С какой скоростью движется айсберг. Чудеса из адп: а = айсберги и ледяные острова

Айсберги — это гигантские плавающие ледяные горы различной формы, отколовшиеся от ледников, покрывающих материки.

1. Таяние ледников. Ледники Гималаев.

Ледники — природные образования, представляющие собой скопление льда атмосферного происхождения. На поверхности нашей планеты ледники занимают более 16 млн. км 2 , то есть около 11% всей площади суши, а их общий объем достигает 30 млн. км 3 .

Более 99% всей площади ледников Земли принадлежит полярным областям. Однако ледники можно увидеть даже и близ экватора, но располагаются они на вершинах высоких гор. Например, высочайшая вершина Африки — гора Килиманджаро — увенчана ледником, который располагается не ниже 4500 м.

Область, где накапливается снег, который не успевает целиком стаять за летний период - область питания ледника. Именно здесь из снега зарождается ледник.
В области питания снег превращается в лед различными способами. Сначала происходит укрупнение кристаллов, уменьшение пространства между ними. Так образуется фирн — переходное состояние от снега ко льду. Дальнейшее уплотнение под давлением вышележащего снега приводит к образованию льда молочно-белого цвета (из-за многочисленных пузырьков воздуха).

2. В Гренландии раскололся гигантский ледник.

Ледникам свойственно течь, обнаруживая пластические свойства. При этом образуется язык ледника, один или несколько. Скорость движения ледников достигает нескольких сот метров в год, но она не остается постоянной. Так как пластичность льда зависит от температуры, летом ледник движется быстрее, чем зимой. Ледниковые языки напоминают реки: атмосферные осадки собираются в русло и текут по склонам.

Северные айсберги отделяются от Гренландского ледникового покрова. Он ежегодно выбрасывает в океан более 300 км 2 льда. По размерам северные айсберги уступают южным, антарктическим. Чаще всего северные айсберги бывают длиной в 1-2 км, но встречаются и такие, которые достигают 200 и даже 300 км в длину и более 70 км в ширину. Высота отдельных ледяных гор вместе с подводной частью может достигать 600 м.

Дальность плавания айсбергов и длительность их существования зависят не только от скорости и направления морских течений, но и от свойств самого айсберга. Очень большие и глубоко промороженные (до —60°С) антарктические айсберги существуют по многу лет, а порой и более десятилетия.

Гренландские айсберги тают быстрее — всего за 2-3 года. Они меньше, и температура их промерзания не ниже —30°С.
В зависимости от происхождения айсберги отличаются и своей формой. Гренландские айсберги — ледяные горы куполообразной формы, реже они имеют пирамидальную форму. Антарктические айсберги чаще всего имеют плоскую поверхность и вертикальные отвесные стенки.

3.

Столообразные айсберги характерны плоскими, относительно ровными вершинами и огромными размерами и образуются в результате обламывания шельфовых ледников. Они состоят из льда самых различных стадий формирования - от спрессованного снега — фирна, до твердого глетчерного льда. Плотность основного массива айсберга составляет от 0,5 до 0,8 г/куб. см, что обеспечивает ему хорошую плавучесть при значительном заглублении подводной части.

Цвет айсбергов постоянно меняется: только что отколовшийся ледяной массив имеет матово-белый цвет благодаря большому содержанию воздуха в верхних слоях молодого фирнового льда. Постепенно пузырьки воздуха замещаются каплями воды, и цвет приобретает нежный голубоватый оттенок.

Столообразные айсберги могут достигать колоссальных размеров. В 1956 году ледокол «Глесьер» вблизи острова Скотта встретил айсберг длиной 385 километров и шириной 111 километров, который дрейфовал в океане много лет — в 1959 году его обнаружило китобойное судно «Слава».

Ледяные гиганты не редкость - в декабре 1965 года ледовая разведка обнаружила ледяной остров площадью около 7000 квадратных километров. В основном столообразные айсберги значительно меньше рекордсменов: средняя длина равна 580 метрам, средняя высота надводной части - 28 метров, под водой больше ста метров ледяной глыбы.

4.

Пирамидальные айсберги образуются в результате сползания в океан длинных языковых ледников, имеют остроконечную вершину и большую высоту надводной части. Размеры их сравнительно небольшие: средняя длина около 130 метров, высота — 54 метра.

В 1904 году судно «Зенит» в районе Фолклендских островов встретило айсберг высотой 450 метров, встречались и более высокие пирамидальные глыбы.
Обычно они имеют мягкий зеленоватый или голубоватый оттенок, но встречаются и темные айсберги. В ледовой глыбе содержится большое количество обломков горных пород, ила и песка, поглощенных ледником при его движении по суше.

В 1773 году появилось первое сообщение в печати о черных айсбергах у берегов Антарктиды. Ученые высказали предположение, что черный цвет айсбергов вызван деятельностью вулканов на Южных Шетландских островах. Ледники на этих островах покрыты толстым слоем вулканической пыли, которая не смывается даже морской водой.

5.

Айсберги северного и южного полушарий представляют серьезную угрозу для мореплавания. Особенно опасны ледяные горы Северной Атлантики, которые даже в ясные ночи различимы с расстояния не более 500 - 600 метров. На таком расстоянии корабль уже не может избежать столкновения, даже отработав «полный назад».

В этом районе холодное Лабрадорское течение встречается с теплыми водами Гольфстрима, что порождает гусгые и продолжительные туманы, в которых айсберг удается обнаружить с мостика корабля за считанные минуты до столкновения. Десятки судов стали жертвами ледяных скитальцев, погибли тысячи людей.

6.

Айсберги плавают примерно до 40-х широт в Северном и Южном полушариях и оказываются в районах интенсивного судоходства, для которого они создают угрозу. Опасность заключается в том, что, во-первых, льды отражают солнечные лучи, охлаждают воздух и способствуют образованию туманов; во-вторых, большая часть айсберга (до 90% его объема) находится под водой.

Столкновение судов обычно происходит с невидимой частью айсберга.
Мир был потрясен гибелью «Титаника» в апреле 1912 года, который, избежав прямого столкновения с айсбергом, только скользнул правым бортом по его подводной части - через два часа на поверхности океана осталось только несколько переполненных шлюпок.
Особую опасность представляют старые, подтаявшие айсберги, которые при волнении моря вообще невозможно обнаружить. Именно такой айсберг стал причиной катастрофы «Титаника».

