Первый скаут русского флота. Бронепалубный крейсер "новик"

Крейсер "Новик" или как его ещё называют «Сахалинский Варяг» - лучший «ходок» русского флота, «чемпион» самых дальних дистанций.
Во время русско-японской войны крейсер «Новик» имел громкую славу. Даже японцы восхищались подвигами крейсера, считая, что он был «заколдован» от поражений.
Показать полностью..
28 июля 1904 года наша порт-артурская эскадра вышла в Желтое море, чтобы принять неравный бой с японским флотом. Эта битва закончилась для нас трагически. Но бригада крейсеров отважно проломилась через японские заслоны; отстреливаясь, наши крейсера на полных оборотах винтов выходили из боя, среди них рвался крейсер «Новик».
На следующий день крейсер появился в немецкой колонии Циндао, и немецкие офицеры вполне сочувственно пересчитывали пробоины в бортах крейсера.Как ни уговаривали немцы спустить Андреевский флаг и интернироваться в Циндао, но крейсер уже через десять часов вышел в море, для «Новика» война ещё не закончилась. В кают-компании было решено: прорываться во Владивосток открытым океаном, обогнуть Японию с востока, дозаправив бункера Корсакове сахалинским углем.
В то время как крейсер загружался углём в Корсакове, в залив Анива вошли два японский крейсера бронепалубный Цусима и Читоза. Японцы открытым текстом по-русски передали: «Честь вашему мужеству. Предлагаем почетную капитуляцию». На это «Новик» отвечал работою пушечных плутонгов - с носа и с кормы, избивая и уродуя надстройки «Цусимы», пока та из-за тяжелых повреждений не отошла на Хоккайдо. Но японцы боя не прекращали. «Читоза» пошел на сближение. «Новик» тоже имел попадания, убитых даже не убирали с постов: вода затопила румпельный отсек, через пробоины хлестала вода.
Стало ясно, что дальнейший прорыв невозможен, корабль блокирован в заливе Анива, а ремонтной базы в Корсакове не было.
- Только не взрываться! - решили офицеры. Машины «Новика» великолепны, мы затопимся через кингстоны, чтобы после войны поднять крейсер, и он ещё послужит России. Команда покинула крейсер, и «Новик» не спуская флага, медленно погрузился в море, но кормовая часть его палубы осталась над водою.
Ожидая “Читозе”, на крейсере “Цусима” “всю ночь смотрели во все глаза, опасаясь, что “Новик” опять сумеет ускользнуть”, — писала со слов японского офицера газета “Таймс”. Бой с “Новиком” стал для японского крейсера первым огневым крещением. “Можно себе представить,— заключил свой рассказ японский офицер, — как старались наводчики и как затем гордились, что им удалось повредить русский крейсер, который благодаря своей скорости и блестящему экипажу принимал столь выдающееся участие во всех боях, начиная с января”.
Когда рассвело, с “Читозе” смогли разглядеть, что “Новик” затоплен, а между ним и берегом снуют шлюпки и паровой катер. Приблизившись, “Читозе” в течение часа расстреливал затопленный крейсер, а затем, подойдя ближе, перенес огонь на берег, выпустив около ста снарядов, стреляя даже по отдельным людям. На “Новике” были разрушены две дымовые трубы, повреждена мачта, разбит кормовой мостик, а в палубе и надводной части борта — множество пробоин от осколков.
7-го августа наш флот лишился лихого и славного, самого быстроходного из наших крейсеров, бывшего красой русского флота и грозой японцев.В Корсаковском посту торжественно хоронили убитых и умерших от ран новиковцев.
Посовещавшись командование крейсера решила, что часть команды для дальнейшей службы Родины, отправляется в Николаевск-на-Амуре, а затем в Хабаровск. Это около 600 верст пешим ходом через дебри тайги. А другая часть, остается на острове и в случае вторжения учувствует в обороне.
С потопленного судна практически вручную были сняты корабельные орудия и установлены по береговой линии для усиления обороны острова. Целый год моряки несли вахту у орудий крейсера «Новик». И в августе 1905 года последовало вторжение японцев.
Так исторически сложилось, что остров Сахалин не являлся укрепленным оборонительном пунктом, в то время на нём располагались лишь несколько тюрем да каторга. Конечно боевой гарнизон насчитывал 2-3 тысячи солдат (часть из которых заключенные вставшие на оборону острова), но это пожалуй все что имелось. Никаких сооружений, ни окопов, ни оборудования ничего завезено не было. Из артиллерии только 4 пушки времен Наполеона и те расстрелянные. Поэтому батарея «Новика» являлась большим подспорьем в обороне острова.
Бравым морякам пришлось очень нелегко с самого начала боя: с моря заходило 11 миноносцев, которые накрывали огнем значительную часть берега; близ деревни Мерея тем временем уже высадился японский десант и «перекидным» огнем срочно нужно было накрыть незваных гостей; также вскоре поступила информация, что на пристани Корсакова появились японцы и был получен приказ разбить пристань.
Вражеские захватчики лупили из всех орудий, пытаясь вывести из строя огрызавшуюся батарею. Всюду рвались снаряды, убитых осколками снимали с орудий, а их место занимали другие.
- Пропадаем, мать их всех!
- Все пропадем! Но крейсер «Новик» еще никогда сдавался… огонь, братцы!
Батарея «Новика» героически обороняла свои позиции до последнего снаряда.После того как боеприпасы закончились, защитники острова взорвали свои пушки и присоединились к партизанскому движению, продолжая сражаться за родную землю.

Подвиг «Новика» не остался забыт! Сейчас на Сахалине протекает тихая речка - Новиковка, а на берегу залива Анива рыбаки живут в поселке Новиково, а возле Корсакова появился памятник крейсеру «Новик». Корабельная пушка старых времен мрачно поглядывает с пьедестала в сторону Лаперузова пролива, словно напоминая всем незваным пришельцам - здесь живут наследники былой славы - громкой славы «Сахалинского Варяга»!

В соответствии с программой «Для нужд Дальнего Востока», принятой в 1898 году, МТК разработал техническое задание на проектирование крейсера водоизмещением 3000 т, предназначавшегося как для разведочной службы при эскадре, так и ее защиты от нападения неприятельских миноносцев и поддержки атак своих миноносных кораблей.

