Вторая глава отцы и дети краткое содержание. "Отцы и дети": действующие лица

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребёнка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждёт Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причём её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту... которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную - «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошён. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведёт их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своём «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть...»

Аркадию кажется, что он влюблён в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у неё.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушённое Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалёку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «...Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё вздор».

Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.

От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль - нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подаёт ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведёт себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них - чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстаётся с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич...» Аркадий огорчён, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

Когда Базарова по настоянию родителей причащают, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то тёмном журнальчике.

На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

Произведения, написанные И. С. Тургеневым, внесли неоценимый вклад в развитие отечественной литературы. Многие из них хорошо известны читателям различных возрастов. Однако самым популярным из его сочинений является роман «Отцы и дети», с кратким содержанием которого можно будет ознакомиться в этой статье.

Это произведение было завершено в 1861 г. и стало ответом на многие вопросы, которые волновали умы современников писателя. Ведь это был период, предшествовавший отмене крепостного права. Он стал переломным моментом для России, общественное мнение которой находилось на стыке старого консервативного и шедшего ему на смену новаторского мышления. Все это провоцировало конфликт идеологий, который писатель ярко показал на примере жизни семьи Кирсановых.

История написания

Идея создания нового произведения, которое отразило бы в себе окружающую действительность, пришла к Тургеневу в тот момент, когда он находился на острове Хайт, принадлежащем Англии. Писатель начал задумываться о крупной повести, рассказывающей о жизни молодого врача. Прототипом главного героя (Базарова) стал доктор, которого Тургенев случайно встретил, путешествуя по железной дороге. В этом молодом человеке русский писатель смог рассмотреть зачатки нигилизма - философии отрицания норм нравственной культуры, а также общепринятых ценностей и идеалов, которая только зарождалась в те времена.

Русский мужик - это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Ратклифф. Кто его поймет? Он сам себя не понимает...

К началу своей работы Тургенев приступил в 1860 г. В это время он уехал вместе с дочерью в Париж и, обосновавшись там, планировал в самые короткие сроки создать новое произведение. Уже на протяжении первого года им была написана половина романа. Причем от своего труда Иван Сергеевич получил огромное удовлетворение. Ему безумно импонировал образ его героя - Евгения Базарова. Однако спустя некоторое время писатель понял, что на чужбине, вдалеке от российских событий, работать он просто не может. Именно поэтому Тургенев возвращается на родину. Здесь, оказавшись в атмосфере современных ему общественных движений, он успешно завершает свой роман.

Незадолго до окончания работы над книгой в России произошло знаменательное историческое событие, которым явилась отмена крепостного права. Последние главы романа писатель дописывал на своей малой родине, в селе Спасском.

Публикации

С романом «Отцы и дети» И. С. Тургенева читателей познакомило популярное литературное издание «Русский вестник». Как и предполагал писатель, неоднозначный образ его главного героя стал причиной возникновения бурной реакции критиков. Множество споров по поводу этого произведения появлялось и в печати. Критики писали статьи, посвященные разбору характеристики Базарова и идейной направленности романа. И в этом нет ничего удивительного, ведь автор познакомил своего читателя с совершенно новым образом. Его герой, отрицающий все прекрасное и привычное, стал своеобразным гимном еще молодому в те годы нигилистическому течению.

После того как роман «Отцы и дети» появился в «Русском вестнике», Тургеневым была произведена небольшая переработка текста. Он несколько сгладил некоторые особенно резкие черты в характере Базарова и сделал его образ более привлекательным по сравнению с первоначальным вариантом. Отредактированная версия вышла в печать осенью 1862 г. Ее Тургенев посвятил своему близкому другу В. Г. Белинскому, благодаря влиянию которого происходило формирование общественных взглядов Ивана Сергеевича.

Роман «Отцы и дети» занял свое достойное место в русской литературе. Это уникальное произведение отразило вечное противостояние, существующее между двумя поколениями, не только на примере отдельно взятой семьи, но и в масштабах общественной и политической жизни целого государства.

