Общения характерные черты и особенности. Какие черты характера затрудняют общение

Этноэтикет как систему стереотипов сознания, в которых отражены традиционные стандарты поведения 1 , нельзя изучить сколько-нибудь обстоятельно без обращения к этнопсихологической стороне общения. Обратимся в связи с этим к некоторым историческим источникам, которые характеризуют этнопсихологию башкир достаточно объективно.

В конце XIX столетия этнограф-исследователь Л. Фон-Берхгольц писал о башкирах: «Они довольно вспыльчивы, но не злы...» Башкир, по Берхгольцу, «любит, чтобы на него обратили внимание, похвалили бы его или его лошадь, его удальство, ловкость. Башкир крайне самолюбив, обидчив невниманием к нему, а тем паче высказанным неуважением...» 2 . Надо отметить, что Берхгольц верно уловил характерные психологические черты башкир, отдельные из которых бытуют и сегодня. В то же время в этой сфере произошли определенные изменения - это возросшая толерантность к поступкам других, снисходительность, значительное преодоление прямолинейности и бесхитростности.

Отсутствие хитрости и легковерие и сейчас еще продолжают оставаться психологическим качеством многих башкир, а отсюда логически следуют такие качества, как быстрая

1 Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения
поведения. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 7-21.

2 Фон-Берхгольц Л. Горные башкиры-катайцы // Этнографиче
ское обозрение. 1893. № 3. С. 79.


внушаемость и возбудимость, прямолинейность. Вряд ли все названные психологические качества можно оценивать однозначно: или только как положительные, или, наоборот, только как отрицательные. В одних случаях приведенные черты психики играют позитивную роль, а в других - негативную. Без учета сказанного вряд ли можно правильно понять этнические особенности общения башкир.

В этнопсихологии башкир важное место занимает понятие искренности, выражающее состояние открытости внутреннего мира человека, его доступности. О таком человеке говорят: «ихлас», «алсак» (отзывчивый, искренний). Вероятно, не случайно видный башкирский литературовед К. А. Ахметьянов пытался ввести в оборот новую категорию «искренности», о чем мы уже писали. Поддерживая эту мысль, мы считаем категорию искренности стыковой между этикой, эстетикой и психологией.



Антиподом искренности выступает двуличие. Нарицательная оценка двуличного человека звучит так: «Ул ике йезле» («У него два лица»). Применяется и другая оценка: «БитЬез» («Без лица»).

Нечто аналогичное встречается и в обычном праве ногайцев, у которых существует принцип «бит». «Бит югалту» - «потерять лицо, совесть» - значило «лишиться общественного уважения» 1 .

Другим понятием этнопсихологии башкир является «моц», содержание которого невозможно перевести на русский язык одним словом, но приблизительно это будет означать внутреннее обаяние, вдохновение. «Моц» - это такое гармоничное состояние, когда в человеке все представлено в меру: он сдержан, но и не пассивен. «Моц» - это доброта, видная снаружи; привлекательность, задумчивость, внутренняя сосредоточенность. Короче говоря, понятие «моц» универсально по содержанию, имеет богатую смысловую нагрузку и множество оттенков (нравственных, эстетических и психологических).

Когда о человеке говорят «моцло кеше», это может означать состояние человека, неравнодушного к окружающему, который способен понять другого человека; «моцло кеше» - творческая и инициативная личность. Но иногда этим термином передают состояние легкой грусти в человеке, его задумчивости.

1 Викторин В. М. Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья (XVIII - нач. XX в.): Автореф. дис.... канд. ист. наук. Л.: Изд-воЛГУ, 1985. С. 15.


Человек, у которого отсутствуют названные качества, характеризуется выражением «моцпоз кеше», что означает равнодушие, неумение понять другого человека, отсутствие ценностного видения мира, а также отсутствия интереса к самому себе (чувства собственного достоинства).

Иногда термин «моц» употребляется в узком смысле как характеристика мелодизма музыкального произведения, или же этим словом характеризуют талантливость исполнителей музыкальных произведений. И, наконец, необходимо знать, что универсальность понятия «моц», многоас-пектность содержания сближает его с понятием древних греков «колокагатия», выражавшего синкретическое единство «добра» и «красоты».

Этническая психология башкир при оценке поведения человека часто обращается к понятию «дэрт», переводимого как «задор, энергия» (интенсивность желаний, потребностей, интересов, чувств); «дэрт» - это вера в свои силы, это и чувство собственного достоинства. Личность, обладающая этим чувством, не дойдет до низкопоклонства, не станет угодничать. Но это понятие нельзя свести ни к одному из моральных понятий (честь, достоинство, совесть). В понятии «дэрт» силен психологический момент, это также и мера темперамента. Главное в понятии «дэрт» - это сила духовного порыва, высокого нравственного чувства. Более или менее приближенно понятие «дэрт» можно было бы перевести как «воодушевленную страсть, внутренний пафос». У башкир существует пословица «Дэртпез кеше - мондоз кеше» («Бесстрастный человек не может быть обаятельным») , а другая пословица гласит: «Дэртпезгэ дауа кж>> («Человеку, лишенному дэрт, лечение не поможет»).

Одним из основных понятий башкирского этноэтикета, выражающим морально-психологическое кредо общения, выступает «тыйна"клы"к», который одновременно служит требованием к общению и мерилом его оценки. Слово «тыйна"клы"к» сродни русскому слову «вежливость». Вспомним в этой связи изречение Сенеки: «Ничто не ценится так высоко и ничто не дается так дешево, как вежливость». Однако «тыйна"клы"к» не переводится только одним словом и имеет целый спектр значений: и скромность, и сдержанность, и продуманность поведения. Тыйна"клы"к - это опрятность и аккуратность одежды, это не слишком дорогая и бросающаяся в глаза яркая вещь; это и соответствующая походка (не слишком быстрая и не слишком медленная); это и тембр,


И громкость голоса; это и поза, когда человек сидит или лежит в постели; это и умение есть за столом, не привлекая внимания окружающих; это также презрение к роскоши и к чванству, к приобретательству и вещизму. Тыйнаклык: - это скромность в быту, в потреблении, умение прощать ошибки и промахи человека.

По своей универсальности и нравственно-этическому содержанию понятие «тыйнаклык» близко к основному понятию абхазского этноэтикета «аламыс» 1 , являющегося стержневым моментом общения абхазов.

