Сообщение по повести железникова чучело. Сочинение по повести В

Урок-диспут по повести В.Железникова «Чучело»

«О равнодушии и жестокости, доброте и душевной щедрости»

Цель:

Познакомить с творчеством В.Железникова;

Воспитать чувства доброты, душевной щедрости, честности, человеческого достоинства.

Ход урока:

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о самой известной повести В.Железникова «Чучело».

Эпиграфом к уроку мы взяли слова автора: «В детской литературе личность необходимо постоянно выделять, потому что она – наша человеческая надежда. Это именно тот персонаж, который способен раньше других понять, оценить и сохранить нравственные и духовные ценности перед наступлением всесильного, хорошо вооруженного варвара, слепо увлеченного джинсами, всевозможными шмотками, видеофильмами дурного вкуса».

1.Биография писателя

Владимир Карпович Железников родился в семье военного, детство провел в пограничных городках. Окончил артиллерийское училище. После войны начал учиться в юридическом институте, но оставил его и поступил в литературный институт им. М.Горького.

Каждое произведение Железникова – «исповедь по горячим следам», с редкой психологической достоверностью, эмоциональной насыщенностью.

Меняется время, меняются и герои писателя, но доброта как ключевое человеческое начало сохраняет для писателя свою значимость.

Писателю импонирует открытый, доброжелательный, способный ко всем «очень хорошо относиться» герой. Такова и Лена Бессольцева – «чучело» - принявшая на себя вину мальчика, который ей очень нравился.

Повесть «Чучело » (1978) – самая значительная. Тревога писателя по поводу все более ожесточающихся подростков и все большего разрыва между поколениями и тогда была не беспочвенной, и в наши дни особенно справедлива.

В одном из интервью В.Железников говорил: « Когда я пришел в детскую литературу, я считал детей замечательными созданиями. Так и писал и полагал, что все плохое, что есть в детях, идет от взрослых, взрослые лишают их детские жизни… Потом я увидел, что дети тоже обладают отрицательными свойствами характера. Они часто эгоисты, даже эгоцентристы, они не считаются с миром взрослых, они бывают бестактны. И вот тогда у меня появилось желание показать детям: какие они на самом деле, чтобы они увидели себя».

В этой повести писатель приходит к выводу о возможности в детском коллективе такой жестокости, на которую даже взрослые не способны.

Главная героиня – Лена Бессольцева- эмоциональная, романтичная, наивная и беспредельно жалостливая, «чудная» - стала объектом жестокой травли со стороны сверстников не столько за вымышленное предательство, сколько за свою неординарность. Затянувшаяся игра быстро переходит в драматическую, затем в трагическую фазу конфликта, когда героиня «пришла на костер одним человеком, а встала с земли… совсем другим». Несмотря на все разочарования, на боль от утраты иллюзий, Лена не ожесточается, она проникается жалостью к утратившим человеческое лицо одноклассникам – «Бедные вы, бедные люди».

Когда разъяснится недоразумение, одноклассники девочки переживут потрясение, но никакое раскаяние не изменит факта, что дедушка и внучка – совесть и душа города – покинут навсегда место, где жили поколения их предков, оставив картину-напоминание – есть на свете люди, которые «никогда никого не будут гонять… И никогда никого не будут травить».

Писатель обладает способностью передавать остроту и драматизм детского мировосприятия, когда пустячное для взрослых событие может вырасти в глазах ребенка до масштабов трагедии. Равнодушие, преступное невнимание окружающих старших могут при этом сыграть роль детонатора процесса, который скажется кардинальным образом на судьбах всех, в него включившихся. Замкнутый круг из равнодушия и жестокости приводит к непоправимой беде с Леной Усольцевой.

И сегодня повесть нисколько не устарела, стала еще более актуальной. Подростковая жестокость, деление детей на «бедных» и «богатых», нравственная глухота многих взрослых – эти проблемы в наши дни стали еще острее.

2.Обсуждение повести

В одном из интервью В.Железников говорил: «Чтобы тебя услышали, надо было закричать. Поэтому я написал «Чучело». О чем хотел закричать писатель, что его так взволновало?

(Его взволновала детская жестокость.)

. Как вы считаете, почему Лена Бессольцева взяла на себя чужую вину?

(Она хотела выручить Диму Сомова, тем более он сказал ей, что скоро все расскажет ребятам. Кроме этого, Лена «обладала теми чудесными качествами характера, которые непременно требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них».)

Разговаривая с дедушкой, Лена призналась, что она предательница. Что она имела в виду?

(Я тоже, как Димка… предатель!.. Я тебя предала!.. Я тебя стыдилась… что ты ходишь… в заплатках… в старых калошах… Ты думаешь, что я бросилась на Димку с кулаками, когда он сказал мне, что тебя дразнят Заплаточником? Думаешь, встала на твою защиту? Думаешь, объяснила ему, что ты все деньги тратишь на картину? Нет, дедушка! Наоборот, начала тебя стыдиться…».)

. Какой девиз выбрали для себя ребята?

(А ведь главное не СОВЕСТЬ, а СИЛА!.)

. Вы согласны с этим утверждением?

Описывая ребят, издевавшихся над Леной, писатель обращает внимание на их глаза. Найдите, пожалуйста, в тексте описание и прокомментируйте.

(«У всех были одинаковые глаза: злые, колючие, чужие».)

. Почему Дима не признался ребятам в том, что по его вине сорвалась их поездка в Москву?

(Дима Сомов привык пользоваться успехом у окружающих, он эгоист и больше всего на свете боится предстать перед другими в невыгодном свете, кроме этого, он боится потерять свой авторитет у одноклассников. Он оказался слабым человеком. Поэтому струсил, поступил низко и подло. ТРУСОСТЬ рождает ПОДЛОСТЬ.)

. Как вы считаете, какую сцену в повести можно назвать переломной для Лены?

(Это сцена костра, на котором сжигали чучело. Лена все ждала, что Дима положит конец этому чудовищному действу. Но она в нем ошиблась. Вначале он не отдал ей платье, принимая игру всех. А потом поджег чучело. «Я замерла – ждала в последний раз! Ну, думаю, он сейчас оглянется и скажет: «Ребята, Ленка ни в чем не виновата… Все я!» Но этого не произошло, Димка «чиркнул спичкой, и пламя огня выросло над его плечами» . Эта сцена серьезно повлияла на Лену, пелена спала с глаз, она теперь все поняла про Диму. Теперь ей нужно будет самостоятельно справляться со всеми трудностями – она стала более сильной. « Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим».)

Когда правда открылась, почему Лена не поддержала ребят, когда они объявили бойкот Сомову?

(Для Лены вся эта история была большим уроком, она многое пережила, многое открылось для нее, она помнила боль и предательство друга, поэтому мести не хотела: «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!».)

. Какой поступок впервые совершает Рыжий? И почему?

(Когда объявляют Сомову, Рыжий против: «Я лично отваливаю. Сомова презираю… Но объявить бойкот теперь не буду… Раз Ленка против, то и я против. Я всегда был, как все. Все били, и я бил. Потому что я рыжий и боялся выделиться. И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобождено вздохнул».)

. Давайте вспомним сцену, произошедшую на дне рождения Димы Сомова. Зачем Лена пришла к ребятам?

(Пережив сцену «сожжения на костре», она уже ничего не боялась: «Ленка посмотрела на ребят и впервые, встречаясь с ними взглядом, не дрогнула ». На дне рождения она сообщила одноклассникам о своем отъезде: «Радуйтесь…вы же добились своего! Вы – победители!.. Завтра я уезжаю. Так что давайте хором: « В нашем классе больше нету Чу-че-ла!»… Помолчала. Потом серьезно и грустно сказала: « Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди».)

. Какой подарок сделал дедушка Лены городу и школе и почему ребятам был непонятен этот поступок?

