Вячеслав Семенчук: “Образ скандальности привлекает внимание – хуже всего быть нейтральным”.

Вячеслав Семенчук

101 способ раскрутки личного бренда. Как сделать себе имя

Руководитель проекта А. Ефимов

Корректор С. Мозалёва

Компьютерная верстка К. Свищёв

Арт-директор Л. Беншуша

© Вячеслав Семенчук, 2015

© ООО «Интеллектуальная Литература», 2015

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

* * *

Предисловие

Часто можно услышать такую точку зрения: если ты отличный специалист, беспокоиться не о чем – у тебя всегда будет работа, клиенты и деньги. В общем, будет все, что нужно. Да неужели? Почему же так много умных и талантливых людей, профессионалов своего дела, живут в бедности и неизвестности? Почему клиенты и деньги сами их не находят?

На эти возражения следует объяснение: «Ну… просто им нужно быть увереннее, правильно себя преподносить, рекламировать, пиарить, продавать…» Стоп-стоп! Вы же только что говорили, что достаточно быть отличным специалистом и все придет само! Выходит, нужно что-то еще?

Давайте не будем себя обманывать. В наше время мало быть хорошим специалистом. Человеку, желающему преуспеть, нужно быть профессионалом своего дела, но профессионализм – это только фундамент, на котором строится все остальное, то есть «что-то еще».

Строительство некоторых домов не двигается дальше фундамента. Они остаются пустым местом, поросшим травой. Вы хотите для себя такого же будущего на профессиональном поприще? Если нет – стройте выше!

Станьте не просто профессионалом – станьте экспертом в своем деле. Получилось? Отлично! Теперь становитесь известным экспертом, потому что мир принадлежит тем, кого знают, кому доверяют, с кем советуются и потребители, и коллеги. Нужно быть человеком-брендом, имя которого говорит само за себя.

В этой книге вы найдете 101 способ раскрутки личного бренда. Я написал ее, поскольку знаю: данная тема у всех на слуху, но многие люди терпят неудачи в создании бренда эксперта. Проблема в том, что они прислушиваются к советам, которые трудно применить на практике.

Например, брендологи говорят: «Хотите стать брендом? Относитесь к себе как к востребованному товару, который нужно продать» (или к проекту, который нужно раскрутить, или к компании, которую нужно сделать всемирно известной).

Вам нравятся такие советы? Мне – нет. Человек не хочет представлять себя вещью. Никому не под силу часами воображать себя бутылкой пепси-колы. Так можно подурачиться несколько минут, но запас терпения быстро иссякнет. Вы не сможете годами думать о себе как о товаре, проекте или компании.

Некоторые брендологи говорят, что мир можно представить как супермаркет, на полках которого размещено множество специалистов, но только часть из них становятся популярными. Другие еще больше усложняют задачу, советуя почувствовать себя и товаром, и продавцом одновременно. Ну, ребята, от таких советов можно с ума сойти!

Мы очеловечиваем вещи, поднимая их до своего уровня, а не опускаем себя на уровень вещей. У нас машина называется «моя девочка» и «моя красавица». Когда в телефоне села батарея, мы говорим: «О, дружище, да ты совсем проголодался!» Сломанный гаджет – это «труп». И тут как гром среди ясного неба: «Хочешь стать брендом? Представь, что все хотят тебя так, будто ты “порше”». И человек впадает в ступор. Разве он похож на «порше»? Да это же «порше», как он!

В рекламе шоколадных драже M&M’s мы видим конфеты в образе очеловеченных персонажей. У них есть руки и ноги. Они сидят на диване, болтают ногами и языками, размышляя вслух о том, кого из них первым съедят. И при этом очередной брендолог предлагает нам представить себя вкусной конфетой? «Нет уж, – решает подсознание. – Я в эти игры не играю». И в результате попыток сделать себя желанным товаром мы терпим поражение за поражением.

Я не буду вам советовать представить себя вещью, несмотря на то что законы рынка одинаковы и для людей-брендов, и для компаний-брендов, и для товаров-брендов. Я предлагаю вам представить себя человеком, но не обычным, а необыкновенным.

Публике нужны герои и увлекательные персонажи! Люди-бренды, за которыми интересно наблюдать и с которых хочется брать пример. Люди-звезды, за которыми хочется следовать и которым можно сопереживать. Яркие личности, с которыми хочется дружить, работать и учиться. Обществу нужны лидеры, и я подскажу вам, как стать одним из них.

