Краткое содержание сказки заколдованное место гоголь. «Заколдованное место

Глазунов родился и вырос в кварталах Петроградской стороны, неразрывно связанной с творчеством поэта-символиста. "Насколько я люблю и понимаю творчество Блока до революции, настолько я не понимаю, как он мог прийти вместе с громилой Маяковским в Смольный, предлагая своим соотечественникам "слушать музыку революции". Да, теперь я, – говорит художник, – перечитывая Блока, нахожу в нем чуждые мне теософские влияния и уж никак не могу согласиться с тем, что мы – русские – скифы, азиаты с раскосыми и жадными очами". Тем не менее, иллюстрации Глазунова к Блоку так же сложны, загадочны и красивы, как и создавшие эпоху в русской литературе стихотворения Александра Александровича Блока.

Заранее познакомившись с иллюстрациями, подумайте над вопросами:

    какие особенности поэзии Блока дают возможность ее иллюстрировать?

    удалось ли художнику раскрыть внутренний мир лирического героя Блока?

    как рисуется в иллюстрациях мир, в котором живет герой? Каков пейзаж, живописный фон? Вводит ли этот фон в эмоциональный строй поэзии Блока?

    какие краски преобладают на иллюстрациях? Как они соотносятся с тонами поэзии Блока?

    любимым художником Блока был Врубель. Нет ли каких-то соответствий в колорите, красках, оттенках иллюстраций Глазунова с картинами Врубеля "Демон поверженный", "Пан", "К ночи"?

    какая иллюстрация вам кажется наиболее удачной? Почему?

    какие образы, мотивы лирики Блока воплотили бы вы сами в иллюстрациях?

Лирика Блока чрезвычайно живописна, причем живопись рождается на музыкальной основе. Интересен в этом отношении рассказ Блока о собственном творчестве: "Миры, предстающие взору... становятся все более зовущими; уже из глубины их несутся щемящие музыкальные звуки, призывы, шепоты, почти слова." Но это лишь первый момент творчества. На основе музыкальных впечатлений возникают зрительные. "Вместе с тем, – продолжает Блок, – они начинают окрашиваться (здесь возникает первое глубокое знание о цветах); наконец, преобладающим является тот цвет, который мне легче всего назвать пурпурно-лиловым (хотя это название, может быть, не вполне точно)".
Возникающие в воображении поэта зрительные образы не имеют четких контуров. Это цвета, оттенки цветов, не поддающиеся словесному выражению, и сам поэт, определяя их, постоянно оговаривается: "всего легче назвать", "хотя", "может быть", "не совсем".
В гамме цветов начинает преобладать один – пурпурно-лиловый; в нем для Блока воплощается представление об "иных мирах". Между тем "золотой меч, пронизывающий пурпур лиловых миров, разгорается ослепительно... Уже начинает сквозить лицо среди небесных роз; различается голос..." Вот предельная для поэзии Блока того периода (статья написана в 1910 г.) конкретизация образов. Они даются как бы в дымке:

иллюстрирует Блок свои теоретические положения. "Имя почти угадано", но никогда не будет названо, образ почти возник, но никогда не примет очертаний реального человека во плоти и крови, так же как и чувства поэта никогда не застынут на "мертвой точке торжества". Эти особенности поэзии Блока делают необычайно сложной задачу воплощения его образов. Как же справился с нею Глазунов ? Рисунки художника Блоку не чужды. Глазунову удалось если не войти в мир Блока, то хотя бы приблизиться к нему. Часть рисунков решена в цвете, при этом широко использованы тона, названные в статьях Блока: синий, лиловый, золотой в различных сочетаниях, – и постоянно встречающиеся в его стихах: желтый, обычно передающий оттенки догорающей зари ("...на желтой заре фонари" ), голубой ("Ты прошла голубыми путями" ), фиолетовый ("Фиолетовый запад гнетет" ).
На большей части иллюстраций, опять-таки в соответствии с содержанием стихов Блока, воссоздана вечерняя или ночная атмосфера. Краски не резки, силуэты предметов расплываются в дымке тумана или в вечернем сумраке. Эти тона, краски чем-то близки картинам Врубеля, но предметный фон иллюстраций, как и в стихах Блока, иной. У Врубеля это таинственная природа: поля, море, лиловые горы. У Глазунова это обычно город, Петербург: громады зданий, корпуса фабрик, колодцы дворов, мосты через реку и т.д. Отдельные образы и детали (поэт на перепутье двух дорог; затухающее пламя камина; чугунные цепи моста, как бы преграждающие путь) приобретают символический характер. На этом фоне изображаются люди, часто сдержанно-сосредоточенные, одинокие, затерянные в большом мире.
На некоторых рисунках образы людей излишне конкретизированы. Это расходится с общим строем блоковской лирики, а иногда и с текстами стихотворений, которые взяты художником за основу. В основе стихотворения "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо..." – томительное ожидание встречи с Прекрасной Дамой. Женский образ здесь неуловим. Это мечта, прекрасное видение ("Но страшно мне: изменишь облик Ты..."). У Глазунова дается детально выписанный портрет.
И.Глазунов иллюстрирует преимущественно стихотворения раннего Блока. Может быть, поэтому в цикле есть какая-то недоговоренность: в них передана блоковская печаль, но лишь слегка намечены тема "страшного мира", тема родины.