Самый быстроходный крейсер мира, но высокая скорость была достигнута за счет ослабления конструкций корпуса. По его проекту было построено еще 2 русских крейсера. Послужил прототипом и для большой серии так называемых "скаутов" в английском и некоторых других флотах.

Наиболее активный корабль эскадры, принявший участие во всех операциях. После боя 28 июля (3 надводные пробоины, 2 убитых, 1 раненый) прорвался в Циндао. Затем, обогнув Японию с востока, пришел в порт Корсаковск (о. Сахалин). Затоплен там экипажем после боя с японскими крейсерами 7.08.1904 (3 подводных и 2 надводных пробоины, 2 убитых, 17 раненых). Поднят японцами, отремонтирован (новые котлы и вооружение) и с 1908г. служил в японском флоте под названием "Судзуя". Исключен из списков в 1913 г. и разобран на металл.

В соответствии с программой «Для нужд Дальнего Востока», принятой в 1898 году, МТК разработал техническое задание на проектирование крейсера водоизмещением 3000 т, предназначавшегося как для разведочной службы при эскадре, так и ее защиты от нападения неприятельских миноносцев и поддержки атак своих миноносных кораблей.

Контракт на постройку такого крейсера, получившего название “Новик”, был подписан с германской фирмой “Шихау” 5 августа 1898 года. Строился корабль отделением этой фирмы в Данциге, механизмы изготовлялись в Эльбинге. Официальная закладка корабля состоялась 29 февраля 1900 года, когда корпус был доведен постройкой до броневой палубы. 2 августа “Новик” спустили на воду, и 3 мая 1901 года крейсер под русским государственным флагом вышел на первую семичасовую заводскую пробу.

Водоизмещение нормальное 3080 (по проекту 3000), полное - 3180 т. Длина между перпендикулярами 106, наибольшая 111, по ватерлинии 110,1 м, максимальная ширина 12,2 м, осадка 5 м (на испытаниях 4,7 м). Толщина броневой палубы (по всей длине от тарана до ахтерштевня) 30 в горизонтальной части и 51 мм на скосах (броня хромоникелевая). Выступавшие над броневой палубой части главных машин прикрывали 70-мм гласисы. (По другим данным, гласисы - 25 мм). Щиты орудий - 25 мм, боевая рубка - 30 мм (крупповская цементированная броня). Энергетическая установка: три вертикальные машины тройного расширения пара общей мощностью 17800 л. с. (проектная - 17000 л.с.) и двенадцать водотрубных котлов системы Шихау. Винтов - три. Скорость хода на испытаниях 25,1 уз. Запас угля нормальный - 400 т, полный - 510 т. Дальность плавания при скорости 10 узлов - 2900 миль. (Проектная - 5000 миль).

Вооружение: шесть 120-мм орудий Канэ (45 калибров), шесть 47-мм Гочкиса (43 калибра) и два 37-мм орудия Гочкиса в 23 калибра на катерах, 64-мм десантное орудие Барановского (19 калибров), два 7,62 -мм трехлинейных пулемета Максима, кормовой и четыре бортовых 381-мм минных (торпедных) аппарата. Боевая рубка защищалась 30-мм броневыми плитами. Экипаж (по штату) - 12 офицеров и 316 кондукторов и нижних чинов.18 мая 1902 года, после завершения приемосдаточных испытаний, “Новик” прибыл в Россию.

14 сентября того же года крейсер под командованием капитана 2 ранга П. Ф. Гаврилова покинул Кронштадт, взяв курс на Дальний Восток. 6 декабря, когда “Новик” находился в Пирее (Греция), в командование им вступил капитан 2 ранга Н. О. Эссен.

В Порт-Артур крейсер пришел 2 апреля 1903 года. Буквально с первых минут русско-японской войны началась активная служба “Новика”. Сразу же после нападения японских миноносцев на русскую эскадру в ночь на 27 января 1904 года командир крейсера получил приказ преследовать неприятеля, но пока на “Новике” разводили пары, японские миноносцы успели уйти. В бою с японской эскадрой на следующий день “Новик” предпринял дерзкую попытку сблизиться с неприятельской эскадрой, однако попавший в крейсер 203-мм снаряд (в район ватерлинии) вынудил его повернуть назад. Только после десяти суток напряженного ремонта корабль удалось снова ввести в строй. Именно на “Новике” поднял свой флаг командующий флотом адмирал С. О. Макаров, когда пытался отбить окруженный неприятелем и гибнущий миноносец “Стерегущий”. Не раз крейсер прикрывал выходы в море миноносцев и канонерских лодок, принимал участие в обстреле занятого противником побережья.

После боя 28.07/10.08 1904 г. (3 надводные пробоины, 2 убитых, 1 раненый) "Новик" прорвался в Циндао. Затем, обогнув Японию с востока, пришел в порт Корсаковск (о. Сахалин). Затоплен там экипажем после боя с японскими крейсерами "Цусима" и "Читосе" 7/20.08.1904 г. (3 подводных и 2 надводных пробоины, 2 убитых, 17 раненых). Поднят японцами, отремонтирован (новые котлы и вооружение) и с 1908 г. служил в японском флоте под названием "Судзуя". Исключен из списков в 1913 г. и разобран на металл.

На основе журнала «Гангут», и материалов некоторых сайтов.

«Тип крейсера «Новик» представляет собою огромный миноносец в 3000 тонн с 25-узловым ходом…» Такими словами начиналось описание этого корабля в «Отчёте по морскому ведомству за 1897–1900 годы». Построенный в Германии по заказу России, «Новик» оказался самым быстроходным крейсером мира, могущим с лёгкостью выдержать бой с многочисленными миноносцами и, в то же время, уйти от более сильного противника. Появление этого корабля в русском флоте, по сути, предвосхитило рождение в других флотах нового подкласса боевых кораблей – лёгких крейсеров-скаутов. Вспомним, как создавался «Новик», а также о коротком, но ярком боевом пути этого корабля.

Проектирование и постройка

Победа над Китаем в войне 1894–1895 годов привела к резкому усилению амбиций Японии в восточноазиатском регионе. Однако Россия, выступив в союзе с Францией и Германией, помешала экспансионистским планам Страны восходящего солнца. Под угрозой войны с ведущими европейскими державами Японии пришлось вернуть Китаю Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур, который китайцы затем сдали в аренду России. Осознав, что Российская империя добровольно не уступит первенство на Дальнем Востоке, Япония начала приготовления к войне с ней, сделав основную ставку на усиление своего флота. В ответ на это в России была принята кораблестроительная программа 1895 года, которая в 1898 году была продолжена и расширена. Согласно этой программе, главные русские силы на Дальнем Востоке к 1903 году должны были состоять из десяти эскадренных броненосцев.