Наверняка вам интересно, откуда я сам все это знаю. Почему вы должны мне верить? Мне повезло: у меня были время и возможность применить большинство описанных здесь способов раскрутки личного бренда. С 14 лет я занимаюсь бизнесом. Сейчас я серийный предприниматель: постоянно запускаю стартапы, инвестирую в перспективные проекты и консультирую начинающих бизнесменов.

Недавно я открыл продюсерский центр Semench.uk, где помогаю молодым специалистам создавать личные бренды и становиться звездами бизнеса. Я пишу статьи и книги (моя первая книга «Автор бизнеса» рассказывает о построении компании-стартапа от а до я), вел колонку на портале Forbes , запустил образовательный проект Semenchuk.com и консалтинговый проект Semenchuk.net, выпускаю шоу «На приеме у стартап-хирурга», часто выступаю с докладами на профессиональных конференциях, вхожу в несколько закрытых клубов (Клуб финалистов конкурса «Предприниматель года» EY, Клуб лидеров, Клуб миллионеров, ЕЖЕ), преподаю в МГУ и бизнес-школах «Сколково» и RMA.

Сначала я не задумывался о том, что нужно создавать свой персональный бренд, и поступал как все. Когда я понял, что быть профессионалом мало – нужно еще быть известным, стать признанным экспертом с раскрученным именем и широкими связями, – я изменил свою стратегию. И в результате стал звездным бизнесменом, одним из самых успешных предпринимателей в России – всего за несколько лет!

Появление кошерной криптовалюты bitcoen стало самым хайповым событием на рынке криптовалют за последнее время. Чем же bitcoen отличается от остальных криптовалют и есть ли у него перспективы на рынке?

Bitcoen – запущенная серийным инвестором Вячеславом Семенчуком кошерная криптовалюта. Инвестиции в проект составили 500 тысяч долларов, блокчейн BITCOEN создан командой разработчиков Вячеслава Семенчука за 3 месяца, начиная с мая 2017 года.

*Коэны или кохены – еврейское сословие священнослужителей в иудаизме, состоящее из потомков рода Аарона. Коэны исполняли священнослужение сначала в Скинии, а впоследствии в Иерусалимском храме. (Википедия)

– Я сейчас понимаю, что к этому проекту логично вела вся моя деятельность последние 15 лет. Занимаясь стартапами в сфере IT, я сформировал отличную команду разработки и научился чувствовать тренды в обществе, понимать его потребности: мы знаем, каких продуктов не хватает на рынке, можем их быстро и качественно создавать, – рассказывает Вячеслав Семенчук о мотивах запуска проекта Bitcoen. – Поиск инвестиций для стартапов помог обрасти огромным количеством связей с крупными бизнесменами, многие из которых евреи. Ну и амбиции, конечно: до 30 лет я поставил себе задачу – сделать проект на миллиард долларов. Bitcoen будет больше, чем на миллиард, – он уже как минимум на 1,5 миллиарда.

Кому нужен bitcoen

Теоретически, создание кошерной криптовалюты выглядит вполне логично. Есть устоявшееся международное сообщество (евреи), у этого сообщества есть своя «боль»: бизнес идет по всему миру, нужен инструмент для взаимных расчетов и получения благотворительной помощи. Исторически так сложилось, что евреи живут и работают везде, но при этом стремятся к автономности. Собственная криптовалюта решает все задачи сообщества.

«Еврейская община всегда с интересом следит за развитием новых технологий. Если их использование не противоречит нормам еврейского закона и помогает человеку сделать жизнь более комфортной, то зачастую эти технологии находят применение среди членов общины, – прокомментировал стартап Семенчука пресс-секретарь Главного Раввината Михаил Лидогостер . – блокчейн-технологии и криптовалюты – не исключение. Руководством общины проявлен определенный интерес к созданию единой кошерной криптовалюты. На данном этапе проект находится на начальной стадии. Ведется создание экспертного совета, который займется обсуждением необходимости внедрения такой валюты в среду еврейской общины. Интерес к созданию данного финансового инструмента обусловлен тем, что он снимает ряд вопросов, связанных с использованием традиционных платежных средств, и делает удобными расчёты и фиксацию договоренностей между членами общины».

По словам создателя Bitcoen, криптовалюта на ICO еще не вышла, но несколько предложений о покупке команда уже получила.

« Я пришел к главному раввину РФ и рассказал о проекте, – говорит Вячеслав Семенчук. – Он ответил, что это им очень интересно. Далее я пошел к топовым бизнесменам и получил сильный интерес и с их стороны. Один даже предложил выкупить всю эмиссию, но так мы, конечно, поступить не можем».

