Требования фгос к урокам. Современные требования к структуре урока по фгос

Современная школа должна обучать и воспитывать поколения детей, согласно требованиям, которые предъявляются в обществе к молодым людям. Дети должны получать знания, которые им пригодятся в дальнейшей учебе, профессии и в жизни.

Единицей процесса обучения является урок, который существует, как способ подачи учебного материала, уже много столетий подряд. Но, с течением времени и с изменениями в общественном устройстве государства, меняется и структура формы обучения, ее направленность.

Творческие изыскание и педагогическое мастерство преподавателя во многом предопределяют результат. Уроки определенной эпохи в целом демонстрируют схожесть, несмотря на то, что ведут их разные преподаватели. Это обусловлено общими требованиями времени и общества к воспитанию молодого поколения. Все занятия связаны основными элементами, которые позволяют достигать поставленных целей и решать текущие задачи учебного процесса.

Уроком называют ограниченный временными рамками целостный образовательный процесс. В нем переплетаются и взаимодействуют все элементы процесса постижения и усвоения знаний: цели образования, методы их достижения, содержание учебной программы и организация учебной практики. Один урок не способен решить все цели и задачи учебного процесса, он является лишь звеном в сложной цепи обучения. Это составляющая вереницы тем, разделов в курсе, а также творческое детище конкретного учителя, которых должен сделать отдельно взятый урок логически законченной единицей, связанной общей целью с другими частями в цепи образования.

Если на урок придет проверяющий, он будет оценивать, как выполняются требования к структуре и содержанию современного урока. А именно следующие его аспекты:

— Формулировка цели занятия.

— На сколько эффективно урок организован и структурирован.

— Соответствие темы урока и его содержания требованиям программы по данному предмету.

— Какую методику использует учитель для подачи материала. Тут имеет значение возраст и подготовленность учащихся.

— Поведение школьников во время занятия и их участие в рабочем процессе.

— Оценка самостоятельной работы школьников дома.

При оценке деятельности педагога учитываются то, на сколько полно преподаватель выполнил требования образовательного минимума; как материал соответствует индивидуальным требованиям и возможностям учащихся; профессиональный уровень самого учителя.

По своему желанию, но в соответствии с учебной программой, педагог выбирает возможные способы проведения урока. Это может быть ориентация на одного ребенка в случае индивидуального занятия, системный, деятельностный или инновационно-творческий подход, когда используются новаторские способы подачи материала школьникам.

Урок может быть организован по принципу лекции, объяснения новых тем. Тогда используются словесные и наглядные методы, различные дидактические материалы и прочее. Проводя семинар, учитель активно привлекает к работе детей, используя эвристические, исследовательские методы. На занятиях по наглядному изучению теории, помимо исследования и анализа действий, применяют проблемно-поисковые методы усвоения материала.

Для более наглядной подачи материала учитель наглядно демонстрирует детям тему, используя пособия (схемы, таблицы, плакаты, оборудование для практических работ, электронно-вычислительная техника) , а также практические опыты, если предмет предполагает таковые. Это делает урок интересным для детей и материал лучше ими усваивается.

Контроль за выполнением поставленных задач осуществляется посредством устных опросов, проведения контрольных и самостоятельных письменных работ, тестов.

Современный урок отличается от общепринятого понятия способом организации, методом подачи материала, целями и задачами, степенью вовлечения школьников в учебный процесс. Дети участвуют в проведении урока на всех его этапах.

«Современный урок» - Традиционный урок. Прослеживается внешний результат, в основном- уровень освоения знаний. Самоконтроль (определение соответствия учебных действий требованиям учебной задачи). Обеспечивается внутреннее принятие учащимися целей предстоящей деятельности. Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

«Современные технологии на уроках» - Competentia. Что такое «компетенция». Компетентностный подход. Учитель химии и ОБЖ Фёдоров Р.А. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.). Проблемы, понятия, инструментарий. Накопляемость оценок. ИКТ - компетентность. Преимущества ИКТ-технологий. Экономия учебного времени. Является одной из ключевых компетентностей современного человека.

«Педсовет Современный урок» - Предисловие «А урок остается!» Традиционный урок. ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Преобладание 3 варианта. Преобладание второго варианта. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся) Анализ уроков. Главные методы воздействия- приказ, поручение. говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога.

«Современный урок технологии» - Технологичность обучения. 2000-2001 год окончания начальной школы. Тенденции развития современного урока. Деятельностная. Формировать систему учебных и познавательных мотивов. 37 место. 16. Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ). Разнообразие типов урока.

«Как подготовить современный урок» - Конспект урока. Три группы методов обучения: Методы организации и осуществления УД. Структура урока. Как подготовить современный урок. Гигиенические условия урока. Организационный момент. Карта самоконтроля. Методы контроля и самоконтроля УД. 3. Аналитический этап. 1. Мотивационный этап.

