Развитие в высшем образовании. Современные тенденции развития высшего образования

Сфера человеческой деятельности в современном обществе

О реформах национальных систем образования

Основные задачи казахстанской программы развития образования

Основные функции теоретического положения фундаментализации образования

Проблемы гуманитаризации и гуманизации образования

Социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества.

Сущность гуманитаризации образования - формирование культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван подготовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности.

Подготовка высококвалифицированных профессионалов всегда остается важнейшей задачей высшей школы. В настоящее время данную задачу уже невозможно выполнять без фундаментализации образования. Это объясняется тем, что научно-технический прогресс превратил фундаментальные науки в непосредственную, постоянно действующую и наиболее эффективную движущую силу производства, что относится не только к новейшим наукоемким технологиям, но и к любому современному производству. Именно результаты фундаментальных исследований обеспечивают высокий темп развития производства, возникновение совершенно новых отраслей техники, насыщение производства средствами измерений, исследований, контроля, моделирования и автоматизации, которые ранее применялись исключительно в специализированных лабораториях.

Фундаментальные знания - это знания о природе, содержащиеся в фундаментальных науках (и фундаментальных дисциплинах).

Фундаментализация высшего образования - системное и всеохватывающее обогащение учебного процесса фундаментальными знаниями и методами творческого мышления, выработанными фундаментальными науками.Так как подавляющая часть прикладных наук возникла и развивается на основе использования законов природы, то фундаментальную составляющую имеют практически все инженерные дисциплины. То же можно сказать о многих гуманитарных науках. Поэтому в процесс фундаментализации должны быть вовлечены почти все дисциплины, изучаемые студентом на протяжении учебы в вузе. Аналогичная мысль справедлива и для гуманитаризации. Изложенное лежит в основе принципиальной возможности и практической целесообразности интеграции гуманитарной, фундаментальной и профессиональной составляющих подготовки инженера.

Литература

1.Бордовская И.В., Реан Л.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000.

2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, си­туациях, первоисточниках. - М.: УРАО, 2000.

3. Гессен СИ. Основы педагогики: введение в прикладную фило­софию. - М.: Школа-Пресс, 1995.

4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Педагогика, 1990.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Владос, 2003.

Тема 3. Цели и задачи высшего образования как педагогического процесса

1. Две подсистемы образования: обучение и воспитание

Сущность обучения

Педагогика раскрывает сущность образования, его цели и ме­тоды. Причем под образованием, как правило, понимается про­цесс, включающий в себя две подсистемы: обучение и воспитание.

Таким образом, понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсис­темы образования как целенаправленного, организованного про­цесса социализации человека.

Образование - это педагогический процесс движения к заданной цели путем субъективно-объективных действий обучающих и обучаемых. Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса (как синоним употребляется понятие «образовательный процесс»).

Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. То есть под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания в его узком специальном смысле.

Это различение в системе образования выделил уже Платон, который в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обу­чать искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». При­чем под воспитанием он понимал формирование у человека по­зитивного отношение к тому, чему его обучают, приобщая не толь­ко к знаниям, но и к способам деятельности.

С тех пор многократно делались попытки дать определение обучению и воспитанию, развести эти процессы. В последние де­сятилетия в отечественной педагогической науке были предложе­ны весьма перспективные подходы к решению этой проблемы, прежде всего такими исследователями, как И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Б.М. Бим-Бад и др.

Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг друга и с точки зрения своего основного содержания сводились к следующему:

Обучение и воспитание - подсистемы единого процесса обра­зования;

Обучение и воспитание - стороны целесообразно организо­ванного процесса социализации человека;

Различие между обучением и воспитанием состоит в том, что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание - к его эмоционально-практической, цен­ностной стороне;

Обучение и воспитание - процессы не только взаимосвязан­ные, но и взаимообеспечивающие, дополняющие друг друга.

По выражению К.Д. Ушинского, образование есть строитель­ство, в процессе которого возводится здание, а знания являются его фундаментом. У этого здания есть много этажей: умения, на­выки, способности обучаемых, но их прочность зависит в первую очередь от добротности фундамента, заложенного в виде знаний.

Единство обучения и воспитания определяется самой приро­дой педагогического процесса, включающего в себя целенаправ­ленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.

В последующем изложении будут поэтапно и в тесной взаимо­связи рассмотрены сущность, содержание и методы реализации обеих этих подсистем.

Сущность обучения

Под обучением в педагогической литературе, как правило, по­нимается подсистема образования, представляющая собой процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающи­ми и обучаемыми, в результате которого у последних формиру­ются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельнос­ти, поведения, а также личностные качества.

В этом определении выявляются следующие стороны процесса обучения:

Он нацелен прежде всего на овладение знаниями;

Подсистема обучения не исчерпывает свои задачи только сообщением знаний, а ставит целью также и формирование опре­деленных качеств обучаемого, умений, навыков, поведения, т.е. про­цесс обучения оказывается так или иначе тесно связанным, пере­плетенным с подсистемой воспитания;

Процесс обучения не есть только сфера активности обучаю­щего, а есть отношение между двумя его участниками - обучаю­щим и обучаемым, приоритет в котором принадлежит препода­вателю, но где и обучаемый отнюдь не остается пассивным.

Отсюда кратким, но достаточным определением предмета те­ории обучения или дидактики может служить следующее:

Дидактика - составная часть педагогики, исследующая общие принципы и закономерности взаимодействия преподавателя и уча­щихся, в ходе которого решаются задачи обучения в тесной связи с за­дачами воспитания.

Причем под принципами обучения понимаются основные тре­бования к процессу обучения, позволяющие оптимизировать его. А под закономерностями подразумевается отражение в теории об­щих, необходимых, устойчивых и повторяющихся связей, опре­деляющих развитие процесса обучения. Среди таких закономер­ностей процесса обучения обычно выделяют следующие:

Зависимость содержания и целей обучения от потребностей личности, общества и государства;

Зависимость каждого последующего этапа обучения от ка­чества предыдущего, от объема и характера уже изученного учеб­ного материала;

Взаимосвязь эффективности обучения с характером его мо­тивации у участников процесса;

Активное влияние управления учебным процессом, его пла­нирования, организации, системы стимулирования и контроля на общие результаты обучения, его качество.

Важнейшими же принципами обучения, его исходными установ­ками, которые и обеспечивают его высокое качество, являются:

Объективность предлагаемого к изучению материала, его со­ответствие реальной действительности, его научность;

Последовательность, систематичность, четкое планирование учебного процесса;

Доступность предлагаемых знаний, их соответствие уровню развития учащихся;

Наглядность обучения, многообразие его методов;

Поддержание активности учащихся при их обучении;

Обеспечение прочного усвоения знаний;

Поддержание тесной связи теории с практикой.

Успех в реализации этих принципов во многом определяется содержанием обучения.

Под содержанием обучения понимается определенная информа­ция, которая используется в процессе обучения. Содержание обу­чения включает в себя четыре основных элемента: знания, уме­ния, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценно­стного отношения к действительности. Вся совокупность учебной информации определяется социальным заказом системе образо­вания со стороны личности, общества и государства и адаптиру­ется, приспосабливается к условиям данной образовательной си­стемы. Каждая историческая эпоха, вырабатывая свою культуру, создавая свойственные ей педагогические теории, соответствую­щим образом перестраивает содержание обучения.

Основными документами, определяющими содержание обуче­ния в современных образовательных системах, являются стандар­ты, учебные планы, программы и учебники.

Цель обучения - это его определяющее, все­проникающее начало, влияющее на все его стороны: содержание, методы, средства.

Стандарты;

Программы;

Учебники.

Рассмотрим кратко особенности каждого из этих документов.

1. Стандарты образования, устанавливаемые, как правило, го­сударством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. В них указывается объем времени, необходимый для обучения, перечень изучаемых дисциплин, перечень дидактических единиц, определяющих минимум содержания каждой из них.

