Пастернак зимняя ночь анализ. Анализ «Зимняя ночь» Пастернак


Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало - тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.


Ирина Сказина - Мело, мело по всей земле

Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.

В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.

Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.

Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»

Стихотворение «Зимняя ночь» является одним из самых известных произведений Б. Пастернака и больше известно по первой строке «Мело, мело по всей земле…».

Это стихотворение входит в поэтический цикл, что завершает роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Он посвящён О. Ивинской. Стихотворение написано под впечатлением встречи-свидания поэта с О. Ивинской на его даче в Переделкино. Уже тогда они поняли, что не могут жить друг без друга.

Эта зима 1945-1946 гг. была поворотной в его судьбе. Пастернак начал работу над романом «Доктор Живаго», который сыграет роковую роль в его жизни. В это время он знакомится с сотрудницей редакции журнала «Новый мир» Ольгой Всеволодовной Ивинской. Ему было тогда 56, ей – 34 года. О. Ивинская стала закатной любовью поэта, последние 14 лет жизни Пастернака она была его мукой и страстью. Теперь их взаимоотношения лишь часть истории, но свеча, зажжённая силой любви поэта, горит назло всем февральским метелям.

Это стихотворение любимо и узнаваемо ещё и потому, что оно неоднократно ложилось на музыку. Это неудивительно, поскольку произведение обладает неповторимой музыкальностью. Недаром утверждала М. Цветаева, восхищённая талантом Пастернака, что он пришёл из музыки. Пастернак принёс в поэзию «всю несказанность», читая его стихи, идёшь «ощупью, наугад».

Музыкальность стихотворению придают повторяющиеся рефреном строки: «Свеча горела на столе, свеча горела». В звуковой оболочке произведения можно выделить аллитерация на сонорные согласные [м] и [л], которые придают стихотворению дополнительную напевность и мелодичность.

Музыкальность стихотворению придаёт и его размер – четырёхстопный ямб, чередующийся с двустопным. Такая форма отражает и особенности ключевого образа стихотворения – свечи. Строки стиха, подобно пламени свечи колеблются на бумаге и создают иллюзию движения.

Особенно нужно отметить особенности рифмовки. Она перекрёстная, и таким образом, уже на звуковом и структурном уровне стихотворения, даёт о себе знать мотив креста, скрещение судеб. Немаловажно и то, что мы имеем дело со скрещением мужской и женской рифмы. Данное совпадение отнюдь не случайно. Автор показывает воссоединение героев, пересечение их судеб не только в сюжете стихотворения, но и в его структуре.

Однако, если мы перейдём непосредственно к лексической составляющей стихотворения, то обратим внимание на то, что автор ни разу не упоминает в буквальном смысле двух главных героев. Он как бы говорит ни о чём и обо всём одновременно. Картину происходящего мы понимаем по намёкам: тени, скрещенье рук, скрещенье ног, падали два башмачка, воск на платье капал.

Что же происходит с двумя людьми, затерявшимися во мраке ночи: это грех или это Божья благодать. Б. Пастернак даёт однозначный ответ. Обратимся к четвёртой строфе.

Вопреки законам физики тени ложатся не на пол, как мы привыкли, а на потолок, причём этот потолок озарённый. Таким образом, получается, что две тени устремляются к небесам, освещённым некой Божьей благодатью. Любовь рождается в грехе, на это указывают и звук падения башмачков, и плач ночника, и непонятное дуновение на свечку из угла, и жар соблазна. Но этот жар соблазна всё равно, что ангел, который берёт под крыло влюблённых даёт им крылья и позволяет оторваться от грешной земли к взлететь к озарённому потолку.

Именно в этих четырёх строфах (с IV по VI), описывающих слияние влюблённых появляется мотив креста. В контексте данного стихотворения крест не является символом муки и страдания. Здесь крест как пересечение двух жизненных дорог, двух судеб в одну.

Очевидно, что в произведении присутствуют два ведущих образа: образ свечи и образ метели, по сути, они являются антиподами друг друга и создают два параллельных, не похожих друг на друга мира.

