Мы живем в огромном организме чревовещатель. Чревовещание - это что такое? Как научиться чревовещанию в домашних условиях

Чревовещание – полезный прием, которым нужно овладеть, если вы планируете практиковаться в вентрологии или если желаете мгновенно разыграть своих друзей добродушным фокусом. Удачное чревовещание зависит от способности вашего голоса звучать на расстоянии, а также умения предотвращать движение губами и челюстями без надобности. Также, при этом нужно уметь использовать невербальные сигналы, чтобы перенаправлять внимание слушателя от вас к другому месту. Здесь описывается все, что нужно знать для овладения этой техникой.

Шаги

Часть 1

Тренировка эффекта отдаленности
  1. Вдохните. Сделайте глубокий вдох, вбирая в себя столько воздуха, сколько возможно.

    • Реальная практика чревовещания также известна как «эффект отдаленности», потому что она изменяет ваш голос так, будто он идет издалека.
    • Чтобы чревовещать своим голосом, вам нужно полагаться на давление, которое идет от выдавливания большого количества воздуха через узкие проходы. Таким образом, основной самый важный первый шаг – это набрать много воздуха в ваши легкие.
    • Потренируйтесь глубоко вдыхать, чтобы это было незаметно и беззвучно. Еще больше тихо вдохните через нос, чтобы избежать «задыхающегося» звука от глубокого вдоха через рот.
  2. Поднимите свой язык. Расположите заднюю часть языка так, чтобы он почти касался вашего мягкого неба.

    • Мягкое небо – это та мягкая его часть, что находится около горла.
    • Задействуйте заднюю часть языка, а не его кончик. Ваш язык должен находиться около мягкого неба, но на самом деле не касаться его.
    • Это действие перекрывает большую часть горла. Открывание вашего горла должно быть сужено так, чтобы воспроизводить приглушенный голос, который требуется для этого эффекта.
  3. Напрягите вашу диафрагму. Втяните ваш живот, чтобы сжать диафрагму, и сдавите его чуть ниже легких.

    • Диафрагма – это мышца, расположенная непосредственно под легкими. Она играет важную роль при вдохе и выдохе, самые глубокие вдохи вы делаете с помощью диафрагмы.
    • Т.к. диафрагма находится под легкими и вокруг верхнего отдела живота, напряжение или сжимание мышц в средней части также сожмет и диафрагму.
    • Оказание давления на область ниже ваших легких сужает проход из легких ко рту и носовой полости. Это сужение предоставляет возможность лучше контролировать свой голос и имеет важное значение для захвата его внутри вашего горла.
  4. Выпустите стон. Медленно выдохните, чтобы получился звук стона по мере того, как дыхание покидает горло.

    • Сжав свои дыхательные пути, вы поймаете свое дыхание вокруг гортани. Полученный стон будет заблокирован внутри горла и будет звучать как на расстоянии.
    • Тренируйтесь в стоне таким образом несколько раз, до тех пор, пока не будете чувствовать свободно то, как стонущие звуки заблокированы и звучат на расстоянии. Вдыхайте глубоко каждый раз и сжимайте также свои мышцы, отпуская свое горло, когда начинаете чувствовать боль и напряжение в нем.
  5. Произнесите звук «ах». Повторите приемы вдоха и сжимания, которые вы применяли при воспроизведении стона. Вместо низкого стона используйте простой открытый звук «ах».

    • Звук «ах» должен быть длинным. Начните произносить его, как только начали выдох, и продолжайте, пока не выдохнете весь воздух из легких.
    • Следует отметить, что звук, однако, не должен быть громким. Во всяком случае, вам следует ожидать, чтобы звук казался приглушенным, т.к. это часть того, что делает его звучащим издалека. Тренируясь, со временем вы постепенно будете работать над тем, что звук станет громче. Для начала, однако, сосредоточьтесь лишь на захвате звука в вашем горле.
    • Продолжайте тренироваться в технике произнесения звука «ах», пока не будете делать это свободно. Прекратите, если почувствуете боль или першение в горле.
  6. Замените «ах» на «помогите! » Когда вы научитесь свободно произносить «ах», повторите приемы дыхания и сжимания, при этом заменяя «ах» на выражение «помогите».

    • «Помогите» – распространенная фраза в вентрологии, т.к. чревовещание часто используется при создании иллюзии говорящей куклы схваченной за грудь или пойманной в коробке. Вы можете, впрочем, использовать и другие фразы, как «Выпустите меня» или «Сюда!» Выбранные слова зависят от вас, но лучше, если они будут простейшими, т.к. при чревовещании напрягаются ваши мышцы.
    • Повторяйте эту фразу так часто, как это необходимо, пока не будете довольны результатом в виде получающегося звука.
  7. Ограничьте время тренировок. Практика должна занимать самое большее 5 минут.

    • Остановитесь сразу, как только почувствуете боль или сильное напряжение в горле или легких.
    • Ваша гортань, голосовые связки и горло в целом работают в необычном порядке. Для предотвращения повреждений или сильного их напряжения ваши тренировки должны быть краткими и иметь целенаправленный характер.
    • По мере того, как вы набираете опыт, вы будете способны тренироваться и немного дольше, но все же ваши практические занятия всегда должны быть достаточно короткими.

    Часть 2

    Маскируйте свой рот
    1. Контролируйте ваши губы. При чревовещании используются три основных положения губ: расслабленное, улыбка и открытое положение.