При этом перечень дисциплин обычно подразделяется на циклы социаль­но-гуманитарных, естественно-научных, специальных и других дисциплин. По соотношению времени, отводимого на изучение этих циклов, можно судить о целевых установках данной образо­вательной системы. Так, увеличение времени на гуманитарный цикл свидетельствует о целевой установке на гуманизацию, демок­ратизацию, что и характеризует в настоящее время российское об­разование.

Стандарт - исходная и наиболее стабильная часть содержания обучения, на ней базируется все его содержание.

Государственный образователь­ный стандарт является своеобразной гарантией качества обучения. 2. Учебные планы составляются на основе стандартов и конкре­тизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Для упорядочения этой работы государство обычно предлагает однотипным учебным заведениям типовой учебный план, на основе которого они разрабатывают свои рабочие планы. В типовых планах по каждому направлению или уровню подго­товки указываются федеральный, региональный и индивидуаль­ный (для конкретного вуза, школы) компоненты. На их основе учебным заведениям отдельных регионов (республик, краев, об­ластей), отдельным учебным заведениям предоставляется право разрабатывать индивидуальные рабочие планы при условии со­блюдения образовательных стандартов. Тем самым решается двуединая задача, с одной стороны, сохранения единого образо­вательного пространства в стране, а с другой создаются условия для дифференцированного обучения, учитывающие специфические потребности отдельных контингентов обучаемых, т.е. реализует­ся важнейший принцип социального развития: единство в мно­гообразии.

Рабочий учебный план - это основной документ учебного за­ведения, определяющий общую продолжительность обучения, длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменацион­ных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продол­жительность практикумов. Учебный план представляет собой применение госстандарта к конкретным условиям данного учеб­ного заведения.

Учебная программа - еще один из основных документов, оп­ределяющих содержание обучения. Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Учебная программа, как правило, содержит введение с изложением целей изучения данно­го предмета, основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых, тематический план изучения материала с его распре­делением по времени и видам учебных занятий, перечень необхо­димых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемую ли­тературу. Основной частью программы является перечень подлежа­щих изучению тем с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы. В программы включаются также данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия), а также сведения о формах контроля.

Программы разрабатываются кафедрами вузов, предметными объединениями школ и являются основными руководящими до­кументами для работы преподавателя.

Учебник - еще один из главных носителей содержания обу­чения. Учебник подробно отражает содержание образования по конкретному предмету. Учебник создается в соответствии со стан­дартом и программой по данной дисциплине, что обычно удос­товеряется соответствующим грифом государственного надзорного органа. Сегодня учебник может быть представлен не только в пе­чатной, но и в электронной форме.

Для обеспечения качественного усвоения содержания учебных предметов издаются и другие виды учебной литературы: справоч­ники, книги для дополнительного чтения, атласы, сборники за­дач и упражнений и т.п. От качества учебной литературы во мно­гом зависят результаты обучения. Признается необходимость ком­плексного применения различных видов учебной информации, как на бумажных, так и на электронных носителях, так как каж­дый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Следует подчеркнуть, что при всем значении содержания обу­чения для общих результатов образовательной деятельности этот фактор все же не является самым важным. Признается, что из трех основных факторов, влияющих на качество обучения, - качество работы преподавателя, уровень активности обучаемых и содержа­ние обучения - этот последний фактор по своей значимости за­нимает лишь третье место. На первом же месте оказывается эф­фективность деятельности преподавателя. Именно преподаватель является центральной фигурой всего учебного процесса.

«В воспитании, - говорил Ушинский, - все должно основы­ваться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не могут заменить личности в деле воспитания».

Литература:

1. Смирнов В.И. Педагогика. - М.: Пед. общество России, 2003.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика. - М.: Высшая школа, 2001.

3. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тыся­челетия. Опыт философии педагогики. - М.: 1996.

4. Столяренко С.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в воп­росах и ответах. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.


овательная практика
1

Специалист сегодня - это человек, обладающий

высоким уровнем общей культуры;
физическим и психологическим здоровьем;
коммуникативной, организаторской, проективной
культурой;
высоким уровнем развития творческого и критического
мышления;
готовностью к выбору и принятию решения, к постоянному
самосовершенствованию, саморазвитию;
активный, инициативный, самостоятельный, социально
-ответственный

овательная практика
2

В современных условиях…

…должна происходить переориентация со знаниевой
парадигмы подготовки специалиста к иному типу
профессионального образования
с акцентом на:
… самообразование
…самовоспитание
…самоуправление
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
3

Студент

из пассивного объекта обучения должен
превратиться в активного субъекта, который
учится целеустремленно, самостоятельно, зная,
чего хочет добиться в избранной профессии, что
именно, на каком уровне и каким образом должен
изучить, осознать, присвоить.
Весь образовательный процесс в вузе должен
быть ориентирован на выработку активной
позиции курсанта, направленной на поиск и
приобретение знаний и практического опыта, а в
идеале – на выстраивание индивидуальной
стратегии жизненного и профессионального
успеха.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
4

Задачи вузов
подготовка
компетентных
специалистов,
способных к
самореализации и
самоактуализации
формирование и
развитие личностных
и
профессиональных
качеств специалиста
выработка активной
позиции студента,
направленной на:
поиск и приобретение знаний
и практического
опыта
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
проектирование
индивидуальной
стратегии
жизненного
успеха
5

Принципы обучения в высшей школе (М.В. Буланова-Топоркова)

- ориентированность высшего образования на
развитие личности будущего специалиста;
- соответствие содержания вузовского образования
современным и прогнозируемым тенденциям
развития науки и производства;
- оптимальное
сочетание общих, групповых и
индивидуальных форм организации учебного
процесса;
- рациональное применение современных методов и
средств обучения;
- соответствие результатов подготовки
специалистов требованиям, которые
предъявляются конкретной сферой
профессиональной деятельности, обеспечение их
конкурентоспособности.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
6

Принципы обучения в высшей школе

индивидуализации;
субъектности;
осознанной перспективы;
ориентированности на будущую
профессиональную деятельность;
ориентированности на духовнонравственные ценности;
гибкости и динамичности;
творческого подхода;
партнерства и взаимопомощи.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
7

Основные тенденции развития системы высшего образования

- Фундаментализация
- Гуманизация и гуманитаризация (переход от концепции
функциональной подготовки к концепции развития личности);
- Нарастание интеграционных процессов в образовании,
(синергитический подход, нелинейность);
- Интернационализация образования, (нарастание
поликультурности, рост социальной и
профессиональной мобильности,
- Информатизация образования
- Индивидуализация образования (необходимость выстраивания
индивидуальной образовательной траектории);
- Развитие опережающего и непрерывного образования, его
интенсификация;
- Коммерциализация образования (превращение знания в товар.
Развитие рыночных отношений в сфере образования.)
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
8

Фундаментализация системы образования

Фундаментализация высшего образования -
системное и всеохватывающее обогащение учебного
процесса фундаментальными знаниями и методами
творческого мышления, выработанными
фундаментальными науками.
В качестве исходного теоретического положения
фундаментализации образования принимается идея
единства мира, проявляющаяся во всеобщей
взаимосвязи в сфере неживого, живого, духовного.
Единство мира проявляется в единстве культурной,
научной и практической сфер цивилизации и как
следствие в органических связях естественнонаучных, гуманитарных, технических наук.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
9

Гуманизация

предполагает поворот к целостному человеку и к
целостному человеческому бытию;
внедрение гуманных технологий обучения и
воспитания студентов;
обучение на границе гуманитарных и технических
сфер (на границе живого и неживого, материального и
духовного, биологии и техники, техники и экологии,
технологии и живых организмов, технологии и
общества, и т. д.);
междисциплинарность в образовании;
функционирование цикла социально-гуманитарных
дисциплин в вузе как фундаментального, исходного
образовательного и системообучающего;
преодоление стереотипов мышления, утверждение
гуманитарной культуры.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
10

