Сражение на каталаунских полях. Сражение на каталаунских полях Участник битвы народов на каталаунских полях 4

1565 лет назад, 20-21 июня 451 года состоялось последнее крупное сражение с участием войск Западной Римской Империи. Самой империи оставалось жить еще 25 лет, в 476-м она прекратила существование. Но и в 451-м уже было ясно, что "вечный Рим" стоит у последней черты. К тому моменту он потерял более половины своих владений - Африку, Британию, значительную часть Иберии и Аквитанию. Да и по самой Италии уже прокатывались волны завоевателей, которых нечем было остановить.

Тем не менее, когда пришедшая из азиатских степей орда гуннов под предводительством Аттилы в 451 году вторглась в Галлию - одну из последних римских провинций за пределами Апеннинского полуострова, тогдашний главком и фактический правитель Рима Флавий Аэций решил оказать сопротивление. Он понимал, что собственных сил для этого недостаточно, потому обратился за помощью к соседям и бывшим противникам - франкам, аланам, бургундам и вестготам (они же визиготы), с которыми римляне ранее неоднократно воевали.

Ему удалось убедить их, что от гуннов хуже станет всем, и что порознь невозможно одолеть их огромное войско. Большинство западноервопейских племенных союзов выделило отряды в армию Аэция, а вождь вестготов Теодорих решил лично принять участие в битве. Вестготский контингент был самым крупным среди союзников, по некоторым данным он даже превосходил римскую армию. На стороне Аттилы тоже воевали не только степные кочевники. В его орду входило немало представителей ранее покоренных германских племен и народов - остготов, гепидов, ругов, тюрингов, скиров, герулов, а также - часть аланов, живших на территории гуннской "империи".

20 июня армии сошлись в битве на Каталаунских полях. Точно локализовать это место историкам не удалось до сих пор. Предположительно, оно находится где-то на востоке нынешней Франции, в районе города Шалон-сюр-Сон, однако, никаких следов грандиозной битвы там пока не найдено. Численность противоборствующих армий тоже установить невозможно. Хотя, иберийский хронист Идаций писал, что гуннов было аж 300 тысяч, большинство современных историков считают, что это число завышено раз в пять, а то и в десять. Воинов антигуннской коалиции, судя по всему, насчитывалось примерно столько же, сколько и их противников. Во всяком случае, никто из древних летописцев не указывает, что одна из армий значительно превосходила другую.

Сражение началось с конной атаки гуннов на вражеские боевые порядки. На левом фланге их поддерживали остготы, на правом - другие союзники. Аэций расположил по центру аланов, франков и бургундов, сам с римлянами встал на левом, а справа на холме расположился Теодорих с вестготами.

Вскоре гуннам удалось продавить вражеский центр, однако вестготы выдержали натиск, хотя при этом погиб их вождь, а на противоположном краю поля римские легионеры обратили противников в бегство. Когда вестготы, отбив нападение, тоже контратаковали, Аттила понял опасность своего положения. Его центр продвинулся далеко вперед, но оба фланга были разбиты. Римляне могли вот-вот соединиться с вестготами позади гуннской ударной группировки, отрезать ее от базового лагеря и атаковать с тыла. В итоге получались классические "Канны".

Чтобы не допустить такого развития событий, гуннский вождь приказал немедленно прекратить преследование аланов, франков и бургундов, развернуться на 180 градусов и возвращаться к лагерю. Римляне и вестготы не успели замкнуть кольцо окружения. Аттила с большинством своих бойцов прорвался в лагерь, окруженный оградой из повозок. К этому времени начало темнеть и бой прекратился. На следующее утро вестгогты попытались захватить лагерь, но гунны отбили нападение.

Аттила объявил, что будет стоять до последнего и приказал убивать любого, кто попытается сбежать. Союзники, понесшие во вчерашнем сражении большие потери, так и не осмелились вновь идти штурм "вагенбурга", решив взять его измором. Однако вскоре сын и наследник погибшего Теодориха Торисмонд получил сообщение, что в его владениях назревает смута и уже появились желающие посадить кого-то другого на освободившийся трон .

Узнав об этом, Торисмонд решил, что власть важнее окончательной победы. Даже не предупредив Аэция, он немедленно увел свои войска разбираться с заговорщиками. Это резко изменило соотношение сил. Продолжать осаду в одиночку римляне не могли, а у гуннов появился шанс сделать вылазку и разбить оставшихся врагов. Осознавая возникшую угрозу, Аэций тоже скомандовал отход. Это дало повод Аттиле заявить, что он не проиграл битву, хотя, его наступление на Галлию было остановлено. На Каталаунских полях гунны понесли такой урон, что им пришлось возвращаться для восстановления сил и набора пополнения в венгерские степи.

На следующий год предводитель гуннов начал новый завоевательный поход в Западную Европу, но это уже другая история. А на заставке - пехота поздней Римской империи в бою, рисунок Игоря Дзыся. Непонятно только, как там оказался Стивен Сигал?

Римляне отражают конную атаку гуннов.

Вестготы пытаются атаковать окруженный повозками лагерь гуннов.

Римские пехотинцы и кавалеристы V века. Второй справа - центурион.


Вестготы - временные союзники римлян в Каталаунской битве.

Всадники армии Аттилы. У гуннской аристократии был своеобразный обычай деформации черепов, для чего детям с младенчества крепко бинтовали голову, заставляя ее расти вверх. Это делалось для того чтобы знатного человека в любой одежде и даже без нее можно было сразу отличить от простолюдина. Такие черепа неоднократно находили в богатых гуннских захоронениях.

Гуннская пехота. На правом рисунке гунны собирают трофеи на поле битвы короткой ночью с 20 на 21 июня 451 года.

Схема кульминационного момента Каталаунской битвы. Римляне и их союзники помечены красным, гунны и их союзники - синим.

Т.к. вчера мы с Максом очень много говорили о Меровингах, я полночи ворочалась и вспоминала битву на Каталаунских полях.


Эта чудовищная "битва народов" произошла 20 июня (число предположительное) 451 года на территории Шампани, на Каталаунских полях, недалеко от Труа.
Известна тем, что это была последняя битва римской армии и битва, остановившая опустошительный набег Аттилы на Европу, а так же тем, что впервые столкнула между собой родственные племена - варварский мир разделился: часть племен выступала на стороне Рима и сенатора Аэция в качестве римских федератов (к слову - римская армия тогда уже состояла почти из одних наемников, а не римских граждан), часть была с Аттилой, - в том числе и разделившиеся франки.

Победа никому не досталась (хотя Аэций считал, что победа за Римом, т.к. римское войско остался на поле битвы, а Аттила отступил и не продвигался дальше в Европу).
Потери были чудовищными. Идатий в "Хронике" говорит о 300.000 человек, Иордан в "Истории готов" дает 165.000 погибших, некоторые исследователи сходятся на 180.000 воинов.
Проспер в "Хронике" так же сообщает, что Аэций хитростью отослал своих варварских союзников и взял на поле невероятно богатую добычу.
Символом каталаунских трофеев становится некое ценное золотое блюдо, сокровище готов, ценностью в 16 кг. золота. Это блюдо много веков волнует воображение историков и хронистов... Исследователь Николай Горелов упоминает о том, что возможно, золотое блюдо было неким национальным символом так же и для франков, короли которых (Меровинги) владели золотым блюдом чудовищной стоимости и показывали его гостям и послам...

