Источники возникновения стресса. Существует множество технических средств для ежедневного планирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр

А профессия психоаналитика входит в тройку наиболее востребованных в экономически развитых странах. Проблеме психических расстройств и стрессов уделяется все больше внимания во всем мире. Настала пора и Вам узнать о том…

Что такое стресс

Стресс это психическое состояние, возникающее под влиянием сложных жизненных ситуаций. Понятие «стресс» было впервые введено в обиход канадским физиологом Гансом Селье в 1946 году. Стресс настолько распространенное явление, что объяснять его значение особо не требуется. Но некоторые моменты необходимо прояснить.

Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Этот вид стресса считается полезным для здоровья. Дистресс - негативная форма стресса, с которым организм не в силах справиться. Именно дистресс разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

Человек, попадая в стрессовую ситуацию, проходит три ее стадии: стадию тревоги, стадию сопротивляемости и, наконец, стадию истощения. Первая помогает приспособиться к новому состоянию мобилизируя организм, вторая стадия, когда человеческий организм сопротивляется негативному воздействию стресса и третья, как следует из названия, стадия стресса при которой здоровье человека идет «под откос». Первые две еще называют стадией адаптации, а третью - стадией реализации.

О человеке, находящемся в состоянии хронического стресса, врачи говорят: ""Застрял в стадии реализации". Это означает, что стресс становится властелином сознания: человек все время возвращается мыслями к постигшей его неприятности и не может вырваться из плена переживаний и тягостных воспоминаний. Что не может не сказаться на его здоровье.

Длительный стресс наносит вред сердечно-сосудистой системе, ведет к ослаблению иммунной системы, при этом замедляются обменные процессы, возникают проблемы с органами пищеварения. Стресс зачастую является причиной таких внешних проявлений как угревая сыпь, аллергии, нервный зуд, ухудшения состояния кожи и выпадения волос.

Кто подвержен стрессу

Жизнь не стоит на месте, мир усложняется, количество факторов влияющих на человека растет в геометрической прогрессии, как результат - все больше и больше людей не справившись с заданным темпом и ритмом жизни, испытывают стрессы. А определенные группы людей еще более зависимы от внешнего влияния, а значит им нужно быть более осторожными. К ним необходимо отнести:

  • людей на ответственных должностях
  • работников умственного труда
  • городских жителей, особенно мегаполисов и столиц
  • пожилых людей, детей и подростков
  • людей с заниженной самооценкой
  • экстравертов
  • невротиков
  • людей, злоупотребляющих алкоголем
  • людей, с генетической предрасположенностью к стрессам
  • людей выросшие в неблагополучных семьях
  • женщин (испытывают стрессы в три раза чаще, чем мужчины)

Какие симптомы стресса

К основным симптомам стресса относят:

  • вялость
  • раздражительность
  • быстрая утомляемость
  • переменчивое настроение
  • головная боль
  • нежелание что-либо делать
  • потеря веры в улучшение ситуации в будущем
  • возбуждённое состояние, желание идти на риск
  • снижение интеллектуальных способностей

Что относят к источникам стресса

  • мелкие ежедневные неурядицы
  • ощущение постоянного давления
  • завышенные требования к себе
  • монотонная работа
  • напряжённая работа
  • работа с большой долей ответственности в условиях дефицита времени
  • финансовые трудности
  • сильные позитивные эмоции
  • ссоры с людьми и особенно с родными
  • важные события в жизни: повышение на работе, окончание школы
  • победы или поражения в карьере, спорте, личной жизни
  • конфликтные ситуации, ссоры, угроза, общение с неприятными людьми и др.
  • различные заболевания и травмы
  • повышенные физические нагрузки
  • негатив, посылаемый СМИ и телевидением
  • неуверенность в завтрашнем дне

Как защититься от стресса

Необходимо оговориться: говоря о стрессе, практически всегда подразумевают негатив им вызванный. Но мы уже знаем, что есть такая, полезная для здоровья, форма стресса, как эустресс. Наверное, глупо защищаться от этой формы стресса, поэтому в дальнейшем под «защитой от стресса» будем понимать защиту от дистресса.

