Пилот без ног. Маресьев алексей петрович - биография

Маресьев Алексей Петрович, подвиг которого лег в основу школьного курса советской литературы, родился 20 мая 1916 года в г. Камышине. Отец мальчика умер, когда ему было всего три года и мать – уборщица на заводе, осталась одна с тремя детьми. Получив среднее образование, Алексей Маресьев стал токарем по металлу на лесозаводе, хотя все его мечты были о небе. Молодой парень два раза подавал документы с просьбой о зачислении в летное училище и оба раза получал отказ из-за проблем со здоровьем. В детстве Алексей Петрович перенес тяжелую форму малярии, которая привела к ревматизму.

В 1934 году по заданию райкома комсомола Алексей Маресьев отправился на возведение Комсомольска-на–Амуре, параллельно посещая занятия в местном аэроклубе. После службы в армии, в которую Маресьева Алексея Петровича призвали в 1937 г, он наконец-то был отправлен в авиационное училище имени А.К.Серова в г. Батайске, которое успешно окончил в 1940 г. в звании младшего лейтенанта. Так началась его летная биография - а дальше была Великая Отечественная война… Первый боевой вылет Маресьева Алексея Петровича состоялся 23 августа 1941 г недалеко от города Кривой Рог. В то время будущий герой СССР уже состоял в 296-м авиационном истребительном полку. К 1942 г, когда Алексея перебросили на Северо-западный фронт, биография лейтенанта уже насчитывала четыре подвига в виде четырех сбытых вражеских самолета.

Легендарный подвиг Алексея Петровича Маресьева

Но свой наиболее известный подвиг, легший в основу произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Маресьев Алексей Петрович совершил в апреле 1942 г. Истребитель Маресьева был сбит в одном из лесных районов Новгородской области, когда тот прикрывал советские бомбардировщики. Летчика тяжело ранило в обе ноги, но он смог совершить посадку. Территория вокруг была занята немцами и ему, раненому, сначала на ногах, а потом и ползком пришлось осторожно продвигаться в сторону линии фронта.

Покалеченные ноги болели, а питаться приходилось шишками, ягодами и корой деревьев. Через 18 суток обессилевшего Алексея встретили отец и сын из деревни Плав, приняли его за немца и поспешили уйти. После этого, уже еле живого мужчину обнаружили мальчики из той же деревни. Один из них позвал отца, который отвез раненого домой. Деревенские жители ухаживали за ним больше недели, но срочно была нужна профессиональная помощь, и вскоре тяжелобольного Маресьева отправили воздухом в московский госпиталь. Как позднее вспоминал эти факты из биографии отца сын Маресьева – Виктор, выходить раненого в госпитале не получилось и Алексея Петровича, практически полуживого, уже готовили к отправке в морг – началась гангрена и заражение крови. Случайно мимо умирающего проходил профессор Теребинский, который и спас ему жизнь, ампутировав обе ноги.

Казалось бы, конец всем подвигам и карьере летчика, но Маресьев Алексей Петрович и тут не позволил судьбе взять над ним верх. Еще в госпитале, а потом и в санатории этот волевой мужчина начал понемногу тренироваться для того, чтобы летать с протезами вместо ног. И чудо свершилось! В 1943 г. Маресьев прошел медкомиссию и был командирован в Ибресинскую летную школу в Чувашии, а в том же году совершил свой первый пробный вылет без ног. Все закончилось благополучно, поэтому Маресьев Алексей Петрович стал просить об отправке на фронт. В ответ поступило разрешение на службу в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк, хотя на боевые задания инвалида долго не пускали. Переживания Алексея заметил командир эскадрильи А. Числов и взял его с собой на боевое задание. Затем еще и еще, пока, наконец, доверие со стороны высшего начальства не возросло и его стали пускать в небо наравне с другими.

Уже 20 июля 1943 года Маресьев Алексей Петрович совершил новый подвиг - спас жизни двум советским летчикам во время воздушного боя с перевесом сил на стороне фашистов. Во время этого боя были сбыты два немецких истребителя FW 190, которые прикрывали бомбардировщики. За этот подвиг 24 августа этого же года Маресьева А.П. наградили медалью «Золотая звезда» и удостоили звания Героя Советского Союза. Слава о нем разнеслась по всему фронту, а в полк героя стали наведываться корреспонденты, среди которых и был будущий писатель Б. Полевой, прославивший подвиг Маресьева на всю страну.

В 1944 году Маресьев дал согласие стать инспектором-летчиком в управлении вузов ВВС. За все время войны его боевая биография подвигов насчитывала 86 боевых вылетов и 11 сбитых самолетов врага. После своего выхода в отставку Маресьев А.П. постоянно поддерживал себя в хорошей физической форме, занимался плаваньем, катаньем на коньках, лыжах и велосипеде.

Благодаря вышедшей в свет хрестоматийной «Повести о настоящем человеке», он стал широко известен по всей стране. На подвиге и примере мужества «настоящего человека» воспитывали подрастающее поколение. Маресьева Алексея Петровича много раз приглашали на встречи со школьниками. Умер герой 18 мая 2001 года за час до начала торжественного вечера, посвященного собственному 85-летию. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

По мотивам «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого на Мосфильме еще в 1948 году был снят одноименный фильм. А уже в наше время в 2005 году – документальный фильм «Судьба настоящего человека».

В тех местах, где проходил жизненный путь Маресьева, чтят память отважного летчика. Ему установлен бюст в Комсомольске-на-Амуре, который он когда-то строил. Есть мемориальная доска в Батайске, где он учился в летном училище в 1940 году. В чувашском Ибресине, где он восстанавливал свои летные навыки после госпиталя в 1943 в местной летной школе, также имеется мемориальная доска и улица его имени. Также памятная доска и улица есть в Москве, где он жил в послевоенные годы.

А на малой родине Алексея Маресьева, в городе Камышин Волгоградской области в день его 90-летия, 20 мая 2006 года был открыт посвященный ему монумент, работы волгоградского скульптора Сергея Щербакова, заслуженного художника России. Маресьев запечатлен в образе летчика в летном костюме, который напряженно смотрит вдаль. Трехметровая бронзовая фигура установлена на гранитном пьедестале, на котором высечены слова Маресьева о родном городе - «Никогда и нигде я не видел такого чистого неба и голубой лазури, как в Камышине. Как захотелось мне тогда летать…». Монумент расположен на пересечении двух центральных улиц рядом с домом, в котором жил когда-то летчик.

20 мая исполнится 100 лет со дня рождения Алексея Маресьева - Героя Советского Союза, на подвиге которого был воспитан каждый школьник. Сын отважного летчика Виктор Алексеевич рассказал нам о неизвестном Маресьеве. О том, как его отец воспринял прокофьевскую оперу, как «выбил» яхту для Юрия Гагарина и как из-за Брежнева герой не попал на похороны матери.

