельные формы разделяем по смысловым признакам пространства и времени. По отдельным формам глагола мы видим его содержание и наоборот. Так же производится классификация людей - по форме и содержанию. Связь формы с содержанием, это связь пространства и скорости.

Классифицировать глаголы необходимо или по форме или по содержанию. И только потом форму сопоставлять с содержанием. И потом составлять классификацию по форме - содержанию. Классификация морфологическая и синтаксическая.

Деление глаголов по содержанию - совершенные, несовершенные, по роду и т.д. Определяется как деление по взаимодействию со средой внутренней и внешней. Процессы с объектом, в объекте, около объекта, не связанные с объектами и т.д. Содержательный разбор. Лексический.

Так как язык появляется, как средство общения, то соответственно все слова первоначально связаны с общением людей между собой и только потом выделяются слова, как характеристика среды. И глаголы в частности. Существуют две взаимодействующие категории в природе: субъект и объект. Все глаголы делятся на слова, привязанные к человеку, привязанные к окружающей среде и безличные.

Все глаголы, связанны с субъектом процесса, и этим определяются отношения между субъектом и объектом. Субъект процесса это кто? или что? производит процесс. Субъект или объект. Активная часть процесса, источник. Смеркается - процесс производит свет от солнца (объект). У глагола всегда есть субъект процесса. У любого процесса есть причина, как есть Бог.

Разделим глаголы по типу процесса .

Процессы, связанные с человеком можно разделить на три группы.

1. Глаголы, выражающие внешние процессы, связанные с субъектом процесса и окружающей средой. Внешние.

2. Глаголы, выражающие процессы, связанные с самим субъектом процесса. Внешне - внутренние.

3. Глаголы, выражающие внутренние процессы, происходящие в субъекте процесса, без указания субъекта процесса. Внутренние.

Деление глаголов по процессам

1. Глаголы, выражающие внешние процессы, связанные с субъектом и окружающей средой.

А) Глаголы выражающие процессы (действия, поступки), связанные с воздействием субъекта на среду (объект, субъект). Субъект процесса (субъект) - объект, субъект. Кого? Что? Изменение (S и T=V).

Ударить, встретить, целовать, пилить, дуть. Мыть, причесывать (входят и процессы, выражающие обоюдное действие субъектов между собой - удариться, встречаться, целоваться).

Б) Глаголы выражающие процессы, связанные с воздействием среды (и человека) на человека. Субъект процесса (объект, субъект) - субъект. Изменение (S и T=V). Те же процессы.

2. Глаголы, выражающие процессы, связанные с самим субъектом процесса. Свойства субъекта процесса. Изменение (T)

Субъект.

Процессы (положения), связанные с внешним бездействием самого субъекта процесса. Сидеть, лежать. Изменение (T)

Процессы (движения, перемещения), связанные с внешним движением самого субъекта процесса. Идти, плыть, подниматься, работать. Изменение (S и T=V)

Процессы (ощущений), связанные с органами чувств субъекта процесса. Смотреть, видеть, слушать. Есть, пить. Изменение (T) и (S и T=V)

Процессы (свойств), связанные с свойствами субъекта процесса - субъекта, объекта. Изменение (S и T=V)

Активное свойство субъекта процесса. Бодается (Корова). Субъект.

Пассивное свойство субъекта процесса. Гнется, рвется (Проволока). Объект.

3. Глаголы, выражающие внутренние процессы, происходящие в субъекте, объекте, без указания субъекта процесса. «Безличные» процессы, выражающие действия и состояния, протекающие как бы сами по себе, без их производителя. Изменение (T)

Субъект.

Процессы (общения), связанные с речью, с языком как средствами общения. Говорить, молчать, беседовать, читать, писать.

Процессы (телесные), связанные с телом человека. Спать, отдыхать, болеть, дышать,

Процессы (эмоций), связанные с эмоциями. Радоваться, настраиваться, веселиться; беспокоиться.

Процессы (эмотивов), связанные с эмотивами (чувствами). Любить, ненавидеть, завидовать, ревновать.

Процессы (мышления), связанные с мышлением и памятью. Придумывать, соображать, решать, умножать, припоминать, мечтать.

Процессы (безличные) связанные с объектом, выражающие процессы, без указания субъекта процесса (вечереет, знобит, рассветает, смеркается).

Так же можно продолжать деление групп по подгруппам дальше, по разным признакам.

Залог глагола

Многие считают и учат других, что глагол это действие или состояние. Это очень обще и узко. Глагол это не действие, это процесс. Слова, выражающие процесс, связывающий объекты и внешний мир с субъектами и их внутренним миром в пространстве и времени.

Залог глагола это глагольная категория, выражающая направленность процесса между субъектом и объектом действия, находящая свое выражение в формах залога глагола. Рассматривая исторические деления глаголов по залогам можно придти к выводу, что эти деления все больше толкают нас к делению глаголов по признакам.

Глагол имеет много пространственных и временных признаков. Одни из главных признаков процесса это признак направленности и производности, соотносительности.

Направленность связана с признаком переходность - непереходность. Соотносительность связана с признаком возвратность - невозвратность. Лексической категорией залога называется глагольная категория, которая выражает отношение субъекта процесса к субъекту и объекту (предмету, над которым действие производится). Лексическая категория залога раскрывается в синтаксических связях.

Исследователи русского языка связывали с категорией залога деление глаголов на разные типы соответственно различиям в лексических значениях глаголов. Грамматическая соотносительность форм при этом не принималась в расчет или упускалась из виду. В категории залога спутались пути развития разных грамматических и лексических явлений в области глагола.

Таблица 1. Классификация процессов по залогу, по направленности процесса.

Существуют две взаимодействующие категории: субъект и объект .