Стихотворение начинается образом метели. Даётся её пространственная характеристика: она повсеместна, поле её деятельности – вся вселенная. Всё теряется в снежной мгле – на улице темно, непроглядно и морозно. Метель лепит свои узоры на оконном стекле, а значит она вне дома, за его пределами.

Мир свечи предельно мал – это всего лишь стол, свеча находится где-то внутри дома, по другой стороне оконной рамы. Свеча несёт тепло («И жар соблазна//Вздымал, как ангел, два крыла//Крестообразно»).

Попробуем пойти в анализе стихотворения идти вслед за автором.

В первой строфе абсолютная антитеза: с одной стороны «Мело, мело по всей земле во все пределы», а с другой – «Свеча горела на столе, свеча горела».

Во второй строфе обстановка меняется. Появляется некий центр – огонь свечи, - на который «как летом роем мошкара, летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме». И читатель вместе со снегом начинает стремиться к этому центру.

Третья строфа: «Метель лепила на стекле кружки и стрелы». И мы как бы вместе с метелью заглядываем в окошко и наблюдаем происходящее.

Стоит обратить внимание на то, какие фигуры лепит метель на стекле: кружки и стрелы. Какие ассоциации возникают.

Кружки как обручальные кольца – символ единения двух влюблённых в единое целое. Однако метель рисует не только кружки, но и стрелы, и в биологии существует знак, обозначающий воссоединение мужчины и женщины.

А дальше – «на свечку дуло из угла» - метель проникает в помещения, это она помогает ещё ярче разгореться жару соблазна. Таким образом, она становится соучастницей всего происходящего. Это мнение подтверждается в последней строфе:

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Во-первых, в стихотворении из 8 союзов нет ни одного противительного, более того, все восемь представлены сочинительным союзом и (если мы заменим: «Но падали два башмачка// Со стуком на пол,// А воск слезами с ночника// На платье капал» - содержание кардинально изменится). И выражение «то и дело» возводит сочетание данных явлений в закономерность. Ведь если, действие перенесётся в дождливый осенний вечер и освещённую электричеством комнату, то исчезнет романтический ореол, раствориться в небытие святость зимней ночи.

Иными словами, два полюса пересекаются: метель и пламя, холод и тепло, мужчина и женщина. Мотив креста, перекрещения вновь даёт о себе знать.

Таким образом, стихотворение «Зимняя ночь» - это стихотворение о необыкновенном единении мужчины и женщины, человека и природы, то единение, которое сложно передать в прозе, и которое так неуловимо, но так полно выражено в небольшом стихотворении.

Материалы к анализу стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»

Оцініть публікацію

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Это стихотворение входит в поэтический цикл, что завершает роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Он посвящен О. Ивинской. Стихотворение написано под впечатлением встречи-свидания поэта с О. Ивинской на его даче в Переделкино. Уже тогда они поняли, что не могут жить друг без друга.

Эта зима 1945-1946 гг. была поворотной в его судьбе. Пастернак начал работу над романом «Доктор Живаго», который сыграет роковую роль в его жизни. В это же время он знакомится с сотрудницей редакции журнала «Новый мир» Ольгой Всеволодовной Ивинской. Ему было тогда 56, ей - 34 года. О. Ивинская стала закатной любовью поэта, последние 14 лет жизни Пастернака она была его мукой и страстью, стала прототипом образа Лары в «Докторе Живаго». В одном из писем он восторженно говорит о своей любимой: «Она и есть Лара моего произведения, которое я именно в это время начал писать... Она - олицетворение жизнерадост-ности и самопожертвования. По ней незаметно, что она в жизни (уже до того) перенесла... Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела».