«Требования к современному уроку» - 3. Стимулирование умственной деятельности обучающихся, поощрение высказываний, предположений, гипотез и догадок. Требования к содержанию урока и процессу учения. Методические требования к уроку. Недостатки современного урока. 1. Знания нельзя давать в готовом виде. Типичные недостатки современного урока.

Всего в теме 19 презентаций

Современный этап развития нашего государства предъявляет не только новые требования к росту экономики, военной отрасли, сельского хозяйства, не обходят стороной реформы и российское образование.

Если вспомнить советскую школу, то главной задачей педагогов было вложить в головы школьников определенное количество знаний, которые им могли бы пригодиться во взрослой жизни. В настоящее время урок в условиях ФГОС должен стать развивающим, и деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы научить ребят учиться и добывать знания самостоятельно. Развивать такие качества и черты характера у школьников, которые помогут им стать успешными людьми в жизни.

На учителя сейчас возлагается большая работа по формированию современной личности школьника. В статье попробуем разобраться, какие требования к уроку предъявляются в условиях новых образовательных стандартов.

Урок - форма обучения

В современной школе основной является урок. На каждый отводится определенное количество времени, которое регламентируется школьным уставом. Педагог во время занятий должен руководить различными видами деятельности обучающихся, контролировать, направлять в нужное русло, создавать благоприятные условия для овладения новыми знаниями.

Для достижения этой цели тип урока по ФГОС может быть разным, так же как и методы и средства, используемые на нем. Современный урок должен соответствовать некоторым требованиям. Рассмотрим их более подробно.

Какова должна быть структура урока

Готовясь ежедневно к занятиям, учитель должен опираться на требования, определяющие форму их проведения. Они должны иметь определенную структуру, которая соответствует следующим положениям:

  1. Перед составлением развернутого плана урока учитель должен тщательно и правильно определить все дидактические задачи, воспитательные, а также поставить те цели, которых он хочет достичь вместе со своими учениками.
  2. Важно определиться с типом занятий, так как от этого будет зависеть и их структура. Отдельные этапы урока должны между собой быть взаимосвязаны, один вытекает из другого.
  3. Необходимо связать информацию, которая будет подаваться на уроке, с той, которую ребята уже получили ранее или только освоят в будущем.
  4. Для большей эффективности усвоения нового материала необходимо тщательно подобрать методы и средства обучения с учетом индивидуальных психологических особенностей ребят.
  5. Для контроля усвоения надо продумать, как будут проверяться знания. Очень важно при этом охватить как можно большее количество учеников.
  6. Без правильного этапа закрепления полученных на уроке знаний можно забыть об их прочности.
  7. Домашнее задание должно быть продумано с учетом возможностей и способностей учеников.

Только предварительно тщательно подготовленный урок может стать настоящим кладезем информации и полезных знаний для современных школьников.

Требования к подготовке, организации и содержанию урока

Готовясь к уроку, современный учитель не должен упускать из виду следующие моменты:

  • Здоровье каждого школьника на уроке превыше всего.
  • Каждое занятие должно являться частью системы занятий по данной теме.
  • Для более эффективного усвоения материала должен на уроке присутствовать раздаточный Сухое объяснение не даст никакого результата. Особенно актуально это, если будет проводиться урок биологии по ФГОС.

  • Изучая одну тему, желательно использовать различные типы занятий.
  • На уроке педагог должен быть неким проводником в мир знаний, а не простым оратором. Необходимо создать такие условия, чтобы учащиеся самостоятельно могли получать знания.
  • В учебном процессе должны присутствовать воспитывающие моменты, но не в виде назиданий, а в завуалированной форме: на примере ситуаций, случаев из жизни, посредством подачи определенной информации. Особенно если это начальная школа, уроки по ФГОС в этом случае требуют особой подготовки и отбора информации.
  • На занятиях учитель должен формировать у ребят умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, с достоинством признавать свое поражение. Упорство в достижении поставленных целей - это очень пригодится во взрослой жизни.
  • Для воспитания любви к своему краю, природе нашей родины прекрасно подходит естествоведческий урок по ФГОС: окружающий мир, например, в начальной школе, а в старших классах - биология.

Только поистине любящий всем сердцем своих учеников и полностью отдающийся работе учитель может подготовить и провести незабываемые занятия, где время для ребят пролетит совсем незаметно, а в головках отложится ценная и нужная информация.

Классификация уроков по ФГОС

В современном образовательном процессе по новым стандартам образования можно выделить несколько типов занятий:

  1. Урок овладения новыми знаниями.
  2. Занятие, на котором стараются найти комплексное применение полученным знаниям и умениям.
  3. Урок повторения и обобщения.
  4. Систематизация знаний и умений.
  5. Контрольное занятие.
  6. Урок анализа и корректировки процесса усвоения.
  7. Комбинированное занятие.

