Русский язык подготовка к централизованному тестированию. Как самостоятельно подготовиться к цт по русскому языку

Хочешь самостоятельно подготовиться к ЦТ по русскому языку? Тогда вооружайся специальными пособиями, концентрацией и пользуйся нашими советами по организации продуктивной учёбы.

Составь план

Сперва разработай подробный план занятий. Включи в него все темы, которые затрагиваются в ЦТ. В этом поможет документ от РИКЗ — «Спецификация теста по учебному предмету „Русский язык“ для проведения централизованного тестирования ». На сложные темы отведи больше времени, чем на те, которые вызывают меньше вопросов.

Посвящай русскому языку не меньше часа в день. Но учитывай свой уровень подготовки. Где-то придётся поработать и дольше. Придерживайся своего графика строго. Через месяц ежедневные занятия войдут у тебя в привычку.


Современный абитуриент должен быть усидчивым. Прочитал правило — выполнил упражнения. Как в школе. Стоит начинать с материала пятого класса и двигаться вперёд по разделам.


Изучай теорию и закрепляй на практике

Чтобы научиться решать задания ЦТ, мало прорешать все тесты прошлых лет. Ты должен владеть теоретической базой знаний. Запоминай недоученное в школе, обращайся к , тематическим сайтам . Вдумчиво выполняй тесты. Старайся не подглядывать в учебник, а подумай чуть дольше. На ЦТ подглядеть будет негде.

Чтобы набить руку в решении тестов, пользуйся . А дистанционный вариант РТ от РИКЗ даст представление о том, каким тест будет выглядеть в 2019 году. Дистанционное РТ обновляется в середине учебного года. Вступай также в наш паблик ВК по русскому языку , где мы каждую неделю разбираем темы из ЦТ.

Даже если кажется, что какую-то тему ты и так знаешь на зубок, не ленись ещё раз прочитать теорию и рассмотреть примеры заданий. Материал к июню может забыться.


При подготовке необходимо использовать все средства в комплексе и привлекать множество учебных пособий.

Светлана Пашукевич, преподаватель русского языка в


В продаже есть сборники тестов прошлых лет и специализированные пособия для подготовки

Проверяй себя

Проверить свои силы и ощутить экзаменационную атмосферу позволяет , которое трижды за учебный год проводится на базе университетов. Чтобы проследить свой прогресс, посети все этапы РТ.

Центр тестирования Министерства образования Российской Федерации

РУССКИЙ язык

ВАРИАНТЫ И ОТВЕТЫ централизованного тестирования

Пособие для подготовки к тестированию

ББК 74.202.5 УДК 37Л М20

Тесты, Русский язык И класс. Варианты и ответы централизованного тестирования - М.: Центр тестирования МО РФ,2003.

Сборник «Тесты» (варианты и ответы централизованного тестирования 2003 года) - в книге представлены образцы тестов, использованных при проведении централизованного тестирования в 2003 году по русскому языку и русскому языку повышенной сложности. Тесты составлены в соответствии с требованиями минимума содержания проекта образовательного стандарта. Даны ответы для всех представленных тестов. Приведена структура тестов.

Сборник предназначен для самостоятельной подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации и к вступительным экзаменам в вузы, а также в помощь преподавателям и методистам, использующим в своей работе тестовый способ контролязнаний.

ISBN 5-94635-129-Х

© Центр тестирования МО РФ, 2003

Сдано в работу 28.08.03 г. Объем 7,75 п. л. Тираж 70000экз. Заказ 1370.

Отпечатано в ГП«Загорская типография» 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, пр.Красной Армии, 212Б

Тел. 547-60-60, 4-25-70, факс547-60-60

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей чертой, характеризующей российское образование последних лет, является попытка использовать современные технологии для оценки учебных достижений учащихся. Для этого используются механизмы централизованного тестирования и единого государственного экзамена.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, какправило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием.

Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий в тесте по различным разделам должно быть таким, чтобы пропорционально отражать основное содержание предмета. Использование тестовых заданий различных трудностей должно обеспечить равносложность различных вариантов тестов.

