Как это работает: детокс-модуль IYASHI DOME. Как это выглядит на практике

Наша история начинается с середины XIX века.
Марк Соломонович Демент отслужил 25 лет в Николаевской армии и поэтому, хотя и был евреем, имел право поселиться в одной из столиц. Он выбрал Москву. По профессии он был сапожником, в армии постиг ремесло шорника и седельника. Запасный эскадрон Сумского гусарского полка был расквартирован в глуши Рязанской губернии. Там он в основном и прослужил все 25 лет. Его жене было разрешено приехать к нему, и там родились его дети Яков и Мария. (Это было в пятидесятые - шестидесятые годы ХIХ века). Жена Марка Соломоновича и мать его детей рассказывала, что когда она приехала в деревню, бабы сбегались посмотреть на жидовку, удивляясь тому, что она похожа на всех людей. Про свои детские годы, проведенные в деревне, Мария Марковна рассказывала, что деревенские ребята собирались утопить ее, считая, что утопить жидовку негрешно.

Прослужив в полку много лет, Марк Соломонович получил доходное место старшего мастера, ездил за материалами для сапожной и шорной мастерских, пользовался благоволением начальства. Когда он вышел в отставку (а было это в начале семидесятых годов XIX века), накопленные деньги, знакомства с купцами и хорошее отношение офицеров полка помогли ему основать маленькое шорно-седельное дельце, которое стало быстро развиваться.

Марк Соломонович Демент был очень здоровым и работоспособным человеком. По рассказам его дочери, после целого рабочего дня он становился за верстак и раскраивал кожу всю ночь, чтобы утром раздать накроенное в работу. В 90-х годах он имел уже значительные средства: фабрику человек на 200, кожевенный завод, свой выезд. До конца жизни он не умел ни читать, ни писать по-русски и только с трудом мог подписаться на денежных документах, поставив свою фамилию.

До начала 90-годов XIX века семья Марка Соломоновича, несмотря на сравнительное благосостояние, жила очень серо. Квартира была в полуподвале, еда самая простая. Как-то их сыну Якову не понравился обед, и мать возмутилась: «Что же тебе, яичницу делать?» (она считала, что яичница - слишком аристократическая пища).

Образование детей было закончено для сына, т.е. Якова Марковича, во 2 классе реального училища, а для дочери, т.е. Марии Марковны, на том, что ее научили читать и кое-как писать. Одно время детей учили немецкому языку. Кроме того, дети учились читать по-еврейски, а сын Яков немного понимал молитвы. Изредка вся семья ходила в театр, причем, отец требовал, чтобы в ложе был диванчик, на котором он мог спать.

Марк Соломонович жил с сыном Яковом в Кожевниках на Пятницкой ул. в доме Свиридовой (напротив церкви Успения), где у них была своя фирма «М.Демент и сын». Они торговали изделиями своих шорно-седельной фабрики и кожевенного завода. В 1905 г. они купили за 54 тысячи руб. у московской мещанки Алевтины Яковлевны Бровкиной участок на Большой Полянке 54, где в 1910-1912 г.г. по проекту архитектора В.Е.Дубовского был построен шестиэтажный доходный дом с двумя подъездами. На фронтоне дом украшен рыцарями, а над подъездами - головами львов. Марку Соломоновичу не суждено было дождаться окончания строительства. Он умер в 1911 г., оставив каждому из многочисленных внуков наследство в размере 2000 рублей.

Яков Маркович Демент учился кожевенному делу в Германии, и после его возвращения в Москву отец с сыном открыли свой кожевенный завод, на котором применялась самая передовая немецкая технология выделки кож и пошива кожевенных изделий.

Яков Маркович отличался необычайной трудоспособностью. К 6 часам утра он ежедневно приходил на завод, отпирал кладовые и выдавал рабочим кожи. В течение всего дня он тщательно следил за точным соблюдением технологии изготовления кож и пошивом из них готовых изделий - сапог, ботинок, ремней, лошадиных седел и сбруи.

Когда в 1914 году был объявлен конкурс на поставку кожаных изделий для царской армии, Яков выиграл его, т.к. его изделия были наилучшего качества. Так он стал поставщиком армии Его Величества императора Николая II. Яков Маркович один вел огромное дело (кожевенный завод и шорно-седельную фабрику).