7. «Титаник»

В 1913 году тринадцать крупнейших морских держав подписали соглашение о создании Международного ледового патруля, центр которого находится на Ньюфаундленде. Он поддерживает связь с судами и самолетами в районе патрулирования, анализирует данные
наблюдений и обеспечивает своевременное оповещение всех судов об обнаруженных айсбергах.

Наблюдение за движением айсбергов довольно сложная задача, так как очень трудно предсказать, в каком направлении и с какой скоростью будет двигаться ледяная громадина. Для облегчения наблюдения айсберг помечают яркой краской или сбрасывают на его поверхность автоматический радиомаяк.
Хорошие результаты дают данные наблюдений, полученные с космических спутников.
Теперь на судах устанавливают специальные приборы, предупреждающие об айсбергах.

Принятые меры дали ощутимые результаты — катастрофы практически прекратились, но 30 января 1959 года датский грузо-пассажирский теплоход «Ганс Хедховт» водоизмещением 3000 тонн столкнулся с айсбергом и погиб со всеми пассажирами и экипажем. Правда, столкновение произошло за пределами района патрулирования. Нельзя гарантировать полной безопасности судов в районах, где встречаются айсберги, поэтому особую внимательность должны проявлять штурманы, несущие вахту на ходовом мостике.

Плавание невдалеке от айсберга тоже грозит опасностью - у подтаявшего айсберга центр тяжести смещается вверх, он находится в состоянии неустойчивого равновесия и может в любой момент перевернуться. Опрокидывание айсберга наблюдали с борта теплохода «Обь» в море Девиса, и очевидцы так описали это событие: «В тихую погоду раздался сильный грохот, сравнимый по своей силе с артиллерийским залпом. Находящиеся на палубе увидели на расстоянии не более одного километра от судна медленно переворачивающийся пирамидальный айсберг высотой около сорока метров. От его надводной части отрывались огромные глыбы льда и с грохотом падали в воду. Когда надводная часть айсберга с шумом погрузилась в воду, от нее стала расходиться довольно крупная зыбь, вызывавшая качку судна. На поверхности моря среди обломков медленно покачивалась новая холмообразная и неровная вершина айсберга ».

8.

Может обрушиться край айсберга, что также грозит судну тяжелыми последствиями. Особенно опасно положение судна, зажатого во льдах.
Айсберг, двигаясь под воздействием подводного течения, сокрушает ледяные поля и, приблизившись к судну, может раздавить его.
Из различных проектов уничтожения айсбергов ни один осуществить не удалось: бомбометание воспринимается ледяным исполином как иголочные уколы, а чтобы растопить миллионы тонн льда потребуется фантастическое количество энергии.

9.

Но айсберги могут служить и источником пресной воды, которой все более остро недостает людям. Уже разрабатывают проекты «отлова» и буксировки айсбергов в безводные районы Земли. Инициатором первой конференции, обсуждавшей проблему использования айсбергов, был король Саудовской Аравии — страны, расположенной в пустыне.

В последние годы многие районы Африки и Австралии испытывают острый недостаток пресной воды. Поэтому и возник проект буксировки отдельных айсбергов к берегам Южной Африки и Австралии и использования воды, образующейся при их таянии для промышленных и иных
целей. Подсчитано, что один айсберг среднего размера может дать такое количество чистой пресной воды, которое можно сравнить со стоком крупной реки.

В южных широтах океанов, в районах «ревущих сороковых», судну даже негде укрыться от штормового ветра и волн — на сотни миль вокруг не встретишь ни одного острова. Громадные ледяные айсберги могут стать надежной защитой — с подветренной стороны можно переждать шторм и произвести перегрузочные операции с судна на судно. А ровную площадку столообразных айсбергов можно использовать в качестве взлетной полосы для легкомоторных самолетов.
Но при выполнении этих операций следует постоянно помнить о коварном характере айсбергов, которые в любой момент могут превратиться в опасного врага.

Знаменитая «Калипсо» Жак-Ива Кусто направлялась в Антарктиду для океанографических и метеорологических наблюдений.

10. «Калипсо»

Сотни ледяных глыб окружали небольшое судно, и тут начались беды: вначале отказал один винт, затем сломалась ось второго винта — судно потеряло управление. Ветер и волны погнали "Калипсо" к подножию гигантского айсберга, который подозрительно кренился. Осколки льда градом сыпались на палубу судна, а очередной волной «Калипсо» ударилась бортом об айсберг — образовалась полутораметровая пробоина, но, к счастью, она оказалась над ватерлинией.
Только улучшение погоды спасло судно от гибели, оно с трудом добралось до ближайшего острова, откуда было отбуксировано в южноамериканскую гавань.


Полосатые айсберги :

Стивен Казловски (Steven Kazlowski) снял эти величественные природные ледяные скульптуры, которые выточены морской водой и полярными ветрами на западной оконечности Антарктики. Отколовшиеся айсберги плавают в антарктических водах годами, и годами мать-природа, как искусный скульптор, творит замысловатые фигуры.

Колоннада в айсберге - не фотошоп!

Айсберг (нем. Eisberg, «ледяная гора») — крупный, свободно плавающий кусок льда в океане или море.

Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников.

Природа айсбергов была впервые верно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым.

Поскольку плотность льда составляет 920 кг/м³, а плотность морской воды — около 1025 кг/м³, около 90 % объёма айсберга находится под водой.

В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся в результате механической абляции наибольший известный на данный момент айсберг B-15 площадью свыше 10000 км².

Весной 2005 г. его осколок — айсберг B-15A — имел длину более 115 километров и площадь более 2500 км² и всё ещё являлся крупнейшим наблюдаемым айсбергом.
Айсберг, отколовшийся от шельфового ледника Росса, названный B7B, размером 19 на 8 километров (площадь льда больше площади Гонконга) был замечен в начале 2010 года, при помощи спутниковой съемки NASA и ESA, на расстоянии примерно 1700 километров к югу от Австралии.

Первоначальный размер этого айсберга составлял около 400 квадратных километров.

