Как выделить обращение в предложении запятыми. Что такое обращение

В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

– Не так уж и часто Господь открывает Свою волю через сновидения. И всегда это события чрезвычайной важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это скорее свойственно ветхозаветному времени.

Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную, очень опасно доверять сновидениям.

– Святые отцы говорили так: «Не отвергать и не принимать!» Проснулся, умылся, пошел на работу и не обращай особого внимания на . А вот те, кто слишком увлекается снами, находятся в большой опасности, потому что через сны человеком может начать руководить диавол, если видит, что у этого человека есть какое-то пристрастие. Диавол начнет показывать определенные образы, а результатом может стать духовная смерть. Поэтому верить снам – очень опасное дело.

Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить человеку суть.

НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ!!!

– Святые отцы говорят, что сон – явление сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и богооткровенным, и следствием естественной работы ума и сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые, как мы помним, стремятся принять «вид ангела светла», то есть стараются прельстить человека той или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует свои реакции во сне, чем наяву.

Если сон навязчиво «стоит перед глазами», надо мгновенно переключить внимание с него на молитву

Так что обычному человеку, не искушенному и не «отточенному» аскетической и трезвенной духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем более значение своих сновидений. Поэтому многие святые отцы советуют снам никакого значения не придавать, не разбираться в них, не «копаться». А если по пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво «стоит перед глазами», то надо мгновенно переключить внимание с него на пусть даже короткую, но внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как правило, уже через несколько минут этот сон или забывается полностью, или оставляет слабый и незначительный след в душе.

Вообще как в отношении «духовных видений», так и в отношении «духовных снов» актуальна известная монашеская формула: «не принимай и не отвергай». И даже если сон действительно был по внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное благоразумие. А если действительно Господь желает через сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как правило, повторяется, и Господь находит возможность удостоверить человека в истинности этого сонного видения. Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать сдержанное и осторожное отношение к снам.

Не стоит забывать простую истину: мы не библейские персонажи, не праведники

– Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов могут быть различные причины. К снам, которые не напоминают нам о и грядущем Страшном суде, нужно относиться очень настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил такое откровение, после пробуждения, как правило, не остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон или нет? Все предельно очевидно и ясно.

– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой категории относят сны, которые являются физиологической особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории – сны, которые являются воздействием падших духов. Их главная цель – уловить зрителя этих снов в свои сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно об этих снах по большей части говорит Священное Писание. Но такие сны доступны в большинстве случаев людям праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу. Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность, поэтому в традиции православного христианства есть недоверие к снам и разным их толкованиям.

Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов

– Есть исполненный святоотеческой мудрости монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи лишь «ослабу души и телу» и не придавайте сновидениям никакого мистического значения, ведь сны подчас – это просто сны.

– Сновидениям в современном обществе придается слишком большое значение. Многие люди думают, что сны – это отголосок если не высшего «промысла», то хотя бы интуиции или подсознания. Часто приходится слышать, что после того или иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в качестве подтверждения приводят в пример библейские повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых. Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину: мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и то очень редко) указывал Свою волю через Своих же посланников. А мы разве являемся Его посланниками, пророками или апостолами?!

Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел. В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять проигнорировал это. И только после третьего явления, когда ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и прочитал , – только после этого монах пошел исполнять то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!

Не стоит усложнять себе жизнь. Сон – это просто сон!

Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи и во дни всем, кому Он хочет» (). На то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка» ().

Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (). Это относится к обычным сновидениям.

Но в Писании нередко встречаются указания на то, что иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.

Во сне Господь говорил Аврааму (см.: ) и языческому царю Авимелеху (см.: );

видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: ); посредством сна вразумил

Лавана (см.: ); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: ), он же давал

толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: ), а затем и фараона (см.:

); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: );

«в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (); пророк Даниил толковал вещий сон

Навуходоносора (см.: ) и сам видел во сне «пророческие видения» ().

Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» ().

Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.

И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» ().

Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (). На проповеди , произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!.. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» ().

Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» ().

Еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.

