Семейные отношения петра первого и евдокии лопухиной. Биография Евдокии Лопухинойпервой жены Петра I Великого

Евдокия Лопухина (1669-1731) была последней кровной царицей. Она происходила из уважаемого боярского рода. Е.Ф.Лопухина в 20 лет стала женой Петра I, которому красавицу-невесту подобрала его мать, вдовствующая царица Наталья Кирилловна Нарышкина. В 1690 г. в царской семье родился первенец — сын Алексей, потом и другой сын — Александр. Отцовские чувства и осознание необходимости личного участия в воспитании детей у царя Петра I тогда полностью отсутствовали.

Евдокия Лопухина: взаимоотношения с Петром I

Ему больше нравилось вершить государственные дела и вести жизнь свободного от семейных обязанностей человека. Он был склонен к распутной жизни, разврату, пьянству, любил табакокурение. Вскоре его фавориткой стала любовница его друга швецарца Ф.Я.Лефорта (1656-1699, был на русской службе с 1678, с 1695 — русский адмирал) немка Анна Иоганновна А.Монс. С 1690 г. царь Петр I в увлечении А.Монс совсем забыл свою жену, все это ускорило смерть его любимой матери Анны Кирилловны Нарышкиной, остро переживавшей сам факт прелюбодеятний ее сына-царя и их широкую огласку. После смерти младшего сына — младенца Александра царь Петр I вообще старался не видеть царицу Евдокию, не присутствовал он и на похоронах сына.

В 1696 г. Петр I отправился за границу, не простившись с женой и сыном. А когда он вернулся в 1698 г., то остановился у Анны Монс, потом уехал в Преображенское, даже не повидав жену и сына, не послав им никакой весточки о себе. Подавив восстание стрельцов, стал бороться с собственной женой. Через доверенных лиц он пытался убедить ее уйти в монахини, постричься в монастырь, но она категорически отказалась. Затем он сам четыре часа резко пытался ее заставить постричься. По его указанию ее насильно постригли в монашество (1698).

Евдокия Лопухина после развода

Евдокия Лопухина в 29 лет пережила развод с мужем и стала насильно монахиней Еленой суздальского Покровского монастыря, где носила светскую одежду, звалась светским именем, принимала обращения и слушала в церкви здравицы ей как благоверной царице Авдотье (Евдокии). Там верные люди устроили один раз тайное свидание 37-летней царицы и ее шестнадцатилетнего сына Алексея Петровича. Там же, в Покровском монастыре, осознав краткость земной жизни и пожалев, что не узнала она многое в женском счастьи, вероятно, с отчаяния позволила она себе полюбить с 1709 г. (в ее сорок лет) генерал-майора С.Б.Глебова, который был женат, но в юности был влюблен в нее. Возникшая любовь была обоюдной и страстной, но протекала она в стенах обители и была крайне порочной, означала совершение великого греха. Благодаря С.Б.Глебову Е.Ф.Лопухина ни в чем не испытывала затруднений (до этого в монастыре она была лишена какого-либо денежного содержания, еда ее была скудной, одежда- простой, прислужниц не было).

Политические интриги вокруг Евдокии Лопухиной

Евдокия Лопухина, ставшая в монастыре старицей Еленой, влюбившейся в С.Б.Глебова, внезапно невероятно осмелела. Она стала вольно одеваться, выезжать из обители, поверила лживым заверениям некоторых бояр о возможности воцарения ее сына Алексе в я на российском престоле.

Популярность разведенной опальной царицы стала расти, в Покровский монастырь началось из-за нее чуть ли не народное паломничество. Евдокия забыла, что она приняла монашеский постриг, ее обуял и грех гордыни, она велела величать ее, жившую в монастыре, царицей Евдокией. Вокруг нее образовалась группа единомышленников, намечавших сбросить с трона Петра I и посадить на престол царевича Алексея. Евдокия полностью потеряла бдительность и чувство страха, наслаждалась любовью и мечтала о возвращении в Москву, писала Глебову страстные письма, звала его чаще приезжать в Суздаль. Настоятельница и духовник Покровского монастыря, суздальский епископ Досифей, должным образом не пытались пресечь порочное поведения Евдокии, поскольку допускали переход власти в руки ее сына и ее после устранения царя Петра I. Со временем слухи о романе Евдокии с Глебовым дошли до его жены и семьи Лопухиных; он испугался, хотел выпутаться из этой истории, чувства его к опальной царице охладились, он перестал отвечать на ее письма. Роман с Глебовым тянулся почти 9 лет, но Петр I не сразу узнал о нем. Глебова обвинили в государственной измене и мучительно казнили в 1718 г., когда Евдокии было 49 лет. Глебов все честно рассказал об отношениях с Евдокией Лопухиной, но отрицал свое участие в заговоре против царя Петра I. В том же году в тюрьме и тоже по вине Петра I закончил свою земную жизнь ее сын царевич Алексей (ему было 28 лет); казнили суздальского епископа Досифея. Е.Ф.Лопухина пережила Петра I, его любовницу Анна Монс, Екатерину I, сына Алексея и внука-царя Петра II. Умерла она в возрасте 62 лет, в Новодевичьем монастыре в Москве, где она пожелала жить, когда ее внук стал царем Петром II, и где она чувствовала себя вдовствующей царицей несколько лет.