Смысл названия

Конечно, знакомясь с кратким содержанием «Отцов и детей» и анализом произведения, читателю хочется понять суть его заглавия. Бесспорно, его не стоит трактовать в буквальном смысле.

Произведение рассказывает нам о двух семьях - двух представителях старшего поколения и двух их сыновьях. Однако при рассмотрении краткого содержания «Отцов и детей» герои несколько отступают на задний план. Основной смысл романа заключен вовсе не в описании их жизнедеятельности. Он заключен в глобальных отличиях мировоззрений.

О чем нам может сказать анализ краткого содержания «Отцов и детей» И. Тургенева? Название романа говорит читателю о том, что в общении двух поколений всегда были, есть и будут существовать некие противоречия. При этом родители и их дети противопоставляются друг другу с помощью союза «и». Но это только на бумаге. Фактически же между ними существует целая пропасть. Это временной промежуток в четверть века или более того, за который порой полностью меняется культурная, экономическая и политическая ситуация в стране и, конечно, взгляды общественности. При этом старшее поколение стремится сохранить уже сложившееся мировоззрение, а молодежь приобретает собственные взгляды на жизнь. И подобная ситуация повторяется вечно. Именно поэтому взгляды отцов и их детей на жизнь совпадают крайне редко. В этом и заключен смысл заголовка романа Тургенева «Отцы и дети», который говорит нам о том, является весьма естественным, и в нем нет ничего предосудительного. При этом важно, чтобы обе стороны сохраняли друг к другу взаимное уважение, и оставалось почтение к родителям с принятием их добрых пожеланий, напутствий и советов.

Идеология произведения

Не только с противостоянием детей и их родителей связан смысл заглавия романа. При рассмотрении краткого содержания «Отцов и детей» главная мысль произведения становится понятной его читателю. Она заключена в принадлежности двух поколений к различным идеологиям, которые современны каждому поколению. В романе автор знакомит читателя не только с представителями двух семейств. Он рассказывает и о нескольких идеологических мировоззрениях, в числе которых либеральное, консервативное, а также революционно-демократическое. Что касается последнего из них, то его придерживается одна из ключевых фигур произведения - Евгений Базаров. Этот молодой человек - будущий врач, последователь немецких материалистов и сторонник нигилизма. Именно с помощью Базарова автору и удалось создать основной резонанс романа. Этот герой наставляет Аркадия, вступает в споры с братьями Кирсановыми, открыто высказывает свое презрение псевдонигилистам Кукшину и Ситникову, а впоследствии, вопреки всем высказанным им же взглядам, влюбляется безответно в Анну Сергеевну Одинцову - богатую вдову.

Анализ героев и их характеристика

О чем мы можем узнать из краткого содержания «Отцов и детей» Ивана Тургенева? Основными консерваторами, отображенными в произведении, являются родители Базарова. Его отец - армейский врач, и мать - набожная помещица, привыкли вести в своей деревне размеренный образ жизни. Они очень любят своего сына. Однако мать беспокоит то, что она не видит в нем веры. При этом родители радуются успехам Евгения и уверены в его светлом будущем. Отец Базарова даже горд тем, что за всю жизнь их сын не попросил у него ни единой копейки, стремясь всего добиваться сам. Подобное характеризует младшего Базарова как сильную, передовую и самодостаточную личность. Подобный образ актуален также и для современного времени.

Псевдонигилизм Кирсанова

Из самого краткого содержания «Отцов и детей» Тургенева мы узнаем о близком друге Евгения Базарова. Это Аркадий Кирсанов. Данного героя автор показывает как человека, изо всех сил старающегося соответствовать Базарову в утверждаемой им философии нигилизма. Однако делает он это надуманно и неестественно. У Аркадия нет твердого убеждения в том, что необходимо отрицать духовные ценности.

Кирсанов гордится собой и восхищается своим другом Евгением. Но в то же время Аркадий порой забывается. У него с лица спадает маска. Иногда из речи этого героя можно узнать о его истинных чувствах.

В чувстве человека, который знает и говорит, что он беден, должно быть что-то особенное, какое-то своего рода тщеславие.

В то время как Аркадий представлял себя как убежденного нигилиста, он также влюбился в Одинцову. Однако после отдал свое предпочтение ее сестре Кате.

Мировоззрение старшего поколения

Из краткого содержания произведения «Отцы и дети» мы узнаем и о сторонниках либерализма. Ими являются братья - Павел и Николай Кирсановы. Что касается Николая Петровича, то его автор описывает как человека, обладающего тонкой душевной организацией. Он любит литературу и поэзию, а также не скрывает трепетных чувств к Фенечке, своей служанке и матери младшего сына. Николай Петрович стесняется того, что он любит простую крестьянскую девушку, хотя при этом изо всех сил показывает, что обладает передовыми взглядами и далек от всяческих предрассудков. А вот Павел Петрович выступает главным оппонентом Базарова в любых спорах.

Мужчины уже с первой своей встречи испытывают неприязнь друг к другу. Не зря автор описывает их внутреннюю и внешнюю противоположность. Так, Павел Петрович брезглив и ухожен. Он морщится, едва завидев неряшливые одежды и длинные волосы Базарова. Евгению же смешна манерность Кирсанова. Он без всякого стеснения задействует в беседе сарказм и старается как можно больнее уколоть своего соперника. Различия между ними автор показывает даже при произнесении каждым из них слова «принцип». Так, из уст Базарова оно звучит отрывисто и резко - «прынцип». Кирсанов же растягивает это слово, произнося его медленно. При этом он ставит ударение на последнем слоге - «принсип», словно на французский манер.

Аристократизм - принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди...

Что мы узнаем о противостоянии Кирсанова и Базарова из краткого содержания «Отцов и детей»?

В конце концов негативные взаимоотношения, которые возникли между неприятелями, достигли своего пика. Спорщики даже приняли решение стреляться на дуэли. Поводом к тому стало то, что Базаров оскорбил честь Фенечки, крепко поцеловав ее в губы. Из-за того, что Павел Петрович и сам испытывал симпатию к девушке, он и решил вызвать Евгения на дуэль. Чем же она закончилась? Это мы также можем узнать из очень краткого содержания «Отцов и детей». Исход ее, к счастью, не был смертельным. Базаров остался невредим, а Кирсанов был ранен в ногу. Подобные примеры ярко свидетельствуют о совершенно противоположных мнениях представителей разных идеологических взглядов и поколений о типичных ситуациях, возникающих в жизни. В этом также находит свое отражение смысл заглавия романа, который оказывается гораздо глубже по своему повествованию, чем это могло показаться читателю на первый взгляд.

И сегодня при изучении содержания романа «Отцы и дети» мы с удовольствием знакомимся с его запоминающимися, сложными и неоднозначными героями. При этом каждый из них достаточно ярко демонстрирует талант Ивана Сергеевича Тургенева, а также его тонкий психологизм и понимание им человеческой сущности. Перейдем к рассмотрению краткого содержания «Отцов и детей» по главам.

Начало

Что мы узнаем из краткого содержания «Отцов и детей» Тургенева? Действие первой главы произведения происходит в весенние дни 1859 г. Автор знакомит нас с мелким помещиком Николаем Петровичем Кирсановым. Он находится на постоялом дворе, где ожидает приезда своего сына. Николай Петрович - вдовец, владелец небольшого имения и 200 душ. Будучи молодым, он грезил о карьере военного. Однако сбыться его мечтам помешала небольшая травма ноги. Кирсанов отучился в университете, а после женился и остался жить в деревне. В их семье родился сын. Когда мальчику исполнилось 10 лет, жена Николая Петровича умерла, и он с головой ушел в хозяйство и занимался воспитанием сына Аркадия. Когда тот подрос, Кирсанов отправил его учиться в Петербург и даже на три года переехал туда сам, чтобы быть рядом с юношей.

Знакомство с Базаровым

О чем далее расскажет нам краткое содержание глав романа «Отцы и дети»? Аркадий Кирсанов приехал домой не один. Он привез с собой друга Евгения, с которым просил не церемониться. Об этом нам автор рассказывает во второй главе романа. Тургенев показывает нам Базарова как человека простого. Это подтверждает и его решение ехать в тарантайке. Отец же с сыном усаживаются в коляску.

Дорога домой

Далее краткое содержание книги «Отцы и дети» познакомит нас с 3-й главой. Она повествует читателю о том, как Кирсановы с Базаровым ехали в свое поместье. Отец не скрывал радости от встречи, пытаясь обнять сына и постоянно спрашивая его о друге. Однако Аркадий немного стеснялся и пытался демонстрировать свое равнодушие. Он разговаривал с отцом развязным и равнодушным тоном, постоянно оглядываясь на Евгения. Боясь, что друг услышит его рассуждения о красоте местной природы, он все же спрашивает у отца о делах в имении. Тогда-то Николай Петрович рассказал о том, что с ним живет крестьянская девушка Феня. Однако тут же спешит разъяснить, что если сыну это не нравится, то она уедет.

Приезд в имение

Что далее мы узнаем из подробного краткого содержания «Отцов и детей»? По приезде домой хозяев никто не встретил. На крыльцо вышел только старый слуга да на миг показалась девочка. Кирсанов привел гостей в гостиную, куда и попросил подать обед. Здесь же они знакомятся с очень ухоженным и красивым пожилым человеком - братом Кирсанова Павлом Петровичем. Безупречный вид мужчины очень сильно отличается от неопрятного Базарова. После состоявшегося знакомства юноши ушли из гостиной, чтобы привести себя в порядок. В их отсутствие Павел Петрович начал спрашивать брата о Базарове, внешность которого ему очень не понравилась.

Обед прошел практически в тишине. Разговор не клеился. Все говорили мало и, встав из-за стола, тут же разошлись по комнатам спать.

Утро следующего дня

Изучая роман «Отцы и дети», по краткому содержанию мы переходим к 5-й главе. Из нее мы узнаем, что Евгений, проснувшись самым первым, тут же отправился изучать окрестности. За ним увязались мальчишки, и вместе с ними Базаров отправился на болото, чтобы там ловить лягушек.

Кирсановы же собрались пить чай на веранде. В это время Аркадий отправился к Фенечке и узнал о том, что у него есть младший брат. Новость вызвала у него радость. Он укоряет отца в том, что тот скрыл рождение сына.

Вернувшийся в имение Базаров отнес пойманных им лягушек в свою комнату. Там он намеревался проводить над ними опыты. Аркадий рассказал отцу и дяде, что его друг нигилист, не принимающий никаких принципов на веру.

Спор

Продолжим рассматривать краткое содержание глав «Отцов и детей» Тургенева. Следующая из них, шестая, рассказывает нам о нешуточном споре, который разгорелся между Евгением и Павлом Петровичем во время утреннего чая.

При этом они не скрывают явной неприязни друг к другу. Евгений насмехается над своим оппонентом.

История Павла Петровича

Чтобы как-то примирить друга с дядей, Аркадий рассказывает Евгению историю его жизни. В молодости Павел Петрович был военным. Его просто обожали женщины, а мужчины завидовали бравому военному. В 28 лет Кирсанов полюбил одну княгиню. Детей у нее не было. Однако она была замужем.

Павел Петрович очень страдал и даже бросил успешную карьеру, следуя за своей возлюбленной по всему свету. Однако вскоре она умерла. Кирсанов вернулся на родину и стал жить в деревне вместе со своим братом.

История знакомства с Фенечкой

Продолжим изучение романа «Отцы и дети». Его краткое содержание повествует читателю о том, как Николай Петрович познакомился с крестьянской девушкой. Фенечку он встретил 3 года назад в трактире. Там она работала вместе с матерью, но дела их шли очень плохо. Кирсанов пожалел женщин и забрал к себе домой. Вскоре мать умерла, а Кирсанов, влюбившись в девушку, стал жить с ней. Об этом автор рассказал нам в 8-й главе.

Знакомство Евгения с Фенечкой

Как далее развивались события в романе «Отцы и дети»? Из краткого содержания 9-й главы мы узнаем о знакомстве Базарова с Фенечкой. Евгений рассказал ей, что он врач, и если возникнет необходимость, то она может обращаться к нему без всякого стеснения.

Отношение к Базарову

Из краткого содержания 10-й главы «Отцов и детей» мы понимаем, что за две недели пребывания Евгения в имении к нему все успели привыкнуть. Однако при этом у каждого было к молодому человеку особое отношение. Его любили дворовые, ненавидел Павел Кирсанов, а что касается Николая Петровича, то тот сомневался в его правильном влиянии на сына. Во время одного из вечерних чаепитий произошел очередной спор между Кирсановым и Базаровым.

Николай Петрович попытался повлиять на него, при этом вспомнил себя в молодости, когда также ссорился из-за непонимания со старшим поколением. На этой параллели - отцы и дети - заостряет свое внимание автор в 10-й главе.

Дальнейшее повествование

Для того чтобы сделать пересказ романа «Отцы и дети» Тургенева И. С., узнаем, что же происходило в последующих (с 11-й по 28-ю) главах.

Базарова вместе с Аркадием приглашает в свой дом Анна Одинцова. Там они знакомятся с ее младшей сестрой - Екатериной. Девушка настолько понравилась гостям, что ее присутствие сковывает их.

Базаров никогда не считал себя романтиком. Понятие любви было чуждо для него. Однако с появлением в его жизни Анны Сергеевны его ощущения изменились. После серьезного разговора с Одинцовой Базаров принимает решение уехать к родителям. Его пугает то, что женщина способна овладеть его сердцем, сделав молодого человека своим рабом. Но, побыв дома всего пару дней, он вновь возвращается к Кирсановым.

Внимание Евгения привлекла и Фенечка. Он даже поцеловал девушку, что увидел Павел Петрович. Недовольство старшего Кирсанова привело мужчин к дуэли. Евгений слегка ранил Павла Петровича, но тут же оказал своему противнику помощь. После дуэли Павел уговорил брата жениться на Фенечке и дал на это свое согласие.

Налаживаются отношения и у Аркадия с Катей. Базаров же вновь отправляется к родителям, посвятив себя работе. Однажды он заразился тифом. Случилось этого из-за того, что во время работы с трупом умершего от этой болезни крестьянина Евгений случайно ранил себя.

Будучи врачом, он понимает, что дни его сочтены. Находящегося при смерти Базарова посещает Одинцова. Она видит в нем совершенного другого, измученного болезнью человека. Молодой человек клянется Анне в своих светлых чувствах к ней и в любви. После этого он заканчивается 27-я глава романа «Отцы и дети». О чем же дальше рассказывает нам автор? Спустя полгода в один день состоялось две свадьбы. Николай Петрович женился на Фене, а Аркадий - на Кате. Павел Петрович покинул имение, уехав за границу. также вышла замуж, выбрав себе супруга по расчету. Жизнь текла своим чередом. И только два старых человека, родители Базарова, постоянно проводили свое время на могиле Евгения, где росли две елочки.

Таково краткое содержание «Отцов и детей». С цитатами из произведения можно ознакомиться выше.

Проблема взаимоотношений между отцами и детьми вечна. Причина её кроется в различиях жизненных взглядов . У каждого поколения своя истина, и понять друг друга крайне сложно, а порой и желание отсутствует. Противопоставление мировоззрений – это основа произведения Отцы и дети, краткое содержание, которого мы и рассмотрим.

Вконтакте

О произведении

Создание

Идея создания произведения «Отцы и дети» возникла у писателя Ивана Тургенева в августе 1860 года . Автор пишет графине Ламберт о намерении написать новую большую повесть. Осенью он отправляется в Париж, а в сентябре пишет Анненкову об окончательном составлении плана и серьезных намерениях в создании романа. Но трудится Тургенев довольно медленно и сомневается в хорошем результате. Однако получив одобрительное мнение от литературного критика Боткина, планирует завершить творение уже весной.

Начало зимы – период активной работы писателя, в течение трех недель третья часть произведения была написана. Тургенев просил в письмах подробно описывать то, как обстоят дела в жизни России. Это происходило перед , и чтобы быть посвященным в события страны, Иван Сергеевич решает вернуться.

Внимание! История написания закончилась 20 июля 1861 года, когда автор находился Спасском. Осенью Тургенев снова отправляется во Францию. Там во время встречи он показывает своё творение Боткину и Случевскому и получает множество замечаний, которые подталкивают его к внесению изменений в текст.

Весной следующего года роман публикуют в журнале «Русский вестник» и он сразу же стал объектом полемического обсуждения. Споры не утихали и после кончины Тургенева.

Жанр и количество глав

Если охарактеризовать жанр произведения, то «Отцы и дети» — это роман из 28 глав , показывающий общественно – политическую ситуацию в стране перед отменой крепостничества.

Основная идея

О чем же идет речь? В своем творении «отцы и дети» Тургенев описывает противоречие и непонимание разных поколений , а также хочет обнаружить выход из сложившейся ситуации, пути избавления от проблемы.

Борьба двух лагерей является противостоянием всего устоявшегося и кардинально нового, эпохи демократов и аристократов , или беспомощности и целеустремленности.

Тургенев пытается показать то, что настало время перемен и вместо людей устарелого строя, дворян, приходят активные, энергичные и молодые люди. Старый строй изжит, а новый пока не сформирован . Роман «Отцы и дети» показывает нам рубеж эпох, когда общество находится в смятении и неспособно жить ни по — старым канонам, ни по новым.

Новое поколение в романе представляет Базаров, вокруг которого и происходит конфронтация «отцов и детей». Он представитель целой плеяды молодого поколения, для которых полное отрицание всего стало нормой. Для них неприемлемо все старое, но привнести что-то новое они не могут .

Между ним и старшим Кирсановым ярко показан конфликт мировоззрений: грубый и прямолинейный Базаров и манерный и изысканный Кирсанов. Образы, описываемые Тургеневым, многосторонни и неоднозначны. Отношение к миру совсем не приносит Базарову счастья. Перед обществом им было обозначено свое предназначение – борьба со старыми устоями , но привнесение на их место новых идей и взглядов его не волнует.

Тургенев сделал это неспроста, тем самым показывая, что перед крушением чего-то устоявшегося требуется найти этому достойную замену. Если альтернатива отсутствует, то даже то, что было предназначено для положительного решения проблемы, сделает только хуже.

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети».

Герои романа

Основными героями «Отцы и дети» являются:

  • Базаров Евгений Васильевич. Молодой студент , постигающий профессию врача. Придерживается идеологии нигилизма, ставит под сомнения либеральные взгляды Кирсановых и традиционные взгляды собственных родителей. В конце произведения влюбляется в Анну, и его взгляды отрицания всего на свете меняет любовь. Станет сельским лекарем, из-за собственной невнимательности получит заражение тифом и умрет.
  • Кирсанов Николай Петрович. Является отцом Аркадия , вдовцом. Помещик. Проживает в имении вместе с Фенечкой, женщиной-простолюдинкой, к которой испытывает и стыдится этого, но затем берет ее в жены.
  • Кирсанов Павел Петрович. Является старшим братом Николая. Он офицер в отставке , представитель привилегированного слоя , горд и уверен в себе, разделяет идеи либерализма. Часто участвует в спорах с Базаровым на самые разные темы: искусство, наука, любовь, природа и прочее. Ненависть к Базарову перерастает в дуэль, инициатором которой он сам и являлся. На дуэли его ранят, к счастью ранение окажется легким.
  • Кирсанов Аркадий Николаевич. Является сыном Николая . Кандидат наук при университете. Как и его друг Базаров — нигилист. В конце книги от своего мировоззрения откажется.
  • Базаров Василий Иванович. Является отцом главного героя , был хирургом в армии. Врачебную практику не оставил. Проживает в имении своей жены. Образованный, понимает, что проживая в селе, он оказался отрезан от современных идей. Консерватор, религиозен.
  • Базарова Арина Власьевна. Является матерью главного героя . Ей принадлежит имение Базаровых и пятнадцать крепостных. Суеверная, набожная, мнительная, чувствительная женщина. Безгранично любит сына, и переживает из-за того, что тот отрекся от веры. Сама – последовательница православной веры.
  • Одинцова Анна Сергеевна. Является вдовой, богата . В своем имении принимает друзей, придерживающихся нигилистических взглядов. Ей симпатичен Базаров, но после его признания в любви, взаимности не наблюдается. На первый план ставит спокойную жизнь, в которой отсутствуют волнения.
  • Катерина. Сестра Анны Сергеевны , но в отличии нее, тиха и незаметна. Занимается игрой на клавикорде. Аркадий Кирсанов проводит с ней много времени, при этом он страстно влюблен в Анну. Затем он осознает, что любит именно Катерину и женится на ней.