Это ее драматическая судьба отразилась в романе, и, в свою очередь, драматическая судьба романа отразилась на ее судьбе. Ольга был арестована. Сталин оставил на свободе Пастернака, но нанес ему предательский удар арестом его возлюбленной. В начале 1949 года Ивинскую увезли на Лубянку якобы за то, что она хотела устроить Пастернаку побег за границу и бежать вместе с ним. В тюрьме ее подвергли пыткам, даже несмотря на то, что она ждала ребенка. Однажды после очередных пыток она очнулась в морге. Потом ей сказали, что произошла ошибка, не туда привезли. Но по возвращении в камеру начались сильные боли, и Ольга Всеволодовна потеряла ребенка. Страданиям горячо любящих людей не было конца:

Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему, - писал Пастернак.

Но есть стихи О. Ивинской, которые звучат ответом любимому:

Играй во всю клавиатуру боли,
И совесть пусть тебя не укорит
За то, что я, совсем не зная роли,
Играю всех Джульетт и Маргарит.

Вскоре после ареста Ольги Пастернака свалил инфаркт, а Ивинская попала на 4 года в мордовские лагеря, откуда была освобождена только после смерти Сталина. В письме к Р. Швейцер поэт писал: «Ее посадили из-за меня. Чтобы добиться свидетельства против меня. Только ее мужеству обязан тем, что меня не арестовали и я имею возможность писать».

А судьба романа оказалась не менее трагичной. «Доктор Живаго» был закончен в конце 1955 года и отправлен в редакцию журнала «Новый мир». Роман был отвергнут по идейным соображениям, так как советские идеологи от литературы увидели в нем искаженное изображение революции. «Дух Вашего романа - дух неприятия социалистической революции. Пафос Вашего романа - пафос утверждения, что Октябрьская революция, гражданская война и связанные с ними последние социальные перемены не принесли народу ничего, кроме страданий, а русскую интеллигенцию уничтожили или физически, или морально...» - это письмо от редакции подписано Б. Агаповым, Б. Лавреневым, К. Фединым, К. Симоновым.

Рукопись романа попала в Италию, где и была напечатана на итальянском и русском языках. Публикация романа послужила дополнительным основанием для Нобелевского комитета присудить Пастернаку премию 1958 года «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Началась травля писателя.

Нобелевский лауреат был исключен из Союза писателей. Под угрозой насильственной высылки из СССР, в беспокойстве о благополучии и самой жизни близких ему людей Пастернак отказался от Нобелевской премии.

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет,
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
(«Нобелевская премия», 1959 г.).

Поэт был близок к самоубийству. Его сломила болезнь, от которой он уже не мог оправиться. В последние дни поэта поддерживали друзья и письма О. Ивинской. Из семьи Б. Пастернак так и не ушел, ибо считал невозможным для себя «соединяться на обломках чьего-то крушения». Теперь, как 14 лет назад, он признавался ей: «Золотая моя прелесть, твое письмо как подарок, как драгоценность. Одно оно способно излечить, окрылить, вдунуть в меня жизнь». Это написано 30 апреля 1960 года. Ровно через месяц, 30 мая, его не стало. Когда О. Ивинская пришла проститься с ним, перед ней молча расступились. Ибо все чувствовали, что у этой женщины были «какие-то свои, совсем особые права на скончавшегося».

Слова эти принадлежат Пастернаку. Это сцена, когда к мертвому, утопающему в цветах доктору Живаго приходит в последний раз его Лара.

Конечно, стихотворение «Зимняя ночь» написано под впечатлением конкретного факта из жизни Пастернака. Но, безусловно, оно выходит за рамки автобиографического. Как ни печально, ни О. Ивинской, возлюбленной великого поэта, ни самого Б. Пастернака уже нет в живых. Но свеча, зажженная силой любви поэта, горит всем февральским метелям назло.

Это стихотворение удивительно. Возможно, даже с первого чтения не постигаешь его колдовства. Надо читать, читать стихотворение, желательно вслух. И постепенно ты попадаешь под магию слов, тебя очаровывает волшебная музыка, ты повторяешь как заклинание:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы...

И настроение у тебя чудесным образом меняется, душа словно бы очищается, осветляется, возносится:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы...

