Головной убор моряка. Головные уборы в армиях мира

Море любят все. У некоторых оно ассоциируется с храбрыми капитанами. У некоторых - с невероятными путешествиями и дальними странами. Для кого-то главной ассоциацией является фуражка морская.

Такое приобретение позволяет человеку представить себя прямо на пляже под жарким солнцем на тёплом песке при плеске прибрежных ласкающих волн. Вобщем, найти такого человека, которого не привлекла бы фуражка морская, крайне сложно. Это замечательное напоминание о беспокойных волнах и солёном ветре. Люди, которые хотя бы раз видели море, всегда стараются окружить себя вещами такой тематики. Данный головной убор - одна из них.

Фуражка морская: немного истории

Итак, подробнее. Фуражка морская - идеальный вариант для тех мужчин, которые с самого раннего детства мечтали стать капитанами больших кораблей. Если вдруг такой головной убор примерить удавалось, счастью буквально не было предела.

А изменялась фуражка морская, начиная со времён Петра Первого, не единожды. В дореволюционном флоте этот аксессуар появился ещё в 1812 году. Головной убор был тёмно-зелёным, оснащённым чёрным лакированным козырьком и тремя белыми кантиками. Спустя семьдесят лет фуражка изменила свой цвет на чёрный. После Февральской революции атрибут преобразился в мягкую кепку французского образца с прямым козырьком и золотым шнуром. В русской царской армии фуражка появилась благодаря Павлу Первому.

Основные детали

Морская форма, конечно же, предполагает обязательное наличие данного головного убора. Он, в первую очередь, является серьёзным атрибутом власти над стихией, контролем судна, авторитетом среди подчинённых капитана.

Выдерживает самые разнообразные погодные условия. И фуражка, само собой, также становится верным попутчиком хозяина корабля.

К основным её элементам относятся кокарда, околыш, тулья, кант, рант и козырёк. Также атрибут должен иметь специальную вставку, изготовленную из стального обруча. Во время ношения она позволяет поддерживать и сохранять форму головного убора.

Большая популярность

Фуражка морская (белая) - излюбленный атрибут членов разнообразных яхт-клубов и хозяев маленьких судов. В портовых городах такая «капитанка» давно уже превратилась в традиционный туристический сувенир. Многие производители наносят на эти головные уборы и свои собственные знаки отличия. Изготавливаются фуражки, как правило, из хлопка и оснащаются нашивками с вышивками, сделанными на автоматических машинах. Кокарда украшается золотым шнуром и пуговицами с якорями. Само собой, стирать такие вещи необходимо только вручную.

Аксессуар популярен также и среди организаторов и участников морских вечеринок. Иногда их декорируют дополнительной металлической фурнитурой.

Напоследок

Будь то морская бескозырка или же другие вариации головных уборов для тех людей, кто каким-либо образом связан с флотом, данные вещи не перестают пользоваться огромным спросом. Рассмотрим основные модели.

  • Военно-морские летние фуражки - один из самых известных вариантов. Носят их также и на торговом флоте. Только в этом случае к ним добавляются «крабы» (кокарды) и не устанавливаются «дубки» на козырьке (за исключением капитанов). Изготавливаются они из лёгких материалов. Хотя бывают и исключения (всё зависит от желаний заказчиков). Первые, конечно же, в жаркое время года использовать намного удобнее. Они позволяют голове «дышать».
  • Фуражки гражданского флота обычно имеют козырьки, вышитые бронзовой канителью. Существуют зимние и летние модели, прекрасно защищающие голову от холода и жары. Идеально смотрятся с длинными пальто и о многом говорят!
  • Адмиральские фуражки выполняются из сукна с использованием верха с пружиной («аэродромом»). Козырёк вышивается канителью с позолотой. Этим адмиральская фуражка от обычной, в принципе, и отличается. Высота тульи оговаривается с будущим владельцем перед изготовлением. Общепринятый размер составляет шестьдесят пять миллиметров. Высший комсостав носит фуражки с большей тульей.
  • Курсантские военно-морские фуражки - классический фасон. От офицерских отличаются они более бюджетным вариантом, низкой тульей и кокардой под названием «орех». Очень часто такие головные уборы заказываются работниками гражданского флота. Естественно, с соответствующими козырьками и без белых кантов. Данная ностальгическая вещь напоминает о старых добрых традициях и царского, и советского флота. Великолепно смотрится с плащом и прочей форменной верхней одеждой. В торжественных случаях - аксессуар незаменимый для моряка.

