Откладывание на потом.

Чтобы победить лень, сначала надо разобраться в ее причинах. Откуда она вообще взялась и почему мы так себя ведем? Почему мы откладываем дела на потом? Вот несколько причин.

Мы ленимся , а именно:

  1. Мы избегаем целей, которые поставили нам другие – мы не хотим выполнять те задачи, которые изначально поставили нам родные, друзья или знакомые, а мы их не задумываясь, взяли на себя.
  2. Мы избегаем своей цели, которая уже устарела – она просто стала нам неинтересна.
  3. Мы избегаем новых целей, потому что устали от текущих дел и взяться за что-то новое просто не в состоянии.

Что делать?

Чаще всего мы ленимся даже поговорить сами с собой. Разговаривайте со своим внутренним голосом. Задайте себе вопрос: почему меня так тяготит выполнение этого задания? Насколько оно важно для меня? Что будет, если я не сделаю это? Может лучше приложить усилия и покончить с этим сейчас? Чем дольше я откладываю, тем хуже будет потом.

Кроме этого, в данной ситуации нас не устраивают имеющиеся цели, а, значит, их надо откорректировать:

  • удаляем те цели, которые уже неактуальны;
  • добавляем новые и редактируем старые;
  • расставляем приоритеты между ними.

По-моему, новый список планов всегда вдохновляет, и лень проходит сама собой.

Мы оставляем все на последний день

Сколько раз вы откладывали какое-то дело, просто потому что до часа «икс» было еще много времени? Наверное, такое случалось со всеми. В итоге все делалось в спешке и в последний момент. Как студенты готовятся к экзаменам? Правильно, сначала тянут время, потому что его достаточно, а потом пытаются запомнить все билеты в последний день.

Привычку откладывать все на потом психологи окрестили «прокрастинацией», а также выяснили, что самой распространенной ее причиной является высокий уровень тревоги из-за завышенных ожиданий. Мы все делаем в последний момент, а потом оправдываемся, что нам просто не хватило времени, что если бы у нас в запасе было еще пара дней, то мы бы справились с задачей на отлично! Но ведь это время было! Просто мы его не использовали.

Что делать?

В такой ситуации надо приучить себя ставить цели, которые посильны именно тебе. Ну и не забывать хвалить себя за их выполнение. Хвалите себя чаще! Это как с ребенком, чтобы повысить его самооценку и стремление доделывать дела до конца, его тоже нужно хвалить. Сделал домашнее задание по математике — иди попей чай, отдохни 15 минут, но не позже приступай к следующему заданию. Тогда он почувствует в себе силы и, возможно, со временем он перестанет тратить 15 минут на чай, так как за это время можно подготовить один предмет и пойти еще погулять.

Мы боимся

Какие страхи могут заставлять нас откладывать дела на потом? Мы можем бояться заболеть в ответственный момент перед экзаменом, допустить ошибку в сложной работе, из-за которой все пойдет не так, в конце концов, мы боимся любого форс-мажора, который может случиться не по нашей вине. Психологи уверены, что чаще всего в таких ситуациях непредвиденные моменты случаются именно потому, что мы их ждем. Мы можем называть это обычным невезением, а на самом деле это результат наших мыслей. Мы своими мыслями притягиваем наступление неудачи или аврала к себе. В итоге мы боимся, а поэтому всячески стараемся оттянуть этот момент, откладывая дела на потом.

Что делать?

  • Здесь надо просто разобраться в себе: сесть и хорошенько подумать, а чего я боюсь и почему я этого боюсь? Как только причина будет найдена, справиться с ней не составит труда.
  • Поймите, бояться с сложной ситуации вы будите всегда. Только действия помогут справиться с этими страхами. Поэтому, чтобы перестать испытывать лишний, ненужный вам стресс — действуйте! Чем глубже вы погружаетесь в решение насущных проблем, тем проще начинает казаться их выполнение.
  • Вспомните самую сложную, самую стрессовую ситуацию из вашей жизни. Сопоставьте ее с текущей ситуацией. Настолько ли текущие проблемы сложны, по сравнению с тем опытом?!

Начните действовать прямо сейчас!

Мы бросаем незаконченные дела

Часто ли вы начинаете какое-то дело, а потом его бросаете? Можно привести множество примеров даже среди ваших знакомых, которые записались на курсы иностранного языка или на уроки танцев, сходили пару раз и бросили. А ведь когда они записывались на них, они хотели их пройти, хотели научиться и достичь серьезных результатов. Так происходит потому что:

  • вам некомфортно в роли ученика – взрослому человеку бывает тяжело в этой роли, а подросткам она надоела в школе или университете;
  • вы не уверены в своих силах и боитесь не справиться ;
  • вы поняли, что это не то, чего вы хотите – вы просто ошиблись с целью.

Что делать?

  • Если вам просто некомфортно в роли ученика, то с этим можно справиться психологически: почаще представляйте себе конечный результат. Ведь этот результат стоит ваших сегодняшних усилий, правда?
  • Если вы не уверены в своих силах, то здесь надо понять, что вы пришли учиться, впрочем, как и все окружающие вас. А любой процесс обучения предполагает наличие ошибок и трудностей.
  • Ну а если это не ваша цель, то признайте свою ошибку и отправляйтесь вперед к новой цели!

Как заставить себя действовать?

Для того чтобы заставить себя действовать есть несколько приемов. Они довольно простые, но, освоив их, вы научитесь не откладывать дела на потом, а приступать к ним немедленно.

Прием № 1: Считаем до пяти

Каждый раз, когда вам надо совершить какое-то действие, даже самое простое – например, встать утром с кровати, считайте до пяти. Один, два, три, четыре, … пять! Когда вы произносите «пять!», вы встаете. И так каждый раз. Вы боитесь обратиться за помощью к продавцу в магазине? Считайте до пяти, а на пятом счете – спрашивайте! Вы боитесь заговорить в приглянувшимся молодым человеком? Подходите, мысленно считая до пяти, и начинаете разговор! Прием очень простой, главное – сделать его привычкой.

Прием № 2: Каждое большое дело делим на маленькие части

Разделив одно большое дело на составные кусочки, вам будет легче выполнять каждый из них. Каждый кусочек – это маленькая цель, ну а вместе они сложатся в желаемый результат. Так шаг за шагом вы придете к конечному результату, который сначала вас пугал.

Прием № 3: Смотрим на часы

Вот вам нужно сделать какое-то дело. Сначала смотрим на часы и замечаем: так, сейчас, например, пять часов вечера, мне на это дело надо потратить примерно час. Теперь представьте, что этот час уже прошел, и вы с чувством выполненного долга, довольные собой, можете полежать на диване перед телевизором, почитать книгу или заняться еще чем-нибудь приятным. И при этом вы не будете угнетать сами себя за то, что опять что-то не сделали. Хотите такой результат? Тогда смотрим на часы и приступаем к делу!