Разработка современных педагогических тестов возможна только при наличии большого количества тестовых заданий, свойства которых определены до момента выставления оценок (шкалирования результатов).

Централизованное тестирование оценивает уровень подготовленности учащихся по стобалльной шкале с учетом трудности и дифференцирующей силы верно и неверно выполненных заданий.

При оценке учебных достижений Центром тестирования используются достаточно сложные математические модели. Ознакомиться с ними можно в специальной литературе Центра тестирования.

Тестируемый учащийся должен знать, что число верно выполненных им заданий неоднозначно определяет его тестовый балл. Трудности верно и неверно выполненных заданий могут значительно повлиять на оценку результатов тестирования.

Соответствие между количеством верно выполненных заданий и тестовым баллом представлено на диаграмме в конце сборника, которая получена в результате статистической обработки результатов централизованного тестирования в 2003 г. Средний балл по России принят равным 50.

Приводимые в сборнике тестовые материалы и результаты могут быть использованы как некоторые ориентиры для подготовки к централизованному тестированию 2004 г.

Практическое использование современных тестов учебных достижений дает учащимся возможность объективно оценить уровень своих знаний, а также определить свое место (рейтинг) среди множества российских учащихся, проходивших централизованное тестирование. Эта услуга пользуется возрастающим спросом. В 2003 г. около полутора миллионов выпускников участвовали в централизованном тестировании. Свыше половины государственных вузов России принимают результаты централизованного тестирования в качестве оценок вступительных испытаний. Десятки тысяч абитуриентов, представивших в приемные комиссий сертификаты централизованного тестирования, ежегодно зачисляются в государственные вузы России.

Технология и методики централизованного тестирования широко используются при проведении единого государственного экзамена вРоссии.

Структура теста по русскому языку Разработчики: Иссерс О.С., КузьминаНА., Ллыбина А.Т.

Редактор: методист Центра тестирования МО РФ по русскому языкуАнтонова О.Ю.

I. Орфография

1. Правописание безударных гласных в корнях (проверяемых и чередующихся).

2. Правописание непроверяемых гласных в корне слова.

3. Гласные -О-/-Ё- после шипящих и -Ц- в корнях, суффиксах и окончаниях,

4. Гласные -Е-/-И- в суффиксах и окончаниях прилагательных, глаголов.

5. Правописание безударных падежных окончаний существительных.

6. Правописание приставок пре-/при-.

7. Правописание -Ы- после приставок на согласную и после шипящих и-Ц-

8. -Н-и -НН-в полных формах прилагательных, причастий и производных существительных.

9. Дифференциация написания -Н-и -НН-в полной и краткой формах прилагательных, причастий, наречий.

10. Непроизносимые согласные.

11. Правописание звонких и глухих согласных.

12. Удвоенные согласные.

13. Правописание суффиксов причастий.

14. Правописание -НЕ-с различными частями речи.

15. Правописание -НЕ- и -НИ-на основе смыслового разграничения.

16. Дефисное написание существительных, прилагательных и наречий.

17. Слитное и раздельное написание прилагательных и наречий.

18. Правописание производных предлогов.

19. Разделительные -Ъ- и-Ь-.

20. -Ь-после шипящих.

II. Пунктуация

1. Тире в простом предложении.

2. Знаки препинания при союзе И в простом и сложном предложении.

3. Знаки препинания при однородных членах предложения.

4. Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения.

5. Разграничение вводных слов и членов предложения. Знакипрепинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций.

6. Знаки Препинанияпри союзе КАК.

7. Знаки препинания в сложносочиненном исложноподчиненном предложении.

8. Тире идвоеточие в бессоюзных исложных предложениях и при однородных членах с обобщающим словом.

9. Знаки препинания во всех типах сложных предложений.

10. Нормы оформления чужой речи. Знаки препинания припрямой речи и цитатах.

III. Культура речи и стилистика

1. Орфоэпические нормы.

2. Нормы лексической сочетаемости.

3. Значение слова.

4. Грамматические нормы.

1. Русский литературный язык и егостили. Языковые показатели стилей.

