Урок обучения грамоте
Образовательная программа «Школа России».
Тема урока : «Согласные звуки [ к ] и [ к’ ], буквы К, к»
Цель урока : Познакомить учащихся с буквой К и со звуками, которые обозначает эта буква.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать у учащихся чёткий образ буквы К;
Продолжать работу по словообразованию.
Развивающие:
Развивать речь, фонетический слух;
Развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;
Развивать внимание, логическое и вариативное мышление, память;
Развивать монологическую речь учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения, положительное отношение к чтению.
Оборудование :
компьютер, интерактивная доска;
учебник « Азбука» 1 класс;
карточки букв, картинки домиков;
лента букв.
Ход урока
1 .Включение в учебную деятельность .
Посмотрите на ленту букв. Назовите буквы, с которыми мы уже познакомились на уроках обучения грамоте.
а, о, у,ы, и,н, с
Игра « Буква заблудилась».
К доске выйдут 7 человек, все получают карточки с буквами. На доске два домика – синий и красный.
Жили – были буквы. (Буквы представляются). Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал
дождик и буквы побежали в домики .(дети ставят букву в нужный домик)
Давайте проверим, правильно ли они нашли свой домик?
Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они – гласные или согласные? Почему?
Какие буквы живут в синем домике? Почему?
2. Постановка целей и определение темы урока.
Послушайте стихотворение:
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
Назовите звук, который чаще всего слышали в стихотворении. ([ к])
Это звук гласный или согласный?
Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке.
3. Работа по теме урока.
1) Знакомство со звуками [ к ] и [ к’ ].
Всё правильно, сегодня будем говорить о согласном звуке [ к ].
А сейчас ещё кое – что узнаем об этом звуке.
Послушайте загадку:
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это - …(кот).
Интерактивная доска (электронное приложение)- изображение кота.
Кот
Звуко- буквенный анализ слова кот.
А теперь послушайте другую загадку:
Вроде рыба, вроде нет –
Шлёт фонтанам всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо – юдо – рыба…..(кит).
Интерактивная доска (электронное приложение)- изображение кита.
Кит – Какой звук [ к ] – твёрдый или мягкий? Почему?
Звуко- буквенный анализ слова кит.
Подведём итог. Какой же звук [ к ]?
(Звук [ к ] – согласный, бывает твёрдый и мягкий, а ещё глухой).
2) Работа в группах.
Задание I ряда: назвать слова,где звук [ к’ ] в начале. (кит, кедр, кирпич, киска, кёрлинг)
Задание II [ к ] в начале. (кот, каша, книга, комета, курица, ком)
Задание III ряда: назвать слова, где звук [ к ] в конце. (ток, чайник, рюкзак, сок, башмак)
4 . Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5. Продолжение работы по теме урока.
1)Знакомство с буквами К, к.
Согласные звуки [ к ] и [ к’ ] обозначаются буквой К. (Интерактивная доска (электронное приложение)-показ буквы).
На прямую палочку
Справа села галочка.
Так поныне и сидит –
Буквой К на нас глядит.
Интерактивная доска (электронное приложение).
2)Чтение слогов с буквой к по « цепочке».
ка ак
ко ок
ку ук
ки ик
Интерактивная доска
3)Чтение слов
кони косит Никита
кино коса Антон
Почему слова последнего столбика написаны с заглавной буквы? (имена, отчества, фамилии людей пишутся с большой буквы)
Найдите среди напечатанных слов многозначное слово. (коса)
Что значит многозначное слово? Какие значения имеет слово – коса?
(многозначное слово – это слово, которое имеет много значений; коса –причёска у девочки, коса – инструмент, которым косят траву)
4) Работа по учебнику.
Учебник « Азбука» с.49.
Кто изображён на рисунке? Чем заняты мальчики? Как они одеты? Почему летом нужно на голову надевать панаму? Что может случиться с мальчиком, у которого нет головного убора?
Для чего в летнее время в деревнях косят траву, сушат, складывают в стога и копны? (копна – небольшой округлый стог сена)
Чтение рассказа.
Поставьте друг другу вопросы по рассказу.
Повторное чтение рассказа.
6. Подведение итогов урока .
С какой новой буквой познакомились?