Формы и средства общения

Общими требованиями к общению у башкир являются пожелания - призывы, которые обычно произносятся представителями старшего поколения: «Дан булайьгк» («Будем добрыми и славными»), «Яманатлы булмаиык» («Не оставим после себя худого имени»), «Хэтер калдырмайык» («Не оставим о себе плохой памяти»).

Этноэтикет проявляется в формах обращения, в приветствиях, в способах приема пищи, в правилах гостеприимства, в способах выполнения трудовых операций, в гигиенических нормах.

Особенность башкирского этноэтикета, как и других тюркских народов, состоит в том, что строго учитывается возрастной фактор. При обращении, например, к любому мужчине, старшему по возрасту, принято называть его «агай» (букв, старший брат). В том случае, если лицо, к которому обращаются, старше родителей, его почтительно называют «бабай» или «быуай» (букв. дядя).

К женщине, старшей по возрасту, обращаются «апай» (букв, старшая сестра). Если она старше родителей, ее называют «эбей» (тетя).

К младшим по возрасту принято обращаться соответственно: к лицам мужского пола - «■кустым», «энем» (букв, младший брат); к лицам женского пола - «Ьендем», «пы-лыуым» (букв, младшая сестра).

Показанная дифференциация форм общения имеет определенный нравственный смысл, т. к. в ней выражен

1 Чеснов Я. В. Нравственные ценности в традиционном абхазском поведении // Полевые исследования Института этнографии (1980- 1981). М., 1984. С. ПО.


Ценностный подход к общению, суть которого - уважение к возрасту человека, его жизненному опыту, а функция - обеспечение преемственности нравственного развития. В этикет входят также нормы, регулирующие взаимоотношения сверстников и близких по возрасту лиц. Здесь имеются свои характерные термины общения. Люди, одинаковые по возрасту, обычно называют друг друга «йэштэш», а у башкир отдельных районов Курганской и Челябинской областей - «■кушага».

Существование приведенных терминов свидетельствует о том, что принадлежность одному возрасту служила и служит фактором социализации, средством приобщения индивидов к определенной общности (к ее интересам, заботам, нуждам и т. д.). Здесь значительное место занимает и моральный элемент.

Башкиры еще в недавнем прошлом обращались друг к другу только на «ты», но в настоящее время под влиянием общения с представителями других народов появилось и обращение на «Вы». В настоящее время обращение на «ты» возможно лишь к самым близким людям: отцу, матери, детям, супругу, друзьям, коллегам одного возраста, знакомым. Обращение на «Вы» характерно для общения с незнакомыми людьми, с коллегами, старшими по возрасту, с представителями официальных учреждений и организаций.

Формами приветствия башкир служат: «Ьаумыпыгыз!» («Здравствуйте!»); «Сэлэм бирзек» («Шлем привет»); «Сэлам!» («Привет»). Далее начинаются расспросы, иногда затягивающиеся надолго - это, так сказать, подготовка для перехода к более серьезной части разговора.

Порядок сообщений радостной вести регулируется ри-туализованным обычаем «Ьейенсе». За сообщение радостной вести полагается подарок. Сообщившему говорят: «За твою хорошую весть дарю тебе то-то». Размер вознаграждения может быть любой.

Если один человек пришел к другому и застал его за работой, к приветствию добавляется: «Эшегез ецел булпын» («Пусть работа будет не в тягость»), если хозяина гость застал за приемом пищи, к приветствию обычно прибавляется: «Агяырызтэмле булпын» («Приятного аппетита»). Если пришли в новый дом или квартиру, приветствие дополняют пожеланиями: «Эйегез тсотло булпын» («Пусть в доме будет счастье»).

Формами социализации башкирской молодежи 20- 30 лет тому назад в деревнях служили «аулатс ей» - дома,


хозяева которых уезжали в гости или отлучались куда-нибудь на день или несколько дней. В этих домах собиралась молодежь, пели песни, танцевали. Здесь встречались влюбленные, женихи и невесты, здесь молодые люди заводили знакомство. В настоящее время эта форма досуга постепенно исчезает.

Важным фактором обеспечения стабильности взаимоотношений индивидов выступают формы улаживания конфликтов. Средством разрешения противоречий общения служит народная мудрость, воплощенная в нормативно-императивной форме в поговорках и пословицах. Пословица: «Исэр эйтэ: "Ендем", -тип, акыллыэйтэ: "Куйзым", - тип» («Глупец скажет: «Прав я», умный скажет: «Уступаю») регулирует ориентацию человека в конфликтной ситуации, рекомендуя одной из сторон прекратить спор.

В отдельных случаях народная мудрость призывает: «Яу менэн килгэнде аш менэн -кьгу» - («Того, кто идет с войной, встречай с хлебом и солью»). То есть не всегда на враждебный или недружелюбный жест нужно отвечать тем же. Здесь явно чувствуется влияние идущей из глубины веков идеи о том, что добро сильнее зла.

В этноэтикете башкир немало норм, регулирующих се-мейно-брачные отношения. Здесь можно встретить нормы, выражающие отношение народной мудрости к одиночеству, к количеству детей в семье, к взаимоотношениям родителей и детей, мужа и жены и т. д.

Так, если человек не спешит с созданием семьи, пожилые башкиры говорят: «Яцгызлы"к яуга килешпен» («Одинокий человек подходит для войны»), а если в семье один ребенок, тогда говорят: «Яцгыз бала яузан гкаты» («Один ребенок страшнее битвы»). Во всем этом нельзя не видеть ориентации народного сознания на создание крепкой семьи.

Взаимоотношения старших и младших по башкирскому этикету подчинены задаче добиться уважения к старшим. Но народ никогда не абсолютизировал этого требования, не догматизировал его. Как предостережение против абсолютного, т. е. одинакового во всех случаях понимания уважения к старшим, звучит пословица (она же и норма этикета): «Куп йэшэгэн ни бела, купте курган куп бела» («Много знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много видел»).

Немаловажное значение в этикете разных народов имеют нормы гостеприимства. Башкиры издавна пользуются славой гостеприимного народа. Об этом немало пи-


Сали русские ученые и писатели, посещавшие башкир в XVIII-XIX веках. Наряду с традиционным гостеприимством, унаследованным от прошлого, в гостеприимстве современных башкир есть и новые элементы, связанные с изменениями в их быту и культуре.

Традиционным элементом гостеприимства считается то, когда хозяин встречает гостей не дома, а перед входом в дом; проводы гостей также происходят за пределами дома.