      • Расслабленное положение получается путем размыкания ваших губ. Пусть челюсть свободно свисает так, чтобы верхний ряд зубов отделялся от нижнего, вместо того, чтобы быть сомкнутыми.
      • Положение улыбающихся губ является распространенным в вентрологии, но не так часто используется, как расслабленное и открытое положение для создания «эффекта дальности». Изобразите улыбку, удерживая челюсть и губы отдельно для расслабленного положения. Натяните мышцы в уголках ваших губ, растягивая губы в легкую улыбку. Ваша нижняя губа вытянется наружу чуть больше, чем для обычной улыбки.
      • Открытое положение отлично подходит для случая, когда вы пытаетесь шокировать или удивить, но при этом может быть замечено некоторое движение языка. Держите рот разинутым так, чтобы было заметно, что нижняя челюсть отделена от верхней. Уголки ваших губ при этом держите слегка поднятыми, по существу, создавая более открытую версию положения улыбки.
    2. Тренируйтесь на легких звуках. Легкие звуки могут быть воспроизведены при минимальном или абсолютном отсутствии движения челюстью. Практикуйтесь с каждым из этих звуков перед зеркалом, пока вы не будете уверенно воспроизводить их без лишних движений ртом.

      • Длинная и краткая версия пяти гласных А, Э, И, О и У относятся к легким звукам.
      • Твердая и мягкая С и твердая и мягкая Г тоже из разряда легких звуков.
      • Другие легкие звуки включают в себя Д, Х, Ж, К, Л, Н, Р,С, Т и З .
    3. Поработайте над сложными звуками, используя положение «переднее нажатие». Сложные звуки, также известные как губные звуки , воспроизводятся измененным положением языка, называемым «переднее нажатие» или «оттягивание».

      • Обычно, вы произносите такие звуки, как Б и М , смыканием на мгновение ваших губ, но это движение слишком заметно и будет сложно убедить других, что речь идет не от губ, а из другого источника.
      • Используя положение «переднее нажатие», ваш язык выступает заменителем одной губы.
      • Кратковременно коснитесь задней части зубов кончиком языка, применяя легкое давление. Делайте это движение каждый раз, когда ваши губы естественно смыкаются для воспроизведения звука.
      • Используйте этот прием для звуков Б, М, П, Ф и В . Заметьте, что они не будут звучать как обычно, но измененная их версия в результате применения этого приема будет наиболее приближенной, которой вы можете достичь без движения губами.
      • Не используйте сильное давление и не дотрагивайтесь языком до неба. Если вы это делаете, ваше Б будет звучать как Д , а ваше М будет звучать как Н .

Учимся возвращать дыхание носом во время речи

Ниже представлено несколько очень простых , позволяющих в очень короткие сроки овладеть носовым дыханием во время речи. Дышите так как Вы дышите обычно до начала выполнения упражнения, а затем строго следуйте инструкциям.

Упражнение 1

Проговаривайте вслух любое стихотворение или читайте любой текст — лучше короткими фразами. Например говорим обычным голосом:

Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись. Т.е. мешаете губам разойтись. Хотите Вы того или нет – Вам придется вдохнуть носом. После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее:

Когда не в шутку занемог

Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом опять двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись.

После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее:

Он уважать себя заставил

Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом опять двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись. После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее…..

Вначале упражнение не должно занимать более 3-5 минут. Желательно выполнять это упражнение 5 – 6 раз в день. Если после проговаривания одной строчки стихотворения у Вас остается много воздуха – то говорите две строчки подряд. Если опять остается много воздуха – говорите подряд три строчки. Но ни в коем случае не старайтесь устанавливать рекорды проговаривания как можно большего числа строк на одном дыхании. Для этого есть далее специальные упражнения на специальных текстах. Здесь же Ваша задача – научиться возвращать дыхание носом во время речи.

Конечно держать губы руками не эстетично. Поэтому это упражнение следует выполнять дома или там где Вас никто не видит. Однако цель упражнения не в том, чтобы приучить Вас держать губы руками, а в том, чтобы у Вас сложилась модель (паттерн) того, как Вы возвращаете дыхание носом во время разговора. Именно эта поведенческая модель должна закрепиться.

Можно модифицировать упражнение так, что губы не держатся руками, а сильно поджимаются в щель слегка приоткрытых зубов. Эту модификацию упражнения можно применять и на людях. И говорить им о пользе возврата дыхания носом.

Упражнение 2

Это упражнение называется «чревовещание». Это очень важное, хорошее, нужное и полезное во всех отношениях упражнение. Автор этого упражнения Анатолий Иванович Попов. Позиция «чревовещания» в дальнейшем используется очень часто в разных упражнениях, в том числе и в пении.

Суть упражнения в том, что любой текст или стихотворение произносится с закрытым ртом. При этом зубы слегка прижаты друг к другу, а губы раскрываются и двигаются так, как они привыкли двигаться при произнесении той или иной буквы. Например: буквы «О» и «У» — губы бубликом сводятся к центру рта, а при произнесении буквы «И» — губы растягиваются в улыбку.

Запомните – и это один из основных принципов системы правильного дыхания – никогда дыхание не должно тратиться до конца. Иными словами – в легких всегда должен оставаться запас воздуха – примерно 1/3 от того, что было в начале речи или пения.

В этом упражнении не нужно следить за губами – они сами будут делать свое дело. Самое важно здесь – внимательно следить только за тем, чтобы челюсти оставались сомкнутыми все время. В таком случае – хотите Вы того или нет – вы вынуждены будете возвращать дыхание носом.