Айсбергов такого размера, так далеко от источника своего происхождения за последние сто лет наблюдений отмечено не было.

На то, чтобы уплыть так далеко на север у айсберга B7B ушло около 10 лет. Координаты айсберга B7B на начало 2010 года — -48.8, 107.548° ю. ш. 107° в. д. / 48.8° ю. ш. 107.5° в. д..

Если айсберг синего цвета, скорее всего ему более 1000 лет.

Тёмно-синий цвет имеют т. н. «чёрные» айсберги, недавно перевернувшиеся в воде.

Айсберги представляют очень большую опасность для судоходства. Один из наиболее известных примеров столкновения айсберга с судном — гибель «Титаника» в 1912 году.

Их далеко уносят морские течения. И удивительное дело — иногда ледяные горы плывут как будто бы против течения.

Происходит так потому, что над поверхностью воды возвышается только восьмая или девятая часть всего айсберга, остальная погружена глубоко в воду, где течение порой противоположно тому, что на поверхности.

Над поверхностью моря айсберги могут достигать высоты 100м.

Плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом — это водяной пар более теплого воздуха сгущается над ее холодной поверхностью.

Самые крупные айсберги рождаются гигантскими ледниками Антарктиды.

Время от времени в леднике образуются глубокие трещины, и он раскалывается на отдельные блоки.

Рождение айсберга — эффектное зрелище. Огромная масса льда с грохотом, напоминающим чудовищной силы взрыв, обрушивается в воду.

Даже относительно небольшая ледяная гора, толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды, причем очень высокого качества.

Этого количества воды хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва, с многомиллионным населением.

В США разрабатываются проекты транспортировки айсбергов к многомиллионному городу Лос-Анджелес, к портовым городам Южной Америки, Африки, Австралии.

Оказавшись в воде, айсберг отправляется в плавание.

Течения рано или поздно выносят его в более теплые широты, где его омывают теплые воды и он медленно тает под лучами солнца.

Но особенно крупные айсберги успевают продвинуться далеко на юг, если это арктические айсберги, или далеко на север, если — антарктические.

Всего за год от ледяного покрова Арктики отрывается около 26 тыс. айсбергов.

В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации. Поэтому в открытом океане за ними ведется неусыпное наблюдение специальной службы.

На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз.
Уже сейчас иногда практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.

Источники информации и некоторых фотоматериалов.

Внеклассное мероприятие по географии

Брейн - ринг «Знатоки географии»

(7-8 классы)

Учитель географии: Поспелова Надежда Викторовна

ГБОУ СОШ №121

Москва

Цели:

  1. Развивать и пробуждать у учащихся интерес к предмету через внеклассную работу.
  2. Систематизировать, повторить и закрепить знания, полученные учащимися на уроках.
  3. Расширять кругозор учащихся через дополнительные сведения.
  4. Воспитывать у учащихся чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи, ответственности.
  5. Развивать устную речь и воображение учащихся.

Подготовка к игре:

  1. Подготовка игр для зрителей
    • Загадки-шутки
    • Географические шарады
    • Географические анаграммы
    • Найди ошибку в рассказе
    • Найди пару к географическому объекту
    • Ребусы
    • Художник - иллюстратор
  2. Подготовка блока «Это интересно»
    • Стихотворение «Гренландия»
    • Сообщение «Озоновые дыры»
  3. Подготовить две команды для участия (по 4 человека из 6-9 классов)
  4. Выбрать жюри
  5. Оформить объявление о географическом вечере
  6. Подготовить оформление зала
    • Плакат с названием игры
    • Высказывания о географии
    • Музыкальное оформление

Оборудование:

  1. Грамоты командам- 2шт.
  2. Жетоны для зрителей
  3. игровые столы - 2шт.
  4. Стол для жюри
  5. магнитная доска, мел -2шт.
  6. Карточки для жеребьёвки(2шт.-цунами; 2шт.-вулкан)
  7. Контуры Ю.Америки - 2шт.
  8. Карточки с логическим рядом - 8 шт.(«Геогр. ассоциации»)
  9. Призы для зрителей
  10. Призы командам
  11. Песочные часы
  12. Таблички с названием команд
  13. Для жюри: листочки, ручки, ответы.
  14. Для команд: листочки, ручки, простой карандаш, цветные карандаши.
  15. глобус
  16. Шарфы для игры со зрителями
  17. Кубик
  18. Карточки - задания (для конкурса «география и поэзия»)
  19. Табличка «АНТАРКТИДА»
  20. Контуры России - 2 шт.

Правила игры:

  1. Команда выбирает капитана
  2. Капитан отвечает за порядок в команде, за дачу ответов: или отвечает сам, или даёт эту возможность другому.
  3. Команды должны быть вежливы по отношению к членам своей команды и по отношению к другой команде.
  4. Команде запрещается спорить и перечить жюри и ведущему.
  5. Право первого хода разыгрывается, последующее право хода получает команда, выигравшая предыдущий конкурс.
  6. Ответы оценивает жюри.
  7. Команды бросают магический кубик и к баллам, полученным за конкурс, прибавляются баллы, выпавшие на кубике.
  8. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
  9. Во время игры будут два типа заданий: на время и на скорость. Время - 4 минуты. Если задание на скорость, то выигрывает команда, ответившая быстрее и правильно. Если ответ неверный, право ответа получает другая команда, если же и они ответили неверно, то вопрос передаётся зрителям. Два раза на один и тот же вопрос отвечать нельзя.
  10. Жюри, за плохое поведение команды, может снять у неё от 1 до 3 баллов.

Ход игры:

Вступительная часть.

1. Жеребьёвка команд.

2. Выбор капитанов.

3. Представление команд.

4. Представление жюри.

5. Клятва жюри:

Мы, члены жюри, именем великих географов, положив руку на символ географии - модель Земли, торжественно клянёмся:

*Быть честными и справедливыми

*Быть объективными

*Судить знатоков, невзирая на лица, но взирая на знания.

Клянёмся, клянёмся, клянёмся!!!

6. Ведущий:

Пусть кипит борьба,

Сильнейший пусть победит в нашем соревновании.

Судьбу решит пусть и судьба,

А также ваши знания!