Если спросить любого педагога, то все эти типы уроков ему прекрасно знакомы. Но в образовательном процессе чаще всего проводятся комбинированные занятия, независимо от того, это урок русского языка по ФГОС или какой-то другой.

Каждая разновидность урока имеет свою определенную структуру, под которой подразумевается совокупность различных этапов, взаимосвязанных между собой. Рассмотрим некоторые из них.

Получение новых знаний

Структура по ФГОС обычно имеет схожие этапы, но в зависимости от разновидности занятия есть и свои особенности. Если большая часть времени отводится для усвоения нового материала, то выделяют следующие этапы:

  1. он в обязательном порядке имеется на каждом занятии. Педагог проверяет готовность класса к уроку.
  2. На втором этапе осуществляется постановка целей, основных задач и мотивирование обучающихся к активной работе на уроке.
  3. Актуализация уже имеющихся знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний, когда учитель проверяет, насколько дети полно и точно понимают то, что он им старается объяснить.
  5. Промежуточная проверка того, насколько понятен материал учащимся.
  6. Первый этап закрепления материала.
  7. Задание на дом и подробный инструктаж по его выполнению, например, что необходимо заучить, что подлежит изучению в ознакомительном плане, какие задания необходимо выполнить письменно и так далее. Здесь же обращается внимание на индивидуальное задание с учетом возможностей учеников.
  8. Подведение итогов урока или рефлексия.

Этих этапов предлагают придерживаться, когда занятие проводится в соответствии с новыми стандартами образования.

Структура комбинированного урока

Этот тип урока по ФГОС имеет следующие этапы:

  1. Организационный момент, который не должен занимать более 1-2 минут.
  2. Постановка целей и задач, а также мотивация детей на активную работу.
  3. Актуализация знаний, то есть проверка домашнего задания.
  4. Первичное усвоение нового материала, также этот этап можно назвать объяснением, главная роль здесь принадлежит учителю, особенно если это урок математики, например, в начальных классах.
  5. Проверка понимания нового материала.
  6. Закрепление. На этом этапе решаются задания различной сложности, выполняются опыты и эксперименты, если того требует материал.
  7. Контроль полученных знаний проводится с целью выявления, насколько учащиеся хорошо поняли материал.
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия или подведение итогов. На этом этапе не столько выясняется усвоение материала, сколько настроение ребят на уроке, доступен или недоступен материал, интересный или нет, их ощущения от занятия вообще.

Виды уроков

Независимо от того, к какому типу относятся занятия, они могут проводиться в различной форме. В современной школе, когда учащиеся сейчас подкованы с точки зрения использования всех гаджетов, а также для наиболее эффективного усвоения материала очень важно преподносить информацию в различной форме. В зависимости от этого выделяют не только тип урока по ФГОС, но еще и его вид:

  • Урок-беседа.
  • Проблемный урок, особенно полезно и эффективно их устраивать в старших классах. Когда ребята уже не боятся высказывать мнение.
  • Урок-экскурсия. Например, урок английского по ФГОС легко можно провести в форме экскурсии по другой стране.
  • Лекция практикуется в старших классах, когда учитель начитывает определенную информацию, а потом уже идет закрепление, отработка навыков и умений.
  • Киноурок. Учитывая степень развития современной техники и применения ИКТ в школах можно сказать, что при наличии интернета можно прямо на уроке посмотреть ролик по теме или демонстрацию опыта, прослушать интересную информацию.
  • Занятие-сказка чаще всего практикуется в начальных классах, например, урок чтения прекрасно для этого подходит.

  • Занятие-конференция также больше подходит для старшеклассников, но, учитывая контингент класса, можно проводить и в среднем звене.
  • Ролевая игра.
  • Урок математики можно провести в виде игры «Что? Где? Когда?».
  • На уроках естественного цикла практикуются лабораторные работы. Когда ребята что-то делают своими руками, проделывают опыты, то информация гораздо лучше запоминается.
  • С целью проверки знаний можно провести зачетный урок, семинар, круглый стол, викторину.

У каждого учителя в своем арсенале имеется много различных форм занятий, которые он периодически использует в своей практике. Конечно, надо отметить, что не каждый урок можно провести, используя всю палитру форм занятий. Чаще всего педагоги приберегают их, чтобы дать открытый урок. Все-таки надо помнить, что учеба - это не развлечение, а серьезная работа.

Критерии эффективности современного урока

Современное общество предъявляет большие требования к образованию, так как от полученных в школе знаний будет зависеть дальнейшая жизнь выпускников, их умение приспосабливаться к жизни в наше нелегкое время, найти свое место под солнцем.

