Правила обращения с конфликтами. Категоричное табу: как решать конфликтные ситуации

Деятельность политического субъекта по управлению конфликтами прямо зависит от той общей стратегии, на которую он ориентируется. Известны три главные стра­тегии обращения с конфликтами:

1. Нормативная или морально-правовая стратегия.

Она ориентируется на разрешение конфликта на админи­стративно-правовой или этической основе. Соперничаю­щие стороны обращаются к законам и принятым в государ­стве нормам поведения. Шансы разрешения конфликта прямо зависят от принятия и соблюдения всеми участника­ми конфликта соответствующих норм и базирующихся на них общих правил игры. Обычно это связано с наличием у сторон ценностного консенсуса. Если же правила игры не соблюдаются или вообще отвергаются хотя бы одной сторо­ной, то используется убеждение или их силовое навязыва­ние с помощью санкций, которые считаются в обществе легитимными. В целом эта стратегия ориентирована на мирное соперничество в рамках определенных правил. Причем уважение правил и поддержание тем самым сферы консенсуса считается в конечном счете важнее, чем победа в конфликте.

2. Реалистическая стратегия. Она исходит из неизбеж­ности конфликта в силу прирожденного стремления человека к господству и обладанию дефицитными ценностями и ориентируется главным образом на временное урегулиро­вание конфликта с помощью любых пригодных в данной ситуации средств. Конфликты рассматриваются как неиз­бежные, поскольку в любом обществе существует неравен­ство, господство и подчинение. Всеобщее равенство недо­стижимо и к тому же дисфункционально. Обязательное присутствие в каждой системе почвы для конфликтов не позволяет надеяться на достижение всеобщего мира и ста­бильного сотрудничества. Поэтому в обращении с кон­фликтами наиболее целесообразна ставка на перемирие и их временное урегулирование. На практике эта стратегия широко используется политиками, не задумывающимися над этической и даже правовой стороной своей деятельнос­ти, особенно в международных отношениях. .

Идеалистическая стратегия

3. Идеалистическая (интегративная) стратегия. Она ориентирована на нахождение новых общих целей и ценностей, которые обесценивают прежние, служащие ис­точником конфликта, а также на сотрудничество сторон для их достижения. Эта стратегия предусматривает выиг­рыш всех сторон конфликта в результате его успешного разрешения. Считается, что в данный момент все участни­ки конфликта проигрывают. При решении же лежащей в его основе проблемы все стороны окажутся в выигрыше. Реализация интегративной стратегии переводит взаимоот­ношения сторон в новую, бесконфликтную плоскость и либо устраняет источник конфликта, либо обесценивает его значимость, создавая новую шкалу целей и ценностей, в которой источник конфликта утрачивает свое былое зна­чение для его участников. Присущее людям многообразие целей и средств их разрешения обычно допускает бескон­фликтный выбор. Однако это зависит прежде всего от ие­рархии потребностей участника конфликта.

Успех идеалистической стратегии прямо связан с культурой субъекта и значимостью для него гуманных, альтруистических ценностей. В целом же практическая реализация идеалистической стратегии является предпочтительной. В процессе такого разрешения конфликта не только все его стороны оказываются в выигрыше, но и у его участников вырабатывается устойчивый поведен­ческий образец, позволяющий им самостоятельно разре­шать подобные проблемы в будущем.

Поведенческая ориентация конфликтных стратегий

Каждая из трех названных выше стратегий обращения с конфликтами определяет общую линию поведения ее субъекта, а также ориентирует на использование соответст­вующих методов и средств. Так, нормативная стратегия ориентирует на рационализацию и институциализацию конфликта, применение правовых и этических норм и ко­дексов, использование суда, арбитража и согласительных комиссий, апелляцию к разуму и нравственному сознанию людей и т.п.

Реалистическая стратегия предполагает линию пове­дения по известной формуле «стремясь к миру, готовься к войне». Рассматривая отношения между людьми сквозь призму господства и подчинения, силы и слабости, борьбы за власть и ресурсы, она не рассчитывает на доминирование общечеловеческих ценностей и ориентирует лишь на собст­венную выгоду. В целом эта стратегия допускает макси­мально широкий диапазон методов и средств обращения с конфликтами, способных предотвратить невыгодный кон­фликт, ослабить противоборствующую сторону и обеспе­чить собственную победу. Среди таких средств - использо­вание силы, обмана, дезинформации, торга и т.п.

Методика применения идеалистической стратегии управления конфликтами более гуманна и коррелирует с демократическими нормами взаимоотношений. Одну из методик такого рода предлагает известный американский конфликтолог А. Филли. В наиболее общем виде она пред­ставляет собой следующую цепочку взаимосвязанных про­цедур:

1. Определить предмет конфликта, главную проблему в форме конечных целей, а не непосредственных, ближай­ших решений. Найти общность целей, хотя бы по принципу «все мы люди, и надо не только думать о себе, но и давать жить другим».

Исходя из найденных общих целей, разработать кон­кретные решения, приемлемые для всех сторон.

Концентрировать внимание на сути проблемы, а не наличных свойствах и декларациях оппонента.

Формировать атмосферу доверия с помощью расшире­ния разностороннего общения и обмена информацией.

Формировать позитивное отношение друг к другу, отка­зываясь от применения силы и угроз, выслушивая мне­ние другой стороны и демонстрируя к ней симпатии.

Нетрудно заметить, что в реальной жизни применение процедур идеалистической стратегии возможно далеко не всегда и непосредственно зависит от предмета и остроты конфликта, а также от качеств, которыми обладают его участники. Пожалуй, главное условие эффективности этой стратегии - возможность перенести отношения сторон в новую плоскость и, изменив их цели, снять саму проблему.

