Гласные и согласные звуки. Их артикуляционное и акустическое различие

  • 11. Возникновение славянской письменности и основные этапы развития русского письма.
  • 11.1. Возникновение славянской письменности.
  • 11.2. Основные этапы развития русского письма.
  • 12. Графическая система языка: русский и латинский алфавиты.
  • 13. Орфография и её принципы: фонематический, фонетический, традиционный, символический.
  • 14. Основные общественные функции языка.
  • 15. Морфологическая классификация языков: языки изолирующие и аффиксирующие, агглютинативные и флективные, полисинтетические языки.
  • 16. Генеалогическая классификация языков.
  • 17. Индоевропейская семья языков.
  • 18. Славянские языки, их возникновение и место в совеременном мире.
  • 19. Внешние закономерности развития языка. Внутренние законы развития языка.
  • 20. Родство языков и языковые союзы.
  • 21. Искусственные международные языки: история создания, распространения, современное состояние.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 23. Проблема эволюции языка. Синхронический и диахронический подход к изучению языка.
  • 24. Социальные общности и типы языков. Языки живые и мёртвые.
  • 25. Германские языки, их возникновение, место в современном мире.
  • 26. Система гласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.
  • 28. Система согласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 29. Основные фонетические процессы.
  • 30. Транскрипция и транслитерация как способы искусственной передачи звуков.
  • 31. Понятие о фонеме. Основные функции фонем.
  • 32. Фонетические и исторические чередования.
  • Исторические чередования
  • Фонетические (позиционные) чередования
  • 33. Слово как основная единица языка, его функции и свойства. Соотношение слова и предмета, слова и понятия.
  • 34. Лексическое значение слова, его компоненты и аспекты.
  • 35. Явление синонимии и антонимии в лексике.
  • 36. Явление полисемии и омонимии в лексике.
  • 37. Активная и пассивная лексика.
  • 38. Понятие о морфологической системе языка.
  • 39. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и часть слова.
  • 40. Морфемная структура слова и её своеобразие в разных языках.
  • 41. Грамматические категории, грамматическое значение и грамматическая форма.
  • 42. Способы выражения грамматических значений.
  • 43. Части речи как лексико-грамматические разряды. Семантические, морфологические и другие признаки частей речи.
  • 44. Части речи и члены предложения.
  • 45. Словосочетания и его типы.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.
  • 47. Сложное предложение.
  • 48. Литературный язык и язык художественной литературы.
  • 49. Территориальная и социальная дифференциация языка: диалекты, профессиональные языки и жаргоны.
  • 50. Лексикография как наука о словарях и практике их составления. Основные типы лингвистических словарей.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.

    При произнесении звука речи органы речи занимают определенное положение, осуществляют те или иные движения. Работа всех произносительных органов речи, совокупность движений активных органов, которые необходимы для образования отдельного звука, называется артикуляцией звука речи . Можно говорить, например, об артикуляции русского гласного [ы], французского носового гласного [о], польского слитного (аффрикативного) согласного и т. д.

    Артикуляция звука речи представляет собой явление сложное. В артикуляции различается три фазы:

    • выдержка и

    Приступ (или экскурсия) - это начальная фаза артикуляции звука речи, при которой органы речи приводятся в положение, необходимое для произнесения данного звука. Например, в начале артикуляции гласного [у] губы размыкаются, округляются и выпячиваются вперед; в начальной фазе артикуляции согласного [в] нижняя губа сближается с верхними зубами и т. д.

    Выдержка - главная фаза артикуляции звука речи - заключается в прекращении (либо замедлении) движения органов речи. В этот момент произнесения звука струя выдыхаемого воздуха преодолевает преграду, образуемую произносительными органами, в результате чего и возникает звук.

    Отступ (или метастаз) - это последняя фаза артикуляции звука речи. В данный момент образования звука органы речи приводятся в исходное положение или же принимают положение, необходимое для произнесения следующего звука.

    Если приступ - это «выход на работу органов речи», то выдержка может рассматриваться как основная их работа по оформлению данного звука, его акустических свойств, а отступ - как «уход речевых органов с работы».

    Совокупность артикуляций звуков того или иного языка называется артикуляционной базой данного языка . Звуковые системы разных языков различаются как в количественном, так и в качественном отношении. Следовательно, различаются и артикуляционные базы языков. «Строение органов речи у всех людей одинаково, но работают эти органы в процессе речи по-разному».

    Овладение отдельными артикуляциями (а значит, и артикуляционной базой) неродного языка нередко вызывает значительные трудности. Так, лица, для которых родным языком является русский, испытывают затруднения в овладении артикуляциями носовых гласных французского, польского и других языков, так называемого европейского, или среднего (по твердости/мягкости), согласного [l], мягких согласных [z] и [s] и др.

    Многие иностранцы с трудом произносят или вообще не в состоянии произнести русский гласный [ы]. Например, в речи француза русское слово быстро обычно звучит как бистро (отсюда французское название небольшого кафе, вернувшееся в русский язык в преобразованном на французский лад виде).

    Гласные и согласные звуки. Если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своем пути никаких препятствий, то произносится гласный звук . Если же струя воздуха вынуждена преодолевать тем или иным способом то или иное препятствие, то произносится согласный звук . Гласные звуки состоят из чистого тона; преодоление препятствия всегда создает шум, поэтому согласные - шумные звуки.

    Глухие, звонкие и сонорные согласные. Если согласный звук состоит из одного шума, то это глухой согласный ; таковы русские согласные [п, ф, х, ц, ч, ш, т] и др. Если согласный звук состоит из шума и тона, но шум преобладает, то это звонкий согласный ; таковы русские согласные [б, в, г, ж, д, з] и др. Если же, наоборот, тон преобладает над шумом, то это сонорный согласный звук; таковы русские сонорные [л, м, н, р].

