Периодом зарождения расовой теории является. Научный расизм, расовой биологии, расовая теория или расология - королевство швеция

Расизм и расовые теории


Введение

Расовые теории как основа фашизма

Заключение

Список литературы

Введение


Расизм, совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Для всех разновидностей расизма характерны ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации.

Представления о природном неравенстве рас возникли в рабовладельческом обществе, где они служили для обоснования социальных различий между рабовладельцами и рабами. В средние века утверждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были оправдать сословное неравенство. В эпоху первоначального накопления капитала (16-18 вв.), когда европейские государства впервые захватили колонии, расизм служил целям бесчеловечной эксплуатации, а часто и обоснованием истребления индейцев Америки, африканцев, многих народов Южной Азии, Австралии и Океании. В середине 19 в. появились первые обобщающие труды по расизму. Основными направлениями в социологии того периода стали социал-дарвинизм и расовые теории, позже ставшие идеологическим обоснованием фашистской диктатуры. Все эти учения не признают специфических отличий общества от природы, для них человеческое общество - частный случай биологии. Классы для таких теорий - группы людей с естественно обусловленными различиями, вытекающими из борьбы за существование. Вся история - это борьба за выживание, где побеждает сильнейший. В Германии расовые теории играли особую роль. Разжиганием национальной и расовой вражды всегда занимались господствующие классы. Вообще теории о неравных классов группах можно проследить на протяжении почти всей истории человечества, таким образом, оправдывалось, к примеру, рабовладение.

Общей чертой таких концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Так, социал-дарвинисты полагают, что главным двигателем общественного развития являются борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие "сверхчеловеки"), погибают, или должны погибать, якобы по Дарвину, все слабые и не приспособленные к среде. Расистские теории сводят сущность человека к их расовым признакам, разделяя все расы на "высшие" и "низшие"; аристократические расы якобы должны господствовать над низшими и управлять ими.


Расово-антропологическая школа


Расово-антропологическая школа (или антропосоциология) - одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины 19 - н. 20 вв., основная идея которой - решающее воздействие расового фактора на историческое и культурное развитие народов. Расово-антропологическая школа сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас.

Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), носила на себе отчетливый отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными спекулятивными построениями.

Основными представителями данного направления являются:

Ж.-А. де Гобино (1816-82), франц. дипломат и литератор, один из первых систематически изложил идеи о роли расового фактора в истории. Его взгляды (Опыт о неравенстве человеческих рас, 1853-55) оказали большое влияние на развитие понятия раса в 19 в. и легли в основу почти всех последующих теоретических построений антропосоциологии. Гобино важнейшим фактором исторического процесса считал расу. Он различал три чистые расы (белую, желтую и черную) и многочисленные смешанные типы, возникших в результате их исторических контактов. Каждая раса сама по себе неизменна и обладает специфическими культурными способностями. Создаваемые разными расами цивилизации по своей природе некоммуникабельны, т.к. прирожденные расовые дарования у разных рас принципиально различны. Судьба каждой исторической цивилизации определяется ее расовым составом. При чистоте расы образ мысли всех ее представителей остается одинаковым в силу кровной общности, и национальные учреждения соответствуют чаяниям и устремлениям всех. Смешение крови создает дисгармонию в воззрениях общества, ведет к моральному и социальному хаосу; чем более смешанные браки выхолащивают расовый характер цивилизации, тем более она утрачивает жизненную силу и творческий дух, неумолимо увлекаясь к деградации и гибели. В качестве примера цивилизаций, сохранившихся в силу расовой чистоты, Гобино называл Индию и Китай. Расы неравноценны. Белая (арийская) раса обладает большей культурной одаренностью и является единственной, творческой культурной силой в истории, именно она создала все великие цивилизации (индийскую, китайскую, египетскую, семитскую, античную и современную европейскую); европейская история началась с нашествия германцев. Элитой арийской расы Гобино считал германцев, под которыми понимал французскую аристократию. Низшие расы неспособны самостоятельно подняться до вершин цивилизации. Идеи Гобино не получили признания во Франции, но были восприняты в Германии (Р. Вагнер, Х.С. Чемберлен и др.).

Х.С. Чемберлен (1855-1927), политик, философ-германофил английского происхождения, был наиболее известным последователем Гобино в Германии. Чемберлен, не давая определения расы, активно пользовался этим понятием. Различия между расами, с его точки зрения, являются биологическими и интеллектуальными. Высшее положение в расовой иерархии Чемберлена занимает арийская раса, или нордический тип: высокие белокурые долихоцефалы. Наиболее чистыми представителями арийской расы провозглашались германцы. Расцвет всех цивилизаций определялся влиянием германских племен, а упадок - смешением их с другими расами. Чемберлен описал европейскую культуру как результат совместного действия пяти факторов:

) искусства, литературы и философии Древней Греции;

) права, государства и гражданского общества Древнего Рима;

) христианского откровения, возрожденного Реформацией;

) организующего творческого духа германцев;

) чужеродных и разрушительных влияний иудаизма и евреев.

Первейшей задачей германских народов он считал освобождение от порабощающих чужих представлений, а именно от семитических представлений о мире и моисеевой космогонии, предлагал вернуться к исконному арийскому миросозерцанию, основным принципом которого он считал гармоническое слияние с природой. Если Чемберлен в основном оперировал мифологемами, впоследствии нашедшими широкое употребление в идеологии нацизма, то Аммон и Ляпуж попытались доказать неравноценность рас и превосходство белой расы при помощи научных обоснований.

О. Аммон (1842-1916), немецкий антропометр и один из родоначальников антропосоциологии, провел ряд антропометрических измерений в Бадене, Карлсруэ и Фрейберге. На основе этих исследований он пришел к выводам, что среди горожан и высшего класса выше доля долихоцефалов (длинноголовых), а среди крестьян и низших классов преобладают брахицефалы (короткоголовые); долихоцефалы самой природой предназначены занимать господствующее положение в обществе; существует прямая связь между долихоцефалией и уровнем интеллектуальных способностей; каждое общество прогрессирует до тех пор, пока в нем не падает доля долихоцефалов, т.е. наиболее талантливых и одаренных.