Известно несколько достаточно универсальных принципов управления конфликтами. К ним относятся прежде всего следующие принципы:

1. институциализация конфликта , т.е. установление норм и процедур урегулирования или разрешения конфликта. Обычно институциализация включает:

  • запрет на применение насильственных средств;
  • ограничение количества участников и сфер проявления конфликта;
  • принятие всеми сторонами определенных правил разрешения конфликта — организационных и(или) этических норм, четких договоренностей и т.д.;
  • контроль со стороны третьих лиц (государственных органов, арбитров и т.п.);

2. легитимация процедуры разрешения конфликта , т.е. признание всеми его сторонами правомерности и справедливости определенного порядка действий по разрешению спора даже в том случае, если установленные процедуры расходятся с некоторыми (устаревшими) правовыми нормами. Легитимация процедур требует их фиксации в специальных документах и широкого ознакомления с ними всех участников конфликта;

3. структурирование конфликтующих групп , т.е. определение состава участников конфликта, представителей (лидеров) соперничающих групп, различных центров группового влияния и их силу. Важно знать, с кем можно вести работу по разрешению конфликта, договариваться и заключать соответствующие соглашения. Неструктурированные, аморфные группы носителей конфликтных интересов более опасны, поскольку они менее управляемы и склонны к непредсказуемым разрушительным действиям;

4. редукция конфликта , т.е. его последовательное ослабление путем перевода на более мягкий уровень противоборства или противостояния.

Можно выделить две взаимосвязанные линии (два поля) редукции конфликта в зависимости, во-первых, от характера восприятия оппонента, во-вторых, от характера соперничества.

Первая линия предполагает последовательное продвижение в восприятии образа оппонента по следующим ступеням: противник (непримиримая борьба) — соперник (противоборство по определенному вопросу) — сотрудник (временное взаимодействие) — партнер (постоянное сотрудничество) — союзник (помощник в определенной области) — друг .

По второй линии , характеру соперничества, редукция противоборства проходит следующие ступени: война (неограниченный спектр борьбы, применение крайних средств) — насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства) — агрессивность (отдельные враждебные действия) — соперничество (конкуренция, состязание по определенным правилам) — враждебность (неприязнь, недружеские отношения) — напряженность (настороженность, ожидание недружественных действий) — спор (идейное противоборство) — несогласие (расхождение мнений) — консенсус (согласие).

Конечно, грани между отдельными ступенями в снижении конфликтной напряженности очень относительны, во многом условны. При управлении конфликтом не обязательно последовательно проходить все указанные этапы. Иногда можно перескочить, например, от агрессивности к спору. В любом случае снижение напряженности повышает шансы на уменьшение разрушительных последствий конфликта и на его более быстрое и безболезненное разрешение.

Правила обращения с конфликтами

Помимо общих принципов управления конфликтами, существует целый ряд более частных правил и рекомендаций по урегулированию или разрешению конфликтов. Эти нередко тесно связанные друг с другом правила обращения с конфликтами таковы:

  • рационализация конфликта, снижение его эмоциональной окраски . Иррациональность, неосмысленность поведения всегда затрудняет решение конфликта;
  • концентрация внимания не на заявленных позициях (требованиях), а на реальных интересах оппонента. Очень часто официальные заявления сторон лишь камуфлируют их подлинные интересы;
  • расширение коммуникаций между сторонами с целью получения достоверной информации и укрепления доверия;
  • сегментация, дробление предмета конфликта на многие составляющие. Это позволяет увидеть в позициях сторон точки соприкосновения и найти вопросы, по которым возможны согласие, компромиссы или сотрудничество;
  • проведение различия между участником и предметом конфликта. Соперничество по определенным вопросам не должно перерастать в личную вражду и оскорбления;
  • относительность соперничества . Противоположную сторону нельзя рассматривать как врага в последней инстанции. Конфликт практически никогда не охватывает весь спектр интересов сторон. У оппонентов есть и общие черты, а часто и общие интересы. Именно на них следует опираться в достижении взаимопонимания и сотрудничества;
  • ограничение сферы соперничества . Нельзя затрагивать основные цели и ценности оппонента, допускать расширение областей спора;
  • сложный, многосоставный характер соперничающих сторон . Если в конфликте с каждой стороны участвуют более одного человека, то их позиции очень редко полностью совпадают. Дифференцированно подходя к оппоненту, можно ослабить его позицию, найти людей, готовых к сотрудничеству;
  • временное (стадийное) ограничение конфликта . Чем раньше остановить процесс развертывания конфликта, тем легче его разрешить, и наоборот, чем дальше зашел конфликт в своем проявлении, тем труднее и дороже его урегулирование;
  • расширение временного горизонта конфликта . Как следует из теории игр, наиболее опасные игры характеризуются их узким временным горизонтом. Определение длительной перспективы полного разрешения конфликта, как правило, облегчает его разрешение. Данное правило нашло свое отражение в мудрости героя восточных сказок Ходжи Насреддина, который под угрозой снятия головы пообещал падишаху научить говорить осла за тридцать лет, вполне резонно рассуждая при этом: «За тридцать лет либо осел сдохнет, либо падишах умрет, либо умру я». Достаточно часто по прошествии определенного времени главные причины конфликта либо отпадают, либо утрачивают свою значимость;
  • стремление к окончательному решению конфликта менее желательно , чем к мелиоративному (предполагающему постепенное улучшение ситуации) решению его. Это означает, что в большинстве случаев (хотя и не всегда) нельзя действовать по принципу «либо все, либо ничего». При мелиоративном подходе решение конфликта оценивается с точки зрения того, лучше оно или хуже по сравнению с предшествующим состоянием или другими альтернативами;
  • конфликты решаются с помощью перемен , а не путем замораживания существующего состояния. При консервации ситуации весьма вероятно, что через некоторое время конфликт вспыхнет снова;
  • нежелательность односторонних уступок , ибо сделавшая уступки сторона, как правило, чувствует себя ущемленной и обиженной, что подрывает прочность соглашения;
  • при разрешении конфликта важно уважать достоинство проигрывающей стороны или даже дать ей возможность выиграть в престиже в глазах ее сторонников и окружающих. Нельзя загонять противника в угол. Это может вызвать внезапный всплеск его агрессивности, переход конфликта в новую, более опасную плоскость с использованием более разрушительных методов и средств;
  • решение конфликта должно быть легитимировано культурой , т.е. опираться на ценности, признаваемые всеми сторонами и окружающими. В таком случае будет меньше взаимных обид, и решение будет гораздо прочнее;
  • ориентация на многопричинность конфликта и использование разнообразных средств . Данное правило исходит из того, что в основе конфликта часто лежат несколько причин. Но даже если имеется лишь одна причина, то средства ее устранения могут быть разнообразны. Ориентация на многопричинность конфликта и разнообразие инструментов его разрешения полезна еще и потому, что она, нацеливая на поиск многих причин и средств, уменьшает вероятность ошибки;
  • арбитраж , включение в процесс разрешения конфликта (коммуникации, подготовку, формулировку и интерпретацию решений, контроль за их реализацией) третьей стороны. Конфликты между двумя сторонами без подключения посредников трудно разрешимы;
  • предпочтительность ставки на сотрудничество между взаимозависимыми сторонами ставке на временный выигрыш. Временная победа непрочна и вскоре может обернуться возобновлением борьбы или даже поражением. Устанавливающееся же в ходе сотрудничества доверие — ценный потенциал будущего взаимовыгодного взаимодействия сторон;
  • ограничение числа участников урегулирования конфликта представителями (лидерами) соперничающих сторон. Опора исключительно на институт большинства затрудняет нахождение взаимоприемлемых решений и в конечном счете способствует не решению, а обострению конфликтов;
  • определение круга возможных альтернатив , допустимых уступок до принятия совместного решения. Без этого каждой из сторон трудно найти компромиссное решение на переговорах;
  • определение на ранних стадиях конфликта, а лучше до его возникновения, цены победы и поражения . В глубоких и затяжных конфликтах обычно проигрывают не только побежденные, но и формальные победители, так как цена победы бывает слишком высока. Очень часто трезвый анализ связанных с противоборством затрат сил и ресурсов помогает предотвратить конфликт или остановить его на ранних стадиях;
  • результаты урегулирования должны основываться на ясно и четко сформулированном соглашении , допускающем эффективный контроль.

