Мысль о обезьяна и горох. Л.Н

Духовность – это уникальный личностный опыт, который обретается сквозь познание самого себя; выход за приделы собственных узких интересов, зрелость ценностей личности. Она рассматривается, как явление внутреннего опыта субъекта, выход за рамки индивидуальности, нечто связанное с божественным, сверх личностным или силами космоса. Это понятие причисляет индивида к Святому Духу, отображает его приближённость к Богу, выход личности за грани бытия души. С другой стороны рассматривает как душевность, интеллектуальность, добродетельность и нравственность личности.

Что такое духовность

В современном религиоведении духовность рассматривается как наиболее общая черта, характеризующаяся опытом, который возникает внутри человеческих переживаний, влияние на которые имеет культура. Соответственно источником данного понятия является внутренний опыт индивида. «Spiritus» – в дословном переводе значение этого слова «дух», считается, что определение духовности человека, есть производное от данного слова. Для сегодняшнего мира это словоупотребление применяется для объяснения высшей части человеческого яства, духовной сущности субъекта, описание его внутренней жизни. Отрицание зависимости человеческого существования от материального и телесного облика жизни человека.

Определение духовности человека имеет многочисленные трактования в связи с существованием различных парадигм в жизни общества. Сквозь все различные изъяснения духовности прослеживается некая закономерность в причислении ее к религиозной жизни индивида. Но, духовность как индивидуальный личностный опыт, не всегда отождествляется с религией и не всегда ею определяется. В большинстве изъяснений данное понятие интерпретируется в направлениях гуманитарной психологии. При этом объединяется с неким мистическим деянием, эзотерическими традициями или философскими учениями. В рамках этого духовность направлена на развитие целостной личности как системы, включающей , богатый внутренний опыт, бескорыстность, сострадание, развитый внутренний мир.

Как психологическую категорию духовность начали рассматривать с конца девятнадцатого столетия, определяя ее в рамки понимающей психологии. Эдуард Шпрангер, Вильгельм Дильтей как представители этого направления, акцентировали внимание на изучении взаимосвязи духовных видов деятельности личности (культура, этика и искусство) и психики личности. При этом отрицали взаимосвязь психики субъекта с естественными науками. Карл Юнг в дальнейшем рассматривал духовность в рамках аналитической психологии. В рамках этих исследований понятие рассматривалась и анализировалась сквозь призму коллективного бессознательного и архетипов. Юнг стал основополагателем анализа психологии религии и алхимии.

В парадигме гуманистической экзистенциальной и трансперсональной психологии, духовность отождествлялась с высшим бессознательным, которое является источником творческого вдохновения (Роберто Ассаджоли). Маслоу Абрахам в своих многочисленных исследованиях, определил взаимосвязь духовности с пиковыми переживаниями. Возникновение которых происходит в период личности.

Духовность в зависимости от возникновения трансперсональных переживаний и духовных кризисов рассматривалась в исследованиях Станислав Грофа. В рамках трансперсональных учений данное понятие трактовалось, как некое исцеление с использованием шаманизма и иных традиционных культур. Так же Виктор Франкл рассматривает это явление как нечто высшее над антропологическими измерениями субъекта. В аспекте христианской психологии ученые духовность трактуют тождественно с высшими божественными или демоническими силами природы, проявляющиеся в поступках индивида, а проявление ее в других направлениях отрицается.

Духовность человека, как нечто глубоко субъективное, внутренне не способна быть исследована при помощи научных исследовательских методик. Отождествляя себя с мыслями, чувствами, человек открывает истинную природу своего сознания, определяет свое истинное «я», чем и обретает ее.

Проблема духовности

Духовность – это феномен, отличающий человеческую жизнь от природного существования, привносит в нее социальный характер. Насколько человек пользуется духовностью, зависит его существование, его будущее и истинное. Так как осознание индивидом окружающего, формирование более изящного представления и глубокого отношения к миру, является понятием духовности человека. Сегодня духовность помогает человеку познавать себя, свой смысл жизни и предназначение в ней.

Духовность помогает человечеству на пути к выживанию, развивающее стабильное общество и целостную личность. Она отыгрывает важнейшую роль в процессе формирования социального общества. Способность человека отличать враждебное и чуждое в его существовании, позволяет защитить среду его обитания, его самого от ошибочных поступков и действий, которые имеют разрушающие последствия. Говоря о проблеме, следует коснуться возникновения духовно нравственных проблем общества. Как известно текущий этап жизни общества переживает кризис духовности.