Ж. Ляпуж (1854-1936), французский социолог, последователь теории социального дарвинизма <#"justify">Теория о германской, арийской расе навеяна теорией графа Гобино.

Как уже было сказано выше, он являлся основателем антропологического направления в социологии. Расовая, или северная теория была затем дополнена Ваше де Ляпужем. Согласно Ляпужу, носителями культуры являются только представители светловолосых, длинноголовых и голубоглазых арийцев. Этим, якобы, объясняется, что наиболее крупные культурные центры расположены в основном там, где наиболее часто встречается длинноголовое население (закон распределения городов). А в деревнях преобладают люди с короткими головами.

Ляпуж не только связал степень развития культуры с формой черепа, но и утверждал, что классовое деление общества напрямую связано со степенью длины головы. В своем основном законе Ляпуж утверждает, что в странах со смешанным населением наибольшим богатством обладают длинноголовые, а что касается интеллигенции, то их череп, согласно Ляпужу, всегда развит более во всех направлениях, но особенно в ширину. Поэтому интеллектуальная сила связана с шириной головного мозга. Элите Ляпуж приписывал все достоинства человечества, а низшие классы, т.е. чернь, по его мнению …отыскивают новых господ, как только потеряют прежних: это общий инстинкт, присущий природе брахикефалов и собак. Но на этом Ляпуж не остановился. Он даже интеллигенцию поделил на выходцев из среды господствующего класса (полноценных фабрикаторов идей) и интеллигентов-брахикефалов, заимствующих идеи извне.

Но Ляпуж прекрасно осознавал, что рабы рано или поздно могут восстать против господ, и поэтому он восстает против просвещения и роста культуры, заявляя, что образование является соучастником преступления.

Однако в виду несоответствия внешности большинства нацистов (начиная с Гитлера) нордическому расовому типу, идеологи немецкого фашизма всё чаще стали говорить не о длинноголовых высокорослых блондинах, а о «северной расовой душе» или просто «высшей расе», в которую включались также итальянские фашисты и японские милитаристы.

Теоретики расизма стремились установить расовую чистоту народов, у которых в результате экспансии мировой экономики смешанные браки зашли настолько далеко, что расовая чистота не имеет уже никакого смысла.

Заключение


Расовая теория явилась теоретической осью немецкого фашизма. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм, ставший официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физического уничтожения многих миллионов мирного населения (в первую очередь в СССР и славянских странах), заключения в концлагеря, пыток и казней антифашистов в самой Германии.

Использовались все доступные средства для практического осуществления этой теории в форме преследования евреев.

Подобная же «расистская практика» проводилась японскими милитаристами в Китае и др. азиатских странах, итальянскими фашистами в Эфиопии, Албании, Греции.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Литература

расизм расовая теория

1.Вольтман Л. Политическая антропология: Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов. СПб., 2000 г.

.Гобино де, Ж.- А. Опыт о неравенстве человеческих рас. - М., 2002 г.

3.Расовая проблема и общество. Сборник переводов с французского.- М., 1957.

Сущность расовой теории сводится к тому, что расы имеют различное историческое происхождение и поэтому одни народы - «высшие» расы, а другие - «низшие». По теории расизма, различия в культурном и научном развитии и материальной обеспеченности рас зависят от их биологического неравенства. Биологической наукой, основанной на принципах диалектического материализма, доказано, что человеческие расы произошли от одного вида животных предков (монофилическое происхождение). При ЮНЕСКО (объединение по рассмотрению вопросов просвещения, науки и культуры при ООН) создан комитет, состоящий из ученых - антропологов, генетиков, социологов и психологов. Он опубликовал в 1951 г. декларацию о том, что ученые всех стран признают происхождение рас от одного общего предка.

Человеконенавистническую расовую теорию используют как идеологическое учение фашизм, национализм, шовинизм, сионизм, что служит для оправдания политики колониализма, а в конечном счете сводится к развязыванию войн и уничтожению миллионов людей под лозунгом их биологической неполноценности. Расистское учение о неполноценности человеческих рас находит благоприятную почву в условиях империалистической эксплуатации и оправдывает захватническую политику эксплуататорских классов и политику колониализма, геноцида, расовой сегрегации. Расовая теория в руках буржуазного общества является исключительно опасным идеологическим учением. Передовое человечество, вооруженное идеологией марксизма-ленинизма, должно решительно бороться с расистскими учениями. Как указывал В. И. Ленин, « ... без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом».

Для видимой научной обоснованности расизма буржуазия, с одной стороны, оперирует заведомо извращенными научными данными лжеученых, фальсифицирует научные и исторические факты, с другой - не проводит параллелей и смешивает совершенно различные понятия о расе, племени, общине, народности, нации. На основе учения марксизма-ленинизма о развитии и происхождении рас доказано, что раса - биологически сложившаяся общность людей, а возникшие в пределах каждой расы племена, общины, народности, нации являются только общественно-социальными формациями, которые образовались не в результате биологического неравенства, а в связи с различными социальными условиями жизни людей. Каждое современное государство состоит не из одной расы, а из многих наций, имеющих различные расы. В настоящее время говорить о чистых расах вообще абсурдно, так как еще 20 000-30 000 лет назад началось смешение рас. Смешение (метисация) рас происходит активно и в наши дни, чему способствует мирное сосуществование государств с различным общественным строем, когда создаются условия для общения больших контингентов людей. Расисты особенно жестоко применяют государственные законы против смешения «белых», «черных», «желтых» и «красных». Расисты использовали данные о вреде смешения рас реакционных буржуазных генетиков и евгенистов, которые утверждали, что у каждого человека существует вечная и неизменная наследственность, а смешение рас приводит к вырождению наций, ссылаясь при этом на примеры исчезновения многих народов. Современная генетика и евгеника доказали, что гибель целых народов Африки, Северной и Южной Америки является результатом не метисации, а классового гнета и прямого уничтожения народов и носит классовый характер. Биологической наукой доказано, что вырождения наций при смешении рас не отмечено, т. е. той дисгармонии в умственном и физическом развитии, о которой твердят расисты. Браки близких родственников вследствие концентрации передаваемых по наследству неблагоприятных свойств способствуют появлению неполноценного потомства. Признав смешение рас и наций, расисты уже не смогли бы оправдать состоятельность буржуазной идеологии расизма, использовать ее для влияния на другие народы.

