Красота - эстетическая категория. Цитаты о Красоте

Систематический анализ взаимозависимости и разграничения между всеми различными понятиями вокруг определения понятия "искусство" невозможен без четкого описания понятия "красота".

О том, что такое красота, или “прекрасное”, мыслители спорят издревле и до сих пор. Причем, с одной стороны, постоянно подчеркивают неоспоримую существенность красоты, как одной из высших, абсолютных ценностей жизни и культуры. С другой стороны, столь же постоянно твердят об относительности красоты, изменчивости ее критериев, субъективности оценок. Как говорится в одной народной пословице: “для одних красота в волосах, для других в лысине”. И в то же время, за красоту умирают и убивают, к ней стремятся, надеются, что именно она поможет спасти мир.

Красота не является исключительной привилегией природы или искусства, она охватывает все явления в мире, заключена в каждой частице субстанции, не только в мире людей, но и в мире животных и растений.

Приведем несколько часто используемых определений и необходимых качеств, которые ведут к оценке чего-либо как искусство.

ь Красота -- эстетическая (неутилитарная) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетания аспектов объекта, при котором последний вызывает в наблюдателе эстетическое наслаждение. Красота, наряду с истиной и благом является важнейшей категорией культуры. В своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той лишь разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Вместе с тем, красота является более общим и многогранным понятием, во многом эклектичным. Противоположностью красоты является безобразное.

ь В общем смысле красота -- высшая степень целесообразности в природе, гармонического соответствия и сочетания элементов (в том числе и противоречивых) во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме.

ь красивым может считаться и то, что полезно. В крестьянской среде, например, женская красота связывалась прежде всего со здоровьем, необходимым и для работы и для производства потомства, здоровых работников. В среде аристократической в женщине ценились черты слабости, хрупкости, изнеженности, ибо у женщины в этой среде было иное, чем у крестьянки, предназначение.

ь красивое - это то, что считается таковым в кругу людей того же уровня, хотя изредка и то, что позволяет как-то выделиться. Красота нередко сводится к внешней красивости. Ее выражениями оказываются наружный блеск, яркость, броскость.

БСЭ дает следующие определения:

ь Красота (прекрасное) - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность прекрасное отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие прекрасного носит бескорыстный характер.

ь Значение прекрасного для человека и общества носит духовно-практический характер . Восприятие прекрасного бескорыстно, т. е. чуждо вульгарному утилитаризму, но это не есть «незаинтересованность». Напротив, переживание прекрасного потому и бескорыстно, что в нём сливаются личные и общественные интересы, человек ощущает себя лично причастным к общественному значению прекрасного. Т. о., эстетическое отношение к прекрасному имеет и этический аспект, соответствующий единству эстетических и нравственных ценностей.

ь Прекрасное в искусстве -- его художественная ценность -- обусловлено правдивым отражением жизни (красота истины), выражением гуманистических идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую содержанию.

ь Прекрасное как ценность , в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. Важнейшей задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности человека воспринимать подлинную ценность прекрасного.

Определение с Wikipedia:

ь Красота - это абстрактное понятие, которое сильно связано со всеми аспектами человеческого бытия.

Изучением этого понятия, его значением занимается в основном философская дисциплина эстетики.

Как и любая другая оценка, это эмоционально позитивное понятие зависит от ценностных ориентаций (ценностных масштабов), которые сильно зависят от социальных, коллективных конвенций (неписанных законов).

Вопрос "На базе каких ценностных масштабов определяется понятие "искусство", как они образуются?" является так же объектом изучения естественных и гуманитарных наук.

В зависимости от данного контекста, можно различать следующие определения:

ь Бытовое определение :

Wikipedia: В быту красивым обозначается, как правило, то, что оставляет особенно приятное впечатление.

ь Философия :

Kant (дословно): "Красота как объект определенной деятельности суждения: эстетический или вкусовой приговор".

Baumgarten (дословно): "Совершенность, законченность чувственного познания".

