Коротко о конфликте. Понятие конфликт

Различают две большие группы конфликтов: конструктивные и деструктивные. Разнятся они, в основном, тем, что первые направлены на содержание конфликтной ситуации и поиск вариантов решений, тогда как вторые связаны с "выяснением отношений". Конструктивные конфликты не возбраняются. Они способствуют прояснению позиций и выработке нового единства учебной группы. Деструктивные разрушают учебный коллектив и его связь с педагогом.

Симптомы конфликтов

1. Ограничение и удержание информации . Учащийся явно показывает – вербально и невербально, что он знает ответ на вопрос, но не скажет его.

2. Ложь . Намеренное искажение информации для сохранения своих позиций.

3. Группировка . Обычно применяется как средство группового давления.

4. Нокдаун . Вербальная (иногда физическая) агрессия. В этом случае участники конфликта награждают друг друга необщепринятыми прозвищами.

5. Избегание . Сюда относятся частые пропуски занятий, демонстрация незаинтересованности происходящим в учебной группе, игнорирование учителя (преподавателя) и т.п.

6. Экспертирование . В этом случае, прервав учителя, учащийся высказывает свое мнение, при этом ссылается на свой опыт или заимствованный у родителей либо из книг. Педагоги тоже нередко прибегают к этому приему.

7. Подавление эмоций и рационализирование . Вместо того, чтобы разрядиться эмоционально, участник конфликта зажимает чувства внутри себя и, оставаясь внешне спокойным, пытается рассуждать логически.

8. Перемена темы .

9. Самые ранние симптомы напряженности - вздохи , явно не к месту, когда человек вздыхает, как будто у него на плечах - все тяготы мира.

Подобные вздохи – признак раздражения, что-то не устраивает ребенка (или взрослого) в вас, в ситуации, и если оставить их без внимания, взрывчатый материал для конфликта будет накапливаться.

10. Нерешительное молчание . Вы можете заметить, что учащийся вроде бы делает попытки заговорить с вами, речевые усилия видны на лице - но почему-то слова остаются невысказанными (а ведь они могли быть очень важными, могли помочь разобраться в ситуации). Если не облегчить ученику выведение эмоций "наружу", опять-таки может пополниться склад взрывчатых конфликтных веществ.

11. Напряженные движения лицевых мускулов . Человек может "играть" желваками и когда просто смотрит на вас, и когда говорит (взгляд при этом "хищный"). Это признак очень большого напряжения и раздражения.

12. Отворачивание . Раньше учащийся смотрел на вас, когда говорил, либо его лицо было, по крайней мере, развернуто в вашу сторону. Теперь же он старательно отводит глаза и отворачивается, что бы он вам ни говорил, вплоть до сообщения сегодняшнего числа. Создается впечатление, что ему сам вид ваш противен. Однако тон его высказываний - фальшиво-оптимистичен.



13. Использование укороченных фраз . Он и раньше был не очень речист, но сейчас может побить все рекорды составителей телеграмм. Ни одного лишнего слова, а иногда некоторые пропускает. В речи превалируют существительные и глаголы "Приду. Сдал. Сделаю. Это не так. Я напишу. Нет. Не буду. Устал".

14. Дудлинг – рисование различных узоров и фигурок, когда говорит с вами. Это пример ухода – с одной стороны, вроде бы и слушает и кивает головой, а с другой, – показывает, что все ваши слова – явная чепуха, ради них не стоит отказываться от замалевывания бумаги.

14.3. Стили поведения в конфликте

Можно выделить пять основных типов поведения в зависимости от того, насколько участники конфликта заинтересованы в получении преимуществ для себя в этом взаимодействии или не заинтересованы (вертикальная ось), а также насколько они заинтересованы в том, чтобы и другие получили в результате разрешения конфликта определенные преимущества (горизонтальная ось) или не заинтересованы в этом. Остановимся на этих типах поведения более подробно.

Суровый боец или конкурент (стиль конкуренции). Такой человек очень заинтересован в получении выгод для себя и совершенно не склонен, чтобы их получили другие. Он беспощадно отстаивает свои интересы, невзирая на окружающих. Свое поражение воспринимает как слабость, снижение статуса, разрушение собственной самооценки. Его цель - победа, полное подчинение "противника". Именно победа дает ему радость, оживляет его, придает жизни остроту. При этом такому человеку совершенно не важно, из-за чего разгорелся конфликт - из-за опоздания, повышенного тона голоса, косого взгляда, толчка соседа, заниженной отметки - он всегда готов настоять на своем и по-другому быть просто не может. Чувства остальных его попросту не трогают.

Избегатель (стиль уклонения) мало заинтересован как в собственной выгоде, так и в выгоде другого. Конфликт воспринимается как "наказание божье", непродуктивная ситуация. Избегатель всячески старается его избежать. При возникновении напряженности либо просто замолкает, либо старается уйти. Перекладывает "решение проблемы на других.

Лакировщик (стиль приспособления). Низкая заинтересованность в получении выгоды для себя и высокая - для другого. Это неуверенный и всегда готовый уступить человек, невзирая на свои собственные интересы и мнение (но они, тем не менее, у него имеются). Ставит согласие и внешнее спокойствие во главу угла. Недовольство и конфронтация воспринимаются им как крайне неприличное поведение. Всегда соглашается с любым решением других, всегда находит впоследствии мелкие отговорки, возражения, замечания, благодаря чему ответственность ложится на всех, кроме него.

Примиритель или компромиссник (стиль компромисса). У него средняя заинтересованность в получении собственной выгоды и средняя заинтересованность в получении выгоды другим участником конфликта. Считает, что все в конфликте что-то неизбежно теряют, поэтому соглашение может быть достигнуто только тогда, когда все немножко друг другу уступят. Правда, при этом все остаются не очень удовлетворенными, но он считает, что этим можно пренебречь.