По направленности процессы бывают: процесс от субъекта к объекту, процесс от объекта к субъекту, субъект процесс к себе, процессы без направленности, объект процесс к себе.

Процессы, имеющие направленность все внешние, производные, соотносительные.

Основные залоги: действительный, страдательный и возвратный (средневозвратный).

Процесс от субъекта к объекту - действительный залог . Видеть, гладить. Внешне выглядят все без постфикса -ся, невозвратные. Глагол используется с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Переходные глаголы. Действительный залог имеют глаголы переходные, обозначающие действие, производимое субъектом и активно направленное на объект. Действительный залог имеет синтаксическую характеристику: субъект процесса является подлежащим, а объект - дополнением в винительном падеже без предлога: мальчик гладит кошку. Кого? Что?

Процесс от объекта к субъекту - страдательный залог . Открывается. Внешне все с постфиксом -ся, возвратные. Непереходные глаголы.

Страдательный залог по значению соотносится с действительным залогом, но имеет свою морфологическую и синтаксическую характеристику. Страдательный залог выражается присоединением к глаголам действительного залога аффикса -ся. Сопоставление конструкции - «Мальчик гладит кошку» (действительная конструкция) и «Кошка гладится мальчиком» (страдательная конструкция) показывает, что в действительной конструкции (с переходным глаголом), субъект действия выражен подлежащим, а объект - дополнением в винительном падеже, а в страдательной (с возвратным глаголом) подлежащим становится объект, а бывший субъект оказывается дополнением в творительном падеже. Кем? Чем? Таким образом, страдательный залог представляет пассивное действие, направленное от объекта к субъекту. Важнейшим грамматическим показателем страдательного залога является творительный падеж существительного со значением субъекта процесса.

Субъект процесс к себе. Возвратный (средневозвратный) залог имеют глаголы, образованные от переходных глаголов (действительного залога) посредством постфикса -ся. Они выражают действие субъекта, которое обращается (возвращается) на сам субъект; ср.: возвращать деньги и возвращаться (самому). Субъект процесс к себе - возвратный залог. Кто? Что? Запасаются. Внешне выглядят все с постфиксом -ся - возвратные и непереходные.

В зависимости от лексического значения основ и характера синтаксических связей глаголы возвратного залога могут выражать различные значения, характеризующие отношение между субъектом и объектом действия.

Возвратные глаголы, как и процессы, связанные с человеком можно разделить на три группы.

1. Глаголы, выражающие внешние процессы, связанные с субъектом процесса и окружающей средой. Внешние. Собираться, строиться, укладываться (косвенно - возвратные глаголы), встречаться, целоваться (взаимно - возвратные глаголы).

2. Глаголы, выражающие процессы, связанные с самим субъектом процесса. Внешне - внутренние. Мыться, причесываться, раздеваться, унижаться (собственно - возвратные глаголы).

3. Глаголы, выражающие внутренние процессы, происходящие в субъекте процесса (без указания субъекта процесса). Внутренние. Радоваться, настраиваться, веселиться; беспокоиться (общевозвратные глаголы). Безобъектно-возвратные глаголы. Активное свойство субъекта процесса - корова бодается. Пассивное свойство субъекта процесса - проволока гнется.

Объект процесс к себе - не существуют. Процесс от объекта происходить не может. Нет субъекта процесса. Глаголов одновременно переходных и возвратных, поэтому не существует.

Процессы без направленности. Эти глаголы находятся вне залога. Направленность характеристика переходных и непереходных глаголов. Нет направленности, нет залога, нет переходности и непереходности. Переходность и непереходность - категория залога. Процесс субъекта (внешний, внутренний) без объекта цели.

1. Без направленности.

2. Глаголы с частицей -ся, которую нельзя отделить (отделивши которую, нельзя получить живой формы глагола), например: скитаться, бояться, выспаться, сниться, смеяться, улыбаться. Это так называемые "общие" глаголы. Не производные глаголы возвратные.

3. Глаголы без частицей -ся, которую нельзя прибавить (т. е., нельзя получить живой формы глагола), например: бежать, сидеть, дышать. Не производные глаголы невозвратные. С этими признаками работают чувства.

При анализе глаголов, не имеющих залога в современном понимании, мы можем их разделить на две группы.

1. Процессы внешние не имеющие направленности.

Процессы, связанные с внешними признаками самого субъекта процесса. Внешние процессы, признак перемещения, признак внешнего изменения - не производные, невозвратные - бежать, идти, бывать. Внешние процессы, признак положения, признак внешнего не изменения - производные, соотносительные, невозвратные - сидеть, спит, молчит и т.д. Они все непереходные, невозвратные.

2. Процессы внутренние не имеющие направленности.

Глаголы, выражающие внутренние процессы (чувства - эмотивы), состояния субъекта процесса. Не производные, возвратные - бояться, гордится, надеяться, нравиться, нездоровиться смеркается. Производные, соотносительные, возвратные - спится, хочется и т.д. Они все непереходные, возвратные. Производные, не соотносительные.

Вне залога находятся:

1. Не производные глаголы. (Возвратные - Невозвратные)

2. Производные, не соотносительные глаголы. (Возвратные - Невозвратные)

3. Производные, соотносительные без внешнего процесса действия. (Возвратные - Невозвратные)

Это говорит о том, что залог не относится к возвратной категории. Залог определяется не формой слова, а содержанием (и предложением).

Лекция, реферат. Глаголы и залоги. - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Возвратность категория морфологии.

Таблица 2. Деление глаголов по возвратности (отношения принадлежности).

