Краткое содержание рассказа касьян с красивой мечи. Тургенев: Касьян с красивой Мечи

«Записки охотника» И.С.Тургенева отразили не только социальное положение русского крестьянства 40-50-х годов XIX века, но и духовную жизнь крестьян, в которой огромную роль играют различные поверья. И.С.Тургенев в рассказах «Бежин луг» и «Касьян с Красивой Мечи» воплотил тип мифологического мышления, для которого характерна синкретичность, целостность восприятия мира во всех его проявлениях, постоянное ощущение взаимосвязи человека и природы.

Фольклорно-мифологические мотивы являются ведущими в следующем после «Бежина луга» рассказе «Касьян с Красивой Мечи». Во-первых, эти два рассказа соотносятся прежде всего тематически. В монологе Касьяна вновь возникает образ счастливой страны. Во-вторых, в образе главного героя И.С.Тургенев воплотил один из народных типов, тип крестьянина-мечтателя с поэтическим складом ума. В рассказе «Бежин луг» к этому же типу можно отнести Костю. Особо подчеркнем, что в образе Касьяна соединились два во многом противоречивых начала: христианское и языческое. Своими речами Касьян напоминает ветхозаветного пророка и в то же время герой мыслит мифологическими образами. Фольклорно-мифологические мотивы в рассказе «Касьян с Красивой Мечи» помогают оценить те или иные человеческие поступки с точки зрения народной мудрости, носителем которой является главный герой рассказа.

Необходимо обратить внимание на имя героя. У русских людей это имя ассоциировалось с именем преподобного Касьяна Римлянина, днем которого считалось 29 февраля. Касьянов день бывает только в високосном году. На Руси високосный год всегда считался опасным, ему приписывались несчастья и беды: будто и скот падает, и деревья засыхают, и повальные болезни появляются, и семейные раздоры заводятся. Поэтому в народе сложилось представление о Касьяне как символе беды. В некоторых местах он даже не считался святым и не признавался русским. Само имя Касьян слыло как позорное. Существовало поверье о том, что «Касьяну подчинены все ветры, он держит их на двадцати цепях за двадцатью замками. В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и скотину мор» .

Когда И.С.Тургенев рисует в начале рассказа портрет Касьяна, то кажется, что это имя действительно соответствует герою: «Вообразите себе карлика лет пятидесяти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми черными волосами, которые как шляпка на грибе, широко сидели на крошечной его головке. Все его тело было чрезвычайно тщедушно и худо, и решительно нельзя передать словами, до чего был необыкновенен и странен его взгляд» . Автор не раз будет останавливать свое внимание на «тяжелом взгляде» Касьяна, который вполне отвечает тем представлениям, которые существовали в народе. Глаз Касьяна считался очень опасным, советовали даже не выходить в Касьянов день из избы, чтобы не случилось несчастья: «Касьян косоглазый, от него, братцы, хороните все, живо сглазит, да так, что потом ни попы не отчитают, ни бабки не отшепчут» . То, что Касьяна чтят один раз в четыре года, крестьяне объясняли согласно легенде, в которой говориться, что Касьян помог мужику вытащить воз, боясь испачкать райские одежды. Господь бог повелел служить за это Касьяну молебны через три года, в то время как Николаю Угоднику будут служить молебны два раза в год за то, что он помог крестьянину в беде.

Можно предположить, что И.С.Тургенев знал эту легенду, так как в рассказе он описывает похожую ситуацию. Когда рассказчик возвращался с охоты, у колеса в телеге сломалась ось. Кучер решил добраться до ближайших выселок, а потом что-нибудь придумать: «Въезжая в эти выселки мы не встретили ни одной живой души, даже куриц не было видно на улице, даже собак» . Постепенно нарастает чувство беспокойства, тревоги, которое усиливается еще и тем, что по дороге в выселки охотники увидели похоронную процессию, а это, как известно, считается в народе очень плохой приметой. Таинственность происходящего напоминает начало рассказа «Бежин луг», когда заблудившийся охотник не может дать логического объяснения своим блужданиям.

В странных выселках среди безмолвия нашелся лишь один человек Касьян. По мнению исследователей, важным оказывается тот факт, что рассказчик встречает Касьяна не в его избе, хотя она рядом, а на самой середине ярко освещенного двора: «Это своего рода подобие знойных пустынь, в которые удалились от неправедного мира библейские пророки».

Чувствуя свое нравственное превосходство, Касьян, не смущаясь того, что перед ним барин, читает ему проповедь:

«- А вы кто такие? Охотники, что ли? - спросил он, окинув меня с ног до головы.

Охотники.

Пташек небесных стреляете небось?... Зверей лесных?... И не грех вам божьих пташек убивать, кровь проливать невинную?»