Гуманитаризация

сущность гуманитаризации образования
видится прежде всего в формировании
культуры мышления, творческих
способностей студента на основе глубокого
понимания истории культуры и
цивилизации, всего культурного наследия.
Вуз призван подготовить специалиста,
способного к постоянному саморазвитию,
самосовершенствованию, и чем богаче
будет его натура, тем ярче она проявится в
профессиональной деятельности
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
11

Нарастание интеграционных процессов в образовании

дифференциация наук сочетается с интегративными процессами,
синтезом научных знаний, комплексностью, переносом методов
исследования из одной области в другую;
только на основе интеграции выводов частных наук и результатов
исследований специалистов разных областей знания возможно
всестороннее системное освещение научной проблемы;
-науки становятся все более точными благодаря широкому
использованию математического аппарата;
-сокращается разрыв между появлением научной идеи и ее
внедрением в производство;
- сегодня научные достижения являются результатом коллективной
деятельности, объектом общественного планирования и
регулирования;
исследование объектов и явлений ведется системно, комплексно;
целостное - исследование объектов способствует формированию
синтетического мышления.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
12

Интеграция - определяющая тенденция познавательного процесса

Такой подход предполагает прежде
всего многомерность и единство
образования, одновременное и
равновесное функционирование трех
его компонент: обучения,
воспитания, творческого развития
личности в их взаимосвязи и
взаимообусловленности.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
13

Синергетика - новое междисциплинарное научное направление

общность закономерностей и принципов
самоорганизации самых разных сложных
макросистем - физических, химических,
биологических, технических, экономических,
социальных.
Современная научная картина мира и достижения
синергетики открывают широкие возможности для
моделирования образовательных процессов с
помощью методов и подходов, традиционно
применявшихся к естественным и точным наукам.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
14

Междисциплинарные связи и интегрированные курсы

учебно-междисциплинарные прямые
связи;
исследовательскомеждисциплинарные прямые связи;
ментально-опосредованные связи;
опосредованно-прикладные связи.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
15

Нелинейный образовательный процесс:

наличие в учебном плане дисциплин по выбору,
возможность участия каждого студента в формировании
своего индивидуального учебного плана;
выполнение таких функций преподавателями как
консультант, тьютор, эдвайзер, призванных оказывать
помощь студентам в выборе образовательной траектории, в
частности, в выборе изучаемых дисциплин;
использование в учебном процессе новых информационных
технологий – обучающих программ, сайтов преподавателя,
форумов, чатов и т.д.;
методическое обеспечение учебного процесса в печатной и
электронной формах;
использование балльно-рейтинговой оценки успеваемости
студентов и др..
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
16

Интернационализация образования

наличие интеграционных процессов в
современном мире,
интенсивное взаимодействие между
государствами в разных сферах
общественной жизни.
образование из категории национальных
приоритетов высоко развитых стран
переходит в категорию мировых
приоритетов.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
17

Информатизация образовательного процесса

1. Компьютерные обучающие программы (электронные
учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные
практикумы, тестовые системы).
2. Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий,
построенные с использованием персональных
компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических
дисках.
3. Интеллектуальные и обучающие экспертные системы,
используемые в различных предметных областях.
4. Распределенные базы данных по отраслям знаний.
5. Средства телекоммуникации, включающие в себя
электронную почту, телеконференции, локальные и
региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.
6. Электронные библиотеки, распределенные и
централизованные издательские системы
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
18

Индивидуализация образования

необходимость выстраивания
индивидуальной образовательной
траектории
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
19

Индивидуальная траектория профессионального развития

– это персональная стратегия профессионального
роста студента, совершенствования его
личностных качеств, формирования
профессиональных компетенций, выстраиваемая
на основе осознания и субъективации
профессиональных целей, ценностей, норм, а
также признания уникальности личности и
создания условий для реализации ее потенциала.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
20
20

Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
21
21

Взаимодействие сред
личностная
среда
студента
личностна
я
среда
студента
личностна
я
среда
студента
личностная
среда
студента
образовательная среда
учебной группы
образовательная среда
факультета
образовательная
среда вуза
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
22
22

Технология педагогического проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития

Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
23
23

Спасибо
за
внимание!
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика

УДК 378:316.37

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Н.А. СУВОРОВ

Статья представлена доктором философских наук, профессором Панферовым К.Н.

Рассматриваются приоритеты государственной политики в сфере образования, тенденции развития высшего образования в мире, формулируются требования к современному образованию.

Ключевые слова: образование, процесс образования, высшая школа, инновации в образовании, социальные технологии, экономика знаний.

В современную эпоху глобализации и взрывного характера научно-технического прогресса, постоянных вызовов внешней среды, на государство возлагается ответственность за формулировки приоритетов и целей национального развития, выбор путей и инструментов эффективного достижения поставленных целей. Однако кроме этого государство отвечает за производство общественных благ, одним из которых является образование. Возрастает понимание роли и значимости образования для успешного развития страны в современных условиях.

Влияние образования на экономическое развитие подмечено учеными уже давно. Профессор Московского университета И.Х. Озеров, отмечая, что труд английского или немецкого рабочего производительнее труда российского рабочего, прямо связывал это с развитием общего образования, служащего базой для технического, и указывал на огромное отставание в уровне и распространении общего образования населения России от этих стран . Другой наш соотечественник Д. Боголепов отмечал зависимость между распространением народного образования в Германии, а на его основе технического образования, и стремительным усилением ее экономической мощи, что помогло ей (Германии) создать одно из самых могущественных государств и сделаться опасным конкурентом (соперником) главнейших передовых государств .

Уже в начале второй половины ХХ в. приходит массовое осознание решающего значения человеческого фактора в экономике. Сформировалась и получила развитие концепция "человеческого капитала", имеющая истоки в классической политэкономии. Адам Смит писал: "Приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, как бы реализующийся в его личности. Эти способности..., вместе с тем становятся частью богатства всего общества." . Образование является одной из составных частей "человеческого капитала". Сегодня стало очевидным, что не физический, а человеческий капитал, не машины, а люди представляют движущую силу экономического роста. В понятие национального богатства включают, наряду с вещественными элементами капитала, финансовыми активами, и материализованные знания и способности людей к труду.

Накопленные научные знания (они материализуются в новых технологиях), вложения в здоровье человека - учитываются в макроэкономической статистике как элементы национального богатства, имеющие невещественную форму. Промышленная революция стала важнейшим событием в истории современного образования. Бурное развитие промышленности потребовало развития системы образования в широких масштабах для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности, такие, как электротехники и инженеры. В развитых странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировые рынки, быстро осознали, что победить в конкурентной борьбе поможет превосходство в промышленном развитии тесно связанное с более высоким уровнем образования населения и

рабочей силы в частности. Поэтому во многих странах мира стали совершенствоваться системы образования. Для России и поныне остается актуальным положение, высказанное В.В. Путиным в президентской кампании 2004 г., о том, что отставание в экономическом развитии представляет для России "самую главную угрозу" .

Кто же отвечает за образование сегодня? С точки зрения экономической науки образование (и фактически это реализовано в развитых странах, а также в Китае и Индии) уже длительное время является важнейшей областью ответственности государства. Наряду с инфраструктурой рыночной экономики образование определяется как сфера, где деятельность государства является решающей: "Две области, где участие государства незаменимо для обеспечения условий экономического развития, - это инвестиции в инфраструктуру и базовое образование" . Частный рынок с этими функциями в полном объеме не справится. Системы транспорта и связи во многом определяют развитие и эффективное функционирование рынков, а базовое образование должно позволить людям воспользоваться теми возможностями, которые открывает рынок. И сегодня явно просматриваются тенденции увеличения внимания к вопросам образования в развитых и развивающихся странах. Так расходы на образование составляют 5,2% - 5,5% от ВВП во Франции, Германии, Великобритании. А все страны, бравшие у Всемирного банка займы, тратили на образование 7-10% (Китай - брал больше всех) от общего объема заимствований . Более того, в мировой практике уже считается установленным, что объективным «пороговым» условием обеспечения высокой эффективности образования, является доведение доли образовательной сферы в ВВП, хотя бы, до минимального уровня в 5%. Это позволит иметь необходимое материальное оснащение образовательных заведений всех ступеней, поднять долю расходов вузов до 30% общих затрат на образование, а заработную плату преподавателей школ установить по меньшей мере на 20-30%, выше среднего для данной страны уровня . Отметим, что средняя зарплата в системе высшего образования России составляет 21,7 тыс. руб., что ниже, чем по экономике в целом .