Гостям говорят: «Тургэ утегез» («Пройдите на почетное место»). При угощении гостей пользуются правилом: «Кунатстарзыц алдына аш куй; ауызын-кулын буш -куй» («Перед гостями поставь пищу, но не забудь, чтобы их рот и руки были свободны»). Здесь лежит скрытый смысл, заключающийся в требовании при еде не слишком занимать гостей разговорами.

Если во время трапезы кто-то пришел, его принято сажать за стол и угощать. Если пришедший отказывается, ему напоминают правила этикета: «Аштан оло булып булмай» («Нельзя быть выше пищи»).

В современном этикете гостеприимства башкир есть и нежелательные элементы, которые в настоящее время отвергаются самой жизнью. Речь идет о ставшей традицией форме проведения досуга - пьяном застолье, которое, к сожалению, успело проникнуть даже в отдельные произведения искусства. Так, например, в музыкальной комедии «Кодаса» старик Яппар исполняет веселые куплеты, разгуливая по сцене в обнимку с бутылкой непомерно больших размеров. Вероятно, и здесь при желании можно обнаружить элементы юмора. Но юмор юмору - рознь. В данном случае эпизод с бутылкой, придуманный постановщиками комедии, явно бьет мимо цели, ибо у зрителей возникает некое подобие снисходительного отношения к пожилому человеку, который, подвыпив, решил немного позабавиться.

Борьба с пьянством предполагает обращение к отдельным незаслуженно забытым или полузабытым народным формам проведения досуга. Это различные национальные праздники, традиционные игры и формы общения. К ним относят праздник плута - «Ьабантуй» - весенний спортивный праздник, широко распространенный у татар и башкир: «Т\.аз емэЬе» - осенний сельский праздник, посвященный забиванию гусей (сельчане по очереди коллективно забивают гусей, выщипывают перья и заготавливают гусятину на зиму), завершающийся взаимными приглаше-


ниями в гости; «КарFa буткапы» - «воронья каша» - весенний женский праздник (женщины села выходят в лес, готовят различные кушанья, веселятся и поют), исторически восходящий к временам культа животных, когда в их честь устраивались празднества. Во время этих праздников человек раскрепощается, становится непосредственным участником тех или иных действий. При этом протягивается живая нить между поколениями, оживляются традиционные формы общения.

Каждый из названных праздников имеет ритуально-нормативное оформление: протекает в определенной последовательности, подчиняется тем или иным правилам. Ри-туализация общения в современной жизни необходима и ценна тем, что с ее помощью преодолеваются недостатки словесно-вербальных средств нравственного воспитания. Художественно-наглядная форма ритуалов позволяет преодолевать морализаторство и голую назидательность, чем так «грешат» сегодняшнее этическое просвещение и моральное воспитание. Ритуалы обогащают мир человеческого общения, усиливают его ценностное содержание.

Ритуализация необходима, во-первых, потому, что глубоко продуманные и научно обоснованные ритуалы в воспитательном процессе имеют больший эффект, чем абстрактные нравоучения (морализаторство). Во-вторых, ритуализация выступает как средство снятия с личности отчужденности, привитой предыдущими промахами в нравственном воспитании, т. е. служит средством перевоспитания с помощью общения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализованный в данной книге подход к этике позволяет рассматривать нравственность как потенциал культуры в самом широком смысле слова. Это, во-первых, связано с тем, что мораль есть важнейшая сущностная сила человека, имеющая отношение к особой сфере человеческой деятельности. Без морали человеческое общество невозможно представить. Во-вторых, этическое мышление задает через свои парадигмы необходимую форму существования, нормативность всем социальным институтам. В-третьих, описанные нами этические модели поведения характеризуют мораль как некий универсум. Исходя из этого, мы можем уверенно заявить о первичности морали во всей культуре. Только находясь на такой позиции, можно преодолеть глобальный нравственный кризис человеческого существования, который охватывает в наше время все большее и большее количество людей планеты.

Для преодоления нравственного кризиса, а на его основе и глобального экологического кризиса, а также надвигающегося кризиса в других сферах - экономике, политике, праве и искусстве - необходимо, чтобы сообщество людей планеты Земля стало подлинным человечеством. Таковой на сегодняшний день наша планета, к сожалению, не является, ибо в ней еще очень много зла, доказательством чего является продолжающийся процесс возникновения бесконечного количества отчужденного поведения (войны, преступность, суицид...), связанного с насилием, обманом и вероломством. По этому поводу верно подметил Ю. М. Федоров в своей интересной книге «Универсум морали»: «Подлинные общности - это такие совокупности индивидов, в основе которых лежат неотчуждаемые формы общения. Если подлинные общности тотальны в проявлении своей истинной человеческой природы, то не подлинные общности (лжеобщности) - тоталитарны» 1 . В нашу задачу не входило определение таких общностей. Для этого нужна тщательно разработанная методика, которая отвечала бы всем критериям строгой научности и естественному ходу развития вещей, в соответствии со здравым смыслом и гуманизмом.

Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень: Сиб. отд. РАН, 1992. С. 241.


Использованная литература

1. Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в
истории России. Кн. 1.М., 1992.

2. Айтматов Ч. Плаха // Новый мир. 1986. № 6.
З.Айтматов Ч. Цена и жизнь / Лит. газ. 1986. 13 авг.

4. Алексеев С. С. Теория права. М., 1974.

5. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1979.

6. Антология мировой философии. Т. 1.4. 1. М., 1969.

7. Антошкин В. Н. Нравственная культура сельского жителя: Ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 1990.

8. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990.

9. Архангельский Л. М. Лекции по марксистской этике. Ч. 1. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1969.

10. Архангельский Л. М. К вопросу о сущности и классификации этических категорий / Проблемы категорий марксистско-ленинской этики. Материалы симпозиума. Новосибирск, 1969.

11. Архангельский Л. М. Природа нравственных норм и диалектика их развития // Вопросы философии. 1978. № 3.

12. Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974.

13. АтановаЛ. Халик Займов. Уфа, 1967

14. Ахметьянов К. А. Прекрасное и героическое в поэзии. Уфа, 1982. Башк.

15. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения / Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

16. Бакштановский В. И. Современное этическое мышление:
опыт «самотлорского практикума» // Мораль и этика. Мораль в со
циалистическом обществе. М.: Ин-т философии АН СССР, 1989.

17. Бандзеладзе Г. Д. Этика. Тбилиси, 1970.