ь Естественная красота :

Многие аспекты понятия искусства определены эволюционным процессом человека. Центральный вопрос здесь: "Что обеспечивает длительное выживание собственного рода?" Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, что закодировано в человеческих генах и зависит от оценки качеств объектов на предмет полезности для выживания своего рода. При этом индивидуальные аспекты/атрибуты красоты - это форма, структура, симметрия, усредненность формы лица (например, у другого пола). Социальными и коллективными аспекты являются, например, следующие реакции индивидуума на оценку коллектива: "Красиво то, что лучше для всего коллектива" или "Красиво то, что является красивым для других" (например, мода).

Красота, не счесть. Мы с легкостью повторяем общеизвестные, вполне серьезные и полушутливые формулировки этого слова. Знаем о том, что она - «страшная сила», «язык сверхсознания», даже «звуковое и визуальное удовольствие». Однако когда приходит пора дать собственный ответ на вопрос о том, красота, мы чаще всего испытываем затруднения. Такие же затруднения на протяжении веков испытывают ученые, пытаясь объяснить несложное, казалось бы, понятие.

До определенного времени было принято считать: красота связана с целесообразностью. Многие ученые утверждали: понятие красоты - не что иное, как категория эстетики, обозначающая гармоничное сочетание многих аспектов, которые в своем комплексе вызывают наслаждение у наблюдателя. Именно поэтому слово «красивый» мы употребляем для характеристики женского или мужского тела, архитектурных сооружений, пейзажей и пр.

Другая часть ученых мужей на вопрос о том, что такое красота, дает совершенно другой ответ. Они считают, что который соответствует культурным или этническим понятиям, сложившийся в том или ином месте.

Неслучайно понятие «красивая женщина» у разных народов обозначает разные В Европе, например, красавицей считается высокая, длинноногая и худая девушка. Такая красота для нас имеет определенный статус.

В Мавритании дочерей специально откармливают, иногда применяя пытки. Худоба в этой стране - позор не только для будущей невесты, но и для всей ее семьи. Мавританцы считают, что только толстая женщина способна выносить, а потом выкормить ребенка. Значит, к понятию красоты они подходят с точки зрения выживания.

В одном из племен Северной Африки женщинам «для красоты» спиливают все зубы.

Недаром говорят: «Сколько людей - столько мнений». Калифорнийские ученые пришли вовсе к неожиданному выводу. На вопрос о том, что такое красота, они отвечают: «На самом деле красоты не существует». После определенных исследований американские психологи пришли к выводу: красота - это шаблонность, примитивность, максимальная похожесть на большинство.

Красота человека, утверждают американцы, определяется по скорости обработки визуальной информации. Чем проще лицо, чем меньше на нем деталей, чем проще охватить лицо человека одним взглядом, тем красивее нам кажется его обладатель. Это явление назвали «ленивым мозгом». Несмотря на то, что такие утверждения представляются довольно спорными, в прошлом веке их подтвердили при помощи компьютерной программы. Фотографии шести сотен общепризнанных красавцев и красавиц проанализировали при помощи программы, учитывающей Выяснилось, что они очень похожи между собой.

Принцип «ленивого мозга» срабатывает при оценке людей, живой и неживой природы.

Много веков считалось, что тот усредненный эталон красоты появился в итоге эволюционного развития. Именно он дает больше шансов на выживание или размножение. Считалось, что природа воспроизводит множество копий лишь в том случае, когда исходный образец достоин наследования.

Сегодня американские психологи доказали ошибочность этой теории.

У классиков собственное мнение. Они считают, что истинная красота человека - единство внешности, духовного мира, поступков и устремлений.

Так что же такое красота? Судя по всему - это гармоничный образ, который вызывает исключительно нечто, вызывающее восхищение. Красота — это ощущение комфорта с понравившимся образом, будь то человек или красивое животное.

Пусть у каждого свое понятие красоты. Кому-то нравятся горы, другие любят степи. Одним нравятся блондинки, а другим - толстушки.

Красота порождает желание жить, взаимодействовать с окружающим миром, стремиться к совершенству.

