Вариант 14 егэ по русскому.

Поговорим о том, что такое опасность, где, когда и в какой ситуации она может возникнуть.

Скажем откровенно, опасностей вокруг хватает, и наша задача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении.

Наверное, за это мы и любим отважных героев книг и фильмов. Задумайся, ведь Добрыню Никитича и Илью Муромца, Герду и Элли, Робинзона и Робин Гуда мы ценим за смелость, находчивость, умение преодолевать трудности и находить выходы из сложных жизненных ситуаций.

Можешь ли ты стать таким же храбрым, ловким и смелым, как наши герои? С детства ли были умелыми и отважными люди, которые потом стали полководцами и космонавтами, героями моряками и танкистами, спасателями и пожарными? Конечно нет. Они сначала были такими лее девочками и мальчиками, как ты и твои друзья. Просто они лучше подготовились к жизни, больше работали над собой, умели уберечь себя от ошибок и опасностей. Давай и мы с тобой последуем их примеру!

С чего начать нашу подготовку к безопасной жизни?

Познакомимся с понятием «безопасность». Безопасность - это когда человеку ничто не угрожает, защищен он, его дом, имущество.

Попробуем выделить пространство, в котором мы живём. Назовем места, в которых мы бываем повседневно и случайно, и где нас могут ожидать опасности.

  • Дома: в ванной, на кухне, на балконе.
  • В подъезде, в подвале, на чердаке, в лифте.
  • На улице: во дворе, на дороге, на площади, на стройке.
  • В гостях, на дне рождения, на ёлке.
  • В парке, на стадионе, в лесу, на пляже.
  • В школе: в мастерской, в классе, в спортзале, в коридоре, в раздевалке.
  • В магазине, на ярмарке, на рынке, в кафе.
  • На транспорте: в автобусе, трамвае, такси, метро, в поезде, самолёте, на вокзале.
  • В кино, в музее, на выставке, на концерте, в театре.

Опасные ситуации могут возникать в самых обычных и привычных для тебя местах. Они вызываются различными причинами. Возьмём, например, огонь, газ, электричество, острые и тяжёлые предметы, скользкие поверхности, стекло, ядовитые вещества. Всё это и многое другое может служить нам во благо и в то же время угрожать здоровью, жизни или имуществу. Некоторые опасности не проявляют себя до поры до времени, как подтекающая водопроводная труба или осколки стекла в траве. Другие видны сразу: кипящая вода, разлитое масло, тлеющий мусор в мусоросборнике.

Мы часто упоминаем слова «опасность» и «опасная ситуация». Что они означают? Опасность - это угроза чего-либо плохого, какого-нибудь несчастья.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой есть факторы различного происхождения, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и окру его среде.

Человек попал в аварию или стал жертвой преступления, оказался без воды и продуктов питания, упал или простудился. Всё это опасные ситуации, но некоторые из них могут стать экстремальными.

Экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые могут угрожать человеку и требуют от него для защиты жизни и здоровья напряжения всех физических и духовных сил. Например, когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих или истекает кровью. Действия в экстремальных ситуациях требуют хорошей физической подготовки, собранности и силы воли.

Ты наверное слышал или уже знаешь, что в жизни случаются большие беды, например эпидемии, когда заболевает много людей смертельными болезнями. Продолжительные ливневые дожди могут привести к наводнениям, и в результате оказываются затопленными большие территории и населённые пункты. Землетрясения, ураганы, цунами, разливы нефти, аварии на атомных станциях могут привести к большим человеческим и материальным потерям. Такие ситуации называются чрезвычайными.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определённой территории (на суше) или акватории (в водном пространстве), сложившаяся в результате аварии, катастрофы, какого-либо опасного природного явления или иного события. Она влечёт за собой человеческие жертвы, наносит ущерб здоровью людей или окружающей среде, и всё это сопровождается значительными материальными потерями.

В зависимости от причин возникновения и типа действующих факторов опасные ситуации подразделяются на: техногенные (например, аварии или катастрофы с техникой), социальные (например, конфликтные и криминальные ситуации) и природные (например, стихийные бедствия, эпидемии, землетрясения, наводнения).

На заметку

    В конце марта 2011 г. на юге России в Краснодарском крае пронёсся ураган. Больше всего пострадал Новороссийск. Несколько человек получили ранения. Им оказали медицинскую помощь. Ветер разбивал окна, выбивал двери, срывал крыши и уносил на несколько сотен метров. Ураган бушевал всего лишь пять минут, но за это время он с корнем вырвал более 150 деревьев, повредил десятки машин, без крыш остались 50 домов, а без электроэнергии - 25. Спасатели МЧС Краснодарского края участвовали в восстановлении зданий и подачи городу электроэнергии.
    Ураган - ветер необычайно разрушительной силы со скоростью свыше 30 м/сек.

При массовых бедствиях на помощь пострадавшим приходят специальные государственные службы. Они эвакуируют людей в безопасные места, обеспечивают водой, продуктами питания и всем необходимым. Органы местной власти и определённые организации по решению Президента и Правительства России оказывают помощь пострадавшим. Выделяются денежные средства, осуществляется необходимый ремонт жилья и т.д.

Чаще всего в жизни человеку приходится сталкиваться с такими опасностями, которые угрожают ему лично и когда его спасение зависит прежде всего от его действий.

Вопросы.

