Под профессиональным обучением понимается. Основные понятия профессионального обучения персонала

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • классификацию программ профессионального обучения;
  • особенности реализации программ профессионального обучения;
  • требования к реализации программ профессионального обучения;
  • понятие и требования к проведению квалификационного экзамена в профессиональном обучении;

уметь

  • относить программы профессионального образования к тому или иному виду;
  • различать программы профессионального обучения и программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

владеть

Навыками применения норм законодательства о профессиональном обучении в правоприменительной практике.

Виды программ профессионального обучения и особенности их формирования

Наиболее существенной особенностью профессионального обучения как вида образования является то, что законодательством не установлены требования к образовательному уровню лиц, которые могут быть допущены к освоению данного вида программ. Иначе говоря, для того чтобы осваивать рассматриваемые программы, не обязательно иметь вообще какое- либо образование, в том числе и общее. Данная норма прямо предусмотрена и. 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292, согласно которому к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).

Мнение специалиста

Несмотря на это обстоятельство, в литературе существуют и иные мнения. Так, В. И. Шкатулла утверждает, что «право на профессиональную подготовку возникает у обучающегося, имеющего как минимум основное общее образование» . К сожалению, данное утверждение не сопровождено автором ни ссылками на действующее законодательство, ни какими-либо аргументами, поэтому сложно судить, на чем оно основано.

Программы профессионального обучения играют важную социальную роль, так как позволяют практически любому лицу получить профессиональные компетенции, необходимые для профессиональной деятельности. Освоение данных программ является также доступным вариантом продолжения обучения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), получивших после окончания общеобразовательной организации свидетельство об обучении, не подтверждающее получение основного общего образования.

Еще одной особенностью профессионального обучения является то, что освоение данных программ не сопровождается изменением уровня образования выпускника (ч. 1 ст. 73 Закона об образовании). Иными словами, если к освоению какой-либо программы приступило лицо, имеющее основное общее образование, то после окончания этой программы уровень образования такого лица останется прежним - основное общее образование. Не случайно профессиональное обучение - это единственный вид образования, в наименовании которого слово «образование» отсутствует. Отчасти программы профессионального обучения условно можно сравнить с программами подготовки квалифицированных рабочих (служащих), если из них изъять курсы, модули, дисциплины, направленные на формирование общекультурных компетенций.

Части 2-4 ст. 73 Закона об образовании выделяют следующие виды программ профессионального обучения:

  • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (реализуются для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего);
  • программы переподготовки рабочих и служащих (реализуются для лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности);
  • программы повышения квалификации рабочих и служащих (реализуются для лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня).

Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки рабочих и служащих следует отличать от имеющих схожие наименования программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки). Напомним, что к освоению последних в соответствии с ч. 3 ст. 76 Закона об образовании допускаются только лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Несмотря па сходство в наименовании, это разные программы.

Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 утвержден Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение. Также по данным профессиям и должностям могут устанавливаться квалификационные разряды, классы, категории. При этом спектр возможных разрядов, классов, категорий является различным для каждой профессии или должности. Так, например, по профессии «дворник» предусматривается только один квалификационный уровень, а, например, для профессии «водолаз» предусматриваются квалификационные уровни от 4 до 8.

Программы профессионального обучения могут быть освоены в различных формах получения образования и обучения, предусмотренных законодательством. Для организаций, реализующих данные образовательные программы, ч. 6 ст. 73 Закона об образовании предусматривает отдельную разновидность организации, осуществляющей образовательную деятельность, - учебный центр профессиональных квалификаций. Данный центр может быть создан либо как самостоятельное юридическое лицо, по сути, практически в любой организационно-правовой форме, в том числе и коммерческой организации, так и как структурное подразделение юридического лица. Правовой статус такого центра, созданного как самостоятельное юридическое лицо в форме некоммерческой организации, до недавних изменений в Закон об образовании являлся не совсем ясным, так как ст. 23 Закона не предусматривала такого типа образовательной организации. В действующей редакции Закона образовательные организации , реализующие в качестве основной цели своей деятельности программы профессионального обучения, относятся к профессиональным образовательным организациям.

Кроме этого, программы профессионального обучения могут реализовываться непосредственно на производстве. Это фактически прямое указание на нормы гл. 32 ТК РФ об ученическом договоре. Статья 202 ТК РФ, говоря об организационных формах ученичества, закрепляет, что оно организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.

