Курская подводная лодка. Возможные причины гибели

Еще в 1980 году известная прорицательница Ванга произнесла пророчество, которое не воспринял бы серьезно любой здравомыслящий человек. Кто знал, что это предсказание в точности сбудется, заставив похолодеть от ужаса миллионы людей.

«В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Кто тогда, в далекие восьмидесятые, мог понять, что речь идет не о городе Курске, который находится на большом отдалении от ближайшего моря, а о будущей субмарине, названной в честь этого города. Пророчество оказалось страшной правдой, и 12 августа 2000 года весь мир узнал об ужасной трагедии в холодных водах Баренцева моря. Катастрофа подводной лодки К-141 «Курск» и по сей день остается загадочным, полным противоречий событием, оставшимся глубоким шрамом на истории современной России.

История создания

Атомная подводная лодка «Курск» – субмарина, долгое время считавшаяся лучшей в Военно-морском флоте России. Проект был разработан в СССР в конце 1960-х годов.

Советский союз значительно уступал своему главному противнику, США, в количестве авианосцев, поэтому главной целью атомоходов «Антей» – была возможность тихо подойти к хорошо охраняющемуся вражескому кораблю на расстояние удара и уничтожить цель.

Подводная лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году.

Уже в 1994 году ее спустили на воду и прикрепили к составу Северного флота. Субмарина считалось особой гордостью еще и потому, что ее построили в очень тяжелое для страны время. Она считалась символом новой России.

АПЛ «Курск» вооружилась ракетами «Гранит» и торпедами для противодействия атомным подводным лодкам противника. Являясь малозаметным судном, с низким уровнем шума, она могла доставить противнику массу неудобств одним своим нахождением в акватории базирования вражеских кораблей. Вооружение подводной лодки было самым современным и позволяло наносить высокоточные удары как по надводным, так и подводным целям.


Размеры субмарины впечатляли. Ее длина составляла исполинские 154 метра, а водоизмещение в режиме погружения оценивалось почти в 24 тысячи тонн.

Служба подводной лодки К-141 «Курск»

Подводная лодка «Курск» была гордостью и флагманом не только Северного флота, но и всего ВМФ России.

Неоднократно субмарина была задействована в военных учениях, в том числе и широкомасштабных.

Так, в 1999 году в акватории Средиземного моря подлодка в режиме автономного плавания успешно произвела учебное уничтожение кораблей НАТО. Тем самым, «Курск» ликвидировал основные силы противника в одиночку, на деле доказав свою высокую эффективность.

Катастрофа и спасательные работы

Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».

Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.


В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.

Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.

В этот же день, в 23-30 объявляется режим «тревога» – с этого момента военные начинают поиск пропавшего судна.

В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.

Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.


Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.

Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.

Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.


По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.

Список погибших составил 118 человек.

Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.

Альтернативные версии гибели подводной лодки

Так случилось, что катастрофа «Курска» стала одной из самых больших загадок в российской истории. И причин для этого оказалось более, чем достаточно.


Во-первых, действия руководства России подчас не поддаются логическому обоснованию.

Во-вторых, очень много сомнений порождает спасательная операция, которая, казалось, искусственно затягивалась, насколько это возможно.

В-третьих, российские военные крайне неохотно отнеслись к идее поднять субмарину, хотя логично предположить, что это упростило бы следствие и пролило бы свет на причину трагедии. В итоге, решено было поднимать АПЛ по частям, с отпиленной носовой частью, а это как минимум настораживает.

Оправдания руководства страны, что это была необходимость из-за непонятного состояния атомного двигателя все же оставляли сомнения.

В-четвертых, на сегодня известно огромное количество материалов, похожих на правду, доказывающих пребывание в акватории Баренцева моря американских подводных лодок, которые могли по чистой случайности послужить причиной гибели флагмана российского флота.


Узнать всю правду о трагедии с «Курском», вероятно, не получится уже никогда. Понять, что это было: возможное начало Третьей Мировой войны или банальная безалаберность, скорее всего, не удастся даже будущим поколениям.

И вся эта загадочность, безусловно, порождает большое количество конспирологических версий и теорий с массой доказательств и опровержений. Самые популярные альтернативные версии трагедии с «Курском» следующие:

  • Случайное столкновение с американской субмариной-шпионом;
  • Преступная халатность при установке боевых торпед;
  • Умышленный саботаж учений. Известно, что на флоте были представители Китая, которые были заинтересованы в заключении больших контрактов на поставки русского оружия. Вероятно, из-за действий некой третьей стороны подводная лодка по неизвестной причине была ликвидирована. Разумеется, на высшем уровне правда была раскрыта быстро, но дальше последовала политическая игра, а народу «скормили» наиболее правдоподобную версию произошедшего.

Пожалуй, ни одна версия не была столь популярна, как вероятное столкновение со слишком «любопытными» натовскими субмаринами.

Точно известно, что масштабные учения на Севере России привлекли особое внимание со стороны США.

Позже выяснилось, что подводная лодка «Мемфис» имела задачу максимально близко приблизиться к арене учений и наблюдать за разворачивающимися событиями. С этого момента начинаются самые спорные гипотезы, которые зачастую подкрепляются множеством фактов.


Одним из главных двигателей этой версии является фильм-расследование французского режиссера Жана Мишеля Карре «Подводная лодка в мутной воде». Так, известно, (для этого даже приводились фото и видеодоказательства) что «Мемфис» становился на срочный ремонт в ближайшей норвежской базе сразу после катастрофы с русской подводной лодкой.

Многие очевидцы и спасатели утверждают, что слышали сигналы бедствия с «Курска», а это означает, что экипаж мог оставаться в живых долго. Это не вяжется с официальным заключением, что практически все моряки погибли мгновенно от взрывов и затопления.

С другой стороны, сигналы бедствия могли исходить с поврежденного «Мемфиса», который либо столкнулся с русской подводной лодкой, либо был подбит ответным запуском торпеды.

О возможной «перестрелке» говорит и доказанный факт фиксации двух взрывов.

Кроме того, в акватории неподалеку от места катастрофы был найдет спасательный буй, выпущенный с подводной лодки. В свою очередь, в большинстве источников утверждается, что на «Курске» буй остался на своем месте.

Большой резонанс вызвала и официальная версия взрыва учебной торпеды на борту АПЛ. В некоторых источниках можно встретить факты, которые гласят просто о недопустимом разгильдяйстве на российском флоте.


Новейшая торпеда, заправляемая водородным топливом, была поставлена неправильно, что привело к утечке горючего вещества, его дальнейшему воспламенению, а потом и детонации основного боезаряда. Согласно этой теории подводная лодка не была приспособлена к установке вооружения такого класса, а при подготовке к учениям был допущен ряд вопиющих ошибок, которые, накладываясь друг на друга, в итоге привели к трагическому исходу.

Через некоторое время после трагедии набрала высокую популярность версия, согласно которой Владимир Путин умышленно скрывал от общественности истинные причины катастрофы в Баренцевом море. В пользу данной теории говорит тот факт, что все большие начальники, которые имели доступ к информации или вели спасательные работы, были отправлены на отдых вскорости после окончания расследования.

Принятое, безусловно, президентом решение, согласно которому субмарину поднимали в распиленном состоянии – тоже заставило общественность усомниться в прозрачности расследования.

Всему экипажу присвоили ордена мужества посмертно, а капитан удостоился чести стать героем России. И даже здесь создавалось впечатление, что правительство пытается выкрутиться, потому что формально высокие звания давались за учения в Средиземном море в 1999 году.

Существует большое количество доказательств того, что руководство России плотно контактировало с американскими спецслужбами сразу после случившегося. Кроме того, стало известно, что через несколько дней США простили России большой долг, а директор ЦРУ тайно посещал Россию уже через несколько часов после случившегося, когда лодку еще даже не искали. В свою очередь, это заставляет поверить, что президент России умышленно принял во внимание версию с ошибкой собственных военных и придал ее огласке для того, чтобы избежать вероятного военного конфликта с США.


Народное недовольство спровоцировало и последовавшее значительно позже интервью Владимира Путина известному американскому журналисту и телеведущему Ларри Обрайану. На вопрос ведущего «Что случилось с подводной лодкой «Курск»?», президент России с ухмылкой ответил: «Она утонула».

Широкий общественный резонанс вспыхнул вновь, когда были подняты тела подводников. Среди прочего стало известно о письме капитана Дмитрия Колесникова. Народные умы взбудоражила часть записки, которая сразу подверглась грифу «Секретно». Руководство сослалось на то, что вырезанная часть письма носит сугубо личный характер, но жена капитана до сих пор не получила оригинал записки своего мужа.