Сегодня, спустя более семидесяти лет, к счастью, нет нужды рассказывать, что именно совершил этот летчик в свои 26 лет. А если есть такие, кто не знает о его подвиге, прочитайте «Повесть о настоящем человеке» - и попробуйте представить: смогли бы вы в схватке со смертью проползти 18 суток по лесу, пережить ампутацию ног, вернуться в авиацию и сбить семь вражеских самолетов? Нет? Вот то-то же!

«Написал бы книгу о таких, как он»

«У меня сейчас проблемы со здоровьем - глаза плохо видят, гипертония», - жалуется Виктор Алексеевич, ворча скорее для порядка. Он ведет нас в один из двух двухэтажных домов, что у него на участке. Дом утопает в зелени деревьев, которые тут растут повсюду. Жить здесь - благодать, меньше часа до Москвы на электричке, рядом - водохранилище, где у Маресьевых и катер стоит. Один дом, деревянный, - с современным ремонтом и шикарной барной стойкой, которую мастерил сам хозяин. В нем и живут. Другой дом, каменный, недостроен, хозяев «кинули» рабочие.

Однажды я попал в больницу с очень низким гемоглобином - 40. А недавно оказалось, что к этой проблеме еще прибавилась хворь в сердце. Врачи мне порекомендовали наркомовскую норму - 150 граммов - хоть каждый день. Я послушался и каждый день теперь за обедом выпиваю. Но только водку. Это кощунство - жить в России и пить коньяк, паршивый виски или самогонку. Я уже сегодня выпил и поэтому такой говорливый, но секретов вы у меня не выведаете. У меня с моих 18 до 67 лет даже фотографий нет. Ни одной.

- С отцом разве не снимались - на параде или в семье?

Как только видел фотоаппарат наизготовку, переходил на другую сторону улицы.

- Вы родились в 1946 году - в тот самый год, когда была написана «Повесть о настоящем человеке» и через четыре года после описанных в ней событий. И отца видели всегда...

И отца видел всегда таким - без ног.

- В каком возрасте вы осознали, что отец - герой и что вся страна восхищается им?

Такого осознания никогда не было, отец мне всегда говорил: «Если узнаю, что ты, Витька, используешь мое имя в своих целях, запорю!»

- И вы послушались? Или - признайтесь уж честно - когда-нибудь использовали?

Нет! Ни я, ни сын мой. Я называю себя не сыном своего отца, а его заместителем. Отец ведь никогда не считал себя легендой. Без ног воевали человек сорок, без рук тоже. А вы, вот вы знаете тех, других? Эх... Вот Иван Антонович Леонов, старший лейтенант из Тулы, - без руки воевал на штурмовике. (Леонов - Герой России и единственный в мире боевой летчик, воевавший в небе с ампутированной рукой, занесен в Книгу рекордов Гиннесса. - Прим. авт.) Его мы наградили титулом «Настоящий человек». Этот титул учредил Фонд Маресьева, созданный в 1997 году. Им пока награждены только два человека - Леонов и детский врач Рошаль. У Леонова, кстати, украли его звездочку (она похожа на Звезду Героя, но только с лучиками и надписью «Настоящий человек»), а такие награды не восстанавливаются. Их изготавливает Монетный двор.

- Отец пытался сделать так, чтобы об этих героях без ног и рук узнала страна?

Когда ему говорили, что он должен написать еще одну книгу про свою жизнь, отец всегда отвечал, что если бы был корреспондентом или писателем, то написал бы о них, о тех героях: «На меня Полевой нашелся, а на них не нашлось». Не нашлось Полевых и на современных героев, о которых мы вообще ничего не знаем.

Например, Андрей Иванович Плахута (начальник 332-й учебной воздушно-десантной Митинской сотни Центрального казачьего войска. - Прим. авт.). Он сидит на коляске, с которой - он на меня не обидится - ничего не свисает, но глаза его полны жизни. Он и живет полноценной жизнью: ездит на автомобиле, ходит в гости, выступает перед школьниками. Он подполковник, который четыре года прослужил без ног в ВДВ, после того как подорвался на мине в Чечне. Эта сила, заставляющая людей оставаться нормальными при такой безусловной инвалидности, - огромный пример для подрастающего поколения.

- Как отметите столетие отца?

Прежде всего я настоял, чтобы торжества прошли не в Москве, как планировали, а в Камышине. Столица и так за свою историю повидала много парадов и концертов. Прибудут в Камышин и хор Александрова, и «Русские витязи» (авиационная группа высшего пилотажа ВВС России. - Прим. авт.), и вообще планируется большая программа. Возможно, приедет и президент.

Владимир Владимирович очень хорошо относился к Алексею Петровичу. Он с ним много раз виделся, душевно беседовал. Помню впечатления отца после первой встречи с Путиным. Отец был человек взвешенный и решительный. Если он ненавидел Горбачева, на дух его не переносил, Ельцина считал пьяницей, то в Путина он поверил сразу. Как-то говорит мне: «Витька, мне Путин будет докладывать, почему в школах не проходят книгу Полевого «Повесть о настоящем человеке». Вскоре звонят из администрации по поручению президента и докладывают, что у нас сейчас такие законы, что сам учитель решает, по каким произведениям учить.

- Ваш отец - почетный житель многих городов, не только родного Камышина. А какая связь у него с теми, другими городами?

Первый памятник (в 2005 году. - Прим. авт.) ему поставили в Комсомольске-на-Амуре. Отец считается одним из первых строителей этого города, туда его в 17 лет направили из Камышина. Он сначала отказывался. Но его мать сказала: «Лешка, как же ты супротив власти пойдешь?» А Лешка лет с 12 до 17 много болел: ангина, несколько раз воспаление легких было... Мать посчитала, что он там поправит свое здоровье. И действительно, отец в Сибири окреп. А в Камышине ему поставили памятник в 2006 году. Это была инициатива мэра, но деньги жертвовали простые люди и предприниматели. Памятник стоит в шикарном месте - на возвышении, - и вид оттуда такой нараспашку, как душа у Алексея Петровича. Но это все было после смерти. При жизни памятников не ставят.

Этот портрет Алексея Маресьева его сын собирается подарить Президенту России на столетие Героя Советского Союза

«Отрежем, отрежем Маресьеву ноги!»

- 9 Мая в каждой семье принято вспоминать войну, подвиги своих ветеранов... Как это происходило у вас?

Мы все это проходили в школе, знали о Лизе Чайкиной, Александре Матросове, Зое Космодемьянской. Кстати, мать Зои была с отцом во многих ветеранских командировках.

- Ваши одноклассники относились к вам по-особенному, потому что вы сын всенародного героя?