Вы тоже попали под колдовской ритм этих строк? Вы почувствовали с помощью ассонанса, как плачет вьюга, завывает ветер и крутит снежные хлопья? Это все творит удивительная звукопись стихотворения. Недаром, утверждала М. Цветаева, восхищенная талантом Пастернака, он пришел из музыки. Пастернак принес в поэзию «всю несказанность». Читая стихи Б. Пастернака, идешь «ощупью, наугад». И, боясь показаться однообразной, приведу еще одну цитату Цветаевой: «Пастернак нами не читается, он в нас совершается... Пастернак завораживает. Когда мы читаем Пастернака, мы все забываем, кроме Пастернака... Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него подпадаем. В него - впадаем». Потому что он - тайнопись, иносказание, шифр.

Конечно, можно наслаждаться пастернаковской «Зимней ночью», не постигая тайны его стихотворчества. Но разве плохо понять, как очаровывает это стихотворение, почему берет в плен, каким образом покоряет? Из чего состоит ткань стиха, нежнейшая «на ощупь»? Какой словесный и звуковой рисунок встает перед читателем? Если ученики постигнут эту науку, то, на мой взгляд, их восхищение стихотворением будет глубже и осознанней. А то, что ученики восхищены «свечой», горящей на столе вопреки февральским метелям, я смогла убедиться за годы преподавания в старших классах. Расскажу лишь о недавнем случае. Зима. За окном снег. Идет урок в 11 классе. Не помню, в связи с какой темой, но говорим о любви, о силе этого чувства. Я внезапно предлагаю ребятам: «Хотите, я вам прочту потрясающее стихотворение о любви?» Начинаю читать «Зимнюю ночь». Когда стихи кончились, в классе повисла тишина. А потом... раздались аплодисменты! Поверьте, я была рада не за себя, что дошла до сердец моих ребят. Я была горда, что Пастернак вызвал у ребят восторг! Уверена, что в мировой лирике не так уж много совершенных стихов, где сплавлены поэзия и музыка в абсолютно идеальных пропорциях. Думаю, что возглавлять этот список будут «Незнакомка» А. Блока и «Зимняя ночь» Б. Пастернака.

У больших поэтов нет ничего случайного. И если мы говорим о звукописи Пастернака, то это не означает, что поэт рассудочно отбирал слова, создающие эффект завывания вьюги или рисующие картину озаренной свечой комнаты. В том-то и чудо гениальных строчек, что поэт интуитивно находит единственно возможные образы, слова, звуки, слышит ту музыку, которая подчеркивает смысловое богатство стихотворения.

Тягучий, протяжный ритм, поразительные ассонанс (созданный звуками И, Э) и аллитерация (прием, основанный в данном случае на повторении звуков М и Л) первых двух строчек в начале стихотворения заставляют нас представить ночное безмолвие, безжизненность пространства, где царит мрак и холод, злобствование метели, швыряющей снежные хлопья в освещенное окно:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы....

По смыслу, по тональности, по звуковому оформлению контрастом звучат вторые две строки:

Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Концентрированное повторение звука А, открытого и широкого, создает эффект противостояния света - мраку, тепла - холоду, огня - льду. Эти две строки, четырежды повторенные в стихотворении, станут его лейтмотивом, ключом к пониманию главной мысли поэта и будут раз от разу звучать все более настойчиво и жизнеутверждающе. Прием градации придает стихотворению вид заклинания, оно воспринимается как вызов судьбе.

Итак, уже в первой строфе зашифровано все, что будет раскрыто в последующих строках. В стихотворении есть два основных символа - метель и свеча. Символы эти многозначны, они приобретают философский характер, достигают вселенского масштаба. Стихотворение построено на антитезе: противодействуют и взаимодействуют (единство и борьба противоположностей) два символа, два мира, две стихии.

Метель - это не просто явление природы, свеча - не просто тающий от огня воск. Пастернак подчеркивает надмирность метели, которая «метет по всей земле», застит свет, сбивает с жизненных ориентиров, угрожает, леденит душу. Она враждебна уюту и теплу, стремится погасить огонь в очаге, мешает соединению родственных душ:

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы...

Снова явление метели создано с помощью повтора согласных Л, М и гласной Э, И.