Глаголы
Невозвратные глаголы.
Присутствие Присутствие Присутствие Присутствие
субъекта и субъекта процесса субъекта процесса субъекта и объекта.
объекта. и отсутствие объекта. и отсутствие объекта.
Производные Производные Непроизводные Производные
Соотносительные Соотносительные Не соотносительные
Кого? Что? Кто? Что? Нет Разные
Кто? Что?
действие есть действия нет действие есть действие
принадлежность принадлежности принадлежности принадлежности
объекту нет нет разная
невозвратные невозвратные невозвратные непереходные, возвратные
Направленность Нет направленности Направленность Направленность
субъекта на объект бездействие субъекта действия субъекта Разные
переходные непереходные непереходные переходные, невозвратные
Действительный Нет залога Нет залога Нет залога
залог
Глаголы
Возвратные глаголы.
Присутствие Присутствие Присутствие Присутствие
субъекта и объекта. субъекта процесса. субъекта процесса субъекта процесса
объект = субъект и отсутствие объекта. и отсутствие объекта.
Производные Производные Непроизводные Производные
Соотносительные Соотносительные Соотносительные
Кем? Чем? Разные Нет Нет
действие есть действие есть действия нет действия нет
принадлежность принадлежность принадлежности принадлежности
субъекту субъекту нет нет
возвратные возвратные возвратные возвратные
Направленность Направленность Нет направленности Нет направленности
объекта на субъект процесса на субъект субъекта процесса субъекта процесса
непереходные непереходные непереходные непереходные
Страдательный Возвратный Нет залога Нет залога
залог залог

Залоговые глаголы, минимально, можно развести по трем составным группам.
1. Производные - непроизводные.
2. Соотносительные и не соотносительные.
3. Возвратные - невозвратные (принадлежащие - объектные и субъектные).
4. Переходные - непереходные (направленные).

1. Производные - непроизводные.

Производные глаголы имеют «пары», по основе. При прибавлении постфикса -ся получается полноценный по смыслу возвратный глагол или при удалении постфикса -ся получается полноценный по смыслу невозвратный глагол. Видеть - видеться, обувать - обуваться, давить - давиться.

Непроизводные глаголы не имеют «пар». Глаголы, к которым нельзя прибавить или отнять постфикс -ся, без потери смысла. Непроизводные, невозвратные - бежать, дышать, кричать. Непроизводные, возвратные - надеяться, бояться, смеяться.

Глаголы производные (по внешности) бывают соотносительные (производные по внешности и производные по содержанию) и не соотносительные (производные по внешности и непроизводные по содержанию)

2. Соотносительные и не соотносительные.

Соотносительные - производные глаголы, у которых сохраняется смысл, один процесс. Видеть - видеться. Содержание глаголов соотносятся. Изменение внешности не изменяет направленности процесса.

Не соотносительные - производные глаголы, у которых разные смыслы, разные процессы. Занимать - заниматься, давить - давиться. Содержания глаголов разбежались. Одни глаголы не имеют направленности, другие имеют направленность. Это глаголы с постфиксом -ся, образованные от переходных, но изменившие свое лексическое значение: слушать - слушаться, прощать - прощаться.

Соотносительность это отношение между возвратными и невозвратными глаголами.

Два глагола имеющие разные формы, но с одинаковой основой, имеют по содержанию глагола или совпадающую направленность процесса или несовпадающую. Промежуточных значений не бывает. В этом принципиальное различие возвратности от переходности.

Наличие не соотносительных глаголов (не совпадающих по смыслу), говорит, что любое слово связано с именованием внешнего мира, с условными рефлексами. Форма соединяется с содержанием слова в рефлексе. Находиться — в значении: пребывать, быть где-то, быть в том или ином состоянии; Находиться — в значении: обнаруживать находчивость; Находиться — в значении: отыскиваться, обнаруживаться. Находить что -то. Одинаковые слова находятся в памяти с разными признаками. И воспроизводятся из памяти по ситуации с конкретными признаками.

3. По принадлежности. Объектные и субъектные. Невозвратные и возвратные. Это свойство возвратности.

Видов воздействия человека на окружающую среду - три.

А) Субъект воздействует на среду. Воздействие, которое производит субъект процесса, принадлежит объекту. Объектная принадлежность. Невозвратность.

Б) Субъект воздействует на среду (конкретно на себя - главная часть этой среды). Воздействие, которое производит субъект процесса, принадлежит субъекту. Субъектная принадлежность. Возвратность.

В) Субъект не воздействует на среду и себя. Внешняя бездеятельность, внутренние процессы в субъекте, нет участия субъекта. Нет принадлежности. Но субъект процесса существует. Внутренние процессы одинаковы для всех субъектов - они безличные. Соответственно и воздействия окружающей среды.

4. По направленности. Это свойство переходности.

Деление процессов по направленности.

1. Субъект кого? что? - объект. От субъекта на объект. Процесс есть. Направленность есть. Залоговые глаголы.

2. Объект кем? чем? - субъектом. От объекта на субъект. Процесс есть. Направленность есть. Залоговые глаголы.

3. Субъект - объект = субъект. От субъекта на себя (объект). Процесс есть. Направленность есть. Залоговые глаголы.

4. Объект - субъект. От объекта на себя (субъект). Объект не бывает субъектом процесса. Таких глаголов нет.

5. Процесс есть. Направленности внешней нет. Отсутствуют субъектные и объектные отношения. Вне залога.

Деление глаголов на невозвратные и возвратные, установилось в русском языке независимо от деления глаголов на переходные и непереходные.

Переходные, непереходные глаголы выражаются в действительном, страдательном и возвратном залоге. Невозвратные, возвратные глаголы выражаются также в действительном, страдательном и возвратном залоге.

Переходность это деление слов по внутренним в предложении отношениям. Определяется смысловыми признаками направленности. Это внутренние признаки. Основа направленность: действительный и страдательный и возвратный залоги. Три залога.