Касьян отказывается помогать барину, даже деньги не могут соблазнить его. Однако после недолгого раздумья он соглашается проводить охотника до рощицы. Отношение к тургеневскому Касьяну так же, как к святому, неоднозначно со стороны крестьян. Кучер Ерофей предупреждает барина, что Касьян может завести не туда, не стоит доверять ему. В то же время Ерофей называет Касьяна юродивым, а, как известно, русский народ снисходительно, даже благожелательно относился к этой группе людей. По словам Н.Бердяева, это характерно именно для русской религиозности . Такой необыкновенный человек, как Касьян, конечно же, вызвал пристальное внимание охотника. Рассказчик подробно описывает поведение «странного старика» во время охоты: «Он ходил необыкновенно проворно и словно все припрыгивал на ходу, беспрестанно нагибался, срывал какие-то травки, бормотал себе что-то под нос и все поглядывал на меня и на мою собаку, да таким пытливым взглядом» . В лесу Касьян ведет себя спокойно и уверенно. Он предпочитает «разговаривать» с жителями леса, а не со своими спутниками. Своими повадками Касьян напоминает лешего: он разговаривает с птицами и они слушают его (возможно поэтому охотник потерял так много времени, прежде чем смог убить птицу). В конце рассказа Касьян признается: «Барин, а барин, ведь я виноват перед тобой, ведь это я тебе дичь-то всю отвел» . Все же один раз охотнику повезло: он убил коростеля. Необходимо обратить внимание на то, как ведет себя Касьян. П.Г.Пустовойт в своих работах отмечает, что И.С.Тургенев использует «принцип тайной психологии»: «...писатель никогда не изображает весь психический процесс, он задерживает внимание читателей лишь на внешних формах его проявления. Тургенев не говорит прямо о чувствах и переживаниях героев, не прибегает к монологам, а дает представление об этом при помощи жестов, многозначительных пауз, романтического пейзажа» .

Можно лишь догадываться о том, что чувствует Касьян после того, как охотник выстрелил: «Касьян быстро закрыл глаза рукой и не шевельнулся, пока я не зарядил ружье и не поднял коростеля. Когда же я отправился дальше, он подошел к месту, где упала убитая птица, нагнулся у траве, на которую брызнуло несколько капель крови, покачал головой, пугливо взглянул на меня» . Реакция Касьяна на выстрел напоминает поведение испугавшегося ребенка, который от страха закрывает глаза. Касьян не может видеть, как на его глазах совершается грех.

Изображая человека, И.С.Тургенев прибегает к описанию природы. Природа помогает раскрыть переживания героев, их настроение и чувства. Рассказчик рисует картину прекрасного жаркого летнего дня и передает нам свое чувство восхищения величием природы: «Вы не двигаетесь - вы глядите: и нельзя выразить словами, как радостно и тихо становится на сердце. Вы глядите: та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, невинную, как она сама, как облака по небу...» [там же, с.79].

В тот момент, когда охотник наслаждается красотой природы, Касьян, словно прочитав его мысли, решился заговорить. Этот «странный» крепостной мужик старается устыдить барина, доказать ему, что нельзя убивать «птицу Божию»: «Кровь - святое дело кровь! Кровь солнышка божия не видит, кровь от свету прячется... великий грех показать свету, великий грех и страх. Ох, великий!» [там же, с.80]. В Ветхом Завете, в книге «Бытие», господь, обращаясь к Ною, сказал: «Все движущееся, что живет, будет отдано вам в пищу, как зелень травную даю вам все. Только плоти с душою, с кровию ее не ешьте». Касьян проповедует именно эту заповедь. Он заставляет задумываться над своими поступками по отношению к природе. Для людей то, о чем говорит Касьян, «странная речь»: «Бог его знает, то молчит как пень, то вдруг заговорит, - а что заговорит, бог его знает. Разве это манер? Это не манер. Несообразный он человек» [там же, с.85]. Касьян говорит словно по наитию. Речь его чем-то напоминает речь пророков: «Слова его лились свободно, он не искал их, он говорил с таким одушевлением и кроткой важностию, изредка закрывая глаза этот язык, обдуманно-торжественный и странный... я не слыхал ничего подобного» [там же, с.80].

«Странный мужичок» побывал во многих городах, видел разные земли. Есть у него мечта: побывать в тех странах, где живет «птица Гамаюн сладкогласная, и с дерев лист ни зимой не сыплется, ни осенью, и яблоки растут золотые на серебряных ветках, и живет всяк человек в довольстве и справедливости» . В речи Касьяна не случайно возникает образ птицы Гамаюн, так как эта «птица вещая». Упоминание о ней часто встречается в духовных стихах. Живет Гамаюн в раю и, если кричит она, пророчит счастье.

Нужно отметить, что мечта Касьяна о сказочных странах трактуется исследователями по-разному. Ю.В.Лебедев пишет: «В устах Касьяна получает окончательное оформление легенда о далеких землях, мечта народа о братстве и социальной гармонии» .

Немецкий ученый Клуге и Н.П.Бродский считают, что в Касьяне изображен представитель секты бегунов-странников. Члены этой секты отвергали наличие государственных и общественных институтов (в том числе и необходимость труда), они убегали от них. Такая точка зрения кажется не вполне правомерной, так как, во-первых, Касьян не убегал, а уходил с согласия своего барина. Во-вторых, Касьян признает общественные порядки: «При старом барине мы все жили на своих прежних местах, а вот опека переселила. Старый барин у нас был кроткая душа, смиренник, - ему

небесное! Ну, опека, конечно, справедливо рассудила; видно, уж так пришлось» .

Безусловно, легенда о теплых странах имеет социальный аспект, так как подобного рода легенды отражали мечту народа о более легких условиях существования. Однако странствования Касьяна объясняются прежде всего его внутренними духовными потребностями. Поэтому более близкой нам точкой зрения П.Г.Пустовойта, который считает, что Касьян это тип народного правдоискателя: «Касьян вернее всего может быть назван одним из издавна существующих на Руси правдоискателей, личностный характер которых определялся их нравственной пытливостью и внутренней независимостью» . Касьян бродит по свету в поисках правды, но не столько социальной, сколько нравственной. Для него главным является то, что «справедливости нет в человеке».