Также согласно ч. 6 ст. 73 Закона об образовании профессиональное обучение может быть получено в форме самообразования. Часть 5 ст. 73 Закона устанавливает ряд гарантий по предоставлению профессионального обучения. Оно предоставляется бесплатно:

  • в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования;
  • пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования;
  • иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

К таким случаям относится, например, бесплатное предоставление профессионального обучения:

  • лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего или среднего общего образования (ч. 9 ст. 79 Закона об образовании);
  • инвалидам (ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
  • гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы но достижении ими предельного возраста нребывани я на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
  • Героям Социалистического Труда, Героям Труда РФ и полным кавалерам ордена Трудовой Славы (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»).

В целом законодательство не устанавливает требований к продолжительности программ профессионального обучения. Так, в ч. 8 ст. 73 Закона об образовании закрепляется, что продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством РФ.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Например, приказом Минтруда России от 14.07.2015 № 457н утвержден профессиональный стандарт «Зуборезчик». Для осуществления такой его трудовой функции, как «предварительное нарезание наружных прямых зубьев цилиндрических шестерен, зубчатых колес на налаженных однотипных зуборезных станках», зуборезчик должен уметь выполнять технологические регламенты предварительного нарезания наружных прямых зубьев цилиндрических шестерен и зубчатых колес на налаженных однотипных зуборезных станках; читать кинематические схемы машин и механизмов и т.д. Соответственно, при разработке и утверждении программы профессионального обучения по данной профессии необходимо предусматривать формирование данных умений.

Частью 9 ст. 73 Закона об образовании установлено, что типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются Минтрансом России.

Есть и другие исключения. Например, приказом Минтранса России от 17.07.2014 № 188 утверждены типовые основные программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, которые в том числе устанавливают и требования к продолжительности реализации данных программ профессионального обучения.

Кроме того, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» специальные требования установлены к прохождению профессионального обучения по профессии «водитель автомобиля» для получения права на управление транспортными средствами.

  • Шкатулла В. И. Образовательное право России: учебник для вузов. М. : Юстиции-форм, 2015. С. 189.

Профессиональное обучение осуществляется посредством реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программ переподготовки рабочих и служащих, программ повышения квалификации рабочих и служащих

Сегодня существует много путей получения профессионального образования. Обучение может проходить как в стенах учреждения, для которого профессиональная подготовка является основным видом деятельности, так и на базе организации, не занимающейся собственно образованием, но производящей подготовку для определённой профессиональной деятельности. Учебные заведения в своей работе решают целый ряд задач:

Первая - профессиональная подготовка по определённой специальности.

Вторая - переподготовка кадров (например, экономист получает второе высшее юридическое образование, чтобы работать следователем по раскрытию экономических правонарушений или адвокатом в арбитражном суде). Формы переподготовки могут быть и краткосрочные, когда учащиеся получают особый диплом о профессиональной переподготовке за один-два года.

Третья задача - повышение квалификации специалистов или получение ими смежных специальностей, как правило, для расширения круга обязанностей по основному месту работы либо получения допуска к новым видам деятельности. Например, базовое образование электрика позволяет ему работать с установками до 1000 В, а после прохождения курсов у него появляется право работать с оборудованием, рассчитанным на напряжение более 1000 В.

Различают следующие уровни профессионального обучения:

Высшее послевузовское профессиональное образование (докторантура, аспирантура, адъюнктура)

Высшее профессиональное образование (университет, академия, институт)

Начальное профессиональное образование (Профессиональное училище, учебно-производственный комбинат)

Профессиональное обучение взрослого человека, как правило, сильно отличается от обучения ребенка. Конечно, какие-то методы оказываются универсальными, однако любой преподаватель, привыкший на протяжении 20-30 лет работать с детьми, не должен слепо переносить свой профессиональный подход на взрослого. Это чревато серьезным снижением эффективности обучения и прочими проблемами, в том числе психологического характера. Вот почему, говоря об обучении взрослых, в последние десятилетия все более активно в противовес педагогике используют понятие "андрагогика" Андрагогика - обучение взрослого человека. Слово произошло от греческих andros - мужчина и аgо - веду, воспитываю.

Исторически сложилось, что в прежние века в основном учили детей. На базе данной деятельности и сложилась наука педагогика. Студентов просто рассматривали как детей старшего возраста, чему соответствовал и их юридический статус: в большинстве стран Европы совершеннолетие наступало в 21 год.

