Методы решения рациональных уравнений. Как решать уравнения с дробями

Наименьший общий знаменатель используется для упрощения данного уравнения. Этот метод применяется в том случае, когда вы не можете записать данное уравнение с одним рациональным выражением на каждой стороне уравнения (и воспользоваться методом умножения крест-накрест). Этот метод используется, когда вам дано рациональное уравнение с 3 или более дробями (в случае двух дробей лучше применить умножение крест-накрест).

  • Найдите наименьший общий знаменатель дробей (или наименьшее общее кратное). НОЗ – это наименьшее число, которое делится нацело на каждый знаменатель.

    • Иногда НОЗ – очевидное число. Например, если дано уравнение: х/3 + 1/2 = (3x +1)/6, то очевидно, что наименьшим общим кратным для чисел 3, 2 и 6 будет 6.
    • Если НОЗ не очевиден, выпишите кратные самого большого знаменателя и найдите среди них такой, который будет кратным и для других знаменателей. Зачастую НОЗ можно найти, просто перемножив два знаменателя. Например, если дано уравнение x/8 + 2/6 = (x - 3)/9, то НОЗ = 8*9 = 72.
    • Если один или несколько знаменателей содержат переменную, то процесс несколько усложняется (но не становится невозможным). В этом случае НОЗ представляет собой выражение (содержащее переменную), которое делится на каждый знаменатель. Например, в уравнении 5/(х-1) = 1/х + 2/(3x) НОЗ = 3x(х-1), потому что это выражение делится на каждый знаменатель: 3x(х-1)/(х-1) = 3x; 3x(х-1)/3х = (х-1); 3x(х-1)/х = 3(х-1).
  • Умножьте и числитель, и знаменатель каждой дроби на число, равное результату деления НОЗ на соответствующий знаменатель каждой дроби. Так как вы умножаете и числитель, и знаменатель на одно и тоже число, то фактически вы умножаете дробь на 1 (например, 2/2 = 1 или 3/3 = 1).

    • Таким образом, в нашем примере умножьте х/3 на 2/2, чтобы получить 2x/6, и 1/2 умножьте на 3/3, чтобы получить 3/6 (дробь 3x +1/6 умножать не надо, так как ее знаменатель равен 6).
    • Действуйте аналогично в случае, когда переменная находится в знаменателе. В нашем втором примере НОЗ = 3x(x-1), поэтому 5/(x-1) умножьте на (3x)/(3x) и получите 5(3x)/(3x)(x-1); 1/x умножьте на 3(x-1)/3(x-1) и получите 3(x-1)/3x(x-1); 2/(3x) умножьте на (x-1)/(x-1) и получите 2(x-1)/3x(x-1).
  • Найдите х. Теперь, когда вы привели дроби к общему знаменателю, вы можете избавиться от знаменателя. Для этого умножьте каждую сторону уравнения на общий знаменатель. Затем решите полученное уравнение, то есть найдите «х». Для этого обособьте переменную на одной из сторон уравнения.

    • В нашем примере: 2x/6 + 3/6 = (3x +1)/6. Вы можете сложить 2 дроби с одинаковым знаменателем, поэтому запишите уравнение как: (2x+3)/6=(3x+1)/6. Умножьте обе части уравнения на 6 и избавьтесь от знаменателей: 2x+3 = 3x +1. Решите и получите х = 2.
    • В нашем втором примере (с переменной в знаменателе) уравнение имеет вид (после приведения к общему знаменателю): 5(3x)/(3x)(x-1) = 3(x-1)/3x(x-1) + 2(x-1)/3x(x-1). Умножив обе стороны уравнения на НОЗ, вы избавитесь от знаменателя и получите: 5(3x) = 3(х-1) + 2(х-1), или 15x = 3x - 3 + 2x -2, или 15х = х - 5. Решите и получите: х = -5/14.
  • Уравнение» мы ввели выше в § 7. Сначала напомним, что такое рациональное выражение. Это - алгебраическое выражение, составленное из чисел и переменной х с помощью операций сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в степень с натуральным показателем.

    Если r(х) - рациональное выражение, то уравнение r(х) = 0 называют рациональным уравнением.

    Впрочем, на практике удобнее пользоваться несколько более широким толкованием термина «рациональное уравнение»: это уравнение вида h(x) = q(x), где h(x) и q(x) - рациональные выражения.

    До сих пор мы могли решить не любое рациональное уравнение, а только такое, которое в результате различных преобразований и рассуждений сводилось к линейному уравнению . Теперь наши возможности значительно больше: мы сумеем решить рациональное уравнение, которое сводится не только к линейно-
    му, но и к квадратному уравнению.