Не важен тип урока по ФГОС, но имеются некоторые признаки, показывающие, насколько урок будет эффективным:

  1. Обучение на уроке должно строиться через открытие учениками новых знаний, то есть педагог не подает готовую информацию, а организует совместную работу таким образом, чтобы ученики сами находили правильные ответы и приходили к истине. самостоятельным трудом, гораздо крепче откладываются в голове.
  2. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной задачи.
  3. Наличие на уроке обсуждений, решение спорных вопросов, диалога. Процесс должен быть живым.
  4. Школьник должен уметь самостоятельно проектировать свою предстоящую деятельность на уроке.
  5. Демократичность.
  6. Открытость, то есть педагог всегда должен аргументировать свои отметки.
  7. Профессиональный учитель всегда сумеет смоделировать затруднения и организовать поиск путей их решения.
  8. Важно для школьников создание ситуации успеха, особенно для слабо мотивированных.
  9. Основным видом деятельности на уроке должна стать самостоятельная работа над поиском ответов на поставленные вопросы.
  10. Нельзя опускать вопрос соблюдения гигиенических условий труда.
  11. Урок будет эффективным только тогда, когда созданы все необходимые условия для успешного формирования навыков общения между учащимися и для активизации их внимания.
  12. Важен дифференцированный подход к слабоуспевающим ребятам и более сильным.

Когда проводится открытый урок, педагоги всегда обращают внимание на то, как учитель во время урока организует работу с разными категориями учащихся.

Отличие урока по ФГОС от традиционных занятий

Проведение занятий в соответствии с новыми образовательными стандартами в корне отличается от привычных традиционных представлений о процессе. Вот некоторые отличительные черты:

  1. Педагог в традиционной школе ставил цели урока сам, а современные стандарты требуют, чтобы этот этап работы проводился совместно с ребятами для полного осмысления ими тех задач, которые необходимо решить.
  2. Для усвоения материала важна мотивация, так обычно учитель мотивирует сам за счет внешних стимулов, а современная школа требует наличие опоры на внутренние мотивы школьников.
  3. Для достижения целей и учебных задач на традиционном занятии педагог сам выбирает подходящие средства обучения, а на современном происходит совместный выбор наиболее эффективных средств.
  4. Педагог полностью организует и регламентирует все действия на традиционном уроке, а образовательные стандарты приветствуют, когда есть для учащихся вариативность в соответствии с их возможностями.
  5. На современном уроке важно достижение учащимися личностно-значимого результата, на первом плане внутренние позитивные изменения, а на традиционном уроке сам педагог подводит класс к тому результату, который был им намечен.
  6. Традиционный урок не предполагал самооценку, учитель всегда сам оценивал результаты труда своих воспитанников. Стандарты ориентируют на возможность производить оценку своей работы на уроке самим ученикам.

Опытные педагоги за много лет работы уже наработали некоторые методы, которые помогают им в профессиональной деятельности, и вот их рекомендации молодым специалистам, чтобы сделать урок максимально эффективным:

  1. При планировании урока необходимо тщательно продумывать цели, которые во время занятий должны держаться в поле зрения. Каждый этап должен начинаться с целевых установок, а завершаться подведением кратких итогов.
  2. Достичь максимальной плотности занятий можно только за счет дифференциации и индивидуального подхода к обучению.
  3. Необходимо уделять большое внимание развитию общеучебных умений и навыков.
  4. Проводя в начальной школе урок чтения, ФГОС рекомендуют выполнять глубокую работу с текстами, опираясь на максимально возможное число каналов получения информации. Если ребенок не понимает текст, плохо читает, то в старших классах ему придется трудно.
  5. Необходимо учить детей ставить вопросы к тексту.
  6. Современный учитель не должен быть единоправным оратором на уроке, необходимо как можно чаще привлекать ребят в качестве консультантов, помощников, экспертов.
  7. Необходимо практиковать творческие задания, которые следует давать заранее.
  8. Эффективно использовать на занятиях различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую.
  9. Готовясь к уроку, необходимо продумывать дифференцированные домашние задания с учетом возможностей школьников.
  10. Дети любят, когда учитель не выступает полноправным хозяином положения, а вместе с ними идет к цели, радуется их победам и огорчается поражениям. Настоящий педагог должен стать членом команды, а не ее командиром.
  11. На всем протяжении занятий педагог должен обеспечивать сохранение здоровья учащихся, для этого проводятся динамические паузы, разрешается при некоторых видах работы стоять или ходить по классу.

Чтобы провести современный урок, который не только даст ученикам необходимые знания, но и научит их умению находить выход из сложных ситуаций, отстаивать свое мнение, не пасовать перед трудностями, необходимо всей душой любить своих воспитанников и посвящать себя целиком своей работе.