В ходе ICO будут размещены 15-20 млн монет, а за 5 лет на рынок выйдут все 100 млн монет. В месяц будет выходить 1 млн монет.

«Единственный, кто может на это повлиять, – Совет шести, – поясняет Вячеслав Семенчук. – Входить в него будут уважаемые члены еврейской общины, и только они совместно могут принять решение о выходе на рынок очередной порции валюты».

Хайп или бизнес

За первый день пре-ICO команде Bitcoen удалось собрать более $50 тыс. Совершить покупку можно было только с помощью других валют.

«Фиатные (доллары, рубли, евро) деньги на этом этапе мы не брали,- сообщил Вячеслав Семенчук, – тем самым отбивая 95% желающих. На ICO планируем привлечь $15-20 млн. Через 5 лет капитализация проекта Bitcoen должна составить 1,5 млрд долларов. ICO запланировано на 9 октября 2017 года. Листинг на биржах обычно происходит в течении месяца после проведения ICO».

Однако больше предполагаемых – а значит, отнюдь не достоверных – цифр капитализации деловое сообщество заинтересовалось Советом шести, загадочным органом, который будет регулировать новую валюту и который часть СМИ тут же назвала контролирующим, практически обвинив команду Bitcoen в еврейском заговоре.

«Мы прекрасно знали, как отреагирует пресса на само название «Совет шести», – обозначает позицию Вячеслав Семенчук. – Разумеется, никакого заговора нет. Есть продукт для определенного сообщества, решающий задачи этого сообщества. Мы никого не ограничиваем – покупать bitcoen может кто угодно, но предполагаем, что 90% криптовалюты все же будет сосредоточено в руках евреев. Совет шести – это управляющий орган, понятный основной целевой аудитории. В него будут входить уважаемые евреи из разных отраслей. Есть основной кошелек, где хранится нераспределенная валюта, доступ (приватный ключ) к этому кошельку разделен на шесть частей, которые физически представлены в зашифрованных флешках и распределены между шестью хранителями – членами Совета шести. У них всего две функции. Первая – если они поймут, что выход новой части валюты из кошелька на рынок может повредить курсу, то могут принять решение временно не выводить ее. И вторая – предполагается, что команда проекта получит бонусы за выполнение KPI по созданию экосистемы, и Совет примет решение: достойна ли наша команда получить бонус».

Впрочем, еврейский заговор – не единственное, в чем обвиняют Семенчука. В криптосообществе регулярно возникают споры о том, кому принадлежит сама идея создания кошерной криптовалюты.

«Да, идея витала в воздухе и даже обсуждалась некоторыми бизнесменами, – признает Вячеслав Семенчук. – Но мы единственные, кто воплотил ее в жизнь. С юридической точки зрения проект Bitcoen также безупречен».

В конце августа на Википедии появилось анонимное сообщение.

Еврейское сообщество, говорилось в нем, «очень оскорблено тем, что Вячеслав Семенчук называет Bitcoen кошерным. Вячеслав также вводит в заблуждение людей, сообщая о согласии главного раввина России Берла Лазара взять валюту в сообщество и использовать ее для оплаты различных процессов внутри него».

«По моей информации, никто из членов общины, наделенных полномочиями выступать от ее имени, подобных заявлений не делал», – сообщил «Инвест-Форсайту» Михаил Лидогостер.

Капитализация блокчейн-экосистемы BITCOEN

«Мне интересно не просто вывести на рынок новые виртуальные деньги; задача глобальней. Мы хотим создать целую инфраструктуру вокруг bitcoen: собственный кошелек (впрочем, это не новая идея, свой кошелек есть у многих криптовалют), криптоакселератор, на базе которого предприниматели будут создавать новые продукты для нашего блокчейна; криптофонд, который будет заниматься инвестированием в эти продукты, – поделился планами создатель Bitcoen. – И криптобанк, который будет выдавать нуждающимся евреям беспроцентные займы и собирать 10% цдака. Мы создаем целую экосистему. В перспективе – создание полноценного маркетплейса: платформы, главным расчётным средством на которой станет BITCOEN. Идентификация и авторизация будет происходить за счет нашей системы COEN PASS, а информация о товарах будет храниться в рамках нашего блокчейна. При этом приоритет отдается кошерным товарам и услугам».

По мнению экспертов, перспективы Bitcoen пока туманны.