Итак, раз уж имя Меровингов тут прозвучало, сообщу о существующей версии, которую поддерживает большинство историков: франков, сражавшихся за Рим, вел в битву родоначальник династии Меровингов, легендарный Меровей (правил 448-457 гг). Благодаря этой битве франки отлично обосновались в обширной Галлии, а сам Меровей был усыновлен Флавием Аэцием, потому получил галльские владения еще и при юридической поддержке Рима. Первые Меровинги считались про-римскими королями (например, Хлодвиг Меровинг "торжественно праздновал получение знаков консульского достоинства", а Хильдерик (сын Меровея, захвативший Париж) считался "наместником провинции Бельгика" - тот самый, изображение которого на золотом перстне дошло до нас). Сын Хильдерика Хлодвиг создал первую объединенную франкскую державу, одну из самых сильных в Европе, с одной из самых боеспособных армий в мире. Однако он же "подрубил" корни рода, разделив страну между четырьмя враждующими сыновьями...
Можно ли сказать, что таким образом были несколько обесценены достижения, доставшиеся франкам ценой чудовищных потерь Каталаунской битвы?


Полезные ссылки:
Родословная Меровингов (таблица) : http://www.hrono.ru/geneal/geanl_fr_01.html
Каталаунская битва: http://ru.wikipedia.org/wiki/Каталаунские_поля
Меровей: http://ru.wikipedia.org/wiki/Меровей

Источники:
Николай Горелов: "Хроники длинноволосых королей" (перевод отрывков из средневековых хроник - Проспера, Фредегара, Григория Турского и др.
Лоренс Гарднер "Царства властителей колец"
"Эпоха Меровингов - Европа без границ" (проспект выставки)
Дж.Р.Р. Толкин "Профессор и чудовища"

Изображения:
"Битва при Каталаунских полях", из средневекового манускрипта 14 в., оригинал - Национальная библиотека Нидерландов
Хильдерик Меровинг, изображение на золотом перстне из вскрытой в 1653 году могилы Хильдерика в Турне (Бельгия)
"Меровей, король Франции" - бронзовая медаль (автор Auteur Dassier, Jean (1676-1763 ; médailleur))

Текущая страница: 12 (всего у книги 29 страниц) [доступный отрывок для чтения: 20 страниц]

«Битва народов» на Каталаунских полях

Первыми жертвами вторжения гуннов стали Вормс, Майнц, Трир, Страсбург (Аргенторат), Шпейер (Новиомаг), Безансон (Безонтион) и Мец. Следующими должны были оказаться Лютеция (Париж) и Аурелианум (Орлеан), но в силу загадочных обстоятельств этого не произошло. Вот как описывал эти события русский историк XIX века Д. И. Иловайский: «Народные предания Галлии рассказывают о разных чудесах, совершавшихся во время этого нашествия. Например, Париж был спасен молитвами простой девушки Женевьевы. Жители готовились уже его покинуть, но гунны повернули от города, Аттила прошел дальше к берегам Луары и осадил Орлеан. Епископ орлеанский (святой Аньян) поддерживал мужество горожан надеждой на Божью помощь. Наконец осажденные доведены были до крайности: уже предместья заняты врагом, а стены города тряслись под ударами таранов. Те, кто не мог носить оружие, усердно молились в храмах. Епископ дважды посылал уже на башню дозорных; два раза посланные возвратились, ничего не увидав. На третий раз они объявили, что на краю горизонта показалось облако пыли. «Это Божья помощь!» – воскликнул епископ. Действительно, то был римский полководец и наместник Галлии Аэций, который, кроме римских легионов, вел с собой союзников – вестготов и франков».

Так гласят легенды. На самом же деле Аттила просто не дошел до Парижа, повернув по дороге на Орлеан. Он осадил этот город, но взять его не смог вследствие отсутствия поддержки в тылу и прихода сил римского полководца и наместника Галлии Аэция. Надо сказать, что тот, благодаря проявленному им большому дипломатическому искусству, сумел быстро создать в противовес гуннскому союзу союз проримский, в который, кроме римских легионеров, вошли вестготы во главе со своим королем Теодорихом, алеманы, бургунды, сарматы, саксы, аморианцы, часть франков и аланов. Аттила, посчитав для себя неблагоприятным расклад сил и то, что лесистая местность у крепостных стен Орлеана не позволяла развернуться его коннице, вынужден был снять осаду с города и отойти к Шалону-сюр-Марн (Шалону-на-Марне), на Каталаунские поля29
По некоторым рукописям сражение гуннов с римлянами произошло при Мауриаке (в окрестностях города Труа). Точное место битвы неизвестно.

Римско-германское войско отправилось вслед за ним.

Подойдя к Каталаунским полям, воины Аэция по обыкновению устроили укрепленный лагерь из бревен, защищенный рвом и стеной. Аттила же просто велел построить свои кибитки в виде круга, а внутри его раскинуть палатки. Его воины не привыкли строить укрепления или рыть окопы.

Перед битвой царь гуннов обратился к придворным прорицателям за предсказанием ее исхода. Те, по словам Иордана, долго всматривались то во внутренности жертвенных животных, то в какие-то жилки на обскобленных костях и, наконец, объявили, что гуннам грозит опасность. Единственным утешением для Аттилы могло служить лишь то, что один из верховных вождей противника должен был пасть в этой битве.

Царь гуннов выбрал для боя равнину, что давало его коннице простор для маневра. Свои войска он вывел лишь в третьем часу пополудни, расположив их следующим образом: на левом фланге находились готы во главе со своим вождем Валамиром, на правом – король Ардарик с гепидами и представителями других народов. Сам же Аттила с гуннами расположился в центре. Он, видимо, планировал первым наброситься на римлян. Аэций же, напротив, возглавил левый фланг своего войска, на правый поставил короля Теодориха с вестготами, чтобы двумя этими крыльями отсечь противника от его флангов.

Перед началом сражения Аттила постарался вдохновить своих воинов речью. Если верить готскому преданию, приведенному Иорданом, то в ней говорилось: «Нападем смело на неприятеля, кто храбрее, тот всегда нападает. Смотрите с презрением на эту массу разнообразных народов, ни в чем не согласных между собою, кто при защите себя рассчитывает на чужую помощь, тот обличает собственную слабость перед всем светом… Итак, возвысьте свою храбрость и раздуйте свой обычный пыл. Покажите, как следует, гуннам свое мужество… Я бросаю первый дротик в неприятеля, если кто-либо может остаться спокойным в то время, когда бьется Аттила, тот уже погиб». Как видим, царь гуннов был силен в красноречии, и его призывы всегда достигали цели. Поэтому и на этот раз воодушевленные его словами воины со свирепой отчаянностью бросились в бой.

Ход битвы, состоявшейся 15 июня 451 года30
По другим сведениям, битва состоялась 20 июня 451 года, а Бувье-Ажан называет еще более позднюю дату – 30 июня или начало июля.

Подробно описан Иорданом: «Войска сошлись… на Каталаунских полях. Была на равнине покатая возвышенность, образующая холм. И вот каждая сторона стремилась захватить ее. …Направо стояли гунны со своими, налево – римляне и вестготы с союзниками. И вот, оставив склоны, они вступают в битвуиз-за вершины. Правое крыло войска составлял Теодорих с вестготами, левое – Аэций с римлянами, в середине же поместили Сангибана, предводительствовавшего… аланами… Против расположилось гуннское войско, в середине которого находился со своими храбрейшими Аттила… Крылья же образовали многочисленные народности и различные племена, которых Аттила подчинил своей власти. Между ними выделялось войско остготов, предводительствуемое Баламиром, Теодемиром и Видемиром… А бесчисленным войском гепидов предводительствовал прославленный король Ардарик, который вошел в доверие к Аттиле своей исключительной верностью… Остальная же… толпа королей и вождей разных племен ожидала, подобно телохранителям, приказаний Аттилы, и как только он поводил глазами, так без возражений, со страхом и трепетом являлся пред его лицо каждый… Один Аттила – король над королями – стоял над всеми и за всех действовал… Аттила направил своих, чтобы они заняли вершину холма, однако Торисмунд31
Торисмунд (Торизмонд) – сын Теодориха, ставший после его смерти новым королем вестготов.

