Когда скучно с самим собой. Почему человеку скучно наедине с собой? Жажда отвлечения: почему человеку скучно с самим собой


Как она научилась любить себя? Почему до сих пор не помирилась с бывшими мужьями? Актриса рассказала об этом «Телесемь» накануне юбилея – 28 февраля ей исполняется 65 лет.

Досье

родилась : 28 февраля 1947 года в г. Ленинграде
образование : окончила Школу-студию МХАТ
карьера в театре : работала в Московском театре сатиры, Театре им. Маяковского, с 1996 г. – актриса театра «Школа современной пьесы»
карьера в кино : снялась более чем в 100 фильмах и сериалах. Среди них – «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Дуэнья», «Самая обаятельная и привлекательная», «Моя морячка», «Иван Подушкин. Джентльмен сыска»
семейное положение : разведена, есть сын, дочь, трое внуков
ПРЕДПОЧТЕНИЯ
напиток : водка
блюдо : картошка с селедкой
книга : «Фиеста» Хемингуэя
животное : кошка, потому что это свободное животное
спорим, вы не знали, что… более 5 лет назад Татьяна попала в аварию. Теперь она не водит машину и часто ездит на метро.
– Давайте начнем с внешности. Вы не вписываетесь в привычные стандарты красоты...
– Я давно не думаю о своей внешности. Сейчас она – отражение меня самой. Все на лице написано. Но на жизнь влияет личность – ее присутствие или отсутствие. А красивая внешность… Сегодня есть, через двадцать лет – нет. Случается же, что внешность с годами становится интереснее. Вообще заметила: когда думаешь не как выглядишь, а для чего существуешь, это обязательно положительно скажется на лице. Сама по себе красота мертва. Сквозь нее должно что-то читаться. Красивые актрисы, как правило, слабые артистки. Им так и мыкаться со своей красотой. Мне гораздо интереснее лица, на которых можно нарисовать. Артистки с такой внешностью могут сыграть любую роль. Если же говорить о личном счастье, то мужчины ценят в женщинах не красоту, а совсем другие качества.
– На ваш взгляд, какие?
– Успешность, самостоятельность, а еще опять же то, насколько она интересная личность. Те же самые качества, к слову, женщины ценят в мужчинах. Мне вообще кажется, что сейчас разницы между мужчиной и женщиной нет.
– У вас, судя по биографии, были разные периоды отношения к мужчинам. То вы страстно влюблялись, то говорили, что они вовсе не нужны. Какой этап сейчас?
– Такой лояльный – что они есть, что нет. Разборки – кто с кем, когда, где – приелись уже. Мне интересно с мужем разговаривать, важно доверять его советам. А для этого он должен состояться, уметь то, чего не могу я. Около меня в данный момент таких мужчин нет.

Непримиримые отношения

– С бывшими мужьями – актерами Анатолием Васильевым и Георгием Мартиросяном – вы советуетесь, например, по поводу жизни детей?
– Нет. Я все решения принимаю сама, стараюсь обходиться без их участия. У меня же был повод с этими людьми развестись, значит, есть повод с ними не советоваться.
– Но вы же помирились с первым мужем, Анатолием Васильевым, с которым не общались 26 лет, и вместе с ним и сыном Филиппом играете в спектакле «Розыгрыш».
– Я не помирилась. Просто, когда устраивают роль, режиссер, мне все равно, с кем играть. Главное, чтобы артист был хороший, а какое он ко мне имеет отношение, дело двадцать пятое. А вот мужчин это, как ни странно, волнует: «Как это? Почему меня пригласили в этот спектакль? Кто пригласил?» Мужчины вообще сейчас очень пугливые, гораздо более неуверенные в себе, чем женщины.
– А вы всегда были уверены в себе?
– Нет, наоборот, школьницей я была очень застенчивым, зажатым, закомплексованным существом. У нас же раньше в школах не давали проявляться личности. Я стеснялась себя, старалась не смотреться в зеркало, хотела спрятаться и не выходить на улицу.
– Как же выбрали публичную профессию актрисы?
– Вот такой парадокс. Одни прячутся, другие идут навстречу страху. Я из тех, кто готов бороться. Я хотела стать актрисой, а в этой профессии нужно быть свободной, раскрепощенной и, невзирая ни на что, идти к цели. Я изменила себя. Теперь мне все равно, что обо мне думают, говорят. Главное, что я сама о себе скажу.