Наглядным примером торжества учения марксизма-ленинизма о развитии и происхождении рас является Советский Союз. В России до Великой Октябрьской социалистической революции многие народы находились на грани вымирания из-за тяжелых социальных условий, а не вследствие биологической неполноценности. С установлением Советской власти стал повышаться культурный уровень и материальное обеспечение всех отсталых и малых народов, увеличилась рождаемость, снизилась заболеваемость. Народы, бывшие ранее отсталыми, успешно овладевают современной культурой и по психологическому развитию не уступают другим народам современного человечества.

Расистское учение в полной мере затрагивает и вопросы анатомии человека. При изучении строения человека в целом, т. е. в совокупности всех систем и органов, на основании научных данных убедительно доказано, что морфологическое строение клеток, тканей, органов и систем у представителей всех рас не имеет каких-либо особенностей и преимуществ. Все люди земного шара имеют генетическое родство, отвечают одинаковой иммунологической реакцией при адекватных раздражениях, страдают общими болезнями и, естественно, анатомическое строение их одинаково. Психологическое развитие, уровень культуры каждого человека в силу неодинаковых социальных условий развития общества и влияния внешней среды различны и по наследству не передаются, а приобретаются только одним поколением. Выдающиеся личности встречаются среди всех рас.

При сопоставлении анатомических признаков представителей различных рас с ископаемыми останками предков человека - человекообразными обезьянами - оказывается, что у одних рас больше выражены некоторые морфологические признаки, общие с человекообразными предками. Действительно, например, у негроидов величина угла выступания челюстей (прогнатизм) приближается к этой величине у человекообразных обезьян, а по толщине губ, распределению на теле волосяного покрова и спиралеобразной форме волос негроиды значительно больше отличаются от обезьян, чем европеоиды. Расисты при обосновании расовой теории часто используют данные, характеризующие форму и величину черепной коробки. Они считают, что у «высших» рас высота черепной коробки больше, чем у «низших». При изучении черепов представителей различных рас оказалось, что этот признак не является доминирующим. У каждой расы можно встретить как очень большую высоту черепа, так и малую, однако психологический уровень развития этих людей одинаков. У некоторых народов, например эскимосов, североамериканских индейцев, северных китайцев и японцев, высота черепной коробки наибольшая. Этот факт показывает, что арийская долихоцефалическая «высшая» раса уступает по высоте черепа этим народам, а по емкости черепа (1378 мл) - бурятам (1496 мл) и эскимосам (1563 мл). Вариации форм борозд, извилин и цитомиелоархитектоники коры полушарий головного мозга встречаются в одинаковой степени у представителей всех рас. Не имеет также никакого значения для характеристики психики и интеллекта человека масса головного мозга. В среднем у представителей различных рас она колеблется от 1250 до 1550 г. Наукой доказано, что, как правило, у нормального человека головной мозг весит более 900 г. Встречаются случаи, когда масса мозга идиота составляет около 2000 г. Такие морфологические признаки, как последовательность синостозирования швов черепа, степень дифференцировки и развитие мимических мышц, форма гортани, строение ее мышц, форма стопы, не дают повода к заключению о преимуществах той или другой расы. Расисты считают, что стопа африканцев, индейцев, вьетнамцев приближается к стопе обезьян, так как I палец имеет большой размах движений и больше отводится к средней линии. На подвижность I пальца ноги оказывают влияние не биологические факторы, а та социальная среда, в которой проживают эти люди. Хождение без обуви, лазанье по деревьям, выполнение некоторых трудовых процессов с участием ног - все это обусловливает некоторую анатомическую перестройку упражняемого органа.

Идеологи марксизма-ленинизма, прогрессивные народы всех стран борются с расизмом. В России против расизма, рабства негров, истребления индейцев, угнетения малых народов выступали русские революционеры-демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др. Великий русский путешественник Н. И. Миклухо-Маклай доказал, что туземцы по своему психологическому развитию не уступают другим народам. Например в Индонезии до 1950 г. 95% населения было неграмотным. Многие племена жили первобытнообщинным строем. За 10 лет около 40% населения овладели грамотой и многие получили высшее образование. Куба из страны неграмотной превратилась в страну современной культуры и сплошной грамотности.

Таким образом, теория расизма в своей сущности представляет учение, возникшее на классовой основе, а не только из предпосылок лженаучных данных некоторых буржуазных генетиков и психологов. При капиталистическом способе производства расы, являясь биологическими категориями, обязательно приобретают черты социальной категории, так как они связаны с вопросами об отношении общественных классов, задачами рабочего движения, национально-освободительной и антиимпериалистической борьбы. Расизм в современных условиях представляет систему гнета и эксплуатации. Факты говорят, что эта система представляет особую форму организации производственных отношений. Например, разрыв дохода на душу населения между черными и белыми выражается в цифре 14:1. В ЮАР белые составляют 16,7% всех жителей и присваивают 76,5 процентов национального продукта.

Следовательно, основа идеологии расизма базируется на капиталистической системе сверхэксплуатации трудящихся.

Буржуазные стратеги в своей деятельности всегда прибегают к идеологии расизма и его различным течениям. В последние годы особенно получил развитие сионизм, возникший на почве доведенного до крайности буржуазного национализма. Международный крупный сионистский капитал с конца XIX века во всем мире провозгласил сионистские догмы о расовой исключительности евреев, что это «избранный богом народ», «высшая раса». В Израиле этот принцип возведен в ранг государственной политики. В Америке имеется более 30 млн., индейцев и других национальностей, которые находятся в состоянии угнетения и жестокой эксплуатации - это обосновывается расовой концепцией «политического индеанизма». Суть ее сводится к активному включению индейцев в систему капиталистической эксплуатации и их ассимиляции, лишая равноправия, уважения и защиты их интересов.