Встаньте так, чтобы спина была прямая. Не сильно распрямите плечи. Не сильно сожмите челюсти. Вдохните носом. Не разжимая челюстей говорите:

Мой дядя самых честных правил

Когда не в шутку занемог

Он уважать себя заставил

Правда у меня была одна ученица у которой были зубы – мягко говоря не очень красивой формы и она ухитрялась со сжатыми челюстями возвращать дыхание ртом прежде всего за счет дыр между зубами. Но этот случай очень и очень редкий. В таком случае надо включать интенсивное внимание или пользоваться упражнением номер 1.

Это упражнение лучше всего выполнять – 5-7 минут

по 5-6 раз в день. Можно чередовать первое и второе упражнения. В этом случае перерыв между упражнениями – полчаса – час.

Подчеркнем, что вначале это упражнение дается достаточно трудно, поскольку оно уж очень непривычно прежде всего по технике выполнения, да и звучание кажется несколько иным. Но на самом деле это легкое упражнение – как только преодолеется первоначальное ощущение неудобства, все дальнейшее пойдет на автомате. Более того, я рекомендую начать читателям начать говорить со своими близкими именно на чревовещании. Представьте себе диктора телевидения – который произнося текст ни разу не откроет рот. Все просто умрут от изумления. А зря. Я сейчас немножко забегу вперед и скажу, что позиция «чревовещания» это и есть основная позиция системы Анатолия Ивановича Попова – «физвокализ». Именно на этой позиции пел великий певец Георг Отс.

Упражнение 3

Это упражнение Ольги Георгиевны Лобановой. Мы дадим это упражнение еще раз ниже несколько в другой модификации. А пока модификация № 1 упражнения Лобановой.

Обычным образом, как Вы делаете это всегда читайте любой текст или стихотворение. Как только Вас потянет на вдох — после двух – трех строчек стихотворения, максимально откройте рот, но не в ширину (по горизонтали), а по вертикали, за счет интенсивного отвода нижней челюсти вниз и назад к шее. При этом язык постарайтесь поставить в такую позицию, как будто бы Вы зеваете. В такой позиции неба и гортани очень широко открываются носовые проходы и возврат дыхания естественно, легко и очень быстро осуществляется носом. Такой прием возврата дыхания используют большинство певцов.

Упражнение вначале кажется очень трудным. Поэтому делать его подряд более 3-4х раз не рекомендуется. Упражнение делать 2-4 раза в день. При выполнении всех упражнений всегда соблюдайте «золотое» правило йогов – последовательность и постепенность.

Подчеркнем, что максимальная эффективность от всех трех вышеприведенных упражнений будет только тогда, когда Вы ни на секунду в течении всех тех часов, когда Вы бодрствуете – будете помнить о том, что дыхание следует возвращать только через нос. В таком случае Вам будет достаточно двух – четырех дней, чтобы был выработан устойчивый навык правильного, профилактического дыхания. Подчеркнем, что такой способ дыхания можно и нужно рассматривать как медитацию. Именно с помощью подобной медитации на процессе правильного дыхания Будда достиг просветления под деревом Бодхи.

Итак – напомним еще раз. Цель всех трех упражнений одна – выработать устойчивый, сохраняющийся навсегда навык возврата дыхания носом во время разговора.

И на этом большинству читателей можно книжку закрыть. Почему? Во-первых – культура дыхания в общении обеспечена. Во-вторых – сделан первый и очень важный шаг на пути выработки основного навыка профилактического дыхания, а также оздоровления организма. УРА!

Успехов!

Источник : О.Ю.Ермолаев-Томин — Профилактическое исцеляющее дыхание

Это удивительное искусство - говорить не раскрывая рта - родилось в Древней Иудее. И хотя с тех пор минуло три тысячи лет, чревовещание (или вентрология) поражает нас не меньше, чем древних иудеев и египтян. Латино-греческое название «вентрология» произошло от слов «вентер» - живот и «логос» - слово. Но говорить животом на самом деле невозможно. Вентрологи, как и все люди, пользуются голосовыми связками.

В конце XIX-начале ХХ вв. среди прочих странных развлечений весьма популярными были выступления кукольников-чревовещателей . Они выходили на сцену с жуткими куклами, которые якобы разговаривали, а их хозяева молчали. У современных обывателей эти куклы не вызывают ничего, кроме страха и отвращения, в то время как 100 лет назад люди умирали от хохота, глядя на выступления «говорящих» фигур.

Однажды в одном берлинском ресторане разыгралась любопытнейшая сцена. Посетителей было мало. В глубине зала за столиком сидел человек средних лет, а у его ног лежала собака, не сводившая с хозяина глаз. Тот отправлял в рот кусок за куском. И вдруг собака ясно и громко спросила: «Что же ты ничего мне не даешь? Я ведь тоже проголодалась». «Можешь и подождать. Марш под стол!» - строго ответил хозяин.

Собака повиновалась, но из-под стола продолжала высказывать свое неудовольствие: «Ты мне всегда говоришь подожди, а потом бросишь голую кость, и все. Пользуешься тем, что я собака. Это просто бессовестно с твоей стороны», Сидевший невдалеке англичанин застыл от удивления. Еще бы! Собака говорила человеческим голосом! Англичанин попросил продать ему говорящую собаку. Хозяин запросил огромные деньги но англичанина это не смутило. Собака, почуяв неладное, стала визжать. А когда англичанин надел на нее ошейник и собрался увести, отчетливо произнесла: " «Ну, раз так, то с этой минуты я не скажу больше ни слова!». И только потом тайна раскрылась: собака была самой обыкновенной, а говорил за нее хозяин, известный немецкий артист-вентролог Шрейбер.