Балованная судьбой

– Жизненный опыт не избавил вас от максимализма?
– Я ответственно ко всему отношусь, не люблю делать что-то не на полную катушку. Вот и в спортклубе тренируюсь по-серьезному, часа два. Бегаю, занимаюсь тяжелой атлетикой, боксом – всем, что требует большого напряжения и усилий. Не представляю сейчас свою жизнь без спорта.
– И без диет?
– Да, утром, если успеваю, ем овсянку или толокно, но чаще только пью чай и иду тренироваться. Не ем сладкого, жирного, жареного. Несколько лет назад я за полгода похудела почти на двадцать килограммов и больше не поправляюсь.
– А на юбилей соберете детей, внуков за большим столом?
– Нет у нас большого стола, и выдающегося застолья не ожидается. Я не люблю дома устраивать праздники, и никто из семьи не любит сидеть, есть, пить. В день рождения у меня спектакль, после, может быть, с друзьями и, конечно, детьми сходим в ресторан.

Одиночество – в радость

– Дети, несмотря на неактерское образование, тоже потянулись в артистический мир?
– Да, Филипп, имея диплом юриста, заканчивает ГИТИС. Мы вместе играем в нескольких спектаклях. Лиза после окончания факультета журналистики работает редактором на канале «Культура» и пишет сценарии в агентствах, устраивающих праздники. Она снялась в трех картинах.
– У ваших детей уже есть свои дети. Пытаетесь вмешиваться в жизнь дочки и сына?
– По мере надобности. Все, что хотела, я им уже высказала. Для них важно мое мнение, они часто со мной советуются. Этого я добилась. А встречаемся набегами, наскоками. У нас всегда несовпадение по времени. Прошедший год у меня был очень трудный: много спектаклей, съемок в сериалах – «Закрытая школа» на СТС, «Земский доктор. Продолжение», который выйдет на канале «Россия 1». Но летом дочка с младшим внуком отдыхала в Испании, я приезжала к ним на недельку. Иногда беру на несколько дней к себе старшего трехлетнего внука Ваню. Мы очень хорошо с ним общаемся.
– Когда у детей появились семьи, вы разменяли трехкомнатную квартиру и теперь живете в однокомнатной. Привыкли к одиночеству?
– Я не знаю, что такое одиночество. Если одна, могу наконец-то отдохнуть. У меня так много занятий: ходить, гулять, читать. Мне самой с собой не бывает скучно.
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Фото PhotoXpress, PersonaStars, из личного архива Татьяны ВАСИЛЬЕВОЙ

С детства нас не учат как жить со своими чувствами. «Ты плачешь? А ну-ка прекрати» или «Сколько можно веселиться и скакать. Остановись!». Чему действительно хорошо обучают многие мамы и папы так это загонять эмоции поглубже внутрь себя. Дети гораздо более укоренены в существовании, они всегда хорошо чувствуют, что происходи в душе. Но способность осознавать эмоции и умело обращаться со своим внутренним миром – это то, чему приходится учиться. Если этого навыка нет, и с детства ребенка приучали только сдерживаться, то мы получаем человека внутри которого грохочет девятый вал, но он этого не замечает. Разумеется, ведь это очень больно – столкнуться с таким количеством чувств, о которых даже не подозревал. Иногда это значит узнать то, что полностью разрушит все представления о себе.

Если обнаружили, что боитесь одиночества, то, возможно, у Вас очень много подавленных эмоций. В этом случае помогут раскрепощающие практики для высвобождения чувств. Например, «Динамическая медитация» Ошо. Во время нее вы, двигаясь и дыша, особым образом входите в катарсическое состояние и обращаетесь вглубь себя. Благодаря этому выходит очень много заблокированной энергии.

Покинутость

Психологи выявляют множество разновидностей детских травм. Одна из них – покинутость. Переживается она в том случае, если родитель был вынужден оставить ребенка ради чего-то более важного. И тут не место обвинениям в безответственности перед малышом. Ребенок может пережить это чувство даже если мама или папа отлучатся от него всего на минутку. Во взрослом возрасте она выражается не только, как страх быть одному, но и болезненное переживание, если Вас покидают. Говорится, что травма переживается с родителем противоположного пола, а значит, вызывают её в основном супруги. Такие люди редко берутся за какое-то дело одни, им нужна компания. Они нередко страдают от необъяснимой грусти и тоски, в эти моменты у них большие детские печальные глаза. Часто жалуются и не могут самостоятельно принять решение.