Антинаучные расистские «теории» представляют непосредственное отражение и идейное обслуживание экономических отношений капитализма в его внутренней и внешней политике. Это положение, что расизм - составная часть империалистической идеологии - самым изуверским способом продемонстрировал всем народам мира германский фашизм, развязавший вторую мировую войну и разгромленный Советским Союзом и странами антигитлеровской коалиции. В результате расистская идеология потерпела полное политическое поражение. Садизм и зверства фашистов навсегда дискредитировали в глазах общественного мнения политику геноцида. Хотя Международный трибунал в Нюрнберге и наказал фашистских лидеров, в настоящее время выяснилось, что эти меры были недостаточными. Свидетельством этому является культивирование различных форм расизма почти во всех капиталистических странах. Это объясняется тем, что даже тогда, когда капиталистические государства официально выступают против расизма, они всячески стараются его сохранить. И нет сомнения в том, что питательной средой для расизма является экономическая база капитализма, основанная на разделении труда и сверхэксплуатации посредством расовой дискриминации. Расизм только увековечивает эти формы эксплуатации. Расизм угрожает народам мира, поскольку любая страна, которая следует расистской политике, является источником международной напряженности и военных конфликтов.

Советский Союз с первых дней существования объявил жестокую борьбу расизму, шовинизму и национализму. Доказательством служит развитие всех наций и национальностей под лозунгом марксизма-ленинизма как братских народов, вооруженных идеей построения коммунистического общества. Советское правительство неоднократно выступало в ООН, на различных международных совещаниях и конгрессах с предложениями полного уничтожения колониализма, неоколониализма, расизма как политического течения. Исходя из твердой интернациональной политики, СССР оказывает помощь всем странам, борющимся за национальное единство и независимость, за дружбу между всеми народами земного шара.

На деле подтверждается вывод основоположников марксизма-ленинизма о том, что социализм - это ключ к решению национального и расового вопроса. В Конституции СССР говорится: «Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения - наказываются по Закону» (ст. 36).

Ж. Гобино, Ф. Ницше, А. Гитлер

Наибольшее развитие эта теория получила в конце XIX - начале XX вв.

Гобино объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими. К низшим расам он относил семитов, славян и др. Высшая цель арийца - сохранение чистоты крови. «Люди гибнут не из-за проигранных войн, - писал Гитлер, - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной расой на земле – плевелы». Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война.

9. Патримониальная теория.

К.Л. Галлер

Патримониальный – наследственный, родовой. Государство, по мнению Галлера, является частной собственностью правителя. Это право возникает из частной собственности на землю. Государство возникает тогда, когда общинная земля становится единоличным владением правителя и право собственности на землю начинает передаваться по наследству. Поэтому правители господствуют в силу своего «исконного» права на собственность. То есть, власть государя проистекает из его права собственности на определённую территорию. Население же – народ, предстаёт в роли арендаторов земли собственника, а чиновники – в виде приказчиков правителей.

10. Ирригационная (гидравлическая) теория.

К.А. Виттфогель

Виттфогель связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает и подчиняет. Ирригационные проблемы с неизбежностью приводят к образованию «менеджерско-бюрократического класса», порабощающего общество и формированию «агроменеджерской» цивилизации.

Т.о. все теории происхождения государства ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Лекция №2 Понятие, признаки и функции государства

    Понятие и признаки государства.

    Функции государства.

1. Понятие и признаки государства

Государство - это политико-территориальная организация публичной власти, обладающая суверенитетом, располагающая специальным аппаратом управления и защиты граждан, способная создавать нормы права и существующая в определённый момент времени.

Признаки государства:

    Наличие публичной власти. Под публичной властью понимается государственная власть, а, именно, аппарат власти с «материальными придатками» в виде лагерей, тюрем и другими принудительными учреждениями, а также с особыми отрядами вооруженных людей. Она состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями аппарата власти и управления, являются органы законодательной, исполнительной власти, суда, прокуратуры и др.

    Территория государства , материальная база, без которой оно не может существовать. Под территорией государства понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются: 1) земля и ее недра, образующие сухопутную территорию; 2) реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства); 3) воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства); 4) объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, диппредставительства и консульства, действующие под флагом данного государства и другие принадлежащие государству объекты).

Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их назначение и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

    Постоянное население . На территории государства проживает определённое количество населения – граждан или подданных. Своим для государства население становиться либо по факту рождения, либо оно наделяются состоянием гражданства. Это положение подтверждается двумя документами, которые государство выдаёт «своим» гражданам – свидетельством о рождении и паспортом. Именно эти документы и удостоверяют гражданство. Гражданством называют устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

    Наличие суверенитета. Суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене. Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных органов и организаций. В нем же выражается и способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. Наряду с государственным суверенитетом существуют суверенитет народа и суверенитет нации.

Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни - общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

    Собственная правовая система. Государство осуществляет свою власть на основе общеобязательных правил поведения, закрепляемых в различных нормативно-правовых актах. В большинстве развитых государств правовая система основывается на конституции, принимаемой на референдуме после всенародного обсуждения. Иные акты государства принимают на основе и для исполнения конституции.

    Правотворчество, т.е.способность создавать нормы права, по которым живут граждане.

    Сбор налогов, которыенеобходимы в качестве источников пополнения государственного бюджета.

    Символика, традиции, памятные даты и правила официального поведения , которые выполняют определенную идентифицирующую роль государства.