И Аэций его опередили: они раньше овладели возвышенностью холма и легко отбили устремившихся туда гуннов… Сходятся врукопашную. Завязывается битва, жестокая и повсеместная, ужасная, отчаянная. Ни о чем подобном не рассказывает древность, повествующая о такого рода деяниях… Если верить рассказам стариков, протекавший по упомянутому полю в низких берегах ручей широко разлился от крови, струившейся из ран сраженных… Тут Теодорих король, объезжавший и ободрявший свое войско, был сброшен с коня и, растоптанный ногами своих, кончил престарелую жизнь… Тогда вестготы, отделившись от аланов, устремились на отряды гуннов и убили бы самого Аттилу, если бы он из предосторожности заблаговременно не убежал и не укрылся в лагере, обнесенном повозками».

Бой прекратился только с наступлением ночи. Для Аттилы он стал единственным, в котором великий завоеватель потерпел поражение. Победившие римляне укрылись в своем укрепленном лагере, а удрученный предводитель гуннов в ожидании следующего штурма стал готовиться к худшему. В случае нового натиска со стороны римлян он даже решил сжечь себя на костре, но не попасть в руки врагов. В то же время Аттила не терял надежды на то, что ему удастся обмануть противника и выбраться из западни. Поэтому он приказал, чтобы из его лагеря всю ночь раздавались звуки трубы и бряцание оружия, которые должны были убедить Аэция и его союзников в готовности гуннского войска продолжить наутро битву. Это была своеобразная «психическая атака», которой хитрый завоеватель пытался устрашить римских воинов. Описывая состояние гуннского короля, Иордан сравнивал его с раненым зверем: «Как лев, гонимый отовсюду охотниками, большим прыжком удаляется в свое логовище, не смея броситься вперед, и своим рыканием наводит ужас на окрестные места, так гордый Аттила, король гуннов, среди своих кибиток наводил ужас на своих победителей».

Но новой атаки со стороны римлян на следующий день не последовало. В их стане возникли разногласия, в результате которых новый король вестготов Торисмунд покинул со своим войском лагерь. Оставшийся без союзника Аэций не решился атаковать гуннов. Благодаря этому Аттила смог спокойно уйти с остатками своей армии за Рейн. Исходя из этого, некоторые военные историки (в частности, Алексей Паталах) склонны считать результат сражения ничейным, но подавляющее большинство оценивает его как первое и единственное поражение гуннского завоевателя. И только Рафаэль Безертдинов утверждает, что в этой битве проиграли римляне и их союзники: «Обе стороны несли большие потери, но горели желанием победить. Страшная резня длилась сутки. Напор Аесиуса удержали не союзники хуннов, а их богатыри, которых много полегло на поле боя. К вечеру второго дня римские легионеры отступили. Весь мир убедился – тюрки непобедимы».

Так или иначе, но битва на Каталаунских полях стала одной из самых кровопролитных в истории войн. Согласно позднейшей легенде, после нее тени павших еще три дня продолжали сражаться между собой. А число погибших с обеих сторон было огромным. По данным Иордана, в битве в общей сложности погибло 165 тысяч человек. Другие ученые, в част ности известный русский историк и публицист XIX века М. М. Стасюлевич, доводят число потерь с обеих сторон до 300 тысяч человек. Однако обе эти цифры можно считать преувеличенными. С учетом разнородности участников сражения оно было названо «битвой народов». По единодушному мнению историков, она является одной из самых значительных битв мировой истории. Считается, что если бы в ней победил Аттила, то это могло бы привести к гибели остатков римской цивилизации и падению христианства в Западной Европе, а в конечном итоге – к господству азиатов в Европе. В частности, Бувье-Ажан пишет, что «битва народов» ознаменовала собой столкновение двух миров – «римской цивилизации» и «варварства». Их противостояние выразилось и в уровне технического прогресса, и в противоборстве христианства и язычества, «вернее, разнородного смешения языческих верований и суеверий в сочетании с атеизмом». Французский историк дал очень емкое и образное определение этому событию, сказав, что «на Каталаунских полях сошлись Запад и Восток, город и степь, крестьянин и кочевник, дом и шатер, Меч Господень и Бич Божий». А еще он считает, что «это была борьба за независимость и свободу», в которой «различные варварские племена поднялись против захватчиков-гуннов, чтобы сообща защитить землю Галлии».

Тем не менее, исход «битвы народов» по сей день вызывает у историков множество вопросов. Ответить на них очень непросто, так как не сохранилось никаких воспоминаний непосредственных ее участников, а все, что о ней известно, почерпнуто из произведений преимущественно римских авторов, содержащих их личные субъективные комментарии. Примерами того могут служить письма и поэмы Сидония Аполлинария и упомянутое уже здесь сочинение Иордана. Но больше всего отголосков этого сражения дошли до нас в легендах, одинаковых у самых разных народов и бережно сохранявшихся в течение многих столетий, которые мало что поясняют в расстановке сил и намерениях противников. В какой-то мере это, возможно, удалось сделать Бувье-Ажану в одной из глав своей книги об Аттиле, которая так и называется «Загадка Каталаунских полей». Первый вопрос, которым задается французский исследователь, звучит так: почему вестготы ушли с места битвы первыми. Поскольку угроза со стороны Аттилы еще не исчезла и битва могла возобновиться в любое время, не был ли их уход предательством по отношению к римлянам? Но, проанализировав события в Аквитании того времени, он пришел к выводу, что поведение вестготов, скорее всего, было обусловлено обстоятельствами, связанными с трагической смертью Теодориха. Молодой король вестготов Торисмунд поспешил вернуться на родину, опасаясь, что его младший брат Эврих, узнав о смерти отца, может захватить власть в стране. По мнению Бувье-Ажана, он поклялся Аэцию, что вернется к нему, если в этом возникнет необходимость, и ушел со своими воинами по его просьбе ночью, не гася за собой огни.

Но почему же тогда покинул Каталаунские поля Аттила? Может быть, благодаря непогашенным вестготами огням – этой маленькой военной хитрости Аэция, – он не догадался об уходе вестготов и, опасаясь того, что его заметно поредевшая армия не выдержит следующего боя, решил отступить? Но французский историк сомневается в этом, считая, что численность гуннской армии и после сражения оставалась вдвое большей, чем у галло-римлян. Он высказывает другие предположения о причине отступления гуннов: «Предположение первое: Аттила сохранял численное превосходство, и активное преследование его было чревато для Аэция определенным риском. Он отступал – и этого было довольно.

Второе предположение: Аттила был уверен, что Аэций не станет продолжать войну, так как, не получив от Валентиниана III дополнительных легионов, он мог преподнести отступление гуннов как победу и претендовать на триумфальную встречу в Италии.

Третье предположение: возобновление сражения привело бы к полному разгрому гуннов, от которого Аэций предпочел пока воздержаться, понимая, что Аттила не нападет. Аттила же осознал, что одного только героизма и численного превосходства недостаточно, чтобы выиграть войну. Он оценил преимущества техники и снаряжения римлян и опасался нового, еще более тяжелого поражения. Поэтому он решил вести себя как побежденный, демонстративно отступив, чтобы Аэций посчитал ненужным добивать поверженного врага, признавшего свое поражение.