2. Типы текстов.

V. Общие сведения о языке. Система русского языка

1. Основные понятия морфологии.

2. Основные понятия синтаксиса.

Министерство образования Российской Федерации Центр тестирования

Тест порусскому языку №1

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 100минут. Задания рекомендуем выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.

А1. -О- пишется

1) заг_релый

3) поглтить

А2. -А- пишется

1) обворжить

4) габ__рит

угрмбовывать

5) гравюра

компновать

A3. -Ё- пишется

разжг костёр

ц_кот (копыт)

А4. -И- пишется

1) вскаквать с места

дремлт кот

2) если вышлете...

3) кле_вший

А5. -Е- пишется в обоих случаях

1) в колючм плетени_ ветвей

2) в расцветающ_м весной саду; дляеё матер_

3) перед распустившейся розой; в колеблющмся вдали свете

4) онкатся; в белом сиянь_

5) онпродержатся; кусты вине_

А7. -Ы- пишется

1) небеззвестный

2) сверх_нтуиция

3) предюльский

4) цганский

А8. -Н- пишется в обоих случаях

1) кармаый; гружёный

2) ветряой;вареик

3) рассеяый; мороже_ое

4) традициоо; дружи ик

А9. -НН- пишется в обоих случаях

1) Показалась золочёная дуга и большие, бронзой кованые троечные дрожки гитарой.

2) Еще не кошеая трава стелется от полуде_рго зноя, невыносимого для живого существа.

3) Стремления лучших представителей совреме_рй молодежи всегда чисты и возвышеы.

4) Спустилась девица к Волге, чтобы водицы набрать, но когда глянула на необыкнове о прозрачный узорный ледок, то была зачароваа этой красотой: перед нейпереливался солнечными искрами застывший сад

цветов и деревьев.

А10. Согласная пропущена

гласность

4) че_ствовать

намесник

5) рен_геновский

дерма_тиновый

All. Буква, обозначающая глухой согласный, пишется

1) вкусная вечина

4) ре_ьба по дереву

сахар-рафина_

5) высокий прести_

мелкая рыбёка

А12. Удвоенная согласная пишется

гип отеза

4) кавалерия

вентилировать

5) симметрично

пасивный

А13. -У(-Ю)- пишется

грохочущий

4) самоклеящиеся (обои)

2) (собаки) ла т

5) неутихащий

3) борющийся

Месяц назад мама, давно ставшая экспертом в вопросах ЕГЭ, Мария Кучерова объявила о старте своего нового проекта. Теперь она хочет разобраться, . Мария рассказывает, чем отличается белорусское ЦТ от нашего ЕГЭ.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Расскажу вам подробно, как в Белоруссии устроены экзамены для поступления в вуз.

1. Белорусские школьники сдают четыре классических (для советского образования) обязательных выпускных экзамена, которые проводятся в своей школе.

Русский или белорусский языки (по выбору) - письменно (изложение);

математика - письменно;

иностранный язык - устно;

история Беларуси - устно.

Как видите, система вполне себе совковая, но как-то они живут без ЕГЭ в школах, и небо на землю не упало. Хорошо это или плохо - не мне судить. В 2018 году ждём результаты PISA по белорусским подросткам (исследование проводится среди пятнадцатилетних школьников).

2. Централизованное тестирование организуется только для абитуриентов ССУЗов, ПТУ и вузов.

Получается, что ЦТ проводится только для желающих продолжить обучение. Это очень правильно. В зависимости от количества полученных баллов, можно попробовать поучаствовать в конкурсе на бюджетные места либо в среднее специальное учебное заведение, либо в профессионально-техническое училище, либо в высшее учебное заведение. Максимальный балл ЦТ - 100.

3. Пункты проведения ЦТ не располагаются в школах, оно проводится в вузах, колледжах и техникумах.

Здесь моё «Браво!», помноженное на миллион. Каждый должен заниматься своим делом. У школы нет задачи готовить школьников к поступлению, каждый выпускник сам берёт на себя эту ответственность. Реформу российского ЕГЭ надо начинать именно с этой краеугольной проблемы. ЕГЭ не место в средней школе!