18. Бгажноков Б. X. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.

19. Библия. ML, 1968.

20. Бикбаев Р. Поющие скалы. М., 1978.

21. Бонгард-Левин Г. М., ИльинГ. Ф. Индия в Древности. М., 1985.

22. Бурлацкий Ф. М. Новое мышление. М., 1988.


23. Валеев Д. Ж. Происхождение морали. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.

24. Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.

25. Валеев Д. Ж. Потенциал морали. Уфа: Изд-во ВЭГУ, 1999.

26. Валеева 3. Р. Место зтноэтикета в механизме нравственного регулирования общения: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 2000.

27. Вебер М. Избранное. М.: Юрист, 1994.

28. Викторин В. М. Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья (XVIII - начало XX в.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

29. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978.

30. Виц Б. Б. Демокрит. М.: Мысль, 1979.

31. Воронцов Б. Н. О появлении развитой личности в истории /Философские науки. 1972. № 3.

32. Гамзатов Р. Мой Дагестан. М., 1972.

33. Ганапольский М. Г. Нравственность региона и этическая ре-гионалистика I/ Сборник экспертных опросов «Самотлорский практикум - 2». М.; Тюмень, 1988.

34. Ганжин В. Г. Этика и формирование нравственности. М., 1982.

35. Ганжин В. Г., Алексин Т. А., Петяшев Н. И. Глобальная (страноведческая) этика // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1989. №4.

36. Гегель. Философия права. Соч. Т. VII. М.; Л., 1934.

37. Громова Л. А. Этические модели экономического поведения. Автреф. дис.... канд. филос. наук. СПб., 1995.

38. Гулуа В. Л. Диалектика эмоционального и рационального в морали. Тбилиси, 1982.

39. Гумницкий Г. Н. О понятии морали / Мораль, традиции, воспитание. Уфа: Изд-во БГУ, 1987.

40. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.

41. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М., 1982.

42. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.

43. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974.

44. Гэлбрейт Д. Капитализм и социализм: от конфронтации к конвергенции / Московские новости. 1987. 13 сент. (№ 37).

45. Рэрипов Р. Аманат. Эфе, 1970.

46. Билэжев X. Кэлэмдэштэр. ©фв, 1984.

47 Дробницкий О. Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.

48. Дробницкий О. Г. Дискуссия по проблемам этики / Вопросы философии. 1971. №4.

49. Егидес П. М. Основной вопрос этики как философской науки и проблема нравственного отчуждения / Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси, 1967.

50. Де Жювенель Б. Этика перераспределения. М.: Ин-т национальной модели экономики, 1995.

51. Жямайтис В. Ю. К вопросу о сущности толеранции / Мораль, традиции, воспитание. Уфа: Изд-во БГУ, 1987


52. Зыбковец В. Ф. Происхождение нравственности. М.: Наука, 1974.

53. Иванов В. Г., Рыбакова Н. В. Очерки марксистско-ленинской этики. М: Изд-во ЛГУ, 1963.

54. Ивин А. А. Логика норм. М.: Изд-во МГУ, 1973.

55. ИзардК. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.

56. Иткулова Л. А. Нравственный выбор в народной сказке: Ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 1996.

57. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. Т. 4. Ч. 1.

59. Кессиди Ф. X. Сократ. М., 1976.

60. Кобляков В. П. Этическое сознание. Л., 1979.

61. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни. М, 1984.

62. Кон И. С. Социология личности. М., 1967

63. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1979.

64. Коновалова Л. В. Мораль и познание. М., 1975.

65. Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.

66. Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957

67. Кряжев П. Е. Общество и личность. М., 1961.

68. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.

69. Людвиг фон Мизес. Бюрократия, запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, 1993.

70. Малинаускас К. Национальный аспект нравственной культуры общества и личности / Вопросы нравственной культуры. Вильнюс, 1981. I,

71. Мамардашвили М. К. О философии / Вопросы философии. I 1991. №5.

72. Маркс К. Из ранних произведений. М., 1956.

73. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

74. Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

75. Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России. М., 1997.

76. Мухаммад Али аль-Хашими. Личность мусульманина. 3-е изд. М., 2000.

77. Наука и человечество. М., 1976.

78. Овчинников В. Сакура и дуб. М., 1983.

79. Окладников О. П. Утро искусства. М., 1967.

80. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

81. Оруэлл Д. 1984. Скотный двор. Т. 1. Пермь: Капик, 1992.

82. Оруэлл Д. Эссе, статьи, рецензии. Т. II. Пермь, 1992.

83. Палиевский П. Фолкнер и Камю / Иностранная литература. 1970. №9.

84. Парсонс Г. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985. »

85. Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1982.

86. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1977.

87. Попов Б. Н. Этика. Курс лекций. М., 1999.

88. ПоповС. Политика, экономика, мораль. М., 1989.


90. Предмет и система этики. М.; София, 1973.

91. Рассел Б. Словарь разума материи и морали /J Пер. с англ. К.: Port-Royal, 1996.

92. Рогинский Я. Я. Современные проблемы антропогенеза. М., 1969.

93. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Ново-сиб. ун-та, 1995.

94. Сартр Ж. - П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм /Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

95. Сахаров А. Д. Мир, прогресс, права человека. Л.: Сов. писатель, 1990.

96. Сен А. Об этике и экономике. М.: Наука, 1996.

97. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966.

98. Семенов Ю. И. О периодизации первобытной истории / Советская этнография. 1965. № 5.

99. Смоленцев Ю. М., Пороховская Т. И. Особенности морального отчуждения / Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1995. № 1.

100. Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972.

101. Соколова Н. П. Личность как объект этического исследования J/ Типология социальных явлений. Свердловск, 1982.

102. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

103. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1980.

104. Тийттанен Т. Э. Языковые формы как мировоззренческое отражение бытия общественным сознанием: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1985.

105. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. М., 1974.

106. Титов В. А. Познавательный аспект морали /I Структура нравственности и личности. М.: Изд-во МГУ, 1976.

107. Топилина Г. Д. Проблемы биологических основ нравственного сознания I/ Философия пограничных проблем. Пермь, 1975. Вып. 7.

108. Тугаринов В. П. Личность и общество. М.: Мысль, 1965.

109. Тухватуллин М. Н. Этическое мышление как философская проблема: Автореф. дис.... канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 1996.

110. Федерализм власти и власть федерализма. М.: ТОО Интел Тех, 1997.

111. Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень: Сиб. отд. РАН, 1992.