Касьян не только странствует, но и врачует, что еще более выделяет его из среды обыкновенных крестьян. В деревне любой человек, который обладал какими-либо знаниями и тем самым выделялся из среды заурядных людей, назывался знахарем или лекарем. Часто люди подозревали их в сношениях с нечистой силой, но в отличие от колдунов, знахари и лекари не продают ей душу: С.В.Максимов пишет: «На обвинения знахарей деревенский люд не скупился. Ночью знахарям нельзя было зажечь огонь в избе или продержать его дольше других без того, чтобы соседи не подумали, что он готовит зелье, а нечистый дух ему помогает» . Обычно знахарями становились старые люди, вдовы, престарелые девицы, холостяки. Так, в рассказе И.С.Тургенева Касьян не признается в том, что Аннушка его дочка. Не признается, потому что сам находится в положении подозреваемого и подвергать такой же участи свою дочь не хочет. Знахарей и лекарей боялись и уважали, так как они обладали огромным количеством знаний. Ведь к ним обращались в самых крайних случаях, когда крестьянин уже пользовался различными домашними средствами и установить причину болезни оказалось непросто. Поэтому и не смог Касьян спасти Мартына-плотника: «Поздно узнал».

Только одаренные знаниями и нравственно чистые люди могут стать лекарями: «Знахаря (в отличие от колдуна) не надо разыскивать по кабакам, не придется выслушивать его грубости, смотреть как он ломается, вымогает плату, угрожает и пугает своим медвежьим взглядом и посулом несчастий впереди» . Касьяну, как большинству истинных лекарей, свойственна скромность и даже в некоторой мере самоуничижение: «Лекаркой меня называют... Какая я лекарка! ... И кто может лечить? Это все от бога. А есть...есть травы, цветы есть и слова такие... а кто верует-спасется...» .

Образ Касьяна И.С.Тургенев создает с помощью фольклорно-мифологических мотивов. В этом образе отразился характерный для русского народа тип мышления, в котором соединились элементы христианского и языческого мировосприятия. Как известно, христианская мифология -мифология совершенно иного типа, нежели языческая. Языческая мифология представляет собой безличный круговорот космических циклов и выбор между приятием или неприятием его в принципе невозможен. В центре внимания христианской мифологии стоит проблема личностного выбора.

Как было сказано выше, Касьян напоминает своими речами и поведением ветхозаветного пророка. В то же время ему свойственно языческое мировосприятие, которое очеловечивает окружающую природу. Достаточно вспомнить строки, описывающие поведение Касьяна в лесу, когда герой разговаривает с птицами и травами. Касьян мыслит мифологическими образами, в его речи возникает образ вещей птицы Гамаюн. К языческим мотивам можно также отнести представление крестьян о Касьяне как о лекаре-знахаре, а соответственно и о связи его со сверхъестественной силой. Так, в образе Касьяна органично переплетаются элементы христианского и языческого мировосприятия. Охарактеризовать их соотношение в мировоззрении Касьяна сложно: они неразделимы и составляют единое целое. Фольклорно-мифологические мотивы в рассказе «Касьян с Красивой Мечи» служит средством создания образа личности крестьянина в ее духовном развитии.

Литература:

1. Власова М.Н. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. - СПб., 1995.

2. Тургенев И.С. Записки охотника. - М., 1985.

3. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века: судьба России. - М., 1997.

4. Пустовойт П.Г. Тургенев - художник слова. - М., 1987.

5. Лебедев Ю.В. «Бежин луг» в контексте «Записок охотника» // Литература в школе. - 1985. - 1985. - №5. - С.2-11.

6. Максимов С.В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила. -Смоленск, 1995.

Пархоменко Е. (ВГУ)

Иван Сергеевич Тургенев

«Касьян с Красивой мечи»

Душным летним днём я возвращался с охоты в тряской тележке. Вдруг кучер мой забеспокоился. Взглянув вперёд, я увидел, что путь нам пересекает похоронный обоз. Это была дурная примета, и кучер стал погонять лошадей, чтобы успеть проехать перед обозом. Мы не проехали и ста шагов, как у нашей тележки сломалась ось. Между тем покойник нагнал нас. Кучер Ерофей сообщил, что хоронят Мартына-плотника.

Шагом мы добрались до Юдиных выселок, чтобы купить там новую ось. В выселках не было ни души. Наконец я увидел человека, спящего посреди двора на самом солнцепёке, и разбудил его. Меня поразила его наружность. Это был карлик лет 50-ти со смуглым, сморщенным лицом, маленькими карими глазками и шапкой густых, курчавых, чёрных волос. Его тело было тщедушно, а взгляд необыкновенно странен. Голос его был удивительно молод и по-женски нежен. Кучер назвал его Касьяном

После долгих уговоров старик согласился проводить меня на ссечки. Ерофей запряг Касьянову лошадку, и мы тронулись в путь. В конторе я быстро купил ось и углубился в ссечки, надеясь поохотиться на тетеревов. Касьян увязался за мной. Недаром его прозвали Блохой: он ходил очень проворно, срывал какие-то травки и поглядывал на меня странным взглядом.