Наконец, соратник или решатель проблем (стиль сотрудничества). Высоко заинтересован как в получении собственной выгоды, так и в получении выгоды другими участниками конфликта. Человек, придерживающийся этого стиля, стремится создать ситуацию, когда цели и потребности всех вовлеченных сторон могут быть осуществлены. Ищет решения, приемлемые для всех, таким образом, чтобы и ответственность за них разделили также все. Для него важен конструктивный выход из конфликта, а не победа или поражение.

Биполярность как наличие и противостояние двух начал обязательно присутствует в любом психологическом конфликте. Идет ли речь о внутриличностном конфликте, межличностном или о межгрупповом - в любом случае в конфликте присутствуют две инстанции, противостоящие друг другу.

Биполярность, или оппозиция, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.

Активность, направленная на преодоление противоречия, также характерна для любого конфликта и в разных обозначениях присутствует, видимо, во всех определениях конфликта (что неудивительно: вспомним, что по самому своему происхождению слово «конфликт» - это столкновение). Эта активность называется «столкновением», «несовместимостью», «противодействием» и т. д.

Активность -- другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта.

В контексте проблемы определения конфликтов это свойство может быть обозначено как биполярность, что означает и взаимосвязанность и взаимопротивоположность одновременно. Истинная точка зрения может существовать, только если с ней сосуществует ложная. Противостояние интересов предполагает наличие двух противоречащих друг другу или несовместимых интересов. Борьба мотивов также возможна только при их множественности.

Биполярность как особенность конфликта, видимо, характерна и для случаев более широкого социального противостояния. Сама по себе биполярность еще не означает столкновения двух разных начал. Их подлинная противоположность обнаруживает себя не просто в их сопоставлении, но в их противостоянии, предполагающем «борьбу», активное взаимодействие, направленное на преодоление разделяющего их противоречия. Южный и Северный полюсы, при всей их полярности, «полюсности» в буквальном смысле слова, не находятся в конфликте друг с другом.

Наличие субъектов конфликта -- ещё один признак, субъект -- это активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Как правило, субъекты конфликта обладают особым типом сознания -- конфликтным. Находиться в конфликте можно только с кем-то - с другой группой, с другим человеком, с самим собой. То, что конфликт требует наличия субъекта или субъектов, представляющих его стороны, предполагает возможность (по крайней мере, потенциальную) активных и осознанных действий со стороны данных субъектов. Этим конфликт отличается от противоречия, стороны которого не обязательно должны быть представлены субъектами.

Конфликт

Файл:Inner Reservation demo in New Delhi.jpg

Конфли́кт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями , выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии .

Общее определение

Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

Также конфликт может пониматься как противодействие свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности.

Признаки конфликта

Биполярность

Биполярность, или оппозиция, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.

Активность

Активность - другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта.

Субъекты конфликта

Наличие субъектов конфликта - ещё один признак, субъект - это активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Как правило, субъекты конфликта обладают особым типом сознания - конфликтным. Противоречие представляет собой источник конфликтных ситуаций только для субъектов-носителей конфликтного типа сознания.

Конфликтогенез

Конфликтогенез - это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро - конфликт .

Конфликт - это результат конфликтогенеза, а вот то, что стоит у истоков процесса, тот «пункт», ту частицу, из которой процесс зарождается, тот ген, из которого в процессе генезиса развивается конфликт, можно считать конфликтогеном .

Конфликт в психологии

Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Конфликт в программировании

Ситуация, возникающая в результате несовместимости результатов действий различных программ/алгоритмов.

Например: конфликт происходит, когда одна подпрограмма пробует обновить запись, или таблицу, которая уже блокирована другим пользователем или подпрограммой. Такие конфликты являются одной из основных причин «зависаний» компьютеров.

Конфликт в литературе

Конфликт художественный - разногласие, противоречие, столкновение, острая борьба, воплощенные в сюжете литературного произведения.

Художественный конфликт может отражать политические, философские, нравственные и др. разногласия художественных персонажей или противоречия эпохи. Непреходящее значение произведения во многом определяется тем, насколько полно в нём нашли отражение противоречия времени.

Каким бы образом ни проявлялся Конфликт художественный, обычно он лежит в основе проблематики произведения, а приемы и способы его разрешения обусловлены авторским замыслом.

Конфликт является основой динамично развивающегося сюжета. Именно конфликт, развертываясь в сюжете, определяет те или иные поступки действующих лиц, ход и характер событий. В избранном типе конфликта писатель выражает свое понимание реальных жизненных противоречий.

Не следует думать, однако, что конфликт - основа всякого сюжета. Сюжеты многих литературных произведений не имеют основного конфликта, попытки выявить такой конфликт могут привести к ошибкам.

Конфликт может быть мнимым, иллюзорным - в этом случае иллюзорным, призрачным становится и сюжет произведения, как это произошло, например, в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Ведь Хлестаков - это мнимая величина, по отношению к нему уездные чиновники ведут себя неадекватно. Их усилия, потраченные на то, чтобы избежать гнева важной петербургской особы, их лихорадочная суета - это всего лишь бег на месте.

Кроме основного конфликта - двигателя сюжетного действия - в произведении могут быть разнообразные частные конфликты, возникающие во взаимоотношениях персонажей. В сложных, многоплановых произведениях (например, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир») частные конфликты необходимы для того, чтобы точнее воссоздать панораму жизни общества, быт, эпоху, сложность и противоречивость характеров людей.

В некоторых произведениях нет ясно выраженного конфликта, его заменяет конфликтный фон. Его присутствие, например, в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», как и в других его пьесах, проявляется в повышенном беспокойстве, даже нервозности персонажей. Источник такого их поведения внешне никак не определен. Это не результат какого-либо явного конфликта, нарушающего размеренное течение жизни. Причина немотивированных поступков, странных реплик, срывающихся с уст персонажей, какой-то бестолковой суеты, время от времени возникающей в доме Раневской, - не событийная, а психологическая. Поэтому в чеховских пьесах сюжетное действие отходит на второй план, а главным становится психологический подтекст, проступающий за множеством частных бытовых конфликтов.