Духовность и нравственность приобретают новые значения и реализацию. Так, процветание жестокости, преступности, беспорядка, спекуляции, теневой экономики, наркомании, бесчеловечности – последствия падения духовности человека, соответственно обесценивания человеческой жизни. Хотя падение уровня нравственности населения не вдет к прямой его гибели, но ведёт за собой к разрушению многих институтов общества: экономического, духовного и политического.

Наиболее щепетильной проблемой есть то, что это разрушение общества, происходит незаметно для человека. Новый этап формирования культуры человечества способствует развитию раскрепощённых, свободных, незакомплексованных, открытых к новаторству личностей, но наряду с этим равнодушных, агрессивных и безразличных. Большинство людей направляют свои действия на заполнение жизни материальными, потребительскими ценностями, отвергая духовный компонент существования человека.

Обнаруживается противоречие в формировании нынешнего сообщества: научно-технический прогресс и духовное развитие идут абсолютно по разным стезям, при этом многочисленное количество индивидов теряет нравственную опору в жизни, тем самым усложняя духовную жизнь целого общества. На таком фоне в период с двадцатого столетия началось полнейшее обесценивание жизни человека. История показывает, что каждое столетие, идя на перемену «старому бесчеловечному», приносила все больше и больше жертв среди людей. Несмотря на развитие социальных и политических условий жизни, развитую культуру, литературу – осуществлялись жестокие злодеяния относительно личности человека. Отсутствие нравственности при этом рассматривались, как нечто способствующие таким поступкам, предполагаемые парадигмой данного общества.

Какое бы не было развитое социально-экономическое общество, технологии и ресурсы, с их помощью решить проблему жизни невозможно. Только изменение мышления человека, изменения внутреннего мировоззрения, осознание целостности и духовности общества поможет направить его на истинный путь существования и развития. Создание идеального мира духовности человека, создание мира ценностей и понятий поможет поднять душу человека высоко над материальным благом. Дабы обновить общество, действовать нужно изнутри: обновить духовность и нравственность субъектов, подготовить сознание человека к грядущим переменам, к осознанию важности целостности общества и обновлению системы ценностей.

Развитие духовности личности

Не существует общего мнения о понятии развития духовного мира человека. Каждый индивид формирует свой духовный мир по-разному, используя различные учения и методы познания себя и своего внутреннего мира. Зачастую эти пути достижения переплетаются с религией, но иногда обходят ее. В основном под развитием духовности понимается преобразование «духа» человека, внутреннего состояния, индивида. «Дух», как абстрактное понятие, имеет собственное воплощение в причинно-следственных связях, помогающих понять смысл жизни человека. Если индивид настроен на познание истины, развитие своей духовной жизни, он непременно к этому придет, пусть этот путь будет медленным и постепенным или лёгким и без препятствий, или же мгновенным. Духовное развитие человека, по каким бы учением не происходило, состоит из нескольких составляющих: , самосовершенствования и .

Следует отметить, что все учения о духовном развитии индивида исходят из внутреннего мира его самого. Духовное всегда являлось человеческим желанием изменить мир вокруг себя посредством изменения своей личности. Духовная эволюция человека позволяет ему подниматься на более высокий этап понимания и сознания свой души. Для формирования полноценно духовно развитого человека, в первую очередь нужно следить за развитием энергетического и физического состояния субъекта. Это способствует гармоническому существованию с окружающим миром и людьми в нем. Духовность – это рост, некий прогресс человеческой личности по направлению к целостности и .

проф. Осипов А.И.
  • митрополит
  • прот. Александр Мень
  • схиархим.
  • архиеп.
  • свт.
  • схиархим.
  • преп. Оптинские старцы
  • свт.
  • Духо́вность – 1) одно из сущностных свойств Бога; 2) особенность , отличающая их от плотских существ; 3) причастность человека ; 4) мера приближения человека к .

    Духовность человека по-разному понимается в светском и христианском мире. В первом – она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во второй – это понятие выводится за пределы бытия (психики). Духовные люди, по апостолу Павлу, – «водимые Святым Духом» или, по св. , – «новые люди, возрожденные благодатью Всесвятого Духа».