  1. О каких опасных ситуациях ты слышал или читал?
  2. Сформулируй понятие «опасная ситуация».
  3. Кто из твоих любимых героев книг, мультфильмов или фильмов попадал в опасную ситуацию? Приведи 2-3 примера.
  4. О каких чрезвычайных ситуациях ты слышал или читал?
  5. Сравни два понятия: «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация».
  6. Как ты думаешь, какие опасные ситуации могут угрожать тебе в повседневной жизни?
  7. Приведи пример природной опасной и чрезвычайной ситуации.
  8. Почему одни опасные ситуации называют природными, а другие - техногенными и социальными?

Задания.

  1. Нарисуй в тетради схему своего маршрута из школы домой. Отметь на ней ярким цветом места, где надо быть очень внимательным, например переход через проезжую часть дороги. Расскажи, какая опасная ситуация может возникнуть на твоём пути.
  2. Какие поговорки и пословицы предупреждают об опасности. Запиши 2-3 примера в тетрадь.
  3. Подготовь рассказ о том, как древние люди защищали своё жилище. (Используй сведения, которые ты узнал на уроках истории Древнего мира.)

Мы считаем, что дома мы всегда будем в полной безопасности. Даже есть поговорка - «мой дом - моя крепость». Часто мы невнимательно относимся к обязательным правилам безопасности и забываем выключить утюг, закрыть входную дверь; уходя, не проверяем, закрыты ли водопроводные краны. Впускаем в дом незнакомых людей.

Из-за оставленных включенных электробытовых приборов происходят пожары. Незакрытый кран в ванной или на кухне становится причиной затопления. Утечка газа может привести к отравлению и взрыву, а незакрытая дверь - к краже.

По данным служб спасения можно составить перечень наиболее распространённых опасных ситуаций в жилище:

  • возгорания, пожары;
  • отравления угарным или бытовым газом;
  • бытовые травмы;
  • падения с лестниц, с высоты;
  • утеря ключей, захлопывание дверей;
  • кражи, нападения злоумышленников;
  • мошенничество;
  • затопление помещений;
  • разрушение зданий, повреждение имущества;
  • нападения животных.

Мы перечислили почти все виды опасных ситуаций, которые возможны в жилище. Причинами опасных ситуаций в доме могут стать техногенные, природные и социальные факторы:

  • неисправные или оставленные без внимания включенные электробытовые приборы;
  • технические аварии: повреждения водопроводов и газопроводов, нарушения системы отопления;
  • ураганы, ливни, сильные холода, жара, землетрясения, наводнения;
  • взрывные устройства, ядовитые вещества;
  • неправильное поведение людей, нарушающих общественный порядок;
  • нарушение правил безопасности, правил обращения с приборами и механизмами.

Повторим один из важнейших уроков ОБЖ:

  • в каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина её возникновения, являющаяся результатом нашей невнимательности и нашего незнания.

Знаешь ли ты, как много подростков получили различные травмы из-за несоблюдения правил пользования лифтом?

Ты думаешь, они не знали о правилах поведения или не читали инструкцию, висящую в каждой кабине лифта? Они просто не задумывались об опасности и о том, чем им грозит собственное легкомыслие и неосторожное поведение.

Некоторые факты

    Двухлетняя девочка вместе со своей матерью поднималась на лифте. Двери стали закрываться, и нога ребёнка попала между створками. Лифт проехал почти метр, пока мать пыталась остановить кабину лифта. Девочка получила серьёзные травмы. Врачам пришлось сделать несколько операций, чтобы сохранить здоровье девочки.

Лифт в многоэтажном доме - это неоспоримое удобство, которое обеспечивает нам комфортное существование. Пользуясь лифтом каждый день, мы забываем о том, что лифт может стать источником опасности для здоровья и жизни человека. Опасность может быть вызвана его неисправностью, действиями преступников, хулиганством и грубым нарушением правил эксплуатации лифта.

Для того чтобы избежать возможных бед, необходимо соблюдать правила пользования лифтом.

  • Прежде чем войти в открывающиеся двери, убедись, что перед тобой кабина, а не зияющая пустота шахты.
  • Входить в лифт нужно не спеша и нажимать кнопку нужного этажа только при условии окончательной погрузки всех пассажиров.
  • Категорически запрещается пользоваться лифтом при пожаре. Скопление дыма в кабине может быть опасно для жизни человека, и при аварийном отключении электричества лифт остановится.
  • Запрещается в лифте курить, прыгать, толкаться, то есть делать резкие движения.
  • Если лифт старой конструкции, без автоматических дверей, то нужную кнопку можно нажать только при закрытых внутренних дверях. Во время движения строго запрещается открывать двери кабины лифта.
  • Если в холле дома появился подозрительный человек, то воздержись от поездки в лифте. Если всё же это случилось - нажми кнопку не своего, а ближайшего этажа. Нажми кнопку вызова диспетчера и сообщи ему о ситуации, попроси позвонить в полицию.

Вот ещё одна типичная ситуация, которая изложена в четверостишии:

      Грустно я стою теперь...
      Мне сквозняк захлопнул дверь.
      И сестра моя молчит:
      Все забыли взять ключи.

Конечно, в таких случаях нужно срочно звонить родителям. Можно позвонить в службу спасения, обратиться в полицию. Но самое надёжное - это всегда помнить правило ОБЖ: выходя из квартиры даже на короткое время, бери с собой ключи.