Повышенное внимание к развитию современного высшего образования связано с осознанием того факта, что оно все больше способствует экономическому росту и повышению производительности труда. Отметим, что высшее образование может быть общим и профессиональным. Под общим понимается неспециализированное гуманитарное образование.

Каким должно быть современное высшее образование? Учитывая важнейшую роль образования в современном мире, выявим требования к образованию, предъявляемые в развитых и тех развивающихся странах, которые желают быть конкурентоспособными.

Прежде всего, следует отметить тот факт, что важными последствиями ускорения научно-технического прогресса стало повышение роли методологических знаний и аналитических навыков. Отвечая современным требованиям процесс обучения в настоящее время должен все больше основываться на способности находить и обращаться к знаниям и применять их для решения возникающих задач . Учиться тому, как учиться, как трансформировать информацию в новые знания, как превращать новые знания в конкретные приложения - все это уже давно стало более важным, чем запоминание конкретной информации. Аналитические навыки, т.е. способности искать и находить информацию, облекать вопросы в четкую форму, формулировать проверяемые гипотезы, выстраивать данные в определенном порядке и оценивать их, решать задачи занимают важнейшее место в списке требований к выпускнику высшей школы, будущему работнику в экономике знаний. Сегодня постиндустриальному обществу и новой экономике требуются не столько дисциплинированные исполнители, сколько творцы (creators). Решающую роль приобретает высококвалифицированная рабочая сила, способная к самообучению и непрерывному производству знаний.

Подготовка такой рабочей силы - новая задача, стоящая перед современной системой высшего образования. Производственная деятельность современного человека, в том числе менеджера, это, прежде всего, информационный труд, а информационный труд требует хорошего образования. Основные тенденции в развитии способности человека познавать мир состоят в воз-

растании абстрактности и логической связности мышления. Возрастает скорость интеллектуальных процессов, укрупняются семантические блоки, которыми оперирует мышление, увеличивается информационная емкость вычислительных единиц (высказываний). Молодые люди в современных условиях для того, чтобы быть конкурентоспособными должны развить с помощью учебного заведения такие навыки, как: способность к общению, работа в команде, умение разрешать проблемы, адаптивность, готовность учиться всю жизнь. И более того, сегодня работодатели-производственники при приеме на работу молодых специалистов как первое требование ставят не узкий профессионализм, а талант и человеческую порядочность, способность работать много и добросовестно. А с квалификационной точки зрения наиболее ценится умение делать то, чему напрямую в вузе не учили, способность адаптироваться к совершенно новым задачам и сферам деятельности. При этом важная задача социогуманитарных дисциплин в процессе обучения - передать и привить особый интерес к интеллектуальному порыву, поиску и высокому напряжению духовной энергии. Способности, которые ценят работодатели в условиях экономики, основанной на знаниях, касаются устного и письменного общения, командной работы, взаимного обучения в коллективе, творческого подхода, умения предвидеть, находчивости, умения адаптироваться к переменам . Многие их этих способностей предполагают наличие социальных, личностных и межкультурных навыков, которые обычно не прививаются в процессе обучения научно-техническим дисциплинам. Из этого неумолимо следует необходимость более тесной интеграции точных и гуманитарных наук. Следовательно, в эпоху НТР, крайне важно обогащать учебные программы за счет включения в них синтетических предметов. Гармоничное интеллектуальное дополнение к работе по специальным научно-техническим дисциплинам или программам профессионального обучения поможет расширить базу знаний и еще больше развить в студентах любовь к обучению .

В современном мире четко обозначились следующие тенденции развития высшего образования:

1. Увеличение продолжительности времени общего образования.

2. Необходимость непрерывного образования (на протяжении всей жизни).

3. Индивидуализация высшего образования.

4. Рост значимости методологических знаний и аналитических навыков.

Обратим внимание на важность непрерывности образования в наши дни. Совершенно очевидно, что образование без непрерывного продолжения это скоропортящийся продукт. Так половина знаний инженера устаревает за 5 лет, врача за 7 лет. Нарастающие темпы изменений требуют новых подходов к ведению всех составляющих бизнеса, все время нужны новые идеи. Возникает противоречие между возрастающим количеством и сложностью проблем и умением людей решать их.

Указанные тенденции ярко прослеживаются на примерах стран, лидирующих в мировом развитии. Признанным лидером мирового развития являются США. В США развитие высшего образования сегодня является одним из главных социально-экономических приоритетов государства! Несмотря на проводившиеся сокращения государственных расходов, постоянно осуществлялось стимулирование государственных инвестиций в науку и технологии, образование и переподготовку рабочей силы. Развивалась социальная инфраструктура современной рыночной экономики. В стране множество самых разнообразных учебных заведений высшего образования. Одна из особенностей высшего образования США - множество учебных заведений, дающих общее образование. Но даже в таких учебных заведениях студентам предлагают получить и конкретную специальность, близкую к техническому профилю (другими словами, у студентов есть возможность получить специальность при их желании). Существуют также и заведения, дающие высшее инженерное образование. В этих учебных заведениях, дающих первоклассное техническое образование, обязательно существуют гуманитарные курсы (!) для того, чтобы исключить однобокую подготовку специалистов.

Современные задачи высшего образования США состоят в максимальном расширении доступа к образованию представителям различных социальных групп, прежде лишенных такой

возможности. А также предоставления им качественного высшего образования. Для школьного же образования основная задача - всемерное усиление подготовки по математике и техническим дисциплинам.

Другой лидер современного мира - Япония. Продолжительность школьного образования составляет в этой стране 12 лет, и еще четыре года - получение высшего образования. Основной задачей образования провозглашается воспитание патриота Японии, ее гражданина. Опросы, проведенные в Японии после трагедии на АЭС в Фукусиме, показали, что японцы не собираются иммигрировать в другие страны, более того, они не мыслят себе жизни вне пределов Японии. Один из основных предметов в Японии это японский язык! Строжайше соблюдается требование в обязательном порядке освоения всех учебных дисциплин. Только в этом случае можно получить документ об образовании. У них нет возможности выбрать облегченное изучение (как предлагается сейчас в России) какого-либо предмета и сконцентрироваться на другом (нужном, по мнению учащегося) предмете. А вот усиленно заниматься для поступления в вуз, это, пожалуйста. Это только приветствуется, заниматься сверх обязательной насыщенной и сложной программы.

Неравенство в доступе к образованию - одно из самых пагубных неравенств и для индивида и для общества в целом, которое только может быть в наше время. Не предоставленный шанс молодому человеку получить современное образование обрекает его остаться недоразвитым, неполноценным в современной экономике знаний. Не случайно вопросам качества образования, и, что крайне важно, его доступности для всех слоев населения вне зависимости от величины получаемого дохода уделяется пристальное внимание в развитых странах (в первую очередь в США) и особенно в Китае и Индии. Поэтому важным является изучение возможностей для использования опыта развитых и развивающихся стран в предоставлении равного доступа к образованию и, прежде всего, лицам из малообеспеченных семей, получающим высшее образование.

Используя средства государства, необходимо стремиться предоставить равные возможности для желающих получить образования из всех слоев населения и, в особенности, тем из них, кто получает низкие доходы, поскольку в современном мире без широкого и эффективного развития образования населения экономического развития не бывает.