Какой звук обозначает?
Что запомнилось на уроке?
Конспект урока.
Учебный предмет
Планируемый результат.
Предметные умения
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своейдеятельности на уроке.
Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основании классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Организация пространства.
Формы работы
Технология изучения.
Этапы урока
Регулятивные:
- овладевать умением прогнозировать свою деятельность.
Предметные:
Давать характеристику звука.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Самостоятельно формулировать познавательную цель.
Перед тем, как начать изучение новой буквы, мы вспомним, какие буквы мы уже знаем.
Учитель проверяет знание гласных и согласных букв с помощью игры «Спрячь буквы от дождя»
- На улице светило яркое солнышко. Буквы вышли погулять. Вдруг набежала тёмная туча, пошёл дождь. Кошечка укрылась под крышей, а буквы спрятались под зонтиками. Какие буквы спрятались под красные зонтики, а какие под синие? (Дети перемещают согласные буквы под синие зонтики, а гласные – под красные, объясняя свой выбор) - Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.
Предметные
:
- давать характеристику звука.
Познавательные
:
- уметь находить и выделять необходимую информацию.
Предметные
:
- определять на слух твёрдость и мягкость звуков [к], [к’];
Совершенствовать навыки чтения слогов.
Коммуникативные:
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:
-выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
Проводить анализ учебного материала.
Знакомство с новыми звуками.
Ребята, я думаю, что надо дать нашей кошечке кличку. Какая кличка подойдёт: Кира или Сима ? Почему?
(Ей подойдёт кличка Кира, так как в этом слове первый звук [к’])
Произнесите кличку кошки. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.
Знакомство с новой буквой.
Кошка Кира хочет увидеть букву, с которой начинается её кличка и слово «кошка», но не знает, где эта буква живёт.
Найдите место буквы К в ленте букв.
Работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие)
Вывод: буква К может обозначать звуки [к] и [к’].
Чтение слогов с буквой К.
Решила Кира побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались. (чтение слогов)
Задумалась Кира. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме, к другу)
Физминутка.
Учитель определяет условия физминутки.
А знаете места, где любит бывать Кира? Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.
Называю слова: речка, крыша, улица, кресло, комната, двор, печка, коврик, огород, озеро.
Предметные:
- безошибочно узнавать букву к среди других букв;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквой к;
- правильно изменять слова в соответствии с предложенным заданием;
Давать характеристику звука.
Познавательные:
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
Предметные:
- уметь составлять звуковую схему слова.
Регулятивные
:
-работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
-отличать верно, выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль.
Предметные:
Совершенствовать навыки чтения слов с буквами К,к.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные
:
- работать по предложенному плану.
Личностные: нравственно –этическая ориентация.
Чтение слов, предложений с новой буквой.
Кошечке очень понравилось, как вы выполнили задание.
Чем, ребята, мы смогли бы Киру угостить? (её можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)
Подчеркните названия продуктов, в названии которых есть буква К (на интерактивной доске с помощью пера)
ТВОРОЖОК СУП
СМЕТАНА КАША
КОТЛЕТА РЫБА
КОЛБАСА МОЛОКО
Но остались продукты, которые Кира тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)
Решила Кира себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что она налила молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске.
(с помощью волшебного пера)
утка
киска
тигр
гепард
рысь
ослик
курица
Работа со звуковыми схемами.
Найдите в столбике прочитанных слов такое, которое начинается с гласного звука, в нём 5 звуков, звук [к] твердый.
Составьте звуковую схему этого слова. (1 человек с помощью звуковых моделей с использованием документ камеры)
Физминутка под музыку.
Давайте вместе с Кирой проведём зарядку под музыку.
Чтение текста на карточках о кошках. Предлагаются разноуровневые задания на карточках (читающим детям – текст, нечитающим – отдельные слова: кот, котик, кошка, сон, молоко) Задаются вопросы по тексту.Кира любит слушать, когда читают. Прочитайте самостоятельно напечатанный текст у вас в карточке. Подумайте, о ком он, и найдите слова с новой буквой.