Будучи одним из крупнейших в России фабрикантов и купцом первой гильдии, он был еще и высококультурным человеком. Каждую осень он покупал в Большом театре ложу на весь сезон и получал ключ от ложи. Это давало ему возможность возить свою семью на все оперы и балеты, а также на гастроли приезжих знаменитостей. Каждое лето Яков вывозил всю семью на немецкий курорт Визбаден. Жена и дети оставались там на все лето, он же в течение месяца принимал лечебные ванны и знакомился с последними достижениями немецких кожевенников, а затем уезжал в Москву.

Вначале семья жила в особняке при заводе в Гольянове. В 1912 году семья переехала в только что построенный дом на Большой Полянке,54.

2 (фото не мое, снимала дальняя родственница для семейных хроник; остальные фото делала я в 2009 году)

Вот как описывается этот дом (материалы из интернета).
Доходный дом Якова Марковича (Маркусовича) Демента, который чаще называют «рыцарским» из-за необычного фасада, находится на Большой Полянке, в самом центре Москвы. Пройти мимо него без остановки практически невозможно — слишком много элементов декора, притягивающих взгляд.
Перед нами своеобразный архитектурный вариант рыцарского романа, основанный на эмоциональном и вполне современном восприятии эпохи. Архитектором Дубовским разыгрывается система архитектурного декора средневекового европейского собора — роза на фронтоне, поясок витых колонок-консолей под карнизом, обилие пластических зооморфных вставок. Опирающиеся на мечи рыцари на фронтоне (сохранился только один из двух) внушают уверенность в абсолютной надежности и безопасности жилища.

Подоконники и лестницы в доме на всю высоту были облицованы белым мрамором. В нем было 2 лифта и центральное отопление, что было редкостью по тем временам. Во дворе были конюшня и каретный сарай, превращенный после покупки автомобиля в гараж.

Яков с семьей занимал в доме по Большой Полянке весь бельэтаж (две объединенные большие квартиры, включающие залы), остальные квартиры сдавались внаем. Все члены семьи имели отдельные комнаты, а пять больших комнат были соединены вместе, и там был устроен зимний сад, для которого привезли пальмы и разные экзотические растения из других стран. В зимнем саду круглый год пели птицы.

Когда строительство дома было закончено, московский генерал-губернатор наградил Якова Демента дипломом потомственного почетного гражданина Москвы.

В 1917 году произошла Октябрьская революция, завод был экспроприирован, дом - был реквизирован, а Якову с семьей дали одну комнату в общей квартире в полуподвале на Тверском бульваре. Через несколько лет Яков поменял эту сырую полутемную конуру на большую и светлую комнату в Сокольниках, которые были тогда далекой окраиной Москвы.

В 1921 г. был введен НЭП, Яков Демент организовал акционерное общество «Промкож» и стал его председателем. Общество покупало у охотников шкурки белок, норок, выдр, соболей и горностаев, и из них шили шубы, шапки, палантины и т.п. Дела шли хорошо, и Яков с его недюжинным талантом организатора и предпринимателя снова жил полноценной деловой жизнью.

В 1928 г. выяснилось, что Яков Маркович болен раком горла. В России рак горла никто не оперировал, в то время как немецкие врачи успешно выполняли такие операции. Я.М.Демент списался с одним из немецких врачей и получил разрешение выехать в Германию вместе с женой для проведения операции. Операция прошла успешно, но хирург предупредил, что каждые полгода пациент должен приходить к нему на контрольный осмотр. Таким образом, о возвращении в Россию не могло быть и речи.

Как многие деловые люди, Яков держал свои деньги не только в России, но и в Германии, и это позволило ему прожить последние годы в достатке. Супруги Демент не дождались прихода к власти фашизма. Яков Маркович умер 6 октября 1932 г., а его жена Софья Владимировна пережила его лишь на полгода.

Мы решили разобраться, как же это работает, а заодно протестировать модуль, чтобы выяснить, правда ли он такой полезный.