4. Участие в ЦТ платное.

В 2017 году - 2,3 белорусских рубля (~70 российских рублей), есть льготные категории граждан. Регистрацию каждый участник должен пройти самостоятельно (с этого года это можно сделать дистанционно). Репетиционное тестирование тоже платное - 7 белорусских рублей (~ 212 российских рублей). SMS-оповещение о результатах тоже платное. Так что, как видите, всё по-взрослому.

5. ЦТ проходит в установленные сроки по всей стране и не предусматривает досрочного этапа.

В 2017 году ЦТ проходило с 12 июня по 2 июля. Выдача сертификатов - с 10 июля. Получается, сроки проверки вполне щадящие - ждать окончания всей вступительной кампании нужно всего лишь один месяц, а не два, как в России.

6. В конкурсе при поступлении большую роль играет средний балл аттестата об общем среднем образовании.

Не забывайте, что в Белоруссии десятибалльная система оценок в школе и вузах. Средний балл по десятибалльной шкале (целое число и первая цифра после запятой без округления) умножается на десять и прибавляется к баллам ЦТ. Таким образом, красный аттестат может принести 100 дополнительных баллов абитуриенту. Согласитесь, это тоже логично и правильно.

Пора прекращать у нас, в России, эту пагубную практику полного недоверия школьным учителям

Оценки в аттестатах должны участвовать в конкурсной ситуации при поступлении в российские вузы. 11 лет учёбы в школе не должны ограничиваться и концентрироваться только на результатах ЕГЭ.

7. Результаты ЦТ нельзя опротестовать на апелляции.

Тестовые материалы проходят пятикратную проверку и исключают ошибки. Задания с развернутым ответом (аналогичные творческой части ЕГЭ) отсутствуют, что полностью снимает вопрос субъективности проверки работы экспертами. Задания состоят только из вопросов с несколькими вариантами ответов, а также вопросов, требующих небольшого развёрнутого ответа.

В России недавно отказались от так называемой «угадайки» в КИМах ЕГЭ (задания с выбором ответа), а в белорусских тестах они составляют львиную долю всех экзаменационных заданий. Дело в том, что в ЕГЭ в подобных вопросах можно было выбрать только одни вариант ответа из четырёх. В белорусском варианте тестов ответов может быть несколько, причём засчитают вам каждый правильный ответ.

Система шкалирования в ЦТ сложная: каждый правильный ответ имеет повышающий коэффициент в зависимости от того, сколько человек ответили на этот вопрос правильно по всей стране

Представляете, они ежегодно сначала собирают всю статистику результатов ЦТ по всем регионам и лишь потом присваивают повышенные коэффициенты, исходя из живой, реальной сложности для конкретных абитуриентов конкретного года выпуска.

Главное мутное место российского ЕГЭ - это, безусловно, апелляция результатов. В Беларуси эта проблема решена вот таким образом, то есть на уровне содержательной части тестовых вопросов. Нет таких заданий, которые проверяются вручную, а значит, нет повода думать о субъективности проверки.

8. Материалы ЦТ хранятся в архиве 75 лет.

Для сравнения: в России все материалы по ЕГЭ хранятся 5 лет.

В личном кабинете материалы вообще хранятся лишь год. Я пыталась на днях скачать из личного кабинета сына сканы его ЕГЭ по информатике, которые он сдавал в 2016 году, но, увы, они уже были недоступны.

9. Результаты ЦТ действительны два года.

Это новшество с 2017 года, до этого они были действительны только один год. Жёстко, конечно. В России результаты ЕГЭ действительны четыре года.

10. Выпускники имеют право участвовать в ЦТ только по четырём предметам (на выбор).

Здесь всё тоже очень строго: до 2017 года абитуриенты вообще могли сдавать ЦТ только по трём предметам.

Все, кто читали мою статью « », конечно, помнят, что я спрашивала, почему ЕГЭ проводят в России именно на базе школ. Когда я узнала, что в Белоруссии принципиально не хотят объединять выпускные экзамены и вступительные по примеру ЕГЭ, то мысленно аплодировала мудрости чиновников.