2. Функции государства , т.е. основные направления его деятельности по управлению делами всего общества делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции, т.е. основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества:

    регулятивная . Состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам;

    правоохранительная. Заключается в том, что государство гарантирует равенство всех перед законом, судом, устанавливает правила поведения во всех сферах жизни общества, носящих общеобязательный характер для всех членов общества. Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в сообществе, используя для этого систему правоохранительных институтов. Последние включают армию, суды, тюрьмы, службы безопасности, полицию, прокуратуру, нотариат и другие органы. Правоохранительная деятельность государства направлена на точное и неуклонное осуществление всеми участниками общественных отношений правовых норм, то есть на обеспечение правомерного поведения;

    финансовая . Включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства. Государство также формирует бюджет. Через бюджет осуществляется перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли - науку, образование, здравоохранение, государственную службу. Главный источник формирования бюджетов - налоги и сборы. Налог представляет собой основанное на законе, односторонне-принудительное изъятие государством в свою собственность части имущества, принадлежащего налогоплательщикам. При этом каждый пропорционально своим доходам обязан участвовать в образовании централизованных бюджетных фондов. В нашей стране обязанность по уплате налогов закреплена в Конституции;

    политическая . Предполагает формирование легитимной и эффективной системы управления жизнью общества. Государство направляет свою деятельность на развитие и реформирование общества в целях наиболее полной реализации прав и свобод человека. Оно выступает социально-политическим арбитром, обеспечивая согласование противоречивых групповых и индивидуальных интересов, поиск социального компромисса, урегулирование социальных, религиозных и межнациональных конфликтов

    экономическая. Подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме;

    социальная . Заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Она включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно - пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения;

    экологическая . Реализуется в охране окружающей природной среды. Обязанность всех кто находится на территории РФ беречь окружающую среду закреплена в КРФ. В связи с загрязнением окружающей среды и возникающей угрозой жизни человека эта функция становится одной из основных.

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад …»

Из басни «Щука и Кот» А.И.Крылова.