    Напомним, как мы решали рациональные уравнения раньше, и попробуем сформулировать алгоритм решения.

    Пример 1. Решить уравнение

    Решение. Перепишем уравнение в виде

    При этом, как обычно, мы пользуемся тем, что равенства А = В и А - В = 0 выражают одну и ту же зависимость между А и В. Это и позволило нам перенести член в левую часть уравнения с противоположным знаком.

    Выполним преобразования левой части уравнения. Имеем


    Вспомним условия равенства дроби нулю: тогда, и только тогда, когда одновременно выполняются два соотношения:

    1) числитель дроби равен нулю (а = 0); 2) знаменатель дроби отличен от нуля ).
    Приравняв нулю числитель дроби в левой части уравнения (1), получим

    Осталось проверить выполнение второго указанного выше условия. Соотношение означает для уравнения (1), что . Значения х 1 = 2 и х 2 = 0,6 указанным соотношениям удовлетворяют и потому служат корнями уравнения (1), а вместе с тем и корнями заданного уравнения.

    1) Преобразуем уравнение к виду

    2) Выполним преобразования левой части этого уравнения:

    (одновременно изменили знаки в числителе и
    дроби).
    Таким образом, заданное уравнение принимает вид

    3) Решим уравнение х 2 - 6x + 8 = 0. Находим

    4) Для найденных значений проверим выполнение условия . Число 4 этому условию удовлетворяет, а число 2 - нет. Значит, 4 - корень заданного уравнения, а 2 - посторонний корень.
    О т в е т: 4.

    2. Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной

    Метод введения новой переменной вам знаком, мы не раз им пользовались. Покажем на примерах, как он применяется при решении рациональных уравнений.

    Пример 3. Решить уравнение х 4 + х 2 - 20 = 0.

    Решение. Введем новую переменную у = х 2 . Так как х 4 = (х 2) 2 = у 2 , то заданное уравнение можно переписать в виде

    у 2 + у - 20 = 0.

    Это - квадратное уравнение, корни которого найдем, используя известные формулы ; получим у 1 = 4, у 2 = - 5.
    Но у = х 2 , значит, задача свелась к решению двух уравнений:
    x 2 =4; х 2 =-5.

    Из первого уравнения находим второе уравнение не имеет корней.
    Ответ: .
    Уравнение вида ах 4 + bx 2 +c = 0 называют биквадратным уравнением («би» - два, т. е. как бы «дважды квадратное» уравнение). Только что решенное уравнение было именно биквадратным. Любое биквадратное уравнение решается так же, как уравнение из примера 3: вводят новую переменную у = х 2 , решают полученное квадратное уравнение относительно переменной у, а затем возвращаются к переменной х.

    Пример 4. Решить уравнение

    Решение. Заметим, что здесь дважды встречается одно и то же выражение х 2 + Зх. Значит, имеет смысл ввести новую переменную у = х 2 + Зх. Это позволит переписать уравнение в более простом и приятном виде (что, собственно говоря, и составляет цель введения новой переменной - и запись упроща
    ется, и структура уравнения становится более ясной):

    А теперь воспользуемся алгоритмом решения рационального уравнения.

    1) Перенесем все члены уравнения в одну часть:

    = 0
    2) Преобразуем левую часть уравнения

    Итак, мы преобразовали заданное уравнение к виду


    3) Из уравнения - 7у 2 + 29у -4 = 0 находим (мы с вами уже решили довольно много квадратных уравнений, так что всегда приводить в учебнике подробные выкладки, наверное, не стоит).

    4) Выполним проверку найденных корней с помощью условия 5 (у - 3) (у + 1). Оба корня этому условию удовлетворяют.
    Итак, квадратное уравнение относительно новой переменной у решено:
    Поскольку у = х 2 + Зх, а у, как мы установили, принимает два значения: 4 и , - нам еще предстоит решить два уравнения: х 2 + Зх = 4; х 2 + Зх = . Корнями первого уравнения являются числа 1 и - 4, корнями второго уравнения - числа

    В рассмотренных примерах метод введения новой переменной был, как любят выражаться математики, адекватен ситуации, т. е. хорошо ей соответствовал. Почему? Да потому, что одно и то же выражение явно встречалось в записи уравнения несколько раз и был резон обозначить это выражение новой буквой. Но так бывает не всегда, иногда новая переменная «проявляется» только в процессе преобразований. Именно так будет обстоять дело в следующем примере.

    Пример 5. Решить уравнение
    х(х- 1)(x-2)(x-3) = 24.
    Решение. Имеем
    х(х - 3) = х 2 - 3х;
    (х - 1)(x - 2) = x 2 -Зx+2.