Родина кошек - Африка. Они любят тепло. Кошки - полезные животные. Они хорошо влияют на здоровье людей. - О ком этот текст? - Сколько в нем слов с буквой К? (3) - Прочитайте Кире текст вслух? (Ученики по желанию читают вслух.) - Как вы понимаете два последних предложения? (Дети размышляют.)Как надо относиться к кошкам?
Цель: повторить изученные гласные и согласные звуки и буквы, закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков, научить выделять звуки [к] и [к’] из слов, познакомить с буквами «К, к», учить читать слоги и слова с изученными буквами.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро?
- Доброе утро – солнцу и птицам.
- Доброе утро – приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
2. Повторение пройденного.
а)- Из чего состоит наша речь?
- Какая бывает речь?
- Чем устная речь отличается от письменной?
- Из чего состоят предложения?
- На что делятся слова?
- Что мы слышим и произносим?
-Какие бывают звуки?
-Как мы обозначаем звуки на письме?
б) – А что у нас на наборном полотне? Буквы или звуки?
А | о | у | и | Н | ы |
- Какая буква заблудилась? Почему?
в) Игра «Полубуковка».
(на наборном полотне карточки с половинками букв А,о, у, И, Н)
3. Выделение звуков [к] и [к’]
из слов нитка
и нитки
.
Составление схем на магнитной доске. Сравнить звуки, дать характеристику.
4. Упражнение в слышании звуков.
- Я вам буду называть слова. Если есть в них звуки [к] и [к’], то надо хлопнуть в ладоши.
- В какой части слова услышали звук? (в начале, середине, конце)
Зайчик, клевер, астра, подорожник, рыбка, кукушка.
5. Игра «Зоопарк»
– Вот сколько слов на «к» я сумею назвать:
кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
корова, квартира, картина, ковёр,
кладовка, калитка, комод, коридор.
Ой, хватит! И буква ведь может устать!
А вот что на «к» ты сумеешь назвать?
-Назовите слова, обозначающие животных
. (Показываетсяиллюстрация с изображением зоопарка)
(Курица, кошка, корова, коза, конь, кенгуру, кабан, канарейка, кит, кузнечик.)
6. Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали.
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко .
7. Работа над многозначностью слова «ключ».
- Что у меня в руках? (показывается большой ключ)
- С какого звука начинается слово «ключ»?
-Какие ещё бывают ключи?
(Иллюстрации на магнитной доске)
Вывод:
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ – скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
8. Игра «Магазин».
На доске картонная дверь, открываем дверку ключом. Дверка открывается, а за ней иллюстрация прилавка магазина и продавца.
- А где это мы с вами оказались? Что делают в магазине?
Мы с вами тоже можем купить продукты, но только те, в которых есть звук «к».
- Какие продукты мы купим? (Дети называют: кефир, молоко, колбаса, сосиски, сардельки, кофе, какао, кекс, шоколад, ириски, конфеты и т.д.)
(Угощаем гостей конфетами.)
9. Подготовка к работе с учебником.
- Я то думала, что мы с вами за дверцей в сказке окажемся.
- Назовите-ка персонажей сказок, чьи имена начинаются со звука [к]. (Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, коза, Кот в сапогах)
-А теперь мы включаем музыкальным скрипичным ключом наш магнитофон.
- Послушайте отрывок, из какой он сказки? («Кот в сапогах»)
10. Беседа по картинке учебника.
Откройте «Русскую азбуку».
- Кого встретил кот?(косарей)
-Что у них в руках? (Работа над многозначностью слова «косы»+иллюстрации)
- Очень тяжёлый труд у косарей.
- С какого звука начинается слово «косы»? ([к ])
- Твёрдый или мягкий звук?
11. Знакомство с буквами «К, к».
- Какой буквой обозначаются звуки [к] и [к’]?
-На что похожа буква?
(На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит
Буквой «К» на нас глядит.)
- Посмотрите в учебник. Почему их две?
- Когда мы используем большую букву?
12. Составление чтение слогов с буквой К.
На доске наглядное пособие – островки с изученными гласными буквами и кораблик с букой «К».
Кораблик подплывает к островкам, получается слог. Дети читают.
- Какой гласной здесь нет? (ы)
- Как вы думаете почему? (Если дети не ответят, то учитель говорит.)
- В русском языке с «ы» не бывает слогов на букву «к».