Помимо прочих кораблей, на каждый броненосец должно было приходиться по одному бронепалубному крейсеру 2-го ранга водоизмещением 2500–3000 т. Их основная функция состояла в ведении разведки, передаче донесений и защите эскадры от вражеских миноносцев. Главным качеством такого крейсера должна была стать скорость, пусть даже в ущерб остальным характеристикам. В марте 1898 года Морской технический комитет (МТК) разработал программу для проектирования крейсера 2-го ранга, согласно которой водоизмещение корабля не должно было превышать 3000 т, скорость должна была достигать 25 узлов, а вооружение состояло из шести 120-мм и шести 47-мм орудий, а также шести торпедных аппаратов. Дальность плавания должна была составлять 5000 миль экономическим ходом. Защиту корабля составляла броневая палуба максимально возможной толщины.

После выработки технических требований был объявлен конкурс на лучший проект крейсера, победителем которого стала немецкая фирма «Ф. Шихау». 5 августа 1898 года с ней был подписан контракт на постройку будущего «Новика». Срок готовности корабля устанавливался в 25 месяцев (впоследствии срок сдачи перенесли на 5 декабря 1900 года), а его полная стоимость составила 3 391 314 рублей.

Из-за долгого согласования чертежей между проектировщиками и МТК, а также задержек в поставках стали с заводов строительство началось только в декабре 1899 года, однако продвигалось довольно быстро. Официальная закладка корабля состоялась в Данциге 29 февраля 1900 года – к тому времени его корпус был доведён до уровня броневой палубы.

Сборка броневой палубы крейсера «Новик»
Источник: tsushima.su

Наблюдавший за постройкой крейсера капитан 2-го ранга Пётр Фёдорович Гаврилов (его будущий командир) был в восторге от скорости и аккуратности работы на верфи. По его расчётам выходило, что корпус мог быть спущен на воду уже в мае, то есть спустя всего полгода после фактического начала строительства. Однако спуск на воду состоялся несколько позднее – в августе, что также стало хорошим результатом. В мае 1901 года «Новик» впервые вышел на заводские испытания.


«Новик» на заводских испытаниях

Торопясь сдать заказчику уже практически готовый крейсер, завод не стал проводить прогрессивных испытаний, когда мощность машин увеличивают постепенно от одного пробега к другому, а сразу решил испытать механизмы на полной мощности, в первом же испытании разогнав корабль до 24 узлов. По мнению П. Ф. Гаврилова, именно это стало причиной того, что испытания затянулись. Из семи пробных выходов в море четыре пришлось прервать из-за поломок машин и винтов. В итоге крейсер остался на заводе на зимовку. Благополучно завершить испытания удалось лишь 23 апреля 1902 года, после чего корабль отправился в Россию.


«Новик» на Неве. На заднем плане виден крейсер «Диана» и достраивающийся броненосец «Император Александр III»
Источник: kreiser.unoforum.pro

Предвоенная служба

В мае 1902 года «Новик» прибыл в Кронштадт, после чего началась его подготовка к заграничному плаванию. 14 сентября крейсер отправился в плавание на Дальний Восток. 26 сентября он прибыл в Неаполь, а затем – в греческий порт Пирей, где в то время стояла русская эскадра. 19 ноября «Новик» перешёл в бухту Порос, где до 5 декабря команда занималась боевой подготовкой. 1 декабря на борт крейсера поднялся его новый командир – капитан 2-го ранга Николай Оттович фон Эссен . В своих письмах жене и сыну фон Эссен делился положительным впечатлением, которое на него произвёл «Новик», в частности, отмечая высокую насыщенность корабля электрическими механизмами.


«Новик» на рейде Бреста, 1902 год
Источник: kreiser.unoforum.pro

11 декабря «Новик» покинул бухту Порос, однако, выйдя в море, попал в сильный шторм, сопровождаемый снежной метелью. В своём рапорте Эссен отмечал сильную бортовую качку и сожалел об отсутствии на крейсере бортовых килей, которые помогли бы её уменьшить. В то же время, при ходе против волны крейсер держался прекрасно, испытывая лишь незначительную качку. Не выдержав шторма, «Новик» укрылся от стихии в Саламинской бухте и вышел оттуда спустя сутки. Достигнув Порт-Саида, «Новик» прошёл Суэцкий канал и продолжил свой путь через Индийский океан. 28 февраля он прибыл в Сингапур, 9 марта – на Филиппины. 17 марта «Новик» был зачислен в состав эскадры Тихого океана, а 2 апреля достиг Порт-Артура.

Здесь на крейсере снова начались испытания. 22 апреля во время испытаний на максимальную скорость хода «Новик» показал 23,6 узлов. Затем последовал совместный с крейсером «Аскольд» переход во Владивосток. 16–17 мая на борту «Новика» в залив Посьета прибыл русский военный министр генерал-адъютант А. Н. Куропаткин. Затем «Новик» с «Аскольдом» выступили в непривычной для них роли яхт, сопровождая министра во время его визита в Японию в мае-июне 1903 года. Конец июня и первая половина июля прошли для «Новика» в совместных учениях и плаваниях с эскадрой, после чего наступил период так называемого «вооружённого резерва», во время которого корабли находились в порту Владивостока. Уже 31 августа «Новик» отправился в бухту Славянка для выполнения учебных торпедных стрельб и уничтожения девиации. Корабль перекрасили в защитный тёмно-оливковый цвет, и 18 сентября он прибыл в Порт-Артур вместе с остальной эскадрой.

24 сентября, во время стоянки на якоре, на носовую часть «Новика» штормовым ветром навалило корму минного транспорта «Енисей» (обошлось незначительными повреждениями форштевня и обшивки в носовой части). Время ремонта своими силами русские моряки оценили в трое суток.

Осенью 1903 года произошло обострение дипломатических отношений России и Японии. В это время корабли эскадры, базируясь в порту Дальний, занимались совместными учениями и отработкой отражения минных атак. 19 октября, после отбоя тревоги, эскадра вернулась в Порт-Артур, где 1 ноября для неё наступил очередной период «вооружённого резерва».