Возвратность это деление слов по написанию. Определяется наличием или отсутствием постфикса -ся. Это внешние признаки. Основа направленности: действительный и страдательный, возвратный залоги. Два залога.

Совместить форму и содержание между собой можно только по общим признакам. Этих признаков найти не удается. Перебираем различные признаки, и нет признаков общих для возвратных, невозвратных и переходных, непереходных глаголов.

Возвратность и переходность не совмещаются. Поэтому лучше классифицировать отдельно по форме (возвратности и т.д.) и отдельно по содержанию (переходности и т.д.). А там видно будет. Скорее всего, будут общие признаки у формы и содержания. Содержание определяется не формой, а многими формами.

Все непроизводные и производные не соотносительные глаголы стоят вне залога. Производные не соотносительные можно назвать условно-непроизводные.

Все глаголы, не имеющие направленности и производные с разной направленностью, стоят вне залога.

Не соотносительные глаголы в таблице 2, можно развести по залогам.

Можно развести не соотносительные глаголы по залогам и тогда вне залога останутся глаголы, не имеющие направленности. Залог это направленность. На субъект, на объект, на себя.

Рассмотрим только производные соотносительные глаголы (глаголы имеющие залог).

Переходные, непереходные глаголы.

Переходность - непереходность синтаксическая категория. Субъект - объект. Действительная, определенная, полная. Если рассматривать слово с синтаксической позиции переходности, не обращая внимания на постфикс -ся, то обязательно для определенности надо различать объект, субъект и субъект процесса. Их отношения. Соответственно выделять подлежащее, сказуемое, дополнение и т.д. Эти все понятия объединяет признак направленности.

Переходность связана с субъектом процесса и субъектом, объектом. Переходность - отношения, выражающиеся в направленности. Переходность связана с мышлением. Мышление оперирует с отношениями. Хорошо заметно в страдательных конструкциях, когда мышление тупится, ему необходимо время для понимания предложения. Чувствуется смысловое ударение.

Переходные глаголы всегда залоговые. Непереходные глаголы - залоговые и вне залоговые. Возвратные глаголы - залоговые и вне залоговые. Невозвратные глаголы - залоговые и вне залоговые. Следовательно, переходность это залоговая категория. Но переходность это направленность. Следовательно, направленность это залоговая категория.

Переходные глаголы связаны с направленностью субъекта процесса к объекту.

Направленность внешняя, связана с субъектом и объектом. К переходным глаголам, относятся глаголы со значением процесса, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет - объект: читать книгу, кусать хлеб, мыть машину. Непереходные глаголы связаны с отношением объекта к субъекту процесса и отношением объекта (самого субъекта) к субъекту процесса (иначе субъекта к субъекту процесса, субъект = объект). К непереходным глаголам, относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояния, например: лететь, стоять, болеть, страдать.

В отдельных случаях удаление приставок от переходных глаголов обращает их в непереходные. Обезвредить (кого? что?) и вредить (кому? чему?). Определенность при операции удаления приставок становится неопределенностью.

Возвратные и невозвратные глаголы.

Возвратность - невозвратность морфологическая категория. Определяется взглядом на форму - есть постфикс -ся или нет. Возвратные глаголы связаны с субъектом процесса и с понятиями себя, собой, себе, сам и т.д. С самостью. Местоимение себя - это возвратное местоимение, которое обозначает, что действие с действующим лицом, принадлежит самому действующему лицу. Постфикс - ся не указывает направление, а указывает принадлежность процесса кому? и для кого? Принадлежность - кем? чем? производится воздействие, на кого? что? воздействует процесс и для кого? чего? происходит процесс. Падежи. Возвратные глаголы - зависимость от самости. Возвратные глаголы связаны с чувствами. Чувства принимают внешние воздействия.

Возвратные глаголы по переходности-непереходности связаны с отношением объекта и субъекта процесса и отношением объекта (самого субъекта) и субъекта процесса. Поэтому они связаны с непереходностью, хотя у них разные понятия: форма и содержание. Процесс, который делает субъект процесса, принадлежит самому субъекту процесса и осуществляется для самого субъекта процесса.

Невозвратные глаголы связаны с внешней средой, с признаком действительности. Процесс, который делает субъект процесса, не принадлежит субъекту процесса и осуществляется не для субъекта процесса. Нельзя сказать, что и для объекта, ведь есть процессы независимые от субъекта и объекта. Это одно залоговая категория и вне залоговая.

Противопоставлению возвратных и невозвратных глаголов друг другу, соответствуют чисто внешние формальные признаки. Но прибавление двух букв к окончанию слова изменяет содержание слов в сознании. Почему? Признаки.

Возвратные глаголы - это те, которые своей формой указывают, что процесс, обозначаемый ими, не обращен и не может быть обращен на внешний объект: звониться, явиться, делиться, стучаться. Возвратные глаголы - это глаголы с грамматически закрепленной принадлежностью.

В противоположность возвратным глаголам, глаголы невозвратные не содержат в своей форме грамматических признаков, указывающих только принадлежность процесса: бить, дымить, бежать, стучать и т.д. Невозвратные глаголы это глаголы с грамматически выраженной направленностью.

Взаимоотношения.

1. Переходные, невозвратные глаголы - объективный, действительный залог. Направленность к объекту. Процесс не принадлежит субъекту процесса. Логично. Ударение в предложении на объект.

2. Непереходные, возвратные глаголы - субъективный, страдательный залог. Направленность неконтактная к субъекту - страдательный залог. И как частный случай направленность контактная на сам субъект - возвратный залог. Страдательный залог отличается от возвратного залога по признаку контактности. Процесс принадлежит субъекту процесса. Ударение в предложении на субъект.