    Значит, заданное уравнение можно переписать в виде

    (x 2 - 3x)(x 2 + 3x + 2) = 24

    Вот теперь новая переменная «проявилась»: у = х 2 - Зх.

    С ее помощью уравнение можно переписать в виде у (у + 2) = 24 и далее у 2 + 2у - 24 = 0. Корнями этого уравнения служат числа 4 и -6.

    Возвращаясь к исходной переменной х, получаем два уравнения х 2 - Зх = 4 и х 2 - Зх = - 6. Из первого уравнения находим х 1 = 4, х 2 = - 1; второе уравнение не имеет корней.

    О т в е т: 4, - 1.

    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

    До сих пор мы решали только уравнения целые относительно неизвестного, то есть уравнения, в которых знаменатели (если таковые имелись) не содержали неизвестное.

    Часто приходится решать уравнения, содержащие неизвестное в знаменателях: такие уравнения называются дробными.

    Чтобы решить это уравнение, умножим обе его части на то есть на многочлен, содержащий неизвестное. Будет ли новое уравнение равносильно данному? Чтобы ответить на вопрос, решим это уравнение.

    Умножив обе части его на , получим:

    Решив это уравнение первой степени, найдём:

    Итак, уравнение (2) имеет единственный корень

    Подставив его в уравнение (1), получим:

    Значит, является корнем и уравнения (1).

    Других корней уравнение (1) не имеет. В нашем примере это видно, например, из того, что в уравнении (1)

    Как неизвестный делитель должен быть равен делимому 1, разделённому на частное 2, то есть

    Итак, уравнения (1) и (2) имеют единственный корень Значит, они равносильны.

    2. Решим теперь такое уравнение:

    Простейший общий знаменатель: ; умножим на него все члены уравнения:

    После сокращения получим:

    Раскроем скобки:

    Приведя подобные члены, будем иметь:

    Решив это уравнение, найдём:

    Подставив в уравнение (1), получим:

    В левой части получили выражения, не имеющие смысла.

    Значит, корнем уравнения (1) не является. Отсюда следует, что уравнения (1) и неравносильны.

    Говорят в этом случае, что уравнение (1) приобрело посторонний корень.

    Сравним решение уравнения (1) с решением уравнений, рассмотренных нами раньше (см. § 51). При решении этого уравнения нам пришлось выполнить две такие операции, которые раньше не встречались: во-первых, мы умножили обе части уравнения на выражение, содержащее неизвестное (общий знаменатель), и, во-вторых, мы сокращали алгебраические дроби на множители, содержащие неизвестное.

    Сравнивая уравнение (1) с уравнением (2), мы видим, что не все значения х, допустимые для уравнения (2), являются допустимыми для уравнения (1).

    Именно числа 1 и 3 не являются допустимыми значениями неизвестного для уравнения (1), а в результате преобразования они стали допустимыми для уравнения (2). Одно из этих чисел оказалось решением уравнения (2), но, разумеется, решением уравнения (1) .оно быть не может. Уравнение (1) решений не имеет.

    Этот пример показывает, что при умножении обеих частей уравнения на множитель, содержащий неизвестное, и при сокращении алгебраических дробей может получиться уравнение, неравносильное данному, а именно: могут появиться посторонние корни.

    Отсюда делаем такой вывод. При решении уравнения, содержащего неизвестное в знаменателе, полученные корни надо проверять подстановкой в первоначальное уравнение. Посторонние корни надо отбросить.

    Мы уже научились решать квадратные уравнения. Теперь распространим изученные методы на рациональные уравнения.

    Что такое рациональное выражение? Мы уже сталкивались с этим понятием. Рациональными выражениями называются выражения, составленные из чисел, переменных, их степеней и знаков математических действий.

    Соответственно, рациональными уравнениями называются уравнения вида: , где - рациональные выражения.

    Раньше мы рассматривали только те рациональные уравнения, которые сводятся к линейным. Теперь рассмотрим и те рациональные уравнения, которые сводятся и к квадратным.

    Пример 1

    Решить уравнение: .

    Решение:

    Дробь равна 0 тогда и только тогда, когда ее числитель равен 0, а знаменатель не равен 0.

    Получаем следующую систему:

    Первое уравнение системы - это квадратное уравнение. Прежде чем его решать, поделим все его коэффициенты на 3. Получим:

    Получаем два корня: ; .

    Поскольку 2 никогда не равно 0, то необходимо, чтобы выполнялись два условия: . Поскольку ни один из полученных выше корней уравнения не совпадает с недопустимыми значениями переменной, которые получились при решении второго неравенства, они оба являются решениями данного уравнения.