Многие в республике призывают к тому, чтобы тоже ввести ЕГЭ, но я думаю, что российский опыт наглядно демонстрирует, что торопиться в этом вопросе точно не стоит. У белорусских учителей, конечно, есть проблемы, и никто этого не отрицает, но российские коллеги могут завидовать им белой завистью, поскольку среди этих проблем нет подготовки к ЕГЭ и безумной погони за рейтинговыми показателями.

Очень порадовал меня тот факт, что белорусский школьный аттестат имеет такой значительный статус (по сравнению с российским). Впрочем, у вас может быть и другое мнение.

Хочу отметить ещё один важный аспект: в Белоруссии есть разница в восприятии выпускника и абитуриента. Человек, решающий продолжить обучение, должен быть лишён инфантильных иллюзий. Многие защитники российского ЕГЭ больны, на мой взгляд, болезнью, которую я называю «культом Фроси Бурлаковой». Они говорят, что ЕГЭ - это шанс для провинциальных самородков на социальный лифт.

Я против того, чтобы масштабные образовательные реформы строились по принципу блага для меньшинства, даже если это меньшинство - самые одарённые. Все дети должны быть в равных условиях!

Если продолжить сравнительный анализ образовательных систем разных стран, то уместно будет упомянуть, что финское чудо, то есть их значительный взлет в плане реформирования образования, строится в том числе на решении, что пристальное внимание в обновленной финской школе будет обращено не к одаренным детям, а именно к отстающим, проблемным. Финны сделали на это ставку и не прогадали!

Кстати, для поиска талантливых школьников в большинстве российских вузов уже сформирована чётко выстроенная система альтернативного поступления. Говорить о том, что провинциалу закрыт путь в престижный вуз без ЕГЭ, может только неосведомлённый человек. Во всех статусных университетах в России есть огромное количество внутренних предметных олимпиад и творческих конкурсов, где можно проявить себя и значительно облегчить поступление. Хороший вуз сам заинтересован в поиске жемчужин и бриллиантов.

Вот моя чёткая позиция в этом вопросе. Если человек хочет учиться в престижном университете, он должен понимать, с какими трудностями логистики и подготовки ему придётся столкнуться. Есть статистика, подтверждающая тот факт, что выпускников из провинции стало больше в столичных вузах России. Но какие выводы мы из этого делам?

Для меня - это больная мозоль. Я очень хочу, чтобы когда-то провинциальные вузы были не менее престижными, чем в крупных городах. И чтобы максимально стерлась разница между уровнем жизни в столице и провинции. Сегодня, конечно, я понимаю мотивацию выпускников из регионов. Они хотят нормальной жить, и я только за. Однако не вижу ничего сложного в том, чтобы приехать с чемоданом поступать в вуз своей мечты.

Всем оппонентам, пишущим, что на поездку нет денег, предлагаю задуматься, как при отсутствии денег на одну поездку туда и обратно только лишь на экзамен человек вообще планирует жить в Москве, например, учась на очном отделении. Если государство публично поощряет массовый отток талантливой молодежи из провинции, то, на мой взгляд, это решение проблемы малой кровью.

О качестве тестовых материалов судить не могу, тут требуется экспертное мнение. Очень большая просьба к неравнодушным российским учителям-предметникам оставить свои комментарии именно о содержательной части белорусского ЦТ. Интересен именно сравнительный анализ, и Ваше мнение на вес золота. Хочу собрать хоть какую-то статистику по этому вопросу.

Тест по русскому языку считаю вполне корректным. А тот факт, что ЦТ по литературе вообще отсутствует, вызывает только уважение к белорусским коллегам. Убеждена, что ЕГЭ по литературе - это полная дискриминация учебного предмета.

Планирую продолжить летопись-исследование и приглашаю всех желающих принять участие в моём проекте.