Прием № 4: Награждаем себя

Никто не любит, когда его наказывают за что-то. Если вы будете постоянно откладывать дела на потом, то всегда будете ругать себя за свою лень и несобранность. А возможно и ваш начальник подключится. А если вы бизнес-леди, то ваша лень худшим образом отразиться на бизнесе. Можно поступать по-другому. Можно награждать себя за то, что что-то сделал. Пишите доклад? Написали пункт – наградите себя чашечкой любимого чая, можно даже добавить к этому вкусную конфету. Конечно, это самый простой пример, который приходит на ум, но, согласитесь, он действует. Конечно, за выполнение больших задач можно наградить себя чем-то более весомым. Возможно поход по магазинам для вас важнее годового отчета. Так вот, дайте себе установку «пойти шопиться, только когда закончите все дела!». Напишите это на стикере и приклейте его на видное место, если это вас больше замотивирует.

Поможет ли составление списков?

В борьбе с откладыванием дел на потом важно понять, что любой действие, даже если оно приведет к ошибке, лучше, чем полное бездействие. Ошибки заставят вас работать упорнее, исправлять, вносить изменения, а в конечном итоге приведут к результату.

Дела, отложенные «на завтра» отбирают у вас силы и энергию. Вам же все равно придется их делать, причем, скорее всего, в авральном режиме и в плохом настроении. Вам это нужно? Думаю, нет.

Поможет ли составление списка дел? Поможет, если его не просто писать, а составлять с умом. Что нужно сделать?

  1. Берете лист бумаги и записываете на него все ваши дела;
  2. Внимательно проанализируйте список. Какие дела уже неактуальны и их можно убрать совсем? Какие можно заменить или объединить? Проанализировали – вносим исправления в список;
  3. Теперь отсортируйте все дела из списка от краткосрочного, которое можно сделать прямо сейчас, до долгосрочного, на которое понадобиться самое большое количество времени;
  4. Ну а теперь начинаем выполнять все строго по списку, начиная с первого пункта. Причем начинаем прямо сейчас, без всяких «завтра сделаю».

Поделюсь своим опытом составления списков:

Когда у меня много дел, в том числе и тех, которые я постоянно откладываю, я беру лист и записываю их все по порядку. Затем ранжирую по степени важности. Первым в списке у меня пойдет то, что важно сделать сейчас и быстро, последним – то, что подождет до завтра, если сегодня я его сделать не успею. Когда ранжированный список готов, я оставляю его перед глазами и приступаю к делам. Если я что-то сделала из списка – вычеркиваю. Поверьте, видеть, как от огромного списка остается все меньше и меньше не зачеркнутых пунктов, очень приятно.

Профилактические меры

Иногда, чтобы проанализировать наличие у себя отложенных дел и состояние их выполнения, надо провести профилактику. Что это означает?

  • В первую очередь, необходимо освободить свое рабочее пространство от всего лишнего. Сюда относятся как ненужные вещи, мешающие на рабочем столе, так и интернет, который постоянно отвлекает вас от дела. Свободное пространство вокруг вас способствует продуктивной работе;
  • Можно периодически задавать себе вопрос: «Чем я сейчас занят?» или «Что я сейчас делаю?». Если ваш ответ «Ничего», то это надо исправлять, потому что вы опять ленитесь;
  • Когда за что-то беретесь, задавайтесь вопросом, а продвигает ли это меня к моей цели? Если продвигает – хорошо, если не продвигает – надо менять либо цель, либо то, чем вы сейчас заняты;
  • Отделяйте срочные дела от важных. Важные дела редко бывают срочными, просто мы дотягиваем с их решением до такой степени, что они такими становятся. Нам это не нужно. Регулярно находите время на важные дела, так и дела будут делаться, и срочных дел, отнимающих много энергии, будет гораздо меньше.

Побороть свою лень можете только вы сами. Чтобы дела не стояли на месте и не скапливались в огромном количестве на последний момент, учитесь работать над собой и планировать время. Во всех современных книгах по тайм-менеджменту говориться, что нужно делать то, что вам не нравится, в первую очередь! Сделаете – и вам уже будет легче, а настроение лучше, ведь все остальные дела более приятные! Не бойтесь сложных задач! Не бойтесь выходить из своей зоны комфорта! Когда вы идете навстречу своим страхам, вы избавляетесь от них. Чем глубже вы погружаетесь в сложную проблему, тем проще она начинает казаться.

Доверяйте судьбе и беритесь за любое дело с боевым настроением!

Прокрастинация – это склонность личности откладывать дела любой важности на неустановленное время. Понятие прокрастинация происходит от английского «Procrastination», что переводится, как «откладывание». Человек, которому присуща прокрастинация, отлынивает от решения дел, избегает исполнения обязательств, которые ранее на себя взял и должен был выполнить в установленное время.

Если прокрастинация существенно не отражается на качестве деятельности человека, тогда она причисляется к норме. Если человек ничего совершенно не успевает сделать к сроку, то прокрастинация является его проблемой. Когда человек откладывает значимые дела, нередко оказывается, что срок для их выполнения прошел. Тогда он отказывается от запланированного или пробует сделать всё, что отложил одним рывком, используя для этого нереально мало времени, вследствие чего дела не осуществляются или выполняются, но очень некачественно, не полностью и с опозданием.

Это часто приводит к отрицательному отношению к такому безответственному человеку. Если работник часто прокрастинирует на своем рабочем месте, тогда у него появляются неприятности на работе, проблемы с руководством, коллегами.

Склонность к прокрастинации усиливает беспокойство и тревогу и тогда человек переживает, что не сможет справиться с заданием и не сумеет завершить его к сроку. Согласно статистике примерно двадцать процентов страдают прокрастинацией. Хотя, если подумать, то почти каждый человек иногда склонен к откладыванию дел. Однако только для этого процента прокрастинация является привычным рабочим состоянием. Человек, вместо того, чтобы прямо выполнять обязанности отвлекается на самые разные мелочи, которые существенно сокращают время, предоставленное для выполнения обязанностей. Например, человек работает за компьютером, и должен выполнять необходимые операции, однако, он заходит в интернет с этого компьютера, поскольку имеет к нему доступ, и уже не наблюдает, как пролетает час, второй, а работа не делается.

Прокрастинация — это что такое

Явление прокрастинации часто соотносят с механизмом преодоления тревоги, что появляется при начинании и завершении дела.

Прокрастинация способна вызвать чувство вины, стресс, недовольство, потерю продуктивности, повлечь финансовый ущерб через невыполнение обязательств. Все эти , перерасход сил, который требуется сначала для выполнения второстепенных заданий и борьбу с возникшей, нарастающей тревогой, а после для выполнения дела в авральном режиме деятельности, повлекут за собой дальнейшую прокрастинацию.

Прокрастинация проявляется, когда человек, осознавая свою ответственность в необходимости исполнения важных заданий, игнорирует эту самую обязанность, отвлекаясь на разнообразные мелочные развлечения, которые тащат за собой потерю времени.

Стабильная прокрастинация может провоцироваться физиологическим недомоганием или скрытым психологическим недугом. Отдельные люди могут оставаться продуктивными только когда над ними установлены жесткие и точные временные рамки, особенно пик продуктивности приходится на время, когда до окончания срока остается малость. Тогда человек собирает все силы и направляет на выполнение дела и даже в этот напряженный момент может подкрасться прокрастинация, поскольку человек начинает осознавать, что наверно он не успевает, и есть соблазн оставить всё.