    Дополнительная артикуляция , в отличие от основной, не меняет характерного шума согласного, определяющегося прежде всего местом, характером и способом преодоления преграды. Одним из наиболее распространенных в русском языке видов дополнительной артикуляции является палатализация .

    Палатализация (осреднеязычение, смягчение, среднеязычное сближение). Дополнительный к основной артикуляции согласных подъём средней части языка к твёрдому нёбу (или йотовая артикуляция), резко повышающая характерный тон и шум.

    В истории праславянского языка происходило две палатализации заднеязычных [г, к, х ] - первая («шипящая») и вторая («свистящая»). Первая заключалась в переходе этих заднеязычных перед гласными переднего ряда в шипящие [ж, ч, ш ], а вторая - в свистящие [з, ц, с ]. Отсюда – сохранившиеся до сих пор морфонологические чередования в русском языке: нога - ноженька, рука - рученька, ухо - уши и исчезнувшие: нога - нозе, рука - руце и т.п.

    Классификация звуков проводится по разным признакам. Звуки делятся на гласные и согласные.При этом образуются комплексы - гласные образуют слоги - согласные - нет. ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ О СОГЛАСНЫХ1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом. 2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования. 3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом. Наличие двух типов звуков речи, различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

    Все гласные являются сонорными и щелевыми, поэтому работа голосовых связок и способ артикуляции не могут быть основанием деления гласных. Основанием классификации служат ряд и подъем языка, работа губ.

    Ряд определяется по части зыка, которая приподнимается при образовании данного гласного. Различают 3 ряда гл. - пер,зад,ср. Подъем определ степенью приподнятости языка при образовании гл. Различ. 3 подъема-верх,ср,нижн. Гл. верхн. подъема-узкие,среднего-средн, нижнего-широкие. По участию губ - лабиализ и нелабиализ.

    Вакализм русс. яз.,состоящий из 6 фонем, очень прост и противостоит, например, вокализму французского и англ. языков, в которых имеются напряженные и губные передние гласные, долгие гласные и дифтонги.

    Гласные делятся на носовые и чистые. В современном русс. яз. Носовых гласных нет. Носовые отличаются от неносовых тем, что при их произношении поток воздуха, идущий из гортани, попадает в полость носа где и создаются дополнительные колебания, придающие звуку "носовое" звучание. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой небной зановеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно поподает в полость рта и носа. В некоторых языках гласные делятся в зависимости от длительности их звучания. Долгие и краткие гласные встречаются в русской речи в разных фонетических условиях. Система гласных многих языков различает долготу гласного, образуя пары гласных по длительности. Кроме того в языках мира существуют дифтонги-- гласные со сложной артикуляцией, произносимые в один слог и выступающие как одна фонема. Дифтонги делятся на нисходящие и восходящие.

    Классиф. согл. более сложна, чем гласных, потому что согласных в языках мира больше. Основанием классиф. согл. служат 4 осн-ых артикул. признака: 1) способ артикуляции;2) активный орган;3) место артикуляции;4) работа голос. связок. Способом артикуляции согласн. назыв-ся характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного. Различ. 2 осн-ых способа артикуляции согл-ых – смычка и щель (смычные и щелевые согл. по спос. артикул.). Смычные согл. образ-ся путем взрыва воздушной струей преграды ([п],[б] и т.д.). Щелевые согл. образу-ся трением воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи (фрикативные согл.). Наряду с чистыми смычными и щелевыми согл. существуют сложные согл.: сонорные; аффрикаты; аспираты. Сонорными явл-ся носовые [м],[н] также [л] и дрожащий [р]. При произнесении носового согласного смычка не нарушена.

    Образование аффрикат и аспират, связанных с длительностью согласного и его дополн. артикуляцией. Двойные согл. возникают на стыке морфем и в корнях заимств. слов. Длительность согласного связана с образованием аффрикат, артикуляция кот-ой начинается со смычки, а затем происходит щелевое преодоление смычки. Аспираты обладают сложной артикуляцией, начинающейся со смычки. Но 2-й компонент образ-ся трением воздуха о связки при прохождении через щель. Это трение дает щель. По активному органу согл. делятся на губные, язычные и заязычные. Губные согл. бывают губно-губн., губ-зубн., и щелевые (ф,в). Язычные согл. бывают передн-, средн-, заднеязычные. Перед.языч. согл. по месту артикул. бывают зубными и передненебными. Зубные наз-ют свистящими, а перелн.небные – шипящими. Переднеяз. согл. образу-ся всеми способами артикул. В зависимости от положения кончика языка переднеяз. делятся на доросальные, апикальные и какуминальные. Среднеяз. согл. обр-ся сближением средн. части языка с палатумом (j). Заднеяз. согл. делятся на увулярные, фаренгатальные и гортанные.

    Работа голосовых связок явл-ся обязательным признаком согл. По этому признаку согл. делятся на шумные, сонорные. Способ артикул., активн. орган, место артик., работа гол. связок – это основные артикул. признаки. Имеются дополнит.: лабиализация, палатализация, веляризация.

    Вопрос №23

    Фонетическое членение речи

    Речь – поток звуков и кажется, что он непрерывен. Поток можно расчленить на отдельные части. Членение может быть различным. Если это членение основано на грамматическом оформлении, то мы говорим о членении на предложения, слова и морфемы. При фонетическом членении выделяются единицы: текст, фраза, речевой такт или синтагма, фонетическое слово, слог и звук.