Относились. Когда вышла опера (Прокофьева, в 1960 году. - Прим. авт.), они пели: «Отрежем, отрежем Маресьеву ноги!» (Делает страшное лицо и тут же заливисто смеется.) Такое было, но мы все дружили. Премьера оперы была в Большом театре. Когда прозвучали последние аккорды, отца, как прототипа героя, попросили выйти к народу. Он, конечно, вышел. Корреспондент спросил его о впечатлении, а Алексей Петрович ведь made in Камышин, что он может знать про такую музыку? Он насупился и ответил: «Хорошо сымитирован звук мотора!» Вывернулся! Когда он встретился с Кибкало, который исполнял его партию, тот сказал, что тоже проявляет некий героизм, потому что оперному певцу невероятно трудно петь... лежа.

- Как он относился к тому, что в книге использована фамилия Мересьев, а не Маресьев?

Никак. Известность его вообще не интересовала. Она только толкала его на более активную деятельность в пользу государства. Как в китайском анекдоте: «Рядовой Сяо, возьмите гранату и взорвите мост». - «Полковник Ляо, дайте две гранаты, и я взорву два моста!». Действительно, Алексей Петрович работал, не жалея себя. А я стараюсь хранить о нем память - выступаю в школах, училищах...

- О чем спрашивают дети?

Какой он был как отец, драл или не драл.

- Какой он был как отец, драл или не драл?

Мать была суровее, чем отец. Он меня лупил иногда солдатским ремнем, а мать меня однажды шнуром от пылесоса отходила за то, что я «кол» на «четверку» переправил.

- Ремень же тяжелее.

Э-э нет, милая, видно вас никогда не лупили. Ремень что, вот шнур от пылесоса! Алексей Петрович не помогал мне делать уроки, а требовал, чтобы я их делал сам. А я их не делал - некогда. А как-то раз меня у «Метрополя» задержала милиция за то, что менял значки на жвачку. Ну за это, конечно, получил по полной! Мы жили на Пушкинской площади в доме на углу Тверской и Большой Бронной. Напротив располагался кинотеатр «Центральный», где в 9 часов был детский сеанс по 10 копеек. Жизнь шла, и идеологически она была неплохая. Надо было только дать народу джинсы, колу и обеспечить свободу движения и малого бизнеса - булочные, шиномонтаж и прочее. Я много спорил об этом с отцом. Тот говорил: «Ты линию партии не тронь!» А я настаивал, что партия не неприкосновенна.

- Алексей Петрович хотел, чтобы вы были коммунистом?

Хотел, но я коммунистом не был. Говорил, что стану, когда партия исправит свои ошибки, что его страшно возмущало. Но он меня не подавлял как сына. Осторожненько спрашивал о моих планах после школы. А я собирался крутить педали, так как занимался велосипедным спортом. За две недели до окончания 8-го класса я занял второе место за сборную Центрального совета «Союз-Динамо». А отметки у меня были «три» с минусом и «двойки» - и, естественно, ремень.

- При том, что родители были грамотные, образованные люди...

Алексей Петрович имел степень кандидата исторических наук. Как говорила бабушка, «он поднаторел». По окончании войны занимался распределением матпомощи нашим военнослужащим. А затем его вызвали в ЦК и предложили или Академию Генштаба или Высшую партийную школу. Он сказал, что в мирное время безногие генералы не нужны, и пошел в ВПШ. Занимался очень усердно, сидел до 2 ночи за столом под зеленой лампой. Потом окончил аспирантуру при Академии общественных наук, защитил диссертацию по Курской дуге. Она даже издана. В ней рассматривал причины нашей победы над Гитлером.

- В чем их видел ваш отец?

Главная причина была в том, что мы отстаивали свою землю.

«Ему писали даже немцы»

- Знаете ли вы тех, кому книга о вашем отце помогла встать на ноги?

Да, ко мне как-то приходили и рассказывали, что актриса Наталья Гундарева после инсульта проходит путь Маресьева - зарядка, упражнения. А мы сегодня забросили такие книги в разряд совковой литературы и забыли о них.

- Любил Алексей Петрович перечитывать книгу о себе?

Нет, не любил. В доме было много изданий на разных языках, но вспоминать о тех событиях он не хотел. Он и в деревне Плав (Валдайского района Новгородской области. - Прим. авт.), где его нашли, по той же причине больше никогда не бывал. И славой своей не гордился, но радовался, когда ему в 1949 году написала испанка, которая собиралась надеть на шею петлю, но, прочитав книгу, отбросила эту мысль напрочь. И ее жизнь сложилась счастливо: она нашла себе любимого, родила ребенка. И таких людей было много. Например, к нему обратился человек, который был разведчиком и провел на нелегальной работе 12 лет, а у него здесь дочка в 14 лет заболела менингитом и лежала в полной апатии два месяца. И он попросил, чтобы отец не просто дал ей автограф, а написал наставления по жизни. Алексей Петрович взял книгу и пошел к ней сам. Минут 45 пробыл у нее, а на следующий день она встала. Потом они нас даже приглашали на ее свадьбу.

- Много ему писали?

В 1940–1950-е писали очень многие. «Москва. Кремль. Маресьеву». Наверное, думали, что Маресьев живет в Кремле.

- На все письма отвечал?

На все письма тут не ответишь, но он старался. Очень ответственный человек был. Писали ему и из-за рубежа - Испания, Италия, Франция, Германия.

- Что писали немцы?

От немцев было много покаянных писем. «Алексей Петрович, я с 1941 по 1943 год был обманом втянут в армию и ранен за дело. Но больше я не стал воевать… хотя мне это стоило таких-то мук». Однажды отца навестила наша общественная организация, которая получила просьбу от немцев отдавать им останки, если это немецкая могила. Спросили его мнения - как одного из основателей ветеранского движения. Алексей Петрович ответил, что он воевал с немцами в воздухе, а под землей не будет. С мертвыми мы не воюем.

- Слава никогда его не тяготила?

Нет, хотя был один случай. 9 Мая 1961 года Брежнев сделал первый раз нерабочим днем, и отец должен был чуть ли не речь говорить с трибуны Мавзолея. И в итоге он не попал на похороны матери, которая скончалась накануне.

- Много у него было фронтовых друзей?

Из закадычных друзей был дядя Саша, который помог ему с возвращением в строй. До этого он объездил 10 полков, но инвалида никто не брал. Это был 1943 год, шла настоящая война со смертью. Дядя Саша несколько раз ходил к командиру полка, который его отфутболивал, и наконец разрешил взять под расписку, что если с Маресьевым что-то случится, он пойдет под трибунал. Дядя Саша такую расписку написал, а потом призадумался, как инвалид будет летать, и взял его с собой в пару сначала ведомым - и отец не отставал, а потом ведущим - и сам еле поспевал за ним. Потом в одном бою отец замкомандира полка спас, сбив самолет, который атаковал его.

- Не завидовали фронтовые друзья, что о нем книга написана, а о них нет?

Абсолютно не завидовали.

- Были у отца увлечения?