112. Фон-Берхгольц Л. Горные башкиры-катайцы // Этнографическое обозрение. 1893. № 3.

113. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

114. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

115. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

116. Хаббард Л. Рон. Введение в саентологическую этику. М., 1998.

117. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Наука, 1992.


118. Хайек Ф. Происхождение и действие нашей морали / ЭКО. 1991. № 12.

119. Хайек Ф. Дорога в рабство / Вопросы философии. 1990. № 10, 11, 12.

120. Хайям О. Рубайат. М: Наука, 1972.

121. Хилал ас-Саби. Установления и обычаи двора халифов.
М, 1983.

122. Черданцев А. Ф. Специфика правового отражения / Правоведение. 1973. №2.

123. Чеснов Я. В. Нравственные ценности в традиционном абхазском поведении // Полевые исследования Института этнографии. (1980-1981). М, 1984.

125. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986.

126. Шварцман К. А., Гусейнов А. А. Исторические образы морали. М: Прогресс, 1987.

127. Щербак Ф. Н. Мораль как духовно-практическое отношение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

128. Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма / Новый мир. 1971. №10. С. 213.

129. Юм Д. Соч. Т. 1. М: Наука, 1965.

130. Ярхо В. Н. Была ли у древних греков совесть? / Античность и современность. М., 1972.

131. Ясперс К. Речь памяти Макса Вебера / Вебер Макс. Избранное. М.: Юрист, 1994.


Предисловие...................................................................................................... 13

Глава I. О статусе этики как философской науки......................................... 15

Глава III. Мораль - сущностная сила человека............................................ 33

Глава ЛГСпецифика морали............................................................................ 40

§ 1. Признаки морали....................................................................................... 40

§ 2. Структура морали.................................................................................... 43

§ 3. Функции морали........................................................................................ 48

Глава ¥Генезис морали..................................................................................... 60

Глава VI. О проблемах современного нравственного развития.... 79

Глава VII. Мораль и культура поведения....................................................... 89

§ 1. Парадигмы этического мышления......................................................... 89

§ 2. Модели этического поведения в различных сферах
человеческой деятельности............................................................................... 96

Глава VIII. Религиозная мораль..................................................................... 114

§ 1. Мораль иудаизма................................................................................... 117

§ 2. Нравственная культура буддизма.......................................................... 121

§ 3. Христианская мораль............................................................................. 124

§ 4. Нравственность ислама......................................................................... 129

Глава IX. Национально-региональный компонент образования и
изучение этики (на примере Республики Башкортостан)............................. 135

§ 1. Об этических особенностях морали....................................................... 136

§ 2. О нравственной культуре современного Башкортостана.... 138
§ 3. Этноэтикет и культура общения башкир............................................... 151

Заключение..................................................................................................... 161

Использованная литература........................................................................... 162



Научно-популярное издание

ВАЛЕЕВ Дамир Жаватович

ПУТЬ К ИСТИНЕ

Редактор Л. О. Хаирова

Художник И. М. Сайфутдинов

Художественный редактор А. Р. Мухтаруллин

Технический редактор 3. Г. Чингизова

Корректоры Л. Р. Бикбаева, Г. Н. Гутова

Сдано в набор 02.11.07. Подписано в печать 22,11.07. Формат 84x108 Узг.

Бумага офсетная. Гарнитура Балтика. Усл. печ. л. 8,82. Усл.-кр. отт. 9,24. Уч-изд. л. 10,19.

Тираж 2000 экз. Заказ № 1.0161.07.

«Башкирское издательство "Китап"».

450001, Уфа, ул. Левченко, 4а.

Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан

«Уфимский полиграфкомбинат».

450001, Уфа, пр. Октября, 2.

В начале третьего тысячелетия уже можно утверждать, что общение как ценность и первая жизненная необходимость нахо­дится в центре внимания философии, этики, психологии, пе-

дагогики, культурологи, которые пытаются с разных точек зрения определить сущность этого феномена.

Так, психологи определяют, общение как информационное и предметное взаимодействие в процессе которого реализуются и формиру­ются межличностные взаимоотношения (Я.Л. Коломинский). И это определение верно, поскольку в нем, в частности, отражается деятельностный характер общения как формы человеческих взаимоотношений. Такими же справедливыми будут суждения об общении как особого рода искусстве, требующем таланта; как о науке, имеющей свои закономерности; как своде технологий и правил поведения и др. Иными словами, не следует ждать однозначного определения общения: здесь возможна такая же поливариантность, как и в формах проявления са­мого общения.

Наиболее полно сущность общения выражается в том, что оно - важнейшая сторона человеческой деятельности, заключаю­щаяся в субъект-субъектном отношении одного человека к другому на „основе взаимного признания «самости» и самоценности. Такое понимание общения с позиций гуманистической этики требует от педагога обратить внимание на следующие его основные чер­ты и свойства:

Общение предстает как деятельность, что предполагает его активно-процессуальный характер; содержанием этой деятельно­сти является установление отношения одного человека к другому;

Межличностные отношения - независимо от положения вступающих в них людей - должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, предполагается, что в них вступают равные субъекты; «Я» и «Ты» здесь цель друг для друга и нико­гда- не средство (по крайней мере, так должно быть);

Непременным условием продуктивного общения выступает признание за другим (и учителем - за учеником) его уникаль­ности и неповторимости, его права быть самим собой и ожида­ние того же от него;

При общении должен проявляться его творчески-импровиза­ционный характер, способствующий выявлению глубинных ка­честв субъекта - его свободной активности, способности поро­ждать новые смыслы, преодолевать Ътереотипы поведения.

Таким образом, общение - это взаимодеятельность, базирую­щаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только (и не столько) роскошь, как говорил А. де Сент-Экзюпери, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение - это деятельность, заключающаяся в установлении коммуника­ции , связи между людьми, предполагающей двусторонний об­мен информацией. Вместе с тем общение отличается от простого информационного взаимодействия. Основные параметры этого отличия заключаются в следующем:


· общение предполагает не только информационную, но и, личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон;

· общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совме­стной деятельности; информационный процесс асимметричен, ибо роли отправителя сообщения и его получателя различны, поэтому первый обозначается как субъект, а второй как объект;

· структура информационного сообщения, как правило, монологична, а общения - диалогична.