В США в целях развития доступа к образованию был реализован ряд налоговых мер. Введены крупные налоговые льготы для индивидуальных налогоплательшиков на получение образования, особенно высшего, в том числе, разрешение на вычет из налогооблагаемого дохода процентов по займу, полученному для обучения в университетах (в сумме до 1 тыс. долл. в год) . При этом предельные ставки подоходного налога не только не снизились, но даже несколько возросли, что позволило сохранить налоговую структуру бюджета. Фактически была реализована идея, распространенная в США уже в XIX в. и отстаиваемая в числе прочих и русским экономистом А. А. Исаевым, - чем крупнее получаемый индивидом доход, тем больше в нем доля, обязанная своим происхождением существованию государства, его многочисленных и разнообразных учреждений; чем доход меньше, тем больше доля, являющаяся плодом личных усилий индивида. Поэтому, как носитель финансовых прав, государство должно, прежде всего, отыскать наибольший доход, наиболее обязанный ему своим происхождением, и делать его отправной точкой для взимания налогов .

В России очень велик разрыв в доходах населения. Более трети россиян живут крайне стесненно в средствах. Понятно, что лишний рубль дохода для бедного человека значит больше, чем для богатого. И очевидно, что не являются равными возможности получения образования для этих групп населения. Отражается ли эта ситуация в регулирующей деятельности государства? Сглаживается ли государством неравенство в возможности получения образования для разных слоев населения кроме введения ЕГЭ? Ведь от этого напрямую зависит, как будет развиваться промышленность и вся экономика в целом, займет ли страна передовые позиции в мире в области высоких (в том числе информационных) технологий в эпоху бурно нарождающе-

гося информационного общества или будет продолжать жить только за счет сырьевых ресурсов. Однако ответа на эти вопросы пока нет. Можно отметить, что в последнее время отмечается все более отчетливая тенденция к замедлению динамики реальных располагаемых денежных доходов населения. Продолжает оставаться высокой и даже несколько выросла за последние годы дифференциация населения по уровню доходов.

Еще в «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2002-2004 гг.» в разделе "Политика государства в сфере образования" была обозначена приоритетность развития образования как необходимого условия модернизации российского общества и обеспечения конкурентоспособности российской экономики. И прямо прописано равенство доступа к образованию для всех слоев. Но еще раз зададимся вопросом: "Возможно ли при существующей громадной разнице в доходах, естественным порядком, без вмешательства государства прийти к равенству доступа к образованию?". Для нас по прежнему актуальны слова Джеймса Вулфенсона (бывший президент Всемирного банка), сказанные им 14 апреля 1997 г. в программе НТВ «Герой дня»: "Если вы оставите население на уровне выживания, вы не сможете иметь будущего" .

Стоит отметить, что тенденции скудного выделения средств на народное образование имеют в России вековую историю. Об отставании в народном образовании от других стран и недостаточности выделяемых на образование сумм много писалось еще в начале ХХ в. "...если мы хорошие дороги проведем, но население будет оставаться во тьме, то дороги порастут травой, но если сделаем население образованным, то оно само настроит себе дорог" . Но может ли государство изыскать средства для обеспечения образования и проследить за их эффективным использованием? Да может, если научится, а точнее захочет забрать там, где эти средства есть.

Так что пока мы только можем поставить вопросы: 1. Знает ли государство, где и с кого брать средства на образование и сумеет ли оно создать необходимую для современных условий систему налогообложения? 2. Какие возможности имеют выходцы из малообеспеченных семей для получения качественного высшего образования? 3. Какие льготы имеют лица (из малообеспеченных семей), получающие высшее образование?

ЛИТЕРАТУРА

1. Боголепов Д. Краткий курс финансовой науки. - Харьков, 1929.

2. Болотин И.С. Технологии управления персоналом трудовой организации // Новые материалы и технологии НМТ - 2008: материалы Всероссийской научно-технической конференции. - М.: МАТИ - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского. - 2008. - Т. 3.

3. Волобуев В.П. Эволюция модели смешанной экономики и бюджетная макростратегия в США // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 4.

4. Высшее образование: в поисках компромисса между общественной ценностью и требованиями рынка / под общ. ред. Р. С. Гринберга. - М.: РАН Институт Экономики, 2007.

5. Исаев А.А. Наши финансы и подоходный налог. - М.: Аспект-Пресс, 2008.

6. Наумов И. Премьер призвал ректоров настроить образование под запросы экономики и рынка труда // Независимая газета. - 2011. - 25 августа.

7. Марцинкевич В. Национальная модель социально-экономического развития // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 1.

9. Обзор мировой экономики. Глава 5 доклада МВФ // Мировая экономика и международные отношения. -2001. - № 1.

10. Озеров И.Х. Финансовая реформа в России. Откуда у нас государство берет деньги и на что их расходует. - М., 1906.

11. Романкова Л.И. Социальные технологии в инновационном развитии высшего образования: депонент в ИНИОН РАН, № 99. - М.: Министерство образования Российской Федерации НИИВО, 1999.

12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Наука, 1962.

13. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. - М.: Весь мир, 2003.

14. Сорокина Н.Д. Управление инновациями в вузах. Социологический анализ. - М.: КАНОН, 2009.

HIGHER EDUCATION IN MODERN WORLD

The article considers the priorities of the state policy in the sphere of education, tendencies of development of higher education in the world, formulate the requirements to the modern education.

Key words: education, the education process. Higher school of innovation in education, society technology, knowledge economy.

Суворов Николай Александрович. 1953 г.р., окончил Таджикский государственный университет (1976), ВА им. Ф.Э. Дзержинского (1993), Экономическую академию Минэкономики РФ (1994), старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор 24 научных работ, область научных интересов - социология управления и образования, экономика государственного сектора, налоговые системы и налоговая политика.

Образование - это стратегический ресурс социально-экономического и культурного развития общества, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства во всех сферах деятельности на международной арене. культурно-обучающего и научно-технического направлений заключается во внедрении современных норм и стандартов в обучении, науке и технике, распространении собственных культурных и научно-технических достижений. Особенно важной задачей является осуществление совместных научных, культурных, образовательных и других проектов, привлечение ученых и специалистов к программам научных исследований.

Определение и реализация национальных образовательных стандартов

Определение и реализация национальных образовательных стандартов - это основные тенденции развития образования в современной России. Интеграция обучения касается всех ее уровней, но чаще всего она применяется в формировании содержания базового обучения. Национальные образовательные стандарты составляют сумму четко определенных нормативных требований к содержанию учебных программ. Отношение педагогов к стандартизации обучения неоднозначное. Некоторые из специалистов считают, что унификация основана на жестких стандартах, которые связывают всем детям единую культурную и интеллектуальную модель без достаточного учета их индивидуальных особенностей. Все чаще можно услышать мысли о том, что стандартизация содержания образования не должна означать стандартизации личности ученика. Итак, в обучении целесообразно фиксировать минимально необходимые знания и умения, сохраняя при этом широкое пространство для вариативных учебных программ. Именно этим определяется необходимость стандартизации образования с дальнейшим совершенствованием систем

Приспособление учебных программ к условиям и потребностям поликультурного и полиэтнического ученического контингента

На новые учебные программы возлагаются ответственное задачи: обеспечить детям-выходцам из различных культур и этнических сообществ усвоение языкового минимума базовых знаний как основы конструктивной социальной интеграции. Решение этой проблемы требует значительных усилий на уровне общества - организационных, финансовых, политических и, прежде всего, непосредственно образовательных. Поэтому в последнее время развитие обучения на началах мультикультурализма выделяется в особое направление модернизации программ и, в частности, содержания базовых знаний.