(Всю свою жизнь Николай иванович Бессольцев собирал картины, принадлежавшие его роду. На эти полотна он тратил все свои деньги, во всем себе отказывая.

«А сколько ему заплатили? – с любопытством спросил Валька.

- Я же объяснила – он это все подарил! – вновь радостно сказала Маргарита Ивановна.

- Даром? Все-все даром?..

Валька растерялся. Смысл жизни терял для него основу. Он хотел заработать много-много денег, он считал это самым большим счастьем, потому что на деньги он купил бы себе машину, цветной телевизор, моторную лодку и зажил бы в свое удовольствие. И вдруг «кто-то», по доброй воле, отказывается от всех своих богатств…».)

. Чем заканчивается повесть?

(Лена с дедушкой уезжают. Ребята рассматривают картину, подаренную школе, на которой была изображена Машка – в прошлом учительница словесности, жившая в этом городе 100 лет назад. Она была очень похожа на Лену. : «Голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищенная, но какая-то светлая и открытая. Все молча смотрели на картину. И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бес корыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала из сердца и требовала выхода. Поэтому терпеть больше не было сил… Чучело, прости нас! » И класс, и город потеряли самых чистых, самых лучших людей.)

3.Заключительное слово

О равнодушии и жестокости писатель говорит так же прямо и правдиво, как о доброте и душевной щедрости. Чудаки делают мир лучше, и Владимир Железников всегда на их стороне.

Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению. Царящему в группе твоих приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать о последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим.

Чучело

Год написания:

Время чтения оригинала:

В. Железников

1981 г

4 часа

повесть

Владимир Железников относится к числу писателей, которые были очень популярны в советское время. «Чучело», пожалуй, его лучшее произведение. По нему был снят фильм, с Кристиной Орбакайте и Юрием Никулиным в главных ролях.

Повесть актуальна и сегодня. Ведь она учит противостоять предательству и быть верным в любви и дружбе. Это вечные темы. В наше стремительное время люди ценят краткость. Нет времени прочитать всю книгу, тогда прочитай её Краткое содержание: Чучело – В. Железников

1Главные герои

2«Я, Чучело» - это же так весело

3В Москву, в Москву

4Чучелу объявляется бойкот

5Не надо никого бояться

6«Чучело, прости нас!»

7Тест по произведению Чучело

Главные герои

внучка Лена - внучка приехала в небольшой городок, чтобы жить с дедушкой.

дедушка Николай Николаевич -живет коллекционированием и все сбережения тратит на картины. Его мечта открыть музей. Когда-то его прадед был крепостным художником, и он решил найти и собрать все картины прадеда. В городке его называют «заплаточник». Он все время ходит в старом, поношенном пальто.

«Я, Чучело» - это же так весело

Лена приходит учиться в новый класс. Класс встречает новенькую насмешками. А когда дети узнают, что она «Заплаточнику» родная внучка, то ее начинают называть Чучелом. Девочка думает, что это такая шутка и что всем весело. Поэтому она тоже смеется над собой.

В классе есть сплоченная группа. Лидером этой группы является Миронова. У девочки сильная воля и она очень принципиальная. За это ее прозвали Железная кнопка. Миронова беспощадна к тем, кто, как она считает, поступает малодушно. Валя (мальчик) также входит в эту компанию.

Он считает, что в жизни нет ничего важнее денег. Их можно добывать, используя любые средства. Лохматый - самый сильный мальчик группы. Он верит только в физическое воздействие. Есть в группе и тот, над кем все смеются. Его так и зовут «Рыжий». Мальчик, действительно, рыжий. Шмакова - признанная красавица класса. Ее главные черты - изворотливость, хитрость и кокетство. Она окружает себя «рабами». Главный ее «раб» - Попов. Он верзила и недалекий человек.

Дима Сомов также гулял с этой компанией. Но он не был подчинен Мироновой. Будучи самым умным в классе, он старался держаться независимо. Шмакова, как не хотела, не могла его сделать своим «рабом». С ним и села Лена Бессольцева. Он ей сразу понравился. А еще Димка сразу заступился за Лену. Настоящий рыцарь. У ребят была классная руководительница. Ее звали Маргарита Ивановна. Женщина была занята своими личными делами и собиралась замуж. Ей некогда было вникать в детские проблемы.

В Москву, в Москву

Маргарита Ивановна сказала, что на каникулах есть возможность поехать в Москву всем классом. Дима Сомов предложил, что они не возьмут деньги у родителей, а заработают их самостоятельно. Идея всем понравилась. Класс дружно отправился на сбор яблок, дети подметали улицы и ходили на местную фабрику, где клеили игрушки.

Сомов купался в лучах славы. Он нашел большую копилку, куда ребята складывали все деньги, которые удавалось заработать. Бессольцеву допустили до группы и она стала дружить с Димой.

На фабрике с Леной произошел неприятный случай. Она решила примерить на себя голову зайца. Одноклассники также надели на себя звериные морды и окружили наивную Бессольцеву. Ей стало очень страшно. Дима ее спас всех прогнал.

Дима и Лена гуляли и увидели Вальку, который занят был отвратительным делом. Он за рубль сдавал на живодерню бродячих собак. Сомов отобрал несчастное животное у маленького мерзавца и пригрозил, что всем расскажет о том, чем он промышляет. За живодера вступился его брат.

Он был старше ребят и уже успел отслужить в армии. Лена неожиданно поняла, что Дима, про которого она думала, что он никого не боится, сильно перепугался. Его лицо от страха буквально было «перевернуто».

Скоро пришла осень. Копилку уже можно было разбивать. По расписанию в классе должен быть урок физики. Дети пришли на него и увидели, что на доске написано о замене физики на литературу. Дима сказал всем, что им нужно идти в детский сад, чтобы выполнить шефскую работу. Ребята не захотели работать бесплатно. Валька кричал громче всех.

Сомов решил, что он расскажет про этого живодера всем. Ему помешал Валькин брат, неожиданно вошедший в класс. Дима снова испугался его угроз. А потом брат Вальки взял тряпку и перед тем как удалиться, с доски стер надпись о замене уроков. Все решили, что теперь они свободны и убежали в кино.

Шмакова и ее «раб» Попов остались в классе. Лена, выйдя из школы, поранила коленку. Это заставило ее вернуться, чтобы посетить медпункт. Дима забыл копилку и вернулся в класс, чтобы ее забрать. Тут и пришла Маргарита Ивановна. Она была поражена, что на урок никто не пришел.

А Диму она назвала трусом. Тогда мальчишка решил рассказать ей правду. Шмакова, Попов (под партой) и Лена (за дверью) все слышали. Лена думала, что Дима ей все расскажет. Он молчал. Шмакова тоже промолчит.

На утро школа наполнилась радостными детьми. Всем хотелось в Москву. Маргарита Ивановна заявила, что для 6-го класса экскурсии не будет. Так их решили наказать за срыв урока литературы.

Классному руководителю был за этот случай объявлен выговор. Но ее в столицу отпустили. У нее там жил жених. Все начали возмущаться, Маргарита Ивановна в сердцах выскочила из кабинета и грохнула на пол копилку. Деньги решили разделить.

Чучелу объявляется бойкот

Железная Кнопка решила выяснить, кто предал класс. Она решила, что это Дима, который вернулся, чтобы забрать копилку. Мальчик очень был испуган. Лена ждала, что он скажет как все было.

Напряжение в классе нарастало. И тогда, видя как страшно Диме, Лена решила принять удар на себя. Не поверил в это только Васильев. Все остальные, во главе с Мироновой, объявили бойкот Бессольцевой. Классная слышала слово «бойкот». Но ей было некогда вникать в суть. Ее в Москве ждала встреча с женихом.

Класс начал травить девочку. Ее начали гонять и унижать. Когда Дима попытался за нее заступиться, то ему тоже объявили бойкот. Чучело, по-другому ее уже не называли.

Лена рассказала Диме, что она все слышала и поэтому взяла вину на себя. Мальчик пообещал ей, что признается. Но ему не хватало смелости. Шмакова задумала свою игру и велела Попову молчать.

Дедушка, когда девочка подстриглась наголо, поразился ее сходству с той девочкой, которую на картине изобразил прадед. Увлеченный своими делами, Николай Николаевич не понял, что происходит с его внучкой.

А ведь ее пугали медвежьей головой. Когда старик сдернул маску, то оказалось, что под ней Дима. Лена очень переживала, что это его заставили. А дед никакой травли не заметил.

Когда затравленная Лена, в испачканном платье, шла домой, то решила заглянуть к Диме. У него была вся компания. И никто его не пытал. Сидели, смотрели телевизор. Пили чай. Лена начала понимать, что Дима не признается никогда.

Наступил новый нерадостный день. Лена выстирала платье и хотела его повесить. Она была во дворе. Пришел Дима и неожиданно сказал, что он подлый трус. И если она потерпит немного, то он всем расскажет правду. А потом он Лену поцеловал. Валька все видел. Он украл платье и убежал.

Сцена закончилась в сарае. Здесь все собрались. Димка, как бы в шутку, признался. Все обрадовались. Теперь он будет объектом травли. Сомову пришлось еще раз сделать вид, что он пошутил.

Не надо никого бояться

Снова девочка его спасла. Она опять все взяла на себя. А мальчик трусливо промолчал. Когда Лене не отдавали платье и играли с ним, передавая друг другу, Дима тоже перекинул платье, не отдав ей. Тогда она подошла и ударила его по лицу. Тогда все решили, что Чучело надо сжечь.

Ребята нашли где-то чучело на палке. На него надели платье Лены, написали табличку «Чучело предатель» и Диму заставили поджечь. Лена бросилась тушить платье, как будто горела она сама. И в душе девочки произошла перемена. Больше она никого не боялась.

«Чучело, прости нас!»

Приехала учительница с мужем. Она даже не вспомнила это страшное слово «бойкот». Пока девочка все рассказывала дедушке, у Сомова все веселились. Бессольцевы собрались уезжать.

Васильев узнал об этом и обвинил Лену в том, что она струсила. Лена остригла волосы наголо, одела прожженное платье и, действительно похожая на чучело, пришла в дом, где все веселились. Она всем сказала, что она о них думает, гордо развернулась и ушла.

Компании стало не до веселья. Все разошлись. Остались Шмакова и Попов. И тут девочка все выложила Диме о том, что они тоже находились в классе, когда он признавался, что все ушли в кино.

Шмакова все точно рассчитала. Теперь Дима Сомов, красивый и умный, станет ее верным рабом. Попов не смог перенести такое предательство. Он, вне себя от услышанного и увиденного, все рассказал Железной Кнопке.

Николай Николаевич принял решение, что они с внучкой должны уехать из городка. Все картины он решил отдать местному музею. Бесплатно. Лена пришла на пристань и увидела, как знакомая ей компания гонит другого изгоя - Диму Сомова. Мальчик в страхе убегал, прижимаясь к забору.

Бессольцева вернулась в класс. Ее встретили с долей дружелюбия. Когда пришла Маргарита Ивановна, то бойкот объявили уже Сомову. Лена не стала в этом участвовать. Учительница с восторгом рассказала о поступке Бессольцева. Все так и ахнули.

А в это время дедушка вошел в класс. Он решил подарить школе картину «Машка», на ней была очень похожая на Лену их дальняя родственница. Раньше он хотел оставить эту картину себе, а теперь передумал.

И никому больше не захотелось устроить бойкот. И на доске большими буквами написали: «Чучело, прости нас!».

В этой статье представлено краткое содержание по главам повести "Чучело " Владимира Железнякова .

Ленка, главная героиня повести, бежала по улицам городка в сильно взволнованных чувствах, мысленно обращаясь к дедушке с одной единственной просьбой — срочно покинуть этот город.

Ленкиного деда звали — Николай Николаевич Бессольцев. Он хорошо знал историю своего старого городка, стоящего на берегу Оки. Род Бессольцевых был в городе уважаем. Один из Бессольцевых был художником, а другой доктором. Врач был расстрелян фашистами за то, что лечил советских солдат немецкими лекарствами. Николай Николаевич с детства любил дом Бессольцевых и решил приехать в родной город после смерти жены. По приезду Николай Николаевич нашел дом с заколоченными окнами, крышу прохудившейся, а крыльцо сгнившим. Он тут же принялся за работу. Он был нелюдим и не разговорчив. Горожане относились к прибывшему Бессольцеву с уважением, но его образ жизни им был не понятен. Он любил гулять по городу в полном одиночестве. А по ночам в его доме часто горел свет. Поговаривали, что Николай Николаевич большой поклонник живописи и что на последние деньги скупает картины. На самом деле Николай Николаевич рассматривал картины своего прадеда-художника, которые в свое время бережно спрятала сестра Николая Николаевича, обшив мешковиной. Николай Николаевич мечтал о том, что в этот дом когда-нибудь приедет жить его сын со своей семьей. Однажды горожане увидели Николая Николаевича в сопровождении девочки 12 лет. Он каждому встречному говорил, что это его внучка Лена. Осенью Ленка пошла в 6 класс.

Сентябрь Лена жила в воодушевленном состоянии. Она любовалась и удивлялась осеннему городу. Но в начале ноября что-то случилось. Ленка в возбужденном состоянии вбежала в дом. Дедушка, Николай Николаевич, в это время снимал пылинки с картин и тут же любовался ими. Он не заметил в каком состоянии была Ленка. Она вытряхнула все из портфеля и стала собирать в него свои вещи. Тут же она попросила у деда денег на дорогу домой, к родителям. Николай Николаевич спросил что случилось. Лена сказала, что у Димки Сомова день рождения и вновь попросила денег на билет. Дед отказал. Лена заявила, что тогда она украдет у него картину и продаст. Она стала снимать со стены ближайшую картину. За это дед дал Лене пощечину. Тогда Лена побежала к двери. Николай Николаевич ухватил Лену за руку. Но она укусила деда и убежала. Николай Николаевич наскоро оделся и выбежал следом.

В это время одноклассники Лены собирались на день рождения Димы Сомова. Шестиклассник Валька, которому дадут позже кличку "Живодер", Лохматый и Рыжий, разодетая Шмакова и Попов. Тут они заметили очкарика Васильева с одной стороны и одетую в школьную форму Миронову по кличке Железная Кнопка. Судя по одежде Васильева и пакету в руках, он на день рождения не собирался. На прямой вопрос ребят идет ли Васильев к Сомову, Васильев честно ответил, что нет. Миронова поинтересовалась об истинных причинах такого решения. Васильев заявил, что ему Сомов просто надоел. Тогда Железная Кнопка спросила у Васильева: "А за измену идеалам знаешь что полагается?" Ребята не стали долго выяснять что к чему. Они окружили его. Миронова "выразительно посмотрела на Лохматого" и Лохматый сильно ударил Васильева. Он упал, встал на коленки и попытался найти очки. Валька наступил на очки Васильева. Но Васильев одел сломанные очки, назвал ребят дикарями и убежал. Позже ребята встретили классного руководителя Маргариту Ивановну, которой на тот момент было не до ребят. А чуть позже ребята столкнулись нос к носу с Леной Бессольцевой. Ребята испытали настоящий восторг. Они догадались, что Ленка собралась уехать. Они стали орать, что Чучело покидает их город и что они победили. Они окружили Лену и стали выкрикивать слово "Чучело!" Они кружили вокруг нее и продолжали дразнить. Эту сцену увидел появившейся Николай Николаевич. Он остановил это безумие словами, что не хорошо вшестером на одного. Все хотели разбежаться. Но Миронова не позволила никому убежать от Заплаточника (таково было прозвище у Николая Николаевича). Она с презрением сказала деду Лены, что им стыдиться нечего, а вот ему должно быть стыдно за свою внучку. Николай Николаевич спросил за что. Железная Кнопка посоветовала ему спросить у самой Лены. После этого компания подростков отправилась к Диме Сомову, а дед с Леной решили, что она покинет город завтра. Дома они слышали через форточку звуки веселья из дома Сомова. Николай Николаевич не мог заглушить эти звуки ни закрытой форточкой, ни игрой на фортепиано. Тогда Лена и решилась рассказать деду все, что с ней приключилось.

Лена начала свой рассказ с самого начала, т. е. с сентября. Маргарита Ивановна, классный руководитель, попросила Рыжего представить Лену Бессольцеву ребятам класса. Лена очень хотела подружиться с Рыжим и поэтому все время улыбалась. Рыжий, видя улыбку Лены, с трудом сдерживал смех. Войдя в класс, Рыжий уже не мог сдерживать гогот. Он представил Лену "такой новенькой", что весь класс тоже стал смеяться. У Лены улыбка была, хоть завязочки пришей! Ребята смеялись над Леной и ее дедом, Заплаточником. Но Лена решила, что они просто веселые ребята и тоже смеялась вместе со всеми. Лену тут же окрестили Чучелом. Только Димка Сомов заступился за Бессольцеву и прекратил всеобщее издевательство над Леной. В этот момент вошла Маргарита Ивановна. Она выходила замуж. По случаю своего счастья она угостила ребят коробкой конфет. А еще она предложила ребятам поехать в Москву на каникулах. Класс обрадовался. Маргарита Ивановна сказала, что ребятам нужно попросить у родителей денег на поездку. Но Дима Сомов сказал, что было бы правильнее самим заработать на поездку. Все поддержали. Пора было начинать урок. Но у Лены не было своего места в классе. Из всех ребят самым доброжелательным к ней был Дима Сомов. Поэтому Лена спросила у него свободно ли место рядом с ним. Дима сказал, что оно занято. Но он попробует решить эту проблему. Он вовсеуслышание сообщил Шмаковой, что на нее место есть претенденты. Шмакова возмутилась, но уступила место Лене и пересела к Попову, затаив обиду и на новенькую и на Диму. Далее класс стал посещать детские сады, совхозы и фабрики, чтобы заработать на поездку. В один из таких дней ребята работали в саду, собирая яблоки. День был дождливым. Лена пришла в одних туфлях, которые тут же промокли. Тогда Дима снял с себя свои резиновые сапоги и отдал Лене. Однажды они работали на фабрике игрушек. Дима Сомов получил очередную зарплату на весь класс. Деньги положили в общую копилку. Саму же копилку Дима вручил Лене на сохранение. Она на тот момент была с маской Зайца на голове. Когда Дима вышел из помещения, то ребята одели маски зверей и стали кружить вокруг Лены, крича, что они перехитрят Зайца и сундучок с сокровищами заберут. В начале Лена приняла игру. Но когда ее стали щипать и толкать, она испугалась, упала и позвала на помощь Диму. Он пришел. Игра прекратилась. Лена сказала, что вокруг полно зверей. Однажды Лена и Дима вместе шли по улице. Тут Дима заметил Вальку, тащившего на веревке собаку. Дима отнял собаку и тут же выпустил. Валя стал громко звать на помощь Петю, своего старшего брата. Тот прибежал. Петя ударил Диму. А позже выяснилось, что собака была братьями поймана вновь. Дима рассказал Лене, что Валя отлавливал собак для того, чтобы сдавать на живодерню за деньги. Тогда Лена назвала Диму героем и предложила дружбу. Поцеловала его. Эту сцену увидел Валя и Петя.

Наступил последний день учебы перед каникулами. Деньги на поездку в Москву были собраны. Последним уроком должна была быть физика. Но "физика заболела". Ребята решили прогулять урок и пойти в кино. Однако войдя в класс, ребята обнаружили на доске записку от Маргариты Ивановны, извещающей, что вместо физики будет урок литературы. Мало того, Дима Сомов всех добил заявлением, что после уроков все должны пойти поработать бесплатно в детский сад. Они обещали помочь, а слово нужно держать. Но его никто не поддержал. С ним стали спорить и искать оправдания: одни кричали, что им родители запрещали работать, другие, что работать бесплатно — это не справедливо и т. д. Тут в дверях показался Петя, брат Вальки, и вообще стер записку Маргариты Ивановны. Заодно и напомнил Димке, что обижать его брата чревато. Поэтому желание Димы рассказать про Вальку, что он живодер, сразу же пропало. Класс решил, что на самом деле кто-то неизвестный мог стереть запись на доске. Это послужило причиной быстро собраться в кино. Ребята ушли. Но не все. В классе остались Шмакова и Попов. Дима забыл свою копилку. Шмакова и Попов стали мечтать кто что мог бы купить на деньги из копилки. Услышав шаги, они спрятались под партой. Вошла Маргарита Ивановна. А чуть позже вбежал Димка за копилкой. Он не знал, что Лена бежала за ним следом и оказалась невольным свидетелем разговора между Димой и классным руководителем. Не знал Дима и про спрятавшихся под партой. Маргарита Ивановна потребовала от Димы рассказать почему стерли ее записку с доски и где все. Димка пытался выкрутиться, но Маргарита назвала Димку трусом. Тогда Димка все рассказал. Ленка думала, что Дима расскажет обо всем ребятам. Но Дима молчал. Он не рассказал правду и ей. Между тем Шмакова что-то задумала.

На следующий день все пришли в класс с чемоданами. Маргарита Ивановна была в очень красивом платье и с розой. Но лицо ее было огорченным и строгим. Она всем объявила, что директор школы влепил ей выговор из-за того, что ученики ее класса сознательно сорвали урок. В связи с этим поездка в Москву отменяется. Кто-то со злости заявил, что они специально сорвали урок, чтобы насолить Маргарите Ивановне. Учительница поразилась. Димка Сомов пытался всех успокоить и даже предложил сходить к директору и извиниться. А Маргарите Ивановне кричал, что ребята так шутят. Но когда все поняли, что поездка окончательно отменяется, то спросили что делать с заработанными деньгами. Маргарита Ивановна подошла к копилке и разбила ее. Она сказала, что теперь ребята могут ходить в кино хоть каждый день и вышла из класса. Деньги решили разделить. Шмакова стала считать и раскладывать на 36 кучек. Димка предложил не отказываться от идеи поехать в Москву, накопить еще и отправиться в путешествие на зимних каникулах. Но его никто не поддержал кроме Бессольцевой. А Железная Кнопка неожиданно предложила найти предателя, ведь кто-то сдал класс Маргарите. Димка сильно испугался. А Лена надеялась, что он признается. Но напрасно. Миронова дала предателю 3 минуты, чтобы он сознался сам прежде чем она назовет его имя. Все молчали. 3 минуты прошли. Тогда Железная Кнопка стала замерять пульс каждого. Повышенным оказался пульс у Попова. Она назвала его предателем. Сомов заступился за Попова. Но Железная Кнопка его перебила и потребовала от Попова все рассказать. Попов согласился все рассказать. И снова Димка испугался. Видя как изменился в лице Дима, Ленка пожалела его и заявила, что это она предатель. Ее дважды сильно ударил Лохматый по спине. Но Ленка все равно смеялась. Железная Кнопка предложила объявить Чучело бойкот! Все согласились. Про бойкот услышала Маргарита Ивановна, подошедшая к двери и колотившая в дверь. Когда Миронова открыла дверь, Маргарите Ивановне кто-то сообщил, что ее вызывает к телефону Москва. Классная тут же забыла что хотела от класса и побежала к телефону. Все кричали "Бойкот Чучело!" И Ленка кричала тоже "Бойкот!", словно ее это и не касалось. И смеялась вместе со всеми. Валька пристал к Димке и требовал чтобы и он кричал "Бойкот Чучело!" Тогда Ленке еще раз стало жаль Диму. И она громко крикнула "Бойкот!" в самое ухо Валентину. Валька тут же отстал. Когда автобусы двинулись в Москву, ребята увидели внизу Маргариту Ивановну. Она им махала рукой. Валя предложил ей плюнуть на голову. Другие возмутились подобному. Лохматый вообще назвал Валю подонком. Наконец все решили, что Маргарита Ивановна просто всех зовет вниз. Класс тут же бросился бежать к автобусам. В кабинете остались только Димка и Лена. Димка что-то хотел Лене сказать, но она неожиданно для себя засмеялась. Тогда Дима выбежал из класса. Лена выбежала за Димой. Это был последний день, когда ей было весело.

Дима и Лена присоединились к классу. Во всеобщей радости школы только 6 класс стоял понурый. Как оказалось, ребята неверно расценили жест Маргариты Ивановны. Вся школа уехала в Москву кроме начальных классов и их 6-ого. Почти все одноклассники стали расходиться. Осталась только группа лидеров. Они зловеще окружили Лену и Диму, сцепили руки и стали дразнить, пытаясь больно ударить между оскорблениями. Неожиданно Васильев расцепил круг и дал возможность бойкотируемым убежать. Началась погоня. Дима и Лена забежали в парикмахерскую. В ней работала тетя Клава, мама Рыжего. Дима успел ее попросить не выдавать месторасположения его и Лены. Тетя Клава выполнила просьбу. Но пока Дима и Лена прятались, они оказались невольными свидетелями разговора между Рыжим и его мамой. Оказывается Рыжий не видел своего отца более 3-х лет. В Москве Рыжий хотел с ним увидеться. Мама сообщила Рыжему, что отец его ждет. Рыжий очень сильно разозлился и помчался с еще большим желанием отомстить Чучело за сорванную поездку. Когда Лена и Дима вышли из укрытия, Сомов спросил у Ленки когда она успела рассказать обо всем Маргарите. Лена призналась, что ничего не рассказывала классной, просто хотела защитить Диму. Дима попросил Лену пока не рассказывать ничего ребятам, потому что эта история выглядит не очень правдоподобной. Он без нее расскажет ребятам правду. Лена согласилась. В этот момент рассказа дедушка с Леной поссорились, т. к. дед не выдержал и назвал Димку трусом, подлецом и предателем. А злых одноклассников даже попытался защитить. Так показалось Лене. Тогда она замолчала и оборвала свой рассказ. Зато она продолжила его на следующий день. Она подумала о Рыжем. И почему-то вдруг ей стало его жаль. Она решила, что возможно Рыжий смеялся до слез над собой со всеми вместе не потому, что ему весело, а от глубокой обиды? Так у Лены происходило переосмысление произошедшего.

Лена и Дима не стали уходить от парикмахерской потому, что Ленка неожиданно для себя решила сделать себе прическу. Какое-то время Димка ждал ее, а потом решил пойти домой. По дороге он встретил Вальку. На вопрос где Бессольцева Дима ответил что не знает. Понимая, что Ленке угрожает опасность, он сомневался стоит ли идти домой, но урчание в желудке помогло определиться Сомову в пользу дома. Пока Димка шел, он придумал как и что скажет ребятам, чтобы они отстали от Ленки. Поэтому домой он шел с совсем легкой душой. Пока Дима обедал, ребята собрались возле парикмахерской, раздумывая где могут быть беглецы. Валька сообщил, что видел Сомова, но мол тот не знает где Чучело. Появился Попов и всем сообщил, что отец Димки Сомова купил новенький авто. Ребята позавидовали. Пришел Васильев и его попытались избить за то, что он выпустил предателей из кольца. Тут открылась дверь парикмахерской и все увидели Лену с прической. Шмакова от зависти разозлилась еще больше. Лену окружили. Валька достал трубочку и горох. Он стал больно обстреливать Ленку. Она не плакала. Но за больные места хваталась по инерции. Ребята наслаждались своим издевательством. Неожиданно вышла тетя Клава. Горох попал в нее. Она гневно потребовала прекратить издевательства над Бессольцевой. Но Рыжий не только не послушался матери, а даже попытался ударить Лену. Тетя Клава схватила его руку. В этот момент Валька и Лохматый схватили Ленку и попытались уволочь. Ленка упала и закричала истошно "Димка". Тетя Клава потребовала не трогать девочку. Но ее никто не слушал. Тогда Васильев вдруг раскидал ребят и дал Лене возможность убежать. Все тут же бросились за ней. А Васильев увидел Димку и остановился. Между Димой и Васильевым произошел разговор. Васильев признался, что ему нравится Бессольцева и что он не верит в ее предательство. А Дима попросил Васильева поговорить с Леной и предложить ей уехать из города. В этот момент они услышали издали слова одноклассников "Чучело" и "Предатель". Тогда они бросились в сторону криков.

Лена выбежала на свою улицу. Вслед ей кричали "Чучело!". Прохожие оборачивались и с любопытством смотрели на бегущее Чучело. Это было унизительным. И вспоминая об этом, Лена сожалела, что тогда бросилась бежать. Теперь она считала, что нужно было просто отбиваться до конца не смотря ни на что. А если побежала, значит чувствовала себя виновной. Она смогла добраться до своего дома. И тут она увидела Димку. Ребята бросились к нему. Он им что-то стал рассказывать, удаляясь от ее дома. Лена решила, что Димка открывал ребятам правду и обрадовалась. Она ждала его, думала он придет и все расскажет. Но он не приходил. Тогда она позвонила ему. Трубку сняла Димкина сестра. Она сообщила, что Димы нет дома. Стемнело. Кто-то постучал в окно. Ленка распахнула его створки. В окне со страшным ревом показалась медвежья голова. Ленка сильно испугалась, захлопнула окно и погасила свет. Пришел дед. Он был в тот вечер очень счастлив, т. к. получил в подарок картину своего прадеда "Маша". Это была последняя работа художника. Дед рассказывал Ленке про картину, про ту, что была изображена на этой картине, но Лена слушала его вяло и без особого интереса. Вновь в окно постучали. Дед отворил окно. С ревом показалась медвежья голова. Дед изловчился и оторвал голову. Под маской оказался Димка. Ленка сразу решила, что Димку заставили так поступить, и вот ей уже Димка представился со связанными руками. Она стала кричать в окно "Димка", но никто не отзывался. Дед пытался ее успокоить. Но Ленка была в сильнейшем возбуждении. Она выбежала из дома, думая, что Димка не отзывается потому, что ему всунули в рот кляп. Однако она увидела, что на самом деле все ее мучители сидели у Сомова дома и пили чай. Никто Димку не держал за руки, не бил, и не связывал. Тогда она поняла, что Димка ее обманул. Она схватила камень и разбила окно в доме Димы. Вернулась домой бледная и без сил. В окно они с дедом услышали "Чучело!" и "Заплаточник!"

На следующий день Лена стирала свое испачканное платье. Через окно она заметила Диму, который собирался к ней. Она тут же вышла в сад якобы для того, чтобы повесить платье для сушки. Димка прошел в сад. Он признался Ленке, что он подлец. Попросил прощения и дал обещание все рассказать ребятам. Ленка поверила ему еще раз. Тогда Дима поцеловал ее. Поцелуй увидел Валька, проходивший мимо. Он подскочил, сорвал платье с веревки и сказал, что вернет его в обмен на медвежью маску. Димка потребовал вернуть платье и бросился за Валькой. Лена остановила Сомова, сходила в дом за медвежьей мордой и отдала ее Диме. Сомов спросил знает ли Ленин дед о происходящем? Лена ответила, что нет. Дима обрадовался. Он побежал к ребятам признаваться. А Ленка испугалась за Димку и решила быть рядом в случае беды. Ребята собрались в сарае. Лена притаилась у прогнившей дыры сарая. Ребята хохотали над Рыжим, который напялил на себя Ленино платье и изображал Чучело. Вошедший Димка потребовал отдать платье. Валька тут же стал рассказывать про поцелуй и что Сомик работает на два фронта. Димку тут же скрутили. Валька стал избивать Сомова, пока тот не мог защищаться. Но Димка "озверел" и вырвался. Началась драка. Димка схватил шест и стал им размахивать. Ребята не решались нападать на вооруженного Сомова. Но когда Сомов встретился взглядом с Железной Кнопкой, она приказала ему отдать шест. Он сказал, что 4-ро парней спрятались за плечами девчонки и бросил шест. Между Мироновой и Сомовым произошел разговор, в котором Дима попытался признаться в доносе. Все согласились, что Димка вполне мог рассказать обо всем Маргарите и тут же стали угрожающе кружить вокруг Сомова. Димка вновь испугался и заявил, что он пошутил. Но Железная Кнопка потребовала признаться, смотря ей в глаза. Все стали наступать на Димку. Лена не выдержала и вбежала в сарай. Она стала отталкивать их от Сомова. Она дралась. Когда ее заметили, то очень удивились, что она не испугалась прийти. Миронова напрямик спросила кто из них с Сомовым предатель. Лена сказала, что она. Димка не опроверг ее слов. Лена потребовала вернуть ей платье. Но ребята стали швырять его друг другу над головой Лены. А она металась между ними, пытаясь поймать. Когда платье попало в руки Димы, она протянула руку и улыбнулась ему. Но он не отдал ей платье, а бросил еще кому-то. Его тут же одобрили. Лена ударила Диму по щеке. Ребята сбили ее с ног, связали, и выволокли из сарая. Тут же нашлось огородное чучело. На него нацепили Ленино платье, воткнули в землю и вручили Диме спички. Он медлил. Лена просила его не поджигать. Но Дима поджег. И тогда Ленка очень громко и истошно закричала. Ребята испугались и выпустили Лену. Она бросилась на огонь, вырвала чучело из земли и стала им размахивать. Ребята от страха стали разбегаться. А Лена кружила с чучелом в руках до тех пор, пока не упала. Она услышала как Миронова сказала о ней Димке, что нельзя жалеть предателей. Потом Лена услышала удаляющиеся шаги. Через какое-то время Дима вернулся к Лене (Он прятался в кустарнике) и снова дал ей обещание рассказать всю правду. Мол сейчас просто никто ему не поверил. Лена стала снимать платье с чучела. Обожглась. Димка прикоснулся к ее щеке. Но Лена отшатнулась от него, словно ужаленная. Она ушла к реке. Нашла там старую лодку и спряталась под ней.

На следующее утро нужно было идти в школу. Но Маргарита Ивановна еще не приехала. Лена прогуляла этот день. Лена пришла в школу, когда Маргарита уже приехала. Лена специально опоздала и зашла в класс после звонка. Маргарита предложила Лене сесть. Но Лена ждала справедливого разбора произошедшего. Учительница не поняла чего ожидает Лена. Мало того, Маргарита Ивановна предложила забыть все, что было, т. к. она уже не сердиться на свой 6-ой класс. Тогда Лена сказала, что она уже никогда не сядет за парту, она уезжает и зашла проститься. Лена выбежала из класса. В этот момент Ленка вдруг призналась деду, что она предала его, т. к. стыдилась его заплаток и не защищала его честь. Мол если бы он был нищим, то она так же пряталась от него и стыдилась. Теперь она понимает, что так нельзя. На этом рассказ Лены закончился. Она стала собирать вещи, намереваясь покинуть городок. А музыка из соседнего дома по-прежнему доносилась. Вдруг на пороге появился Васильев в разбитых очках. Он спросил у Лены на самом ли деле она уезжает и на самом ли деле она предатель? А как же честь? Тогда Николай Николаевич сказал, что Лена никого не предавала. Васильев парировал, мол почему же тогда она уезжает? Струсила? Тут Ленка вскочила, надела на себя обожженное платье, что было некогда на чучело и выбежала. Васильев последовал за ней.

Ленка вбежала в парикмахерскую. Тетя Клава встретила ее крайне недружелюбно. Но Ленка ей почти все рассказала, не выдав имя Димки. Тетя Клава посочувствовала Лене и хотела сделать самую лучшую прическу. Но Ленка потребовала побрить ее наголо. Тетя Клава возмутилась. Тогда Ленка выхватила ножницы и искромсала свои волосы. Тетя Клава смирилась и побрила Ленку. Бессольцева натянула на себя шапочку и отправилась к Димке. Когда она вошла, все были удивлены и танцы с весельем прекратились. Ленка покривлялась под музыку перед всеми. Когда музыка прекратилась, она стащила с себя шапочку и все увидели ее остриженную голову. Ленка стала кричать, что надо же, какие они все красивые, а она ЧУЧЕЛО! Она разговаривала с каждым отдельно. Спросила у Димки, как же так получилось, что он такой положительный, а стал дружить с Чучелом? Предателем? Наверное поэтому он не смотрит ей в глаза и так похудел. Переживает, видимо, что подружился с ябедой! А Железная Кнопка? Как же так вышло, что она, борец за справедливость, а дружит с живодером Валькой, что продает собак по рублю? Ну а Лохматый? Ну-ка стукни Чучело по голове! Ведь главное в жизни — сила! В конечном итоге Ленка сказала, что ей жаль их, бедных. И ушла. Лохматый рванулся к Вальке из-за собак. Валька в ходе потасовки случайно выдал тайну своей семьи. Оказывается отца Лохматого сделали инвалидом братья Вальки из-за лося, которого лесничий, отец Лохматого, пытался когда-то защитить. Железная Кнопка приказала Лохматому не трогать Вальку, и презрительно фыркнула в сторону живодера. По ее мнению таким не место в ее компании. Валька убежал. Миронова похвалила Чучело, сказав, что Ленка молодец, всем врезала! И если бы она не была предателем, то она бы с ней подружилась, ибо все остальные хлюпики! После этих слов Миронова ушла. Вслед за ней ушли Лохматый и Рыжий. В комнате остались Дима, Шмакова и Попов. Тогда-то Шмакова и открыла правду Димке, заявив, что в момент его разговора с Маргаритой она с Поповым сидели под партой и все слышали. Димка затравленно испугался. А Шмакова, довольная, что теперь Сомов в ее власти и раба Попова можно будет сменить на Сомова, заявила, что это тайна и они никому в классе ее не расскажут! Но Попов вдруг заявил, что больше не может так и выбежал.

Наутро Лена проснулась от стука и содрогания дома. Она испуганно выбежала на улицу. Николай Николаевич забивал окна дома. Увидев Лену, он потребовал принести гвозди. Когда дом был заколочен, Дед и Лена отправились на пристань. Они несли с собой картину, что прозвали Машкой и чемоданы. Вдруг до них донеслись уже привычные голоса: "Держи" Мимо Лены и деда пробежали ребята из Лениного класса. Они гнали Димку Сомова по улицам города, как когда-то гнали Лену. Лена отдала деду картину и побежала за разгневанными ребятами. Димка был загнан в класс. Его теснили со всех сторон. Тогда Сомов вскочил на подоконник, распахнул окно и заявил, что спрыгнет вниз. В этот момент Лена вошла в класс. Никто ее не видел, все были прикованы взглядами к Диме. Лена тихо и спокойно сказала "Слезь с окна!" Тогда Димка спрыгнул. Ребята окружили Лену. Миронова предложила объявить Сомову бойкот. Ребята стали голосовать "За!" и только Бессольцева была ПРОТИВ! Железная Кнопка удивилась. Спросила почему Чучело против? И Лена ответила, что ее травили и жгли на костре. Поэтому она никогда и никого не будет травить. Валька закричал, что тогда бойкот и Чучело. Но его никто не поддержал. С ним вообще мало кто теперь считался, его презирали за живодерство. Тут вошла Маргарита Ивановна и сообщила, что дедушка Лены, Николай Николаевич Бессольцев, подарил городу свой легендарный дом и бесценную коллекцию картин. Поэтому теперь в городе откроется музей. Лена была удивлена не меньше своих одноклассников. Ребятам сложно было понять поступок деда Лены, ведь дом стоил очень дорого, а картины по легендам стоили вообще миллион. Все ахнули. Тут в дверь постучали. Это был тот самый Заплаточник. Он посмотрел на ребят. А потом неожиданно подарил школе самую любимую картину — "Машку". Он забрал Лену и они ушли, чтобы уехать. Маргарите Ивановне тоже нужно было уйти, чтобы проводить мужа. Но Васильев громко и с сожалением сказал: "На каких людей руку подняли!" Класс во всем стал винить Сомова. И снова понеслось слово "Бойкот!" Тогда Маргарита Ивановна решила разобраться во всем и не пошла провожать мужа. Миронова рассказала обо всем классной. Маргарите Ивановне стало стыдно, что она в нужное время не оказала помощь Лене. Она с ужасом спросила почему Сомов не сказал ничего ребятам? Ответ Сомова еще больше потряс всех. Мол почему же только он один? Ведь правду знали еще Шмакова и Попов. Класс вновь зашумел. Смирнова вновь предложила объявить бойкот. Но ее уже никто не поддержал. А Рыжий вдруг заявил, что он больше не будет принимать решения, как большинство, а будет жить своей головой! Железная Кнопка тогда заявила, что она одна объявит Сомову бойкот, ибо так справедливо! И неожиданно расплакалась. Оказалось, что Мироновой не нравилось поведение матери и что все в их жизни было шито-крыто. Валька заметил, что в жизни каждый ищет себе выгоду. Но тут Рыжий возразил, мол как же тогда Бессольцевы? На что Валька заявил, что Бессольцевы чудики, а вот все они обыкновенные. Но Рыжий выдал иной вердикт — "Мы детки из клетки. Вот кто мы! Нас надо в зверинце показывать…За деньги." Прогудел гудок катера. Все бросились к окну кроме Сомова. Рыжий первым отошел от окна и развернул картину, что подарил перед отъездом Николай Николаевич. Изображенная Машка, которой было уже 100 лет, походила на Чучело, как две капли воды. Рыжий закричал "Она!" И все увидели изображенную Ленку. "Чучело!" — закричал Лохматый. А Васильев возразил, сказав, что это Бессольцева! Тогда Рыжий не выдержал и написал на доске мелом: "Чучело, прости нас!"

Таково краткое содержание по главам повести "Чучело " Владимира Железнякова .

«Чучело» - повесть (1981 год) Владимира Железникова, которую он написал на основе случая со своей внучкой, которая точно так же, как Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину и весь класс разом объявил ей бойкот.

Краткое содержание «Чучело» по главам

«Чучело» Железникова краткое содержание по главам следует лишь в том случае, если у вас не хватает времени прочитать повесть полностью. «Чучуло» в сокращении не сможет донести все мелкие подробности из жизни героев, не погрузит вас в атмосферу того времени. «Чучело» краткое содержание по главам представлено ниже, и читается за 5-10 минут.

В провинциальную школу где-то между Калугой и Серпуховом приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Она селится в доме своего деда Николая Николаевича, бывшего военного, который коллекционируeт картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни.

Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» (девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), «Лохматый» (силач класса, считающий, что самое главное в человеке - сила), Шмакова (первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё невыгодно), Попов (подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот), Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье - это много денег), Марина (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед Леной) и Сомов (мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе). Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда, которого в городке называют «Заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями. Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно бестолковым, и поэтому ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. И только Дима Сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за следующего трусливого поступка Димы.

Ребята решили прогулять урок и пойти в кино. Когда все тайком выходят на улицу, обнаруживается, что Дима оставил в классе копилку, в которой хранились деньги на поездку в Москву (собственно говоря, готовясь к этой поездке, ребята так много работали, что и решили прогулять урок). Лена вызывается её принести, но спотыкается, и Дима, обозвав её недотепой — «Ну что ты в самом деле недотепа какая-то!» , бросается вперёд. Лена идёт вслед за ним и у дверей класса слышит, как их классная руководительница Маргарита Ивановна выпытывает у Димы, куда они все сбежали. В какой-то момент она называет его трусом, и Дима, не выдержав, выдаёт тайну. Лена всё это слышит, прячась за дверью, но ни она, ни Дима не знают, что в этот момент в классе под партой прячутся Шмакова и Попов.

В наказание за прогул ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают.

Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине, но тот всё не решается. Отчасти, потому что боится потерять авторитет, отчасти - считает, что одноклассники решат, будто он защищает Лену, и не поверят ему. Правду знают ещё двое: Шмакова и Попов, которые прятались под партой во время разговора Димы с учительницей, но они предпочитают не вмешиваться, а посмотреть, как Сомов будет мучиться.

Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушатся, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, символизирующего Лену.

Видя, что дело зашло слишком далеко, Диму выдаёт Попов.

Однако Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе.

Дедушка Лены оставляет свою коллекцию картин в дар городу и уезжает с ней на теплоходе. Их провожает военный оркестр суворовцев, игра которых сопровождает события в течение всего фильма.

На прощание дедушка Лены дарит школе картину с изображением своей бабушки, которая очень похожа на его внучку. В заключительной сцене дети пишут над оставленным портретом на школьной доске: «Чучело, прости нас!».