    :
    …обычно, когда мы говорим о духовности, мы говорим об определенных выражениях нашей духовной жизни, таких как молитва, как подвижничество; и это ясно из таких книг, как, например, книги . Мне кажется, однако, надо помнить, что духовность заключается в том, что в нас совершает действие Святого Духа, и духовность не есть то, что мы ею обозначаем обычно, а эти проявления таинственного действия Духа Святого.
    Духовность — присутствие и действие Святого Духа в нас, через нас и посредством нас и в мире.

    Николай Бердяев :
    Духовность есть богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку…
    Очень важно еще понять, что духовность совсем не противополагается душе и телу, она овладевает ими и преображает их. Дух есть прежде всего освобождающая и преображающая сила.

    протоиерей Максим Козлов :
    Безусловно, для Православия духовность неотделима от веры. И в этом смысле нынешние изрядно уже надоевшие разговоры о духовности, обретаемой через интеллектуальное познание, эстетическое развитие, туристическое разнообразие жизни, представляются абсолютно ложными. Еще в апостольских посланиях сказано: Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (). А по нынешним временам то, что называется духовностью, и до душевности-то большей частью не дотягивает. Скорее, это род тонкого плотоугождения, которое не обязательно принимает внешне грубые формы скотских страстей, но у человека с развитыми художественными запросами может сочетаться с определенным эстетическим или интеллектуально-усладительным моментом.
    Духовность – это слово, происходящее от слова «дух». А «пневма-дух» – это Дух Святой. Реальность же Духа Святого познается только тем человеком, который входит в жизнь Церкви как единого организма, данного нам здесь, на земле, Самим Богом для нашего с Ним общения. Все другое может быть лишь мостками и преддверием настоящей духовной жизни, лишь ее тенями и образами, в какой бы гениальный полет мысли нас наша мирская духовность ни увлекала.

    архимандрит Платон (Игумнов) :
    — Есть ли какая-то разница между понятиями «духовное» и «религиозное»?

    — Конечно, духовное и религиозное может быть разным. Может присутствовать религиозность, но не быть духовности настоящей. Или духовность может быть отрицательной, как, например, любая деятельность, направленная на самоутверждение (ведь и в христианстве многие люди направлены к самоутверждению). Что такое, например, католицизм? Это тоже один из видов самоутверждения. Во-первых, католицизм построен по типу облегченного христианства. Во-вторых, возьмем пример из истории – Крестовые походы. В историографии это оценивается как попытка европейцев утвердиться в Азии. Почему мы видим эту попытку самоутверждения? Человек сам для себя создает положение, он повелевает рабом, он повелевает конем, он повелевает женой, его стихия – самоутверждаться, а во имя чего – непонятно. Для чего он хочет самоутвердиться? Конечно, в католицизме есть благотворительность, милосердие, помощь бедным – это все есть, но в целом пафос его – это самоутверждение.

    У наших подвижников этого нет. Они наоборот уходили из городов в леса, в глушь, ни о каком самоутверждении не думали, они думали о своем спасении. Возьмите жизнь Франциска Ассизского, который мечтал быть генералом, полководцем, но ему это не удалось, а когда он ушел в монашескую среду, то достиг там еще большей известности. Ни один западный генерал не известен так, как Франциск Ассизский. Так что есть разница, несомненно, в понятиях религиозности и духовности. Слово «духовность» трактуется очень широко. С точки зрения нового гуманитарного цикла духовностью называется все то, что связано с любой творческой деятельностью человека, с его индивидуальностью, занятия науками, искусством тоже трактуются как духовность человека.

    — А возможна духовность зла, духовное зло?

    — Конечно. Яркий пример – то духовное и нравственное совершенство, которого достигают адепты восточных мистических культов. Человек, занимающийся йогой, думает о себе, что он выше всех, он тоже самоутверждается. Он себя считает нравственно кристаллически чистым, но все это, как и у фарисеев, служит лишь поводом для самовозвышения. Например, фарисей мыслил о себе как о человеке, достигшем нравственного совершенства, исполнившем все Божии заповеди – постится дважды в неделю, отдает десятую часть доходов, никого не ограбил. Он считает, что достиг совершенства. Но это отрицательная духовность.

    — Но в Православии тоже так может быть?

    — В Православии тоже может быть искушение такой духовностью. Это называется прелестью, когда человек возомнил о себе, что он уже достиг святости. Православные аскеты называют это прелестью. Когда человек прельщен, он считает, что достиг совершенства. Часто такое прелестное состояние заканчивается трагически для него.

    — Иногда это служит преградой благочестию, ибо слишком много страхов о прелести.