В ХХ веке с усложнением профессиональной деятельности в результате бурного научно-технического прогресса остро встал вопрос об обучении взрослых людей, уже давно вышедших из студенческого возраста. Это было связано с тем, что знания, полученные ими в детстве и юности, через пару десятилетий уже морально устаревали.

Для решения данной проблемы поначалу применяли средства педагогики без каких-либо изменений, но довольно быстро обнаружилась потребность в выработке нового подхода. Это и отразилось в появлении андрагогики - науки об обучении взрослого человека. При этом вовсе не планировалось полностью перечеркивать все научные и практические достижения педагогики, пытаясь "изобрести велосипед". К тому же большинство андрагогов вышло из педагогов. Вопрос состоял в необходимости адаптировать профессиональный капитал педагогов к требованиям новой ситуации и попытаться выработать особые методы обучения, максимально отображающие специфику работы с учениками зрелого возраста. В результате все больше стала проявляться специализация учителей, они сосредоточивались на работе с аудиторией того или иного возраста. С каждым годом растет число преподавателей, работающих исключительно со взрослыми. несмотря на преимущественно педагогическое образование, их правильнее называть андрагогами. Те же, кто работает со всеми категориями учеников, вынуждены при смене слушателей формировать у себя способность переключаться с одного профессионального подхода на другой. Поэтому есть смысл специально рассмотреть основные различия между обучением детей и взрослых.

Запрос на обучение. Маленького ребенка, идущего в детский сад или школу, никто не думает всерьез спрашивать, желает ли он этого, а если желает, то чему хотел бы учиться преимущественно. Обучение детей - это откровенное принуждение, которое гуманным воспитателем может быть смягчено средствами убеждения, стимулирования интереса к процессу, приобщения к миру взрослых через освоение социальных ролей. Но чаще всего учителя в этом плане с детьми особо не возятся, прибегая к испытанным средствам физического наказания, ограничения свободы, лишения удовольствий и тому подобное.

Для взрослого ученика вопрос принуждения лишен всякого смысла, поскольку инициатором обучения является он сам. Бывают, конечно, случаи, когда кто-то из работников выражает равнодушие или даже протест по поводу программы профессионального обучения, реализуемой руководством его организации. Однако следует признать, что для области профессионального обучения такая ситуация все-таки нехарактерна. Обычно здесь сам ученик на основе четко оформившихся профессиональных планов и карьерных устремлений проявляет активность и понимание того, что именно ему нужно из новых знаний и навыков.

В соответствии с этой особенностью взрослых у андрагога появляется возможность применять значительно более эффективные методы обучения, так как активные восприятие и мышление совсем по-другому позволяют усваивать новый материал. Стержнем деятельности учителя в данном случае оказывается уже не вопрос принуждения, а задача максимально быстрого удовлетворения аппетитов ученика в получении знаний и формировании навыков. Оно и понятно: взрослый человек, заплатив за обучение немалые деньги, желает получить за них максимум возможного. И, естественно, при каждом удобном случае он пытается сэкономить, стремясь обойтись собственными силами. Поэтому его организованное обучение, как правило, сочетается с активным процессом самообучения. Это порождает такую особенность андрагогики, как большой рынок не только учебных услуг, но и материалов для самостоятельного образования.

Учет низкой или снижающейся обучаемости. Ни для кого не секрет, что ребенок даже под принуждением усваивает новый материал намного быстрее, чем, скажем, сорокалетний человек. Например, по статистике количество часов, необходимых для обучения вождению автомобиля, с увеличением возраста на каждые десять лет удваивается. Из-за этого андрагогу приходится проявлять чудеса изобретательности при выработке методики обучения, чтобы выжать максимум возможности из такого непластичного материала, которым является мозг стареющего человека. А заинтересованный ребенок, что называется, схватывает все на лету, и педагогу не приходится особенно задумываться над формой обучения. Для андрагога же методология становится одной из главных составляющих профессии.

Психологический статус учителя относительно ученика. Учитель для ребенка обычно является одним из главных авторитетов в детской жизни, образцом для подражания, а нередко даже объектом первой любви подростка. В такой ситуации учителю легко работать, ведь любое слово автоматически воспринимается как истина. К тому же педагог, как правило, выполняет сразу две функции - учителя и воспитателя. Он фактически формирует личность человека в процессе обучения. Это может привести к развитию у педагога синдрома демиурга (Демиург - созидающее начало, созидательная сила, творец, обычно отождествляемый с богом), когда он начинает отождествлять себя с полубогом. Появляется пресловутый менторский тон, привычка смотреть на всех свысока, поучать даже тогда, когда об этом не просят.