Кто знает, возможно, выжившие моряки, в полной темноте, на ощупь, написали слова, которые простым людям знать не положено.

Память

Трагическая гибель новейшей российской субмарины не оставила равнодушным, казалось бы, никого. С той поры написано много стихов и книг, которые посвящены памяти погибших моряков. Широкий успех в кинотеатрах получил снятый по мотивам трагедии фильм «72 метра».

Народная память увековечена в множестве памятников и монументов, которые установлены по всей стране.

Наиболее известные из них расположены в Москве, Курске, Северодвинске и Мурманске.

Все это свидетельство того, что трагедия с АПЛ «Курск» – большая рана в памяти народа России, именно поэтому в этой истории так много непонятого и непринятого, а недосказанное до сих пор отзывается болью и бессилием в умах миллионов человек.

Видео

Сама по себе идея подводной лодки появилась ещё в XV веке. Пришла эта идея в гениальную голову легендарного Леонардо да Винчи. Но, опасаясь разрушительных последствий такого скрытного оружия, он уничтожил свой проект.

Но так всегда и бывает, если идея уже существует, то рано или поздно человечество ее воплотит. Уже больше полувека подводные лодки бороздят моря и океаны. И, конечно, периодически попадают в аварии. Особенную опасность в данном случае представляют атомные подлодки, оснащенные ядерными силовыми установками. Об их сегодня и поговорим.

USS Thresher

Первой затонувшей атомной подводной лодкой в истории стала американская USS Thresher, погибшая в уже далеком 1963 году. Построена она была тремя годами ранее и являлась первой в своем роде подлодкой типа «Трэшер».

10 апреля USS Thresher вывели в море, чтобы провести тестовые глубоководные погружения и проверить прочность корпуса. Около двух часов лодка погружалась и периодически передавала данные о состоянии своих систем в штаб. В 09:17 USS Thresher перестала выходить на связь. Последнее сообщение гласило: «… предельная глубина… ».

Когда ее нашли, то оказалось, что она развалилась на шесть частей, а все 112 челнов экипажа и 17 исследователей погибли. Причиной гибели лодки называют заводской брак в сварке корпуса, которые не выдержал давления, треснул, а попавшая внутрь вода вызвала короткое замыкание электроники. Расследование установит, что на верфях, где USS Thresher обслуживали был предельно низкий контроль качества, а кроме того, могли происходить сознательные диверсии. Это и стало причиной гибели подлодки. Ее корпус до сих пор покоится на глубине в 2560 метров к востоку от мыса Кейп-Код.

USS Scorpion

За всю историю Военно-морские силы США окончательно и бесповоротно потеряли всего две подлодки. Первой была упомянутая выше USS Thresher, а второй - затонувшая в 1968 году USS Scorpion. Подводная лодка затонула в Атлантическом океане недалеко от Азорских островов. Буквально через пять дней после аварии она должна была вернуться на базу в Норфолк, но на связь не вышла.

На поиски USS Scorpion отправились 60 кораблей и самолетов, которые нашли немало интересного, в том числе затонувшую немецкую подлодку времен Второй мировой войны. Но вот искомая лодка обнаружилась только спустя пять месяцев на глубине в 3000 метра. Весь экипаж из 99 человек погиб. Причины катастрофы до конца неизвестны, но есть версия на что на борту лодки могла взорваться одна из торпед.

USS San Francisco


А вот случай с американской лодкой USS San Francisco - это как раз история чудесного спасения. 8 января 2005 года в 675 километрах к юго-востоку от Гуама произошло столкновение. На глубине 160 м San Francisco столкнулась с подводной скалой.


Скала пробила балластные цистерны, так что судно могло очень быстро пойти на дно. Но общими усилиями команды удалось сохранить плавучесть и поднять USS San Francisco на поверхность. Корпус оказался не пробит, да и ядерный реактор не пострадал.

При этом были и жертвы. Девяносто восемь членом экипажа получили различные травмы и переломы. Помощник машиниста второго класса Джозеф Аллен умер от повреждений головы на следующий день.


Перейдем к советским подлодкам. Подводная лодка К-8, которая погибла в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года, стала первой подобной потерей советского флота.

Причиной гибели стал пожар в рубке гидроакустиков, который начал быстро распространяться по воздуховодам и угрожал уничтожить все судно. Но спас простой человеческий героизм. Когда моряки из состава первой смены главной энергетической установки осознали, что огонь продолжает распространяться, они заглушили ядерные реакторы и задраили все двери в другие отсеки. Сами подводники погибли, но не дали огню уничтожить подлодку и убить остальных. А ядерный реактор не сделал в океан радиационных выбросов.

Выживших моряков принял на борт болгарский теплоход «Авиор», который как раз проплывал неподалеку. В борьбе с пожаром погиб капитан 2-го ранга Всеволод Бессонов и 51 член его экипажа.

К-278 «Комсомолец»


Вторая затонувшая советская атомная подлодка. К-278 «Комсомолец» тоже сгубил пожар, который вспыхнул на ее борту 7 апреля 1989 года. Огонь нарушил герметичность лодки, которая быстро наполнилась водой и пошла ко дну.

Моряки успели отправить сигнал о помощи, но из-за поврежденной электроники, его смогли принять и расшифровать только с восьмого раза. Некоторым членам экипажа удалось выбраться и выплыть на поверхность, но они оказались в ледяной воде. В результате катастрофы погибли 42 моряка, а выжили - 27.

К-141 «Курск»


О загадочной гибели подводной лодки «Курск», странном поведении российской власти и вопросах, на которые пока никто не дал ответы, мы уже писали . Поэтому сейчас остановимся на основных моментах.

2 августа 2000 года в 11:28 системы крейсера «Петр Великий» зафиксировали сильный хлопок, вслед за которым судно немного встряхнуло. «Курск» участвовал с крейсером в учениях Северного флота и спустя шесть часов должен был выйти с ним на связь, но пропал.


Спустя почти двое суток подлодку найдут на глубине 108 метров, уже на дне. Погибли все 118 членом экипажа. Причины гибели «Курска» и сейчас остаются до конца не ясны, так как официальная версия о пожаре в торпедном отсеке, вызывает слишком много вопросов.

Украина вне конкуренции

Если какой-то вывод и можно сделать из всех этих историй, так это понять, что работа у подводников суровая и опасная. А с любой опасной работой украинцы справляться умеют. Поэтому, несмотря на то, что пока у нас подводного флота нет, это дело времени. Как только у Украины появятся свободные ресурсы на его создание и развитие, он будет создан.

А уж крепких моряков, чьи предки-казаки доплывали на чайках аж до Турции, а отцы и деды служили на советских подлодках, у нас найдется в достатке. В героях у Украины обычно недостатка нет.

ПлохоОтлично

Длина готовой модели: 154 см
Количество листов: 44
Формат листов: A3

Описание, история

К-141 «Курск» - атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей» , (обозначение НАТО - «Оскар-II»). Заложена на «Севмаш» в 1992 году , принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года . С 1995 по 2000 годы - в составе Северного флота России , пункт базирования Видяево .

К-141 «Курск»

История корабля
Государство флага Россия
Порт приписки Видяево , Ара-губа
Спуск на воду 16 мая 1994
Выведен из состава флота 12 августа 2000 (затонула)
Современный статус утилизирована, сохранилось ограждение рубки
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАРК
Обозначение проекта 949А «Антей»
Классификация НАТО «Oscar-II»
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 33 узла
Рабочая глубина погружения 420 м
Предельная глубина погружения 500 м
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 130 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 14 700 т
Водоизмещение подводное 23 860 т
Длина наибольшая (по КВЛ ) 154 м
Ширина корпуса наиб. 18,2 м
Высота 18,4 м [источник? ]
Средняя осадка (по КВЛ) 9,2 м
Силовая установка
Атомная, 2 реактора ОК-650В , тепловая мощность 2 x 190 МВт, мощность на валу 2 x 50 000 л.с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
2x650-мм и 4x533-мм ТА
24 торпеды
Ракетное вооружение ПКР комплекс П-700 Гранит
24 ракеты ЗМ-45

Затонула в Баренцевом море , в 175 км от Североморска , (69°40?00? с. ш. 37°35?00? в. д. ) на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года . Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота, после взрыва боезапаса на Б-37 .

Постройка

Экипаж АПРК К-141 был сформирован на Северном флоте в июне 1991 года , первый командир - капитан 2-го ранга Рожков Виктор Николаевич.

Заложена в Северодвинске (ПО «Северное машиностроительное предприятие» , заводской № 662) в 1992 году , спущена на воду в мае 1994 года , принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года .