Четвертое предположение: между Аттилой и Аэцием существовал сговор. Даже сойдясь на поле брани, они инстинктивно оставались сообщниками. Каждый мог стремиться победить другого, но никак не уничтожить. Раздел «мира» все еще был возможен, надо было только дождаться удобного момента и разыграть свои личные козыри. Аэций отпустил Аттилу, как сделал это еще раньше под Орлеаном. Аттила сделал бы то же самое, если бы повернулось колесо фортуны и побежденным оказался бы Аэций. Можно даже предположить, что посредничал не один только Констанций и связь между Аттилой и Аэцием поддерживалась регулярно, даже в самые напряженные периоды их взаимоотношений. Подобное и возможно, и невозможно. Возможно, что в 451 году так и случилось…

Была у Аттилы и еще одна причина уйти: он должен был сохранить доверие союзников. Если в сложившихся условиях Аттила и согласился сыграть для римлян и галло-римлян роль побежденного, то гунны и их союзники вовсе не считали сражение проигранным. Бой был прерван, и хотя обе стороны понесли тяжелые потери, ничего еще не было решено».

Бувье-Ажан категорически не согласен с теми учеными, которые считают, что отступление Аттилы от Константинополя, снятие им осады Парижа и «бессмысленное дезертирство» с Каталаунских полей служат «доказательством его нездорового непостоянства, неспособности завершить начатое дело, за которое уже дорого заплачено». В связи с этим он пишет: «Это предположение совершенно несостоятельно. Поступки Аттилы имеют под собой весомые основания. Штурм Парижа не решал стратегических задач, а отступление с Каталаунских полей, хотя и нанесло болезненный удар по его самолюбию, было продиктовано исключительно здравым смыслом. Продолжение битвы могло обойтись слишком дорого, разумнее было пересмотреть план кампании». По всей вероятности, гуннский завоеватель руководствовался при этом известным принципом: отступление не поражение, отойти еще не значит уйти.

Трудно судить, насколько справедливо то или иное умозаключение французского историка, так как ни одно из них не подкреплено историческими материалами. Однако о том, что после жестокой «битвы народов» Аттила вовсе не считал себя побежденным, а войну оконченной, можно судить хотя бы по тому, что сразу же по возвращении домой он стал готовиться к новому походу. Проанализировав расстановку сил на территории Западной Римской империи, он решил, что наиболее правильным будет сконцентрироваться на захвате Италии и завоевании все той же Галлии, но теперь с юга. И уже весной 452 года гуннский завоеватель вторгся в Италию, по обыкновению отмечая свой путь ужасными разрушениями, пожарами и истреблением тысяч людей. По словам Бувье-Ажана, «начиналась самая ужасающая кампания Аттилы. Помимо кровавой резни, она была примечательна достижениями гуннов в области военной техники и стратегии, а также своим совершенно неожиданным, парадоксальным финалом».

Не каждый полководец щадил Рим

По замыслу Аттилы, план итальянской кампании был таков: пройти классической дорогой римских легионов до Сирмия на Саве в нижней Паннонии, затем обрушиться на самую мощную крепость во всей Италии – Аквилею, находящуюся на северном побережье Адриатического моря. Оттуда он предполагал осуществить вторжение в Венецию и Лигурию, а затем пройти Этрурию до самого Рима и захватить его.

Аквилея считалась неприступной крепостью, потому что была окружена широким рвом с водой и высокими стенами с башнями. Это был самый крупный и красивый порт на Адриатике, в котором располагалась база военного флота, очищавшего море от пиратов. Бувье-Ажан отмечал: «Наряду со стратегическим, город имел и большое экономическое значение, находясь на пересечении торговых путей, связующих различные города Италии, с одной стороны, и Иллирию, Паннонию и задунайские варварские земли – с другой. Здесь сходились две цивилизации. В городе размещался элитный гарнизон, но и все мужское население было одновременно воинами, моряками, торговцами и банкирами. Город-страж и город – средоточие роскоши, город полководцев и негоциантов, судовладельцев и гладиаторов, крупной буржуазии и небедствующего пролетариата. Древний и современный. Богатый и неприступный. Перекресток двух империй, оберегающий их от тревог, уверенный в своей судьбе».

Осада Аквилеи оказалась долгой и нелегкой, хотя в итальянский поход Аттила отправился с большим количеством катапульт и стенобитных машин. Несколько суток гунны вели обстрел города и рыли подкопы под крепостные стены, но в результате смогли разрушить лишь внешнюю сторону одной из них. Казалось, что чем дальше, тем больше обстоятельства складывались не в пользу гуннского завоевателя. Вот как описывал это Бувье-Ажан: «Аттила надеялся взять город измором. Но к концу первого месяца осады голод грозил самим гуннам. Разорив окрестности, они сами лишили себя легко доступных источников продовольствия. Теперь приходилось ослаблять армию, отправляя за тридевять земель специальные команды, которые с грехом пополам снабжали войска. Начались эпидемии. Дух воинов упал, и – невиданное дело – обычно стойкие кочевники начали, как сообщает Иордан, роптать и жаловаться на судьбу. Лагерь гудел и волновался.

По легенде, Аттила уже собрался было снять осаду, но тут увидел стаю аистов, летевших из города. Это был знак: аисты покидают обреченный город, значит, пришло время решительного штурма.

Но это легенда. А были аисты или нет, осада продолжалась еще месяц без попыток массированного штурма. Аттила еще дальше засылал продовольственные команды, ждал, пока утихнет эпидемия энтерита благодаря обильному потреблению кумыса, и убеждался, что город способен выдержать долгую блокаду. Аттила отдает приказ о штурме. Гунны, франки и другие союзные им варвары ворвались в поверженный город. От Аквилеи не осталось ничего. Говоря об исчезновении города, французский историк, по-видимому, опирался на свидетельство Иордана, который писал, что гунны в Аквилее «разоряют все с такой жестокостью, что, как кажется, не оставляют от города никаких следов»32
На самом деле вскоре Аквилея была восстановлена. Она угасла только в следующем веке после нашествия лангобардов, когда большинство жителей предпочли перебраться в новый, гораздо лучше защищенный морем город, получивший название Венеция.

Вслед за этим гунны захватили большой и богатый торговый город Медиоланум (современный Милан). Интересно отметить факт, сообщаемый Судой33
Суда – название византийского толкового словаря греческого языка X века, который содержал объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних авторов. Слово «Суда» до XX века принималось за имя автора и часто читалось как Свида.

: якобы там, в императорском дворце Аттила увидел картину, изображавшую римских императоров на троне с распростертыми у их ног мертвыми скифами. Тогда он приказал разыскать художника и заставил его нарисовать себя на троне, а римских императоров – высыпающими золото из мешков к его ногам.

Печальная участь постигла и другие итальянские города: Тицинум (современная Павия), Мантую, Верону, Кастильо, Кремону, Брешиа, Бергамо, Лоди, Комо, Новару, Трекате, Верчелли, Чильяно, Мортару, Мадженту, Виджевано… Венцом этого победного марша, по замыслу Аттилы, конечно же должен был стать Рим. Тем более что захватить его сейчас было не так уж сложно, поскольку войск в городе было немного, а население было охвачено паникой из-за страха перед варварами, которые уже захватили полстраны. Таким образом, как пишет Алексей Паталах, «на этот раз Рим не имел никакой возможности противостоять Аттиле».

Но хитрый завоеватель, чтобы еще больше облегчить свою задачу по захвату города, придумал блестящий стратегический ход: пока Аэций со своими легионерами будет разыскивать армию гуннов по берегам реки По, Онегез со своим войском нападет на его тылы, и Аэций будет вынужден отражать нападение, оставив часть легионов как заслон против ожидаемого приближения Аттилы. Таким образом силы римлян будут распылены. Обратив в бегство арьергард Аэция, Онегез направится к Пизе, откуда по побережью ведет в Рим Аврелианова дорога. Аэций конечно же поспешит преградить ему путь к столице, ввяжется с ним в бой и тем самым еще больше ослабит свою линию обороны. Вот тогда-то Аттила перейдет По, дойдет до Мантуи и Флоренции и оттуда, по Кассиевой дороге, достигнет Рима! Этот план, по мнению Бувье-Ажана, «и поныне восхищающий стратегов», был просто «обречен на успех, и в той части, которая зависела от Онегеза, результаты даже превзошли ожидания». Но когда армия Аттилы уже стояла на Амбулейских полях, непосредственно перед Римом, он вдруг неожиданно… передумал штурмовать «вечный город». Почему? На этот вопрос историки имеют массу предположений.

Большинство исследователей считает, что такое решение Аттилы было вызвано опасной эпидемией, которой во второй половине июня 452 года была поражена часть его войска. К тому же ее распространение было якобы более сильным к югу от По, чем на севере, а потому заманчивая мысль о продолжении войны по ту сторону реки не сулила ничего хорошего. Однако Алексей Паталах, единственный из исследователей жизни и деятельности гуннского завоевателя, наряду с этой версией называет еще одну причину его нерешительности: «Аттила не решался идти на Рим, зная, что его предшественник, готский король Аларих, после захвата Рима прожил недолго». Если учесть, что вождь гуннов, как и другие правители того времени, был человеком суеверным, то такое предположение не лишено смысла.

Более интересную и во многом подкрепленную последующими событиями версию высказывает Бувье-Ажан: «…надо было поставить последнюю точку в этой кампании. И у Аттилы появилась новая идея: а нельзя ли вместо наступления создать одну только видимость наступления, посеять такую панику, что страх вынудит Рим капитулировать и в сражениях не будет нужды?» И действительно, зачем тратить большие усилия, терять множество людей и военной техники, когда одно только появление его армии на Амбулейских полях может решить все? В подтверждение этого российский исследователь Р. Безретдинов пишет: «Аттила подошел к воротам Рима. Столица, народ, Сенат и Папа – все были в панике. Не видели иного решения, кроме как сдаться». Дальнейшие события в изложении французского историка выглядели так: «Валентиниан III собрал своих министров и советников. Надо было выбрать меньшее из зол. Предстояло выяснить у Аттилы, на каких условиях он согласен пощадить город, отправить послов с дарами, пойти на любые унижения, обещать ежегодную дань, которая могла быть весьма велика, если гунн не выставит еще и территориальных притязаний… Собрали Сенат. Сенат единогласно постановил назначить нескольких сенаторов, которые от его имени попросят мира за ту цену, которую назначит Аттила. Но что подумает народ? Не воспримет ли он это как трусость и предательство со стороны императора и знати?

Объявили общий сбор горожан. Сенаторы сообщили об опасности, нависшей над Римом. Город мог подвергнуться полному разрушению. Вся Северная Италия разграблена, легионы могут лишь ненадолго задержать грозного врага, который уже скоро окажется под стенами города… Сенат собрался снова, в присутствии императора, его министров и высших сановников. Кто возглавит посольство? Кого наверняка примут? Нельзя же, в конце концов, просить самого императора? Да и примут ли даже императора? Тогда поднялся самый известный сенатор, Геннадий Авиен, и заявил: "Послать Папу, он будет принят"». Так было решено направить к Аттиле посольство во главе с Папой римским Львом I.

Детали встречи предводителя гуннов с Папой, которая состоялась 5 июля 452 года на Амбулейском поле, у брода через Манчино, стали известны историкам благодаря Просперу Аквитанскому. По его словам, во время их беседы с глазу на глаз «Аттила исполнился восхищения благородным и мудрым старцем, а Папа не устоял перед обаянием несокрушимого и на славу цивилизованного вождя». О чем они беседовали, вряд ли когда-нибудь станет известно, а об итоге их разговора Проспером записано лишь следующее: «Папа положился на помощь Господа, который не оставляет тех, кто служит справедливому делу, и его вера принесла успех». Но о самих переговорах вождя гуннов с римским посольством, которые состоялись на следующий день, Бувье-Ажан пишет следующее: «Аттила сам объявил, что стороны пришли к согласию. Он начнет вывод войск из Италии с восьмого июля и выберет тот путь, который его устроит. Император Западной Римской империи выплатит в пятилетний срок разумную дань. Он отказывается впредь от всех попыток вторжения в Галлию и Италию при условии, что на него не нападут в другом месте и Рим воздержится от любых подстрекательств, сеющих смуту и подрывающих порядок в его империи. Он ожидает, что Валентиниан призовет Марциана выплачивать дань, обещанную его предшественником, и также не беспокоить императора гуннов. В противном случае он будет считать себя свободным от обязательств, и Константинополь окажется под ударом. В завершение речи он поблагодарил Папу, заявив, что для него большая честь принимать у себя «самого мудрого человека в мире», и пожелал ему долгих лет жизни. Папа был так растроган, что не мог отвечать. Они молча обнялись.

Папа удалился к себе и переоделся в простые белые одежды. Подвели лошадей.

Аттила, спохватившись, захотел оставить последнее слово за собой и насмешливо бросил Тригецию напутственные слова: "И напомните вашему императору, что я все еще жду свою невесту Гонорию!"»

Как известно, не каждый полководец щадил Рим. Так, во время варварских набегов в 410-м, 455-м34
Интересно отметить, что тот же Папа Лев I, которому удалось уберечь Рим от разрушения армией Аттилы, в 455 году не смог убедить короля вандалов Гензериха не трогать город.

И 476 годах он подвергся огромным разрушениям и человеческим жертвам. А вот варвар Аттила, называемый за свою жестокость Бичом Божьим, пощадил Вечный город. Кто или что тронуло сердце кровавого завоевателя? У Бувье-Ажана на этот счет немало версий. По одной из них причиной его отказа от нападения не могла стать «великая сила убеждения» Льва I. А может быть, Аттиле было просто лестно, что он говорил на равных с человеком, которого почитал весь христианский мир.

Версия интересная, но не так-то просто было привести Аттилу в восторг. Он общался с римскими императорами и не испытывал к ним особого почтения. Он был атеистом, и наместник Бога на земле был для него наместником того, кого не существовало, по крайней мере для него. Нельзя же допустить, что Папа за десять минут обратил его в свою веру!.. Аттила увидел великого человека, который произвел на него сильное впечатление, это несомненно. Но о смиренном по слушании и речи быть не могло.

Еще один вариант: Лев помог Аттиле обрести мир с самим собой, пробудив в нем чувство человечности. Это также похоже на чудо. У Аттилы уже были проблески гуманизма между двумя истребительными кампаниями. Были Труа, Орлеан и Париж, но они не предотвратили Каталаунских полей, а проповеди Льва не спасли Аугсбурга!

Не могла, по мнению французского историка, подвести Аттилу к такому решению и якобы вспыхнувшая у него любовь к девушке Елене, изложенная в итальянской легенде и не подкрепленная ни одним историческим документом. Бувье-Ажан приходит к выводу ее неправдивости. Легенда повествует, что в окрестностях Мантуи жила молодая римлянка, красивая, набожная и милосердная. Ее вера победила все страхи, и она не покинула свой дом, узнав о приближении гуннов. Аттила проезжал мимо в сопровождении эскорта и захотел сделать привал и немного отдохнуть. Юная девушка вышла к нежданным гостям, пригласила Аттилу в дом и стала ему прислуживать. Аттила был ею очарован и заговорил с девушкой. Она сразу поняла, что перед ней император гуннов и удивилась его учтивости.

Она сказала ему, что она христианка и намерена посвятить свою жизнь служению Господу. Ее Бог добр и милосерден, зачем же он, Аттила, несет людям войну, мучения и смерть? Император, пораженный отвагой девушки, ответил, что ведет себя так только потому, что он Бич Божий и должен выполнять свое предназначение. Она поняла его, его объяснение показалось ей убедительным, но сказала, что только Бич Божий еще не Архангел Смерти. Девушка говорила о милосердии, следующем за местью, о смиренной и счастливой старости, о радостях мирной жизни и отдыхе воина, об исполненном предначертании. Бувье-Ажан пишет: «Аттила был восхищен. Тут в легенде начинаются расхождения: по одной версии, Аттила соблазнил христианку, которая отдалась, то ли поддавшись его неотразимому очарованию, то ли из духа самопожертвования; по другой – решил стать другом этого простодушного ребенка и обещал ей подумать, после чего отправился спать один. В обеих версиях (физическая и платоническая любовь) Аттила встречается с ней вновь, дает себя убедить, отказывается ради нее от всех своих планов и ищет теперь только случая уйти, не поплатившись репутацией. И тут Папа – Папа христианки Елены! – просит его встретиться с ним: жребий был уже брошен.

Милая, милая сказка. Слишком все красиво, чтобы быть правдой».

Бо́льшего доверия, по мнению французского историка, заслуживают объяснения исключительно военного характера.

А еще одной причиной, по которой Аттила решил уйти не только от стен Рима, но и из Италии и Галлии, которые так стремился завоевать, могло стать ухудшение его здоровья. Вот что пишет об этом Бувье-Ажан: «Аттила лишился сил и боялся конца. Рвота, головные боли, кровотечения и обмороки. Он больше не мог продолжать игру.

Он скрывал свою болезнь, но знал, что скоро будет уже не в состоянии это делать. Тогда зачем упорствовать? Зачем пытаться завершить завоевание, конца которого он все равно не увидит, зачем продолжать идти вперед и вперед, когда он мог умереть по дороге? Не разумнее ли было бы отказаться от прежних замыслов и посвятить остаток дней укреплению уже созданной империи в надежде, что она останется прочной на долгие годы?… Можно ли, учитывая вышесказанное, объяснять уход из Италии подорванным здоровьем?

Гуннию мало интересовали богословские проблемы христианства. Приск не заметил особого увлечения культами и в ставке - столице Аттилы.

А вот главная цель Льва состояла в том, чтобы сохранить единство Церкви. Он боролся с ересью пелагиан. Но еще более напряженную войну вел против манихеев, прибывших из Африки с вандалами, и которые обосновались в Риме, и преуспели в установлении таинств обществ Его Святейшества (религиозный титул Мани). Римский папа приказал указывать пастве этих еретиков священникам, и в 443, вместе с сенаторами и другими должностными лицами, провел расследование, в ходе которого выявлены лидеры этого религиозного сообщества. В нескольких проповедях он решительно предупредил христиан Рима о необходимости принятия меры против этой предосудительной ереси, и неоднократно призывал им давать информацию относительно последователей Мани, местах их остановок, знакомствах, и встречах.

Множество манихеев в Риме были обращены в христианство и допущены к причастию; другие, кто остались закоснелыми, были в исполнение императорских декретов высланным из Рима гражданскими судьями. 30 января 444 Римский папа послал письмо всем епископам Италии, в котором он добавил к нему документы, содержащие материалы против манихеев в Риме, и предупреждал их о том, чтобы бы они были на бдительны и принимали меры против последователей этой секты. 19 июня 445 император Валентиниан III выпустил, несомненный под влиянием римского папы, строгий указ, в который он устанавливал семь наказаний против манихеев. Пресвитер Аквитанских государств в его "Хронике" писал что, вследствие энергичных мер Льва, манихеи были также вытеснены этих областей, и даже Восточные епископы следовали примеру римского папы в отношении последователей Мани.

Чрезвычайное расстройство духовной жизни некоторых стран, как следствие Великого переселения народов, требовало более близких связей между их епископатом и Римом для лучшего содействия православной жизни.
Первенство Православной Церкви было также проявлено этим римским папой и в христологических спорах, которые тогда так глубоко взволновали восточный Христианский мир, блестяще показав себя при этом мудрым, сведущим и энергичным пастырем Церкви. Из его первого письма по этому вопросу, написанному в 448 Евтихию и его последнем письме, к новому Патриарху Александрии, Тимофею Салофасиолус, в 460, мы не можем не восхищаться ясным и систематическим способом который применял Лев для выхода из этой трудной и запутанной ситуации.

Евтихий (архимандрит одного из монастырей близи Константинополя) обратился к римскому папе после того, как он был отлучен от церкви Константинопольским Патриархом Флавием, из-за своих монофизитских взглядов. Римский папа, после изучения этого вопроса, послал важное письмо к Флавию, кратко излагая и подтверждая доктрину Воплощения, и союза Божественной и человеческой природы в Иисусе Христе.
В 449 г. в Эфесе был проведен Собор, названый впоследствии Львом как "Разбойничий". Флавий и другие видные прелаты Востока обратились к римскому папе. Последний послал срочные письма в Константинополь, в частности, императору Феодосия II и императрице Пульхерии, убеждая их созвать Вселенский Собор, чтобы восстановить мир в Церкви. Для этой цели он использовал свое влияние на западного императора Валентиниана III, и его мать Пласидию, особенно во время их посещения Рима в 450.
Этот Вселенский собор был проведен в Халкедоне в 451 при Маркиане, преемнике Феодосия. Он торжественно принял послание Льва к Флавию как выражение Православной Веры относительно Иисуса Христа. Именно в этом году и произошла знаменитая «Битва Народов», где на землях будущей Франции столкнулись преимущественно две силы мощного Востока (округи будущей Руси) - прозападные (Аэций) и антизападные (Аттила). Они отлаживанием религиозной догматики не увлекались.

Папа римский убедил нового императора в Константинополе, Льва I, удалить еретического монофизического патриарха, Тимофея с кафедры Александрии. Новый православный патриарх, Тимофей Салофасиолус, был выбран, чтобы занять его место, и получил поздравления римского папы в последнем письме, которое Лев послал на Восток.

Лев Римский папа умер 10 ноября 461 года и был похоронен в преддверии собора Святого Петра в Ватикане. Католическая Церковь празднует день Святого Льва Римского папы 11 апреля, а в Восточной Церкви он приходится на 18 февраля (по старому стилю).

Рафаэль наряду со «Встречей Льва I и Аттилы» написал и картину «Торжество философии», в основном посвященную Афинской философской школе.

XVI век

Идея картины принадлежит самому Папе той поры - Юлию II. Составитель картины отделил философию от религии и отвел для нее отдельный храм, куда собрались великие мыслители древности.
Сам храм напоминает проект Браманте и, по мнению некоторых критиков, возможно, написан художником по чертежам этого зодчего.
Центральными фигурами стали Платон и Аристотель в греческой одежде - спокойные, торжественные, не спорящие, а только доказывающие свои философские положения. Оба они отмечали скифских мыслителей и не раз упоминали в своих трудах скифов и Скифию.
Платона и Аристотеля окружает много превосходных голов, каждая - плод долгого и упорного труда: Пифагор (учитель Абариса), Демокрит, Сократ, Алкивиад, Аристипп, Эпикур, Галлиен, Архимед, Птолемей, Гиппарх и другие.
Die Schule von Athen . 1. Platon 2. Aristoteles 3. Sokrates 4. Xenophon 5. Aischinos (oder Alkibiades) 6. Alkibiades (oder Alexander) 7. Zeno 8. Epikur 9. Federico Gonzaga 10. Averroes 11. Pythagoras 12. Francesco Maria Della Rovere13. Heraklit 14. Diogenes 15. Euklid (Bramante) 16. Zoroaster (Pietro Bembo?)17.Ptolemäus18.Raffael 19.Sodoma (Michelangelo)

В ряду необозначенных фигур вполне можно найти все еще популярного Анахарсиса. Его изображали и на Руси.

После смерти Аттилы младшие сыновья (старший Илек был убит) Ирнек и Денгизик отвели основные силы к низовьям Дуная, в Приазовье и Прикаспий. Территория державы стала сокращаться. Блюдо Денгизиха с тюрскими (?) надписями найдено в Поволжье.

Имя Ирнека, как и других царей Гуннии, засвидетельствовано в различных написаниях: Эрнах (Приск), Хернак (Иордан), Эрнек (венгерск. источники), Ирник («Именник болгарских ханов»), а в армянских источниках он, допускают, фигурирует под именем «царя гуннов» Херана, которое почти совпадает с вариантом у Приска Панийского — Эрнах. Форма Эрнах, Херан в своей основе имеет тюркское Эрен. Отсюда эпическое — Алп-Эрен, что тоже подтверждает обожествление исторических личностей у ряда позднеантичных и раннесредневековых народов (так у славян были обожествлены Радогост и Пров.
Армянский историк Егише сообщал: «…Этот Херан… истребил в Албании (территория нынешнего Азербайджана) персидские войска (в 451 г.) и в наезде своем достиг страны Греческой (Византии), и много пленных и добычи отправил из Греции и из Армении, и из Иберии, и из Албании». Известно также, что Херан (Эрен) был союзником армян в их борьбе против Сасанидского царя Йездигерда II и помог им в 451 г. разбить войска иранского шаха. Это было еще при жизни Аттилы.

В 460 г. гунны Херана были на стороне шаха Пероза и против албанского царя Ваче, поднявшего восстание против Сасанидов.Из царского рода был Амбазук. По сведениям Прокопия, в 498—518 гг. он владел Каспийскими воротами, по другим — Дарьяльским проходом. При нем гунны умело «торговали с Византией, и Ираном», Амбазук состоял в дружбе с византийским императором Анастасием. "Приближаясь к смерти, предлагал Анастасию купить у него крепость, но тот отказался, не видя возможности там содержать византийский гарнизон. Когда Амбазук умер, крепость захватил персидский шах Кавад, изгнав оттуда детей Амбазука.

Царем (всех?) гуннов в начале 6 века был Болах (Валах, Волах; ононим известен для угнетателей славян Подунавья), а его женой знаменитая Боа-рикс, (Берихос) — союзница Византии. Резиденцией царицы — по одной из версий — был город Варачан, где ныне Уллу-Бойнак (Уллубийаул). На языке гуннов имя, возможно, звучало: «Берик», «Берик-киз». Н. А. Баскаков даёт этимологию от берик («дар, дарение, подарок») + греческое окончание. Если имя византийцы запомнили в готской передаче, то оно означало — королева Боя (Боя-рикс).
Затем царствовал Зилигд (Зилгивин, Зилгиби), вероятный сын Амбазука.
Он тоже находился в дружбе и союзе с византийским императором Юстинианом против Сасанидов. Выставил против них 26 тысячное гуннское войско. Погиб в войне с Кавадом.

Имя в византийских источниках читается по-разному: Зилигд, Зилгивин, Зилги, Зилгиби. В оригинале имя могло быть Зилги бий (=3илги князь). Аналогичное имя носил в IX в. и царь волжских булгар Силки. Зилги/Силки означало, возможно, йылкы/жылкы в значении «лошадь, табун» (Феофан Исповедник, Феофан Исповедник. Хронография // Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения. М. 1980. С.49, 50).
Царем гуннов в первой половине 6 века был и Муагер, Муагер или Муагерис. Он стал царем гуннов после убийства своего брата Горды- христианина.. Впоследствии и сам принял христианство. Но события этой христианизации византийцы связывали с Боспором (Приазовьем), а не округой Каспия. Согласно Г.Моравчику, имя происходит от венгерского Модери, вариантом коего является форма Магъяр. Ю.Немет, называет Могьери царем кубанских гунно-булгар

О Горде Феофан Исповедник сообщал: «В 527/528 г. пришел к императору царь гуннов, живущих поблизости от Босфора, по имени Горда, стал христианином и был просветлен. Император принял его и, дав ему много даров, отослал в его страну охранять ромейское государство и город Босфор» Затем при жестком внедрении христианства в Приазовье убит.

Греческие списки «Хронографии» дают чтения Гордас, Хордасд. Этимология имени — если не от славянского Горд, Гордый — не вполне ясна. Г. Моравчик предлагает тюркско-венгерскую этимологию от Огурда — «друг огуров» и тюркскую от Курт — «волк» Есть и тюрские варианты от Кардаш — «единоутробный брат». Но среди полиэтничных гуннов уже были и славяне, которые тяготели к христианству и вполне могли иметь прозвище Гордый. Царь гуннов Стиракс, союзник шаха Кавада, в 520 г. с 12-тыс. войском выступил на стороне шаха, однако на пути следования был перехвачен войсками Боарикс и разбит в местности, ныне называемой Манас, Манас (Кумыкия). Стиракс был закован в кандалы и отослан в оковах к царю в Константинополь. Считается, что владение Стиракса находилось на территории нынешнего Буйнакского района, где археологами раскопаны многочисленные раннесредневековые поселения и городища (Федоров Я. А. Федоров Г. С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М., 1978, с. 184.).

Битва народов

В конце IV века у Римской империи, распавшейся к тому времени на Западную и Восточную, появился новый страшный враг. Это были гунны - кочевники, пришедшие из Центральной Азии. Еще в 377 году гунны захватили Паннонию (современная Венгрия), но вели себя относительно спокойно и не представляли серьезной опасности для Рима. Римляне даже использовали гуннские отряды для своих военно-политических целей. Нов начале 440-х годов натиск гуннов на Восточную Римскую империю усилился, так как гуннов возглавил талантливый и воинственный вождь Атилла, убивший в 445 году своего брата-соправителя Бледа.Атилла был прирожденным полководцем. По преданию, однажды пастух нашел и принес Атилле заржавленный меч, Атилла взял меч в руки и произнес: "Долго этот меч был скрыт в земле, а теперь небо дарует его мне для покорения всех народов!"

И действительно, гуннский союз под руководством Атиллы распространил свою власть на востоке до Кавказа, на западе до Рейна, на севере до датских островов, на юге по правый берег Дуная. В 447 году гунны опустошили Фракию и Иллирию и дошли до окрестностей Константинополя, но Восточная Римская империя смогла откупиться.

В начале 450-х годов гунны вторглись на территорию Галлии, грабя и сжигая все на своем пути. Гунны представляли смертельную опасность не только для галло-римлян, но и для многочисленных варварских племен, живущих в Галлии, на территории Римской империи. Недаром Атиллу называли разорителем мира. Поэтому против гуннов была создана сильная коалиция из франков, аланов, аморианцев, бургундов, вестготов, саксов, военных поселенцев - летов и рипариев.