Что такое прокрастинация? Прокрастинация являет собой эмоциональное состояние, поскольку это выражение реакции относительно планируемых необходимых дел. Зависимо от вида эмоций прокрастинация будет разделяться на два типа. Первый – это «расслабленная прокрастинация», она происходит, когда тратит время на различные приятные занятия или развлечения. Признаки прокрастинации «расслабленного типа»: приподнятое настроение, легкие периодические наплывы , суетливость, удовлетворенность.

Второй тип – «напряженная» прокрастинация, связана с перегрузкой обязанностями, делами, задачами. Признаки прокрастинации «напряженного типа»: утрата ощущения времени, сбой в понимании своих жизненных целей, неудовлетворённость своими достижениями, неуверенность и нерешительность.

Психолог Н. Милграм выделил следующие виды прокрастинации:

— бытовая – заключается в откладывании обязанностей по дому, которые требуется регулярно выполнять;

— прокрастинация принятия решений при важных и незначительных делах;

— невротическая – выражается в нежелании предпринимать жизненно важные шаги, которые способны качественно повлиять на существующий жизненный устрой;

— компульсивная – сочетание прокрастинации обоих типов: принятия решений с поведенческой;

— академическая – склонность откладывать дела, связанные с учебой.

Каждый человек 100% процентов наблюдал у себя эти виды прокрастинации и если не все, то некоторые точно.

Чтобы лучше понять, что такое прокрастинация, стоит рассмотреть ее признаки:

— первоначально возникает сильное желание сделать что-нибудь глобальное;

— приходит успокоение;

— находится причина, почему это дело следует отложить;

— начало «глобального» дела отодвигается;

— начинается самооправдание, появляется самокритика;

— подходит время, когда дело необходимо заканчивать или бросать;

— процесс заканчивается громкой самокритикой, на нет сходят все старания, прокрастинация завершается состоянием, когда уже все равно, что будет;

— процесс повторяется через незначительное время вновь, с возникновением следующей невероятной идеи.

Прокрастинация не заболевание, ведь ей порой подвержен почти каждый, когда он стремится отложить выполнение неприятного для себя дела. Бывает, что этот процесс даже эффективен, творческим людям он идет на пользу. За некоторое время писатель, например, способен созреть для усовершенствования своего творения, сможет проработать детали.

Причины прокрастинации

Зачастую прокрастинация возникает у личностей, имеющих трудности с собственной организацией дел и времени. Работник не может работать в спокойном режиме, ему мешает что-то или не хватает, он не способен себя заставить так работать. Прокрастинатору кажется, что его работа не настолько ценна, если бы он работал в авральном режиме при сильном дефиците времени. Именно поэтому получается, что он с намерением делает так, чтобы вогнать себя в строгие временные рамки. Он только тогда будет счастливым, когда сделает работу за один день, хотя для её выполнения была целая неделя.

Причины прокрастинации бывают разного характера. Часто человек откладывает необходимые к выполнению дела, потому что занимается нелюбимой работой, неприятным или скучным делом. Поэтому всё складывается просто – не нравится и человек не делает.

Причиной прокрастинации есть неумение расставить приоритеты. Когда человек неясно видит личные цели, не понимает к чему ему стремиться, также является причиной прокрастинации. Из этого вытекает депрессивность, отсутствие энергии, сомнения по поводу дела.

Понимая, что такое прокрастинация и зная о её причинах, можно спрогнозировать потенциальные неприятности, которые подстерегают прокрастинатора. Сперва, может казаться, будто прокрастинация это обычная лень, однако прокрастинация является серьезным психологическим явлением, которое имеет собственные причины для проявления.

Есть люди, которые не знают, как им взяться за работу, поэтому откладывают её. Они могут сомневаться в силах, недостатке ресурсов или навыков для выполнения сложнейшего (как им кажется) и ответственного задания, ими завладевает , что они не осилят это. Отсутствие опыта, неумение принимать решения и боязнь брать на себя ответственность также замедляет процесс.

Причина прокрастинации может скрываться в различных страхах или фобиях. Человек может бояться, что из-за сделанного всё поменяется к худшему, произойдут перемены, к которым необходимо будет привыкать, опасается, что они повлияют на взаимоотношения.

Приводит к прокрастинации, поскольку человек боится, что потерпит поражение, он ограничивает свои действия, вплоть до бездействия. Страх неуспеха мешает начать и завершить дело, особенно, когда результат обязан быть значимым и престижным. Страх боли – человек знает, что надо сходить к врачу, однако он придумывает отговорки, чтобы не пойти, поскольку знает, что придется сделать манипуляцию, которая повлечет боль. Боязней, которые смогли бы спровоцировать прокрастинацию очень много, хотя многие беспочвенны.

Причиной прокрастинации может быть . не приемлет результат работы, который считает несовершенным, хотя для его выполнения все равно вышел установленный срок, однако он продолжает оттачивать мельчайшие детали.

Некоторым личностям не хватает личной . Им не хватает сил, заставить себя заняться тем, что не интересует. Такому человеку нужен «огонек», который бы зажег в нем задор для новых свершений. У каждого найдётся соответствующая мотивация, стоит только отыскать её.

Причиной постоянной прокрастинации является самообман. Человек полагает, что сейчас примется за дело, потом займётся чем-то приятным. Но, он сразу берётся за «приятное», поскольку думает, что много времени это не займёт, таким образом, обманывает сам себя.

Если человек говорит, что выполнит задачу, а после неё вознаградит себя любимым делом, то так и следует сделать, но не наоборот. Хотя некоторых больше мотивирует, если они вначале делают что-нибудь для повышения настроения, после чего занимаются не очень приятным. Каждый должен следовать своим потребностям, определить, что для него лучше, вместе с этим стремиться вложиться в установленные сроки.

Некоторые прокрастинаторы откладывают дела в силу духа противоречия. Они пытаются доказать личную значимость тем, что не принимаются сразу за дело, которое им указали сделать. Хотя в таких действиях нет логики, это не останавливает их в таком образе поведения. Это можно наблюдать, когда на служебном месте начальник дает подчинённому задачу. Однако «бунтарь» делает по-своему, нарочно занимается ненужными делами или второстепенными. Потом вместо отчета по указанному делу он дает ненужную справку, поскольку считает её важнее. В общем, делает всё наперекор начальству, которое при этом приходит в ярость от такого отношения, и ставит его под угрозу увольнения.

Прокрастинация может быть неосознанным методом побега от важных дел, которые ранее окончились неудачей, имели несчастливый исход или стали неприятным опытом, который не хочется повторно переживать. Откладывание таких дел кажется вполне логичным, однако, их выполнение является обязательным.

Здесь главное понять, почему неудача связанна с этим делом, что привело к неуспеху ранее и определить, как избежать не желанного исхода. Например, если в прошлый раз был тяжелый проект, и он провалился, то при повторном его переделывании следует учесть новую информацию. Расспросить у коллег, что можно подкорректировать и браться за задание. Некоторые стыдятся просить о помощи, поскольку боятся показаться некомпетентными. Но все начинали с чего-то, поэтому ничего стыдного здесь нет.

Стоит делать выводы из проблем, которые ранее помешали эффективному результату. Часто бывает, трудности возникают в связи с некачественным выполнением дела, которое исполнялось второпях. Если далее продолжать откладывать дела, тогда появится вероятность, что качества дела в следующий раз не улучшится, поскольку оно вновь будет выполняться в большой спешке.