ИЗ ИСТОРИИ АРМЕЙСКОГО И ФЛОТСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА
Использованы материалы сайтов:
http://piratghostship.narod.ru
http://www.greenforest.ru
http://www.museum.ru

Головной убор — важный знак отличия. По нему мы узнаем время, в котором живет человек, принадлежность его к тому или иному сословию или кругу общества, его общественное положение, воспитание, благосостояние. Головной убор может сказать о человеке очень много.

Возьмем солдатский кивер. Это не только потрясающе красивая часть военной формы. Каждая деталь этого головного убора выполняет свою задачу. Кивер защищает от удара — у него особым образом сделано дно и двуглавый орел защищает лоб. Этот красивый султан не только украшение, как некоторые думают, это прежде всего шомпол для чистки ружья. В кивере для него есть специальный кармашек.

Что касается ДВУУГОЛКИ, то она носилась тоже в течение всей Империи и солдатами и офицерами. Позднее этот головной убор стали надевать только для выхода в город. Он не имел иных достоинств, кроме дешевизны. Он не защищал от ударов и осколков(если не было каркаса), имел две канавки, которые как "водосточные желоба" сливали дождь на его владельца. Со временем высота полей увеличивалась, причем заднее поле было шире и выше переднего, что являлось веяньем того времени. Носили шляпу "эн баталь" т.е. поперек головы и "el colonne" - вдоль головы в колонне. Она была из черного фетра с обшитыми черным галуном краями и просуществовала с королевских времен практически без изменений, кроме некоторых соответствовавших новой революционной моде. Трехцветная кокарда крепилась с помощью авроровой петлицы и маленькой форменной пуговицы. Ротный помпон выполнялся из шерсти и крепился к металлической основе, которая вставлялась в небольшой карманчик на шляпе под кокардой. В военное время на тулью шляпы надевали каркас из вороненого железа, для облегчения его изготавливали из полос, сваренных между собой, но существовали и цельнометаллические образцы. Каркас имел форму тульи шляпы и предназначался для предохранения головы от ударов, в обиходе его называли secrete (секрет). Петлицы и "шпалы" были различных цветов - черные, белые, желтые, оранжевые. По углам были кисточки - красные, у офицеров либо золотые, либо серебренные. Необходимо отметить, что наблюдалась общая тенденция к увеличению полей шляпы вверх. В походе на шляпу надевали вощеный чехол.

Кроме того, еще один головной прибор наполеоновской эпохи очень примечателен т.н. - МЕДВЕЖЬЯ ШАПКА. Ее носили в отборных ротах полка (гренадеры или карабинеры) с 1789-го до 1809-10 гг. без каких либо изменений. В 1812 г. они упразднены (официально), но продолжают существовать в некоторых полках (так в 46-м линейном полку их носили даже при Ватерлоо). Мех был черный или коричневый (медвежий или козий). Мех приглаживали книзу, донце ("обезьянья задница")было из алого сукна, с белым или синим крестом (золото или серебро для офицеров). Встречался вариант донца с белой гренадой. Шнур ("этишкет"), состоял из плетеной части и простой. Украшался кисточкой и этишкетом (два кутаса и кордончики), который оканчивался кистями. По предписанию от 4-го Брюмера An IX (26 октября 1801-го года) каркас шапки должен быть 318 мм, он делался из коровьей кожи, обшитый изнутри сафьяном. Высота шапки спереди 33 см, сзади 27 см. Шнур из алой шерсти, однако последний вариант принят не был, и продолжали использовать прежний белый. Что же касается размеров медвежьей шапки, то сначала они соблюдались строго в соответствии с предписанием регламента, а затем высота каркаса достигла 350 мм и выше. С левой стороны к шапке пришивалась трехцветная кокарда. За ней было глубокое гнездо (обшитый кожаный карман), в которое при парадной форме вставлялся красный плюмаж из петушиных перьев. Ношением этой шапки ярко старались подчеркнуть свою особенность - элитность. Латунные пластины тоже поначалу варьировались, но затем пришли к единообразию. Встречались варианты шапки с козырьком и латунным ободом. Не так часто,но все-таки встречались варианты, когда шапки могли оснащаться подбородочным ремнем с медными чешуйками или простым кожаным. В походе на шапку надевали вощенный чехол.