Отношения андрагога со взрослым учеником строятся совсем на другой основе. Здесь учитель является наемным работником. Материальное благополучие преподавателя зависит от удовлетворенности ученика его работой, что в худшем случае приводит к угодничеству некоторых учителей перед своим слушателем. Гораздо лучше, если преподаватель и взрослый ученик становятся равными в психологическом плане партнерами по взаимодействию. Процесс учебы для них - это деловые отношения уважающих себя и друг друга людей, в которых учитель далеко не всегда занимает ведущую позицию. Вопрос выбора ведущего и ведомого в процессе обучения, как правило, решается выяснением соотношения психологической силы, весом авторитета и профессионального капитала каждого.

Обучение параллельно работе. Если для ребенка учеба всегда является основным видом деятельности, то взрослый обычно совмещает учебу с работой. Это порождает некоторые затруднения. Из-за того что различные виды деятельности конкурируют за мозговые ресурсы взрослого, его и так не лучшая обучаемость еще сильнее снижается. Сложности с организацией занятий, длительные перерывы между ними вынуждают андрагогов изыскивать дополнительные способы и формы построения учебного процесса, подстраиваясь под далеко не оптимальные для него условия. Педагоги же с подобными проблемами обычно не сталкиваются, являясь диктаторами в своей деятельности. Они выбирают наиболее оптимальный режим работы и вынуждают всех остальных участников процесса приспосабливаться к своим требованиям.

Не только учить, но и переучивать. Для педагогов ребенок - табула раса (чистая доска), если перевести с латыни, на которой они могут "писать свои картины". В отличие от них андрагоги имеют дело с уже сложившимися людьми, которых ранее уже чему-то научили и у которых сформировались определенные привычки в жизни и работе. Поэтому при обучении взрослого человека обычно сталкиваются с противодействием большого количества прежних стереотипов мышления и поведения. И андрагог, если сравнить его с фермером, вынужден не только выращивать новые растения, но и выпалывать старые, превратившиеся в мешающие сорняки. А это намного усложняет задачу, требует дополнительных профессиональных знаний и навыков. Ведь в процессе "борьбы с сорняками" могут быть повреждены какие-то жизненно важные наработки человека. Одна и та же привычка в труде для него может быть помехой, а в житейских делах основой благополучия. Это требует от андрагогов высокого интеллекта, знания психологии и особой аккуратности в обращении с учениками

Заполнить таблицу, требования к целям общая характеристика

Цель урока

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Сформировать на уроке новое понятие

Развитие аналитического мышления

Формирование интереса к будущему страны

Обучить новому способу действий

Развитие познавательных умений

Формирование чувства гордости за Родину

Устранить пробелы в знаниях

Развитие умений учебного труда

Воспитание гуманного отношения к людям

Отработать навыки

Формирование ответственности

Закрепить способы действий

Развитие требовательности к себе и другим

Обучить выполнению задания по образцу

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

Научить делать выводы

Воспитание мотивов труда

Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений

Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.

Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.

Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.

Образовательные требования.

1. Целенаправленность урока.

К цели предъявляются следующие требования:

    цель должна быть конкретна;

    четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т.д.;

    цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

2. Рационализация и дифференциация информационного наполнения урока:

    научность содержания;

    дифференциация содержания (по степени сложности, глубине, объему усвоения и видам помощи);

    структурирование содержания (в содержании предусмотрены задания в соответствии со всеми целями урока и этапами усвоения; структурное основание блоков знаний идет с опорой на модели, схемы, таблицы совместно с учащимися на всех этапах урока).

3. Обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных на обучение, развивающее личность:

    выбранные методы соответствуют целям урока, оптимально соотносятся с содержанием урока (широкий арсенал, оптимальное сочетание);

    оптимальное сочетание репродуктивных (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) и продуктивных методов обучения (проблемный, частично-поисковые, исследовательский);

    оптимальное сочетание методов работы под управлением учителя и самостоятельной работы учащихся;

    диалогичность методов, создание условий для того, чтобы каждый ученик мог выразить собственную точку зрения, соотнести ее с позицией других;

    ориентация методов на самостоятельность и активность учащихся в процессе обучения, частичную передачу функции организации и управления от учителя ученикам, сотворчество учащихся и преподавателя (деятельностный подход к обучению).

4. Разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся:

    оптимальное соотношение форм организации учебной деятельности учащихся с целями и содержанием урока;

    преимущественное использование таких форм организации учебной деятельности учащихся, которые обеспечивают сотрудничество, совместную деятельность учащихся.