Вопросы

  1. Назови причины опасных ситуаций в жилище.
  2. Что поможет сделать твой дом безопасным?
  3. Причинами нежелательных и опасных ситуаций в жилых помещениях могут быть различные факторы. Найди соответствие между фактором и его характеристикой. Ответ запиши в тетрадь.

    Факторы

      1. Природный
      2. Техногенный
      3. Социальный

    Характеристика факторов

      А. Повреждение канализационной системы
      Б. Морозы и ураганы
      В. Противоправное поведение, хулиганство
      Г. Игра с огнём
  4. Ситуационные задачи.
    1. Лена решила воспользоваться лифтом, но он вдруг остановился. Есть мобильный телефон. Что ей делать?
    2. Что делать, если захлопнулась дверь, а на лестничной клетке очень холодно?

Задания

  1. Составь правила пожарной безопасности для выполнения в твоём доме.
  2. Придумай и нарисуй два знака, которые предупреждают о какой-либо опасности в доме и на улице. Дай им название.

Все вы прекрасно знаете о том, что вокруг нас много опасностей. Как уберечься от них? Что делать, если все-таки попал в чрезвычайную ситуацию? Как себя вести в экстремальных ситуациях? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы на сегодняшнем уроке.

Сказка о трех мешках хитростей

Вы, наверное, все любите сказки, ведь там с героями всегда происходят очень интересные события, а они стойко преодолевают все препятствия. Именно за ловкость, умелость и сообразительность мы любим героев сказок (рис. 1).

Вы, наверное, помните замечательную сказку «Три мешка хитростей». Про то, как хитрющая Лисица, продираясь в сад за виноградом, попадает в силки. По совету Ёжика, притворившись мертвой, она спасает себя от расправы, но не отказывается от воровства. Обманув доверчивого Ёжика, Лисица заставляет его носить для нее из сада виноград, не желая сама подвергаться опасности.

Когда же сам Ёжик попался в силки, Лисица сказала ему, чтобы он сам выбирался из этой опасной ситуации.

Чем заканчивается сказка, вы знаете - Ёжик обманул Лисицу, и она поплатилась за воровство и равнодушие.

Эта сказка учит нас не только тому, что воровство - это нехорошо, но и взаимопомощи, взаимовыручке.

Помните, ребята, что в опасных ситуациях стоит думать не только о собственном здоровье, но и помогать товарищам. Если каждый из нас будет готов прийти на выручку другому человеку, то можно быть уверенным, что и вам при необходимости помогут.

Рис. 1. Герда и Маленькая разбойниц ()

Начинать наш разговор об опасностях и чрезвычайных ситуациях нельзя без понимания того, что такое безопасность.

Безопасность - это состояние защищенности, когда человеку ничто не угрожает .

Опасности подстерегают нас во многих местах. Давайте вспомним те места, где мы чаще всего бываем: дома - на балконе, в ванной, в подъезде, на улице, в школе, в гостях, в магазине, на ярмарке, в транспорте, в общественных местах (рис. 2).

Помните, что во всех ситуациях нужно быть осторожными и не терять бдительности, ведь, например, на дороге часто происходят ДТП, которые, к сожалению, могут коснуться и вас.

Рис. 2. Обвал крыши подъезда ()

Рис. 3. Бенгальский огонь ()

Различные вещи могут служить как на благо человеку, так и во вред ему. Например, с помощью газа человек согревается зимой, с его помощью мы готовим пищу, но при неосторожном обращении он может разрушить жилище - достаточно одной искры (рис. 4). Электричество дает нам свет, согревает, многие бытовые приборы работают от электричества, но халатность при и работе с электричеством несет смертельную опасность для человека.

Рис. 4. Последствия взрыва бытового газа ()

Некоторые опасности видны сразу - кипящая вода, открытый огонь, разлитое масло. Другие не проявляют себя до поры до времени, как то: осколки стекла, искрящая розетка, подтекающий кран.

Вы нередко могли слышать слова «опасность», «опасная ситуация». Что они значат? Опасность - это угроза, вероятность чего-либо неблагоприятного для человека.
Опасные ситуации - это неблагоприятная обстановка, которая может нанести вред здоровью человека, его имуществу или окружающей его среде.

Опасности подстерегают в самых неожиданных местах

В 2009 году в одном из пригородных детских лагерей, где дети были под присмотром воспитателя, случилась трагедия.

Дети вместе с пионервожатой отправились на прогулку в парк около лагеря. Устав, дети предложили отдохнуть на берегу озера под сенью старых деревьев. Одна из девочек отошла от группы и решила присесть отдельно от всех. Спустя несколько минут послышался треск и резкий крик. Ребята и пионервожатая бросились туда - оказалось, что девочку придавило веткой, неожиданно отломившейся со старого дерева. Девочке оказали первую помощь, но с открытым переломом ноги ей пришлось лежать три месяца.

Почему это произошло? В первую очередь виной всему невнимательность пионервожатой и неосторожность девочки, которая отбилась от группы, ну и, конечно, халатность работников, ухаживающих за прилагерной территорией.

Примерами опасных ситуаций могут быть такие: человек попал в ДТП, остался без крова, пищи или воды, простудился или даже просто упал. Эти ситуации мы бы назвали опасными, но что же тогда значит словосочетание «экстремальная ситуация»?