    Текст – только исходная величина фонетического членения речи, т.к. речь носит не фонетический, а коммуникативный характер. Текст имеет также фонетические характеристики: ограничение паузами. Пауза в начале и конце текста. Фразы выделяются из текста интонацией. Фраза – отрезок текста, который имеет логическое ударение. (ll – пауза). Фраза – фонетическая единица, предложение – грамматическая. В сложном предложении одна фонетическая фраза.

    Фразы членятся на речевые такты или синтагмы. Синтагмы выделяются интонационно, но на границе синтагмы слышится незаконченная интонация.

    Членение речевого потока на синтагмы обусловлено обусловлено всегда смыслом, поэтому возможны варианты.

    Надо учиться работать и отдыхать.

    Фонетическое слово характеризуется ударением. Фонетическое ударение – комплекс звучаний или отрезок звуковой цепи. Пауз между словами может не быть. При этом фонетическое слово может соответствовать первому лексическому слову или нескольким словам.

    Слог – толчок речевого выдоха. Звук – минимальный элемент речевого потока.

    Вопрос №24

    Фонетические процессы

    Наиболее типичные случаи взаимодействия звуков в речевом потоке - это аккомодация, ассимиляция и диссимиляция. Это есть основные фонетические процессы.

    Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом. При этом могут возникать так называемые глайды, например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать между в и о очень коротенькое у.

    Ассимиляция - это артикуляционное и акустическое сближение (уподобление) звуков (согласных с согласными, гласных с гласными). Когда мы пишем отдать, но произносим аддать, то последующий звук д, уподобляя себе предшествующий т, создает ассимиляцию. Ассимиляция может быть полной, когда один из звуков целиком уподобляет себе другой (аддать), или частичной, когда один из звуков лишь частично приближает к себе другой, но полностью не сливается с ним. В русском языке слово ложка произносится как лошка, так как глухой согласный к, воздействуя на предшествующий ему звонкий ж, превращает этот последний в глухой ш. Здесь образуется не полная, а лишь частичная ассимиляция звуков, то есть не полное их уподобление друг другу, а лишь частичное сближение (звуки к и ш различны, но вместе с тем связаны друг с другом общим признаком глухости). Следовательно, по степени уподобления ассимиляция бывает полной и частичной.

    Ассимиляция бывает прогрессивной и регрессивной. Прогрессивная ассимиляция возникает в том случае, если предшествующий звук воздействует на последующий. Регрессивная ассимиляция возникает в том случае, если последующий звук воздействует на предшествующий звук. В приведенных примерах "аддать" и "лошка" мы имеем дело с регрессивной ассимиляцией. Прогрессивная ассимиляция встречается значительно реже, чем регрессивная. Так, немецкое существительное Zimmer образовалось от старого слова Zimber: предшествующее m уподобило себе последующее b, образовав два одинаковых звука.

    Своеобразный вид прогрессивной ассимиляции представлен в тюркских языках. Это так называемая гармония гласных (сингармонизм). Сингармонизм приводит к ассимиляции гласных во всем слове. Вот несколько примеров из ойротского языка: карагай (сосна), где первый гласный а обусловливает наличие всех остальных гласных а, егемен (женщина) - первый гласный е определяет появление последующих е. Как видим, ассимиляции подвергаются не только соседние звуки, но и те, которые отделены друг от друга в слове другими звуками. То есть мы имеем дело с несмежной ассимиляцией.

    Причины возникновения ассимиляции объясняются взаимодействием звуков в речевом потоке.

    Диссимиляция - это случаи расподобления звуков. Опять, как и в случае с ассимиляцией речь идет о взаимодействии согласных звуков с согласными, а гласных с гласными. Когда в некоторых русских диалектах говорят лессора вместо рессора, то два одинаковых несмежных звука р здесь расподобляются, образуя л и р. Последующее р как бы отталкивает от себя предшествующее, в результате получается диссимиляция несмежная регрессивная. Когда в разговорной речи иногда можно услышать транвай вместо трамвай, то здесь происходит диссимиляция, но смежная: два губно-губных звука (м в) расподобляются, образуя, переднеязычный н и губно-губной в. Следовательно, диссимилироваться могут как совершенно одинаковые звуки (например, р и р в примере рессора), так и близкие по артикуляции, но все же неодинаковые звуки (например м в слове трамвай).

    Как и ассимиляция, диссимиляция различается прогрессивная и регрессивная, смежная и несмежная. Диссимиляция иногда отражается в литературном языке, в письменной форме речи.

    Видоизменение звуков в речевой цепи (потоке речи) называют фонетич (звуковыми) процессами. Изменения звуков бывают комбинаторыми (взаимодействие начала и конца артикуляции соседних звуков) и позиционными (положение звука в слове). Комбинаторные фонетич процессы охватывают главным образом согласные. Основными комбинаторными процессами являются: 1) АССИМИЛЯЦИЯ - возникает в результате взаимодействия рекурсии и экскурсии соседних согласных, наложения друг на друга экскурсии и рекурсии сосед согл. Ассимиляция - уподобление соседних звуков в каком-то компоненте артикуляции; чаще всего уподобление согласных по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости и по месту образования. Асс-я бывает полной (оба звука становятся совершенно одинаковыми. Прим: "бесшумный") или частичной (уподобление лишь в одном компоненте артикуляции. Прим: "лавка"). По направлению уподобления асс-я бывает: прогрессивной (прямой. Рекурсия предидущего согласного накладывается на экскурсию последующего. Прим: hands ) и регрессивной (обратной. Рекурсия предидущего согласного накладывается на экскурсию предидущего.) Асс-я гласных часто возникает в ненормативной речи и говорах (хулиган-хулюган) 2) ДИССИМИЛЯЦИЯ противоположна ассимиляции (встречается значительно реже): она состоит в расподоблении артикуляции соседних согласных. Прим: "вести/веду" - [с] возникло в результате диссимиляции [д]. Прим: "доктор-дохтор" 3) АККОМОДАЦИЯ - это взаимодействие соседних гласных и согласных. (в руссом, например, после мягких согласных гласные становятся более передними. Прим: люк, ряд). 4) СИНГАРМОНИЗМ - гармония согласных (напоминает асс-ю гласных): диэрезы (выкидки) - выпадение звука в сложном звуковом сочетании (честный-чесный), эпентеза (или протеза) - вставка звука в опред сочетаниях (нрав-ндрав(гвор)).

