Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Правописание суффиксов глаголов в таблицах
Возможные трудности | Добрые советы |
Трудно запомнить правописание всех безударных глагольных суффиксов. | Заполните пробелы в списке 1, предварительно его распечатав. |
Легко спутать глаголы с суффиксами –ива-, -ыва-, -ова-, -ова- и глаголы с ударным суффиксом –ва-. Это может привести к орфографической ошибке. Нап…вать. Прицел…ваться. | Отличайте глаголы с ударным –ва- от других глаголов. Помните, что они пишутся по особому правилу. Напе-ва́-ть (перед суффиксом –ва- пишется та же гласная, что и под ударением в однокоренном глаголе без суффикса -ва-: напЕть, пЕть). Прицел-ива-ться (Я прицел-ива-юсь - гласная в суффиксе сохраняется, следовательно, пишется –ива-). Не забудьте о глаголах на –ва-, которые пишутся не по правилу: заполните пробелы в списке 2, предварительно его распечатав. |
Таять - та…л. Сеять- се…л. Веять - ве…л. Реять - ре…л. Лаять - ла…л. Надеяться - наде…лся. Маяться - ма…лся. Затеять - зате…л. Слышать - слыш…л. Ненавидеть - ненавид…л. Видеть - вид…л. Зависеть - завис…л. Обидеть - обид…л. Отчаяться - отча…лся. Чуять - чу…л. Выздороветь - выздоров…л. Опротиветь - опротив…л. Опостылеть - опостыл…л. Обессилеть (самому) - обессил…л. | Клеить - кле…л. Верить - вер…л. Метить - мет…л. Бросить - брос…л. Обессмертить - обессмерт…л. Разбавить- разбав…л. Приблизиться - приблиз…лся. Встревожиться - встревож…лся. Обессилить (кого-либо) - обессил…л. |
Правописание суффиксов причастий
Возможные трудности | Добрые советы |
Без умения определять спряжение глагола легко ошибиться в суффиксах причастий настоящего времени. Лаять (? спряжение) - ла…щий. Стелить (? спряжение) - стел…щий. | Обратитесь к теме «Правописание безударных личных окончаний глагола». Особое внимание обратите на глаголы-исключения. |
Не запомнив безударных глагольных суффиксов, легко ошибиться и в написании причастий. Зате…ть - зате…нный. Посе…ть - посе…нный. | Вернитесь к теме «Правописание суффиксов глаголов», ещё раз загляните в справочные материалы и в раздел «Комментарии преподавателя». |
Обратите внимание на слово движимый. | Слово движимый имеет суффикс –им-, поскольку образовано от устаревшего глагола движить. |
Иногда кажется, что к одному и тому же причастию можно подобрать сразу два глагола, от которых оно образовано. Замеч…нный (от замечать или от заметить?). Нагруж…нный (от нагружать или от нагрузить?). | Обычно страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида. Выберите из двух глаголов-кандидатов тот, который отвечает на вопрос что сделать? (т.е. глагол совершенного вида). ЗамечЕнный (от заметить - сов.в.). НагружЕнный (от нагрузить - сов.в.). Запомните также: замешенное тесто (замесить тесто); замешанный в преступлении (замешать в преступлении); выкаченная бочка (выкатить); выкачанная вода (выкачать). |
Правописание суффиксов прилагательных
Суффиксы прилагательных
Большинство суффиксов имен прилагательных следует запоминать. Для некоторых суффиксов установлены особые орфографические правила.
Запомните правописание следующих суффиксов прилагательных. |
||||||||||||
|
Выбор суффиксов -К- и -СК-
Пишется -к- | |
1) Если прилагательное имеет краткую форму: . 2) Если прилагательное образовано от существительного с основой на к, ч, ц (при этом к и ч превращаются в ц): ; . Исключения: большевик - большевистский; узбек - узбекский. | Во всех остальных случаях: |
Суффиксы глаголов
В неопределенной форме глагола и в формах прошедшего времени обычно пишется один и тот же глагольный суффикс:
Когда этот суффикс находится в безударном положении, его следует запоминать.
Обратите внимание на некоторые глаголы, написание суффиксов которых представляет проблему:
Выбор -ЕВА- / -ОВА- и -ЫВА- / -ИВА- в глаголах
Исслед..вать, совет..вать, отклад..вать.
