Пословицы с бсп. XXX

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 23 2011

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СЕМАНТИКОЙ ПРЕДСКАЗАНИЯ

В ПОСЛОВИЦАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

© л. В. ПОПОВА Московский государственный областной университет, кафедра современного русского языка e-mail: [email protected]

Попова Л. В. - Бессоюзные сложные предложения с семантикой предсказания в пословицах русского языка // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 212-214. - В статье анализируются основные виды бессоюзных сложных предложений с семантикой предсказания. Приводится классификация по структуре различных типов конструкций.

Ключевые слова: семантика предсказания, пословица, инфинитивное предложение, императив, превентив, предостережение.

Popova L. V. - Аsyndetic composite sentences with semantics of prediction in Russian proverbs // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 212-214 .- The article describes the principal views of conjunc-tionless compound sentences with semantics of a prediction. The classification by structure of various types of designs is resulted.

Keywords: semantics of prediction, proverb, infinitive sentence, imperative, preventive, caution.

Одним из актуальных и употребляемых видов высказывания в русском языке является предсказание. Интерес к всевозможным прогнозам, которые могут помочь преодолеть негативные ситуации, разрешить проблемы человека, возрастает в связи с различными изменениями в жизни страны и общества. Предсказание является одним из видов превентивного воздействия на человека. Конструкции с семантикой предсказания в русском языке подробно изучены не были. Целью данной статьи является описание и классификация видов бессоюзных сложных предложений (БСП) со значением предсказания на материале русских пословиц.

Семантика предсказания может выражаться в русском языке различными типами предложений. Среди них сложноподчиненные с придаточным условия, бессоюзные сложные предложения и простые предложения. Рассмотрим один из типов предложений с предсказанием -БСП. Правду говорить - себе досадить . Не унимай бешеного - пуще взбесится . За чужим погонишься - свое потеряешь . С ярыжкою поводишься - без рубахи находишься . Нами было замечено, что предсказания в форме БСП имеют определенное строение: это всегда двухчастная структура, в первой части которой может использоваться инфинитив, отрицательный императив / императив единственного числа или индикатив 2-го лица

ед. числа. По классификации Н. С. Поспелова , рассматриваемый тип конструкций характеризуется однородностью состава и обладает закрытой структурой. Закрепленный порядок следования частей в БСП с семантикой предсказания, наличие условноследственных отношений между предикативными частями - важнейшие показатели этой разновидности прогностического высказывания (предсказания).

БСП с семантикой предсказания являются одним из продуктивных синтаксических способов оформления пословицы в русском языке. Назидательная функция пословицы неоспорима, так как предсказание, находящее выражение в пословице, обобщает опыт многих поколений. Запечатленные в ней ситуации и закономерный выход из них, позволяющий избежать негативных последствий, выявляют особую структуру предсказательных конструкций в форме БСП: СИТУАЦИЯ - ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ВЫВОД. Например: Не садись на чужого коня - среди грязи сойдешь . Дай себе волю, заведет тебя в лихую долю . На божье посягать - свое потерять .

Нельзя не отметить обобщенное значение конструкций с семантикой предсказания. действие в предложениях с предсказанием отнесено к обобщенному адресату. Предостережение, которое содержится в рассматриваемых конструкциях, тоже направлено на слушателя. Адресант не персонифицируется, но через

Филологические НАУКИ »

местоимение ты авторизуется имплицитно . Описываемая в предсказании ситуация может относиться и к предсказателю. При этом местоимение вы в рассматриваемых конструкциях не встречается. Это связано с тем, что местоимение вы показывает отстраненность адресанта от ситуации и от слушателя. Е. М. Галкина-Федорук отмечает, что «обобщенность может принимать еще более яркий смысл, если в предложении обозначается такая деятельность, которая присуща, свойственна или не свойственна всем вообще» .

