Кто призывал грызть гранит науки? Фразеологизм "грызть гранит науки" и его значение. Грызть гранит науки

Гранит науки

Дата рождения «гранита науки» известна совершенно точно: 11 октября 1922 года. В этот день Лев Троцкий выступал на V Всероссийском съезде РКСМ.

– Наука, – втолковывал он комсомольцам, – не простая вещь, и общественная наука в том числе, – это гранит, и его надо грызть молодыми зубами.

– Я обращаюсь к вам и через вас ко всем наиболее чутким, наиболее честным, наиболее сознательным слоям молодого пролетариата и передового крестьянства с призывом: учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену.

Этот оборот сразу же получил значение лозунга. Всего неделю спустя, 18 октября, в «Правде» появилась статья И. Степанова «Молодые зубы, гранит и наука». Семен Липкин, которому тогда было 11 лет, в мемуарной повести «Квадрига» вспоминает о школьной тетрадке, на зеленой обложке которой густо чернела голова Троцкого, а под ней изречение: «Грызите молодыми зубами гранит науки».

В 1923 году лефовец Сергей Третьяков сочинил свой вариант песни «Молодая гвардия», весьма популярный в 20–30-е годы; лозунг Троцкого здесь стал двустишием:

Упорною учебою

Грызем наук гранит.

А в сборнике «Песни работницы и крестьянки» (1924) находим частушку:

Троцкий дал такой наказ:

«Грызть гранит науки!»

Разом выполним его,

Взявшись за «аз-буки».

Тут под «наукой» уж точно не имелись в виду науки, преподаваемые в университетах.

В исходной цитате из Троцкого слова «грызть» и «гранит» разнесены; поставленные рядом, они создают яркий фонетический образ: «гры зт ь гр анит ». Именно это и обеспечило формуле долгую жизнь.

Летом 1925 года Николай Устрялов, бывший кадет, а затем отец-основатель «сменовеховства» и «национал-большевизма», посетил Москву после семилетнего перерыва. В очерке «У окна вагона» («Новая Россия», 1926, № 2) он писал:

«Наше старое студенчество в общей его массе не умело так жадно тянуться к учению, как нынешнее. (…) Не то теперешняя университетская молодежь. (…) Для нее “учеба” – категорический императив. “Грызть гранит науки молодыми зубами” – это не только долг: это и наслаждение, и потребность, это “зов природы”, это боевое знамя, это подвиг. Но самый образ – “гранит” и “зубы” – не случаен: легко ли грызть гранит зубами, хотя б и “молодыми”?».

В это время Устрялов преподавал в Харбинском университете, одновременно работая в советских учреждениях Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В 1937 году он был расстрелян за «шпионаж и контрреволюционную деятельность».

В 1927 году в Харбине вышла, без указания автора, большая ироническая поэма «Епафродит». Ее написал Николай Сетницкий – экономист, статистик, философ, член одесского поэтического кружка, в котором участвовали Э. Багрицкий, В. Катаев, Ю. Олеша. С 1925 по 1935 год Сетницкий служил в Харбине в Экономическом бюро КВЖД, где сблизился с Устряловым; вместе с Устряловым он преподавал в Харбинском университете. Лозунг Троцкого особого сочувствия в нем не вызвал:

Мы говорим: «Гранит науки

Грызи, благая молодежь!

Грызи, пока не изгрызешь».

И многие грызут до муки.

Но пробирает вчуже дрожь.

Вожди зафанфаронят в трубы,

Глядишь, и хватят через край;

Науки и нужны и любы -

Что выдержит: гранит иль зубы?

Боюсь, дантистам будет рай.

Сетницкий был расстрелян в 1937 году (почти одновременно с Устряловым) как «изменник Родины» и «японский шпион».

В начале тридцатых поэт Демьян Бедный попробовал заменить выражение Троцкого сталинским, используя те же аргументы, что и Сетницкий:

– Разве это не внутренне порочный, пораженческий, не безнадежный лозунг? Всякому ясно, что гранита зубами не угрызешь. (…) Нет уж, грызи гранит сам! Сравните это с обращением т. Сталина. Он говорит молодежи: «Учитесь, стиснув зубы!» Стиснув зубы, т. е. с максимальным волевым напряжением. Грызите не гранит, а науку, не зубами, а мозгами! Вот где разница тона. А тон делает музыку.