Таким образом, диалогичность - важнейшая отличительная черта общения. При этом под диалогом понимается информативное и личностно-субъективное взаимодействие между общающимися сторонами, цель которого - установление понимания между ними. Педагогу следует иметь в виду, что для квалифицированного ведения диалога недостаточно авторитета или превосходства в служебном положении. Необходимы широкая эрудиция, навыки доказательного рассуждения, умение слушать и быть услышанным, знание традиций мировой и отечественной культуры. Продуктивное ведение диалога предполагает соблюдение следующих условий:

Принципиальное равенство, автономность, независимость партнеров;

Признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга;

различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не вводящее в наши представления или планы;

Ориентированность каждого на понимание и интерпретцию его точки зрения партнером;

Ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;

Способность воспринимать другого как личность такого же уровня, как я сам.

Очевидно, что все перечисленные параметры в общении педагога и учащихся являются самыми уязвимыми местами, так как делают диалог между ними порой, попросту, невозможным. Профессиональная этика предполагает серьезную работу педагога над собой в этом направлении, поскольку именно от знания, понимания и принятия им этих условий зависит диалогичность общения между ним и учащимися, а в конечном счете - и между поколениями.

Нравственный смысл процесса общения связан в первую очередь с его ценностными ориентирами - морально значимыми

факторами, которые определяют его основные содержательные характеристики. В педагогической этике общение неотделимо от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равен­ство, любовь. При этом равенство в общении - это, прежде всего равенство человеческого достоинства субъектов общения, ори­ентация на поддержание чести и достоинства любого человека, в том числе и ребенка. Общение, ориентированное на эти ценно­сти, можно назвать гуманистическим. Гуманистическая этика об­щения отличается также доверием; доброжелательностью и уваже­нием, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).

Признание ценности человека неотделимо от конкретных оце­нок людей, вступающих в общение. Педагогу следует помнить, что многие сложности, возникающие в процессе общения с уча­щимися, порождаются несоответствием их самооценки и оценки их окружающими (как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих, хотя иногда бывает и заниженной). Искус­ство общения педагога в том и состоит, чтобы поставить челове­ка выше его отдельных недостатков и несовершенств, увидеть и оценить в нем индивидуальные, неповторимые личностные чер­ты, понять, что ценность личности ребенка не должна зависеть от его отдельных неприятных свойств.

Формирование у молодежи культуры межличностного обще­ния неразрывно связано с осознанием ею ценности общения, которая, в свою очередь, определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Целесообразно выделить и раскрыть перед учащимися основные ролевые функции общения:

1 .Общение есть условие формированиям существования чело­века. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека под­тверждают, что формирование человека невозможно без обще­ния, выступающего «уникальным условием человеческого бы­тия» (К. Ясперс). Иными словами, человеческое существо, ли­шенное по каким-то причинам возможности общения, не ста­новится личностью или перестает быть таковой, причем педагог может предложить учащимся самим подтвердить это научными фактами и художественными примерами.

2. Общение есть способ самовыражения человеческого <<Я». Впер­вые обоснование этого феномена было дано Л.Фейербахом, по­казавшим, что человеческая сущность проявляется лишь в об­щении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, -самоутвер­диться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

3.Общение - основное средство коммуникации. Это проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения, во-первых, передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование. Во вторых, коммуникативность общения проявляется в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и, в-третьих, в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую (практическую) ценность общения.

4. Общение выступает основным средством управления людьми. В настоящее время эта функция используется целенаправленно - как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается в сферах экономики, политики, а также в межличностном общении. Действительно, именно благодаря общению мы добиваемся от другого желаемого результата - убеждая, уговаривая или заставляя его подчиниться нашим интересам.

5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческо­го счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения личности, ибо она раскрывает интимный характер общения выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора, взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь, представляющих особую ценность для молодого человека (позже мы остановимся на них отдельно).

Таким образом, выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух ас­пектах:

Как утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых объективных результатов; :<

Как самоценность - общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.

Это дает основание выделить и показать учащимся уровни зна­чимости общения:

Для себя - Я - значимость,

для другого - Ты - значимость,

Для группы или общества в целом - Мы - значимость.

Кто такая авторитарная личность? Вы думаете это своевольный деспот, который руководствуется только своим мнением и никогда не думает об окружающих? Не стоит путать авторитарных людей и тиранов. Первая личность не отличается деспотией, ей свойственен деловой подход к любому начинанию и хорошее планирование каждого своего поступка.

Определение

Теория авторитарной личности, разработанная Э. Фроммом, говорит о том, что авторитарная персона - это приверженец консервативного взгляда на мир и ненавистник существующей системы правления. Руководство тяготит человека, и он считает своим долгом сменить правящую верхушку. Это не значит, что персона будет баллотироваться в президенты и менять уклад всей страны. Это значит, что человек будет проворачивать небольшие революции в своем кругу общения. Например, персона сможет возглавить завод, на котором она работала долгие годы в качестве менеджера. Авторитарная личность испытывает разочарование от жизни и думает, что подобное состояние знакомо всем окружающим. Именно поэтому она стремится к власти, чтобы заполнить пустоту работой. Личность считает, что чувство одиночества возникает из-за наличия большого количества свободного времени, которым большинство людей не умеют распоряжаться.

Стереотипы

  • Человек, который стремится к власти, незнаком ни с какими нравственными ценностями. Такая персона низка сама по себе и если ей хочется руководить, значит, она стремится возвысить свое эго и стать деспотом.
  • Подобным людям приписывают ограниченность ума. Но если посмотреть на исторические примеры, то становится понятно, что люди авторитарного склада характера не только умны, но еще и прозорливы. А губят их не собственное легкомыслие, а неудовлетворенные амбиции.
  • Такой человек всегда слишком многого требует от окружающих. Это отчасти правда. Но следует иметь в виду, что в первую очередь персона требует хороших показателей от себя. Человек работает не покладая рук и вполне логично, что того же личность будет требовать от других.
  • Дисциплина. Авторитетный человек любит, когда все идет по его плану и никакие обстоятельства не нарушают достижения целей. Дисциплина помогает быстрее добиваться поставленных задач, так как люди будут сосредотачиваться на результате, а не распылять энергию на малозначимые действия.

Что делает человека авторитарным?

Формирование любого человека происходит в детстве. Вполне логично, что авторитарная личность - это продукт неправильного воспитания. Что же может вызвать в ребенке перемену сознания и обретение ложных ценностей?