7. Разыгрываем право первого хода:

В каком районе Земли дуют лишь южные ветры? (на Северном полюсе)

Игровой блок.

1 конкурс «Аукцион имён знаменитых географов»

В течение 4 минут команды должны написать как можно больше фамилий людей, внёсших вклад в развитие географической науки.

*Сколько имён - столько и баллов

  • Игра со зрителями: географические вопросы - шутки
  • Название какой реки можно найти во рту (Десна)
  • Какую реку срезают перочинным ножом (Прут)
  • Если в названии этой птицы убрать одну букву, она превратится в самую большую в Европе реку (Иволга - Волга)
  • Название этого города состоит из птицы и животного (Воронеж)
  • К какой постройке нужно прибавить букву «а», чтобы получилось название большой и быстрой реки (Ангар - а)
  • Этот город можно найти в компоте (Изюм)
  • Этот город парит в воздухе (Орёл)
  • Назовите самый сердитый город (Грозный)
  • Какой европейский город стоит на очень мягком месте (Париж на Сене)
  • Назовите остров, который признаёт себя принадлежностью белья (Я-майка)
  • Этот полуостров сам говорит о своей величине (Я-мал)
  • Если между двумя одинаковыми буквами поставить одну маленькую лошадку, то получится название государства (Я-пони-я)
  • Если прочесть название этой рыбы наоборот, то получится город в Италии (Налим-Милан)
  • Какими нотами на реке моряки мерят свой путь (Ми-ля-ми)
  • Название этого декоративного цветка необходимо соединить с титулом татарского князя и мягким знаком, чтобы получился порт на берегу реки Волга (Астра-хан-ь)

2 конкурс «Экскурсовод»

Команда получает фрагмент карты с контурами материка «Южная Америка». Вам нужно за 4 минуты подписать как можно больше географических объектов на данном материке.

*Сколько правильных объектов - столько баллов

  • Для зрителей: Стихотворение «Гренландия»

На севере, на севере, как впрочем и на юге,

Так много интересного, почти нам неизвестного

И сказочного чуда.

К загадочной Гренландии, стране снегов и льда,

С урока географии по атласам и картам

Несётся наш фрегат.

Здесь круглый год не тает лёд, лежат кругом снега,

А эскимос не прячет нос, когда на улице мороз

И сильная пурга.

Здесь всё нам необычно, живут они в иглу

И ходят в доме этом совсем не по паркету -

По голубому льду.

Ведёт наш храбрый эскимос отважно свой каяк,

А все мы знаем, эскимос не только опытный матрос,

Но и ещё рыбак.

Полгода ночь, полгода день, бежит полярный круг…

И нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень,

Наш новый милый друг.

Мы оглядели всё вокруг, и вот уже пора

Нам возвращаться на урок, заждавшись нас,

Совсем продрог наш парусный фрегат.

Вопросы:

  1. Что такое Гренландия (остров)
  2. Как называется живущий там народ (Эскимосы)
  3. Как называется их жилище (Иглу)
  4. Как называется лодка эскимосов (каяк)

3 конкурс «Этот удивительный мир географии»

Команды выбирают себе по два раздела географии, ведущий задаёт им вопросы.

* За каждый правильный ответ по три балла.

а) «Ориентирование»

На этом небольшом, необитаемом островке, затерявшемся среди Тихого океана, в результате кораблекрушения оказались представители разных народов. Они соорудили плот, на котором рассчитывали доплыть до ближайшей, населённой людьми суши. Но в какую сторону плыть на нём? У товарищей по несчастью по этому вопросу завязался спор. Ночью мы можем ориентироваться по созвездию, которое называется Арктос, - предложил грек. Мои предки - римляне, - возразил итальянец, выбирали для этого только созвездие Урса. А мои - созвездие под названием Утыган, - молвил монгол. Я знаю точно, что ни одному из перечисленных созвездий не уступит в правильности определения направления на север созвездие «Бээр», - сказал англосакс. Наши моряки повели бы нас, ориентируясь исключительно на колесницу, - вздохнув, промолвил араб. Да, так мы скоро не договоримся, - прервал друзей русский. Затем он предложил каждому нарисовать то, что они предложили. После чего не песке каждый изобразил предложенные ими созвездия. При этом все они оказались точной копией одного и того же созвездия из 7 звёзд. Какое это созвездие?

Ответ: Это созвездие Большая Медведица. Оно было известно как важный небесный ориентир с древних веков. Среди находок археологов, среди рисунков, на каменных плитах и металлических пластинах можно встретить изображения 7 звёзд созвездия Большая Медведица. Уже в глубокой древности оно служило людям, и они полагали нужным хранить его изображение. Жители Древней Индии так же ещё 6 или 7 тысяч лет тому назад знали о полярных странах, в которых зимой долгие чёрные ночи, знали о белом «застывшем» море и о белых медведях, которые водятся в тех краях. Они также знали, что дорогу в эту холодную страну указывают 7 ярких северных звёзд. Во многих произведениях древних авторов эти северные страны называли «страной медведей». Наверное, именно по этой причине созвездие, показывающее путь на север, и назвали Большой Медведицей.

б) «Гидросфера»

Что именно описал географ М.Ф.Мори в своей книге: «Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами её и руслом служат холодные воды, между которыми быстро струятся её тёплые синие воды. Нигде на земном шаре нет столь величественного потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объёма воды, который несёт он»?

Ответ: Это тёплое океанское течение Гольфстрим.

в) «Атмосфера»

Все мы помним чеховского учителя греческого языка Беликова, «человека в футляре», который постоянно, даже в сухую и ясную погоду, выходил на улицу в калошах и с зонтиком в руках. Интересно, что так же поступают и жители Гонолулу. Хотя ничего общего у них со знаменитым «человеком в футляре» вовсе нет. Даже когда на небе нет ни облачка, очень тепло, дует бриз с океана, гаваец отправляется на улицу с зонтиком, правда без калош. Дело в том, что он идёт в гости к знакомым, которые живут в этом городе в соседнем квартале, расположенном выше по склону горы. Почему житель Гонолулу берёт с собой зонтик?