Если Вы замечаете эти признаки у себя, то хорошо поможет прописывание. Каждый раз, когда ощутите необъяснимое чувство одиночества и грусти – пишите. Выразите на бумаге что чувствуете. А потом отложите её в сторону и поговорите со своим эго. Скажите такие слова: «Я знаю, что давно в детстве, когда я нуждался во внимании больше всего, я пережил покинутость. И я знаю, что чувство страха и одиночества приходит ко мне для того, что бы я не испытал больше покинутости. Это чувство толкает меня в общение из страха, а не из желания общаться. Сейчас я вижу этот страх и хочу освободиться от него. Я могу позволить себе больше не спасаться от того, что меня оставляют. У меня есть силы, чтобы пережить боль покинутого человека и отпустить её. Мне больше не нужно все время таскать от панцирь с собой. Да будет больно, но только первое время, пока я не научусь спокойно смотреть в глаза своему страху. Я беру на себя ответственность за результаты своего решения». Прочувствуйте каждое предложение.

Одиночество – путь к наполненности

Это вовсе не значит, что общение разрушает нас. Дело в том, что, общаясь, мы или отдам или берем. Человек, который не укоренен в себе, не знает себя глубоко, не слышит голос своей души, обнаруживает что он только берет. Ему нечего дать в отношениях, он опустошен и растерян. Это игра нашего эго. Пока оно в социуме или чем-то занято у него есть четкое представление о себе самом. «Я стоматолог. Мать троих детей. Жена.» Мы прикрываемся социальными ролями, чтобы не обнаружить однажды отсутствие эго. Ведь это будет означать, что нас такими как мы себя знали нет. Нет и того, ради чего мы долго работали. Есть лишь душа и то как она себя чувствует. Но этого мы не видим, спрятавшись за бесчисленными масками. Мы живем в пространстве, где для души нет места. Отсюда и причина такого низкого уровня энергии, причина того, почему нам нечего дать. Мы настроены только брать и лишены харизмы, воодушевления, легкости. Все потому что там, где нет души нет места всему этому, нет ресурса. Вот все зачем мы так страстно охотимся: покой, радость, удовлетворенность. Но они лежат в области, где мы никогда их не ищем. Они растут на полях внутреннего безмолвия и осознания себя. Все самые ценные сокровища ждут нас в пространстве души. Души одинокой для социума, но единой с Богом.

Я в аэропорту Новосибирска.
Новосибирск - хороший город. Там есть "День Аиста" (люблю, целую, обожаю), Дом культуры имени Клары Цеткин (по дороге увидела) и вайфай.

А пока я ехала в автобусе из Барнаула в Новосибирск, я слушала книжку Н. Хилла "Думай и богатей".
И когда Н. Хилл рассказывал историю своего сына (мальчик родился без ушей, а папа сказал - "Идите все в баню! Я решил, что он будет слышать, и отвалите все к чертовой матери со своими прогнозами и языком жестов!" - и мальчик не стал глухонемым, благодаря его усилиям, слышал, говорил и вообще очень успешный получился товарищ) , я вот о чем подумала.

Когда ребенок делает что-то не так, или не делает что-то, что надо, чтобы делал, или когда я сам делаю что-то не так или не делаю вообще, или когда кто-то там ещё делает или не делает, иногда полезно не эмоционировать понапрасну, а сесть и разнести информацию по этой проблеме на три зоны.

Нарисовать, например, три кружочка.
Один кружочек назвать "Физический мир", другой "Психический мир" (в скобочках уточнение - "чей?"), третий - "Мнение" (в скобочках - "чье?").

И сидим, собираем в кучу весь "ужас, ужас, ужас" (на консультациях я обычно на этом этапе очень комплексую, потому что вечно сижу и думаю "ну хде, хде тут ужас? ну что вот я опять сижу и не вижу никакого ужаса, ну..."), и записываем все эпизоды ужаса по степени нанесения ущерба физическому миру (бьет стекла в окнах, дерется с дедушкой, плюет в чужие стаканы), психическому миру чьему-нибудь (обзывает учительницу дурой, влюбляется в Президентов), и, главное, чьему-нибудь мнению (одевается в шапку с черепами, ходит с высунутым языком, любит целовать мышей).