    — Духовность, действительно, многогранна, многолика. Самый яркий пример – когда человек рассуждает, как нужно вести себя во время трапезы. Если он будет много есть, он будет угождать бесу чревоугодия, а если он будет мало есть, он будет угождать бесу тщеславия. Как нам быть-то? Отцы говорят – все должно в меру. говорит – все, что сверх меры, то от бесов. Если человек, например, сверх меры постится, он рискует впасть в прелесть. Если он замечает эти тенденции, что он может впасть в прелесть, то он пытается как-то более реально относиться к жизни.

    Протоиерей Игорь Прекуп
    Все, что приближает нас к Богу или отдаляет от Него, приобретает духовное измерение. Другое дело, что одно и то же явление существует в разных измерениях и рассматривается в разных аспектах. Или один и тот же предмет, в зависимости от его применения, может либо находиться вне духовного измерения, либо оказываться в нем. К примеру, вериги кого-нибудь из древних святых подвижников - это, попросту говоря, цепи и другие изделия из металла, если рассматривать их с утилитарной или ремесленной точек зрения. Однако если смотреть на них как на образец материальной культуры некоего исторического периода - это археологический артефакт. И это именно «вериги», если рассматривать их в духовном аспекте как инструмент аскезы. «Вериги» - понятие, имеющее духовное измерение, поскольку этим словом именуется предмет, используемый для упражнения в добродетели. Аналогично, только с точностью до наоборот, происходит с любым предметом, который из мирного и нейтрального в духовном плане становится оружием в руках злодея. Вспомним топор преподобного


    Введение

    1. Понятие духовности человека

    2. Творческая природа человека

    Заключение

    Список литературы


    Введение


    Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.

    В нашей повседневной жизни духовность присутствует скрытым образом - как тихая сила, остающаяся незаметной, как вдохновение, как тайный ориентир. Но временами она пробивается в наше сознание как неотвратимое Присутствие - присутствие, которое требует выражения в форме и продумывания.

    Духовный мир мыслители прошлого нередко отождествляли с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Так, Платон сравнивал тело с кораблем, а душу с кормчим корабля. Материальное и духовное, тело и психика трактовались, таким образом, как два самостоятельных начала. Идею о неразделимости души и тела выдвинул Аристотель. Ему же принадлежит мысль о том, что душа человека - первый двигатель тела. Позже французский мыслитель Декарт отмечал: душа связана с телом не как кормчий с кораблем, а гораздо теснее, составляя с ним как бы одно целое.

    Много позже, в неевропейской философии термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

    Объект - духовность.

    Предмет - духовность и творческая природа человека.

    Цель - проанализировать духовность и творческую природу человека.

    Поставленные задачи:

    изучить понятие духовности человека;

    проанализировать творческую природу человека.


    1. Понятие духовности человека


    Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств. Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Человек демократического общества формируется сегодня. Перед ним открываются большие горизонты науки и техники. Развивается естествознание и все глубже входит в основные отрасли технического прогресса. Гуманитарные науки становятся научной основой руководства развитием общества. Но знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.

    Произведения литературы и искусства воспитывают чувства, помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек - это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей. Семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте,- это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Повседневная забота родителей - следить за тем, как учатся дети, что читают, насколько они любознательны, поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души растущего человека.

    Все, происходящее в теле, душа чувствует, и чувствует именно в том органе его, в том пункте, который подвергся какому-либо видоизменению. Это показывает, что она присуща в одно в то же время во всех частях тела и в каждой части тела находится вся. Но такое вездеприсутствие души было бы невозможно при ее телесности. Тело ограничивается известным пространством и подлежит различным измерениям; но если душа действует во всем теле и при том в одно и то же время, то она не имеет в себе ничего пространственного, а подлежит только условиям времени. Душа действует во всем теле независимо от него. Жизнь души совершенно отлична от жизни тела. Совершенство души независимо от величины телесных членов. Даже нельзя сказать, чтобы душа возрастала с возрастом тела; ибо если бы возрастала, то и уменьшалась бы с уменьшением его. Телecные силы уменьшаются в старости, в болезни, но благоразумие и знание часто бывают совершеннее. Тело состоит из частей делимых; эти части, даже в то время, когда представляют соединение одних и тех же элементов, никогда не бывают тождественны между собою, а всегда чем-нибудь разнятся. Кроме того, они непостоянны. Наше тело безжизненно, недеятельно; оно неспособно ничего произвесть без влияния внешних или внутренних причин. Материя организма изменяется каждую минуту, а через несколько лет может измениться и весь организм.