Ответ: Как сказано в задаче, город Гонолулу располагается по склону горы. Поток воздуха, двигаясь, наталкивается на неё, воздух поднимается вверх. Этот процесс вызывает его охлаждение, происходит конденсация паров. Поэтому в разных кварталах Гонолулу выпадает разное количество осадков: чем выше по склону, тем их больше. В самых верхних кварталах города осадков выпадает в 6 раз больше, чем в нижних. Не удивительно, что все благоразумные жители города, когда идут «наверх», не без основания ждут дождя и берут с собой зонтик.

г) «Рельеф»

Экспедиция, которую возглавлял великий русский путешественник, долго разыскивала это озеро в глуши центральной Азии. В том месте, где оно было показано на старо, китайской карте, озеро найти участникам экспедиции не удалось. Оно находилось значительно южнее. Удивительно, но через несколько десятилетий, озеро вернулось на старое место. В 1923 году другая экспедиция нашла его там, где указывали старые китайские карты. Что это за странное блуждающее озеро? В чём причина этого? Назовите имя путешественника, посетившего его берега?

Ответ: Это озеро Лобнор. Его посетил Н.М.Пржевальский. Местопребывание озера связано с многоводностью и направлением течения очень капризной реки Тарим.

  • Игра со зрителями: «Географические шарады»
  • Личное местоимение - начало, 4. К победному крику

Второе - предлог, Прибавьте согласный звук,

Целое найдёшь в Сибири, И протянутся горы

Среди камней рекой течёт. С севера на юг.

(Я-на) (Урал)

  1. Ты меня, наверно, знаешь, 5. Первый слог - животное морское,

Я - сказки Пушкина герой, Охотятся за ним порой,

Но если «я» на «н» ты поменяешь, И междометие - второй,

То сразу стану я рекой. Всё ж - государство,

(Елисей - Енисей) Отгадай - какое.

  1. Я - сибирская река,

Глубока и широка,

Вместо «е» ты «у» возьми,

Стану спутником Земли.

(Лена - Луна)

4 конкурс «География и поэзия»

Вам нужно определить, какие географические названия пропущены.

* за каждый правильный ответ - 3 балла

Моет жёлтый ….

Раскалённые ступени

Царственных могил.

/М.Ю.Лермонтов/

№2. Чтоб лежать мне на кургане,

Над рекой могучей,

Чтобы слышать, как бушует

Старый …. под кручей.

/Т.Шевченко/

№4. Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить,

Там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я ….

/М.Ю.Лермонтов/

№3. …., …..,

Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля.

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.

/Н.А.Некрасов/

№5. Тешу сердце игрою

Слов, что сам отыскал.

Это кто за горою?

За горою ….

/А.Прокофьев/

№6. Что Ока полноводная вскоре

Станет Волгой, великой рекой,

И увидит …. Море,

Волго-Дон, а за ним Гидрострой.

/А.Николаев/


  • Игра со зрителями «Художник»

Играют парами. Ведущий завязывает игрокам глаза, они с закрытыми глазами рисуют глобус с тремя параллелями и тремя меридианами.

5 конкурс «Обгонялки»

* по 1 баллу за каждый правильный ответ

  1. Самое мелкое море России (Азовское)
  2. Самое глубокое озеро России и мира (Байкал)
  3. Самое большое по площади озеро России и мира (Каспийское)
  4. Самый большой полуостров России (Таймыр)
  5. Самый большой остров России (Сахалин)
  6. Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка)
  7. Самая Высокая гора России (Эльбрус)
  8. Самая многоводная река России (Енисей)
  9. Самый большой по площади речной бассейн в России (Обь с Иртышом)
  10. Город России с самыми северными в мире плантациями чая (Сочи)
  11. Город России с самыми высокими зимними температурами (Сочи)
  12. Город России с самыми низкими зимними температурами (Оймякон)

6 конкурс «Конкурс капитанов»

Кто больше составит слов из слова АНТАРКТИДА и кто самое большое.

*по одному баллу за каждое слово + 3 балла за самое большое слово

Игра со зрителями «Найди пару»

Географические объекты разрезаны на части, кто быстрее соединит, тот и победил.

7 конкурс «Географические ассоциации »

По предложенному логическому ряду надо угадать географический термин

*по два балла за правильно угаданный термин

Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия (цунами)

Река, море, испарение, облако, осадки (круговорот воды)

Ветер, океан, бутылка, письмо, Куросио (течение)

Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот (водопад)

океан, лёд, гора, опасность, Титаник (айсберг)

Землетрясение, предупреждение, баллы, Рихтер, пишет (сейсмограф)

Рай, ад, 5000 видов, колибри, жук-геркулес (Сельва, Амазонский лес)

Жара, сухо, амплитуда, мираж, дюна (пустыня)

  • Игра со зрителями «Ребусы»

8 конкурс «Кто больше»

Нужно написать как можно больше рекордов Африки.

* сколько рекордов - Столько и баллов

Для зрителей: Доклад «Озоновые дыры»

9 конкурс «Пять подсказок »

1.Здесь собирается вода примерно с половины континента

2. Его площадь равна 7 млн.км. 2

3. Он расположен в Южной Америке

4. на нём находится река Амазонка и её притоки

5. Это территория, с которой в р.Амазонка собирается вода

(Бассейн реки Амазонка)

1.Он собирает воду из 4 озёр

2. Он находится в Северной Америке

3. Он находится на границе США и Канады

4. Он останавливался на 30 часов

5. Он самый бурный в мире.

(Ниагарский водопад)

  1. Температура выше, чем вокруг.
  2. Не замерзает вода.
  3. На скалах гнездятся птицы
  4. Он находится в Антарктиде
  5. Такой есть в пустыне

(Оазис в Антарктиде)

  1. Он находится на Восточно-Европейской равнине
  2. Он находится в стране «Озёр и гранита»
  3. Он расположен на реке Сунна
  4. Там сейчас заповедник с одноимённым названием
  5. Его высота 11 метров.

(водопад Кивач в Карелии)

Игра со зрителями «Географические анаграммы»

В каждом из приведённых слов нужно переставить буквы так, чтобы получились названия городов или рек.