История IYASHI DOME

В конце 40-х годов XX века японское правительство инвестировало в изучение последствий ядерного взрыва. Перед учеными стояла сложная задача: найти средство, которое максимально ускорит регенерацию клеток и смягчит последствия воздействия радиации. Примерно в то же время в США ученые открыли инфракрасное излучение, которое увеличивает метаболизм и ускоряет рост живых клеток. Взяв технологию на вооружение, японские ученые вычислили оптимальную длину волны, которая совпадает с излучаемым человеком теплом. Взаимодействуя, волны вступают в резонанс, усиливают глубину проникновения и степень воздействия на обменные и энергетические процессы, активизируют скрытые резервы организма.

В качестве излучателя в капсуле используется оригинальный японский «Black Carbon», который и продуцирует волны нужной длины.

Что из этого получилось

А получилась из этого капсула. Вы ложитесь в нее, и инфракрасное излучение равномерно и глубоко прогревает тело, причем разогревается не только кожа, как в сауне, лучи проникают внутрь на шесть-восемь сантиметров.


Во время процедуры происходит обильное потоотделение, расщепляются жировые клетки, выводятся токсины и тяжелые металлы, улучшается качество кожи, повышается стрессоустойчивость и жизненный тонус.
За один сеанс, который длится всего 30 минут:

  • из организма выводится до 1,5 литров пота. В его составе, помимо обычных продуктов распада, содержатся тяжелые металлы, диоксин, молочная кислота, холестерин и жирные кислоты;
  • тело прогревается в 10 раз глубже, чем в русской бане. Поэтому после процедуры нельзя принимать холодный душ или плавать в бассейне;
  • тело теряет от 700 до 1500 килокалорий в зависимости от интенсивности работы аппарата, последнюю определяет доктор. Такого эффекта можно добиться за целый час.

Как это выглядит на практике

Перед самой первой процедурой со мной провела беседу врач высшей категории Ирина Царькова .


Она подробно расспросила меня о состоянии здоровья, выяснила, нет ли у меня хронических заболеваний, какие операции и процедуры я проходила в прошлом, не использую ли кардиостимулятор. Мы заполнили анкету и определили, что никаких противопоказаний в моем случае нет. Я немного волновалась, что процедуры могут отменить из-за повышенного давления, но на самом деле детокс-модуль нормализует его за счет того, что все сосуды расширяются.


Перед процедурой я должна была выпить минимум два стакана воды, после чего можно было раздеться и лечь в капсулу. Вся процедура длится 25 минут. Первые 15 минут вы лежите на животе, потом переворачиваетесь на спину. Пока аппарат разогревается, лежать исключительно приятно, как в теплом коконе, но потом начинаешь потеть. Если человек на 60% состоит из жидкости, то за время процедуры из вас выйдет минимум 40%, шутка, конечно, но в ней есть доля правды. Столько воды из меня ни разу в жизни не выходило ни во время занятий спортом, ни в бане. Не очень приятно, когда пот струится по лицу, а вытереть его невозможно - руки-то в аппарате, снаружи остается только голова. Но к этому можно привыкнуть.


Последние 15 минут, когда переворачиваешься на спину, «вылежать» уже сложнее, жарко, чувствуешь как пульсирует кровь по венам, как работает сердце. Такое же ощущение бывает после ударной кардиотренировки.

Сразу после процедуры вставать нельзя. Доктор закутывает вас в полотенце и рекомендует еще немного полежать, после этого нужно аккуратно сесть и сразу же выпить воды, в идеале еще два стакана. Все, теперь можно принимать душ, сушиться и собираться. Если время позволяет, лучше не выскакивать сразу на холодную улицу, а хотя бы полчаса посидеть в помещении. Или хотя бы одеться потеплее.
Внутренние процессы после процедуры продолжатся еще несколько часов, поэтому кожу нельзя мазать кремом или, но, откровенно говоря, этого и не требуется, такой шелковистой моя кожа бывает только летом, когда есть возможность регулярно ходить в баню, а батареи не сушат воздух.

Процедуры нельзя проводить ежедневно - слишком большая нагрузка на организм, поэтому я ходила через день. В идеале курс составляет 10-12 процедур, но даже за 4 процедуры я увидела эффект. Кожа действительно подтянулась, ушло два с небольшим килограмма лишнего веса. Скептики уверяли меня, что это вода, и вес через пару дней вернется, но спустя полторы недели эффект сохранился, и честно, так легко я еще ни разу в жизни не худела.