Цель курса: подготовка учащихся к ЦТ по русскому языку. Занятия включают в себя все темы русского языка в определённой последовательности: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Состав слова. Словообразование», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Текст. Культура речи и стилистика», «Функциональные стили речи. Жанры речи», «Нормы литературного языка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса подготовки к ЦТ по русскому языку

Составитель: Егорова Т.В. , учитель ГУО « Средняя шкоа №170 г. Минска»

Цель курса: подготовка учащихся к ЦТ по русскому языку. Данная цель достигается при помощи выполнения ряда задач :

1) обеспечение полного теоретического освещения изучаемой темы;

2) обеспечение практического усвоения темы учащимися при помощи последовательного выполнения диагностического, коррекционного и итогового тестов, составленных и проводимых на основании идей методики «индивидуальной коррекции результата»;

3) выявление индивидуальных пробелов каждого учащегося и обеспечение их устранения при помощи составления плана индивидуальной работы над темами курса и контроля за её исполнением. Занятия включают в себя все темы русского языка в определённой последовательности: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Состав слова. Словообразование», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Текст. Культура речи и стилистика», «Функциональные стили речи. Жанры речи», «Нормы литературного языка».

Ожидаемый результат внедрения в образовательный процесс разработанных материалов:

  • Высокий уровень подготовленности к экзаменам и ЦТ.
  • Изменение традиционных форм работы с учащимися
  • Сформированы умения ставить цели, планировать и организовывать совместную учебную деятельность
  • Развиты навыки рефлексивной и самооценочной деятельности учащихся
  • Сформированы у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями

№п/п

Тема занятия

Кол-во ч.

Разделы науки о языке. Понятие о литературном языке. Фонетика

Лексикология. Лексикография

Морфология. Морфологические признаки частей речи

Состав слова. Словообразование

Контрольные тесты по теме «Фонетика», «Морфология», «Словообразование» и

Орфография

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

Правописание согласных в корне слова

Правописание гласных и согласных в приставках

Правописание суффиксов различных частей речи

Правописание окончаний существительных и глаголов

Правописание н и нн в различных частях речи

Слитное, раздельное и дефисное написание существительных, прилагательных и наречий.

Употребление э и е. Буквы ъ и ь.

Правописание числительных. Склонение числительных

Повторение по орфографии. Контрольные тесты по теме «Орфография»

Словосочетание. Простое предложение

Согласование, управление, примыкание. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Синтаксическая роль инфинитива

Способы выражения несогласованных определений. Приложение. Типы односоставных предложений

Тире в простом предложении

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные и неоднородные определения

Обособленные члены предложения. Обособление определений, приложений

Обособление обстоятельств, обособление дополнений. Обособленные члены со значением уточнения, пояснения или присоединения

Вводные слова, словосочетания и предложения. Вставные конструкции

Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами

Классификация сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Чужая речь и её виды

Повторение. Контрольные тесты по теме «Синтаксис и пунктуация»

Текст. Типы речи. Средства структурной связи предложений в тексте

Функциональные стили речи. Жанры речи

Понятие о нормах литературного языка. Произносительные, речевые, морфологические,

синтаксические и пунктуационные нормы

Повторение. Итоговые контрольные тесты


___________________________________________________________________________________

1. Ознакомься с программой тестов и составь подр обный план подготовки.

Первым делом тебе нужно составить план подготовки к занятиям. Твой план должен охватывать все темы, которые затрагиваются в ЦТ. Ознакомиться с ними ты можешь в документе от РИКЗ «Спецификация теста по учебному предмету „Русский язык“ для проведения централизованного тестирования» . Все темы и разделы, которые там упоминаются, используются при составлении тестов. Там есть и полезная информация о структуре теста: сколько процентов от общего количества составляет тот или иной раздел русского языка. Так, орфография занимает целых 32,5 %! А это уже больше, чем пороговый балл. Следовательно, ей нужно будет уделить побольше внимания. Пролистай сборники ЦТ прошлых лет. Обрати внимание на то, как меняются задания из года в год: в большинстве случаев, по моим наблюдениям, просто формулировка, конфигурация теста. Предугадать, что именно тебе попадётся на самом тестировании, конечно, не удастся, но ты так ты поймёшь, какие виды заданий тебе вообще могу встретиться по той или иной теме.