Не наткнувшись ни на один выводок, мы вошли в рощу. Я лёг на траву. Вдруг Касьян заговорил со мной. Он сказал, что домашняя тварь богом определена для человека, а лесную тварь грешно убивать. Речь старика звучала не по-мужичьи, это был язык торжественный и странный. Я спросил Касьяна, чем он промышляет. Он ответил, что работает плохо, а промышляет ловом соловьёв для удовольствия человеческого. Человек он был грамотный, семьи у него не было. Иногда Касьян лечил людей травами, и в округе его считали юродивым. Переселили их с Красивой Мечи года 4 назад, и Касьян скучал по родным местам. Пользуясь своим особым положением, Касьян обошёл пол-России.

Вдруг Касьян вздрогнул, пристально всматриваясь в чащу леса. Я оглянулся и увидел крестьянскую девочку в синем сарафанчике и с плетёным кузовком на руке. Старик ласково позвал её, называя Алёнушкой. Когда она подошла поближе, я увидел, что она старше, чем мне показалось, лет 13-ти или 14-ти. Она была маленькой и худенькой, стройной и ловкой. Хорошенькая девочка была поразительно похожа на Касьяна: те же острые черты, движения и лукавый взгляд. Я спросил, не его ли это дочь. С притворной небрежностью Касьян ответил, что она его родственница, при этом во всём его облике была видна страстная любовь и нежность.

Охота не удалась, и мы вернулись в выселки, где меня с осью ждал Ерофей. Подъезжая ко двору, Касьян сказал, что это он отвёл от меня дичь. Я так и не смог убедить его в невозможности этого. Через час я выехал, оставив Касьяну немного денег. По дороге я спросил у Ерофея, что за человек Касьян. Кучер рассказал, что сначала Касьян со своими дядьями ходил в извоз, а потом бросил, стал жить дома. Ерофей отрицал, что Касьян умеет лечить, хотя его самого он вылечи от золотухи. Алёнушка же была сиротой, жила у Касьяна. Он не чаял в ней души и собирался учить грамоте.

Мы несколько раз останавливались, чтобы смочить ось, которая нагревалась от трения. Уже совсем завечерело, когда мы вернулись домой. Пересказала Юлия Песковая

Однажды летом я возвращался после охоты на тряской тележке. Мы с кучером заметили, что наш путь вот-вот пересечет похоронная процессия. Так как такое событие является поганой приметой, кучер погнал лошадей быстрее, чтобы успеть проскочить похоронный обоз. Такого ретивого галопа не выдержала ось нашей тележки и переломилась. Покойник нагнал нас, и мы узнали, что хоронят плотника.

Чтобы купить новую ось, мы пешком отправились в Юдины выселки. Складывалось такое впечатление, что в поселении не было людей, но вот я заметил спящего на солнцепеке человека. Выглядел человек очень необычно, он походил на пожилого карлика, тело его не отличалось силой, а голос был нежный, почти что женский. Кучер сказал, что мужчину зовут Касьяном.

Мне удалось уговорить старика проводить меня в контору, в которой я мог бы купить ось для телеги. Также я договорился с Касьяном о том, что он покажет мне путь на сечки, где можно будет поохотиться на дичь. Касьян согласился, однако проведя меня до места назначения, уходить не стал, и увязался за мной. Я слышал, что Касьяна прозвали «блохой» и теперь видел почему: он передвигался необычайно проворно и срывал при этом травы и цветы.

Когда мы уже пришли на место охоты, и я устроил засаду на дичь, Касьян начал рассказывать мне, что лесных животных убивать грешно, ведь бог определил для пользования человека тварь домашнюю. Говорил Касьян как-то торжественно. Я спросил карлика, чем он занимается и Касьян ответил, что ловит соловьев для богачей, а иногда лечит людей от различных травм. В губернии его считают юродивым.

Потом мы заметили симпатичную девчушку в синем сарафане, в руке она несла корзинку. Касьян назвал ее Аленушкой. Девочка подошла поближе, и стало ясно, что ей уже лет тринадцать и она очень похожа на Касьяна. Я спросил у карлика, не его ли это дочка, а он с напускной небрежностью ответил, что это просто родственница.

Моя охота не удалась, а потому мы вернулись в поселение. Кучер уже приладил ось к телеге, и мы собрались уезжать. На прощение Касьян сказал мне, что это именно отвел от меня животных.

Повествование рассказа И. С. Тургенева "Касьян из Красной Мечи" ведется от лица рассказчика, который терпеливо ждал прибытия домой после очередной охоты. Он держал путь на телеге по неровной пыльной дороге в один из знойных дней. Однообразное передвижение колес повозки было нарушено беспокойством кучера, который пытался опередить похоронную процессию, считая это плохой приметой. Из-за погнувшейся оси колеса повозка накренилась и встала. Спутникам пришлось почтить память покойника, которого пронесли мимо них. Им оказался Мартын, трудолюбивый плотник из Рябой. После каждый отправился своей дорогой.

Спустившись на сломанной телеге к Юдиным выселкам, на одном из дворов они обратились к старичку маленького роста по имени Касьян. В народе его называли "блохой". Касьян с Ерофеем оказались давними знакомыми.

От него гости узнали, что деталь для колеса можно найти только на соседних сечах, куда рассказчик и отправился вместе с Касьяном. Решив по пути поохотиться, он подстрелил коростель. Но вдруг с удивлением услышал от старика о совершенном грехе из-за убийства птицы. Слова о том, что нельзя пускать кровь вольным птицам, звучали необычно. Они вызвали недоверие у охотника. Сам же старик занимался тем, что ловил сетью коростель для продажи в другие деревни с целью развлечения. По пути он рассказал о своем прошлом, о том, что после смерти барина пришлось покинуть родные края.