Нами выявлены три основных типа БСП с семантикой предсказания: БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения; БСП, в первой части которого глагол стоит в форме императива (в том числе с отрицанием) единственного числа; БСП с индикативом 2-го лица ед. числа в первой части.

Рассмотрим первый тип БСП со значением предсказания: Против явности спорить - только вздорить . Правду говорить - никому не угодить . Себя покоить - дому не построить . Это бессоюзные сложные предложения, каждая из частей которых является аналогом односоставного инфинитивного предложения. Рассматриваемый тип конструкций выражает условно-следственные отношения, которые отражают желание говорящего оградить адресата от опасности и направить на верный путь, тем самым подталкивая его к действию. С. И. Сятковский, Е. И. Воинова отмечают обобщенность и инфинитивного действия. оно может быть соотнесено с любым лицом, как говорящим (адресантом), так и с любым возможным лицом, которое может совершать действие [см.: 1, 7]. Таким образом, значение обобщенности присуще БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения. нами было замечено, что в двух частях рассматриваемого типа БСП наблюдается различное соотношение видовых форм глаголов-сказуемых. Использование глаголов несовершенного вида позволяет выразить одновременность описываемых ситуаций, что характерно для утвердительных предложений: Ветер кликать - зря голос срывать . Наряду с ними существует еще один вид БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения: во второй предикативной части таких предложений есть отрицание: Шире себя жить - добра не нажить . Для таких БСП характерно использование глагола совершенного вида с отрицанием, что отражает не только последовательность событий, но и результат во второй части конструкции. Соотношение видовременных и модальных форм глаголов в БСП с семантикой предсказания требует дальнейшего изучения, но уже по предварительным данным видно, что это создает оттенки в общем значении предложений подобного вида.

Вторым типом бессоюзного сложного предложения со значением предсказания является конструкция с императивом в первой части. Не рой другому ямы, сам ввалишься . Бойся вышнего, не говори лишнего . Теленка по спине не гладь - захилеет .

Заметим, что в большинстве случаев предложения данного типа включают отрицательный императив в первой части БСП. Одной из основных функций предсказания является ограждения человека от грозящей опасности, предостережение. Так, в данном случае в 1-ой части бессоюзных сложных предложений отражается ситуация, которой адресату следует избегать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. В первой части БСП преимущественно используется императив несовершенного вида. Во 2-ой части сказуемое выражается личной формой глагола совершенного вида (реже несовершенного вида), что актуализирует один из признаков предсказания - опережающее отражение действительности - предсказываемый результат. Желание побудить адресата к действию и указать на негативные последствия при несоблюдении условий лежит в основе каждого предсказания. данный тип следует относить к собственно предсказаниям, так как в рассматриваемом виде БСП сконцентрированы основные признаки особым образом организованной синтаксической конструкции, выражающей семантику прогноза и предостережения (предсказание).

Третий тип БСП с семантикой предсказания -БСП, в первой части которого глагол употребляется в форме индикатива 2-го лица ед. числа. За чужим погонишься - свое потеряешь . В суд пойдешь -правды не найдешь . Не назовешь оба берега своими - ни один твоим не станет . Обратим внимание на употребление формы изъявительного наклонения в первой части БСП. Ядерной формой выражения отношений последовательности между частями рассматриваемой конструкции является соответствие видовых форм глаголов. В обеих частях рассматриваемого БСП употребляются глаголы совершенного вида. В приведенных примерах отчетливо выражены основные признаки предсказания, среди них: наличие условно-следственных отношений, позитивная целеустановка и др. Запрет на совершение действия подтверждается негативным результатом, грозящим адресату. В рассматриваемом типе БСП существует следующая разновидность: описание положительной ситуации и, соответственно, положительный ее исход. данный тип конструкций относится к предсказанию-совету: Судью подаришь, правду победишь -описание бытовой ситуации при обращении в суд: считалось, что нужно принести подарок судье, чтобы выиграть дело. Второе лицо единственного числа глаголов в каждой из частей БСП данного типа указывает на обобщенность адресата, на отношение ситуаций, описываемых в предсказании, ко всем, в том числе и к адресанту.