  1. Дно - Дон
  2. Рука - Кура
  3. Игра - Рига
  4. Муар - Амур
  5. Веки - Киев

А теперь в каждом из перечисленных географических названий нужно переставить буквы так, чтобы получились другие географические названия

  1. Нева - Вена
  2. Ирак - Каир
  3. Токио - Киото
  4. Куба - Баку

10 конкурс «Восстанови карту» - конкурс художников

Команды получают контуры России, какая команда точнее раскрасит.

*Максимум - 5 баллов.

Игра со зрителями «Найди ошибку в рассказе»

… Судя по всему нас выбросило на африканский берег… Наши корабли, сделанные из гигантского дерева вельвичия , были разбиты. Мы решили отправиться вглубь материка в поисках пищи и воды… Местность представляла собой саванну, которая кишела животными. Вдали виднелось стадо антилоп, мелькала длинные шеи жирафов и их родственников окапи. Однажды путь нам преградило несколько карликовых бегемотов, а вдали послышался львиный рёв.

Из растительности изредка встречались баобабы, удивлявшие своими размерами. Мы достигли притока Замбези, местные жители арабы помогли нам переправиться на каяках . Примерно на 45 0 ю.ш. саванна превратилась в редколесье. Когда третья неделя была на исходе, мы подошли к реке Замбези. Мы искупались в местечке Сонгве, как называли его местные жители нилоты . Вода была тихая и прозрачная, течение почти не ощущалось…

Игра со зрителями «Географическая цепочка»

Ребята по очереди называют города и государства на букву «Г», кто не называет, выходит.

Заключительный блок

  1. Слово жюри
  2. Награждение
  • Грамоты
  • Призы игрокам
  • Призы зрителям
  • Победившей команде - по «5»
  • Заключительное слово учителя.

Ответы для жюри

Конкурс №4:

№1 - Нил; №2 - Днепр; №3 - Волга;

№4 - Кавказ; №5 - Байкал; №6 - Каспийское.

Конкурс №5:

Азовское, Каспийское, Байкал, Таймыр, Сахалин, Ключевская Сопка, Эльбрус, Енисей, Обь, Сочи, Сочи, Оймякон.

Конкурс №7:

№1- цунами №5 - айсберг

№2 - круговорот воды №6 - сейсмограф

№3 - течение №6 - сельва (Амазонский лес)

№4 - водопад №7 - пустыня

Конкурс №8:

  1. Находится на четырёх полушариях
  2. Эфиопия - родина самых ценных (твёрдых) сортов пшеницы
  3. самые длинные на суши разломы земной коры - Восточно-Африканские
  4. Добывается самое большое количество алмазов
  5. Добываются самые твёрдые алмазы
  6. Найден самый большой алмаз «Куллинан»
  7. Самый Жаркий материк
  8. г.Триполи - зарегистрирована самая высокая температура (+58 0)
  9. Самая большая пустыня Сахара
  10. Самая Жаркая пустыня Сахара
  11. Самая длинная река в мире Нил
  12. Самый широкий водопад Виктория
  13. Самое длинное пресноводное озеро Танганьика
  14. Самые крупные человекообразные обезьяны - Гориллы
  15. Самое большое скопление крупных животных
  16. Самая маленькая птица на земле - Нектарница-Колибри
  17. Самая крупная птица на земле - Африканский страус Эму
  18. Растение Вельвичия - только в Африке
  19. Птица марабу - только в Африке
  20. Кения - самая высокая рождаемость в мире
  21. Пустыня Калахари - под землю уходит река
  22. р.Конго - самая полноводная река восточного полушария

Конкурс №9:

  1. Бассейн реки Амазонка
  2. Ниагарский водопад
  3. Оазис в Антарктиде
  4. Водопад Кивач

В декабре прошлого года фотографу Алекс Корнелл (Alex Cornell) во время своей экспедиции в Антарктиду, посчастливилось сфотографировать удивительный айсберг необычного голубого цвета. Оказалось, что айсберг перевернулся и стала видимой та часть айсберга, которая обычно находится под водой. Очень красивый цвет, я ничего подобного раньше не видела.




Видео того, как айсберги могут поворачиваться:

Просто красиво

После этих фотографий мы с Осей много говорили об айсбергах, и вот разные интересные факты, которые можно рассказать детям:

1. Как образуются айберги

Они откалываются от больших шельфовых (т.е. плавучих или опирающихся на дно) ледников.

Можно в цветной воде с пеной запустить маленький кораблик и несколько замороженных льдин. И устроить исследование - что именно плывет перед кораблем - просто гигантская льдина или настоящий айсберг?

- В пластиковых формах (например, от мороженого) можно заморозить плоские льдины, если не наливать туда много воды.
- Неровный лед получится, если заморозить воду в помятых пластиковых стаканчиках. Только сильно лучше не мять, а то они трескаются.
- Отдельно можно заморозить воду в специальных формах для льда, и потом эти ледовые кусочки легко друг к другу прилипнут и можно будет сделать разные "айсберги".

Мы проверяли, действительно ли айсберг не тонет, и на сколько он погружается в воду.

2. Виды айсбергов. Айсберги бывают столообразными, куполообразными и пирамидальными. Айсберг с ровной поверхностью легко принять за остров. И на нем удобно жить, если ты пингвин.

А еще бывают айсберги "сухой док" - середина такого айсберга лежит ниже поверхности воды.

Мы пытались делать айсберги разной формы, получается очень смешно. Лучший айсберг - изо льда в миске для салата.
Заодно мы обсуждали нижнюю часть айсберга. Ученым известны случаи, когда айсберги дрейфовали против течения. И Ося долго отгадывал, как это может быть? А все дело в том, что над поверхностью возвышается лишь третья или четвертая часть всего айсберга, остальная же погружена в воду, и ее настолько много, что она "управляется" активными подводными течениями.

3. Самый большой айсберг :
В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся самый большой известный айсберг (B-15) в истории, достигающий 295 км в длине и 37 км. Представить это очень трудно, как мне кажется.

4. Интересно, что эти ледяные гиганты могут преодолевать огромные расстояния . Например, айсберги из Арктики доплывают почти до Бермудских островов, расположенных на расстоянии 4 000 км от места их образования. А вот антарктические айсберги можно увидеть в районе бразильского города Рио-де- Жанейро. А это более 5 000 км от побережья Антарктиды!