Бережное, уважительное отношение к различным культурам, диалоги, взаимообогащения и взаимопознания различных народов и этносов как приоритетные принципы многокультурного образования получают все большие тенденции развития школьных дисциплин. С этой целью в школьные программы, включаются знания о современных и бывших цивилизациях, о разнообразных геополитических регионах мира и отдельных странах, а также религиоведческие учебные курсы. Особая тенденция развития системы образования приобретает локальные и региональные образовательные инициативы. В процессе изучения некоторых учебных тем (одежда, еда, развлечения, средства гигиены) детей учат понимать и уважать право каждого на непохожесть. Важное значение в контексте многокультурного обучения имеют школьные религиоведческие курсы. Преподавание религиозных учебных занятий призвано ознакомить учеников с различными верованиями, мировыми религиями, деятельностью вселенских церквей и способствовать формированию в молодежи рационалистического мировоззрения, прививать нравственные добродетели, обеспечивать толерантность и плюралистические мысли в отношениях между людьми различной веры.

Гуманизация и гуманитаризация содержания базового образования

Гуманность и гуманитарность являются имманентными характеристиками тенденции развития обучения детей. И роль и значение этих составляющих школьного образования имеет четкую тенденцию к росту. Задачи, которые призвана решать современная школа, требуют не просто учитывать гуманистический и гуманитарный аспекты формирования содержания знаний, но и заниматься их усилением и развитием. Обеспечение полной грамотности, предотвращения функциональной неграмотности, профессиональное самоопределение и самореализация личности, социализация молодежи - вот далеко не полный перечень действительно гуманистических и гуманитарных задач, в решении которых происходят тенденции развития современной системы образования.

Однако проблемы гуманизации и гуманитаризации продолжают оставаться сегодня насущными и актуальными для средней школы. Продолжается движение по обеспечению безопасности этой школы от проявлений насилия, за утверждение принципов толерантности и сотрудничества в педагогических отношениях. В процессе преподавания предметов гуманитарного цикла рекомендовано изучать не только войны и политические события, но и предоставлять учащимся знания о самых разнообразных видах и сторонах человеческой деятельности - торговые связи, хозяйственную деятельность, религии, искусство и тому подобное. Как уже отмечалось, тенденциям гуманизации и гуманитаризации подлежат все разновидности базовых знаний, теперь и естественно-технические и математические. Эти тенденции развития образования реализуются в педагогической практике несколькими способами. Немалую важность имеет также ценностно-смысловой аспект естественно-математического блока знаний, хотя он в равной степени присущ и гуманитарным знаниям. Человеческая жизнь - это высшая ценность.

Тенденции развития образования в КНР

Использование опыта развитых стран мира в области организации высшего педагогического является, безусловно, положительной тенденцией последних десятилетий. В КНР существует много ВУЗов, которые сотрудничают с иностранными учреждениями, в апреле 2006 г. таких насчитывалось 1100. В 70-х гг. ХХ в. был избран курс на однопартийность. Это имеет свои минусы: односторонность взглядов, постоянный контроль, следование идеям Мао Цзэдуна. В педагогических ВУЗах Китая, как и в непедагогических, к основным предметам относятся: идеологическое и моральное образование, основы права, принципы философии марксизма, принципы политологии марксизма, вступление в учение Мао Цзэдуна, вступление в учение

Исторически сложилось, что еще в начале ХХ в. было определено шесть районов КНР, где были расположены учебные заведения, готовившие учителей: район Пекин, район Северо-Восточной провинции, район Хубэй, район Си Чуань, Гун Дун и Цзян Су. Китай - большая страна, и успешными и богатыми провинциями считаются те, которые граничат с океаном. На западе страны (где пустыня) наихудшие условия для развития высшего образования. Не все выпускники педагогических ВУЗов хотят выезжать в отдаленные уголки своей страны, особенно в села. Поэтому государством проводится политика поощрения к этому молодежи в духе патриотизма и преданности коммунистическим идеям. В Китае, как и во многих странах мира, техническим ВУЗам предоставляется больше ресурсов и финансовой поддержки для развития и совершенствования. Создаются специальные лаборатории, исследовательские институты, площадки для экспериментов и тому подобное. Например, Пекинский политехнический университет входит в перечень государственного плана «Проект 211», то есть ориентирован на мировой уровень развития. Педагогические ВУЗы в этом отношении отстают от технических. Позитивные тенденции развития современного образования преобладают, и поэтому можно утверждать, что процесс модернизации педагогического образования в КНР набирает новые обороты.

Развитие высшего образования Украины в контексте европейской интеграции

Все больше возрастает роль и значение обучающего потенциала в обеспечении общественного прогресса. Образование - это стратегический ресурс социально-экономического и культурного развития человечества, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства во всех сферах деятельности на международной арене. Тенденции развития современного образования в Украине определены стратегией Введение его принципов является фактором евроинтеграции Украины и средством повышения доступа граждан к качественному обучению, нуждается в глубоком реформировании структуры и содержания обучения, технологий обучения, их материального и методического обеспечения.

Реформирование образования как структурно, так и содержательно, является насущной общественной потребностью сегодняшнего дня. Вхождение в Болонское пространство для украинского общества стало важным и необходимым из-за необходимости решить проблему признания украинских дипломов за рубежом, повысить эффективность и качество обучения и, соответственно, конкурентоспособность украинских высших учебных заведений и их выпускников на европейском и мировом рынке труда. Одновременно существует неопределенность перспектив и принципов взаимоотношений Украины и Европейского союза. Это является одним из объективных ограничений интеграции украинской высшей школы в европейское пространство. Выходом из этой ситуации, является ответ на вопрос: какая тенденция развития образования в Украине правильная в зависимости от уровня готовности украинского высшего образования к этому.

Современное высшее образование в Польше

Опытом для нашей страны может быть опыт Польской Республики, которая является первой постсоциалистической страной, подписавшей «Болонскую декларацию» 19 июня 1999 года. Конец ХХ - начало XXI веков характеризуется как период подписания министрами образования ведущих европейских стран документов по реформированию высшего образования согласно условиям современного мира. Великая Хартия Университетов подписана 18 сентября 1988 года.

Сейчас Польша имеет лучшие тенденции развития образования в мире (от среднего образования к программам докторантуры) молодыми людьми в возрасте от 15 до 24 лет. Эти достижения польских педагогов сосуществуют с глубокой децентрализацией управления с высшим руководсвом страны. С министерствами, которым подчинены самые (государственные) учреждения, сотрудничает Центральный Совет по высшему образованию (создан еще в 1947 году), который состоит из 50 избранных представителей ВУЗов и научной общественности (из них 35 докторов наук, 10 преподавателей без ученой степени доктора, а также 5 представителей от студенчества).

Закон предоставил Совету немалые надзорные права, ведь без согласия не распределяются средства бюджета и не выходят министерские приказы. Государственные высшие учебные заведения получают средства из государственной казны на решение задач, связанных с обучением студентов, обучающихся по программам, аспирантов и научных сотрудников; на содержание ВУЗов, в том числе ремонт помещений и т. д. Эти средства выделяются из части государственного бюджета, которым распоряжается Министерство науки и высшего образования. Государственные ВУЗы не взимают деньги за обучение, но студенты должны давать деньги в случае повторного года обучения из-за неудовлетворительной успеваемости, за курсы на иностранном языке и курсы, которые не предусмотрены в программе. Государственные ВУЗы также принимают оплату при поступлении, а государственные колледжи могут взимать плату за вступительные экзамены.

Тенденции развития высшего образования в России

Высшее образование, как один с ведущих общественных институтов, претерпевает постоянные изменения в соответствии с динамикой общественных процессов - экономических, политических, культурных, социальных. Однако, реагирование обучающих систем на общественные вызовы происходит с определенной инерцией. По этой причине возникает настоятельная и постоянная потребность целенаправленного приведения основных параметров дисциплин в соответствие с общественными изменениями. Такой элемент, как содержание, подлежит модернизационной тенденции развития образования. Процесс конституирования имеет два основных аспекта - социальный и педагогический, потому что они взаимосвязаны. Поэтому не всегда изменение социального аспекта автоматически вызывает изменение педагогического. Однако рано или поздно их координация становится объективной необходимостью и требует целенаправленных педагогических действий. Эта необходимость обнаруживает себя в перманентном процессе реформирования содержания Стремительное научно-техническое продвижение, развитие новейших технологий, высокий уровень рыночных отношений, демократизация общественных отношений и являются теми факторами, которые определяют потребности и формируют предпосылки совершенствования содержания высшей школы.