Состояние сна

Смысл сна

Святые отцы обращали внимание на то, что воплотившийся Господь Иисус Христос спал. По мысли блаженного Феодорита Кирского, «голод, жажда, а сверх того и сон свидетельствуют, что тело Господне есть тело человеческое» . А святитель Григорий Богослов объясняет, что Господь «иногда и сон вкушает, чтобы и сон благословить, иногда утруждается, чтобы и труд освятить, иногда и плачет, чтобы и слезы сделать похвальными» .

Говоря о состоянии сна, которому подвержены обычные люди, преподобный Иоанн Лествичник указывает, что оно может овладевать человеком по разным причинам: «Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном» .

Состояние сна как метафора

Сон часто употреблялся святыми отцами как метафора, обозначая нечто призрачное, непостоянное и ненастоящее. Весьма многие из них сравнивали настоящую жизнь со сном. В качестве иллюстрации достаточно привести одну цитату из преподобного Ефрема Сирина : «Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды, надмевает гордостью и в мечтательных призраках представляет, как приходят и чествуют тебя люди. Но миновала ночь, сон рассеялся и исчез: ты опять бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе во сне, стали чистой ложью. Так и мир обманывает своими благами и богатствами; они проходят, как ночное сновидение, и обращаются в ничто. Тело засыпает в смерти, а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире, стыдится их и краснеет» .

Достойна внимания и еще одна метафора, менее распространенная, но не менее яркая. Блаженный Августин сравнивал свое обращение к вере с процессом пробуждения: «Мирское бремя нежно давило на меня, словно во сне; размышления мои о Тебе походили на попытки тех, кто хочет проснуться, но, одолеваемые глубоким сном, вновь в него погружаются. И хотя нет ни одного человека, который пожелал бы всегда спать, – бодрствование, по здравому и всеобщему мнению, лучше, – но человек обычно медлит стряхнуть сон: члены его отяжелели, сон уже неприятен, и, однако, он спит и спит, хотя пришла уже пора вставать. Так и я уже твердо знал, что лучше мне себя любви Твоей отдать, чем злому желанию уступать; она влекла и побеждала, но оно было мило и держало. Мне нечего было ответить на Твои слова: «Проснись, спящий; восстань из мертвых, и озарит тебя Христос"" .

В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.

Аскетическое отношение к процессу сна

Описывая опасности от сна, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его» .

А вот что святой отец говорит о вреде многоспания: «Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же – друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений… Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше» .

Учитывая указанные опасности от излишнего сна, неудивительно, что святые отцы уделяли внимание тому, как бороться с ним, и это должно было стать одним из первых аскетических деланий новоначального монаха. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык» . Преподобный Паисий добавляет, что «как многоядение и многопитие переходит в обычай… так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Если же кто навыкнет мало спать, мало и природа тогда сего просит… Ничто так не помогает против сна, как следующие четыре добродетели: воздержание, трезвение, Иисусова и память смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым стражем… Без книги и рукоделия никогда не садись; не потому, что нужно рукоделие, но для того, чтобы поставить противодействие сну… Мера сна в сутки: новоначальным – семь часов, средним – четыре, совершенным – два часа и всенощное стояние» .

Святые отцы также давали и конкретные советы о том, как подвижнику надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы во время его не получить вреда. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих» .

Преподобный Варсонофий дает такой совет о том, как монаху надо бороться с излишней сонливостью: «Произноси на каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон не овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать каждую ночь» .

Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.

Так, в первой молитве на сон грядущий (преподобного Макария Великого) верующий просит: «Даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире», а в четвертой молитве (того же святого) говорит: «Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго… и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания: и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене … да не усну в смерть. И посли ми ангела мирна… да избавит мя от враг моих, да востав со одра моего, принесу ти благодарственныя мольбы». В молитве преподобного Иоанна Дамаскина молящийся вспоминает о смерти: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет?.. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит». А после пробуждения христианин в шестой из утренних молитв (святителя Василия Великого) благодарит Бога, «подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти».