На мандолине играл, а так увлекаться ему некогда было. Придет часов в 6 домой, в 7–8 сядет телевизор смотреть, а в полдесятого он уже спал. Вставал рано, делал зарядку в 8 и в 9 - на работу в Советский комитет ветеранов войны.

- Чиновничья работа?

Да, он был чиновник. Там было много дел. Однажды сказал: «Надо бы помочь одному ветерану, но такая сволочь за него просит! А потом будет говорить, что ветерану помог». Главное же для него было вытащить забытых героев, а через забытых вытащить современных героев, которых тоже очень много.

В этом доме в затерянной в валдайской глуши деревне Плав выхаживали раненого летчика. Сейчас там живет внук одного из спасителей Маресьева

«Пробил катер для первого космонавта»

- Гагарин, который был знаком с вашим отцом, после своего полета встречался с Софи Лорен, Джиной Лоллобриджидой... У Маресьева такие встречи были - с красотками западного кинематографа?

Мать бы ему дала Софи Лорен! А Гагарина он в последний раз видел за три дня до его смерти. Алексей Петрович лежал в ЦКБ, и там лежала с язвой жена Гагарина, Валентина, которую он пришел проведать. Они с отцом пообщались, про водные лыжи поговорили. Ничто не предвещало, как говорится. Благодаря отцу, кстати, первому космонавту разрешили иметь свой катер. Его ему подарила датская королева.

Но в КГБ, куда Гагарина по этому случаю вызвали, ему сказали, что советскому человеку свой катер иметь не положено. Предложили сдать на Лубянку, пообещав его и семью катать, когда те захотят. А штука в том, что мой отец к тому времени имел свою посудину! Когда он работал в Комсомольске-на-Амуре, у него был небольшой катер с дизельком, на котором они возили рабочих и строительные материалы с берега на берег. А потом было принято правительственное решение продать Маресьеву катер в виде исключения с судоверфи ВЦСПС за наличный расчет. И вот отец добился разрешения, чтобы и Гагарину разрешили иметь постоянно этот датский катер. Посудины их вместе стояли, на одном причале тут неподалеку, на Химкинском водохранилище.

- У вашего отца был советский катер, а у Гагарина от датской королевы. В этом вся разница?

Советский катер тоже ходил, будь здоров! Просто у нас не разрешалось иметь катер, потому что на нем можно было запросто усвистать в Швецию или Турцию.

- Но не с Химкинского же водохранилища!

А что мешает перевезти его тайком на Балтику?

- Боялись, что Гагарин может убежать?

Не боялись, но это была наша советская неграмотность, о которой я тоже спорил с отцом. Почему не продавать грузовики? Покупай и помогай нашему народному хозяйству. Нет, ты должен обязательно работать в организации - заводе, фабрике, институте, - а сам ничего иметь не можешь. Отец не был подкован в экономике. А с Гагариным отец прошел путь вместе, потому что уже знал, куда обращаться насчет катера. И вот за три дня до смерти Гагарин меня звал покататься вместе на Пироговском водохранилище и отца обещал тоже пригласить. Посмеялись и разошлись, а через три дня узнал, что Гагарин разбился.

- Они дружили?

Это были люди занятые, разного возраста. Но они прекрасно относились друг к другу. И с Полевым отец не дружил, но относился к нему превосходно. Были в совместных делегациях, выступали в редакциях.

Алексею Маресьеву «Повесть о настоящем человеке» зачитывал сам автор - Борис Полевой.

«В опере анекдоты травил»

- В повести Полевого совсем не описан обычный, не героический быт человека без ног.

Быт самый обычный. Вы тапочки надеваете за три секунды, а он протезы надевал минуты четыре-пять. На ночь снимал. Там было два кожуха, шнуровка из сыромятной кожи, три ремня.

- Советский протез?

- Хороший?

Как он начал на одной модели, так и закончил на ней. В 1990-е годы ему позвонили ребята из Нормандии-Неман (французский истребительный авиационный полк, воевавший против гитлеровской коалиции. - Прим. авт.), с которыми у него были дружеские отношения, и позвали приехать сделать новый протез, с которым можно бегать, как Брумель (знаменитый советский легкоатлет, олимпийский чемпион. - Прим. авт.) прыгает. Оказалось, что нужно приезжать не меньше чем на полгода, чтобы ему сломали кости под их протезы. Отец не поехал. А на своих протезах он и на коньках катался, и на лыжах, и на самолете летал. Алексей Петрович все старался делать сам.

- В отношениях ваших родителей присутствовала романтика?

Сначала была. Он пригласил мать в оперу на «Онегина» Чайковского и во время арии предложил рассказать анекдот. Простой мужик из Камышина... Мать была прагматичная. У нее на примете имелись музыкант, поэт и герой. Она решила, что музыкант будет пить, поэт гулять, а герой без ног никуда не денется.

- Как они познакомились?

На работе. Он был инструктором школы ВВС Московского военного округа, а мать там бумажки перекладывала с места на место. До столовой было метров 500, а у отца была машина с шофером, на которой он ездил. Увидел дивчину и предложил ее подвезти, она отказалась. Потом ее вызвали в отдел кадров и расспросили о жизни по просьбе отца. Потом начали встречаться, месяцев семь гуляли, а 31 декабря 1945 года расписались. А на девятый месяц, в сентябре, я появился.

- У вас еще был младший брат, Алексей. Как про него написано в «Википедии» - инвалид с детства?

Нет. Он не был инвалидом с детства, с ним трагедия случилась. ЦК Компартии Чехословакии пригласил отца отдохнуть в Карловы Вары на месяц, подлечиться водами. Мне было лет 15, а Алешке года три. Его отдали в совминовский детский сад на Войковской, где он отодрал щепку от паркета, засунул в нос, а кусочек обломился. Началось нагноение, инфекция попала в мозг, воспалились оболочки головного мозга. Начало расти внутричерепное давление, он стал отключаться - непроизвольно терять сознание, и в 5 лет поставили диагноз эпилепсия. Он четыре раза в день пил по 9–11 таблеток, которые очень дорого стоили. Отец даже просил зарплату ему поменять на доллары по низкому курсу, чтобы покупать в венской аптеке очень редкие лекарства. Так и прожил с родителями всю жизнь. Ни рюмочки не выпил, ни разу не поцеловался. В основном с ним занимался отец, потому что мать была гипертоник, а он был поздоровее. Алешкина болезнь нам всем была как ножом по сердцу. Умер он в 2002 году. Ему было 44 года.

- В смерти вашего отца меня смущает тот факт, что его 85-летний юбилей решили отмечать за два дня до даты рождения. И он скоропостижно скончался за пару часов до намеченных в Театре Российской армии торжеств...