КРАСОТА - одна из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и (или) внутренние качества, к-рые вызывают удовольствие, наслаждение, моральное удовлетворение. Высшей степенью К., выражением ее сущностного эстетического начала является . В отличие от прекрасного как эстетического идеала восприятие К. в обыденной жизни чаще всего не вычленяется из целостного восприятия окружающего мира, а служит эмоционально-эстетическим продолжением общей картины, воссоздаваемой человеку его органами чувств. Очеловеченная природа, материальные и духовные произв., прежде всего ,- все оценивается им исходя из законов целесообразности и К. Даже в тех случаях, когда эти законы нарушаются, и тогда отправным, прямым или косвенным, критерием эстетической оценки явлений - вплоть до крайности отталкивающего безобразия (Безобразное) - служит понятие К. Без способности переживания К. природы и искусственно созданного, а также суждений о К. и оценки ее проявлений невозможно полноценное существование человека как личности в окружающей естественной и предметной среде. Несмотря на различие объектов эстетического восприятия - физического предмета, поступка, мысли, события, общественного явления, их К. заключена и обнаруживает себя в определенной гармонической взаимосвязи, выступающей объективным источником субъективного восприятия К. Эта эстетическая закономерность бытия К. находит наиболее полное воплощение в худож. образе. Конкретно-образное выражение К.- результат акта творческой (эстетической) познанности реального мира. В своей жизнедеятельности, в труде человек творит как по законам потребностей, пользы, так и, что подчеркивал Маркс, по законам К. Последняя, наряду с добротой, благородством, достоинством,- понятие вечное, хотя в разные времена и в разных этнических регионах в нее вкладывалось свое толкование. Но субъективность такого толкования не носит абсолютного характера, т. к. не порывает связей с объективной действительностью, поскольку содержание К., сами законы чувствования ее, как и эстетического мышления в целом, представляют собой своеобразную форму отражения внешнего мира. Восприятие К. (и многочисленных ее разновидностей - красивого, изящного, грациозного, идиллического и т. д.) свободно от корыстных соображений: она доставляет наслаждение самостоятельной ценностью освоенного предмета, чувственной выразительностью его внешнего вида и внутренней жизни. Независимо от субъективных приоритетов при восприятии К. формы, цвета или звука характер эстетического ощущения определяется взаимоотношением различных компонентов явлений, их пропорциями, ритмом, взаимосвязью частей и целого. Ощущение гармонии доставляет светлую радость переживания К. Человека эстетически волнует также организованность как преодоление дезорганизованности не завершенных еще до конца и требующих творческого вмешательства процессов. Взаимосвязь частей и целого определяет и К. действий человека, его поступков. В К. общественных отношений в наибольшей мере проявляется социальная сущность этого ключевого эстетического понятия: она обусловливается в значительной степени национальными, классовыми, историческими, нравственными, политическими устоями и идеалами.

Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат . Под общ. ред. А. А. Беляева . 1989 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "КРАСОТА" в других словарях:

    КРАСОТА - есть лишь обещание счастья. Стендаль Сказано: красота обещание счастья. Но нигде не сказано, что это обещание будет исполнено. Поль Жан Туле Красота это вечность, длящаяся мгновение. Альбер Камю Дистанция душа красоты. Симона Вейль Добро… … Сводная энциклопедия афоризмов

    КРАСОТА - КРАСОТА, красоты, мн. красоты (красоты устар.), жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к красивый. Красота рисунка. Красота северной природы. 2. только ед. Красивое, прекрасное (как общее понятие; книжн.). Истина, добро и красота. 3. только мн. Красивые … Толковый словарь Ушакова

    КРАСОТА - ы; соты; ж. 1. к Красивый. К. среднерусского пейзажа. К. рук. К. движений. Душевная, внутренняя к. Мы увидели город во всей его красоте. 2. Красивое, прекрасное. Какая к. кругом! Чувство красоты. К. жизни. * Красота спасёт мир (Достоевский). 3.… … Энциклопедический словарь

    красота - Краса, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.. . взять красотой, придавать красоту... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.… … Словарь синонимов