В новом, 1904 году первый выход эскадры в море состоялся 21–22 января, после чего корабли остались на внешнем рейде Порт-Артура. О разрыве дипломатических отношений с Японией моряки не знали – не желая «беспокоить» экипажи, русский наместник на Дальнем Востоке не стал объявлять об этом. Однако предчувствие скорого начала войны витало в воздухе. Тем не менее, все попытки командиров кораблей принять меры безопасности пресекались наместником. Каждую ночь моряки готовились к отражению минных атак, но без создания действенной завесы из сторожевых кораблей, способных перехватывать атакующих на удалении от эскадры, такие меры были бесполезны.


«Новик» в защитной окраске. На заднем плане – броненосец «Победа». Порт-Артур, 1904 год
Источник: tsushima.su

Вечером 26 января с флагманского броненосца «Петропавловск» был получен приказ о выходе в море на следующий день. Затем поступило указание готовиться к отражению ночной минной атаки, но башенных и 152-мм орудий не заряжать. По свидетельству лейтенанта А. И. Шейковского, вечером командир «Новика» сказал офицерам: «Я уверен, господа, что японцы атакуют нас до объявления войны…»

В обороне Порт-Артура

Русско-японская война началась поздним вечером 26 января с внезапного нападения японских миноносцев на русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура. «Новик», одной из задач которого была защита русских кораблей от минных атак, в момент нападения находился практически в тылу эскадры (возле прохода на внутренний рейд). На крейсере пробили боевую тревогу, начали экстренно разводить пары в котлах, но помешать нападению никак не смогли. После того как «Новик» дал ход, с него заметили четыре силуэта, удалявшиеся от эскадры в сторону открытого моря. Догнать противника «Новик» не смог – в 2:35 силуэты скрылись из вида, и крейсер вернулся обратно к эскадре. Утром 27 января русская эскадра начала готовиться к бою, на случай если японцы придут убедиться в результативности ночной атаки.

Именно это и произошло. В 8 часов утра в поле зрения русской эскадры появились японские быстроходные крейсера, отправленные в разведку. Вскоре показался русский крейсер «Боярин», ранее посланный в разведку и ведущий огонь из кормового орудия в сторону противника. С «Боярина» поступило донесение: «Вижу неприятеля в больших силах» . Через десять минут на горизонте появились японские броненосцы. «Новик» снялся с якоря и направился к неприятелю. Русские броненосцы ещё только начинали движение, а потому «Новик» с другими русскими крейсерами оказался между главными силами обеих сторон.

В 11:10 японцы открыли огонь по «Новику». Так началось первое в той войне сражение главных морских сил. «Новик» оказался ближе всего к неприятелю, вызвав на себя шквал снарядов. Удача ли сопутствовала кораблю, беззащитному перед тяжёлыми снарядами, или умелое маневрирование, но крейсер довольно долго оставался невредимым. Лишь в 11:40 (по записи в бортовом журнале, время могло быть указано неточно) неприятельский снаряд поразил крейсер в правый борт чуть ниже ватерлинии. На какое-то время «Новик» сблизился с японской эскадрой настолько, что со стороны это выглядело так, как будто он выходил в торпедную атаку на японский флагман. В то же время ни в рапорте Эссена командующему эскадрой, ни в письме жене, написанном им на следующий день после боя, о таких намерениях ничего не сообщается. Нет упоминания о них и в воспоминаниях лейтенанта А. П. Штера. Скорее всего, таких намерений у командира «Новика» действительно не было. Фон Эссен не мог не понимать, что его крейсер погибнет под сосредоточенным огнём целой эскадры, прежде чем сблизится с противником на дистанцию эффективного торпедного залпа. Тем не менее, смелые действия «Новика» благотворно сказались на боевом духе русских моряков. По воспоминаниям А. П. Штера, после боя «Новик» был восторженно встречен в гавани очевидцами боя, наблюдавшими за ним с береговых позиций. За время боя русский крейсер выпустил по врагу сто пять 120-мм снарядов (о попаданиях с «Новика» японцы ничего не сообщали).

Осмотр пробоины выявил, что снаряд, попавший в крейсер, не причинил ему серьёзных повреждений. Броневая палуба выдержала удар, ограничив повреждения надводным бортом. Осколками было повреждено 120-мм орудие, разрушена офицерская каюта. Также, взрывной волной сорвало правый кингстон кормового патронного погреба, который вследствие этого был затоплен. Вслед за этим вода затопила рулевое отделение (впрочем, рулевая машина из строя не вышла). Осколками этого снаряда был тяжело ранен один из комендоров (скончался в госпитале вскоре после боя). Позднее за бой 27 января Эссена наградили Золотой саблей с надписью «За храбрость», а 12 членов экипажа «Новика» получили Георгиевские кресты.


Пробоина от снаряда, полученная 27 января 1904 года
Источник: navsource.narod.ru

30 января «Новик» был введён в док для заделки пробоины, а уже 8 февраля ремонт завершился. Отныне «Новик» входил в отряд крейсеров под командованием контр-адмирала М. П. Моласа вместе с «Баяном», «Аскольдом», «Дианой» и «Палладой». Во время повседневной службы крейсер эксплуатировался очень интенсивно, постоянно находясь в состоянии немедленной готовности к боевому выходу (чаще всего ему приходилось выходить на поддержку миноносцев). Первый выход состоялся 11 февраля, а уже на следующий день «Новик» вместе с «Баяном» и «Аскольдом» вышел в море на поддержку миноносцев 1-го отряда и оказался лицом к лицу с главными силами японского адмирала Хэйхатиро Того. В течение двадцати минут, пока не поступил сигнал к отступлению, три русских крейсера находились под обстрелом двенадцати броненосных кораблей, смело отвечая им из своих орудий. Море вокруг русских кораблей кипело от разрывов, но, к счастью, ни один японский снаряд в цель не попал – удача вновь сопутствовала «Новику».

24 февраля в Порт-Артур прибыл новый командующий эскадрой – адмирал Степан Осипович Макаров. С его прибытием активность русской эскадры резко возросла. 26 февраля противник перехватил русские миноносцы «Решительный» и «Стерегущий», возвращавшиеся из ночной разведки. «Решительный» сумел прорваться в гавань, а «Стерегущий» оказался окружён превосходящими силами японцев. Неравный бой происходил на глазах у всей крепости. На выручку «Стерегущему» немедленно вышел сам Макаров на «Новике», а также крейсер «Баян». К сожалению, к моменту, когда крейсера добралась до места битвы, отпугнув японцев, «Стерегущий» уже затонул. Поскольку на горизонте показались новые японские корабли, «Новик» и «Баян» вернулись в гавань.