Фильм об Евдокии Лопухиной «Последняя русская царица»

Евдокия Лопухина стала последней царицей русского происхождения, все остальные супруги российских императоров будут иноземками. Но то, что этот брак был заключен именно с русской девицей православного исповедания, является заслугой матери царя.

Прасковья Лопухина, так при рождении была наречена девочка, родилась 30 июля (9 августа) 1669 года в селе Серебрено Мещовского уезда. Она происходила из древнего рода, родоначальником которого считался легендарный князь Редедя.

Лопухины владели тверскими и новгородскими вотчинами и несли службу при государевом дворе. К концу XVII века они вошли в число самых влиятельных дворянских родов. Лопухины находились в дружественных связях с Нарышкиными, которые возвысились благодаря браку Натальи Кирилловной Нарышкиной с царем Алексеем Михайловичем.

Хорошие отношения с Нарышкиными способствовали возвышению рода Лопухиных, теперь уже через брак с сыном Алексея Михайловича, царем Петром. Женитьба юного Петра, который довольно рано начал приобщаться к «радостям» взрослой жизни, стала одной из главных дум матери Натальи Кирилловны. Писатель Алексей Толстой, автор романа «Петр I», так описывает материнские волнения и тревоги:

«Женить надо Петрушу, - длинный стал, дергается, вино пьет, все с немками, с девками... Женится, успокоится... Да пойти бы с ним, с молодой царицей по монастырям, вымолить у Бога счастья, охраны от Сонькина чародейства, крепости от ярости народной...»

По совету брата Льва Кирилловича в качестве партии шестнадцатилетнему Петру царица Наталья стала рассматривать Прасковью Лопухину:

«Что ж, сестрица, жени его, хуже не будет... Вот у Лопухиных, у окольничего Лариона, девка Евдокия на выданье, в самом соку... Лопухины - горласты, род многочисленный, захудалый... Как псы будут около тебя...»

Петр исполнил материнскую волю, невеста была действительно видная. Борис Куракин отмечает, что была «принцесса лицом изрядная». Перед свадьбой девице поменяли имя и отчество, с Прасковьи Илларионовны на Евдокию Федоровну, и в январе 1689 года молодых Петра и Евдокию повенчали.

Поскольку по средневековым русским понятиям не возраст делает человека совершеннолетним, а женитьба, царь получил полное право избавить себя от опеки сестры правительницы Софьи. Таким образом, была решена главная задача, в регентстве Софьи не было необходимости, и Петр фактически стал единственным правителем государства.

Перестал ли наведываться молодой царь после женитьбы в немецкую слободу? В первый год, пожалуй, перестал. Как сообщает Куракин, сначала любовь между супругами «была изрядная, но продолжалась разве током год». Позже царь вновь увлекся немецкими девушками, и даже хотел жениться на немке Анне Монс, с ней его познакомил Лефорт, с целью получить рычаг воздействия на Петра.

Охлаждение отношений между супругами начались довольно быстро и вскоре дошли до такой степени, что царь, мать своих сыновей стал склонять к принятию монашества. Лопухины, на которых после открывшегося заговора пала тень, попали в опалу, а сам царица была отправлена в Суздальский Покровский монастырь и принуждена к постригу с именем Елена.

В Суздале бывшая царица познакомилась с майором Степаном Глебовым, к которому стала испытывать чувства, эта связь привела майора на плаху и ужесточила положение Лопухиной. Она была переведена в Староладожский Успенский монастырь, где пребывала до смерти Петра Алексеевича. Но его смерть не принесла избавления невольной монахине, Екатерина I, опасаясь, что кандидатуру Лопухиной будут использовать в притязаниях на престол, заточила ее в Шлиссельбургскую крепость, где монахиня Елена провела два года.

Лишь внук, царь Петр II Алексеевич, освободил бабку из заточения, перевез в Москву и восстановил честь и достоинство царицы. После 29 лет заточения, 4 года царица провела на свободе.

Она умерла в 1731 году, возрасте 62 лет, и была погребена в Смоленском храме Новодевичьего монастыря.

«Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного», - сказала Евдокия Федоровна перед смертью.

ЕВДОКИЯ ФЕДОРОВНА (ЛОПУХИНА)