Подводя итог, следует отметить, что предсказания являются лингвокультурными текстами, в которых сосредоточено отражение мудрости и знаний поколений. БСП является наиболее активным в пословицах типом конструкций с семантикой предсказания. Нами установлены основные типы таких предложений: БСП, каждая из частей которого является аналогом инфинитивного предложения; БСП, в пер-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 23 2011 г.

вой части которого глагол стоит в форме императива (в том числе с отрицанием) единственного числа; БСП с индикативом 2-го лица единственного числа в первой части.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воинова Е. И. О соотношении инфинитивных и безличных предложений // Русский язык в школе. 1958. № 2. С. 12-15.

2. Галкина-Федорук Е. М. О двусоставных и односоставных предложениях в современном русском языке // Филологические науки. 1959. № 2. С. 2.

3. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. 351 с.

4. Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок. М.: АСТ: Астрель, 2007. 479 с.

5. Меткое русское слово. СПб.: Авалонь, 2008. 512 с.

6. Поспелов Н. С. О грамматической природе сложного предложения // Вопросы синтаксиса современного русского языка. М.: Учпедгиз, 1950. С. 321-337.

7. Сятковский С. И. О принципах классификации простого предложения в современном русском языке (на материале односоставных неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений) // Русский язык в школе. 1965. № 3.

Разделы: Русский язык

Цель урока : создание условий для усвоения новых знаний о бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования, в незнакомом для учителя классе, который готовится к ГИА

Задачи урока:

  • образовательные: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания
  • развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развивать умения сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать
  • воспитательные: воспитывать уважение к урок и предмету в целом; воспитание взаимоуважения и взаимопомощи (нравственные категории доброты).

Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: доброта, взаимопомощь, взаимоуважение.

Оборудование урока:

  • экран;
  • ноутбук;
  • проектор;
  • CD-диск с презентацией по теме урока;
  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • тетради;
  • индивидуальная карта учащегося;
  • учебник под ред. М.М. Разумовской «Русский язык. 9 класс» – Москва: «Дрофа», 2006.

Ход урока

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, что на сердце твоё откликается,
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.

Организационный момент.

I. Фаза вызова

– Я собираюсь поступить в аспирантуру и пишу исследовательскую работу о сложных предложениях. Вы изучили эту тему? Мне нужна ваша помощь.

Работа с эпиграфом.

– Прочитайте эпиграф, сформулируйте главную мысль (с доброты человек начинается ). Подберите синонимы к слову «доброта» (добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие ). Какой смысл заключен в слове «доброта»? (отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим ).

– Я думаю, ребята, вы все откликнитесь на мое предложение и поможете мне.

На протяжении всего урока проводится акция: знаешь сам – помоги другому (на доску вывешивается плакат с названием акции).

– Проверим ваши знания (подготовка к ГИА ).

Сильным учащимся раздаю карточки, остальные работают с учителем.

Карточка 1

Толстые сосульки, свисавшие с крыши, обтаивали на солнце.

Капли, падая с них, звонко ударяли о лед.

Карточка 2

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Подлинная добродетель подобна реке.

Чем она глубже, тем меньше шумит.

Карточка 3

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Поговоришь с добрым человеком.

Солнечный луч озарит твою душу.

Карточка 4

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Луна стоит над прозрачной горой.

Неверным светом залита окрестность.

Обращение к слайдам презентации. (1 слайд)

по ходу составления предложений учащимися, они появляются на экране

– Что вы знаете о сложных предложениях? Виды сложных предложений?