Юридический конфликт

Юридический конфликт - ситуация, в которой две или более стороны противостоят друг другу, спорят по поводу юридических прав, обязанностей. Юридический конфликт может возникнуть по поводу признания, восстановления, нарушения юридических прав, неисполнения юридических обязанностей.

Юридический конфликт является разновидностью социального конфликта . Это значит, что в возникновении, развитии и даже разрешении юридических конфликтов можно обнаружить следы действия общих закономерностей зарождения, вызревания и разрешения социального конфликта. Хотя уже в силу того, что юридический конфликт возникает только между людьми, ими же раздувается, в основе юридических конфликтов лежат извечные устремления людей к не менее известным ценностям - богатству, власти, статусу. Вместе с тем юридический конфликт, являясь самостоятельным видом социального, не может не иметь особенностей.

Далее, юридический конфликт налицо, если спорят по поводу объёма или характера юридических прав, по поводу притязаний на те или иные права, по поводу перераспределения юридических прав и обязанностей. Важной характеристикой юридических конфликтов является наступление юридически значимых последствий (появление или исчезновение у сторон юридических прав, юридических обязанностей, изменение их объёма и пр.), а также специальные формы и процедуры фиксации и разрешения юридических конфликтов.

Политический конфликт

Антиконструктивные действия, причиной которых послужили различия интересов политических групп (под интересом подразумевается совокупность интересов членов группы).

Политический конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Он может быть определен как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы. Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию интересов и признание их общественно необходимыми, за все то, что составляет власть и политическое господство. Конфликты, отражая соперничество тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структурирование всего политического процесса.

Ведущую роль в возникновении конфликтов играют, как это признано конфликтологическими исследованиями, социальные факторы. Среди данного рода детерминант выделяют три основные причины, лежащие в основе политических конфронтаций:

  • разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т. д. Эти, условно говоря, объективные источники политических конфликтов чаще всего детерминируют противоречия между правящей элитой и контрэлитой , различными группами давления, ведущими борьбу за части государственного бюджета, а равно и между всеми иными политическими субъектами системы власти. Внешнюю направленность такого рода конфликтов, как правило, удается погасить достаточно легко. Однако искоренить источники конфликтной диспозиции сторон, различным образом включенных в политическую борьбу, можно только путем преобразований, либо меняющих саму организацию власти в обществе, либо реформирующих социально-экономические основания политической деятельности конкурирующих субъектов;
  • расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. В разрешении таких конфликтов найти компромисс часто бывает очень трудно;
  • процессы идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. Такого рода конфликты характерны, прежде всего, для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью. Такие же противоречия возникают и в тех странах, где напряженность в отношениях с правящими структурами вызывает защиту людьми культурной целостности своей национальной, религиозной и тому подобной группы.

Супружеские конфликты

Причины всех супружеских конфликтов подразделяются на три большие категории:

  1. конфликты на почве несправедливого распределения труда (разные понятия прав и обязанностей);
  2. конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребностей;
  3. ссоры из-за недостатков в воспитании.

По поводу первой причины следует отметить, что главным в распределении семейных обязанностей является именно согласие на конкретное положение дел обоих супругов. Вследствие этого и традиционная (с разными обязанностями супругов) и эгалитарная модель распределения семейных обязанностей могут оказаться вполне приемлемыми для семейного благополучия, когда они удовлетворяют обоих супругов.

  • Приспособление - одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
  • Избегание - уход от конфликтной ситуации.
  • Компромисс - совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.
  • Соперничество - активное противостояние другой стороне.
  • Сотрудничество - попытка прихода к совместному решению.

Виды конфликтов

  • Внутриличностный конфликт
  • Внутригрупповой конфликт
  • Межгрупповой конфликт
  • Межклассовый конфликт
  • Внутриорганизационный конфликт

Примечания

Литература

  • Вдовина М. В. Межпоколенческие отношения: причины конфликтов в семье и возможные пути их разрешения // Знание. Понимание. Умение . - 2009. - № 3 - .
  • Зубок Ю. А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 179-182.
  • Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991.
  • Луков Вал. А. , Кириллина В. Н. Гендерный конфликт: система понятий // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 86-101.
  • Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко - Минск: БГУИР, 2008.
  • Сысенко В. А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. М.: 1981.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Конфликт" в других словарях:

    конфликт - (от лат. conflictus столкновение) столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. conflictus) в психологии столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Психологически конфликт связан с тем, что ослабление одного мотивирующего стимула ведет к усилению другого и… … Философская энциклопедия

    - (лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди,… … Политология. Словарь.

    - (лат. conflictus, от confligere сталкиваться). Столкновение, спор, распря. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНФЛИКТ лат. conflictus, от confligere, сталкиваться. Столкновение, спорь, распря.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (буквально «столкновение»). В широком смысле К. следует называть ту систему противоречий, к рая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей, которая развертывается в каждом… … Литературная энциклопедия

    См … Словарь синонимов

Конфликтом является столкновение совершенно противоположных интересов, мнений, целей или взглядов оппонентов во взаимодействии друг с другом.

В основе любой конфликтной ситуации лежит противоречие сторон по какой-либо причине, или разногласия внутри рабочего коллектива о стратегических целях и средствах их достижения, или обычное несовпадение интересов и мнений. Конфликт начинается именно тогда, когда одна из сторон начинает действовать и притеснять интересы другой стороны. Если же со стороны оппонента происходит ответный шаг, то конфликт из потенциального превращается в актуальный.

Выделяют следующие элементы конфликта:

  • Образы конфликта;
  • Предполагаемые действия сторон конфликта.

Конфликт может сопровождаться наличием одной или нескольких конфликтных ситуаций.

Конфликтная ситуация – это столкновение разных интересов и мнений, которые находятся под влиянием многих внешних и внутренних факторов, а также различных условий и обстоятельств.

Выделяют следующие элементы конфликтной ситуации:

  • Сторона конфликта (участники или субъекты);
  • Интересы и преследуемые цели;
  • Позиции и принципы конфликтных сторон;
  • Значимые разногласия между интересами и целями участников;
  • Объект конфликтной ситуации (материальное или духовное благо);
  • Повод конфликта;
  • Условия, на которых строится конфликт;
  • Причины возникновения конфликта.