    Ответ: .

    Итак, давайте сформулируем алгоритм решения рациональных уравнений:

    1. Перенести все слагаемые в левую часть, чтобы в правой части получился 0.

    2. Преобразовать и упростить левую часть, привести все дроби к общему знаменателю.

    3. Полученную дробь приравнять к 0, по следующему алгоритму: .

    4. Записать те корни, которые получились в первом уравнении и удовлетворяют второму неравенству, в ответ.

    Давайте рассмотрим еще один пример.

    Пример 2

    Решить уравнение: .

    Решение

    В самом начале перенесем все слагаемые в левую сторону, чтобы справа остался 0. Получаем:

    Теперь приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

    Данное уравнение эквивалентно системе:

    Первое уравнение системы - это квадратное уравнение.

    Коэффициенты данного уравнения: . Вычисляем дискриминант:

    Получаем два корня: ; .

    Теперь решим второе неравенство: произведение множителей не равно 0 тогда и только тогда, когда ни один из множителей не равен 0.

    Необходимо, чтобы выполнялись два условия: . Получаем, что из двух корней первого уравнения подходит только один - 3.

    Ответ: .

    На этом уроке мы вспомнили, что такое рациональное выражение, а также научились решать рациональные уравнения, которые сводятся к квадратным уравнениям.

    На следующем уроке мы рассмотрим рациональные уравнения как модели реальных ситуаций, а также рассмотрим задачи на движение.

    Список литературы

    1. Башмаков М.И. Алгебра, 8 класс. - М.: Просвещение, 2004.
    2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра, 8. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
    3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006.
    1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
    2. School.xvatit.com ().
    3. Rudocs.exdat.com ().

    Домашнее задание

    Т. Косякова,
    школа N№ 80, г. Краснодар

    Решение квадратных и дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры

    Урок 4

    Тема урока:

    Цель урока: формировать умение решать дробно-рациональные уравнения, содержащие параметры.

    Тип урока: введение нового материала.

    1. (Устно.) Решите уравнения:

    Пример 1 . Решите уравнение

    Решение.

    Найдем недопустимые значения a :

    Ответ. Если если a = – 19 , то корней нет.

    Пример 2 . Решите уравнение

    Решение.

    Найдем недопустимые значения параметра a :

    10 – a = 5, a = 5;

    10 – a = a , a = 5.

    Ответ. Если a = 5 a 5 , то x=10–a .

    Пример 3 . При каких значениях параметра b уравнение имеет:

    а) два корня; б) единственный корень?

    Решение.

    1) Найдем недопустимые значения параметра b :

    x = b , b 2 (b 2 – 1) – 2b 3 + b 2 = 0, b 4 – 2b 3 = 0,
    b = 0 или b = 2;
    x = 2, 4(b 2 – 1) – 4b 2 + b 2 = 0, b 2 – 4 = 0, (b – 2)(b + 2) = 0,
    b = 2 или b = – 2.

    2) Решим уравнение x 2 (b 2 – 1) – 2b 2 x + b 2 = 0:

    D = 4b 4 – 4b 2 (b 2 – 1), D = 4b 2 .

    а)

    Исключая недопустимые значения параметра b , получаем, что уравнение имеет два корня, если b – 2, b – 1, b 0, b 1, b 2 .

    б) 4b 2 = 0, b = 0, но это недопустимое значение параметра b ; если b 2 –1=0 , т. е. b =1 или.

    Ответ: а) если b –2 , b –1, b 0, b 1, b 2 , то два корня; б) если b =1 или b=–1 , то единственный корень.

    Самостоятельная работа

    Вариант 1

    Решите уравнения:

    Вариант 2

    Решите уравнения:

    Ответы

    В-1 . а) Если a =3 , то корней нет; если б) если если a 2 , то корней нет.

    В-2. Если a =2 , то корней нет; если a =0 , то корней нет; если
    б) если a =– 1 , то уравнение теряет смысл; если то корней нет;
    если

    Задание на дом.

    Решите уравнения:

    Ответы: а) Если a –2 , то x=a ; если a =–2 , то решений нет; б) если a –2 , то x=2 ; если a =–2 , то решений нет; в) если a =–2 , то x – любое число, кроме 3 ; если a –2 , то x=2 ; г) если a =–8 , то корней нет; если a =2 , то корней нет; если

    Урок 5

    Тема урока: «Решение дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры».

    Цели урока:

    обучение решению уравнений с нестандартным условием;
    сознательное усвоение учащимися алгебраических понятий и связей между ними.

    Тип урока: систематизации и обобщения.

    Проверка домашнего задания.

