Говорила мне бабка лютая. «Должно быть - за той рощей…»

И др.) – младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова.

В первый раз мы встречаем ее имя в свящ. истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии. Свидание Иакова с Рахилью и его последующая жизнь очерчена в кн. Бытия с обычной простотой патриархальных времен. Таково же и следующее за тем повествование о глубокой любви его к ней, – любви, которую не ослабили многие годы; о хитрости, с которой Лаван обманул его, заменивши при выдаче замуж младшую дочь старшей и о верности Иакова к предмету первой своей любви и о его готовности служить Лавану второе семилетие за Рахиль. Сделавшись его женой, она была наказана бесплодием, быть может, за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (). Впрочем, по прошествии некоторого времени Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына – Иосифа .

При отбытии Иакова из Месопотамии Рахиль унесла с собой и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, без сомнения, вследствие какого-либо суеверия, и, когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска (), скрывши их под седлом верблюда и сказавши, что не может встать с него по причине обыкновенного женского. После своего трогательного свидания и примирения с Исавом и кровавого события, соединенного с поражением жителей Сихема, и Божественных откровений, полученных им в Вефиле, Иаков отправился в путь из сего последнего места, и вот его возлюбленная Рахиль умерла на пути от родов сына, названного Вениамином, и погребена на дороге в Ефрафу , т. е. Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник ().

Гробница Рахили была хорошо известна многие столетия после того, как то нам известно из I кн. Царств (). И доселе еще к ней относятся с большим благоговением как иудеи, так и магометане. Местные арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Декан Станлей говорит, что означенная гробница (представленная на прилагаемом при сем рисунке) совершенно сходствует с описанием библейского повествования.

Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (). Пр. Иеремия, изображая бедствия и пленение иудеев, представляет Рахиль как праматерь израильтян, осиротевшей и безутешно плачущей о сынах своих, ибо их не стало ().

Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ другого печального события, и именно избиения Иродом вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, – дети вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет ().

«И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны. Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Бениамином. И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.»(Бытие, 35:16-19)
Почему есть Беньямин и нет Бенсмоль? Потому что не было среди сынов Израилевых левых братьев!
Да, это конечно шутка. Но в каждой шутке есть доля шутки. А остальное правда.
И нигде в Израиле,наверное, так четко не видно арабско-еврейской проблемы как у могилы праматери Рахель. Потому как огромный, высоченный забор превратил могилу Рахели в что-то наподобие тюремного двора.

Могила эта, почитаемая евреями уже не менее тысячи лет, до начала 19 века представляла собой небольшую беседку с круглой крышей. Моше Монтифиоре достроил здание и значительно увеличил его.
Арабы сразу стали использовать пристройку для отпевания покойников на соседнем мусульманском кладбище. Пришлось евреям достроить ворота и закрывать их, открывая только для приходящих помолиться.

Во время войны за независимость могила оказалась на территории Иордании и на протяжении 19 лет доступ евреям туда был закрыт.
После 6-ти дневной войны 67-ого года евреи вернули себе святое место, но в 95-ом сами же отдали ново созданному образованию под названием "палестинская автономия".
Арабы сразу же попробовали поменять Рахели пол и вероисповедание, переделав ее в мусульманского шейха - первого муэдзина Мухамеда.
Вся эта политическая вакханалия завершилась строительством огромного забора по обе стороны от дороги, ведущей к могиле Рахели. За одним забором - Вифлиеем, за другим - просто поля с масличными деревьями, мусульманское кладбище и одинокий жилой дом.

По дороге этой идти пешком нельзя из-за опасности, что могут кидать камни прямо со стены, поэтому нам пришлось подождать тремпа. Ждали не долго, т.к. еврейские машины едут к могиле постоянно.

Рахель - праматерь колена Иосифа и Биньямина, считается матерью и заступницей всего еврейского народа и около ее могилы всегда многолюдно. Кроме всего прочего, считается, что молитва тут помогает решить проблемы с бесплодием.

Но самого здания с круглым куполом уже не видно. Только на картине, нарисованной прямо на заборе безопасности.
Тщетно я пыталась обойти здание со всех сторон, из тюремного двора нет выхода.

И все-таки немного за забором видно частичка белого купола:

Так еврейский народ защищает Рахель, которая защищает своих сыновей. Грустно.
«Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.» (Иеремия, 31:15)

Считается что, проходя в вавилонское изгнание, народ проходил именно возле могилы Рахель и только благодаря ее заступничеству Всевышний простил евреям их грехи и позволил вернуться на родину.
Впрочем, в таком случае, могила должна быть на севере от Иерусалима, а не на юге. Как раз около Рамы Беньяминовой.

С поселения Адам хорошо видна эта дорога праотцов. Новое шоссе, но проложено по древнему пути. И на обочине есть очень странные сооружения. Раскопки показали, что построены они были примерно в 18 веке до н.э., в период праотцов, и очень возможно были постаментами над захоронением.

Впрочем, эти древние постаменты обнаружены только недавно, после 67-ого года, когда Шомрон и Биньямина стали доступными для израильских археологов. И главные открытия еще только впереди.
А могила Рахели на хевронской дороге, около Вифлеема, является святым еврейским местом уже не менее тысячи лет. Это по самым скромным подсчетам. А может и более двух с половиной тысяч лет. Ведь когда евреи вернулись из вавилонского плена, Шомрон и Биньямина тоже не сразу вошел в состав Иудеи. История повторяется и,главное, мы уже вернулись!

Отложить Отложено

Заезжая в этот бесконечный бетон, чуствуешь себя Сталкером. Помните знаменитый фильм Тарковского, где Кайдановский идет Туда, где исполняются все заветные и выстраданные желания? Это как раз здесь:

Высоченные бетонные заборы, охранные вышки, высовольтная проволока. От привычного образа средневековой постройки над могилой Праматери Рахели ничего не остается, только небольшой уличный плакат, - но сюда ездить стало безопасно - после многих лет арабских пуль, камней и ножей.

Своим особым местом в еврейской традиции праматерь Рахель обязана не только Торе и почитаемой могиле, но и яркому образу, использованному пророком Ирмеяу, — образу матери, оплакивающей своих детей, уходящих в изгнание: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Ирмеяу, 31:15). Поэтому со временем Рахель превратилась в своего рода небесную заступницу еврейского народа, способную умолить Всевышнего смягчить суровый приговор сынам Израиля.

На протяжении истории здесь, у гробницы праматери Рахели, случались чудеса. Оставляя тело любимой жены у дороги, предвидел Яаков: именно по этому пути спустя тысячу лет отправит Навуходоносор евреев в вавилонское изгнание, и провожать их будет именно Рахель. Так рассказывает пророк Иермиягу - когда изгнанники шли мимо Вифлеема, они услышали плач Рахели, которая оплакивала судьбу своих потомков. В эту минуту вернулось Милосердие, и сказал Г-сподь:

«Ради тебя, Рахель, я возвращу народ израильский в пределы его, как сказано: “Так говорит Г-сподь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Г-сподь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Г-сподь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Ирмеяу, 15:16-17). Поэтому исторически так сложилось, что гробница Рахели стало третьим по святости местом молитвы - после Храма (сейчас Котеля) и Хеврона. Сюда едут и едут - и туристы, и "туземцы" - с просьбами, чтобы душа Праматери Рахели помолилась Б-гу за нас - в иудаизме не молятся никому, кроме Б-га. Страдания Рахели и ее готовность пожертвовать своим "женским счастьем" ради сестры стало символом высочайшей духовной силы еврейской женщины.

Но вас встречает местный колорит вполне "в тему" заморских туристов:

в ушах фонит антониониевский гул недалекого Вифлеема (на фотографии это как-то не слышно(:

везде бетонкамерыпрожекторы,

грохочущие бронированные ворота,

и даже вполне органичная тут электро-ханукия...

Так говорят, - у всех, кто сюда приходит, принимаются сокровенные желания... но я так и не попал внутрь - коэну запрещено заходить на кладбище и тем более в надгробные склепы. Но можно помолиться и рядом...

Как выясняется в последнее время, в конце XIX столетия лидер евреев Бухары купец Пинхасов заплатил мусульманам 200 франков, в результате чего стал официальным собственником гробницы проматери Рахели. Несмотря на это в 1995 году, глава израильского правительства Рабин в рамках соглашений Осло намеревался отдать "Кевер Рахель" под контроль палестинской администрации, но этому воспрепятствовала волна протеста в Израиле. Тогда же палестинцы практически на официальном уровне стали оспаривать принадлежность гробницы Рахель к иудейской традиции - они объявили ее мечетью Бильала Ибн-Рабаха. И ООН недавно принял отдельную резолюцию, что это место - мечеть, а не синагога!

Делят потомки Праотца Авраама Святую землю, еще недавно пустовавшую...

Согласно известному мидрашу Эйха Раба, после разрушения Храма праотцы и пророки в один голос умоляли Всевышнего простить евреям их грехи и позволить вернуться на родину. Б-г, однако, был непреклонен. И тогда сказала Рахель: «Г-споди, Владыка! Тебе ведомо, как велика была любовь ко мне раба Твоего Яакова. Семь лет прослужил он ради меня отцу моему, а когда пришло время сделаться женою его, отец решил подменить меня сестрой моей, и я не возревновала его к сестре моей. Я, из плоти и крови созданная, прах и пепел, ревновать не стала к сопернице моей; Ты же, Царь живой, сущий и милосердный, Тебе ли ревновать к идолам, мертвым и ничтожным, и за них изгонять детей моих?»