    Не столько тело действует на душу, сколько душа на тело, и, при посредстве его органов, на внешние предметы. Хотя ощущение в теле не может быть без действия на него внешнего предмета, но это действие потому только ощущается, что душа своей жизненной силой оживляет чувства и, таким образом, направляет на них свою собственную деятельность. Это показывает, что телесные органы суть только инструменты для деятельности души. Но ни одно тело не может дать движения и чувствования ни себе, ни другому.

    2. Творческая природа человека


    Двуединство человека обнаруживается с совсем иной стороны и в ином аспекте в присущем человеку моменте творчества.

    Фактически, вне всяких теорий, человеческая жизнь с полной бесспорностью обнаруживает этот момент творчества. Наряду с деятельностью чисто рационально-умышленной, в которой человек целесообразно, т. е. в связи с преследуемой им целью, комбинирует уже готовые элементы окружающего его мира, он имеет еще иную активность, в которой из его души и с помощью его усилий рождается нечто новое, доселе небывалое. В области художественной, познавательной, нравственной, политической человек в этом смысле обладает способностью к творчеству, есть творец. Даже в сфере чисто рациональной деятельности только подбор и группировка материала и средств есть комбинирование уже готовых, заранее данных элементов; только когда и сама цель деятельности автоматически-принудительно продиктована человеку неустранимо-данными потребностями его природного существа, можно отчетливо отличить такую чисто рациональную деятельность от творчества. Когда же эта цель есть нечто совершенно новое, небывалое - некий идеал, рождающийся из глубины человеческой души, - мы имеем дело с элементом творчества в составе даже чисто рациональной деятельности.

    Наиболее типичный образец творчества есть творчество художественное; и в этом смысле можно сказать, что всякое творчество носит на себе отпечаток «искусства», т. е. художественного творчества.

    Искусство есть всегда выражение. Слово «выражение» есть одно из самых загадочных слов человеческого языка, которое мы употребляем, обычно не вдумываясь в его смысл. Буквальный его смысл обозначает и «отпечаток», и процесс «отпечатывания» чего-то в другом, внешнем ему объекте или материале, - нечто аналогичное процессу накладывания печати на что-либо так, что на нем сохраняется, «отпечатлевается» ее форма. По аналогии с этим мы говорим о «выражении», когда что-то незримое, потаенное становится зримым и явным, отпечатлеваясь в чем-то ином. Что-то незримое, духовное таится в душе человека; он имеет потребность сделать его зримым, явственным; он достигает этого, пользуясь словами, звуками, комбинациями красок, линий, образов, - наконец (в мимике и танце) движениями своего тела. Поскольку он стремится к этому и этого достигает, он - художник. Искусство, будучи «выражением», есть воплощение; в нем что-то духовное облекается плотью, как бы внедряется в материальное и является в нем как его «форма». В этом и состоит существо творчества.

    Творец творит, конечно, сам - простой пересказ чужого не есть творчество. Но этот творящий «сам» есть не просто индивидуальный человек в его субъективности и не безлично-общий носитель сознания; он есть индивидуально-человеческое выражение действующего в нем сверхчеловеческого духа. Степень участия индивидуально-человеческого и сверхчеловеческого, или степень активно-умышленного и пассивно-непроизвольного момента в творчестве, может быть различной. Иногда гений творит почти просто, как безвольный медиум действующей в нем высшей силы; в других случаях художник употребляет долгие мучительные усилия, делает многократные пробы, чтобы выразить то, что ему дано свыше. Но, так или иначе, собственное усилие или делание и простое внимание к голосу, говорящему в нем, слиты здесь в неразличимое единство. Но это и значит, что творчество предполагает двуединство человеческого существа - его самостоятельность, свободу, умышленность - и его укорененность в чем-то трансцендентном, в превышающей его духовной реальности и зависимость от нее.

    Художественное или вообще творческое «вдохновение» есть, конечно, нечто иное, чем «благодать», - то присутствие и действие самого Бога в человеке, которое образует существо религиозно-мистического опыта. Художники, мыслители, нравственные и политические гении-творцы могут совсем не иметь религиозного опыта в точном смысле слова. Процесс творчества отличается от состояния молитвенного созерцания, предстояния души Богу или восприятия Бога. Сами художники говорят не о действии Бога, а в неопределенной форме о вдохновляющей их высшей духовной силе - о «музе» или «демоне» (в античном смысле духа, сверхчеловеческого, божественного существа). Художник (и вообще творец) не ищет и не созерцает Бога, не стремится умышленно к просветлению своей души, к ее сближению с Богом; его задача - иная, именно само творчество - создание новых форм бытия, новых воплощений идеальных начал, таящихся в его духе.