Англичанин Стивен, удивлявший своими выступлениями людей около двухсот лет назад, считается первым профессиональным вентрологом. Сначала Стивен? был. драматическим актером, но заметного, успеха на этом поприще добиться не смог. Слава пришла к нему, когда он стал чревовещателем. «Диалог с головами» - так назывался его номер.

На сцене устанавливались бюсты из папье-маше. Нижняя челюсть у всех была подвижной. Каждый бюст изображал человека, принадлежавшего к какому-нибудь сословию. Были тут придворные врачи, адвокаты, лавочники, крестьяне, рыбаки. Артист прогуливался между бюстами и разговаривал с ними. Бюсты тоже не молчали (за них, понятно, говорил Стивен): бросали реплики, спорили с артистом и друг с другом.

Выдающимся вентрологом был и французский артист Александр Ваттемар. Он приехал в Петербург в 1832 году, затем побывал в Москве и снискал своими необычайно яркими выступлениями широкую известность. Знаменитый знаток старины Михаил Пыляев писал о Ваттемаре: «Много чудесного в народе рассказывали про одного наезжавшего в Петербург иностранца - чревовещателя. Говорили, что раз он довел будочника, стоявшего на часах, до того, что тот стал ломать будку алебардой, полагая, что в углу скрывается нечистый. В другой раз довел бабу, несшую в охапке дрова, до полного отчаяния, разговаривая с ней из каждого полена».

Одним из самых известных чревовещателей был Великий Лестер (Гарри Лестер). Этот человек умел настолько виртуозно говорить с закрытым ртом, что в его практике было немало курьезных и не очень случаев. В то время как другие чревовещатели выступали, посадив куклу на колени, Великий Лестер вышагивал по сцене и пил воду, пока его кукла Фрэнк Байрон-младший «говорила». Однажды над Лестером решили подшутить и налили ему в стакан не воду, а виски. Ни один мускул не дрогнул на лице мастера, в то время как кукла кашляла и отплевывалась.

В другой раз куклу Лестера в 1924 году обвинили в убийстве. Во время представления три старушки умерли от смеха. Когда приехала полиция, то очевидцы утверждали, что это говорила кукла, а губы Великого Лестера не шевелились. Вину артиста не доказали, а вот его «напарнику» досталось больше. Куклу Фрэнка забрали в участок, завели дело, сфотографировали и… навсегда запретили выступать на сцене.

Снимок дочери чревовещателя Эдгара Бергена и его куклы.

Некоторые чревовещатели относились к своим куклам как членам семьи. Кукольник Эдгар Берген настолько был привязан к своему «напарнику», что усаживал его кушать со своей семьей и часто фотографировал с дочерью Кэндис.

Наверное, не было на свете вентролога, которому не задавали бы вопрос: можно ли любому человеку научиться вентрологии или для этого требуются какие-то особенные качества? Раньше считалось (да и теперь кое-кто считает), что вентрологом может стать всякий человек. Было бы желание. Но опыт свидетельствует об обратном. Для того, чтобы говорить не шевеля губами, надо, по меньшей мере, иметь особое строение голосового аппарата. Это - дар Божий. Подтверждением может служить тот факт, что в семьях профессиональных вентрологов дети далеко не всегда оказываются способными к чревовещанию.

По мнению врачей, гортань, голосовые связки одаренного вентролога имеют в своем устройстве какие-то отклонения от нормы, увы, не заметные человеческому глазу. Этого, однако, мало. Чревовещатель должен уметь правильно, экономно расходовать при разговоре набранный в легкие воздух. Дыхание для чревовещателя - настоящее искусство. И научиться ему тоже может не всякий человек.

У обыкновенных людей слова произносятся при участии языка и губ. Вентрологу пользоваться губами нельзя . Он может применить лишь так называемую «внутреннюю дикцию». Она формируется посредством усиленной работы гортани, мягкого неба, языка. И при этом настоящий чревовещатель должен владеть самыми разными голосами: ребенка, старика, мужчины, женщины, найти свой голос для того или иного «говорящего» предмета. Вентролог говорит не шевеля губами. Но это совсем не значит, что лицо его должно быть лишено мимики, выражения. Если лицо актера - застывшая маска, это не чревовещатель.

И еще одно, может быть, самое загадочное качество: способность придавать голосу, как говорят вентрологи, полётность . Опытный вентролог может заставить звук лететь в любом направлении, так, чтобы «заговорили» книжный шкаф, стол, стулья. И зрителям должно казаться, что звук исходит именно из этого предмета.

Смущаясь, Маккабей обращался к зрителям с просьбой не мешать ему, пока он будет разговаривать со своим приятелем Джоном, якобы сидящим на пятом ярусе. Глядя вверх, артист спрашивал: «Джон, ты там?». Не услышав ответа, спрашивал снова: «Джон, ты где?». И тут из партера кто-то выкрикивал густым басом: «Наверху никого нет!». Это, конечно, произносил сам вентролог, но звук слышался из партера.

Маккабей опять просил публику не мешать ему. Тогда из ближнего ряда слышался сердитый женский голос: «Да нас просто дурачат!». И в этот момент со всех концов зала раздавались возгласы возмущенных «зрителей», почем зря ругавших артиста. Понятно, что и эти возгласы тоже произносил разными голосами Маккабей, не раскрывая рта. Он вконец «смущался» и покидал сцену под гром аплодисментов.