3. Непереходные, невозвратные глаголы. Нет направленности. Процессы связанные с субъектом. Нельзя поставить вопрос кого? что? кем? чем? Независимые процессы. Молчать, идти, сидит.

4. Переходные, возвратные глаголы. Разные понятия формы и содержания и довольно далекие для того чтобы совместить форму и содержание. Нет целого. Не существуют такие глаголы.

Целое - это форма и содержание. Зависимость формы и содержания есть. Это философская категория. Что бы совместить форму и содержание, необходимо их классифицировать. А что бы классифицировать глаголы необходимо классифицировать имя существительное по содержанию. По признакам. И определять законы зависимости.

Закономерные связи.

Возвратные глаголы все непереходные. Закон? Обратной силы у закона нет. Непереходные глаголы не все возвратные. Это не закон. Правило. Закон с обратной силой позволяет выделить общие признаки и соединить форму и содержание. Если в законе есть исключения, то эти законы неверны. Исключения из закона говорят о том, что анализ и синтез материала проводится не по тем признакам, не учитываются какие-то признаки. Смотри спряжения глаголов. Закон не имеет исключений, исключения имеют только правила.

Правило. Возвратные глаголы все непереходные. Форма, постфикс -ся соответствует содержанию, непереходности. Постфикс -ся - это принадлежность к субъекту процесса. Содержание непереходных и переходных глаголов - направленность объекта к субъекту процесса и так же направленность объекта (самого субъекта) к субъекту процесса (иначе субъекта к субъекту процесса). Подставляем и получаем, что принадлежность к субъекту процесса соответствует направленности объекта к субъекту процесса и так же направленности объекта (самого субъекта) к субъекту процесса (иначе субъекта к субъекту процесса).

Правило. Переходные глаголы все невозвратные. Иначе. Переходные глаголы соответствуют глаголам без постфикс -ся. Это не принадлежность субъекту и соответственно - направленность к объекту. Переходные глаголы связаны с отношением субъекта процесса к объекту. Они связаны вопросами Кого? что? Глаголы без постфикса -ся это процессы не принадлежащие субъекту процесса. Складываем.

Глаголы, связанные с направленностью субъекта процесса к объекту и связанные с вопросами кого? что? соответствуют глаголам, которые выражают процессы, не принадлежащие субъекту процесса. Логично.

Переходных и возвратных глаголов не бывает. А могут быть? Вставляем определения. Глаголы, связанные с отношением субъекта процесса к объекту, связанные вопросами кого? что? соответствуют глаголам с принадлежность к субъекту процесса.? Нет логики. Не соответствуют.

Вот и все общее что есть. Если было бы так, что возвратные глаголы все непереходные и непереходные глаголы все возвратные. То можно было бы устанавливать общие признаки формы и содержания между глаголами. Закон. Форма и содержание должны принадлежать к одному целому.

Глаголы делятся: на возвратные и невозвратные, на переходные и непереходные.

Невозвратные и возвратные глаголы.

Это деление глаголов по форме. По принадлежности.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -cя, (-сь) (в дальнейшем постфикс -cь, для удобства, указывать не будем, так как это требует отдельного разбора и классификации). Процесс, который делает субъект процесса, не принадлежит субъекту процесса и осуществляется не для субъекта процесса.

1. Цель, принадлежность - объект.

Пример: беречь, мыть, решить, звать.

2. Цели нет, принадлежности нет.

Бежать, идти, сидит, молчит.

Возвратные глаголы имеют постфикс -ся. Процесс, который делает субъект процесса, принадлежит самому субъекту процесса и осуществляется для самого субъекта процесса.

1 Цель, принадлежность - субъект.

Пример: смеяться, мыться, решиться, беречься.

2. Цели нет, принадлежности нет. Спится, бояться, гордиться.

Возвратные глаголы, которые имеют соотносительные пары с невозвратными глаголами - показывают, что действие, связанно с самим субъектом или действия нет. Смысловое ударение на субъект процесса.

Имеют вопросы кем? чем? Или вопросов много. 1. Купаться - много вопросов где? когда? (купать). Взяться (взять) Веселиться (веселить) Встречаться (встречать) 2. (Посуда) бьется (бьет) (Дом) строится (строить).

Невозвратное глаголы, которые имеют соотносительные пары с возвратными глаголами - показывают, что действие, связанно с самим объектом или действия нет. Смысловое ударение на объект или на процесс. Имеют вопросы кого? что? Или вопросов нет.

Купать кого? что? (купаться), строить кого? что? (строиться), встречать кого? что? (встречаться).

Соотносительные глаголы имеют признак смысловой однородности, но разной переходной направленности. На субъект и объект. Не соотносительные глаголы имеют признак смысловой неоднородности и разной направленности. Не соотносительные возвратные и невозвратные глаголы с одной и той же основой воспринимаются как формы одного слова, а по содержанию это разные слова.

Общая функция -ся. Переходность невозвратных глаголов упирается в непереходность невозвратных и возвратных глаголов. После прибавления постфикса -ся к переходным глаголам останавливается переходность глагола до полной непереходности упирая его в субъект процесса.

Классификация глаголов по возвратности - невозвратности предполагает и учет деления глаголов по окончаниям, суффиксам, приставкам, предлогам и т.д.

Есть слова связанные только с человеком и им для мышления постфикс -ся не нужен. Кушать, сесть, мерзнуть и т.д. Они в содержании сознания уже возвратные. Они уже субъектные в мышлении.

Поднимать - признак направленности вверх. Подниматься - прибавление постфикса -ся указывает принадлежность к телу человека при сохранении направленности. Может сложиться мнение, что постфикс -ся это принадлежность только человека. В основном это так. Но есть слова в которых постфикс -ся указывает на принадлежность к субъекту процесса. Смеркается. Субъект процесса не только человек.