Я, будучи уже даже в возрасте и в зрелом уме не интересовался расовой теорией. Идеология расовой неполноценности исповедуемая в гитлеровской Германии, дискредитировала расовую теорию. И эта теория ныне замалчивается как человеконенавистническая. Поэтому ознакомиться с ней в послевоенное время было нельзя. Однако с появлением Интернета такая возможность появилась. Вскоре я познакомился с произведениями немецкого мыслителя, классического филолога, философа Фридриха Вильгельма Ницше. В своей статье «К вопросу происхождения морали» («Zur Genealogie der Moral», 1887) Ницше пишет – «В основе этих благородных рас просматривается хищный зверь, роскошная, похотливо блуждающая в поисках добычи и победы Белокурая бестия. В этой скрытой основе, время от времени потребна разрядка, зверь должен наново возвращаться в заросли…», сравнивая поведение представителя арийской расы с поведением льва.
Примечание. Белокурая бестия – так называют представителя арийской расы (преимущественно немца), приверженца националистической теории о превосходстве этой расы над другими. Выражение принадлежит немецкому философу Фридриху Ницше (1844 – 1900). Понятие die Blonde Bestia (от латинских blondus – белокурый и bestia – зверь) до Ницше обозначало льва – царя зверей.
В это время моя наблюдательность подготовила почву, чтобы я заинтересовался расовой теорией.
Продолжительная поездка в московском метро и моя наблюдательность выявила некое несоответствие в анатомической конституции людей. Так я обратил внимание, что размер бедер и голеней у разных людей разный. Так как во время движения метропоезда все сидели, то очень выделялось несоразмерность бедер. Так я обратил внимание, что размер моего бедра в два раза был меньше размера бедра моего соседа, а длина моей голени была по размеру больше чем у него. Я начал присматриваться к другим сидящим и заметил подобные отличия. Когда на очередной станции люди с подобными отличиями встали, готовясь к выходу, я отметил, что их рост размерами почти не отличается. Выходит, что малый размер бедра компенсировался длиной голени. Далее я заметил, что у людей с длинными бедрами очень выдается выступ гортани – кадык. Я тогда не смог объяснить такое несоответствие, только отметил этот факт. Со временем я позабыл это наблюдение, но в дальнейшем мне пришлось столкнуться с другим несоответствием анатомической конституции у разных людей. Как-то директор учебного заведения, в котором я преподавал, вызвал меня и предложил, так как я был свободен от занятий, присутствовать на совещании специалистов по пожарной безопасности городских учреждений. Естественно, я пошел на это мероприятие. Актовый зал какого-то учреждения был полон участниками – «пожарниками». Некоторое время я сидел и слушал очередного лектора, потом от скуки (в свое время мне пришлось сдавать экзамены по пожарной безопасности, и мне все это было известно) начал рассматривать участников совещания. Меня поразило, что все участники имели одинаковую черту головы – низкий и как бы убегающий назад лоб с надбровными дугами и естественно выдающийся кадык. Я сначала осмотрел своих соседей, затем стал оборачиваться назад, и куда бы я ни смотрел, меня окружали почти 100% подобных людей. Это не было совпадением, это уже было закономерностью. И это необходимо было обосновать. Это заставило меня обратиться к расовой теории.
Оказывается, расовой теорией интересовались во все времена многие ученые. В европейской культуре второй половины XIX – первой половины XX веков расовые теории занимают видное место. Им отдали дань Рихард Вагнер и Фридрих Ницше, а среди теоретиков следует упомянуть графа Жозефа Артюра де Гобино, Людвига Вольтмана, Жоржа Ваше де Лапужа, Хьюстона Стюарта Чемберлена. В Российской империи расовые теории развивали такие авторы, как Степан Ешевский, Николай Кареев, Валентин Мошков.
Известным расовым теоретиком Третьего рейха был Ганс Гюнтер. В первой половине XX века основным источником и носителем расовой теории в Европе стал немецкий национал-социализм. На основе нацистской расовой теории в Третьем рейхе была разработана концепция расовой гигиены. Она послужила базой для проведения расовой политики, направленной на дискриминацию и уничтожение представителей так называемых «неполноценных рас». После Второй мировой войны расовые теории потеряли статус научных.
В современной России главным популяризатором расовой теории является публицист Владимир Авдеев. Свой вклад в расовую теорию внес также политик и политолог Андрей Савельев, автор книги «Образ врага. Расология и политическая антропология» (2007 год). Так публикации Авдеева и Савельева подвергнуты жесточайшей научной критике (например, известным антропологом В.А Шнирельманом) который называет эти труды расистскими.
Итак, расовая теория потеряла статус научной и подвергнулась запрету. Все это напоминает запрет символа свастики. Что такое свастика? Многие, не задумываясь, ответят – символ свастика использовали фашисты. Однако многие, кто задумывается, отметит, что в первую очередь это древнеславянский оберег.
Свастика – это древнейший символ, появившийся еще до нашей эры. Многие народы оспаривают другу друга право на ее изобретение. Изображение свастики находили в Китае, Индии и др. Это очень значимый символ – это солнечный, солярный знак. Говорят, что на том самом щите, который Вещий Олег прибил к вратам Царьграда, была изображена свастика. Символ свастики существует многие тысячи лет и поэтому несколько лет существования Третьего рейха не могут дискредитировать этот символ. Так и расовая теория, дискредитированная Третьим рейхом не может лишиться своей истинности.
Обратимся к причинам возникновения расовой теории. В своих статьях я отмечал, что человечество стало развиваться параллельно с полюсов. Однако связи с различными полюсными климатическими условиями, сформировавшими соответственную флору и фауну, возникшее человечество имело отличительные черты. Так, человечество, сформировавшееся на Северном полюсе, было плацентарное, человечество, сформировавшееся на Южном полюсе, являлось сумчатым. Необходимо отметить, что сумчатых животных также есть плацента, но она зачаточная и быстро рассасывается.
Естественно, что способ размножения формировался как рациональная возможность выживания в различных условиях. В целом сумчатость, как тип размножения, была выгоднее на Южном полюсе для сохранения популяции, чем плацентарность.
Происхождение севернополюсного человека представляет собой следующей цепочку – рукокрылые – низшие приматы – лемуры – высшие приматы – обезьяны – человек. Что касается южнополюсного человечества, то оно по последним научным исследованиям, произошло от кенгуру. Оказывается люди и кенгуру – дальние родственники, имеющие общего предка. Генетические звенья человека очень напоминают генетическое строение кенгуру. Отсюда – сумчатые кенгуру – сумчатые лемуры – сумчатые приматы – сумчатые обезьяны – сумчатый человек.
Южнополюсное человечество имело возможность от места своего зарождения распространяться по территориям основных материков. По мере освоения материков, более низких территориальных широт, южнополюсное человечество от аплацентарного (сумчатого) развития вынуждено было переориентироваться на плацентарное развитие, так как в их организме предпосылки для этого были. Хотя необходимо отметить, что некоторые атавистические признаки аплацентарного развития еще наблюдается у его гибридов. Это у некоторых женских особей увеличенные размеры половых губ, как атавизм существования сумки, так называемый «готтентотский передник». Также отличительный срок утробного развития, приблизительно 7 месяцев у гибридов интенсивного преобладания южнополюсного развития и приблизительно 10 месяцев у гибридов интенсивного преобладания севернополюсного развития.
Примечание. Схематически изображая распространение видов, то наблюдаются две пирамиды, вершины которых находятся на полюсах. Одна соответственно на северном, другая на южном, а основания этих пирамид упираются в экватор. Такое пирамидальное распространение флоры и фауны указывает на то, что вся органическая жизнь возникла на полюсах и распространилась к экватору. Закономерно, что эти ветви разнополюсного человечества, соприкоснувшись между собой на экваторе, обязаны были дать гибридное потомство. Отсюда человек не чистокровное существо, как думали до сих пор, а помесь древних типов, в которых в настоящее время в чистом виде уже не существует.
Среди нынешнего гибридного человечества существуют различные типы людей в большей или меньшей мере смешанные с разными полюсными видами. Отличительными признаками этих типов людей относящихся к различным ветвям полюсного развития являются конституционные особенности скелета, а также особенности как физиологические, так и анатомические (брахицефалия, долихоцефалия, скелет, парадонт и так далее).
Так к типу, более относящемуся к севернополюсному, относится условно «кроманьонский человек». Вот набор его признаков, которые чаще встречающихся у современных гибридов. Они высокого роста, с ногами более длинными, чем туловище. У них короткая талия, длина голени больше, чем бедра. Цвет кожи белый, все тело, не исключая лица, покрыто тонкими волосами светлых оттенков.
Череп длинный (долихоцефалия) спереди назад и сверху вниз. Лоб высокий и прямой, глаза большие с прямым разрезом, со светлыми радужными оттенками (голубой, серый и т.д.). Нос прямой с небольшой горбинкой. Рот небольшой с тонкими губами. Зубы прямые, вертикально поставленные, без так называемого прогнатизма, среди зубов отсутствует диастема. Количество зубов составляет 28. Ушные раковины небольшие, не оттопыривающиеся, с хорошо развитыми мочками. Шея тонкая, длинная. Телосложение богатырское, с сильно развитыми мускулами. Руки не длинные с малыми оконечностями. Живот не выдающийся, подтянутый. Ноги с малыми стопами и с сильно развитыми икрами. По устройству пищеварительного аппарата и по роду пищи этот севернополюсный человек относится к плотоядным существам. Так севернополюсное человечество имеет родство с птицами, то оно получило способность издавать звуки и естественно перешло к членораздельной речи.
Южнополюсный человек относится условно к «неандертальцам» - люди, сменившие в развитии питекантропов. Неандертальцы это существа еще напоминали животных. Неандертальцы, представлявшие собой южнополюсную сумчатую ветвь, это существа небольшого роста с длинным туловищем с удлиненной талией, оттопыренным назад широким тазом, с длинными бедрами и короткой голенью. Ноги, без икр, с большими совершенно плоскими стопами, согнутые в коленях из-за сумки, и длинные руки с массивными удлиненными кистями. Цвет кожи темного оттенка. Кожа толстая и почти лишенная растительности, лишенная жировой подкладки. Только на голове густая шевелюра из волос черного цвета. Голова круглая (брахоцефалия) и коротка сверху вниз и удлинена только сзади наперед, лоб низкий и покатый, убегающий назад. Голова сильно напоминала голову собаки, отсюда из-за такого расположения головы сильно выделялся кадык – выступ гортани, (передне-верхняя часть щитовидного хряща, выступающая на передней поверхности шеи). Сильно развитые надбровные дуги. Глаза маленькие с косым разрезом, с черной или темно-карей радужной оболочкой. Нос обычно небольшой плоский и приплюснутый. Вся нижняя часть лица с массивными челюстями выдвигалась вперед, напоминая животное. Расположение зубов прогнатичное, количество 32. Имеется диастема. Все это, признаки южнополюсного человека (неандертальца), набор который чаще встречающийся у современных гибридов.