Евдокия Федоровна - первая супруга Петра I (1669 - 1731), дочь боярина Федора Лопухина. Петр I вступил в брак с Евдокией Федоровной в 1689 г. и в следующем году имел от нее сына Алексея. Воспитанная по старине, Евдокия Федоровна не могла привязать к себе Петра; он с первых же лет супружества часто покидал жену для любимых потех и вскоре сблизился с красавицей немецкой слободы Анной Монс. Охлаждению к жене содействовала нелюбовь к ее родне Лопухиным, приверженцам московской старины. Евдокия Федоровна напрасно жаловалась на свое одиночество и в письмах к Петру звала его к себе. Отправившись за границу в 1696 г., Петр из Лондона просил Льва Нарышкина уговорить Евдокию постричься и тотчас же по возвращении в Москву отправил ее в Суздальский Покровский монастырь. Архимандрит монастыря не согласился постричь Евдокию Федоровну, за что был арестован; она была пострижена, под именем Елены, лишь в 1698 г. Евдокия Федоровна только полгода носила иноческое платье, затем стала жить в монастыре мирянкой и, по собственному признанию, вступила в связь со Степаном Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. Вместе с царевичем Алексеем Петровичем она была центром партии, враждебной Петру. Ростовский епископ Досифей пророчествовал, что Евдокия скоро опять будет царицей, и поминал ее в церквах "великой государыней". Другие предрекали, что Петр примирится с женой и оставит Петербург и свои реформы. Все это открылось из так называемого Кикинского розыска по делу царевича Алексея. В сочувствии к Евдокии Федоровне были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. В письме к Петру Евдокия Федоровна во всем повинилась и просила только прощения, чтобы ей "безгодной смертью не умереть". Жестоко казнив всех замешанных в деле, Петр по отношению к Евдокии Федоровне ограничился переводом ее в другой, Ладожский-Успенский монастырь. Затем она была переведена в Шлиссельбург, где, при Екатерине I , содержалась в строгом секретном заключении. В 1727 г. Евдокия Федоровна поселилась в Новодевичьем, затем в Воскресенском монастыре в Москве; ей было назначено большое содержание, и дан особый двор. Петр II и Анна Иоанновна относились к ней с полным уважением, как к царице. - См. М. Семевский "Евдокия Федоровна Лопухина" ("Русский Вестник", 1859, ¦ 9); Есипов "Освобождение царицы Евдокии Федоровны" ("Русский Вестник", т. XXVIII), "Письма русских государей" (вып. 3 и пр.).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЕВДОКИЯ ФЕДОРОВНА (ЛОПУХИНА) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЕВДОКИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия (греч.) Варианты имени: Авдотья. Значение: удобренная; иносказательно - превосходная, милая. Женское к Евдокий, которое …
  • ЕВДОКИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    византийская императрица. См. …
  • ЕВДОКИЯ АВДОТЬЯ НИКОЛАЕВНА ТЮТЧЕВА
    (в замужестве кн. Мещерская) — игуменья, основательница Борисо-Глебо-Аносина общежительного девичья монастыря (1774—1837). От нее сохранились "3аписки" о ее житье и …
  • ЕВДОКИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    византийская императрица (ум. в 404 г.), дочь знатного франка (оказавшего много услуг Феодосию I), супруга императора Аркадия. Не зная гордого …
  • ЕВДОКИЯ
    Людмила Хитяева в фильме Татьяны …
  • ЕВДОКИЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Женское …
  • ЕВДОКИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    авдотья, …
  • ЕВДОКИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ЕВДОКИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    византийская императрица. См. Афинаида. - (Ия) Римляныня (Персидская) (ум. 362 или 364), христианская мученица, монахиня, пострадавшая в Персии в гонение …
  • ЛОПУХИНА ЕВДОКИЯ ФЕДОРОВНА
    Лопухина, Евдокия Федоровна - см. Евдокия Федоровна (первая супруга Петра I …
  • МАРИЯ ФЕДОРОВНА, СУПРУГА АЛЕКСАНДРА III в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мария Федоровна (1847 - 1928), императрица, супруга императора Александра III , до бракосочетания принцесса …
  • МАРИЯ ФЕДОРОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мария Федоровна, имя нескольких лиц: Мария Федоровна, супруга Ивана Грозного (+1610). Мария Федоровна, супруга Павла …
  • ЕВДОКИЯ, ЦАРИЦА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Евдокия, императрица. ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь …
  • ЕВДОКИЯ, ИМПЕРАТРИЦА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия - имя ряд цариц/императриц Восточной Римской империи и Российского государства: Блгв. Евдокия Элия Афинанда …
  • ЕВДОКИЯ ЭЛИЯ АФИНАНДА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия Элия Афинанда (400 - 460), благоверная царица Восточной Римской империи, супруга благоверного …
  • ЕВДОКИЯ РИМСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия († ок. 362 - 364), преподобномученица. Память 4 августа, 11 сентября. …
  • ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия Илиопольская (+ ок. 152 - 170), игумения, преподобномученица. Память 1 марта. …
  • ЕВДОКИЯ (СИНИЦЫНА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия (Синицына) (1879 - 1938), послушница, преподобномученица. В миру Синицына Евдокия Ефремовна. …
  • ЕВДОКИЯ (КУЗЬМИНОВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия (Кузьминова) (1884 - 1938), монахиня, преподобномученица. В миру Кузьминова Евдокия Петровна. Память 23 …
  • ЕВДОКИЯ (АРХИПОВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия (Архипова) (1886 - 1938), послушница, преподобномученица, ктитор. В миру Архипова …