«Пока не совсем понятно: насколько данная критовалюта будет востребована сообществом, – комментирует операционный директор инвестиционной компании AKTIVO Артур Устимов . – Мы не знаем, как много людей будет пользоваться новой валютой в реальности, поэтому и предсказать ее перспективы сейчас достаточно сложно. На данный момент инвестиции в криптовалютные операции, как правило, относят к разряду рискованных. Сейчас я бы рекомендовал инвесторам вкладывать в криптовалютные инструменты в целом не более 15-20% от всего инвестиционного портфеля».

На прошлой неделе Вячеслав Семенчук собрал в ИТ Парке полный зал на свой мастеркласс о валидации идей, который прошел в ходе Kazan Startup Week . “МП” успел взять у него интервью.

Вы слово “огонь” в реальной жизни говорите, когда вам что-то нравится?

Мой виртуальный образ сильно отличается от реального. Часто со мной встречаются люди и говорят: “Ты совсем другой”. “Огонь” -- это моё фирменное слово, я часто использую его в социальных сетях, поддерживаю свой образ. В ходе своего выступления сегодня я ни разу его не произнес, например.

Да, и костюма хирурга тоже не было…

Костюм висит в комнате. Но он обязательно будет в субботу и воскресенье [Вячеслав проводил образовательную программу – прим. ред. ]. Образ хирурга очень хорошо у меня сработал. Вторая книга, которую я дописал буквально неделю назад, рассказывает, почему у каждого должен быть какой-нибудь костюм вроде моего халата, фирменное слово, как “огонь” и еще 99 других составляющих эксперта.

Это не та книга, которая сейчас выходит?

Нет, сейчас выходит книга “Автор бизнеса”. Я за это время переписал ее три раза. Потому что тема сложна тем, что тренды очень быстро меняются. И пока выпускали её, успел и вторую книгу написать. Она рассказывает о важности образа и его составляющих -- герб, имя, фирменное слово. У стартап-хирурга, например, Порш Кайен без фар – такая же важная составляющая образа, как Бэтмобиль у Бэтмена. Хирургмобиль получается.

Тогда расскажите про герб, который я увидел у вас в презентации.

Это реальный герб моей семьи. Я копался в интернете и нашел гербовник царских фамилий. В этом гербовнике их три тысячи. Оказалось, что Семенчук -- одна из них. Мой прапрадед был военным, и царь даровал ему возможность иметь герб.

У меня был вопрос про звезду Давида на ней. В царское время и черта оседлости для евреев была…

Я начал копаться в этом. В геральдике шестиконечная звезда -- знак доблести. И те пушки на гербе, и шестиконечная звезда -- это отношение не к еврейским корням, а к военной доблести. Хотя, возможно, я смогу переехать в Израиль и доказать свои корни там.

Про книгу. Каким тиражом ее печатаете?

Краудфандинг как на первую книгу будете запускать?

Думаю, что запустим. Почему нет? Это предзаказы и валидация книги. С книгой “Автор бизнеса” мне было интересно протестировать краудфандинг. Я три года говорил, что его в России нет. Оказывается, есть. Но не для всяких проектов. Миллионы долларов не соберутся, но фильм или книгу можно профинансировать.

Про наклейки и татуировку . Вы, кажется, так и не раскрыли в чем было пари?

Да. Мы с Катей Уколовой поспорили, кто больше продаст наклеек. Я победил -- продал наклейки на ноутбук на 130 тыс. рублей, аватарку в фейсбуке за 40 или 45 тыс., несколько постов, консультаций, ужин. Катя, кстати, эффективно продавала ужины. Ей с этим проще.

А что за победу в споре было положено?

Я не могу об этом говорить. Но это нематериальные блага.


У вас есть какая-то “теория числа 47”? Что это?

Это число, которое преследует меня на протяжении всей моей жизни. Я заметил это года три назад. Моя фотография в последней статье обо мне в журнале “Компания” размещена на 47 странице, в фильмах я замечаю, что бомбы разминируют на 47-й секунде. В журналах я замечаю, что страница 47 не отмечается, “47” в номерах телефонов у партнеров встречается очень часто. Это все позволило мне создать историю о том, что меня преследует число “47”. У меня есть группа в фейсбуке, где я выкладываю фотографии, показывающие, где и как я соприкасаюсь с этим числом.

Что тогда на 47-летие планируете?

Я пока ничего не планировал. Я пятилетками живу. В 25 лет у меня был план -- иметь стартап с капитализацией в 3 миллиона долларов, высшее образование и научную степень, семью, двое детей. Единственное, чего я не добился -- научной степени, мне не хватило усидчивости.

А семья как?

Я женат, у меня двое детей. Два мальчика -- старшему 4 года, младшему 1,5.

Про пятилетки, как вы их считаете? Каждый год планы меняете?

У меня была проблема. В 25-26 лет я не мог понять, чего хочу. Сейчас у меня есть пятилетка с 27 до 32 лет. Пока ничего не менялось в планах. В 25 лет у меня были какие-то житейские планы. Сейчас есть некий кейс -- по капитализации компаний, количеству проектов.

Долларовым миллиардером планов стать нет?

До 32-х -- нет. А вообще? Думаю, что эта цель появится. В 50 лет стать долларовым миллиардером -- почему бы и нет? Но сейчас у меня нет четких ступенек, как дойти до этой стадии.

Серийный предприниматель может стать в России долларовым миллиардером?

Почему нет? Тиньков, например. Серийный и продает свои компании.

Но у него все-таки количество проектов по пальцам одной руки можно посчитать.

Нужно идти поэтапно. Успешность проекта -- количество денег, которое он приносит на продаже. То, что проект разваливается без Олега, это уже не его проблемы. Олег получает объем денег, который позволяет ему встать на следующую ступеньку.

Сейчас вы много чего продаете -- домены, различные проекты. http://appstore.ru/ , кажется, уже полгода продаете. Находятся покупатели в это кризисное время? Зачем продаете?

Про Appstore.ru -- нет людей, которые готовы его поддерживать. Есть 2 покупателя, которые хотят забрать домен и пустить его под другой продукт. Но я этого не хочу.

Я где-то в фейсбуке прочитал, что вы забираете команду себе под другой проект.

Нет, совсем не так. Команда остается. Это, вообще, такой лайтовый проект, который генерирует немного денег, если им заниматься. Но не настолько много для того, чтобы им занялся я.

Избавляетесь от непрофильных для себя активов?

Скорее, от маленьких проектов, которые зависли на какой-то ступени и из которых надо было выходить чуть раньше.

В фейсбуке я недавно прочитал мнение Константина Синюшина о том, что нельзя вкладываться в проекты, которые работают в сфере с высокой степенью государственного регулирования. Это было про то, что Дневник.ру могут выгнать из московских школ. У вас есть какие-то подобные стоп-факторы?

Для меня -- трэвел. Маленький рынок, кризис -- люди начинают меньше ездить. Сейчас я вложился в проект по уборке, понимая, что в кризис это может схлопнуться. В проекты с жестким государственным регулированием я бы, наверное, не пошел. Хотя взять, к примеру, Lifepay . Принятие как позитивных, так и негативных для определенного бизнеса законов предсказать невозможно. Если бы Visa и MasterCard выгнали из России, то нам бы пришел конец, или было бы просто очень сложно. У меня появилось несколько седых волос на фоне этих новостей. С другой стороны, нам налоговая позволила сделать проект по социальной рекламе [а также внедрение ридеров с EMV-чипом, социальные программы с МинФином, онлайн-фискализация с ФНС -- прим. ред. ], которые в том числе продвигали Lifepay. Это -- позитив от государства. Дневник.ру действительно не повезло. Государство вложилось в свою систему дневников. Какому-то из чиновников захотелось отчитаться за эти деньги, выгнать Дневник.ру и поставить свою систему.

У меня нет каких-то запретных тем. Утрирую, но я, конечно, не буду вкладываться в продажу наркотиков или что-то противозаконное. Я хочу спасть спокойно -- мы платим налоги, всегда белые зарплаты и так далее. Мы часто делаем проекты для госструктур. У меня есть студия, которая до сих пор приносит деньги. Недавно делали крупный проект для Росатома.

В мае были слухи о продаже My-Apps . Сейчас проект ближе к продаже, чем тогда?

Это вообще странно появилось. Я был на выставке и получил звонок: “Семенчук продает”. Я решил поддержать инфоповод, раз уж утекло. На самом деле, я все проекты строю на продажу -- рано или поздно и My-Apps, и Lifepay будут продан.

А конкретно My-Apps стал ближе к продаже за эти полгода?

Да. Мы очень сильно изменили концепцию, стали больше зарабатывать, увеличился LTV (Life Time Value) клиента, они перестали отваливаться.

А есть какой-то срок, за который вам проект успевает надоесть?