Это решили не мы, просто пятница была, удобно праздновать. Не думаю, что это как-то связано с его смертью. Каждому столько-то отпущено. Я был с отцом с полдесятого утра. Мы должны были в 6 часов вечера выехать в театр. Отец лежал до 2 часов, потому что боялся натереть ногу. Потом пообедал, начал одеваться, даже похвастался своими советскими орденами передо мной, пошел в ванну причесываться, и там у него защемило сердце. Это было в 16.40. Я посоветовал ему полежать. Нам нужно было выехать в 17.30. Как раз позвонил тогдашний министр транспорта (путей сообщений. - Прим. авт.) Аксененко, который хотел поздравить его первым. И пока мы с ним говорили по телефону, мать закричала: «Витя, папа хрипит!» Я подбежал, приложил щеку к груди и ничего не услышал. «Скорая помощь» приехала через 8 минут, применили дефибриллятор, сражались минут сорок. Потом врач вышел и сказал в качестве утешения, что все мы были при нем и что он даже не понял, что происходит. Вскоре приехали из морга. У нас лестница узкая, и чтобы отца пронести на носилках, надо было бы поднимать их одному на вытянутых руках, а он был тучный - и это отказалось невозможно. Решили спускать на лифте. Его закутали в простыню, спеленали как младенца с головой и перевязали крест-накрест шелковыми галстуками. Поставили в лифт. А я сбежал вниз. Как только отца вынесли из лифта и поставили на первую ступеньку, у него вдруг открылось лицо, хотя он был закутан очень плотно. Как будто человек, который жил здесь с 1948 года, решил попрощаться с родным домом. Теперь-то на этом доме мемориальная плита. А похоронен отец на Новодевичьем кладбище. Кстати, когда приезжали иностранцы - его друзья из той же Нормандии-Неман, он никогда не ходил с ними на экскурсии на Новодевичье кладбище, наверное, предполагал, что там его и похоронят.

Исторический документ - наградной лист гвардии старшего лейтенанта Маресьева Алексея Петровича

«Внук героя растет националистом»

- Кем вы работали за свою жизнь?

С погонами ходил. Работал автомобилистом, есть диплом МАДИ, который меня выручает. Был директором станции техобслуживания, когда был так называемый хапремонт. Но я сам набрал слесарей и сказал им, чтобы в счетах проставляли настоящую стоимость деталей. За свою работу разрешил им договариваться с клиентами, и все были довольны. Потом мне все это надоело - не мое.

- Любовь к небу передалась от отца?

Нет, я высоты боюсь.

- Даже не брал вас с собой в полеты?

Ему был положен в поездках сопровождающий, и это часто был я. В такие полеты брал, но летать не учил. У меня был сильный астигматизм.

- У вас самого уже взрослый сын... И тоже Виктор!

Так вышло, что я кормящий отец. Была у меня жена - Алла Николаевна, старше меня года на три, прекрасно готовила, подружки у нее были, дикторши с телевидения. Она не работала, денег хватало на все, а ей нравился высший свет, любила покупать себе дорогие вещи. Прожили мы вместе лет 10, и я ушел от нее, оставив машину и квартиру. Она лет семь как умерла от опухоли мозга. А мама Виктора, сына моего, работала секретаршей у одного начальника. Наш общий знакомый музыкант пригласил нас поужинать в модный загородный ресторан. Поужинали - и Витька родился. Меня попросили дать отчество. Согласился, но не женился, за что меня возненавидели. А потом мне спихнули сына, и я его ращу.

- Чем занимается внук героя?

Сын выучился на менеджера. Пробовал организовать бизнес, выпускать паркет, но все развалилось - и вот уже месяцев пять ходит без работы. Ему скоро 30, но мышление как у восемнадцатилетнего. Спрашиваю, есть ли у него девчонки, а он про кавказцев что-то бормочет. Я ему говорю, что никогда ни одной нации национализм счастья не принес. Людей различать по национальному признаку - это дикая безграмотность.

Блиц о книге

- Вам за свою жизнь с героем удалось найти ответ на вопрос - как он смог с таким заражением, без еды, в холод продержаться 18 дней?

Мне он на этот вопрос никогда не отвечал.

- Сколько раз сами перечитывали книгу?

- Есть у вас любимый отрывок из книги, который вы могли бы рассказать наизусть?

Могу спеть наизусть песню португальских партизан.

- Было ощущение, что живете с великим человеком?

Нет. Не понимаю, как это, отец - великий человек или мать - красавица. Мать есть мать. Красавицы на улице.

Елена Мильчановска

20 мая 1916 года советский военный деятель, лётчик и Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами.

Алексей Петрович Маресьев
Алексей Петрович родился 20 мая 1916 года в городе Камышине (ныне Волгоградской области) в семье рабочего. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны.

Летчик Алексей Петрович Маресьев
После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился на рабфаке и в аэроклубе.

Герой Советского Союза, летчик Алексей Маресьев на Мамаевом Кургане 2 февраля 1958 года
На срочную военную службу призван в 1937 году, направлен в Пограничные войска НКВД СССР. Служил авиатехником на острове Сахалин в авиаотряде Сахалинского морского пограничного отряда, затем в 12-м авиационном погранотряде.


Военный летчик Алексей Маресьев, заместитель председателя Совета ветеранов и инвалидов России. Москва. 1993 год
В 1939 году направлен на учёбу в Батайскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.

Герой Советского Союза Алексей Мересьев с курсантом перед учебным полетом, 1945 год
Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога на Южном фронте.

С факелом - Герой Советского Союза Маресьев А.П. 1967 год
Боевой счёт лётчик 580-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта лейтенант Маресьев А. П. открыл в начале 1942 года - сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолётов до четырех.

С 1943 года, летая уже с протезами, к четырем ранее одержанным победам над врагом Алексей Маресьев (слева) прибавил еще семь сбитых вражеских самолетов
4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А. П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес.

18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново.


И.И. Родионов, Н. Е. Аксененко, А.П. Маресьев в на встрече в ЦДКЖ.1998 год
В июне 1943 года А. П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

Герой Советского Союза Алексей Маресьев
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Знаменитый Алексей Маресьев - первый слева
Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 - до ранения и семь - с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев назначен инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Член ВКП (б)/КПСС в 1944-1991 годах.

Алексей Маресьев перед вылетом
Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В 1948 году по ней был снят одноимённый художественный фильм. Имя Героя стало известно всему миру.

В июле 1946 года майор А. П. Маресьев уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП (б), в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук.


Маресьев в городокском небе
В том же 1956 году он стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году - первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.


А. П. Маресьев выступает на Пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном 50-летию Ленинского комсомола. Москва, Кремль, 1968 год


Алексей Маресьев передает свой летный опыт молодым летчикам-испытателям


Жил в Москве. Скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 11), где 23 февраля 2005 года в торжественной обстановке открыт памятник на могиле Героя.