  • ДАНИЛОВА МАРИЯ ФЕДОРОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Данилова Мария Федоровна (1884 - 1946), мученица. Память 30 декабря и в Соборе …
  • ШЕЛЕХОВА МАРЬЯ ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Шелехова (Марья Федоровна, урожденная Монруа) - известная русская оперная певица (меццо-сопрано) 30-х и начала 40-х годов XIX столетия; воспитывалась в …
  • ЦВАНЦИГЕР ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Цванцигер (Елизавета Федоровна) - профессор пения, родилась в 1846 г. Окончив курс в петербургской консерватории, занималась в ней сначала в …
  • РОСТОВСКАЯ МАРЬЯ ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Ростовская (Марья Федоровна, урожденная Львова, умерла в 1872 г.) - писательница. Сочинения ее: ряд нравоучительных рассказов для маленьких детей: "Приключения …
  • РАДЕН ЭДИТА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Раден (баронесса Эдита Федоровна, 1825 - 1885) - одна из замечательнейших женщин высшего русского общества. Многосторонности ее глубокого образования много …
  • ПРАСКОВЬЯ ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Прасковья Федоровна - царица (урожденная Салтыкова, 1664 - 1723), жена (с 1684 г.) царя Иоанна Алексеевича, мать императрицы Анны Иоанновны …
  • ПЛАТОНОВА ЮЛИЯ ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Платонова (Юлия Федоровна) - известная русская оперная певица (1841 - 1892), дебютировала с успехом в опере "Жизнь за Царя", в …
  • КОММИССАРЖЕВСКАЯ ВЕРА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Коммиссаржевская Вера Федоровна - знаменитая актриса (1864 - 1910), дочь певца Ф.П. Коммиссаржевского. В 1883 году Коммиссаржевская вышла замуж …
  • КАЛИГРАФОВА НАДЕЖДА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Калиграфова, Надежда Федоровна - "Мельпомена московской сцены", актриса с большим дарованием, которое особенно проявлялось при изображении черствых, злобных, коварных и …
  • ИРИНА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Ирина Федоровна - сестра Бориса Годунова, супруга царя Федора Иоанновича. Брак ее с последним совершился по воле Грозного …
  • ИВАНОВА ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Иванова, Елизавета Федоровна - одна из первых по времени русских актрис. Выдвинулась в Москве исполнением роли Евгении, о котором дал …
  • ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Елизавета Федоровна - русская великая княгиня, принцесса гессен-дармштадская, родилась 20 октября (1 ноября) 1864 г., с 3 июня 1884 г. …
  • ЕВПРАКСИЯ ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Евпраксия Федоровна - дочь князя смоленского Федора Святославича, вторая жена великого князя Симеона Гордого (1345). В 1346 г. отослана великим …
  • ВСЕВОЛОЖСКАЯ ЕВФИМИЯ ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Всеволожская Евфимия Федоровна - дочь касимовского помещика Федора-Руфа (или Рафа) Родионовича Всеволожского. Родилась в 1629 или 1630 г. Когда в …
  • ВОЛКОВА АННА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Волкова Анна Федоровна - первая русская женщина-химик, ученица профессоров А.Н. Энгельгардта и П.А. Лачинова; работала у А.М. Бутлерова в …
  • ВАСИЛИССА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Василисса Федоровна - см. в статье Василисса (имя русских княгинь) …
  • БЫКОВА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Быкова, Александра Федоровна, урожденная Проскурякова - писательница, родилась в 1863 г.; по окончании курса на петербургских педагогических курсах по словесному …
  • АУЭРБАХ ЮЛИЯ ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Ауэрбах, Юлия Федоровна, писательница (1827 - 1871). Не обладая крупным литературным дарованием, она проявляла в своих произведениях любовь к народу …
  • САХАРОВА ПРАСКОВЬЯ ФЕДОРОВНА
    Прасковья Федоровна (1890, с. Тайдаково, ныне Заокского района Тульской обл., - 2.12.1969, Москва), советский партийный деятель. Член КПСС с 1912. …
  • РОЗМИРОВИЧ ЕЛЕНА ФЁДОРОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Елена Фёдоровна , советский партийный и государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1904. …
  • ПЛАТОНОВА ЮЛИЯ ФЕДОРОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (псевдоним; настоящая фамилия Гардер, по мужу Тванева) Юлия Федоровна , русская певица (лирико-драматическое сопрано). Дебютировала …
  • ПАНОВА ВЕРА ФЕДОРОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Вера Федоровна , русская советская писательница. В 20 - 30-е гг. работала в газетах и журналах …
  • НЕЙБУРГ МАРИЯ ФЕДОРОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Мария Федоровна (Фридриховна) , советский палеоботаник, доктор геолого-минералогических наук (1941). Окончила Высшие женские курсы в Томске …
  • МАКАРОВА ТАМАРА ФЕДОРОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Тамара Федоровна [родилась 31.7(13.8).1907, Петербург], русская советская актриса, народная артистка СССР (1950). Член КПСС с 1943. В 1930 окончила Ленинградский …
  • АНДРЕЕВА МАРИЯ ФЕДОРОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Мария Федоровна (настоящая фамилия Юрковская) (1868, Петербург, - 8.12.1953, Москва), русская актриса и общественный деятель. Член Коммунистической партии с 1904. …
  • ПЁТР АРКАДЬЕВИЧ СТОЛЫПИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-06-03 Time: 06:10:26 *Вам, господа, нужны великие потрясения; нам - нужна великая Россия. **Высечено на его могиле. Первоночально из …