Не знаю, укрепила ли я иммунную систему, но спать точно стала лучше, да и долгожданного тепла ждать веселее, когда можно как следует прогреться.

В начале XIX в. из Петербурга в Москву по приглашению дирекции императорских театров приехал французский балетный деятель и балетмейстер Жан Ламираль. В первопрестольной он преподавал в театральном училище при императорских театрах и некоторое время являлся руководителем московской балетной школы. В 1811 г. Ламираль вышел в отставку и купил в Столешниковом переулке обширный участок земли с большим домом «в 27 комнат». Здесь он открыл частный танцкласс, где стал обучать москвичей новейшим балетным танцам. Дела шли прекрасно до тех пор, пока не началась война с Наполеоном. В доме Ламираля часто собирались его соотечественники, и кто-то донес, что за дружеским столом поднимались тосты за здоровье французского императора. По распоряжению московского главнокомандующего графа Ф.В. Ростопчина Ламираль был арестован как «злостный бонапартист» и в числе сорока других иностранцев выслан в Нижний Новгород. Вернуться в Москву ему удалось только через несколько лет. К тому времени дом был уже занят Тверской полицейской частью, которая освобождать помещения не собиралась. Вернуть свою собственность Ламиралю удалось только благодаря протекции знаменитого атамана Всевеликого войска Донского графа М.И. Платова, знавшего его супругу мадам Ламираль.

Вновь поселившись с семьей в своем особняке, он продолжил преподавать.

Позже, решив вернуться во Францию, Ж. Ламираль продал двор вместе с домом князю П.П. Гагарину. Владельцы менялись и, наконец, в 1870-е гг. усадьбу приобрел Егор Леве. Он разделил участок на две части, оставив себе только нынешнее владение №7. Владение №9 купил Д.И. Никифоров. Следующим его владельцем стал Иван Иванович Карзинкин, потомственный почетный гражданин, совладелец и член правления Балашинской бумагопрядильной мануфактуры. В 1874 г. дом был перестроен и надстроен по проекту архитектора В.Н. Карнеева в модном тогда эклектическом стиле.

Без малого полвека, до самой своей смерти, с 1886 по 1935 г., квартиру №10 на третьем этаже снимал знаменитый бытописатель Москвы и «король московских репортеров» Владимир Алексеевич Гиляровский . Его адрес прекрасно знали все московские извозчики. Достаточно было сказать: «К Гиляровскому!» - и седока без лишних вопросов везли в Столешников переулок к дому №9. В гостях у легендарного «дяди Гиляя» бывали А.П. Чехов и А.И. Куприн, И.А. Бунин и , И.И. Левитан и Ф.И. Шаляпин и многие другие деятели литературы и искусства.

Последними дореволюционными владельцами дома были купцы, потомственные почетные граждане Титовы.

В советские годы в доме были устроены коммуналки. В квартире Гиляровского продолжали жить его потомки, которые бережно сохраняли обстановку, личные вещи писателя, детали интерьера. На фасаде здания уже давно установлена мемориальная доска «дяде Гиляю».

В наши дни дом сохранил свой статус жилого. Он находится на охране и включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

«Мы уже весело шагали по Басманной, совершенно безлюдной и тоже темной. Иногда натыкались на тумбы, занесенные мягким снегом. Еще площадь. Большой фонарь освещает над нами подобие окна с темными и непонятными фигурами.
— Это Разгуляй, а это дом колдуна Брюса, — пояснил Костя.
Так меня встретила в первый раз Москва в октябре 1873 года» (В. Гиляровский)

«Разгуляй» - площадь в Москве, между улицами Старой Басманной, Новой Басманной, Спартаковской и Доброслободской. «Дом колдуна Брюса» - дом на Разгуляе, знаменитый дом номер два по Спартаковской улице, в котором сейчас находится Московский государственный строительный университет (МИСИ).