Тревога. Человек, который будет бояться всего на свете, будет стремиться всегда и везде взять ситуацию под контроль. Чаще всего подобные чувства в ребенке зарождают матери, которые слишком сильно опекают свое чадо. Мама не разрешает ребенку делать что-либо без спроса и всегда запугивает малыша. Тревога запечатывается на подсознании ребенка и поэтому он неосознанно стремится взять любую ситуацию под контроль.

Несамостоятельность. Такая черта характера тоже является результатом гиперопеки. Если родители с детства не заставляют ребенка работать и все решения принимают сами, то малыш вырастет слишком заносчивым и самодовольным. Свою неспособность принимать решения человек будет маскировать под уверенность. Персона начнет эксплуатировать других для достижения своих интересов.

Привычка к подчинению. Если в детстве отец заставлял малыша подчиняться любому его требованию, то вырастая, ребенок может затаить обиду и изливать ее в более взрослом возрасте на окружающих. Человек будет заставлять окружающих плясать под свою дудку.

Черты характера

Чтобы было проще определить такую личность среди своих знакомых, следует понять, кто Какими чертами характера обладает персона, какие у нее предпочтения и система ценностей:

  • Консерватизм. Человек не любит что-то новое, и свои небольшие революции будет совершать на основе давно проверенных методов. Новаторство пугает человека, так как новые технологии кажутся ненадежными и непроверенными. Уверенность в технике и в способах действий очень важны для такого человека.
  • Раболепие. Еще одной чертой авторитаризма является стремление лидера к порабощению сознания своих подчиненных. Для своих «подданных» авторитарный человек хочет быть чуть ли не богом, ну, по крайней мере, кумиром.
  • Культ силы. Человек верит, что всего на свете можно добиться путем принуждения. Но это не значит, что для достижения своих целей он будет использовать кулаки. Человек не остановится ни перед чем, чтобы воплотить свои желания в жизнь.
  • Цинизм. Человек, который является авторитарной персоной, будет презрительно относиться ко всем окружающим. А так как презрение на лице - это не лучшая маска, то персона будет маскировать свои истинные эмоции под цинизм и сарказм.

Семья

Авторитарный человек - это персона, которая получила неправильное воспитание. Родители недоглядели за ребенком и поэтому у него начали развиваться различные фобии и странные предпочтения, которые противоречат нормальным общественным устоям. Какие семьи способствуют развитию авторитарной личности? Семья с одним родителем, семья, в которой отец пьет и семья, которая слишком опекает ребенка. Именно крайности формируют нездоровое чадо. Человек должен с детства расти в атмосфере любви и нежности. Если он недополучает внимания от родителей, то вырастет озлобленным и будет всех ненавидеть. Если же мать слишком много тряслась над ребенком, ей удастся вырастить эгоистичное существо, которое будет без зазрения совести манипулировать окружающими. Поэтому именно на родителей возлагается задача правильно развить свое чадо. Нет надобности сваливать свои ошибки на плохих учителей или же дурное влияние улицы. Хорошая семья никогда не воспитает асоциального типа.

Сложная ситуация

Что значит авторитарный человек? Это персона, которая своей главной целью будет ставить стремление к власти. Человек будет страстно желать доминировать везде: в семье, на работе, среди друзей. Что же влияет на желание персоны руководить окружающими? Сложная политическая или экономическая ситуация, в которой формируется сознание ребенка, накладывает отпечаток на жизнь взрослого человека. Если малыш с детства понимал, что руководители не справляются со своими задачами, то он начал настраивать себя на то, что его задача - нормализовать ситуацию в стране и добиться лучшей жизни для каждого. Несмотря на все свое желание руководить, человек всегда имеет благие намерения. Он не хочет власти ради власти. Он хочет принести пользу миру и помочь всем страждущим.

Образование

Авторитарный тип человека протестует против каких-то правил и стандартов. Он не против учиться, но ему интересны только те знания и навыки, которые могут пригодиться в дальнейшем. Чаще всего подобные личности выбирают технические, а не гуманитарные профессии. Авторитарный человек пытается усовершенствовать свое видение мира, но он ограничен возможностью смотреть только с одной точки зрения. Он не может входить в положение других людей. Поэтому точные науки человеку даются лучше. Знания такая личность получает с удовольствием и никогда не отказывается от прохождения каких-либо курсов. Свое обучение человек продолжает даже после окончания учебного заведения. Ведь чтобы быть хорошим и компетентным специалистом в какой-либо области нужно постоянно самосовершенствоваться.

Профессия

Профессия, как и образование, накладывает отпечаток на человека. Персона, которая работает в силовых структурах, больше расположена к авторитарности. А вот личность, которая занимается философской деятельностью, искусством или же другой творческой деятельностью вряд ли станет разрабатывать планы по захвату мира. Те, кто благодаря своей профессии, обладают властью над окружающими, могут использовать свои силы совсем не в благородных целях. Например, у офицера намного больше шансов и возможностей проявить свою авторитарную натуру по сравнению с обычным солдатом. А человек, который всю жизнь служил по контракту в подчинении, будет раболепствовать не только на работе, но и в семье. Привычка подчиняться, так же как и привычка командовать, распространяется на всю жизнь человека.

Общение

  • Человек будет разговаривать с вами так, как будто вы ему что-то должны. Он намеренно будет принижать ваше достоинство и морально давить на вас, чтобы возвысить свой статус. Если вы не поддадитесь на подобные манипуляции, то персона перейдет к активной агрессии.
  • Такая личность всегда будет отдавать приказы. Человек не будет спрашивать мнение собеседника. Он сам решит, что оппоненту нужно и будет уверен в своей правоте даже тогда, когда собеседник постарается сказать обратное.
  • Человек будет придерживаться своего мнения, даже если поймет, что оно в корне неверно. Он вряд ли сможет признать, что была неправа, и принять свое поражение.

Хорошо или плохо

Авторитарное поведение можно осуждать только в том случае, когда человек имеет недобрые намерения. Он будет стремиться к своей главной цели, которая будет заключаться в улучшении этого мира. Последователями умного авторитарного человека будут свободолюбивые и адекватные персоны. Они не станут слепо подчиняться своему кумиру. Их повиновение будет оправдано. Лидер поможет своим последователям стать лучше, а также покажет дорогу, по которой следует идти, чтобы не наступать на подводные камни.

Но ситуация меняется, когда к власти приходит авторитарная личность с психологическими проблемами. В этом случае диктатор будет творить то, что он хочет. Отдавать кому-то отчет в своих действиях такая персона не станет. Но личность будет требовать от своих подчиненных слепого и мгновенного подчинения.

