Преисподняя.

Описание

Хотите стать главным героем реалистичного приключения и управлять сюжетом? Примите участие в перфомансах от проекта HorrorHouse: актерская игра заставит вас поверить в происходящее и ощутить все эмоции сполна за полцены!

Перформанс «29 недель спустя».

Живые мертвецы уже в вашем городе! Вас ждет настоящее сражение с зомби на двухуровневой площадке и три варианта оружия на выбор. 167 квадратных метров неповторимых приключений в духе «Обители зла»!

«Дитя преисподней».

Перфоманс с оккультной символикой и мистическим подтекстом. Наиболее тонкий из действующих квестов, который требует внимания, рассудительности и логики от игроков. Помните: «Лишь огонь преисподней, породивший это чудовище, сможет очистить дом от зла, заточенного в его стенах…»!

«Friday 13».

Уникальный перфоманс по мотивам легендарного триллера позволит вам почувствовать себя жертвой безумного маньяка. Попытайтесь сбежать из его цепких лап!

У вас только один шанс, чтобы выбраться из этого безумия, спастись, пока адская бензопила не добралась до вас…! Игра проходит на двухуровневой площадке. Игровая локация 150 квадратных метров!

HorrorHouse - место, где все ужасы оживают!

Ад и преисподняя согласно Библии - это могила (шеол). Смерть - это сон

Сегодня большинство христианских конфессий верят в мучение грешников в аду сразу после смерти. Подтверждая эту позицию, их духовные наставники приводят пастве множество текстов Библии, описывающих наказание людей в геенне огненной . Однако в этой богословской теории налицо противоречие с текстом Библии «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа (1 Кор. 15:55 , см. также Ос. 13:14).

Как мы увидели выше, после смерти людей ждет воскрешение, это значит, что смерть побеждена Христом. А как быть с адом? Получается, ад не побежден? Как он был до жертвы Иисуса, так, по мнению многих конфессий, остался и сегодня и будет мучить грешников вечно . Неужели Бог в Библии допустил такую серьезную ошибку? Конечно, нет.

«Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 11:7).

На самом деле все встанет на свои места, если позволить Библии объяснять саму себя. Дело в том, что в Священном Писании употребляются два разных понятия: «ад » и «геенна ». «Ад» греческое слово «αδης» (hades, гадес), которым в Септуагинте (перевод Писания с иврита на греческий, II в. до н. э.) переведено еврейское слово (sheol, шеол) – гроб, могила. Поэтому во многих текстах Ветхого Завета, где в русском Синодальном переводе упоминаются слова гроб и могила, в оригинале в Септуагинте стоит слово ад αδης (см. Быт. 42:38 , Быт. 44:29,31 , Пс. 6:6 , Пс. 48:15 , Еккл. 9:10 , Иез. 31:15). И конечно, в тех текстах Септуагинты и ее переводах на другие языки, где употреблено слово ад, преисподняя, по смыслу во многих случаях более подходят слова гроб, могила (эти многочисленные примеры мы рассмотрим ниже). В Новом Завете слово ад продолжает применяться в том же его значении, обозначая гроб, могилу. А «геенна» по-гречески пишется γεεννα, о значении этого термина мы поговорим позднее. Слово преисподняя в оригиналах текстов Ветхого и Нового Заветов отсутствует как таковое – на его месте всегда стоит вышеупомянутая могила шеол (ад) (- евр., αδης – греч) или слово низ , глубина (- евр., κατω – греч.). Преисподняя – это новое понятие, появившееся в церкви после вхождения в нее учения о муках душ после смерти. Именно поэтому при последующих переводах вместо ада и низа во многих текстах Библии появилась преисподняя .

В Священном Писании понятие шеол (ад) обозначает «обитель» умерших, но без связи с идеей посмертного воздаяния. В соответствии с текстом Библии ад – это антипод жизни на земле, безмолвная могила , «страна» темноты и тления, где после смерти оказывается каждый человек:

«Кто из людей жил - и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней (в ориг. шеола – евр., ада αδης – греч. – Прим. авт.) (Пс. 88:49).

В шеол (ад) попали такие благочестивые герои веры, как Иаков «Сойду к сыну моему в преисподнюю » (Быт. 37:35), Иов «Преисподняя (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) - дом мой ; во тьме постелю я постель мою » (Иов 17:13) и Иезекия «В преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней (в ориг. шеола – ада. – Прим. авт.)» (Ис. 38:10).