И даже в человеческом жилище, защищенном от стужи февральской вьюги, нет покоя: «на озаренный потолок ложились тени», на свечу «дует из угла», капает слезами «воск... с ночника».

Что может противопоставить человек враждебному миру и ощущению затерянности в холодном пространстве? Только любовь, «судьбы скрещенье», огонь души.

Когда встречаются он и она, отступают темнота и холод, мир становится надежным, знакомым, узнаваемым. Тогда поэтом используется другая лексика. Автор включает в философские стихи простые и привычные слова: потолок, платье, башмачки, ночник, слезы, воск. Бытие и быт здесь сосуществуют, дополняя друг друга. Предельно конкретные вещи, те, что окружают человека ежеминутно, - входя в стихотворение, получают образное воплощение и становятся олицетворением вечных истин. Обыденное обнажает значительное и вечное... Пастернака «увлекала задача... воссоздать всеохватывающую атмосферу бытия...» (А. Синявский).

Сцена свидания описана предельно откровенно, но и чрезвычайно целомудренно и возвышенно. Мы видим брошенное на стул платье, упавшие на пол башмачки, мелькающие тени, слившиеся воедино:

На озаренный потолок ложились тени
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

С помощью звукописи потрясающе переданы стук упавших башмачков и медленное падение восковых капель.

В нескольких строчках - любовный порыв двух близких людей, ищущих оплота друг в друге во враждебном мире. Их словно осеняет ангел:

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Чувства двоих освящены поэтом. Он утверждает: метель бессильна. Она не может задуть горящую свечу. Всемирная метель и хрупкий огонек свечи вступают в противодействие, и побеждает свет! Горящая свеча также перерастает в символ: это маяк для одиноких путников, магнит для любящих сердец, ориентир для жаждущих света, гавань для сбившихся с дороги, пристань для отчаявшихся, уставших и заблудших. Свеча горит вопреки злым силам. Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Христос в Нагорной проповеди говорит: «И зажегши свечку, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

В финале стихотворения, которое имеет кольцевую композицию, пропадает значение всемирности метели. Лед побежден огнем, мрак потеснен светом. Метель - всего лишь февральская вьюга, которая обязательно отступит под напором весны. Отсутствие повтора «мело, мело» в последней строфе снимает ощущение безысходности:

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Очень хочется точку в конце заменить восклицательным знаком, потому что уверенность и сила исходят от последних строчек, в них утверждается идея безграничности высоких чувств и силы любви, которая не покоряется обстоятельствам. Автор рассуждает о проблемах онтологического характера, склоняясь к философским обобщениям. Художественной установкой Пастернака является анализ соотношения человека и внешнего мира. Поэт устремлен вглубь, в суть постигаемого явления. Это стихотворение принадлежит к медитативной лирике. Строчки «Зимней ночи» - это своеобразный поток сознания, который равно захватывает явления бытия и быта, внешнее и внутреннее, абстрактное и конкретное. Это своеобразный философский этюд с жизнеутверждающим финалом, в котором сопрягаются элегические раздумья со своеобразными пейзажными зарисовками, что образуют параллель с внутренним миром человека.

Стихотворение метафорично. Обычный мир поэт видит сквозь «магический кристалл». Сам Пастернак определял метафоризм как «естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться мгновенными и сразу понятными озарениями. Это-то и есть поэзия. Метафоризм - стенография большой личности, скоропись ее духа». Многозначная метафора для Пастернака - единственно возможное средство запечатлеть многозначный мир вокруг и внутри человека.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который как нельзя более удачно передает эмоциональную насыщенность и взволнованность текста. Но вторая и четвертая строки в строфах укорочены и имеют все две стопы. Возможно, эта перебивка ритма и придает энергию строкам, делает стихи динамичными, экспрессивными.

Мы отмечаем чередование мужской и женской рифмы в строках, в зависимости от расположения рифмы определяем ее как перекрестную (АВАВ).