5. Вариативный подход к формированию структуры урока:

    использование современных технологий обучения;

    рациональное использование уроков традиционных и нетрадиционных форм;

    творческая основа конструирования структуры урока.

Также структура урока должна соответствовать цели урока и логике усвоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение).

6. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил из них вытекающих.

В настоящее время выделяют следующие дидактические принципы обучения: воспитывающего и развивающего обучения; научности; связи теории с практикой, обучения с жизнью; наглядности; доступности; систематичности и последовательности; самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения; сознательности и прочности усвоения знаний и умений; целенаправленности и мотивации обучения; индивидуального и дифференцированного подхода к обучению учащихся.

Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых преподавателем, и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.

Развивающие требования.

1. Развитие умений творческого характера (формирование опыта творческой деятельности).

2. Развитие речи, развитие мышления, развитие памяти, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы, развитие познавательного интереса и любознательности.

3. Формирование и развитие у учащихся системы не только специальных предметных, но и общеучебных умений и навыков, которые служат основой для реализации любой деятельности (развитие умений учебно-познавательной деятельности).

4. Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование "зоны ближайшего развития".

5. Проведение учебных занятий на "опережающем" уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

6. Развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности.

Воспитательные требования.

1. Выявление и использование на уроке воспитательных возможностей:

    системы отношений, складывающейся на уроке.

2. Четкая постановка воспитательных целей и реализация этих целей через систему воспитательных задач.

Постановка воспитательных целей урока осуществляется в русле целостного подхода к процессу формирования базовой культуры личности, основными направлениями которой являются духовно-нравственная, экологическая, трудовая, интеллектуальная, эстетическая культура.

Достижение почти всех воспитательных целей невозможно на одном уроке и поэтому необходимо из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, ставить различные воспитательные задачи эту цель реализующие.

Профессиональное обучение - это имеющее определенную форму, систематическое изменение поведения через формирование новых навыков, которое происходит в результате получения образования, инструктажа, развития и планомерного практического опыта.

Основная задача профессионального обучения состоит в том, чтобы помочь организации достичь своих целей, увеличив стоимость ее ключевого ресурса - работников, которых она нанимает.

Профессиональное обучение означает инвестирование в работников; оно дает им возможность лучше выполнять работу и максимально использовать данные им от природы способности. Как правило, цели профессионального обучения состоят в том, чтобы:

развить навыки и компетенции работников и повысить показатели их труда; способствовать росту работников внутри организации, чтобы в будущем, насколько это возможно, удовлетворять ее потребности за счет внутренних человеческих ресурсов;

ускорить процесс формирования новых навыков у начинающих работников - принятых на работу, переведенных на другую должность или повышенных, - и как можно быстрее и экономичнее сделать их вполне компетентными.

Эффективное профессиональное обучение может:

свести к минимуму затраты на обучение;

повысить показатели отдельного работника, группы и организации - количество, качество, скорость выполнения работы и общую производительность;

повысить гибкость в работе, за счет расширения круга навыков, которыми владеют работники (универсальность);

привлечь высококвалифицированных работников, поскольку оно предлагает им возможности обучения и развития, повышает их компетентность, улучшает навыки и, в конечном итоге, позволяет им получить большее удовлетворение от работы, более высокое вознаграждение и перспективы карьерного роста;

повысить приверженность работников, поощряя их идентифицировать себя с миссией и целями организации;

способствовать управлению изменениями: оно позволяет лучше понять причины изменений и дает работникам знания и навыки, необходимые, чтобы адаптироваться к новым ситуациям;

способствовать развитию в организации позитивной культуры, такой, которая, к примеру, ориентирована на повышение показателей труда;

обеспечить более высокий уровень обслуживания покупателей.

ПОНИМАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Для того, чтобы понять, каким образом разрабатывать и проводить профессиональное обучение внутри организации, вначале необходимо оценить теории и подходы к обучению и развитию, которые обсуждались в главе 35. Затем необходимо оценить другие подходы к профессиональному обучению. Они описываются в этой главе, а именно:

философия профессионального обучения - та основа, на которой будут разрабатываться философия и политика профессионального обучения;

процесс профессионального обучения - каким образом можно запланировать, осуществить и оценить критерии профессионального обучения, программы систематического обучения и вмешательства;

выявление потребностей в профессиональном обучении - определение того, какой тип обучения требуется и предоставление гарантий в том, что он соответствует потребностям работника и организации;

планирование профессионального обучения - решение о том, как удовлетворить долгосрочные и краткосрочные потребности организации, групп и отдельных сотрудников в профессиональном обучении, отбор и использование соответствующих методов обучения;

проведение профессионального обучения - реализация программ обучения для различных категорий работников;

ответственность за профессиональное обучение - определение того, кто планирует и реализует программы обучения;

оценка профессионального обучения - определение того, в какой степени обучение удовлетворяет существующим потребностям.

ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Философия профессионального обучения показывает, какое значение организация придает обучению. Некоторые организации применяют подход невмешательства, считая, что работники выяснят, что им делать сами или наблюдая за опытным работником. Если фирма такого типа испытывает недостаток квалифицированных работников, она нанимает их из тех фирм, которые действительно делают инвестиции в профессиональное обучение.

Другие компании только на словах поддерживают профессиональное обучение и в хорошие времена без разбора выделяют на него деньги, но в плохие - первым делом сокращают бюджет на обучение.

Организации с позитивной философией обучения понимают, что они живут в мире, в котором конкурентное преимущество зависит от наличия более квалифицированных работников, чем персонал других фирм, и что эту потребность не удовлетворить без инвестиций в развитие навыков и компетентности своих работников. Они также признают, что нехватка квалифицированных работников может представлять угрозу их будущему росту и процветанию. Со строго коммерческой точки зрения эти фирмы убеждены, что инвестиции в обучение возвращаются сполна. Они понимают, что может быть сложно рассчитать доход на такие инвестиции, но они уверены, что материальные и нематериальные выгоды от профессионального обучения, которые описаны ранее в этой главе, будут более чем оправдывать затраты.

Недостаточно просто верить в профессиональное обучение. Эту веру должна поддерживать позитивная и реалистичная философия, объясняющая, каким образом повышение квалификации вносит вклад в решение основных задач. В основе этой веры лежит потребность точно установить цели профессионального обучения, чтобы было видно, каков доход от инвестиций в него, точно также как другие инвестиции должны демонстрировать свою окупаемость. Ниже описываются области, в отношении которых такая философия должна разрабатываться.

Стратегический подход к профессиональному обучению

Стратегия профессионального обучения имеет долгосрочный характер, она касается того, какие навыки, знания и уровень компетентности работников необходимы компании. Философия профессионального обучения подчеркивает, что обучение и развитие должны быть неотъемлемой частью процесса управления. Управление показателями труда требует, чтобы менеджеры регулярно проводили с подчиненными им группами и работниками обзоры показателей труда, согласовывали цели и выясняли, какие факторы влияют на показатели труда, и каковы потребности в обучении и развитии. Чтобы удовлетворить эти потребности менеджеры должны работать совместно со своими группами и отдельными работниками. Для этого используется наставничество, консультации и соответствующие виды деятельности по профессиональному обучению и повышению квалификации. Управление показателями труда приводит к созданию планов личного развития и соглашений об обучении или учебных договоров.

Обучение значимое

В то время как некоторые организации не занимаются профессиональным обучением вообще, другие склонны увлекаться «обучением, ради обучения». Хотя во время спада такая деятельность менее вероятна, организации, связывающие себя обучением в тех сферах, где выгоды (в виде возросших показателей труда в ключевых сферах деятельности) не выяснены до конца, рискуют. Профессиональное обучение должно быть значимым, т. е. оно должно удовлетворять существующим потребностям.

Обучение проблемно ориентированное

Профессиональное обучение должно быть проблемно ориентированным. Оно должно быть спланировано так, чтобы ликвидировать расхождение между тем, что работники могут делать и тем, что они должны делать сейчас и в будущем.

Проблема может быть сформулирована негативно, в форме недостатков, которые необходимо исправить, или позитивно и указывать на то, каким образом можно удовлетворить потребность в развитии новых навыков или углубить знания, чтобы отвечать будущим требованиям.

Обучение, ориентированное на действия

Философия профессионального обучения должна подчеркивать, что обучение существует для того, чтобы что-то происходило: чтобы работники работали и могли лучше делать то, что они делают сейчас, или то, чего они не могли делать прежде. Цели любого учебного мероприятия или программы следует определять с точки зрения результатов - того, что работники смогут делать после обучения, и того, чего они смогут достичь.

Профессиональное обучение, связанное с показателями труда

Философия обучения, связанного с показателями труда, подразумевает установление прямой связи профессионального обучения с требованиями к показателям труда и компетентности - например требованиями, сопутствующими внедрению нового продукта, процесса или системы.

