Построение угла равного данному алгоритм. Основные задачи на построение

В задачах на построение будем рассматривать построение геометрической фигуры, которое можно выполнить с помощью линейки и циркуля.

С помощью линейки можно провести:

    произвольную прямую;

    произвольную прямую, проходящую через данную точку;

    прямую, проходящую через две данные точки.

С помощью циркуля можно описать из данного центра окружность данного радиуса.

Циркулем можно отложить отрезок на данной прямой от данной точки.

Рассмотрим основные задачи на построение.

Задача 1. Построить треугольник с данными сторонами а, b, с (рис.1).

Решение. С помощью линейки проведем произвольную прямую и возьмем на ней произвольную точку В. Раствором циркуля, равным а, описываем окружность с центром В и радиусом а. Пусть С - точка ее пересечения с прямой. Раствором циркуля, равным с, описываем окружность из центра В, а раствором циркуля, равным b - окружность из центра С. Пусть А - точка пересечения этих окружностей. Треугольник ABC имеет стороны, равные a, b, c.

Замечание. Чтобы три отрезка прямой могли служить сторонами треугольника, необходимо, чтобы больший из них был меньше суммы двух остальных (а < b + с).

Задача 2.

Решение. Данный угол с вершиной А и луч ОМ изображены на рисунке 2.

Проведем произвольную окружность с центром в вершине А данного угла. Пусть В и С - точки пересечения окружности со сторонами угла (рис.3, а). Радиусом АВ проведем окружность с центром в точке О - начальной точке данного луча (рис.3, б). Точку пересечения этой окружности с данным лучом обозначим С 1 . Опишем окружность с центром С 1 и радиусом ВС. Точка В 1 пересечения двух окружностей лежит на стороне искомого угла. Это следует из равенства Δ ABC = Δ ОВ 1 С 1 (третий признак равенства треугольников).

Задача 3. Построить биссектрису данного угла (рис.4).

Решение. Из вершины А данного угла, как из центра, проводим окружность произвольного радиуса. Пусть В и С - точки ее пересечения со сторонами угла. Из точек В и С тем же радиусом описываем окружности. Пусть D - точка их пересечения, отличная от А. Луч AD делит угол А пополам. Это следует из равенства Δ ABD = Δ ACD (третий признак равенства треугольников).

Задача 4. Провести серединный перпендикуляр к данному отрезку (рис.5).

Решение. Произвольным, но одинаковым раствором циркуля (большим 1/2 АВ) описываем две дуги с центрами в точках А и В, которые пересекутся между собой в некоторых точках С и D. Прямая CD будет искомым перпендикуляром. Действительно, как видно из построения, каждая из точек С и D одинаково удалена от А и В; следовательно, эти точки должны лежать на серединном перпендикуляре к отрезку АВ.

Задача 5. Разделить данный отрезок пополам. Решается так же, как и задача 4 (см. рис.5).

Задача 6. Через данную точку провести прямую, перпендикулярную данной прямой.

Решение. Возможны два случая:

1) данная точка О лежит на данной прямой а (рис. 6).

Из точки О проводим произвольным радиусом окружность, пересекающую прямую а в точках А и В. Из точек А и В тем же радиусом проводим окружности. Пусть О 1 - точка их пересечения, отличная от О. Получаем ОО 1 ⊥ AB. В самом деле, точки О и О 1 равноудалены от концов отрезка АВ и, следовательно, лежат на серединном перпендикуляре к этому отрезку.

Построение угла, равного данному. Дано: полупрямая, угол. Построение. В. А. С. 7. Для доказательства достаточно заметить, что треугольники АВС и ОВ1С1 равны как треугольники с соответственно равными сторонами. Углы А и О являются соответствующими углами этих треугольников. Надо: отложить от данной полупрямой в данную полуплоскость угол, равный данному углу. С1. В1. О. 1. Проведем произвольную окружность с центром в вершине А данного угла. 2. Пусть В и С – точки пересечения окружности со сторонами угла. 3. Радиусом АВ проведем окружность с центром в точке О – начальной точке данной полупрямой. 4. Точку пересечения этой окружности с данной полупрямой обозначим В1. 5. Опишем окружность с центром В1 и радиусом ВС. 6. Точка С1 пересечения построенных окружностей в указанной полуплоскости лежит на стороне искомого угла.