О введении на флоте новых головных уборов, пожалуй, есть необходимость поговорить особо. С петровских времен до наших дней они видоизменялись неоднократно. До XVIII столетия матросы имели шляпы в форме усеченного конуса из поярка с загнутыми вверх кругом всей шляпы полями.

Головной убор - фуражка - впервые появился в русской армии в 1797 г. В XVIII и в начале XIX в. войсковые соединения выделяли в военное время особых людей - фуражиров - для заготовки продовольствия, фуража, топлива и строительных материалов для кавалерийских и артиллерийских частей. Выполнять эти обязанности в шляпах было крайне неудобно. Тогда и появились впервые выдаваемые фуражирам так называемые фуражные шапки, представлявшие собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам. В таком виде фуражная шапка напоминала современную пилотку. Фуражная шапка (фуражирка, фуражечная шапка), изменившая свой покрой и принявшая все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью, введена в ноябре 1811 г. как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота (при этом сохранились кивера и каски, а у офицеров шляпы). Это были темно-зеленые фуражки-бескозырки с тремя белыми кантами: одним по верху и двумя по краям околыша. В 1834 г. на околышах нижних чинов набольших портовых, или так называемых ластовых, судов и рабочих экипажей наносились номера экипажей или заглавные буквы части и команды. Буквы были просеченные, с подкладкой желтого цвета. Только через 10 лет, в 1844 г., на околышах фуражек нижних чинов всего Военно-Морского Флота России появились надписи номеров рот.

Кроме бескозырок, в 1855 г. были введены для парадной формы фуражки с козырьками, на околышах которых крепились гербы или кокарды. Через два года, в 1857 г., матросская фуражка уступает место черной клеенчатой широкополой шляпе с впервые надетой по околышу лентой. Шляпы имели небольшие наушники и тесьму для завязывания под подбородком. Обычай у моряков всех стран носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного моря, которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен, близких ленты с вышитыми словами молитвы, заклинаний, сердечных напоминаний. Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что любящая рука матери или невесты, вышивавшая спасительную молитву, незримо оградит его от всяких бедствий на море. Иногда на ленте рисовалась краской надпись с именем любимой или со словами, определявшими характер ее владельца: Не тронь меня, Храбрейший, Морской бродяга и т. п. В 1872 г. ленты появились на фуражках. До этого времени на околышах матросских фуражек, как уже говорилось выше, ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном.

Таким образом, с 1852 по 1872 г. нижние чины морского флота носили фуражку-бескозырку без ленты, а при парадной форме - круглую лакированную шляпу с лентой, которая впоследствии перешла и на бескозырку. В ноябре 1872 г. специальным приказом генерал-адмирала («начальника всего флота и Морского ведомства») уже точно определился тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах. 19 августа 1874г. приказом генерал-адмирала была объявлена новая форма одежды. С тех пор и уже на долгое время были установлены фуражки-бескозырки черного цвета с белой шерстяной выпушкой (кантом), черными лентами и названием корабля или номера экипажа на нем, а также с кокардой, укреплявшейся на тулье. Тогда же были утверждены продолговатый шрифт надписей на ленте и ее длина-140 см.

С 8 июля 1878 г. матросы Гвардейского флотского экипажа и матросы кораблей, комплектовавшихся личным составом этого экипажа, стали носить на фуражках-бескозырках черно-оранжевые Георгиевские ленты с надписью «Гвардейский экипаж». В ознаменование достославного участия черноморских экипажей в обороне Севастополя морским чинам этих экипажей также были пожалованы Георгиевские ленты. Существует мнение, что черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты повторяют бывшие династические цвета. Это неверно.
Исторические геральдические цвета русской монархии-золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых цветов Георгиевской ленты существует определенное указание 1769 г., что цвета даны чисто «военные»: оранжевый-цвет пламени, черный —цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