Династия вентрологов

Первым русским профессиональным вентрологом был Григорий Михайлович Донской . Он родился в 1865 году, рос в нищете, без отца. Как и многие цирковые артисты того времени, убежал из дома, пристал к балагану и прошел все ступени нелегкого пути к мастерству. Увидев, еще мальчишкой, выступление заезжего вентролога, он решил во что бы то ни стало научиться чревовещанию. Но учиться было не у кого. До всего приходилось доходить самому. В конце концов Донской стал замечательным чревовещателем.

Григорий Михайлович обычно работал с двумя куклами: Джоном - комиком в рыжем парике и Паулиной - дамой в буклях, вечернем платье и в длинных перчатках. Куклы затевали спор, высмеивали друг друга. Донской вмешивался в перепалку.

Потом Донскому пришла мысль ввести в номер живую «говорящую» собаку. Он усаживал ее за стол и вел с ней разговор на пяти иностранных языках! Иллюзия, что собака говорит, раскрывая пасть, была полная. Со своей «чудо-собакой» Донской объехал чуть ли не всю Европу.

Григорий Михайлович прожил долгую жизнь. Умер он в 1956 году в возрасте 90 лет. Конечно, он мечтал, чтобы кто-то из его детей тоже стал артистом-вентрологом. Этот дар проявился лишь у одной из его дочерей - Марии. Она стала замечательной чревовещательницей. А ведь раньше вентрология считалась только уделом мужчин.

Источники с Интернета

Избранное

Чревовещание – это искусство делать неодушевленные предметы как будто бы живыми. В данной статье вы найдете советы и указания, как стать хорошим чревовещателем.

Шаги

    Научитесь говорить, не двигая губами. Приложите палец ко рту, как будто хотите призвать кого-то к тишине. Это поможет вам предотвратить движение губ. Далее проговорите алфавит. Вы заметите, что такие буквы, как "б", "ф", "м", "п", "ю", "в" и "у" заставляют губы шевелиться. Чтобы предотвратить это шевеление, вы должны найти замены. Например, "б" как "д" или "г", "ф" произносите как "с", "м" как "н", "но" или "нё", "п" как "кл" или "т", "у" как "оу", "в" как "з", а "ю" как "йу". Вам может показаться, что новые слова с заменой звучат смешно, однако если научитесь произносить слова, делая ударение на слог без этой буквы, слово будет звучать естественно.

    Измените голос. Убедительный "внутренний" голос должен звучать отлично от вашего. Послушайте свой голос. Вы говорите громко или мягко? Быстро или медленно? У вас низкий или высокий голос? Старайтесь, чтобы голос вашего партнера отличался от вашего в большинстве пунктов. Чтобы изменить голос, вам нужно задействовать иные функции тела. Например, если во время речи вы ущипнете свой нос, вам голос изменится.

    • Один из отличных способов изменить голос – выдыхать воздух носом, а не ртом во время речи.
    • Еще один способ – стараться, чтобы звук шел глубоко из горла или из диафрагмы. Для этого притворитесь, что хотите закашлять или что поднимаете что-то тяжелое. Вы заметите, что мускулы вокруг вашего живота напряглись. Теперь, попробуйте заговорить, задействовав эти мышцы. В результате получится глубокий, резкий голос, который также можно усовершенствовать, в зависимости от типа личности выбранного вами персонажа.
    • Выбирайте свой "внутренний" голос очень внимательно, чтобы он подходил к типу личности вашего партнера. Если он(а) остроумный(ая), сделайте голос быстрым, без заиканий. Если же персонаж глупый и медлительный, пусть говорит низким, медленным голосом. Голос поможет лучше охарактеризовать героя и вдохнуть в него жизнь.
  1. Вдохните жизнь в нового друга. Определитесь, какого партнера вы хотите. Его личность должна обязательно отличаться от вашей, чтобы создать иллюзия, что вы не один и тот же человек. Если вы добрый, ответственный человек, сделайте своего партнера озорным балагуром. Просто выберите что-нибудь, на чем можно сделать контраст.

    Придумайте куклу, подходящую под характер. Например, если вы придумали молодого и энергичного персонажа-мальчика, не выбирайте куклу в виде старого деда или девушки. Убедитесь, что вы выбрали правильного партнера.

    Убедите себя, что ваш партнер живой. Как только вы сможете убедить себя, вам будет проще убедить аудиторию. Постарайтесь убедиться, что с того момента, как вы достанете его/ее (из коробки, кровати и т.п.) и возьмете контроль, кукла станет оживать. Пусть рассказывает истории о том, как у нее дела, о своих мыслях, походах в школу и т.п. Не смотря на то, что технически, это всё придумываете вы, так вам будет проще поверить, что в вашем партнере есть жизнь.

    Тщательно одушевляйте партнера. Существует множество систем управления куклами, но лучший вариант для новичков (и даже для профессионалов) – управление с движением головы. Будьте внимательны при покупке куклы, чтобы не купить вариант с ниткой на шее для управления ртом. Купите ту, где вы должны просовывать руку в спину, хвататься за палочку, прикрепленную к голове и дергать за рычажок, чтобы управлять ртом. Это ключ к оживлению персонажа. Когда ваш партнер будет говорить, убедитесь, что его/ее рот двигается при каждом произносимом слоге. Так же заставляйте партнера двигаться во время речи. Так аудитория поверит, что он-она настоящий(ая). Однако не забывайте следить за количеством движений. Если ваш персонаж молод и энергичен, двигайте его головой быстро и трясите, во время речи. Но если это престарелый человек или сонный ребенок, голова должна двигаться медленно и не часто. Убедитесь, что голова не дергается слишком часто во время речи, иначе это будет отвлекать аудиторию от сути разговора. Понаблюдайте за настоящими людьми, чтобы передать похожую мимику персонажу.