Слайд 6 из презентации «Геометрия «Задачи на построение»» . Размер архива с презентацией 234 КБ.

Геометрия 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Равнобедренный треугольник» - Теорема. Треугольник – самая простая замкнутая прямолинейная фигура. Решение задач. Найдите угол KBA. Равенство треугольников. Отгадайте ребус. ABC -равнобедренный. Перечислите равные элементы треугольников. Классификация треугольников по сторонам. В равнобедренном треугольнике АМК АМ = АК. Классификация треугольников по величине углов. Боковые стороны. Треугольник, все стороны которого равны. Равнобедренный треугольник.

«Измерение отрезков и углов» - Сравнение отрезков. http://www.physicsdepartment.ru/blog/images/0166.jpg. Ф3 = ф4. MN > CD. 1м =. Середина отрезка. 1км. На какое наибольшее число частей могут разбить плоскость 4 различные прямые? Другие единицы измерения. Сравнение фигур с помощью наложения. Сравнение углов. Совместились стороны ВМ и ЕС. На сколько частей могут разбить плоскость 3 различные прямые? http://www.robertagor.it/calibro.jpg.

«Прямоугольный треугольник, его свойства» - Один из углов прямоугольного треугольника. Решение. Какой треугольник называется прямоугольным. Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника. Разминка. Развитие логического мышления. Биссектриса. Катет прямоугольного треугольника. Составим уравнение. Внимательно рассмотрим чертеж. Свойство прямоугольного треугольника. Жители трех домов. Треугольник.

«Определение угла» - Понятия углов. Проведите лучи. Подготовительный этап урока. Угол. Объяснение нового материала. Угол разделяет плоскость. Понятия внутренней и внешней областей угла. Заинтересовать предметом. Луч на рисунке делит угол. Определение развёрнутого угла. Развитие логического мышления. Тупой угол. Острый угол. Вступительные слова. Закрасьте внутреннюю область угла. Углы. Луч BM делит угол ABC на два угла.

«Второй и третий признаки равенства треугольников» - Стороны. Медиана в равнобедренном треугольнике. Второй и третий признаки равенства треугольников. Решение. Три стороны одного треугольника. Основание. Доказать. Свойства равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Решение задач. Математический диктант. Углы. Задача. Периметр равнобедренного треугольника.

«Декартова система координат на плоскости» - Плоскость, на которой задана декартова система координат. Координаты в жизни людей. Система географических координат. Декартова система координат на плоскости. Проект по алгебре. Ученые, которые являются авторами координат. Древнегреческий астроном Клавдий. Клетка на игровом поле. Точка пересечения осей. Введение более простых обозначений в алгебру. Место в кинотеатре. Значение декартовой системы координат.

математика геометрия навык урок

Конспект урока «Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла»

обучающая: познакомить учащихся с задачами на построение, при решении которых, используются только циркуль и линейка; научить выполнять построение угла, равного данному, строить биссектрису угла;

развивающая: развитие пространственного мышления, внимания;

воспитательная: воспитание трудолюбия и аккуратности.

Оборудование: таблицы с порядком решения задач на построение; циркуль и линейка.

Ход урока:

1. Актуализация основных теоретических понятий (5 мин).

Сначала можно провести фронтальный опрос по следующим вопросам:

  • 1. Какая фигура называется треугольником?
  • 2. Какие треугольники называются равными?
  • 3. Сформулируйте признаки равенства треугольников.
  • 4. Какой отрезок называется биссектрисой треугольника? Сколько биссектрис имеет треугольник?
  • 5. Дайте определение окружности. Что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности?

Для повторения признаков равенства треугольников можно предложить.

Задание : укажите на каком из рисунков (рис. 1) есть равные треугольники.

Рис. 1

Повторение понятия окружности и ее элементов можно организовать, предложив классу следующее задание , с выполнением его одним учеником на доске: дана прямая а и точка А, лежащая на прямой и точка В, не лежащая на прямой. Провести окружность с центром в точке А, проходящую через точку В. Отметьте точки пересечения окружности с прямой а. Назовите радиусы окружности.

2. Изучение нового материала (практическая работа) (20 мин)

Построение угла, равного данному

Для рассмотрения нового материала учителю полезно иметь таблицу (таблица №1 приложения 4). Работу с таблицей можно организовать по-разному: она может иллюстрировать рассказ учителя или образец записи решения; можно предложить учащимся, пользуясь таблицей, рассказать о решении задачи, а затем самостоятельно его выполнить в тетрадях. Таблица может быть использована при опросе учащихся и при повторении материала.