– Среди предложений назовите «третье лишнее» (БСП).Почему? еще не изучали).Что вызвало затруднение при работе с карточками? (БСП) Что знаете о БСП? Назовите БСП. (предложения появляются на экране – слайд 2) Слайд 2

Зачем изучать БСП, если вы знаете, что это такое? (знаки препинания вызывают затруднение) Какие знаки препинания могут стоять между частями БСП? (. ; : - )

(учитель на доске изображает эти знаки)

(выходим на проблему: какой знак препинания поставить между предикативными частями БСП и от чего будет зависеть постановка этих знаков?).

Формулировка учащимися темы и целей урока.

– Что связывает предложения, с которыми вы работали, и данный эпиграф? (тема )

II. Фаза осмысления

– Для решения проблемы проведем небольшое исследование.

– С чего начнем исследование? (внимательно читаем и изучаем, сравниваем все три предложения: что общего? чем они отличаются?)

– Какие отличия вы можете отметить в смысловых отношениях данных предложений? (ученики выявляют следующее: между предикативными частями ССП отношения равноправные, союз и подчеркивает последовательность происходящих действий; в СПП – неравноправные, союзы придают различные смысловые оттенки (условие, время, причина). В БСП эти отношения выражены менее четко, они зависят от содержания входящих в них предикативных частей. В БСП велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания).

Анализируем каждое БСП (слайд 2) и результаты записываем в схему.

Работа с учебником(параграф 23, стр. 131). Сверяем полученные результаты

  • – Кому понятно частично? Поднимите одну руку.
  • – Кто ничего не понял? Встаньте.
  • – Кому понятно всё? Поднимите обе руки.

Закрепление.

– Кто понял все или частично – работают по карточкам.

Карточка 1

  1. Ближнего обидеть – самому в беде быть.
  2. Говори смелее: будет вернее.
  3. Все равно: что в лоб, что по лбу.

Карточка 2

Объясните постановку знаков препинания

  1. Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.
  2. Совесть потеряешь – другой не купишь.
  3. Широкая радуга стояла за лесами: там где-то, за озером, шел небольшой дождь.

Карточка 3

Объясните постановку знаков препинания

  1. Ближнего Ближнего обидеть – самому в беде быть.
  2. Войдешь в дом с поклончиком – уйдешь с гостинчиком.
  3. Всем угодишь – себе насолишь.

Карточка 4

Объясните постановку знаков препинания

  1. Ближнего Делаю добро – чувствую себя хорошо..
  2. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.
  3. Не имеешь добрых дел – не говори о доброте.

Карточка 5

Соберите пословицы. Запишите БСП. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

– Остальные работают с учителем (слайд 3)(объяснить постановку знаков препинания).

– Найдите «третье лишнее» (загадка) . Почему?

На протяжении всего урока учащиеся помогают друг другу.

– Составьте синквейн по данным текстам (для тех, кто справился с карточками)

Твори добро -
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши,
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь - действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных - доброта. (Т. Кузовлева)

Дарите, люди, тёплые слова!
Чтобы от них кружилась голова.
Чтоб сладким был - словесный добрый мёд!
Чтобы слова топили в сердце лёд!

Ведь слово может душу излечить,
А может просто ранить и убить.
Ведь слово может красоту создать.
А может очернить, и оплевать...

И не жалейте добрые слова,
Чтобы цвела зелёная трава!
Чтобы не плакать от укуса ос.
Не кактус, а жасмин душистый рос.

Ведь в слове каждом целая страна!
От злого начинается война,
И зарождаются обиды, месть...
А сколько слов?! Их всех не счесть...

Дарите, люди, тёплые слова!
И пусть умолкнет злобная молва!
Давайте будем счастье создавать!
Ведь слово - это мир и благодать!

Алгоритм написания синквейна

Вывод: главным ведущим признаком, определяющим выбор знаков препинания в БСП, являются смысловые отношения между предикативными частями сложного предложения и степень их распространенности, а также замедленный темп речи, паузы между предикативными частями.

– В каких текстах используются знаки препинания в БСП? (описание природы, пословицы, поговорки, загадки)

– Итак, БСП с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы, а БСП с двоеточием и тире – в пословицах, поговорках, афоризмах, загадках.