  2. Получайте удовольствие. Для чревовещателя большое значение играет увлеченность, или даже страсть, к своему занятию. Вы всегда должны оттачивать мастерство. Ежедневная практика в итоге сделает вас превосходным чревовещателем. Кроме того, вам не обязательно во время тренировки только сидеть и разговаривать с партнером. Играйте в игры, смотрите фильмы, приносите куклу на семейные посиделки и встречи с другими людьми. Увлекаетесь ли вы чревовещанием для себя или ради карьеры, всегда получайте удовольствие. Иллюзия воссоздания жизни не приходит легко, однако вы должны поверить в своего партнера, чтобы оживить его/ее.

    • В каждом из нас есть крупица маленького ребенка. Аудитория хочет поверить, что ваш партнер реален, так что не совершайте проделок или действий (например, не крутите голову на 360 градусов), которые могут напомнить зрителям, что персонаж не реален.
    • Смотрите на себя и вашего партнера в зеркало во время тренировки, чтобы отметить, что вы делаете правильно, а что нет. Также попросите друзей или членов семьи понаблюдать за вами и высказать свое мнение.
    • Постарайтесь говорить с куклой, как с реальным человеком в рамках его характерных особенностей. Например, если кукла смешная, представьте, что разговариваете с другом-весельчаком.
    • Старайтесь двигать всем телом партнера, а не только головой. Например, заставьте его ерзать у вас на коленях или на стуле. Если он/она не будет двигаться, это будет выглядеть нереалистично для зрителей.
    • Если вы новичок в этом деле, много тренируйтесь. Спустя годы вы сможете овладеть этим мастерством в совершенстве.
    • Помните, большинство зрителей оценивает ваше выступление, а не то, какая клевая у вас кукла.
    • Посмотрите выступления известных чревовещателей, например, Джеффа Дюнхема (Jeff Dunham), понаблюдайте за их действиями.
    • НИКОГДА не корите себя. У вас все получится!
    • Чтобы не двигать губами, сожмите зубы, просунув между ними язык.
    • Старайтесь наносить бальзам для губ перед выступлением. В случае, если вам понадобиться приоткрыть рот, он легко откроется.
    • При прикосновении к губам, старайтесь удерживать средний и указательный палец у уголков рта.

    Предупреждения

    • Не покупайте куклу со множеством функций лишь ради этих функций. Вполне вероятно, что вы не будете их часто использовать. Кроме того, это довольно дорого, а также у вас могут возникнуть проблемы с управлением. Помните, лучшие чревовещатели, как как Эдгар Берген (Edgar Bergen) и его партнер Чарли МакКарти (Charlie McCarthy) использовали совершенно простых кукол.
    • Не используйте куклу, чтобы оскорблять кого-либо. Это не только грубо, но и очевидно, что это ваши слова.
    • Если у куклы много функций, убедитесь, что вы используете их лишь в случае необходимости. Некоторые чревовещатели двигали глазами, бровями и даже ушами своих кукол во время речи. Это очень отвлекает и смущает аудиторию.

    Что вам понадобится

    • Вам понадобится кукла с двигающимся ртом и головой. Если вам необходимо потренироваться перед покупкой, возьмите куклу, одеваемую на руку или нечто похожее, сделанное в домашних условиях. Очень известный чревовещатель (Shari Lewis) использовал в качестве партнера куклу, подобную той, что надевают на руку, и выступал на радио, телевидении, во множестве театров и клубов.
    • Вам понадобиться много упорства, страсти и оптимизма, чтобы создать иллюзию жизни.
  • Голосообразующие аппараты
    • Каталог аппаратов
    • ХРОНОС
    • Hronos Electrolarynx
    • Servox Eco
    • Servox Digital
    • TruTone
    • TruTone Plus
    • Romet R 310
    • Как разговаривать с аппаратом
    • Отзывы пациентов
    • Вопрос специалисту
    • Денежная компенсация
  • Аксессуары
    • Каталог Servona
    • Нашейные фартуки Servox
    • Нашейные фартуки Trachea Норм
    • Нашейные фартуки Romet
    • Накладка Tracheofix
    • Накладка Romet
    • Накладка Tracheofix Plus
    • Салфетка Trachi-Wipe для ухода за трахеостомой
    • Накожный коннектор Servox
    • Коннектор-пластырь Provox
    • Компресс для трахеостомы
      • Компрессы Tracheokompresse AL
      • Компресс (повязка) Metalline (Металлинэ)
    • Защита для принятия душа
    • Аккумулятор Servox, запчасти
    • Держатель TruTone handsfree
    • Искусственный нoc
      • Искусственный нос
      • Servox TNF искусственный нос
      • Servox TNP искусственный нос
      • Кассета Servox HME Modul
      • Модуль (HME) Provox (арт. 7290; 7291)
      • Tracheolife искусственный нос
      • Thermovent T PORTEX искусственный нос
    • Прибор для обоняния
    • Ёршики для чистки канюлей
    • Шейные ленты
    • Трахеостомические трубки
      • Трахеостомические трубки
      • Portex Blue Line
      • Portex Blue Line C без манжеты
      • Сменная канюля для трубки Portex
      • Трахеостомические трубки Sumi
      • Фенестированные трубки Portex
      • Линейка для подбора трубки
    • Распорка для стомы
    • Голосовой клапан
    • Аспирационный катетер Sumi
    • Маски для ингаляции
    • Хирургический отсасыватель
      • Отсасыватель медицинский
      • Отсасыватели Armed 7E
      • Отсасыватель Armed 7D
    • Трахеостома? Жизнь продолжается
  • Восстановление голоса
    • Голосовая реабилитация
    • Голосообразование
    • Принцип работы гол.об. аппарата
    • Протезы гортани
    • Provox
    • Пищеводная речь (псевдоголос)
  • Ларингэктомия
    • Анатомия гортани
    • Рак гортани
    • Лечение рака гортани
    • Ларингэктомия
    • Трахеостома
    • Трахеостома и дети
    • Уход за канюлей
    • Уход за трахеостомой
    • Санация дыхательных путей
    • Приспособления для трахеостомы
    • Коротки канюли (кольцо, клапан, воронка)
    • Искусственное дыхание через трахеостому
    • Реабилитация чувств
  • Как купить