Поставьте глагол в форму 1 лица ед. ч. наст. (буд.) времени (я что делаю?). | ||
Если в конце -ую / -юю, то пишется -ОВА- / -ЕВА-. | Если в конце -ываю / -иваю , то пишется ЫВА- / -ИВА. | |
Исследовать - (я исследую).
Советовать - (я советую).
Откладывать - (я откладываю).
Суффиксы причастий
Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени
Дремл..щая природа; вер..щий в себя; стел..щийся кустарник.
Дремлющая природа - образовано от дремать, I спр.
Верящий в себя - образовано от верить, II спр.
Стелющийся кустарник - образовано от стелить, I спр.
Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени
Неслыш..мый; открыва..мый; рису..мый.
Неслышимый - образовано от слышать, II спр.
Открываемый - образовано от открывать, I спр.
Рисуемый - образовано от рисовать, I спр.
Правописание гласных перед суффиксом -ВШ- в действительных причастиях прошедшего времени
Раста..вший; повер..вший; посе..вший.
Растаявший - растаять.
Поверивший - поверить.
Посеявший - посеять.
Правописание гласной перед Н/НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Правописание окончаний глаголов
1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.
Ко II спряжению относятся:
· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),
· 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),
· 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать ).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:
2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .
ед.ч. 1 лицо читаю, беру 2 лицо читаешь, берешь З лицо читает, берет мн.ч. 1 лицо читаем, берем 2 лицо читаете, берете 3 лицо читают, берут | хочу хочешь хочет хотим хотите хотят | Бегу бежишь бежит бежим бежите бегут | едим едите едят | создам создашь создаст создадим создадим создадут | дашь даст дадим дадите дадут |
3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например , сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь ) и обессилеть (самому ).
4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете , а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)
Ь (мягкий знак) в глагольных формах.
1. Ь (мягкий знак) пишется:
· в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться ),
· в окончаниях 2 лица единственного числа выберешь, помоешь, делаешь, умываешься ),
· в повелительном наклонении (исправь, спрячься ), НО ляг, лягте,
· в возвратной частице , которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь );
2. Ь (мягкий знак) не пишется:
· в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается ).
Правописание суффиксов глаголов
1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а - (слышать, делать) ; -я - (сеять, лаять) ; -е - (видеть, обидеть) ; -и - (нянчить, пилить) .
Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е - . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я - или -и - (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и - - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;
2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;
3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздоров е ть - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.
2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива- ) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и , например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .
Глаголы с суффиксом -ыва - (- ива - ) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом - ова - (- ева- ). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев - ), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать ; у глаголов же на - ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв -, -ив - ), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .
3. Гласные перед -ва- . В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва- , имеющих форму 1-го лица на -ва-ю , безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять ), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть ).
Однако в следующих глаголах на - ва-т ь (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .
4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на -еть и -ит ь . Глаголы на -еть (в 1-м лице -ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на - ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить . Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по )беле-ть и (по )бели-ть , (о )слабе-ть , (раз )весели-ть .
5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене-ть , в которых безударный гласный перед н передается буквой е : леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.
Написание глаголов на - енеть и -енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.
Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я , как в прилагательном багряный .
Тема урока: Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)
Цели урока:
Познакомить учащихся с правилом правописания гласных в суффиксах –ова-, (-ева-), -ыва- (-ива-);
Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельное мышление.
Оборудование: компьютер, алгоритм, карточки для домашнего задания, учебник.
Х о ду р о к а.
1. Организационный момент.
2. Повторение с использованием слайда «Уважаемое Словообразование»
Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?
Осенний ---осеньвидел ---- видеть
Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?
умываетСЯ, расчёсываетСЯ, одеваетСЯ, собираетСЯ.
Какая приставка поможет ученику завершить действие?
Учил -----выучил
3. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы. Слайд «Загадки Словообразования»
Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?
Докладо ,ы вать, командо , ы вать, горе, и вать, настае , и вать
Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»
Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбирать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.
Знакомство с теоретическим материаломпо учебнику под редакцией Ладыженской.
Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию по применению правила.
Слайд «Алгоритм правописания суффиксов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»
Применение алгоритма. Объяснение орфограммы.
«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:
докладЫВАЮ – докладЫВАть
горЮЮ – горЕВАть
командУЮ – командОВАть
настаИВАЮ – настаИВАть
Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах –ова-, -ыва- показывают твёрдость предшествующей согласного, а гласные е, и в суффиксах –ева-, -ива- покахзывают мягкость предшествующего гласного.)
Грамматическая сказка, позволяющая представить правило и лучше его запомнить.
Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы –ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам:
рассказЫВАю
рассказЫВАешь
рассказЫВАет
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы –ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы –ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:
командОВАть
командУю
командУешь
командУет
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-, -ива-., а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами -о, е.
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Сформулируйте правило ещё раз.
4. Закрепление нового материала.
Работа по алгоритму.
1.Слай с заданием: замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.
(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе.)
Его усиленно угощали (потчевали – потчую )
Кучер подгонял лошадей (подстёгивал – подстёгиваю )
Улицу покрыли асфальтом (заасфальтировали – заасфальтирую )
На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать – опаздываю )
Слова для справок: п..дстёгивал, з..асфальтировали, потчевали, опаздывать
2.Слайд « Фразеологическая пауза».
Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы:
Подливать масла в огоньусердствовать
Набрать в рот водыподзадоривать
Из кожи вон лезтьбезмолвствовать
5. Промежуточный контроль
Слайд «Самостоятельная работа»
Из каждой пары глаголов выберите слово с требуемым суффиксом и запишите его в таблицу, выделяя суффиксы.
1. –ыва-оправд..вать – атак..вать
2. –ова-воспит..вать – торжеств..вать
3. –ова-лакир..вать – испыт..вать
4. –ова-доклад..вать – исслед..вать
5. –ова-запис..вать – чувств..вать
6. –ова-негод..вать – откус..вать
7. –ыва-действ..вать – образов..вать
Обведите столбик, состоящиц из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку
Слад «Проверь себя» (самопроверка)
о правдывать
т оржествовать
л акировать
и сследовать
ч увствовать
н егодовать
о бразовывать
Разбираем допущенные ошибки.
6. Слайд «Самостоятельная работа»
Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы
Использ..вать, жал..ваться, танц..вать,
расспрш..вать, отпляс..вать, откап..вать,
высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать,
склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,
проветр..вать, дн..вать и ноч..вать.
Самопроверка по слайду:
ООЕ
ИЫЫ
ЫИЫ
ЫОИ
ИЕЕ
7. Подведение итога урока.
Используя данные на слайде слова, составьте предложение, соответствующее схеме:
[ =,=,=,= и=]. В своём предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.
Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.
(Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной ипробовали силы в самостоятельной работе.)
8. Домашнее задание (на карточках)
1) От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.
Команда -_______________________
расход - ________________________
Зависть - _______________________
участие - _______________________
Горе - __________________________
сочу..ствие - ____________________
2) К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.
обвинять- __________________________
копить - _____________________________
печалиться - _________________________
молчать - ____________________________
3) Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.
торжественно идти - __________________________
покрывать лаком - ____________________________
быть шефом - _______________________________
принимать участие - _________________________
ездить по новым местам - __________________________
проводить расследование - _________________________
посылать телеграмму -____________________________
дать совет -___________________________
И в прилагательных, и у каждой части речи сложности написания вызывает определенный набор морфем.
Суффиксы –ек- и –ик- в существительных
Основное правило гласит, что суффикс –ик- в тех словах, в которых при их склонении сохраняется буква «и».
Суффикс –ек- пишется в тех словах, гласная «е» у которых при их склонении, наоборот, выпадает.
Например: «светильн-ик – светильн –ик-а», «руче-ёк – ручей-к-а».
Суффиксы –чик-, -щик- в существительных
Основное правило гласит, что в таких суффиксах после букв «ж», «з» – «с», «д» – «т» всегда пишется буква «ч», а в оставшихся случаях – буква «щ». Например: «изво-з-чик», «ле-т-чик», «сва-р-щик».
«О» и «е» в суффиксах с шипящими в наречиях, прилагательных и существительных
Используется правило, что в таких случаях под ударением пишется буква «о», без ударения – «е». Например: «нищенка», «книжонка». Исключение – слово «еще».