Могила Героя Советского Союза Алексея Маресьева на Новодевичьем кладбище Москвы
20 мая 2006 года, в день 90-летия со дня рождения А. П. Маресьева, в его родном городе Камышине Волгоградской области открыт бронзовый памятник отважному лётчику Великой Отечественной войны (автор - заслуженный художник России скульптор Сергей Щербаков), а в историко-краеведческом музее открыт зал Маресьева с уникальными экспонатами.



По решению ветеранов и городской Думы центральная улица Камышина, где установлен памятник Герою, переименована в бульвар Маресьева. Имя Героя присвоено школе № 13 в городе Орел.

(16 мая по старому стилю) 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии (ныне находится в Волгоградской области) в семье рабочего.

Об этом свидетельствует запись в метрической книге Свято-Троицкой церкви Камышина. Впоследствии в документах Маресьева ошибочно написали день рождение 20 мая, на что он не стал обращать внимания.

В три года он остался без отца , который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. Мать одна растила троих сыновей.

Окончив семь классов, Алексей Маресьев пошел работать на лесозавод масленщиком и стал учиться в школе фабрично-заводского ученичества. После окончания ФЗУ работал токарем на лесозаводе. В 1929 году вступил в комсомол и был избран секретарем цеховой ячейки комсомола.

Мечтая стать летчиком, Маресьев пробовал поступить в летное училище, но по состоянию здоровья его не приняли. Он страдал ревматизмом - осложнение, полученное в результате перенесенной в детстве тяжелой формы малярии.

В 1932 году Алексей Маресьев был зачислен на Камышинский рабочий факультет им. М. Горького Саратовского сельскохозяйственного института.

В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола Маресьев отправился в Хабаровский край на строительство Комсомольска-на-Амуре. Работал сначала лесорубом, а в 1935-1937 годах — механиком-дизелистом на катере, одновременно занимался в местном аэроклубе, обучаясь летному делу.

В 1937 году Маресьева призвали в армию, он был направлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Затем был направлен в Читинскую авиационную школу пилотов. В 1939 году курсантов Читинской авиационной школы перевели в Батайскую военную авиационную школу.

После окончания в 1940 году авиашколы, Маресьев служил в ней летчиком-инструктором.

В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на фронт. Первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, а в начале 1942 года сбил первый вражеский самолет. К концу марта 1942 года Маресьев довел счет сбитых фашистских самолетов до четырех.

5 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолет Алексея Маресьева был подбит и упал на лес в тылу врага.

Во время падения самолета летчика выбросило из кабины, и он, падая на деревья, а затем при ударе о землю, повредил ступни ног. 18 суток Маресьев ползком, с обмороженными ногами, пробирался к линии фронта, питаясь корой, ягодами, шишками. Едва живого, его обнаружили в лесу жители из деревеньки Плав Валдайского района Новгородской области. Через несколько дней Маресьева переправили в госпиталь, где ему ампутировали голени обеих ног. Однако летчик не сдался. Он долго и упорно тренировался, чтобы не только научиться ходить на протезах, но и иметь возможность вернуться в авиацию.

В начале 1943 года Маресьева отправили на медкомиссию, которая разрешила ему вернуться в строй. Он получил направление в Ибресинскую летную школу в Чувашии. В феврале 1943 года Маресьев успешно провел первый пробный вылет после своего ранения.

Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Воевал на Курской дуге, был заместителем командира эскадрильи. Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника, из них семь — с ампутированными ногами.

В июне 1944 года гвардии майор Маресьев был назначен инспектором-летчиком Управления высших учебных заведений ВВС. В июле 1946 года он был уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС.

В 1952 году Алексей Маресьев окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в 1956 году — аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук.

В 1956 году он стал ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году — первым заместителем председателя Советского комитета ветеранов войны (с 1992 года Российского комитета ветеранов войны и военной службы). В этой должности Маресьев проработал до последнего дня своей жизни.

Он создал и возглавил региональный общественный фонд "Инвалиды Великой Отечественной войны".

Маресьев — автор мемуаров "На Курской дуге" (1960).

Герой Советского Союза (1943), полковник в отставке (1978) Алексей Маресьев был награжден двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Почета, "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Маресьев был женат, воспитал двоих сыновей.

Cудьбе Алексея Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" (1946), по которой в 1948 году был снят одноименный художественный фильм. По ней же Сергеем Прокофьевым была написана опера.

В честь Алексея Маресьева малая планета Солнечной системы, его имя присвоено школам в Москве, Орле, лицею в Камышине. Во многих городах именем Маресьева названы улицы. В Камышине в 2006 году был открыт памятник летчику, а в 2010 году в этом же городе на Аллее героев был установлен его бюст. В Москве открыта мемориальная доска на доме, где проживал Алексей Маресьев, в Комсомольске-на-Амуре установлен бюст героя.

В 2004 году распоряжением правительства Москвы была утверждена премия имени А. Маресьева "За волю к жизни". Ее удостаиваются люди, сумевшие выжить в экстремальных ситуациях, проявившие мужество и героизм.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Летчик, гвардии старший лейтенант, в годы Великой Отечественной войны потерявший ступни обеих ног из-за гангрены, но продолжавший защищать небо Родины. Герой Советского Союза, совершивший 86 боевых вылетов и сбивший одиннадцать самолетов противника.

Детство и юность

20 мая 1916 года в многодетной семье Маресьевых родился третий ребенок - мальчик, названный Алексеем. Из всех детей он был самым слабым, часто болел малярией, отчего его кожа имела желтоватый оттенок. Это делало его очень похожим на китайца, а не на русского ребенка, и, как позднее вспоминал сам А. Маресьев, это было очень необычно, ведь семья жила не на Дальнем Востоке, где желтый оттенок кожи был не в диковинку, а в русской глубинке - городе Саратовской губернии (теперешней ).

Шла Первая мировая война, и отец семейства Петр Маресьев вскоре после рождения младшего сына ушел на фронт. Вернулся он оттуда через полтора года с многочисленными ранениями, сильно сказавшимися на его здоровье. Недолго радовался солдат подрастающим сыновьям - в 1919 году он умер, оставив жену Екатерину с мальчиками - Петром, Николаем и младшим - Алексеем, которому только исполнилось три года, почти без средств к существованию.

Для семьи солдата настали трудные времена. В недалеком прошлом распалась Российская империя, по стране прокатился угар первых лет рабоче-крестьянской власти. Волна перемен докатилась и до Камышина, где мать мальчиков - Екатерина Никитична работала уборщицей на Камышинском деревообрабатывающем заводе. Ее более чем скромная зарплата не давала возможности семье Маресьевых жить на широкую ногу. Экономили практически на всем. Но именно благодаря матери Алексей научился с детства трудиться и преодолевать трудности, воспитывая в себе силу воли и твердый характер. Через много лет для А. П. Маресьева главным положительным качеством человека станет добросовестное отношение к своей работе.