    Человеческое творчество - художественное и всякое иное, ему аналогичное - имеет, очевидно, глубокое сродство с этим космическим творчеством. Отличие его состоит в том, что, тогда как в природе творческая сила безлична или сверхлична, носит характер родовой, так что индивиду суть только ее пассивные орудия, человеческое творчество индивидуально и активным носителем его является здесь личный, сознающий себя дух. Человек не только фактически творит, но и сознает, что он творит, имеет творчество как дело собственного, автономного «я». Ощущая в процессе творчества действие в себе некой высшей, сверхчеловеческой силы, он одновременно сознает себя самого не простым пассивным его орудием или медиумом - таковым он ощущает себя только в качестве чисто природного существа, например при рождении детей, - а активным его соучастником. В лице человеческого духа мы встречаемся с таким сотворенным существом, которому Бог как бы делегирует частично Свою собственную творческую силу, которого Он уполномочивает быть активным соучастником Своего творчества. Тот самый момент, который конституирует человека как личность, - момент автономности, самоопределения - обнаруживается одновременно как носитель творчества. Спонтанность в определении своей собственной жизни, та производная изначальность, которая есть существо личности, - есть одновременно спонтанность в созидании новых форм бытия, т. е. сознательное творчество.

    Для оценки онтологического значения этого факта надо осознать - вопреки обычному представлению, - что момент творчества вовсе не есть исключительная привилегия немногих избранных исключительных натур. Есть, конечно, в этом отношении существенное различие между разными типами людей: поэт (и творец вообще) склонен - в известной мере совершенно справедливо - ощущать свою избранность и потому свое аристократическое превосходство над обычным средним человеком. Духовный мир - как и мир вообще - построен иерархически; в нем есть подлинные Божии избранники, духовные вожди, определяющие пути его развития. Но эта иерархическая структура совмещается в духовном мире с «демократическим» равенством. В этом смысле различие между «творцами» и средним человеком оказывается лишь относительным, различием в степени. Всякий человек есть в малой мере или в потенциальной форме творец. Мы уже указывали, что всюду, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Всякий ремесленник, работающий с любовью и вкусом, вкладывающий в свою работу существо своей личности, руководится предносящимся ему идеалом и в этом смысле творит по вдохновению; и различие между ремесленником и художником только относительно. Это было очевидно в старину, в эпоху ручного труда; и если наша эпоха машинного производства провела отчетливую грань между механически-предписанным, автоматическим трудом и свободным творчеством, то она достигает этого именно принижением и подавлением истинно человеческого в человеке, противоестественным превращением человека в мертвое орудие или рабочий скот. Но и это возможно только до известной степени. Человек не может вообще перестать быть личностью; он поэтому всегда вкладывает хотя бы минимальный момент творчества в свой труд. Творческий элемент присущ далее всякому познанию: ибо познание есть внесение в бытие света истины, онтологическое вознесение бытия на уровень самосознающегося бытия. И если в отношении великих новых научных и философских синтезов само собой ясно, что в них творится нечто новое, небывалое, что ими обогащается бытие, то и здесь различие между творческим гением и ремесленником научного труда - при всей существенности его в отношении крайних типов - все же допускает незаметные переходы и тем обнаруживает свою относительность. Так же относительно, наконец, в области нравственной и политической различие между простым деятелем и творцом. Ибо и в этих областях даже самый скромный, обыденный человек, кроме простого, извне предписанного ему выполненения своих обязанностей, вносит в свою работу элемент чутья, импровизации, догадки, справляется с индивидуальным положением каким-то новым, небывалым, рождающимся из его души способом и в этом смысле есть творец. Всякий человек, вносящий отпечаток своей личности в окружающую его среду, всякая жена и мать, вносящая какой-то свой собственный нравственный стиль в жизнь семьи, свой эстетический стиль в домашнюю обстановку, всякий воспитатель детей есть уже творец.