Старания Бедного пропали втуне: выкинуть «гранит науки» из языка не удалось.

Не оставил без внимания формулу Троцкого философ-эмигрант Георгий Федотов. В «Письмах о русской культуре», опубликованных в 1938 году в журнале «Русские записки», он язвительно замечал: «Поколение, воспитанное революцией, с энергией и даже яростью борется за жизнь, вгрызается зубами не только в гранит науки, но и в горло своего конкурента-товарища».

Лидер эсеров Виктор Чернов, рассказывая о событиях 1899 года, приводит фразу: «Грызут гранит науки по германским университетам». Соответствующая глава его мемуаров «Перед бурей» так и называется: «“Грызуны науки” в германских университетах». Однако эту книгу Чернов, умерший в 1952 году, писал в последние годы жизни, так что тут мы имеем дело с явной аберрацией памяти.

Семейная пара отправилась в самостоятельное путешествие. Карты, путеводители и все-такое…

Находясь какое-то время в пути, жена, обеспокоенная тем, что они еще не добрались до пункта назначения, раскрывает карту и с неподдельным ужасом и изумлением восклицает:

— Дорогой, кажется мы движемся не в том направлении!?!

Муж, продолжая целеустремленно рулить, не повел и бровью, напротив, с довольной улыбкой на лице он поворачивается к супруге и спокойно отвечает:

Дорогая, какая разница в каком направлении мы движемся? Главное, что мы делаем это с максимально возможной скоростью!

В этом, любимом мною, анекдоте раскрывается вся суть навязываемой миру американской/западно-проамериканской культуры, видения жизни если хотите.

Скорость, скорость и еще раз скорость…

И фильм «Rocket science» полон зарисовками того, на чем зиждется современный дядя Сэм, а вместе с ним и остальная прогрессивная и не прогрессивная часть человечества, пытающаяся шагать в ногу с хромающим на обе конечности временем.

Это подчеркивает само начало фильма, он начинается со слов! по стилистике напоминающих речь любого американского президента или политического лидера: «Significance, harms, inherency, topicality, solvency» .

Кратко, резко, быстро, а главное ужимисто и непонятно…пусто!

И лишь через несколько мгновений, под символичный аккомпанемент банджо, появляется первая картинка — пара подростков, также резко и второпях жимкающих друг-друга на последних рядах того-же конференц-зала.

Говорим об одном, а хочется совсем другого? Не изменяя стилю.

И каково же было мое изумление, что столь пламенные слова, достойные умов пылких и революционно настроенных мужей, произносит оратор-подросток, выступающий перед почтенно-скучающей публикой на конкурсе дебатов.

Смысл которого заключает в том, хмм, а есть ли смысл? В общем заключается в том, чтобы победить любым способом; переспорив, обескуражив, задавив и как итог пробив броню условного, условного-ли?, противника;

Получив заветный трофей-пустышку, не имея при этом собственного мнения, согласно слепому жребию готовясь выступать как «за», так и «против» — третьего не дано.

Кстати о банджо, а этот инструмент появится в фильме еще раз, элегантно и иронично подчеркивая, дополняя и обогащая идею фильма.

Так вот банджо, как и мандолина, является прямым потомком африканской лютни, но главное отличие — это звук. У банджо он более резкий и звенящий, привлекающий внимание и бьющий точно в цель — по ушам (по моим точно), что незамедлительно выделяет его среди любых других инструментов.

И для того, чтобы овладеть мастерством игры на банджо, порой требуются незаурядные способности и прилежание, что само по себе является истинным «rocket science».

Кстати, на просторах интернета можно обнаружить одноименный сайт «RocketScienceBanjo».

На фоне всего этого картонного конкурсно-бутафорного безумия режиссер животворит жизнь Хэла, на первый взгляд едва заметными штрихами бледных оттенков.

И похоже, что в этой жизни его искренне любит и одаривает теплом лишь одно по настоящему живое существо — Шарлотта.

Но шажок за шажком, Хэл растет и раскрывается, словно цветок, прошедший все стадии от семени до цветения…неспешно, неторопливо, внимая мудрости внутреннего голоса, доносящегося из глубин: «Всему свое время» .