Прочие герои:

  • Фенечка. Дочь экономки младшего брата Кирсанова. После того, как мать умерла, стала его любовницей и родила от него сына.
  • Ситников Виктор. Является нигилистом и знакомым Базарова.
  • Кукшина Евдокия. Знакомая Виктора, нигилистка.
  • Колязин Матвей Ильич. Является городским чиновником.

Главные герои романа «Отцы и дети».

Сюжет

Отцы и дети краткое содержание представлено ниже.1859 – год , когда начинается действие романа.

Молодые люди прибыли в Марьино и проживают в доме братьев Николая и Павла Кирсановых. Старший Кирсанов и Базаров не находят общего языка, и частые конфликтные ситуации принуждают Евгения уехать в другой город N. Туда же отправляется и Аркадий. Там они общаются с городской молодежью (Ситниковой и Кукшиной), которая придерживается нигилистических взглядов .

На губернаторском балу они проводят знакомство с Одинцовой , а затем едут в её имение, Кукшиной суждено остаться в городе. Одинцова отвергает признание в любви, и Базарову приходится покинуть Никольское. Он и Аркадий отправляются в родительский дом и гостят там. Евгению не нравится излишняя забота родителей, он решает оставить Василия Ивановича и Арину Власьевну, и


Посвящается памяти
Виссариона Григорьевича
БЕЛИНСКОГО


I

— Что, Петр, не видать еще? — спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками. Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать». — Не видать? — повторил барин. — Не видать, — вторично ответствовал слуга. Барин вздохнул и присел на скамеечку. Познакомим с ним читателя, пока он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом. Зовут его Николаем Петровичем Кирсановым. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», — в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль. Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу, о котором речь впереди, и воспитывался до четырнадцатилетнего возраста дома, окруженный дешевыми гувернерами, развязными, но подобострастными адъютантами и прочими полковыми и штабными личностями. Родительница его, из фамилии Колязиных, в девицах Agathe, а в генеральшах Агафоклея Кузьминишна Кирсанова, принадлежала к числу «матушек-командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, — словом, жила в свое удовольствие. В качестве генеральского сына Николай Петрович — хотя не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки — должен был, подобно брату Павлу, поступить в военную службу; но он переломил себе ногу в самый тот день, когда уже прибыло известие об его определении, и, пролежав два месяца в постели, на всю жизнь остался «хроменьким». Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской. Он повез его в Петербург, как только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет. Кстати, брат его о ту пору вышел офицером в гвардейский полк. Молодые люди стали жить вдвоем, на одной квартире, под отдаленным надзором двоюродного дяди с материнской стороны, Ильи Колязина, важного чиновника. Отец их вернулся к своей дивизии и к своей супруге и лишь изредка присылал сыновьям большие четвертушки серой бумаги, испещренные размашистым писарским почерком. На конце этих четвертушек красовались старательно окруженные «выкрутасами» слова: «Пиотр Кирсаноф, генерал-майор». В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом, и в том же году генерал Кирсанов, уволенный в отставку за неудачный смотр, приехал в Петербург с женою на житье. Он нанял было дом у Таврического сада и записался в английский клуб, но внезапно умер от удара. Агафоклея Кузьминишна скоро за ним последовала: она не могла привыкнуть к глухой столичной жизни; тоска отставного существованья ее загрызла. Между тем Николай Петрович успел, еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, миловидную и, как говорится, развитую девицу: она в журналах читала серьезные статьи в отделе «Наук». Он женился на ней, как только минул срок траура, и, покинув министерство уделов, куда по протекции отец его записал, блаженствовал со своею Машей сперва на даче около Лесного института, потом в городе, в маленькой и хорошенькой квартире, с чистою лестницей и холодноватою гостиной, наконец — в деревне, где он поселился окончательно и где у него в скором времени родился сын Аркадий. Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством, а Аркадий рос да рос — тоже хорошо и тихо. Десять лет прошло как сон. В 47-м году жена Кирсанова скончалась. Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хотя немного рассеяться... но тут настал 48-й год. Он поневоле вернулся в деревню и после довольно продолжительного бездействия занялся хозяйственными преобразованиями. В 55-м году он повез сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге, почти никуда не выходя и стараясь заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия. На последнюю зиму он приехать не мог, — и вот мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного: он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата. Слуга, из чувства приличия, а может быть, и не желая остаться под барским глазом, зашел под ворота и закурил трубку. Николай Петрович поник головой и начал глядеть на ветхие ступеньки крылечка: крупный пестрый цыпленок степенно расхаживал по ним, крепко стуча своими большими желтыми ногами; запачканная кошка недружелюбно посматривала на него, жеманно прикорнув на перила. Солнце пекло; из полутемных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. Замечтался наш Николай Петрович. «Сын... кандидат... Аркаша...» — беспрестанно вертелось у него в голове; он пытался думать о чем-нибудь другом, и опять возвращались те же мысли. Вспомнилась ему покойница-жена... «Не дождалась!» — шепнул он уныло... Толстый сизый голубь прилетел на дорогу и поспешно отправился пить в лужицу возле колодца. Николай Петрович стал глядеть на него, а ухо его уже ловило стук приближающихся колес... — Никак они едут-с, — доложил слуга, вынырнув из-под ворот. Николай Петрович вскочил и устремил глаза вдоль дороги. Показался тарантас, запряженный тройкой ямских лошадей; в тарантасе мелькнул околыш студентской фуражки, знакомый очерк дорогого лица... — Аркаша! Аркаша! — закричал Кирсанов, и побежал, и замахал руками... Несколько мгновений спустя его губы уже прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата.

Дата и место смерти – 3 сентября 1883 г. (64 года), Буживаль, Сена и Уаза, Третья французская республика

Русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности, почётный доктор Оксфордского университета.


“О тцы и дети”

Роман русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанный в 60-е годы XIX века. Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания.

Действия в романе происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.

Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город ***.

Аркадий едет с ним. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи - Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать.

Г лавные герои романа

Е вгений Васильевич Базаров - нигилист, студент, учится на лекаря. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер-демократ, разночинец. К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова, он понимает, что в нем живет явный романтик - он даже объясняется в любви Одинцовой. В конце книги работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается по невнимательности. После смерти над ним совершают религиозный обряд.

Н иколай Петрович Кирсанов - помещик, либерал, отец Аркадия, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.

П авел Петрович Кирсанов - старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в бедро.

А ркадий Николаевич Кирсанов - сын первой жены Николая Петровича - Марии. Недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.

В асилий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.

А рина Власьевна - мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 22 души крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.

А нна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви.

К атерина (Екатерина Сергеевна Локтева) - сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.


К раткое содержание романа “Отцы и дети”

Ч то, Петр, не видать еще? - спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.
Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».
- Не видать? - повторил барин.
- Не видать, - вторично ответствовал слуга.
Барин вздохнул и присел на скамеечку. Познакомим с ним читателя, пока он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом.
Зовут его Николаем Петровичем Кирсановым. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», - в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль. Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу, о котором речь впереди,

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребёнка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждёт Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причём её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную - «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошён. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведёт их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своём «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть…»

Аркадию кажется, что он влюблён в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у неё.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушённое Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие <…> лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалёку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё <…> вздор».

Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.

От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль - нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подаёт ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведёт себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них - чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстаётся с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Аркадий огорчён, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»

Когда Базарова по настоянию родителей причащают, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то тёмном журнальчике.

На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

Источник – Википедия, Библиотека всемирной литературы, Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века