Примечание. Диастема (щель между передними зубами) является отличительной чертой травоядных животных. Происхождение южнополюсного человека от кенгуру выявило несколько отличительных признаков. Так количество зубов равно 32. Также у некоторых видов кенгуру, отмечено своеобразная смена зубов. Новые коренные (скрытые до этого в десне) появляются у заднего конца зубного ряда. Все это напоминает появление так называемых «зубов мудрости» у гибридных людей.
Далее, Губы толстые, язык толстый, массивный. Подбородок широкий, Уши с большими ушными раковинами, топырящимися в стороны и совершенно без мочек. Живот толстый, выдающийся и отвислый. Шея короткая, толстая. Хотя существо это ходило на задних ногах, но двигалось медленно, переваливаясь с боку на бок и раскачиваясь корпусом. Поясница его была сильновогнутая, мешавшая корпусу держаться прямо, постановка туловища была наклонная вперед, сгорбленная или сутуловатая. Зато это существо прекрасно лазало по деревьям, плодами которых оно питалось. В отличие от севернополюсного человека, неандерталец был существом растительноядным. Неандерталец не обладал даром слова, а издавал только отдельные звуки высокого тембра. Сказывалось происхождение от кенгуру. Так звуки, издаваемые кенгуру больше всего напоминают хриплое покашливание.
Северную ветвь человечества можно охарактеризовать, дав ей определение как «Волчья цивилизация». Почему Северная ветвь человечества так напоминает «волчью»? Волки – общественные животные; они живут семьями. В любой стае есть свой «табель о рангах», а в нем каждому отведено свое место. Претенденты на роль вожака остаются в стае и ждут своего часа. Другие волки, повзрослев, уходят, чтобы скитаться в одиночку. Волки-одиночки, которые ушли из стаи и живут сами по себе. Но и могут создать свою стаю, если им повезет встретиться с одинокой волчицей. Самый сильный волк в стае становится вожаком. Править ему помогает подруга - волчица. Все решения, касающиеся жизни стаи, принимает именно эта пара. Во время патрулирования границ, защиты территории от вторжения чужаков и часто на охоте стаю возглавляет матерый самец. В период устройства логова и выкармливания щенков главной становится матерая самка, и ей подчиняются все члены стаи. Волки в стае ведут себя очень дружелюбно. В ней каждому отведено свое место и в отношениях царит строгий порядок. Неписаный закон охватывает все стороны жизни стаи. Основанный на системе доминирования (превосходства), волк устанавливает очередность в доступе к пище, право обзаводиться потомством или обязанность подчиняться, дарует привилегию вести себя свободно. Враждебность, ссоры, нападения, драки в стае редки. Все решается недвусмысленными действиями сильных волков, «объясняющими», кто главный, а кто подчиненный. Но чаще вся стая следует воле признанных лидеров. Так благодаря взаимопониманию членов стаи в ней поддерживается гармония. Дружеские отношения играют огромную роль в сплочении стаи. Отсюда Северная ветвь человеческой цивилизации, характеризуется как «Волчья цивилизация», где Бог – абстрактный. Вожак – человек – вождь – дружина – рабочие ремесленники – свободные люди. Это соответствует направлению организации «Волчьей цивилизации» - Сознание – Причина – Воля.
Южная ветвь человечества можно охарактеризовать как «Муравьиная цивилизация». Детальное изучение и анализ жизни муравьев привел ученых к поразительным выводам. Человеческое общество, основанное на определенном классовом расслоении и упорядочении путем введения определенных должностей и социальных ролей каждого человека, очень сильно напоминает сообщество муравьев. Муравьиное общество все подчинено строгим законам и правилам, которые никто и не думает даже нарушить. Так, каждый муравей, с момента своего появления на свет и до момента своей гибели является членом отлаженной системы общественных взаимоотношений. Каждый ее член знает отведенную ему роль и беспрекословно выполняет возложенные на него функции. Недавно родившиеся муравьи находятся в специальных отсеках – «яслях», где к ним приставлены взрослые муравьи-няни. Эти няни не только воспитывают маленьких муравьев, но и регулярно выводят их на прогулки на свежем воздухе. Больных муравьев осматривают специальные муравьи-врачи, которые проводят ежедневное посещение своих пациентов и, в случае необходимости, переводят опасно больных муравьев в другое отдельное помещение. Более того, они проводят хирургические операции; ампутации сильно поврежденных конечностей путем их обгрызания. Также у муравьев есть охранники, военные, носильщики, фермеры, могильщики, полицейские, строители и многие другие профессии. Их искусственные города представляют собой уникальные инженерные сооружения. Постройки чрезвычайно прочны, система ходов в них оптимальна для передвижения. В муравьиных «небоскребах» действуют система вентиляции, а в холодные дни включается хитроумный обогрев. Тщательно выстроена и структура муравьиного государства со своей полицией, отрядами рабочих, инженеров-строителей, царями и придворными. У муравьев также налажено «сельское хозяйство» и «животноводство». Эти трудолюбивые насекомые занимаются разведением тлей, которые выделяют из брюшка сладкую жидкость. Муравьи строят для своих «сахарных коровок» теплые «загоны», куда прячут их в непогоду и вновь выгоняют на «пастбище» с восходом солнца. «Коровок» охраняют от других насекомых и регулярно доят специальные отряды. Также муравьям свойственны «войны» и «рабовладельчество».
Южная ветвь человечества полностью соответствует «Муравьиной цивилизации». Отсюда «Муравьиная цивилизация» Бог – человек. Строгая иерархия – Царь – придворные – слуги – ремесленники – рабы. Это соответствует направлению организации «Муравьиной цивилизации» - Воля – Причина – Сознание.
Отсюда «Волчья цивилизация» – Сознание – Причина – Воля формируется средой и обстоятельствами – рационализм причинно-волевого развития. В зависимости от среды и обстоятельств происходит осознание причины действительности и дальнейшее волевое взаимодействие с ней. «Муравьиная цивилизация» - Воля – Причина – Сознание формируется как волевой фатализм причинно-осознанного развития. В зависимости от обстоятельств происходит приспособление к причинно-осознанной фатальной воли действительности. Встретившись на экваторе «Волчья цивилизация» Северного полушария и «Муравьиная цивилизация» Южного полушария создала современную Парадоксально-Компромиссную цивилизацию, где объединились Причинно-волевой рационализм и причинно-осознанной волевой фатализм. Если в первом случае («Волчья цивилизация») взаимодействие с обстоятельствами происходит в активном действии сопротивления, то во втором случае («Муравьиная цивилизация») происходит в пассивном взаимодействии приспособления. Парадокс компромиссной цивилизации заключается в несогласованности противодействий в случае экстремальных ситуаций. Одни хотят активно действовать, сопротивляясь действительности, другие пассивно взаимодействовать, приспосабливаясь к той же действительности. Если «Волчья цивилизация» управляется коллегиально – вече, парламент, союз, избранный вождь, то «Муравьиная цивилизация» управляется авторитарно – абсолютный монарх – наследственная иерархия. Парадоксально-компромиссная цивилизация управляется смешано. Конституционная монархия (К.м. принято подразделять на дуалистическую и парламентарную, где государственную власть делят монарх и парламент, избираемый всеми или определенной частью населения), а также Президентско-парламентское и Парламентско-президентское управление. Необходимо отметить, что во всех случаях парадоксально-компромиссных цивилизациях действует Порядок, обеспечивающий авторитарное управление. Отсюда все противоречия и кризисы политических разногласий, нестабильность государственных образований, основаны на совместном проживании людей от разных человеческих цивилизаций, возникших и сформировавшихся на разных полушариях Земли.
Современные люди несут часть генов неандертальцев. К такому выводу пришла международная группа ученых из 56 человек, которая исследовала окаменелые останки неандертальцев, найденные в одной из пещер Хорватии.
Итак, в районе экватора встретились два человечества – Северное человечество условно определяемые как кроманьонцы и Южное человечество, условно определяемое как неандертальцы, и создали свои гибриды. Естественно, что доля участия кроманьонцев и неандертальцев в гибридах разная. Так общая сумма неандертальских генов в современных геномах колеблется. Так команда ученого Эйки восстановила около 20% от общего генома неандертальцев, а команда Рейча – около 30%.
Естественно, что нынешние человеческие гибриды имеют различный процентный состав кроманьонских и неандертальских генов. Отсюда у каждого человеческого гибридного индивида профессиональная различная возможность. Если человеческие гибриды северного полушария имеют меньший состав неандертальских генов, то гибриды южного полушария имеют меньший состав кроманьонских генов. Такое различие человеческих гибридов сказалось на развитии цивилизованности южного и северного полушарий. Не является секретом, что северное полушарие в культурном и техническом плане более развито, чем южное.
Человеческие гибриды отличаются не только в умственном, но и анатомически конституционном положении. Если рассматривать спортивные достижения, то негритянские спортсмены, имеющие большой процент неандертальских генов и анатомически конституционно отличающиеся от белых спортсменов не имеют конкуренции в беге, в прыжках, в боксе. Длинные бедра позволяют в беге делать шаг там, где белый спортсмен должен делать два, а длинные руки позволяют быть успешными в боксе и т.д. Возвращаясь к совещанию «пожарников» явно, что гибриды, которые имеют больше генов неандертальцев, которые не пользовались в «младенчестве» огнем выбрали себе профессию «пожарников».
Естественно, что гибриды, имеющие больше генов «Волчьей цивилизации», способны к руководству, а гибриды, имеющие больше генов «Муравьиной цивилизации» являются хорошими исполнителями. Отсюда для приема на работу, человек обязан иметь справку о своей генетической принадлежности к определенной цивилизации – «Волчьей» или «Муравьиной». И на основании этой справки человеку необходимо предоставлять профессию.