Гортань имеет высокие компенсаторные возможности.

Формирование пищеводного голоса представляет собой комплекс процессов по созданию нового компенсаторного фонационного органа и изменения условно- рефлекторных связей в ЦНС, которые существовали до операции ларингэктомии. Пищеводная речь является альтернативой нормальной речи и позволяет вернуть онкологических больных после полной экстирпации гортани к нормальной жизни.Успешность реабилитационного обучения зависит от обширности произведенной операции ларингэктомии (без затрагивания сфинктера пищевода и нервов, иннервирующих моторную верхнюю часть пищевода). Желание пациента восстановить утраченную речь является дополнительным положительным фактором.

Таким образом, реабилитационная программа ларингэтомированных пациентов сводится к нескольким составляющим:

1. Логовосстановительные занятия

2. Психотерапия. Зависит от состояния больного и заключается в создании положительного психологического настроя.

3. С близким окружением больного также проводятся психологические тренинги, направленные на выработку у них правильного отношения к заболеванию, к необходимости максимальной реабилитации, включая восстановление речи и возвращение в социум.

Создание искусственного фонационного органа заключается в формировании в пищеводе пациента нового физиологического образования — псевдоголосовая щель. Чтобы производить звуки с помощью пищевода, необходимо, чтобы стенки пищевода могли смыкаться и размыкаться. Кроме того для произнесения речи нужно научиться задерживать в пищеводе большое количество воздуха.

После операции ларингэктомии всем больным предлагают пройти курсы логопедических занятий, где можно научиться данным навыкам и получить возможность управлять новым голосовым аппаратом.

имитация рвотного движения с открытым ртом, в положении лёжа, несколько раз подряд.

из положения стоя наклониться вперед, руки свободно опустить и пытаться произнести звук «Ы»; при этом язык должен быть зажат между зубами, мышцы живота напряжены, диафрагма приподнята.

Первыми словами, которые больной сможет произнести, будут те, которые начинаются на согласные «Т», "П" или «К». Занятия длятся не больше 5 минут.

Вентрология, чревовещание не имеет отношения к пищеводной речи. Это умение разговаривать, не шевеля губами, основанное на высоком владении голосовыми связками и дыханием. Губы чревовещателя во время разговора не шевелятся, и, хотя он использует обычные органы речи, кажется, что звук идет из живота.

Предлагаем Вашему вниманию п особие для людей, живущих с постоянной или временной трахеостомой «Трахеостома? Жизнь продолжается!»

Купите любой товар из каталога нашего интернет-магазина и получите бесплатно печатное издание книги «Трахеостома? Жизнь продолжается!»

Как научиться чревовещанию в домашних условиях

Это удивительное искусство — говорить не раскрывая рта — родилось в Древней Иудее. И хотя с тех пор минуло три тысячи лет, чревовещание (или вентрология) поражает нас не меньше, чем древних иудеев и египтян.

Однажды в одном берлинском ресторане разыгралась любопытнейшая сцена. Посетителей было мало. В глубине зала за столиком сидел человек средних лет, а у его ног лежала собака, не сводившая с хозяина глаз. Тот отправлял в рот кусок за куском. И вдруг собака ясно и громко спросила: «Что же ты ничего мне не даешь? Я ведь тоже проголодалась». «Можешь и подождать. Марш под стол!» - строго ответил хозяин.

Собака повиновалась, но из-под стола продолжала высказывать свое неудовольствие: «Ты мне всегда говоришь подожди, а потом бросишь голую кость, и все. Пользуешься тем, что я собака. Это просто бессовестно с твоей стороны», Сидевший невдалеке англичанин застыл от удивления. Еще бы! Собака говорила человеческим голосом! Англичанин попросил продать ему говорящую собаку. Хозяин запросил огромные деньги но англичанина это не смутило. Собака, почуяв неладное, стала визжать. А когда англичанин надел на нее ошейник и собрался увести, отчетливо произнесла: ‘ «Ну, раз так, то с этой минуты я не скажу больше ни слова!». И только потом тайна раскрылась: собака была самой обыкновенной, а говорил за нее хозяин, известный немецкий артист-вентролог Шрейбер.

Латино-греческое название «вентрология» произошло от слов «вентер» - живот и «логос» - слово. Но говорить животом на самом деле невозможно. Вентрологи, как и все люди, пользуются голосовыми связками.

Англичанин Стивен, удивлявший своими выступлениями людей около двухсот лет назад, считается первым профессиональным вентрологом. Сначала Стивен? был. драматическим актером, но заметного, успеха на этом поприще добиться не смог. Слава пришла к нему, когда он стал чревовещателем. «Диалог с головами» - так назывался его номер.