С момента постройки и до 1834г. дом на Разгуляе принадлежал семейству графов Мусиных-Пушкиных, страстных собирателей старинных книг и археологических древностей. В конце XVIII столетия один из Мусиных-Пушкиных женился на внучатой племяннице Я.В. Брюса Екатерине Яковлевне Брюс. Их потомки стали называться Мусиными-Пушкиными-Брюсами. И этого было достаточно, чтобы назвать это здание «домом колдуна Брюса».

Самый загадочный элемент дома — белая продолговатая доска в виде крышки гроба на фасаде здания между окнами второго этажа с нанесенными на ней знаками. В 1930-е года специалисты общества «Старая Москва» занимались изучением доски на доме Брюса, и А.М. Васнецов установил, что это «вечный календарь».

Действовал календарь подобно солнечным часам: в полдень тень падала на деление, соответствующее определенному числу того или иного месяца. На полях доски были нанесены астрологические символы и еще какие-то полустертые знаки. Да и вся доска к этому времени была уже в плохом состоянии, и изображения почти не различались, что делало их в глазах москвичей еще более загадочными.

Тем не менее внучка графа Мусина-Пушкина, княгиня Мещерская воспоминала, что в полдень на Разгуляй приходили часовщики со всего города сверять по этим солнечным часам время. Причем часы показывали не только время суток, но также день и месяц.

Одна из московских легенд гласит, что перед самой смертью Петра Великого, Брюс по его повелению изобрёл волшебные вечные часы, которые будто бы показывали, когда начинать войны сулящие победу и славу, и где искать богатств и сокровищ. Завёл он их, а ключ выкинул в реку. И шли с тех пор часы, не останавливаясь. Уже не стало Петра Великого, ушёл из жизни и сам их изобретатель, а они всё не останавливались. Говорят, что пропали они, после того как ими заинтересовалась императрица Екатерина Великая. Дескать приказала она своим лучшим часовщикам разобрать их чтобы выяснить секрет этих вечных, волшебных часов. Часы разобрали, а вот собрать обратно не сумели.

Однако известно, что были и другие часы, которые заказал у Брюса один богатый барин с Разгуляя. Хотел он заколдованные часы, подобные тем, что у царя были и чтобы не время они показывали, а путь к славе и богатству. Брюс взялся за этот заказ, но так долго колдовал над часами, что заказчик к тому времени как они были готовы, помер, но завещал своим наследникам расплатиться с графом, когда часы будут готовы.

Однако наследники отказались заплатить Брюсу и подняли его на смех. Осерчал тогда Яков и сказал: «Пусть будут прокляты эти часы и только плохое показывают». С тех пор часы эти стали приносить одни несчастья, тем, кто смотрел на них. Часы были установлены на доме Брюса, в особой доске с нанесенными на неё астрологическими и магическими символами. Говорили, что эта доска-ребус не что иное, как карта, указывающая путь к несметным сокровищам в скрытой комнате в доме Брюса, где и находятся его сокровища, «Черная книга» и другие утерянные рукописи графа. Легенды утверждают, что там может находиться даже тело самого Брюса.

Как бы там ни было, а легенда о спрятанных где-то сокровищах графа не давала покоя многим москвичам. Приходили такие искатели приключений к этому дому и долго, словно зачарованные смотрели на проклятые часы и доску-ребус, стараясь отгадать эту загадку. Среди учащихся инженерного института и жителей Разгуляя резко возросло число психических заболеваний и даже самоубийств, и московские власти приказали знаки сколоть, а саму доску закрасить.

Много легенд связано с этим местом. Вот некоторые из них со слов москвоведа Е.З. Баранова: «За что Брюс замуровал в стену свою жену? Говорят, будто в этом доме в стене доска вделана. Сколько раз закрашивали, а ее все видно — не принимает краску. И будто в этом месте он замуровал свою жену. И до настоящего времени ходят эти часы. Приложишься ухом к стене и слышишь, как стучат: тик-тук... тик-тук... А сверху вделал в стену такую фигуристую доску, а к чему — неизвестно. И вот тут что главное: как быть войне, доска становится красной. Перед японской войной замечали, перед германской. Закрашивали ее сколько раз, она все выступает».