Первыми попытками научного объяснения конфликта были использованы еще в трудах античных философов и мыслителей (Конфуций, Платон, Аристотель и т.д.). В первых теоретических рассуждениях была выделена наука конфликтология, определение основных причин возникновения конфликтов, способов и путей их разрешения. Конфликтология основывалась на нескольких основных направлениях:

  1. Социологическом;
  2. Психологическом;
  3. Социально-психологическом.

Современная наука выделяет для себя главную и единственную особенность в развитии конфликтологии – практические направления в работе с конфликтами, вместо теоретических исследований.

Виды и типы конфликтов

Для того чтобы суметь правильно растолковать конфликт, его сущность и возможные последствия необходимо знать его основные виды и типы. Вид конфликта определяется выбором варианта конфликтного взаимодействия и выделяется по определенным признакам (способ решения, сфера проявления, направленность воздействия, степень выраженности и т. д.).

По способу разрешения конфликты бывают:

  • Антагонистичные – способ решения конфликта заключается в отказе всех сторон, кроме одной от участия в споре. Именно она как раз этот спор и выигрывает. К примеру, выборы в органы власти.
  • Компромиссные – конфликтные ситуации могут быть решены несколькими путями: взаимное изменение целей участников, сроков или условий. Благодаря взаимной заинтересованности участников конфликт можно решить с помощью переговоров.

По сфере проявления конфликты бывают:

  • Политические – разногласия по поводу распределения полномочий власти, различие политических интересов.
  • Социальные – представляют собой расхождение интересов в системе отношений между группами людей. Такой вид конфликта проявляется забастовками или выступлениями большой группы сотрудников.
  • Экономические – основная проблема заключается в противоречиях между отдельными личностями или группой людей, которые преследуют различные экономические интересы. Этому может послужить желание обладать определенными ресурсами, сферами экономического влияния или финансовой независимостью.
  • Организационные – конфликт может возникать между представителями разных должностей по поводу функционального распределения обязанностей между сотрудниками организации, изменения работы некоторых структур управления, изменения положений об оплате труда.

По направленности воздействия конфликты делятся на:

  • Вертикальные – власть между участниками конфликта распределяется по вертикали сверху вниз (от начальника к подчиненному, от высшей организации к предприятию). Поэтому возникают различные условия для участников конфликтной ситуации.
  • Горизонтальные – конфликт происходит между равными участниками (руководители одного уровня, поставщик – потребитель).

В зависимости от количества участников конфликта их разделяют на следующие типы:

  • Внутриличностный – столкновение мнений, интересов и мотивов внутри самой личности. Основная проблема заключается в том, что необходимо выбирать между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять что-то и соблюдением определенных стандартов. Для того чтобы выбрать правильное решение человек может тратить очень много сил и энергии. Из-за этого возникает эмоциональная напряженность, которая в последствии перерастает в стресс. Данный конфликт может возникнуть из-за несовпадения личностных ценностей с производственными требованиями. Правильное решение достаточно сложно принять, когда возникает столкновение между желанием, возможностью и необходимостью.
  • Межличностные – конфликт между отдельными людьми.
  • Межгрупповые – возникают по причине столкновения интересов между различными группами и подразделениями.

В результате нарушения потребностей могут возникнуть такие типы конфликтов:

  • Когнитивный – столкновение взглядов, мнений, знаний. Основной целью каждого участника конфликта является убедить оппонента в правильности своей позиции и точки зрения.
  • Конфликт интересов

Схема конфликта

Структура конфликта может быть представлена в виде следующей схемы:


Где, S1- S2 – участники конфликта; П – предмет конфликта; ОК1 – ОК2 – образы конфликтной ситуации; М1 – М2 – мотивы конфликта; Р – Р2 – позиции оппонентов.

Какие есть способы управления конфликтами?

  1. Организационные способы – обеспечивают сбалансированность в распределений функций и обязанностей, прав и полномочий.
  2. Экономические – обеспечивают максимальную экономическую самостоятельность и безопасность субъектов деятельности, устанавливают четкие экономические правила ведения бизнеса.
  3. Правовые – поддерживают правовую систему для обеспечения эффективных экономических связей и способов деятельности.
  4. Психологические – проведение специальных процедур по устранению психологических барьеров.
  5. Силовые – использование силовых методов воздействия на конфликтующую сторону для решения возникших проблем.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Стратегия поведения в конфликте необходима для того, чтобы определиться с нормами поведения в сложившейся ситуации.

Ведущие специалисты разработали целую концепцию поведения человека в конфликтной ситуации, выбор необходимой стратегии поведения, а также методы его решения и управления.

Рассмотрим основные виды стратегий:

  • Соперничество – конфликт воспринимается с точки зрения победы или поражения. Для того чтобы победить в данном соревновании необходимо всеми способами доказать свою правоту, в противном случае возникает жесткая позиция непримиримости с чужой точкой зрения.
  • Компромисс – заключается в поиске компромисса между участниками конфликта. Это происходит в форме дискуссии между сторонами и анализом разногласий при выработке удовлетворяющего решения. Данная стратегия наиболее приемлема для скорейшего решения конфликта.
  • Избегание – нежелание участников конфликта брать на себя ответственность за принятие важных решений, не видеть конфликта и отрицать его опасность. Возникает желание выйти из ситуации наиболее незаметно, чтобы воздержаться от споров и претензий противоборствующей стороны.
  • Приспособление – попытка сгладить разногласия путем пренебрежения собственных интересов. Это выражается в полном принятии всех требований и претензий оппонента.

Каждый человек знает, что такое конфликт. У данного понятия есть множество синонимов: ссора, спор, скандал и пр. Для людей вполне естественно конфликтовать, вот почему конфликты бывают различных видов. В зависимости от количества участников и вопросов, которые обсуждаются во время ссоры, они бывают социальными, внутриличностными, межличностными, политическими и т. д.