Лопухина Евдокия Федоровна

Первая жена Петра I- Лопухина Евдокия Федоровна

Лопухина Евдокия Федоровна родилась 30 июня 1670 г. Авдотья Илларионовна Лопухина, дочь стрелецкого головы Иллариона (Федора) Авраамовича Лопухина (позже - стольник и окольничий царя Алексея Михайловича). Имя и отчество царской невесте поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу (имя отцу дали по Федоровскому образу Божией Матери - святыни дома Романовых). Лопухины были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна сама выбрала Лопухину в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в стрелецких войсках. Лопухина, воспитанная в строгих традициях православия и Домостроя, была умна и хороша собой. Петр женился в 17 лет по старому обычаю на молодой красивой Евдокии Лопухиной. Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 г. в церкви Преображенского дворца под Москвой. Это был последний в истории России брак государя с соотечественницей.
В феврале 1690 г. у них родился царевич Алексей, а через год - Александр, который, правда, скончался в возрасте 1 года.
Первые годы супружества были относительно спокойными. Теремная воспитанница не имела никакого нравственного влияния на молодого царя – богатыря, который стремился в совершенно другой мир. Евдокия не могла следовать за ним. Петр постоянно покидал ее для любимых потех. Появилось охлаждение. Ее жалобы на то, что он оставляет ее, его раздражали. Петр стремился не видеть жены, чтобы не слышать ее жалоб. Неприязнь к жене перешла на ее родственников Лопухиных. И эта неприязнь была взаимной. Страшная ненависть у Лопухиных была к Лефорту, любимцу Петра. Однажды за обедом у Лефорта один из Лопухиных побранился с хозяином и кинулся на него. Петр за это надавал пощечин Лопухину.
Вскоре Петр сблизился с первой красавицей Немецкой слободы Анной Монс. По мнению Н. М. Костомарова, охлаждение семейных отношений произошло именно из-за этой связи царя, устроенной Ф. Лефортом со своей бывшей любовницей, чтобы укрепить своё влияние на молодого государя и способствовать реализации интересов иноземцев в России. Царь Пётр всей душой привязался к Анне, которая спустя короткое время с лёгкостью предала его.
Eвдокия Федоровна напрасно жаловалась на своё одиночество и в письмах к мужу призывала его к себе. Эти письма свидетельствуют о том, что царица тяжело переживала эту перемену, жаловалась своим родным, а те выражали неудовольствие поступками Петра, до которого доходили эти жалобы, но около 4-х лет Лопухиных не трогали.
В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина был найден повод к ссылке отца царицы и его 2 братьев, бояр Сергея и Василия, воеводами подальше от Москвы - без каких-либо на то оснований. Петр не хотел, возвратившись из-за границы в Москву, застать здесь около сына постылую Евдокию. Он задумал избавиться от жены, уговорить ее постричься, а не согласиться – постричь насильно. В отсутствие Петра Евдокию уговаривали постричься добровольно. Она не согласилась.
«В 1698 году 25-го августа, в 6 часов пополудни, Петр I вернулся из-за границы, и в тот же вечер успел побывать в нескольких домах, в городе и в Немецкой слободе; навестил бояр, повидался с семейством Монс и на ночь удалился в Преображенское. Не посетил он только одной особы, которая нетерпеливее всех, между страхом и надеждою, ожидала его возвращения,- царицы своей Евдокии Феодоровны.
По указу государя ее продолжали убеждать добровольно удалиться в монастырь. Царица не соглашалась… Петр прибегнул к силе. Недели три спустя после его свидания с женою, царевна Наталья Алексеевна, исполняя волю брата, взяла от царицы ее сына – царевича Алексея, которому было 8 лет 7 месяцев. Из кремлевских палат Алексей отвезен в село Преображенское, а 25 сентября 1698 г., в самой простой карете, без свиты, Евдокия Феодоровна отправлена в Суздальский Покровский девичий монастырь».
Князь М. Щербатов писал: «…монарх и не имел к разводу сильных причин, по крайней мере, я их не вижу, окроме склонности его к Монсовой и сопротивлениям жены его к новым установлениям».
Вильбоа говорил: «Гордая царица не любила Меншикова, как безвестнаго простолюдина, взятого с улицы и из под пирожнаго лотка поставленнаго на ступенях трона. На ея презрение царский фаворит отвечал ненавистью и имел подвигнуть государя к ссылке и заточению Лопухиной».
Игуменья и старицы-монахини обрадовались ссылке царицы Евдокии. «То не милость и не жалованье к вам идет, пророчествовал Илларион,- идет к вам лютый огнь! Пожжет, да погубит он вас!»
Государыня приехала в Покровскую обитель в 1698 г., с западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои.
В июне 1699 года, по именному царскому повелению, объявленному окольничим Семеном Языковым архимандриту Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Варлааму, Евдокия Феодоровна была пострижена иеромонахом Илларионом в келье старицы Маремьяны под именем инокини Елены.
Набожная царица ежедневно ходила к богослужениям, любила читать жития святых, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. Напротив Святых врат обители в 1712 г. она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.
«Покровский монастырь расположен неправильною фигурой, обнесен не высокою каменною стенкой с 9-ю небольшими башнями; из-за стены виднеются кельи, над ними поднимается не пяти, а трехглавый (что случается редко) собор старинной архитектуры. На северной стороне во вдавшемся углу монастырской ограды, обращенной к горе, небольшая, но тенистая роща деревьев, высоко и широко раскинувших свои ветви.
В роще находится Царицын пруд (прежде назывался Лебяжий пруд); вправо от монастыря деревня Сельцо, за речкой другая – Коровино, влево городской посад… За рекою Каменкой, тянутся огороды Покровского монастыря. В роще толстые вязы и ветлы, в сажень и полторы в обхват; ветви их необыкновенно разрослись, и все тринадцать дерев, времен царицы, соединяют свои верхушки в огромный зеленый купол.
В средине рощи – густо сросшийся репейник, да терновник; вдоль монастырской ограды в стене ворота, или дверь в 2 ½ аршина вышины и 2 аршина ширины, заложенные кирпичом. Вдоль другой стены, среди терновника слабо протоптанная дорожка, ведущая к средине Царицына пруда. Пруд – это правильная четвероугольная яма саженей 30 в окружности, воды в ней нет, но по топкости дна, покрытого толстым слоем листьев, видно, что пруд пересыхает только летом. С боков – терновник да деревья, сверху куща ветвей – совершенно защищают это место от взгляда любопытных, но пруд Царицын посещают.
От реки до стены тянутся огороды, среди их виднеется сторожка. У реки подымаются несколько деревьев,- это кажется, остатки аллеи. С юго-восточной стороны монастыря – ворота; у ворот пруд матери-игуменьи, где водятся караси. Подле означенных святых ворот, была келья царицы Евдокии Феодоровны.