    Вопрос № 25.

    Слог и слогоделение

    Слог - это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков, при этом не все звуки могут образовывать слог, т.е. быть слоговыми. Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т.е. взрывные и аффрикаты. При изучении слога и слогоделения важными являются понятия (1) открытого/закрытого и (2) долгого/краткого слогов.1. Открытым слогом называется такой, который заканчива­ется слогообразующим звуком. например все слоги ма-ма закрытым - такой, который заканчивается неслогообразующим звуком, напри­мер мать, дай. Есть языки (английский), широко использующие открытые и закрытые слоги, и, с другой стороны, такие языки, в которых возможны только открытые слоги. 2. Для некоторых языков, например для древнегреческого и ла­тыни, для арабского, существенно различение долгих и краткихслогов. К долгим слогам относятся открытые слоги с долгим глас­ным в вершине, а также все закрытые слоги. Краткими являются лишь те открытые слоги, у которых вершиной служит краткий гласный. Так, ударный слог может произноситься с большей интенсивностью - так называемое динамическое , или силовое, ударе­ние. Он может удлиняться - кван­титативное, или количественное, ударение. Он может выде­ляться повышением или понижением тона - музыкальное, или тоническое, ударение. В ряде языков наблюдается также каче­ственное ударение - особое качество звуков, составляющих ударный слог.Словесное ударение может быть свободным или связанным .1. Свободным называется ударение в тех языках, в которых оно Может стоять на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова, как это мы видим в русском языке. Свободное ударение может быть неподвижным при обра­зовании форм слова и производных слов или подвижным. Неподвижное ударение имеем, например, в слове горох: ср. горох, гороха, гороху и т. д Неподвижное ударение определенным образом характеризует не только данную словоформу, но и данную корневую морфему. Подвижное ударение имеем в слове борода: ср. бороды, боро­де. но бороду, бороды... Подвижность ударения наблюдается в языках со свободным ударением там, где ударение так или иначе характеризует определенные некор­невые морфемы, определенные грамматические формы и словообразовательные типы. Иногда в одном слове имеется более одного ударения. Обычно в этих случаях ударения неравноправны, Между ними наблюдается известная градация: главное ударе­ние противостоит одному или нескольким второстепенным, более слабым. Таким образом, единство акцентного слова, создава­емое главным ударением, не нарушается. Понятие «фразовая интонация» (или просто «интонация») охватывает все явления, наблюдаемые в рамках син­таксических единиц - словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Важнейший компонент интонации - мелодика , т.е. движение основного тона голоса (повышение и "понижение), создающее тональный контур высказывания и его ча­стей и таким образом связывающее и членящее нашу речь. Мелодика и особенно второй важный компонент интонации - интенсивность используются для подчеркивания каких-то частей высказывания. Так, в понятие интонации входит фразо­вое ударение Третий компонент интонации - темп речи , ее замедление и ускорение.

    Вопрос №26

    Ударение и интонация

    УДАРЕНИЕМ называется выделение голосом, долготой и силой какого-либо звучания. Это в разных языках достигается различными средствами: 1. Силой или интенсивностью артикуляции – это динамическое ударение (силовое или экспираторное):в китайском, дунганском, корейском, японском языках. 2. Долготой произношения – это квантитативное уд. (количественное, долготное):встречаются редко:соврем.новогреческий язык. Есть яз, в которых эти явления соединены вместе. Таков рус.лит-й язык,где уд.слог всегда и самый сильный, и самый долгий, и кроме того, лишь на уд.слогах может происходить движение тона. 3. Движением голосового тона (восходящего, низходящего или комбинаторного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – это тоновое уд, (мелодическое, музыкальное): в чешском яз.,где по силе уд.слог всегда первый, но он обычно краток, а след.за ним безуд.слог может обладать долготой.Если выделяется гласный в слоге – это слоговое уд. (в сербском, шведском, китайском, вьетнамском, японском языках). Если выделяется слог в слове – это словесное уд. (в рус.яз.). словесное уд. может быть постоянным, если во всех словах языка оно падает на один и тот же слог (в чешском яз.-на первый слог, во французском-на последний, в польском-на предпоследний). В рус.яз. разноместное (свободное) уд. оно не фиксировано и может падать на любой слог слова и на любую морфему: приставку, корень, суффикс, окончание. Уд.может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения различаются:1.разные слова во всех их формах: зАмок, зАмка и замОк. 2.некоторые формы разных слов: пИща-пищА, бЕлка-белкА,нОшу-ношУ. 3.разные формы одного слова: нОги-ногИ, вОлос-волОс. Местом ударения различаются варианты слов: 1.общеупотребит. и проф: добЫча-дОбыча. 2. Лит-й и диалектный: хОлодно-холоднО, дИкий-дикОй. 3.Лит-й и просторечный: квартАл-квАртал, киломЕтр-килОметр. 4.нейтральный и разговорный: приговОр-прИговор, занятА-зАнята. 5. Лит-й и народнопоэтический: дЕвица-девИца, чЕстный-честнОй. 6. Современный и устарелый:клАдбище-кладбИще, мУзыка-музЫка. Существуют дублеты, когда разница в месте уд.не значима: бАржа-баржА, крУжится- кружИтся, зАлитый-залитЫй. При образовании грамм-х форм слова уд.может оставаться на одном и том же месте. Такое уд.называется неподвижным. В рус.яз.96% слов имеют неподвижное уд.(кнИга,дЕлать). В словах с подвижным ударением происходит перенос уд.с одного слога на другой, с одной морфемы на другую (дЕрево-дерЕвья, кОлос-колОсья,Озеро,снИмешь-снялА). В речевом потоке возможны безударные слова. Если такое слово примыкает к последующему ударному, оно называется проклитика(за-сквознОй), если оно примыкает к предыдущему ударному, наз.энклитика (сделал-бы). Фонетические слова объединяются в пределах фазы, которая дает общую интонацию. Под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи. И.складывается из:методики голоса, ударения, пауз, темпа речи, тембра голоса, ритма речи. Ритм определяется чередованием ударений. Ритм организован опред.образом (обычно в поэтической речи). Функции интонации: 1.с ее помощью производится членение речи на интонационно-смысловые отрезки. 2. И.оформляет различные синтаксические конструкции и типы предложений. В инт-и участвуют выражение мысли, воли и чувства чел-ка. Типы и: восклицат, удивление, звательная, утвердительная, убедит(поучит), положительная, просительная, пригласительная, увещевательная, повелит, сопоставит, интонация прерывов или связи, перечислит, индеферентная (равнодушная).