В стихотворении мало тропов: есть редкие эпитеты, помогающие создать цветовой образ:

озаренный потолок - снежная мгла, седая и белая; есть сравнение, характеризующее отношение автора к чувству героев: жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла...

Интересно проследить за словесным строением текста. Здесь нет глаголов, обозначающих действия героев. Нет существительных, называющих героев. Мы узнаем об их существовании и поведении с помощью словосочетаний с существительными: ложились тени, скрещенье рук, скрещенье ног, падали башмачки, воск... на платье капал. Враждебная влюбленным стихия описана с помощью безличных глаголов, что подчеркивает не конкретный характер злых сил, а их вселенский масштаб: мело, мело по всей земле, на свечку дуло из угла.

Итак, перед нами сплав философской и любовной лирики. К какому методу и направлению можно отнести этот стихотворный шедевр? Безусловно, утонченное воссоздание личностных чувств и переживаний, метафоричность текста, создающая настроение, музыкальность позволяют говорить о принадлежности стихотворения к импрессионизму. Но мы можем также утверждать, что стихотворению присущи и признаки символизма: пастернаковский мир синкретичен, он не познается с помощью рациональных приемов, он доступен лишь интуиции, раскрывается с помощью намека, цветового решения, музыки (романсовость формы подсказывает современным композиторам мелодии, есть даже несколько удачных попыток положить стихотворение на музыку). Однако мы видим и романтичность чувства, и реалии жизни. Поэтому нелепо пытаться классифицировать стихотворение однозначно. Пастернак больше, шире, глубже любого окончательного определения. Он сам в книге лирики «Сестра моя жизнь» писал: «Мне совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она безмерно больше меня и поэтических концепций...»

Свеча поэзии Пастернака горит вопреки всем запретам и табу.

И каждый может увидеть этот свет, и греться у этого тепла, если в нем нет «той смертной бескрылости», которую ненавидел в людях поэт и его герой Юрий Живаго.

Борис Леонтьевич Пастернак – один из пяти русских писателей, удостоенных Нобелевской премии, признанный мастер слова и бесспорно великий русский поэт. Родился в Москве 29 января 1890 года. В его доме постоянно царил дух творчества. Художественный талант отца и музыкальный – матери не могли не «разбудить» любовь и интерес к творчеству у юного Пастернака. Его выбор пал на литературу. Вероятно, это напрямую связанно с тем, что ещё в юности Пастернак познакомился с выдающимися писателями-современниками: Маяковским, Рахманиновым, Толстым, которые посещали дом его родителей. Уже в двадцать лет Борис Леонидович писал глубокие и насыщенные стихи. Естественно они были ещё незрелыми и, как это часто бывает, стали следствием разбитого сердца из-за отказа любимой.

Стихотворение «Ночь», написанное в 1957-ом, относится к позднему периоду творчества Пастернака, когда поэт жил и работал в писательском поселке Переделкино. Его литфондовская дача хоть и располагалась среди леса, но в то же время находилась недалеко от столицы. Удобный дом с огородиком, где можно работать для души, а не для пропитания, интеллигентные соседи. Странная, скорее, ненормальная ситуация с личной жизнью стала почти привычной, страсти улеглись: Пастернак живет на две семьи, которые каким-то непостижимым образом уживаются по соседству. Прекрасно чувствуя себя в обеих семьях, поэт проводит большее время у «подруги», а работать всё же предпочитает в своём кабинете.

Этот период жизни Пастернака, наверное, можно назвать самым счастливым этапом его жизни. И в то же время – постоянно испытываемая вина перед близкими. И всё же это идёт на пользу процессу созидания. В тот год Пастернак написал около сорока произведений, среди которых множество великолепных стихотворений.

Жанр, направление и размер

Стихотворение написано не часто встречающимся в творчестве Пастернака размером. Это трехстопный ямб.

Перекрестная рифма, напротив, используется им повсеместно. Преобладает количество мужских рифм над женскими. Жанр совмещает в себе два направления – элегия, медитативная лирика.