Экстремальными называются такие ситуации, когда условия жизни и деятельности максимально усложняются и требуют от человека напряжения физических и эмоциональных сил. Например, кода человек тонет, задыхается, замерзает, истекает кровью и пр. Подобные ситуации требуют максимальной собранности и хорошей подготовки, как физической, так и моральной.

Вы наверняка слышали по телевидению или от взрослых о больших бедствиях, как-то: наводнения, лесные пожары, землетрясения, цунами, разливы нефти, аварии на атомных электростанциях, которые могут привести к большим человеческим и материальным жертвам. Такие ситуации называются чрезвычайными.

Ненастье в Сибири 9-13 марта 2013 г.

Вы могли слышать о страшной пурге в Сибири в марте 2013 года. Ненастье продолжалось несколько дней. Множество машин были остановлены снежными завалами.

Не обошлось без жертв - несколько человек погибло, задохнувшись угарным газом, потому что спали в автомобиле с включенным двигателем, чего ни в коем случае делать нельзя. Сотни человек оказались в плену у стихии.

Спасательные работы велись круглосуточно, было привлечено огромное количество техники. Спасательными службами была налажена поставка горячего питания и питьевой воды пострадавшим. Вскоре со стихией справились, и люди были освобождены.

Жертвами стали те люди, которые не соблюдали технику безопасности. В остальном же люди приходили на выручку друг другу, поэтому количество жертв было минимально.

Чрезвычайные ситуации - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (рис. 5).

Рис. 6. Спасатели ()

При различных бедствиях на помощь населению приходят государственные спасательные службы (рис. 6). Они эвакуируют людей в безопасные места, обеспечивают пищей и водой до устранения ЧС. Местные власти по распоряжению Президента РФ помогают пострадавшим материально.

Чаще всего в жизни человеку приходится сталкиваться с ситуациями, которые угрожают лично ему, когда помощь себе может оказать только сам пострадавший.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил. Поляков В.В., Кузнецов М.И. и др., под ред. Латчука В.Н.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 160 с.
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 191 с.
  1. Dic.academic.ru (Истчоник).
  2. Youtube.com ().
  3. Video.yandex.ua ().

Домашнее задание

  1. Ответьте на вопросы на стр. 10-11. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил.
  2. Выполните задание № 1 на стр. 11. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил. *
  3. Выполните задание № 3 на стр. 11 Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил.

Вариант 14. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Сверхпроводники используют для создания устройств, которые технически невозможно или экономически невыгодно изготавливать с применением традиционных проводниковых материалов - меди и алюминия. (2) мощные магнитные системы для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц, сверхбыстродействующие ограничители тока, медицинские томографы, спектрометры высокого разрешения, образцы перспективной военной техники, поезда на магнитной подушке созданы с применением сверхпроводящих материалов. (3)Устройства, изготовленные с использованием сверхпроводящих материалов, характеризуются значительно меньшими размерами и массой.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Для создания таких устройств, которые невозможно или невыгодно изготавливать с использованием обычных проводников, применяют сверхпроводники, помогающие сделать эти устройства более компактными и лёгкими.

2) При создании мощных магнитных систем для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц, сверхбыстродействующих ограничителей тока, медицинских томографов, спектрометров высокого разрешения, образцов перспективной военной техники, поездов на магнитной подушке иногда используют сверхпроводящие металлы.

3) Для создания сооружений, которые нецелесообразно возводить с применением лишь традиционных проводниковых материалов - меди и алюминия, используют также сверхпроводники.

4) Сверхпроводники используют при создании устройств, изготовление которых из обычных проводников невозможно или экономически невыгодно, причём применение сверхпроводников делает устройства менее объёмными и менее тяжёлыми.

5) Для изготовления таких устройств, которые должны обладать небольшим объёмом и массой при разнообразии выполняемых ими функций, используют проводники.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Несмотря на это, Например, Так как Тем не менее

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАССА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАССА, -ы, ж.

1) Совокупность чего-нибудь, а также что-нибудь большое, сосредоточенное в одном месте. Воздушные массы. Тёмная м. здания.

2) Одна из основных физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства. Единица массы.

3) Тестообразное бесформенное вещество, густая смесь. Древесная м. (полуфабрикат для выделки бумаги). Расплавленная м. чугуна.

4) Множество, большое количество кого-чего-нибудь. У меня м. времени. Тратить массу сил.

5) мн. Широкие слои трудящегося населения. Воля масс. Оторваться от масс (утратить связь с народом).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кремЕнь окружИт дОнизу Оптовый отбылА

5. В одном из приведённых ниже слов НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Требуется принятие не ПОПУЛИСТСКИХ, а экономически оправданных решений.

Её ЦАРСТВЕННЫЙ вид внушал доверие и располагал к серьёзному разговору о будущей России.

Координационному совету необходимо было ИЗБРАТЬ председателя и утвердить новый состав исполкома.

Многоэтажный КАМЕННЫЙ дом был украшен лепниной.

Наши страны в течение долгих лет поддерживали ДРУЖНЫЕ отношения.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ТЫСЯЧА девятисотом году

ПРОПОЛОЩИ бельё

прошли наиболее УСПЕШНО

зимние МЕСЯЦА

СЕМЬЮСТАМИ солдатами

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

B) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление имени числительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Оказавшись под сильным влиянием лёгкого водевильного творчества, М. С. Щепкину вначале роль Фамусова давалась с трудом, но впоследствии стала лучшей в его обширном репертуаре.