В лесу рассказчик и старик встретили девочку Аннушку, которую Касьян запретил подвозить. Но он с особым вниманием и нежностью проводил ее взглядом. Позже выяснилось, что дед старательно обучал ее грамоте.

Недовольный охотой мужчина без дичи возвращался обратно. По дороге первым молчание нарушил Касьян. Он признался, что все животные и птицы исчезли из леса благодаря его силе мысли. Не принимая всерьез подобные слова, собеседник в ответ ни чего не ответил.

Колесо было отремонтировано Ерофеем. Перед отъездом рассказчик предложил небольшую сумму денег Касьяну, который охотно их принял. Всю дорогу домой кучер высказывал, недовольство после посещения деревни, не обнаружив там ни еды, ни воды для лошадей. Домой путешественники вернулись поздно вечером. Им пришлось не раз поливать раскаленное колесо водой из пруда.

Рассказ учит через приобщение к природе сохранять ее запасы, благодаря которым на земле существует жизнь, радуя человека своими ценными дарами.

Другие пересказы для читательского дневника

  • История создания Ревизора Гоголя

    История создания пьесы Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" любопытна и забавна. Она начинается в 1835 году. У Николая Гоголя были свои предположения о будущем русской литературы. Он твердо знал, что комедийный жанр в литературе должен быть

  • Краткое содержание Сказки матери Цветаева

    Данный рассказ является автобиографичным. Рассказ был написан Мариной Цветаевой спустя три десятка лет после описываемых событий, в то время, когда она была на отдыхе в Германии вместе со своей нуждавшейся мамой

  • Краткое содержание Золотой ключик или Приключения Буратино Толстого

    В маленькой и убогой каморке Папы Карло, старого шарманщика полено столяра Джузеппе превращается в мальчика по имени Буратино. Говорящий старый сверчок, живущий за печкой, советует Буратино быть благоразумным и пойти учиться в школу

  • Краткое содержание Смерть героя Олдингтон

    Роман представляет собой воспоминания главного героя, молодого офицера, который погиб в боевых сражениях во Франции, в первые дни первой мировой войны.

  • Краткое содержание Детство Никиты Толстой

    Никита в огромном четырёхэтажном деревянном доме. Он очень крепко привязан с живой природой. Для мальчика нет лучшего места на свете, чем местность около речки, собственный сад и все остальные уголки природы, окружающей дом

Сборник И. С. Тургенева «Записки охотника» называют жемчужиной мировой литературы. Как справедливо заметил А. Н. Бенуа: «Это в своем роде, печальная, но глубоко волнующая и полная энциклопедия о русской жизни, русской земле, русском человеке». Особенно явно это просматривается в рассказе Касьяна с Красивой Мечи: «Взойдешь на холм, - и река-то, и луга, и лес. Далече видно, далече».

Анализ произведения

Рассказ «Касьян с Красивой Мечи», с кратким содержанием которого мы познакомимся в этой статье, был написан в 1851 году. В нем автор освещает еще одну сторону жизни народа - правдоискательство, характерное для того времени. Крепостной строй не смог подавить в крестьянине чувство патриотизма и любви к родине. Касьян, исходивший пол России восхищается красотой русской земли: бывал он в «Синбирске - славном граде», ходил в «Москву - золотую маковку». Приходилось ему бывать и на «Оке-кормилице», и на «Цне-голубке» и на «Волге-матушке». Многие «крестьяне в лаптях» бродят по миру и «правоты ищут». И свой рассказ, полный любви к родной земле, Касьян заканчивает словами, что «нет справедливости в человеке».

Патриотическое чувство главного героя сливается с жалостью к «добрым хрестьянам», закрепощенным барами. И представляет Касьян места свободные, где «живет птица Гамаюн», листья там зимой «с дерев» не сыплются, а человек живет «в довольстве и справедливости». Когда он рассказывает охотнику о своих мечтах, речь его становится «обдуманно-торжественно». Как показывает анализ и содержание «Касьяна с Красивой Мечи, Тургенев сделал «правдоискательство» основной темой произведения. Таким образом, он показал антикрепостническое настроение героев, так как в полный голос об этом говорить нельзя было.

Но правдоискательство народа неразрывно связано с социальной несправедливостью. Касьян, которого переселили с Родной Красивой Мечи по той причине, что барин там выкупил землю, отвергает право собственности на землю, считая, что это нарушает божьи законы. Поэтому он и отнесся с недоверием к охотнику, барину, одетому в «немецкое платье» и молчал всю дорогу. И, конечно, не остается незамеченной любовь Касьяна к природе, она принимает какой-то возвышенный, религиозный характер.

Особенности повествования

Наряду с идейным содержанием, «Записки охотника» имеют еще одну особенность, - образ охотника - рассказчика, от лица которого ведется повествование. Он не посторонний наблюдатель событий, а их участник, который не скрывает своего отношения к героям и никогда не остается безучастным к их поведению, чем и делится с читателем, как бы вовлекая его в происходящие события. Автор не называет читателю его имени. Приступая к краткому содержанию «Касьян с Красивой Мечи», назовем его условно «рассказчик».