Образы и символы

В центре стихотворения – образ огромного пространства, в котором переплетены сон и бессонница, вынужденные и добровольные, где ночной труд перекликается с ночными развлечениями (ночные бары), шумят вокзалы, и в то же время в тишине своего уединенного чердачного жилища от одного ему понятного беспокойства бодрствует поэт. И пока над землей «тает ночь», возникает ощущение, что пока человек, тот, кто трудится, чьей заботой «горят материки», наблюдает за планетой, на этой планете будет продолжаться жизнь.

Второе четверостишье считается одним из лучших, а возможно и лучшим, афоризмом Пастернака. Оно цитируется, возможно, чаще всех других его стихотворений. Это умозаключение об участи поэта, где вырисовывается образ пленника вечности и времени, художника, обреченного творить и страдать.

Ночное небо символизирует некий холст, на котором рисует свои воздушные фигуры пилот. Там же творит и художник, но его узоры – мысленные. Ночь в мировой культуре традиционно означает таинственный приход вдохновения, время, когда просыпаются мистические силы. Недаром поэт выбирает именно его.

Стихотворение «Ночь» критики и знатоки творчества Пастернака считают странным, хотя большинству читателей, напротив, оно кажется одним из самых простых и доступных во всем его творчестве. Считается, что в этом стихотворении пастернаковский гений вознесся на особую высоту. «Ночь» — это выход Пастернака как поэта на мировой уровень. Герой чувствует себя полночным летчиком, сравнивая себя с ним, а вовсе не с космическим спутником, как может показаться нам, современникам космических полетов (стихотворение написано летом 1957, еще до запуска первого спутника Земли). Скорее всего, автор вдохновлялся французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери и самолетами с внуковского аэродрома, постоянно кружащими над дачей в Переделкино.

Темы и настроение

Безусловно, стихотворение указывает на начало нового этапа в жизни Пастернака как поэта. Можно даже заявить о новом уровне поэтической зрелости. Автор смотрит на мир как бы сверху, из-под облаков. Эта тема взгляда с высоты, и не только глазами летчика, спешащего по своему обыденному летному маршруту, но и «глазами» звезд и планет, которые «глядят» на беспокойное земное хозяйство с бесконечного далека – красной нитью проходит через все стихотворение. Через этот взгляд передается тема непостижимой власти. Ею обладает пилот, покоривший природу человека, имеющий возможности, недоступные обывателю. Ею обладают таинственные космические тела, имеющие более грандиозные масштабы, чем наша планета. И, наконец, ею обладает творец, чей разум может созидать и создавать новые жизни, истории и миры.

Другая важнейшая для Пастернака тема, возможно и являющаяся основной в этом произведении: задача художника в жизни общества. Он не улетает за облака, если он «уснёт», последствия не будут катастрофическими, но и у него есть долг – его служба неимоверно важна.

Идея

Ночь всегда тревожна, по сути. Метафорическое яркое выражение «горят материки» призвано вызывать беспокойство у читателя, и даже понимание того, что горят они мирным светом уличных фонарей, не снижает чувства тревоги. Сплетение анафоры и сильного эпитета: «страшный, страшный крен» усиливает беспокойство, и только привычный для жителя внуковского пригорода мирный звук планирующего самолета снижает тревожность и практически дарует покой.

Жизнь идет своим чередом, не спят разделенные океанами, границами и политическими разногласиями кочегары, бармены, железнодорожники, парижские актеры, художник в своем чердачном жилище и невидимый за облаками летчик, взлетевший с внуковского аэродрома. Все они бодрствуют, работают, творят и, как греческий Антей, удерживают мир на своих плечах, спасая от безумия и краха.

Средства художественной выразительности

Произведение изобилует тропами. Это метафоры (тает ночь), эпитеты (спящий мир), сравнения (Став крестиком на ткани), гипербола (В пространствах беспредельных), олицетворение (Венера или Марс глядят), неоднократная анафора (Не спи, не спи, работай).