Задача. Отложить от данного луча угол, равный данному.

Решение. Данный угол с вершиной А и луч ОМ изображены на рисунке 2.

Рис. 2

Требуется построить угол, равный углу А, так, чтобы одна из сторон совпала с лучом ОМ. Проведем окружность произвольного радиуса с центром в вершине А данного угла. Эта окружность пересекает стороны угла в точках В и С (рис. 3, а). Затем проведем окружность того же радиуса с центром в начале данного луча ОМ. Она пересекает луч в точке D (Рис. 3, б). После этого построим окружность с центром D, радиус которой равен ВС. Окружности с центрами О и D пересекаются в двух точках. Одну из этих точек обозначим буквой Е. Докажем, что угол МОЕ - искомый.

Рассмотрим треугольники АВС и ОDЕ. Отрезки АВ и АС являются радиусами окружности с центром А, а ОD и ОЕ - радиусами окружности с центром О. Так как по построению эти окружности имеют равные радиусы, то АВ=ОD, АС=ОЕ. Также по построению ВС= DЕ. Следовательно, АВС= ОDЕ по трем сторонам. Поэтому DОЕ=ВАС, т.е. построенный угол МОЕ равен данному углу А.

Рис. 3

Построение биссектрисы данного угла

Задача . Построить биссектрису данного угла.

Решение . Проведем окружность произвольного радиуса с центром в вершине А данного угла. Она пересечет стороны угла в точках В и С. Затем проведем две окружности одинакового радиуса ВС с центрами в точках В и С (на рисунке 4 изображены лишь части этих окружностей). Они пересекутся в двух точках. Ту из этих точек, которая лежит внутри угла ВАС, обозначим буквой Е. Докажем, что луч АЕ является биссектрисой данного угла.

Рассмотрим треугольники АСЕ и АВЕ. Они равны по трем сторонам. В самом деле, АЕ - общая сторона; АС и АВ равны, как радиусы одной и той окружности; СЕ=ВЕ по построению. Из равенства треугольников АСЕ и АВЕ следует, что САЕ=ВАЕ, т.е. луч АЕ - биссектриса данного угла.

Рис. 4

Учитель может предложить учащимся по данной таблице (таблица №2 приложения 4) построить биссектрису угла.

Ученик у доски выполняет построение, обосновывая каждый шаг выполняемых действий.

Доказательство показывает учитель, необходимо подробно остановиться на доказательстве того факта, что в результате построения действительно получатся равные углы.

3. Закрепление (10 мин)

Полезно предложить учащимся следующее задание для закрепления пройденного материала:

Задача. Дан тупой угол АОВ. Постройте луч ОХ так чтобы углы ХОА и ХОВ были равными тупыми углами.

Задача. Построить с помощью циркуля и линейки углы в 30є и 60є.

Задача. Постройте треугольник по стороне, углу, прилежащему к его стороне, и биссектрисе треугольника, исходящей из вершины данного угла.

  • 4. Подведение итога (3 мин)
  • 1. В ходе урока мы решили две задачи на построение. Учились:
    • а) строить угол, равный данному;
    • б) строить биссектрису угла.
  • 2. В ходе решения этих задач:
    • а) вспомнили признаки равенства треугольников;
    • б) использовали построения окружностей, отрезков, лучей.
  • 5. На дом (2 мин): №150-152 (см. приложение 1).

При строительстве или разработке домашних дизайн-проектов часто требуется построить угол, равный уже имеющемуся. На помощь приходят шаблоны и школьные знания геометрии.