В апреле 1993 года в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны директивой Главнокомандующего ВМФ К-141 присвоено почетное наименование «Курск».

История службы

В августе-октябре 1999 года лодка участвовала в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море , перед этим выполнив на «отлично» ракетные стрельбы на приз Главкома ВМФ России.

Поход АПРК «Курск» осуществлялся по замыслу и под управлением командующего КСФ адмирала Попова В. А., который дал ему следующую характеристику: «Командиру „Курска“ удалось полностью реализовать наш замысел. Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. Это был не прорыв, а песня!»

«Курск» вёл скрытное наблюдение за группировкой Шестого флота ВМС США в Средиземном море, включавшегоавианосец «Теодор Рузвельт» , самолёты с которого наносили удары по Сербии во время операции НАТО против Югославии . За время средиземноморского похода «Курск» отработал 5 условных атак по реальным целям.. По итогам похода 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам.

Внезапное появление в Средиземном море новейшего «убийцы авианосцев» вызвало панику в рядах 6-го флота США. К поискам «Курска» были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО…

Тем не менее, К-141 так же внезапно исчезает, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а «Курск» и его командир, фактически, возводятся в ранг «личных врагов Америки». Командир АПЛ представлен к званию Героя России.

Из официального документа

В ходе выполнения задач боевой службы в Средиземном море АПРК «Курск» действовал в условиях подавляющего превосходства противолодочных сил вероятного противника. Выполнял задачу по наблюдению за авианосными ударными многоцелевыми группировками противника. Осуществлял слежение за ними и производил попутный поиск АПЛ иностранных государств, сохраняя скрытность и боевую устойчивость. По итогам боевой службы 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам. Капитан 1-го ранга Г. Лячин представлен к званию Героя России. АПРК «Курск» признан лучшей подводной лодкой СФ. Губернатор Мурманской области вручил командиру корабля приз «Лучшая подводная лодка Северного флота».

По итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 «Курск» - лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей - «отличные». 23 % членов экипажа - мастера военного дела. Остальные 77 % - специалисты 1-го и 2-го классов.

В последний год XX-го века капитан 1-го ранга Г. П. Лячин готовит экипаж к новому дальнему походу, но не в одиночку, а в составе мощной группировки. Россия, после распада СССР, вновь готовилась вернуться в Средиземное море.

30 июля 2000 года экипаж «Курска» принимал участие в военно-морском параде, посвященном Дню Военно-морского флота в Североморске .

На 15 октября 2000 года из Североморска планировался выход в Средиземное море авианосно-маневренной группы Северного флота, включавшей «Курск».

Катастрофа


В 2002 году главком ВМФ России Владимир Куроедов сообщил, что в ходе подготовки командованием был допущен ряд нарушений, которые не способствовали благоприятному проведению учений, но при этом не являлись причиной аварии. На борту лодки было 24 крылатые ракеты П-700 Гранит и 24 торпеды. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и торпедную стрельбу по учебной цели. Всплытие и выход на связь с отчётом планировался на 13, либо на 15 часов. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Г. П. Лячин .

По плану учений «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах помечены 11 часами 15 минутами 12 августа 2000 года .

Возможные причины гибели

Взрыв учебной торпеды

Официальная версия

Официальный отчёт, опубликованный в 2002 году генпрокурором Устиновым : в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода ). Через 2 минуты пожар, возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привёл к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки. Торпеды на пероксиде водорода не использовались в большинстве флотов мира уже больше 50 лет именно из соображений безопасности и надёжности, на «Курске» же такие торпеды были -модель 65-76 «Кит» , разработанная в 1976 году, - так как они дёшевле, чем торпеды с дорогими серебряно-цинковыми аккумуляторами . Вскоре после расследования торпеда на пероксиде водорода , которую в целях экономии пытались вернуть на флот, была окончательно снята с вооружения.

Версия вице-адмирала Рязанцева

По версии Валерия Дмитриевича Рязанцева, входившего в правительственную комиссию по расследованию причин и обстоятельств катастрофы ПЛ «Курск», причиной первого взрыва стала так называемая «толстая» торпеда 65-76 ПВ, пополненная необезжиренным воздухом высокого давления 11 августа 2000 года . До 12 августа необезжиренный воздух не мог попасть в резервуар окислителя, так как практическая торпеда была на стеллаже, запирающий воздушный клапан на ней закрыт, а на воздушном курковом кране установлены предохранительные устройства. Неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода началась после загрузки торпеды в торпедный аппарат. Из-за недостатка конструкции подлодок этого класса экипаж для предотвращения повышения давления в 1-м отсеке при залповой стрельбе торпедами оставляет открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции, в результате чего ударная волна от взрыва торпеды 65-76 ПВ попала во 2-й отсек и весь личный состав командного отсека получил тяжёлые контузии и оказался в неработоспособном состоянии. Второй взрыв, по версии Валерия Рязанцева, произошёл из-за столкновения АПЛ с грунтом, а не в результате объемного пожара в первом отсеке - АПЛ К-141 «Курск», с заполненным водой первым отсеком, на скорости около 3 узлов, с дифферентом на нос 40-42 градуса на глубине 108 метров столкнулась с грунтом. Торпедные аппараты № 1, 3, 5 и 6 с боевыми торпедами, снаряженными взрывателями, смялись и разрушились, что стало причиной взрыва боевых торпед.

Торпедирование

Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала умалчиваться в пользу официальной версии. Однако французский режиссёр Жан-Мишель Карре (Jean-Michel Carr? ), в своём фильме «Курск. Подводная лодка в мутной воде » (фр. Koursk: un sous-marin en eaux troubles ), который был показан 7 января 2005 на французском телевидении France 2 , утверждает, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис». Согласно его версии, «Курск» выполнял показательный выстрел новой торпеды «Шквал» , эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо».

«Толедо» шёл на опасной близости под прикрытием «Мемфиса», который находился «в тени». В один момент, «Курск» и «Толедо» столкнулись, (видеозапись лежащего на дне «Курска» показывает длинные разрывы на его корпусе) и, чтобы предотвратить выстрел «Курска» в «Толедо», (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата «Курска»), «Мемфис» открыл огонь торпедой Mk-48 по «Курску».

Карре утверждает, что президент России Владимир Путин преднамеренно скрыл правду о том, что случилось, чтобы не допустить резкого ухудшения отношений, а возможно и военного конфликта с США.

Этой же версии придерживаются канадские документалисты и некоторые отставные военные.

Мина времён 2-й мировой войны При анализе версии о торпедировании АПРК «Курск» необходимо, впрочем, учитывать, что информация, которая в фильме режиссёра Карре названа официальной, в действительности в первые дни после трагедии выдвигалась в предположительном ключе наряду с другими версиями, в числе которых были и самые невероятные. Доступные на сегодня материалы не дают оснований ни для её подтверждения. Строго говоря, и в самом французском фильме единственным фактическим доказательством её правдоподобности служит стоп-кадр, запечатлевший отверстие в легком корпусе справа по борту. Однако это отверстие находится в непосредственной близости от линии отреза носового отсека, но явные признаки происхождения этого дефекта от попадания торпеды не присутствуют, а прочный корпус в этом районе цел. Американские торпеды Мк-48, о которых идет речь в фильме, взрываются снаружи корпуса и не оставляют подобных отверстий. Вследствие этого можно предположить, что отверстие могло образоваться в результате проведении подъёмных и буксировочных работ, при постановке лодки в доке и т. д. Еще одним веским контраргументом против версии торпедирования служит несоответствие мощностей 1-го и 2-го взрывов на «Курске», зафиксированных сейсмологами, и мощности американской торпеды.

Вице-премьер Илья Клебанов высказал версию столкновения «Курска» с противокорабельной миной времён ВОВ , что, возможно, привело также к детонации торпеды. После выбора официальной версией «взрыва торпеды» предположение отпало само собой.

Специалисты, знакомые с прочностными характеристиками АПЛ данного класса, данную версию отвергали изначально.

Столкновение с подводным объектом

Один из членов государственной комиссии, который принимал эту подлодку от промышленности, капитан первого ранга Михаил Волженский считает, что торпеду в аппарате могло заклинить из-за сильного механического удара по корпусу лодки. Волженский считает наиболее вероятной причиной катастрофы столкновение с иностранной подводной лодкой. По его мнению, «скользящий удар рулевого пера (горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов „Курска“».