27 февраля состоялся очередной выход «Новика» в море – на этот раз в составе всей эскадры. 9 марта он выходил на разведку с крейсерами «Баян», «Аскольд», «Диана» и миноносцами. 12 марта «Новик» совершил выход навстречу русским миноносцам. 13 марта состоялся выход в море на разведку в составе эскадры – «Новик» захватил японское судно «Ханиен Мару», на борту которого были обнаружены несколько японских диверсантов и старая ржавая мина. Японцев взяли в плен, а пароход был затоплен после неудавшейся попытки буксировки. 14 марта «Новик» произвёл очередной выход в море (с эскадрой) и обстрелял японские миноносцы. 25 марта он нёс сторожевую службу на внешнем рейде, а 29 марта – участвовал в очередном выходе эскадры (произведён осмотр коммерческого парохода). Как видим, «Новик» использовался весьма интенсивно, оказавшись самым востребованным кораблём эскадры.


«Новик» в Порт-Артуре. На заднем плане – броненосец «Ретвизан»
Источник: navsource.narod.ru

Между тем, в марте 1904 года на крейсере произошла смена командира. Н. О. фон Эссен был назначен командиром броненосца «Севастополь» взамен провинившегося капитана 1-го ранга Н. К. Чернышёва и 17 марта передал командование «Новиком» капитану 2-го ранга М. Ф. фон Шульцу, которого охарактеризовал как «бравого, энергичного и смелого офицера, в руки которого не обидно отдать свой крейсер» .

31 марта русскую эскадру в Порт-Артуре постигло страшное несчастье – подорвавшись на японской мине, погиб броненосец «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым и его штабом. Наметившийся подъём боевого духа сменился страшным унынием. Достаточно сказать о том, что трое офицеров «Новика» – его командир фон Шульц, мичманы С. П. Бурачек и К. Н. Кнорринг – потеряли на «Петропавловске» своих братьев. О степени подавленности экипажей кораблей и командования эскадры говорит тот факт, что в течение апреля «Новик» ни разу не выходил в море. Лишь после гибели 2 мая японских броненосцев «Хацусе» и «Ясима», подорвавшихся на русских минах, на эскадре начались хоть какие-то попытки воздействовать на противника. 5, 14 и 22 мая «Новик» выходил на прикрытие минного транспорта «Амур», пытавшегося развить свой успех новыми минными постановками.

Начиная с июня «Новик» вместе с миноносцами стал выходить для прикрытия русских кораблей, обстреливавших приморский фланг японской армии. За июнь-июль было совершено 11 таких выходов, за время которых «Новик» выпустил по береговым позициям неприятеля около 900 снарядов из 120-мм орудий. Неоднократно происходили стычки с миноносцами противника, во время которых «Новик» показал своё полное превосходство над ними, несмотря на подавляющее численное превосходство японцев. Меткий артиллерийский огонь с крейсера не давал японским миноносцам приблизиться на дистанцию торпедного выстрела, при этом высокая скорость «Новика» не давала неприятелю зайти в атаку с выгодных курсовых углов. За умелое командование крейсером в этих боях командир «Новика» капитан 2-го ранга фон Шульц был награждён Золотым оружием с надписью «За храбрость».

Увы, эксплуатация «Новика» «на износ» не могла не привести к печальным последствиям. Несмотря на усилия корабельных механиков, постоянное нахождение крейсера в состоянии 40-минутной готовности к выходу привело к тому, что состояние его котлов и машин резко ухудшилось (по этой же причине не было возможности провести капитальный ремонт котлов). Даже 27 июля, накануне прорыва эскадры из Порт-Артура во Владивосток, «Новик» выходил на обстрел побережья и потому не смог принять полный запас угля.

Звёздный час «Новика»

27 июля на «Аскольде» состоялось совещание командиров крейсеров, на котором начальник крейсерского отряда контр-адмирал Н. К. Рейценштейн поставил перед своими подчинёнными задачу прорыва во Владивосток, невзирая на любые обстоятельства. Рано утром 28 июля «Новик» вышел на внешний рейд, ожидая остальные корабли эскадры. После начала движения он занял головное положение в строю, указывая путь тралящему каравану и предупреждая идущие следом корабли о плавающих минах. После появления на горизонте главных сил противника «Новик» вернулся в строй, заняв место за головным крейсером «Аскольд».

В бою главных сил двух флотов крейсера практически не участвовали. Лишь в 12:45, после опасного сближения его кораблей с японскими броненосцами, Рейценштейн приказал увеличить дистанцию до противника, перейдя на нестреляющий борт русских броненосцев. После выхода из строя флагманского броненосца «Цесаревич» и потери управления эскадрой русский адмирал решил, что наступил переломный момент боя и повёл свои корабли на прорыв. Около 18:45 на мачте «Аскольда» взвился сигнал «Крейсерам следовать за мной». Развив максимальную скорость и непрерывно ведя огонь по наседающим японским миноносцам, «Аскольд» и «Новик» направились на юг (в сторону открытого моря), воспользовавшись тем, что японцы пока не успели перекрыть это направление. Тихоходные «Диана» и «Паллада» при этом отстали и вернулись к эскадре. Японские броненосные крейсера «Асама» и «Якумо» попытались помешать прорыву, завязав бой с «Аскольдом», но потерпели неудачу и остались за кормой. В том бою «Аскольд» получил тяжёлые повреждения, но сумел отогнать противника, тем самым обеспечив успех прорыва. Зато японские крейсера 3-го и 5-го боевых отрядов сумели нанести повреждения «Новику» – тремя попавшими снарядами были убиты два матроса, легко ранен корабельный врач и разбит носовой прожектор. К счастью, серьёзных повреждений крейсер не получил, так как все пробоины оказались надводными.