2) Фруктоза - это природный аналог сахара, получаемая из ягод и фруктов.

3) Сразу по приезде в Казань мы посетили главную достопримечательность - Кремль.

4) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

5) Стремясь передать в уличной сцене верное освещение, художник работал над созданием картины не при комнатном, а при солнечном свете и утверждает новую реалистическую манеру городского пейзажа.

6) Этот камерный зал, использующийся сейчас в учебных целях, до ноября 2007 года назывался Белым залом.

7) Все, кто побывал в Долине гейзеров, понимает, почему её считают одним из чудес света.

8) Художественная речь, которая отличается от официально-деловой и научной, по ряду признаков сближается с публицистической.

9) По признанию публики, премьера удалась, и те, кто смог побывать на спектакле, чувствовали себя свидетелями значительного события в мире культуры.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ди..пазон напом..нание аргум..нтировать увл..кательный с..мметрия

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..мудрый, пр..уныл

не..добровать, ..жать (в кулак)

бе..печный, и..гнать

пр..думать, пр..града

о..дыхать, по..кладка

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

солом..нка

обид..лись

усидч..вый

настра..вать

привередл..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

скач..щий

движ..щаяся

маш..щий (рукой)

(врачи) перевяж..т

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы с приятелем встречались (НЕ)РЕДКО, а почти каждый день.

Избавляйтесь от привычки бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца.

Мы дошли до финала, но наша цель (НЕ)ДОСТИГНУТА.

(НЕ)ЗАВЕРШЁННАЯ игра перенесена на завтра и обязательно будет продолжена.

Река была далеко (НЕ)ШИРОКОЙ, всего около десяти метров.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) поправить здоровье, можно смело отправляться на Алтай, (ПО)ЭТОМУ скорее покупайте путёвку.

Одно и ТО(ЖЕ) слово может обозначать совершенно разные предметы, ПОТОМУ(ЧТО) существует явление омонимии.

СКОЛЬКО(БЫ) ни рассуждали критики, многие произведения искусства (НА)ВСЕГДА останутся загадкой для человечества.

Вам необходимо (ПО)ПРЕЖНЕМУ предоставлять отчёт (В)ВИДЕ презентации.

Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснять смысл сна Раскольникова, но (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что перед нами добрый и милосердный человек.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Романтичность свойстве(1)а всему. Романтическая настрое(2)ость не позволяет человеку быть лживым, невежестве(3)ым, трусливым и жестоким. В романтике заключе(4)а облагораживающая сила.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.

2) Без матери не было бы ни тепла ни радости ни жизни.

3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.

4) Человек велик и прекрасен и полон мечты.

5) Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Побывав во многих странах мира (1) Юрий Гагарин посетил (2) пострадавшую от атомной бомбы (3) Японию (4) радушно встретившую прославленного космонавта.

Мы входим в зал.

Сияющие люстры (1)

От напряженья (2)

Кажется (3) дрожат!

Звенит хрусталь

И действует на чувства,

Мы входим в зал

Без всякого искусства,

А здесь искусством (4)

Видно (5) дорожат.

(Н. М. Рубцов)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кирибеевичу (1) поступками которого (2) руководит эгоистическое чувство (3) противопоставлен Калашников (4) который живёт согласно принципам честности и порядочности.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Здесь всё было по-старому (1) и (2) если кому-то вдруг становилось грустно (3) то это лишь потому (4) что с этим местом у всех было связано много воспоминаний.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Число девятиклассников, желающих поехать на осенних каникулах в Михайловское, прогрессирует с каждым днём.

Прочитайте текс и выполните задания 21 - 26

(1)Встреча произошла неожиданно. (2)Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (З)Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым. (4)Он уже выработал в себе молниеносную реакцию, и только она до сих пор спасала его.

(5)А второго немца спасла случайность, которая могла стоить Плужникову жизни. (6)Его автомат выпустил короткую очередь, первый немец рухнул на кирпичи, а патрон перекосило при подаче. (7)Пока Плужников судорожно дёргал затвор, второй немец мог бы давно прикончить его или убежать, но вместо этого он упал на колени. (8)И покорно ждал, пока Плужников вышибет застрявший патрон.

- (9)Комм, - сказал Плужников, указав автоматом, куда следовало идти.

(10)Они перебежали через двор, пробрались в подземелья, и немец первым влез

в тускло освещённый каземат. (11)И здесь вдруг остановился, увидев девушку у длинного дощатого стола.

- (14)Ничего не понимаю, - растерянно сказал Плужников. - (15)Тарахтит.

- (16)Рабочий он, - сообразила Мирра, - видишь, руки показывает?

- (17)Дела, - озадаченно протянул Плужников. - (18)Может, он наших пленных охраняет?

(19)Мирра перевела вопрос. (20)Немец слушал, часто кивая, и разразился длинной тирадой, как только она замолчала.

- (21)Пленных охраняют другие, - не очень уверенно переводила девушка. - (22)Им приказано охранять входы и выходы из крепости. (23)Они - караульная команда. (24)Он - настоящий немец, а крепость штурмовали австрияки из сорок пятой дивизии, земляки самого фюрера. (25)А он - рабочий, мобилизован в апреле...