– Обращение к эпиграфу и к названию акции (Объяснить постановку знаков препинания).

III. Рефлексия

(слайд 4)

Домашнее задание по выбору (слайд 5)

Индивидуальная карта оценивания ученика (Ф.И.)
Содержание Работа с эпиграфом повторение исследование закрепление синквейн Участие в акции рефлексия
Работа по карточке Работа с учителем Работа по карточке Работа с учителем
оценка
Общая оценка
  1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Лермонтов); День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав и качал листья дерев (Тургенев); Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шумa (Чехов); Рябое лицо Николая покрылось красными пятнами, его маленькие серые глаза не отрываясь смотрели на офицера (Горький).

    Примечание. Если между частями бессоюзного сложного предложения, разделенными запятой, находится вводное слово, то в качестве дополнительного знака возможна постановка тире, чтобы показать, к какой из частей сложного предложения относится вводное слово, или чтобы подчеркнуть присоединительный характер второй части. Например: Где-то стучит мотор, – видимо, поблизости находится мастерская; Злые собаки лаяли на задворках, не решаясь выбежать навстречу бричке, – должно быть, отучили их от этой привычки проезжие солдаты (Саянов).

  2. Если части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между частями предложения ставится точка с запятой. Например: Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари (Лермонтов); Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши (Тургенев); Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (Горький).

    Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей образующие их простые предложения разделяются запятыми. Например: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Тургенев); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна (Некрасов).

    Если в сложном предложении бессоюзное соединение частей сочетается с союзным, то нередко между частями, соединенными без союзов, ставится точка с запятой, а между частями, связанными союзом, ставится запятая. Например: Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась и Владимир успокоился (Пушкин); Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать (Л. Толстой).

§ 117. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова «а именно»), например: В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей (Гоголь); Об одном прошу вас: стреляйте скорее (Лермонтов); Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, лёгким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза (Тургенев); Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, где окна, где что стоит (Горький); Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришвин); Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь поблизости (В. Полевой); Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда (В. Панова);

2) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т. п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что ), например: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов); Ты сам заметил: день ото дня я вяну, жертва злой отравы (Лермонтов); Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (Чехов); Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти (Н. Островский); Он видел: вставала земля из пепла, непокорённая земля, неистребимая жизнь . Но (без интонации предупреждения перед второй частью): Слышу, земля задрожала – запятая вместо двоеточия;

3) если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т. п., а также глаголы со значением действия, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себя слов «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что» и т. п., например: Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами (Лермонтов); Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах ещё виднелись ледяные закрайки (Аксаков); Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий действительный Штольц (Гончаров); Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… (Тургенев); Он подумал, понюхал: пахнет мёдом (Чехов); Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода, снег был белый как сахар (В. Панова). В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения, например: Посмотрел на прорубь – вода дремала (Шишков); Он выглянул из комнаты – ни одного огонька в окнах (В. Панова), – однако в целях оправданной унификации предпочтительнее ставить двоеточие;

4) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку ), например: Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного… (Лермонтов); Напрасно вы смотрите кругом во все стороны: нет выхода из бесконечных тундр (Гончаров); Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал (Тургенев); И Жилин приуныл: видит – дело плохо (Л. Толстой); Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (Чехов); Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука (Горький); В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: её заворачивают вам в бумажку (Маяковский); Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических мучений (Н. Островский); Степан боялся подойти к обрыву: скользко (Шишков);

5) если вторая часть представляет собой прямой вопрос, например: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов); Ты мне лучше вот что скажи: правда, что к Маякину сын воротился? (Горький); До сих пор удивительным и неразгаданным остаётся: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула? (Фурманов); Я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют? (Симонов).