Заставив Восточную Римскую империю платить ежегодную огромную дань, Атилла стал готовиться к нападению на Западную Римскую империю, избрав причиной для войны месть готам, которые размещались в Южной Галлии и частично в Испании. Атилла собрал несметное войско, куда входили аланы, славяне, германцы, гепиды, остготы и др.

В январе 451 года 500-тысячное войско Атиллы выступило в поход. Следуя вверх по Дунаю, гунны подошли к Рейну и вторглись в Галлию. Разгромив Вормс, Майнц, Трир и Мец, они двинулись в Южную Галлию, где жили готы, и осадили Орлеан. Готы обратились за помощью к римскому полководцу Флавию Аэцию. Аэций был талантливым военачальником и имел необычную судьбу. Его отец охранял дунайскую границу Римской империи от варваров и вынужден был отдать своего сына в заложники гуннам. Так Аэций близко узнал их военную организацию и способы ведения войны. Позже он искусно использовал силы варваров против варваров, в том числе в Каталаунской битве, где у него были вспомогательные отряды из франков, сарматов (аланов), саксонов, бургунцев, амориадцев и вестготов во главе с королем Теодорихом.

С помощью Аэция удалось отстоять Орлеан. Атилла отошел к городу Труа, к западу от которого и произошла битва на Каталаунских полях, названных так по городу Каталаунаму.

Подойдя сюда, римляне устроили укрепленный лагерь по всем правилам, ведь важнейшей установкой их военной жизни была безопасность бивака. Где бы и на какой срок ни останавливался легион, он тут. же начинал строить лагерь из бревен, защищенный рвом и стеной. В лагере в раз и навсегда установленном порядке располагались ворота, площадь собраний - форум, палатки командования - преторий, палатки сотников (центрурионов) и десятников (декурионов), стойла лошадей и другие службы.

Атилла построил свои кибитки в виде круга, внутри которого были раскинуты палатки.

Союзники-варвары расположились без окопов и укреплений. Перед сражением Атилла привлек к себе предсказателей, они вглядывались то во внутренности животных, то в какие-то жилки на обскобленных костях и объявили, что гуннам грозит беда. Небольшим утешением для Атиллы оказалось лишь то, что верховный вождь противной стороны должен был пасть в битве. (Иордан. О происхождении и деяниях готов. М„ 1960. С. 105.)

Атилла выбрал для сражения равнину, чтобы предоставить своей легкой коннице свободу маневра. Он вывел войска на поле довольно поздно - в третьем часу дня. Сам Атилла стал с гуннами в центре, на его левом фланге находились готы во главе со своим вождем Валамиром, на правом крыле - король Ардарик с гепидами и другими народами. Видимо, Атилла хотел броситься с гуннами на римлян и в случае неудачи дать время своим слабым крыльям перейти в наступление.

Аэций во главе римлян находился на левом фланге, вестготы во главе с королем Теодорихом - на правом. Центр занимали франки, аланы и другие племена. Аэций намеревался своими крыльями отрезать самого Атиллу от его флангов.

Между двумя армиями находилось небольшое возвышение, обе стороны попытались овладеть им. Гунны отправили туда несколько эскадронов, отделив их от авангарда, а Аэций послал вестготскую конницу, которая, прибыв первой, атаковала сверху и опрокинула гуннов.

Это было плохим предзнаменованием для гуннской армии, и Атилла постарался вдохновить своих воинов речью, которую приводит в своем сочинении Иордан по готскому преданию: "...Нападем смело на неприятеля, кто храбрее, тот всегда нападет. Смотрите с презрением на эту массу разнообразных народов, ни в чем не согласных между собою: кто при защите себя рассчитывает на чужую помощь, тот обличает собственную слабость перед всем светом...

Итак, возвысьте свою храбрость и раздуйте свой обычный пыл. Покажите, как следует, гуннам свое мужество... Я бросаю первый дротик в неприятеля, если кто-либо может остаться спокойным в то время, когда бьется Атилла, тот уже погиб". (Иордан. О происхождении и деяниях готов. М., I960. С. 106.)

Воодушевленные этими словами, все устремились в бой. Битва была свирепой и отчаянной. Полуиссякшие ручейки, протекавшие по долине, внезапно раздулись от потоков крови, смешавшейся с их водами, и раненые, утоляя жажду, умирали мгновенно. (Там же, С. 107.)

Король Теодорих объезжал войска и ободрял их, но был сшиблен с коня и растоптан своими же. По другим свидетельствам, он был убит копьем. Видимо, эту смерть и предсказывали гадатели.

Но готы Теодориха одолели готов Атиллы. Атилла бросился на слабый центр римлян, смял его, и уже торжествовал победу, когда готы Теодориха врезались в правый бок гуннов, а Аэций повернул против них свое крыло и нагрянул справа. После ожесточенной борьбы гунны, сдавленные справа и слева, не выдержали и бросились к своему лагерю, причем сам Атилла едва спасся бегством. (См. Герои и битвы. М., 1995. С. 52.)

Это была одна из самых кровопролитных битв в истории войн. По данным Иордана, с обеих сторон погибло 165 тысяч человек (Иордан. Указ. соч. С. 109.), по другим сведениям - 300 тысяч человек. (Стасюлевич М. История средних веков. СПб., 1863. С. 322.)

Атилла отошел к своему лагерю и приготовился к атаке на следующий день. Засев за кибитками, Атилла держался достойно: из его лагеря раздавались звуки трубы и шум оружия; казалось, что он снова готов нанести удар. "Как лев, гонимый отовсюду охотниками, большим прыжком удаляется в свое логовище, не смея броситься вперед, и своим рыканием наводит ужас на окрестные места, так гордый Атилла, король гуннов, среди своих кибиток, наводил ужас на своих победителей", - писал Иордан. (Иордан. Указ. соч. С. 112.)

Но Аэций не возобновил военных действий в связи с тем, что его покинули готы для похорон своего короля. Атилла, узнав, что готы ушли, приказал закладывать повозки и попросил Аэция, чтобы ему дали свободно уйти. Аэций согласился, так как не решался без союзников начинать новую битву. Атилла смог уйти, но поход гуннов закончился печально для них: полумиллионное войско почти все погибло.

После поражения на Каталаунских полях обширное и непрочное государственное объединение гуннов начинает распадаться, а вскоре после смерти Атиллы (453 год) окончательно развалилось.

Гуннская опасность сплотила на короткое время разнородные силы вокруг Римской империи, но после Каталаунской победы и отражения гуннской опасности процессы внутреннего разъединения империи усилились. Варварские королевства перестали считаться с императорами и проводили самостоятельную политику.

Использованы материалы книги: "Сто великий битв", М. "Вече", 2002

Литература

1. Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь. -Тверь-М., 1996. С. 160-162.

2. Военная энциклопедия: В 8-й т. /Гл. ред. комис. П.С. Грачев (пред.). - М., 1995. -Т. 3.-С. 508-509.

3. Военный энциклопедический лексикон, издаваемый обществом военных и литераторов. - Изд. 2-е. - В 14-й т. - СПб., 1855. - Т.7. - С. 80-81.

4. Герои и битвы. Общедоступная военно-историческая хрестоматия. - М., 1995. С.45-52.

5. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (готов). - М., 1960. С. 104-109.

6. Морской атлас/Отв. ред. Г.И.Левченко. -М., 1958. -Т.З.-Ч.1. - Л.2

7. Стасюлевич М.М. И(;тория средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. - СПб., 1865. -Т. 1.-С. 316-329.

8. Турский Г. История франков. - М., 1987. С. 33-35.

9. Энциклопедия военных и морских наук: В 8-й т. /Под общ. ред. Г.А. Леера. - СПб., 1889. - Т.4. - С. 181.