Святыя и главныя ворота в южной стене монастыря, растворяются только в торжественных случаях, над воротами очень маленькая Благовещенская церковь; здесь обыкновенно молилась царица Евдокия Феодоровна».
В эпоху ссылки царицы Евдокии во главе монастыря стояла игуменья Марфа (1682-1700 гг.), женщина, как и её предместницы, хозяйственная, деятельно пекшаяся о нуждах своей обители, келарем была старица Улея (Юлия), казначеей – старица Александра Тумская; приходо-расходные книги вела старица Мавра Протопопова. В руках этих четырех лиц было главное управление обширным монастырским хозяйством; помощниками им были монастырские стряпчие и приказные, советницами – соборные старицы: Елена Трегубова, Тарсила Чихачева, Евпраксия Блудова, Анисья Починина, Федосья Евстратова,- всё это были представительницы монастыря и будущие подруги – сожительницы царицы.
Царица Евдокия жила тихо; в первое время не оставляла монастыря; но потом, когда заметила, что Петр, занятый внутренними и внешними делами совершенно забыл о ней,- она стала скрытно выезжать из своего заточения с незначительной свитой. Ездила на богомолье в монастыри: Боголюбовский, Сновинский, Козьмин-Яхромский, Золотниковскую пустынь и некоторые другие.
Евдокия стала жить в монастыре мирянкой и, по собственному признанию, вступила в связь с С. Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. Вместе со своим сыном, царевичем Алексеем, она стала ядром партии, враждебной Петру. Воспитанная в боярских кругах Евдокия была далека от тех великих преобразований, которые проводил на Руси ее муж. Оскорбленная новым положением, Евдокия привлекает на свою сторону недовольное реформами Петра духовенство и некоторые группы московских аристократических кругов.
Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия Федоровна скоро опять будет царицей и поминал её в церквах «великой гocyдарыней». Другие предрекали, что Пётр примирится с женой и оставит Петербург и свои реформы. Так в Суздале вокруг Евдокии создается оппозиционный центр, который своей целью ставит низвержение правительства Петра I, передачу престола царевичу Алексею Петровичу и реставрацию старобоярской власти. Эта группа была тесно связана с царевичем Алексеем, который рос вдали от отца и его государственных дел, окруженный представителями кругов, ненавидящих все петровские навовведения.
26 сентября 1716 года Алексей бежал к австрийскому императору Карлу VI Габсбургу. Петровские сыщики нашли царевича и доставили в Москву. Малодушный царевич Алексей оговорил царевну Марью Алексеевну, а старушка царевна, испугавшись возможности пытки и казни выдала свои отношения с царицей Евлокией. Начавшееся следствие по «Делу царевича Алексея» привело в Суздаль.
Надсмотрщик Григорий Скорняков Писарев донес царю, что инокиня Елена в стенах уединенной обители живет совершенно свободно, что она самовольно назвалась прежним именем Евдокии, что во время литургии имя её, как царицы, упоминается после имени Государя, что она ходит в светлом платье и повелевает всеми, как государыня. В её кельях собирались на долгие и таинственные беседы Епископ Ростовский Досифей, духовник её пустынный, казначей монастыря, управитель его сурмин и некоторые из монахинь. Окружив себя людьми преданными, Евдокия отдала своё сердце генерал-майору Глебову, человеку безграмотному, но мужественному, предприимчивому, с красотой физической соединявшему ненависть к преобразованиям и нововведениям.
Все монахини и упомянутые в доносе лица под конвоем были отправлены в Преображенское. Еще с дороги царица послала повинную: в ней сознавала себя виновной в ношении светского платья, и с чувством собственного достоинства просила прощения, «дабы не умереть безгодною смертию». Начались пытки и допросы. Было дознано, что инокиня Елена держала себя постоянно гордо, непослушным грозила будущим государем Алексеем Петровичем; ее уличили в любви к Глебову, в том, что она любила проводить с ним вечера в продолжительных беседах. Открылось, что протопоп пустынный еще в 1707 г. представил Глебова инокине Елене, что старица Каптелина (Капитолина) была верной услужницей их, что епископ Досифей знал о возникшей дружбе; он же уговаривал Елену скинуть невольнические ризы. Досифей уверял, будто слышал разные голоса от чудотворцев, что Евдокия снова воцарится. Когда подходило указанное им время и слова святых не оправдывались, Епископ относил это к грехам покойного боярина, отца царицы, Феодора Лопухина, будто бы глубоко погрязшего в аду,- обещал за него молиться, брал на украшение храма Господня деньги, и ежегодно доносил, что его предстательством у алтаря всевышнего Лопухин вышел из ада по плечи, через год по пояс, через год по колена и т.д. Протопоп Пустынный показал, что епископ часто заходил к Суздальскому митрополиту Иллариону, что последний не раз укорял его в безвременном вечернем посещении Евдокии. «Еще ты человек молодой,- говорил Досифею Илларион,- и случаев всяких не знаешь». Царевна Марья Алексеевна, уличенная в переписке с Лопухиной, показала на Ростовского епископа, будто не раз он уверял ее в ночных видениях ему царевича Димитрия, при чем передавал пророчества св. Димитрия о близости смерти государя и проч.
Преданный пытке Досифей сознался, что во всех предсказаниях «лгал на святых напрасно».
10 февраля 1718 года царский следователь Скорняков-Писарев приехал в Суздаль и арестовал бывшую царицу Евдокию, застав ее в мирском одеянии. Пользуясь занятостью царя в государственных делах, а особенно поддержкой царедворцев и родни, которые были в оппозиции к реформам Петра, сняв с себя монашескую рясу, она облачилась в светскую одежду и вела мирской образ жизни.
Петр I, узнав о жизни своей супруги, вознегодовал, царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. Старинный путь из Москвы в Суздаль шел на Александрову слободу и Юрьев-Польский. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М.И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…»
В письме к Петру Евдокия во всём повинилась и просила только прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». Пётр по отношению к Евдокии ограничился её переводом в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать.
В сочувствии к Евдокии Федоровне были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. Вместе с Евдокией в Москву были отправлены на следствие 35 человек. Дело перекинулось во Владимир. И здесь было привлечено 150 человек. Следствие тянулось месяц. 16 марта 1718 года был вынесен приговор по «Суздальскому розыскному делу». Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были невинно осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 г.