Этот вывод очень похож на вероятные причины катастрофы «Курска», изложенные 29 ноября 2000 г. в «Независимой газете ». Действительно, обе практические торпеды: УСЭТ-80 и 65-76 , как правило, заряжают в правые торпедные аппараты (ТА). При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ первым был бы смят как раз правый внешний ТА калибра 650 мм, в котором и лежала практическая торпеда 65-76. При скорости относительного встречного сближения подлодок около 20 узлов (10 м/с), этот ТА был смят вместе с торпедой за одну секунду. За эту секунду почти мгновенно в замкнутом объёме соединились весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды. Давление корпуса иностранной АПЛ от головы торпеды к её хвостовой части направило этот взрыв (эквивалентный взрыву 150 кг тротила, как зафиксировала норвежская сейсмическая станция) на заднюю крышку ТА, которая была вырвана, и форс огня ударил в первый отсек, что мгновенно привело к пожару.

Командующий Северным флотом , в состав которого входил «Курск», адмирал Попов также высказал сильную уверенность в подобной версии. По его словам, неустановленная ПЛ неумышленно ударила «в самое уязвимое место этого проекта подводной лодки», в результате чего та, потеряв плавучесть, с большой скоростью идифферентом ударилась о грунт, где и произошёл взрыв боезапаса торпед.

Попадание ракеты

Капитан первого ранга Александр Лесков , указывая на то, что подводная лодка такого размера не имела права находиться под водой в этом месте по физическим причинам, выдвинул предположение, что в лодку попала противокорабельная баллистическая ракета. Однако председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1-го ранга Игорь Курдин сказал, что эта версия - «полный бред».

8 сентября 2000 г. в газете «Berliner Zeitung » появилась статья с версией о том, что «Курск» был потоплен случайным попаданием ракеты П-700, снабженной новой боеголовкой, предназначенной для поражения подводных целей, запущенной с атомного ракетного крейсера «Петр Великий» . Эта версия стала умалчиваться из-за того, что могла «дискредитировать всё российское военное командование». Данная версия не объясняет происхождение отверстия. Кроме того, на вооружении Российских вооружённых сил нет такой «ныряющей» модификации ПКР П-700.

Начавшийся пожар заставил детонировать торпеды, вызвав серию взрывов.

Спасательные работы

Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по 22 августа , но оказались безуспешными. Применялись подводные аппараты (автономные снаряды) АС-15, АС-32, АС-34 и АС-36. Пресс-служба Главного штаба ВМФ объясняла неудачи сильным подводным течением, низкой прозрачностью воды, волнением моря и большим креном «Курска» - примерно 60 градусов.

Однако, капитан 3-го ранга А. Шолохов, трижды погружавшийся на глубоководном аппарате «Приз» , утверждал, что скорость подводного течения не более 0,7 узла, видимость допустима для спасательных работ и никакого крена нет. Все попытки присоса к комингс-площадке лодки оказались неудачными, поскольку резиновое противошумное покрытие на лодках этого типа неправильно покрывает комингс-площадку люка и мешает стыковке.

20 августа к работам допустили норвежское судно «Seaway Eagle», водолазы с которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ на следующий день.

Реакция властей

Президент В. В. Путин прервал свой отпуск, который он проводил в Сочи , только через пять дней после трагедии - 17 августа 2000 .

На вопрос Ларри Кинга о том, что произошло с подлодкой, В. В. Путин ответил: «Она утонула» 28 августа 2000 в эфир телеканала ОРТ вышла авторская программа Сергея Доренко с последним выпуском и резкой критикой в адрес Путина по поводу гибели АПРК «Курск».

В соответствии с указом президента РФ от 26.08.2000 № 1578 все находившиеся на борту были посмертно награждены орденом Мужества , а командиру корабля присвоено звание Героя Российской Федерации .

Расследование

14 августа по указанию президента В. В. Путина для расследования причин гибели АПЛ «Курск» была создана Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Правительства РФ И. И. Клебановым.

детальное обследование в конце сентября с помощью глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» с научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш »,

В сентябре 2000 года все российские корабли, участвовавшие в учениях, были осмотрены у пирса с внешней надводной и внутренней подводной сторон. Запросы о возможном участии иностранных объектов были направлены, на многие из них были получены ответы, но разрешения на осмотр предполагаемых объектов они не содержали.

В 2000 году было проведено несколько обследований затонувшей подводной лодки [

  • в октябре - ноябре - необитаемыми подводными аппаратами и водолазами норвежской компании Halliburton AS с судна Regalia.

В 2001 году для обследования поднятого «Курска» была создана следственная группа в составе 43 человек. В полном составе группа собралась 27 сентября , её основу составляли следователи, работавшие с момента возбуждения уголовного дела. С 27 сентября по 22 октября группа проходила специальную подготовку, в её распоряжение была предоставлена подводная лодка этого же проекта вместе с экипажем. В процессе подготовки за следователями закреплялся определённый отсек, также отрабатывалось перемещение в противогазах и с газовыми баллонами за спиной.К осмотру поднятого Курска были привлечены около 50 специалистов ЦКБ «Рубин», а также командиры отсеков с подводных лодок этого же проекта.

По словам одного комментатора, после подъёма в отсеках стоял сильный запах, в некоторых отсеках была большая концентрация угарных газов. 9-й отсек по пояс был заполнен мазутом, водой и прочими веществами, 5-й и 6-й были относительно чистые там практически отсутствовала вода и угарный газ.

В переборках между отсеками есть герметичные межпереборочные стаканы , предназначенные для сохранения предметов в случае непредвиденных ситуаций. Между 8-м и 9-м отсеками их было два, в обоих оказались только предусмотренные регламентом чистые листы бумаги с карандашами.

Следствием устанавливалась причина, по которой спасательный аппарат не смог присосаться к площадке в районе 9-го отсека, в день проводилось до 6-7 экспериментов по присосу. Этой причиной стали сколы «зеркальной» площадки.

Было установлено, что в 4-м отсеке находилось больше людей, чем там должно было находиться.

Журналы и самописцы

По словам главкома ВМФ РФ Владимира Куроедова, в 5-м отсеке атомохода, где находился пульт управления главной энергетической установкой «Курска», обнаружен самописец и сильно повреждённая водой вахтенная документация. По его словам, вёлся поиск самописца и вахтенной документации в 3-м отсеке, где находились боевые посты радистов, химиков и радиометристов. Расшифровку 22 кассет магнитофонных записей с атомохода «Курск» выполняли специалисты петербургского «Центра речевых технологий ».

Было установлено, что в день аварии была отключена аппаратура магнитофонной записи «Снегирь», записывающая переговоры по громкой связи, соответствующий тумблер находился в положении «выключено». По регламенту во время подготовки учебной атаки аппаратура «Снегирь» должна быть включена. Также выяснилось, что на атомоходе не была включена сигнализация аварийного буя и несколько лет была отключена система аварийного выброса антенны.С аварийного буя не было снято заводское крепёжное устройство, которое не позволило бую всплыть.

Были обнаружены журналы центрального атомного поста, черновой вахтенный журнал, вахтенные журналы управления левого и правого борта АПЛ. Записи об аварийной обстановке или нештатной ситуации в них отсутствовали. Также были обнаружены три записки подводников.

На основании одной из записок было сделано предположение об отсутствии света и задымленности 9-го отсека.

Идентификация погибших

В течение года часть следователей собирала идентификационные признаки, опрашивая родственников, друзей, сослуживцев погибших подводников, запрашивая сведения из медицинских учреждений, вплоть до детских поликлиник. Было собрано 9 томов. Также судебным медикам были предоставлены медицинские книжки, обнаруженные в 4-м отсеке.

В феврале 2002 года было сообщено об опознании командира экипажа капитана 1-го ранга Геннадия Лячина и старшего в походе - начальника штаба седьмой дивизии Северного флота капитана 1-го ранга Владимира Багрянцева.

К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Тела двух матросов - Дмитрия Коткова (Кошкова) и Ивана Нефедкова (Нефеднова), а также главного специалиста «Дагдизеля » Мамеда Гаджиева обнаружить не удалось.

По заключению криминалистической медицинской экспертизы подводники, находившиеся в 9-м отсеке, погибли от острого отравления окисью углерода в течение 7-8 часов после катастрофы.

Процесс с участием Бориса Кузнецова

Адвокат Б. А. Кузнецов в 2002 -2005 представлял интересы потерпевших по уголовному делу «О гибели АПРК „Курск“ и членов его экипажа». Им, в том числе в его книге «Она утонула. Правда о „Курске“, которую скрыл генпрокурор Устинов », были подвергнуты резкой критике результаты официального расследования обстоятельств катастрофы. Считал, что если бы российские власти сразу же обратилась за иностранной помощью, «то удалось спасти тех 24 моряков, которые находились в девятом отсеке и жили более двух с половиной суток» (по официальным данным, моряки были живы лишь в течение нескольких часов). В то же время согласился с выводами расследования о том, что на лодке произошёл взрыв торпед и отверг версию о её столкновении с американской субмариной.