На самом деле, стрессы - неотъемлемая часть жизни, можно сказать, что пока мы испытываем стресс - мы живем. Одни события в нашей жизни сменяют другие, эмоции, которые мы при этом испытываем, разнятся по накалу и длительности. Каждый человек волен сам выбирать, как ему реагировать на то, или иное событие. Можно беречь себя, не давать волю эмоциям, быть спокойней сдержанней, понимая, что в жизни есть место неприятным событиям, тем самым уменьшая последствия стресса для здоровья или наоборот «гореть ярко, но недолго».

В силу характера, часто нелегко возобладать над собой и не сорваться, поэтому там, где это возможно берегите себя от лишнего волнения и перевозбуждения. От всех бед себя не уберечь, но и многих при этом можно избежать. Бывает так, что эмоции все же зашкаливают. Когда сможете с собой совладать, остановитесь, вспомните о здоровье.

Часто многие ищут утешение в алкоголе, начинают курить. Поэтому запомните: ни курение ни алкоголь не способны защитить от стресса, более того вредные привычки только усугубляют стресс.

Эффективных способов защиты от стресса на самом деле не мало. Выделим основные:

  • Физическая активность. Больше двигайтесь и чаще гуляйте, займитесь спортом, любым, потому что движение не только ослабляет стресс, но и укрепляет здоровье
  • Смейтесь, смотрите комедии, проводите чаще время там, где вам весело
  • Заведите домашнее животное
  • Не забывайте кушать полезную пищу. Начните прямо с завтрака
  • Не стесняйтесь говорить "нет", потому что, когда человек всегда говорит "да", он накладывает на себя излишнюю ответственность
  • Отвлекайтесь - читайте хорошие книги, ходите в кино или театры, на выставки, чаще проводите время друзьями и близкими, но только с теми с кем комфортно
  • Держите спину прямо. Правильная осанка означает, что ваше тело успешнее преодолевает нервное напряжение.
  • Займитесь сексом
  • Слушайте музыку
  • Съешьте плитку черного шоколада, он вырабатывает в организме гормоны счастья эндорфины
  • И самое главное не держите в себе то, что накопилось и висит мертвым грузом на душе, любым способом отпустите это и… живите, вдыхая полной грудью

Если описанные способы не помогают или даже вызывают чувство отвращения, тогда вам к врачу. Не сидите сложа руки, легче не станет! Опытный врач если не сможет помочь сам, выпишет вам необходимые лекарства. Стресс - это серьезный недуг и его надо лечить, не откладывая в долгий ящик.

Здоровья вам физического и душевного!