Постоянное развитие

Профессиональное обучение не следует рассматривать просто как короткие, обособленные курсы, читаемые в различные периоды карьеры работника. Профессиональное обучение - это непрерывный процесс, и следует проводить политику постоянного развития, как это описано в главе 33.

Политика обучения

Политика обучения выражает философию организации в отношении профессионального обучения. Она дает указания о количестве учебных курсов, которые должны быть проведены (например, каждый, кто занимает должности менеджеров, специалистов или бригадиров, должен проходить, по крайней мере, пятидневный, стандартный тренинг каждый год), процентах от оборота, которые должны быть отведены на обучение, масштабе и целях обучающих программ и ответственности за их проведение.

Существуют различные подходы к определению профессионального образования. Под профессиональным образованием понимают: 1) целенаправленный педагогический процесс профессионального обучения и воспитания; 2) целенаправленный, осуществляемый государством и обществом процесс воспроизводства квалифицированной рабочей силы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; 3) систему профессионального образования, сеть профессиональных учебных заведений – от элементарных курсовых форм до высшего и послевузовского образования; 4) профессиональную подготовку и наличный уровень компетентного владения той или иной программой профессионального образования.

В узком смысле к профессиональному образованию относится профессиональная подготовка в соответствии с Законом РФ «Об образовании», в широком смысле – допрофессионапьное образование, профессиональная подготовка, профессиональное усовершенствование квалификации, профессиональная переподготовка.

Задача допрофессионального образования- познакомить учащихся с понятиями «профессия», «труд», «специальность» и «специализация»; оказать им помощь в профориентации.

Задача профессиональной подготовки – обучить специальности, соответствующей государственному стандарту.

Задача профессионального усовершенствования квалификации -
расширить полученную квалификацию, адаптировать ее к изменяющемуся содержанию профессии; обеспечить профессиональный рост специалистов.

Задача профессиональной переподготовки – помочь освоить другую профессиональную деятельность специалисту с приобретенным профессиональным образованием, так как имеющаяся профессиональная квалификация не соответствует рыночным условиям труда, наносит физический или моральный вред.

Согласно современной трактовке, профессиональное образование – это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности. Профессиональное образование создает условия для профессионального становления, развития и самореализации личности и содействует достижению гуманистических и демократических целей общества.



Право на профессиональное образование – одно из фундаментальных прав личности (закреплено в Декларации прав человека), обеспечивающее ей реальное право на труд, профессию, возможность участвовать в общественной жизни, способствующее улучшению качества жизни.

В России профессиональное образование базируется на принципах демократизма, непрерывности и преемственности, общедоступности, светскости, поликультурности, рационального соотношения государственного и общественного начал в подготовке специалистов и др.

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 22, 23, 24, 25, 26) указываются основные положения о получении профессионального образования на всех уровнях (начальное, среднее и высшее). Определены также различные отраслевые и межотраслевые виды профессионального образования: университетское, педагогическое, техническое, военное, ветеринарное и др.

В Российской Федерации содержание профессионального образования зафиксировано в таких документах, как государственный образовательный стандарт, профессионально-квалификационные характеристики (или профиль подготовки специалиста), учебные планы и программы.

Содержание образования для каждого уровня, согласно Закону РФ «Об образовании», определяется соответствующей образовательной программой. Но по существу силу нормативного документа в образовательной практике учреждений начального профессионального образования (НПО), среднего специального образования (СПО), высшего профессионального образования (ВПО) имеет государственный образовательный стандарт (ГОС). Порядок разработок утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ.

Содержание профессионального образования структурировано
не только по уровням и ступеням, но и по профессиям, специальностям и направлениям, которые для каждого уровня устанавливаются определенными нормативными документами. Для системы НПО это Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования; для системы СПО – Классификатор специальностей среднего профессионального образования; для системы ВПО – Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

В Перечне профессий и специальностей начального профессионального образования профессии распределены по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования. По каждой профессии определен минимальный срок обучения.

Классификатор специальностей среднего профессионального образования систематизирует специальности подготовки по группам родственных специальностей.

Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования включает две части: перечень направлений
подготовки бакалавров и магистров и перечень специальностей.

Структура ВПО сегодня состоит из двух самостоятельных элементов:

· профессионально ориентированного высшего образования, содержание которого дифференцировано по специальностям (его можно отнести к традиционному моноступенчатому варианту подготовки специалиста по конкретной специальности);

· наукоориентированного высшего образования, включающего ступени бакалавриата и магистратуры.