Многие люди сталкивались с внутриличностными и межличностными конфликтами. Лишь на уровне групп или целого государства можно вступить в социальный или политический конфликт.

Особенностью конфликтов является то, что за ними можно наблюдать со стороны, в них можно входить, когда они уже разгораются, а также выходить, когда они не прекращаются. Конфликт может возникать между двумя людьми и между целыми государствами, которые насчитывают миллионы лиц.

Во все времена люди имели конфликты. Что это за «зверь» такой? Об этом будет идти речь в статье, где также будет рассмотрена тема того, как разрешать конфликты, что также необходимо уметь каждому человеку.

Что такое конфликт?

Самый главный вопрос: что такое конфликт? Все люди знают, что это такое, поскольку не раз могли в нем находиться. У конфликта есть множество понятий:

  • Конфликт – это метод разрешения разногласий в целях, мировоззрении, идеях, которые возникают во время взаимодействия с социумом.
  • Конфликт – это эмоциональный спор, где участники выражают отрицательные чувства в отношении друг друга, выходя за рамки нормы.
  • Конфликт – это борьба между его участниками.

В редких случаях ссора начинается на беспристрастных основах. Обычно конфликт является эмоциональным состоянием, когда человек начинает переживать отрицательные эмоции, которые и толкают его на повышение голоса и выражение грубых слов в адрес других людей. Таким образом, конфликт – это психическое состояние отрицательного и субъективного характера.

Что такое спор, ссора, конфликт между людьми? Это война мнений. Мужчина и женщина не ссорятся, а пытаются доказать каждый свою правоту. Друзья не конфликтуют, а стараются отстоять каждый свое мнение. Люди не спорят, а приводят доказательства и аргументы своих точек зрения.

У каждого есть свое мнение по тому или иному вопросу. Это нормально. Есть некие точные знания, которые не требуют своего доказательства. Так, например, все согласны безусловно воспринимать знания по математике, физике или анатомии. Никто с этими знаниями не спорит и не опровергает, если нет на то веских доказательств. А есть мнение, взгляд, который часто подтверждается тем, через что прошел человек. Это связано с тем, что события могут происходить по разным причинам.

Каждый из участников спора прав. Удивительно, но два противоположных друг другу мнения правильны, хотя самим спорщикам так не кажется. Когда вы с кем-то конфликтуете, то считаете свое поведение и взгляд единственно правильными. Так же думает и оппонент. Самое поразительное — вы оба правы.

Одна и та же ситуация может формироваться по разным причинам. Каждый имеет свой опыт переживания тех или иных ситуаций. Люди разные, как и их отношение к происходящему. Вот почему на одно и то же событие у всех имеется личное мнение. И все эти мнения будут правильными.

Конфликт – это война мнений. Просто каждый из оппонентов желает доказать свою правоту. И важно, о чем следует вспомнить в момент ссоры с другим человеком, — это то, что вы и ваш оппонент правы, несмотря на то, что ваши мнения не совпадают. Вы правы! Ваш оппонент прав! Если вы об этом вспомните, то война прекратится. Нет, вы не измените свои точки зрения. У вас просто появится шанс не бороться за то, чье мнение более правильное, а начнете вести беседу, чтобы найти решение возникшей проблемы, которое учитывает интересы обеих сторон.

Пока ведется война, проблема не решится. Как только вы признаете, что оба правы, тогда появится шанс начать беседу, которая направлена на то, чтобы найти решение вашей общей проблемы.

Функции конфликтов

Человек обычно видит только отрицательную сторону конфликтов. Однако личности от природы дана склонность к конфликтам. Это продиктовано теми функциями, к которым конфликтные ситуации приводят. Отрицательная сторона становится явной лишь тогда, когда люди не доходят до той цели, из-за которой в принципе разгорелся спор.

Функциями конфликта можно назвать:

  • Стремление к совершенству. Только через борьбу старого и нового, где победит новое, можно достичь чего-то лучшего.
  • Стремление к выживанию. Материальных ресурсов существует ограниченное количество. Человек, который борется, старается получить как можно больше ресурсов для себя, чтобы выжить.
  • Стремление к прогрессу. Только через конфликт интересов, где одни хотят сохранить, а другие изменить, возможен прогресс, когда создается нечто новое.
  • Стремление к истине и стабилизации. Человек до конца еще не является моральным и высокодуховным. Вот почему ведутся многочисленные споры на тему того, что морально и аморально. Подобные дискуссии способны найти истину.

Не каждый конфликт приносит положительные результаты. Есть многочисленные случаи, когда итог был негативным. Положительным результатом любого конфликта является нахождение решения проблемы, которое реализуется и помогает участникам становиться лучше, сильнее, совершеннее. Отрицательный результат конфликта наблюдается в том случае, когда участники не могут найти общего решения, их действия приводят к разрушению, упадку, деградации.

Неудачным конфликтом можно назвать любой спор, когда люди о чем-то пытались договориться, но не договорились. Есть множество причин того, почему люди просто скандалят, а по итогу этого действа получают пустоту.

Полезен ли конфликт сам по себе? Чтобы конфликт был полезен, нужно при входе в спор ставить перед собой цель – чего вы хотите достичь по итогу конфликта? После этого действовать только в рамках этой цели. Поскольку люди редко ставят перед собой цель, к которой хотят прийти, они просто выражают свои эмоции, негодование, тратя свои силы и время.

Часто люди просто хотят показать свое недовольство. Но что после этого? Что вы хотите от другого человека получить или услышать? Мало просто недовольствовать и критиковать, нужно еще аргументировать свое недовольство и сказать, что вы хотите от человека получить.

Люди довольно часто не договариваются, а заставляют принять свою точку зрения. Каждому из оппонентов кажется, будто его мнение единственно правильное. Но так думают все участники процесса. И пока люди пытаются заставить перейти оппонентов на свою сторону, это будет похоже на перетягивание каната, где каждый останется победителем и проигравшим. Люди будут скандалить, и ничем большим это не закончится.