Репутация человека

Как авторитарный тип личности воспринимают окружающие? Люди боятся тиранов. Раболепство и уважение больше похожи на страх. Подобная ситуация авторитарную личность вполне устраивает. Близких друзей у нее нет, и поэтому человек наслаждается уважением, исходящим от его свиты. В широких кругах персона всегда известна. Она имеет репутацию хорошего специалиста и хорошего руководителя. Ничего плохого о человеке сказать нельзя. Но работать с ним иногда просто невозможно. Личность старается переделать всех подчиненных под свои стандарты, которые со стороны могут казаться дикими.

Тест

Вы увлекаетесь соционикой? Тест на определение типа личности вам придется по вкусу. Ответив на вопросы, вы сможете понять, насколько ваше мировоззрение схоже или же расходится с авторитарными людьми. Отвечать нужно да или нет. Ниже представлена часть вопросов из теста F-шкала:

  • Нужно ли приучать детей к уважению и послушанию раньше, чем ко всему остальному?
  • Может ли человек без хороших манер нормально существовать в приличном обществе?
  • Человек только тогда добьется успеха, когда будет усердно работать?
  • Промышленники, менеджеры и продавцы важнее художников и писателей?
  • Наша вселенная непознаваема, и человек никогда не сможет постичь все ее тайны.
  • Человек - игрушка в руках сверхъестественной силы?
  • Либеральная личность с возрастом станет консерватором?
  • Законы не так важны государству, как умный лидер, который покажет людям путь к счастью?

Вы верите в соционику? Тест на определение типа личности должен показать вам, насколько в вашей душе развит авторитаризм. Если на большинство вопросов вы ответили утвердительно, то это значит, что в душе вы прирожденный диктатор.

Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.

  1. передача (от человека к человеку) информации;
  2. восприятие друг друга;
  3. взаимооценка партнерами друг друга;
  4. взаимовлияние партнеров;
  5. взаимодействие партнеров;
  6. управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику):

  • инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);
  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);
  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);
  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т. п.).

Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить:

  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);
  • социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Стороны общения . Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционально-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую лигностон-смысловые пласты.

Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:

  • коммуникативная активность в группе общения;
  • интенсивность действий в общении;
  • инициативность в общении;
  • технико-коммуникативное мастерство общения и пр.

Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

Манера общения определяется:

  • тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым и т. д.);
  • поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т. д.);
  • дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной и т. д.).

Дистанция в общении определяет характер отношений партнеров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная - на интеллектуально-демонстрационный характер общения.

Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной манере.

Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

В стиле общения находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей человека;
  • сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;
  • психологическая или социальная индивидуальность человека; особенности партнера по общению.

Фундамент стиля общения личности составляет ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

Наиболее распространены следующие стили общения:

  • творчески-продуктивный,
  • дружеский,
  • дистанционный,
  • подавляющий,
  • популистский,
  • заигрывающий,
  • требовательный,
  • деловой,
  • позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств.

Средства общения делятся на пять основных групп:

  1. лингвистические (речевые);
  2. оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
  3. паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);
  4. экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);
  5. пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Речевые средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно называть "словесным действием".

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т. е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т. е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создается рядом психотехнических приемов:

  • воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);
  • вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задает себе вопрос и сам на него дает ответ);
  • риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнеров по общению);
  • эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
  • инверсией (т. е. преднамеренным нарушением порядка слов).

Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи (именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).

Психотехника речи - это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения.

Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи - это раздел психотехники общения, раскрывающий приемы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические - его выразительность.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Темп словесного действия - это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный - утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия - психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.

Дикция , т. е. ясное, четкое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.

Жест - это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.

Мимика - это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

Пантомимика - это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.

Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.

Виды делового общения. Основные моменты

Ежедневное решение различных рабочих проблем и задач у каждого из нас представлено в форме делового общения. Мы постоянно с кем-либо совещаемся, беседуем и договариваемся. Виды делового общения представлены в таких формах: деловые встречи (с глазу на глаз или групповые); деловые беседы, представленные в виде переговоров, совещаний, «круглых столов», дискуссий, дебатов и прений; публичные выступления (сообщения, доклады, приветствия и самопрезентации); пресс-конференции и брифинги; собрания; деловые фуршеты, завтраки, обеды и ужины; собеседования при приеме на работу; общение с помощью средств массовой коммуникации (через Интернет, по телефону или по почте).

Характерные черты общения

Все приведенные выше виды делового общения имеют свои особенности, но им присущи и общие черты. Подробнее хотелось бы остановиться на такой форме делового взаимодействия, как общение двух человек, называемых партнерами, или собеседниками. Своеобразная технология делового общения находится в прямой зависимости от конкретной жизненной ситуации. Имеют существенные отличия, например, разговоры начальника с подчиненным, преподавателя со студентом либо встречи пациента с врачом. При этом у каждой из указанных ситуаций есть свое проявление. Например, при разговоре начальника и подчиненного зачастую необходимо соблюдать большую дистанцию (около полутора метров) и избегать прямых долгих взглядов.

Совершенно иначе может складываться общение коллег - увеличение дистанции между ними и отсутствие визуального контакта указывают на наличие ссоры между собеседниками. Виды делового общения находят свое отображение и в других параметрах, характеризующих специфику подобных ситуаций. Например, паузы и интонации в речи или слова, часто употребляемые. Поэтому зачастую актуальным становится вопрос о том, что именно необходимо учитывать для увеличения успешности и продуктивности контактов.

Официальное и неофициальное деловое общение

Рассмотрение данного термина будет неполным, если не проанализировать такие виды делового общения: официальное и неофициальное. В качестве примера официального общения можно привести доклад подчиненного начальнику о проделанной за некоторый период работе или выступление на совещании.

Особенностями такого вида общения служат строгий деловой язык и ограниченность тематики служебных заданий. В отличие от первого вида, неофициальное деловое общение способствует расширению профессионального и общего кругозора. Навыки общения в неофициальной обстановке являются важным компонентом профессиональной культуры специалистов. Любая беседа может быть построена по принципу упорядочения и структурирования. Другими словами, специалистами выделяются такие фазы делового общения: планирование встречи; начало деловой встречи; постановка проблемы при обсуждении и обоснование ее актуальности; обмен информацией; подведение итогов беседы.