Вторжение колониальных держав. Китай в эпоху империализма

В результате маньчжурского завоевания Китай вновь оказался отброшенным назад. Но в отличие от ситуации, сложившейся в Китае в момент вторжения монголов, теперь главным явилось не разрушение производительных сил общества. Урон, причиненный кочевниками высокоразвитой земледельческой культуре, мог быть восстановлен довольно быстро. И действительно, феодализировавшаяся верхушка маньчжуров вскоре приняла меры к развитию земледелия и восстановлению традиционных форм хозяйства. Но маньчжурское господство смяло и заглушило ростки тех передовых производственных отношений, которые уже в XV-XVI вв. начали пробиваться сквозь косность средневекового китайского феодализма. В этом смысле деятельность цинского императора Канси (1662- 1772) была прямо противоположна мероприятиям его современника Петра I. Если Петр сумел «прорубить окно в Европу», покончить с вековой замкнутостью и отсталостью России, то Канси и его преемники потратили немало усилий на проведение последовательной политики изоляционизма. Разрушение связей между отдельными провинциями, сохранение наиболее отсталых форм феодальной эксплуатации, подавление каких бы то ни было ростков нового, - все это привело к тому, что Цин- ская империя в военном, экономическом и политическом отношениях продолжала оставаться отсталой страной, в то время когда в передовых странах Европы уже утвердился капитализм. Естественно, что Китай с его огромным населением, как резерв дешевой рабочей силы, как рынок сбыта, стал лакомым кусочком для капиталистических держав.

Изоляционистская политика династии Цин в 80-х годах XVIII в. дала трещину: для торговли с европейцами был открыт порт Гуанчжоу (Кантон). Купцы Ост-Индской компании, пользуясь продажностью и коррупцией чиновничьего аппарата, осуществляли в Китае торговлю опиумом; эта торговля должна была открыть путь для колониального порабощения. Опиум стал проникать во все уголки страны. Покупка опиума стоила цинскому правительству баснословного количества серебра - основной стабильной внутренней валюты. Увеличение налогового бремени не решало проблемы, и по настоянию передовых людей той эпохи Цины запретили торговлю опиумом. Правительственный комиссар Линь Цзэ-сюй уничтожил складские запасы опиума в Гуанчжоу, конфисковал его на пришедших судах. В 1839 г. англичане, не желая прекращать выгодную для них торговлю опиумом, начали войну против Китая («первая опиумная война»). Первые же выстрелы английской эскадры развеяли миф о могуществе богдыханов.

За первой опиумной войной последовала вторая, капиталистические державы Англия и Франция спешили захватить ключевые позиции на огромной территории с многомиллионным населением. Вслед за этими странами в Китай вторгаются капиталисты США. Опиумные войны открыли новую страницу в истории Китая, положив начало превращению его в полуколониальную страну. Они показали гнилость Цинской монархии, экономическую и политическую отсталость страны. Капиталистические державы получили права экстерриториальности, неограниченного ввоза своих товаров, обложили страну контрибуциями.

Народные движения 60-70-х годов XIX в. Тайпинское восстание Капитуляция монархии перед капиталистическим миром, ее беспомощность перед иностранцами побудили народные массы к новым активным действиям против Цинов.

В провинции Гуанси среди китайских и чжуанских крестьян и рабочих рудников развила активную пропаганду секта Хун Сю-цюаня. От религиозной проповеди всеобщего равенства и братства секта перешла к подготовке вооруженного антицинского восстания, которое вспыхнуло в 1860 г. и вскоре охватило почти весь юг страны. В восстании, продолжавшемся четырнадцать лет и провозгласившем создание «Небесного государства великого благоденствия» («Тайпин Тяньго»), приняли активное участие чжуан, мяо, яо и другие народы Южного Китая. Это была многонациональная антиманьчжурская и антифеодальная война широких народных масс. На первых порах, когда восстание имело прежде всего антиманьчжурский характер, к нему присоединились и некоторые помещичьи группы. Но по мере углубления антифеодальной направленности движения эти группы стали отходить от восстания, саботировать прогрессивные мероприятия и в конце концов перешли в лагерь реакции.

Тайпины захватили Нанкин, провозгласили его столицей нового государства. В планах повстанцев особое место занимала подготовка к походу на север для завоевания Пекина и свержения маньчжурской династии. Успехи тайпинов были столь внушительны, что западноевропейские державы, добившись существенных уступок со стороны цинского" двора, решили открыто поддержать прогнившую монархию. Благодаря помощи интервентов, оснащенных современным огнестрельным оружием, реакции удалось разгромить тайпинов.

Одновременно с тайпинами (а в ряде случаев под их непосредственным влиянием) на борьбу с маньчжурским правительством поднялось население других районов Южного Китая. Исключительный размах приобретает антиманьчжурская и антифеодальная борьба в Юньнани. В горном районе Айлаошань в 1856 г. вспыхнуло восстание, в ходе которого объединились представители различных групп ицзу, мяо, хани, лису, хуэй. Восставшие выдвинули лозунг «искоренить маньчжурских чиновников, уничтожить китайских помещиков». Власть повстанцев распространилась на значительную территорию. Примерно в это же время вспыхнуло восстание во главе с Ду Вэнь-сю. В нем приняли участие хуэй, китайцы, бай, ицзу, наси, цзинпо и др. Захватив район г. Дали г повстанческая армия создала здесь мощный очаг сопротивления маньчжурской армии. В Гуйчжоу поднялись мяо, объединившиеся с буи г дун, шуй и китайцами. Восстания национальных меньшинств на юге Китая были зверски подавлены, хотя это удалось Цинам лишь спустя два десятка лет после начала восстания. Не менее жестоко расправились маньчжуры и с участниками мусульманского восстания на северо-западе империи. В подавлении многих восстаний «отличился» палач тайпинов Цзэн Го-фань - первый китаец, получивший от маньчжурского императора высокие государственные и военные должности. Пример Цзэн Го- фаня в высшей степени символичен: маньчжуры-завоеватели убедились в том, что закрепить свое господство в Китае они могут только путем союза с китайской феодальной верхушкой. Так сложился блок реакционных сил - маньчжурской монархии, китайских феодалов и западноевропейских интервентов. Тайпинское восстание и другие выступления народных масс 60-70-х годов XIX в. были подавлены, но они подготовили начало нового этапа борьбы народов Китая против ига феодалов и чужеземцев..

Китай в эпоху империализма

Эта борьба начиналась уже в новых социальных и политических условиях, сложившихся к концу XIX столетия. Японо-китайская война 1894-1895 гг. положила начало периоду империалистического разбоя в Китае. Перед угрозой расчленения Китая европейскими державами, США и Японией, перед лицом новых выступлений народных масс цинское правительство и крупные китайские феодалы решили проводить политику «самоусиления» и подражания Западу. Правящие круги династии Цин не ставили задачу преобразования власти. Напротив, они рассчитывали путем заимствования западной техники укрепить положение монархии и феодальный строй.

Проникновение иностранного капитала в страну и создание иностранных концессий способствовали сложению капиталистического уклада в Китае, но придавали ему однобокое, прежде всего феодально-бюрократическое, компрадорское направление. Только в отдельных, неосновных видах промышленного производства, в частности в легкой промышленности, появился национальный капитал и образовалась национальная буржуазия. В этих условиях возникают новые политические идеи, отражающие всю сложность, всю однобокость экономического развития страны.

Представители опозиционно настроенной китайской интеллигенции во главе с Кан Ю-вэем настоятельно требовали осуществления реформ! сверху - демократизации монархического строя, проведения мирной ассимиляции маньчжуров с китайцами, китаизации органов власти, т. е. ликвидации мирным путем маньчжурской деспотии. Сторонники умеренных реформ призывали сверху расчистить путь капитализму в Китае.

Более решительных действий против маньчжуров, активного вооруженного выступления требовала левая группа реформаторов во главе с Тань Сы-туном. Но ни тем, ни другим не удалось осуществить своих целей. В 1898 г. в Пекине произошел дворцовый переворот, в результате которого к власти пришла наиболее реакционная клика маньчжурского императорского дома, возглавлявшаяся императрицей Цы Си.

Однако движение реформаторов не прошло бесследно. Оно явилось выражением новых тенденций в этнической истории развития китайцев - начала формирования китайской буржуазной нации. В то же время это движение показало, что в условиях, когда империалистические державы постепенно захватывали ведущие экономические позиции в стране, формирующаяся национальная буржуазия была крайне слаба и не могла стать подлинно революционной силой. Кульминационным моментом этих движений явилось в 1900 г. антиимпериалистическое восстание «ихэтуа- ней». Только объявлением о поддержке движения «ихэтуаней» цинскому двору удалось ликвидировать его антиманьчжурскую направленность. Восставшие заняли Пекин, блокировали посольский квартал и требовали изгнания всех иностранцев. Объединенная интервенция европейских держав, США и Японии нанесла поражение восставшим. Был сделан еще один шаг к империалистическому закабалению Китая, который был вынужден платить огромную контрибуцию, предоставить всем иностранцам политические и экономические привилегии, дать право на новые разработки природных богатств в интересах иностранных монополий. Цинское правительство безоговорочно подписало этот позорный акт.

В XX столетие Китай вступал не могущественной Небесной империей, а страной, поделенной на сферы влияния крупнейшими империалистическими державами. Еще сто лет тому назад император Цяньлун требовал от посла английского короля Георга II совершения земных поклонов в знак признания вассалитета Англии по отношению к маньчжурскому двору. Ныне фактическим правителем Китая, распоряжавшимся его национальными богатствами, стал англичанин Роберт Харт, генеральный инспектор таможен. Европейские империалистические державы получили право «аренды» ряда территорий в приморских районах страны. От Китая был отторгнут Сянган (Гонконг), ставший колонией Англии, и Аомынь, захваченный Португалией еще в XVI в. Упрочил позиции в Китае и молодой империалистический хищник - Япония, обосновавшаяся на Тайване и претендовавшая на гегемонию в Маньчжурии. В отличие от середины XIX в., когда основной формой закабаления Китая иностранцами было открытие портов для сбыта внутри страны своей промышленной продукции, теперь основная ставка делалась ими на захват сфер влияния и ввоз капитала, направляемого на строительство железных дорог и предприятий перерабатывающей промышленности. Одно за другим возникают иностранные текстильные, сахарные, табачные предприятия в Шанхае, Гуанчжоу и других городах. Естественно, что наибольшие прибыли сулило иностранцам «освоение» приморских районов Китая. Именно здесь возникают к концу XIX в. различные международные сеттльменты. По западноевропейскому образцу перестраиваются города Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Меняется не только внешний облик этих форпостов экономической экспансии иностранных держав: здесь складывается принципиально иной (по сравнению с такими крупными городами, не испытавшими влияния западноевропейского капитала, как Пекин, Кайфын и др.) социальный состав населения. Разорение крестьян и ремесленников-кустарей создает рынок дешевой рабочей силы, пополняющей население приморских городов. Все более определенно вырисовывается разрыв в уровне развития приморских и внутренних районов Китая.

Китай стал полуколониальной страной, сохранившей феодальные основы производства в деревне. В этих условиях задачи антифеодальной борьбы неизбежно должны были сомкнуться с задачами борьбы за национальную независимость страны.

Революционная деятельность Сунь Ят-сена

Во главе революционных сил в стране становится в эти годы революционер-демократ Сунь Ят-сен. Революционные события 1905-1907 гг. в России, Иране, Турции, Индии позволили ему по-новому взглянуть на судьбы Китая. В конце 1905 г. Сунь Ят-сен реорганизует созданное им тайное общество в революционную организацию «Тунмынхой» («Союзная лига»). На митинге китайских эмигрантов-ре- волюционеров в Токио, состоявшемся 16 января 1907 г., Сунь Ят-сен обнародовал сформулированные им «три народных принципа»: национализм, народовластие, народное благосостояние. На первое место Сунь Ят-сен поставил принцип «национализма», который он понимал как задачу борьбы за свержение ненавистной маньчжурской династии. Программа, изложенная Сунь Ят-сеном, была высоко оценена Лениным. «Перед нами, - писал Ленин, - действительно великая идеология действительно великого народа, который умеет не только оплакивать свое ззековое рабство, не только мечтать о свободе и равенстве, но и бороться с вековыми угнетателями Китая». 9 Вождь российского пролетариата предсказывал, что переход «старых китайских бунтов» в сознательное демократическое движение неизбежен. Действительность подтвердила предвидение Ленина. Массовые революционные выступления 1906- 1908 гг., организованные «Союзной лигой» на юге страны, подготовили вооруженное восстание, в результате которого в 1911 г. монархия Цинов была свергнута. Китай был провозглашен республикой. Первым президентом Китайской Республики стал Сунь Ят-сен, который, однако, в дальнейшем отказался от поста в пользу Юань Ши-кая. В августе 1912 г. была создана партия гоминьдан, получившая на первых выборах в 1913 г. большинство голосов и соответственно мест в парламенте.

Свержение маньчжурского ига не принесло подлинного освобождения народам Китая. Слишком слаб был национальный рабочий класс, слишком сильными были позиции буржуазно-помещичьих либералов, стремившихся к компромиссу с прежней династией и с капиталистическими державами. Юань Ши-кай не считался с властью парламента и стремился к установлению военной диктатуры. Это вызвало протест Сунь Ят-сена, который организовал на юге в мае 1913 г. восстание против Юань Шикая. Восстание закончилось поражением, Сунь Ят-сен эмигрировал за границу. Наступила военная диктатура Юань Ши-кая, который в декабре 1915 г. объявил себя императором. И хотя вскоре Юань Ши-кай умер (1916 г.), власть по-прежнему удерживали в своих руках северные милитаристы. В 1917 г. Сунь Ят-сен создает на юге Китая самостоятельное правительство, противостоящее милитаристскому прояпонскому правительству Севера.

В III-IV вв. в Восточной Азии к северу от Китая шёл процесс великого переселения народов, достигшего в Европе границ Римской империи. Он начался с перемещения южных гуннов (нань, сюнну), сяньбийцев, ди, цянов, цзе и других племён, которые с севера постепенно продвигались на Среднекитайскую равнину – колыбель этнической общности древних китайцев.

Племена кочевников были естественными хозяевами степей Внутренней Азии. Хотя номады отличались между собой по этническому признаку и принадлежали к различным языковым группам, всех их объединяла родная степь. Из поколения в поколение её обитатели настолько приспособились к местным условиям, что их культура, все виды деятельности, сама их жизнь так тесно сомкнулись с процессами, происходившими в природе, что они стали в известном смысле как бы неотъемлемой частью освоенного ими ландшафта. Мобильные и неприхотливые, они легко преодолевали огромные расстояния, идеально приспособились к степному существованию, и потому противостоять их стремительному натиску осёдлым народам было нелегко. Трудно с точностью сказать, какие именно причины послужили основой для серии вторжений с севера , волна за волной захлёстывавших Китай в IV в. Однако, существует теория, суть которой сводится к следующему: в трудную пору погодных ненастий, когда степь не могла прокормить скот и он погибал, кочевники покидали места своего обитания в поисках новых кочевий и всё упорнее проникали на север Китая. Не следует также забывать, в каком состоянии находился в то время сам Китай. Кочевые племена шли волнами, одна за другой, причём после каждой из этих волн в Северном Китае возникали и гибли новые царства и правящие династии, иногда сосуществуя рядом. «Шестнадцать царств пяти северных племён» – так это именуют китайские источники. В общей сложности за IV - V вв. на Север Китая проникли от 10 до 20 союзов племён, насчитывавшие около 5 млн. человек.

Сначала это были гунны (сюнну), массовые вторжения которых приходятся на период 304-350 гг. С распадом гуннского союза на Севере южные группы гуннов остались жить в северных районах Шаньси и Внутренней Монголии. Их основным занятием являлось скотоводство. Представители верхушки пяти гуннских племён избирали верховного правителя – шаньюя, который постепенно стал обладать наследственной властью. Шаньюи были издавна связаны родственными отношениями с китайской императорской фамилией, получали в жёны китайских принцесс, их старшие сыновья зачастую воспитывались при ханьском дворе. В ставках шаньюев и аристократов скопились значительные ценности. Ханьские императоры стремились наладить отношения с кочевниками. При дворе шаньюя и глав пяти племён – аймаков служили китайские чиновники. Китайские купцы вели торговлю, вывозили скот. Отряды гуннов не раз приходили на помощь императорам или брали на себя охрану границ. С крушением Ханьской империи шаньюи начали активно вмешиваться в китайские междоусобицы.

В начале IV в. раздираемое смутой Цзиньское государство стало лёгкой добычей кочевников. Китай пережил трагедию национального масштаба. Север страны, огромные территории Срединной равнины в бассейне Хуанхэ, был отторгнут степными племенами. Войска Цзиньской империи оказались бессильными против мощной гуннской конницы, занявшей центральные провинции. В 311 г. пал Лоян, а в 316 г. – Чанъань. Император династии Цзинь был схвачен и казнён. Все причастные к власти в страхе бежали на юг. Придворные, собравшиеся в Нанкине, провозгласили одного из отпрысков дома Сыма императором династии Восточная Цзинь (316-419 гг.).

Вслед за гуннами, нанесшими удар империи Западная Цзинь, пришли в движение другие многочисленные племена, кочевавшие вдоль сухопутных рубежей китайской империи.

После гуннов наиболее крупным объединением были племена сяньби, кочевавшие на северо-востоке и занимавшиеся охотой и скотоводством. Их вожди и знать давно уже торговали с китайскими купцами, посылали ко двору дань и заложников, получали титулы и ценные подарки в обмен на обещания прекратить набеги. Ещё с III в. сяньбийские племена делились на несколько крупных союзов. Наиболее многочисленными из них были союзы муюнов, владевших Южной Маньчжурией, и племён тоба (табгачей) , кочевавших во Внутренней Монголии и Ордосе. Массовые вторжения сяньбийских племён приходятся на период 307-414 годов.

К богатствам Срединной империи потянулись в 312-394 гг. и обитатели северо-западных краёв: племена тибетской группы.

Государства,созданные завоевателями на севере Китая, отличались политической нестабильностью. Войны сопровождались обращением в рабство коренного населения. Северный Китай,древнейший очаг культуры с наиболее развитыми и густонаселёнными территориями, превратился в арену почти столетней войны. Лишь новое грандиозное нашествие прекратило эти беспрерывные военные столкновения и походы: сяньбийские племена тоба захватили Северный Китай. В конце IV в. их вождь Тоба Гуй был провозглашён императором.В Северном Китае установилось правление династии Северных Вэй (386-534).

Вторжение кочевников в Северный Китай открыло новую эпоху, названную в историографии периодом Южных и Северных династий . В это смутное время резко обозначилось противостояние Севера и Юга.

Разрушения, причинённые кочевниками, междоусобные войны, поборы, голод, эпидемии, обрушившиеся на Север, привели к массовому бегству китайцев, в первую очередь богатых, знатных и образованных, на Юг . Здесь, на землях, богатых природными ресурсами, с мягким благоприятным климатом, довольно редкое население состояло из различных местных племён и сравнительно немногих ханьцев. Новые пришельцы с Севера, а их было не менее 1 млн., занимали плодородные долины, теснили исконных жителей, нередко захватывая их поля. Северяне расширяли запашку и осваивали производство риса, создавая оросительные сооружения и активно используя свой многовековой опыт обработки пашен и ирригационного строительства. Рисовый пояс Южного Китая со временем стал основной житницей империи.

На Юге разгорелась ожесточённая борьба за землю. Государственная организация была весьма слаба и не могла отстоять свои притязания на верховную собственность на землю. Фонд государственных земель оставался скудным. Сильные же дома брали под своё покровительство беглых, увеличивая за их счёт свои хозяйства.

В середине V в. южное правительство безуспешно пыталось расширить фонд казённых земель. Но власть императора была весьма слаба, а земли в долине Янцзы и у морского побережья принадлежали пришлой и местной владетельной знати. Всё это привело к длительной борьбе. В IV в. противоречия между местными и пришельцами с Севера часто выливались в вооружённые столкновения. При дворе Восточной Цзинь плелись тайные заговоры, время от времени власть узурпировали влиятельные сановники. В конце IV – начале V в. восстание крестьян, а также рост противоречий внутри правящих кругов привели к падению власти династии Цзинь. После этого сменились ещё четыре династии. Власть их императоров обычно не простиралась за пределы столичного района. Считая Янцзы надёжной защитой от конников, они и не пытались возвратить китайские земли. Походы на Север предпринимали лишь отдельные полководцы, но они не получали поддержки двора и аристократов. Последние попытки отвоевать Север относятся к первой половине V в. Но южные войска встретили отпор со стороны хорошо организованной конницы тобийцев, завладевших к тому времени Северным Китаем. Несмотря на всю неустойчивость и частую смену династий, в целом правление на Юге более отвечало привычным китайским стандартам. Здесь сосредоточился центр китайской культуры: жили выдающиеся учёные, поэты, мыслители, энергично развивался укрепившийся ещё во II в. буддизм.

Начиная с IV в. на Севере господствовали варвары. Исконное китайское население занимало подчинённое положение. Ко времени тобийского завоевания страна являла собой картину упадка. Многие поля запустели и поросли сорняками. Тутовые деревья засохли, ирригационная сеть разрушилась, деревни обезлюдели. Города превратились в развалины, их жители были истреблены или бежали на Юг. Ремесло сохранилось частично лишь в деревне. Обмен осуществлялся натуральным образом. Функции денег зачастую выполняли шёлковые ткани и лошади.

Для всех северных династий-царств, принимавших классические китайские названия (Чжао, Цинь, Вэй и др.), были характерны две политические тенденции.

Во-первых, варваризация привычного для осёдлых китайцев образа жизни, включавшая невиданный в конфуцианском Китае разгул жестокости, произвола, пренебрежения к жизни человека, вплоть до массовых убийств, не говоря уже о царившей при дворах новых правителей обстановке нестабильности, заговоров, казней, переворотов и поголовном истреблении проигравших противников с их семьями.

Во-вторых, китаизация , т.е. активное стремление воцарившихся племенных вождей кочевников использовать китайский опыт администрации и китайскую культуру для стабилизации своей власти. С течением времени вторая из этих противостоявших друг другу объективных тенденций вышла на первый план и стала ведущей. Под воздействием китайской культуры наводнившие Северный Китай кочевники в V-VI вв. окитаизировались настолько, что к концу VI в. их потомки, включая и правителей, стали обычными китайцами. Это в очередной раз подтвердило традиционный китайский афоризм: «Можно завоевать империю, сидя на коне, но нельзя управлять ею, сидя на коне».

С прекращением нашествий и войн население постепенно возвращалось к «очагам и колодцам». Сильные дома захватывали земли и подчиняли себе землепашцев. Сбор налогов был крайне затруднён, казна всё больше пустела. В этих условиях бывшие кочевники, покорившие осёдлое население, взяли на вооружение китайский опыт управления. Вэйский двор в лице императора Тоба Хуна, приверженца ханьской культуры, прибегнул к мерам по закреплению права государства в распоряжении землёй. В 485 г. императорский указ, устанавливающий некоторое ограничение роста крупных землевладений, способствовал дальнейшему развитию опыта аграрных преобразований, предпринятых ещё в государстве Цзинь и известных как надельная система. Введение надельной системы символизировало стремление упрочить принцип государственности. Чётче, чем в 280 г., указ 485 г. фиксировал право крестьян на казённый надел, устанавливал его размеры и обязанности его держателей. Крестьяне от 15 до 70 лет имели право на владение пахотной землёй . Мужчины получали надел в 40 му, женщины - вдвое меньше. На пахотном поле следовало выращивать зерновые культуры, прежде всего просо. По достижении глубокой старости, при потере трудоспособности или со смертью податного его земля передавалась другому держателю. Купля-продажа и любой вид временной передачи пахотного участка воспрещались, однако, на практике этот запрет, как правило, нарушался. Указ оговаривал введение особых имущественных наделов, начисляемых в виде дополнительных пахотных полей владельцам рабов и рабочего скота, а также многосемейным. На неженатых членов семьи начислялась одна четвёртая, на раба – 1/8, а на вола – 1/10 часть обычного надела.

Вторую часть надела составляла приусадебная садово-огородная земля, предназначенная для выращивания тутовых деревьев, конопли и овощей. Садово-огородный участок, по существу, считался наследственным, и в случае необходимости его можно было продать или купить. Наследственной числилась и земля, занятая двором-усадьбой.

Держание надела было обусловлено ежегодными налогами – так называемой «триадой повинностей» – зерном, шёлковой или конопляной тканью и ватой, а также казёнными работами до 20-30 дней в году. Налоговая система, предусматривающая соединение земледелия и ремесла в рамках крестьянского двора, отвечала натуральному характеру традиционной общины и естественному разделению труда между мужчиной-пахарем и женщиной-пряхой.

Казна стремилась гарантировать своё право на получение постоянного потока налогов. С этой целью в деревне по древним образцам вводилась детализированная система управления – система пятидворок, связанных принципом круговой поруки. Пять дворов составляли низшую единицу – линь ; пять линь составляли ли; пять ли, куда входило 125 дворов, образовывали деревенскую организацию дан. Эти объединения управлялись сельскими старостами. В качестве вознаграждения старосты частично освобождались от повинностей и налогов. Принцип круговой поруки отражал стремление государства упорядочить отношения с земледельцами, используя для этого кланово-патронимические связи, большие родственные и соседские коллективы в деревне.

Чиновникам, состоящим на государственной службе, полагались во временное пользование наделы земли, доходы с которых выступали в качестве натурального жалования. Не занимаясь хозяйством, они лишь кормились с этих наделов, пока находились на службе. На этих землях, как и на землях членов царского рода, тобийской знати, сильных домов, работали крестьяне или посаженные на землю буцюй (слуги и домашняя стража), а также пришлые (кэху) и другие категории земледельцев. Надельная система не исключала наличия землевладения сильных домов, но она способствовала перераспределению земельного фонда в пользу государства. Укрепление государственной собственности на землю способствовало усилению централизованной империи.

Следующий этап в усвоении китайской культуры тобийцами связан с перенесением старой столицы Пинчэн (на северных окраинах Китая) в Лоян . Именно здесь были проведены реформы, означавшие резкий поворот к забвению сяньбийских традиций и к китаизации всех подданных государства. В случае смерти сяньбийца воспрещалось предавать земле его прах в родном северном крае, и теперь его велено было хоронить в Хэнани. Более того, род Тоба стал называться Юань, все 109 сяньбийских двухсложных фамилий были заменены на китайские односложные. При императорском дворе официальным языком стал китайский, а осмелившиеся говорить на родном языке лишались чина.

Тобийские власти добровольно выбрали приемлемый для них путь развития, свойственный китайской цивилизации. Они официально заявили себя преемниками древнего легендарного правителя Хуан-ди, сознательно переняли основы китайской культуры – ритуал и нормы семейной этики, распространённой на общество и государство. В соответствии с китайскими принципами административного устройства был организован и государственный аппарат. Деля по традиции чиновников на 9 рангов, высшие 4 ранга власти замещали главным образом представителями сяньбийской аристократии, а остальные 5 – знатными китайцами. Уделяя большое внимание происхождению подданных, они стали поощрять браки между сяньбийской аристократией и верхушкой китайской знати.

При дворе запрещалось ношение варварской одежды, и мода на китайское платье скоро распространилась и среди рядового населения. Тобийская верхушка отказалась от своих исконных верований, в том числе и от шаманизма.

Политика тобийских властей, усвоивших опыт государственного строительства, и особенно осуществление надельной системы, способствовали подъёму сельского хозяйства, расширению посевов, увеличению урожаев. Одновременно отстраивались города, ставшие культурными и экономическими центрами, оживилась торговля. К середине VI в. Северный Китай вновь стал китайским.

Китай в III -XIII вв.

После распада государства Хань в Китае последовал почти 400-летии» период смут и междоусобных войн? сопровождавшихся нападениями кочевников. Единство страны было восстановлено лишь в 589 г. династией Суй. Однако в резуль­тате крестьянского восстания династия Суй была свергнута. В 618 г

„ власти пришла династия Тан, вновь укрепившая центральную власть.

Объединение Китая позволило расширить его влияние среди соседей. Были усмирены многие кочевники. Объединение Китая было закреплено рядом преобразований, способствовавших уси­лению централизации. Прикрепленные к государственной земле крестьяне несли повинности и выплачивали натуральную подать. в конце VI - начале VII в. шло строительство Великого канала между реками Хуанхэ и Янцзы. Было предпринято укрепление Великой Китайской стены. Со второй половины VIII в. начинается закат государства Тан. Разрастание аппарата управления увеличи­вало расходы. Разлагалась военная система, росло своеволие знати. В IX в. начинаются крестьянские восстания. В 874 г. они переросли в грандиозную крестьянскую войну. В 881 г. крестьянское войско овладело столицей.

После 50 лет борьбы Китай был объединен в 960 г. под властью династии Сун. Однако в XII в. северные территории страны захва­тили кочевые народы, создавшие там свои государства.

Монгольское завоевание. Распад Китая облегчил завоевание страны монголами. В начале XIII в. Чингисхан создал громадную державу, включившую п себя множество покоренных народов. В состав этой державы вошел и Северный Китай, завоевание которого началось в 1211 г. При потомках Чингисхана было завоева­но и южно китайское государство Сун (1279 г.).

Династия монгольских императоров Китая получила название Юань. Под властью монгольской династии Китай находился более столетия. Жестокое угнетение и ограбление населения завоевате­лями не раз вызывали восстания. В XIV в. в результате мощного народного движения власть монголов была свергнута. Вождем вос­стания был крестьянин Чжу Юаньчжан. Он был провозглашен Сыном Неба. Началось правление династии Мин (136Я- 1644).

Династия Мин.

Взойдя на престол, Чжу Юаньчжан немало сде­лал для укрепления центральной власти и экономики страны. Раз­дача земли безземельным и малоземельным благотворно сказа­лась на жизни Китая. Были снижены подати. Некоторые категории Дворов иногда и вовсе освобождались от них.

Больших успехов достигло ремесло. Ткани и фарфор были глав­ным товаром во внешней торговле Китая с другими странами. Как торговцы, большая часть ремесленников Китая была объедине­на в цехи. Цеховые мастера тщательно хранили секреты и переда­вали их из поколения в поколение. Так, секретом выделки одного из сортов шелка владели лишь две семьи. На протяжении трехсот лет они связывались друг с другом брачными узами, чтобы этот секрет не вышел за пределы их семей.

При сыне Чжу Юаньчжана армия сначала изгнала остатки монголов из Китая, а затем провела ряд успешных походов против Вьетнама. Китайский флот совершил несколько плаваний в стра­ны Юго-Восточной Азии, в Индиго и даже к восточному побере­жью Африки. Успешно развивалась внешняя торговля. Торговые внешние связи оформлялись в форме так называемой данниче­ской торговли. Дары чужеземных правителей воспринимались как приезд варваров с данью. В ответ они награждали прибывших. Объем и ценность наград и пожалований должны были во столько же раз превышать «дань», во сколько престиж Сына Неба пенился ки­тайцами выше престижа правителя, приславшего «дань».

Особенности развития Японии.

В IV в. значительная часть Япо­нии была объединена под властью одного из племенных союзов, В VI в. были проведены реформы, установившие 12 рангов долж­ностных лип. В 645 г. к власти пришел принц Наканооэ, осуще­ствивший большие преобразования. Вместо племенного союза было создано государство по образу китайского. Высшим органом стал совет при правителе (которого условно называют императором). Вся страна была поделена на провинции. Эти провинции, в свою очередь, подразделялись на уезды. Каждый крестьянский двор по­лучал от государства во временное пользование надел земли со­ответственно числу членов семьи. Крестьяне кроме платы госу­дарству зерном и изделиями ремесла должны были выполнять бар-шину. Возникали города, которые строились при определяющем влиянии традиций Китая и Кореи.

Самураи. Со временем центральная власть в Японии ослабла. Правители провинций стремились добиться полной самостоятель­ности. В этом они опирались на японских рыцарей - самураев. Самураи - воины, получавшие от правителя области или другого знатного человека землю за свою службу.

Таким образом, в Япо­нии возникли порядки, напоминающие феодальные. Основная масса самурайства вышла из зажиточного крестьянства. Другой путь заключался в наделении землей домашних слуг. Верхи самурай­ского сословия пополнялись и за счет правителей провинций. Са­мураи объединялись в отряды, которые входили в крупные груп­пировки.

В основе жизни самурая лежали законы бусидо («Путь воина»). В качестве норм поведения прославлялись верность господину, скромность, мужество, готовность к самопожертвованию. Саму­рай, отправляясь в поход, давал три клятвы: забыть свой дом. забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Стойким обы­чаем было самоубийство самурая после гибели господина.

Между группировками самураев шли беспрерывные войны. Они подрывали хозяйство н целостность страны, В 1185 г. войска одного из объединений самураев разгромили своих противников. В 1192 г-глава этого объединения Минамото присвоил себе звание сёгупч (главнокомандующего) и стал фактическим правителем Японии- оттеснив от власти императоров. Правда, полностью обуздать другие самурайские группировки сегуну очень долго не удавалось. Япония еще многие годы жила в условиях раздробленности, власть сегуна была слаба.

В XIII в. японцам удалось отразить попытку монголов захватить их страну. Однако затем вспыхнула усобица, закончившаяся свер­жением сегуна из рода Минамото. После многих лет борьбы в стране утвердилась власть сегуна из другого рода.

Вопросы и задания

1. Назовите причины и последствия Великого переселения народов. Какие государства сложились в Европе?

2. Как возник ислам и к чем состоят основы его учения?

3. В чем состояли причины арабских завоеваний и последствия обра­зования Арабского халифата?

4. Почему распался халифат?

5. В чем проявился расцвет арабской культуры?

6. Почему сохранилась Восточная Римская империя? Какие измене­ния происходили в Византии к период Средневековья? Ф Данте характеристику государственного строя Византии.

8. Какие события связаны с деятельностью правителей Франкского государства Карлом Мартсллом и Карлом Великим?

9. Почему возникла и как распалась Франкская империя? В чем состояли причины раздробленности?

10. Что такое феодализм, «феодальная лестница»?

11. Расскажите о правах и обязанностях трех феодальных сословий.

12. Перечислите причины возникновения городов как центров ремес­ла и торговли. Расскажите о борьбе городов с сеньорами.

13. Охарактеризуйте взаимоотношения внутри городов. Какое значе­ние имели средневековые города?

14. Как произошел раскол в христианской церкви?

15. Расскажите об устройстве и роли католической церкви в истории Средневековья.

16. Опишите основные события истории Европы периода позднего Средневековья. Какие изменения происходят в тот период в обществе?

17. Что такое централизованные государства и как они складывались в Англии и Франции?

18. Опишите основные достижения средневековой культуры Запад­ной Европы,

19. Как возникло Древнерусское государство? Охарактеризуйте основ­ные направления политики первых русских князей.

$). Каком роль в истории Руси князя Владимира Святославича? В чем значение Крещения Руси?

21. Каковы особенности государственного и общественного устрой­ства Руси?

22. В чем причины распада Руси на отдельные княжества?

23. Охарактеризуйте крупнейшие русские княжества и земли. В чем суть новых тенденций в их развитии?

24. Дайте характеристику древнерусской культуры и назовите ее главные достижения.

25. Как Русь попала под ордынское иго? В чем выражалось это иго

каковы его последствия?

26. Как был отражен натиск на Русь с запада?

27. Перечислите предпосылки объединения Руси. Опишите ход этого

объединения.

28. Почему Москва стала центром объединения? Какую роль в возвышение Москвы сыграл Иван Калита?

29. В чем значение Куликовской битвы?

30. Как завершилось складывание единого государства на Руси? Ка­кие изменения в государственном управлении произошли при этом"."

31. В чем значение деятельности Ивана 111? Дайте характеристику его внешней политики. Как Русь освободилась от ордынского ига?

32. Каковы основные достижения русской культуры канна XIII - на­чала XVI в.?

33. Перечислите главные события истории Индии, Китая и Японии и Средние пека. В чем особенности внутреннего развития этих стран?

РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

3. Общественный строй Китая накануне вторжения иностранных держав

После маньчжурского завоевания характер социально-экономических отношений в Китае не претерпел кардинальных изменений. Это в равной мере можно отнести к сфере как городской экономики, так и аграрного строя. В этом смысле можно говорить о едином минско-цинском периоде в истории Китая. Для этого времени, с точки зрения функционирования экономических и социальных институтов, характерно действие тех же тенденций, которые сложились в стране в послесунский период. Они характеризовались возрастанием значения интенсивного поливного рисоводства, прогрессирующим увеличением численности населения, деградацией технологической основы сельскохозяйственного производства.

В соответствии с традицией и в цинский период все земли делились на две категории: народные (минь) и чиновничьи или государственные (гуань). Основой экономической и социальной жизни в деревне продолжала оставаться китайская клановая община, покоившаяся на совместном владении землей и родственных связях, объединявших общинников. Земли, находившиеся в коллективном владении, как правило, обрабатывались совместно, а также сдавались в аренду членам общины или жителям соседних деревень. Арендная плата, собиравшаяся с общинной земли, принадлежала всему деревенскому коллективу. По установившейся традиции коллективные земли, реально принадлежавшие общине, включались в категорию гуань, т.е. с них, как и с других земель, входивших непосредственно в казенный фонд, поземельный налог не собирался.

На характер использования доходов от земли указывало само название той или иной формы коллективного землевладения. Получили распространение, например, «училищные» земли, доход от которых шел на содержание деревенской школы, оплату услуг учителя, помощь талантливой молодежи, желавшей продолжить образование, испытать себя на государственных экзаменах, если у родителей не было средств.

Доходы от «храмовых» земель использовались для религиозных церемоний в деревенском храме предков, а от «благотворительных» - предназначались для помощи наименее обеспеченным членам общины. Перечисленные категории земель в соответствии с нормами обычного права запрещалось продавать и покупать без согласия всех общинников.

Коллективная земельная собственность под разными названиями была распространена во всем Китае. Однако особенно заметную роль она играла в провинциях центрально-южного Китая, где преобладало поливное рисоводческое земледелие. В некоторых провинциях коллективные земли составляли около половины всего земельного фонда. Особенно велика была роль коллективного землевладения в таких провинциях, как Гуандун, Фуцзянь и Чжэцзян. Помимо коллективного владения пахотной землей община контролировала невозделанные угодья, лесные, неудобные для обработки земли.

В китайской деревне важная роль принадлежала и совместному труду. В особенности это характерно для поливного рисоводства, когда в период посева рисовой рассады, весьма непродолжительный, несколько соседних семей объединяли свои трудовые усилия. Большую роль играла также коллективная деятельность по поддержанию в порядке систем искусственного орошения, характерная для большинства сельских районов Китая. Наличие коллективной земельной собственности, совместная работа - все это было истинным фундаментом деревенской жизни, сплачивало членов общины, препятствовало росту социальной дифференциации.

Кроме коллективного в общине существовало также индивидуальное землевладение. Частные земли разрешалось продавать и сдавать в аренду, однако обычное право обязывало землевладельца перед продажей земли предварительно заручиться согласием на это членов общины и предложить землю для покупки сначала кому-нибудь из них. В деятельности этого института проявлялись владельческие притязания общины на индивидуальное землевладение и стремление сохранить в неприкосновенности земельный фонд общины в качестве единого целого.

Еще одной важной чертой китайской общины являлись родственные связи, объединявшие, как правило, всех жителей деревни. Основной формой этих связей продолжал оставаться патронимический клан-группа родственных семей, происходивших от одного предка придерживавшихся обычая экзогамии. В организации клановых отношений между северными и южными районами Китая существовали определенные отличия: к северу от Янцзы деревня состояла из нескольких кланов, к югу - клан и деревня чаще всего совпадали.

Клановые отношения получали воплощение в культе предков и сопутствовавших ему религиозных церемониях и социальных институтах. Центром религиозной деятельности в деревне были храмы, чаще всего посвященные духам предков. Здесь в соответствии с традицией проводились церемонии, посвященные предкам - основателям патронимии, здесь же собирались все жители деревни или представители групп, составлявших ее, для решения общедеревенских проблем.

Иногда храмы предков использовались как школьные здания, в которых выходцы из клана, получившие образование, давали уроки грамоты своим юным сородичам. Храмы были и штабами, руководившими местными отрядами самообороны, предназначенными для защиты клана от разбойничьих шаек, вооруженных отрядов соседних кланов, а в некоторых случаях и от вторжения правительственных войск.

Всеобщее распространение общинно-клановых связей, являвшихся подлинной основой социальных институтов китайской империи, не противоречило наличию внутри общины (клана) различных форм господства и подчинения, эксплуатации. Основной формой этой эксплуатации в деревне была аренда-издольщина. Возникавшие внутри общинного коллектива арендные отношения маскировались принадлежностью эксплуататора и эксплуатируемого к одному клану. Нередко (особенно в южных районах) роль арендодателя играл богатый и могущественный клан, эксплуатировавший более слабую общину. В этом случае верхи и низы одной клановой группы объединялись, пытаясь удержать в повиновении подчиненную общину. В источниках зафиксированы многочисленные примеры борьбы между доминирующими кланами или же между сильной и слабой коалициями общин. Победа, одержанная одним из враждующих кланов в кровопролитных сражениях, обеспечивала присоединение новых земель, контроль над водными источниками, а также центрами местной торговли.

Сельская верхушка в китайской деревне состояла из двух основных групп. Первая - землевладельцы, происходившие в основном из разбогатевших общинников, сдававших землю в аренду. Часто, эксплуатируя арендаторов, они сами с помощью членов своих семей обрабатывали часть принадлежавшей им земли. Их образ жизни мало отличался от той жизни, которую вела основная масса крестьян-землевладельцев, о чем можно судить по материалам местных хроник. Весьма типичной была следующая ситуация. Ранним утром отец отдавал распоряжения своим сыновьям: один должен был пахать в поле землю, другой отправлялся на рынок в соседнее большое село, третий, самый способный, оставался дома и целиком посвящал себя изучению древних книг, готовясь к сдаче экзаменов на получение ученого звания.

Вторая доминирующая социальная группа -землевладельцы, составлявшие образованную часть китайского общества, обладатели ученых званий и чиновничьих рангов. К этой группе относились также выходцы из общин (разумеется, чаще из могущественных кланов), которым удалось получить образование и сдать экзамен на получение ученого звания, что было стандартным путем, открывавшим доступ к чиновничьей карьере. Они именовались шэньши (т.е. «имеющие пояс», что являлось внешним признаком принадлежности к образованной страте общества), образ жизни, поведение и одежда сильно отличали их от основной массы сельского населения. Те шэньши, которые являлись землевладельцами, также сдавали землю в аренду. Барская запашка и связанное с ней хозяйство помещичьего типа, как и крепостническая система, не получили в традиционном Китае сколько-нибудь широкого распространения.

Однако далеко не все шэньши были достаточно крупными землевладельцами, чтобы жить на земельную ренту. В этом случае источником их основных доходов являлось занятие «интеллигентным» трудом: они становились школьными учителями, репетиторами, готовившими соискателей к государственным экзаменам, руководили сельскими общественными работами, возглавляли отряды местной самообороны. Те, кто стали чиновниками и поступили на государственную службу, получали казенное жалованье и имели некоторые «побочные» источники доходов. В целом доходы группы шэньши от земельных владений вряд ли превышали одну треть от всех совокупных доходов этого социального слоя. Доходы от службы, земельных владений и предпринимательства распределялись соответственно как 3:2: 1. Несмотря на родственные связи, объединявшие верхи и низы общины, эксплуатация в деревне была жестокой. Арендная плата в зависимости от формы аренды колебалась от 30 до 70% урожая, составляя в среднем по стране 40%. Широко были распространены обременительные залоги за взятую в аренду землю, подношения землевладельцам при заключении арендного договора. Вместе с тем существовали и нормы традиционного обычного права, свидетельствовавшие о том, что не только арендатор, но и землевладелец нес определенные обязательства перед теми, кому он передавал для обработки свою землю. Эти нормы обязывали арендодателя в случае неурожая и стихийных бедствий снижать арендную плату или отменять ее вовсе, если урожай погибал полностью.

В позднеимператорский период в Китае подавляющую часть населения составляли самостоятельные крестьяне-землевладельцы, что являлось весьма существенной чертой аграрного строя страны. В целом же господствовало мелкое и среднее землевладение. Большинство арендодателей владели 50-100 му земли (3-6 га), а крестьяне имели в среднем 10-20 му (0,6-1,2 га). Крупные землевладения, насчитывавшие сотни или тысячи му, были исключением и не определяли характер аграрных отношений. Как правило, землевладельцы-арендодатели занимались в деревне ростовщичеством, а сама ростовщическая эксплуатация наряду с арендой являлась вторым важнейшим источником процветания деревенских верхов.

Самостоятельное крестьянство владело более чем половиной пахотных земель и составляло более половины всего сельского населения. Хозяйства таких крестьян-землевладельцев были наиболее широко распространены к северу от Янцзы, где роль арендных отношений была неизмеримо менее значительной, чем на юге.

Все землевладельцы обязаны были платить налоги. Основным являлся единый подушно-поземельный налог, введенный в первой половине XVIII в. Его величина исчислялась в зависимости от количества и качества земли, находившейся во владении того или иного двора. Вносить налог за землю были обязаны все категории землевладельцев, включая и те группы, которые можно отнести к господствующему классу. Не делалось исключения и для шэньши, которые освобождались только от трудовых повинностей, но за ними сохранялось их главное обязательство перед государством - служить ему, исполняя труд ученого-книжника или чиновника-бюрократа.

Подушно-поземельный налог являлся одной из форм ренты-налога и свидетельствовал о том, кто же являлся верховным и истинным собственником земли в императорском Китае. Таким собственником было государство, в сущности, сдавшее землю в аренду тем, кто фигурировал в налоговых реестрах в качестве владельцев. С этой точки зрения между шэньши, землевладельцем-арендодателем и рядовым крестьянином не было существенных отличий - все они были всего лишь держателями государевой земли.

Часть пахотных земель (примерно 10%) принадлежала непосредственно императорской фамилии, а кроме того, маньчжурской аристократии, офицерам и солдатам маньчжурских войск. Земли императорских поместий обрабатывались прикрепленными к ним крестьянами. Так же обрабатывались и земли служивших в «восьмизнаменных»- войсках маньчжуров, которые помимо этого широко использовали труд многочисленных рабов, захваченных ими в период борьбы за завоевание Китая. «Восьмизнаменные» земли были расположены главным образом в районах Северного Китая и вокруг 72 городов, признанных стратегически важными центрами. В них размещались маньчжурские гарнизоны, солдатам и офицерам которых в первые годы правления маньчжурской династии были переданы земли, конфискованные у местного китайского населения.

Как и в минский период, в цинском Китае была распространена еще одна форма казенного землевладения - военные поселения-, земли которых обрабатывались воинами пограничных гарнизонов. Однако эти отношения, привнесенные в Китай завоевателями-кочевниками, не могли сколько-нибудь существенно изменить традиционный общественный строй. На протяжении XVIII - начала XIX вв. рабство все в большей мере приобретало черты крепостных отношений, а особый статус «восьмизнаменного» землевладения был ликвидирован в середине XIX в.

Процесс социальной дифференциации, естественным образом протекавший в клановых общинах, приводил к формированию на одном полюсе общинных богатых верхов, на другом - малоземельного и безземельного бедного крестьянства. Эти явления, отчетливо наблюдаемые на всем протяжении истории императорского Китая и подчиненные закономерности циклического движения, так и не привели к разложению общинно-клановой основы социальной жизни китайского общества. Этому препятствовало государство, заинтересованное в сохранении традиционной социальной структуры и являвшееся высшим собственником земли. Этому процессу оказывали противодействие и сами общинные институты, тормозившие процессы имущественной дифференциации между верхами и низами общины при помощи системы взаимопомощи, благотворительности и т.д.

В организации городского ремесла на протяжении XVII-XVIII вв. также не произошло глубоких перемен по сравнению с периодом правления минской династии. Торговое и ремесленное население объединялось в корпоративные организации (хан), при создании которых важную роль играли клановые и земляческие связи. Характерной чертой китайских городских корпораций (впрочем, как и в подавляющем большинстве других стран Востока) было господство цехо-гильдий, когда ремесленник, как правило, являлся и продавцом собственной продукции, что свидетельствовало о незавершенности процесса отделения торговли от ремесла.

Торгово-ремесленные корпорации, обладавшие правами внутреннего самоуправления, являлись, по существу, организациями, предназначенными для сбора налогов и отбывания повинностей в пользу казны. Частное ремесло (сы), как и частное землевладение (минь), было обложено многочисленными налогами и повинностями. Подобно крестьянину, частный ремесленник был беззащитен перед властями, имевшими право привлечь мастера из самой отдаленной провинции к работе на столичных казенных предприятиях. При этом только на дорогу могло уйти несколько месяцев. Власти придирчиво контролировали частные ремесленные предприятия, перераспределяли его доходы в пользу государства, производя «закупки» ремесленной продукции по ценам, значительно уступавшим рыночным.

Как и в предшествующие эпохи, маньчжурское правительство продолжало руководствоваться традиционной теорией, согласно которой земледелие являлось основным, а торговля и промышленность - вспомогательным занятием подданных. Процветающий предприниматель и купец рассматривались властью не как опора трона, а, скорее, как нежелательные и даже потенциально опасные для устоев государства социальные фигуры. Поэтому китайские города не обладали особым правовым статусом, способным обратить их не только в центр экономической жизни, но и в автономный от властей центр политической активности. В этом смысле сколько-нибудь существенная разница между городом и деревней отсутствовала. Управление в городе возлагалось на чиновников, присланных из столицы и являвшихся в равной мере всесильными как в городе, так и в деревне.

Пренебрежительное отношение к частной ремесленно-торговой деятельности проистекало также из того, что императорский двор использовал развитый казенный ремесленный сектор, а это позволяло не зависеть от частного ремесленного производства. Казенные предприятия действовали в различных отраслях производства и вполне обеспечивали маньчжурский двор, высшие слои чиновничества и армию. В условиях господствовавших социальных отношений имущество и жизнь предпринимательских групп населения ни в коей мере не были защищены законом. Последнее обстоятельство являлось весьма серьезным препятствием на пути становления капиталистических отношений.

Правление цинской династии не внесло ничего существенно нового в характер политического строя китайской державы, продолжавшей оставаться «восточной» деспотией. Самодержавный правитель пользовался неограниченной властью, а управление страной основывалось на классических формулах, появившихся еще в древности и переживших века. Они звучали так: «В Поднебесной нет земли, кроме той, что принадлежит государю» и «Все живущие на этой земле являются подданными государя». Эти определения, ставшие отправным пунктом законодательства цинского Китая, отражали огромную роль государства и его правителя, который являлся одновременно верховным собственником всех земель и неограниченным властелином своих подданных.

Цинский правитель в соответствии с китайской традицией именовался Сыном Неба, что прямо указывало на его Божественное происхождение, и считался лицом священным, посредником между Небом и людьми. Концепция Божественной сущности не только императорской власти, но и самого верховного правителя усиливалась в силу того, что он играл роль верховного жреца, совмещая таким образом политические и сакральные функции. Это находило выражение в следующем: дважды в год верховный правитель возглавлял самые важные, с точки зрения китайцев, религиозные церемонии, отправлявшиеся в столичных Храме Земли и Храме Неба. В них император проводил ритуальную борозду по специально подготовленному для него полю, что символизировало благополучное начало сельскохозяйственных работ, возносил моления и приносил жертвы Небу, призывая его быть милостивым к его подданным. В соответствии с законом под страхом смерти было запрещено произносить вслух собственное имя императора, который именовался по девизу его правления. Например, первый маньчжурский император правил под девизом «Шуньжи», что в переводе означает «благоприятное правление». Подданным, не приближенным ко двору, было запрещено видеть лицо правителя, поэтому во время следования его кортежа окна и двери домов следовало наглухо закрывать.

Сын Неба, совмещавший в своей деятельности верховное законодательное и административное начала, опирался на два совещательных органа: императорский секретариат и военный совет. Стремясь привлечь на свою сторону представителей китайской ученой элиты, маньчжуры пытались соблюсти видимость равноправия. По этой причине в состав императорского секретариата входило равное число сановников-китайцев и маньчжуров. Однако при вынесении окончательных решений императоры все же в большей степени полагались на советы из числа наиболее приближенных членов императорского дома и высшей маньчжурской знати. После учреждения в первой трети XVIII в. военного совета, при назначении которого принцип пропорциональности не соблюдался, именно к нему перешли функции основного совещательного органа при императоре. Опираясь на традиционную для Китая систему управления, маньчжуры, насчитывавшие накануне завоевания империи всего лишь 700 тыс. человек, утвердили свое господство над китайским народом. В сущности, это была система национального гнета, которой народ Китая упорно сопротивлялся.

Система центральных органов управления в своих основных чертах также оставалась прежней. Осуществляя свою власть, маньчжурские правители опирались на систему органов управления, состоявшую из шести ведомств: церемоний, чинов, налогов, судебных, военных дел и общественных работ. Сведения со всей страны поступали в одно из соответствующих министерств, обрабатывались там в виде меморандумов, проектов указов и ложились на стол императора, который и принимал окончательные решения. Несмотря на огромные масштабы империи и сложность системы государственного управления, император был хорошо информирован о происходящем в державе, которая была вполне «управляемой». Благодаря системе почтовых станций, повсеместно созданной военным ведомством, самые важные известия оперативно поступали из провинций в столицу. К примеру, наиболее важные депеши могли быть доставлены в столицу из далекой провинции Гуандун в течение всего лишь двух недель.

Подписанные императором указы оглашались со стены, ограждавшей с юга императорский дворец, именовавшийся Закрытым городом. После этого специально назначенный для исполнения данной процедуры чиновник вкладывал свиток с текстом указа в клюв изваяния феникса. Далее изваяние птицы на веревках спускалось вниз со стены, свиток почтительно извлекали из клюва и уносили в глубь дворцового комплекса. Считалось, что с этого момента указ вступал в законную силу и его следовало принять к неукоснительному исполнению.

В административном отношении китайская держава делилась на 18 провинций, во главе которых были поставлены губернаторы. В некоторых случаях несколько провинций объединялись в наместничества, возглавляемые наместником. Каждая провинция в свою очередь делилась на десять областей, которых таким образом насчитывалось 180, а область состояла из уездов, во второй половине XVIII в. их было примерно полторы тысячи. В ведение провинциальных и уездных органов управления были поставлены те же сферы государственного управления, что и в столице. Провинциальная управа состояла из следующих отделов: финансового, образования, государственных монополий.

Управление на местах осуществлялось уездными администрациями. Их деятельность затрагивала вопросы налогообложения, отправления судебных функций, образования, организации государственных экзаменов на получение ученого звания. В зависимости от величины уезда его административный персонал мог насчитывать от 200 до 2 тыс. человек. Наряду с деревенским самоуправлением, основанным на действии клановых институтов, которые непосредственно не подчинялись уездной администрации, в сельской местности (так же, как и в городе) действовала система баоцзя - круговой поруки. Население было объединено в группы, состоявшие из десяти дворов, члены которых несли ответственность друг за друга при выплате налогов, отбывании повинностей, в случае нарушения законов. Во главе десятидворок, в свою очередь объединенных в стодворки, стояли старосты. Они несли личную ответственность перед уездным чиновничеством за происходящее на вверенной их попечению территории.

Укрепляя систему баоцзя, бывшую традиционной формой коллективной ответственности подданных перед государством, цинские правители Китая стремились противопоставить ее естественно возникшей и исконно существовавшей форме коллективности - клановой общине. Община не признавалась в качестве административной единицы, по этой причине чиновники доводили распоряжения до местного населения, используя структуры, связанные со стодворками и десятидворками. Однако их исполнителями являлись именно общинники, объединенные не столько системой баоцзя, сколько институтами кланового самоуправления.

Весьма многочисленным населением империи, которое к концу XVIII в. по подсчетам современных исследователей составило около 300 млн. человек, управляли всего 27 тыс. чиновников (20 тыс. - гражданские, 7 тыс. - военные). К сдаче экзаменов на получение ученой степени, что являлось необходимым условием для получения гражданского или военного чиновничьего ранга, допускалось все полноправное население, т.е. выходцы из семей, главы которых уже были обладателями ученого звания, а также те, кто принадлежал к земледельцам (нун), ремесленникам (гун) и торговцам (шан).

Система экзаменов, которая установилась с эпохи Тан, имела трехступенчатый характер. Экзамены подразделялись на уездные, провинциальные и столичные. Соискатели ученых степеней должны были продемонстрировать высокий уровень иероглифической грамотности и глубокое знание классических произведений, входивших в состав так называемого «Девятикнижия», включавшего исторические и философские трактаты древности. Реальные надежды на получение чиновничьего ранга и соответствовавшей ему должности имели главным образом лишь те, кто успешно сдал экзамены в провинции или столице, что было связано со сравнительно немногочисленной номенклатурой чиновничьих постов. Все чиновники цинской империи включались в. соответствующие списки, в которых отмечались основные этапы их карьеры. Эти списки обновлялись в основном один раз в три года, что было связано с периодичностью государственных экзаменов. Точно так же - один раз в три года - производилась переаттестация чиновничества. Она завершалась решением ведомства чинов и утверждалась императором - о повышении, понижении, оставлении на прежнем месте или увольнении в отставку того или иного администратора.

После окончания службы чиновник, как правило, стремился вернуться в родные места, где занимал видное положение в «неофициальной» администрации - органах деревенского (кланового) самоуправления. В старом Китае была популярна поговорка, ярко отражавшая подобные устремления образованных людей: «Что может быть лучше, чем вернуться в родную деревню в ореоле славы и в богатом халате». Под руководством шэньши общинники занимались ирригационным строительством, а также другими общественными работами. Чиновники, вышедшие в отставку, нередко становились преподавателями деревенских школ, составителями общинных хроник. Часто они выступали защитниками интересов односельчан перед лицом местной официальной администрации.

В цинском Китае чиновники, находившиеся на государственной службе, получали жалованье в денежной и натуральной форме, но отнюдь не земельные владения. И хотя размеры жалованья были сравнительно незначительными, однако после нескольких лет службы чиновник нередко становился вполне состоятельным человеком. Путь к богатству лежал через получение различных подношений, которые далеко не всегда рассматривались как прямые взятки, и присвоение части налоговых сборов с населения. Часто после выхода в отставку шэньши приобретали земельные владения и делали богатые подарки родному клану, включая и передачу в дар земельных владений. Именно таким образом общины и кланы увеличивали фонд общественных земель - клановых, храмовых, училищных, благотворительных и т. д. В клановых хрониках некоторых районов Южного Китая прямо указывалось, сколько земли должен преподнести в дар сородичам удачливый и наделенный талантом соискатель ученых званий и чиновничьих рангов.

Социальная структура цинского общества претерпела, собственно говоря, незначительные изменения по сравнению с минским периодом. Тем не менее некоторые отличия существовали. В цинском Китае появилась новая привилегированная часть населения, состоявшая из завоевателей-маньчжуров. Они составляли замкнутую страту. Браки между маньчжурами и китайцами были запрещены, точно так же, как и продажа коренному населению принадлежавших маньчжурам земель. В отношении маньчжуров действовали особые установления, отмечавшие их привилегированный статус.

На протяжении конца минской и цинской эпох несколько изменилось положение торгово-ремесленных слоев населения. Хотя правительство и продолжало относиться к неземледельческой деятельности настороженно, тем не менее им была предоставлена возможность войти в состав элиты (господствующего класса) китайского общества позднеимператорской эпохи, состоявшей из книжников-чиновников, землевладельцев-арендодателей и богатых торговцев.

В цинском Китае половина чиновников, получивших высокие ученые звания, являлись выходцами из семей, в которых в течение нескольких поколений не было шэньши. Другая группа господствующего класса - землевладельцы-арендодатели - вообще законодательно не выделялась особо, а рассматривалась как часть слоя землевладельцев. Торговцы также не являлись замкнутым слоем, и вложение капитала в землю вполне могло превратить их в землевладельцев, что и воспринималось в качестве важного мотива предпринимательской деятельности.

Основные юридические нормы, определявшие принципы государственного управления, были заключены в сводах законов цинского Китая. В их основу были положены минские законы, восходившие к законодательству танского Китая. Дополненные и усовершенствованные своды законов цинской империи были зафиксированы более чем в тысяче глав, которые в свою очередь содержали тысячи статей. Однако попытки найти в этом огромном законодательном своде намек на определение прав подданных китайской империи были бы безрезультатными. Традиционные китайские законы - это всего лишь перечень наказаний за нарушение прав одной инстанции - китайского деспотического государства.

Итак, с точки зрения фундаментальных социальных институтов китайское общество императорской эпохи представляется стабильным. Это была социальная структура, в основе которой лежали клановые общины, объединенные имперской государственностью. В качестве социального слоя, обеспечивавшего противоречивое соединение этих двух начал, выступали книжники-чиновники, каждый из которых на протяжении собственной жизни мог представлять общину (до поступления на государственную службу и после отставки) или государство (в период нахождения на службе). Именно эти черты общественного строя традиционного Китая циклически воспроизводились в его истории.

Сказанное, однако, не означает, что императорский Китай - это общество, не знавшее развития. В его истории сменялись династии и философские учения, совершенствовались искусства, углублялись знания об окружающем мире, появлялись новые религиозные системы, постепенно совершенствовалась технология сельскохозяйственного и ремесленного производства. Наконец, китайскую историю характеризовало чисто пространственное развитие, приведшее к образованию в XVIII в. огромной по территории и численности населения империи.

Однако истинной доминантой, определявшей то, что можно назвать развитием императорского Китая, были явления, связанные с положением и ролью китайской бюрократии. Иначе говоря, развитие императорского Китая - это история развития слоя шэньши и всех сопутствовавших этому слою социальных институтов: системы государственных экзаменов, конфуцианского образования и т.д. С этой точки зрения цинский Китай являлся в какой-то мере воплощением представлений Конфуция об обществе, где не родовитость и богатство, а знания и образованность лежат в основе достижения высокого общественного положения. Этот исторический опыт был радикально отличен от процессов, составлявших суть европейской истории в период средневековья, где развитие определялось утверждением института частной собственности и рынка, ставших основой перехода Западной Европы к буржуазному обществу.

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 27. Общественный строй Новгорода Население Новгорода и его земель делилось по своему имущественному положению на две группы: людей лучших, или вящших, и людей молодших, или меньших. К первой группе принадлежали новгородские бояре, житьи (или житые) люди и добрые купцы.

Из книги По следам древних культур [с иллюстрациями] автора Коллектив авторов

Общественный строй Для скифо-саков характерно продолжающееся разложение родового строя при наличии родовых старейшин и военачальников. Это представление об общественном строе скифо-сакскнх народов вполне подтверждается исследованием курганов, найденных в долине

автора Авдиев Всеволод Игоревич

Экономика и общественный строй Естественные условия восточной части Малой Азии в значительной мере способствовали развитию скотоводства, как преобладающей формы хозяйственной жизни местных племён. Ещё Страбон отметил, что области Малой Азии, «лишённые растительности,

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Хозяйство и общественный строй Источники того времени позволяют восстановить хозяйственный и общественный строй Китая. В период существования государства Чжоу основной отраслью хозяйства было земледелие, достигшее значительного развития. В позднейших легендах

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Общественный строй Вавилонии в VII–VI вв. до н. э Вавилонское общество VII–VI в. до н. э., как и ранее, состояло из свободных полноправных граждан, «царских людей» и рабов. К числу первых относились почти исключительно члены нескольких крупных городских граждански-храмовых

Из книги Заря славянства. V - первая половина VI века автора Алексеев Сергей Викторович

Общественный строй О социальном устройстве праславянского общества к началу V в. судить трудно. Единственным реальным источником для нас являются данные языка, позволяющие выделить древние общеславянские термины, обозначающие социальные реалии, и ранние заимствования

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Общественный строй 2.1. Характер общественного строя. Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В. И. Горемыкина), другие

автора Воробьёв Михаил Васильевич

Из книги Япония в III-VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир автора Воробьёв Михаил Васильевич

автора Музыченко Петр Павлович

2.6. Общественный строй Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

3.3. Общественный строй Как и в Киевской Руси, все население Галицко-Волынской земли делилось на свободных, полузависимых (полусвободных) и зависимых.Свободные. К свободным относились господствующие социальные группы - князья, боярство и духовенство, часть крестьянства,

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

4.2. Общественный строй Господствующие слои населения. Высшую социальную группу населения в Литовско-Русском государстве составляли потомки украинских удельных князей, сохранившие крупные земельные владения. Вместе с литовскими князьями они образовали социальную

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

5.2. Общественный строй Установление бесконтрольного господства польских магнатов и шляхты на украинских земляк после Люблинской унии 1569 г. привело к существенным изменениям в общественном строе.Господствующая социальная группа. К ней прежде всего принадлежали

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

7.2. Общественный строй Те изменения, которые наметились в общественном строе в годы Освободительной войны, были завершены во второй половине XVII - середине XVІІI в.Господствующая социальная группа. Массовое оказачивание украинской шляхты во время войны, социальное

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

8.2. Общественный строй После уничтожения остатков автономии Украины в составе Российской империи общественный строй приводится в соответствие с общественным строем России. Официально все население Российской империи состояло из четырех сословий - дворянства,