Разрушения

Первый взрыв вызвал интенсивный пожар в первом отсеке, ударная волна прошла во второй отсек. По трубопроводам вентиляции запах гари был заброшен в другие отсеки.

Вторым взрывом была срезана переборка между первым и вторым отсеками (22-й шпангоут ), которая, двигаясь как поршень, сминала оборудование и 22 мм-настилы, срезала вварыши в прочный корпус. После подъёма переборка первого/второго отсеков была обнаружена на месте переборки второго/третьего отсеков (43-й шпангоут ). Вторая ударная волна была остановлена лишь кормовой переборкой 5-бис отсека. Переборка была выгнута дугой, но выдержала.

Подъем «Курска»

19 августа 2000 года главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» И. Д. Спасский доложил Президенту РФ В. В. Путину о плане работ по ликвидации последствий катастрофы АПЛ «Курск».

28 августа 2000 года вышло распоряжение правительства РФ № 1190-Р, которое возложило организацию подготовительных работ по эвакуации тел погибших с АПЛ «Курск» и его подъему на ФГУП «ЦКБ МТ „Рубин“» .

Проект подъема «Курска»

К подъему АПЛ «Курск» были предъявлены жесткие требования - поднимать без крена и дифферента, без воздействия на наружный корпус и др. Продиктованы они были тем, что в результате взрыва механизмы АПЛ сорваны со своих фундаментов, а состояние боезапаса неизвестно.

В феврале 2001 года фирмой Mammoet Transport BV (Голландия) было предложено следующее техническое решение: поднимать лодку с помощью гидравлических домкратов, установленных на судне. В каждом домкрате был предусмотрен динамический компенсатор, который должен был компенсировать динамические усилия при отрыве «Курска» от грунта и на конечном этапе его подъема при приближении к поверхности. Его механизм на основе газовой компенсации (азот) амортизировал каждый из домкратов и позволял при динамических воздействиях иметь вертикальные перемещения до двух метров.

В свою очередь ЦКБ МТ «Рубин» совместно с Институтом им. Академика Крылова, 1-м и 40-м институтами ВМФ разработали конструкцию захватов подъемных устройств. Суть проекта заключалась в следующем: в прочном корпусе лодки между шпангоутами вырезались отверстия, туда заводились зацепы с выдвижными лапами. Отделом прочности Института им. Академика Крылова было подсчитано, что шпангоуты и прочный корпус выдержат такую нагрузку.

  • Детальный проект непосредственно подъема и транспортировки «Курска» осуществлялся компанией Mammoet Transport BV (Голландия)
  • Общий проект всей операции в целом - ЦКБ МТ «Рубин» , при участии ЦНИИ имени академика Крылова, 1-го и 40-го институтов ВМФ (Россия)

Изготовление технических средств подъема, принципы их работы

Все технические средства подъема размещались на барже «Giant 4». Баржа прошла серьёзную модернизацию на верфи Shipdock Amsterdam (Голландия). Корпус баржи во многих местах был упрочнен. На ней были установлены двадцать шесть домкратов и компенсаторов с катушками большого диаметра со всей необходимой энергетикой и рабочими средами. Все это оснащалось соответствующими системами и пультами управления. На барже были организованы жилой блок и хранилище для запаса рабочих сред (азот и тому подобное). Каждый домкрат обеспечивал подъем при помощи 54 стрендов.

  • Стренд - своеобразный трос диаметром 18 мм, состоящий из семи прочных металлических стержней: одного центрального, близкого по форме к цилиндру, и шести трапецеидального сечения.

Стренды были намотаны на катушки диаметром около трех метров. Рабочая часть стрендов от домкрата шла через клюзовую трубу, вваренную в корпус баржи, к зацепу и закреплялась на нём. Пучок из 54 стрендов выдерживал нагрузку около 1000 тонн.

Днище баржи переделывалось под конфигурацию подводной лодки с впадиной под рубку «Курска» и «седлами» вдоль всей длины прижатия подводной лодки к днищу баржи. При операции подъема баржа усилием домкратов притягивалась вниз и увеличивала свою осадку. В результате возникала архимедова сила и фактически отрывала «Курск» от грунта. Далее «Курск» притягивался к днищу баржи при помощи тросовых гидродомкратов, при этом пучки стрендов наматывались на катушки.

Опускание зацепов к отверстиям производилось по двум из четырёх специальных направляющих тросов, крепившихся к направляющему кольцу. Кольцо, в свою очередь, закреплялось к «корзине», установленной непосредственно над отверстием, вырезанным в прочном корпусе «Курска». После заведения зацепов в отверстия их лапы раздвигались при помощи гидравлики и фиксировались стопором.

Для заведения лодки в плавучий док ПД-50 были изготовлены два L-образных понтона, спроектированных фирмой Mammoet Transport BV . Дело было в том, что максимальная глубина погружения дока позволяет заводить в него корабли с осадкой не более 14 метров. Осадка же баржи «Giant» с притянутым к её дну «Курском» составляла 20,7 метров. Следовательно, систему «Giant»-«Курск» нужно было поднять примерно на 7 метров. Вес же системы составлял 19 500 тонн. Подъем баржи и лодки на необходимую высоту осуществлялся путем заведения под её борта двух понтонов.

  • Разработка системы управления домкратами и компенсаторами осуществлялась фирмой lgH (Германия)
  • Поставка домкратов и компенсаторов с сопутствующим оборудованием - фирма Hydrospex (Голландия)
  • Поставка зацепов - фирма Huisman (Голландия)
  • Модельные мореходные испытания и проверка прочности грузонесущих связей - ЦНИИ имени академика Крылова (Россия)
  • Изготовление гигантских понтонов - Севмашпредприятие (Россия)
  • А также ещё около десятка заводов - поставщиков оборудования из разных стран.

Расчет параметров подъема

При расчете параметров подъема специалисты ЦКБ МТ «Рубин» решали две сложные технические проблемы.

Первая заключалась в том, что было невозможно точно подсчитать, с какой силой грунт притягивает лодку. Исследования грунта тремя специализированными институтами дали очень большой разброс результатов.

Вторая: степень разрушения первого отсека позволяла предполагать его возможный отрыв от тела лодки во время подъема, что могло бы привести к тяжелым, непоправимым последствиям.

В итоге было решено предварительно дать на подъемную систему равномерную нагрузку, равную примерно 50 % веса лодки, выдержать около 6 часов, затем ассиметрично увеличивать нагрузку на корму. Кроме того, был предусмотрен и запасной вариант на тот случай, если лодка все-таки не оторвется от грунта. Под кормовую оконечность «Курска» был заведен трос. Трос был прикреплен к двум буксирам: «SmitWijs Singapore» и «Артек». Буксиры были готовы в случае необходимости протянуть трос вдоль лодки под килем настолько, насколько это оказалось бы возможным.

Что касается проблемы первого отсека, то его было решено отрезать.

Подготовка «Курска» к подъему


«Академик Мстислав Келдыш»

Чтобы приступить к организации подъема «Курска», необходим был подробный внешний осмотр корабля и поверхности дна в районе затопления, а также радиационный мониторинг. Для этих целей были выполнены две экспедиции. Первая - с 3 по 15 сентября 2000 года с привлечением спасательного судна Северного флота «Михаил Рудницкий» с глубоководными аппаратами АС-34


Фрагмент записки Дмитрия Колесникова

В октябре 2000 года также состоялась операция «Регалия» по вскрытию корпуса АПЛ «Курск» и поиску погибших моряков. Операция осуществлялась фирмой Halliburton (Норвегия) c привлечением российских водолазов. Водолазы базировались на специальной норвежской полупогружной платформе «Regalia». В результате операции из девятого отсека было эвакуировано 12 тел погибших моряков, в том числе тело капитан-лейтенанта Колесникова, оставившего предсмертную записку. Проникнуть в остальные отсеки, а также эвакуировать ещё 11 найденных тел из 9-ого отсека не представлялось возможным.

Также фирма Halliburton осуществила подробный осмотр носовой части погибшей лодки, подъем большегрузных конструкций со дна моря, отрезку фрагментов легкого корпуса в районе разрушенного первого отсека и их подъем, что с использованием технических средств судов «Михаил Рудницкий» и «Академик Мстислав Келдыш» не представлялось возможным.