На самом деле любовь струится в нем самом и получая невразумительный ответ отца на вопрос: «What are you thoughts on love?» , отвечает сам: «You know, it shouldn’t be…shouldn’t be like rocket» .

За год Хэл действительно повзрослел, не стал старше, а именно повзрослел, сотворил себя сам и за него совершенно не страшно, теперь он точно справится со всем, потому как такой опыт бесценен и постичь такую глубину дано действительно не многим.

Мне вспомнилась великолепно сыгранная, звонкая, но пустая речь подполковника Слейтера из фильма «Scent of woman» и вот проводя параллели между Хэлом и Чарли можно точно сказать, кто есть кто.

В фильме Бреста однобокое «добро» защитило «агрессивно-слепое зло», Чарли по сути так и не вырос, не окунулся в грязь с головой, со всех сторон оставшись в белом, и даже в финальной сцене по сути не смог отстоять себя, прогнувшись и пролетев весь лестничный пролет на спине полковника…

Хэл же, ступенька за ступенькой, прошел сквозь огонь и воду, от любви до ненависти, от поверхностного к глубинному, сквозь множество слоев и вышел победителем — поворотная сцена в ванной с разгневанным братом, разговор с отцом, сладость отмщения при помощи всемогущего «FCUK».

Вы спросите победителем чего? Победителем самого себя, не смотря на все приложенные усилия он победил лишь сдавшись, но не просто выбросил загодя приготовленный белый флаг, а собственноручно соткал его.

И как итог — трофей, заслуженная пицца!

Интересно перекликается ли имя героя с «Hell»?

Вообще фильм наполнен американским юмором, не высмеивающим, а задорно смеющимся. Пожалуй это первая, увиденная мною, американская картина в которой юмор столь тонко вплетен в сюжет…

И еще из параллелей, для меня этот фильм стал младшим братом «Магнолии» Пола Томаса Андерсона.

Не знаю почему, может потому что ноги растут из того же места. Только «Rocket science» чуть топорный и мило неуклюжий, словно неоперившийся юнец, но при этом живой и задорный.

И однажды, через много лет, о преодолевшем все испытания Хэле, некий голос наблюдателя с уважением скажет:

«…он достиг определенной чистоты сердца, потому что прошел через желания и увидел, что все желания ведут к разочарованию. Эти желания — воспоминания прошлого. Он жил во всевозможных отношениях и увидел, что любые отношения становятся адом. Он прошел через все темные ночи души. Он достиг определенной отстраненности — чистоты наблюдателя. Его больше не интересовало участие ни в какой футбольной игре…»

(Не потому что фильму чего-то не хватает, а потому что есть куда расти)

Для меня лично фильм и cool tribute композиции «The Final Countdown» от «The Social Services» сплетаются воедино… не просто полны надежды, они живы:)))

В этой статье мы рассмотрим значение выражения «грызть гранит науки». Высказывание подобного рода прочно прижилось в нашей жизни и приобрело значение фразеологизма. Своеобразное и по-своему гениальное выражение имеет своего «родителя», об этом и многом другом вы сможете узнать из нашего материала.

Отцы революции, или "А помнишь, как все начиналось?"

К концу подходила Гражданская война. В Москве 11 октября 1922 года открылся V Всероссийский Съезд РКСМ, где было принято немало постановлений, определяющих дальнейшее развитие страны. Именно тогда Лев Давыдович Троцкий (настоящая фамилия Броншнейн) произнес свою знаменитую фразу, которая в первоначальном виде выглядела несколько объемней и несла в себе призыв: «Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену».

Из фразы политического деятеля со временем выпадает слово «молодым», лишая, на наш взгляд, ее особенного колорита. Автор фразы хотел подчеркнуть, что только молодость с ее неудержимой энергией готова на подобного рода трудности, что именно молодые люди отличаются особым рвением и силой, и, конечно же, кто же, как не умный, знающий свое дело педагог, может дать этой силе и мощи молодого поколения правильное и нужное направление реализации задуманного во благо страны и общества. Что же, если не гордость заполняет сердце и душу, когда смотришь на поколение талантливой молодежи!