Печальное шествие

Возвращаясь с охоты летним облачным днем, рассказчик дремал в тряской тележке. Но тут внимание его привлекли беспокойные движения кучера, - он задергал вожжами и стал покрикивать на лошадей. Оглядевшись, рассказчик увидал на узкой тропинке, которая пересекала их дорогу, похоронную процессию. В телеге ехали священник и дьячок, за телегой несли гроб четыре мужика, за ними шли две женщины и та, что помоложе, однообразно и безнадежно голосила.

Кучер погнал лошадей, чтобы опередить процессию, встретить покойника на дороге - плохая примета. Но не отъехали и ста шагов, как телега накренилась. Кучер, махнув рукой, сказал, что сломалась ось. Пока он прилаживал колесо, чтобы доехать до Юдиных выселок, печальное шествие поравнялась с ними. Безмолвно проводив их взглядом, кучер сказал: «Мартына-плотника хоронят». Приладив колесо, он предложил рассказчику сесть в телегу, чтобы потихоньку добраться до выселок. Но тот, отказавшись, пошел пешком.

Юдины выселки

Продолжаем краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи». Шесть покосившихся избушек на выселках были поставлены, очевидно, недавно, так как не все были обнесены плетнем. На улице - ни души. В первой избе рассказчик никого не обнаружил, кроме кошки, и отправился во второй дом. Во дворе, на самом припеке, лежал мальчик. Неподалеку, под навесом, стояла худая лошаденка. Он подошел к спящему ребенку, и стал его будить. Тот поднял голову и, увидев барина, сразу вскочил на ноги, спрашивая: «Что надо?».

Изумленный его наружностью, рассказчик не сразу ответил на вопрос. Перед ним стоял карлик лет пятидесяти со сморщенным лицом, едва заметными глазками, взгляд которых был так же странен, как и их обладатель. Придя в себя, он объяснил карлику, что им нужно достать новую ось. Странный старичок, узнав, что он охотник, на удивление молодым голосом, сказал, что пташек стрелять нехорошо. Оси у него нет, но можно сходить за ней на ссечки (на вырубку). Нехотя встав, старик вышел на улицу. Кучер, завидев старика, сообщил, что Мартын-плотник умер, и поинтересовался, отчего же он, Касьян, его не вылечил? Кучер запряг Касьянову лошадку, и они отправились в путь.

Касьян

Краткое содержание произведения «Касьян с Красивой Мечи» рассказчик продолжает описанием их с Касьяном поездки на ссечку. Лошадка, на удивление, бежала скоро. Да и Касьян шагал проворно, оправдывая свое прозвище Блоха. Доехав до ссечек, им удалось у приказчиков раздобыть ось. Рассказчик знал, что на вырубках частенько водятся тетерева, и отправился поохотиться. Касьян, молчавший всю дорогу, вдруг напросился идти с барином. По пути он срывал какие-то травки, и странным взглядом поглядывал на своего попутчика, который забыв про охоту, смотрел все больше на Касьяна. Тот перекликался с птицами, а они, совершенно не боясь карлика, кружили над ним. Не найдя ни какой дичи, охотники отправились на соседние вырубки. Завидев коростеля, рассказчик выстрелил, а Касьян прикрыв глаза ладонью, шептал: «Грех это, грех».

Нестерпимая жара загнала их в рощу. Так как Касьян собеседником был никаким и по-прежнему молчал, рассказчик прилег отдохнуть под дерево. К его удивлению, старик первым заговорил, объясняя, что лесную птицу грех убивать, домашняя - другое дело, она Богом определена для человека. Речь Касьяна звучало торжественно и странно, не по-мужицки. Он рассказал, что ловит соловьев для удовольствия человеческого, не продает, а отдает. Касьян был грамотным, но бессемейным. Переселили их сюда с Красивой Мечи. Очень тосковал по родным краям. Иногда лечит людей травами, за это его называют лекарем, с чем он категорически не согласен. Мартына ему спасти не удалось, потому как обратились они к Касьяну слишком поздно, - плотник был уже не жилец. Побывал старик во многих городах, и другие крестьяне по миру ходят, правды ищут. «Справедливости нет в человеке», - подытожил он и тихонько запел.

Аннушка

Продолжим краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи» встречей с Аннушкой. Касьян вздрогнул и стал пристально всматриваться в чащу. Рассказчик оглянулся и увидел маленькую девчушку в синем сарафане с плетеным кузовком в руках. Старик ласково подозвал ее. Когда она подошла ближе, стало видно, что лет ей 13 - 14. Просто она была худенькой, маленькой, стройной и очень похожей на Касьяна: те же ловкие движения, острые черты и лукавый взгляд. На вопрос, не его ли это дочь, Касьян небрежно ответил, что сродственница. При этом во всем облике его читалась любовь и нежность.

Рассказ Ерофея

Завершает краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи» возвращение охотников. Охота не удалась, и они повернули на выселки. Дорогою Касьян сказал, что это он отвел дичь. Убедить его в том, что это невозможно, рассказчику не удалось. На выселках его ждал Ерофей, недовольный тем, что ему не удалось раздобыть что-нибудь съестное. Аннушки в избе не было, но кузовок с грибами стоял. Кучер приладил новую ось, и они выехали с выселок. Дорогой Ерофей ему рассказал, что знает Касьяна давно. Чудной он человек, с дядьями своими работал, потом стал дома жить, но не сиделось ему - «уж точно блоха». То молчит как сыч, то вдруг заговорит невесть о чем. Но поет очень хорошо. Аннушка его - сирота, и матери ее никто не знает. Но девушка хорошая растет, Касьян в ней того и гляди - грамоте учить вздумает. Дорогою Ерофей несколько раз останавливался, чтобы облить водой разгоряченную ось. Уже затемно они вернулись домой.