Причиной неудачного конфликта порой является привычка конфликтовать. Человек привык общаться с окружающими на повышенных тонах, что ими воспринимается как нападение. Человек громко разговаривает с другими людьми, они воспринимают это как и нападение в свой адрес, из-за чего возникает беспричинный конфликт. А все потому, что человек просто не понимает, что можно выражать свои мысли и желания в спокойном тоне.

Люди часто конфликтуют между собой. Но в чем польза конфликта? Ее нет, потому что люди порой просто конфликтуют, обсуждая некую проблему, без какой-либо четкой цели ее решить.

Основные виды конфликтов

Классификация конфликтов может быть самой разнообразной. Сюда включается и количество участников, и тема разговора, и последствия, которые наступают, и способы ведения конфликта, и т. д. Основными видами конфликтов являются внутриличностные, межличностные и групповые (по количеству конфликтующих):

  • Внутриличностные конфликты – это борьба нескольких мнений, желаний, идей внутри человека. Здесь встает вопрос выбора. Человек должен выбрать порой между одинаково привлекательными или непривлекательными позициями, чего не может сделать. Данный конфликт еще может возникать, когда человек не может найти решение, как и себе угодить, и другим людям (их требованиям). Еще одним фактором становится привыкание к одной роли, когда человек не может переключиться на другую.
  • Межличностные конфликты – это взаимнонаправленные споры и упреки людей в адрес друг друга, где каждый желает отстоять свои потребности и желания. Они имеют свою классификацию:

— По сферам: бытовые, семейные, имущественные, деловые.

— По следствиям и действиям: конструктивные (когда оппоненты достигают целей, находят общее решение) и деструктивные (желание оппонентов победить друг друга, занять лидирующую позицию).

— По критериям реальности: подлинные, ложные, скрытые, случайные.

  • Групповые конфликты – это конфронтация между отдельными общинами. Каждая из них рассматривает себя исключительно с положительной стороны, а противников – с отрицательной.

Подлинный конфликт – это ссора, которая действительно существует и участники ее адекватно воспринимают. Ложный конфликт возникает тогда, когда отсутствуют причины для спора. Противоречия не существует.

Смещенный конфликт возникает тогда, когда люди ссорятся не по той причине, из-за которой между ними действительно имеется конфликт. Так, они могут ссориться из-за того, какую мебель нужно купить, хотя на самом деле им не нравится отсутствие больших денег.

Неверно приписанный конфликт развивается тогда, когда человек спорит из-за того, что сделал оппонент, хотя сам просил его об этом сделать, но забыл.

Виды внутриличностных конфликтов


Иногда человеку не нужен партнер, чтобы возник конфликт. Нередко люди сами внутри себя начинают конфликтовать. Это самый верный способ стать несчастными – не уметь выбирать, не знать, что делать, сомневаться и колебаться. Виды внутриличностных конфликтов являются следующими:

  1. Ролевые – это конфликт ролей, которые человек может и должен играть. Иногда от человека требуется поведение, которое он не может или не хочет играть, но вынужден. Иногда человек имеет больше возможностей, однако вынужден себя ограничивать, поскольку это не вписывается в социальные нормы поведения. Иногда происходит сложность с переключениями ролей, например, с рабочей на семейную.
  1. Мотивационные – зачастую речь идет о противостоянии инстинктивных желаний и моральных потребностей. Напряжение снижается тогда, когда человек находит решение, как удовлетворить обе стороны.
  1. Когнитивные — это столкновение двух знаний, представлений, идей. Человек часто сталкивается с противоречивостью желаемого и действительного, реального. Когда человек не получает желаемого, исходя из тех представлений, которыми он руководствуется, тогда возникает необходимость изучить другие знания, которые противоречат имеющимся. Человеку порой трудно принять то, что противоречит его взглядам.

Самый верный способ стать несчастным человеком – это иметь внутренние конфликты, то есть конфликтовать с самим собой во взглядах, мнениях, желаниях. Нередко такой человек, который не способен принимать решений, поддается влиянию общественного мнения, которое готово сказать, что ему делать в той или иной ситуации. Однако это не решит его проблему, а лишь позволит на время снизить уровень напряжения внутри себя.

Виды межличностных конфликтов

Самым распространенным конфликтом является межличностный. Человек взаимодействует с отдельными членами социума, где неизбежно можно столкнуться с противоречивыми убеждениями, желаниями, потребностями, интересами. Данный вид конфликта возгорается очень часто, что заставляет людей еще больше его избегать. Однако это невозможно. Между людьми, как между целостными индивидуальными системами, всегда будут возникать споры, поскольку у каждого есть свое мнение, потребности, стремления и т. д.

Ссоры и скандалы в семье являются нормальным явлением в обществе. Конечно, супруги могут быть недовольны настоящим положением дел. Однако если это недовольство доходит до криков и даже рукоприкладства, это говорит лишь о том, что партнеры не имеют конструктивно общаться. Они сосредоточены на достижении лишь своих желаний, которые отстаивают, а не на нахождении компромисса, который будет учитывать интересы обеих сторон.

Никто явно не волнуется по поводу того, что в семье существуют ссоры и скандалы. Однако все эти конфликтные ситуации не проходят бесследно. Они оставляют рану в душе каждого из партнеров, зарождают сомнения, неуверенность в чувствах и союзе. Не надо пилить, зудеть, ворчать. Когда это происходит, то супруг пилит не своего оппонента, а собственные отношения. Необходимо научиться более спокойно и иногда даже позитивно относиться к тому, какие события случаются.

Одной из причин, которая порождает недовольство, является неблагодарность. Супруги заостряют внимание на том, что им не нравится, нежели на позитивных сторонах друг друга и том, что у них было. Они хотят достичь тех отношений, которые представляются им в их головах. И каждый из них представляет что-то свое. Именно столкновение этих представлений приводит к ссорам. Они не благодарны за тот союз, который построился у них в реальности, поскольку хотят жить в тех отношениях, которые себе представляют.