Инструкция

  • Угол образуют две прямые, исходящие из одной точки. Эта точка будет называться вершиной угла, а линии будут являться сторонами угла.
  • Для обозначения углов используйте три буквы: одна у вершины, две у сторон. Называют угол, начиная с той буквы, которая стоит у одной стороны, далее называют букву, стоящую у вершины, и затем букву у другой стороны. Используйте и другие способы для обозначения углов, если вам удобнее иначе. Иногда называют только одну букву, которая стоит у вершины. А можно обозначать углы греческими буквами, например, α, β, γ.
  • Встречаются ситуации, когда необходимо начертить угол, чтобы он был равен уже данному углу. Если при построении чертежа использовать транспортир возможности нет, можно обойтись только линейкой и циркулем. Допустим, на прямой, обозначенной на чертеже буквами MN, нужно построить угол у точки К, так, чтобы он был равен углу В. То есть из точки K необходимо провести прямую, образующую с линией MN угол, который будет равен углу В.
  • В начале отметьте по точке на каждой стороне данного угла, например, точки А и С, дальше соедините точки С и А прямой линией. Получите треугольник АВС.
  • Сейчас постройте на прямой MN такой же треугольник, чтобы его вершина В находилась на линии в точке К. Используйте правило построения треугольника по трем сторонам. Отложите от точки К отрезок KL. Он должен быть равен отрезку ВС. Получите точку L.
  • Из точки K вычертите окружность радиусом равным отрезку ВА. Из L вычертите окружность радиусом СА. Полученную точку (Р) пересечения двух окружностей соедините с К. Получите треугольник КPL, который будет равен треугольнику ABC. Так вы получите угол К. Он и будет равен углу В. Чтобы это построение сделать удобнее и быстрее, от вершины В отложите равные отрезки, используя один раствор циркуля, не сдвигая ножек, опишите этим же радиусом из точки К окружность.

Цели урока:

  • Формирование умений анализировать изученный материал и навыков применения его для решения задач;
  • Показать значимость изучаемых понятий;
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности получения знаний;
  • Воспитание интереса к предмету, чувства прекрасного.


Задачи урока:

  • Формировать навыки в построении угла равного данному с помощью масштабной линейки, циркуля, транспортира и чертежного треугольника.
  • Проверить умение учащихся решать задачи.

План урока:

  1. Повторение.
  2. Построение угла, равного данному.
  3. Анализ.
  4. Построение пример первый.
  5. Построение пример второй.

Повторение.

Угол.

Плоский угол - неограниченная геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами угла), выходящими из одной точки (вершины угла).

Углом также называют фигуру образованную всеми точками плоскости, заключёнными между этими лучами (Вообще говоря, двум таким лучам соответствуют два угла, так как они делят плоскость на две части. Один из этих углов условно называют внутренним, а другой - внешним.
Иногда, для краткости, углом называют угловую меру.

Для обозначения угла имеется общепринятый символ: , предложенный в 1634 году французским математиком Пьером Эригоном.

Угол – это геометрическая фигура (рис.1), образованная двумя лучами OA и OB (стороны угла), исходящими из одной точки O (вершина угла).

Угол обозначается символом и тремя буквами, обозначающими концы лучей и вершину угла: AOB (причём, буква вершины – средняя). Углы измеряются величиной поворота луча ОА вокруг вершины O до тех пор, пока луч OA не переходит в положение OB. Широко применяются две единицы измерения углов: радиан и градус. О радианном измерении углов см. ниже в пункте «Длина дуги», а также в главе «Тригонометрия».

Градусная система измерения углов.

Здесь единицей измерения является градус (его обозначение °) – это поворот луча на 1 / 360 полного оборота. Таким образом, полный оборот луча равен 360 о. Один градус делится на 60 минут (обозначение ‘); одна минута – соответственно на 60 секунд (обозначение “). Угол в 90° (рис.2) называется прямым; угол, меньший, чем 90° (рис.3), называется острым; угол, больший, чем 90° (рис.4), называется тупым.

Прямые линии, образующие прямой угол, называются взаимно перпендикулярными. Если прямые АВ и МK перпендикулярны, то это обозначается: AB MK.

Построение угла, равного данному.

До начала построений или решения какой либо задачи в независимости от предмета нужно провести анализ . Понять о чем говориться в задании, прочитать его вдумчиво и не спеша. Если после первого раза возникают сомнения или чтото было не понятно или понятно но не до конца, рекомендуется прочитать еще раз. Если вы делаете задание на уроке можете спросить у учителя. В противном случаи ваша задача какую вы неверно поняли может быть решена не правильно или вы можете найти не то что от вас требовали и она будет считаться неправильной и вам прейдется ее переделывать. Как по мне - лучше потратить немного больше времени на изучение задания чем переделывать задачу заново .

Анализ.