«А еще рассказывают, что в особые дни на стене дома вместо часов появляется черная гробовая крышка с белым крестом, и верхушка креста указывает, где зарыт клад. И бывали смельчаки, которые находили клады по брюсовскому указателю, да только колдовские сокровища никому счастья не принесли: кладоискатели вскоре умирали».

Замурованная комната была обнаружена. Один из учеников Второй гимназии вспоминал: «Однажды, не помню уж для какой игры, нам понадобилось просчитать окна двух верхних этажей левого крыла здания. Счет нужно было вести и снаружи, с Елоховской, и изнутри из классов. С одним этажом все вышло благополучно. Но с другим - 17 подытожили считавшие снаружи, 16 зафиксировали счетчики внутри. Стало ясно: замурованная комната! Увы! Когда, впоследствии эта комната была открыта, в ней оказались только сложенные стопки старых газет».

В 1788 году в коллекцию Мусина-Пушкина попал рукописный список «Слова о полку Игореве». Мусин-Пушкин перевел «Слово» на современный русский язык, и в 1800г. опубликовал тиражом в 1200 экземпляров. Впоследствии Мусин-Пушкин планировал передать рукопись на хранение государству, но в 1812 году ему пришлось спешно покинуть Москву. Уезжая, граф наиболее ценную часть своего собрания спрятал в потайную кладовую, вход в которую замуровал. Однако когда наполеоновские войска вошли в Москву, в доме на Разгуляе разместились французские солдаты. После этого-то в пожаре 1812 года сгорела вся библиотека графа А.И. Мусина-Пушкина, включая оригинал рукописи «Слова о полку Игореве».

Могилу Брюса уничтожили при реконструкции старой Москвы. В тридцатые годы на улице Радио стали разбирать кирху (на фото ниже) и обнаружили в склепе гроб с телом графа. Его опознали по фамильному перстню (по другим данным по нашивке ордена Андрея Первозванного). Останки колдуна передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова. Но останки бесследно исчезли - остались лишь перстень, кафтан и камзол Брюса. Одежда сейчас - в фондах Государственного Исторического музея. А перстень чернокнижника затерялся во времени.

Но, как ни странно, сам Яков Вилимович Брюс обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума. Брюс не верил ничему сверхъестественному. И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни». Потомок шотландских королей тяготел к естественным наукам.

Одним из таких научных достижений графа стала первая карта российской территории от Москвы до Малой Азии. Он также составил астрологическую и геолого-этнографическую карты города.
- Первым астрологической картой Брюса воспользовался Иосиф Сталин, - рассказывает столичный экскурсовод Ирина Сергиевская. - Сохранились документы, в которых Сталин велел, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной графом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как 12 знаков Зодиака. И 13-ю, «Суворовскую» никак не удается построить.

Именно Брюс утверждал, что Москву надо строить по принципу кругов - это самая надежная геометрическая фигура. Кстати, Санкт-Петербург, где нет кольцевой структуры, он не любил. Есть версия, что большевики, прокладывая дороги на месте садов и вдоль бульваров, пользовались его астрологическим завещанием. Так появились современные Садовое и Бульварное кольца.
Геолого-этнографическая карта не сохранилась. Она исчезла в середине прошлого века, но ее описания есть в Академии Наук.

Брюс еще в XVIII веке утверждал, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке - там под землей много пустот. К нему не прислушались и дома на этой улице уже проваливались. Не стоит строить высоких домов на набережной Москвы-реки, говорил он, в районе Воробьевых гор - возможны оползни. И построенное вопреки предостережению Брюса новое здание Академии наук стали укреплять сразу же после постройки, пытаясь остановить угрозу обрушения. Но зато одно место на карте Брюс пометил как самое подходящее для учебы, и, возможно, потому на Воробьевых горах при Сталине начали строить новое здание МГУ.

Жить лучше всего в Кузьминках, утверждал Брюс, а веселиться на Пресне. Самым подходящим для развлечения и пьянства местом исследователь считал землю, на которой построен Белый дом. Откровенно гиблых мест на карте Москвы два - Перово и начало Кутузовского проспекта. Здания под землю там не проваливаются, но гаишники называют эти места бермудскими треугольниками - за сутки здесь происходит больше дорожно-транспортных происшествий, чем во всех других районах вместе взятых.