Работника, который переделывает множество раз одно задание, не слишком уважают, его часто ругают и критикуют, что не может понравиться. Если избежать критики всё-таки не удается, тогда следует постараться смягчить удар. Если возможно, то лучше на время перейти на заочное общение, через переписку. Не давать новых поводов для недовольства начальника.

Бывает, что в повседневной жизни людям надоедает, когда им навязывают что-то, даже самое элементарное. Им кажется, будто над ними нависает сильное напряжение, которое напоминает – над ним властвуют. Например, когда говорят, что настало время для обеда, однако из духа противоречия, человек не идет обедать, выражая так протест. Он заявляет своим поведением, что сам решает, когда ему обедать. Правда, если потом нужно делать необходимое, не хватает времени, и приходится делать все в спешке, можно не успеть, или вообще отложить это.

Прокрастинация и перфекционизм

Прокрастинацию часто употребляют вместе с термином «перфекционизм». Перфекционист всегда стремится к идеальному результату, в каких бы ни было делах. Поэтому он часто даже не принимается к началу дела, поскольку уверен, что не хватит времени и ресурсов. Если он уверен, что не достигнет безупречного результата, он не будет приниматься за дело, или отложит его до тех пор, когда появиться шанс на идеальное исполнение.

Прокрастинатор перфекционист стремится сделать необходимое наилучшим образом, поэтому он может до бесконечности заниматься шлифовкой мелких деталей. Часто он не выполняет работу целиком, но приводит к совершенству только начальную часть. Получается, что этот человек тратит время, силы и ресурсы, хоть дело часто не доводит до конца.

Конечно, стоит похвалить человека за большое стремление сделать всю работу наилучшим образом. Перфекционизм становится проблемой, когда человек слишком сильно акцентирует внимание на безупречном исполнении, забывая о самом выполнении дела. Идеал становится недостижимым, понимание этого парализует волю такого прокрастинатора. Поэтому он всегда сомневается, что ему не стоит браться за дело, если идеального результата в нём не добиться.

Перфекционист не способен удовлетвориться малым, ему нужно задрать планку невероятно высоко. Там, где все принимаются за дело и начинают с малого, перфекционист начинает с конца. Однако, задрав планку настолько высоко, он начинает думать, что не справится. Желая сделать дело идеально, он начинает его планировать, распределять действия на шаги, составлять списки, собирать информацию, много изучать. Словом, он прокрастинирует. Когда прошло некоторое время, он понимает, что оно утрачено и проект не реализовать.

Родители сами часто провоцируют возникновение перфекционизма у ребенка, и способствуют тому, что он прокрастинирует. Так, родители говорят своему ребенку: «Старайся», «Будь сильным», «Стань лучше», «Стань первым», «Будь осторожен», «Не делай», «Будь внимателен», поскольку считают все эти высказывания правильными. Но не все происходит так, как им, кажется, должно быть. Выходит, что воспитывая боевой дух, сильный настрой, понимание, что ребенок должен быть лучшим, обязан стараться, быть первым – формируют перфекционизм. Вместе с этим у ребенка закладывается страх того, что опасно действовать, почему же иначе он должен быть осторожен.

Таким образом, у ребенка возникает жесткий . Он настроен, чтобы сделать всё наилучшим образом и правильно, вместе с этим боится ошибиться, сделать неправильно что-то. Такой конфликт изматывает и отбирает силы. Он ругает себя и осуждает, поскольку не делает ничего.

Когда родители говорят ребенку: «Будь лучшим и спеши» и дети при этом не осторожничают, тогда они вырастут людьми, знающими своё дело, будут преуспевать во всем, у них не возниенет внутренний конфликт.

К перфекционисту же было направлено послание – не делать и быть осторожным, что поспособствовало его стремлению к идеальному результату и страху ошибиться. Этот страх «покрывается» указанием родителей, что надо стать наилучшим во всем. Всё это ведёт к постоянной прокрастинации у перфекциониста.

Не каждому перфекционисту свойственна прокрастинация. Есть те, кто не считают перфекционизм своей проблемой, они менее подвержены прокрастинации. Есть люди, перфекционизм которых склоняет их к стабильной прокрастинации, он приводит к , стрессу, переживаниям.

Лечение прокрастинации

Прокрастинаторы ленивыми людьми не являются, поскольку они всегда чем-нибудь заняты, даже если все это мелкие и несерьезные вещи. Они могут убирать постоянно, перекладывать вещи, рассматривать их. Различные мелкие и несерьезные дела они делают, чтобы не приступать к выполнению более значимых дел.

Проблема прокрастинации состоит в том, что если бы людям наоборот пришлось перекладывать те самые вещи, убираться, они нашли бы массу других занятий и отговорок, почему не могут этим сейчас заняться.

Как побороть прокрастинацию? Существует метод лечения прокрастинации под названием структурированная прокрастинация.

Метод структурированной прокрастинации представляет собой технику, что основывается на составлении перечисления дел. В этом списке должны быть первостепенные и неотложные дела, которые постепенно к концу списка сводятся к менее полезным и несерьёзным.

Список должен быть составлен так, чтобы дела в начале перечисления имели одно требование, казались чрезвычайно важными, но действительно, срочными не были. За счёт уклонения от дел, стоящих в начале списка, можно достичь результата, выполняя дела, находящиеся в его конце. Необходимо сильно заставить себя верить в важность самых верхних дел, прокрастинаторам сделать это легко, поскольку именно они чрезвычайно хорошо поддаются самообману.

Самостоятельное лечение от прокрастинации дается очень тяжело, если не привлечь на помощь психолога. Он поможет человеку осознать, что тот имеет проблему. Ведь самому человеку тяжело осознать, что с ним не так, ведь он не просто так откладывает дела, как ему кажется, а является зависимым от этого постоянного откладывания, с каждым приходящим днём, и с каждым свежим требованием она становится сложнее. О заболевании прокрастинацией говорят не настолько часто, как о стрессе или депрессии.

Вместе с распределением дел на категории важные и менее важные, можно переоценить свои обязанности. Вместо «я должен» стоит говорить себе «мне нужно». С помощью такой простой техники полностью исчезает внутренний дух противоречия. Когда ранее человек понимал, что он должен реализовать определённое задание, ему казалось, будто он должен кому-то и откладывал это задание. Когда он себе говорит, что ему конкретно что-нибудь нужно, он спешит сделать это.

Так человек учится пониманию, что он обязан завершить свой рабочий проект, но не потому, что начальство так захотело, а только потому, что это работа, приносящая ценные деньги, за какие он покупает необходимые вещи или развлекается вместе с семьёй.

Проблема прокрастинации подразумевает медикаментозное лечение, особенно когда прокрастинацию сопровождает депрессия или другие внутренние хронические процессы. Здесь психиатр или невропатолог должны поработать и назначить лечение.

Лечение прокрастинации проводится также с применением народных средств. Кому-то это покажется несуразным, однако не надо сразу отрицательно к этому относиться. Необходимо разобраться в следственной связи процессов. Прокрастинация затрагивает очень важный компонент человеческой жизни – время. Поскольку человеку его всегда не хватает сполна, это влечет за собой различные негативные последствия и обуславливает внутренний дисбаланс. Значит, для его преодоления необходимо подойти всесторонне.