  • Ра́совая тео́рия, расоло́гия, нау́чный раси́зм (англ. Scientific racism) - комплекс гипотез и идей о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй людей, о существовании превосходства одних человеческих рас над другими. Иногда (например, как у Людвига Фердинанда Клаусса) расовая теория не сводится к чисто биологическим факторам. Расовая теория является основой расовой дискриминации и рассматривается в настоящее время как псевдонаучная. Иногда расовую теорию прямо отождествляют с расизмом.

    Как теория, научный расизм использует антропологию (особенно физическую антропологию), антропометрию, краниологию и другие научные дисциплины для составления антропологических типологий, подтверждающих классификации человеческого населения для разделения человеческих рас на «высшие» и «низшие». Научный расизм был распространён в период неоимпериализма (с 1880-х по 1914), где использовался для оправдания белого европейского империализма, и достиг своего наибольшего подъёма с 1920-х и был окончательно отвергнут с окончанием Второй мировой войны. Начиная с последних лет XX века научный расизм критикуется как отжившее явление, которое используется для обоснования расистских взглядов, основанных на вере в якобы существование категорий и иерархий «высших» и «низших» человеческих рас.

    После окончания Второй мировой войны и Холокоста научный расизм как теория и деятельность был осуждён, в частности в антирасистском заявлении ЮНЕСКО «Расовый вопрос» (1950): «Следует различать биологическую расу и миф о „расе“. Во всех случаях общественного применения „раса“ не столько биологическое явление, а социальный миф. Миф о „расе“ породил огромное число человеческого и общественного вреда. В последние годы он взял на себя тяжкий груз из человеческих жизней и неисчислимых страданий».

    Термин «научный расизм» является ругательным по отношению к современным теориям, таким как изложенная в 1994 году в книге «The Bell Curve», где исследовалось коренное различие в коэффициенте интеллекта и делался вывод о том, что генетика объяснила, по крайней мере, частичное различие в интеллекте между расами. Критики утверждали, что подобные работы основаны на расистском предположении, не подкреплённом стоящими доказательствами. Такие издания как научный журнал Mankind Quarterly, основанный как явно «расонастроенный», обвинялся в научном расизме за публикацию статей о спорных толкованиях антропогенеза, интеллекта, этнографии, археологии, мифологии и языка. Бранный ярлык «научный расизм» применяется к тем исследованиям, которые пытаются установить связь между, например, расой и интеллектом, и утверждают, что это продвигает идею о наличии «высших» и «низших» рас.