§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и ), например: Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой – изнутри поднялся собачий лай (Гоголь); Вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (Тургенев); Игнат спустил курок – ружьё дало осечку (Чехов); Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький);

Примечание. В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие, например: Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец… (Пушкин); Мы ехали сзади: никто не видал (Лермонтов); Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно (Тургенев); Володина лошадь хромала: папа велел оседлать для него охотничью (Л. Толстой); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен… (Достоевский);

8) если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это , которое иногда имеется в самом предложении), например: На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально – это бросилось Клебе в глаза (Федин).

Вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков , например: Приказ есть приказ – так его воспитал фронт (Воробьев); Мир должен быть свободен от угрозы новой войны – таково требование всего прогрессивного человечества .

При наличии перед присоединительным предложением слова это иногда перед тире ставится еще запятая, например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, – это неоспоримо (Горький); Если вам писать противно, скучно, не пишите, – это всё равно получится скверно, фальшиво (А. Н. Толстой); В такую пору надо говорить грубо и прямо, – это умнее и честнее перед нашими детьми (Леонов); Широкий подъезд был совершенно пуст, – это показалось мне странным (Каверин).

Примечание. Для разграничения случаев постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях можно исходить из следующего общего положения: если основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) заключена в первой части, а во второй (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится пояснение, раскрытие содержания первой части, изложение какого-либо факта, указание на причину, то между частями ставится двоеточие; если же, наоборот, основная часть высказывания заключена во второй части, а первая имеет подчиненное по смыслу значение (указывает время, условие и т. д.), то между частями ставится тире. Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное высказывание содержится в первой части, во второй указывается причина). – На улице проливной дождь – выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй следствие, вывод, что составляет основу высказывания). Ср. также при сохранении того же порядка частей бессоюзного сложного предложения: Молодёжь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). Молодёжь ушла – на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).

Бессоюзное сложное предложение (БСП) - это сложное предложение, части которого соединяются интонационно без помощи союзов и союзных слов. БСП часто встречаются в сказках, в художественной и разговорной речи, среди пословиц и поговорок.

Понятие о бессоюзном предложении

В бессоюзных сложных предложениях средством связи предложений-частей БСП являются:

  • интонация;
  • порядок расположения предложений в составе БСП;
  • соотношение вида и времени глаголов в предложениях.

Этим БСП отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в которых данную роль выполняют союзы.

Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, двоеточие, тире или точка с запятой.

Примеры бессоюзных сложных предложений со схемами:

К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.

Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.

[…] : [[…],(которые)].

Позовут - пойдем к ним в гости.

Не путайте БСП с простыми предложениями с тире. В БСП всегда есть две синтаксические основы, выраженные подлежащим и сказуемым или только сказуемым. Примеры : Москва - столица России (простое предложение). Придет вечер - поговорим (БСП).

Классификация бессоюзных сложных предложений по значению

Простые предложения в составе БСП могут выражать различные значения. Основные виды бессоюзных предложений, а также правила пунктуации при их написании приведены в таблице.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Значение

Какой знак препинания ставится

Правило

Примеры

Одновременности, последовательности, перечисления

запятая, точка с запятой

Запятая ставится, если между предложениями в составе БСП можно поставить союз и .

Точка с запятой ставится в случаях, если предложения в составе БСП отдалены по смыслу или распространены.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось.

Андрей вернулся поздно; Маша уже спала.

Противопоставления (сопоставления)

В предложении всегда есть смысловое противопоставление чего-либо; между простыми предложениями можно поставить союзы а, но.

Ученью время – игре час.

Победитель впереди – трус позади

Времени и условия

Первое предложение в составе БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы если, когда .

Любишь кататься — люби и саночки возить

Сравнения

Между частями БСП можно поставить союзы будто, словно.

Рассердится - гроза разразится.

Улыбнется - тучи разгонит.

Присоединения

Второе предложение выражает присоединительное значение и перед ним можно употребить слова такой, таков, так ; или употребляется слово это.

Хлеб всему голова - так учила бабушка.