Определи для себя сколько часов/дней в неделю ты будешь уделять именно русскому языку. Желательно, чтобы это, конечно, был не час в неделю. Но и не загоняй себя. Адекватно оцени свои возможности. Вряд ли твоего задора и мотивации, да и времени хватит на ежедневные занятия. При условии сосредоточенной работы (можешь попросить домашних, чтобы в эти часы занятий тебя никто не отвлекал, будто бы при занятиях с репетитором), думаю, тебе вполне хватит 1,5-2 часа/ три раза в неделю. Накануне сдачи (в апреле-мае) можешь увеличить объём. Но, как бы сильно ты ни стремился к результату, выделяй хотя бы один день в неделю для полноценного отдыха.

2. Зависни в книжном на часок - другой. Приобрети хорошие пособия.

Сейчас пособий по подготовке к ЦТ по русскому существует великое множество. Как же из всего этого многообразия выбрать то, что действительно окажется полезным? Я бы советовала приобрести следующие пособия:

  • Русский язык. ЦТ за 60 уроков. В них уже собраны воедино в форме уроков теория и тесты. Язык изложения прост для восприятия, так что это как раз то, что нужно для самостоятельной работы. Приведены примеры тестовых заданий, однако часто их недостаточно.

Для того, чтобы хорошо проработать ту или иную тему, используй...

  • Тематический тренажёр. Там тестовые задания сгруппированы по темам. Я бы рекомендовала сразу при прохождении/повторении какой-то темы закреплять пройденное на этих тестовых заданиях. Не торопись сразу же прорешивать все варианты. Позже, когда ты будешь работать с полноценными вариантами, ты наверняка будешь допускать ошибки. Эти ошибки ты также сможешь проработать с помощью тематического тренажёра.


  • Русский язык. Полный сборник тестов. Там есть целых 50 вариантов. Он понадобится тебе в последние месяцы подготовки, когда ты уже всё пройдёшь по графику. Тогда настанет пора "нарешивания", то есть ты будешь набивать руку. После этого ты действительно сможешь выполнять многие несложные задания "на автомате". Это хорошо, потому что у тебя будет время "повозиться" и хорошенько подумать над чем-то более сложным.
  • Сборники тестов последних лет.



3. Если уж обращаешься к интернету, пользуйся авторитетными источниками.

Мне не раз приходилось слышать на занятиях от ребят неверные ответы. На вопрос, почему они сделали данную ошибку, отвечали: "я посмотрел/ла в интернете, там было так написано". Я не хочу сказать о том, что там всё сплошь неправильно. Но есть сайты, которым стоит доверять, а есть какие-нибудь ответы мэйл.ру, на которых любой двоечник может зарегистрироваться под ником отличника, и раздавать советы. Сомнительно затея - полагаться на такие мнения, не правда ли? Вот некоторые источники, которые я бы посоветовала тебе использовать: грамота.ру ; "Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию" Розенталь Д.Э. и др.

4. Начинай повторение с основ. Двигайся от простого к сложному.

Возможно, когда ты впервые откроешь типовой вариант ЦТ, тебя охватит дрожь. Тебе может стать страшно оттого, сколько всего ты забыл и не помнишь. Но не стоит этого бояться. Да, в варианте ЦТ собрано всё, что ты учил на протяжении целых одиннадцати лет обучения в школе. Но это всё более чем реально повторить в сжатые сроки. С одним моим учеником мы готовились к тестированию всего 3 месяца. И он получил результат в целых 85 баллов! Ради этого результата он много работал. Это нелегко, придётся попотеть. Но если приложить достаточно усилий, усердия, всё получится! Начинай с простых правил, "разогревай мозги". Потихоньку наращивай темп. Двигайся от простого к сложному, постепенно. Со временем ты дойдёшь до того момента, когда сможешь прорешивать весь вариант целиком. Кстати, этот же совет помни и во время самого тестирования: не засиживайся долго на задании, вызывающем затруднение. Помни, у тебя очень ограничено время. Сначала выполни всё то, что точно знаешь, а потом приступай к тому, над чем нужно подумать.