Обычно процентах в 80 случаев (а то и больше, могу поспорить), ужас будет лежать в последнем кружочке - ребенок или ты сам не соответствуешь чьему-то мнению. Общественному, например.
Общество или некто же знает, как должно быть. А тут такое безобразие. Срочно надо исправить и привести в соответствие!

И вот тут неплохо бы не забывать, что общество наше в целом очень агрессивно к детям (можете кидаться тапками, но я так считаю. Наследственность у нас плохая, не то что у египтян), и когда я явно вижу, что все мои с ребенком "ужас, ужас, ужас" лежат в кружочке "чье-то мнение" - значит, суть проблемы заключается на самом деле в том, что некто, агрессивно настроенный к моему ребенку, пытается воздействовать на моего ребенка.
И я, по идее, имею право ребенка от этого агрессора ограждать или брать удар на себя. А не пытаться ребенка и себя перекраивать.

То есть я, собственно, про то, как важно это осознавать и уметь в такие моменты сказать "Идите все в баню! Я решил, что он будет слышать, и отвалите все к чертовой матери со своими прогнозами и языком жестов!"

Правда, тут есть одна важная вещь: надо быть твердо убежденным, что "мальчик будет слышать".

Но это уже другая история.

У народной артистки России Зинаиды Шарко - юбилей. Возраста она не скрывает - 80. Да и что скрывать - энергии у Зинаиды Максимовны хватит на дюжину двадцатилетних коллег - спектакли в родном БДТ, гастроли, воспитание правнука... Собкору "Известий" в Санкт-Петербурге удалось встретиться с легендарной актрисой после очередной репетиции.


вопрос: Над чем вы сейчас работаете?

Ответ: Готовим возобновление спектакля по пьесе венгерского автора Иштвана Эркеня "Кошки-мышки". Впервые он был сыгран 35 лет назад. Шел 1974 год, значит, мне было... Сколько же мне было-то? (Смеется).

в: Вы как-то писали, что были на 20 лет моложе своей героини.

О: Да-да! А сейчас я на столько же ее старше. Если раньше была проблема, как меня состарить - и парик мне придумывали, и "дороги" вместо морщин рисовали, то сейчас - как меня омолодить. Потому что в пьесе несколько раз заходит речь о возрасте, и когда мать моего возлюбленного спрашивает: "Сколько тебе лет, деточка?", я отвечаю: "Шестьдесят два". А мне - восемьдесят!

в: Помнится, в первой постановке проблема "старения" решилась сама собой - из-за травмы у вас чуть было не отнялись ноги и походка стала несколько неуверенной. К счастью, на время...

О: Да-да, было такое. Хотя у меня-то проблемы не было - я ведь себя не вижу. Она была у тех, кто смотрел (смеется). С нами работал Георгий Александрович (главный режиссер БДТ Товстоногов. - "Известия"), а он был зритель дотошный, не позволял никакой приблизительности. Он так высказался о моей Эржи: "Серпом по одному месту..." В общем, надеюсь, если буду хорошо играть, зритель не задумается, сколько мне лет. Что же касается моего внутреннего состояния, то оно и тогда меня устраивало, и сейчас вполне устраивает.

в: Раз уж вы заговорили о годах: на какой возраст вы себя ощущаете?

О: В зависимости от ситуации. Когда я общаюсь со своим правнуком Ваней, мне 7 лет. А когда устаю после репетиции, как сегодня, чувствую себя на все свои восемьдесят.

в: Некоторые товстоноговские актеры признаются, что, репетируя, слышат голос Георгия Александровича. Как будто бы он здесь, в зале. С вами такое бывает?

О: Нет, я бы не сказала. Но все, что я делаю, всегда сверяю с ним. Хотя о том, как он меня оценивал, узнала не от него. Как-то пришел к нам один драматург, кажется, это был Гельман, стал восхищаться... Я ему говорю: "Вот вы хвалите, а все меня тюкают". А он и отвечает: "Георгий Александрович сказал, что у него было три настоящие радости - Стржельчик в "Цене", Лебедев в "Истории лошади" и Шарко в "Кошках-мышках". А уже после того, как Георгия Александровича не стало... 23 мая будет 20 лет, как его нет с нами... Так вот, его сестра, которую мы называли Додо, сказала мне: "Зина, он тобой гордился". И я все время забочусь о том, чтобы он продолжал мной гордиться.