Отца Алеша помнил смутно, но по рассказам матери и старших братьев образ трудолюбивого и настойчивого в достижении целей человека, каким был Маресьев-старший, прочно укрепился в сознании мальчика. Упорство Алексей унаследовал от отца. Поэтому, когда после частых приступов малярии здоровье Алексея, от рождения слабое, еще больше ухудшилось - стали частыми суставные и головные боли, иногда такой силы, что мальчик не мог даже встать с кровати, он, свыкнувшись с болью и стойко преодолевая ее, старался держаться и по мере своих сил помогать матери и братьям. Окончив восьмилетку, парень поступил в ФЗУ при лесозаводе, выучился, и со специальностью слесаря начал работать на этом же предприятии.

С самого детства единственным большим увлечением Алексея было небо. В мечтах он часто рисовал себе, как взмывает ввысь в блестящем на солнце самолете. Поэтому после получения специальности он решил подать документы в Московский авиационный институт. К сожалению, из-за проблем со здоровьем мечту о небе пришлось отложить на неопределенное время.

Юность Алексея пришлась на трудное, но интересное время - молодое советское государство начало создание крупной, технически развитой промышленности. Возводились металлургические комбинаты, заводы тяжелого машиностроения, автомобильные, тракторные заводы, новые промышленные районы. В 1930 году правительство приняло решение об освоении Дальневосточного края и строительстве на левом берегу реки Амур судостроительного завода и города. Уже в 1932 году ударными темпами закипела работа, а в 1934 году по комсомольской путевке в составе группы энтузиастов в таежный край приехал Алексей Маресьев. Новый город рос очень быстро - молодые, активные и легкие на подъем парни валили лес, возводили бараки, а после - жилые кварталы, школы и спортивные сооружения. В «городе юности», как называли его сами комсомольцы-строители, они создали аэроклуб, в который одним из первых записался Алексей и начал постигать азы авиатехники. Работу мотористом-дизелистом на водном транспорте, куда его перевели со стройки, парень совмещал с учебой в аэроклубе.

В 1937 году Алексея призвали в ряды Красной Армии. Он сам попросился в авиацию, ведь влажный дальневосточный климат и активная работа на свежем таежном воздухе помогли забыть обо всех проблемах со здоровьем - Алексей Маресьев был здоров.

Начинал службу будущий летчик-ас техником в 12-ом авиационном пограничном отряде на Сахалине, благо занятия в аэроклубе в Комсомольске-на-Амуре не прошли даром - парень хорошо знал материальную часть самолета и мог на слух определить малейший сбой в работе механизмов боевой машины. В 1939 году Алексея направили в авиационную школу в г. , которую он, будучи в числе самых способных учеников, блестяще закончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта. По предложению руководства Батайской авиационной школы А. П. Маресьев остался работать летчиком-инструктором.

Военные годы

Известие о вероломном нападении фашистской Германии на Страну Советов застало А. Маресьева в Батайске. Парень сразу написал рапорт о направлении его на фронт, но руководство летной школы не сразу отпустило грамотного инструктора - стране нужны были хорошо обученные летчики. Только в конце лета первого военного года А. Маресьев попал на Юго-Западный фронт, где 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога и получил боевое крещение. Счет сбитым немецким самолетам Алексей Маресьев открыл в начале 1942 года. Первым оказался военно-транспортный «Юнкерс-52». Вскоре список сбитых самолетов противника пополнился еще тремя машинами. В марте 1942 года боевого летчика перевели на Северо-Западный фронт в 580-й истребительный авиаполк.

С января 1942 года Красная Армия вела ожесточенные бои в районе поселка (теперешняя ), постепенно сжимая кольцо вокруг частей и соединений группы армий «Север». В феврале шесть дивизий вермахта численностью более чем 100 000 солдат оказались в «котле». Снабжение окруженных войск противника велось по воздуху. На два немецких аэродрома, расположенных в Демянске и небольшом селе , ежедневно самолетами доставлялось продовольствие, боеприпасы и живая сила. С целью ликвидации воздушного коридора в небо поднимались советские истребители.

4 апреля 1942 года во время очередного вылета на боевое задание над Демянским плацдармом самолет Алексея Маресьева был подбит. Опытный летчик попытался дотянуть машину до замерзшего лесного озерца, но ее мощности оказалось недостаточно и самолет упал на деревья. Тяжелораненый, с простреленными ногами, Алексей Петрович начал свой долгий путь к линии фронта по оккупированной немцами территории.

18 дней и ночей отважный летчик боролся за жизнь, один, в лесу, практически без надежды на спасение. Но непреодолимое желание жить оказалось сильнее мучительной боли, голода, холода и усталости. Сильная воля не позволила ему расслабиться и запаниковать. А упорство, унаследованное от отца, умение переносить любую боль, опыт выживания в тайге (пригодились способности, приобретенные при строительстве Комсомольска-на Амуре) оказались теми составляющими, благодаря которым Алексей Маресьев выжил. Ползком, питаясь замерзшими лесными ягодами, шишками и корой деревьев, пробирался он в расположение советских частей. Перебитые ноги непрерывно болели, расцарапанные руки отказывались слушаться, от голода и начинающейся лихорадки отключалось сознание, но летчик, сцепив зубы, полз и полз.

На 19-е сутки противостояния со смертью Алексей добрался до деревни Кисловского сельского совета , где его вначале заметили местные жители - отец с сыном. Но когда летчик от ранения и усталости не смог объяснить, что он русский, они побоялись оказать ему помощь и вернулись домой. Слухи о странном человеке в лесу быстро распространились среди мальчишек. Два друга - Сережа Малин и Саша Вихров решили сами посмотреть на него и отправились на поиски. Именно этим мальчишкам Алексей Маресьев обязан жизнью.

Это случилось 22 апреля 1942 года. Отец Саши Вихрова на подводе привез летчика в свой дом и деревенские жители стали ухаживать за раненым. Дочь хозяина дома - Ольга Вихрова накануне войны окончила школу медсестер и немного разбиралась в медицине. Поэтому она отпаивала раненого молоком и, зная, что после продолжительного воздержания от пищи нельзя обильно кормить больного, следила за его рационом, втирала в ноги летчика жир. Ни врача, ни медикаментов в деревне не было, а простреленные и обмороженные ноги поразила гангрена. Через два дня за А. Маресьевым прибыл самолет У-2, пилотируемый старшим лейтенантом А. Н. Дехтяренко, который и вывез Алексея Петровича с оккупированной немцами территории.

Летчика отправили в московский госпиталь. Его общее состояние было критическим - заражение крови и гангрена прогрессировали. Опытный хирург Николай Наумович Теребинский, обследовав больного и не обращая внимания на плохие прогнозы, решил прооперировать его, ампутировав ноги в области голеней. Придя в сознание после операции, Алексей Маресьев услышал приговор врачей - «Жить будешь, летать - нет!». Это так потрясло и расстроило боевого летчика, что он решил для себя - «Вернусь в строй». Тем более, что один такой прецедент в уже был - боевой летчик А. Н. Прокофьев-Северский, потеряв в Первую мировую войну правую ногу, смог вернуться в строй, принимал участие в воздушных схватках и одержал 13 побед.