Противоречия в совершенствовании системы образования

Сегодня совершенствование программ подготовки студентов занимает одно с ведущих мест в общем контексте модернизации содержания высшего образования. Характеризуя развитие содержания преподавания в университете и институте, можно определить такие важные в диалектическом плане противоречивые аспекты этого процесса, как:

Противоречие между неограниченностью объема накапливаемых человечеством знаний и ограниченностью учебных программ. Нет полных возможностей отображать эти знания в достаточно полном объеме и с надлежащей глубиной.
- Противоречие между целостностью духовно-практического опыта человечества и преимущественно фрагментарным или дисциплинарным способом его преподавания студентам.
- Противоречие между объективным содержанием знаний и объективностью форм и путей их трансляции и усвоения.
- Противоречие между общественной обусловленностью содержания знаний и индивидуально-субъективными особенностями студенческих потребностей и диспозиций что до его усвоения.

Модернизация образования в России

По мере возможности преподаватели стремятся смягчить или загладить указанные противоречия. В частности направления современной модернизационной деятельности в области формирования содержания высшей школы подчинены в значительной степени именно этой цели. Соответственно, к приоритетным направлениям можно причислить следующие тенденции развития образования в России:

1.Сокращение разрывов между достижениями современных наук и содержанием дисциплин.

2. Обогащение и осовременивание инвариантного компонента содержания высшего образования.

3. Оптимизация пропорций между блоками гуманитарных и естественно-математических знаний.

4. Гуманизация и гуманитаризация содержания высшего образования.

5. Уплотнение учебных программ за счет формирования междисциплинарных интегрированных блоков содержания знаний.

6. Внедрение учебных дисциплин социально-практического направления, новейших информационных технологий.

7. Приспособление учебных программ и их методическое обеспечение соответственно условиям и потребностям поликультурного и полиэтнического ученического контингента.

8.Совершенствование организационных механизмов и методических основ преподавания программных знаний с целью обеспечения их усвоения абсолютным большинством студентов.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Крымский инженерно-педагогический университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра дошкольной педагогики

Реферат

по дисциплине : Современные проблемы науки и образования

на тему : Современные тенденции развития высшего образования

Выполнила:

Студенка группы: МЗДО - 15

Вербицкая Анастасия

Симферополь-2015

Содержание

Образовательная политика в сфере высшего образования в современных реалиях

    Современные тенденции развития высшего образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также – ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса. При этом особое внимание в любых дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации.

В среде специалистов в последние годы не утихает полемика относительно того, в соответствии с какой стратегией должно развиваться образование в XXI веке, какие критерии качества образования наиболее оптимальны и способны обеспечить ожидаемый высокий результат, какие методы и средства следует использовать в процессе управления качеством образования.

Одна из основных задач, стоящих перед современным образованием, формулируется как воспитание и обучение разносторонне развитой личности. В этой связи возникает несоответствие между реальными требованиями общества и потенциальными возможностями студента, уровнем его специальной подготовки для осуществления творческой деятельности.

Тенденции развития технологии, усиление неопределенности в прогнозировании структуры потребителей научных и технических специалистов определяют рост значимости совершенствования и обновления знаний, необходимости перехода к непрерывному и двухуровневому образованию с превалированием фундаментального, общенаучного компонента.

1. Образовательная политика в сфере высшего образования в современных реалиях

1.1. Приоритеты образовательной политики ведущих стран мира

Активность в том или ином виде деятельности непосредственно связана с самостоятельностью. Отсюда и приоритеты, которые все более становятся очевидными в мировой педагогике конца XX столетия. Эти приоритеты обусловлены двумя социальными и экономическими факторами: лавинообразным потоком информации во всех областях знания; осознанной потребностью современного цивилизованного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.

Поэтому практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач. Усвоение и обобщение готовых знаний становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Педагогические системы не могут в современных условиях, как на заре нашего столетия, позволить себе строить обучение в основном на усвоении суммы готовых знаний, добытых человечеством, на переливании опыта цивилизаций из старого сосуда в новый. Цель системы образования в современных обществах: интеллектуальное и нравственное развитие человека, чтобы человек не был бездумным винтиком той или иной политической, идеологической, любой другой машины. Современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Таким образом, стратегические направления развития образовательных систем в современном обществе очевидны: интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания. В ходе реформ образования в ведущих странах мира (США, Великобритании, Франции, Германии, Канаде, др.) именно это направление признано главным.

Американский педагог Рейгелут (Reigeluth) справедливо замечает: По мере нашего вхождения в высоко развитое, технологическое, быстро изменяющееся, информационное общество, существующая система школьного образования все больше будет становиться неадекватной. Мы стоим на пороге технологического взрыва, который внесет значительные изменения в общение людей и, соответственно, повлияет в целом на образ жизни многих народов.

По данным зарубежных экспертов в XXI веке для каждого работающего высшее образование станет минимальным уровнем образования. В мире имеет место интернационализация образования не только по содержанию, но и по методикам обучения и организационным формам. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. При этом дистанционные технологии, обладая высокой степенью охвата и дальнодействия, играют основную роль. Например, в США по программам дистанционного обучения сегодня обучается около 1 млн. человек. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам доступны по всей стране, а через спутник – другим странам мира. Программы электронного образования разрабатываются более чем в 30 странах. В Европе показателен пример Национального университета дистанционного образования в Испании, отметившего свой 20–летний юбилей. Университет включает 58 учебных центров в стране и 9 – за рубежом (Бонн, Брюссель, Лондон, Женева, Париж и др.)

В последнее время дистанционное обучение начинает широко внедряться в России, Казахстане, Украине и других странах СНГ. Положительным примером в области применения новейших информационных и телекоммуникационных технологий в образовании является Современная Гуманитарная Академия (более 200 учебных центров в России, учебные центры в странах СНГ – Украина, Казахстан, Беларусь, Молдова, Армения, Таджикистан, Киргизия, более 145 тысяч студентов).

Отличительными чертами учебного процесса является гибкость, адаптивность, модульность, экономическая эффективность, ориентация на потребителя, опора на передовые коммуникационные и информационные технологии.

Принято считать, что образование, основанное на информационных технологиях, представляет собой третью глобальную революцию в развитии человечества: первая связана с появлением письменности, вторая – с изобретением книгопечатания.

Новые информационные технологии в образовании имеют существенные преимущества. Данные технологии способствуют ликвидации отставания периферийных районов государств от столичных и других университетских центров в контексте свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям человеческой цивилизации.

Они создают условия для развития мирового образовательного пространства, экспорта и импорта образования, объединения мирового интеллектуального, творческого, информационного и научно-педагогического потенциалов.

1.2. Новые требования к высшему образованию

Сегодня уже очевидно, что классические университеты переживают критическое состояние, вызванное, прежде всего, процессами глобализации и информатизации, масштабной практикой узкофункционального образования. Мир, в котором возникли классические университеты, уходит в прошлое, следовательно, они должны адаптироваться к новым качествам, но по-прежнему оставаться научным образовательно-воспитательным центром, готовящим высококвалифицированных специалистов, умеющих перспективно мыслить и быть ответственными за будущее. И не случайно, принятая в Болонье, Великая Хартия европейских университетов, отводит этому ВУЗу центральное место в обществе. ВУЗам предстоит, наряду с модернизацией университетского образования, выполнять главную роль в масштабных и конструктивных интеграционных процессах в научно-образовательной и культурной сферах.

Меняется содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования.