    Человек как таковой есть творец. Элемент творчества имманентно присущ человеческой жизни. Человек в этом смысле может быть определен как существо, сознательно соучаствующее в Божьем творчестве. Нигде, быть может, богочеловеческое существо не проявляется так отчетливо, как в этой его роли производного творца. Человек есть не только раб Божий, покорный исполнитель воли Божией, а именно свободный соучастник Божьего творчества. Или, иначе говоря: так как воля Божия есть воля творческая, невыразимая адекватно в каких-либо общих, автоматически выполнимых правилах и предписаниях и состоящая именно в спонтанном формировании бытия в его неповторимо-индивидуальном многообразном составе, то подлинное исполнение воли Божией доступно только в форме свободного творчества; всякое слепое, рабское, механическое выполнение этой воли есть именно невыполнение ее истинного существа. Человек как только «раб Божий» есть «раб ленивый и лукавый» - примерно подобно тому, как работник, только рабски-механически выполняющий предписанную ему работу, не интересуясь ею и не вкладывая в нее своего вольного усилия, есть уже тайный саботажник. Ибо Бог призвал человека быть не просто рабом, а Своим свободным, т. е. творческим, сотрудником.

    С другой стороны, существенно осознать, что человеческое творчество не есть уже тем самым осуществление воли Божией во всей ее полноте, глубине и целостности. Ибо воля Божия не есть только воля к сотворению новых форм бытия; в согласии с тем, что Бог есть нечто большее и иное, чем только творческий первоисточник бытия, именно есть вместе с тем олицетворенная святость, идеальное начало внутреннего совершенства, как бы духовной прозрачности и оправданности бытия, - воля Божия в ее полноте и глубине есть воля не только к созиданию, но и к обожению творения, к ее слиянию с самим Богом. В этом отношении только в области нравственно-религиозной, в области творческого усилия человека внедрить, воспринять в собственное бытие - индивидуальное и коллективное - святость Бога, человеческое творчество есть вольное выполнение целостной воли Божией. Но именно в этой области человек меньше всего есть «творец» и в наибольшей степени - простой восприемник благодатной реальности самого Бога.

    Это отличие сверхчеловеческой творческой силы человека от целостной и глубочайшей воли Бога может быть выражено и так, что человек как творец есть всегда выразитель лишь одного из многих Его замыслов. Ибо Бог, в силу сверхрациональности Своего существа, не есть только чистое, абсолютное единство, а есть всегда и единство многообразия. Его творчество осуществляется в многообразии замыслов; и человек-творец всегда осуществляет один из этих многих замыслов, который он испытывает как действующую в нем силу, как некий подчиненный божественный дух. Поэтому в человеческом творчестве обнаруживается действие сил хотя и истекающих от Бога и связанных с Ним, но как бы промежуточных между человеческим духом и Богом. Таинственное явление человеческого творчества есть обнаружение момента многообразия в реальности Божества, как бы некой производной, в известном смысле политеистической структуры реальности. Здесь снова обнаруживается плодотворность понятия реальности как сферы промежуточной и связующей между Творцом и творением.

    Но именно в силу этого творчество имеет в составе целостного духовного бытия человека некоторую лишь ограниченную сферу, некоторые имманентные пределы. Мы имеем здесь в виду не просто внешние пределы человеческого творчества - не то, что Бог все же лишь частично делегирует человеку Свою творческую силу, - так, что некоторые задачи превосходят творческую способность человека. Будучи самодержавным в своей собственной сфере, именно в качестве творчества, - так, художественное творчество не ведает иных мерил, кроме именно художественного совершенства, и в этом смысле стоит «по ту сторону добра и зла», - оно все же, в целостной духовной жизни, остается подчиненным началу святости. Это обнаруживается в том, что никакое подлинное творчество невозможно без нравственной серьезности и ответственности; оно требует нравственного усилия правдивости, должно сочетаться со смирением, совершается через аскезу бескорыстного служения. В противном случае творчество не только умаляется как таковое, но может даже, вопреки своему существу, выродиться в разрушительный титанизм; производно-божественный дух, вдохновляющий человека как творца, при известных условиях может превратиться в «демона» или «дьявола», которым человек одержим.

    Всякая идея человека остается неполной и потому искаженной, поскольку мы не отдали себе отчета в возможности для человеческой воли уклоняться от истинной структуры реальности, от истинного онтологического существа человека, - другими словами, поскольку мы не отдали себе отчета в таинственном факте греха и самочинной свободы. Все предыдущее наше размышление, направленное на уяснение богочеловеческой основы человеческого бытия - идеи человека отчасти как существа богослитного, отчасти - в качестве автономной личности - как некоего излучения вовне этой богослитной его глубины, - как будто противоречит возможности отпадения человека от Бога, возможности самочинной человеческой воли, в которой человек уже антагонистически противостоит Богу.