Конечно, все эти и некоторые другие правила и рекомендации не являются универсальными. Их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной ситуации. Однако их хорошее знание расширяет конфликтологический кругозор руководителя, помогает ему находить правильные решения и направлять конфликты в безопасное русло.

В последнее время интернет-пространство и средства массовой ин­формации просто кишат сообщениями о конфликтных ситуациях, спровоциро­ванных сотрудниками охраны торговых предприятий, причем самого различного формата, — от дискаунтеров и магазинов «у дома» — до крупных сетевых гипермаркетов.

Активно обсуждаются случаи конфликтов, которые привели к леталь­ным исходам, как по умышленной вине сотрудников охраны магазинов, так и в результате их тактически неправильных действий.
Естественно, обнародование и об­суждение подобных фактов приводит к резонансу, активно формирующему негативное общественное мнение. И в первую очередь, негатив направлен во­все не на конкретных сотрудников или частные охранные предприятия, сотрудниками которых они чаще всего яв­ляются.

Негатив направлен непосредственно на торговые предприятия, с которыми ассоциируется работа всех сотруд­ников — как состоящих в штате, так и сотрудников — контрагентов торгового предприятия, оказывающих услуги по договору аутсорсинга или договорам возмездного оказания услуг.

Покупателя, столкнувшегося с хам­ством сотрудника охраны, дворника, промоутера, мерчандайзера или про­давца торговой точки, арендованной на территории торгового предприятия, не интересуют юридические тонкости взаи­моотношений между гипермаркетом, ко­торый он посетил, и конкретным работ­ником.

Ущерб для торгового предприятия даже от одного-единственного эпизо­да спровоцированной охранником конфликтной ситуации сложно просчитать в конкретном денежном эквиваленте, од­нако нет сомнений, что он весьма значи­телен. Ведя к потере имиджа компании, потере покупательской лояльности, он перечеркивает все мероприятия, направ­ленные на привлечение покупателей, — маркетинговые, в сфере политики це­нообразования, повышения уровня кли­ентского сервиса и т.д.

«Недовольный покупатель уведет де­сятерых» — это не метафора, это вполне конкретная реальность, напрямую влия­ющая на товарооборот торгового пред­приятия. Не говоря уже о резонансных фактах, ставших достоянием обществен­ности. В этом случае пятно ложится не только на конкретный торговый объект, но и в целом на торговую компанию, и убытки становятся на порядок больше.
В связи со сказанным думаю, что ни­жеприведенные рекомендации о прави­лах обращения сотрудников охраны с покупателями могут оказаться полезны­ми как для сотрудников частных охран­ных предприятий, так и для сотрудников собственной службы торгового пред­приятия.
Более того, представляется разумным сделать их официально-обязательными.
Если работу на постах в торговом предприятии осуществляют сотрудники ЧОП, целесообразно «Правила обраще­ния с покупателями» включить в качестве приложения к договору охраны между соответствующим ЧОП и торговым пред­приятием.

Если на постах работают сотрудники собственной контрольной службы, вхо­дящие в состав торгового предприятия, представляется разумным оформить их в виде Инструкции или корпоративного стандарта, что позволит привлекать со­трудников, нарушивших их, к дисципли­нарной ответственности.