Примерно в 20 часов наступившая темнота укрыла «Новик» и «Аскольд» от преследовавших их японцев, и через полчаса бой прекратился. В 20:40 «Новик» догнал «Аскольда», и оба корабля продолжили свой путь на юго-запад. Вскоре «Новик» стал отставать – состояние его механизмов было критическим. В холодильники машин набились водоросли, вследствие чего сильно повысилась соленость воды в котлах, кроме того, начали перегреваться воздушные насосы. Для осмотра и очистки холодильников были остановлены бортовые машины, в результате чего скорость крейсера сильно снизилась. Многочисленные сигналы о необходимости снизить скорость на «Аскольде» не поняли, и вскоре флагманский крейсер скрылся в темноте. Рейценштейн позднее писал, что сигналы были восприняты на «Аскольде» как просьбы отпустить «Новик» в самостоятельное плавание, что и было сделано. Как бы то ни было, «Аскольд» растворился в ночи, а команда «Новика» начала ремонт механизмов. В довершение к прежним неисправностям начали лопаться водяные трубки в котлах, из-за чего их пришлось отключать один за другим.

В борьбе с неисправностями прошла ночь. Утром состоялась встреча с крейсером «Диана» и миноносцем «Грозовой», однако каждый командир предпочёл в дальнейшем действовать самостоятельно. В частности, «Новик» намеревался зайти за углём в Циндао, а затем следовать во Владивосток, обогнув Японию с востока. Расставшись с «Дианой» и «Грозовым», в 17:25 «Новик» вошёл в порт Циндао, после чего начались переговоры с немецким губернатором о предоставлении угля. Переговоры затянулись, и к погрузке угля русские моряки приступили лишь в 20:45. Уже в 3:30 погрузку прекратили, приняв всего 250 т, и через полчаса крейсер вышел в море, чтобы в темноте пройти мимо японских кораблей, которые могли дежурить у входа в гавань.

Противника в море не оказалось, и «Новик» отправился в своё путешествие вокруг Японии. Из-за нехватки угля скорость была очень небольшой, но даже при самом экономическом ходе топлива до Владивостока хватало «в обрез». Малейшее увеличение расхода угля делало возможность достижения цели весьма туманной. Экономя уголь, «Новик» шёл по кратчайшему пути, из-за чего был вынужден пройти вблизи Токио, где его заметили с парохода «Селтик». 6 августа крейсер миновал Кунаширский пролив, не избежав обнаружения с берега. Тем временем стало ясно, что угля до Владивостока всё равно не хватит. Для пополнения запасов было решено зайти в Корсаковский пост, располагавшийся на южной оконечности Сахалина.

Сахалинский "Варяг". Крейсер "Новик" - герой русской-японской войны 1904-1905 гг. August 4th, 2012

Всем доброго.

........Корреспондент лондонской "Таймс" в Токио писал: «Едва ли какое другое событие в течение этой весны привлекло к себе в Японии больше внимания, чем судьба "Новика". Маленький крейсер беспримерными подвигами завоевал сердца своих противников. Начиная с первого морского боя 27 января, когда он отважно вышел из рядов своих более могучих товарищей и устремился на японскую эскадру, "Новик" под командой Н. О. Эссена отличался по меньшей мере шесть раз. При этом он ни разу не понес сколько-нибудь серьезных повреждений. Он казался как бы заколдованным! И не раз японские моряки благословляли судьбу, что им приходится иметь дело только с одним "Новиком" - иначе вся судьба морской кампании могла быть совершенно иною...».

Про подвиг крейсера "Варяг" знает весь мир. И песни поют о нём на разных языках. А вот беспримерный подвиг "Новика" как-то остался малозамеченным для широкой общественности и, что куда более обидно - потомков. А ведь на боевой истории маленького русского корабля можно и нужно воспитывать подрастающие поколения сахалинцев и России.

Кстати, здесь нужно сделать небольшое отступление и запомнить раз и навсегда: русско-японская война 1904-1905 гг. никак не может считаться проигранной Россией, в военно-экономическом отношении. Потеря флота не была единственным мерилом победы или поражения в той войне - всё решалось на суше. А вот там-то у нас дела к концу войны были куда лучше, чем у Японии, к тому моменту полностью истощённой - японцы в живой силе потеряли в 2 (в два!) раза больше, чем мы. Сейчас не принято вспоминать, что Япониюю кредитовала и вооружила Англия (не без участия США и Франции), армия Японии строилась по германскому образцу, а флот - по английскому. Собственно, и своих разработок в области вооружений у японцев не было - всё от заморских "друзей", страстно желающих, как обычно, чужими руками напакостить России да натаскать каштанов из огня.

И, когда мы японцев конкретно прижали на сухопутном фронте, вдруг откуда ни возьмись, появились те самые заморские посредники, дипломатическими и экономическими путями ставшие вдруг так давить на правительство Николая-2, что позорный мир с японцами мы подписали в самый переломный и благоприятный для нас момент. И Южный Сахалин граф "Полусахалинский" отдал как-то непредсказуемо... , в очередной раз подтвердив превосходящую роль экономического (если корректнее - политического) фактора над военным.

Полюбуйтесь этой "картой" (фото ниже). 1900-й год, назревает первый грандиозный передел мира. Ещё идёт англо-бурская война, во время которой "цивилизованные" англичане успешно опробировали идею концентрационных лагерей (не знали? Да, это не фашистское, а британское изобретение. Кстати, один из последних кораблей с чёрными рабами из Африки в США ушёл примерно на рубеже веков. Рабов, как вы наверняка знаете, в США возили именно предприимчивые дети "мировой цитадели демократии" - бритты), а в Европе вовсю идёт информационная война против России. Как когда-то завещал ещё один носитель "демократии" всем желающим и, уж тем более, нежелающим - Наполеон.

Знайте, друзья, что японцев мы били всегда. И в 1904-1905 гг., и при изгнании интервентов в начале 1920-х (когда японцы и американцы вырезали на нашем Дальнем Востоке наше мирное население и вывозили всё кряду), при Хасане и Халхин-голе и, конечно же - в великом 1945-м! Не забывайте, что эту страну всегда использовали в своих геополитических и экономических интересах наши извечные враги - Англия, США, Германия и США. И помните, что до сих пор между Россией и Германией не подписан мирный договор, что на территории Японии до сих пор стоят "заклятодружественные" нам американские оккупационные войска, а ретивые головы в самой Японии всё настойчивее призывают реформировать силы самообороны Японии в полноценные армию и флот. К чему это уже дважды приводило - мы помним хорошо...

Ладно, это я отвлёкся, вернёмся к "Новику".

Графическая модель крейсера "Новик"

Боевая история "Новика" началась с Порт-Артура.