Стоит пересмотреть собственные привычки в питании, насколько продукты являются полезными, способны снабдить энергией и дать необходимые витамины. Важно также понаблюдать за своей физической активностью. Часто можно услышать, как те личности, что ничего почти не делают, говорят, как им не хватает сил, и продолжают полжизни оставаться в «недвижимости». Сбалансированное питание, спорт и закаливание дают энергию для выполнения нужных дел, поднимают настроение, повышают стрессоустойчивость и сопротивляемость организма негативным факторам. Всё это является первым шагом в самоорганизации и трудоспособности.

Как бороться с прокрастинацией

Когда человек пробует справиться с проблемой, желает победить свои недостатки, побороть пороки ему приходится первоначально осознать их, что они присутствуют в данной личности. Здесь главным является желание осилить эту проблему, тогда неважно будет, какой она сложности.

Как бороться с прокрастинацией? Проблема прокрастинации будет уменьшаться, если изменить собственное отношение к сложным делам. Пускай они трудны, даже кажутся невозможными, важно поверить в себя. Если впереди длительный и трудоёмкий процесс выполнения, нужно его разделить на несколько частей и приниматься за каждую отдельную часть, делая между ними перерывы.

Планирование времени является основой личностной эффективности, отличным навыком, который позволяет сделать работу продуктивной и качественной. Планирование поможет в том, как побороть прокрастинацию. Организованные личности, которые составляют четкий план своей работы, минимизируют утрату времени, следовательно, прокрастинацию.

Планирование рабочего дня необходимо отображать на бумаге, пользоваться специальными программами-планировщиками. Правильным будет включение в список не только важных дел, которые требуют немедленного выполнения, но и маловажных, которые возможно много времени не займут, но разбавят слишком жесткий план. Отвлекаясь на мелкие дела, человек тешит свою слабость, а позже всё равно принимается за основное.

Если человека постоянно преследуют дела, которые регулярно откладываются, то чтобы побороть прокрастинацию, нужно попробовать понять, что содержат они такого, почему являются неприятными и неисполнимыми. Возможно, необходимо попробовать делегировать часть дел другому человеку, или изменить их, попытаться так сделать, чтобы не пришлось их делать. Поняв причину прокрастинации, получится быстрее избавиться от проблемы. Хотя бы постараться для этого нужно.

Как победить прокрастинацию? Изменить своё эмоциональное отношение к обстоятельствам, которые невозможно или очень трудно изменить.

Прокрастинация является результатом того, что человек боится ответственности, его пугает, что он «должен». Лучше сказать: «Я сделаю, и это моя воля».

Как побороть прокрастинацию? Нужно побороть свой страх, который провоцирует появление прокрастинации. Нужно найти то, что воодушевит, поискать источник вдохновения. Всплеск позитивных эмоций поможет в преодолении страхов и прокрастинации. Воодушевлённый человек более энергичен, ему хочется заняться чем-нибудь стоящим, главное удержать свой настрой, не давая ему угаснуть.

Если прокрастинация имеет отношение прямо к профессиональной деятельности, и человеку не получается поменять отношение к своим обязанностям, следует подумать на тем, чтобы сменить место работы, заняться более приятным делом.

Чтобы побороть прокрастинацию, нужно тренировать свою самодисциплину, силу воли. Например, каждый день в одинаковое время делать утреннюю гимнастику.

Интернет ресурсы, телевидение, социальные сети ориентируются именно на таких прокрастинаторов, которые, чтобы отлынивать от основной работы занимаются интернет серфингом (переход по темам, записям, роликам, блогам). Кажется, что слишком трудно отказаться от этого занятного дела. Если не удается самому себе поставить рамки, тогда стоит принимать радикальные меры: на работу брать телефон, в котором нет интернета, отключать интернет, попросить кого-то сменить пароли входа в социальную сеть. Так работа пойдёт быстрее и привычка «сёрфить» пропадёт.

Не стоит часто использовать силу воли. Человек часто говорит, что её нет, и он не знает, где её взять. Пару раз можно себя мотивировать силой воли на совершения «трудового подвига». Но после такого запас энергии иссякает и требуется больше резервов, которые сложно будет отыскать у себя. После этого состояние дел усугубится.

Очень эффективным способом есть внутренняя перезагрузка. Когда сразу не удается взяться за дело, следует отвлечься от него. Когда человек долгое время проводит перед компьютером, для него даже десятиминутный перерыв на свежем воздухе помогает возобновиться. После чего он немного отдохнувший, примется к делу и сможет его быстрее закончить.

Из статьи вы узнаете:

Откладывание дел на потом — прокрастинация

Прокрастинация — это термин, обозначающий действие откладывание дел на потом. Кажется, что это дело привычки, но это целая проблема человечества в 21 веке.

Откладывание дел на «прекрасное далеко» психологи считают болезнью, хотя не всегда эта проблема является клиническим случаем, поэтому предлагаю разобраться, как обычный человек может справиться с собой и изменить свое отношению к делам.

Как перестать откладывать дела на потом

Это необходимо сделать, так, как проблемы в личной и профессиональной жизни, рано или поздно, преградят путь к дальнейшему развитию, человек невольно упускает возможности, погружается в депрессию, постоянно находится в стрессовом состоянии и ощущает полную беспомощность перед действительностью.

Откладывание дел: почему это происходит?

Чтобы ответить на вопрос «Как перестать откладывать дела на потом?» следует отметить следующие психологические предпосылки.

  1. Недостаточная уверенность человека в своих силах, а зачастую низкая самооценка или отсутствие самоуважения, в результате чего тратится много времени на выработку решения. При этом человек опасается показать свою несостоятельность и старается отложить сложные задания. Как правило, техника мотивации такому человеку совершенно незнакома. Существует и другая составляющая проблемы «Как перестать откладывать дела на завтра?». В этом случае человек не просто откладывает дела, а растягивает время для того, чтобы идеально выполнить свою работу.
  2. Человек относится к психотипу «человек-ребенок», который, по сути инфантилен, ленив или безответственен. В таком случае человек может бесконечно откладывать дела, или не заморачиваться с проблемой «Как перестать откладывать дела на «потом?».
  3. Человек по характеру упрям и привык манипулировать окружающими. Он не старается выполнять свои дела в срок, объясняя это своими принципами, загруженностью и значимостью задачи, показывая при этом, что не желает, чтобы им управляли.

Как перестать откладывать дела на потом

Как правило, «в долгий ящик» откладываются самые неприятные для Вас дела. Те, которые выполнять не хочется, но сделать их необходимо для достижения тех или иных целей. В этом случае нами руководит не что иное, как страх. Если мы знаем, что выполнять эту работу неприятно, то мы боимся чувства дискомфорта, которое неизбежно возникнет, если мы возьмемся за это дело. Иногда мы боимся, что не в состоянии выполнить задание качественно, и по этой причине оно откладывается на неопределенный срок.

Запомните важную вещь: чем дольше вы откладываете свои дела, тем большее чувство дискомфорта Вам придется испытать. Причем, не только во время выполнения работы, но и в период ее ожидания. Это как сидеть в очереди к стоматологу: намного страшнее ждать, когда вам вырвут зуб, чем собственно вырвать его. Кроме того, чем дольше вы откладываете выполнение задачи, тем меньше у вас шансов сделать работу качественно. Объем откладываемых дел будет увеличиваться, подобно снежному кому, а ваша мотивация и стремление действовать, напротив, будут уменьшаться. Научиться не откладывать дела на потом очень важно и очень влияет на результат.