Ключевой проблемой политики ведущих стран мира в отношении высшей школы является поддержание качества образования. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностью высшей школы. Так, в Англии с 1993 г. действует система оценки качества высших школ, осуществляемой Советом по высшему образованию. Размеры государственных субсидий на отдельные учебные заведения зависят от результатов такой оценки. Аналогичная система действует в США. В отдельных штатах подобную оценку осуществляют особые агентства проверки качества образования.

Усилившееся соревнование государств в сфере высшего образования – это, по сути, соревнование экономическое, так как образование в современных условиях стало основным источником экономического роста. По данным американских ученых, исследующих проблемы экономики образования, на долю последнего приходится 15–20% роста национального дохода. Кроме того, от 20 до 40% роста дает совершенствование научных знаний и их применение – процесс, в котором ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям, а именно там во всех странах Запада сконцентрирована подавляющая часть фундаментальных исследований.

Значимость вклада высшей школы в реформирование общества подтверждается мировым опытом. Он показывает, что все страны, успешно преодолевшие переход к современным рыночным отношениям, рассматривали сферу высшего образования как приоритетную и исходили из этого в своей инвестиционной политике.

Политической элитой в Великобритании, Германии и США был сформирован своеобразный культ образования, поддерживаемый регулярными встречами глав государств с лучшими студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их перед общественностью как «интеллектуальной ценности страны».

Такие встречи подчеркивают, что образование – основной показатель качества жизни, сердцевина экономического могущества и творческого потенциала каждого человека.

Влияние различных тенденций, вызванных глобализацией, на учреждения и политику в области высшего образования является всеобщим и глубоким, но также и специфическим в зависимости от локализации этих тенденций. Существует опасность чрезмерного обобщения и упрощения, когда речь заходит о глобализации; необходимо признавать наличие всех проявлений значительного разнообразия. Тем не менее, можно сделать попытку определить несколько общих тенденций в высшем образовании, которые так или иначе связаны с глобализацией. Глобализация и переход к обществу знаний предъявляют новые и значимо важные требования к университетам как центрам знаний. Научные исследования и развитие технологий представляют собой важнейший вид деятельности в обществе, управляемом на основе знаний и информации. Научные исследования издавна имеют международный характер, их интернационализация существенно ускорилась в последние годы.

Эта образовательная политика, опирающаяся на международный механизм регулирования, должна включать в себя, как минимум:

    международный глоссарий общепринятых понятий, определений и терминов;

    несколько основных правил и требований, выполнение которых гарантирует образовательным структурам получение образовательной

    лицензии;

    международную стандартизированную процедуру регистрации, включая решение проблемы, по контролю и его обеспечению;

    правила относительно корректного использования таких основных понятий, как «университет», «докторантура», «профессор», «степень магистра», «аккредитованный» и т.д.

Международные связи, обусловленные наличием коммуникаций в виде публикаций, проведения конференций, размещения электронных сетей внутри научного сообщества, а также качество научных работников, оцениваемое в соответствии с международными нормами, должны развиваться университетами.

2. Современные тенденции развития высшего образования

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. Так, количество поступающих в высшие учебные заведения выпускников школ в 1995 г. в развитых странах составило – 60%, в Северной Америке – 84%, в развивающихся странах число охваченных высшим образованием увеличилось за последние годы в 11 раз. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 460 студентов на 10 000 населения, что является высоким показателем для стран Европы.

2. Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации (увеличение разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Такая взаимосвязь знаний из различных учебных предметов называется междисциплинарностью, которая и выступает важной характеристикой учебного процесса в современном вузе. Научная практика подтверждает, что новые знания, новая научная отрасль возникают на стыке знаний из разных научных сфер. Образование в современном мире, как отмечал Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерико Майор, формируется по образу и подобию бесконечной вселенной, где скрещиваются и взаимно обогащаются друг с другом процессы непрекращающегося творения.

3. Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999г., к 2010 году предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает:

признание дипломов, ученых степеней и квалификаций,

реализацию двухступенчатой структуры высшего образования,

использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ,

разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки.

4. Качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. В современной производственной сфере наблюдается соединение нескольких форм деятельности: производственной, исследовательской и проектно-конструкторской. Это способствует созданию экспериментальных производств, направленных на разработку новых, более эффективных технологий, обеспечивающих повышение качества продукции. Интеллектуальный потенциал современного общества определяется освоением новых типов мышления, развитием новых видов деятельности, созданием новых технологий.

В этой связи изменяется роль вузовской науки и практики: они должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс совершенствования существующих и создания новых технологий и систем деятельности.

Это определяет необходимость обновления содержания образования в современном вузе: оно должно быть не только «знаниевым», но и «деятельностным» и обеспечивать формирование у студентов опыта освоения и создания новых типов деятельности. Выдвигается проблема реорганизации образовательного процесса вуза, в котором учебно-познавательная работа студентов должна превращаться в научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность. Опыт освоения новых типов деятельности, способов мышления, технологий и должен стать предметом изучения студентами. При этом будущие специалисты должны учиться выдвигать и обосновывать целевые установки деятельности, разрабатывать и внедрять научно-производственные и технологические проекты.

5. Повышение роли непрерывного самообразования. В настоящее время в высшей школе в течение 4-6 лет в условиях интенсивного развития науки, производственной сферы осуществляется подготовка специалистов, срок профессиональной пригодности которых исчисляется 3-5 годами. В условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. По некоторым оценкам зарубежных исследователей специалист в течение года вынужден проводить в учреждениях системы последипломного образования до трети своего рабочего времени. В этой связи важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки специалистов выступает формирование у них системы аутодидактических умений (умений учить самого себя) и потребности в постоянном самообразовании

6. Изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта. Такой подход определяет необходимость создания в образовательном процессе условий для усвоения студентами умений самоопределения, самообразования и профессионального самосовершенствования. Важнейшими условиями выступают реализация развивающих или личностно-ориентированных технологий, основанных на активных, исследовательских формах и методах обучения; увеличение доли самостоятельной работы, использование INTERNET. Это предполагает серьезную активизацию учебной и научно-исследовательской работы будущих специалистов, увеличение ее плотности и насыщенности, количества отчетных и контрольных мероприятий.

7. Образование стало крупной составляющей рынка образовательных услуг и может стать, по мнению экспертов, одним из самых прибыльных видов экспорта в 21 веке. По оценке ВТО, мировой рынок образовательных услуг составил в 1995 г. 27 млрд. долларов США. Предполагается, что к 2025 г. общее количество студентов, получающих образование за рубежом, вырастет до 4,9 млн., а финансовые показатели достигнут 90 млрд. долларов США. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список видов деятельности, которая, в случае заключения соответствующего Генерального соглашения, будет регулироваться его положениями.

Таким образом, система высшего профессионального образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность на основе ближнесрочных и долгосрочных прогнозов с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.

Подытоживая, следует сказать, что современные тенденции в сфере высшего образования имеют негативные последствия как для России, так и для других стран СНГ:

    классические ценности высшего образования вытесняются на периферию;

    деформируется рынок труда;

    качество образования заметно ухудшается;

    фундаментальная наука разрушается в силу недофинансирования.

В заключение необходимо подчеркнуть, что стремительное научно-техническое продвижение, развитие новейших технологий, высокий уровень рыночных отношений, демократизация общественных отношений и являются теми факторами, которые определяют потребности и формируют предпосылки совершенствования содержания высшей школы.

Список использованной литературы

    Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. / Г. Д. Дмитриев. – М.: «Народное образование, 2014. – 208 с.

    Оноприенко А. В. Тенденции развития высшего образования в России в современных условиях //Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – №12. – 2014. – С. 12-17

    Ткач Г.Ф. Тенденции развития и реформы образования в мире: Учеб. пособие Г.Ф. Ткач, В.М. Филиппов, В.Н. Чистохвалов. – М.: РУДН, 2008. – 303 с.

    Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: АСМ, 2006. – 348 с.

    Коростелкин Б.Г. Ведущие тенденции развития современной системы высшего образования [Электронный ресурс] / Б.Г. Коростелкин. – Режим доступа: