В чем разница между лирикой и эпосом. Чем проза отличается от лирики

Стихотворение в прозе - промежуточный жанр между лирикой и прозой.
Отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию либо повествование, правда отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики, ритмики, строфики и отчетливой, регулярной рифмы. Параллельно с тем, для стихотворений в прозе характерны повышенная метафоричность, эмоциональность языка, упор на передачу субъективных впечатлений, которые чаще всего характеризуют лирическое высказывание.

Миниатюра – художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов.
Классификация миниатюры в литературе весьма затруднена. Кто-то считает его стихотворением в прозе, кто-то маленьким рассказом, кто-то пишет, что это просто сверхмалая жанровая форма.

Образцом жанра лирико-философской миниатюры К. С. Сахаров считает "короткий рассказ" Бунина, но это не механически сокращенный "большой" рассказ. Характеристическими признаками "краткого" рассказа нужно считать совершенно неразвитый сюжет, отсутствие традиционных завязок, развязок и т. п. ". Данное утверждение представляется весьма убедительным: следует разграничивать жанр "стихотворение в прозе" как жанр лирический и жанр рассказов-миниатюр как жанр эпический. И если для лирической миниатюры жанрообразующим фактором является чувство, мысль, переживание автора, т. е. лирическое начало, то для миниатюры эпической - фабульный сюжет, событие, имеющее пространственно-временную протяженность. Другими жанрообразующими признаками миниатюры являются сверхмалый объем, детализация. Миниатюра, таким образом, есть вполне законченное в себе литературное произведение, построенное в объективных образах.

Небольшие размеры сближают стихотворение в прозе с миниатюрой.
Стихотворение в прозе отличается от миниатюры более лирическим характером. Даже в том случае, когда в основе лежит эпический сюжет, на него накладываются лирические тона.

В большинстве случаев лирический или эпический характер произведения сразу бросается в глаза. Ведь речь идет о двух абсолютно разных родах литературы. Проанализируем каждый из них и выясним, чем отличается лирика от эпоса.

Общее понятие лирики и эпоса

Под лирикой в литературе понимают произведения, в которых присутствует эмоциональное начало, описываются субъективные переживания и отношение к происходящему. Лиризм обозначает взволнованность, чувственность, задушевность.

Эпическими называют произведения достаточно правдивые, содержащие повествование о важных событиях, произошедших в жизни людей. Тематика эпоса часто героическая, прославляющая отдельных персонажей или целую нацию.

Сравнение

Итак, главным в лирике является образ-переживание. Если и упоминаются какие-либо события, то в скупой форме, лишь для того, чтобы можно было лучше понять передаваемое настроение. При этом автор выражает необязательно личные впечатления. Лирическим героем может быть любой, даже вымышленный персонаж.

Задача эпоса – познакомить читателя с определенными событиями, поступками и судьбами людей, создать правдивую картину жизни народа. Перед воспринимающим эпическое произведение разворачивается некоторый сюжет. Если лирика, отражая мгновение жизни, часто выражена настоящим временем, то эпическое повествование ведется, как правило, в прошедшем времени.

Отличие лирики от эпоса состоит в том, что лирика предполагает соприкосновение с внутренним миром персонажа, а эпос претендует на объективность. Автор эпического текста как бы со стороны смотрит на происходящее, и его тон остается спокойным и трезвым. Такая беспристрастность помогает лучше понять смысл произошедшего и разобраться в причинах и следствиях.

Лирика своим названием обязана мелодичному музыкальному инструменту. И недаром. Ведь она по своей сути сродни музыке, позволяющей выражать чувства без слов. И самой подходящей формой, в которую может облачаться лирика, является стихотворная, обладающая ритмичностью и напевностью. В эпосе же мощным инструментом является именно слово. Оно используется для детального изображения любого портрета, пейзажа, интерьера.

Определенные выводы можно сделать, и сравнив объем произведений, соответствующих каждому из двух родов. В чем разница между лирикой и эпосом? В том, что лирические творения часто небольшие. Самыми ценными из них являются те, в которых автору удалось с помощью минимума слов наиболее полно выразить живое чувство. В свою очередь, особенностью эпоса считается неограниченный объем. Подобное произведение может представлять собой как небольшой рассказ или очерк, так и многотомный роман, рассчитанный на длительное чтение или слушание.

В русской литературе XIX века поэзию А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет не эпоха, а краткий миг, которого хватило бы, чтобы перелистнуть книжную страницу. М. Ю. Лермонтов откликнулся на трагическую гибель А. С. Пушкина стихотворением «На смерть поэта», и Россия узнала о новом даровании, по силе таланта не уступающем пушкинской гениальности.

Поэтический мир Лермонтова не стал зеркальным отражением мотивов и образов лирики Пушкина. Его отличительной чертой является глубокая сосредоточенность на конфликте между мечтой и реальностью, определившая романтическое содержание творчества поэта, мироощущение которого формировалось под значительным влиянием лирических произведений Дж. Байрона.

Основной лейтмотив в поэзии Лермонтова – тема одиночества, внутренней обособленности, неудовлетворенности своей судьбой. Он звучит и как внутренний голос лирического героя в стихотворении «Парус», и как философский подтекст в пейзажной лирике, и как отголоски душевного томления в зрелых произведениях «Нет, я не Байрон, я другой», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Мое грядущее в тумане».

В творчестве Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтический идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определения роли поэта как служителя высокого искусства.

Интимная лирика Пушкина полна личных переживаний, но в ней нет безысходности и отрицания, свойственных поэзии Лермонтова. «Я помню чудное мгновенье», «Что в имени тебе моем», Кольцо», «Я Вас любил» – стихи, в которых печаль светла, а чувства возвышенно прекрасны. У Лермонтова эта тема звучит как обреченность и неверие в возможность счастья. Примером может служить стихотворение «Я не унижусь пред тобой».

Пейзажную лирику Пушкина можно назвать зарисовками с натуры: ее образы не обременены излишней метафоричностью, просты, выразительны и совершенны. «Зимнее утро», «Погасло дневное светило», «Редеет облаков могучая гряда», «Осень» – стихи, в которых вечно живая природа олицетворяет гармонию мира. В лирике Лермонтова, посвященной этой теме, преобладает жанр пейзажной миниатюры с использованием сложных аллегорий и мифологизированных образов, связанных с размышлением поэта о жизни и смерти. «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Тучи», «Кавказ», как и другие лирические произведения поэта, построены на внутренних контрастах, отражающих дисгармонию окружающего мира.

Особое место в творчестве Пушкина занимают жанры дружеского послания и философской элегии. Они наполнены положительным смыслом и осознанием божественного начала во всем, что предначертано человеку судьбой. В лирике Лермонтова тема общения с современниками окрашена субъективным ощущением неудовлетворенности и тоски по несбыточному идеалу. Отсюда – хрестоматийные лермонтовские строки: «Печально я гляжу на наше поколенье…»

Этот же мотив преобладает и в гражданской лирике Лермонтова. В стихотворениях «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Как часто, пестрою толпою окружен» лирический герой противопоставлен среде, стремится вырваться за ее пределы, подняться над обыденным сознанием своего окружения. В стихах Пушкина гражданский мотив связан со стремлением «глаголом жечь сердца людей» и «лирой пробуждать» лучшие человеческие чувства.

TheDifference.ru определил, что отличие лирики Пушкина от лирики Лермонтова заключается в следующем:

  1. Лирической поэзии А.С. Пушкина свойственно разнообразие тем и мотивов, в которых отражается жизнеутверждающая позиция автора. В лирике Лермонтова главной темой является неразрешимый конфликт между собственной судьбой и эпохой.
  2. Назначение поэта в творчестве Пушкина определяется как служение высшим идеалам. Поэт в стихах Лермонтова – сверхличность с трагическим мироощущением, осознающая свою исключительность и одиночество в окружающем мире.
  3. Лирика Пушкина отличается совершенством формы, чистотой языка, естественностью художественных образов. В романтической поэзии Лермонтова форма подчинена содержанию, в котором важная роль отводится аллегорическим образам и символике, заимствованной из мифологии.

Лирика - слово, довольно сложно поддающееся определению. Согласно словарям, лирика в повседневном смысле - это такое настроение человека, когда эмоциональные элементы преобладают над разумными. Свое особое значение термин "лирика" нашел также в литературе и музыке.

В этой статье расскажем подробнее, что такое лирика.

Лирика в повседневной жизни

Как мы уже сказали выше, согласно словарям, лирика - это преобладание эмоционального над разумным, некая чувствительность, однако данное определение очень скупо описывает всю глубину данного термина.

Слово "лирика" многогранно. Так, довольно распространенное выражение "лирическое настроение" описывает состояние человека романтичного, влюбленного, эмоционального, а вот во фразе "оставьте лирику", слово "лирика" говорит о возвышенных, пространных рассуждениях, причем, эти рассуждения совсем не обязательно ведутся о любви и романтике. Для таких рассуждений весьма характерны обороты вроде "если бы".

Лирика в литературе

Лирика - один из родов литературы, наряду с эпосом и драмой. К лирическим жанрам относят оду, элегию, эпиграмму и т.д. Также лирикой называют совокупность произведений этого рода, например, сборник лирики.

Смысл лирической литературы в том, чтобы отразить жизнь посредством чувств, впечатлений, переживаний и мыслей отдельного персонажа - лирического героя. В центре художественного внимания - образ-переживание, и все события, происходящие с героем, описываются через призму этого переживания.

Массу лирических стихотворений подарил миру величайший русский поэт А. С. Пушкин, среди известнейших: "Я вас любил…", "Зимний вечер", "Пущину" и т.д. А. А. Ахматова также радовала публику изобилием лирических произведений - "Я научилась просто, мудро жить…", "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе". Знаменитым лириком был и С. А. Есенин - "Гой ты, Русь моя родная", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Письмо матери". Любой поэт, таким образом, является лириком.

Лирика в музыке

Лирическая музыка - это композиции с преобладанием эмоционально-субъективных элементов. Одним из самых распространённых жанров музыкальной лирики является романс. Мелодия романса, как правило, очень тесно связана с текстом, многие композиторы даже объединяют романсы в вокальные циклы, например, "Зимний путь" Шуберта или "К далекой возлюбленной" Бетховена.

Кроме того, существуют в музыке лирико-эпические симфонии, основоположником которых считается Шуберт. Для таких симфоний характерно повествование о событиях в сочетании с эмоциональными переживаниями.