Буквально с первых минут русско-японской войны началась активная служба “Новика”. Сразу же после нападения японских миноносцев на русскую эскадру в ночь на 27 января 1904 года командир крейсера получил приказ преследовать неприятеля, но пока на “Новике” разводили пары, японские миноносцы успели уйти. Здесь нужно отметить, что "Новик" был одним из самых быстроходных боевых кораблей своего времени - на испытаниях он выдал чуть больше 25 узлов!

В бою с японской эскадрой на следующий день “Новик” предпринял дерзкую попытку сблизиться с неприятельской эскадрой, однако попавший в крейсер 203-мм снаряд (в район ватерлинии) вынудил его повернуть назад. Только после десяти суток напряженного ремонта корабль удалось снова ввести в строй. Именно на “Новике” поднял свой флаг командующий флотом адмирал С. О. Макаров, когда пытался отбить окруженный неприятелем и гибнущий миноносец “Стерегущий”.

После боя 28.07/10.08 1904 г. "Новик" прорвался в Циндао. Затем, обогнув Японию с востока, пришел в сахалинский порт Корсаков. Затоплен там экипажем после боя с куда более мощными японскими крейсерами "Цусима" и "Читосе" 7/20.08.1904 г, причём один японский крейсер получил серьёзные повреждения.

часть команды "Новика" с мичманом Максимовым в Корсаковом посту

Перед боем капитан "Новика" А. П. Штер записал в своём дневнике: "...Если слышны японские телеграммы, то ясно, что неприятель не один... А сколько? И кто именно? Все японские крейсеры даже в одиночку сильнее "Новика", а тут еще и полного хода дать нельзя... Несомненно, близилась развязка...».

Бой с превосходящими силами противника начался. Доблесть и умение экипажа "Новика" японцы оценили в полной мере, с горечью фиксируя тяжелые повреждения и потери в живой силе в своих судовых журналах..

Вначале японские снаряды давали перелеты, но вскоре стали ложиться ближе. Чтобы сбить пристрелку, "Новик" начал описывать ряд разнодужных коордонат*, держа противника в пределах 35—40 кб. [* Маневр, состоящий из двух последовательных поворотов на один и тот же угол в противоположные стороны для смещения линии пути.] Но уже в 17 ч 20 мин "Новик" попал под накрытие. Один из неприятельских снарядов сделал пробоину в рулевом отделении под броневой палубой, которое стало заполняться водой. Тут же раздался и тревожный крик: "Пробоина в каюте старшего офицера!", а затем и новые возгласы: "Пробоина в жилой палубе!.. В кают-компании!.." Аварийная команда бросилась заделывать (насколько это возможно в ходе боя) повреждения. Еще через 5 мин снаряд разрушил командирскую и штурманскую рубки, уничтожив все карты и штурманские инструменты, кроме одного секстана. По счастью, жертв еще не было. "Новик" даже стал опережать неприятеля, идя на параллельном курсе...

Но это было последнее напряжение машин крейсера - - в двух котлах лопнули водогрейные трубки, и скорость резко снизилась. "Невольно в груди закипала бессильная злоба, подкатывалась клубком к горлу и разражалась грубыми ругательствами,— писал А. П, Штер,— против кого эта злоба -- отчета я себе не отдавал, но старался излить ее на противника".

"Новику" пришлось вернуться на Корсаковский рейд, где выяснилось, что корабль получил слишком много повреждений и откачать воду не удастся. С корабля сняли что смогли, открыли конгстоны и свезли команду на берег. Командир предполагал, что в ближайшем будущем "Новик" поднимут и он вновь войдёт в состав русского флота. Кто бы мог предполагать, что скоро южный Сахалин на долгих 40 лет отойдёт Японии...

затопленный крейсер "Новик" у берегов Сахалина

Ожидая "Читозе", на крейсере "Цусима" «всю ночь смотрели во все глаза, опасаясь, что "Новик" опять сумеет ускользнуть»,— писала со слов японского офицера газета "Тайме". Бой с "Новиком" стал для японского крейсера первым огневым крещением. "Можно себе представить,— заключил свой рассказ японский офицер,— как старались наводчики и как затем гордились, что им удалось повредить русский крейсер, который благодаря своей скорости и блестящему экипажу принимал столь выдающееся участие во всех боях, начиная с января".

До утра 9 августа поступавшие в Петербург телеграммы о гибели "Новика" не пропускались в печать. Но так как информация продолжала поступать и от агентства "Рейтер", и от агенства Вольфа, решили официально известить Россию: "7-го августа флот наш лишился лихого и славного, самого быстроходного из наших крейсеров, бывшего красой русского флота и грозой японцев... Ранено нижних чинов легко 14, тяжело 2, убито 2. ранен в голову лейтенант Штер, все время остававшийся на своему посту".

Оставшиеся на Сахалине "новиковцы", сняв с корабля 120-мм и 47-мм орудия, под командой мичмана А.П.Максимова до последнего обороняли затопленный крейсер от японских диверсий, а после - приняли непосредственное участие в обороне Сахалина от захватчиков.

120-мм орудие с крейсера "Новик" на береговой позиции у поста Корсаковский

47-мм орудие с крейсера "Новик" в экспозиции Сахалинского краеведческого музея в Южно-Сахалинске


Фотографии со стенда в музее:

Прибрежная часть посёлка "Новиково", названного в честь героического русского крейсера. Несколько фотографий, сделанных в июле 2012 года.


Памятник "Новику"

Администрация посёлка "Новиково" расположена вот в таком домике на пару комнатушек.

А это - информационные таблички на памятнике

Пока всё, крайне сжато и упрощённо. Думаю, кому будет интересно - тот найдёт для себя возможность воспользоваться поиском. В сети более чем достаточно полной хронологии по жизни "Новика" и его героического экипажа.

До встречи.
С ув.



Крейсер "Новик" - русский бронепалубный крейсер II ранга, строившийся по программе 1898 г. "для нужд Дальнего Востока". Единственный представитель своего типа, но в дальнейшем по переработанным чертежам были построены крейсеры "Жемчуг" и "Изумруд". На момент ввода в строй был одним из самых быстрых кораблей мира и самым быстрым среди кораблей такого водоизмещения. Послужил прообразом легких крейсеров-скаутов.

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение : 3080 т.

Длинна : 109,86 м.

Ширина : 12,2 м.

Скорость хода : 25 узлов.

Дальность плавания : 3500 миль при 10 узлах.