    Вопрос №27

    Понятие о фонеме

    Фонема - отдельный звук речи к.-л. языка или диалекта, рассматривае­мый в его функции, т. е. как средство для различе­ния и материал для построения значимых единиц языка - слов и морфем, в отвлечении от тех осо­бенностей его произношения и звучания, к-рые не вызывают смысловых различий в словах и морфе­мах; основная фонетич. единица языка. Термин «Ф.» возник во франц. лингвистич. литера­туре в 1874 для обозначения звука речи. Русский лингвист И. А. Бодуэн де Кур­тенэ еще в 1870 высказал мысль о «несовпадении физической природы звуков с их значением в механизме языка». По пред­ложению своего ученика Н. В. Крушевского он обозначил новым термином «Ф.» лингвистич. «эквивалент» физич. звука, т. е. звук, рассматриваемый с точки зрения его существенных для языка свойств; Ф. как «фонетический» элемент языка он противопоставил материальному звуку как элементу «антропофоническому». Первоначально Бодуэн де Кур-тенэ и Крушевский рассматривали Ф. как фонетически неде­лимые части морфем, являющиеся членами традиционных (исторических) чередованийи состоя­щие из одного звука или из сочетания звуков. Впоследствии Бодуэн де Куртенэ изменил содержание Ф., обозначив термином «Ф.» единство членов «дивергенции» (иначе - «вариации»), т. е. живого комбина­торного (позиционного) чередования произносительных вариантов звука, не связанных непосредственно с смысло­выми различиями между морфемами или словами. В 1911 ученик Бодуэна де Куртенэ, русский языковед Л. В. Щерба, уточнил мысль учителя, истолковав Ф. как кратчайшие выделимые из потока речи звуковые различители слов данного языка. Вместе с тем Щерба различил в Ф., с одной стороны, основной оттенок, наименее зависимый от комбинаторных (позиционных) условий и, в частности, произносимый изолированно, а с другой - его комбинаторные (позиционные) замены. В «Курсе общей лингвистики» франц. языковеда Ф. де Соссюра, Ф. рассматрива­ются как, взаимно противопоставленные звуковые единицы образующие в каждом языке систему, ограниченную опреде­лённым количеством элементов.

    Ф. сама по себе не выражает к.-л. значения, но, отли­чаясь от всех других Ф. (и тем самым противопоставляясь им), она способна служить единственным или основным при­знаком для отличения одной значимой единицы языка (слова или морфемы) от другой, а следовательно, и первичным элементом звукового строения этих единиц. В этом и состоит её языковая функция.

    Дивергенции (вариации) Ф. как элементов одних и тех же морфем в составе разных слов или форм слова приводят к распадению Ф. на члены Ф.- дивергенты (ва­рианты), так что Ф. представляет собой ряд позиционно чередующихся звуков - дивергентный (вариа­ционный) ряд. Дивергенции вызываются фонетич. по­ложением (позицией) Ф. в каждом конкретном случае. Поэтому дивергенции лишены непосред­ственной связи с различием значений: они только сопут­ствуют другим, непосредственно значимым различиям в зву­ковом строении слов и их форм (напр., замене одного окончания или суффикса другим, переносу ударения с одного слога на другой).