(26)Немец опять что-то затараторил, замахал руками. (27)Потом вдруг торжественно погрозил пальцем Мирре и неторопливо, важно достал из кармана чёрный пакет, склеенный из автомобильной резины. (28)Вытащил из пакета четыре фотографии и положил на стол.

- (29)Дети, - вздохнула Мирра. - (30)Детишек своих кажет.

(31)Плужников поднялся, взял автомат:

(32)Немец, пошатываясь, постоял у стола и медленно пошёл к лазу.

(33)Они оба знали, что им предстоит. (34)Немец брёл, тяжело волоча ноги, трясущимися руками все обирая и обирая полы мятого мундира. (35)Спина его вдруг начала потеть, по мундиру поползло тёмное пятно.

(36)А Плужникову предстояло убить его. (37)Вывести наверх и в упор шарахнуть из автомата в эту вдруг вспотевшую сутулую спину. (38)Спину, которая прикрывала троих детей. (39)Конечно же, этот немец не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрёл он в эти страшные развалины, пропахшие дымом, копотью и человеческой гнилью. (40)Конечно, нет. (41)Плужников всё это понимал и, понимая, беспощадно гнал вперёд.

- (42)Шнель! (43)Шнель!

(44)Немец сделал шаг, ноги его подломились, и он упал на колени. (45)Плужников ткнул его дулом автомата, немец мягко перевалился на бок и, скорчившись, замер...

(46)Мирра стояла в подземелье, смотрела на уже невидимую в темноте дыру и с ужасом ждала выстрела. (47)А выстрелов всё не было и не было...

(48)В дыре зашуршало, и сверху спрыгнул Плужников и сразу почувствовал, что она стоит рядом.

- (49)3наешь, оказывается, я не могу выстрелить в человека.

(50)Прохладные руки нащупали его голову, притянули к себе. (51)Щекой он ощутил её щеку: она была мокрой от слёз.

- (52)Я боялась. (53)Боялась, что ты застрелишь этого старика. - (54)Она вдруг крепко обняла его, несколько раз торопливо поцеловала. - (55)Спасибо тебе, спасибо, спасибо. (56)Ты ведь для меня это сделал?

(57)Он хотел сказать, что действительно сделал это для неё, но не сказал, потому что он не застрелил этого немца всё-таки для себя. (58)Для своей совести, которая хотела остаться чистой. (59)Несмотря ни на что.

(По Б. Л. Васильеву)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) При неожиданной встрече с немцами Плужникова от смерти спас застрявший у второго немца в затворе карабина патрон.

2) Немец, которого Плужников привёл в каземат, оказался мобилизованным на службу в апреле рабочим и отцом троих детей.

3) Хорошо понимавшая немецкую речь Мирра сообщила Плужникову, что пленённый им австриец служит в сорок пятой дивизии, штурмовавшей Брестскую крепость.

4) Немец носил в кармане фотографии своих детей.

5) Мирра тревожилась за Плужникова, который, застрелив пленного немца, подвергнет себя опасности.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 6-8 представлено описание.

2) Предложения 22 и 23 противопоставлены по содержанию.

3) В предложениях 26-28 представлено повествование.

4) Предложения 34-35 содержат элементы описания.

5) Предложения 57-58 содержат рассуждение.

23. Из предложений 21-23 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 36-41 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «В отрывке из книги Б. Л. Васильева "В списках не значился" рассказывается о защитниках Брестской крепости, совсем ещё молодых, самых обычных людях. Создавая их образы, автор использует лексическое средство - (А)___ (предложение 15, "кажет" в предложении 30) и такую форму речи, как (Б)___ (предложения 14-18). Чувства немца, которого должен был убить Плужников, передают различные средства выразительности, в частности троп - (В)___("плачущим" в предложении 12); чувства Плужникова, так и не выстрелившего в немца, передаёт приём - (Г)___ (предложения 58-59)».

Список терминов:

1) градация

2) сравнительный оборот

5) восклицательные предложения

6) парцелляция

7) антонимы

8) разговорные и просторечные слова

9) книжная лексика

26. Напишите сочинение.

Вариант 14

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

чтобыпоэтому

например

123 или любая комбинация этих цифр

дружественные

2345 или любая комбинация этих цифр

134 или любая комбинация этих цифр

напоминание

растёт или увеличивается

несдоброватьсжать

135 или любая комбинация этих цифр

обиделись

входывыходы

незавершённая

3840 или 4038

Проблема

Проблема проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия к пленному врагу. (Кто способен проявить сострадание, милосердие к пленному врагу?)