Вооружение :

  • 6 орудий калибра 120-мм;
  • 6 орудий калибра 47-мм;
  • десантное орудие Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 2 орудия калибра 37-мм на катерах;
  • 2 пулемета;
  • 5 торпедных аппаратов (381 мм.).

Бронирование: до 70 мм.

Экипаж : 328 человек, из них 12 офицеров.

Введен в строй : 1902 г.

Проектирование и строительство.

Проектирование.

В 1898 г. Морской технический комитет выдал техническое задание на проектирование легкого крейсера со следующими характеристиками: водоизмещение не более 3000 тонн, скорость - 25 узлов, дальность плавания - не менее 5000 миль при 10 узлах. Вооружение должно было состоять из 6 120-мм орудий, такого же количества орудий калибром 47-мм, одной десантной пушки и 6 торпедных аппаратов. Бронирование и вооружение по техническому заданию были вторичны, основной силой нового корабля должна была стать скорость.

В конкурсе на проектирование и постройку участвовали 7 фирм, в том числе английские, немецкие, итальянские и французские. В итоге лучшим был признан проект немецкой фирмы "Шихау", которая и была объявлена победителем конкурса.

Постройка и испытания.

29.02.1900 г. крейсер "Новик" был официально заложен, фактически к этому времени постройка уже велась.

Строительство корабля шло чрезвычайно высокими темпами, при этом оно проходило под наблюдением русских офицеров, командированных на верфи. Спуск крейсера на воду состоялся 02.08.1900 г.

02.05.1901 г. крейсер "Новик" вышел в море на заводские испытания. В ходе испытания был выявлен ряд недостатков, на устранение которых ушел почти год, однако все они были устранены и в 1902 г. корабль вступил в строй.

Описание конструкции.

Крейсер "Новик" для своего времени был чрезвычайно необычным кораблем: на машины приходилась почти треть водоизмещения, что позволяло крейсеру развивать столь выдающуюся скорость. По существу, он представлял собой то, что много позже, уже в СССР, будет называться "лидер эсминцев". В начале же века, такая концепция многим представлялась спорной.

Длина корпуса корабля составляла 106 метров, максимальная ширина 12,2 м, высота от киля до верх­ней палубы - 7,7 м. Основным материалом служила мягкая сименс-мартеновская сталь.

В ходе проектирования и строительства крейсера фирма-изготовитель стремилась максимально облегчить конструкцию, чтобы уложиться в заявленное водоизмещение. Достигалась такая экономия как уменьшением толщины металла там, где это было возможно (например, трапы), так и применением не вполне стандартных материалов (вместо деревянной палубы палуба "Новика" была выстлана линолеумом). Это имело как плюсы, так и минусы: упомянутые трапы пришли в негодность через год эксплуатации, что, впрочем, на боеспособность корабля сильно не повлияло.

Живучесть корабля обеспечивали 17 водонепроницаемых переборок, двойное дно в районе машинных и котельных отделений, кроме того, имелись переборки, обеспечивающие водонепроницаемость дымовых выходов.

Бронирование.

Защита крейсера обеспечивалась броневой палубой, скосы которой перекрывали почти весь борт. Толщина палубы достигала 50 мм, кроме того защиту обеспечивали угольные ямы и гласис над цилиндрами машин. Боевая рубка была защищена 30 мм броней.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка корабля включала три вертикальные четырехцилиндровые (два цилиндра низкого и по одному среднего и высокого давления) машины тройного расширения и 12 водотрубных котлов системы «Шихау». Энергетическая установка показала себя достаточно надежной, хотя, в конечном итоге именно поломки машин оказали значительное влияние на судьбу корабля. В движение крейсер приводили 3 гребных винта.

Интересно, что при выдающихся скоростных характеристиках, мореходные качества "Новика" отнюдь не поражали воображение. Из-за недостаточно продуманной конструкции корпуса, крейсер был склонен к сильной боковой качке. Это приводило к серьезным проблемам при использовании артиллерии и очевидным бытовым неудобствам.

Вооружение.

Основная артиллерия "Новика" располагалась на верхней палубе, расчеты были прикрыты противоосколочными щитками толщиной 25 мм. В целом защита артиллерии была достаточной для корабля такого класса, однако в случае серьезного сражения она должной безопасности комендорам, само собой, не обеспечивала.

Оборудование и вспомогательные системы.

Крейсер имел три пункта управления: мостик, ходовая рубка и боевая рубка. Оборудование их было идентичным, все имели компасы, штурвалы, сигнальные устройства и машинные телеграфы. Первоначально рулевая рубка (мостик) проектом не предусматривалась, однако в конечном итоге она была установлена.

Служба.

В осажденном Порт-Артуре.

02.04.1903 г. "Новик" под командованием капитана 2 ранга Николая Оттовича Эссена прибыл в Порт-Артур и был включен в состав эскадры Тихого океана.

Крейсер принимал активное участие в Русско-японской войне, оказавшись одним из самых востребованных в русском флоте, при этом несмотря на все опасения относительно конструкции корабля, стало очевидным, что его главное достоинство - скорость - перекрывает имеющиеся недостатки.

На начальном этапе войны крейсер прикрывал миноносцы, занимался разведкой, обстреливал занятое японцами побережье, даже пытался (неудачно) выйти в торпедную атаку на броненосец "Микаса". Во время попытки спасти попавший в окружение миноносец "Стерегущий" на "Новике" держал флаг адмирал С.О. Макаров.

Бой у Корсаковского поста.

В ходе боя в Желтом море "Новик" вырвался из японской блокады и, обогнув Японию, прибыл в пост Корсаков на юге Сахалина. Именно здесь крейсер нагнали два японских крейсера: "Цусима" и "Читосе", каждый из которых был значительно мощнее русского корабля.

Во время тяжелого боя с крейсером "Цусима" "Новик", чей вес бортового залпа был в 2.5 раза меньше, чем у противника, нанес японцу тяжелые повреждения и заставил того выйти из боя. Сам "Новик" также серьезно пострадал. Поскольку вырваться из перекрытого залива крейсер из-за повреждений не мог, "Новик" был затоплен.

В японском флоте.

В 1908 г. после подъема и ремонта крейсер "Новик" был включен в состав японского флота. На корабле было заменено вооружение и установлены новые котлы.

О дальнейшем участии крейсера в каких-либо конфликтах информации нет. Разобран на металл в 1913 г.