Непереходные и переходные глаголы.

Переходные и непереходные глаголы выражают деление глаголов по содержанию предложения. По направленности.

Переходные глаголы имеют направленность на объект и признак участия в процессе объекта.

Переходные глаголы способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Признак участия объекта: вопросы (кого? что?)

Пример: писать (кого? что?) доклад; мальчик гладит (кого? что?) кошку.

Непереходные глаголы имеют обязательную направленность (или признак участия) на субъект процесса и признак участия субъекта. Признак участия субъекта: к непереходным глаголам нельзя поставить вопросы (кого? что?). Иначе. Непереходные глаголы не способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Нельзя поставить вопросы кого? что?

Пример: ссориться - кого? что? летать - кого? что?). Или. Кошка гладится (кем? чем?) мальчиком.

При классификации глаголов надо учитывать способности предлогов и приставок к переводу непереходных значений глагола в переходные.

Как только человек сможет полностью развести - разложить по признакам похожие по форме слова (например: кончать, заканчивать, закончиться, заканчивать, кончить, окончить, окончится, прикончить и т.д.), только тогда он сможет понять принципы работы мышления человека. Если есть таблица Менделеева, то необходима таблица соединений морфем, в которой при различных внешних изменениях будет соответственно меняться качество. Химия словесных изменений строится по признакам.

Развод глаголов по признакам.

Бросить. Что? Кто-то, что-то, куда-то. Субъект (единственное число) действует на объект (единственное число). Признаки объекта - не действует, нейтрален. Происходит удаление объекта от точки субъекта действия. Действие. Что-то, единственное, один раз и оконченное, нет продолжения действия. Определенность объекта и неопределенность субъекта, единичность субъекта, удаляемость (пространственность), одноразовость, не повторяемость, законченность, направленность, временное ограничение - ограниченность, тон - неудовольствие, совершенность, удовлетворенность. Ударение на объект.

Бросать. Что? Кто-то, что-то, куда-то. Субъект (единственное число) действует на объекты (множественное число). Что-то, единственное много раз. Единственное, по качеству действие и много раз. Есть число, и есть действие. Определенность объекта и неопределенность субъекта, единичность субъекта, удаляемость, однокачественность, продолжительность, повторяемость, не законченность, направленность, временное не ограничение - ограниченность, тон - неудовольствие, несовершенность, неудовлетворенность. Ударение на объект.

Бросаться. Чем? Кто-то, чем-то, куда-то. Субъект (единственное число) действует на объекты (множественное число). Принадлежность субъекту. Кто-то, единственный, много раз. Повторяемое действие.

Лекция, реферат. Классификация глаголов - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Вопросы - леммы.

Разделять - несовершенный глагол, действие, множественное число действий с единственным объектом, частей деления больше двух, переходность на объект, объект процесса безучастный и т.д. Отделить - побочный результат разделения.

Разделить - совершенный глагол, окончание действия, единственное число действия с единственным объектом и т.д.

Производные, соответственные «парные» глаголы находятся в отношениях словообразовательной мотивации, т.е. один глагол образуется от другого.

Например. В образовании «парных» глаголов вида глагола участвуют 2 противоположно направленных процесса образования: совершенные от несовершенных и наоборот. У этих глаголов вида общая смысловая взаимная направленность. Трудно совершенные и несовершенные глаголы разделить по первичности образования.

У соответственных глаголов по возвратности - невозвратности есть направленность образования: первичность и вторичность. Есть и не соответственные глаголы как возвратные, так и невозвратные.

Какие глаголы первичные? Невозвратные или возвратные. Из невозвратных строятся возвратные. А не наоборот. Принцип прибавления постфикса -ся, прослеживается. Первичные глаголы, это те на которых строятся другие, а не возникают из них. Это подтверждается тем, что речь возникла, как средство общения между людьми. Невозвратные глаголы. Действительный залог глагола из всех самый первичный. Человек сначала общается. Себя человек начинает ощущать как личность позже, что и выражается в изменении внешней формы слова прибавлением -ся (сам, себя и т.д.) Рассматривая действительные глаголы, приходим к выводу, что основа их (признаки) потенциально содержатся в имени существительном. Имя существительное первично по отношению к другим именам. Рассматривая слова, имена существительные находим первичное слово. МАМА. Две буквы этого слова соответствуют первичным вибрациям - А и М. Йоги подтверждают это. И добавляют третью букву У. Не удивительно, что АУМ - это священная мантра вибраций. Дерево развития языка.

Мышление работает по законам признаков.

Грозить - признак опасности из вне, от субъекта процесса. Гроза - природное явление с определенными признаками, которые сохраняются в мышлении. Направлены на субъекта.

Грозиться - направленность меняется на внешнюю среду (субъект, объект). Основной признак (опасности) остается.

Сразу в сознании возникает первичное слово - надежда! Мышление сразу обладает содержанием этого слова - признаками. Слово связано с признаками в рефлексах мозга.

А ведь слова по форме различные. Надеяться и надежда. Только четыре буквы одинаковые! А понимание одно! Порядок четырех букв одинаковый и признаки одинаковые. Далее. Улыбаться. Без постфикса -ся не употребляется. Но по форме есть. Улыбать. Однозначно мышление определяет принадлежность этого слова к слову улыбка! Здесь тоже четыре буквы одинаковые и одинаковый порядок. Но и одна общая гласная - а. Это надо учитывать.

Бить - бьется. Три буквы общие, но разный порядок! Одно понятие? А мышление понимает разность слов. Не порядок. Бить - биться. Бьет - бьется. Порядок. Звуки связаны с признаками. Форма и содержание.