Ирония судьбы

Троцкий провел годы в политической изоляции, а затем его ликвидировали по приказу Сталина как врага народа. Смертельное ранение Троцкому нанес испанский коммунист Рамон Меркадер ледорубом, который был предназначен для вбивания колышков в гранитные скалы. Политический деятель Троцкий был убит 20 августа 1940 года, он был тем, кто не испугался выступить с осуждением политики Сталина, Зиновьева, Калинина по отношению к НЭПу. Он был тем, кто сказал: "Грызите гранит науки!" - именно ту определяющую фразу, ставшую в силу исторических событий роковой.

День сегодняшний

И в День знаний, и на Последнем звонке в школах, да и не только в них, но и в высших учебных заведениях на торжественной части и сегодня можно услышать фразу-напутствие школьникам и студентам: «Грызите гранит науки!» - которая не потеряла своей актуальности и на сегодняшний день. Всегда в эти значимые для студентов и школьников дни найдется такой человек, который упомянет это выражение. В Лету канули пионеры, горны, костры, а фраза «грызть гранит науки» жива и продолжает жить. Она сочностью и яркостью привлекает внимание, своим здоровым чувством иронии, заставляя задуматься о предназначении в жизни и в современном обществе.

Мастерство перевода, или Ощущение дежавю

Ленин призывал нас: «Учиться, учиться и еще разучиться!» Фраза, произнесенная Троцким, также призывает молодое поколение учиться. Безусловно, лидеры и «отцы» революции читали Маркса, в трудах которого есть такое замечательное высказывание: «Как много надо учиться, чтобы хотя бы мало знать!» Кому же первому пришла в голову эта замечательная мысль? Это становится уже неважно, а важно то, что сама мысль оказалось правильной. Доказательством этому факту служит само время, годы, прошедшие в истории страны, доказывающие правоту и неопровержимость сказанного. Так что, молодые люди, продолжайте грызть гранит науки.

«Грызем» - значит живем!

Все со временем меняется и развивается, что является прямой закономерностью жизни. Требования к молодому поколению возрастают. Довольно часто можно увидеть маленьких деток, уже владеющих несложными навыками работы на компьютере, которые на ты с мамиными и папиными телефонами. Конечно же, это происходит благодаря индустрии компьютерных игр, которые и обучают, и развивают, и, конечно же, развлекают. И уже на свой первый юбилей пятилетка получает не только мячик и куклу, а (как это можно довольно часто наблюдать) свой первый планшет.

Современный мир требует развития от детей уже с детсадовского возраста. Это же просто замечательно! А малышам-карандашам приходится с удвоенной силой еще молочными зубами пробовать на вкус «гранит науки». Значение («грызть гранит науки») можно свести к одному-единственному слову - учиться.

В смысловом «родстве» в литературе можно встретить высказывания выдающихся деятелей своего времени, например, Суворов говорил: «Тяжело в учебе - легко в бою», - а в рассказе «Моя жизнь» Антона Павловича Чехова есть такое высказывание: «Учиться нам нужно, учиться и учиться». Английский философ Фрэнсис Бэкон подарил миру такую фразу: «Знание - сила!» А древние римляне для воспитательного процесса повторяли фразу своим детям: «Повторение - мать учения!» Да, безусловно, учиться стоит всегда, хотя бы только для того, чтобы доказать что-то своим учителям. Как говорил Леонардо да Винчи: «Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя».

Слово пропаганды

Gaudeamus igitur - именно так называется и начинается песня-гимн студентов, прославляющая жизнь, науку, молодость. Песня появилась в 13-м или в 14-м веке, передавалась устно, имеет несколько вариантов. Песни, выражения, высказывания, да и еще многое другое являются способом пропаганды образования. Это выглядит как капля в море, но пусть эта капля будет одной из самых ярких и запоминающихся, привлекающих внимание и интерес молодого поколения. Осознание ценности образования - вот задача и основное стремление любого демократического государства. Начиная с малого, соединяя звено со звеном, делая шаг за шагом, читая книгу за книгой, ставя перед собой все новые и новые цели - это и есть победа, успех которой будет зависеть от ежедневных усилий и труда. Что значит «грызть гранит науки»? Это девиз для целых поколений!

Заключение

Подводя итоги сказанному выше, хотелось бы отметить важность и значимость образования в жизни каждого человека, неопровержимым является тот факт, что именно оно служит «билетом в лучшую жизнь», ради этого стоит грызть гранит науки. Фразеологизм живет и будет продолжать жить. В нашем современном обществе образованным людям оказывают должное уважение, они могут поддержать интересную беседу, с ними интересно говорить на любые темы. Пусть сам материал статьи послужит примером этого.