В Библии множество раз описан ад, но нигде даже приближенно это место не напоминает место страдания и наказания душ умерших (кроме притчи о богаче и Лазаре, которую мы рассмотрим отдельно). Также нигде в Писании не описывается, что адом правит сатана и подкидывает дрова в костер под котлом, в котором мучаются грешники. Каждое упоминание в Священном Писании ада по-разному - прямо, образно, аллегорией или метафорой - изображает могилу :

А) Место под поверхностью земли, где все люди заканчивают земной путь:

«Хотя бы они зарылись в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.), и оттуда рука Моя возьмет их» (Ам. 9:2).

«В преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой » (Ис. 14:11 , см. также Иов 11:8 , Иов 17:14-16 , Иез. 26:20 , Иез. 31:17,18 , Иез. 32:18,23 , Ис. 14:15 , Пр. 15:24 , Пр. 30:15,16 , Пс. 87:4-7 , Пс. 138:8 , Чис. 16:30-33).

Б) Смерть:

«Душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней (в ориг. шеолу – аду. – Прим. авт.). Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы , между мертвыми брошенный, - как убитые, лежащие во гробе , о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты» (Пс. 87:4-6).

«Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю (в ориг. глубину - . – Прим. авт.) земли ; Сразят их силою меча» (Пс. 62:8,10,11).

«Кто из людей жил - и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней (в ориг. шеола – ада. – Прим. авт.)?» (Пс. 88:49 , cм. также Иов 7:9,10,15,16 , Иов 17:13-16 , Авв. 2:5 , Иез. 31:14,17,18 , Иез. 32:18,23 , Ис. 5:14 , 1 Кор. 15:55 , Ос. 13:14 , 2 Пар. 36:24 , Пр. 7:27 , Пр. 15:11,24 , Пр. 23:13,14 , Пс. 29:4 , Пс. 30:18 , Пс. 48:15,16 , Пс. 54:16 , Пс. 85:1,2,13 , Ис. 14:11 , Ис. 38:18 , Чис. 16:30-33 , 1 Цар. 2:6 , 3 Цар. 2:6,9).

В) Пустота, темнота, забытье, страна молчания и тления:

«Если бы я и ожидать стал, то преисподняя (в ориг. шеол – ад. – Прим. авт.) - дом мой; во тьме постелю я постель мою; Гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) сойдет она и будет покоиться со мною в прахе » (Иов 17:13-16).

«Ты положил меня в ров преисподний (в ориг. глубинный. – Прим. авт.), во мрак, в бездну » (Пс. 87:7).

«Помещу тебя в преисподних (в ориг. глубину. – Прим. авт.) земли, в пустынях вечных , с отшедшими в могилу » (Иез. 26:20).

«О, если бы Ты в преисподней (в ориг. шеоле – аду. – Прим. авт.) сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!» (Иов 14:13 , см. также Ион. 2:1-3,7 , 2 Пет. 2:4 , Пл. Иер. 3:6 , Пс. 48:18-20 , Пс. 93:17 , 2 Цар. 22:5,6).

Таким образом, в Библии написано все верно: Иисус победил не только смерть, но и ад в его истинном значении – шеол – могилу (см. 1 Кор. 15:55): то есть после Великого Суда Бог восстановит человека из праха, даруя ему физическое бессмертие.

Наверное, у вас, дорогой читатель, напрашивается закономерный вопрос: «Если в аду мрак и забытье, то чем там заняты люди?» Ответ абсолютно логичен. Согласно тексту Библии, после смерти люди спят, то есть находятся в бессознательном состоянии, дожидаясь Великого Суда. Поэтому зачастую вместо слова умер в Ветхом и Новом Заветах говорится почил - евр. , греч. κοιμαω – в переводе лежать, спать.

Ветхий Завет: «И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом» (3 Цар. 2:10 , 3 Цар. 11:43 , 3 Цар. 16:6 , 4 Цар. 20:21 , 2 Пар. 33:20).

«Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным » (Пс. 12:4 , см. также Дан. 12:1,2 , Иов 14:12 , 4 Цар. 4:31).

Новый Завет: «И, сказав сие, почил » (Деян. 7:60)

«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых , и осветит тебя Христос » (Еф. 5:14 , см. также 1 Кор. 15:6).

В соответствии с текстами Священного Писания посмертный сон проходит без сновидений и тревог и уж тем более без наблюдения за происходящим на земле:

«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают , и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли , и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости » (Еккл. 9:5,6,10).