После Октябрьского переворота форма моряков Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) оставалась без изменений. В 1921 г. был утвержден образец обмундирования для военных моряков: для командного состава - фуражка и зимняя шапка, пальто (с 1925 г.-шинель) цвета маренго, черная тужурка и брюки, темно-синий и белый кители; для краснофлотцев - фуражка-бескозырка, пальто (с 1925 г.-шинель) цвета маренго, черный бушлат, темно-синяя фланелевая и белая рубахи с синим воротником, тельняшка, черные брюки и рабочая одежда из серой парусины. Бескозырка подверглась лишь небольшим изменениям - стали несколько уже околыш и канты, уменьшена длина ленты, а вместо названия корабля на лентах появилось название флота. В 1923 г. для краснофлотских лент был утвержден единый кубический шрифт, существующий и до сих пор. Лента служила (да и теперь служит) для обвязывания под подбородком вокруг шеи, чтобы бескозырку не сдуло ветром. Особой лентой на фуражках матросов военно-морского флота является лента Гвардейских кораблей, утвержденная вместе с Гвардейским знаком в 1943 г. Эта лента имеет расцветку ленты ордена Славы из чередующихся традиционных полос оранжевого и черного цветов.
В Рабоче-Крестьянском Красном Флоте в 1923 г. была введена черная, без белых кантов, мягкая краснофлотская фуражка с лентой и металлической эмблемой. Знак-эмблема у краснофлотцев в 1924 г. заменен общевойсковой красной эмалированной звездочкой. В 1933 г. мягкий образец фуражки заменен твердым, с проволочным каркасом в полях.
В 1939 г. краснофлотская фуражка-бескозырка вместе с командирской фуражкой с козырьком получила по верху и низу тульи белые канты. С 1973 г. эмблема на бескозырке матросов и старшин срочной службы (так же как и на шапках-ушанках) представляет собой красную эмалированную звездочку, обрамленную золотыми металлическими листьями.
Почти все элементы матросской формы-рубаха с отложным воротником, брюки особого покроя, некоторые виды тельняшек-были заимствованы в основном в Голландии, и лишь бескозырка представляет собой русский национальный головной убор. Ее внешний вид многие нашли красивым и привлекательным, он так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всех флотах мира.
Тем, кто носит бескозырку, она напоминает о славном боевом прошлом нашего флота. Бескозырку носил легендарный разведчик, герой обороны Севастополя 1854-1855 гг. матрос Петр Кошка... В годы Великой Отечественной войны советские моряки, сойдя с кораблей и став пехотинцами, бережно хранили бескозырки и в жаркий момент боя, пренебрегая опасностью, надевали их вместо касок. Зажав в зубах ленточки, со связками гранат бросились под фашистские танки морские пехотинцы Иван Красносельский, Даниил Одинцов, Юрий Паршин и Василий Цибулько, последовав примеру политрука Николая Фильченкова...

Что касается офицерской морской фуражки, то в дореволюционном флоте (наравне с общеармейской) она появляется в 1812 г. как фуражка темно-зеленого цвета с тремя белыми кантами и черным лакированной кожи козырьком. Изменив лишь свой цвет на черный в 1884 г., фуражка просуществовала до Февральской революции, когда в апреле 1917 г. была заменена мягкой, французского образца черной без кантов фуражкой с прямым козырьком, золотым шнурком, эмблемой и черной муаровой лентой по околышу. Последняя никогда до этого в русском флоте не носилась. Возникла черная лента впервые у англичан, когда в Трафальгарском бою (1805) меткой французской пулей был убит на палубе своего флагманского корабля «Виктори» английский флотоводец вице-адмирал Г. Нельсон. В знак траура британские офицеры повязали на тульях своих шляп креповые черные повязки, а матросы - черные шейные платки-галстуки, до сих пор сохраняемые в форме одежды английских матросов...

В течение ста с лишним лет, с начала XVIII в., шляпа-треуголка была основным головным убором генеральского, адмиральского и офицерского состава русской армии и флота. По числу галунов на шляпе, по отделке ее бортов кружевами различались ранги служебного старшинства (старшинство определялось в XVIII в., кроме шитья на треуголке, еще и количеством галунов по борту кафтана и камзола, а также по количеству пуговиц на обшлагах). В XIX в. прежняя треуголка, изменив свой фасон, была (наряду с появившейся фуражкой) наиболее распространенным головным убором. С 1868 г. треугольные шляпы были исключены из табели формы одежды офицеров и генералов армии и были оставлены лишь для офицеров и адмиралов флота вплоть до 1917 г. Шляпа была принадлежностью парадной формы одежды.