    Вопрос №28

    Основные этапы развития письма
    Собственно письмо, то есть начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических (от греч. graphikos – "письменный", "начертательный") знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка.
    В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих типов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.
    Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое (фонемографическое). "Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в "чистом" виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа, образуя тем самым смешанные, переходные типы письма". Например, в пиктографии уже содержатся зачатки идеографии, а в идеографическом письме обнаруживаются многочисленные элементы слогового и буквенно-звукового письма. В свою очередь, буквенно-звуковое письмо часто совмещает в текстах идеографические знаки - цифры, математические, физические и химические формулы и т.д. Но такое деление дает возможность увидеть последовательность основных этапов в истории письма, выявить своеобразие формирования его основных типов и тем самым представить себе общую картину становления и развития начертательного письма.
    Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей:
    "1) фразография - наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками (фразограммами) содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова;
    2) логография - последующий тип письма, графические знаки которого (логограммы) передают отдельные слова;
    3) морфемография - тип письма, возникший на базе логографического, для передачи графическими знаками (морфемограммами) наименьших значимых частей слова - морфем;
    4) силлабография, или слоговое письмо, знаки которого (силлабограммы) обозначают отдельные слоги;
    5) фонография (фонемография), или звуковое письмо, графические знаки которого (фонемограммы) обозначают обычно фонемы как типовые звуки" .
    В соответствии с другой классификацией эволюция письма представ лена в виде следующей схемы:
    1) предписьменности: семасиография, включающая древнейшие условные знаки, пиктографию и примитивную идеографию;
    2) собственно письмо: фонография, которая выступает в таких разновидностях: а) словесно-слоговое письмо, б) слоговое письмо, в) буквенное письмо.
    Однако эти классификации пока не получили широкого распространения в учебной литературе, где чаще пользуются традиционно установившейся классификацией.

    Артикуляция - скоординированная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. В результате изучения в артикуляционном аспекте все органы речи делятся на:

    Активные (губы –labium, язык –передняя часть, средняя ч., задняя ч.,Маленький язычок или uvula, голосовые связки) Пассивные (верхние зубы, альвеолы, твердое небо или palatum, мягкое небо или velum)

    Звук характеризуется совокупностью движений всего речевого аппарата.

    Артикуляция звука является процессом. Различают 3 фазы артикуляции:

    1. Экскурсия - органы речи готовятся к произнесению звука. *при произнесении звонких согласных выдвигаются голосовые связки

    2. Выдержка - сохранение положения органов речи для произнесения звука.

    3. Рекурсия - возвращение органов речи в прежнее положение или подготовка к произнесению следующего звука.

    Работа речевого аппарата обусловлена анатомо-физическим аспектом изучения звукового состава языка, т.е. с точки зрения «механизмов» образования и восприятия звуков.

    Из дыхательного аппарата воздушная струя под действием сокращающихся ребер, которые давят на диафрагму и заставляют её подниматься, тем самым она давит на легкие, они сокращаются, воздушная струя выталкивается и через трохею и бронхи поступает в гортань. В гортани располагаются голосовые связки. Голосовые связки – мускульные волокна, которые натянуты вертикально, горизонтально и диагонально, такое расположение дает возможность гол., связкам влиять на характеристику звуков. Гортань состоит из нескольких хрящей 1ый перстневидный, 2ой щитовидный (состоит из 2х частей(щитов) они соединены углом и этот стык соединения направлен вперед. Между ними натянуты мускульные пленки – голосовые связки.)Как только воздушная струя выходит из гортани, она попадает в полость глотки. Из глотки воздушная струя устремляется в ротовой резонатор. На границе ротового резонатора находится небная занавеска. Если она поднята, то воздушная струя легко проходит в ротовую полость, если опущена, то в носовую полость.

    Вопрос 21. Принципы классификации звуков речи. Классификация гласных.

    Существует 2 типа звуков речи: гласные и согласные

    В русском языке 41 СГЛ, 6 ГЛ

    Совокупность гласных образует вокализм

    Совокупность согласных образует консонантизм

    Гласные и согласные различаются: Функционально, артикуляционно, акустически.

    Основное различие- роль в слогообразовании . * согл. в слогообразовании яв-ся сонантом (от лат. sono-звучу пою) , гласн. в слогообразовании яв-ся консонантом. Артикуляционные различие ГЛ и СГЛ в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.Образование гласных: речевой канал открыт, напряжен весь произносительный аппарат, воздушная струя не встречает на своем пути преграды.Образование согласных: Напряжение локализовано, в месте образования преграды сильная воздушная струя преодолевает преграды в фокусе образования СГЛ, взрывая ее или проходя через щель.Шумы составляют характеристику СГЛ.

    Классификация гласных

    Основание классификации- ряд и подъем языка, работа губ, назализация, напряжение и долгота.

    Ряд определяется по части яыка, к-я приподнимается. =>3 типа ГЛ: передние, средние, задние

    Подъем определяется степенью приподнятости языка при образовании ГЛ. => 3 типа подъема:

    верхний (ГЛ наз-ся узкими) , средний (средние ГЛ) ,нижний (широкие ГЛ)

    Участие губ ГЛ делятся на губные (лабиализованные, огубленные), негубные

    Вопрос 22. Классификация СГЛ

    1. По доле возникновения шума, тона : СГЛ делятся на шумные и сонорные.

    Сонорные: р,л,м,н,й

    2. По месту образования преграды СГЛ делятся на губные и язычные.

    Губные согласные:

    1. губно-губные м,н,п,б

    Губно-зубные в,ф

    3.межзубные согл th (в русском нет)

    Язычные согласные переднеязычные – с,т,д/среднеязычные й, средненеюные г’,х’/ заднеязычные – г,к,х.

    Переднеязычные имеют классификации в зависимости от того с каким органом взаимодействует язык –

    Зубные (з,с)

    Альвеолярные согл

    Небные согл (ш,ж)

    3. По способу образования:

    Все согласные делятся в зависимости от того, как преодолевают преграды в ротовой полости. Если преграда преодолеваемая в ротовой полости образует взрыв, то такие согласные – взрывные.

    Смычно-взрывные Б,Л,К,Г,Д,Т.

    Смычно щелевые (аффрикаты) – в начале ротовой полости возникает плотная смыка, но эта смычка резко не размыкается а переходит в щель – С,Ч

    Фрикативные (щелевые) согл – при их образовании нет плотной смычки а заранее подготавливается нашими органами щель в которую приникает воздушная струя.