Суффиксы с одной (двумя) буквами «н» в именах прилагательных
Существует правило, которое гласит, что –нн- пишется в тех прилагательных, которые были образованы от существительных, основа которых заканчивается на букву «н», или же образованных с помощью суффиксов –онн- или –енн-. Например: «коре-нь – коре-нн-ой», «лимо-н – лимо-нн-ый».
Одна –н- пишется в следующих суффиксах: –ин-, -ан-, -ян- («ветреный», «земляной»), кроме слов « », «оловянный» и «деревянный».
В кратких прилагательных всегда используется столько букв «н», сколько их было в , от которого было образовано прилагательное.
Суффиксы –к-, -ск- в прилагательных
Суффикс –к- пишется в прилагательных, которые имеют краткую форму и (или) были образованы от некоторых форм существительных, имеющих основу, которая оканчивается на буквы «к», «ч», «ц». В оставшихся случаях всегда пишется суффикс -ск-.
Суффиксы –ыва- (-ива-) и –ова- (-ева-) у глаголов
Если глагол, использующийся в настоящем и (или) будущем временах, имеет окончание на –ываю или –иваю, то в прошедшем времени или неопределенной форме пишется суффикс –ыва- или –ива-. И, наоборот, если заканчивается на –ую или –юю, то используется суффикс «–ова-» или «–ева-». Например, «закр-ывают – закр-ыва-ть», «к-ую – к-ова-ть».
Суффиксы с одной и (или) двумя буквами «н» в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
Две –нн- пишутся отглагольных прилагательных и в полных страдательных причастиях в тех случаях, если они имеют приставку (кроме приставки не-), если они были образованы от глаголов с суффиксами –ова- или –ева-, к ним также относятся различные зависимые слова, если они при этом были образованы от глаголов совершенного вида.
Одна –н- пишется в случае, если слово было образовано от глагола, имеющего несовершенный вид. Также одна –н- будет писаться в суффиксах кратких страдательных причастий.
Суффиксы с гласными и одной (двумя) буквами «н» в прилагательных и причастиях
Буква «е» пишется в суффиксах тех причастий (прилагательных), которые были образованы от глаголов на –ить, -еть. Буквы «а», «я» пишутся, если они были образованы от глаголов, оканчивающихся на –ать, -ять.
Правописание суффиксов и окончаний глаголов
1) Вспомните правила правописания личных окончаний глаголов.
В настоящем и будущем (простом) времени различают два типа спряжения в зависимости от личных окончаний глаголов; чтобы определить тип спряжения, нужно поставить глагол в неопределенную форму и соотнести с типом спряжения (проверять легче, начиная со второго спряжения).
Ко II спряжению относятся все глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться, зыбиться, + 11 глаголов на -ать и на -еть: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть и смотреть.
К I спряжению относятся соответственно все остальные глаголы, т.е. те, которые имеют в неопределенной форме окончания –ать, -оть, -еть (имеются в виду безударные окончания), и исключения из II спряжения (брить, стелить, зиждиться (используются только две формы: зиждется и зиждутся
), зыбиться ).Например: клеить – глагол, оканчивающийся на –ить, – 2 спр., следовательно, ты клеишь; бороться - глагол, оканчивающийся не на – ить, 1 спр., следовательно, они борются; стелить – глагол - исключение из 2 спр., следовательно, 1 спр. – стелющийся; видеть – глагол 2 спр., следовательно, - ты видишь.
Существуют так называемые разноспрягаемые глаголы. Это глаголы брезжить, бежать, хотеть. Ср. он бежит и они бегут; рассвет брезжит и брезжущие перемены. Обратите внимание на формы глагола мучить. Возможны варианты спряжения этого глагола (и по 2-му, и по 1-му спряжению):
- я мучу я мучаю
- ты мучишь ты мучаешь
- он мучит он мучает
- они мучат они мучают
Литературные глаголы мерить, домерить, померить и др. спрягаются по II спряжению (мерю, меришь, мерит... мерят), а просторечные глаголы мерять, домерять, померять спрягаются по I спряжению (меряю, меряешь, меряет).
Итак, глаголы I спряжения имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют; глаголы II спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят.
Обратите внимание на глаголы с приставкой вы-; например, выглядеть, выспаться. Определять спряжение этих глаголов следует по бесприставочной форме:
выспаться - проверяем по глаголу спать (II спряжение, окончания находятся под ударением): ты спишь, он спит, они спят; следовательно, ты выспишься, он выспится, они выспятся.
2) Вспомните правописание глагольных суффиксов
Написание суффиксов –ова-/-ева-, -ыва-/-ива- в неопределенной форме и в прошедшем времени глагола вызывает затруднение, т.к. они безударные. Чтобы определить, какой суффикс пишется, нужно поставить глагол в форму настоящего (или простого будущего) времени; если суффикс сохраняется, то пишется –ыва- ; если суффикс выпадает, то - -ова-/-ева- .
Например: разведывать (наст. время - я развед-ыва-ю – суффикс сохраняется, следовательно, пишется -ыва- ); обусловливать (наст. время - я обусловл-ива-ю – суффикс сохраняется, следовательно, пишется –ива- ), советовать (наст. время – я совет–у-ю – суффикс исчезает, следовательно, пишется -ова- ), потчевать (наст. время - я потч-у-ю – суффикс исчезает, следовательно, пишется –ева-
).От суффиксов –ова- /-ева-; -ыва- /-ива- следует отличать суффикс –ва- . Этот суффикс всегда ударный; ему предшествует гласная корня, которую можно проверить. Например: одолевать – одолеть; успевать – успеть; издавать – издать; обвивать – обвить; обвевать – обвеять, преодолевать – преодолеть.
Написание некоторых глаголов следует запомнить: в них перед ударным суффиксом –ва- пишется –е- ; например: затмевать, увещевать, намереваться
.Написание суффиксов –е
- и –и- определяется переходностью и непереходностью глаголов. Если глаголы обозначают действия непереходные, т.е. выполняются самим субъектом, в самих предметах и не переходят на объект, то пишется –е- ; если глаголы обозначают действия, которые переходят на объект, то пишется –и- . Сравните пары глаголов:обезденеже ть – обезденежи ть (он обезденеже л – остался без денег; большие расходы его обезденежи ли - забрали деньги);
обессиле ть – обессили ть (он обессиле л – остался без сил; работа обессили ла его – забрала силы);
обезводе ть – обезводи ть (участок обезводе л – потерял воду; засуха обезводи ла участок).
3) Правописание глаголов в прошедшем времени.
Вспомните, что написание гласных в корне перед суффиксами в глаголах прошедшего времени не связано со спряжением. Прошедшее время глаголов образуется от основы инфинитива с помощью суффикса л . Соответственно в деепричастиях и действительных причастиях прошедшего времени также сохраняется гласная основы.
Например: видеть – глагол 2 спряжения, в настоящем времени пишется и – ты види шь, но в прошедшем времени сохраняется буква е - ты виде л (от инфинитива видеть + суффикс л ); надея ться – надея лся – надея сь; приумножи ть – приумножи л – приумножи вший; выровня ть – выровня л – выровня вший.
4) Употребление Ь в глаголах
Буква ь пишется в неопределенной форме глагола. Наличие или отсутствие ь в формах глагола следует проверять по вопросу, поставленному к глаголу (если в вопросе есть ь , то и в глаголе пишется ь ). Например: нужно трудиться – глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопрос что делать? - следовательно, пишется ь
; магазин должен открыться - глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопрос что сделать? - следовательно, пишется ь . Обратите внимание, что в глаголах настоящего или будущего времени 3 лица единственного числа ь не пишется. Например: он трудится что делает? – следовательно ь не пишется; магазин скоро откроется – глагол стоит в форме 3 л. ед. числа и отвечает на вопрос что сделает? – следовательно ь не пишется.Сравните
пары словосочетаний: нужно подготовиться – он обязательно подготовится; он хвалится – не нужно хвалиться; ему пора удалиться – он скоро удалится .Обратите внимание, что в безличных глаголах (похожих на форму 3 лица ед. числа настоящего или будущего времени) ь не пишется, например: ему нездоровится; ему приходится много работать
.Буква ь пишется во 2 лице единственного числа настоящего или будущего времени и в повелительном наклонении, например: держишь , организуешь , представишь ся; оставь , прибавь те, присядь те.