13. Составление и чтение слов.
нос кус со |
|
но ска оск |
14. Физкультминутка.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь.
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
15. Работа с учебником.
Мы сейчас и узнаем, как звали некоторых косарей из сказки «Кот в сапогах», если прочтём текст в «Азбуке»:
-Кто косит?
-Антон косит.
И Никита косит.
Коси, коса!
16. Чтение скороговорки.
Идёт козёл с косой, а коза идёт с косой.
17. Работа по картинке.
Кочаны несёт козёл,
А коза – большой котёл.
Значит, завтрак будет вкусный
Для козляток из капусты.
18. Чтение текста хорошо читающими детьми.
Бабушка купила Кате красивый аквариум с рыбками. Каждый день Катя кормит рыбок крошками хлеба. Как радостно хватают рыбки свой корм!
- Подчеркните в тексте букву К.
19. Итог урока.
-Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Давайте прочтём пословицы.
(Чтение пословиц о труде в «Азбуке»).
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
-Какие два звука она обозначает?
- Какие они? (согласные, звонкие)
Урок обучения грамоте
Образовательная программа «Перспектива», урок № 34
Тема урока : «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Составитель: Шишкина Т.М., учитель начальных классов2012 г.
Тема урока : «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.Цель урока : Познакомить обучающихся с буквой к и со звуками, которые обозначает эта буква.Задачи урока:
- Образовательные:
- Развивающие:
- Воспитательные:
- компьютер, интерактивная доска, документ - камера;
- учебник «Азбука» 1 класс; задания для ИД; звуковые схемы; лента букв; рисунок кота в черно-белом формате.
I . Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок. Урок обучения грамоте.
Для чего нам нужен этот урок?
Формулирование учащимися темы и цели урока.
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (кошка)
Произнесите первый звук в слове «кошка». Дайте характеристику этому звуку.
Сформулируйте цель нашего урока, используя написанные фразы…
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С (новыми звуками и буквой, которая их обозначает)
Игра «Спрячь буквы от дождя» - Буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошёл дождь. Буквы спрятались под зонтиками. Какие буквы спрятались под красные зонтики, а какие под синие? (Дети перемещают буквы под зонтики, объясняя свой выбор)- Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.Знакомство с новым материалом.
- Знакомство с новыми звуками.
У нашей кошечки возникла проблема. Ей нравятся две клички, а какую выбрать – она не знает. Какая кличка подойдёт: Кира или Сима ? Почему?
(Ему подойдёт кличка Кира, так как в этом слове первый звук [к’])
Произнесите кличку кошки. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.
Знакомство с новой буквой.
Кошка Кира хочет увидеть букву, с которой начинается её кличка и слово «кошка», но не знает, где эта буква живёт.
Найдите место буквы К в ленте букв.
Работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие)
Вывод: буква К может обозначать звуки [к] и [к,]
Работа в парах.
Как вы могли бы изобразить букву К.
Чтение слогов с буквой К.
Решила Кира побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались. (чтение слогов)
Задумалась Кира. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме, к дому)
Физминутка.
А знаете места, где любит бывать Кира. Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.
КРЫША, БАССЕЙН, ЛАВОЧКА, КРЕСЛО, ВОДА, ПЕЧКА, КОВРИК, КОРАБЛЬ, ОЗЕРО.
Чтение слов, предложений с новой буквой.
Кошечке очень понравилось, как вы выполнили задание.
Чем, ребята, мы смогли бы Киру угостить? (её можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)
Подчеркните названия продуктов, в названии которых есть буква К (на ИД с помощью пера)
ТВОРОЖОК СУП
СМЕТАНА КАША
КОТЛЕТА РЫБА
КОЛБАСА МОЛОКО
Но остались продукты, которые Кира тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)
Решила Кира себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что она налила молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске.
(с помощью волшебного пера)
Работа со звуковыми схемами.
Найдите в столбике прочитанных слов такое, которое начинается с гласного звука, в нём 5 звуков, звук [к] твердый.
Составьте звуковую схему этого слова. (1 чел на моём столе под документ-камерой )
Проверка на местах выполненных схем.
Физминутка под музыку.
Давайте вместе с Кирой проведём зарядку под музыку.