Следует так же обратить внимание, что анафора в двух заключительных четверостишиях сливается с антитезой, что особенно необычно. Это одномоментное использование двух и более видов тропов значительно усиливает впечатление от прочитанного. Для усиления экспрессии автор пользуется также таким сильным выразительным средством языка как бессоюзное номинативное перечисление.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озарённый потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья

И падали два башмачка

Со стуком на пол,

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Вопросы к анализу стихотворения

    На каком контрасте построено стихотворение?

    В каких рефренах и образах выражается это противостояние?

    Какой символический смысл вкладывает поэт в образ свечи?

    Как в стихотворении соединяется вечность с сиюминутностью?

    Что предпочитает лирический герой Пастернака – холод вечности за окном или тепло жизни в комнате?

    Приведите примеры метафор, эпитетов, сравнений. Как они усиливают смысл и чувства?

    Какие согласные звуки и почему преобладают в стихотворении?(Аллитерация)

    Дважды в стихотворении в разных лексико-грамматических вариантах повторяется образ креста. Что он символизирует?

    Какова же главная мысль стихотворения?

Анализ стихотворения б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»

Это произведение входит в цикл стихотворений Юрия Живаго, помещённый в конце романа «Доктор Живаго» под № 15 – в самой середине цикла.

Произведение построено на контрасте. Холоду пространства и времени противостоит тепло дома, любви и творчества. Это противостояние получает художественное выражение в двух рядах рефренов. Первый из них связан с образом февральского холода и метели («мело, мело по всей земле…» в разных вариантах), а второй – с образом свечи в тёплом доме («Свеча горела на столе…»).

Рефрен о свече встречается 4 раза, причём всякий раз – со всё большей силой и настойчивостью - в ответ на непрестанную метель и усиливающийся за окном холод. Свеча – образ и реальный, и символический, понятие многогранное. Это – и символ памяти, и примета праздника, и излучатель тепла, и составляющая уюта в доме, и символ любви, и показатель скоротечности человеческой жизни по сравнению с бесконечностью времени и пространства, и, наконец, предмет, сопутствующий поэзии, творчеству. Свеча словно соединяет вечность с сиюминутностью: неограниченность пространства в начале стихотворения («по всей земле») сочетается с ограниченностью времени в конце («…весь месяц в феврале…»).

Действие переносится из космического хаоса, из природного пространства в конкретный дом, из бытия в быт с реальной земной ситуацией, а затем обратно. Всё это весьма напоминает по композиционному решению стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» (кстати, есть перекличка и одновременно полемика даже в самих названиях стихотворений двух великих поэтов). Однако у Пушкина душа героя стремится от «весёлого треска» печи и «янтарного блеска» комнаты – в свободное, яркое и красиво-спокойное природное пространство, где подлинная жизнь, подлинное движение, а дремлющая «красавица» не способна понять и разделить этого порыва лирического героя. У Пастернака - наоборот: природное пространство за окном холодно и жутковато, как вечность, а комната со свечой – место спасения от этого холода подлинной жизнью, любовью, теплом, поэзией.

Художественное впечатление усиливается целым рядом художественных приёмов, помимо повторов и контрастов. Можно отметить такие приёмы, как:

    метафоры (2-я, 3-я и другие строфы);

    эпитеты и сравнения (2-я, 4-я, 6-я строфы);

    олицетворения (3-я и 4-я строфы);

    аллитерацию: преобладают свистящие и шипящие согласные, символизирующие противостояние свиста метели и горения свечи, снежной мглы и жара соблазна.

И всё-таки, если определить в стихотворении главное, то следует признать, что Пастернак пишет о любви, причём, любви гармоничной, не чурающейся единством духовной и физиологической стихий. Вот почему в центре стихотворения образы скрещивающихся рук и ног, скинутых платья и башмачков. Причём святость любви и «жара соблазна» подчёркивает образ креста, повторенный в разных лексико-грамматических вариантах в 4-й («скрещенье») и 7-й строфах («крестообразно»).

Таким образом, знаменитое стихотворение Б.Л.Пастернака и одновременно литературного персонажа Юрия Живаго художественно утверждает мысль о том, что человек способен преодолеть, растопить холод судьбы только теплом любви и поэзии.