Далее предстояло осуществить отрезку разрушенной взрывом части первого отсека, вырезку отверстий для зацепов в части прочного корпуса в районах с координатами, указанными «Рубином» . Компании Smit и Mammoet Transport BV для отрезки первого отсека предложили использовать технологию, применяемую при резке трубопроводов больших диаметров. В качестве основного звена этой режущей системы используется своеобразная пила. Она состоит из троса, нанизанных на него цилиндрических элементов, поверхность которых имеет вид горной поверхности с хаотично расположенными островерхими горушками разной высоты, сделанными из высокопрочного режущего материала. Пробег троса в одну сторону составляет около 20 метров.

С обоих бортов лодки в районе первого отсека должны были устанавливаться большие цилиндрические башни, имеющие только верхние днища. На башнях размещались колесные направляющие блоки с заведенными на них ходовыми тросами пилы и гидроцилиндры для поперечно-возвратной протяжки троса. При откачке воды из башни за счет перепада давления на верхнем днище снаружи создавалось огромное усилие, которое вдавливало башню в грунт по мере распиловки перекинутой через верх лодки пилой.

По мере проверки пилы в её конструктивное исполнение, системы управления, режущие элементы вносились изменения. Сама отпиловка первого отсека проходила очень сложно, требовала частых трудоемких подключений водолазов для перестройки системы при обрывах ходового или режущего троса пилы, а также при отрезке вручную отдельных элементов корпусных конструкций. Эта операция проходила в августе 2001 года, и в ней участвовало два судна: барража «Carrier» (фирма Smit) с оборудованием для отрезки, судно «Mayo» (фирма DSND), обеспечивающие все водолазные работы.

Итоги операции подъема «Курска»

Акт о завершении операции подъема, транспортировки и постановки АПЛ «Курск» в док был подписан руководством ФГУП "ЦКБ МТ «Рубин» и компании «Маммут Транспорт Антиллесс Н. В.» 22 октября 2001 года.

В результате операции подъема лодки «Курск» были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков-подводников. Три тела найти так и не удалось. Со дна Баренцева моря были эвакуированы потенциально опасный боезапас лодки и два ядерных реактора. Изучение лодки в сухом доке дало возможность с высокой степенью точности восстановить последовательность трагических событий последних часов жизни лодки и её экипажа, а также установить причину катастрофы.

Утилизация

В марте 2009 года, ограждение рубки находилось в Мурманске, на ул. Промышленной В феврале 2003 года началась операция по выводу плавтехбазы «Имандра» с отработанным топливом из сухого эллинга завода «Нерпа» .

«Курск» и РПЦ

В марте 1995 года ректор Курской духовной семинарии епископ Белгородский владыка Иоанн освятил атомную субмарину. Тогда он подарил экипажу список 700-летней Курской иконы Божией Матери, а каждому подводнику - маленькие иконки с изображением Николая-угодника, покровителя и заступника моряков. 15 августа 2000 патриарх Московский и всея Руси Алексий II и члены Архиерейского Собора Русской православной церкви вознесли молитву о спасении экипажа российской подводной лодки «Курск», которая потерпела бедствие в Баренцевом море.

Памятные мероприятия и памятники , городе где был построен корабль.

  • В Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище установлен мемориал памяти АПРК «Курск» работы архитектора Геннадия Пейчева .
  • В Сестрорецке в память о моряках «Курска» устроена часовня святителя Николая Чудотворца . Она была заложена 17 сентября2000 года и освящена 16 сентября
    • Мемориал экипажу атомного подводного крейсера «Курск» - в Москве напротив Музея Вооружённых сил .
    • В Курске на территории Мемориала Победы и Заозёрскe .

  • На кладбище Коммунаров вСевастополе

    В 12-й североморской школе установлена мемориальная доска.

    Пригородный электропоезд ЭД4М-0107 локомотивного депо «Раменское» Московской железной дороги, отправляющийся с Казанского вокзала города Москвы, носит имя «Имени экипажа АПЛ „Курск“».

    В Крыму одна из пещер на плато Ай-Петри носит название «Памяти подводников Курска».

    Средняя школа № 134 в Санкт-Петербурге названа именем Сергея Дудко, одного из членов экипажа погибшей субмарины.

    Средняя школа № 29 г. Белгорода носит имя капитана третьего ранга Дмитрия Борисовича Мурачева - командира дивизиона движения атомного подводного крейсера «Курск».

    В деревне Герасимово Суворовского района Тульской области построена часовня, которая посвящена памяти погибших на "Курске" моряков. При входе находится траурная мемориальная доска, а внутри стенд с фотографиями 118 подводников.

    12 августа 2000 года. Эта дата навсегда войдет в новейшую историю России. Именно в этот день в Баренцевом море потерпел аварию один из наиболее совершенных кораблей российского военно-морского флота – атомная подводная лодка К-141 «Курск». Эта катастрофа привела к гибели всего экипажа лодки, в скорбном списке погибших 118 человек. По сей день, не раскрыты множество вопросов, связанных с этой трагедией. От российского общества скрывают правду и будем ли мы когда-нибудь знать истинные причины гибели К-141, не знает никто.

    Подводная лодка К-141 «Курск»

    Атомоход «Курск» относился к кораблям проекта 949А «Антей». История подводных лодок этого проекта берет свое начало еще в конце 60-х годов прошлого века. Субмарины проекта «Антей» считаются специалистами одними из самых совершенных многоцелевых лодок на сегодняшний день. Лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году, в 1994 году ее спустили на воду, и в тот же год она была принята в состав Северного флота ВМС России. Первым командиром «Курска» был капитан 2-го ранга Рожков. На момент своей гибели этот корабль был одним из самых совершенных в составе российского флота.

    Лодки класса «Антей» (Oscar-II, по классификации НАТО) были спроектированы в СССР для противодействия авианосным соединениям противника и его атомными подводными лодками. Субмарины этого класса вооружены ракетами «Гранит» и торпедами. Они имеют весьма низкую шумность и малозаметны. Это настоящие «убийцы авианосцев», незаметные и смертоносные.


    Вот основные характеристики К-141 «Курск».

    Подводная лодка «Курск» считалась одним из лучших кораблей Северного флота. В 1999 году лодка совершила автономное плавание в Средиземное море, успешно выполнив все задания командования. Последним командиром «Курска» был капитан 1-го ранга Лячин.


    Катастрофа — подробно о гибели АПЛ К-141 «Курск»

    10 августа 2000 года К-141 принимала участие в учениях в Баренцевом море. Подводная лодка должна была провести ракетные и торпедные стрельбы.

    12 августа, в 11.28 акустик атомного крейсера «Петр Великий» зафиксировал сильный хлопок, после этого «Курск» не произвел запланированную торпедную атаку, а затем не вышел в установленное время на сеанс связи. 13 августа атомный подводный крейсер был найден, лежащим на дне.

    С этого момента начинаются спасательные работы, которые, однако, не увенчались успехом. Военные сообщали, что установили связь с подводной лодкой. К затонувшему судну спускались российские и норвежские водолазы, работали глубоководные спускаемые аппараты. За спасательными работами, затаив дыхание, наблюдала вся Россия.


    21 августа норвежские водолазы сумели открыть люк и проникнуть внутрь корабля. Лодка оказалась наполнена водой. В этот же день руководство Северного флота официально объявило о гибели всего экипажа.

    В следующем году погибшая субмарина была отбуксирована на судоремонтный завод. Началось следствие. Согласно официальной версии, атомный подводный крейсер «Курск» утонул из-за взрыва учебной торпеды, с последующим взрывом всего боезапаса. Взрывом были полностью уничтожены несколько первых отсеков лодки, и она наполнилась водой в течение шести-восьми часов. Представители прокуратуры заявили, что пожар бушевал по всей длине лодки.


    Во время следствия были исследованы несколько вахтенных журналов корабля. Записи о каких-либо внештатных ситуациях в них отсутствуют.

    Альтернативные версии гибели подводной лодки К-141

    От момента объявления властями официальной версии и до настоящего дня не утихают споры относительно причин гибели одного из лучших кораблей российского флота. Слишком многие считают, что официальные власти не говорят всей правды. Среди сомневающихся много профессиональных моряков и специалистов, связанных с военно-морским флотом. Сейчас есть несколько различных версий, объясняющих, что же именно случилось в тот злополучный день и почему капитан Лячин не смог привести свой корабль обратно в родную гавань.