Основные способы перестать откладывать дела на потом

Как выполнять свои дела до конца, не откладывая? Чем дольше мы откладываем какое-либо дело, тем более срочным оно становится. Чем более срочным оно становится, тем чаще мы о нем думаем и тем большие угрызения совести испытываем. Выполнять другую работу становится тяжелее, потому что мысли о невыполненных срочных делах лезут к нам голову, даже без нашего на то согласия.

Первоочередная задача – разделение дел на категории

Важные, срочные. Такие дела, как правило не вызывают проблем и выполняются своевременно и вопрос «Как перестать откладывать дела на завтра?» не актуален.

Важные, но не очень срочные. Именно такие дела и откладываются на потом. Это задачи-мечты, задачи о похудении или сохранении здоровья, а также планы по ремонту жилья и тому подобное.

Текучка – дела неважные, но срочные. Это общение, уборка помещения. Конечно, выполнение этих задач обязательно, но не столь существенно.

Неважные и несрочные. Такие дела действительно можно отложить или отказаться от них безболезненно.

Повышение мотивации

Техника мотивации предполагает превращение собственными силами неинтересные дела в интересные. Интерес – повышение самооценки – побуждение дремлющих способностей – повышение продуктивности – удовлетворение. Такая цепочка работает реально. Также эффективна организация соревнования, с собственными условиями и призами.

Удобный режим и рабочее место

Следует работать в самое удобное время в зависимости от личных предпочтений. Рабочее место должно быть оборудовано как можно лучше, при этом следует избегать общения в соц. сетях и присутствия посторонних в комнате.

Ежедневник – путь решения проблемы

Внесение списка дел в определенную группу невольно обязывает их выполнение в срок. Еще лучше отразить задачи в приложении к смартфону с регулярными назойливыми напоминаниями. Кроме того, нужно научиться устанавливать точные сроки начала и окончания выполнения намеченных работ.

Самовнушение

Как перестать откладывать дела? Возможно и так. При замене словосочетаний «я – должен, я – обязан, мне нужно», на « я – решу, я- знаю, я смогу это сделать», конкретно меняется подход к решению предстоящих задач.

Четкая постановка цели

Это возможно при навыках ежедневного планирования, прогнозирования ожидаемого результата и своевременной коррекции задач.

Срочные и важные дела

Чем больше у вас становится срочных дел, тем меньше времени у вас остается на выполнение важных дел. Вы начинаете испытывать дефицит времени. В итоге, когда подходит крайний срок для выполнения срочных дел, вы хватаетесь за них, пренебрегая всем остальным, иногда более важным.

Самые важные дела всегда должны выполняться в первую очередь

Тогда у вас останется время и на выполнение второстепенных задач. Представьте, что ваши самые важные дела – это большие камни, а ваш день – это ведро. Планируя ваши дела, вы кладете большие камни в ведро. Их помещается не так много, как нам бы хотелось, но они не занимают все пространство.

Между большими камнями можно положить маленькие – менее значимые дела. Но и это еще не все. Между мелкими камнями остались просветы, и мы можем заполнить их песком. Теперь наш день полон. Но и это еще не все, в него можно налить воды, она тоже найдет свое место между камнями и песком.

А что будет, если вы начнете менять этот порядок? Если вы наполните ведро песком, то большие камни в него уже не поместятся. Чтобы не испытывать дефицита времени, следуйте указанной схеме и выполняйте дела в порядке их важности.

Правило трех дней

Если Вы откладываете какое-либо дело больше, чем три дня, ваш мозг автоматически добавляет его в список «ненужных дел». Впоследствии, вам очень трудно будет найти в себе мотивацию, чтобы все-таки сделать его. Возможно, вы не выполните эту задачу никогда. Но даже если соберете волю в кулак, и возьметесь за это дело, знайте, что работы у вас будет намного больше, чем было бы, приступи Вы к его выполнению сразу.

Возьмите себе за правило: как только у вас появилась задача, которую нужно решить, решайте ее сразу, как только найдете время. Никогда не откладывайте на потом. Вначале это будет трудно и непривычно, но привычка сформируется, и это будет происходить само собой. У людей, которые сумели приобрести такую привычку, шансы добиться успеха в жизни значительно выше.

Спешка и срочность

Спешка – это отрицательное явление, возникающее вследствие несвоевременного выполнения дел. Когда нам приходится спешить, мы испытываем стресс, наше внимание рассеяно, а продуктивность работы падает. Чтобы иметь возможность работать не спеша, нужно своевременно избавляться от срочных дел. Вам не обязательно делать их с большой скоростью, достаточно просто делать. Начните прямо сейчас и в будущем Вы сможете сэкономить кучу времени.

Срочность – это совершенно другое понятие. Оно означает, что вы должны приступить к выполнению какой-либо работы как можно скорее. Ее откладывание и невыполнение всегда тянет за собой негативные последствия. Лучше о них не думать, а просто взять, и сделать то, что от вас требуется.

Не стремитесь к совершенству

Лучше сделать работу не идеально, чем не делать ее вовсе. Стремление к совершенству часто мешает нам довести начатое до конца. Оно тоже вызвано страхом. Мы оттягиваем завершение работы из-за боязни, что она не понравится другим людям, а также из страха допустить ошибку.

На самом деле, бояться нечего. Никто не делает свою работу идеально и безошибочно. Вы можете потратить кучу времени, чтобы извлечь ложку дегтя из бочки меда, в то время как девяносто девять процентов людей ее даже не заметят. Не стремитесь к совершенству, вы потратите не это бесполезное занятие много времени, а идеала так и не достигнете, потому что он недостижим в принципе.

Стимулирование «себя – любимого»

Недостаточно зацикливаться на задаче «Как перестать откладывать дела на потом», также необходимо найти время время для отдыха после успешного выполнения запланированного объема работ. Досуг может быть любым, как отдых на природе, так и поход в кафе или кино – для каждого человека индивидуально.

Все вышесказанное, а также готовность пережить неудачи, преодоление лени научат выполнять дела без промедления, а со временем и усилится жажда деятельности. Немаловажную роль играет и техника мотивации.

Планомерно следуя намеченным планам, вы неизменно почувствуете уверенность на фоне своих побед.

Как делать дела вовремя?

Давайте подведем итог и перечислим все, что нам нужно делать, чтобы не откладывать выполнение своих задач «в долгий ящик», и не испытывать дефицит времени.

  1. Выполняйте дела в порядке важности. Вначале бросайте в ведро большие камни, затем те, которые поменьше.
  2. Возьмите себе за правило: приступить к выполнению любого, даже самого неприятного для вас дела, в течение трех дней. Иначе, ваш мозг посчитает это дело не важным и ваша мотивация уменьшится.
  3. Срочные дела выполняйте сразу. Избегайте спешки, если вы будете делать всю свою работу своевременно, вы не будете испытывать дефицита времени.
  4. Не откладывайте свои дела в долгий ящик. Выполняйте работу своевременно.
  5. Не пытайтесь сделать работу идеально. Не бойтесь допускать ошибки.