    Сонорные согл могут быть смычно проходными М,Н

    Звук Р – смычно дрожащий.

    Звук Л – смычно боковой. Воздушная струя обтекает преграду по бокам.

    Смягчение – палатализация , процесс смягчения

    при палатализации согл., средняя часть языка приподнимается к тв., небу, отсюда меняется форма ротового резонатора, это приводит к повышению на пол тона звука.

    Веляризация (отвердение ) – задняя часть спинки языка поднимается к небной занавеске и твердые согласные имеют более низкий тембр. К дополнительной артикуляции так же относят – нозализацию, фаринголизацию(напряжение стенок глотки), ларинголизацию(сужение в области гортани)

    - всегда звонкий и всегда мягкий согл й

    - всегда глухой и мягкий ч

    Всегда твердый и глухой с

    Наша речь - непрерывная смена артикуляций (артикуляция - от лат. articulatio, articulare - «членораздельно выговаривать»). Одна речевая поза сменяется другой, а это достигается перемещениями языка спереди назад, сверху вниз, движениями губ, маленького язычка, включением голосовых связок и т. д. Редкий знаток говоров С. С. Высотский как-то подсчитал, что язык, совершая артикуляционную работу, перемещается во рту со скоростью курьерского поезда!

    При движениях речевых органов воздух, поступающий из легких, то свободно, без преград, проходит через рот, то встречает на своем пути препятствия. Первые артикуляции соответствуют гласным, вторые - согласным.

    Именно поэтому известный лингвист В. А. Богородицкий предлагал называть гласные ртораскрывателями, а согласные - ртосмыкателями.

    Существует и другое важное различие между гласными и согласными: для согласных всегда можно точно указать, при каком положении языка, губ и других речевых органов образуется звук, иными словами, согласные имеют вполне определенные «артикуляционные адреса». Для гласных это сделать значительно труднее.

    Итак, гласные по своим характеристикам принципиально отличаются от согласных. Поэтому и артикуляционная классификация гласных должна строиться на иных основаниях, чем артикуляционная классификация согласных.

    В основе классификации гласных - положение важнейшего органа речи - языка.

    Мы знаем, что ротовая полость при образовании звуков речи играет роль резонатора. Язык делит этот резонатор на две части. Перемещаясь вперед - назад, вверх - вниз, язык меняет форму и объем двух частей речевого резонатора, что создает разные акустические эффекты, воспринимаемые человеческим слухом как разные гласные.

    Для описания различных гласных вводят две характеристики - ряд и подъем.

    Горизонтальным смещениям языка соответствует представление о ряде гласных, вертикальные смещения языка связаны с понятием о подъеме гласных. Поэтому каждый гласный может быть отнесен к одному из трех подъемов - верхнему, среднему или нижнему и одновременно к одному из трех рядов - переднему, среднему или заднему. Простейшую артикуляционную классификацию гласных можно видеть на следующей таблице:

    Подъем Ряд
    передний средний задний
    верхний и ы у
    средний э ъ о
    нижний - а -

    Эта таблица лишь в общем виде отражает действительное положение вещей, поскольку как при горизонтальных, так и при вертикальных перемещениях язык не делает резких скачков, движение происходит плавно, поэтому возможны более тонкие градации положения гласных как по ряду, так и по подъему.

    Даже в хорошо известном нам русском языке есть такие оттенки гласных, которым не найдется места на нашей упрощенной схеме. Куда бы, например, следовало поместить ударный гласный из слова «пять»? Или безударный гласный из слова «пятак»? Фонетист скажет, что первый гласный - ä - должен быть отнесен к передне-среднему ряду и средне-нижнему подъему, а второй гласный - и e - к тому же передне-среднему ряду, но верхне-среднему подъему. И это еще не самые трудные случаи!

    Вот почему Л. В. Щерба предложил в таблице гласных выделять шесть степеней подъема. Однако и такая таблица все же схематична, есть более детальные таблицы.

    Следовательно, сказав о гласном, к какому ряду и подъему он принадлежит, мы дадим его основную артикуляционную характеристику. Основную, но не полную. Ведь в артикуляции некоторых гласных участвуют еще и губы, в образование некоторых гласных включается также носовой резонатор.

    В русском языке, как и во многих других, гласные заднего ряда являются одновременно и огубленными (лабиализованными). В некоторых языках, например в немецком языке, различаются огубленные и неогубленные гласные переднего ряда (i - ü , е - ö ).

    Классическим примером противопоставления ротовых и носовых гласных является французский язык.

    Совсем другие основания важны для артикуляционной характеристики согласных. Для их классификации следует учитывать 4 признака: 1) способ образования, 2) место образования, 3) участие голосовых связок и 4) твердость - мягкость согласного.

    Согласные - ртосмыкатели, в их образовании непременно участвует преграда в полости рта. Форма преграды может быть различной: язык может полностью преграждать выход воздуха изо рта, образуя смычку с зубами или с нёбом, а может создавать затор, оставляя для выхода воздуха лишь узкую щель. Поэтому все согласные делятся по способу образования на смычные (например: п, т, г ) и щелевые (например: з, х, ф ). Есть и промежуточные звуки, в которых сочетаются признаки как смычных, так и щелевых. Это аффрикаты (ч, ц ).

    Итак, способ образования - первый признак в артикуляционной характеристике согласных.

    Вторым важным признаком является место образования шумообразующей преграды.

    Преграда каждый раз образуется двумя органами - активным речевым органом (языком, нижней губой) и пассивным (верхней губой, нёбом, зубами), к которому прикасается активный орган во время артикуляции.