    Очевидно, необходимо дополнить - и тем исправить - достигнутое доселе понимание человека новым, еще неучтенным моментом, непосредственно ему противоречащим. Но мы уже знаем, что метафизическое постижение бытия возможно только через усмотрение антиномистического единства противоположностей.

    духовность творческий богочеловеческий бытие


    Заключение


    Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологи, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

    Духовность - проявление в человеке качеств, которые никак не связаны с нашим миром. Эти качества дают человеку возможность внутреннего роста с целью обретения им силы творца.

    Таким образом, духовность - не просто средоточение функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мире, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится вырваться из пут материи и выразить себя в духе. Индивидуальное бытие сознания становится духом, преодолевая узкие рамки этой индивидуальности, объединяясь с себе подобными. Дух ломает физиологические перегородки, национальные различия, групповые различия своей устремленностью к единству.

    Фактически, вне всяких теорий, человеческая жизнь с полной бесспорностью обнаруживает момент творчества. В области художественной, познавательной, нравственной, политической человек в этом смысле обладает способностью к творчеству, есть творец.

    Список литературы


    1.Борунков Ю.Ф. Основы религиоведения: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008. 480 с.

    2.Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2009. 183 с.

    Крылов А.А. Психология. Учебник. М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2009. 584с.

    Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. М.: ВЛАДОС, 2008. 432 с.

    Синицин С.С. Диалектика духовности. М.: Инфра-М. 2009. 219 с.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

    Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

    Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

    Так не уйдешь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла

    еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой1 за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

    Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

    Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

    Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

    В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек2. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

    Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

    Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

    Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

    ЗАДАНИЯ

    1. Изобразите ситуацию, которая произошла с обезьяной, используя символы.

    2. Дайте совет героине басни. Как она могла поступить, просыпав первую горошинку?

    3. Перечислите черты характера, которыми обладает героиня.

    4. В чём заключается мораль басни?

    Осел и лошадь (л.Н.Толстой)

    У одного человека были осел и лошадь. Шли они по дороге; осел

    сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осел упал от натуги и умер.

    Хозяин как наложил все с осла на лошадь, да еще и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу да еще и

    ЗАДАНИЯ

    1. Какие качества осуждает Л.Н. Толстой в своей басне?

    2. Чему учит произведение?

    3. Выберите пословицу, которая подходит к басне.

    Помоги в малом, вернётся большим.

    Делу время - потехе час.

    Друг познаётся в беде.

    Объясните значение выбранной пословицы.

    _____________________________________________________________

    Стрекоза и муравей (и.А.Крылов)

    Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» - «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило».- «А, так ты...» - «Я без души Лето целое всё пела».- «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!»

    ЗАДАНИЯ

    1. «Зима катит в глаза», «помертвело чисто поле», «В мягких муравах у нас» . Как вы понимаете эти выражения? Замените на понятные вам выражения.

    2. Можно ли Стрекозу и Муравья назвать друзьями? Если нельзя, то почему? А как поступили бы друзья?

    3. Справедливо ли поступил Муравей?

    4. Сочувствуете ли вы Стрекозе?

    5. Какой вы представляете себе Стрекозу? Опишите её? А Муравья?

    6. Делу время - потехе час. Что посеешь, то и пожнёшь . Объясните значения этих пословиц. Почему они здесь приведены? Подбериет ещё несколько пословиц.

    8. Чему учит нас эта басня?

    9. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы их понимаете?

    10. Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

    Белка и волк (л.Н. Толстой)

    Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не

    ЗАДАНИЯ :

    1. Определите, к какому жанру относится текст.

      сказка о животных

    2. Опишите своими словами ситуацию, которая происходит в басне.

    3. По чему Волк отпустил Белку?

    4. Кто из персонажей басни оказался хитрее? Почему?

    6. Какими качествами обладают персонажи басни? Заполните таблицу.

    Персонаж

    Качества

    6. Перечитайте ответ белки и выберите, как белка говорит о хорошем человеке и плохом человеке.

    7. Какие человеческие качества принадлежат Белке, а какие – Волку?

    Белка ­-

    Волк -

    8. В чём заключается мораль басни?

    9. Кто её произносит? Почему именно этот персонаж?

    10. Сформулируйте вывод по басне «Белка и волк».