Чтение текста на карточках о кошках. (читающим – текст, нечитающим – отдельные слова: кот, котик, кошка, сон, молоко)- Кира любит слушать, когда читают. Прочитайте самостоятельно напечатанный текст у вас в карточке. Подумайте, о ком он, и найдите слова с новой буквой.Родина кошек - Африка. Они любят тепло. Кошки - полезные животные. Они хорошо влияют на здоровье людей. - О ком этот текст?- Сколько в нем слов с буквой К? (3)- Прочитайте Кире текст вслух? (Ученики по желанию читают вслух.)- Как вы понимаете два последних предложения? (Дети размышляют.)- Как надо относиться к кошкам?Работа по учебнику.
- Найдите пары слов на с.87. Прочитайте в парах эти слова.
Что вы заметили? (слова различаются 1 буквой)
Составьте свою пару слов, чтобы они различались только одной буквой.
Подведение итогов урока.
С какими звуками и буквой нам помогла познакомиться кошка Кира?
Охарактеризуйте эти звуки.
Как надо относиться к домашним животным, несмотря на их проказы?
Рефлексия.
С какими затруднениями мы встретились?
Мы справились с этими проблемами?
Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.
Кошечка тоже благодарит вас за помощь.
Слайд 1
Постановка
проблемы
Слайд 2
Просьба дать характеристику звука.
Слайд 3
Проверить знание гласных и согласных букв.
Постановка перед выбором.
Проверить умение определять место буквы в ленте букв.
Предлагается творческая работа.
Постановка проблемы.
Определяет условия физминутки.
Слайд 4
Проблемный вопрос.
Предлагается задание на изменение слова.
Слайд 5
Предлагается задание на определение 1 звука в слове.
Задание на составление звуковой схемы.
Слайд 6
Предлагаются разноуровневые
Задания на карточках.
Задаются вопросы по тексту.
Предлагается работа в парах на чтение и составление своих пар слов.
Подводится итог урока.
Предлагается задание на рефлексию.
Высказыва-
ния детей
Отгадывание загадки.
Характеристика звука.
Самостоятельное
формулирование
целей урока.
Монологи-
ческая речь.
Практичес-
кая работа
(обоснование
Предположения
детей, решение проблемы.
Распознавание гласного и согласного звука.
Выбор решения с доказательством.
Нахождение места буквы К в ленте букв с доказательством того, что она обозначает согласный глухой звук.
Творческая работа по изображению буквы разными способами.
Чтение хором и индивидуально.
Выполнение физминутки по предложенным условиям.
Нахождение ответа на проблемный вопрос.
Нахождение изучаемого звука в словах.
Предположения детей, примеры
Определение места звука в словах.
Нахождение
слова по признакам. Составление звукового анализа.
Проведение физминутки.
Чтение слов или текста по карточкам.
Нахождение слов с новой буквой.
Работа по словообразованию
Монологическая речь уч-ся.
Оценивание своего труда.
Самооценка своей деятельности.
Регулятивные:
- овладевать умением прогнозировать свою деятельность;
Предметные :
Давать характеристику звука
Коммуникативные:
;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные
:
- правильно называть буквы и звуки;
Познавательные:
- выполнять классификацию;
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала
Предметные
:
- давать характеристику звука
Познавательные
:
Предметные
:
- определять на слух твёрдость и мягкость звуков [к], [к’]
Личностные:
- определять правила работы в парах;
Регулятивные
:
Коммуникативные:
Познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации
Предметные:
- безошибочно узнавать букву к среди других букв;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквой к.
Предметные:
- правильно изменять слова в соответствии с предложенным заданием;
Давать характеристику звука;
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Предметные:
- уметь составлять звуковую схему слова
Регулятивные
:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль.
Предметные:
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Предметные:
Совершенствовать навыки чтения слов с буквами К,к.
Регулятивные
:
- работать по предложенному плану
Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.
Тема урока «Звуки [ k ]-[к ], буквы К, к.
Цель : ознакомить с буквами К, к и звуками [к], [к];
Задачи : повторить изученные звуки и буквы; формировать навыки чтения; способствовать развитию фонематического слуха.
Оборудование : мультимедийный проектор, сигнальные карточки, готовые звуковые схемы слов.