Надеюсь, мои советы вам помогут. Удачи вам!

Жизнь нужно проживать сейчас, её нельзя без конца откладывать.

Ирвин Ялом.

Не откладывай жизнь на завтра,
Завтра может не наступить.
Каждый час, каждый день безвозвратный,
Как последний спеши прожить.

Алла Келина

Не откладывай жизнь на потом
Что потом только небу известно.
Ты мечтаешь о чём –то большом
Поступая с сегодня нечестно.

Татьяна Лакотош

Откладывание на потом как качество личности – склонность откладывать жизнь и счастье на потом; откладывать решение проблем и выполнение важных дел на потом; переносить их выполнение на более поздний срок.

Когда умерла моя жена, спустя сорок дней после похорон я стал осматривать её вещи. Большинство платьев, кофточек, шуб, обуви она ни разу не одевала. Жила мыслями о будущем, откладывала жизнь на потом, как будто собиралась жить двести лет. Сохраняла всё до особенного случая. Всё откладывала и копила. Не понимала, как можно жить в режиме «здесь и сейчас», не хотела принимать мысль, что каждый день – это маленькая жизнь, что он и есть этот особенный случай.

Сейчас лежит в гробу, а мне больно и горько от мысли, что я так и не смог отучить свою половину от дурной, порочной привычки откладывать жизнь на потом. Часто думаю: «Чтобы она сделала, если бы знала, что умрёт так внезапно и трагично?» Наверное, перестала бы неизвестно для чего сохранять сервиз «Мадонна». Наоборот каждый день пользовалась бы им. Словом, не откладывала бы на потом, то, что приносит в жизнь уют, радость и счастье.

Не откладывайте счастье в долгий ящик, «на потом. Живите сегодня на полную мощность, дышите полной грудью. Не создавайте для себя ловушку иллюзии, что настоящая, прекрасная жизнь будет потом. Люди привыкли откладывать жизнь на потом — на год, на десятилетие, а жизнь уходит куда-то в прошлое и уходит насовсем, безвозвратно. И становится грустно, ибо к прошлому можно лишь мысленно прикоснуться, но изменить уже ничего нельзя…

Не откладывай жизнь на потом,
Может статься «потом» не настанет…
Коль родился - живи, миг настанет
И тогда ты покинешь свой дом…
Не откладывай жизнь на потом.
Откладывание решения проблем и выполнения важных дел на потом.

Нашёл классную статью «Как перестать откладывать дела на потом». Сохранил. Завтра почитаю. Или послезавтра. Максимум — на следующей неделе.

В отличие от разума наш ум нацелен на получение удовольствий, поэтому требует делать то, что ему нравится, что может стать приятным или, по крайней мере, не совсем неприятным. Попав в плен сумбурного, похотливого ума, человек не может заставить себя решать главную проблему и оставить в покое ничего не решающие мелкие вопросы. Ум, если нужно что-то сделать, выбирает приятное и откладывает неприятное. Неприятным может оказаться основное дело, а приятным – второстепенные поручения. Если не принуждать свой вздорный ум к правильному действию, можно быстро скатиться в болото невежества и деградации. Ум человека так устроен, что если он где-то чувствует принуждение, вместо удовольствий, наслаждения и счастья, он оттуда бежит, как чёрт от ладана.
Ум полон гибкости и хамства,
когда он с совестью в борьбе,
мы никому не лжем так часто
и так удачно, как себе.
И.Губерман
Человек, откладывающий решение важных проблему на потом, не умеет расставлять приоритеты, не способен проявлять организованность.

Для многих людей будет открытием, что на получение 80% результатов требуется лишь 20% усилий, а остальные 80% усилий (затраченного времени) дают 20% результатов. Здравомыслящий, организованный человек, естественно, вычислит те 20% дел, которые дают максимальный результат, и начнет с них. Вдумайтесь, 4/5 нашего времени и усилий не имеют практически никакого отношения к тому, что мы планировали сделать. Это эмпирическое правило было введено социологом Вильфредо Парето и оказало огромное влияние на успешных, преуспевающих людей.

Человек, умеющий расставить приоритеты, то есть организованный человек, осознав этот принцип, оптимально решает множество жизненных задач. Например, он читает, в первую очередь, важные для него книги, ибо 20% книг имеют 80% ценности. Именно такие книги развивают разум, «перепахивают» душу, обеспечивают личностный рост. Низкопробные «дефективы» - «Смертельное убийство», «Мертвые не потеют», любовные романы – «Любовная любовь», «Сладострастный импотент», не дают пищу для разума и, лишь отбирают драгоценное время.

Человек, умеющий расставить приоритеты, составит список бесполезных контактов, действий и избавится от них. Придя на работу, он составит план работы на день, сконцентрирует внимание на важных делах, дающих максимальный результат, и вычеркнет мелочные, второстепенные, отвлекающие внимание вопросы. Если человек, умеющий расставить приоритеты, занят бизнесом, он понимает, что ему нужно акцентировать внимание на 20% источниках дохода, обеспечивающих 80% прибыли.

Неорганизованный человек упускает знание, откуда поступает основной приток прибыли, и будет тратить время на пустяки, то есть на пассивные источники дохода, а действительно важные вопросы будут отложены на потом.

У организованного человека перед началом работы всё всегда под рукой. От этого возникает верный психологический настрой. Брайан Трейси пишет: «Начните с того, что приберите на своем столе или рабочем месте, сделав так, чтобы все, что не относится к той одной единственной задаче, над которой вы работаете, было убрано. Теперь окружите себя всеми необходимыми материалами, которые вам потребуются. Добейтесь, чтобы все было под рукой и вам не пришлось вставать, выходить из комнаты и т.п. для получения нужного материала».

Словом, человек, умеющий расставлять приоритеты, умеет чётко разграничивать, что является первостепенно важным, а что может утратить свою значимость в зависимости от развития ситуации. Человек, не умеющий расставлять приоритеты, отдает предпочтение решениям по мелким второстепенным вопросам, зато по важным, судьбоносным для организации вопросам медлит, откладывает их решение на потом, тянет «кота за хвост» в надежде, что всё решится и без него.

Иными словами, откладывание дел на завтра - это выбор одних дел вместо других. Это выбор лёгких и комфортных действий вместо тяжелых (встать и побегать) или дискомфортных (неудобный разговор с начальником). Не оставляйте себе этого выбора.

Важно понимать, что любое откладывание проблем только отнимает у человека силы. С каждым днём отнимает всё больше и больше сил, человеку с течением времени очень трудно взяться за решение серьёзной проблемы.

Самая успешная стратегия поражения – это промедление, откладывание на потом того, что нужно сделать немедля. Тот, кто любит откладывать дела на потом – проявляет безответственность. Своим рождением безответственность обязана склонности человека откладывать дела в долгий ящик, на потом.

Склонность к откладыванию на потом прививается там, где вольготно чувствует себя мешкотность. Суть мешкотности как раз и состоит в откладывании важных дел на потом и промедлении. То есть человек склонен медлить, колебаться, длительно и неспешно обдумывать предстоящее решение, откладывать выполнение важного дела, находя более срочные задачи.

В то же время оперативность не уживается со склонностью откладывать решение важнейших проблем на потом. Оперативность как качество личности – способность правильно, быстро и действенно осуществлять те или иные практические задачи; решать основные задачи немедленно, не откладывая в долгий ящик, на потом.