Вывод

Что нужно отметить, прочитав краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи»? Тургенев показал, через образ Касьяна, что крестьянину свойственна любовь к природе, в ней он черпает свои силы, она дарит ему мечты о лучшей жизни и свободе. Касьян слился с ней настолько, что и в лесу-то ведет себя, как в родном доме: то «срывал какие-то травки», то «перекликался» с птицами. Это обуславливает в таких людях необыкновенную силу духа, которой лишен человек, выпавший из природы. Поэтому и глубокие эстетические чувства Касьяна неотделимы от вольнолюбивых идеалов. Он мечтает о привольных местах, где была бы не только плодородная земля, но луга, леса, поля и реки. Как на Красивой Мечи - чтобы открывались взору безбрежные дали.

Annotation

«Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», - восхищался «Записками охотника» Ф.И. Тютчев. Цикл очерков «Записки охотника» в основном сложился за пять лет (1847-1852), но Тургенев продолжал работать над книгой. К двадцати двум ранним очеркам Тургенев в начале 1870-х годов добавил еще три. Еще около двух десятков сюжетов осталось в набросках, планах и свидетельствах современников.

Натуралистические описания жизни дореформенной России в «Записках охотника» перерастают в размышления о загадках русской души. Крестьянский мир прорастает в миф и размыкается в природу, которая оказывается необходимым фоном едва ли не каждого рассказа. Поэзия и проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах.

Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

КАСЬЯН С КРАСИВОЙ МЕЧИ

Я возвращался с охоты в тряской тележке и, подавленный душным зноем летнего облачного дня (известно, что в такие дни жара бывает иногда еще несноснее, чем в ясные, особенно когда нет ветра), дремал и покачивался, с угрюмым терпением предавая всего себя на съедение мелкой белой пыли, беспрестанно поднимавшейся с выбитой дороги из-под рассохшихся и дребезжавших колес, - как вдруг внимание мое было возбуждено необыкновенным беспокойством и тревожными телодвижениями моего кучера, до этого мгновения еще крепче дремавшего, чем я. Он задергал вожжами, завозился на облучке и начал покрикивать на лошадей, то и дело поглядывая куда-то в сторону. Я осмотрелся. Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими, волнообразными раскатами сбегали в нее невысокие, тоже распаханные холмы; взор обнимал всего каких-нибудь пять верст пустынного пространства; вдали небольшие березовые рощи своими округленно-зубчатыми верхушками одни нарушали почти прямую черту небосклона. Узкие тропинки тянулись по полям, пропадали в лощинках, вились по пригоркам, и на одной из них, которой в пятистах шагах впереди от нас приходилось пересекать нашу дорогу, различил я какой-то поезд. На него-то поглядывал мой кучер.

Это были похороны. Впереди, в телеге, запряженной одной лошадкой, шагом ехал священник; дьячок сидел возле него и правил; за телегой четыре мужика, с обнаженными головами, несли гроб, покрытый белым полотном; две бабы шли за гробом. Тонкий, жалобный голосок одной из них вдруг долетел до моего слуха; я прислушался: она голосила. Уныло раздавался среди пустых полей этот переливчатый, однообразный, безнадежно-скорбный напев. Кучер погнал лошадей: он желал предупредить этот поезд. Встретить на дороге покойника - дурная примета. Ему действительно удалось проскакать по дороге прежде, чем покойник успел добраться до нее; но мы еще не отъехали и ста шагов, как вдруг нашу телегу сильно толкнуло, она накренилась, чуть не завалилась. Кучер остановил разбежавшихся лошадей, нагнулся с облучка, посмотрел, махнул рукой и плюнул.

Что там такое? - спросил я.

Кучер мой слез молча и не торопясь.

Да что такое?

Ось сломалась… перегорела, - мрачно отвечал он и с таким негодованием поправил вдруг шлею на пристяжной, что та совсем покачнулась было набок, однако устояла, фыркнула, встряхнулась и преспокойно начала чесать себе зубом ниже колена передней ноги.

Я слез и постоял некоторое время на дороге, смутно предаваясь чувству неприятного недоумения. Правое колесо почти совершенно подвернулось под телегу и, казалось, с немым отчаянием поднимало кверху свою ступицу.

Что теперь делать? - спросил я наконец.

Вон кто виноват! - сказал мой кучер, указывая кнутом на поезд, который успел уже свернуть на дорогу и приближался к нам, - уж я всегда это замечал, - продолжал он, - это примета верная - встретить покойника… Да.

И он опять обеспокоил пристяжную, которая, видя его нерасположение и суровость, решилась остаться неподвижною и только изредка и скромно помахивала хвостом. Я походил немного взад и вперед и опять остановился перед колесом.

Между тем покойник нагнал нас. Тихо свернув с дороги на траву, потянулось мимо нашей телеги печальное шествие. Мы с кучером сняли шапки, раскланялись с священником, переглянулись с носильщиками. Они выступали с трудом; высоко поднимались их широкие груди. Из двух баб, шедших за гробом, одна была очень стара и бледна; неподвижные ее черты, жестоко искаженные горестью, хранили выражение строгой, торжественной важности. Она шла молча, изредка поднося худую руку к тонким ввалившимся губам. У другой бабы, молодой женщины лет двадцати пяти, глаза были красны и влажны, и все лицо опухло от плача; поравнявшись с нами, она перестала голосить и закрылась рукавом… Но вот покойник миновал нас, выбрался опять на дорогу, и опять раздалось ее жалобное, надрывающее душу пение. Безмолвно проводив глазами мерно колыхавшийся гроб, кучер мой обратился ко мне.