5. Сразу же отрабатывай теорию на практических заданиях.

"Выучил-отработал. Теория-тест. Выучил-отработал. Теория-тест." Это должно быть твоей мантрой. Нет смысла зазубривать правило, если ты не умеешь использовать его на практике. Здесь тебе на помощь придёт тематический тренажёр, о котором я уже упоминала выше, а также сборники, в которых тесты сгруппированы по темам. Здесь нет ничего нового, но это наиболее эффективный метод усвоения, и именно его мы используем на курсах по подготовке к ЦТ в Образовательном центре "Фабрика знаний" .

6. Отработав правило один раз, не забывай его. Повторение - мать ученья.

Хорошо следовать предыдущему пункту, но этого...не совсем достаточно. Память имеет свойства забывать информацию, которая долгое время не используется. А потому, когда работаешь над новой темой, выделяй хотя бы 10-15 минут в занятии, чтобы прорешать пару заданий уже пройденного материала. Всегда делай работу над ошибками! Ошибки - своеобразные звоночки, которые сигнализируют тебе, что именно ты знаешь немного хуже. Сделай так, чтобы в следующий раз ты выполнил аналогичное задание правильно.

7. Прочувствуй атмосферу. Сходи на репетиционное тестирование. Желательно все 3 раза.

Репетиционное тестирование на базе университетов проводится три раза в год. Там ты сможешь прочувствовать всю атмосферу, а также выявить пробелы в знаниях, ведь под рукой не будет ни справочных материалов, ни подсказок. После РТ ты сможешь скорректировать курс своей подготовки. На сайте РИКЗ в разделе "РТ" ты сможешь найти даты проведения РТ в 2016/2017 учебных годах. Внеси в свой календарь и сходи на них. Это действительно хорошая тренировка. И нервов в том числе.

8. Следи за выходом демовариантов тестов и консультаций от РИКЗ.

Эти задания - из святая святых, оттуда, где составляются все экзаменационные варианты ЦТ. Точно не будет лишним их разобрать. Каждый тест сопровождён подробнейшим комментарием от составителей.

9. Обратись за парой уроков накануне к профессионалу.

Может быть и так, что некоторые задания, при самостоятельной подготовке всё же останутся недопонятыми. Какой-то материал действительно очень сложен для самостоятельного разбора. Ни в коем случае не оставляй его непроработанным. В таком случае можно обратиться за помощью к репетитору на пару-тройку занятий. Чётко сформулируй вопросы, запиши примеры заданий, которые у тебя вызывают наибольшее затруднение, предварительно озвучь их преподавателю. Так он сможет заранее подготовиться к объяснению именно того, что требуется тебе, а если захочешь, сможет и провести диагностику общей готовности к ЦТ и дать советы, на что, в первую очередь стоит обратить внимание.

10. Концентрируйся на цели и не позволяй лени победить. Соблюдай график.

Да, целый год усердной подготовки способен вымотать кого угодно. Но не забывай, ради чего ты это делаешь. Не пускай подготовку на самотёк, иначе всё, что ты делал до этого, окажется впустую. А ты ведь этого не хочешь, правда?

P.S. Верь в себя, но адекватно оценивай свои возможности.

Понадобится много силы воли для того, чтобы соблюдать все пункты. У кого-то может просто не получиться себя организовывать. И это нормально. Не вини себя, ведь тебе кажется что ты "уже", а я говорю "всего" в одиннадцатом классе. И не нужно стыдится того, что тебе всё-таки нужна помощь. Если финансовая ситуация вашей семьи позволяет, всё же обратись к профессионалу. Репетиторы хороши в том числе и тем, что выполняют и роль "пинателей": не дадут тебе отлынивать от занятий, будут держать твою подготовку к экзаменам в тонусе. Для большинства это - оптимальный вариант. Верь в себя, но, если всё же сомневаешься, не рискуй, найми профессионала. В этом тебе поможет наш , где есть удобный фильтр для поиска репетитора в твоём районе, по устраивающей твоих родителей цене.
____________________________________________________________________________