«А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего . В чести ли дети его - он не знает, унижены ли - он не замечает » (Иов 14:10-12,21).

«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его » (Пс. 145:4 , см. также Иов. 3:11,13 , Иов 10:21,22 , Пл. Иер. 3:6 , Пс. 93:17 , Откр. 14:13).

Не могут люди в могиле даже прославлять Господа:

«Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя (Пс. 6:6).

«Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя ? будет ли возвещать истину Твою?» (Пс. 29:10 , см. также Ис. 38:18,19 , Пс. 87:11,13 , Пс. 113:25 , Пс. 142:7 , Пс. 145:2).

В Евангелие описано три случая воскрешения Иисусом умерших людей, и в двух из них Христос назвал смерть сном - в повествовании о воскрешении Лазаря и девицы:

«Говорит им … Лазарь, друг наш, уснул ; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его , а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном . Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер » (Ин. 11:11-14).

«Сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит . И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала» (Мф. 9:24,25 , см. также Мар. 5:39).

Народ смеялся над намерениями Иисуса воскресить умерших, ведь Лазарь пролежал в гробу четыре дня и источал трупный запах (см. Ин. 11:39), а на похороны девицы уже пришли свирельщики (см. Мф. 9:23). Но потом весть о свершившихся чудесах разнеслась по всей Иудее. В то время люди еще не могли осознать, что рядом с ними Бог, для Которого смерть человека – лишь сон); Лазарь (

Историческая справка

Из дошедших до нас исторических свидетельств очевидно, что погребения ранних христиан, в частности катакомбы, во многом повторяли еврейские (см. главу «Мощи Елисея» ). Христианские надписи на могилах также повторяли соответствующие еврейские. Так, например, обычные выражения в эпитафиях «Почить в мире», «Спи в мире Господа», «Почи в Боге» дублируют еврейские погребальные формулы: bi-adonai, bi-shalom.

В древних письменах об умерших христианах говорилось, что они после смерти почивают (спят), покоятся. Выше в разделе «Что говорит Библия про День Господень?» в главе «Историческая справка» был приведен отрывок из V тома Церковной истории Евсевия Памфила, из которого хорошо видно отношение первых христиан к смерти.

Стоит отметить, что и сегодня по отношению к умершим во многих странах часто применяют слова покойник , почил , покоится и др.

См. Ад … Библейская энциклопедия Брокгауза

См … Словарь синонимов

ПРЕИСПОДНЯЯ, преисподней, мн. нет, жен. (церк. книжн. устар.). 1. Ад. «Охти мне! ох! угожу в преисподнюю!» Некрасов. 2. О каком нибудь темном, страшном помещении, находящемся внизу, о подвале и т.п. (разг. шутл.). (первонач., в церк. слав. мн. ср … Толковый словарь Ушакова

Преисподняя многозначный термин. Наиболее часто встречающееся значение Ад. Преисподняя (роман) роман советского сценариста Владимира Гоника, опубликованный в 1992 году … Википедия

- «ПРЕИСПОДНЯЯ» (Inferno) Италия, 1978, 107 мин. Фильм ужасов. Американская девушка Роза, начитавшись страшных книг, в том числе о «Матерях Зла», представляющих Смерть, прозревает, что в их доме в подвале скрывается «Мать Тьмы». Она вызывает из… … Энциклопедия кино

преисподняя - и допустимо преисподня … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

- (Быт.37:35) (По евр. шеол, греч. ад), см …

Преисп’одняя (самое нижнее) см. ад (срн. Ис.14:15) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Ж. Место, где по религиозным представлениям после смерти грешников их души подвергаются вечным мукам; ад, геенна. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

преисподняя - Заимств. из ст. сл. яз. Субстантивированное прил. преисподний (в форме мн. ч. ср. р.) «самый низкий», преф. производное от исподьний «нижний» (от исподъ «низ»). См. под (… Этимологический словарь русского языка

Книги

  • Преисподняя , Цуцуи Ясутака. Ясутака Цуцуи называют японским Филипом Диком и духовным отцом Харуки Мураками. Российскому читателю он известен прежде всего своим романом "Паприка", по которому снято популярное аниме.…
  • Преисподняя , Цуцуи Я.. Ясутака Цуцуи называют японским Филипом Диком и духовным отцом Харуки Мураками. Российскому читателю он известен прежде всего своим романом"Паприка", по которому снято популярное аниме.…