Больше года Алексей Маресьев проходил сначала лечение, затем реабилитацию в санаториях, участь заново ходить... на протезах. Зажившие культи ног саднили и кровоточили, каждый шаг доставлял невыносимую боль, но А. Маресьев упорно продолжал тренироваться, готовясь управлять самолетом с протезами вместо ног. Железная сила воли, помноженная на желание снова подняться в небо и защищать Родину, сделали чудеса. Члены медицинской комиссии, собравшиеся оформлять летчику инвалидность и списывать его из рядов действующей армии, были шокированы, увидев, с какой непринужденностью и легкостью он ходит. Алексею Маресьеву удалось полностью убедить медиков в своей физической пригодности и в начале 1943 года его направили в засекреченную летную военную школу в , где проходили дополнительное обучение вышедшие из госпиталей летчики.

Уже в феврале 1943 года он совершил первый после ранения вылет и вскоре его рапорт о направлении на фронт был подписан командованием. В июне 1943 года А. Маресьев вернулся в строй и в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка принимал участие в одном из самых крупных сражений Великой Отечественной и Второй мировой войны - битве на Курской дуге. Вначале командир летного полка опасался пускать в небо недавно прибывшего после серьезного ранения летчика, да и боевые способности инвалида на протезах в небе накануне величайшего сражения были под знаком вопроса. Алексей Петрович тяжело переживал по этому поводу. Шанс проявить себя как профессионала в военной авиации дал Алексею Маресьеву командир эскадрильи А. М. Числов.

В середине лета 1943 года старший лейтенант А. Маресьев совершил уже несколько успешных боевых вылетов. За один только день - 20 июля 1943 года А. Маресьев дважды поднимал свой истребитель в небо и оба вылета оказались успешными - он спас жизнь двум своим однополчанам, сбив преследовавшие их FW-190. В тот день в авиаполк прибыл корреспондент «Красной звезды» Борис Полевой. Был самый разгар боя, уделить внимание репортеру командир полка не мог, поэтому, увидев приземлившийся самолет А. Маресьева, отправил Б. Полевого для записи интервью к нему. Летчик, пошутив, что, поскольку за каждый сбитый вражеский самолет пилоту положены 500 граммов спирта, а он сбил сразу два и целый литр спирта сам просто не осилит, пригласил Б. Полевого к себе в землянку. Запись интервью продолжалась до позднего вечера. Уже укладываясь спать, корреспондент услышал странный гремящий звук, который, как оказалось, произвели протезы Алексея Маресьева, брошенные им на ночь под кровать. Военный хроникер был настолько ошарашен увиденным, что не смог удержаться от расспросов. И после целую ночь лихорадочно записывал рассказ А. Маресьева о его 18-ти суточной борьбе со смертью в холодном лесу в районе Демянского котла. Так А. П. Маресьев стал прототипом главного героя летчика Мересьева в опубликованной в 1946 году «Повести о настоящем человеке».

24 августа 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных схватках, спасение жизней двух летчиков и личное летное мастерство Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза старшему лейтенанту А. П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая звезда». За всю войну отважный летчик сбил 11 вражеских самолетов - 4 до ранения и 7 после ампутации ступней ног.

В 1944 году А. П. Маресьева перевели из боевого полка в управление высших учебных заведений ВВС, где он работал летчиком-инструктором.

Послевоенные годы

В 1946 году здоровье А. Маресьева не позволило ему продолжать службу в ВВС, он был уволен в запас и последующие четыре года учил курсантов специализированной авиационной школы в . Попрощался с небом Алексей Петрович в начале 1950-х годов, совершив свой последний вылет на учебном У-2.

Со всей неукротимой энергией Алексей Петрович взялся за учебу. В 1952 году он стал выпускником Высшей партийной школы при Центральном Комитете КПСС. В 1956 году, успешно окончив аспирантуру Академии общественных наук и защитив диссертацию, получил ученую степень кандидата исторических наук. А. П. Маресьев много времени уделял общественной жизни. В 1956 году его назначили ответственным секретарем Комитета ветеранов войны, а с апреля 1983 года и до последних дней жизни Алексей Петрович работал заместителем председателя этого комитета. О событиях военных лет А. Маресьев написал книгу «На Курской дуге», которая была издана в 1960 году. В 1978 году ему присвоено звание полковника. В 1989 году он стал народным депутатом Верховного Совета СССР. Последние годы своей жизни легендарный летчик руководил Общероссийским фондом инвалидов ВОВ. Он был частым гостем в школах и техникумах и его встречи с детьми и молодежью всегда проходили в теплой, душевной обстановке.

Заслуги А. П. Маресьева перед Родиной были отмечены многочисленными орденами и медалями. Он - почетный гражданин нескольких городов России - , и болгарского города Стара-Загора. Его имя носят молодежные патриотические клубы, общественный фонд, московские школы № 760 и № 89, улицы и площади многих российских городов.

18 мая 2001 года, накануне 85-летия со дня рождения легендарного летчика Театр российской армии готовился к торжествам. Специально для этого из музея авиации в привезли и установили на сцене настоящий самолет американского производства «Кобра», летать на котором мечтал в конце войны Алексей Петрович. И специально для встречи с ним в Москву приехала та самая девушка Оля Вихрова, которая много лет назад отпаивала молоком раненого летчика в далекой валдайской деревне Плав. Но Ольге Михайловне, как и всем собравшимся в зале, не удалось повидаться с ним. Так случилось, что именно в тот день сердце героя не выдержало - незадолго до начала торжеств он скончался от инфаркта в московской больнице. А юбилейный вечер, начавшийся с минуты молчания, все-таки состоялся.

Похоронен А. П. Маресьев на Новодевичьем кладбище в Москве. 23 февраля 2005 года на его могиле был установлен памятник. А 20 мая 2006 года в 90-й день рождения легендарного аса военных лет на его родине - в городе Камышине в торжественной обстановке был открыт бронзовый памятник. Автором памятника стал заслуженный художник России, скульптор С. Щербаков.

Подвиг мужества, героизма, необыкновенная сила воли и упорство, проявленные в годы войны простым парнем из обыкновенной рабочей семьи служат неоспоримым доказательством возможности преодоления самых тяжелых трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.


Имеет отношение к населенным пунктам:

С 1934 года работал в Комсомольске-на-Амуре по комсомольской путевке. Одним из первых записался в созданный в городе комсомольцами аэроклуб. Почетный гражданин Комсомольска-на-Амуре (7 июня 1977 г.).

В послевоенные годы проживал в Москве. Народный депутат Верховного Совета СССР (с 1989 г.). Руководитель Общероссийского фонда инвалидов Великой Отечественной войны. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.