Вариант 14 Часть 1 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения словаСООБЩЕСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте значениюв приведённом фрагменте словарной статьи. работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера 1) Объединение народов, государств, имеющих общие интересы, цели. задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других Дружное с. Международное с. Мировое с. (страны всего мира). Люди всегда дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной жили не в одиночку, а сообществом. клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 2) Постоянное или временное соединение животных или растительных Прочитайте текст и выполните задания 1–3. организмов. Особи одного вида в большинстве случаев собираются в (1)Великий Пьер Ферма сформулировал свою знаменитую теорему на полях сообщества. Муравьиное с. «Арифметики» древнегреческого математика Диофанта, причем не привел для 3) Общество, организация, объединяющая людей с одинаковыми интересами, нее никакого доказательства, ограничившись намеком, что оно есть, «но поля целями. Экономическое с. С. писателей. книги слишком узки для него». (2)Доказательство же этой теоремы было Ответ: ___________________________. представлено научному сообществу англичанином Эндрю Уайлсом лишь в 1994 году, через 357 лет после того, как появилась формулировка. (3)Все эти годы 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке утверждение Ферма следовало считать не более чем гипотезой, …… тезис ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. становится теоремой лишь тогда, когда существует его доказательство. Выпишите это слово. 1.В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ каталОг информация, содержащаяся в тексте? Напишите номера этих предложений. красИвее 1) Английский математик Эндрю Уайлс доказал теорему Ферма после дозировАть прочтения «Арифметики» выдающегося древнегреческого математика вы прАвы Диофанта, на полях которой Пьер Ферма когда-то сформулировал свою тОрты теорему. Ответ: ___________________________. 2) Строго говоря, теорема Ферма до недавнего времени являлась лишь гипотезой, так как сам Пьер Ферма, сформулировав утверждение, не привел его 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено доказательства, а решение поставленной им задачи было найдено сравнительно выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. недавно. Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего 3) 357 лет теорема Ферма была лишь гипотезой, а стала теоремой в 1994 году, слова в БУДНИЧНОЙ обиходной речи. будучи доказанной англичанином Эндрю Уайлсом В их тёмной, сумрачной гущине блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ 4) Теорема Ферма, впервые сформулированная еще в 17 веке, была наконец капля. доказана английским математиком Эндрю Уайлсом в 1994 году. От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ самого начала, да ему и самому 5) Теоремой можно назвать только то утверждение, для которого скучно со мной стало с первого же разу. существует доказательство, и именно по этой причине теорему ДВОЙНЫЕ звёзды - весьма распространённые объекты. Ферма следует на данный момент считать лишь гипотезой. ПАМЯТНЫЙ собеседник напомнил все прегрешения юноши. 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте Ответ: ___________________________. пропуска во третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово. однако это потому что хотя наверное Ответ: ___________________________. 9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке (корне) пропущена 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пр…сутствовать, пр…сечь трое друзей под...ем, интер…ер военные госпиталя в …дании театра, не…доровый вид пара носков под…рваться, поз…быть более точно пр..образ, пр..бабушка наилучший результат Ответ: ___________________________. Ответ: ___________________________. 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них завистл…вый грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите эмал…вый соответствующую позицию из второго столбца. неопису..мый ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ плеч…вой А) «Игорь сказал, что «хочу свою 1)ошибки в построении сложного никел..вый голову положить либо напиться предложения Ответ: ___________________________. шлемом из Дона» 2) нарушение связи между 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. Б) Колхоз был построен под подлежащим и сказуемым скле…нная (чашка) руководством Давыдова, который 3) нарушение в построении беспоко…вшийся (о близких) преобразился в крупное хозяйство предложения с несогласованным раска…вшийся (грешник) В)Те, кто умеют играть на скрипке, приложением се…шь (рожь) обладают обычно тонким слухом. 4) ошибка в построении предложения омыва..мый (морем) Г) Не все главы поэмы «Мертвых с однородными членами Ответ: ___________________________. душ» Гоголь включил в 5) неправильное построение 12. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется окончательную редакцию предложения с деепричастным РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. произведения. оборотом Казалось, (ни) что не могло поколебать его уверенность. Д) Он никогда не видел таких глаз, 6) нарушение в построении Станиславу Ивановичу (не) где было разместить жильца. словно присыпанных пеплом, предложения с причастным оборотом За дверью раздался (не) громкий шепот. наполненные неизбывной тоской 7) неправильное построение Вы используете идеологические, но отнюдь (не) научные аргументы. предложения с косвенной речью (Не)доделанная работа осталась лежать на столе. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ: ___________________________. 13. Определите предложения, в которых оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова. ЧТО(БЫ) не промокнуть, я взял на улицу зонт, а ТАК(ЖЕ) надел дождевик. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая Дожди шли неделю, и (В) РЕЗУЛЬТАТЕ дорогу (НА)СТОЛЬКО размыло, что гласнаякорня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. попасть на станцию стало невозможным. те..ретики В(ПОСЛЕДСТВИИ) мы стали разбивать лагерь (В) ДАЛИ от берега. оз…рение (ПО) ТОМУ мосту вы перейдете через реку и (НА) ПРОТИВ старого завода выт…рся увидите наш дом. соч…тание ЧТО(ЖЕ) мне нужно сделать, ЧТО(БЫ) я мог рассчитывать на вашу к..талог благосклонность? Ответ:____________________ Ответ: ___________________________. 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25. Рабочие, которые были специально обуче(1)ы выписа(2)ым из Англии (1)В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным инженером, должны были круглосуточно следить за состоянием стекля(3)ой корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2)Я укладывал оранжереи. раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…» Ответ: ___________________________. (3)Я побежал за водой. 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых (4)Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…» нужно поставить ОДНУ запятую. (5)С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6)Это был почти 1) За этот день мы успели посетить не только Ливадийский дворец но и в мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые знаменитую «Поляну сказок». отражали трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у 2) А солдат ест себе горелую кашу да хозяев похваливает. него нет и что врачи будут бессильны. 