    Существует версия вице-адмирала Рязанцева. Он считает, что первоначальной причиной катастрофы являлся взрыв торпеды, который привел к затоплению первого отсека и столкновению подлодки с грунтом. Удар о дно привел к детонации остальных торпед, что и привело к таким ужасным последствиям.


    Одной из популярных версий причиной гибели «Курска» является торпедная атака американской подводной лодки. Французский режиссер Жан-Мишель Карре даже снял документальный фильм, подтверждающий эту гипотезу. По мнению ее сторонников, две американские субмарины «Толедо» и «Мемфис» наблюдали за учениями Северного флота (это распространенная практика). Российская и американская подводные лодки столкнулись, а вторая американская субмарина нанесла торпедный удар по «Курску» после того, как командир К-141 приказал атаковать противника.

    Сторонники этой версии утверждают, что российские власти намеренно скрыли правду о торпедной атаке, чтобы не допустить конфликта (возможно даже военного) с США.

    Как вариант этой версии, существует гипотеза о столкновении «Курска» с субмариной одной из стран НАТО, которое привело к взрыву торпед на российском атомоходе. Тем более, что после катастрофы в СМИ появилась информация об обнаружении спасательного буя в районе катастрофы. Возможно, его выпустила «чужая» подлодка также пострадавшая при столкновении.


    История подводного противостояния двух супердержав во времена «холодной войны» служит подтверждением этой версии.

    Эта версия подробно была изучена российскими СМИ и имеет своих приверженцев среди военных моряков. По их мнению, схема событий была такова: удар иностранной лодки по торпедному аппарату, затем взрыв одной торпеды, удар о грунт и детонация всего боезапаса.

    Есть еще версия о мине времен Второй Мировой войны, однако в эту версию мало кто верит.

    Также существует версия, что «Курск» был случайно потоплен новейшей ракетой, выпущенной с атомного крейсера «Петр Великий».

    Представители родственников членов экипажа не верят в официальную версию и считают, что власти не говорят правду. Они считают, что в девятом отсеке после катастрофы моряки были живы еще более двух суток. По их мнению, если бы руководство ВМФ сразу обратилось за помощью к иностранцам, то возможно, список погибших был бы меньше. Много материалов расследования не обнародовано.
    Тяжело поверить, что мы получим все ответы в этой трагической истории.

    Версии гибели подводной лодки Курск

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    1990 год 22 марта
    Заложена на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ;

    1993 год 6 апреля
    Получил наименование "Курск" в честь победы на Курской дуге в 1943 году;

    1993 год октябрь
    Экипаж прибыл на ПО «Севмашпредприятие» для приема корабля от промышленности. Подчинен командованию 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

    1994 год 4 октября - 30 декабря
    Проведены заводские ходовые и государственные испытания;

    1994 год январь
    Совершил переход из г.Северодвинск к месту постоянного базирования в губу Ара;

    1995 год 1 марта
    Включен в состав СФ, вошел в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Ара (г.Видяево);

    1997 год декабрь - 1998 год февраль
    На ПО «Севмашпредприятие» прошел гарантийный ремонт с докованием в плавдоке «Сухона»;

    1998 год сентябрь
    Выполнил программу расширенных гидроакустических испытаний в Белом море;

    1998 год
    По итогам года экипаж признан лучшим на соединении;

    1999 год 5 июля - 19 октября
    Выполнил задачи автономной боевой службы (командир - кап.1р. Лячин Г.П., старший - кап.1р. Кобелев В.В.) в Атлантике и Средиземном море, по итогам которой командир АПК кап.1р. Лячин Г.П. был представлен к званию Героя Российской Федерации, а 72 члена экипажа - к правительственным наградам;

    1999 год
    По итогам года экипаж объявлен лучшим на Северном флоте. Экипажу вручен переходящий приз Губернатора Мурманской области "Лучшая подводная лодка Северного флота";

    2000 год июль
    АПК начал подготовку к выполнению задач боевой службы в составе авианосной группировки кораблей Северного, Балтийского и Черноморского флота, с предполагаемой датой выхода - 15 октября;

    2000 год 30 июля
    Участвовал в параде кораблей в честь дня ВМФ на рейде г. Североморска;

    2000 год 11 августа
    После перегрузки боезапаса в губе Окольная АПК вышел в полигон боевой подготовки для участия в учениях разнородных сил флота, планом предусматривалось выполнение ракетных и торпедных стрельб;

    2000 год 12 августа
    Утром АПК условно атаковал крылатой ракетой эскадру во главе с ТАКР "Адмирал Кузнецов" и флагманом флота атомным крейсером "Пётр Великий". По плану учений АПК в 09.40 должен был начать подготовку, а с 11.40 до 13.40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Норвежской сейсмической станцией зафиксировано 2 толчка в точке с координатами: 69°38’ с.ш., 37°9’ в.д. Первый, в 11.30.42 силой 1,5 балла по шкале Рихтера, что может быть приравнено к взрыву 100 кг тротила, второй - в 11.32.57 силой 3,5 балла по шкале Рихтера, что соответствует взрыву 1 - 2 тонн тротила. После невыхода на связь АПК К-141 по флоту в 23.00 была объявлена боевая тревога;

    2000 год 12 августа
    На ученьях флота, после внутренних взрывов в торпедном отсеке затонул в Баренцевом море на глубине 108 м., весь экипаж (118 человек) погиб. Причины, вызвавшие этот взрыв, окончательно не установлены. По заключению правительственной комиссии наиболее вероятной является нештатная ситуация в торпедном отсеке (соглассно официального отчёта, подготовленного в 2002 году генпрокурором Устиновым, в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4, причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Через 2 минуты пожар, возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед и ракет, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привёл к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки);

    2000 год 13 августа
    В 00.55 оперативный дежурный Северного флота дал разрешение на выход спасательного судна «Михаил Рудницкий», на борту которого находились два подводных аппарата: АС-32 и АС-34 . В 02.22 атомный крейсер «Петр Великий» установил гидроакустический контакт с подводным объектом, а в 03.20 зафиксировали четкие стуки из 5 ударов продолжительностью 8 секунд. Всего в предполагаемом месте катастрофы было обнаружено две магнитных аномалии на расстоянии 1 морской мили друг от друга. В 10.30 командующий флотом дал приказание глубоководной станции АС-15 следовать в район катастрофы. В 16.20 установлен технический контакт с затонувшей подводной лодкой, и в 18.32 подводным аппаратом АС-34 обнаруженная подводная лодка классифицирована как АПК К-141 . В район прибыли боевые корабли и суда обеспечения Северного флота;

    2000 год 14 августа
    В 14.22 уточнены координаты затонувшего АПК: 69°37,075’ с.ш., 37°34,58’ в.д.;

    2000 год 16 августа
    С 14.30 до 23.00 глубоководной станцией АС-15 произведены осмотр и документирование разрушений корпуса АПК К-141 ;

    2000 год 19 августа
    В район спасательных работ прибыло норвежское спасательное судно «Normand Pioneer»;

    2000 год 20 августа
    В район спасательных работ прибыло судно «Seaway Eagle» с норвежскими водолазами-глубоководниками. В виду безуспешности многочисленных попыток присоса к комингс-площадке аварийной ПЛ, погружения подводных аппаратов АС-32 , АС-34 и АС-36 прекращены;

    2000 год 21 августа
    В 07.36 управляемыми с борта судна «Seaway Eagle» подводными аппаратами открыта верхняя крышка люка подводной лодки, а в 12.25 - нижняя, после чего началось интенсивное выделение воздуха из 9-го отсека, продолжавшееся до 13.40. Анализ оставшегося в 9-м отсеке воздуха показал, что содержание в нем кислорода не превышало 7 - 8%. Юридически констатирована гибель всего экипажа;