в: Вы пришли в БДТ в один год с Товстоноговым, были в его первом "призыве", проработали с ним 33 года, а ведь его считали авторитарным режиссером, называли тираном и деспотом...

О: Не верьте вы этим байкам, не был он никаким деспотом! Он как ребенок был у нас - беззащитный ребенок! И мне было совсем не страшно, когда он приходил на спектакли. Наоборот... Ну вот как ученик хочет показать учителю, что у него все получается, так мне было радостно: он в зале и ему нравится. Когда ему что-то нравилось, он так похрюкивал немножко, мы все это знали. И если слышали, что он хрюкает, это была высшая похвала - ничего счастливее и быть не могло. А вы говорите - деспот... Он обожал артистов!

в: Свое отношение к Товстоногову вы определили словом "влюблена". Так и было?

О: А как же иначе! По-моему, обязательно нужно быть влюбленной и в режиссера, и в партнеров. На холостом-то ходу ничего не сыграешь.

в: И все-таки про питерский БДТ говорили, что это режиссерский театр, что Товстоногов артистам свободы не дает. И это байка?

О: Он давал нам полную свободу, полную! Пол-ну-ю! Он не диктовал, а... Определял, что ли... Ну вот как было со мной в "Трех сестрах"? Я там играла Ольгу. Был предел счастья, когда я получила эту роль! Потому что была влюблена в пьесу - еще в институте мы всем курсом ходили на мхатовских "Трех сестер", после слова произнести не могли от восторга. А как начали репетировать... У моей Ольги монолог в начале, монолог в конце, а в середине-то что играть?! У всех героев такие судьбы, а у меня - дежурные, ничего не определяющие слова... И Георгий Александрович просто сказал: "Зина, попробуйте сыграть капитана тонущего корабля". И сразу все встало на места: походка, осанка, манера говорить... Вот такие вещи решающие он подсказывал, а в остальном - полная свобода.

в: Очень многие товстоноговские актеры говорят, что за 20 лет, прошедших после кончины Георгия Александровича, им не встретился режиссер, хотя бы приблизительно на него похожий...

О: А похожего и быть не может. Он неповторимый. Мы все были им научены на всю жизнь. Я, например, научена брать от любого режиссера все, что он может дать. И не только от режиссера - от любого человека. Бывает, сталкиваюсь с какой-то критической позицией, замечаниями... Поначалу категорически не согласна, а потом подумаю-подумаю - и немножечко возьму.

в: В каких спектаклях вы сейчас играете, не считая возобновления "Кошек-мышек"?

О: В нашем театре - "Квартет" (спектакль БДТ им. Г.А. Товстоногова в постановке Николая Пинигина. - "Известия"). Еще есть антрепризный спектакль "Старая дева", где мои партнеры - Инна Чурикова и Александр Михайлов . Его мы уже 10 лет с успехом играем.

в: С антрепризой, наверное, приходится много ездить?

О: Да, очередная поездка уже в июне.

в: А в кино вы сейчас снимаетесь?

О: Пока предлагают вещи, от которых я отказываюсь, - материал откровенно плохой. Не хочу никого обижать, поэтому придумываю причины - здоровье, то, се... И принципиально не работаю в сериалах! Один раз столкнулась с сериальной продукцией в "Русских амазонках" - всё, хватит. Черт-те что там происходит - бывает, текст приносят только на съемку!

в: Вы не назвали "Бандитский Петербург", где сыграли уборщицу - бывшего следователя прокуратуры, а ведь это тоже сериал...

О: Это не сериал! Во-первых, режиссер - Бортко, ему я доверяю. Во-вторых, очень интересный материал. Роль выписана изумительно! Потом я узнала от автора - Константинова, что эта уборщица - реальный персонаж, что вообще весь сюжет построен на реальных событиях, не придумано черт знает что.

в: Какие из сыгранных вами ролей стали любимыми?

О: Как тут скажешь? Когда играешь - они все любимые, близкие, как дети... Конечно, это "Три сестры", володинские "Пять вечеров"... Кстати, недавно, в феврале, был володинский фестиваль(Всероссийский театральный фестиваль им. Александра Володина в Санкт-Петербурге. - "Известия"), и мне дали премию, как первой исполнительнице роли Тамары (героиня "Пяти вечеров". - "Известия"). А вообще, оглядываясь назад, я бы так сформулировала: любимые роли - те, после которых жалко разгримировываться.