Ход занятия
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Сели все красиво, стройно
И ведем себя достойно.
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы умеем работать на уроке и чему мы научились за такой короткий срок пребывания в школе. Сегодня каждому из вас предоставляется возможность заработать медальончик, то есть пополнить ваш баланс. Медальончики получат самые активные и дисциплинированные.
2. Объяснение новой темы.
Тему сегодняшнего урока я пока держу в секрете. Я думаю, вы мне сами назовете ее по ходу урока. А пока давайте попробуем отгадать загадки.
В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
2 Все моря и океан
Покорил наш... (Капитан)
Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли.
(Кондуктор.)
Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки. Что обозначают все эти слова?
Что еще интересного заметили в словах – отгадках?
………………………………..
Все названия этих профессий начинаются на звук [ к].
Давайте еще раз проговорим эти слова.
А как выдумаете, почему я взяла такие названия профессий?
………………………………….
Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся со звуком [к ], и буквами обозначающими этот звук. Давайте еще раз произнесем этот звук.
Какой он?
Почему так думаете?
Воздух изо рта выходит несвободно, встречает преграду.
Ребята, звуки [к], обозначается буквами К, к.
Давайте посмотрим, действительно в названиях профессий есть эти буквы?
(Еще раз читают слова)
Во всех этих словах звук [к] какой?
Твердый.
А как вы думаете, звук [к] имеет мягкий вариант.? Приведите пример.
Правильно, этот звук бывает и твердым, и мягким.
Ребята, звуки [к], [к ] обозначаются буквами К, к.
Я хочу проверить, все ли умеют различать твердый звук от мягкого.
Работа по закреплению новой темы.
Поиграем с вами игру, которая называется «Мягкий-твердый».
На партах лежат сигнальные карточки. Одна сторона карточки синего цвета, а другая – зеленого. Я буду называть слова, если звук [к] слышится твердо, то вы показываете синий цвет, а если мягко, то – зеленый цвет.
Кот, кит, каток, кедр, крот, кино, кенгуру, клоун. Слайд 3
Молодцы, ребята! С этим заданием мы легко справились с вами.
- А кто из вас запомнил: какое слово было последнее?
Правильно. Давайте поговорим о профессии клоуна.
Кого мы видим на экране?
Кто такой клоун? Чем он занимается?
Давайте посмотрим в словаре Ожегова значение данного слова.
(Один ученик на доске пишет слова, клоун, кепка магнитными буквами, а другой нарисует схемы данных слов).
Физкультминутка.
Словарная работа.
Краткая история российской клоунады.
Ребята, 26 августа день рождение советского, а ныне российского цирка. В этом году исполнилось 93 года нашему цирку. За время его существования в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов. Слайд 5
Михаил Румянцев – выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Изначально Румянцев появляется на публике в образе Чарли Чаплина, но вскоре решил отказаться от этого образа. Придумал себе сценический псевдоним – Карандаш и начал работу над своим образом. Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.
Никулин Юрий Владимирович – советский и российский актер, артистцирка. Он народный артист СССР. Он снялся более чем в 40 фильмах. На цирковой арене у мел смешить людей как никто. В Москве и ныне есть цирк, который носит имя Юрия Никулина.
Попов Олег Константинович – советский клоун и актер. Известен широкой публике по образу "Солнечного клоуна". В конце 1980‑х Олег Попов уехал из России. Живет в Германии под Нюрнбергом.
Вывод: Клоун смешной, забавный, жизнерадостный, находчивый, умный, веселый, игривый. …
Развитие навыков чтения.
Чтение слогов.
КА, КО, КУ, КИ, КЭ
Вывод: Согласный, который стоит перед и смягчается.
Составление слов из слогов.
(мак, сани, Ники, кино, лото, кулак)
Куда падает ударение?
Чтение парных слов.
кости-кисти
ослик – слоник
лото – локти
такса - такси
Вывод: согласный звук, который стоит перед и смягчается.
Чтение текста.
- Сколько предложений в этом тексте?
Прочитайте слово, где звук [к ] мягкий.
Прочитайте слова, где звук [ к] твердый.
Обобщение по теме урока.
Подведение итогов урока.