5. Уплывающие так далеко айсберги могут быть очень опасны для судоходства . Всем известна трагическая судьба английского пассажирского лайнера «Титаник», который столкнулся 14 апреля 1912 года с огромным айсбергом, и в результате затонул. Вскоре после этого был создан Международный ледовый патруль, который следит за движением айсбергов и предупреждает суда о возможной опасности. И с начала работы ледового патруля в северной Атлантике от столкновения с айсбергами не погиб не один человек.

Очень интересно, что оказывается, существует буксир айсбергов. В океане с крупными айсбергами борется судно «Atlantic Eagle».

Его единственной задачей является сдвинуть айсберг на несколько градусов от нежелательного курса. Когда буксир приближается к айсбергу, то его команда с помощью радара получает изображение подводной части айсберга. Затем буксир обходит вокруг него, огибая льдину и разматывая сотни метров мощного троса. Сделав петлю, оба конца закрепляются на судне огромными скобами. Затем наращивая мощность судна, сдвигают айсберг с места. Все это может быть очень опасно, потому что если айсберг вдруг решит перевернуться, то он вызовет огромную волну или расколется, и это может привести к затоплению корабля.

6. Цвет айберга

Молодые айсберги белого цвета, они состоят из льда и пузырьков воздуха. Эти воздушные пузырьки образуются в леднике, от которого откалывается айсберг. Когда снег спрессовывается и превращается в ледяные крупинки, часть воздуха тоже «запрессовывается» в лед и может занимать до 15% объема айсберга. При движении ледника в нем образуются трещины. Их заполняет вода, которая, в отличие от снега, замерзает без пузырьков. Тогда в айсберге появляются голубые прожилки: это лед, свободный от воздуха.
Так появляются айсберги в полосочку.

Пишут, что вот в этом айсберге при дрейфе в трещины попала и замерзла морская вода с водорослями:

А еще встречаются «черные» айсберги: они образуются, когда ледник начинает двигатья и «снимает» с поверхности слои горной породы или грунта, которые позже в его толще образуют черный цвет. А еще черный цвет в айсбергах может быть остатком вулканической пыли, которой покрыты их материнские ледники.

Предварительный просмотр:

Географический брейн-ринг

для 8-9 классов

«Наш дом – планета Земля»

Правила игры:

  1. Команда выбирает капитана
  2. Капитан отвечает за порядок в команде, за дачу ответов: или отвечает сам, или даёт эту возможность другому.
  3. Команды должны быть вежливы по отношению к членам своей команды и по отношению к другой команде.
  4. Команде запрещается спорить и перечить жюри и ведущему.
  5. Право первого хода разыгрывается, последующее право хода получает команда, выигравшая предыдущий конкурс.
  6. Ответы оценивает жюри.
  7. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
  8. Во время игры будут два типа заданий: на время и на скорость. Время – 2-3 минуты. Если задание на скорость, то выигрывает команда, ответившая быстрее и правильно. Если ответ неверный, право ответа получает другая команда, если же и они ответили неверно, то вопрос передаётся зрителям. Два раза на один и тот же вопрос отвечать нельзя.
  9. Жюри, за плохое поведение команды, может снять у неё 1 балл

Ход игры:

Вступительная часть.

1. Жеребьёвка команд.

2. Выбор капитанов.

3. Представление команд.

4. Клятва жюри:

Мы, члены жюри, именем великих географов, положив руку на символ географии – модель Земли, торжественно клянёмся:

*Быть честными и справедливыми

*Быть объективными

*Судить знатоков, невзирая на лица, но взирая на знания.

Клянёмся, клянёмся, клянёмся!!!

5. Ведущий:

Пусть кипит борьба,

Сильнейший пусть победит в нашем соревновании.

Судьбу решит пусть и судьба,

А также ваши знания!

6. Разыгрываем право первого хода:

В каком районе Земли дуют лишь южные ветры? (на Северном полюсе)

1 конкурс «Аукцион имён знаменитых географов»

В течение 3 минут команды должны написать как можно больше фамилий людей, внёсших вклад в развитие географической науки.

*Сколько имён – столько и баллов

2 конкурс «Этот удивительный мир географии»

Команды выбирают себе по два раздела географии, ведущий задаёт им вопросы.

* За каждый правильный ответ по три балла.

а) «Ориентирование»

На этом небольшом, необитаемом островке, затерявшемся среди Тихого океана, в результате кораблекрушения оказались представители разных народов. Они соорудили плот, на котором рассчитывали доплыть до ближайшей, населённой людьми суши. Но в какую сторону плыть на нём? У товарищей по несчастью по этому вопросу завязался спор. Ночью мы можем ориентироваться по созвездию, которое называется Арктос, - предложил грек. Мои предки – римляне, - возразил итальянец, выбирали для этого только созвездие Урса. А мои – созвездие под названием Утыган, - молвил монгол. Я знаю точно, что ни одному из перечисленных созвездий не уступит в правильности определения направления на север созвездие «Бээр», - сказал англосакс. Наши моряки повели бы нас, ориентируясь исключительно на колесницу, - вздохнув, промолвил араб. Да, так мы скоро не договоримся, - прервал друзей русский. Затем он предложил каждому нарисовать то, что они предложили. После чего не песке каждый изобразил предложенные ими созвездия. При этом все они оказались точной копией одного и того же созвездия из 7 звёзд. Какое это созвездие?

Ответ: Это созвездие Большая Медведица . Оно было известно как важный небесный ориентир с древних веков. Среди находок археологов, среди рисунков, на каменных плитах и металлических пластинах можно встретить изображения 7 звёзд созвездия Большая Медведица. Уже в глубокой древности оно служило людям, и они полагали нужным хранить его изображение. Жители Древней Индии так же ещё 6 или 7 тысяч лет тому назад знали о полярных странах, в которых зимой долгие чёрные ночи, знали о белом «застывшем» море и о белых медведях, которые водятся в тех краях. Они также знали, что дорогу в эту холодную страну указывают 7 ярких северных звёзд. Во многих произведениях древних авторов эти северные страны называли «страной медведей». Наверное, именно по этой причине созвездие, показывающее путь на север, и назвали Большой Медведицей.