3) Седого старика окружила толпа веселых и шумных ребятишек и стала (8)Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще просить его показать еще несколько фокусов. жив. (9)Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10)Санитар 4) Я попросил дядю Сашу не обижать моего брата или вовсе не удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком приходить к нам в гости. на берегу лесного ручья. 5) Сергей после соревнований как заснул вечером так и проспал почти сутки. (11)В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив. Ответ: ___________________________. (12)Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13)А 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на предложении должны стоять запятые. камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14)Раненый Сконфуженный (1) он замолчал (2) и (3) пытаясь скрыть замешательство (4) слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, начал перебирать какие-то бумаги на столе. выражая сильную борьбу. (15)И вот борьба закончилась милой и детской 1) 1, Ответ: ___________________________. улыбкой, и открылись глаза. 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в – (16)Спасибо вам, так красиво! – прошептал он. предложениях должны стоять запятые. (17)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, Последние четыре месяца наше конструкторское бюро разрабатывает проект ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза. легкого танка, который (1) может быть (2) использован при проведении (18)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять военных операций в городе и (3) без сомнения (4) необходим нашей армии. зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал: Ответ: ___________________________. – (19)А что, она ещё летает? 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых (20)Голубая стрекоза ещё кружилась. в предложении должны стоять запятые. – (21)Летает, ещё как! – ответил я. Документ (1) на первой странице (2) которого (3) красовалось огромное пятно (22)Он опять улыбнулся и впал в забытьё. от кофе (4) Михаил скомкал и выкинул в мусорное ведро. (23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел Ответ: ___________________________. далеко и забылся. (24)Вдруг, слышу, он спрашивает: 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых – (25)Всё ещё летает? в предложении должны стоять запятые. – (26)Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая. В донесении командира говорилось о том (1) что (2) если армия простоит в – (27)Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая нынешнем биваке еще пятнадцать дней (3) то в ней ни одного здорового глаза. солдата не останется (4) потому что хлеба и лекарств осталось только на трое (28)Я испугался. (29)Мне случалось раз видеть умирающего, который перед суток. смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно. Ответ: ___________________________. (30)Не так ли и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я его обманул, и глаза его опять закрылись. (33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не 24.Стиль прозы М. М. Пришвина одновременно и четок, и изыскан. В его могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода – эти глаза земли – произведениях кристальная ясность, порой даже безыскусность остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме. повествования сочетается с удивительным умением подобрать и – (35)Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что представить читателю художественную деталь. Важную роль в этом играет больной сразу открыл глаза. использование такого приема, как __________ (А) (см. предложения 30–31 и (36)И я ему показал это отражение. (37)И он улыбнулся. 33–34), а также такого синтаксического средства художественной (38)Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. выразительности, как использование __________ (Б) (предложения 21, 25, (39)Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои 26). В лексике текста особенности стиля проявились в употреблении решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над __________ (В) («трепетные губы» в предложении 6, «губы, бескровные и заводью. сухие» в предложении 14), а также часто используемых __________ (Г) (По М.М. Пришвину*) (предложения 2,3,4). *Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Список терминов: 1) сравнительный(-ые) оборот(-ы) 20.Какое утверждение соответствует содержанию текста? 2) эпитет(-ы) 1) Раненый юноша, по мнению военных врачей, не имел никаких шансов 3) анафора выжить. 4) лексический(-е) повтор(-ы) и повтор(-ы) однокоренных слов 2) Вследствие потери сил, раненый, перенесенный на берег ручья, через 5) неполное(-ые) предложение(-я) некоторое время перестал различать окружающее. 6) восклицательное(-ые) предложение(-я) 3) Рассказчик, не желая огорчать раненого юношу, сознательно солгал ему, 7) гипербола(-ы) чтобы тот не пал духом. 8) антитеза(-ы) 4) По мнению рассказчика, его действия помогли врачам спасти жизнь 9) парцелляция умиравшему человеку.Ответ:_________________________________ 21.Какие из утверждений являются ошибочным? Выпишите цифры. А Б В Г 1) Предложения 11–13 текста содержат описательный фрагмент. 2) В предложениях 8–10 представлено повествование. 3) Предложение 31 содержит противопоставление по отношению к суждениям, 25.Напишите сочинение по прочитанному тексту. высказанным в предложениях 29 и 30 текста. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных 4) В предложениях 33–35 представлено рассуждение. автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте 5) В предложениях 28–30 представлено повествование. позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с Ответ:_______________ точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой 22.Какие слова используются в тексте в переносном значении? Выпишите ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, цифры а также на знания и жизненные 1) раненых (предложение 2) наблюдения (учитываются первые два аргумента). 2) блестящими (предложение 6) Объём сочинения –не менее 150 слов. 3) удалился (предложение 10) Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному 4) чистого (предложение 12) тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой 5) потерял (предложение 29) Ответ:_____________________ 23.Среди предложений 32–37 найдите такое, которое соединяется с пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. предыдущими при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________________________. Ответы: № Ответ задания 1. 2 2. Потому что 3. 3 4. Дозировать 5. Памятливый 6. Госпитали 7. 7,1,1,3,6 8. Теоретики 9. Здании, нездоровый 10. Завистливый 11. Беспокоившийся 12. Научные 13. Чтобы, также; впоследствии, вдали 14. 2,3 15 1,5 Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 16 1,3,4 17 3,4 18 1,4 19 1,3,4 20 4 21 4,5 22 Блестящими, потерял 23 34 24 8,5,2,4