В начале XIX в. на флоте появился кивер как головной убор личного состава Гвардейского флотского экипажа, морских батальонов и военно-морских учебных заведений: Морского корпуса и Училища корабельной архитектуры. Кивера изготовлялись из жестко выделанной кожи, иногда сукна, украшались спереди бляхой (эмблемой) или особым знаком, имели наверху украшение (называвшееся султаном, иногда помпоном). Над нижним краем кивера укреплялся чешуйчатый, из медных бляшек, подбородный ремень и кожаный черного цвета козырек. Наиболее распространенной была форма усеченного конуса с широким основанием, носимым уширенной частью вверх (до 1840-х годов), а позднее, наоборот, уширенной частью книзу. Вес кивера в некоторых образцах достигал двух килограммов при общей высоте с султаном до 60-70 см. К 1820 г. кивер был дан вообще всем флотским частям и носился как при парадной, так и при служебной форме одежды. Так, например, 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади как офицеры, так и матросы Гвардейского флотского экипажа были в киверах. Кивера были отменены в 1855 г.
В 1910 г. во флоте для команд кораблей, находившихся на зимовках, были введены так называемые драгунского образца зимние шапки с овальным черного сукна донцем, обшитым белым кантом.

Уместно вспомнить, что первый образец подобного зимнего головного убора использовался известным норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном в его дрейфе во льдах Северного Ледовитого океана на судне «Фрам» в 1893-1896 гг. Иногда в литературе поэтому встречается название нансеновская шапка.

Морские зимние шапки полагались лишь х/з команды корабля (на одну боевую смену) только при несении наружных вахт в холодное время года и в личную собственность матроса не поступали.
В Рабоче-Крестьянском Красном Флоте теплые зимние шапки-ушанки черного сукна с черным же мехом введены для краснофлотцев в 1926 г. Верх шапки у рядового и старшинского состава сделан из черного сукна с ватной подкладкой, а у командного состава - теперь уже из кожи черного цвета. С 1973 г. меховые шапки капитанов 1-го ранга и адмиралов имеют кожаные козырьки, а у адмиралов - козырьки с шитым золотом орнаментом. На передней части околыша меховой шапки укреплена эмблема.

В заключение, байка- быль о головном уборе:

Один полковник написал генералу армии Язову письмо: " Товарищ генерал армии! Для полковников предусмотрен отличный зимний головной убор - папаха. Зимой сразу, ещё издалека видно, что впереди - полковник или чин постарше. Все бы неплохо, но не могли бы Вы дать распоряжение чтобы для полковников и генералов был разработан и летний головной убор особого образца? А то летом издалека не отличишь полковников от остальных офицеров." Ответ Д.Т. Язова:
" Товарищ полковник! В порядке исключения разрешаю Вам носить папаху летом."

Помните текст известной песни? Той самой, в которой моряк едет домой на побывку. Помните? У него ещё и грудь в медалях, да и ленты в якорях. Давайте попробуем разобраться почему именно в состав морской формы входит бескозырка и почему эта форма настолько отличается от форм других родов войск.

Кто-то может сказать, раз носят, стало быть того требует УСТАВ, служите, а не задавайте глупые вопросы. На самом же деле всё намного интересней. Ведь не зря же на день военно-морского Флота, все, кто причастен к морю одевают не только тельняшки, но и матросские бескозырки, ведь именно они символизируют причастность человека к флотской службе, к хождению на кораблях по морям. Все эти люди гордятся своей жизнью на кораблях, своей службой и до конца жизни будут хранить как память для детей и внуков свою морскую бескозырку, которую украшают ленты с якорями.

Первые бескозырки

Большой и довольно тернистый путь прошёл головной убор моряков, прежде чем превратился в ту самую, привычную всем бескозырку. Давайте попробуем его проследить.

Изначально мореманы обзавелись мягкой шляпой с полями. Шляпы эти валялись, как и валенки из шерсти. Ввели эту шляпу в состав флотской формы в самом начале XVIII века. Это был очень удобный и простой головной убор. Моряки, с такой шляпой, больше походили на крестьянина. Более ста пятидесяти лет такие уборы входили в состав форменной одежды. Конечно были и некоторые изменения.