Общие положения

Стиль поведения и общения сотруд­ника охраны с покупателями и посети­телями торговых объектов компании должен быть направлен на создание и укрепление имиджа предприятия с высо­кой культурой обслуживания, обеспечивающим безопасность пребывания лю­дей в торговом центре и соблюдение их прав и свобод.
Вопросы обеспечения безопасности интересов торговой компании не долж­ны противоречить вопросам улучшения сервиса, предлагаемого покупателям, и укрепления партнерских отношений с поставщиками.
Перед сотрудником охраны стоят две основных задачи:
предотвратить потери компании;
не допустить негативного впечатле­ния о компании у законопослушных по­купателей и посетителей торгового объ­екта.
Данные рекомендации призваны дать сотруднику охраны четкое представле­ние, что именно он должен сказать поку­пателю в той или иной типичной ситуа­ции, а что является недопустимым, так как подрывает имидж торговой компании в глазах покупателей.
Обязанности

При исполнении своих служебных обязанностей, общаясь с покупателями и посетителями, сотрудник охраны дол­жен быть вежлив, тактичен, не оставлять без внимания ни одного человека и обра­щаться ко всем «на вы».
При обслуживании людей все дей­ствия, согласно должностным инструк­циям, табеля постам и договорным обя­зательствам необходимо сопровождать соответствующим продуманным набо­ром фраз и дружелюбным приветливым выражением лица, способствующим формированию хорошего настроения клиентов.
Если покупатель или посетитель обратился к сотруднику охраны с во­просом, просьбой, предложением или претензией, необходимо спокойно вы­слушать его до конца, не перебивая, по­благодарить за обращение, извиниться за доставленные неудобства или неприятности, разобраться в сложившейся ситуации самостоятельно или с помо­щью соответствующих должностных лиц, ответить на все вопросы, дать не­обходимые рекомендации, пообещать разобраться в возникших проблемах и наказать виновных лиц, если таковые будут установлены.
Если клиент требует жалобную книгу, необходимо сразу ее предоставить. Если клиент требует общения с руководством торгового центра, необходимо сообщить об этом соответствующему руководите­лю.
Общий алгоритм действия в про­блемных ситуациях, когда покупатель оказывает содействие:

2. объяснить или выяснить суть про­блемы;
или
4. поблагодарить покупателя за сотрудничество (если покупатель идет на­ встречу).
Если покупатель отказывается вы­полнить требование, охранник должен вежливо и корректно сказать: «согласно правилам компании мы, к сожалению, не можем разрешить это сделать».

Если покупатель был задержан по подозрению в хищении:
если выяснилось отсутствие соста­ва преступления: «Примите, пожалуйста, извинения от имени компании»;
если обнаружена вина покупате­ля, четко и корректно объяснить, какие действия последуют далее. Действовать согласно закону, соответствующим ин­струкциям и договору.
Общий алгоритм действия в ситуа­циях, когда покупатель НЕ оказывает содействие и провоцирует конфликт с охранником:
1. вежливо, корректно обратиться к покупателю;
2. объяснить суть проблемы;
3. предложить способы решения про­блемы или обосновать требование с точки зрения выгоды для покупателя (по возможности);
4. выслушать возражения покупателя;
5.корректно, спокойно повторять свое требование (в ответ на любые сло­ва покупателя). Не воспринимать слова покупателя как обращенные на личность охранника.
В конфликтной ситуации запрещается:
вступать в пререкания, переходить на личность покупателя, высказывать свое личное мнение.

На входе в торговый зал
Сотрудник охраны обязан привет­ствовать всех входящих людей. Для того чтобы добиться от покупателей оставле­ния их ручной клади в камере хранения, охранник может сказать: «Здравствуй­те, вы можете воспользоваться услу­гой камеры хранения и оставить свою сумку на время посещения нашего ма­газина».
Если покупатель отказывается остав­лять свои вещи в камере хранения, мо­тивируя тем, что в сумке у него деньги, документы, настаивать на оставлении мелкогабаритной сумки (дамская сумоч­ка, барсетка) не стоит, а необходимо предупредить: «Хорошо, можно пройти и с сумкой, но в этом случае, будьте любезны, предъявите содержимое ва­шей сумки кассиру или охране на выхо­де из магазина».
Чтобы исключить пронос в магазин взрывного устройства, оружия либо ве­щей, предметов или продуктов питания, купленных ранее, необходимо всех по­купателей предупредить, сказав следую­щее: «Посмотрите, пожалуйста, в ваши сумочки еще раз, если у вас есть пред­меты, которые имеются в ассортимен­те нашего магазина, то их необходимо оставить в камере хранения».
В объемные сумки, из соображений безопасности, желательно охраннику заглянуть самому, но исключительно с позволения покупателя и не прикасаясь руками к осматриваемой сумке.
Ни в коем случае не допускать какого-либо физического воздействия! Если одно­временно в торговый зал заходит несколь­ко покупателей, не стоит обращаться к каждому в отдельности, это может образо­вать толчею на входе. В этом случае мож­но обратиться к группе людей либо к тому покупателю, у которого самая объемная сумка, при этом стоит говорить настолько громко, чтобы услышали все остальные.
Осмотр объемных сумок можно объ­яснить необходимостью обеспечения безопасности покупателей, напомнив им об угрозах террористических актов, при этом сказать: «Вы и остальные по­купатели будете чувствовать себя спокойней, если будете уверены, что охрана не допустит проноса в магазин взрывных устройств. Угроза терак­тов актуальна и для нашего города». После завершения процедуры с ручной кладью необходимо сказать: «Спасибо, проходите, пожалуйста».
Для того, чтобы убедить покупателя взять тележку для товара, необходимо в этих случаях использовать все свое красноречие, но особо назойливым быть тоже не стоит. Можно сказать: «Для удобства возьмите, пожалуйста, тележку». При этом тележку необходимо подкатить к покупателю.
В некоторых случаях допустим шут­ливый тон в общении с покупателями, на­пример, на вопрос: «У вас есть корзины или тележки поменьше?», можно сделать вид, что выбираешь тележку поменьше и ответить: «Да, конечно, вот специально для вас самая маленькая тележка». Как правило, в таких случаях покупатель пози­тивно оценивает шутку и берет тележку.
Если покупатель по незнанию внутриобъектового режима хочет выйти из торго­вого зала через вход, ему необходимо веж­ливо объяснить: «Извините, пожалуйста, но выходить нужно через кассы».
Если покупатель убедительно просит разрешить ему выйти через вход (очень то­ропится, ему трудно идти вокруг, особенно если это пожилой человек) и при этом у него нет товара, в виде исключения его можно пропустить, сказав: «Хорошо, проходите,пожалуйста, в виде исключения я вас про­пущу, но в следующий раз, пожалуйста, придерживайтесь общих правил».

На участке кассовых терминалов(прикассовая зона)

Если покупатель пытается пройти в торговый зал через неработающую кас­су, вежливо предупредить: «Извините, пожалуйста, пройти в торговый зал вы можете через предусмотренный для этого входной турникет. К со­жалению, правила нашего магазина не разрешают вход в торговый зал через кассовый терминал».
Если покупатель настаивает или поку­пателем является пожилой человек, инва­лид и т.д., в виде исключения, разрешить проход, попросив в следующий раз при­держиваться общих правил. Если покупа­тель забыл купить пакет, сигареты или дру­гой товар, который находится на кассовом боксе, ему можно разрешить пройти.
В случае необходимости проверки кас­сового чека покупателя сотрудник охраны должен вежливо попросить покупателя: «Будьте добры, позвольте взглянуть на ваш кассовый чек».
При отказе покупателя ни в коем случае не настаивать. В случае предъявления покупателем кассового чека быстро проверив самые важные позиции в чеке (дату, вре­мя, дорогой товар, группу одного вида или однотипного товара, наиболее похищаемый товар), необходимо сказать: «Спасибо , при­ходите к нам еще».
Если возникает необходимость про­верить содержимое сумки покупателя, нужно вежливо попросить: «Извините, не могли бы вы открыть вашу сумку и предъявить содержимое». Приэтом ни в коем случае не настаивать и избегать лю­бого физического контакта с покупателем или его ручной кладью. Осмотр допускает­ся только с согласия самого покупателя!
После осмотра обязательно нужно еще раз извиниться, поблагодарить за любез­ность: «Извините, пожалуйста, за бес­покойство. Спасибо, приходите к нам еще!». В любом случае вербального кон­такта с покупателями на указанном посту необходимо сказать: «До свидания, пожа­луйста, приходите к нам еще!».
Если покупатель недоволен фактом проверки кассового чека, необходимо сказать: «Извините, пожалуйста, за эти неудобства, но мы хотим быть уверены, что кассиры не ошиблись и не обсчитали вас случайно».
Если покупатель возмущается фактом осмотра сумок, нужно сказать: «Извини­те, пожалуйста, но на входе вас, навер­няка, предупредили, что если вы не же­лаете сдавать ручную кладь в камеру хранения, то должны быть готовы к тому, что вам предложат предъявить вашу сумку к осмотру на выходе».
Если покупатель отказывается предъ­являть содержимое сумки и в отношении него нет информации о совершении хи­щения, то настаивать не следует, сказав при этом: «Хорошо, вы можете не пока­зывать сумочку, но я прошу вас в сле­дующий раз все-таки воспользоваться услугой камеры хранения».

На парковке автотранспорта

Во время регулирования движения ав­тотранспорта, обеспечивая правильную парковку, сотруднику охраны необходимо четко знать схему парковки. Подъезжающим водителям, если они затрудняются с выбором места парковки, необходимо указать на свободные места и сказать: «При­паркуйтесь, пожалуйста, здесь».
Если водитель намерен припарковаться в неположенном месте, необходимо подойти к нему и вежливо попросить его припарковать­ся в разрешенном месте, объясняя это вопро­сами обеспечения безопасности (пожарной, антитеррора и т.п.), сказав: «Вы знаете, что­бы обеспечить безопасность вам и вашим близким, мы должны оставлять широкие подъезды к магазину, чтобы сюда в случае необходимости могли беспрепятственно проехать машины пожарной охраны, ми­лиции, скорой помощи. Поэтому я прошу вас припарковаться на том свободном ме­сте. Спасибо», и четко указать рукой на сво­бодные места. Так же в подобной ситуации можно мотивировать просьбу переставить автомобиль следующим: «Вы поставили свой автомобиль в неудобном для движения других автомобилей месте. Вашу машину могут повредить другие автомобили или задеть покупательские тележки».
Обязательно поблагодарить покупате­ля, выполнившего просьбу, за содействие. Если факт парковки в неположенном месте остался незамеченным сотрудником охраны, все равно при выходе этого водителя из тор­гового центра стоит вежливо объяснить ему правила парковки, сказав: «Здравствуйте! Извините, но когда к нам приедете в сле­дующий раз, пожалуйста, припаркуйтесь в ряд с остальными автомобилями».
На остальных постах необходимо дей­ствовать и подбирать выражения аналогич­но вышеуказанным алгоритмам обращения.

Сотруднику охраны в ходе общения с покупателями категорически запрещается
грубить покупателю, оскорблять его, даже если он сам ведет себя некорректно;
делать замечания покупателю, если он не создает угроз безопасности людям и торговому предприятию;
громко разговаривать с покупателем, чтобы он не воспринял это как повышение голоса в его адрес, эмоционально жести­кулировать;
обращаться к покупателю «на ты»;
жестом, мимикой или голосом обозна­чать свое недовольство покупателю;
совершать иные действия, которые могут привести к негативной реакции со стороны покупателя.
Кроме вышеперечисленных стандарт­ных фраз, любое обращение к покупате­лю необходимо начинать со слов:
«Извините за доставленные неудоб­ства, но…»;
«Мы приносим свои извинения, но, к сожалению, правила нашего торгового центра запрещают (предписывают, пред­полагают и т.п.)…»;
«Будьте любезны…»;
«Мы обязательно учтем ваши заме­чания и примем необходимые меры….»;
«Мы благодарны вам за посещение нашего магазина…»;
«Спасибо, что вы ко мне обратились, мы обязательно решим этот вопрос… ».

В заключение рассмотрения настоя­щего вопроса следует подчеркнуть, что сотрудникам охраны, работающим на торговом объекте любого формата, не­обходимо совершенствовать свой куль­турный уровень, развивать способности бесконфликтного общения с покупате­лями, осваивать вопросы общепринятого этикета отношений между людьми.

Сотрудник охраны должен помнить, что для покупателя посещение торгового центра начинается и заканчивается с об­щения с ним, и от того, насколько грамот­но и культурно это сделает охранник, за­висит стабильность и надежность, в том числе, и его личного благосостояния.

Конфликт с клиентом может сильно сказаться на репутации бренда: недовольный покупатель оставит отзыв на сайте, пожалуется в соцсетях, расскажет друзьям. Однако если грамотно решить спор на месте, то количество негатива снижается в 25 раз: из всех плохих отзывов только 4% принадлежит перу тех, чью жалобу «обработали» здесь и сейчас. Мы предлагаем разобраться, какие существуют типы клиентов, какой подход нужен к каждому и каковы правила этой «игры». А бонусом публикуем список стоп-слов, которые ни в коем случае нельзя говорить покупателю.

7 золотых правил поведения в конфликте

Теория продаж учит, что конфликтные ситуации бывают двух типов: конструктивные и деструктивные. Первые возникают, когда есть конкретные претензии: продали бракованный товар или затянули сроки. Просто устраните причину недовольства и предоставьте клиенту бонус, например, скидку на следующую покупку. С деструктивными сложнее: клиент переполнен эмоциями, хамит, уже не помнит суть претензий, а возможно, у него просто плохое настроение. В этом случае нужно задавать наводящие вопросы, чтобы докопаться до причин раздражения.

Выглядит все просто, но на практике этих правил недостаточно для разрешения конфликтных ситуаций с клиентами. Поэтому мы предлагаем еще 7 правил, которые сформулировал Тимур Асланов - бизнес-тренер, опытный руководитель в сфере продаж, автор книги «Альфа-продавцы: спецназ в отделе продаж».

  1. Реагируйте незамедлительно. Мысль «Если немного подождать, проблема сама рассосется» - самое плохое, что может прийти вам в голову. Решайте проблему сразу, а если нужно время, то узнайте контакты клиента, и как только найдете ответ, сообщите ему об этом.
  2. Сохраняйте спокойствие. Демонстрация гнева или повышенные тона играют не в вашу пользу: будущие отношения с клиентом окажутся под угрозой, как и ваша репутация.
  3. Внимательно слушайте без оправданий. Вместо того, чтобы защищаться и искать причины, которые клиента не интересуют, сделайте все, чтобы он понял: вы на его стороне.
  4. Принесите извинения. Добейтесь расположения к себе и заложите фундамент для конструктивного диалога.
  5. Предложите пути решения, даже если объективно вины вашей нет. Любое предложение должно быть направлено на устранение причины недовольства.
  6. Предоставьте компенсацию . Теперь самое время вознаградить терпение клиента комплиментом от компании. Предоставьте ему бонус с wow-эффектом, который перекроет испытанный негатив.
  7. Относитесь к спору позитивно. Грамотное урегулирование конфликтных ситуаций с клиентами помогает лучше узнавать их потребности. А кроме того, как и любой опыт, учит безошибочно действовать в сложных ситуациях.

Распознать и обезвредить: какие бывают типы проблемных клиентов

Но даже если указанные правила у вас от зубов отскакивают, это не гарантирует «победы» в каждом споре. Дело в том, что все клиенты разные, у каждого свои «заскоки», и к каждому нужен свой подход. Станислав Емельянов, автор учебников по конфликтологии и PR составил типологию конфликтных личностей, а Елена Иванова, бизнесвумен с двадцатипятилетним опытом руководителя, адаптировала ее под бизнес-реалии. Получились рекомендации, как решать конфликты с разными типами клиентов:

  1. Гневный тип. Вспыльчив и криклив, слышит только себя, на возражения реагирует с еще большей агрессией. Следует как можно чаще подтверждать его правоту в ожидании прекращения вспышки гнева, а после человек будет готов к диалогу.
  2. Упертый тип. Настаивает на своем мнении, уверен в своей правоте. Спорить с ним бесполезно, лучше спросите, что сделать для перемены его мнения.
  3. Хам. Самоутверждается за счет унижения продавцов. Игнорируйте грубость, сделайте комплимент и поблагодарите за высказанное мнение.
  4. Нетерпеливый тип. Постоянно жалуется, торопит и подгоняет. Узнайте, чего он точно хочет и поскорее удовлетворите его потребность. Дайте ему понять, что делаете это только из-за сочувствия к его ситуации.
  5. Недоверчивый тип. Ставит под сомнение ваши слова, информацию на этикетках, содержание документов. Войдите к нему в доверие, убедите, что вы на его стороне и совместно выработайте решение проблемы.
  6. Нерешительный тип. Плохо ориентируется в своих желаниях, зато отлично знает, чего не хочет. Предложите ему 5-6 вариантов выхода из ситуации, чтобы он мог выбрать.

Стоп-слова при общении с клиентом

При решении конфликтов с клиентами, независимо от их типа, следите за тем, что и как говорите: некоторые фразы придется исключить из лексикона навсегда, другие перефразировать. Вместе с Леонидом Клименко, автором передачи о телефонных продажах «Это Леонид звонит! » и экспертом по созданию и развитию отделов продаж, мы составили список фраз, которые вам лучше забыть.

Запрещенные фразы:

  • «Вы что-то путаете»
  • «Это невозможно»
  • «Вы не правы!» (даже если клиент действительно не прав)
  • «Вам нужно было сделать по-другому»
  • «Я тут ни при чем/Это была не моя смена/Виноват наш поставщик»
  • «Вы мне врете!»
  • «Ничем не могу вам помочь»
  • «Читайте наш сайт/каталог/прайс, там все написано»
  • «Не нравится - не покупайте. Вас никто не заставляет»
  • «На вас на всех не угодишь!»
  • «Да, обслуживание клиентов у нас не на высоте»
  • «Я не знаю»
  • «Вы меня не поняли»
  • «Не могу ничего обещать»
  • «Вы должны»
  • «Вы обязаны»
  • «Вы уверены, …?»
  • «Вы задаете слишком много вопросов»
  • «Я займусь Вами, как только освобожусь»
  • «Это не мои проблемы»
  • «Надо было раньше …»
  • «А что же Вы хотели за такие деньги?»

Использовать с осторожностью, в зависимости от контекста фразы наподобие:

  • «Такое часто случается»
  • «Вы первый, кто говорит подобные вещи»
  • «В таких случая мы всегда так поступаем»

Леонид Клименко, эксперт по построению и развитию отделов продаж:
— Я бы не стал добавлять в этот список откровенно хамские фразы вроде «Не надо на меня кричать», «Какое право вы имеете разговаривать со мной таким тоном?», «Вас много, а я одна», «Жалуйтесь сколько угодно! Меня этим не напугаешь!» - такое встречается слишком редко. Но вдруг кто-то все же так говорит

Перевести диалог в конструктивное русло получится, подобрав более дипломатичные выражения:

Как научить сотрудников «тушить пожар»

Продавцы, менеджеры, администраторы - именно на их долю выпадает работа с конфликтными клиентами. Обучите их поведению в сложной ситуации, и тогда ваше вмешательство сведется к минимуму.

Чтобы сотрудник понимал, как урегулировать конфликт с клиентом, он должен разбираться:

а) в законе «О защите прав потребителей» и знать, что вправе требовать клиент;

б) в ассортименте и особенностях продукта/услуги, чтобы ответить на любой вопрос или парировать необоснованную претензию;

в) в психологии, тогда он не станет принимать недовольство покупателя на свой счет и будет хладнокровно следовать правилам.

Составьте инструкцию с четким алгоритмом: когда с ситуацией нужно справляться самостоятельно, в каких случаях следует прибегать к помощи руководства, а когда - звать охрану.

Можно бесконечно улучшать продукт и повышать уровень сервиса - все равно негативные ситуации будут случаться. Однако теперь вы знаете, как решать конфликтные ситуации с клиентами в свою пользу. А это значит, что очередной спорщик скоро превратится в адвоката бренда.


Деятельность руководителя или любого другого субъекта по управлению конфликтами непосредственно зависит от

той общей стратегии, на которую он ориентируется. Существуют три главных стратегии обращения с конфликтами 167:

1. Нормативная, или морально-правовая, стратегия. Ее цель - разрешение конфликта на административно-правовой или этической основе. Соперничающие стороны обращаются к законам и принятым в данной организации нормам поведения. Шансы разрешения конфликта прямо зависят от принятия и соблюдения всеми участниками конфликта соответствующих норм и базирующихся

2 на них общих правил игры. Обычно это связано с наличием у сторон ценностного консенсуса. Если же правила игры не соблюдаются или вообще отвергаются хотя бы одной стороной, то используется убеждение или их силовое навязывание с помощью угрозы и применения санкций, которые в обществе считаются легитимными. В целом данная стратегия ориентирована на мирное соперничество в рамках определенных правил. Причем уважение правил и поддержание тем самым сферы консенсуса считается в конечном счете важнее, чем победа в конфликте.

2. Реалистическая стратегия. Она исходит из неизбежности конфликта в силу прирожденного стремления человека к господству и обладанию дефицитными ценностями и ориентируется главным образом на временное урегулирование конфликта с помощью любых средств, пригодных в данной ситуации. Конфликты рассматриваются как неизбежные, поскольку в любой организации должны быть управляющие и управляемые. Считается, что всеобщее равенство в принципе недостижимо и к тому же дисфункционально. Обязательное наличие в каждой организации как системе почвы для конфликтов не позволяет надеяться на достижение всеобщего мира и стабильного доверительного сотрудничества. Поэтому в обращении с конфликтами наиболее целесообразна ставка на перемирие и временное урегулирование их. В рамках реалистической стратегии конфликт рассматривается как игра с нулевой суммой выигрыша, т.е. как взаимодействие, в котором выигрыш одной стороны равнозначен проигрышу другой. На практике такая стратегия широко используется на предприятиях с высокой степенью эксплуатации и в целом там, где руководство стремится к максимальной выгоде путем интенсивного «выжимания пота» при минимальной оплате труда, не задумываясь при этом над этической и даже правовой сторонами своей политики.

3. Идеалистическая (интегративная)

стратегия ориентируется на нахождение новых общих целей и ценностей которые обесценивают прежние, послужившие источником конфликта, а также на сотрудничество сторон для достижения этих новых целей. Данная стратегия предусматривает выигрыш всех сторон конфликта в результате его разрешения. Она трактует конфликт как игру, взаимодействие с положительной суммой выигрыша. Считается, что в данный момент все участники конфликта проигрывают. При решении же лежащей в его основе проблемы все стороны окажутся в выигрыше. Интегративная стратегия (ее реализация) переводит взаимоотношения



2 сторон в новую, бесконфликтную плоскость. Она либо устраняет источник конфликта, либо обесценивает его значимость, создавая новую шкалу целей и ценностей, в которой источник конфликта утрачивает свое былое значение для его участников. Присущее человеку многообразие целей и средств их разрешения обычно допускает бесконфликтный выбор. Однако все зависит в первую очередь от иерархии потребностей участника конфликта. Например, словесные перебранки в рабочей или крестьянской среде редко приводили к кровавым конфликтам, в то время как среди представителей дворянского сословия, которые честь ценили выше жизни, они зачастую оканчивались острейшими трагическими конфликтами и дуэлью.

Успех идеалистической стратегии непосредственно связан с культурой субъекта, особенно с уровнем развития его конфликтологической культуры, и субъективной значимостью для него гуманных, альтруистических ценностей. Если бы все люди исходили из гуманного библейского идеала «люби ближнего своего, как самого себя», то это вообще устранило бы всякую почву для конфликтов Однако реальное состояние человечества, в том числе поведение людей в организациях, очень далеко от того уровня, когда приемлемой может считаться лишь идеалистическая стратегия разрешения конфликтов. В целом же практическая реализация идеалистической стратегии ц организации является предпочтительной. В процессе такого разрешения конфликта все его стороны оказываются в выигрыше, а, кроме того, у его участников вырабатывается устойчивый поведенческий образец, позволяющий им самостоятельно разрешать подобные проблемы в будущем.



Поведенческая ориентация стратегий

Каждая из трех названных стратегий обращения с конфликтами определяет общую линию поведения ее субъекта а также ориентирует на использование

соответствующих методов и средств. Так, нормативная, или морально-правовая, стратегия ориентирует на рационализацию и институциализацию конфликта, применение правовых и этических норм и кодексов, использование суда, арбитража и согласительных комиссий, апелляцию к разуму и нравственному сознанию людей и т.п.

Реалистическая стратегия предполагает линию поведения по известной формуле «стремясь к миру, готовься к войне». Рассматривая отношения между людьми сквозь призму господства и подчинения, силы и слабости, борьбы за власть и ресурсы, она не рассчитывает на доминирование общечеловеческих или коллек2 тивных ценностей и ориентирует лишь на собственную выгоду. В целом эта стратегия допускает максимально широкий диапазон методов и средств обращения с конфликтами, способных предотвратить невыгодный конфликт, ослабить противоборствующую сторону и обеспечить собственную победу. Среди таких средств на первом месте стоят использование силы, обман, дезинформация, торг и т.п.

Методика применения идеалистической стратегии обращения с конфликтами более гуманна и коррелирует с демократическим и кооперативным стилями руководства. Одну из таких методик предлагает известный американский конфликтологА. Филли. В наиболее общем виде она представляет собой цепочку взаимосвязанных процедур, каждая из которых имеет свои задачи:

1) определить предмет конфликта, главную проблему в форме конечных целей, а не непосредственных, ближайших решений Найти общность целей, хотя бы по принципу «все мы люди; надо не только думать о себе, но и давать жить другим»;

2) исходя из найденных общих целей, разработать конкретные решения, приемлемые для всех сторон конфликта;

3) концентрировать внимание на сути проблемы, а не на личных свойствах и декларациях оппонента;

4) создавать атмосферу доверия с помощью расширения разностороннего общения и обмена информацией;

5) формировать позитивное отношение друг к другу, отказываясь от применения силы и угроз, выслушивая мнение другой стороны и демонстрируя симпатии к ней 168 .

Нетрудно заметить, что в реальной жизни применение процедур идеалистической стратегии может быть эффективным далеко не всегда и непосредственно зависит от предмета и остроты конфликта а также от качеств, которыми обладают его участники. Пожалуй главное условие эффективности этой стратегии - возможность перенести отношения сторон в новую плоскость и, изменив их цели, снять саму проблему, из-за которой возник конфликт.

Различия в применении трех названных стратегий обращения с конфликтами можно пояснить на следующем простом примере На три отдела государственного учреждения приходится один комплект множительно-копировальной техники, который стоит в помещении одного из отделов. По причине большого количества работы не всем сотрудникам и не всем отделам в равной степени удается пользоваться этой техникой и выполнять свои производственные задания, что приводит к частым конфликтам.

Нормативная стратегия обращения руководителей отделов с данным конфликтом заключается в том, чтобы на основе принципов справедливости и равного доступа всех отделов к дефицитной

2 аппаратуре установить твердый порядок и соответствующее время ее использования каждым отделом.

Реалистическая стратегия может проявиться в использовании руководителями и сотрудниками самых разных методов: например, попытаться установить «блат», особые связи с сотрудником ответственным за работу аппаратуры, обратиться с жалобой к вышестоящему начальству и потребовать его вмешательства, тайно использовать технику после окончания рабочего дня и т.п.

Идеалистическая стратегия состоит в том, чтобы, объединив средства всех отделов и совместно обратясь за помощью к начальству, создать новый высокопроизводительный копировально-множительный центр, который мог бы без труда удовлетворить потребности всех отделов и даже позволил бы брать выгодные заказы со стороны.

В реальной жизни организации руководитель может комбинировать в разном соотношении все эти стратегии в зависимости от характера конфликта и его участников, от их готовности воспринимать гуманные методы решения проблем.