В 1720-м году дьяку Тайной Канцелярии Тимофею Палехину (находившемуся в Москве), именным указом, присланным из С.-Петербурга, из Тайной Канцелярии, велено было ехать во Владимир и в Суздаль «и в тех городах в монастырях и в прочих местах, о которых показано в приложенных при том указе копиях, и которые места по следованию его покажутся, о выезде из Суздаля из Покровского монастыря бывшей царицы, монахини Елены, и о приезде и о действах ее в тех местах, на каких подводах она ездила, и кто при ней были служители, и из каких чинов и кто ей в тех проездах чинил всякую помочь, о том о всем исследовать, и которые люди как духовного, так и мирского чина к тому приличатся, и их с накрепко: давно-ль у них такой случай учинился и чрез кого именно, или чрез какую письменную пересылку, и разговоры какие у них с бывшею царицею о чем были, или от кого о том слышали, и сколь давно и сами они в том согласии с ними были ль. Так же Владимирского ямщика Тимофея Степанова сына Тезикова, да Ивана Жиркина (а которого он города и из какого чина-не показано), которые от растриги Демида, что был Ростовский Епископ Досифей, присылываны в Москву к растриге ж Якову Игнатьеву, сыскав потомуж распросить о всем накрепко». См. .

С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II в 1727 году, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре.
Воцарение Петра II в 1727 году не сразу облегчило положение Евдокии Федоровны. Только спустя несколько месяцев она была перевезена в Москву и помещена в Новодевичьем монастыре. На ее содержание было определено 4500 руб. в год. По приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно, и император проявлял к ней знаки уважения. Затем она поселилась в Воскресенском монастыре в Mocкве; ей было назначено большое содержание и дан особый двор. Пётр II и Анна Ивановна относились к ней с полным уважением - как к царице.
Прожив здесь четыре года, 27 августа 1731 г. царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.
Перед кончиной последние слова ее были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».