Окончание девятнадцатого века, ознаменовалось вводом на флоте, по указу императора Павла I - гренадёрок. Это очень громоздкий убор. Такая шляпа, была примерно тридцать сантиметров высотой. Был введён ещё один головной убор - кивер. И он тоже был неудобен. Представьте, что вы носите на голове небольшое ведро, которое расширяется ко дну. Вот и представьте, как такое убранство на голове мешало матросам, выполнять их основную задачу, стесняя их движения.

Примерно в начале XIX века, появляется и первая фуражка. В составе войсковых соединений, вводится должность фуражира. Это специальный человек, который должен запасать фураж для конных войск. Носили такие фуражиры — фуражные шапки, которые выглядели как колпак с острым верхом. Примерно по центру он был перегнут пополам и походил своим видом на современную пилотку.

Ленты на бескозырках

Шло время, фуражная шляпа меняла покрой и постепенно становилась похожей на бескозырку наших дней. С 1811 года эта фуражка становится повседневной, как в армии, так и на флоте. А вот крепить ленты на свои фуражки моряков научили средиземноморские рыбаки, которым родные и близкие давали ленты. На лентах вышивались молитвы, когда те уходили в море, на своих парусных суднах. Изначально лентами подвязывали волосы, с надеждой, что теперь то высшие силы будут их оберегать.

На военных кораблях моряки ленты не носили до 1806 года. Традицию носить ленты, заложили моряки английского капитана Брисбена, во время осада голландской крепости.

Есть у лент и практическая сторона. Ей можно закрепить фуражку на ветру и сохранить её. Если на воде находили фуражку - это говорило о том, что её владелец погиб.

На русском же флоте ленты впервые вводятся в 1857 году. До того времени прорезались лишь буквы и цифры, их закрашивали, либо под них подкладывали сукно жёлтого цвета.

Современные морские традиции в отношении бескозырок

В наше время с морских лент убрали названия кораблей. Их заменили на безликие названия флота, а то и просто словом «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Но многие матросы стараются выделиться из общей серой массы остальных и на форменной одежде начали появляться значки с наименованиями кораблей. Начальство прикладывало все силы, чтобы искоренить эти неуставные значки, но традиция продолжала жить. Появились «дембельские» ленты. Их заказывали нелегально и одевали уходя в запас.

Так продолжается старая традиция. Живёт, несмотря на всяческие усилия командования.

Кто сказал, что шляпа капитана -это головной убор, который носят только моряки? Сегодня капитанская фуражка -это модный аксессуар, который станет отличным дополнением к наряду.

Капитанка это сленговое название фуражки капитана. Настоящая капитанская фуражка является элементом униформы и регламентируется различными приказами.Капитанки как правило только копируют настоящую морскую фуражку и не имеют ничего общего с аутентичными фуражками.

Капитанка это традиционный атрибут членов различных яхт-клубов или просто владельцев небольших судов на котором капитан может "ввести" свои знаки различия и геральдику. В морских туристических городах капитанки являются традиционным туристическим сувениром.

Немного истории появления морской капитанской кепки-фуражки

Практически каждый мужчина, будучи ребёнком, мечтал стать капитаном большого корабля. Если наступал момент счастья, и удавалось померить фуражку настоящего моряка, то предела счастью просто не было. Но стоит признать, что не каждому удавалось по фуражке определить чин военного человека. Изучив даже поверхностно историю появления головных морских уборов становится понятно, что с времён Великого Петра Первого и до наших дней данный головной убор видоизменялся не единожды. Например, капитанская фуражка в дореволюционном флоте появилась в далёком 1812 году. Это была тёмно- зелёная фуражка с тремя белыми кантами и лакированным чёрным козырьком. В 1884 году фуражка свой цвет изменила на чёрный и продержалась в таком виде до Февральской революции. Апрель 1917 года заменил фуражку на чёрную, мягкую, французского образца кепку с золотым шнуром и прямым козырьком. Что касается царской русской армии, то здесь заслугу появления фуражки можно полностью отдать Павлу I. В Российском флоте кепка фуражка была введена в 1796 году. На таких военных, форменных фуражках на тульях и околышах в обязательном порядке пришивалась или прикалывалась кокарда.

Бескозырка (фуражка-бескозырка) - форменный головной убор у фуражиров в русской армии, которая с небольшим видоизменением была введена в качестве форменного головного убора для моряков русского флота. Эта фуражка отличалась от современной бескозырки отсутствием ленты, тёмно-зелёным цветом и крупными пробивными номерами флотских экипажей на околышах.

История возникновения

Тарас Шевченко как солдат отдельного линейного батальона Русской армии в бескозырке, 1847 год.

В ноябре 1811 г. при императоре Александре I во всех частях флота в виде повседневного головного убора была введена бескозырка.

Бескозырка образца начала 20 века.

В начале XIX в. околыши матросских фуражек украшались буквами и цифрами, которые подкладывались желтым сукном.

Начиная с середины XIX в. в бескозырку добавлена деталь – белые канты, украшающие головной убор моряка и по сей день.

В 1857 г. клеенчатые шляпы матросов стали украшать первые ленты. В 1872 г. эти ленты появились на фуражках.

В 70-х гг. XIX в. вводится чёрная бескозырка. 19 августа 1874 г. для рядового состава экипажа были утверждены ленты, которые нормировались точным размером, формой букв. В 1923 г. на краснофлотских лентах утвердился шрифт наносимых букв.

В 1943 г. лента гвардейских кораблей появляется на бескозырках советских моряков. Она имеет особое значение, поскольку чередуются полосками оранжевого и черного цвета. Оранжевый цвет это цвет пламени, черный – цвет порохового дыма.

Стоит отметить тот факт, что лента на бескозырке имела практическое применение. В сильную ветреную погоду моряки удерживали бескозырку, обвязывая концы ленты вокруг шеи или зажимая ее зубами. Длина ленты составляла 160 см, больше чем у современных бескозырок.

Основные детали бескозырки

Черная бескозырка матросов и старшин ВМФ РФ.

Околыш - часть головного убора, плотный ободок, облегающий голову.

Тулья - основная, верхняя часть шляпы, шапки или фуражки (без полей,околыша, козырька и т.п.).

Выпушка - обшивка головного убора.

Лента на матросской бескозырке.

Белый - летний или парадный - чехол.

Кокарда - (от французского cocardes, «петушиные перья») - особый металлический или матерчатый знак на головном уборе в некоторых армиях, видах вооруженных сил и родах войск.

Современная бескозырка

Приказом от 1921 г. была утверждена бескозырка для матросов и старшин всех статей Советского флота и с тех пор практически не изменялась.

Изначально на ленте бескозырки выштамповывалось название корабля или флотского экипажа. В 1949 г., когда возник вопрос сохранения секретности названия кораблей, надписи заменили на название флотов.

Исключения составляли бескозырки экипажа легендарного крейсера «Аврора» . В конечном итоге оставили надпись «Военно-морской флот» . В настоящее время традиция указания на ленте названия корабля возвращается. На современном российском флоте бескозырка закрепилась за матросами и старшинами как головной убор парадной и парадно-выходной формы одежды.

Бескозырка зарубежных стран

Бескозырку у военнослужащих военно-морских сил США заменяет панамка белого цвета, без опознавательных знаков и традиционной российскому флоту ленточки. Американская «бескозырка» не подверглась каким-либо изменениям со времен второй мировой войны.

Это головной убор повседневной формы одежды, заменивший непопулярное кепи «Дональд Дак», названное так в ввиду сходства с головным убором диснеевского персонажа мультфильма.

В Великобритании нижние чины Королевского ВМФ экипировались бескозырками, на которых вышивалась надпись названия корабля, но так было до второй мировой войны.

После вступления Англии в войну, название корабля на ленточке околыша бескозырки сменилось надписью из трех букв «HMS», что расшифровывалось как «Корабль Его Величества» без названия корабля. Это объяснялось простой предосторожностью во время войны.

Аналогично поступили ВМС Германии , убрав надписи названия корабля с ленточек. Рядовые военно-морского флота носили синиие бескозырки, которые постепенно вышли из употребления и остались частью парадной формы, которая отличалась наличием белого чехла, поверх которого крепилась черно-бело-красная кокарда, выше пришивалась государственная эмблема – орел.

Ссылки

  • https://pilotka.org/content/blogcategory/19/45/ ".
  • https://paraparabellum.ru/uniforma/ ".