Конечно, надо учитывать происхождение слов. Пора строить вавилонскую башню.

Человек живое существо и рождает язык, который живет и развивается в человеке. Конечно по законам психики. Язык подвержен постоянным мутациям, иначе он был бы мертвым. Морфологические мутации проявляются в устной речи. Синтаксические в письменной. Многие увязли в мутациях письменной речи. Признаки для мутаций однородны.

Смысловое ударение

Ударе́ние — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи: словесное, синтагменное, фразовое, логическое. Акустическое ударение. Выделение звуком.

Укрепившееся в русской грамматике с XVIII в. деление слов на знаменательные и служебные, интересно как симптом смыслового ударения.

При изучении глаголов можно выделить и смысловое ударение (выделение). Смысловое ударение это выделение кокой либо части речи изменением порядка построения предложения и отношений частей речи. Оно не зависит от субъекта, а зависит от работы мышления и влияет на его работу. Перестановка слов в предложении воспринимается мышлением как ударение (выделение). Смысловое ударение не всегда осознается сознанием, но всегда учитывается в мышлении. Это ударение мышления, в отличие от ударения чувств. Это направленность глагола. При тренировке оно легко распознается. Особенно в действительном и страдательном залоге.

Смысловое ударение можно ощущать. Если в нашем грамматическом ощущении перевешивают отношения к действующему лицу - субъекту процесса, то это глагол непереходный; если перевешивают отношения к объектам, то это глагол переходный. Отношения между пассивными и активными оборотами в современном русском языке указывает на смысловое ударение предложения. Смысловое ударение особенно важно при чтении художественной литературы. Смысловое ударение, воздействуя на мышление, позволяет выделять из картины восприятия отдельные главные моменты. Чтение приобретает черты фильма. Конечно, в зависимости от одаренности писателя.

Мальчик гладит кошку (действительная конструкция). Мальчик кошку гладит. Гладит мальчик кошку. Гладит кошку мальчик. Кошку гладит мальчик. Кошку мальчик гладит.

Смысловое ударение в предложении падает на слово- кошку. Глагол связан со словом - кошку.

Рассмотрим отдельно процесс. Мальчик гладит. Законченность. Гладит кошку. Незаконченность, глагол требует вопрос кто? Неполнота, возникает вопросы. Вопрос Кого? или Что? Кошку.

Гладит кошку. Однозначно субъект процесса. Кто? Что? У действительного глагола, действительного предложения шесть форм. Переходность.

Кошка гладится мальчиком (страдательная конструкция - неустойчивая конструкция). Если конкретно, то рукой.

Мальчиком гладится кошка. Мальчиком кошка гладится.? Гладится мальчиком кошка. Гладится кошка мальчиком. Кошка мальчиком гладится.

Смысловое ударение на слове - мальчиком. Глагол связан со словом мальчиком. С субъектом процесса. Неустойчивые предложения, если и используются, то для смыслового ударения в предложении при письме, а не в речи.

Мальчиком гладится. Незаконченность глагол требует вопрос кто? что? Гладится кошка. Законченность.

Кошка гладится. Вопрос - кем? чем? Мальчиком. Смысловое ударение на слове - мальчиком. Нет субъекта процесса.

У страдательного глагола шесть форм предложения? Непереходность.

Глагол участвует в выделении ударной части речи.

Существует первичность части речи, относительно которой происходит последовательность анализа предложения в мышлении. Изменение последовательности анализа в мышлении выполняет и акустическое ударение. Первичность связана с изменением частей речи (глагола) и изменением слов (окончаний).

Подлежащее не всегда бывает ударным словом по сравнению с дополнением. Ударения связаны с вопросами и составляют важные связи в развитии залогов.

Конечно, смысловому ударению надо учиться. Потом можно различать глаголы по ударению. И не только.

Слово думать содержит две направленные неопределенности, которые мы не осознаем сознанием. Они участвуют в процессах мышления. Восприятие машины соединяется с глаголом - процессом в мышлении.

Я думаю о машине (покупке). Что-то. Что-то, о машине. Одна неопределенность. Что то, что. Не о чем-то. Моя дума это вопрос - что? Лемма. О чем - есть ответ: о машине. Предложения без машины нет. Первичный вопрос это - что? Думаю - что? А не о чем-то и другие вопросы.

Доказательство - это что?

Доказывать - что-то, кому-то. Доказывать теорему. Одна неопределенность. Теорему - кому-то. Доказывать теорему учителю. Слово - доказывать, содержит в себе дулемму - что? кому? Первичность вопроса играет роль в понимании процесса.

Купать. Кого? Кто-то, кого-то (чего-то) в чем-то. Несовершенный вид глагола. Внешняя направленность действий. На кого-то. Содержит вопросы - мультилемму - трилемму. Три неопределенности. Первичный вопрос - кого? Лемма.

Нет лемм.

Бояться, гордиться, лениться, надеяться, нравиться, смеяться, сомневаться

Есть невозвратные глаголы у которых нет возвратных - не производные.

Знать. Что? Кто-то, что-то, о чем-то.

Кушать. Что? Кто-то, что-то, чем-то.

Что такое Залог глагола?


Залог глагола – это глагольная категория, обозначающая различные отношения между субъектом и объектом действия, находящие свое выражение в формах глагола. По наиболее распространенной современной теории, такими формами являются или образования с аффиксом -ся (умывать- умываться), или страдательные причастия (умываемый, умытый). Залоговые значения выражаются только переходными глаголами, так как только они могут показывать изменения в отношениях между субъектом и объектом действия, получающие свое отражение в указанных выше формах. Не входят в систему залогов непереходные глаголы (бежать, сидеть, дышать, кричать и др.), не имеющие в своем составе аффикса -ся, а также возвратные глаголы (с аффиксом -ся), лишенные залоговых значений:

а) глаголы с -ся, образованные от непереходных глаголов (грозиться, стучаться, белеться и др.);

б) глаголы с -ся, образованные от переходных глаголов, но обособившиеся по своему лексическому значению (слушаться, давиться и др.);

в) безличные глаголы с -ся (смеркается, хочется, чудится, не спится);

г) глаголы, употребляющиеся только в возвратной форме (бояться, гордиться, надеяться, смеяться и др.).