Из книги: Медведев В.П. Изучение лирики в школе. – М.: "Просвещение", 1985

*1 . Глазунов Илья Сергеевич (р. 10.6.1930, Ленинград) – русский советский художник, народный художник СССР, член СХ РСФСР. Окончил художественную школу при Институте им. И. Е. Репина. Автор многих картин, портретов, книжных иллюстраций (к произведениям А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. К. Толстого, зарубежных писателей).

*2. Блок А. Собр. соч. в 6-ти т. М., 1971 (т.5, с.328)

Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

План пересказа

1. Рудый Панько вспоминает историю из своего детства.
2. Дед идет на баштан (на бахчу) с внуками гонять воробьев и сорок.
3. Приезд чумаков (крестьян, занимавшихся торговлей солью, рыбой).
4. Ребята и старый дед танцуют.
5. Герой попадает в заколдованное место, где, как он думает, находится клад.
6. Поиски заколдованного места на следующий день.
7. Встреча старика с нечистой силой.
8. Клад оказался обманом.
9. Дед решил больше никогда не верить черту.

Пересказ
Главный герой, Рудый Панько, известный рассказчик баек, начинает свое очередное повествование, подтверждающее поверье: если «захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит». Он вспоминает давнюю историю, случившуюся с его дедом.

Однажды дед взял их с братом, тогда еще мальчишек, гонять воробьев и сорок на баштане. Проезжали мимо знакомые чумаки. Стал их дед угощать дынями, а внуков попросил сплясать казачка. Да сам не усидел и пустился в пляс. И случилась здесь чертовщина какая-то. Только захотел дед «разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку — не подымаются ноги, да и только». Пустился снова, да не вытанцовывается, оглянулся, ничего знакомого не увидел, а только гладкое поле. Стал приглядываться, наткнулся на дорожку в темноте. В стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка. Решил он, что это клад, да копать было нечем. Чтобы не потерять это место, повалил большую ветку дерева.

На другой день, чуть стало смеркаться в поле, дед взял заступ и лопату и пошел искать клад. Но так и не нашел, только дождь его замочил. Обругал дед сатану и вернулся ни с чем. На следующий день дед, как ни в чем не бывало, пошел на баштан выкопать грядку для поздних тыкв. А когда проходил мимо того заколдованного места, зашел на его середину и ударил заступом в сердцах. И вдруг опять очутился в том же самом поле. Нашел тайник, отпихнул камень, да решил табаку понюхать. Вдруг кто-то чихнул сзади. Огляделся - никого. Стал копать, увидел котел. Тут нечисть начала его пугать: попеременно появлялись перед ним птичий нос, баранья голова и медведь. Страшно было так, что хотел уже дед все бросить, но жалко было расставаться с кладом. Схватил он кое-как котел и «давай бежать, сколько доставало духу; только слышит, что сзади что-то так и чешет прутьями по ногам...»

Уже давно с хутора пришла мать с горшком горячих галушек, все повечеряли, мать вымыла посуду, а деда все нет. Вымыла она горшок и вышла на кухню, а там дед оказался. Он расхвастался, открыл котел, а там: «Что ж бы, вы думали, такое там было? ну по малой мере, подумавши хорошенько, а? золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое».

С той поры дед и внукам наказал не верить черту: «И бывало, как услышит, что в ином месте неспокойно, сам крестится и нас заставляет. А место заколдованное плетнем загородил и весь бурьян и сор, который выгребал из баштана, бросал туда. Так на этом месте ничего доброго никогда и не выросло».

Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был еще дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех еще сыновей да деда стеречь баштан - дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше - чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошел разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей потешили, да недолго терпел, сам пошел. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошел до одного, места близ грядки с огурцами. Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова - то же. уж и бранился, и снова начинал - без толку. Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки - все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все ж понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашел в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонек, и другой чуть поодаль. «Клад!» - решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.

На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошел ближе к гумну - пропала голубятня. А тут припустил дождик, и дед, так и не нашед места, прибежал с бранью обратно. Назавтра ввечеру пошел он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, - и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой. На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся - нет никого. Принялся дед копать и нашел котел. «А, голубчик, вот где ты!» - воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», - пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать - под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котел, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котел и кинулся бежать.

Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие помои, а навстречу ей бочка ползет: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в нее помоями. Оказалось, что это дед. Открыли дедов котел, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнем, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «черт знает что такое!».

Вы прочитали краткое содержание повести Заколдованное место. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести Заколдованное место не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести.