Римский клуб - что такое? Международная общественная организация (аналитический центр): история создания, задачи, члены клуба. Мировая политика Чем занимается римский клуб

международная общественная организация, созданная в 1968 году с целью изучения глобальных проблем человечества, а также с целью понять последствия научно-технической революции.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РИМСКИЙ КЛУБ

междуяар. обществ. орг-ция, соз­данная с целью «углублять понимание особенностей раз­вития человечества в эпоху науч.-технич. революции». Основан в 1968, пред.- итал. экономист А. Печчеи. Включает около ста ученых, обществ. деятелей, биз­несменов из более чем 30 стран, преим. развитых капиталистич. гос-в. Осн. направления деятельности: обсуж­дение и стимулирование исследований глобальных проб­лем, содействие формированию мирового обществ. мне­ния в отношении этих проблем, диалог с руководителя­ми гос-в. Осн. формы работы - поощрение спец. исследоват. проектов, собрания, на к-рых обсуждаются про­екты соответствующих науч. исследований, принима­ются решения о публикации их результатов, и т. д. Р. к. не финансирует проекты, а лишь рекомендует их пром.-финанс. корпорациям Запада, для к-рых такие ассигнования служат рекламой.

Доклады Р. к., особенно первый, вызвали сенсацию, т. к. авторы делали вывод: при сохранении существую­щих тенденций науч.-технич. прогресса и глобального экономич. развития на протяжении 1-й пол. 21 в. ожи­дается «глобальная катастрофа». Они рекомендовали перейти к «нулевому росту», а позднее - к «органич. росту» (см. «Пределов роста» теория). Эта работа под­верглась критике за игнорирование различий отд. ре­гионов мира и недостаточное внимание к нормативному прогнозированию, способному выявить пути решения назревающих проблем при экстраполяции наблюдаемых тенденций в будущее. Поэтому в двух последующих ра­ботах был принят региональный подход и усилены нор­мативные разработки, но выводы получились не намно­го более оптимистичными. Дальнейшие работы в основ­ном касаются нормативных аспектов и направлены на выявление путей решения конкретных глобальных про­блем. Они также вызвали полемику в среде мировой об­щественности и обострили борьбу течений в совр. бурж. философии, политэкономии, социологии и футуроло­гии. Политич. программа Р. к. носит характер либеральнобурж. реформизма. В социальной философии его лидеров эклектически смешаны концепции неомаль­тузианства, неокейнсианства, технологич. теорий и т. д. В своей деятельности Р. к. ориентируется на многоиац. финанс.-пром. корпорации, интеллектуальную «элиту», науч.-технич. интеллигенцию.

Исследования Р. к. привлекли внимание к острым проблемам современности, в них поставлены назревшие вопросы глобального экономич. и экологич. характера. Представители Р. к. выступают против гонки вооруже­ний, за разрядку междунар. напряженности, за преодо­ление наиболее хищнич. черт неоколониализма, усиление помощи развивающимся странам и т. д. Однако кон­цепции Р. к. сводят сложные закономерности развития природы и общества к поискам «пределов» науч.-технич. и социального прогресса. В последних докладах Р. к. наблюдается стремление сохранить эти концепции, де­лая акцент уже не на «внешние» (физич.) «пределы ро­ста», а на «внутренние» (социальные, психологич., куль­турные, политич. и др.).

Ученыемарксисты подвергли критике работы Р. к. за слабость теоретико-методологич. базы исследований, их апологетический в ряде случаев характер, игнори­рование необходимости коренных социальных преоб­разований для эффективного решения глобальных проблем.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Эта международная общественная организация была основана в 1968 году членами группы Моргентау. В апреле 1968 года в частном доме Дэвида Рокфеллера в Беладжио, Италия, состоялась встреча самых влиятельных людей мира. Её организовал итальянский менеджер Аурелио Печчеи, имеющий тесные отношения с корпорациями Оливетти и Фиат. Решения клуба должны были быть направлены на поддержание мира и процветания во всех странах, что можно было бы осуществить через Новый мировой порядок.

В клуб вошли 75 влиятельных промышленников, экономистов и учёных из 25 стран мира. и Римский клуб являются наиболее важными внешнеполитическими рычагами Круглого стола, возглавляемого Комитетом 300. Комитет 300 более ста лет отдаёт негласные приказы многим организациям. В последнее время их «правой рукой» стал Римский клуб.

Эмблема Римского клуба

Многие из членов Римского клуба разделяли претензии лорда Каррингтона, бывшего генерального секретаря НАТО и сами имели отношение к НАТО.

10 королевств

Римский клуб осуществляет деятельность по политическим, социальным и экономическим вопросам. Его члены утверждают, что «нет никакой другой альтернативы будущего выживания человечества, кроме новой глобальной общности с единой формой правления».

В 1973 году Римский клуб опубликовал доклад под названием «Районирование и адаптивные модели глобальной мировой системы», автором которого были Эдуард Пестель и Михаил Месарович. Доклад демонстрировал проект разделения мира на десять регионов. Таким образом, весь мир будет под одним руководством. Этими регионами являются:

  • Западная Европа;
  • Восточная Европа;
  • Япония;
  • Северная Америка;
  • Австралия и Южная Африка;
  • Латинская Америка;
  • Северная Африка и Ближний Восток;
  • Центральная Африка;
  • Южная и Юго-Восточная Азия;
  • Центральная Азия.

Карта Римского клуба 1973 года

Такой Новый Мировой Порядок был представлен в книге «Человечество на поворотном пункте», в которой говорилось, что решения проблем мира могут «быть разработаны только в глобальном контексте».

Контроль населения

В этом же году Римский клуб опубликовал ещё один проект «Пределы роста», в котором речь шла о проблеме перенаселения планеты и необходимости его сокращения. Например, США должны были уменьшить своё население на 60 % за следующие полстолетия. Через 7 лет был выпущен отчёт в двух томах под названием «Глобальное исследование 2000». Этот отчёт был представлен президенту Картеру.

В нём были спроектированы глобальные экономические тенденции на ближайшие два десятилетия. Отмечалось, что на Земле не хватает ресурсов для поддержания ожидаемого резкого увеличения мирового населения. В документе указывалось, что население Соединённых Штатов необходимо уменьшить на 100 миллионов человек к 2050 году.

Одно из собраний Римского клуба, 1972 год

Через полгода Совет по качеству окружающей среды сделал рекомендации «Глобальное будущее: Время действовать». Там предлагался агрессивный план уменьшения населения, включающий распространение контрацепции, легализацию абортов и принудительную стерилизацию в странах третьего мира и не только.

В августе 1982 года вышел документ «Глобальный 2000: Концепции геноцида», заявляющий о намерениях проведения политики, которая приведёт к гибели не только 120 млн. человек, как отмечалось в отчётах, а к смерти двух миллиардов человек к 2000 году. Намерения были высказаны со стороны таких политических центров, как Совет по международным отношениям, и Международный валютный фонд. Римский клуб постановил, что геноцид должен быть использован для устранения «лишних» людей.

Ассоциация США в Римском клубе

В 1976 году была создана Ассоциация США Римского клуба (USACOR), целью которой было постепенное сведение на «0» американской экономики. Генри Киссинджер, бывший Советник по национальной безопасности США и госсекретарь США, был членом Римского клуба. Он дестабилизировал США, втянув страну в военные действия: на Ближнем Востоке (Персидский залив) и на Дальнем востоке: во Вьетнаме и в Корее. Комитет 300 в Персидском заливе использовал наёмников США, чтобы вернуть Кувейт под свой контроль, а Ирак использовали в качестве примера, чтобы другие страны не пытались самостоятельно решать свою судьбу.

В современную эпоху многие проблемы человечества становятся глобальными. Их большая актуальность объясняется целым рядом факторов: увеличением воздействия людей на природу, ускорением процессов развития общества, осознанием исчерпаемости важнейших природных ресурсов, воздействием современных СМИ и технических средств и т. д. Важную роль в решении этих вопросов сыграл Римский клуб.

Проблемы человечества? Это острейшие социоприродные противоречия, которые затрагивают весь мир, а значит, и отдельные страны и регионы. Их нужно отличать от частных, локальных и региональных проблем.

Глобальные проблемы современности

Их следует четко обозначить, так как именно их решением занимается Римский клуб. проблемы, мы уже определили. Нужно также сказать о том, что они делятся на три группы. Вкратце опишем каждую из них:

  1. Первую составляют те, которые связаны с отношениями между группами государств. Такие проблемы называют интерсоциальными. Примеры их следующие: проблема обеспечения мира и предотвращения войн, установление справедливого экономического порядка на международном уровне.
  2. Вторая группа проблем объединяет возникшие в результате взаимодействия природы и общества. Они связаны с тем, что окружающая среда имеет ограниченные возможности выносить Примеры таких проблем: обеспеченность топливом, энергией, чистым воздухом, пресной водой. Сюда же относится охрана природы от различных необратимых изменений, а также разумное освоение космического пространства и мирового океана.
  3. Наконец, третья группа глобальных проблем объединяет вопросы, связанные с системой человек-общество. Речь идет о том, что касается непосредственно отдельного человека. Эти проблемы относятся к тому, насколько общество способно предоставить возможности для развития личности.

Аурелио Печчеи, основатель Римского клуба, а также первый его президент, вспоминал, что чем яснее он представлял себе все опасности, угрожающие человечеству, тем больше убеждался в том, что нужно незамедлительно предпринять решительные меры. В одиночку он не мог ничего сделать, поэтому решил создать круг единомышленников. Аурелио Печчеи хотел предложить миру новые подходы к изучению волновавших его мировых проблем. Результатом этого стало создание Римского клуба.

Кто такой А. Печчеи

Годы жизни этого человека - 1908-1984. Он был выходцем из семьи одного итальянского социалиста. Печчеи в 1930 году защитил докторскую диссертацию, посвященную новой экономической политике, которая проводилась в СССР. В период Второй мировой войны он принимал участие в движении Сопротивления. Печчеи побывал в это время в фашистских застенках. Нужно сказать, что семья Аурелио не бедствовала. Тем не менее этого человека с молодых лет волновал вопрос искоренения несправедливости в обществе. Печчеи много ездил по миру. Он видел роскошь и богатство одних и убожество и нищету других.

Александр Кинг

Этот британский профессор физической химии также стоял у истоков Римского клуба. В конце 60-х годов прошлого века он стал генеральным директором по вопросам науки ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). После смерти Печчеи именно Александр Кинг (на фото слева) возглавлял Римский клуб до 1991 года.

Создание Римского клуба

Численность этого объединения никогда не превышала ста человек. Оно была основано в 1967 году. Аналитический центр был задуман как неправительственная международная организация, которая объединяет ученых, бизнесменов и политических деятелей со всего мира. Кроме действительных членов, в Римском клубе имеются ассоциированные и почетные. Аналитический центр получил свое название по имени города Рима, где произошла встреча его учредителей (в Академии деи Линчеи).

Задача и цели клуба

Основная с момента ее образования - определение жизненно важных проблем, которые стоят перед человечеством, а также выработка способов их решения. Цели Римского клуба, исходя из этого, следующие:

  • разработка методики анализа так называемых затруднений человечества (прежде всего, и неконтролируемого роста процессов производства и потребления);
  • пропаганда серьезности кризиса, в котором оказался современный мир;
  • определение мер, благодаря которым можно достигнуть глобального равновесия.

Аурелио Печчеи сформулировал "сквозную" идею, согласно которой кризисная ситуация является результатом разрыва между техническими достижениями человечества и его культурным развитием.

Установки клуба

Всегда оставалась немногочисленной, что должно было способствовать установлению постоянных контактов между ее членами. Правда, и при таком количестве осуществить это не всегда легко. Римский клуб не должен стать организацией в общепринятом смысле этого слова, так как в мире и так хватает таких объединений. Он существует на собственный бюджет, пусть даже скудный, чтобы не зависеть от каких бы то ни было источников финансирования. Клуб является транскультурным, то есть его члены обращаются к различным системам ценностей, идеологиям и научным дисциплинам, не связывая себя при этом ни с одной из них. Объединение считается неформальным, что способствует свободному обмену мнениями. Еще одна установка - Римский клуб готов исчезнуть в случае, если в нем отпадет необходимость, поскольку нет ничего хуже институтов или идей, переживших свою полезность.

Деятельность Римского клуба

Его работе способствовали более 30 ассоциаций в различных странах мира, ведущие пропаганду концепций клуба в своих государствах. Исследовательские проекты, инициированные ими, касались разных сторон современного кризисного состояния нашей планеты. Они финансировались крупными фирмами и осуществлялись учеными из различных государств, которые представляли их результаты в виде докладов клубу. Следует отметить, что формального бюджета и штата у интересующего нас объединения нет. Деятельность его координируется состоящим из 12 членов исполнительным комитетом.

Международный секретариат организации в начале 2008 г. был передислоцирован из немецкого города Гамбурга в Винтертур (Швейцария). В настоящее время клуб продолжает изучать современное состояние мира. А в нем со времени основания объединения произошли большие перемены, в особенности в геополитике.

Деятели клуба

Международная общественная организация по своему составу стремится представить срез прогрессивного человечества. Среди его членов значились видные государственные деятели, мыслители, ученые, менеджеры и педагоги из более 30-ти стран мира. Их жизненный опыт и образование были различными, как и положение в обществе. Кроме того, эти люди придерживались разных взглядов и убеждений. Организация Римский клуб собрала биологов Аклила Лемма из Эфиопии и Карла-Герана Хэдена из Швеции; социолога и философа-марксиста Адама Шаффа из Польши; канадского и американского сенаторов М. Ламонтана и К. Пэлла; ученого-политолога из Бразилии Хелио Джагарибе; урбаниста из Японии и др. Всех этих и многих других членов объединяла забота о судьбах человечества и глубокое чувство гуманизма. Они придерживались различных мнений, однако могли свободно их выражать в форме, которую считали наиболее приемлемой. Отметим, что члены правительств, как правило, не могут быть членами интересующей нас организации одновременно.

Римский клуб в России

В СССР в 1989 г. появилась Ассоциация содействия Римскому клубу. Его действительными членами в разное время были академики РАН Е. К. Федоров, Д. М. Гвишиани, В. А. Садовничий, А. А. Логунов, Е. М. Примаков, а также писатель Ч. Т. Айтматов.

Патон Борис Евгеньевич и Горбачев Михаил Сергеевич - почетные члены клуба. Последний не нуждается в представлении, а вот о первом знают не все. Патон Борис Евгеньевич (на фото выше) - профессор, украинский и советский ученый в сфере технологии металлов и металлургии. Он дважды был удостоен звания Герой Социалистического Труда. Кроме того, этот ученый первым в истории стал Героем Украины.

Действительным членом до 2012 года был профессор Сергей Петрович Капица. Вы наверняка слышали что-то об этом ученом. Сергей Петрович Капица (на фото выше) - российский и советский физик, просветитель, вице-президент РАЕН, телеведущий, а также главный редактор известного журнала "В мире науки". С 1973 г. он вел телевизионную программу "Очевидное-невероятное". Этот ученый является сыном получившего Нобелевскую премию.

Две глобальные проблемы, которые рассматривал клуб

В поле зрения интересующей нас организации находилось множество серьезнейших проблем. Однако ее любимой темой является вопрос о том, что окружающая среда и человеческое общество - единая система. Неконтролируемая деятельность людей приводит к утрате стабильности в ней. Следует сказать о двух так называемых мифах, о желательности и необходимости которых говорилось в докладах клубу. Речь идет о глобальном потеплении и озоновых дырах. Они легли в основу Киотского и Монреальского протоколов - крупнейших международных соглашений.

Многим известно о том, что озоновый слой представляет собой атмосферный пояс, который находится на высоте 10-50 км над поверхностью нашей планеты и защищает ее от ультрафиолетового излучения солнца, губительного для жизни. Еще в 1957 году начались наблюдения за этим слоем в рамках Международного геофизического года, объявленного тогда. Было обнаружено, что его толщина меняется в зависимости от сезона. В 1980 годы заговорили об "озоновой дыре", расположенной над Антарктидой, где временами площадь истонченного слоя превышала 15 млн кв. км. СМИ и ученые забили тревогу, посчитав, что солнечная радиация угрожает жизни на нашей планете.

В Монреале в 1987 году 36 стран подписали протокол, согласно которому запрещается использовать вещества, которые разрушают озоновый слой. В 1997 году был принят Киотский протокол. Страны-участники этого соглашения обязались ограничить техногенный выброс парниковых газов уровнем 1990 г. Речь идет, прежде всего, о водяном паре и двуокиси углерода. Они якобы усиливают тепличный эффект, что приводит к глобальному потеплению. Если нормы выброса, установленные протоколом, будут превышаться, то для государств, подписавших его, возможны следующие варианты: введение квот на выброс, уплата штрафов и закрытие предприятий.

В заключение

В настоящее время сравнительно редко вспоминают о такой организации, как Римский клуб. Что такое объединение существовало, знают далеко не все представители молодого поколения. Эта организация рассматривается скорее как объединение, принадлежащее истории. На 70-е годы прошлого века пришелся пик популярности Римского клуба (Club of Rome). Это произошло во многом благодаря первым докладам "бесприбыльной гражданской ассоциации", членами которой были ученые, видные менеджеры, политики и финансисты. Под влиянием деятельности Римского клуба глобалистика оформилась как обществоведческая междисциплинарная дисциплина. Идеи ее в 1990-2000 годы стали составной частью научной культуры. Помимо основной деятельности, Римский клуб способствовал формированию небольших локальных групп в различных странах. Он помог распространить множество важных идей, в результате чего движение за лучший мир обрело направленность и силу.

Итак, мы ответили на вопрос: "Римский клуб - что такое?". Существование подобных организаций, согласитесь, очень важно в современном мире.

Римский клуб (Club of Rome) - международная организация созданная для обсуждения глобальных проблем.

Что такое Римский Клуб? Если послушать конспирологов, то это страшная надгосударственная структура, которая вместе с ещё несколькими организациями . Но если посмотреть на прессу, на доклады, то это одна из многих организаций, занимающихся экологией.

Влиятельная, имеющая огромный ресурс (речь не только о деньгах, речь в большей степени о научном потенциале, политическом влиянии).

1968 год, в Риме 2 человека — Александр Кинг и промышленник, экономист Аурелио Печчеи собирают небольшое совещание, которое позже стало клубом.

Главная цель клуба — обратить внимание человечества на важнейшие проблемы планеты, общества.

Мнение: вторая половина 20-го века, мир становится более открытым, понятно, что в будущем будет меньше границ. Глобализация рождает ряд проблем, которые больше чем сфера деятельности одного государства. Требуются , которые помогут решать общие проблемы. В тоже время, Римский Клуб — это западная организация, которая помимо прочего, отстаивает интересы глобальных компаний, кланов. И на своём начальном этапе, эта организация воспринималась многими как антисоветская.

Доклады Римского Клуба

Неосознанность происходящего.

Клуб заказывает разного рода доклады по некоторой проблематике. Ежегодно выделяется и на конференции оглашается главный доклад. Проходит дискуссия, далее утверждение. Доклады предполагают научные исследования. Затраты оплачивает Клуб.

Главный рабочим органом клуба стал комитет из дюжины участников. Всего клуб насчитывает 100 участников по всему миру. Штаб-квартира находится в Париже. Так же несколько десятков ассоциированных организаций в разных странах мира осуществляют поддержку работы клуба.

Полезная работа клуба в классификации и систематизации мировой проблематики. Многое делается для выявления причин, а так же условий и способов разрешения вопросов. Клуб одним из первых стал применять компьютерное моделирование для просчёта последствий различных ситуаций, моделировать варианты развития.

Выделяется 2 основных группы проблем:

  • Общество — экология,
  • Внутренние общественные.

В 1991 г. представлен доклад, написанный президентом клуба Александром Кингом и генеральным секретарем Бертраном Шнайдером - Первая глобальная революция. Здесь дана характеристика нового мира, возникающего после окончания конфликта между СССР и капиталистическим миром, в рамках этого же доклада подведены некоторые итоги деятельности клуба и намечены цели. Интересно, что это стало поводом винить клуб в причастности к распаду СССР.

Экологические проблемы — наиболее важный спектр вопросов, рассматриваемый в рамках данной организации. Будучи наднациональной структурой, Клуб может позволить себе выработку глобальных решений.

Римский клуб часто критикуют за излишнюю пессимистичность. Да, многие их прогнозы сбываются вовсе не такими темпами как они предполагали. Однако, в своё время эти прогнозы заставляли «шевелиться» ООН, природоохранные структуры, государства. Что доказывает эффективность организации.

Клуб уделяет много внимания экономике. Причём часто критикуют современные реали. Так по словам Раворта, сегодняшние студенты, которые будут определять политику в 2050, учатся идеям из книг 1950, которые основаны на теориях 1850.

Мнение: многие выводы Римского клуба по экономике и экологии свидетельствуют в пользу необходимости снижать потребление. Это хорошо. Но за этом следует вывод о необходимости «оптимизировать» популяцию людей. Шаг до чумы.

Список докладов

Если хотите понять сущность многих мировых процессов — почитайте доклады клуба (их можно найти в сети и они крайне увлекательны).

1972 Пределы роста Д.Медоуз и др.
1974 Человечество у поворотного пункта М.Месарович и Э.Пестель
1975 Пересмотр международного порядка Я.Тинберген
1976 За пределами века расточительства Д.Гарбор и др.
1977 Цели для человечества Э.Ласло и др.
1978 Энергия: обратный счет Т.Монбриаль
1979 Нет пределов обучению Дж. Боткин, Э.Эльманджра, М.Малица
1980 Третий мир: три четверти мира М.Гернье
1980 Диалог о богатстве и благосостоянии О.Джириани
1980 Маршруты, ведущие в будущее Б.Гаврилишин
1981 Императивы сотрудничества Севера и Юга Ж.Сен-Жур
1982 Микроэлектроника и общество Г.Фридрихс, А.Шафф
1984 Третий мир способен себя прокормить Р.Ленуар
1986 Будущее океанов Э.Манн-Боргезе
1988 Революция босоногих Б.Шнейдер
1988 За пределами роста Э.Пестель
1989 Пределы опустошенности О.Джарини, В. Сиэль
1989 Африка, победившая голод А.Лемма, П.Маласка
1991 Первая глобальная революция А.Кинг, Б.Шнайдер
1994 Способность управлять Е.Дрор
1995 Скандал и позор: бедность и недоразвитость Б.Шнайдер
1995 Принимать природу во внимание: к национальному доходу, способствующему жизни В.Ван Дирен
1997 Фактор четыре: удвоение богатства, двукратная экономия ресурсов Э.Вайцзеккер, Э.Ловинс, Л.Ловинс
1997 Пределы социального единства: конфликты и понимание в плюралистическом обществе П.Бергер
1998 Как мы должны работать О.Джарини, П.Лидтке
1998 Управление морями как глобальным ресурсом Э.Манн-Боргезе
1999 В Сети: гипотетическое общество Ж.-Л.Цебриан
2000 Человечность побеждает Р.Мон
2001 Информационное общество и демографическая революция С.Капица
2002 Искусство заставляет думать Ф.Фестер
2003 Двойная спираль обучения и работы О.Джарини, М. Малица
2004 Пределы роста – 30 лет спустя Д.Медоуз и др.
2005 Пределы приватизации Э.Вайцзеккер

Важный вывод клуба: в случае новой глобальной войны — человечество может больше никогда не восстановиться в своём теперешнем развитии.

Современная цивилизация потеряла способность к саморегенерации, которой обладали более примитивные древние и средневековые общества. Если она рухнет, то восстановить ее будет невозможно. Даже если человечество при этом выживет, оно не сможет вернуться в «век железа», ведь запасы полезных ископаемых истощены настолько что их добыча требует сложного металлоемкого оборудования. В лучшем случае, мы снова станем аграрной цивилизацией.

Для ветки человек-общество проблемы решаемы за счёт воспитания нового гуманизма, человека, отрицающего насилие. Положительно оценивается распространение образования и предпринимательство.

Люди, которые управляют Римским Клубом.

Несмотря на критику и обвинения конспирологов, РК старается быть более открытым, так есть сайт www.clubofrome.org — где можно увидеть фото всех участников. Соответственно поиском по именам можно найти о них подробную информацию, почитать их труды.

Печчеи

А. Печчеи настаивал на том, что все глобальные проблемы человечества связаны друг с другом, имеют общие истоки. Развивая потребление, человек выстраивает искусственный мир, теснит природу. Экология не знает вопросов суверенитета и независимости: всё связано, все связаны. Нет экологических проблем одной страны — эти проблемы глобальны. Земля, планет — конечна, конечны и возможности человека по экспансии. Мусор, невозобновляемые ресурсы, уничтожение видов животных — всё это нарушает равновесие сприродой и грозит человеку.

Важно пересмотреть образ жизни человека. Улучшение человеческих качеств, рост ответственности смогут не только удовлетворить растущие потребности человечества, но и дать человеку возможность разумно планировать свое будущее.

Интересный вывод из докладов клуба: есть всего два процесса, которые представляются основными первопричинами современных глобальных проблем:

  • глобализация социально-экономической и политической жизни, основанная на формировании относительно единого мирового хозяйства;
  • развертывание научно-технической революции (НТР), которая многократно умножила все возможности человека, в том числе и по самоуничтожению.

Есть даже такая идея, чтобы вернуть человечество в 19 век, когда эти проблемы только зарождались. то есть — контролировать технический прогресс вплоть до «отката».

Одной из важнейших проблем изучаемых РК является глобализация. Часто из-за некой специализации на данном вопросе, Римский клуб называют праобразом будущего мирового правительства. Идеальное по Аристотелю государство: правят умнейшие.

Россия в Римском Клубе

Историческое значение клуба — это площадка где капиталистический мир мог беседовать с социалистическим в общих интересах.

В 1989 году в СССР была создана Ассоциация содействия Римскому клубу. После 1991 года она реформировалась в Российскую ассоциацию содействия Римскому клубу.

В разное время действительными членами клуба были Гвишиани, Фёдоров, Примаков, Логунов, Садовничий, Айтматов, Капица, Горбачёв.

29-30 мая 2000 года в России прошла конференция Римского клуба на тему Устойчивое будущее России?!

В связи с появлением во второй половине двадцатого века глобальных проблем человечество было поставлено перед необходимостью разработки принципиально новой концепции развития, призванной решить или хотя бы смягчить эти проблемы. Важную роль в разработке новых взглядов на рост и развитие человечества в будущем сыграл Римский клуб.

Римский клуб - международная неправительственная организация, созданная в 1968г. Известным общественным деятелем Аурелио Печчеи.

Данная тема актуальна, во-первых, в связи с тем, что человечество еще не разработало реально осуществимых способов решения глобальных проблем, а во-вторых потому, что результаты некоторых исследований по этой тематике, проведенных еще в 70-е годы, не потеряли своего значения по сей день. Проблема данного исследования так же носит актуальный характер в современных условиях, так как об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Объектом данного исследования является деятельность Римского клуба и его историческое развитие. Предметом является исследование связей между глобальными проблемами.

Целью данной работы является рассмотрение организации Римского клуба и его идей о росте и развитии человечества и выяснение роли Римского Клуба в этом процессе.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

    Рассмотреть основные исследования проблемы роста и развития человечества;
    Рассмотреть структуру Римского клуба;
    Выяснить роль этих исследований в формировании современных взглядов на рост и развитие.

Глобальные проблемы тесно связаны друг с другом и имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.

Сегодняшние глобальные проблемы существенно меняют взгляд на происходящие эволюционные процессы в мире. Эволюция преобразует человека, но и человек воздействует, влияет на эволюцию, меняя характер и способ ее протекания. Более того, теперь уже можно сказать, что ответственность за эволюцию мира во многом лежит на самом человеке, и люди не могут не принять ее груз на свои плечи.

Глава 2.

История возникновения Римского клуба

Римский клуб был создан в то время, когда кризисные процессы в капиталистическом мире заметно усилились, кризис охватил все сферы жизни буржуазных стран и породил потребность в пересмотре не только социально-экономических ориентиров развития нестабильной, неустойчивой системы и духовных ценностей, не отвечающих запросам бурно развивающейся научно-технической революции, но и взаимосвязей между человеком и природой, взятых в масштабах планеты в целом. Возникновении Римского клуба связано с попытками удовлетворить потребность в новых организационных формах, наиболее остро испытываемую учёными и теми представителями делового мира, которые в своей практической деятельности постоянно сталкиваются с трудностями проблемами, связанными с научно-технической революцией.

Весной 1968 года Аурелио Печчеи разослал приглашения 30 видным европейским учёным и представителям делового мира для участия в обсуждении назревших проблем. 6-7 апреля 1968 года в Риме в старой Национальной академии состоялась встреча приглашённых, на которой развернулись дискуссии по наиболее актуальным проблема современности. Участники этой встречи, поддерживавшие идею о создании международной организации, получившей название Римский клуб, собрались затем для обмена мнениями, в ходе которого и были определены организационная структура и цели его деятельности.

Первые два года своего существования Римский клуб потратил на установление контактов и пропаганду своих замыслов, пытаясь привлечь к себе внимание учёных, общественных деятелей, бизнесменов, политиков различных стран. Однако в то время замыслы Римского клуба не встретили широкого отклика и поддержки у мировой общественности. Перелом в этом отношении наметился в конце 1969 года, когда по приглашению канцлера Австрии в Вене впервые собрались представители Римского клуба вместе с политическими представителями ряда западных стран.

Состоявшийся диалог послужил толчком к активизации деятельности клуба.

Глава 3.

Состав Римского клуба

У Римского клуба нет штата и формального бюджета. Его деятельность координируется исполнительным комитетом, состоящим из 12 человек. Пост президента клуба последовательно занимали А.Печчеи, А.Кинг (1984–1991) и Р.Диес-Хохлайтнер (с 1991).

Согласно правилам, действительными членами Клуба могут быть не более 100 человек из разных стран мира. Среди членов Клуба преобладают деятели науки и политики из развитых стран. Кроме действительных, есть почетные и ассоциированные члены.

Работе Римского клуба способствуют более 30 национальных ассоциаций Римского клуба, которые ведут в своих странах пропаганду концепций клуба.

Представителями России в Римском Клубе в разное время были академики Д. М. Гвишиани, Е. К. Фёдоров, Е. М. Примаков, А. А. Логунов, С. П. Капица, Ч. Айтматов, В. А. Садовничий, почетными членами - М. С. Горбачёв и Б. Е. Патон.

В 1989 в СССР была создана Ассоциация содействия Римскому клубу, после распада СССР она реформировалась в Российскую ассоциацию содействия Римскому клубу президентом которой являлся Д.Гвишиани.

Глава 4.

Деятельность Римского клуба

На встрече 1968 года в Риме было признано ограничить состав Римского клуба в пределах 100 человек. Организация приняла статус неправительственной, не связанной с политическими партиями, классами, существующими формами идеологии; её члены выступают в личном качестве, не представляя интересы какой-либо группы или страны. Было оговорено, что Римский клуб не должен иметь постоянного бюджета, ограничивающего свободу действий. Руководства, организационная и координирующая деятельность в промежутках между ежегодными собраниями членов клуба поручена президенту и исполнительному комитету. Эти организационные принципы и были положены в основу теоретической и практической деятельности Римского клуба, направленной на выработку соответствующей тактики и стратегии по разрешению проблем, стоящих перед современным миром.

Римский клуб с самого начала поставил перед собой задачу ответить на главный вопрос: можно ли сохранить здоровое состояние региональной и глобальной природной среды, экономическое равновесие, устойчивость общественного развития и благосостояние людей, базу невозобновляемых природных ресурсов, если неизбежные изменения в характере использования энергетических и сырьевых материалов, способах производства и потребления в странах индустриальной периферии будут и дальше идти путем наименьшего сопротивления, руководствуясь только узкими экономическими интересами?

Клуб был задуман как общество, ориентированное на конкретные действия, а не на дискуссии ради дискуссий. В соответствии с намеченной программой действий перед Клубом были поставлены две основные цели, которые он должен был постепенно осуществлять. Первая цель - способствовать и содействовать тому, чтобы люди как можно яснее и глубже осознавали затруднения человечества. Вторая - использовать все доступные знания, чтобы стимулировать установление новых отношений, политических курсов и институтов, которые способствовали бы исправлению нынешней ситуации.

Чтобы служить этой двойной цели, Римский клуб стремился по своему составу представлять как бы срез современного прогрессивного человечества. Его членами являлись видные ученые и мыслители, государственные деятели, представители сферы образования, педагоги и менеджеры из более чем тридцати стран мира. Все они отличались друг от друга образованием и жизненным опытом, занимали различное положение в обществе и придерживались разных убеждений и взглядов.

Эти сто так непохожих друг на друга людей при всех их различиях были едины в убеждении, что человеческое общество нуждается в глубоком обновлении и что процесс этот может быть намечен и претворен в жизнь только совместными усилиями всех людей планеты при их взаимной терпимости, понимании и солидарности. Они понимали, что ни одна группа людей не в состоянии исправить сложившееся в мире положение без помощи других групп, без поддержки представителей других философских направлений. Возможно, их объединяло и нечто более глубокое, какое-то еще не осознанное до конца подспудное ощущение, что многие существующие доктрины и школы мышления в наш век постепенно утрачивают смысл, становятся неуместными, не способными более направлять развитие человечества. И они участвовали в спокойных, лишенных внешней горячности дискуссиях Римского клуба в надежде, что смогут, сохраняя лояльность по отношению к своим философским школам и институтам, как-то прояснить и приблизить к современной действительности собственные мысли и взгляды.

Римский клуб по самой своей природе не может служить интересам какой бы то ни было отдельной страны, нации или политической партии и не отождествляет себя ни с какой идеологией; смешанный состав не позволяет ему целиком присоединиться к позиции одной из сторон в раздирающих человечество на части спорных международных делах. У него нет и не может быть единой системы ценностей, единой точки зрения, он вообще не стремится к единомыслию. Выводы проектов, организатором которых он выступает, отражают мысли и результаты работы целых групп ученых и никоим образом не могут расцениваться как позиция Клуба. И, тем не менее, Римский клуб отнюдь не аполитичен, более того, его как раз можно назвать политическим в самом истинном, этимологическом значении этого слова. Т.к. способствуя изучению и осмыслению долгосрочных интересов человечества, он на деле помогает заложить новые, более прочные и созвучные времени основы для принятия важных политических решений и одновременно заставляет тех, от кого зависят эти решения, осознать всю глубину лежащей на них ответственности.

В Римском клубе принят порядок кооптации новых членов. За много лет состав его существенно расширился и оказался не столь сбалансированным и уравновешенным, как можно было бы желать.

Вместе с тем есть среди полноправных членов Клуба малоактивные, «спящие».

Малочисленность Римского клуба порой дает основание считать его некой элитарной группой, весьма далекой от повседневных земных проблем, которые встают перед рядовыми людьми. Это утверждение совершенно неверно. Напротив, цель Клуба состоит в том, чтобы добраться до самых корней истинных проблем нашего мира, которые стали мировыми, а следовательно, и общими проблемами и одинаково касаются всего человечества. Римский клуб абсолютно убежден, что судьба всех жителей планеты зависит в конечном счете от того, как будет решаться проблематика всего мира в целом.

Ограниченное членство Клуба отвечает и его функциональным критериям. Основатели римского клуба самого начала боялись создать организацию, внутренние потребности которой будут поглощать слишком много своих собственных ограниченных сил и возможностей. Они предпочли остаться маленьким, не обремененным бюрократией сообществом. Деятели данной организации руководствовались тем, что идеям нужен соответствующий «климат», а он диаметрально противоположен условиям, в которых пышным цветом цветет бюрократия. Так определилось призвание Римского клуба - действовать как катализатор.

Вместе с тем по причинам оперативного характера Римский клуб должен был так или иначе обрести реальность. И он был зарегистрирован в кантоне города Женевы как бесприбыльная гражданская ассоциация с простейшим из возможных уставов.

Обычно Римский клуб проводит одно пленарное заседание в год. Остальное время он действует как «невидимый колледж», члены его стараются поддерживать между собой постоянные контакты и по мере необходимости встречаются, организуя нечто вроде специальных узких дискуссионных групп. Первые шесть годичных встреч происходили в Вене, Берне, Оттаве, Париже, Токио и Западном Берлине. Седьмая встреча произошла в Алжире. Эти встречи обычно используются для обсуждения наиболее важных вопросов, представляющих всеобщий интерес, и в них нередко принимают участие эксперты по различным мировым проблемам, видные ученые и политические деятели.

Глава 5.

Основные цели Римского клуба

Анализируя деятельность Римского клуба, его создатель и лидер Аурелио Печчеи, сформулировал “Основные цели человечества”, которые изложил в своей книге “Человеческие качества”.

Он подчеркивает, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, что уже оборачивается экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Многообразный искусственный мир, создаваемый человеком все более теснит природу.

А. Печчеи отмечает, что человек тысячами нитей связан с другими людьми, его настоящее предопределяет будущее, нет и не может существовать экологической независимости.

А. Печчеи делает вывод о том, что конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии в отношении природы. Такой вывод шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на безудержный рост производственных показателей и превращался в символ нового стиля мышления человека в его отношении к природе. В результате складывался новый тип ценностного отношения человека к природе ответственное, соизмеренное отношение потребностей общества и возможностей природы.

Печеи выдвинул шесть основных целей, связанных с «внешними пределами» планеты, «внутренними пределами» самого человек. Полученным им культурным наследием, которое он обязан передать тем, кто придет после него. Мировым сообществом, которое он должен построить. Экологической средой, которую он должен защитить любой ценой. Сложной и комплексной производственной системой, к реорганизации которой ему пора приступить.


По мнению А. Печчеи, внешними пределами роста человеческой экспансии на природу являются:

Физические пределы (невозобновляемые природные ресурсы, геологические запасы минерального сырья, воздух, вода):

Экологические (отбросы, отрава, мусор);

Биологические (нарушение естественного равновесия между отдельными видами живых организмов).

Увеличив власть над Природой, человек вообразил себя безраздельным господином Земли и принялся ее эксплуатировать, пренебрегая тем, что ее размеры и биофизические ресурсы вполне конечны. Сейчас уже поняли также и то, что в результате бесконтрольной человеческой деятельности жестоко пострадала некогда щедрая и обильная биологическая жизнь планеты, частично истреблены ее лучшие почвы, а ценные сельскохозяйственные земли все более застраиваются и покрываются асфальтом и бетоном дорог, что уже полностью использованы многие наиболее доступные минеральные богатства, что вызываемое человеком загрязнение можно теперь найти буквально повсюду, даже на полюсах и на дне океана, и что теперь последствия этого отражаются даже на климате и других физических характеристиках планеты.

Всё это вызывает глубокое беспокойство, однако мы не знаем, в какой мере при этом нарушается равновесие и расстраиваются циклы, необходимые для эволюции жизни вообще; много ли мы уже вызвали необратимых изменений и какие из них могут повлиять на нашу собственную жизнь сейчас или в будущем; неизвестно также, на какие запасы основных невозобновимых ресурсов мы можем реально рассчитывать, сколько возобновимых ресурсов и при каких условиях можем безопасно использовать. Поскольку «пропускная способность» Земли явно не безгранична, очевидно, существуют какие-то биофизические пределы, или «внешние пределы», для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще присутствия человека на планете. Сейчас потребность в достоверных научных знаниях о самих этих пределах, об условиях, при которых мы можем к ним приближаться, и последствиях их нарушения становится все более острой, т.к. есть основания опасаться, что в некоторых областях границы дозволенного уже достигнуты. Цель, выдвинутая А. Печчеи, должна быть направлена не только на то, чтобы воссоздать общий вид проблемы, но и на постижение некоторых наиболее важных ее составляющих, с тем, чтобы человек знал, что он может и что он должен делать, используя природу в своих целях, если он хочет жить с ней в гармонии.

Внутренними пределами экспансии выступают различного рода ограничения (стрессы, напряжения, шоковая терапия), свойственные психическим и умственным способностям человека.

Физические и психологические возможности человека тоже имеют свои пределы. Люди сознают, что, увеличивая свое господство над миром, человек в стремлении к безопасности, комфорту и власти обрастал целым арсеналом всякого рода приспособлений и изобретений, утрачивая при этом те качества, которые позволяли ему жить в своей первозданной девственной природной среде обитания, и что это, возможно, ослабило его физически, притупив биологическую активность. Можно с уверенностью сказать, что, чем более «цивилизованным» становится человек, тем меньше он оказывается способным противостоять трудностям суровой внешней среды и тем больше нуждается и том, чтобы защищать свой организм и здоровье с помощью всякого рода медикаментов, снадобий и великого множества других искусственных средств.

С другой стороны, не подлежит сомнению, что параллельно с этими процессами повышался культурный уровень человека, шло развитие интеллектуальных способностей, которые приводились в соответствие со сложным искусственным миром, сотворенным человеком. Однако в последнее время равновесие между прогрессом и культурой человека, между прогрессом и его биофизическими способностями оказалось нарушено, причем достаточно серьезно. Так что существующая ныне степень умственной и психической, а возможно, даже и физической адаптации человека к неестественности и стремительным темпам современной жизни весьма далека от удовлетворительной. Человек плохо использует замечательные потенциальные возможности своего мозга, что вполне вероятно существование каких-то невыявленных, скрытых резервов, которые он может и должен мобилизовать на восстановление утраченного равновесия и предотвращение его нарушения в будущем.

«Трудно даже поверить, сколь скудны познания в этой жизненно важной для людей области, касающейся средних биофизических «внутренних пределов» человека и последствий их нарушения. Мы прискорбно мало знаем о таких важных конкретных вещах, как взаимосвязь и взаимозависимость между здоровьем, питанием и образованием, которые приобретают сейчас особый интерес для развивающихся стран; об общей пригодности человека к тому образу жизни, который он ведет сейчас и, по-видимому, будет вести в будущем, особенно в урбанизированных комплексах; наконец, о том, можно ли в свете этого развить и улучшить природные способности человека, и если да, то каким образом» - пишет А.Печчеи.

Незнание этих насущных проблем может быть чревато серьезными, непоправимыми последствиями для человека как личности и для общества в целом.

Основная задача сводится к оценке совокупности способностей и выяснению, как усовершенствовать и приспособить их к тому, чтобы не подвергать человеческий организм невыносимым напряжениям и стрессам.

Отсюда А. Печчеи делает вывод о том, что материальный рост в обществе не может продолжаться до бесконечности, а поэтому необходим сбалансированный или ограниченный рост путем постепенного перехода от общества потребления к обществу сохранения. А. Печчеи считал, что ограниченный рост промышленного развития стран необходим и возможен. Главное, при этом, уменьшить разрыв между наиболее высоким доходом богатых стран и самым низким беднейших стран. Для этого следует направить все усилия на то чтобы изменить человека и тем самым поменять цивилизацию. С точки зрения А. Печчеи, необходим новый гуманизм, основанный и направленный на существенное улучшение человеческих качеств всех жителей планеты. Иначе говоря, А. Печчеи предлагает сделать центром внимания человека, способ его существования и образ жизни, т.к. судьба нового мирового порядка будет зависеть от его качеств и способностей. Прогрессивное развитие человека, полагает А. Печчеи, и параллельное улучшение его человеческих качеств принесет с собой радикальный пересмотр восприятия человеком самого себя и человека вообще, его роли и ответственности. И это единственный способ не только удовлетворить растущие потребности человечества, но и дать человеку определенную возможность разумно планировать свое будущее.


Ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения были объявлены защита и сохранение культурных особенностей народов и наций. Эти положения часто служат прикрытием для политических уловок и интриг. Люди начинают опасаться, что в будущем все культуры могут оказаться на одно лицо.

Чтобы предотвратить эту опасность, маленькие и слабые страны превратили тезис о культурных различиях в основной элемент принципов нового международного экономического порядка и стратегий развития. Истинной основой культурного плюрализма будущего может стать только наше нынешнее культурное наследие. А поскольку оно сейчас стремительно деградирует и исчезает, необходимы самые активные и срочные меры, чтобы остановить эти невосполнимые в будущем потери.

Дальнейшее развитие технологической цивилизации, экономический рост, возрастающая мобильность людей, чьи поселения занимают большую часть твердой поверхности планеты, расширение средств массовой информации - все это сулит в будущем исполнение мрачных пророчеств окончательного и безжалостного исчезновения с лица земли того, что еще осталось от свидетельств веры, любви, эмоций, гордости, чувства прекрасного и стремления к добру прошлых поколений.

Для решения этой проблемы требуется принятие серьезных и активных мер, которые должны охватить все без исключения области человеческой деятельности, использовать достижения всех научных дисциплин: археологии, эпиграфики, палеографии, философии, этнологии, антропологии и прежде всего истории, - чтобы совместными усилиями человечества защитить его культурное наследие. К примеру, можно взять предложение об учреждении «Всемирного культурного концерна», целью которого стало бы финансирование долгосрочных культурных программ, и организацию «Культурного корпуса», который объединил бы добровольцев из всех стран мира, желающих защитить и сохранить наследие.

Для спасения культурного наследия человека, включая умирающие языки и мини-культуры, требуются огромные средства, поэтому совершенно необходимо шире привлекать к этому мировую общественность. Необходимо принимать активные меры, направленные на выработку концептуальных основ, постановку задач, выявление организационных форм и конкретных путей, которые могут обеспечить достижение поставленной цели. Многие компоненты этой проблемы разрабатывались уже в рамках ЮНЕСКО, но других учреждений и научных центров до Римского клуба не было, которые могли бы взять на себя основную ответственность за ее решение.

Национальное государство не может идти наравне с ходом времени. Оно не в состоянии извлечь ощутимых выгод из регулирующей международную жизнь глобальной социально-политической системы, хотя и служит в ней основной ячейкой. С другой стороны, пользуясь в мировой политической системе правами суверенитета, оно зачастую не считает нужным признавать существование каких бы то ни было наднациональных учреждений и не желает слышать о проблемах, требующих урегулирования на национальном уровне. В национальном плане государственные службы не оправдывают ожиданий своих сограждан. Поэтому требуются структурные реформы на всех уровнях мировой организации и поиски сотрудничества по международным экономическим проблемам.

Суть проблемы сводится к тому, чтобы выявить пути постепенного преобразования нынешней системы эгоцентрических государств в мировое сообщество, в основу которого легла бы система скоординированных между собой географических и функциональных центров принятия решений, охватывающая все уровни человеческой организации. Область юрисдикции таких центров должна больше соответствовать традициям, интересам и проблемам, общим для различных групп населения.

Для решения этой проблемы необходимо придумать специализированную и одновременно иерархическую систему, которая бы состояла из относительно автономных элементов различной природы и структуры, в то же самое время тесно взаимосвязанных и активно взаимодействующих.Именно эта область требует кардинальных социальных преобразований и нововведений, т.к. без них окажется под угрозой не только сосуществование, но и просто существование миллиардов людей, располагающих большими возможностями.

Цель «Мировое сообщество» является трудной, потому что она направлена на примирение различных требований, должна претворяться в жизнь параллельно с другими целями, т.к. именно здесь будет создаваться политическая, правовая и организационная структура, в рамках которой придется их осуществлять.

Одной из важнейших проблем является проблема размещения на планете в течение ближайших 40 лет населения, вдвое большего, чем нынешнее. За это короткое время придется коренным образом улучшить, модернизировать и удвоить инфраструктуру.

Серьёзная проблема, которую чаще всего упускают из виду, сводится к организации территории Земли и распределению некоторых основных ресурсов таким образом, чтобы достойно разместить 8 миллиардов жителей (имея при этом в виду, что к ним могут присоединиться еще несколько миллиардов). Это поистине грандиозное предприятие обречено на неминуемый провал, если не планировать его на единственном подходящем для этой цели уровне - а именно на общепланетарном.

Всеобъемлющий, единый глобальный план человеческих поселений, включающий как составные части соответствующие мероприятия в национальном и региональном масштабах, стал настоятельной потребностью нашего времени. Этот план включает в себя несколько правил, касающихся охраны и содержания того, что еще осталось от экологического заповедника.

Чтобы дать идею общего подхода к этой проблеме, Печчеи привёл мысли, которые выдвинул Константинос Доксиадис, посвятивший себя исследованию взаимоотношений человека со средой обитания и положивший начало новой научной дисциплине - «экологии». В написанной в 1974 году статье под заглавием «Глобальное экологическое равновесие» он, подводя итоги проведенных исследований, предложил идеальное деление доступных территорий планеты на двенадцать специализированных зон, в соответствии с которым более 80% общей поверхности приходилось бы на долю природы, 10% выделялось на сельское хозяйство, а оставшиеся площади - на урбанизированные и промышленные сооружения и комплексы. Из этого исследования можно сделать вывод: если мы хотим, чтобы на планете могли одновременно существовать многие миллиарды человеческих существ, нам крайне необходим общий план использования земель в масштабах всей планеты.

Ещё одним аспектом глобальной проблематики, по мнению Аурелио Печчеи, является сбой в экономических механизмах и их взаимосвязях с обществом в целом.

Люди обращают внимание на экономические проблемы и не анализируют структурные и философские причины этих сложностей. Данная идея даёт надежду исправить некоторые диспропорции нынешней экономической системы и временно отводит от общества угрозу полнейшего развала. Здесь необходим иной концептуальный подход и кардинально новые решения для существенного расширения целей и горизонтов, и выявления экономической системы, соответствующей мировому сообществу, которое вырастет в результате ожидаемых за этот период изменений на планете.

Так же как и в вопросе о среде обитания, необходимо выяснить, в состоянии ли нынешняя производственная организация материально обеспечить пищей, товарами и услугами вдвое большее население планеты, если да, то каким образом и при каких условиях. В этой связи возникает множество проблем, заслуживающих пристального внимания. Например, вопросы распределения. Ключевой целью человечества является тщательный анализ существующего производственного истэблишмента и выявление того, какие преобразования необходимо в нем запланировать, чтобы он оказался в состоянии четко выполнять отведенные ему функции.

Эти исследования должны включать целую серию отдельных проектов, тесно связанных и параллельных с изучением человеческих поселений. Один из этих проектов посвящается финансовым вопросам, он должен изучить те потребности в капитале, которые сопряжены со строительством и эксплуатацией инфраструктуры и промышленных предприятий, а также удовлетворением других нужд удваивающегося населения. Другой проект детально рассматривает проблему занятости, начав с оценки потребностей в рабочей силе, включив сюда специалистов сферы управления, и вырабатывает основы для создания общемировой системы, которая могла бы регламентировать и координировать на международном уровне все вопросы, связанные с обеспечением занятости, соответствующими ассигнованиями, подготовкой кадров и профессиональным обучением. На завершающей стадии этот проект требует нахождения подходов к решению острой проблемы полного вовлечения в активную деятельность всех человеческих ресурсов.

Еще одно исследование посвящается вопросам территориального размещения и рационализации мирового производственного истеблишмента. В этом исследовании уделяется пристальное внимание ограничениям, которые накладывают на все виды человеческой деятельности необходимость обеспечения охраны и организации глобальной среды человеческого обитания. Исследование так же требует реорганизовать производство продовольствия на основе глобальных критериев, т.к. только при этом условии можно надеяться на достижение минимальных результатов в решении проблемы искоренения голода в человеческом обществе. Такие же соображения принимаются во внимание и при рассмотрении мировой промышленности и мирового промышленного производства. Промышленный сектор производственного арсенала общества представляет собой не что иное, как беспорядочное соединение разного рода технических приспособлений и видов деятельности, являющихся результатом случайных решений, принятых в разное время, с разными целями и при различных условиях и призванных служить кратко или среднесрочным узким интересам отдельных национальных сообществ или многонациональных корпораций. Следовательно, правящие круги должны найти пути обеспечения высокой эффективности и рационального экономического управления во всех без исключения секторах производства.

Глава 6.

Доклады Римскому клубу

Римский клуб в настоящий момент представил более 30 докладов. В данной работе рассмотрены первые и последние доклады.

19-30 июня 1970 года в Берне на сессии Римского клуба было заслушано выступление одного из крупнейших специалистов в области теории управления – Дж. Форрестера, который на протяжении ряда лет разрабатывал методологию исследования сложных динамических систем. Ему и предложили создать модель глобального развития мира. Форрестер продемонстрировал разработанную им компьютерную модель «Мир-2».

Многонациональная группа учёных во главе с Д. Медоузом, несколько изменив форресторовкую модель, создала компьютерную модель «Мир-3», с помощью которой были рассмотрены тенденции развития современного мира. Результаты этого исследования были опубликованы в США в 1972 году в форме первого доклада Римскому клубу под названием «Пределы роста».

Работа «Пределы роста» стала одной из наиболее популярных публикаций на Западе. Она вызвала бурную реакцию, т.к. эксперименты с моделью «Мир-3» вскрыли перспективу глобальной катастрофы, если человечество не изменит тенденции своего развития.

В октябре 1974 года в западном Берлине был представлен и обсужден второй доклад Римскому клубу. Он известен под названием «Стратегия выживания» и является результатом работы двух групп учёных, проводивших исследования под руководством М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ). Они пришли к выводу, что при сохранении существующих тенденций мирового развития неизбежна целая серия региональных катастроф, которые произойдут значительно раньше, чем это предполагали учёные группы Д. Медоуза. «Стратегия выживания» состоит в переходе к «органическому росту» - дифференцированному развитию различных частей мировой системы, в результате чего достигается сбалансированное развитие всего человечества.

Третий доклад «Пересмотр международного порядка» был выполенен в 1975 году группой ученых под руководством голландского экономиста лауреата Нобелевской премии Я. Тинбергена. Анализ состояния человечества осуществлен в плане выявления острых контрастов и противоречий в современном мире: отмечены различия между богатыми и бедными странами, описаны изменения, происходящие в экономике отдельных стран, в торговых и финансовых отношениях между различными государствами, сделан вывод о необходимости осуществления международных реформ с целью обеспечения “достоинства и благополучия каждого”.

Авторы призывают к созданию “нового международного порядка”, в рамках которого, по их мнению, возможен “гуманистический социализм”, способствующий сохранению окружающей среды, достижению всеобщего равенства, усвоению и переработке культурных ценностей человечества. С публикацией этого доклада открывается третий этап в эволюции Римского клуба, характеризующийся двумя особенностями: во-первых, исследованием широкого спектра глобальных проблем в их научно-технических, социально-экономических и культурных аспектах, что не было характерно для первого и второго докладов Римскому клубу; во-вторых, использованием в основном качественного анализа перспектив развития человечества.

Четвертый доклад “За пределами века расточительств” 1976 года отражает результаты исследования запасов природных ресурсов планеты, осуществленного под руководством английского физика лауреата Нобелевской премии Д. Габора.

Цель четвертого доклада заключалась в изучении научно-технического потенциала мира и возможностей его использования для разрешения энергетических, сырьевых и продовольственных проблем.

Авторы доклада пришли к выводу, что пределы экономического роста и развертывания человеческой деятельности, трудности и проблемы, связанные с использованием энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов, обусловлены не столько ограниченным научно-техническим потенциалом, сколько существующими ныне на международном и национальном уровнях социальными институтами. Практическая переориентация в деятельности человечества может быть достигнута, по их мнению, лишь в том случае, если будут созданы соответствующие социальные условия для жизни людей и построено новое, “зрелое общество”, способное обеспечить улучшение “качества жизни” всех жителей планеты и разумное отношение человека к природе, не нарушающее гармонию в мире.

Пятый доклад “Цели для человечества” , представленный Римскому клубу в 1977 году, написанный под руководством американского философа, сотрудника научно-исследовательского института ООН Э. Ласло, посвящен анализу “мирового атласа современных целей”, рассмотренного на двух уровнях - национальном и транснациональном. В докладе подробно описаны цели различных стран, мультинациональных корпораций, Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, Всемирного совета церквей и Римской католической церкви.

Вывод, к которому пришли авторы доклада, однозначен: необходима переориентация организаций, корпораций, стран, наций и государств на “глобальные цели”, достижение которых предполагает осуществление “революции мировой солидарности”. С завершением этой революции, по мысли авторов доклада, должны сложиться предпосылки для установления “общности мировой солидарности”, способствующей удовлетворению потребностей человечества в безопасности, обеспечении продовольствием, разумном использовании энергии и природных ресурсов, продолжении развития, направленного на повышение “качества жизни” каждого человека и благосостояния всех людей на земле.

В 1976 году опубликован шестой доклад - "Энергия: обратный счёт", подготовленный французским исследователем, профессором национальной школы искусств и ремёсел Т. Монбриалем. Доклад посвящён рассмотрению противоречий между потребностями человечества в энергетических ресурсах и возможностями их удовлетворения, обусловленными острыми экономическими, социальными и политическими проблемами.в шестом докладе было заявлено о возможности «второго энергетического кризиса» и важности принятия всех необходимых мер для того, что бы человечество не оказалось на этой грани.

Седьмой доклад Римскому клубу - книга “Нет пределов обучению” 1979 года, подготовленная авторской группой в составе: Дж. Боткин, М. Эльманджра и М. Малица - посвящен перспективным проблемам народного образования, способного, по мнению авторов, значительно сократить разрыв в уровне культуры людей различных социальных групп, стран и регионов мира. Авторы считают, что существующая система народного образования, если говорить о глобальных масштабах, стала анахроничной, неспособной содействовать решению труднейших задач, вставших перед человечеством, и прежде всего - способствовать ускоренному прогрессу экономики и культуры освободившихся стран. Они рекомендуют коренным образом реформировать систему народного образования, ориентируя ее на актуальные современные проблемы человечества, на понимание общеглобального характера этих проблем и вместе с тем серьезно совершенствуя процесс обучения путем внедрения новых, более прогрессивных методов.

Восьмой доклад «Третий мир: три четверти мира » был подготовлен в 1980 году одним из членов исполнительного комитета Римского клуба, французским экономистом М. Гернье. В нем предпринята попытка осмысления исторически сложившихся форм экономического и культурного развития в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В докладе содержится призыв к осуществлению «альтернативных путей развития», предполагающих ориентацию развивающихся стран на самообеспеченность, что предусматривает, в частности, реорганизацию сельского хозяйства, основанную на принципе децентрализации. Перспективы же развития человечества в целом рассматриваются под углом зрения необходимости бережного отношения к природным ресурсам планеты и совместного решения актуальных проблем современности, включая прекращение гонки вооружений, разумное использование достижений науки и техники. Автор полагает, что в настоящее время не существует «выбора между капитализмом и социализмом», поскольку предсказываемую многими западными теоретиками мировую катастрофу «можно избежать только сообща».

Девятый доклад “Диалог о богатстве и благосостоянии”, подготовленный так же в 1980 году с помощью исследовательской группы итальянским экономистом О. Джиарини, представляет собой попытку создать новую теорию политической экономии с полной ревизией всех предшествующих экономических учений, включая марксистское. В основе концепции автора лежит тезис о том, что при развитии экономики и культуры человечеству приходится считаться не только с “наследством” - особенностями общественного производства, но и с “приданым” - масштабом и характером невозобновимых природных ресурсов. Отсюда он делает вывод, что дальнейшее развитие экономики без учета экологических последствий чревато катастрофой, и рекомендует объединить политическую экономию и социальную экологию в единую научную дисциплину, научиться принимать в расчет не только финансовую сторону производства, но и природные ресурсы, часто не поддающиеся финансовым оценкам.

Десятый доклад «Маршруты, ведущие в будущее», подготовленный директором Международного института управления Б. Гаврилишиным в 1980 году, знаменует собой новый этап в теоретической деятельности Римского клуба. Этот этап характеризуется стремлением представителей данной организации перейти к анализу социально-политических институтов существующих в мире общественных систем.

Тридцать второй доклад «Пределы роста. 30 лет спустя» вышел в 2004 году и. Как ясно из названия, эта монография - прямое развитие знаменитого «Доклада римскому клубу» 1972-го года. За три десятка прошедших лет авторы получили в своё распоряжение множество новых фактов, разработали более сложные и продуманные математические модели, прогресс информационных технологий предоставил им большие вычислительные мощности.

Как и в исходной книге, основной идеей является то что для существующей модели развития с её относительно быстрым ростом всех показателей естественным станет ограничение возможностей биосферы и других земных оболочек.

Первоначально предполагалось что в запасе у человечества до момента прекращения роста есть ещё около полувека. Уже во втором издании книги (За пределами роста, 1992) авторам пришлось скорректировать свою точку зрения в пессимистическую сторону.

По некоторым показателям пределы роста уже достигнуты, по другим будут достигнуты в ближайшее время. Скорость потери сельскохозяйственных земель возрастает. Всё хуже становится и ситуация с пресной водой. Большое внимание уделяется экономическим механизмам регулирования и показывается их неспособность управлять развитием в глобальных масштабах. Констатируется неспособность правительств на мировом уровне организованно противостоять ухудшению ситуации и способствовать переходу к устойчивому развитию. Даётся оценка развитию технологий и их способности предотвратить развитие ситуации по пессимистическим прогнозам.

Глава 7.

Заключение

Деятельность Римского клуба сыграла огромную роль в развитии глобалистики в целом и в формировании современных взглядов на устойчивое развитие, в частности, само создание Римского клуба, как и других подобных организаций, было обусловлено появлением и обострением глобальных проблем. Однако Римский клуб стал первой организацией, исследовавшей не только глобальные проблемы, но и их связи между собой. На основе идеи о взаимозависимости глобальных проблем была создана наиболее известная работа Римского клуба - доклад «Пределы роста». Появление этого доклада стало целым этапом в развитии глобалистики и глобального прогнозирования. Несмотря на то, что авторы доклада не учли влияния социально-экономических факторов на развитие и взаимодействие глобальных проблем, им удалось достичь основной цели. Важнейшими результатами опубликования доклада можно назвать начало дискуссии о глобальных проблемах и всплеск интереса к мировой проблематике среди образованных людей в странах Запада.

Работы в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций западной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений, призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни - все это составляет позитивные стороны деятельности Римского клуба, привлекшие к себе внимание прогрессивных ученых, политиков, государственных деятелей.

Реализация концепции устойчивого развития в наши дни принята как основной путь развития человечества в будущем. Авторам концепции удалось соединить предложенные меры по разрешению глобальных проблем с идеалами гуманизма. Но нельзя не отметить, что эта концепция, как и все предшествовавшие ей, имеет определенные недостатки, основным из которых является невозможность осуществления на практике некоторых ее положений в современных экономических и политических условиях. Однако, несмотря на утопичность отдельных положений концепции устойчивого развития человечество должно стремиться к ее реализации, чтобы сохранить Землю не только для ныне живущих, но и для будущих поколений.

Позиция А. Печчеи, и всего Римского клуба о преодолении зазора в развитии между отдельными странами путем ограничения промышленного роста подверглась резкой критике. Она слишком утопично оценивала готовность промышленно-развитых стран ограничивать, сдерживать свой экономический потенциал. Однако идеи А. Печчеи о регулировании всего процесса изменений в мире в соответствии с существенными интересами человека стала важнейшей в дальнейшей деятельности Римского клуба.

В ходе работы выяснилось, что в арсенале предлагаемых Римским клубом путей решения глобальных экологических проблем есть варианты и политического характера. Естественно, в основе предлагаемых ими путей решения проблем экологии лежат идеологические концепции космополитизма. Так, Римский клуб полагает, что единое мировое государство или единое мировое правительство были бы способны взять на себя ответственность решать и контролировать все современные глобальные проблемы.

Теоретики Римского клуба основной акцент по решению глобальных проблем делают на укреплении международного сотрудничества всех стран. Естественно, следование по пути развития и укрепления международного сотрудничества - наиболее реальный способ практической реализации, решения задач, стоящих перед современным человечеством. Однако, такое международное сотрудничество должно исключать имперскую политику более развитых стран по отношению к менее развитым. Не секрет, что и в наши дни международная торговля так перераспределяет всемирные ресурсы, что первенство стран становится особенно заметным Нередко в менее развитые страны под видом помощи переводятся убыточные производства, из них выкачиваются энергетические ресурсы, а взамен предлагаются вооружения за очень высокую цену. Практикуется и такая форма эксплуатации отстающих стран, как захоронение опасных отходов химической и ядерной промышленности на их территории в обмен на финансовую помощь.

Очевидно, что мы не сможем добраться до самых корней истинных проблем нашей планеты, которые стали мировыми, а следовательно, и общими проблемами и одинаково касаются всего человечества, если будем концентрировать внимание лишь на симптомах и последствиях этих проблем или рассматривать только самые непосредственные и неотложные из них, то есть те, которые более всего ощутимы для среднего человека и для всех нас. Подобный прием широко используется в политической игре, но если мы не откажемся от него, то так и будем постоянно выбираться из одного кризиса, чтобы немедленно угодить в другой. Единственный путь избежать этого - увязать друг с другом все наиболее глубокие и опасные проблемы и попробовать понять их истоки - которые зачастую очень далеки от реальности, - а уж потом, набравшись смелости, обнажить причины, которые их вызвали, и подумать, как их устранить во что бы то ни стало.

Что бы позаботиться о трудностях и проблемах национального или местного характера, существует множество официальных лиц, разного рода учреждений, организаций, испытанных средств и налаженных механизмов. Но никто, в сущности, не несет и не ощущает ответственности за состояние всего мира, и, возможно, в этом одна из причин, почему дела в нем идут все хуже. О мире некому позаботиться, и, следовательно, никто не хочет делать для него больше остальных, однако, извлекая преимущества из создавшегося положения, каждый старается превзойти остальных. Целиком вся планета представляет собой типичный пример того, что Гаррет Хардин назвал трагедией общественного имущества. Тяжек жребий того, что принадлежит сразу всем: каждый старается попользоваться этим больше или раньше, чем остальные, нимало не заботясь о соблюдении общих интересов.

Так же, из проделанной работы выяснилось, что кроме основной деятельности Римский клуб способствовал созданию небольших локальных групп в целом ряде стран, взбудоражил умы, побудил людей последовать примеру.

Клуб помог распространить среди людей множество важных идей, благодаря ему обрело силу и направленность движение за лучший мир. Заглядывая в будущее и пытаясь представить себе Римский клуб и его роль в решении грядущих проблем, можно полагать, что он останется на высоте стоящих перед ним задач, найдет способы разумно и с пользой для дела участвовать в их решении.

Глава 8.

Литература

    Балабаева З.В. Идеология социального глобализма: критический анализ доктрины Римского клуба. Киев, 1989 г.
    Гвишиани Д.М. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы.. М., УРСС, 1997 г.
    Гвишиани Д. М. Наука и глобальные проблемы современности // Вопросы философии, 1981, № 3.
    Зенович Е.С. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998 г.
    Игнатьев В. Н. Проблема человека и “мировая проблематика” // Вопросы философии, 1981, № 3.
    Капица П. Л. Научный и социальный подход к решению глобальных проблем // Вопросы философии, 1977, № 1.
    Капица С.П. Информационное общество и демографическая революция. М., 2001г.
    Кинг А., Шнайдер Б., Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М., 1991 г.
    Лейбин В.М. Модели мира и образ человека. М., 1982 г.
    Медоуз Д.Л. Пределы роста. М., 1988
    Пестель Э. За пределами роста…. М., 1988 г.
    Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980 г.
    Тинберген Я., Пер.: Бонк И.А., Пересмотр международного порядка. М., 1980 г.
    Форрестер Д.У. Мировая динамика. М., 1978 г.

Кооптация (лат.) - самовосполнение каким-либо собранием своего состава, выбор новых членов наличными членами собрания.

Истеблишмент (от англ. Establishment - «установление», «основание») - власть имущие, правящие круги, политическая элита.

Гаррет Хардин (Garrett Hardin, 1915–2003) - эколог, профессор Калифарнийскго университета (Санта-Барбара).