Во-вторых, об актуальности для мирян аскетического отношения ко сну прямо писали некоторые святые. Так, святитель Амвросий Медиоланский предписывает тому, кто хочет каяться во грехах, «спать меньше, нежели требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с молитвой» . И святой Иоанн Кронштадтский замечает: «Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане… Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело» .

Однако в борьбе с многоспанием надлежит соблюдать разумную умеренность, поскольку впадение в другую крайность – чрезмерный отказ от сна – также приносит большой вред не только телу, но и душе монаха, как о том предупреждает преподобный Иоанн Кассиан , излагая опыт подвижников из Скитской пустыни: «По коварному действию диавола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведши много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного заснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и многого сна… И чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что, при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя» .

О той же умеренности в подвигах пишет и святитель Игнатий (Брянчанинов): «Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка» .

Часть 2

Что такое сновидения? Святитель Григорий Нисский пишет, что они есть «некие призраки умственной деятельности», которые «составляются случайно той душой, которая неразумна». Это видно из того, что «мечтающий во сне часто представляет себе неуместное и невозможное, чего не было бы, если бы душа и тогда управлялась рассудком и размышлением. Но… некие подобия бывшего наяву и отголоски произведенного чувством и мыслью, какие только отпечатлены в ней памятливой силой души, вновь живописуются» .

Подробно это описывал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение… Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения» .

При этом, по свидетельству блаженного Августина, «душа и во сне не утрачивает способности ни чувствовать, ни понимать. Ибо она и тогда имеет перед своими глазами образы чувственных предметов, причем зачастую их нельзя даже отличить от тех предметов, чьими образами они являются; и если душа при этом что-либо постигает, то оно одинаково истинно и для спящего, и для бодрствующего. Например, если кто-нибудь во сне увидит себя рассуждающим и будет в состязании утверждать что-либо на основании истинных положений, то положения эти и по пробуждении останутся такими же истинными, хотя и окажется ложным все остальное, например место, где, как ему снилось, он вел свои рассуждения, лицо, с которым они велись, и тому подобное, что, впрочем, нередко проходит бесследно и забывается даже бодрствующими» .

Святитель Григорий указывает, что на характер сновидений оказывает влияние и состояние тела: «Так, жаждущему кажется, что он у источников; и нуждающемуся в пропитании – что он на пиру; и юноше во цвете сил мечтается сообразное его страсти и возрасту», – и влияние болезней: «Иные сонные видения бывают у имеющих расстроенный желудок; иные – у людей с поврежденными мозговыми оболочками; иные – у больных горячкой». А также влияет и нравственный характер спящего: «Иные мечтания – у человека мужественного, и иные – у боязливого; иные сновидения – у невоздержанного, и иные – у целомудренного… О чем привыкла душа размышлять наяву, образы того составляет она в сновидениях» .

Святитель Григорий Двоеслов подробно объясняет, какого рода бывают источники сновидений: «Иногда сны рождаются от полноты желудка, иногда от пустоты его, иногда от наваждения (диавольского), иногда от размышления и наваждения вместе, иногда от откровения, иногда от размышления и откровения вместе. Сновидения двух первых родов мы знаем по опыту; а примеры сновидений остальных четырех родов находим в книгах Священного Писания . Если бы не случались часто сновидения от наваждения тайного врага, то премудрый муж никогда бы не указал на это словами: «Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (). Также: «Не ворожите, не гадайте по снам» () . Этими словами ясно показывается, что должно отвращаться сновидений, которые соединяются с гаданиями. Опять, если бы сны не происходили иногда от размышления и наваждения вместе, то не сказал бы премудрый муж: «Приходит соние во множестве попечения» (). Если бы сны не рождались иногда от тайных откровений, то… ангел не внушил бы во сне обручнику Марии бежать во Египет, взявши Младенца (см.: ). Опять… [когда] пророк Даниил, рассуждая о сновидении Навуходоносора (см.: ), с благоговением рассматривает сон и значение его и объясняет, из какого размышления произошел он, то ясно показывает, что сновидения весьма часто бывают от размышления и откровения вместе. Но если сны отличаются такою разнородностью, то, очевидно, тем менее должно верить им, чем труднее понять, из какого источника они происходят. Впрочем, святые мужи в наваждениях и откровениях некоторым внутренним чувством различают сам голос и образ видений, так что узнают, что воспринимают от доброго духа и что претерпевают от наваждения диавольского. Если ум не будет осторожен в отношении к снам, то чрез духа-обольстителя впадет во многие мечтания: он имеет обыкновение предсказывать много истинного, чтобы после опутать душу какой-нибудь ложью» .

О том же говорит и святитель Филарет Московский : «Сновидения различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нервов, от сердца, мыслей, воображения, каковы сии наяву, и, наконец, от влияний духовного мира: чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидения, потребно многое испытание» .

Вещие сны

Достойно внимания то, как святые отцы объясняют так называемые «вещие сны», которые сбываются. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит об этом довольно кратко: «К мыслительной способности относятся суждение, одобрение, стремление к действию, а равно и отвращение и уклонение от него… Эта же способность действует в сновидениях, предвещая нам будущее» .

При этом святые отцы осуждали стремление к толкованию сновидений и гаданию по ним. Выше уже цитировались слова святителя Григория Двоеслова , напоминавшего Божию заповедь не гадать по снам. Святитель Василий Великий также с порицанием пишет: «Возмутил тебя сон – бежишь к снотолкователю» . Ниже будет подробнее сказано о том, как, согласно святым отцам, надлежит относиться к сновидениям.

Аскетическое отношение к сновидениям

Общепризнанным считается положение, что бесы нередко используют сновидения как оружие против верующих. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним» . То же читаем и у преподобного Исаака Сирина : «Иногда враг, под видом откровений от Бога, изводит на среду прелесть свою и в сновидениях показывает что-либо человеку… и делает все, чтобы прийти в возможность мало-помалу убедить человека и хотя бы несколько привести в согласие с собою, чтобы человек предан был в руки его» .

Отсюда видно, что даже просто занимательные, яркие сны, обращающие на себя внимание, могут представлять опасность, если относиться к ним с нездоровым интересом. Потому у преподобного Иоанна Лествичника есть наставления и о том, как нужно вести себя после сна, дабы не потерпеть от бывшего сновидения какого-либо вреда: «Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний; ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих» .

Но преподобный Иоанн также указывает несколько особых типов бесовских искушений, насылаемых на монахов через сновидения: «Когда мы, ради Господа, оставив свои домы и родственников, предаем себя отшельнической жизни из любви к Богу, тогда бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих. Посему кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее» .

«Бесы тщеславия – пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть» .

Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?

Об этом вопросе писали многие святые отцы, указывая признаки, по которым можно заключить о том, истинный ли увиденный духовный сон или ложный. Имеет смысл привести их высказывания.

Преподобный Варсонофий Великий так отвечает на вопрос о том, «как смеет диавол в видении или сонном мечтании показать Владыку Христа или святое причастие?»: «Ни Самого Владыку Христа, ни святого причастия показать он не может, но лжет и представляет образ какого-либо человека и простого хлеба; но святого креста показать не может, ибо не находит средства изобразить его другим образом… диавол не смеет употребить его (к прельщению нашему), ибо на кресте разрушена сила его и крестом нанесена ему смертоносная язва… Итак, когда увидишь во сне образ креста, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу» .

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями» .

Этот же святитель добавляет: «Нам надо знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов… Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием… так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам ангелы Божии или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию» .

Не следует верить снам

Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении… Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение» .

Подробнее о таком состоянии, то есть о сне совершенного подвижника, пишет преподобный Иоанн: «Когда он и уснет немного, сон его бывает как у иного бодрствование; ибо огонь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: «Просвети очи мои, да не когда усну в смерть» (). Кто достигает сей меры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным» .

Естественно, что при таком сне бывают и иного рода сновидения. Преподобный Зосима Верховский , рассказывая о духовном опыте своего учителя преподобного Василиска, писал, что тот во сне нередко имел духовные видения: «В таких сонных видениях иногда зрит он, как бы в откровении, будущие, уготованные грешным и праведным воздаяния, но, недоумевая, как оба тех изъяснить, говорит, что неисповедимо воздаяние грешным из-за страшного ужаса и нестерпимой мучительной лютости, а праведным – из-за пречудной славы и неизреченной сладости и радости. Иногда же предузнавал он и некоторые перемены в жизни своей и других отцов, которые со временем и исполнялись» .

Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.

Количество записей: 62

Здравствуйте, объясните мне, пожалуйста почему мне снится нечистая сила?

Юлия

Юлия, то, что с нами творится во сне, лечится глубокой и подробной исповедью и переменой жизни на жизнь благочестивую. Вот с покаяния и начните, пожалуйста. Очень быстро все эти "фильмы ужасов" прекратятся.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня умерла бабушка полгода назад. Когда ее отпевали, ошиблись с ее святой. У нее святая Алефтина, а отпевали как Анну. Как и на что это могло повлиять? Некоторые родственники видят ее во сне и называют Анной, не подозревая о такой ошибке священника. Спасибо!

Полина

Полина, Господь знает своих рабов и знает, кого отпевали, так что все нормально - это ошибка не Ваша, а священника, не переживайте, это ни на что не влияет. Поминайте тем именем, которым она была крещена. Отпевание - это не таинство, а молитва за усопшего. Когда читают записки о упокоении, то иногда тоже, бывает, ошибаются и называют другое имя. Мы просим Бога за душу усопшего человека Он же знает, за кого мы просим, даже если мы и ошиблись.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Меня беспокоит сон, который мне приснился под утро. Во сне я выплевывала зубы. В сонниках говорится, это к тяжелой болезни родных или самого, кто видел сон. Я очень верующий человек и знаю, что сны от лукавого. Подскажите, пожалуйста, как справиться с тем, чтобы психологически не думать о плохом? Какие существуют молитвы, которые нужно почитать? В Храм хожу регулярно по воскресеньям на службу. Заранее спасибо.

Юлия

Юлия, для начала выбросьте Ваш сонник. Снам верить нельзя, Вы говорите, что верующий человек, а верите этой ерунде - Вы, видимо, привыкли рассматривать сны и толковать их. Молитв специальных нет, читайте "Отче наш". Поисповедуйтесь. Вы боитесь, наверное, чего-то? Все в жизни принимайте, как от руки Божией, как написано в молитве Оптинских старцев - кстати, хорошо и ее почитать, она успокаивает внутреннее волнение.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Вопрос у меня касается снов. Погиб жених, 22 числа будет 40 дней, и в течение всего этого времени он мне снится каждую ночь. Совершенно по-разному, то что-то делает (за цветами ухаживает), то разговаривает то со мной, то просто улыбается. Иногда после этих снов, даже с приятным содержанием, бывает очень тяжело вставать по утрам, но всегда жду, что он мне приснится. Сны не снились в период моего пребывания в монастыре (в течении 9 дней), может быть, потому что сильно уставала... Скажите, пожалуйста, как мне относится к этим снам? Я, конечно же, молюсь за любимого, заказываю панихиды, сорокоусты. Была на послушании в монастыре и постоянно молилась за его душу. Его смерть переживаю очень тяжело. Скажите, пожалуйста, как мне оценивать эти сны, стоит ли доверять им в полной мере, и что еще нужно сделать?

Дарья

Утрата любимого человека - это всегда скорбно и тяжело. Он Вам часто сниться, видимо, потому, что Вы много о нем думаете, он постоянно в ваших мыслях. Но Святые отцы церкви категорически запрещают верить снам – это опасно. В житиях святых описывается масса случаев, когда дьявол в сновидениях прельщал людей. К снам никак не относитесь, не обращайте на них внимания. Утром встали, перекрестились, сказали: "слава Богу!", помолились - и пошли по своим делам.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 3 недели назад похоронили папу. Он был крещеный и верующий, но не причащался. Перед смертью батюшка соборовал (без причащения), прочитал канон по исходу души после смерти, отпели в храме, сейчас молимся дома, во многих храмах заказаны сорокоусты, в двух моностырях - Неусыпаемая псалтырь, пишу записки на литургию, ставлю свечки, по силам даю милостыню от его имени. Но иногда он снится (в дни, когда подаю записки подаю, хотя, может, совпадение). И каждый раз я не могу с ним поговорить. Либо общаюсь через письма с короткими односложными фразами, которые не могу разобрать, либо по телефону с его покойными родителями, которых я спрашиваю о нем, а они ничего конкретно не говорят. Последний раз он стоял спиной, я еле уговорила его повернуться, стала спрашивать, как он там, помогают ли наши молитвы, а он молчал, но счастливым не казался. Я понимаю, что надо молиться и не верить снам. Но я переживаю, вдруг я могу сделать что-то еще, а не делаю, а ему нужна помощь. Особенно эти 40 дней. Что я еще могу сделать и как к этим с нам относиться? Заранее спасибо.

Иоанна

Иоанна, к таким снам относиться надо весьма спокойно, молитесь, как и молитесь, а паниковать и нервничать не следует. Но главное - не оставляйте молитвы, Вашему отцу она нужна, она для него спасительна.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста, разобраться в себе, помогите советом или просто словом. 7 января было 40 дней, как нет рядом родного мне человека - папы. После продолжительной болезни (онкология) он умер на моих глазах. Мы с мамой до последнего скрывали от него правду, думаю, только в последние дни он стал догадываться, что все плохо. За пять месяцев он перенес 3 операции, но мы с мамой его вытащили, подняли на ноги, он даже стал ходить с палочкой, а потом все пошло на спад, перестал ходить, но все боролся. Какой он все таки молодец, всегда сдержанный был и до последнего старался не быть нам обузой с мамой. Я до последнего молила Бога о чуде. Ведь бывает же так, надо только верить. Но... наверное, это какое то испытание для меня, я должна сделать какие то выводы.Он был человек некрещеный. В семье крещеная только я, крестилась 11 лет назад, мне было тогда 25 лет. Сейчас я виню себя в том, что не покрестила папу, а все дело в том, что за 3 дня до смерти он перед едой креститься стал. Я его еще спросила: ты что это креститься стал, а он мне, как в шутку вроде: так пора, говорит, уже. Спросил меня, крестят ли взрослых, я говорю, конечно. Я же тоже взрослая крестилась. Вот, говорит, выздоровею, с мамой нас сводишь в церковь. Я до сих пор не верю, что его нет рядом. Прошу Бога, чтобы Он его принял там на небесах. Сегодня мне приснился сон, как папа с закрытыми глазами читает "Отче наш". Плачу каждый день, мысли крутятся только об одном, что виновата, не покрестита папу... Что мне делать, как быть. Помогите, пожалуйста. Заранее благодарна.

Наталья

Дорогая Наталья, молитесь Богу об упокоении Вашего отца словами молитвы преподобного Льва Оптинского. Замечательно, что Ваш отец стал серьезно относиться к вопросу о Боге. Возложите на Бога попечение о его душе и не переживайте, Господь Сам поможет новопреставленному Своему рабу.

протоиерей Андрей Ефанов

Батюшка, здравствуйте. Благословите задать вопрос. Мне 40 лет. Не была замужем, детишек нет. Моя мама очень ревностно относится ко всем мужчинам, которые знакомятся со мной, и в последнее время даже к женщинам, кто входит в мой круг общения и "дает советы", обижая их резким словом, чтобы они отошли от меня и не общались более. Я встретила мужчину у которого серьезные намерения по отношению ко мне, к браку, рождению детишек. Во славу Божью. Избранник вынужденно живет в другом городе, ухаживая за больными родителями, мы знаем друг друга 6 лет. Моя мама с трудом, но благословила меня на поездку к нему и знакомство с его родителями. Теперь я жду его к нам и он хочет познакомиться воочию с моей мамой и поговорить о дальнейших планах. Но моя мама боится этого, очень много думает об этой встрече и ее мысли путаются... То она согласна на его приезд, а то нет. Сегодня она мне сказала, что видела во сне умершего моего папу (5 лет назад, 19 декабря) и он запретил ей принимать дома моего молодого человека. Это уже второй сон мамы за месяц с умершим папой. Скажите, пожалуйста, что мне делать? Возможно, это все суеверие? Испытания мои таковы? Мама из-за болезни ног не так часто ходит в церковь. В Храме, чтобы помянуть отца (19 декабря) была только я. Заранее благодарю за ответ.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! Вы уже не ребенок и должны сами принимать решения. Вам пора создавать свою семью. Если вы оба православные и собираетесь венчаться, то Господь конечно благословит Ваше намерение. А мамой руководят эгоистические соображения. За папу молитесь, а снам верить не надо: через них лукавый может ввести в заблуждение.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, я не давно видела во сне Господа Иисуса Христа! что это означает, скажите пожалуйста.

Римма

Римма, святые отцы учат нас, что только те сны нужно принимать во внимание, от которых рождается покаянное чувство и память о смерти. В остальных случаях снам не доверять и абсолютно никакого значения, кроме искусительного, в них не искать, так как такие "духовные" сны скорее приведут нас к большому самомнению, чем к покаянию, а посему являются искушением от лукавого.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, отче! Раньше я очень много употреблял алкоголь - бывал месяцами в запоях, часто воровал в супермаркетах, после неоднократно каялся, исповедовался и причащался. Но периодически мне снятся одни и те же сны, как я пью с друзьями или один, иногда ворую. Удовольствия не сказать, чтобы получаю, чувствую некую обузу... Нужно ли мне каяться в таких снах перед Богом или мне нужно о чем-то просить, или Господь мне хочет что-то сказать? Посоветуйте, как быть, батюшка! Спаси Господь!

Иоанн

Да, Иоанн, в этих снах, как в греховных проявлениях страсти, нужно исповедоваться. Более того, именно благодаря покаянию они прекратятся.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Я беременная и хотела назвать дочку в честь папы Валерией, но моей маме приснился сон, что моя бабушка (покойная мама моего покойного папы) говорит моей маме, чтоб я не называла Валерией, а назвала Алиной. Почему так? К чему этот сон?

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия! Святые отцы Церкви учат нас не верить снам, или по крайней мере не придавать им какого-то значения, потому что, доверяя снам, человек очень легко может попасть в обольщение. Обычно детям дается имя святого, память которого приходится на день рождения или крещения ребенка, либо особо чтимого в семье святого. С другой стороны, в православии есть традиция называть детей в честь бабушек и дедушек и бояться этого не надо.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуете, батюшка, и храни Вас Господь! У меня, возможно, несколько лирический вопрос. В последнее время в мире идет разговор по поводу возможного конца света 21 декабря, и что самое странное, многие его с радостью ожидают. У моей одной знакомой даже недавно был сон: вдруг все в мире погасло и на небе засиял лик Спасителя из звезд, более того, даже была дата: ноябрь 2013, но числа она не видела. Конечно, снам не всегда стоит доверять, более того, часто бывает, что их нам посылает лукавый. Но меня почему то в последнее время беспокоит несколько иная мысль, мне кажется, декабрь 2012 - это не конец, а начало конца, наступит время антихриста, с приходом которого начнутся страшные катаклизмы. Не знаю, почему, но у меня эта мысль сидит в голове, откуда эта мысль? Возможно, потому что наступает год змеи. Хотя вера в Спасителя Христа полностью отгоняет страх от этих мыслей и даты, сам Христос говорил, надо быть готовым всегда к судному дню, быть бдительным. Поэтому я считаю, независимо, сколько нам осталось, но за это время нам надо сделать как можно больше хорошего и по возможности стараться спасти как можно больше душ. Этими словами я хочу кого то поддержать в трудную минуту, кого-то подтолкнуть к вере в Христа. Но меня очень пугает другая мысль, если вдруг настанет время антихриста, то хватит ли у меня сил пережить его, хватит ли у меня воли умереть за веру, как в свое время умирали за нее святые мученики и ученики Христа? Я молю Бога, чтобы он мне даровал силы бороться со злом!

Андрей

Андрей, да, действительно, вопрос лирический, и полный "раскардаш" у Вас в голове по поводу конца света – и Христос, и "год змеи". Но чтобы не наступил у нас в мозгу полный катаклизм, надо бы все эти мысли просто выгнать и заняться нормальным делом. Займитесь работой, семьей, самим собой, в конце концов. И готовьте себя не к концу света и страданиям за веру, а к своей личной встрече со Христом, которая произойдет в конце жизни каждого человека. Эта мысль прозвучала в вашем письме – она и является самой главной, так и надо жить. Господь же со Своих рабов больше их силы не спросит и испытаний больше меры не пошлет, укрепляйтесь в вере.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Я слышала, что толковать сны - это от лукавого, стало быть, грех. Но я уже некоторое время зарегистрирована на сайте, где люди рассказывают о своих сновидениях, а психологи их не толкуют, а объясняют. Там нет цели предсказать будущее с помощью снов, но эти люди, психологи, помогают познать себя, своё подсознание, скрытые тревоги. Скажите, является ли это суеверием, греховно ли это? Может быть, следует оттуда уйти?

Марина

Марина, по поводу снов на нашем сайте уже предовольно сказано – говорить о них всерьез вообще не следует. А если хотите познать себя, лучше каждый раз перед сном начните записывать свои грехи за весь прошедший день – такое откроется, чего и не ожидаете! К тому же от этого получите реальную пользу: будет о чем на батюшке исповеди рассказать, покаяться. Мы ведь зачастую элементарных, повседневных своих грехов, которые буквально перед носом лежат, не видим, а залезаем для чего-то аж в подсознание.

игумен Никон (Головко)

Добрый день. Дело в том, что мне часто сняться блудные сны, а также иногда возникают подобные помыслы, воспоминания прошлого. У нас на приходе все батюшки очень молодые и мне как-то неудобно говорить это им это на исповеди. Обязательно ли в этом каяться? Может, можно в этом покаяться наедине с Богом в молитве?

Нет уж, умеем грешить – надо нам уметь и каяться, иначе грехи так и не отойдут от нас. А Вы не бойтесь: слава Богу, человек никаких новых грехов уже выдумать не может, и батюшку Вы ничем не удивите и не шокируете – он уже такого наслушался…
Но только один нюанс: исповедоваться в блудных грехах и мечтах надо очень кратко, без всяких подробностей, целомудренно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, говорят, что к беде, когда снится покойник и уводит с собой... Правда ли это? Или все это суеверие и не стоит верить снам?

Рина

Это суеверие, и не стоит верить снам. Вот что по этому поводу говорится в Библии: "Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания и приметы и сновидения — суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению" (Сир.34, 2-7) .

диакон Илия Кокин

Здравствуйте! Моему родственнику приснился сон - его покойный друг просит о помощи. Выяснилось, что жена кремировала его против его воли, отпевания не было. Что можно сделать сейчас? Заказать заочное отпевание? Покойный был крещен в православной вере.

Анастасия

Да, надо заказать заочное отпевание и заупокойный помин (на полгода или на год). Разрешительную молитву и землю нужно будет поместить в захоронение (если это могила, то закопать неглубоко, а если колумбарий, то просто положить рядом с урной).

диакон Илия Кокин

Здравствуйте. В конце августа умерла моя бывшая классная руководительница, она также была мамой моей бывшей одноклассницы. Конечно, мы ни с руководителем, ни с одноклассницей близки не были. Была на похоронах, видела эту боль близких, их душевные страдания. Вот, прошло 2 месяца, и меня стали посещать странные сны: я нахожусь в доме, где стоит гроб (и в разных снах бывает по-разному). В одном - руководитель встает из гроба и хватает меня за руку и начинает мне говорить что-то (просыпаясь, я не помнила, что именно). В другом сне - в гробу лежала ее дочь, а сама руководительница стояла рядом, причем, снова что-то говорила мне. Такие сны мне снились очень часто, иногда было страшно засыпать. В настоящее время подобные сны снятся, но реже. Причем, когда я засыпаю у меня такое чувство, что кто-то стоит надо мной. Может, я схожу с ума?.. У меня возникает вопрос, к чему снились мне такие сны? Что нужно сделать, чтобы они перестали сниться? Заранее благодарю Вас за ответ.