Учтите, что если вы будете считать своего супруга (супругу) плохим, то вскоре у вас может и не быть вообще никакого супруга (супруги). Если вы любите свою жену (мужа) и стремитесь создать крепкую семью, то должны только вы, а ваша жена (муж) ничего не должна. Приучите требовать от себя, а не от своего партнера. Ссоры и скандалы обычно на этом и базируются: вы хотите каких-то перемен и поступков со стороны любимого человека, но сами при этом не собираетесь ничего делать и менять. Научитесь ничего не требовать от своего партнера, пусть он сам решает, что должен сделать для ваших отношений. Требуйте лишь с себя. Иначе вы будете пилить не своего супруга (супругу), а ваши с ним отношения.

Виды межличностных конфликтов:

  1. Ценностные, интересы, нормативные – что затрагивается в ссоре?
  2. Острые, затяжные, вялотекущие – как быстро развивается ссора? Острые происходят здесь и сейчас в прямой конфронтации. Затяжные длятся несколько дней, месяцев, лет и затрагивают значимые ценности и темы. Вялотекущие являются малоинтенсивными, возникают периодически.

Виды конфликтов в организации

Конфликты, которые возникают в организации, могут восприниматься как положительно, так и отрицательно. Многое зависит от того, на каком уровне они происходят и как разрешаются. Если конфликты возникают между коллегами, которые стараются навредить друг другу, тогда столкновение может привести к снижению работоспособности и продуктивности людей. Если же конфликт происходит в процессе решения трудового вопроса, тогда он может стать продуктивным за счет выражения различных точек зрения и возможности нахождения варианта решения. Виды конфликтов в организации:

  • Горизонтальные, вертикальные и смешанные. Горизонтальные конфликты возникают между равными по статусу коллегами. Вертикальные конфликты, например, происходят между подчиненными и начальниками.
  • Деловыми и личными. Деловые затрагивают только рабочие вопросы. Личные затрагивают личности людей и их жизни.
  • Симметричные и ассиметричные. При симметричных конфликтах стороны в равной степени теряют и обретают. При асимметричных конфликтах одна из сторон проигрывает, теряет больше, чем другая.
  • Скрытые и открытые. Скрытые конфликты возникают между двумя людьми, которые долгое время могут не выражать своей неприязни. Открытые конфликты часто проявляются и даже управляются руководством.
  • Деструктивные и конструктивные. Деструктивные конфликты развиваются, когда не достигается итог, развитие, прогресс работы. Конструктивные конфликты приводят к прогрессу, развитию, продвижению к цели.
  • Внутриличностные, межличностные, между работником и группой, межгрупповыми.
  • Насильственные и ненасильственные.
  • Внутренние и внешние.
  • Преднамеренные и спонтанные.
  • Долгосрочные и краткосрочные.
  • Повторяющиеся и разовые
  • Субъективные и объективные, ложные.

Суть социальных конфликтов

Почему люди конфликтуют? На данный вопрос люди уже нашли ответ, однако продолжают конфликтовать, поскольку проблема часто заключается не в «почему?», а в «что способствует?». Суть социальных конфликтов заключается в том, что каждый человек обладает своей устоявшейся системой взглядов, мнений, идей, интересов, потребностей и пр. Когда встречается собеседник, который противоречит своими взглядами этим ценностям, тогда возникает враждебное отношение к нему, из-за чего разгорается конфликт.

Ссора – это не столкновение двух мнений, а желания оппонентов победить в своих взглядах.

Ссоры, скандалы, споры, войны, конфликты – речь идет о противостоянии двух и более сторон, где каждая старается отстоять свое мнение, доказать свою правоту, получить власть, заставить соперников покориться и т. д. У миролюбивых читателей может возникнуть вопрос: а возможно ли вообще прожить без подобных столкновений? Психологи отмечают, что все возможно, однако не в ситуации, которая складывается в обществе.

Сначала следует определиться с механизмом, по которому происходят любые конфликтные ситуации. Возникает тема, вопрос, люди могут получить некоторый полезный ресурс. Если у людей имеются разные цели, мнения и планы, тогда они начинают конфликтовать с намерением доказать свое превосходство и получить полезный ресурс себе или заставить других жить по их указке. Конфликт – это противостояние разных мнений, где каждый пытается чего-то выгодного для себя достичь.

Ссоры могут не существовать среди людей только в одном случае: когда все начнут думать одинаково, когда воцарится коллективное мышление.

Современный мир – эпоха индивидуализации. Активно пропагандируется эгоизм, «жизнь себе во благо», свобода. Каждый человек индивидуален, и он должен это в себе культивировать. Именно индивидуальный человек может мыслить не так, как все. Здесь отсутствует коллективизм, компромиссы, покорность.

Ссоры происходят потому, что каждый человек думает о себе. В скандале каждая сторона стремится доказать, что она самая хорошая, правильная, умная. В эпоху индивидуальностей ни одни отношения не обойдутся без ссор и скандалов.

Совсем по-другому обстоят дела, когда люди думают одинаково. Им нечего отстаивать. Отсутствует «мое», есть только «наше». Здесь все равны, одинаковы. В таком обществе просто не может быть противостояния. Коллективизм приводит к созданию одного большого организма, который является сильнее, чем любая отдельная личность. Однако здесь человек должен отказаться от индивидуальности, эгоизма, своего Я и желаний.

Можно взять для примера семью. Если партнеры действуют сообща, идут на уступки, думают одинаково, стремятся к одной цели, тогда в их отношениях редко случаются ссоры. Они живут ради общей семьи. Если же партнеры заботятся каждый сам о себе, настаивают на своей правоте, стремятся к разным целям, тогда здесь конфликты становятся обязательным атрибутом. Каждый будет стараться партнера «прогнуться под себя», подстроиться. Здесь каждый будет желать отвоевать власть и заставить другого жить в угоду личных желаний.

Конфликт начинается тогда, когда внешние обстоятельства говорят о невозможности реализации некой потребности человека. Принимать участие в конфликте могут:

  • Свидетели – те, кто наблюдает за ссорой.
  • Подстрекатели – те, кто подталкивает, распаляет еще больше ссору.
  • Пособники – те, кто распаляет ссору через советы, инструменты, рекомендации.
  • Посредники – те, кто старается решить, усмирить конфликт.
  • Участники конфликта – те, кто непосредственно спорит.