    По активному речевому органу согласные могут быть губными и язычными (передне-, средне- и заднеязычными), по пассивному - губными, зубными, нёбными (передне-, средне- и задненёбными). Третий признак-разделение согласных на звонкие (например: г, ж, б ) и глухие (к, ш, п ). Они могут быть образованы с участием и без участия голоса.

    И наконец, в-четвертых, согласные могут быть твердыми и мягкими.

    При произношении мягких согласных язык смещается в переднюю часть ротовой полости, одновременно приподнимаясь по направлению к твердому нёбу, при образовании твердых согласных вся масса языка несколько сдвигается назад, приподнимаясь к мягкому нёбу. Различия согласных по твердости - мягкости существенны для русского языка, большинства славянских и некоторых других. Во многих языках, например в немецком, английском, французском, согласные не различаются по твердости - мягкости. Они совсем не похожи на наши мягкие согласные и несколько отличаются от твердых.

    Артикуляционная фонетика.

    Артикуляционная фонетика изучает анатомо - физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речи производства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего. Звук, с точки зрения артикуляции – это определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии), выдержки и отступа (рекурсии). Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние. В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов речи (язык, губы).

    Речевой аппарат, т.е. совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма следует понимать условно.

    Весь речевой аппарат лингвистики, т.е. с точки зрения образования звуков речи можно разделить на три части:

    Всё, что ниже гортани

    Всё, что выше гортани

    Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ, называется речевым трактом. Знание артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка.

    Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных звуков более сильная воздушная струя встречает на своем пути преграды.

    Артикуляционная фонетика изучает анатомофизиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего.Звук (с точки зрения артикуляции) – определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии) и отступа (рекурсии). В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов.

    Термин «речевой аппарат», т.е. совокупность органов речи, к которым относятся губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, следует понимать условно. Поэтому весь речевой аппарат лингвистически (т.е. с точки зрения образования звуков в речи) можно разделить на три части:

    1. всё, что ниже гортани (дыхательный аппарат, необходимый для образования речевых звуков);

    2. гортань (преобразование воздушного потока);



    3. всё, что выше гортани (в которых осуществляется артикуляция).

    Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ называется речевым трактом.

    Значение артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка. Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных более сильная воздушная струя встречает преграды.

    В русском языке гласные классифицируются по 3-ём признакам:

    1.по ряду – определяется движением языка по горизонтали:

    · гласные переднего ряда – и, э

    · гласные среднего ряда – ы, а

    2.по подъему – движение языка по вертикали:

    · нижнего подъема – а

    · среднего подъема – э, о

    · верхнего подъема – и, ы, у

    3.по наличию или отсутствию лабиализации, т.е. по вытягиванию или округлению губ:

    · лабиализованные о, у

    · нелабиализованные все остальные

    Согласные звуки характеризуются по 4-ем основным признакам:

    [р] [л] [м] [н] [j]

    [р, ] [л, ] [м, ] [н, ]

    · шумные

    - звонкие [б] [в] [г] [д] [з] [ж] [й]

    [б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ]

    - глухие [п] [т] [к] [с] [х] [ц] [ч]

    [п, ] [т, ] [к, ] [с, ]

    2. по месту образования:

    Согласные:

    · губные

    Ø губно-губные [б] [п] [м]

    [б, ] [п, ] [м, ]

    Ø губно-зубные [в] [ф]

    [в, ] [ф, ]

    · язычные

    Ø переднеязычные:

    Зубные [д] [т] [з] [с] [л] [н] [ц]

    [д, ] [т, ] [з, ] [с, ] [л, ] [н, ] [ц, ]

    Небные [ж] [ш] [р] [ч]

    [ж, ] [ш, ] [р, ] [ч, ]

    Ø среднеязычные [j]

    Ø заднеязычные [г] [к] [х]

    [г, ] [к, ] [х, ]

    3. по способу образования – обусловлен характером преграды, которая встречается на пути воздушной струи (полная смычка органов речи или щель)

    · смычные (взрывные) [б] [п] [д] [т] [г] [к]

    [б, ] [п, ] [д, ] [т, ] [г, ] [к, ]

    При образовании смычных согласных вначале происходит полное смыкание органов произношения, а потом воздушная струя резко размыкает их.

    · аффрикаты [ц] [ч]

    Согласные звуки, которые образуются путем смыкания органов речи, между которым остается щель и воздух, проходя через эту щель как бы взрывается.

    · дрожащие (вибранты) [р]

    Образуются при помощи дрожащего кончика языка, который вибрирует при выходе воздушной струи.

    · смычно-проходные

    Ø боковые [л]

    Ø носовые [м] [н]

    [м, ] [н, ]

    Образуются в результате того, что воздушная струя из-за смычки органов находит другой выход.

    · щелевые (фрикативные) [ф] [в] [з] [с] [ж] [ш] [х] [j]

    [ф, ] [в, ] [з, ] [с, ] [ж, ] [ш, ] [х, ]

    При образовании фрикативных согласных активный орган сближается с пассивным, образуя щель, через которую проходит воздушная струя, щель образуется в результате трения.

    4. по отношению к палатализации

    Одной из характерных черт русских согласных является признак твердости/мягкости. При произношении мягких согласных кроме основной артикуляции используется дополнительная артикуляция палатализации (j-овая пал.). Для твердых согласных характерна особая артикуляция твердости (веляризация).

    Согласные образуют пары по твердости/мягкости.

    [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [х]

    [б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ] [к, ] [л, ] [м, ] [н, ] [п, ] [р, ] [с, ] [т, ] [х, ]

    Непарные мягкие:[j] [ч, ] [ш, ]

    Непарные твердые:[ж] [ш] [ц]