Раскрыв смысловую нагрузку выражения, хотелось бы сравнить эту информацию со снежным комом, мчащимся с невероятной скоростью, набирающим огромный багаж знаний: кто такой Троцкий, Чехов, Суворов, в чем их заслуги перед Отечеством. Хотелось бы, чтобы каждый из нас пропитывался знаниями. "Для чего?" - может быть, спросите вы. Для жизни, для мира, для себя. Знания (как причудливые узоры кружева) окутывают, переплетаются между собой, окрыляют человека, дают ему возможность надеяться на что-то большее, лучшее, светлое. Нужно учиться, не жалея сил и времени, ведь только это позволит развиваться.

Съезд длился пять дней, и на нем было принято немало постановлений, которые потом определили дальнейшее развитие страны. Достаточно вспомнить призыв Владимира Ильича Ленина к молодежи взять шефство над военно-морским флотом. С октября 1922 года сотни тысяч молодых людей ринулись строить корабли, бороздить на них просторы мирового океана, укреплять боеготовность рабоче-крестьянского Красного флота.

Или не менее судьбоносное постановление об объединении всех пионерских отрядов в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». Кто-нибудь сегодня помнит о том, что первое объединение юных ленинцев носило имя Спартака? Заметьте, не ЦСКА, «Зенита» или «Локомотива», а именно предводителя восстания рабов.

Сейчас и про пионеров-то вспоминают далеко не все. А вот обращение к молодежи «грызть гранит науки» нет-нет, да и появляется на страницах нашей прессы, в радио- и телерепортажах, особенно в «судные» дни 1 сентября и 25 мая, когда проходят торжественные линейки в школе. Всегда находится человек, который в микрофон желает выпускникам и дальше «грызть гранит науки» в школах и вузах!

Но мало кто знает, что это выражение гораздо более емкое и образное. В устах Льва Давидовича Бронштейна (он же Троцкий) оно прозвучало буквально так:

«Я обращаюсь к вам и через вас ко всем наиболее чутким, наиболее честным, наиболее сознательным слоям молодого пролетариата и передового крестьянства с призывом: учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену!»

Как видим, из крылатого выражения «выпали» молодые зубы. А ведь именно они и придавали этой фразе определенный колорит. Ведь только молодыми зубами можно грызть гранит с хрустом! Это вам не куриную косточку перекусить! Гранит — твёрдая горная зернистая порода, состоящая в основном из кварца, полевого шпата и слюды…

Для любителей статистики могу сказать, что сочную фразу о зубах и граните Троцкий повторил два раза в течение одной минуты. В «Бюллетенях V Всероссийского Съезда РКСМ», выпущенных издательством «Молодая гвардия» в 1923 году, приводится все высказывание целиком. Могу его процитировать:

«Пуще всего товарищи, нам надо учиться, пуще всего учиться. И так как борьба будет затяжной до победы мирового рабочего класса, то учиться нам надо не наспех, а всерьез и надолго. Наука — не простая вещь, и общественная наука в том числе, это — гранит, и его надо грызть молодыми зубами, ибо если обстановка сейчас внутри страны тяжка и если переходный период затрудняет понимание классовой природы государства, то на помощь должна притти обобщающая наука».

Слово «прийти» писалось тогда как «притти», орфографию я оставил.

Правда, меня не покидает некоторое ощущение дежавю. Где-то мы уже слышали это: «Учиться, учиться и учиться». Уж не знаю, кто у кого эту фразу «спионерил по-спартаковски»: то ли Ленин у Троцкого, то ли Троцкий у Ленина. Но это не суть важно: главное, что мысль очень правильная. А может быть, они оба переводили с немецкого Маркса. Помните: «Как много нужно учиться, чтобы хотя бы мало знать»? Вот что значит разница перевода.

С другой стороны, эта фраза не могла бы прожить дольше съезда РКСМ, если бы Лев Давидович не повторял ее к месту и не к месту. Она же появляется и в статье Троцкого, посвященной выходу первого номера молодежного журнала «Смена», который появился спустя полтора года, 25 января 1924 года. Тогда страна очень тяжело переживала смерть Владимира Ильича Ленина и жадно читала газеты и журналы, стремясь найти четкий ответ на вопрос: «Как жить без Ленина?»