Долго, очень долго это пророчество оставалось для нас лишь упованием... но в наши дни мы видим начало его исполнения. Праматерь Рахель и сегодня продолжает молиться за своих сыновей — и не успокоится до тех пор, пока пророчество Ирмеяу не исполнится полностью — и изгнанники, рассеянные по всему миру, не вернутся к себе домой, на Святую землю.

Фотоотчеты и отзывы о поездке и посещении достопримечательности Гробница Рахили. Фото отчет о Rachel"s Tomb, история, где находится

Гробница Рахили: подробная информация

Сообщить о неточности в описании

Севернее города Вифлеем (Бейт-Лахм) находится значимая для многих верующих святыня - гробница Рахили. На страницах Священного Писания можно прочитать об этой женщине, называемой праматерью многих народов.

Жизнь Рахили была наполнена трагическими событиями. Согласно библейскому тексту женщина пережила большое горе - ее сыновей угнали в рабство. Тяжело оплакивая детей, Рахиль обратилась к Всевышнему с горячей молитвой и призывом сохранить жизнь любимым сыновьям. Бог услышал мольбу матери и пообещал вернуть детей из плена. С тех пор Рахиль стала символом надежды для многих поколений израильтян, а место погребения - святой землей для представителей разных религий.

Следует учесть, что историки и археологи, изучающие библейские тексты, не пришли к однозначному выводу относительно «географии» могилы. Ученые называют разные фрагменты израильской земли, где могло быть сделано захоронение. Но это никак не влияет на ценность святыни. Каждый год гробницу посещает множество людей, чтобы увидеть ее своими глазами.

И неважно, в этой ли могиле покоится прах любящей матери. Гробница Рахили, уже на протяжении тысячелетий, притягивает к себе не только паломников из разных стран, но и обычных туристов, которых интересует история древнего Израиля.

Забронировать отель в Вефлеем, Байт-Лахм, Бейт-Лехем, Vethlehem, Vefleem, Vifleem

  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Дорога к Мавзолею, как в тоннеле без крыши
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели У входа в Мавзолей.
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Вход на женскую половину.
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Вход на мужскую половину
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Около гробницы
  • Отзыв к Мы встречали Рождество Христово в Вифлееме в 2010 году.Залитые светом ночные улицы, играющие разноцветными огнями рождественские ёлки... Это не наш Новый год, но настроения праздника такое же. Мы чувствовали себя счастливцами. По рассказам очевидцев, в Вифлеем не всегда попадёшь из-за политических неурядиц, громких выступлений представителей разных конфессий. Всем хочется обладать святыней! Почему только греки. армяне, католики? Мир большой! А тут Праздник Рождества! Неужели попадём? Надо сказать... 2 мая 2011
  • Отзыв к Вифлеем мне удалось посетить в июле 2008 года, во время однодневной поездки в Израиль и Палестинскую автономию из Шарм-эль-Шейха. После посещения Стены Плача мы прошли немного по еврейскому кварталу Старого Иерусалима, немного по Новому городу и подошли к нашему автобусу. Вифлеем расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. Поездка из Иерусалима в Вифлеем не должна была занять много времени, однако Вифлеем – это уже не Израиль, так как с 1995 года... 6 марта 2011

Говорила мне бабка лютая,
Коромыслом от злости гнутая:
- Не дремить тебе в люльке дитятка,
Не белить тебе пряжи вытканной, -
Царевать тебе - под заборами!
Целовать тебе, внучка, - ворона.

Ровно облако побелела я:
Вынимайте рубашку белую,
Жеребка не гоните черного,
Не поите попа соборного,
Вы кладите меня под яблоней,
Без моления, да без ладана.

Поясной поклон, благодарствие
За совет да за милость царскую,
За карманы твои порожние
Да за песни твои острожные,
За позор пополам со смутою, -
За любовь за твою за лютую.

Как ударит соборный колокол -
Сволокут меня черти волоком,
Я за чаркой, с тобою роспитой,
Говорила, скажу и Господу, -
Что любила тебя, мальчоночка,
Пуще славы и пуще солнышка.
(на стихи М. Цветаевой) Grandma told me fierce ,
Yoke anger bent:
- Not Napping in the cradle you little child ,
Do not whiten your yarn woven -
Tsarevat you - the fences !
Kiss you, granddaughter - crow.

Exactly , I was white cloud:
Remove the white shirt ,
Zherebko not drive black ,
Not poite ass cathedral ,
You put me under the apple tree
Without prayer , but no incense .

Waist bow, and thank you
For the tip but for the grace of the king"s ,
For your pockets empty
But for your songs cautious ,
For disgrace half with Smoot -
For the love of your life for over fierce .

How to hit the cathedral bell -
Svolokut me devils portage,
I have over a glass , with thee rospitoy ,
Said , and will say to the Lord -
I loved you , malchonochka ,
Forest and Forest glory of the sun .
(based on poems by Marina Tsvetaeva)