Это Мартына-плотника хоронят, - заговорил он, - что с Рябой.

А ты почему знаешь?

Я по бабам узнал. Старая-то - его мать, а молодая - жена.

Он болен был, что ли?

Да… горячка… Третьего дня за дохтуром посылал управляющий, да дома дохтура не застали… А плотник был хороший; зашибал маненько, а хороший был плотник. Вишь, баба-то его как убивается… Ну, да ведь известно: у баб слезы-то некупленные. Бабьи слезы та же вода… Да.

И он нагнулся, пролез под поводом пристяжной и ухватился обеими руками за дугу.

Однако, - заметил я, - что ж нам делать?

Кучер мой сперва уперся коленом в плечо коренной, тряхнул раза два дугой, поправил седелку, потом опять пролез под поводом пристяжной и, толкнув ее мимоходом в морду, подошел к колесу - подошел и, не спуская с него взора, медленно достал из-под полы кафтана тавлинку, медленно вытащил за ремешок крышку, медленно всунул в тавлинку своих два толстых пальца (и два-то едва в ней уместились), помял-помял табак, перекосил заранее нос, понюхал с расстановкой, сопровождая каждый прием продолжительным кряхтением, и, болезненно щурясь и моргая прослезившимися глазами, погрузился в глубокое раздумье.

Ну, что? - проговорил я наконец.

Кучер мой бережно вложил тавлинку в карман, надвинул шляпу себе на брови, без помощи рук, одним движением головы, и задумчиво полез на облучок.

Куда же ты? - спросил я его не без изумления.

Извольте садиться, - спокойно отвечал он и подобрал вожжи.

Да как же мы поедем?

Уж поедем-с.

Да ось…

Извольте садиться.

Да ось сломалась…

Сломалась-то она сломалась; ну, а до выселок доберемся… шагом, то есть. Тут вот за рощей направо есть выселки, Юдиными прозываются.

И ты думаешь, мы доедем?

Кучер мой не удостоил меня ответом.

Я лучше пешком пойду, - сказал я.

Как угодно-с…

И он махнул кнутом. Лошади тронулись.

Мы действительно добрались до выселков, хотя правое переднее колесо едва держалось и необыкновенно странно вертелось. На одном пригорке оно чуть-чуть не слетело; но кучер мой закричал на него озлобленным голосом, и мы благополучно спустились.

Юдины выселки состояли из шести низеньких и маленьких избушек, уже успевших скривиться набок, хотя их, вероятно, поставили недавно: дворы не у всех были обнесены плетнем. Въезжая в эти выселки, мы не встретили ни одной живой души; даже куриц не было видно на улице, даже собак; только одна, черная, с куцым хвостом, торопливо выскочила при нас из совершенно высохшего корыта, куда ее, должно быть, загнала жажда, и тотчас, без лая, опрометью бросилась под ворота. Я зашел в первую избу, отворил дверь в сени, окликнул хозяев - никто не отвечал мне. Я кликнул еще раз: голодное мяуканье раздалось за другой дверью. Я толкнул ее ногой: худая кошка шмыгнула мимо меня, сверкнув во тьме зелеными глазами. Я всунул голову в комнату, посмотрел: темно, дымно и пусто. Я отправился на двор, и там никого не было… В загородке теленок промычал; хромой серый гусь отковылял немного в сторону. Я перешел во вторую избу - и во второй избе ни души. Я на двор…

По самой середине ярко освещенного двора, на самом, как говорится, припеке, лежал, лицом к земле и накрывши голову армяком, как мне показалось, мальчик. В нескольких шагах от него, возле плохой тележонки, стояла, под соломенным навесом, худая лошаденка в оборванной сбруе. Солнечный свет, падая струями сквозь узкие отверстия обветшалого намета, пестрил небольшими светлыми пятнами ее косматую красно-гнедую шерсть. Тут же, в высокой скворечнице, болтали скворцы, с спокойным любопытством поглядывая вниз из своего воздушного домика. Я подошел к спящему, начал его будить…

Он поднял голову, увидал меня и тотчас вскочил на ноги… «Что, что надо? что такое?» - забормотал он спросонья.

Я не тотчас ему ответил: до того поразила меня его наружность. Вообразите себе карлика лет пятидесяти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми черными волосами, которые, как шляпка на грибе, широко сидели на крошечной его головке. Все тело его было чрезвычайно тщедушно и худо, и решительно нельзя передать словами, до чего был необыкновенен и странен его взгляд.

Что надо? - спросил он меня опять.

Я объяснил ему, в чем было дело, он слушал меня, не спуская с меня своих медленно моргавших глаз.

Так нельзя ли нам новую ось достать? - сказал я наконец, - я бы с удовольствием заплатил.

А вы кто такие? Охотники, что ли? - спросил он, окинув меня взором с ног до головы.

Охотники.

Пташек небесных стреляете небось?.. зверей лесных?.. И не грех вам Божьих пташек убивать, кровь проливать неповинную?

Странный старичок говорил очен...