  • 5.1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов
  • 5.2. Объективные факторы возникновения конфликтов
  • 5.3. Личностные факторы возникновения конфликтов
  • 6 Функции конфликта
  • 6.1. Понятие функции конфликта
  • 6.3. Деструктивные функции конфликта
  • 7 Динамика конфликта
  • 7.1. Предконфликтная ситуация
  • 7.2. Открытый конфликт
  • 7.3. Послеконфликтный период
  • 8 Понятие и виды внутриличностных конфликтов.
  • 8.1. Понятие внутриличностного конфликта
  • 8.2. Виды внутриличностных конфликтов
  • 9 Причины и последствия внутриличностного конфликта.
  • 9.1. Причины внутриличностного конфликта
  • 9.2.Последствия внутриличностного конфликта
  • 10 Предупреждение и разрешение внугриличностных конфликтов
  • 10.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
  • 11 Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов.
  • 11.1. Понятие и природа стресса
  • 11.3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях
  • 11.4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения
  • Модуль 4. Конфликты на различных уровнях социальной системы.
  • 12 Межличностный конфликт
  • 12.2. Межличностные конфликты в семье.
  • 13 Конфликты в организации
  • 13.1. Специфика конфликта в организации
  • 13.3. Производственные конфликты
  • 13.4. Трудовые конфликты в организации
  • 13.5. Инновационные конфликты
  • 13.6. Особенности управления конфликтами
  • 14 Межгрупповой конфликт
  • 14.1. Особенности межгрупповых конфликтов
  • 14.2. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
  • 15 Основные виды межгрупповых конфликтов.
  • 15.1. Типология межгрупповых конфликтов
  • 15.2. Политические конфликты
  • 15.3. Этнические конфликты
  • 16 Предупреждение конфликтов
  • 16.1. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения
  • 16.2. Проблема конфликтных личностей
  • 16.3. Современный менеджмент о профилактике конфликтов
  • 16.4. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора
  • 17 Разрешение конфликтов
  • 17.1. Тактика избегания конфликта и метод насилия
  • 17.4. Основные механизмы тактики взаимного выигрыша
  • 17.5. Универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты
  • 18 Переговоры как способ разрешения конфликтов
  • 18.1. Общая характеристика переговоров
  • 18.2. Стратегии ведения переговоров
  • 18.3. Динамика переговоров
  • 18.4. Тактические приемы ведения переговоров
  • 18.5. Посредничество в переговорном процессе
  • Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «конфликтология» Введение
  • Общие требования к курсовому проекту Задания на проектирование
  • Тема 2. Установление непосредственной причины конфликтного столкновения между сотрудниками (группами работников, подразделениями) организации
  • Тема 3. Определение системы мер по предупреждению нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах
  • Тема 4. Упорядочение взаимодействия смежных подразделений
  • Тема 5. Разъяснение требований к сотрудникам как условие профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях
  • Тема 6. Выдвижение комплексных, интегрирующих целей при предупреждении и преодолении организационных конфликтов
  • Тема 7. Соблюдение принципов социальной справедливости в материальном и моральном поощрении работников как средство предотвращения конфликтов и стрессовых состояний
  • Тема 8. Применение социально-психологических правил обеспечения взаимопонимания и сотрудничества в коллективе
  • Тема 9. Повышение культуры межличностного общения как условие профилактики эмоциональных конфликтов в социальных группах
  • Тема 10. Повышение эффективности использования примирительных процедур в урегулировании конфликтов
  • Тема 11. Следование общим правилам ведения переговоров при урегулировании конфликтов
  • Тема 12. Посредничество в урегулировании организационных или социально-трудовых конфликтов
  • Тема 13. Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в организации посредством социального партнерства
  • Тема 14. Использование технологий рационального поведения для улаживания межличностных конфликтов и преодоления стрессов
  • Тема 15. Создание здоровой морально-психологической атмосферы в социальной группе как средство предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций
  • Тема 16. Значение повышения качества трудовой жизни в профилактике конфликтов
  • Тема 17. Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью осуществления собственных интересов
  • Тема 18. Соблюдение условий для осуществления права работников на забастовку
  • Тема 19. Учет особенностей забастовки как крайней формы проявления социально-трудового конфликта
  • Тема 20. Полная информация о развитии конфликта и поведении его участников как условие обоснованного воздействия на взаимоотношения конфликтующих сторон
  • Тема 21. Решающая роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами
  • Тема 22. Возрастание требований к коммуникативной культуре руководителя в конфликтных условиях
  • Тема 23. Предупреждение и разрешение конфликтов при проведении текущей деловой оценки персонала организации
  • Тема 24. Конфликты в коллективе при назначении нового руководителя структурного подразделения
  • Тема 25. Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций
  • Структура курсового проекта
  • Закрытые тесты
  • 13. Перечислите, как делятся работники по приверженности к конфликтам.
  • 22. Перечислите блоки урегулирования этнонационального конфликта в ходе его активной формы проявления.
  • 23. Перечислите меры, позволяющие прекратить военные действия в период активного течения этнонационального конфликта.
  • 24. Укажите, что необходимо сделать для примирения конфликтующих сторон в ходе этнонационального конфликта.
  • 25. Перечислите дополнительные методы ослабления и торможения этнонациональных конфликтов.
  • 10. Что может быть причиной религиозного конфликта?
  • 12. На какие группы можно разделить конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов?
  • 13. Перечислите каналы воздействия социальной нормы на поведение людей.
  • Тест № 2
  • Открытые тесты с одним правильным ответом
  • Тест № 1
  • Тест № 2
  • Тест № 3
  • Тест № 4
  • Тест № 5
  • Тест № 6
  • Тест № 7
  • Тест № 8
  • Тест № 9
  • Тест № 10
  • Тест № 11
  • Тест № 12
  • Тест № 13
  • Тест № 14
  • Тест № 15
  • Тест № 16
  • Тест № 17
  • Тест № 18
  • Контрольно-обучающие задания
  • Тест № 1
  • Тест № 2
  • Тест № 3
  • Ключ-справочник к тестам
  • Глоссарий
  • 11.2. Причины и источники стресса

    Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров мо­гут выступать и международные конфликты, и нестабильность поли­тической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших про­фессиональных обязанностей. Можно выделить организаци­онные факторы, способные вызвать стресс:

      перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

      конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

      неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

      неинтересная работа (обследование 2000 рабочих-мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

      плохие физические условия (шум, холод и пр.);

      неправильное соотношение между полномочиями и ответствен­ностью;

      плохие каналы обмена информацией в организации и др.

    Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей про­фессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

    страх не справиться с работой;

    страх допустить ошибку;

    страх быть обойденным другими;

    страх потерять работу;

    страх потерять собственное Я.

    Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-пси­хологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, от­сутствие социальной поддержки и т.д.

    К этому «букету» стрессоров организационно-производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, дос­тавляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Небла­гополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возрас­та» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

    Таким образом, причины стрессов особого секрета не составля­ют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек, если и может воздействовать, то очень незначи­тельно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и со­средоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

    11.3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях

    Значительную часть стрессов мы получаем в результате конф­ликтов, порожденных различными производственными ситуация­ми. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому реко­мендации по профилактике стрессов, формулируемые управленчес­кой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководите­лям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у со­трудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

    Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушать­ся к следующим рекомендациям.

    Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам

    объема и сложности поручаемых заданий - важное условие про­филактики стрессов среди подчиненных.

    Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

    Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

      Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку под­чиненным. (По данным одного из американских исследований, со­трудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.)

      Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

      При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоя­тельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

      Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

      Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

      Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

      Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлече­ний и т.д.

    Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

    Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчи­ненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов мини­мизации стрессов.

      Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организацион­ ные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих пара­ метров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).

      Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботь­тесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся - вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, ка­сается не только вас.

    Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

    Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заве­домая противоречивость предъявляемых требований (вам. к при­меру, поручили составить важный отчет, но и не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

      При напряженной работе ищите возможность для кратковременно­го отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, что­бы сохранить высокую степень работоспособности.

      Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а, с футбольным фор­вардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удач­ными оказываются от силы одна-две. но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках - ваше естественное право (хоть и не записанное в конституции).

    Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в обще­ственно-приемлемых формах. Социально-одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Нахо­дясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в не­малом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку - лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет).

    Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

    Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо-психологической мыс­лью, встречаются и довольно неожиданные, идущие вразрез с обще­принятыми представлениями. Так, например, широко распростране­но убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, полу­чаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказа­лось, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая зара­ботная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на рабо­те. В то время как производственная ситуация требует от них, ска­жем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддер­живать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т.д. Вывод, наверное, очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

    Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрес­сов в рабочих группах поневоле носят достаточно общий харак­тер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, по­скольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрес­сам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональ­ные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологи­ческая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональны­ми стрессовыми ситуациями.

    Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении слу­жебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей осо­бенности его личности. Поскольку вопрос этот весьма серьезен, по­говорим о нем подробнее.

    Вопросы для самопроверки

    Основные термины и понятия

    Формирование карьеры.

    Успех карьеры.

    Позиции карьеры.

    Индивидуальное отождествление.

    Приспособляемость карьеры.

    Этапы карьеры.

    1. Что такое «карьера»?

    2. Охарактеризуйте основные этапы карьеры. На каком этапе находитесь вы?

    3. Какие факторы определяют успех карьеры?

    4. Как могут быть связаны между собой психологический и объективный успех?

    5. В каких сферах может развиваться карьера человека? Приведите пример.

    2.4. Управление стрессом в организации 6

    Впишите основные слова, с которыми у вас ассоциируется понятие «стресс» (рис.8).

    ___________________

    6 В главе использованы следующие источники: , , , , , , , , , , .

    Рис. 8. Что такое стресс?

    Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Данный термин стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Это один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

    Стресс - это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу содержания термина, можно считать, что стресс - динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Демонстрацией стресса являются физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной познавательной оценкой ситуации.

    Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

    Внешние факторы;

    Факторы, зависящие от организации;

    Факторы, зависящие от самого работника.

    Внешние факторы – это, например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической неста­бильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы.

    Так, например, по данным Департамента труда и занятости правительства Москвы, свыше половины обратившихся в службу занятости в поисках работы людей испытывали состояние стресса и нуждались в реабилитации и со­циально-психологической поддержке.

    Факторы, зависящие от организации, представляют собой весь­ма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:

    Характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.);



    Нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);

    Отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением);

    Организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);

    Стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).

    Факторы, зависящие от самого работника, - это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.

    Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

    Опыт работы;

    Восприятие;

    Поддержка коллег, друзей и родственников;

    Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения;

    Степень агрессивности.

    Опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем луч­ше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в ра­боте.

    Восприятие. Работники очень часто вос­принимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а та­кой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой - оп­тимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или со­здать свое собственное дело.

    Естественно, что поддержка коллег, друзей и родственников по­могает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией моти­вации Мак-Клелланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении.

    Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий), как правило, в большей мере способствуют пре­дупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная по­зиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию.

    Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необ­ходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе довольно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может явиться той самой «пос­ледней каплей», после которой наступают крайне негативные по­следствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо при­нимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.

    По данным Национального института психического здоровья США, около 40 миллионов взрослых людей в этой стране подвержены тревожности и беспокойству, и еще больше подвержены различным заболеваниям, связанным с депрессией.

    Почему современный человек так страдает?

    По оценочным данным, около 18 процентов всех людей страдают от той или иной формы психического заболевания. А большинство остальных людей в своих жизнях подвержены слишком сильным стрессам, особенно в возрасте от 18 до 55 лет. Некоторые люди страдают по конкретным причинам, а именно из-за поражения мозга, генетических мутаций, конкретных травм или химического дисбаланса. Однако в большинстве случаев люди страдают от различных усиленных форм того, что отмечается и у всех остальных людей. Некоторым просто сильнее достается от жизни из-за конкретных социальных условий или из-за того, что они более склонны к проявлению той или иной формы психических проблем.

    Источники стресса в современном мире

    Так почему же в современном мире столько стресса, беспокойства и депрессии? Эволюционные психологи говорят, что частью проблемы является несоответствие между современной окружающей средой (с ее городами, бюрократией, неравенством и средствами массовой информации) и окружающей средой эволюционной адаптации (племенная жизнь в саванне). Чтобы изучить эту возможность, в данной статье вы найдете несколько факторов, по которым современный мир сильнее всего отличается от того, в котором жили давние предки людей. Вот пять причин, по которым современный мир создает такой объем стресса, беспокойства и депрессии.

    Вы взаимодействуете с большим разнообразим людей

    По мере того как в течение своей жизни вы встречаете новых людей, вы сталкиваетесь с огромным разнообразием самых различных навыков, знаний и ценностей. Разнообразие является источником большого количества добра в этом мире. Разнородные группы квалифицированных людей обычно находят гораздо более качественные решения, чем однородные группы. Однако современное разнообразие также очень сильно напрягает человеческий мозг, особенно если речь идет о разнообразии ценностей. У человека есть семья. У человека также имеются коллеги, друзья, приятели. Люди также вступают в церковные сообщества и кружки по интересам, которые проводят встречи каждую неделю или каждый месяц, в реальной жизни или в интернете. Возможно, члены вашей семьи демократы, ваши коллеги - республиканцы, а ваши друзья - вообще коммунисты. Члены вашей семьи любят музыку кантри, ваши коллеги любят рэп и поп, а ваши друзья - рок-музыку. Некоторые из этих различий незначительны, а некоторые могут быть определяющим фактором. В частности, это может порождать серьезную эмоциональную нагрузку, ведущую к стрессу и депрессии.