    "В настоящее время подходит к концу обследование находящегося в плавдоке Росляково АПРК "Курск". Несмотря на то, что до настоящего времени причина катастрофы все еще остается неизвестной, теперь уже можно, основываясь на заключениях экспертов и специалистов ВМФ, восстановить картину событий, происходивших в лодке, как в момент взрыва, так и после него.
    Первый взрыв (причина которого пока остается невыясненной) вызвал мгновенный интенсивный пожар в 1-м отсеке. Все люди находившиеся там погибли в течении нескольких первых секунд. АПРК "Курск" в это время находился на перископной глубине, готовясь к учебной торпедной атаке, а потому его выдвижные устройства были подняты.
    Взрывная волна первого взрыва прошла в Центральный Пост (ЦП), находящийся во 2-м отсеке. Часть находившихся там людей возможно сразу же погибла, другие были оглушены ударом. Далее взрывная волна прошла по трубопроводам вентиляции, загнула штоки гидроподъемников выдвижных устройств, из-за чего все они так и остались поднятыми. Эта же взрывная волна забросила во все отсеки и запах гари. Именно поэтому весь оставшийся к тому времени в живых личный состав, сразу же включился в портативные дыхательные аппараты (ПДА), а офицеры, находившиеся на пульте Главной энергетической установки (ГЭУ) ядерного реактора, в шланговые дыхательные аппараты (ШДА).
    Из-за того, что весь личный состав ЦП вышел из строя, и лодкой уже некому было управлять, "Курск" начал стремительно погружаться. Пожар в 1-м отсеке продолжался, а потому подводники, находящиеся в 3-м отсеке начали уходить в сторону кормы. Однако дальше 4-го отсека уйти не успели.
    Еще до опускания на дно, на "Курске" сработала аварийная защита реактора и почти сразу же за этим последовал второй взрыв (со времени первого прошло всего каких-то 130 секунд), гораздо большей мощности, чем первый. Причиной этого взрыва стал продолжающийся пожар в 1-м отсеке, добравшийся до стеллажей с торпедами, после чего последовала их детонация.
    Новая ударная волна была в несколько раз мощнее первой. От ее удара переборка между 1-м и 2-м отсеками, работая как поршень, двинулась к корме, сминая и сметая все на своем пути, срезая даже трубопроводы воздуха высокого давления (ВВД). В результате этого воздух ВД стал интенсивно поступать из цистерн в 1, 2 и 3-й отсеки и выходить наружу через пробоину в 1-м отсеке. Новая взрывная волна разрушила трубопроводы вентиляции, вплоть до 5-бис отсека. Эта волна догнала и убила всех тех, кто пытался найти спасение в 4-м отсеке. Их там так и нашли там, тридцать человек, лежавших друг на друге в коридоре 4-го отсека.
    В 5-м отсеке от удара взрывной волны погибла в полном составе боевая смена пульта ГЭУ: капитан 2 ранга В.Исаенко, капитан 3 ранга Д.Мурачев, капитан-лейтенанты Д.Пшеничников, А.Васильев, С.Любушкин и старший лейтенант А.Митяев. Часть офицеров оказалось выброшенными волной в отсечный коридор. Все они так и остались в ШДА.
    Убийственный смерч второй ударной волны остановила лишь кормовая переборка 5-бис отсека. В промежутке между первой и второй ударными волнами (130 секунд), кто-то из находившихся в 6-м отсеке подводников успел захлопнуть легкую переборочную дверь, дав тем самым личному составу кормовых отсеков шанс на спасение. Когда "Курск" подняли и поставили в плавдок, оказалось, что кормовая переборка 5-бис отсека выгнута дугой. Однако свою задачу она выполнила и остаточную силу взрыва все же выдержала.
    Оставшиеся в живых подводники в 6-м, 7-м, 8-м и 9-м отсеках в это время делали все возможное для герметизации своих отсеков. Никакой паники, а тем более бегства в 9-й отсек не было. Командиры отсеков поддерживали между собой связь и советовались по дальнейшей совместной борьбе за живучесть. Потом специалисты обнаружат во всех 4-х кормовых отсеках развернутые аварийные телефоны, по которым и осуществлялась эта связь.
    Одновременно личный состав 6-го отсека под руководством капитан-лейтенанта Рашита Аряпова, несмотря на весь трагизм происходящего с ним, вручную подключил дополнительную группу газа высокого давления для компенсации температурных расширений 1-го контура реактора. Этим они обеспечили надежную герметичность реактора для окружающей среды
    Позднее, после подъема "Курска", специалисты будут единодушны, что именно действия личного состава 6-го отсека оказались решающими для сохранения нормальной радиационной обстановки.
    При этом до сих пор осталось загадкой, почему личный состав 8-го отсека не обеспечил всплытие сигнального буя, что достигалось поворотом рычага из 8-го отсека, тем более что система не пострадала от взрыва.
    Однако вскоре началась интенсивная фильтрация воды в 6-й отсек из затопленного 5-бис, а потому подводники приняли решение на отход в кормовые отсеки. Установлено, что 6-й, 7-й и 8-й отсеки покидались организованно и без паники. Уходя, подводники забирали с собой все комплекты регенерации В-64, индивидуальные дыхательные аппараты для всплытия (ИДА-59) и спасательные гидрокомбинезоны СГП. Они не бежали с поля боя, а отступали, чтобы закрепясь на своем последнем рубеже, принять последний неравный бой в 9-м отсеке.
    К 18-19 часам вечера 12 августа все оставшиеся в живых к тому времени 23 подводника собрались в кормовом 9-м отсеке." 13 августа все оставшиеся в живых после взрывов погибли.

    2000 год 22 августа
    В 00.18 объявлен приказ командующего Северным флотом: «В связи с гибелью атомной подводной лодки «Курск» 22 августа 2000 года на всех кораблях Северного флота флаги с 08.00 приспустить. Закончить спасательные работы»;

    2000 год сентябрь
    проведено детальное обследование корпуса АПК с помощью глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» с научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш»;

    2000 год октябрь
    Операция по извлечению тел подводников из кормовых отсеков с использованием водолазов;

    2000 год октябрь - ноябрь
    Проведено детальное обследование корпуса АПК необитаемыми подводными аппаратами и водолазами норвежской компании Halliburton AS с судна «Regalia»;

    2000 год 4 декабря
    Главком ВМФ адмирал флота Куроедов В.И. отдал призовой кубок "За лучшую стрельбу по морской цели", завоеванный экипажем АПК К-141 "Курск" , на вечное хранение в музей 7-й ДиПЛ;

    2001 год сентябрь - октябрь
    После предварительного отделения носовой оконечности поднята голландской компанией "Mammmoet Transport Antilles N. V." по заказу правительства России;

    2001 год октябрь
    Заведен в плавучий док в п.Росляково для изучения причин аварии, проведения следственных мероприятий и последующей разборки на металл. Все тела погибших подводников были извлечены, идентифицированы и преданы земле;

    2002 год 14 апреля
    В Росляковском доке в соответствии с планом завершены основные работы по подготовке АПК к последнему походу - для утилизации на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);

    2002 год 26 апреля
    Переведен из ПД-50 в ПД-42 и отбуксирован на ФГУП "СРЗ "Нерпа" для утилизации;

    2002 год май - июнь
    Операция по подъему фрагментов 1-го отсека и уничтожению остатков на дне;

    2002 год 12 августа
    В годовщину гибели в Москве состоялась торжественная церемония открытия памятника погибшему экипажу АПКР. Монумент работы Льва Кербеля был торжественно открыт у здания музея Вооруженных Сил в Москве. Композиция называется "Скорбящий Моряк" и представляет собой бронзовую фигуру моряка и подводной лодки, лежащей у его ног;

    2003 год январь - февраль
    Произведена выгрузка активной зоны на ФГУП "СРЗ "Нерпа" в бухте Кут (г.Снежногорск);

    2003 год 12 августа
    В годовщину гибели в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония открытия памятника погибшему экипажу АПКР. В центре мемориала (некрополь из 32-х могил), по замыслу архитектора Геннадия Пейчева, расположен 11-тонный черный куб (обозначающий толщу океана) с бронзовым буревестником - "символом беды";

    2003 год лето
    По данным РИА "Новости" рубку ПЛ планировалось установить в Мурманске у храма Спаса на водах. Рубка "Курска" в гранитном оформлении должна была стать частью мемориального комплекса памяти о погибших моряках. К этому времени проект памятника уже был готов. Рубка АПКР "Курск" к этому времени находилась в г.Снежногорск на судоремонтном заводе "Нерпа". Памятник погибшим морякам планировался к установке в Мурманске, как только администрации области изыщет для этого необходимые средства. Однако рубка оказалась на свалке металлолома, где была обнаружена в марте 2009 года. Внимание властей к реликвии привлекли моряки-подводники и журналисты. Было решено превратить рубку в памятник подводникам, не вернувшимся из походов в мирное время;

    2003 год - 2004 год
    Утилизирована на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск) с формированием реакторного блока, который в дальнейшем переведен и поставлен на плаву для временного хранения в ПДХ "Сайда";

    2009 год 12 августа
    Открытие памятника морякам-подводникам, невернувшимся из походов в мирное время, рядом с Храмом Спаса на водах в г.Мурманск. Основой памятника является передняя оконечность ограждения рубки АПКР "Курск" ;

    2015 год весна
    Блок продолжал хранится на плаву в ПДХ "Сайда" в ожидании постановки на ПДХ для долговременного хранения.