Гуманную цель в литературе – остановить подростка от жестокости, предупредить ее возможные последствия нежалости к себе подобным, ставит Владимир Железников в своей повести «Чучело». В этой повести мир детей рассматривается, как сказал писатель А.Лиханов «через строгое испытание общественного нездоровья». Он говорил: «Я глубоко убежден: все мы, наше общество переживаем состояние духовного испытания. Литература должна играть роль в деле душестроения ребенка. Поразительный парадокс нашей современной жизни: можно, оказывается, любоваться мужеством героя и тут же демонстрировать малодушие и предательство. Задача воспитать массовый иммунитет к социальному нездоровью дело более острое, чем создать непостижимого героя-победителя для детей».*
В искусстве, как и в жизни, давно известен закон излечения боли болью. В этом оно сродни хирургии. Самая трагическая суть деформации личности состоит именно в попрании личности. При этом ломается личность и того, кто вершит зло, и того, кого этим злом попирают. Именно эти проблемы ставит В.Железников в своей повести «Чучело».
Первое издательство повести В.Железникова вышло в 1981 году в журнале «Пионер» под названием «Всего несколько дней», и только после того, как автор работал над сценарием фильма, совместно с режиссером Роланом Быковым, в 1983 году была названа «Чучело». Впервые на экран фильм вышел в 1984 году. Главный кинорежиссер Р.Быков проделал огромную тонкую творческую работу. После его просмотра был большой наплыв зрительской почты с различными точками зрения на него. В основном выделились две точки зрения. Первая, это то, что этот фильм учит только жестокости; вторая, что это фильм «глубокой правды, умный, мужественный, благородный».
Сам Ролан Быков сказал: «В «Чучеле» Владимира Железникова я сразу ощутил социальный заказ, вернее приказ. Я был захвачен ею, ее героями, драматургией, остротой конфликта между высокой нравственностью, имеющей глубокие корни, духовностью, добротой и стихией мещанского равнодущия, жестокости. Я увидел в героине и себя и многих, кого люблю, потому что каждый из нас так или иначе находится или находился в положении «чучела». Было множество вопросов в адрес кинорежиссера, такие, например, как «почему вы изменили своему жанру?» - «Я не изменял жанру. Просто конфликт между ничтожеством и личностью реально изменился – из комического он на глазах превратился в трагический: мещанин и обыватель, ничтожество и бездарность не испытывают больше комплекса неполноценности перед личностью. Появился тотальный комплекс полноценности обывателя перед личностью, а это уже не смешно. Нет, хороших людей любят, на них мир держится. Их ценят, их судьба волнует, их ищут днем с огнем, их находят…».*
Взгляды на творчество В.Железникова не однородны. Первая его книга вышла в 1960 году под названием «Разноцветная история», куда вошли его лучшие произведения: «Путешественник с багажом». «Жизнь и приключения чудака», «Каждый мечтает о собаке», «Белые пароходы» и др. В 1974 году В.Железникову была присуждена Государственная премия за сценарий фильма «Чудак из 5 «Б». Снятый режиссером Ильей Фрэзом. Автор сказал: «Я не ошибся, ставя во главу угла всей своей литературной работы историю нравственного возмужания подростка, перед которым лежит неизведанный, полный таинственности мир. Все еще в нем робко, неясно, он идет ощупью, приобретая жизненный опыт».
В творчестве В.Железникова ощутимы два периода. Для первого характерны такие произведения, как сборник рассказов «Разноцветная история», адресованный младшим школьникам, где раскрывается наивность детского восприятия и радость освоения окружающего мира. По словам автора, действовало убеждение, что все беды детей – от взрослых и от непонимания детей взрослыми. За эти двенадцать лет и совершился переход ко второму этапу творчества, когда пришло критическое осмысление жизни и поступков самих детей. Детство и отрочество стали восприниматься как определенные отрезки жизненного пути.
Повесть «Чучело» является кульминационным произведением второго периода творчества писателя. Первоначально Железникову хотелось, чтобы произведение это было трагедией по своему эстетическому звучанию. Этим он хотел очистить души подростков, если в них уже есть ростки зла. Слова, завершающие повесть, которые Рыжий написал на доске: «Чучело, прости нас!» - Это самовыражение веры писателя в здоровое начало растущего поколения. Недаром А.Лиханов писал: «Золотым времечком детство становится на расстоянии прожитых лет: мы забываем, сколь оно драматично, сложно, сколько таит в себе обид и разочарований. И может быть, самое серьезное испытание, которое проходит растущий человек, - испытание его достоинства».
Сюжет повести основан на конфликте между личностью и коллективом. Уже первая глава настораживает читателя: что за «волки, лисы, шакалы» гонят по узким улочкам эту девчонку и за что? Вторая глава выполняет функцию экспозиций. Николай Николаевич и его дом с картинами. «Ночью дом был как свеча в непроглядной мгле… и стал в городке своеобразным маяком…». И уже по этим словам можно догадаться, что этот дом сыграет особую роль в жизни этого маленького городка на берегу Оки.
В дальнейшем сравниваемый портрет «Машки» с лицом Лены Бессольцевой, также неоднозначен. Автор хотел этим показать, что «героиня повести не одинока – за ней правда и справедливость, за ней весь славный род Бессольцевых, русских интеллигентов – патриотов, целые поколения замечательных людей, несущих в себе великую народную традицию милосердия и духовности, верности и великодушия. Героиня едина со всем родом – Родиной, поэтому она героиня нашего времени». Высоко сказано, но в этом есть своя символика.
Символично в композиции повести и то, что Ленка бросает вызов обществу в лице своих одноклассников. Состригая волосы наголо, она смело заявляется к Димке Сомову на торжество. Не для того, чтобы испортить настроение этим «бедным людям», нет, не в этом цель ее прихода, а в том, чтобы покончить с самопредательством. Ей надоело быть «без вины виноватой» Разве это не «выстраданное сознание своего морального превосходства над всеми? Из «гадкого утенка» вырастает «белый лебедь», из Чучела – личность!».*
Фильм «Чучело» мало чем отличается от повести. Лишь некоторые эпизоды и микросцены изменил кинематограф, Драматург Гельман умело нащупал конфликт между детьми и взрослыми, где довольно драматично слышать, как девочка Мотя говорит в адрес матери: «Да пошла она!». Чем же так провинилась мать перед дочерью? За что такие слова? В фильме детально это не рассматривается, но так же как и в повести, понятно одно: у подростка нет отца, как у других, и это, конечно же, озлобляет. И в том, что она такая – не ее вина, а вина ее родителей. В повести нет сцены избиения Лены, а в фильме она просто необходима для зрителя, как яркое средство выражения художественности и силы переживаний.
Фильм есть фильм – он должен поглощать зрителя своей эмоциональностью. Поэтому мизансцены, музыка, ритм, пластика – от которых веет угрозой и подавленностью, были так необходимы создателям этого фильма. Они не делают из того, что Лена Бессольцева взяла на себя чужую вину «сюжетообразующей» тайны, их волнует другое – феномен детской жестокости. Его причины – социально-психологические и нравственные. Их волнует внутренняя драма подростка. «Именно здесь реализует себя наиболее полно эстетика кино, его психологизм».
В фильме почти неправдоподобная сцена избиения девочки, костер, разожженный под чучелом, наряженным в платье Ленки. Вот где содрогнется пусть душа зрителя! Эта сцена по художественной логике просто необходима - это тот психологический предел, к которому нужно было подвести и героев и зрителей. Лену – чтобы сообщить ей импульс к активному сопротивлению, ребят – чтобы смогли потом понять, куда завела их ложно понятая идея и нравственная глухота, зрителей – чтобы шоковым зрелищем заставить работать самосознание.
Так чего же они добиваются, эти дети? Молчит – значит не раскаивается, значит гордость свою имеет, значит не смирилась. А раз так, ату ее…! Беспощадные эпизоды, бег, погоня – это то, что задает фильму лихорадочный ритм. Ритм, единство, цель. Они танцуют, когда перебрасывают платье Ленки, гоняя ее по кругу как затравленного зверя. Они отдаются этому ритму с той истовостью, которая настораживат. Оператор фильма А.Мукасей снимает эти сцены экспрессией. Может именно в эти минуты они чувствуют себя особенно сильными? Может быть, сейчас обретают ощущение вседозволенности? «Переполняющая подростков энергия стремится не только обрести форму, но и наполняется смыслом. И ритм становится иллюзией смысла».* Ребятам кажется, что они вершат правый суд, наказывая предательство, на самом деле все это превращается в преступление.
Бойкот против Лены перерастает в травлю, и это объединяет и сплачивает. Срабатывает "закон стаи".
Ведь ни что иное, как Ленкина простота и бесхитростность подталкивает ребят на гнусные проделки. Показав коллективную стихию, которая обрушивается на подавление чужой воли, чужого «я», авторы фильма сумели показать и высоту человека, принявшего и выигравшего бой.
Прекрасно создан образ деда Бессольцева в фильме, который создает благоприятный «климат для выращивания «розы души», для утверждения милосердия в Ленке. Невольно в воспитании ее чувств принимает участие не только дед, но и окружающие ее картины, быт дома. Вот поэтому, и в фильме и в повести так важно показать дом Бессольцевых, и климат, царивший в нем. «Умение слушать – это вообще редкий дар души. Все мы больше любим говорить сами, а слушать почти разучились. Это и рождает глухоту взрослых к миру детства».* Для фильма этот дар бесценен – родилась важнейшая для всего идейно-художественного построения фильма духовная связь между Ленкой и дедом, между судьбами, разделенными временем, между поколениями этой замечательной русской фамилии, несущей в себе традицию нравственности, милосердия и мужества.
Образ молодой учительницы и в фильме, и в повести тоже неоднозначен. Именно через образ Маргариты Ивановны показана некоторая оторванность взрослых от детских проблем. Главная ее ошибка в том, что она упрощает своих учеников как людей. Ей кажется, что дети играют в каких-то предателей. А ведь известно, что фундамент физического и морального здоровья закладывается в детстве, школе, где определенную роль психотерапевта должен играть учитель. Но, к сожалению, эта общая болезнь взрослых, воспринимать мир детей, как игру. Ну а «что наша жизнь? – игра!».