Иногда откладывание на потом смерти подобно. Немедленно действующий получает шансы и возможности, медлящий, откладывающий на потом зачастую отбирает у себя шансы выжить. Человек медлит, не обращается к врачу, потом слышит вердикт: – У Вас рак четвёртой степени. Уже ничего не сделаешь. Никто не поможет. Знал ведь, что нужно было идти к врачам, но всё откладывал на потом, тянул, всё медлил…

Петр Ковалев 2018

Прокрастинация – это психологическая проблема человека, откладывание дел на потом, в результате они так и остаются невыполненными. Вначале эта проблема не кажется глобальной, однако, это не совсем так. Синдром откладывания важных дел является привычкой, с которой просто необходимо бороться.

Откладывание дел на потом – этот процесс знаком каждому человеку. Однако, если он входит в привычку и становится стереотипом поведения, это становится уже проблемой и называется прокрастинацией. Ее синдром таит в себе определенную опасность.

Человек, привыкший откладывать важные дела на потом, в результате отказывается от них, что ведет к деградации и развитию депрессии. Оглянувшись назад, можно увидеть массу упущенных возможностей. Для дальнейшей реализации человека как личности это становится опасным. Нужно срочно принимать меры. Иначе чувство хронического недовольства жизнь начнет пожирать вас изнутри.

Не стоит ожидать, что вам удастся перестать откладывать все на потом сразу и без усилий. Положительные результаты имеют место лишь в случае, если будут приложено максимальное количество сил со стороны самого человека. Привычка откладывать все на потом отступит, если правильно определить ее истинную причину, воспользоваться советами и рекомендациями.

С чего начать?

В сущности, синдром откладывания не является заболеванием. Однако стремление откладывать дела на потом может спровоцировать серьезные нарушения в здоровье человека. Чтобы этого не случилось, от нее рекомендуется избавиться. Перед началом процесса необходимо определить тип прокрастинаторов, к которому относится человек.

Напряженный прокрастинатор:

  • Страх перед достижениями. Некоторые боятся, что впоследствии от них будут требовать этого постоянно, некоторые боятся потерять из-за этого друзей, встречаются и такие люди, которые считают себя просто недостойными успеха. Установку такого типа следует менять на позитивную.
  • Страх неудачи. Получить неудачный результат будет более болезненно, чем совсем ничего не делать. Еще одна сторона этого типа хорошо сформулирована Авраамом Линкольном: «Лучше молчать, и казаться идиотом, чем сказать, и развеять последние сомнения».
  • Противостояние: «Меня невозможно заставить что-то сделать». В этом случае необходимо спросить у себя, кому станет хуже, если дело не будет сделано. Возможно, этот противостояние является просто протестом ради протеста. Стоит ли тратить всю жизнь, агрессивно доказывая свою личную свободу, вместо того, чтобы привнести в нее что-либо полезное?

Расслабленный прокрастинатор;

  • Неприятие отдельного вида деятельности и стремление ее избегать. Выходом будет новая установка – стремление откладывать неприятную работу является выбором студентов и необразованных людей.


От жизненных трудностей не спрятаться, раньше или позже с ними придется встретиться лицом к лицу. Перестать откладывать неприятные дела на потом можно, сделав всего семь шагов. Применить рекомендации следует незамедлительно, ибо отодвинув их на потом, человек опять окунется в прокрастинацию.

  1. Заведите ежедневник. Дела требуют учета, поэтому следует составить список дел, которые откладывались на потом, и определить приоритеты. Разным цветом маркера сделайте личные пометки – по срочности, по личной заинтересованности, по степени важности. Проставьте рядом примерную дату выполнения – вы увидите, что завтра будут следующие дела, поэтому откладывать ничего не следует. Совет: продумайте для себя систему поощрения и наказания.
  2. Большую работу из многих составляющих можно разделить на блоки: «Большого слона нужно есть по частям». Неприятную работу, на которую необходимо затратить много времени, можно разбить на временные промежутки: «Я поделаю 15 минут и отдохну». Психологически к такой работу будет гораздо легче подойти – она уже не будет казаться невыполнимой. Рекомендуем сделать между этапами перерыв.
  3. Запишите все стандартные фразы, используемые для прокрастинации, и для каждой подберите контраргументацию. «Я смогу сделать это завтра» — «Это следует сделать сегодня, а завтрашний день я потрачу на поход в кино, шопинг и т.д.». Ищите позитивные моменты, закладывайте в аргументы побольше положительного, и жизнь перестанет быть безрадостной.
  4. Не отвлекайтесь от основного дела. Сосредоточьтесь только на одном из дел и не отвлекайтесь на посторонние. Например, начиная уборку в шкафу, занимайтесь только уборкой, а не примеркой нарядов. Выполнив основное дело, вы сможете заняться более интересными для себя.
  5. Составьте детальный план реалистичных целей, определив каждую, как краткосрочную или долгосрочную. После достижения даже маленькой из них вознаграждайте себя за ответственность и трудолюбие. Похвалите и порадуйте себя, ведь вы выполнили дело в срок, не откладывая его надолго.
  6. Ищите правильную мотивацию и личную заинтересованность, ведь, по словам Кэлвина Кулича, «ничто в жизни не заменит упорства». Придумайте позитивную причину – и дело пойдет гораздо легче. К примеру, делая новый проект, вы приближаетесь к прибавке в зарплате.
  7. Если вы не представляете, как подступиться к какому – либо делу и правильно его выполнить, просто начните его делать. Наше поведение тоже подчиняется закону инерции. Это значит, что энергию необходимо затрачивать только вначале какого либо дела. А дальше становиться ощутимо легче – в силу в ступает закон инерции. В процессе деятельности решение придет само собой, вы втянетесь и незаметно даже для себя выполните задание. Похвалите себя! Ведь вы не потратили много времени, чтобы настроиться, подготовиться к выполнению и детально продумывать последовательность действий.

Как получить результат максимально быстро?

Любая привычка вырабатывается в течение 21 дня. Советуем выработать некий деловой режим – начинать дела в один и тот же час. Если начал в срок, непременно похвали себя, немного, слегка. Чтобы было не так скучно, разработайте личный ритуал включения в работу. После 21 дня, скорее всего, привычка откладывать дела на потом исчезнет, а вместо нее появится новая, полезная.

Кстати, причиной промедления может стать желание сделать работу суперсовершенно. И человек начинает терять время, собирая информацию. А нужно всего лишь приступить к работе. По принципу Парето, 20% имеющейся информации уже дают 80% необходимых для работы сведений. А остальное – это просто потеря времени, так как недостающие 20% можно вычислить только в процессе выполнения практической работы. Для сокращения времени поиска и обработки информации подойдет самый простой план, поэтому не нужно все усложнять.

Разрешите себе быть несовершенными, и вы сможете начать делать работу быстро. Самый лучший учитель – это практика, ее опыт бесценен. Сделав что-либо однажды, в последующем вы сделаете это гораздо быстрее и лучше. Научитесь радоваться малому, поощряйте себя за вовремя начатое и не отложенное на потом дело.

Если даже результат получится не совсем тем, как вы ожидали, ободрите себя – ведь вы сделали это!