    Вы ориентируетесь на более высокие стандарты

    Вы смотрите телевидение, и там все такие красивые. Вы не так красивы. Сколько человек из племени размером в 150 человек выглядят как Розарио Доусон? А сколько как Джейми Дорнан? Вы смотрите телевидение, и там все такие богатые. Предприниматели всегда успешны. Авторы всегда публикуются. Дома людей выглядят значительно лучше, чем ваш. Вы смотрите Олимпийские игры и понимаете, что вы не умеете ни бегать, ни плавать. И вы понимаете, что вы ничего не показали бы в синхронных прыжках в воду. Только одна сотая процента населения Земли получает шанс продемонстрировать свои таланты, свое богатство и свою красоту перед общественностью. И это те люди, с которыми вы себя сравниваете. Это недостижимо высокий стандарт. Нет ничего удивительного в том, что вы можете хотеть быть самым красивым членом племени, иметь больше всех ресурсов или быть известными по причине того, что вы лучше других справляетесь с той или иной задачей. Иногда можно поставить перед собой подобную цель и реализовать ее. Но в современном мире речь идет не о племени, состоящем из 150 человек, а о населении Земли, которое составляет более семи миллиардов. Хотеть быть в рядах элиты - это верный рецепт разочарования.

    Вы живете более специализированно

    Аристотель прочитал все интеллектуальные труды, существовавшие в Греции в его времена, а затем сам создал внушительную часть новых знаний. Даже вплоть до XVII века, если вы были более-менее умны и имели достаточно свободного времени, вы могли изучить внушительную часть академических знаний, существовавших на тот момент. Вы могли прочитать всю «классику». Вы могли изучить математику, философию, риторику и так далее. Начиная с XVII и заканчивая ХХ веком, вы уже не могли изучить все человеческие знания, независимо от того, насколько умными вы были. Но если вы трудились изо всех сил, то могли стать специалистом в какой-либо одной сфере, такой как математика, физика, философия или история. К 1950 году вы были счастливчиком, если вам удавалось стать специалистом в под-сфере, например в истории Китая. Сейчас, если вам повезет, вы сможете осилить под-под-под-сферу, такую как история первого века династии Чин, поданная с точки зрения слуг. Сегодня вам нужно очень серьезно трудиться, чтобы стать специалистом даже в самых маленьких областях. А отдача от этой работы является самой маленькой за всю историю человечества.

    Рынки стали более эффективными

    Если вы предоставляете продукт, который не может предоставить никто другой, вы можете запросить высокую цену и заработать внушительные деньги. Однако это не продлится долго. Если размер вашей прибыли действительно высок, другие люди заметят эту возможность и откроют свой собственный магазин, чтобы конкурировать с вами. Это приведет к снижению цен. При достаточно высокой конкуренции цены могут упасть до того уровня, на котором они едва будут покрывать стоимость производства товара. Будучи потребителями, люди любят это. Будучи предпринимателями, они это ненавидят. Та же самая динамика наблюдается на рынке труда. Если у вас есть навык, которым не обладает практически никто другой, вы можете запрашивать высокую цену. Однако если ваша зарплата будет достаточно высока, другие люди заметят это и начнут обучаться тем навыкам, которые позволят им с вами конкурировать.

    Инновационный процесс ускорился

    Люди живут в удивительные времена, новые открытия делаются каждый год практически в каждой научной сфере. Каждый год на рынке появляются новые гаджеты. А существующие технологии постоянно улучшаются и совершенствуются. Всем прекрасно известно, что компьютеры ускоряются. До недавних пор тактовые частоты компьютеров удваивались примерно каждые 18 месяцев начиная с момента изобретения первого компьютера. Сейчас же ваш смартфон является гораздо более мощным, чем те компьютеры, которыми пользовались в НАСА, чтобы осуществить проект «Аполло». Существуют причины полагать, что скорость усовершенствования и развития достигла своего пика и начала замедляться. Однако люди постоянно находят новые способы, такие как параллельные вычисления, чтобы продолжать ускорять развитие.

    Выводы

    Это пять основных различий между современным миром и доисторической жизнью в саванне. И эти пять различий могут помочь в большой степени объяснить, почему в современном мире имеется столько стресса и беспокойства. Основываясь на этих данных, можно далее исследовать то, как каждый из этих факторов воздействует на основные психологические потребности человека. И благодаря этому можно даже постараться найти решение некоторых распространенных современных проблем.