Виды политических конфликтов

Различные виды политических конфликтов существовали во все времена. Люди вели войны, завоевывали чужие земли, грабили и убивали другие народы. Все это является частью конфликта, которая, с одной стороны, направлена на развитие и усиление одного государства, с другой стороны, на ущемление свободы и прав другой страны.

Конфликты межу странами возникают на уровне того, что одно государство тем или иным образом начинает ущемлять существование и деятельность другой. Когда взаимопонимания не достигается, тогда начинаются политические войны.

Виды политических конфликтов:

  • Межгосударственные, внутриполитические, внешнеполитические.
  • Борьба тоталитарных режимов, демократических систем.
  • Статусно-ролевая борьба, противоборство ценностей и идентификации, столкновение интересов.

Иногда государства могут спорить из-за различных государственных устройств, которых они придерживаются, а также целей и направленностей их деятельности.

Управление конфликтами


Конфликты всегда были и будут возникать. Нет двух одинаково мыслящих людей, групп, государств, которые бы не сталкивались противоположными мнениями или потребностями. Вот почему важным становится управление конфликтами, если участники желают выходить из сложившихся ситуаций с наименьшими для себя потерями.

Под разрешением конфликта понимается то, что все стороны пришли к общему выводу, решению или мнению, после которого они спокойно вышли из ситуации. Зачастую это либо согласование какого-то мнения, достижение компромисса, либо понимание того, что необходимо расходиться и не сотрудничать далее. Данные способы можно назвать положительными способами решения конфликта. Отрицательным способом решения спора является разрушение, деградация, уничтожение одной или всех сторон конфликта.

Сайт психологической помощи сайт настаивает на том, чтобы люди учились решать конфликтные ситуации, не затягивали с их устранением и не развивали. Это можно сделать следующими способами:

  • Переговоры.
  • Уход от конфронтации.
  • Нахождение компромисса.
  • Сглаживание вопросов.
  • Решение проблемы.

Ответьте на вопрос: вы хотите ссориться или решать проблему? Это дает понимание того, что человек по-разному начинает вести себя, когда стремится поссориться или когда хочет решить проблему.

Когда вы стремитесь поссориться, то пытаетесь найти недостатки в своем собеседнике, чтобы раскритиковать их и сделать виноватым. Вы начинаете делать только те вещи, которые обидят вашего собеседника. Вы с удовольствием кричите, потому что в вас бушуют эмоции.

Когда вы хотите решить проблему, то намеренно ведете себя спокойно. Вы не кричите, даже если на вас кричат. Вы готовы слушать собеседника, молчать, чтобы подумать над его словами. Вы нервничаете, но понимаете, что эмоции вам сейчас не помогут. Вы должны стараться максимально трезво думать, осознавая, чего хотите, и слыша мнение своего оппонента.

Понаблюдайте за собой или за партнером — и заметите, к чему стремится человек. Тот, кто ссорится, лишь «мутит воду»: разговора нет, есть только словесное состязание – кто победит? Тот, кто старается решить проблему, ведет себя спокойно в стрессовой ситуации, поскольку хочет обдумать вопрос и решить его. В каком случае спор разрешится быстрее? Лишь тогда, когда и вы, и ваш оппонент будете стремиться к решению проблемы, а не к словесной победе, любые вопросы будут решаться быстро и без серьезных потерь.

Как быстро завершить ссору? Существует масса вариантов, как это сделать. Но зачастую вопрос заключается не в том, как это сделать, а хочет ли хотя бы один из спорящих сторон завершить бесполезный разговор.

О том, что ссора является бесполезным диалогом, говорить приходится. Люди часто забывают, что когда они находятся под действием отрицательных эмоций и возмущений, то не стремятся решить проблему, а хотят доказать свою правоту мнения, поступка, точки зрения. Им кажется, что они все сделали правильно, поэтому вступают в громкую беседу, пытаясь доказать это. Их оппоненты доказывают, что они были правы в своих поступках и решениях, а все остальные были неправы. Таким образом, ссора – это разговор, где каждый считает себя правым, пытается достичь только этой цели и не стремится услышать другого человека.

Люди не всегда хотят прекратить ссору. Пока они не добьются своего, то есть признания своей правоты, не отступят. Поэтому сначала нужно захотеть уйти от ссоры, а потом уже сделать соответствующие шаги.

Как быстро завершить ссору?

  • Можно уйти в другое место, где не будет вашего оппонента.
  • Можно сказать: «Делай, как знаешь» или «Поступай, как хочешь». Вы тем самым и не соглашаетесь с правотой своего собеседника, но и не отвергаете того, что он прав.

Прочие способы менее эффективные, поскольку оппонент может не захотеть с вами прекращать спор. Вашей задачей является оказаться на отдаленном расстоянии от своего собеседника, чтобы ни вы его не видели, ни он вас.

Итог

Конфликтовать присуще всем людям. Ссориться с окружающими все умеют. Однако управлять и разрешать конфликты – это искусство, которому не все научены. Если человек умеет успокаивать конфликты, тогда он знает, как управлять людьми, что требует немало знаний и усилий. Итог – способность организовывать собственную жизнь, делать ее более счастливой и упорядоченной.

Люди испортили уже немало отношений из-за того, что не захотели остановить ссору. Нередко люди погибали из-за конфликтов, которые разгорались между группами и даже целыми государствами. Прогноз становится непредсказуемым, когда люди начинают конфликтовать. Однако результат полностью зависит от того, какие решения они будут принимать и действия совершать.

Можно повести диалог в конструктивное русло, если есть желание решить проблему, а не доказать свою правоту. Можно повести спор в деструктивное русло, когда нет желания сотрудничать и находить компромисс. Часто люди отказываются принимать на себя ответственность за достигнутые результаты по итогам конфликта. Хотя на самом деле всего они достигли сами.