    Пример 1 . Решите уравнение

    а) относительно x; б) относительно y.

    Решение.

    а) Найдем недопустимые значения y : y=0, x=y, y 2 =y 2 –2y ,

    y=0 – недопустимое значение параметра y .

    Если y 0 , то x=y–2 ; если y=0 , то уравнение теряет смысл.

    б) Найдем недопустимые значения параметра x : y=x, 2x–x 2 +x 2 =0, x=0 – недопустимое значение параметра x ; y(2+x–y)=0, y=0 или y=2+x;

    y=0 не удовлетворяет условию y(y–x) 0 .

    Ответ: а) если y=0 , то уравнение теряет смысл; если y 0 , то x=y–2 ; б) если x=0 x 0 , то y=2+x .

    Пример 2 . При каких целых значениях параметра a корни уравнения принадлежат промежутку

    D = (3a + 2) 2 – 4a (a + 1)·2 = 9a 2 + 12a + 4 – 8a 2 – 8a ,

    D = (a + 2) 2 .

    Если a 0 или a – 1 , то

    Ответ: 5 .

    Пример 3 . Найдите относительно x целые решения уравнения

    Ответ. Если y=0 , то уравнение не имеет смысла; если y=–1 , то x – любое целое число, кроме нуля; если y№ 0, y№ – 1 , то решений нет.

    Пример 4. Решите уравнение с параметрами a и b .

    Если a – b , то

    Ответ. Если a= 0 или b= 0 , то уравнение теряет смысл; если a 0, b 0, a=–b , то x – любое число, кроме нуля; если a 0, b 0, a –b, то x=–a, x=–b .

    Пример 5 . Докажите, что при любом значении параметра n, отличном от нуля, уравнение имеет единственный корень, равный – n .

    Решение.

    т. е. x=–n , что и требовалось доказать.

    Задание на дом.

    1. Найдите целые решения уравнения

    2. При каких значениях параметра c уравнение имеет:
    а) два корня; б) единственный корень?

    3. Найдите все целые корни уравнения если a О N .

    4. Решите уравнение 3xy – 5x + 5y = 7: а) относительно y ; б) относительно x .

    1. Уравнению удовлетворяют любые целые равные значения x и y, отличные от нуля.
    2. а) При
    б) при или
    3. – 12; – 9; 0 .
    4. а) Если то корней нет; если
    б) если то корней нет; если

    Контрольная работа

    Вариант 1

    1. Определите тип уравнения 7c(c + 3)x 2 +(c–2)x–8=0 при: а) c=–3 ; б) c=2 ; в) c=4 .

    2. Решите уравнения: а) x 2 –bx=0 ; б) cx 2 –6x+1=0 ; в)

    3. Решите уравнение 3x–xy–2y=1:

    а) относительно x ;
    б) относительно y .

    nx 2 – 26x + n = 0 , зная, что параметр n принимает только целые значения.

    5. При каких значениях b уравнение имеет:

    а) два корня;
    б) единственный корень?

    Вариант 2

    1. Определите тип уравнения 5c(c + 4)x 2 +(c–7)x+7=0 при: а) c=–4 ; б) c=7 ; в) c=1 .

    2. Решите уравнения: а) y 2 +cy=0 ; б) ny 2 –8y+2=0 ; в)

    3. Решите уравнение 6x–xy+2y=5:

    а) относительно x ;
    б) относительно y .

    4. Найдите целые корни уравнения nx 2 –22x+2n=0 , зная, что параметр n принимает только целые значения.

    5. При каких значениях параметра a уравнение имеет:

    а) два корня;
    б) единственный корень?

    Ответы

    В-1. 1. а) Линейное уравнение;
    б) неполное квадратное уравнение; в) квадратное уравнение.
    2. а) Если b=0 , то x=0 ; если b№ 0 , то x=0, x=b ;
    б) если cО (9;+Ґ ) , то корней нет;
    в) если a =–4 , то уравнение теряет смысл; если a № –4 , то x=–a .
    3. а) Если y=3 , то корней нет; если);
    б) a =–3, a =1.

    Дополнительные задания

    Решите уравнения:

    Литература

    1. Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. О параметрах с самого начала. – Репетитор, № 2/1991, с. 3–13.
    2. Гронштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Необходимые условия в задачах с параметрами. – Квант, № 11/1991, с. 44–49.
    3. Дорофеев Г.В., Затакавай В.В. Решение задач, содержащих параметры. Ч. 2. – М., Перспектива, 1990, с. 2–38.
    4. Тынякин С.А. Пятьсот четырнадцать задач с параметрами. – Волгоград, 1991.
    5. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М., Просвещение, 1986.