Перед школой сейчас стоит сложная задача по формированию современной личности. И более важным является привить ребятам умение учиться, находить нужную информацию, адекватно воспринимать различные ситуации в жизни, ставить перед собой цели и упорно к ним идти. Конечно, без участия родителей это невозможно, но это уже тема совсем другого разговора.

Во все времена основным способом донесения знаний до детей был и остается урок. Для того чтобы понять, какого типа урок необходимо проводить в тот или иной момент, следует определиться с его целью. Классификация уроков, в зависимости от преследуемой цели, выделят 6 их типов. Применение каждого из них на практике является залогом успешно проделанной работы. Основные типы уроков представлены ниже.

Уроки по типам

Педагогическая практика включает в себя множества разных подходов к проведению уроков. Согласно традиционной классификации, типы уроков подразделяются на несколько видов, в зависимости от своей дидактической цели:

  • Получение новых знаний.
  • Закрепление.
  • Обобщение и систематизация.
  • Повторение.
  • Контроль и коррекция.
  • Обобщенный урок.

Типы уроков по ФГОС классифицируются несколько по-другому. Считается, что данный стандарт переносит акцент в образовательном процессе на запросы, нужды и интересы учеников. Согласно этому, типы уроков по ФГОС подразделяются следующим образом:

  • Урок по усвоению новых знаний (урок экскурсия, лекция, конференция, беседа, путешествие, служат примером данного типа образовательного занятия).
  • Урок по их комплексному применению (используются диспуты, лекции, откровения и другие, часто нестандартные уроки).
  • Урок рефлексии (в качестве примера можно представить такие варианты, как практикум, диалог, деловая игра)
  • Урок с использованием развивающего контроля (проводятся в формате устного опроса, письменной работы, тестирования, творческого отчета).

Особенностью проведения уроков по ФГОС является следование «учебной ситуации». Данный термин означает то, что теперь учитель не должен преподносить ученикам сразу готовое знание. Его задача - создать такую ситуацию, в рамках которой ученики смогут сами найти предмет изучения.

Тип 1: изучение нового

Данный урок является очень важным, так как ученику преподносятся новые и совсем не знакомые для него знания. Именно от того, как он усвоит это на первых порах, зависит его дальнейшее понимание темы и использование знаний на практике. Изучение нового материала осуществляется в формате традиционного урока, лекции, исследовательской работы, ученого или же трудового практикума, также используется урок-экскурсия.

Прежде чем начать знакомство с новой информацией, учитель должен проверить правильность выполнения учениками домашнего задания. Затем любой классический урок включает момент подготовки учащихся к усвоению. Когда учитель видит, что его подопечные уже готовы в полной мере получать новые знания, он начинает их потихоньку преподносить. После того как основная масса информации высказана, необходимо проверить, насколько хорошо дети ее запомнили. Для этого проводится первичная проверка усвоения новых знаний учениками. Далее классический урок предусматривает первичное закрепление информационного потока, изложенного учителем. Для этого решаются подходящие для учеников данного возраста и уровня задания. После того как основная информация точно отложилась в умах школьников, начинается этап контроля и самостоятельной проверки усвоения новых знаний. В завершение занятия учитель обязан подвести итоги проделанной работы, высказать основные выводы и дать ученикам рекомендации. Для того чтобы изученный материал не забылся, ученикам дается домашнее задание, которое они выполняют самостоятельно. Это позволяет более точно понять, насколько хорошо дети усвоили информацию, а также выявить тех, кому пройденная тема показалась слишком сложной. Следует помнить, что на следующем занятии домашнее задание необходимо обязательно проверять. Цели урока данного типа - донести до учеников новые знания, закрепить их первично и проверить способность учеников применять полученную информацию самостоятельно на практике.

Тип 2: закрепление пройденного материала

Несмотря на то что все новые знания закрепляются в процессе получения, этого недостаточно, чтобы усвоить их по максимуму. Основные типы уроков обязательно включают этап закрепления пройденного материала. Реализуется он посредством практикумов, лабораторных работ, консультаций и собеседований. Также практикуется урок-экскурсия. Он позволяет ученикам своими глазами посмотреть на предмет изучения. Цели урока - выработка практических умений и применение недавно полученных знаний. Такие типы уроков в школе предусматривают актуализацию базовых знаний и внесение корректировок в них. После того как ученики поймут, о чем пойдет речь, им обрисовывают область использования полученных знаний. Данный этап позволяет понять, в какой сфере или в какой момент времени будет правильным применить то или иное знание, а также что оно позволяет измерить или определить.

После того как общая картина сформировалась, учитель предлагает перейти к пробному применению изученного материала. Существует большая вероятность, что опробование знаний на практике не для всех будет понятным. Для того чтобы всё-таки отработать методику их использования, ученикам необходимо выполнить упражнение-образец со сходными условиями. Его выполнение позволит в будущем применять накопленную информацию безошибочно. Чтобы знания были максимально универсальными и применимыми не только в одной образцовой области, учитель завершает урок, давая школьникам решить задачу с новыми условиями. Как и все виды уроков, закрепление пройденного материала позволяет получить качественные навыки и научиться пользоваться информацией.

Тип 3: комплексное применение полученных знаний

Все виды уроков имеют четкий алгоритм проведения. Так, для того чтобы научиться комплексно применять знания в практической деятельности, необходимо пройти через следующие ступени:

  • Актуализировать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках и способные помочь в творческом применении информации.
  • Обобщить и провести систематизацию изученных материалов и способов деятельности.
  • Усвоить процесс выполнения образцового задания по применению знаний, умений и навыков.
  • Выполнить задание по применению обобщенных изученных материалов в незнакомой ситуации.
  • Контролировать самостоятельно или с помощью учителя знания, умения и навыки.

Выполнение каждого из представленных этапов позволит наиболее эффективно принять и усвоить полученные навыки, знания и умения. Типы уроков обычно выражаются в самых разных формах проведения образовательного процесса. Этапы для всех являются одинаково актуальными. Для комплексного применения изученных материалов проводится урок - лабораторная работа, семинар, практикум. Учитель, проводя занятие в любом из представленных форматов, ставит перед собой цель. Традиционно это достижение самостоятельности в вопросе практического применения комплексных знаний в самых различных ситуациях. Изучать материал и применять его в комплексе - очень важный момент процесса обучения. Не все типы уроков практикуют данный формат преподавания.

Тип 4: повторение

С давних пор известно, что повторение - мать учения. Именно поэтому типы уроков обязательно включают в себя элемент повторения полученных в процессе других занятий знаний, умений и навыков. Иначе его называют уроком по систематизации и обобщению пройденных материалов. Урок-семинар, конференция или же занятие в формате круглого стола являются типичными формами повторения знаний, умений и навыков. Благодаря данному этапу огромнейшее количество материалов, накопившихся в памяти, превращаются в одну строго упорядоченную систему. Таким образом, можно смело заявить, что основной целью проведения урока по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков является обобщение частных информационных блоков в общую структурированную систему.

Для того чтобы поставленная цель стала достижимой, необходимо пройти определенный путь по переводу хранящейся в памяти ученика информации в четкую базу данных. Для начала учитель проводит подготовительную беседу со своими подопечными. Он обсуждает те темы и проблемы, которые давал ученикам заранее, также узнает, смогли ли они ответить на заданные ранее вопросы, и какой литературой им было удобнее всего пользоваться. Получив все необходимы ответы, педагог обеспечивает учащихся материалом, необходимым для выполнения заданий. Обычно это таблицы, справочники, схемы, наглядные пособия. Основная задача учеников на данном этапе - свести частные показатели в один обобщенный. Далее идет обобщение единичных данных в общую систему. На данном этапе практикуются уроки самостоятельных работ. Затем учитель подводит итоги занятия, выслушивает результаты самостоятельной работы учеников и приводит им пример обобщения единичных показателей согласно тем источникам, которые использовали его подопечные. Так он дает каждому из детей попробовать найти правильный подход самостоятельно, и если этого не случается, то оказывает помощь.

Тип 5: контроль знаний

Без контроля не выполняется ни одна работа, что же говорить о знаниях. Типы уроков контролирующего характера помогают поддерживать и постоянно совершенствовать уровень владения той или иной информацией. Обычно для выполнения данной задачи учителя используют коллоквиумы, зачеты, контрольные срезы или смотры знаний. Главная цель урока по контролю полученных знаний умений и навыков - определение уровня владения ими.

Если учитель ставит перед собой такую цель, то процесс учебно-познавательной деятельности будет опираться на выполнение заданий различной сложности. Механика данной методики очень проста. Сначала учащиеся получают задания со схожим, не очень высоким уровнем сложности. Те, кто не справляется с ним, автоматически занимают низшую ступень и выбывают из процесса контроля. Такой отсев продолжается до тех пор, пока не останется один человек, решивший задание, которое оказалось непосильным для других, или группа учеников, преодолевших весь путь и справившихся с самым сложным заданием. Всего существует три утвержденных уровня понимания и усвоения знаний:

  • Осознанное восприятие и фиксация знаний в памяти. Другими словами, ученик все понял, выучил и может воспроизвести.
  • Готовность применять на практике полученные знания только согласно предложенному образцу в аналогичных условиях. Имеется в виду, что учащийся смог понять, запомнить, воспроизвести и применить согласно образцу.
  • Готовность применять знания творчески и нестандартно. Данный уровень является наивысшим и подразумевает, что ученик мастерски овладел знаниями, которые ему предлагались на втором уровне, и может их применять как для идентичных, так и для совсем незнакомых условий.

Тип 6: комбинированный урок

Урок данного типа имеет огромное значение в процессе обучения. Как и все типы уроков, он позволяет понимать, усваивать и учиться применять новые знания. Его особенностью является то, что на уроке учениками решаются сразу несколько разных дидактических задач. То есть комбинированный урок состоит из этапа по повторению ранее изученного материала, также на нем проверяется выполнение домашнего задания и изучаются и закрепляются совсем новые знания.

Особенное распространение уроки данного типа имеют в начальной школе. Причиной такого рода популярности стали поведенческие особенности учеников младших классов. Они, как правило, чрезмерно эмоционально возбудимы и обладают неустойчивым вниманием. Помимо этого, использование комбинированных уроков в младшей школе соответствует учебной программе и порядку предоставления информации в современных учебниках. Если рассматривать урок на примере одного конкретного учебника, то можно отметить, что материал в нем преподносится поурочно. В свою очередь, каждый отдельный урок обладает несколькими главными линиями, согласно которым должна проводиться работа по получению и отработке знаний. Обычно ими являются:

  • Процесс обучения, основанный на работе с усвоенными раньше данными. Это делается для их повторения и как следствие более прочного закрепления.
  • Процесс обучения, основанный на изучении новой темы с ее последующим закреплением.
  • Процесс обучения, в основе которого лежит работа с материалом, который поможет более точно понять и изучить новые знания.

Нестандартные подходы к проведению уроков

Порой, общаясь с высококвалифицированным педагогом, можно услышать такой термин, как нестандартный урок. Так как многие люди проходили обучение только согласно классической схеме преподавания, это высказывание способно вызвать массу вопросов. Первое, что интересно узнать, - это то, какие именно уроки можно назвать нестандартными. Виды уроков данного типа - это не просто урок практических работ, это занятия в формате "судебного заседания", "научного форума", диспута, конструктивного диалога, творческой пресс-конференции, яркого концерта или увлекательного мастер-класса.

Второй вопрос, на который неосведомленному человеку хочется получить ответ: что представляют собой перечисленные выше и другие подобные нестандартные уроки, причиной появления которых стал поиск новых типов и форм подачи знаний? С точки зрения характера признаков можно заметить, что каждый нестандартный урок можно с уверенностью отнести к одному из классических типов. В качестве примера хочется рассмотреть урок-суд. Фактически на уроке обыгрывается судебное заседание, действующими лицами которого выступают ученики класса. Каждому из них даются заранее определенные роли, после чего ребята погружаются в конкретную ситуацию. Например, они рассматривают "дело" Всемирной паутины. Судьей в данном случае является учитель. Такой формат его участия в процессе позволяет направлять занятие в правильное русло. Ученики, согласно своим ролям, пытаются оправдать или осудить в рамках заседания. В итоге суд подводит основные итоги и выносит свой вердикт.

В данной конкретной ситуации он может быть следующим: Интернет стал обязательным атрибутом ежедневной жизни человека. Его использование не всегда приводит к положительным результатам, поэтому просто необходимо научиться разумно применять великое достижение современности, чтобы не стать интернет-зависимым человеком. Фактически данное занятие является ярким примером дидактической игры по ролям и отвечает всем ее обязательным характеристикам.

Интегрированные занятия

Называя занятие интегрированным, сразу можно понять, в каком формате оно будет проведено и какова будет его сущность. Суть интегрированного занятия - объединение знаний и усилий учителей из разных областей для подготовки и проведения занятия, которое сможет донести до учеников интегрированные знания о конкретном объекте.

Классифицируются уроки данного типа в зависимости от смысла или от дидактической цели. К перечню уроков, классифицируемых по дидактической цели, относят занятия, на которых изучаются новые материалы, уроки, в рамках которых ранее полученные знания обобщаются и сводятся в единую систему, и комбинированные уроки.

Для интегрированных уроков характерны значительные возможности педагогического характера. Занятия данного рода позволяют ученикам получать глубокие и многогранные знания о конкретном объекте изучения. Благодаря тому, что в рамках интегрированного занятия ученики получают информацию из различных областей науки, у них появляется возможность по-новому осмыслить казавшиеся ранее понятными события и явления.

Использование на практике интегрированных уроков приводит к расширению возможностей синтеза знаний и формированию у учеников умений по использованию и перенесению знаний, принадлежащих одной области, в другую. Такие условия способствуют стимулированию аналитических способностей школьников, развивают необходимость системного подхода к объекту изучения, помогают научиться анализировать и сравнивать различные непростые процессы и явления реальной действительности.

Работа в направлении интегрированности процесса обучения способствует формированию целостного и более верного восприятия действительности. Все это можно назвать серьезной предпосылкой для формирования нового мировоззрения в науке.