Русская царица - Евдокия Лопухина

Калужская икона Божией Матери

«На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».
См. .

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Удобная навигация по статье:

Император Петр I и его жены

Современники русского императора Пера Алексеевича Первого утверждали, что правитель был очень страстной личностью. Поэтому и списку возлюбленных дам царя мог позавидовать Казанова. Однако, среди них всех были и такие, которые оставили особый след в биографии этого человека-легенды.

Первая жена Петра I

Евдокия Лопухина

Евдокия Лопухина – первая жена Петра I

Исследователи жизни Петра Великого предполагают, что первой настоящей любовью монарха была жена первая жена Петра Евдокия Лопухина, на которой будущий российский император женился по велению матери в семнадцатилетнем возрасте в 1689 году.

Воспитанная по традициям Домостроя, девушка не поддерживала и даже осуждала прозападный образ мышления мужа, что, скорее всего, и стало причиной того, что супруги быстро охладели друг к другу. При этом, за время пока они состояли в браке Евдокия смогла родить Петру трёх сыновей.

Плохо образованная и очень упрямая Лопухина начала раздражать будущего владыку Российской империи и тот скоро нашёл для себя другую даму сердца – Анну Монс. Однако, до самой кончины матери Пётр старался скрыть эту связь, а после её смерти заставил жену постричься в монахини и оставил её в Суздальско-Покровском монастыре. При этом, сама Евдокия или же, как она стала зваться инокиня Елена, закрутила роман в монастыре с офицером Глебовым, пока об этом каким-то образом не узнал Пётр Первый.

После этого, согласно царскому приказу, Глебов, некоторые служители монастыря и сын Алексей были казнены. Саму же супругу монарх сослал на этот раз в более строгое место, которым оказался Успенский монастырь, откуда она не выходила долгих семь лет. Покинуть стены монастыря первая жена Петра смогла лишь перед смертью в период правления собственного внука Петра Второго.

Видео-лекция: первая жена Петра I Евдокия Лопухина

Вторая жена Петра I

По словам современников Петра, эта женщина являлась прямой противоположностью Евдокии. Она обладала не только яркой внешностью, живым складом ума и энергичным нравом, но и полностью разделяла любовь царя к европейской культуре и образу жизни. Благодаря этим качествам красавица смогла покорить сердце правителя России, даже несмотря на свою весьма сомнительную репутацию в прошлом.

Имевшая в народе славу куртизантки, прекрасная Монс до встречи с царём была любовницей его соратника и друга Лефорта, который, собственно, их и познакомил.

Пётр великий одаривал дочь винодела различными дорогими подарками и на протяжении десяти лет жил со «своей ненаглядной Аннушкой», которую его супруга именовала «Монсихой», а народ – «Царицей Кукуйской» (по названию Немецкой слободы).

Чувства Петра к заботливой немке были настолько сильными, что в 1703 году царь намеревался сделать её своей новой официальной супругой. Так бы и было, если бы он совершенно случайно не узнал, что Монс уже несколько лет изменяет ему с именитым саксонцем, которому даже как то умудрилась родить ребёнка (дочь).

Разгневанный дурными вестями правитель России отдал приказ держать Анну под домашним арестом целых два года. И, скорее всего, её судьба могла окончится тогда же, если бы Пётр в этот период не питал чувства к новой возлюбленной – Екатерине Первой.

Видео-лекция: Анна Монс

Третья жена Петра I

Екатерина Первая

Новая любовь царя Екатерина Трубачёва встретилась ему, имея в прошлом большой опыт легкомысленной жизни. Говорят, что эта женщина меняла любовников чаще, чем снимала перчатки!

Марта Скавронская (так девушку звали на самом деле) была уроженкой Балтии и прежде чем занять место императрицы России успела поработать прачкой, а также побывать замужем за шведом Рабе, побывать в русском плену и побывать в спальнях Меньшикова и Шереметьева.

Именно Меньшиков рекомендовал её Петру Великому, который проникся к девушке чувствами, почувствовав в ней тепло и ласку. Кроме того, одной Екатерине было под силу усмирить частые приступы гнева императора, которые вызывали мигрени.

Также, женщина разделяла с Петром Алексеевичем все тяготы и лишения армейских походов, а также подарила ему восьмерых детей. Но, только двум из них удалось дожить до восемнадцати лет (Анна и Елизавета).

Екатерина была коронована осенью 1723 года, а спустя год Петру донесли о её весьма продолжительной любовной связи с Монсом, который приходился родным братом бывшему любовному увлечению Петра, Анне Монс.

Чтобы не очернить своё имя взбешённый император Российской империи обрушил свою ярость на Монса, обвинив его в казнокрадстве и смертной казни. При этом, согласно царскому приказу его супруга, которая всячески отрицала факта измены, должна была смотреть за процессом казни. Говорили, что при виде этой жестокой сцены на её лице не дрогнул ни единый мускул.

Кроме того, она проявила свой характер и самоконтроль и вечером, когда вернувшись в собственные покои, она увидела на стуле заспиртованную голову любовника.

После этого у царя ещё были женщины, а жену Екатерину он смог простить только перед смертью.