Пусть a – данный луч с вершиной A, а угол (ab) искомый. Выберем точки B и C на лучах a и b соответственно. Соединив точки B и C, получим треугольник ABC. В равных треугольниках соответственные углы равны, и отсюда вытекает способ построения. Если на сторонах данного угла каким-то удобным образом выбрать точки C и B, от данного луча в данную полуплоскость построить треугольник AB 1 C 1 , равный ABC (а это можно сделать, если знать все стороны треугольника), то задача будет решена.


При проведении каких либо построений будьте предельно внимательны и старайтесь все построения выполнять аккуратно. Так как любые несоответствия могут вылиться в какие то ошибки, отклонения что может привести к неверному ответу. А если задача данного типа выполняется впервые то ошибку будет очень тяжело найти и исправить.

Построение пример первый.

Проведем окружность с центром в вершине данного угла. Пусть B и C – точки пересечения окружности со сторонами угла. Радиусом AB проведем окружность с центром в точке A 1 – начальной точке данного луча. Точку пересечения этой окружности с данным лучом обозначим B 1 . Опишем окружность с центром в B 1 и радиусом BC. Точка пересечения C 1 построенных окружностей в указанной полуплоскости лежит на стороне искомого угла.


Треугольники ABC и A 1 B 1 C 1 равны по трем сторонам. Углы A и A 1 – соответствующие углы этих треугольников. Следовательно, ∠CAB = ∠C 1 A 1 B 1

Для большой наглядности можно рассмотреть те же построения подробней.

Построение пример второй.

Задание остается тоже отложить от данной полупрямой в данную полуплоскость угол, равный данному углу.


Построение.

Шаг 1. Проведем окружность с произвольным радиусом и центров в вершине A данного угла. Пусть В и С – точки пересечения окружности со сторонами угла. И проведем отрезок BC.


Шаг 2. Проведем окружность радиусом AB с центром в точке О – начальной точке данной полупрямой. Точку пересечения окружности с лучом обозначим B 1 .


Шаг 3. Теперь опишем окружность с центром B 1 и радиусом BC. Пусть точка С 1 пересечение построенных окружностей в указанной полуплоскости.

Шаг 4. Проведем луч из точки O, через точку С 1 . Угол C 1 OB 1 и будет искомый.


Доказательство.

Треугольники ABC и OB 1 C 1 равны как треугольники с соответствующими сторонами. И следовательно углы CAB и C 1 OB 1 равны.


Интересный факт:

В числах.


В предметах окружающего мира вы прежде всего замечаете их отдельные свойства, отличающие один предмет от другого.

Обилие частных, индивидуальных свойств заслоняет собой свойства общие, присущие решительно всем предметам, и обнаружить такие свойства поэтому всегда труднее.

Одним из важнейших общих свойств предметов является то, что все предметы можно считать и измерять. Мы отражаем это общее свойство предметов в понятии числа.

Овладевали люди процессом счета, то-есть понятием числа, очень медленно, веками, в упорной борьбе за свое существование.

Чтобы считать, надо иметь не только предметы, подлежащие счету, но обладать уже способностью отвлекаться при рассматривании этих предметов от всех прочих их свойств, кроме числа, а эта способность есть результат долгого, опирающегося на опыт, исторического развития.

Счету при помощи числа обучается теперь каждый человек незаметно еще в детстве, почти одновременно с тем, как начинает говорить, но этот привычный нам счет прошел длительный путь развития и принимал разные формы.

Было время, когда для счета предметов употреблялись лишь два числительных: один и два. В процессе дальнейшего расширения системы счисления привлекались части человеческого тела и в первую очередь пальцы, а если не хватало такого рода «цифр», то еще палочки, камешки и другие вещи.

Н. Н. Миклухо-Маклай в своей книге «Путешествия» рассказывает о забавном способе счета, применявшемся туземцами Новой Гвинеи:

Вопросы:

  1. Сформулируйте определение угла?
  2. Какие есть виды углов?
  3. Какая разница между диаметром и радиусом?

Список использованных источников:

  1. Мазур К. И. «Решение основных конкурсных задач по математике сборника под редакцией М. И. Сканави»
  2. Математическая смекалка. Б.А. Кордемский. Москва.
  3. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина «Геометрия, 7 – 9: учебник для общеобразовательных учреждений»

Над уроком работали:

Левченко В.С.

Потурнак С.А.

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме , где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Предмети > Математика > Математика 7 класс