Как в номере «Смены» оставили статью Троцкого, для меня до сих пор загадка. Ведь незадолго до этого он обратился с открытым письмом к членам партии с осуждением политики Сталина, Каменева и Зиновьева в отношении НЭПа…

С 1924 по 1928 годы «иудушка Троцкий», как назвал его однажды вождь мирового пролетариата, провел в политической изоляции, а в 1929 году был выслан из СССР. Спустя 10 лет Иосиф Сталин отдал приказ «ликвидировать» этого врага народа. По иронии судьбы его смерть была опосредованно связана именно с гранитом. Испанский коммунист Рамон Меркадер смертельно ранил Троцкого ледорубом, который предназначается для того, чтобы вбивать колышки в гранитной скале. Случилось это 20 августа 1940 года.

Впрочем, советские власти публично отвергли свою причастность к убийству. Меркадер был приговорен мексиканским судом к двадцатилетнему тюремному заключению. А как только он вышел из тюрьмы в 1960 году, то практически тут же последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза…

Приве́т, приве́т!

Hello, hello!

Сего́дня я предлага́ю верну́ться немно́го наза́д, а и́менно к предыду́щему вы́пуску, и рассмотре́ть выраже́ния, оста́вленные мной в про́шлый раз без внима́ния. Начнём с грызть грани́т нау́ки . Выраже́ние э́то име́ет соверше́нно определённого “роди́теля” и да́ту рожде́ния, и пришло́ к нам из докла́да одного́ из вожде́й октя́брьского переворо́та Льва Дави́довича Троцкого на V Всеросси́йском съе́зде Росси́йского коммунисти́ческого сою́за молодёжи (1922 г.): «Учи́тесь, грызи́те молоды́ми зуба́ми грани́т нау́ки, закаля́йтесь и гото́вьтесь на сме́ну!»

Today, I propose to go back a little bit, to the previous episode, and to look at the expressions that I left unattended the last time. Let’s start with “to gnaw the granite of science”. This expression has an absolutely definite “parent” and date of birth, and came to us from the report of one of the leaders of the October coup, Lev Davidovich Trotsky, at the V All-Russian Congress of the Russian Communist Youth Union (1922): “Learn, gnaw with your young teeth the granite of science, get tempered and ready for the change!”

Дово́льно познава́тельная статья́ по э́тому по́воду опублико́вана в онла́йн-журна́ле “Шко́ла Жи́зни” (http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-9527/). Почита́йте, е́сли интере́сно.

A quite informative article about it was published in the online magazine “School of Life”. You can read it, if it’s interesting to you.

Перехо́дим ко второ́му выраже́нию: откла́дывать в до́лгий я́щик , что зна́чит откла́дывать де́ло на неопределённый срок (надо́лго, в о́бщем).

Let’s move on to the second expression: “to postpone into a long box”, which means postponing the deal for an indefinite period (for a long time, in general).

По одно́й из ве́рсий выраже́ние возни́кло три со́тни лет наза́д в Моско́вской Ру́си, когда́ царь Алексе́й, оте́ц Петра́ I, приказа́л установи́ть пе́ред свои́м дворцо́м дли́нный я́щик, куда́ вся́кий мог опусти́ть свою́ жа́лобу. Жа́лобы-то опуска́лись, а вот дожда́ться реше́ния бы́ло о́чень нелегко́: проходи́ли ме́сяцы и го́ды. Наро́д переименова́л э́тот «дли́нный» я́щик в «до́лгий».

According to one of the versions, the expression emerged three hundred years ago in Moscow Rus, when Tsar Aleksei, the father of Peter I, ordered the installation of a long box in front of his palace, where everyone could drop his complaint. Complaints were dropped, but it was not easy to receive the response: months and years had passed. People renamed this “long” box into a “long time” box.

Ка́жется, с тех пор ма́ло что измени́лось в бюрократи́ческом аппара́те… 🙂

It seems that little has changed since then in the bureaucratic apparatus … 🙂

На сего́дня всё. Грызи́те нау́ку и не откла́дывайте её в до́лгий я́щик! Как говоря́т, век живи́ – век учи́сь! 🙂

That’s it for today. Gnaw the science and do not put into a long time box! As they say, live for a century, learn for a century! 🙂