Она снова опоздала - это случалось часто.

Следствия

Второе предложение выражает значение следствия, перед ним можно поставить союзы так что, вследствие чего.

Зазвонил телефон - я отвлекся от работы.

Пришли гости - мы быстро накрыли на стол.

двоеточие

Второе предложение выражает значение причины, перед ним можно поставить союз потому что .

Я проснулся рано: меня разбудила сестра.

Саша очень спешила: она хотела прийти первой.

Пояснения

двоеточие

Второе предложение поясняет первое, перед ним можно поставить союзы а именно, то есть .

Он мог посоветовать только одно: никогда не сдаваться.

У речки было прекрасно: мы лежали на теплом песке и любовались природой.

Дополнения

двоеточие

Второе предложение дополняет первое, перед ним можно поставить союз что или сочетания слов: и увидеть, что; и услышать, что; и почувствовать, что и т. д.

Он отметил: у девушки красивое платье.

Мужчина заглянул в домик: там было чисто и уютно.

Сложные бессоюзные предложения изучаются на уроках русского языка в 9 классе.

Что мы узнали?

Мы разобрались, какие предложения являются сложными бессоюзными и какие знаки препинания ставятся в БСП в зависимости от их значения.

  • В БСП предложения связываются не союзами или союзными словами, а интонацией, порядком расположения предложений, соотношением вида и времени глаголов.
  • Между частями БСП может ставиться запятая, тире, двоеточие, точка с запятой.
  • БСП могут состоять из простых и сложных предложений.
  • Выделяют БСП со значением условия, времени, одновременности, последовательности, перечисления, сравнения, присоединения, противопоставления, пояснения, причины, следствия, дополнения.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 1648.

В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.

Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и .

Ср.: Метель не утихала , небо не прояснялось (Пушкин). - Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли , через минуту уже не было слышно шума (Чехов). - Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

Налево чернело глубокое ущелье ; / 1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари / 2 (Лермонтов).

Двоеточие в бессоюзном сложном

1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть .

Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). - Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.

Обратите внимание!

Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.

Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно : нельзя сидеть сложа руки (Чехов).

2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что .

Ср.: Я знал : удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). - Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.

Обратите внимание!

Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что , а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.

Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). - Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал , понюхал : пахнет мёдом (Чехов). - Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.

3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что .

Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение : землетрясение было не к добру (Тынянов). - Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя (Тургенев). - Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя .

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу :

Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов). - Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер - всё дрогнуло , ожило , засмеялось (М. Горький). - Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.

2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но .

Ср.: Служить бы рад - прислуживаться тошно (Грибоедов). - Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость - я хозяин (Багрицкий). - Он гость, а я хозяин.

3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате .

Ср.: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев). - Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл - пусть меня научат (Маяковский). - Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.

Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).

4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если .

Ср.: Кошки грызутся - мышам приволье (пословица). - Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик - будут и грибки (Пушкин). - Если будет дождик, будут и грибки.

Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так , то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).

5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно .

Ср.: Молвит слово - соловей поёт (Лермонтов). - Молвит слово, будто соловей поёт.

6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков :

Приказ есть приказ - так его воспитали (Воробьёв).

Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):

План разбора бессоюзного сложного предложения

  1. Указать тип сложного предложения (бессоюзное сложное предложение).
  2. Указать, из скольких частей состоит бессоюзное сложное предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать значение (смысловые отношения) между частями бессоюзного предложения. Обосновать постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
  4. Построить схему бессоюзного сложного предложения.

Образец разбора

Дуб держится - к земле тростиночка припала (Крылов).

Бессоюзное сложное предложение; состоит из двух простых частей: 1) дуб держится ; 2) к земле тростиночка припала ; грамматические основы: 1) дуб держится ; 2) тростиночка припала . Второе предложение содержит противопоставление (между частями можно вставить союз а : Дуб держится , а к земле тростиночка припала ). Поэтому между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире.

- .
противоп.