    красота - сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? красоты, чему? красоте, (вижу) что? красоту, чем? красотой, о чём? о красоте; мн. что? красоты, (нет) чего? красот, чему? красотам, (вижу) что? красоты, чем? красотами, о чём? о красотах 1. Красотой… … Толковый словарь Дмитриева

    КРАСОТА - универсалия культуры субъект объектного ряда, фиксирующая содержание и семантико гештальтную основу сенсорно воспринимаемого совершенства. Понятие «К.» выступает одним из смысловых узлов классической философии, центрируя на себе как… … Новейший философский словарь

    КРАСОТА - КРАСОТА, ы, мн. оты, от, отам, жен. 1. ед. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы было красиво; разг.). 2. мн.… … Толковый словарь Ожегова

    КРАСОТА - (символ b, от англ. beauty красота, прелесть), аддитивное квант. число, характеризующее адроны, носителями к рого явл. b кварки; сохраняется в сильном и эл. магн. взаимодействиях, но не сохраняется в слабом вз ствии. Введено для истолкования… … Физическая энциклопедия

    КрАсота - «КрАсота» фольклорный ансамбль Новосибирского государственного университета. Создан в 1981 году из вокальной группы академического хора НГУ. Первоначально исполнял собственные эстрадные обработки народных песен, но впоследствии стал исполнять… … Википедия

    Красота - Красота ♦ Beauté Качественная характеристика красивого, его фактическое состояние. Насколько правомочно разделение понятий красивого и красоты? Этьен Сурьо (***), в своем «Эстетическом словаре», полагает, что правомочно: «Рассуждая о… … Философский словарь Спонвиля

С детства часто слышала от родителей, друзей да и просто знакомых разные высказывания о красоте. Каждый из них чётко знал, что является красивым и некрасивым, прекрасным и не прекрасным, великолепным и не великолепным . И у каждого из них был свой чёткий взгляд на красоту , который мог кардинально отличатся от мнения о красоте совершенно другого человека.

И вот мне стало любопытно, что же это такое красота. Что подразумевают когда говорят красивая женщина, красивое дитя, красивый мужчина, красивые глаза ... И обратилась я со своей любознательностью к википедии.

Вообще, после просмотра этого рейтинга красоты, я пришла к выводу, что с годами эталоны красоты становятся всё страшнее и уродливей. Ну не могу я назвать Сашу Пивоварову эталоном женской красоты 2010 .. не могу и всё. Она не сильно страшная, да и не сильно некрасивая, но у неё такие специфические черты лица, что красавицей её назвать тяжело. Тем более есть достаточно много красивых девушек, которые следят за своей красотой, посещая салоны красоты и делая различные процедуры как омолаживающие маски, наращивание ногтей, массаж лица, педикюр и т.д., и которые полноправно могли претендовать на место эталона женской красоты 2010.

А теперь о красоте от википедии

́ - эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.

А теперь я думаю, где гармония в огромнейшем бюсте Памелы Андерсон или совершенство в таких высоких скулах Саши Пивоваровой? Для меня это осталось загадкой.

С данного определения красоты выходит, что каждый человек через призму своего зрения сам определяет уровень красоты предмета, человека, животного исходя из своего индивидуального понимания гармонии и совершенства. А еще уровень красоты зависит от того, что человек ищет в окружающем мире. Одни во всём находят что-то прекрасное, утончённое, совершенное и гармоничное , а другие - абсолютную противоположность красоте. Вот как это произошло со мной и мнением специалистов про эталон женской красоты, у всех свой взгляд.

Если так подумать, то красота с её гармоничностью и совершенством является основополагающим практически всего, что нас окружает. Она помогает любить страстно , творить совершенство, создавать прекрасное, толкает на подвиги, делает нас лучше. Так что не стоит забывать о красоте и стараться её находить во всём, что нас окружает.

Вспомнилась сказка Сергея Тимофеевича Аксакова "Аленький цветочек", которая имеет поучительный смысл о том, что красота красотой, а внутренний мир человека в первую очередь должен быть прекрасен , тогда и внешне это отобразится.