Команда «Виктория»

б) «Гидросфера»

Что именно описал географ М.Ф.Мори в своей книге: «Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами её и руслом служат холодные воды, между которыми быстро струятся её тёплые синие воды. Нигде на земном шаре нет столь величественного потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объёма воды, который несёт он»?

Ответ: Это тёплое океанское течение Гольфстрим.

в) «Природное явление»

«…Здесь всё пропитано запахом серы. Склоны покрыты диковинными цветами из кристаллической серы, белесые узоры из нашатыря, розы тончайшей работы. Везде видны кремнистые отложения солей минерализированной воды. Это отложения то жемчужного, то коричневого, то ярко-оранжевого оттенков. Вокруг множество озерков и просто лужиц самого разного цвета от небесно-голубого и бирюзового до кирпично-красного. В зарослях шеломайника фыркают и плюются грязевые котлы, а на склонах каждый сантиметр попыхивает, булькает…»

Ответ: Это гейзеры.

г) «… Страшная, убийственная вещь это. В ней гибель всего живого. Она – роковая ошибка небес, дефект сложного механизма солнечной системы. Она ужасна, но в то же время и великолепна. Она убийственна, но едва ли на земле можно найти зрелище более прекрасное, чем она. Пока она длится, людям и животным грозит смерть и безумие. Её приход возвещается ранними сумерками. А потом приходит страшный час, и на страну обрушиваются злые духи. Далеко на юге в лесных хижинах потомки первых переселенцев рассказывают своим детям чудесные сказки о небесном Летучем Голландце, а на Севере жители шепчут друг другу: «Злые духи разыгрались, и бесы затмили своими чарами солнечный лик». И многие томительные месяцы длится борьба за существование, в которой побеждает сильнейший….» (Джеймс Оливер Кервуд. «Молниеносный»)

Ответ: Это полярная ночь.

д) «Минеральные ресурсы»

Его можно встретить и в горах в виде кристаллов. По-другому его называют галит, и происходит это название от греческого слова «галлос». Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. По цвету он преимущественно белый, можно встретить бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет. Что это за минерал?

Ответ: Соль

3 конкурс «География и поэзия»

Вам нужно определить, какие географические названия пропущены.

* за каждый правильный ответ – 3 балла

Моет жёлтый ….

Раскалённые ступени

Царственных могил.

/М.Ю.Лермонтов/

№2. Чтоб лежать мне на кургане,

Над рекой могучей,

Чтобы слышать, как бушует

Старый …. под кручей.

/Т.Шевченко/

№4. Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить,

Там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я ….

/М.Ю.Лермонтов/

№3. …., …..,

Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля.

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.

/Н.А.Некрасов/

№5. Тешу сердце игрою

Слов, что сам отыскал.

Это кто за горою?

За горою ….

/А.Прокофьев/

№6. Что Ока полноводная вскоре

Станет Волгой, великой рекой,

И увидит …. Море,

Волго-Дон, а за ним Гидрострой.

/А.Николаев/

Ответы:

№1 – Нил; №2 – Днепр; №3 – Волга;

№4 – Кавказ; №5 – Байкал; №6 – Каспийское.

Команда «Юные географы»

4 конкурс «Художник»

Играют парами. Ведущий завязывает игрокам глаза, они с закрытыми глазами рисуют глобус с тремя параллелями и тремя меридианами.

5 конкурс «Обгонялки»

* по 1 баллу за каждый правильный ответ

  1. Самое мелкое море России (Азовское)
  2. Самое глубокое озеро России и мира (Байкал)
  3. Самое большое по площади озеро России и мира (Каспийское)
  4. Самый большой полуостров России (Таймыр)
  5. Самый большой остров России (Сахалин)
  6. Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка)
  7. Самая Высокая гора России (Эльбрус)
  8. Самая многоводная река России (Енисей)
  9. Самый большой по площади речной бассейн в России (Обь с Иртышом)
  10. Город России с самыми северными в мире плантациями чая (Сочи)
  11. Город России с самыми высокими зимними температурами (Сочи)
  12. Город России с самыми низкими зимними температурами (Оймякон)

6 конкурс «Конкурс капитанов»

Кто больше составит слов из слова АНТАРКТИДА и кто самое большое.

*по одному баллу за каждое слово + 3 балла за самое большое слово

7 конкурс «Географические ассоциации»

По предложенному логическому ряду надо угадать географический термин

*по два балла за правильно угаданный термин

№1:

Волна , землетрясение, скорость, опасность, бедствия (цунами)

№2:

Река, море, испарение, облако, осадки (круговорот воды)

№3:

Ветер, океан, бутылка, письмо, Куросио (течение)

№4:

Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот (водопад )

№5:

океан, лёд, гора, опасность, Титаник (айсберг)

№6:

Землетрясение, предупреждение, баллы, Рихтер, пишет (сейсмограф)

№7:

Рай, ад, 5000 видов, колибри, жук-геркулес (Сельва, Амазонский лес)

№8:

Жара, сухо, амплитуда, мираж, дюна (пустыня)

8 конкурс «Ребусы»

Нужно написать как можно больше угадать ребусов

9 конкурс «Пять подсказок»

№1

1.Здесь собирается вода примерно с половины континента

2. Его площадь равна 7 млн.км. 2

3. Он расположен в Южной Америке

4. на нём находится река Амазонка и её притоки

5. Это территория, с которой в р.Амазонка собирается вода

(Бассейн реки Амазонка)

№2

  1. Температура выше, чем вокруг.
  2. Не замерзает вода.
  3. На скалах гнездятся птицы
  4. Он находится в Антарктиде
  5. Такой есть в пустыне

(Оазис в Антарктиде)

№3

  1. Он находится на Восточно-Европейской равнине
  2. Он находится в стране «Озёр и гранита»
  3. Он расположен на реке Сунна
  4. Там сейчас заповедник с одноимённым названием
  5. Его высота 11 метров.

(водопад Кивач в Карелии)

10 конкурс «Географическая дуэль»

За 4 минуты команды должны как можно больше назвать географических приборов. За каждый правильный прибор – 1 балл.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Выступление жюри.

Первое место заняла команда «Юные географы»

2 место – команда «Виктория»