Как сделать урок лучше и эффективнее

Методики улучшения процесса обучения вводятся различными научными направлениями. Самыми выдающимися из них являются следующие пути совершенствования:

  • Ученика необходимо максимально заинтересовать, используя интересный материал или необычную форму обучения. Для этого урок следует проводить в формате поэтической свечи, визуализированного путешествия, необычной выставки, на примере шоу "Клуб веселых и находчивых" или любимого многими брейн-ринга.
  • Донесение до ученика более углубленных знаний необходимо реализовывать при помощи межпредметных связей. Здесь можно воспользоваться уроками в виде панорамы, бинарного или интегрированного занятия.
  • В рамках урока необходимо работать над развитием творческого потенциала школьников, а также стараться восполнять их потребность в коммуникациях и помогать формировать правильные идеалы. В данном случае актуальными являются уроки по развитию словесности и риторики, которые отличаются не только разной смысловой нагрузкой, но и формой проведения (пресс-конференция, творческая мастерская, заседание кружка).
  • Ученикам следует помогать реализовывать их идеи в области проблемно-поисковой, экспериментальной и научно-опытной работы. Сюда относят уроки естественного цикла и технические занятия, позволяющие ученикам находить решение поставленных задач, защищать тщательно подготовленные рефераты и интересные проекты.
  • В процессе совершенствования форм занятий, направленных на контроль знаний, было предложено проводить уроки в виде зачета, экзамена или же консультации.
  • Учитель должен стараться не только научить своих подопечных, но и постараться пробудить в них фантазию, а также развить способность по эмоциональному восприятию учебной программы. Для достижения такой сложной цели педагоги прибегают к урокам в формате игр и сказок.

Введением в рабочий процесс нестандартных уроков учитель вызывает у учеников живой интерес к познанию. Благодаря появившемуся интересу школьники получают серьезный стимул к получению новых знаний, мотивируются и начинают воспринимать школу не как место зубрежки, а как источник знаний.

Структура урока.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве, то в настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

И только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем работы, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.

Основной формой организации обучения в школе является урок. В современной педагогической литературе встречаются различные определения понятия «урок». Но самое полное и верное определение, на мой взгляд, дано Сластениным: «Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».

Организация современного урока это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

К современному уроку выдвигается ряд общих требований.

Требования к структуре урока.

1. Правильно определять дидактические и воспитательные задачи, цели урока, его значения в системе уроков по теме.

2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны).

3. Связать данный урок с предыдущими и последующими.

4. Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала.

5. Обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний учащихся.

6. Продумать систему закрепления и повторения изученного.

7. Найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока.

1. Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников.

2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по теме.

3. Своевременно готовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал.

4. Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по теме.

5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию и процессу учения.

1.Урок должен быть воспитывающим.

2. Должны выполняться требования, вытекающие из основных дидактических принципов.

3. На уроке следует воспитывать любовь к природе.

4. Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска.

5. В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.

Требования к технике проведения урока.

1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.

2. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.

3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке.

4. Создавать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.

5. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.

6. Управлять учебным процессом на уроке так, чтобы большую часть урока активно работали учащиеся.

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока :

Логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;

Используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;

Соблюдены нормы педагогической этики;

Темп урока оптимален для данного коллектива детей;

В течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;

Соблюдены гигиенические условия учебного труда;

Созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;

Дидактическая задача урока решена.

Сопоставление действий учителя на уроке.

Компоненты деятельности

Учитель в традиционной школе

Учитель в современной школе

Цель ставит сам.

Совместная работа с детьми по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

Мотивирует сам, чаще за счет внешних стимулов.

Опора на внутренние мотивы.

3. Средства

Выбирает сам.

Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.

4. Действия

Организует и регламентирует действия.

Вариативность действий; выбор действия в соответствии с возможностями школьника.

5. Результат

Подводит весь класс к результату, который наметил сам.

Достижение учениками личностно-значимого результата, в центре внимания учителя - внутренние позитивные изменения в личности школьника.

Оценивает сам.

Обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата.

Структура современного урока.

1. Организация начала занятия (организационный момент) - такой же, как и в традиционной школе; главное - настроить детей на доброжелательный лад.

2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания, повторение ранее пройденного материала) - построить вопросы и задания так, чтобы дети смогли сами определить цели, задачи, тему предстоящего урока.

3. Подготовка к основному этапу занятия - определение темы урока, целей, задач, мотивации.

4. Усвоение новых знаний и способов действий - обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания - установление правильности усвоения нового материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция; ликвидация типичных ошибок.

6. Закрепление знаний и способов действий - обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации; самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний - формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей; активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний - выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции; получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятия - дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы; адекватность самооценки учащегося оценке учителя; получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10. Рефлексия - мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения - мотивации, способов деятельности, общения; усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества; открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании - обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверка соответствующих записей; реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.