Бакалавриат и магистратура – это многоступенчатые системы подготовки специалистов широкого профиля. Данные ступени не предполагают узкую профессиональную подготовку, поэтому содержание образования дифференцируется по направлениям подготовки, выделенным в соответствии с областями наук.

Одной из актуальных проблем содержания начального профессионального образования является проблема унификация программ, номенклатуры профессий, квалификационных разрядов.

Специфика профессионального образования заключается в большом разнообразии профессий и специальностей. Проблема преемственности всех этапов обучения на уровне государства разрешается за счет группировки профессий на базе объединения специальностей. Существующий сегодня Перечень профессий содержит не 200 разделов Единой тарифной квалификационной сетки, как это было ранее, а 42 крупных отраслевых комплекса, что значительно упрощает вопросы интеграции профессиональной подготовки, управления профессиональным обучением и распределением рабочих кадров. В основе Перечня лежит двухступенчатая иерархия профессионального разделения труда: наряду с общепринятым понятием «профессия» введено новое понятие «специальность». Специальность в данном случае – это конкретная область трудовой деятельности в рамках профессии.

Основной единицей Перечня являются профессии, которые объединяют специальности, родственные по общности технико-технологических параметров, производства или трудовых функций. Подобное объединение позволяет расширить профиль подготовки, унифицировать учебно-программную документацию, обеспечить социальную защищенность работников в современных социально-экономических условиях.

Для разработки учебно-программной документации сегодня используются профессионально-квалификационные характеристики, которые разрабатываются на основе тарифно-квалификационных справочников. Однако данная категория документов не учитывает перспективы развития предприятий, а лишь отражает знания, умения, навыки, необходимые рабочему в настоящее время. В связи с этим актуальной становится прогностическая модель рабочего широкого профиля как эталон системы подготовки и повышения квалификации рабочего. Основой такой модели является изучение труда рабочих, структуры их профессиональной и познавательной деятельности, определение степени выраженности профессионально значимых качеств личности. Используя данные педагогических исследований, сопоставляя идеальную модель с существующей фактически, можно определить содержание профессионального обучения и воспитания.

Профессиональная характеристика квалифицированного рабочего является одним из основных элементов государственного стандарта профессионального образования. Это многофункциональный документ, ориентированный на работодателей, учебные заведения, научно-методические организации системы образования, службу занятости и т. д.

13.3. Начальное профессиональное образование
как социально-педагогическая система

Система начального профессионального образования России построена по отраслевому принципу. До 2000 г. подготовка велась по 1500 специальностям, сегодня их количество составляет около 900 (для сравнения: в Германии подготовка ведется по 300 специальностям).

Принципами построения системы НПО являются:

· взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки;

· единство теоретического и практического обучения;

· принцип ведущей роли производственного обучения как системообразующего фактора обучения и воспитания.

Начальное профессиональное образование (НПО) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественной деятельности на базе основного общего образования (по отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) образовании).

В настоящее время выпускники системы НПО чрезвычайно востребованы рынком труда. По данным исследований И. П. Смирнова и Е. в. Ткаченко, 90% вакансий современного рынка труда приходится на квалифицированных рабочих и только 10% – на специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Современный работодатель заинтересован в качественно подготовленном рабочем. Сегодня вводится понятие «рабочий широкого профиля». Существующая система НПО должна обеспечить запросы рынка и восполнить недостаток квалифицированных рабочих. Одним из путей решения этой проблемы является реализация нового качества политехнической подготовки учащихся – формирование системы знаний об общих научных основах производства, соответствующих умений и навыков на основе взаимосвязи общеобразовательных предметов с предметами профессионально-технического цикла. Базовое образование является первым этапом непрерывного совершенствования ключевых профессиональных компетенций рабочего.

С одной стороны, общеобразовательные предметы, являясь базой для изучения специальных предметов, способствуют повышению качества профессиональной подготовки учащихся, а с другой стороны, освоение специальных предметов помогает учащимся не только закрепить полученные знания по общеобразовательным предметам, но и дополнить эти знания при изучении техники, организации и экономики производства. Необходим синтез знаний, умений и навыков в общеобразовательной и профессионально-технической сферах. При разработке основных направлений взаимосвязи общеобразовательной и основной подготовки следует существенно перестроить методы и средства обучения, организовать учебно-воспитательный процесс в системе НПО по-новому.