Все больше людей находят у себя симптомы дефицита внимания, а отсутствие интернета в поездке или долгой очереди многим может показаться катастрофой. Принято винить во всем современный темп жизни и цифровые технологии - но далеко не все ученые верят в то, что лишь смартфоны, соцсети и бесплатные сериалы мешают нам проявлять чудеса концентрации и самосозерцания. Возможно, человеку от природы скучно с самим собой?

Жизнь предлагает нам немало испытаний, и попытка в течение нескольких минут развлекать себя только с помощью собственных мыслей, на первый взгляд, кажется одной из самых простых задач. Можно обратиться к любимому воспоминанию детства, составить список планов на выходные или попытаться решить одну из рабочих проблем. Но оказывается, люди находят это задание невероятно сложным. И, согласно новому исследованию, они готовы прибегнуть к электрошоку, чтобы получить хоть какое-то развлечение.

«Мы, как и все вокруг, заметили, насколько люди привязаны к современным технологиям, и обратили внимание на то, что они, похоже, избегают занимать себя только своими мыслями , - рассказал руководитель исследования Тимоти Уилсон из Университета Вирджинии. - И задумались над тем, говорит ли это явление что-то фундаментальное о человеческой способности развлекать себя. У человека огромный мозг, полный приятных воспоминаний и способный порождать фантазии - трудно представить, что провести несколько минут наедине с собой может быть так трудно».

Команда ученых провела 11 экспериментов, в большинстве из которых они просили участников убрать все, что могло бы их отвлечь, и развлекать себя только с помощью размышлений 6–15 минут. После первых шести исследований, 58% участников обозначили сложность задачи как среднюю или выше средней, а 42% признались, что уровень получаемого удовольствия от подобного времяпрепровождения был ниже среднего. В ходе седьмого исследования участники выполняли задание дома, и 32% признались, что жульничали, пользуясь своими мобильными телефонами, слушая музыку или делая что-то еще. Они оценили задание как гораздо менее приятное в сравнении с другими занятиями, такими как чтение журналов или решение кроссвордов.

В самом удивительном исследовании участники получали возможность добровольно давать самим себе разряд электрошока в течение «периода размышлений». Перед началом эксперимента они могли попробовать устройство, чтобы узнать, насколько болезненным будет электрошок. И, несмотря на это, даже среди тех, кто сказал, что готов заплатить, лишь бы больше никогда не испытывать электрошока, четверть женщин и две трети мужчин прибегали к нему, когда оставались наедине с собственными мыслями (один участник нажал на кнопку 190 раз за 15 минут).

Почему развлечь самого себя так сложно? Возможно, участники просто не могли определиться, в какое русло направить свои мысли? Нет. В нескольких исследованиях подопытным предлагали темы, на которые они могли фантазировать, но это никак не повлияло на их оценку сложности и приятности задания.

Возможно, современные технологии разрушают наш мозг? Нет. Удовольствие никак не связано с эрой смартфонов и социальных медиа. Уилсон считает, что использование технологий - скорее симптом, чем причина нашего неумения развлекать себя. Он предложил «гипотезу сканера»: млекопитающие эволюционировали, чтобы исследовать окружающую среду на предмет опасностей и возможностей, поэтому глубокая фокусировка на внутреннем мире в течение нескольких минут для них не очень естественна.

Чтобы подтвердить эту гипотезу, Уилсон и его коллеги дали некоторым из испытуемых совсем небольшую возможность отвлечения - резинку, которую можно было теребить. В других экспериментах они разрешили некоторым участникам наблюдать за экраном компьютера, на котором изредка мелькали сообщения. По сравнению с «чистыми» экспериментами тут результаты оказались более запутанными - иногда такие задания приносили больше удовольствия, иногда меньше, иногда ровно столько же. Несмотря на то, что исследователи не получили убедительных доказательств гипотезы, Уилсон заявил, что уверен в ее правоте.

Возможно, некоторая практика может облегчить задачу уединения со своими мыслями. Ученые нашли небольшую зависимость между опытом медитаций и способностью развлечь себя. Возможно, один из плюсов медитации - в том, что она учит нас контролировать свои мысли.