Был период времени, когда я с головой ушел в Lifepay, и My-Apps мне стал менее интересен. Но сейчас мы придумали обновленную концепцию. Мы решали одну боль клиента -- “Как создать мобильное приложение?”, сейчас мы решаем другую -- “Как привлечь клиента с помощью mobile?”. Меня опять начало переть. Я честно для себя рассчитываю на три года в одном проекте. Но с My-Apps -- другая немного история. Вообще, думаю 5 лет на один продукт.

Кстати, как безболезненно “убрать” из проекта сооснователей? Вам же в My-Apps так пришлось сделать…

Да, нам пришлось ломать через коленку. Не все легко пережили смену концепции. Нужно основательно к этому подготовиться. У ребят изначально были не доли, а опционы. На каждом этапе мы перестраховывались -- если они перегорят, окажутся не нужны проекту, не выполнят обязательства, то они уйдут из проекта. Когда мы стали менять концепцию, пригласили Гришу [Ситнина -- прим. ред. ], мы пообщались с ребятами и сказали, что “вы, наверное, не готовы работать с этой концепцией”. Мы честно поговорили и, так как все кофаундеры были полноценными предпринимателями, ребята честно признались себе, что были бы неэффективны при смене концепции. Как подготовиться? Всегда нужно предполагать, что какой-то специалист может уйти, поэтому нельзя на одном человеке завязывать критические функции. Нельзя, чтобы только один технический директор знал, как функционирует ядро системы. И никого туда не подпускал. Это критично.

На что у вас не хватает времени из-за такой занятости? А хотелось бы?

Нет таких вещей.

Спорт, путешествия?

Спорт -- у меня нога сломана. А путешествую я в связи с работой. Образовательные проекты позволяют летать по всей стране.

На улице вас узнают?

Да, бывает. Луки часто пилят. На самом деле, часто подходят и просят совета.

Не раздражает?

Абсолютно нет. Я счастлив, когда такое происходит. Мой образ работает. Мое дело -- помогать предпринимателям. Самый прикольный случай произошел, когда РБК-ТВ снимали историю о моей жизни. Самые первые деньги я заработал, раздавая листовки у метро. Они меня попросили проделать это на камеру. Я начал их раздавать и тут же выстроилась очередь из прохожих, которые хотел бы, чтобы я их проконсультировал прямо на улице.

Недавно в фейсбуке прошумел мини-скандал из-за поста Сажина про-то как “Доктор на работе” украл и реализовал идею у стартапа ФРИИ. Ему грубовато ответил Федор Скуратов из ФРИИ, что так хвалиться “убийством” не стоит. Вы на чьей стороне?

Я хорошо общался со Стасом. Он очень хороший парень и классный стартапер. Но он решил усиливать свой образ одним из элементов, которые описаны в моей книге…

Бэдбоя?

Бэдбоя да, тиньковоподобный образ. Но он совершил одну тактическую ошибку. Я даже поддерживаю его выпад в сети -- это ок. Но, к сожалению, образ Стаса в офлайне также испортился. Он начал быть не просто бэдбоем, а говнюком по отношению к тем людям, которые его уважали и хорошо к нему относились. Он переборщил.

А почему вы считаете, что такой образ в интернете эффективен?

Пипл хавает. Образ скандальности привлекает внимание, ты получаешь бесплатный пиар. Хуже всего быть нейтральным.

То есть “Калинов -- хорошо, Фаге -- плохо”?

Да. По центру нельзя быть. Нельзя быть никаким. Я, например, удалился из Secret, но периодически мне присылают какие-то штуки, которые про меня пишут.

Самое бредовое из того, что писали?

Семенчук -- гей. Вообще, много всяких гадостей писали, но я рад, что пишут.

Я посмотрел, что количество упоминаний вашего имени выросло раз в 50 в этом году. Как так?

Я начал общаться и дружить с ребятами из ЦП. Любое общение со СМИ -- это доверие и взаимопомощь. У меня уже четыре года ротация на Бизнес-ФМ. Они мне могут позвонить в любое время, я отвечу. А те СМИ, которые аккуратно слили информацию про Lifepay, никогда больше не получат статьи и комментарии, которые я им писал. Они в черном списке. Если же мне пишут из “Цукерберг Позвонит”, то я всегда стараюсь как можно быстрее им ответить. В последний раз они меня спросили, что я коллекционирую и попросили сделать фотографию. Они ждали, пока я ее им пришлю, и не выпускали материал. Я забежал домой и первым делом сфотографировал тарелки, которые коллекционирую, а только потом, к сожалению, поцеловал сына.

Тарелки, которые коллекционирует Вячеслав

Вы любите жаловаться на плохой сервис в фейсбуке.