На сцене устанавливались бюсты из папье-маше. Нижняя челюсть у всех была подвижной. Каждый бюст изображал человека, принадлежавшего к какому-нибудь сословию. Были тут придворные врачи, адвокаты, лавочники, крестьяне, рыбаки. Артист прогуливался между бюстами и разговаривал с ними. Бюсты тоже не молчали (за них, понятно, говорил Стивен): бросали реплики, спорили с артистом и друг с другом.

Выдающимся вентрологом был и французский артист Александр Ваттемар. Он приехал в Петербург в 1832 году, затем побывал в Москве и снискал своими необычайно яркими выступлениями широкую известность. Знаменитый знаток старины Михаил Пыляев писал о Ваттемаре: «Много чудесного в народе рассказывали про одного наезжавшего в Петербург иностранца — чревовещателя. Говорили, что раз он довел будочника, стоявшего на часах, до того, что тот стал ломать будку алебардой, полагая, что в углу скрывается нечистый. В другой раз довел бабу, несшую в охапке дрова, до полного отчаяния, разговаривая с ней из каждого полена».

Наверное, не было на свете вентролога, которому не задавали бы вопрос: можно ли любому человеку научиться вентрологии или для этого требуются какие-то особенные качества? Раньше считалось (да и теперь кое-кто считает), что вентрологом может стать всякий человек. Было бы желание. Но опыт свидетельствует об обратном. Для того, чтобы говорить не шевеля губами, надо, по меньшей мере, иметь особое строение голосового аппарата. Это — дар Божий. Подтверждением может служить тот факт, что в семьях профессиональных вентрологов дети далеко не всегда оказываются способными к чревовещанию.

По мнению врачей, гортань, голосовые связки одаренного вентролога имеют в своем устройстве какие-то отклонения от нормы, увы, не заметные человеческому глазу. Этого, однако, мало. Чревовещатель должен уметь правильно, экономно расходовать при разговоре набранный в легкие воздух. Дыхание для чревовещателя — настоящее искусство. И научиться ему тоже может не всякий человек.

У обыкновенных людей слова произносятся при участии языка и губ. Вентрологу пользоваться губами нельзя. Он может применить лишь так называемую «внутреннюю дикцию». Она формируется посредством усиленной работы гортани, мягкого неба, языка. И при этом настоящий чревовещатель должен владеть самыми разными голосами: ребенка, старика, мужчины, женщины, найти свой голос для того или иного «говорящего» предмета. Вентролог говорит не шевеля губами. Но это совсем не значит, что лицо его должно быть лишено мимики, выражения. Если лицо актера — застывшая маска, это не чревовещатель.

И еще одно, может быть, самое загадочное качество: способность придавать голосу, как говорят вентрологи, полётность. Опытный вентролог может заставить звук лететь в любом направлении, так, чтобы «заговорили» книжный шкаф, стол, стулья. И зрителям должно казаться, что звук исходит именно из этого предмета.

Смущаясь, Маккабей обращался к зрителям с просьбой не мешать ему, пока он будет разговаривать со своим приятелем Джоном, якобы сидящим на пятом ярусе. Глядя вверх, артист спрашивал: «Джон, ты там?». Не услышав ответа, спрашивал снова: «Джон, ты где?». И тут из партера кто-то выкрикивал густым басом: «Наверху никого нет!». Это, конечно, произносил сам вентролог, но звук слышался из партера.

Маккабей опять просил публику не мешать ему. Тогда из ближнего ряда слышался сердитый женский голос: «Да нас просто дурачат!». И в этот момент со всех концов зала раздавались возгласы возмущенных «зрителей», почем зря ругавших артиста. Понятно, что и эти возгласы тоже произносил разными голосами Маккабей, не раскрывая рта. Он вконец «смущался» и покидал сцену под гром аплодисментов.

Первым русским профессиональным вентрологом был Григорий Михайлович Донской. Он родился в 1865 году, рос в нищете, без отца. Как и многие цирковые артисты того времени, убежал из дома, пристал к балагану и прошел все ступени нелегкого пути к мастерству. Увидев, еще мальчишкой, выступление заезжего вентролога, он решил во что бы то ни стало научиться чревовещанию. Но учиться было не у кого. До всего приходилось доходить самому. В конце концов Донской стал замечательным чревовещателем.

Григорий Михайлович обычно работал с двумя куклами: Джоном - комиком в рыжем парике и Паулиной — дамой в буклях, вечернем платье и в длинных перчатках. Куклы затевали спор, высмеивали друг друга. Донской вмешивался в перепалку.

Потом Донскому пришла мысль ввести в номер живую «говорящую» собаку. Он усаживал ее за стол и вел с ней разговор на пяти иностранных языках! Иллюзия, что собака говорит, раскрывая пасть, была полная. Со своей «чудо-собакой» Донской объехал чуть ли не всю Европу.

Григорий Михайлович прожил долгую жизнь. Умер он в 1956 году в возрасте 90 лет. Конечно, он мечтал, чтобы кто-то из его детей тоже стал артистом-вентрологом. Этот дар проявился лишь у одной из его дочерей — Марии. Она стала замечательной чревовещательницей. А ведь раньше вентрология считалась только уделом мужчин.

Многие видели выступления Марии Донской с ее любимым «партнером» - куклой Андрюшей, бойким и озорным «мальчиком». Талантливым вентрологом оказалась также дочь Марии Григорьевны - Евгения. Нередко они выступали дуэтом. И всегда с неизменным успехом.