Действительный залог, форма залога, показывающая, что действие, обозначенное переходным глаголом, направлено на прямой объект, выраженный формой винительного падежа без предлога. Ученик читает книгу. Молодежь любит спорт. Возвратно-средний (средне-возвратный) залог, форма залога, образованная от переходного глагола (действительного залога) посредством аффикса -ся, показывающая обращенность действия к его производителю, сосредоточенность действия в самом субъекте.

Разновидности значений возвратно-среднего залога:

1)Сббственн о-в озвратные глаголы, обозначающие действие, субъект и объект которого являются одним и тем же лицом (аффикс -ся имеет значение “себя”). Обуваться, раздеваться, умываться.

2) В з а и м н о-возвратные глаголы, обозначающие действие двух или нескольких лиц, из которых каждое одновременно является субъектом действия и объектом того же действия со стороны другого производителя (аффикс -см имеет значение “друг друга”). Обниматься, целоваться.

3) Общевозвратны е глаголы, обозначающие внутреннее состояние субъекта, замкнутое в нем самом, или изменение в состоянии, положении, движении субъекта (эти глаголы допускают присоединение к ним слов “сам”, “самому”). Обрадоваться, огорчиться, остановиться, передвигаться.

4) Косвеннов озвратные глаголы, обозначающие действие, совершаемое субъектом для самого себя, в своих интересах. Запасаться (тетрадями), собираться (в путь), укладываться.

5) Безобъектно-возвратные глагол ы, обозначающие действие вне отношения к объекту, как постоянное активное или пассивное свойство субъекта. Крапива жжется. Корова бодается. Собака кусается. Нитки рвутся. Проволока гнется.

Страдательный залог, форма залога, показывающая, что лицо или предмет, выступающие в предложении в роли подлежащего, не производят действия (не являются его субъектом), а испытывают на себе чье-либо действие (являются его объектом). Действительный и страдательный залоги по значению соотносительны: ср.: завод выполняет план (конструкция с действительным залогом) - план выполняется заводом (конструкция со страдательным залогом). В действительной конструкции (с переходным глаголом) субъект действия выражен подлежащим, а объект - винительным падежом без предлога, тогда как в страдательной конструкции (с возвратным глаголом) подлежащим становится объект действия, а субъект оказывается дополнением в форме творительного падежа. Страдательное значение создается или присоединением аффикса -ся к глаголам действительного залога (проект составляется инженером), или страдательными причастиями (работа написана учеником). Важнейшим грамматическим показателем страдательного залога является наличие творительного падежа со значением субъекта действия.

В истории разработке теории залогов существовали разные точки зрения. Одни грамматисты видели в налоге выражение отношения действия только к объекту, другие - выражение отношения действия то;;ько К субъекту, третьи - выражение отношения действия и к объекту и к субъекту.

Традиционное учение о залогах, ведущее свое начало от теории шести залогов, выдвинутой М. В. Ломоносовым, сохраняется до середины XIX в. и завершается работами ф. И. Буслаева, у которого эта теория получает наиболее полное выражение. Буслаев выделял шесть залогов: действительный (ученик читает книгу), страдательный (сын любим матерью), средний (спать, ходить), возвратный (умываться,одеваться), взаимный (ссориться, мириться) и общий (бояться, надеяться).

Категория залога языковедами этого периода понималась как категория, которая выражает отношение действия к объекту. В связи с этим понятие залога и понятие переходности-непереходности отождествлялись. Параллельно с переходностью-непереходностью в основу выделения залогов был положен и другой принцип - различение глаголов с аффиксом -ся и глаголов без этого аффикса. Смешение двух принципов не позволило построить последовательную теорию залогов. Принципиально иное толкование категория залога получает в работах К. С. Аксакова и особенно Ф. Ф. Фортунатова. В статье “О залогах русского глагола” (1899 г.) Фортунатов рассматривает залоги как глагольные формы, которые выражают отношение действия к субъекту. Взамен лексико-синтаксического принципа Фортунатов в основу классификации залогов положил грамматическую соотносительность форм: формальным признаком залога является аффикс -ся, поэтому выделяются только два налога - возвратный и невозвратный. Понятие залога и понятие переходности-непереходности разграничивается, но учитывается связь залоговых значений со значениями переходности-непереходности. Другие исследователи (А. А. Потебня, А. А. Шахматов) рассматривали залог как категорию, выражающую субъектно-объектные отношения. Шахматов в основу учения о залоге кладет признак переходности-непереходности и выделяет три залога: действительный, страдательный и возвратный. Дается тонкий анализ основных значений аффикса -см у возвратных глаголов. Этот анализ, равно как принцип выделения трех залогов, нашел свое отражение в академической “Грамматике русского языка” (1952 г.).

Исходя из того, что “соотношение и противопоставление активных и пассивных оборотов - историческое верно категории залога”, В. В. Виноградов указывает, что категория залога в современном русском языке находит свое выражение прежде всего в соотношении возвратных и невозвратных форм одного и того же глагола. По мнению А. В. Бондарко и Л. Л. Буланина, “залог - это общеславянская словоизменительная категория, находящая свое выражение в противопоставлении форм действительного и страдательного залогов. Это противопоставление базируется на параллелизме активных и пассивных конструкций